<< Пред. стр. 5 (из 14) След. >>
Сонар - Телевизор - Магнитофон - Круговая магнитная лента - Учитесь слушать - Соноскоп предметов - Где кошка? - Соноскоп событий - Другие события - Что происходит? - Слышать только одного! - Три докладчика - Шумовой квадрат - Позвони мне по барабану! - Действуй словом! - Оправдание словаСОНАР
Вообразим, что у нас есть сонар - уникальный улавливатель звуков. И вот мы его включили.
- Тишина! Послушаем, какие звуки окружают нашу комнату... Шум улицы за окнами, приглушенный гул разговоров и шагов в вестибюле, а наверху, на втором этаже, - еле слышны музыка и ритмичные притоптывания в танцевальном зале. А в общем - какой-то сумбурный, разнохарактерный шум, доносящийся до нас. Попробуем разделить этот сумбурный шум на составные части. Прислушайтесь к шумам улицы и постарайтесь отключиться от всех остальных звуков.
- Медленно проехала какая-то легковая машина (интересно, кто это не торопится? - наверное, туристы осматривают нашу историческую улицу...), а вот тарахтит мощный грузовик...
- Стоп. Выключили улицу. Танцевальный зал! Что там делается? Ясно - Зинаида Семеновна показывает, как надо откаблучивать "Яблочко". Кто же там топает, какой курс? Вероятно, режиссеры эстрады...
- Стоп. Включен вестибюль. А улицы нет, и зала нет, отключите их. Вслушайтесь в разговоры на мраморной лестнице. Вот безобразники, знают же, что идут уроки, а болтают в полный голос! О чем? Кто?..
- Теперь включите только звуки из танцевального зала.
- Только вестибюль!
- Переключайтесь по моей команде! Улица! Вестибюль! Улица! Зал! Вестибюль! Зал!..
ТЕЛЕВИЗОР
Только ли слуховыми восприятиями занимались мы в предыдущем упражнении?
Конечно, еще и зрительными - воображение помогало слуху. Теперь пусть звуки помогают изображению. Превратим наш сонар в звучащий внутренний телевизор.
- Назовите звуки... которые вам слышатся.
Мы в аудитории. Как бы ни казалось тихо вокруг, можно различить, если прислушаться, и легкие шумы улицы и звуки в коридоре, в соседних комнатах.
- Угадайте по звуку шагов, кто прошел мимо двери. Не бойтесь ошибиться, мы ведь не ясновидением занимаемся, а развитием воображения. Вот и вообразите, прислушавшись к шагам, что это за человек, каков он, почему идет, куда.
- Слышите далекий говор? Уличный спор или радостная встреча? Прислушайтесь к характеру разговора, решите, кто это спорит, о чем. Мысленно - примите участие в разговоре, поспорьте сами.
- Все ли видите на экране внутреннего зрения?
- Слушаем улицу!.. Топот бегущего человека, голоса вдалеке. Проехала машина, хлопнула какая-то дверь... А это что за человек? Куда он бежит?
Какая машина проехала? В каком направлении? Кто хлопнул дверью? Где, в каком окне воет и трещит радиоприемник? Кто там сидит возле него и накручивает рычажки?
- Переключаем телевизор с улицы на вестибюль. А там что делается сейчас? Послушаем отдельные звуки, и пусть одновременно фантазия включит изображение.
МАГНИТОФОН
В механизмах нашей памяти, среди других аппаратов, есть и самый вместительный в мире магнитофон - на нем записаны все звуки, которые мы когда-либо слышали в жизни. Звуки эти, правда, записывались чаще всего вместе с изображением (то есть происходила синхронная съемка, как говорят кинематографисты). Но сегодня мы - звукооператоры. Нас интересует прежде всего звук!
- Вспомнить шумы парохода, пение утренних и вечерних птиц.
Здесь три разных видения, три разных картины, которые надо вызвать в своем воображении для того, чтобы вспомнить звуки.
- Вы не можете представить себе "пароход вообще". Вы вспомните какой-то конкретный эпизод вашей жизни, может быть, полузабытый. Или - эпизод, увиденный в кино, по телевизору. Чем подробнее вы будете вспоминать его, тем ярче всплывут в слуховой памяти - и звук пароходного гудка, и топот матросов по палубе, и приглушенное тарахтение двигателя. А может, вы на берегу, провожаете пароход? Тогда вспомнятся другие звуки.
- Не огорчайтесь, если не удастся прослушать в памяти все рулады соловья от начала до конца. Нам достаточно и того, что зрительное воспоминание о вашей прошлогодней поездке по ягоды на Щучье озеро вызвало в слуховой памяти и тень былых звуковых восприятий, и отрывочки из птичьих концертов. А может быть наоборот: сначала придут воспоминания конкретных звуков, а затем они вызовут зрительную картину на вашем внутреннем экране.
- Ничего не слышите? Жаль, значит, вы никогда прежде не вслушивались в пение птиц.
- Вспомните шум деревьев в лесу. Да, конечно, слово "лес" сразу же вызвало в воображении какой-то уголок знакомого вам леса. Помогайте себе видениями и вспоминайте звуки... Лесная поляна. Ветер ерошит листья. Качаются и шелестят верхушки берез. Прислушайтесь к этим звукам. Слышите их?
- Вспомните лай собаки... А какую собаку вы вспомнили? Ах, неугомонного Шарика, верного спутника ваших каникулярных дней?
- Вспомните шум поезда. Мы едем в нем. Куда? В Репино, в "Пенаты "?
- Вспомните звуки подъезжающего трамвая. Вот он тормозит на остановке под вашим окном. Сорок седьмой?..
- Вспомните, какую мелодию мы слышим по радио перед трансляцией футбольного матча.
- Вспомните голос матери. Слышите? Она зовет вас.
- Не все сразу возникает в памяти? Не все так четко, как хотелось бы? Будьте терпеливы! Надо освоить свой внутренний магнитофон, научиться им пользоваться, чтобы он мгновенно отзывался на нажатие кнопки. Но до слуховых галлюцинаций доходить совсем не нужно. Звуки в воспоминании и не должны быть такими четкими, как в действительности. Достаточно и намека на звук, лишь бы мгновенно ожило воспоминание!
КРУГОВАЯ МАГНИТНАЯ ЛЕНТА
Полезное упражнение для индивидуального тренинга - наметить в определенном порядке несколько разных звуковых воспоминаний и переключаться от одного к другому, постепенно сокращая время настройки на звук.
Потом можно сделать "круговую магнитную ленту" в такой, например, последовательности звуков:
* шум проносящегося мотоцикла (куда он торопится?),
* бульканье воды, наливаемой из графина в стакан (опять у папы худо с сердцем!),
* гудки в телефонной трубке (занято! Кто же этот соперник, что постоянно висит на проводе?),
* музыкальные позывные последних известий по радио (сейчас узнаем результат футбольного матча!),
* снова - шум мотоцикла и т. д.
Пока механизмы памяти еще трудно поддаются произвольной регулировке, но можно подготовить "магнитофон" к этому упражнению - отрепетировать распознавание звуков. Послушать реальный шум мотоцикла, музыкальные позывные, несколько раз налить воду в стакан, позвонить по телефону - и закрепить в памяти все нужные звуки, чтобы они легче возникали, когда мы будем тренировать переключения.
Напомним здесь, что всякий чувственный образ и всякая память его - это всегда совокупность и зрительных, и слуховых, и иных восприятий, неотделимых друг от друга. Когда мы пытаемся произвольно вызвать в памяти какое-нибудь звуковое воспоминание, ему непременно будет сопутствовать и зрительный образ. Важно лишь, чему мы отдаем преимущественное внимание, что именно стараемся осознать в данный момент.
Наши задачи:
* Произвольно, по заказу, уметь вызывать в памяти зыбкий след любого слухового образа.
* Уметь произвольно и мгновенно переключаться от одного чувственного образа к другому.
УЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ
- Есть люди, которые не любят слушать, им гораздо интереснее говорить самим. Они томятся, когда все же приходится что-то выслушать в разговоре, но с нетерпением выискивают момент, когда можно перебить собеседника. Любопытное зрелище - диалог двух таких "перебивальщиков"! И есть люди, которые любят слушать. Разговаривать с ними - удовольствие. Замечено, что люди, умеющие слушать обладают более развитым интеллектом и воображением. Так что - учитесь слушать! Везде, всегда.
- Когда вы идете по шумной людной улице, попробуйте, не глядя по сторонам, лишь по доносящимся до вас звукам ясно представить себе зрительно, что происходит вокруг.
- Попробуйте улавливать звуки выборочно - слушать, к примеру, только шумы проезжающих машин, не обращая внимания на все остальное. Думайте, что это за машины, угадывайте, какие они, придумывайте, куда они едут, кто в них сидит.
- Прислушайтесь к шагам отдельных прохожих, но не смотрите на них. По характеру шагов - нафантазируйте себе внешний облик прохожего, и даже его мысли, его биографию. Угадайте, куда он идет. Не стоит из любопытства проверять свои фантазии и узнавать у прохожего, верно ли вы определили его профессию. Мы занимаемся в этом упражнении не ясновидением, а совсем другим, более плодотворным, делом - развиваем органы чувств, память восприятий, воображение и фантазию.
СОНОСКОП ПРЕДМЕТОВ
Этот фантастический прибор нашего воображения способен по звуку увидеть любой предмет.
- Отвернитесь. По какому предмету я стучу карандашом?.. А теперь?
Звуки разные - карандаш постукивает то по книге, то по столу, то по руке, то по авторучке, то по часикам.
Помогая осознанию связи между внутренними видениями и звуками, мы тренируем образное мышление.
ГДЕ КОШКА?
"Упражнение на слух: двое слепых слушают, где кошка? "
- Разделитесь на пары, решив, что вы за люди, где вы находитесь и зачем вам, слепым, слушать, где кошка. Глаза закройте или завяжите платком. Староста остался без пары, значит, ему и быть кошкой. Идите, староста, в коридор, тихонько царапайтесь в дверь, мяукайте.
- Для слепого - мир полон звуков, как для нас полон красок и очертаний. Вот и сейчас вы слышите звуки улицы за окном, далекие разговоры в вестибюле института, пение, доносящееся из вокальных классов. И где-то в этом мире звуков - ваша кошка. Надо услышать, понять - где она, что с ней.
Вас двое. Вдвоем легче. В чем ваше общение друг с другом? Только рука лежит в руке. Легкое касание - и рука узнает, в каком направлении соседу послышалось мяуканье, если вы сами не расслышали его.
СОНОСКОП СОБЫТИЙ
- По нескольким разным звукам нафантазируйте картину. Слушайте!
Один из учеников (он располагается в таком месте комнаты, чтобы его не было видно) "задает звуки", остальные - выстраивают цепочку событий по ним. Сначала ученики слышат, например, тихое насвистывание какой-нибудь мелодии, затем - резкий стук. Маленькая пауза. Громкий возглас: "Что это такое?"
- Откройте глаза. Что происходило?
- Шел человек по лесу, насвистывал. Вдруг - выстрел...
- Человек вошел в свою квартиру, ищет выключатель, чтобы зажечь свет, а выключателя нет. Споткнулся о детскую коляску. Понял, что забрел в чужую квартиру.
- Расскажите подробнее все, что видели в своем воображении. С начала до конца, последовательно, ничего не пропуская.
- Что за человек? Расскажите о нем так, чтобы мы увидели его. Вам он известен? Ведь мы увидим его только в том случае, если вы сами хорошо представляете себе, какой он. Он может быть вашим знакомым, а может быть придуманным только что. То и другое допустимо, лишь бы вы видели его и хотели, чтобы и мы увидели.
- Почему же раздался выстрел? Что там случилось в лесу?
ДРУГИЕ СОБЫТИЯ
К предыдущему упражнению, как и к остальным, нужно возвращаться на следующих занятиях, добиваясь все более полного и углубленного выполнения упражнения.
- Вспомните, какое событие произошло в лесу, когда человек услышал выстрел. Прокрутите в своем воображении эту "звуковую киноленту"! Свист, выстрел, пауза, голос: "Что это такое?".
- Теперь послушайте снова эти звуки, только учтите, что действие происходит не в лесу, а в поезде. Вспомните шум идущего поезда, когда вы стоите в вагоне у окна. Пусть это постукивание колес о рельсы идет как бы фоном от начала и до конца события. Звуки будут теми же, что и в лесу, событие же - другое. А человек - тот, о ком мы беседовали тогда. Вспоминаете его?
Ученики снова слышат прежние звуки - свист, резкий стук и после паузы тревожный возглас: "Что это такое?"
- Что произошло? Расскажите подробно так, чтобы мы увидели всю картину.
- Сейчас вы услышите те же звуки, но место события - ваша комната!
ЧТО ПРОИСХОДИТ?
Ученики делятся на две группы. Усаживаются так, чтобы одна группа не видела другой - спина к спине.
Первая группа "задает звуки", вторая - объясняет их.
В первой группе может быть ведущий, который дирижирует звуками. Группе дается две минуты на то, чтобы договориться о характере звуков.
Варианты этого упражнения:
* Педагог задает общую тему обеим группам. К примеру: "Действие происходит на карнавале". По звукам первой группы (какие бы ни были эти звуки) каждый из учеников второй группы рисует в своем воображении картины событий, происходящих на карнавале.
* Педагог задает тему только слушающим из второй группы. Первая группа, производящая звуки, не знает, что задано. Допустим, педагог предупреждает вторую группу, что все звуки, которые они услышат, будут раздаваться на пароходе, идущем по морю глубокой ночью. Какие бы звуки теперь ни услышали ученики, они должны оправдать их появление заданными обстоятельствами.
СЛЫШАТЬ ТОЛЬКО ОДНОГО!
Задание:
"Одновременно читают вслух два человека, одни слушают только одного, другие - другого".
Лучше всего, если читаемые тексты будут незнакомыми. Можно взять для этого новые газеты или журналы.
- Помните, что надо не только слушать, но и услышать. А услышать - значит понять, получить представление и непременно увидеть что-то на экране внутреннего зрения.
Настройте волну своего слуха на одного читающего. Второго вы тоже будете слушать, но слышать - только первого.
- Читающие, стоп! Кто из слушателей расскажет подробно и последовательно все, что услышал?..
- Что он пропустил?
Любопытно проверить, кто одинаково хорошо слышал того и другого одновременно. Всегда найдутся такие Юлии Цезари, однако всегда выясняется, что без тренировки по-настоящему хорошо можно было услышать только одного читающего.
ТРИ ДОКЛАДЧИКА
Три ученика садятся лицом ко всем остальным. Каждому из них педагог дает по газете и отмечает статью. По команде - трое одновременно, в течение двух-трех минут, читают вслух свои статьи. Все слушающие должны понять, что читает каждый. Каждый из читающих должен слышать и понимать двух остальных докладчиков.
В начале выполняется облегченный вариант - педагог говорит, кого именно из трех докладчиков должен слушать каждый из учеников. Докладчики тоже получают задания - каждый из них должен будет в конце упражнения рассказать о содержании статьи одного из своих соседей.
Другой вариант этого упражнения регулирует переключения слуховых восприятий и тренирует навыки отключения. Педагог дирижирует слушателями, включая их на слушание то одного, то другого из непрерывно читающих докладчиков. В этом случае докладчиков лучше усадить спинами к слушателям, чтобы видимая артикуляция не облегчала задачу. Включать внимание слушателей можно двумя способами: или указывая то на одного, то на другого, или командуя: первый! второй!
ШУМОВОЙ КВАДРАТ
Ученики делятся на четыре группы, каждая из них становится у одной из стен комнаты. Лица учеников каждой группы обращены к стене, и они не видят учеников других групп. Каждая группа получает по листку со стихотворением, и по команде все четыре группы одновременно начинают читать вслух.
- Стоп! Пауза. Еще одну строчку - начали!.. Стоп!.. Всем нужно слышать всё.
Или другой вариант: один ученик, отгадчик, выходит из комнаты. Оставшиеся берут две-три строчки известного всем стихотворения, и каждый ученик получает по одному слову.
Входит отгадчик. По команде педагога все ученики произносят хором - каждый свое слово. Трудно уловить смысл в этой какофонии.
- Какие строчки? Из какого стихотворения?.. Не поняли? Послушайте еще раз.
ПОЗВОНИ МНЕ ПО БАРАБАНУ!
Развивая слуховое внимание, воспользуемся африканским способом передачи звуковых сигналов - барабаном.
Одному вручается барабан, остальные слушают и угадывают смысл передаваемого. Барабанщик не должен быть виден.
- Что он передает? Да, что-то тревожное, но что именно? Вслушайтесь, догадайтесь!..
- И вдруг смысл изменился. Что произошло?..
Это упражнение можно использовать в первоначальном освоении общения:
- Выберите партнера. Одна пара - на площадку, остальным слушать. Разойдитесь подальше друг от друга со стулом - это ваш барабан - и повернитесь спиной к партнеру. Теперь один звонит по барабану, как по телефону, другой слушает. Потом поменяйтесь ролями.
- Как набрать номер? Выстукивать цифры? Нет, ведь на телефоне мы набираем каждую цифру одним движением, изменяются только интервалы между ними...
- Теперь передавайте свои сообщения, задавайте вопросы, а партнер будет отвечать...
- О чем они говорили?
Это неважно, что передавалось одно, а партнеру слышалось совсем другое.
Цель - не в угадывании, а в активизации воображения и в правдоподобности совершаемого.
ДЕЙСТВУЙ СЛОВОМ!
Элементы словесного действия осваиваются не только на уроках сценической речи. Видение, мысленная речь, рождение живой мысли, мысленное действие - все это подготавливает и открытое словесное действие. Ученикам никогда не запрещалось говорить в тех упражнениях, где слова были необходимы.
Существовала единственная просьба: "не уходить в болтовню".
Но о словесном действии мы до сих пор не упоминали, потому что невозможно осваивать сразу все стороны действия, хоть они и неразрывны. Теперь обратимся к словесной стороне действия.
Упражнение-этюд, в котором органически рождается одно живое слово, гораздо полезнее десятка остросюжетных этюдов, выполненных с приблизительным правдоподобием. Перед тем как переходить к разговорным этюдам надо сделать много упражнений на одно-два слова, которым поверят и исполнитель, и зрители. Приведем пример такого упражнения:
- Вы отстали от товарищей и потеряли дорогу в лесу. Вышли на бугор, откуда далёко видно. Глубокая осень, холодно. Темнеет. Что делать, куда идти? Посмотрите, кажется, вдалеке - люди! Или это колышутся дальние кусты? Зовут? Или это ветер? Всмотритесь, вслушайтесь! Когда вам покажется, что это люди, кричите: "Сюда!"
Долгая подготовка к слову - действие в предлагаемых обстоятельствах, вера в их реальность - приведут к рождению живого позыва к крику.
- Вглядываться - значит видеть предполагаемое. Вслушиваться - значит на самом деле слышать предполагаемое.
Хотеть слышать - значит мысленно услышать предполагаемые реальные слова.
В повести Л. Толстого "Крейцерова соната" одна дама любила вести разговор "по привычке многих дам, отвечая не на слова собеседника, а на те слова, которые она думала, что он скажет". Любопытное наблюдение! Как же это так - собеседник говорит, а другой его не слышит? Звуковые-то колебания ведь обязывают слышать? Увы, не обязывают! Между "слушать" и "слышать" обнаруживается различие не только в одну букву...
ОПРАВДАНИЕ СЛОВА
Упражнения, подобные предыдущему (своеобразные мини-этюды), выполняются на основе любого заданного слова. Каждому из учеников дается одно слово:
- Мало.
- Книжечка.
- Восемь.
- Курица.
Любые слова... Две минуты на мысленное представление обстоятельств и оправдание слова. Сообщаются два требования до того, как ученики начнут придумывать и объяснять обстоятельства:
* Если слово адресуется воображаемому партнеру, то лучше, чтобы он был где-нибудь за стеной, за дверью, вдалеке, а не здесь же на площадке. Не стоит общаться с воображаемым партнером, находящимся якобы рядом.
* Слово надо произнести тогда, когда его необходимо сказать, когда оно само просится, когда логика и последовательность действий привели к неизбежности того слова.
Приведем два примера оправданий. Заданы слова "мало" и "восемь".
* В книжном магазине для меня отложили книгу Сент-Экзюпери. Рубль сорок!
Я прибежал домой за деньгами. Никого нет. Магазин закроется через час. Роюсь по всем своим карманам - в летнем плаще, в зимнем пальто, в старых брюках. Наскреб отовсюду 90 копеек. МАЛО! Говорю это себе, соображая, куда ринуться, чтобы занять недостающий полтинник.
* С порывом сквозняка вылетели из окна нашей комнаты в сад редкие марки, которые мы с товарищем рассматривали. Я ищу их - в траве, в кустах. Было их восемь, а нашел пока только три. Вот четвертая, пятая... Слава Богу, теперь все! И вот я кричу товарищу в окошко: "ВОСЕМЬ!".
- Слово должно быть живым. Не думайте, как его произнести. Забудьте о нем поначалу. Постарайтесь не рвать действие, тяните непрерывную цепочку поисков. Вспоминайте конкретные вещи: какие еще марки не найдены? зеленая французская? а еще и итальянская с крестом? куда же ее занесло?..
Обычно все ученики обсуждают, удалось ли выполнить упражнение. Пусть сначала зрители ответят на вопрос:
- Слово получилось живым?
- А вы сами поверили себе? Нужно было сказать это слово? Иногда полезно повторить упражнение, и не один раз. Повторить, не повторяясь.
- Отметило ли ваше чувство правды, при каком повторении слово было самым живым и наполненным? Подумайте, с чем это связано. Не с тем ли, что вы ничего не упустили из мельчайших подробностей действия, которые и подвели вас к этому слову? Сделайте упражнение еще раз, попробуйте отыскать самый выразительный вариант.
Ученик испытывает подлинную творческую радость, когда в результате верного действия он ощущает, как сама собой родится живая мысль, а за ней - желание произнести заданное слово.
После этой работы можно перейти к парным упражнениям на словесное взаимодействие (их примеры приведены ниже, в разделе "Взаимодействие партнеров").
5. СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ. ЧУВСТВО ПРАВДЫ, ИНСТИНКТИВНЫЕ РЕАКЦИИ
Переставить стул - Сидеть - Цель действия - Ждать - Предлагаемые обстоятельства времени и места - Встать и сесть - Отношение к предмету - Отношение к месту - Войти в дверь - Элементарные действия - Повторные действия - Суфлер - правда - Каждый раз впервые! - Отыскивать правду! - Неправда Больно! - Инстинктивные реакции
Большая художественная правда слагается из последовательной цепочки малых правд. Достоверное сценическое действие - результат последовательности простейших, элементарных действий.
Основная цель этого раздела - воспитание чувства правды на упражнениях с простейшими действиями. Означает ли это, что только здесь начались простейшие действия и забота об их правде? Нет, конечно. В любом упражнении предыдущих разделов мы действовали и критерием была правда. Только тогда мы обращали основное внимание на отдельные грани, составные части действия.
Мы анализируем природу действия, пытаемся правдиво воспроизвести его. Упражняясь, не забудем, что наша задача - не только понять, но и почувствовать. Что каждые элементарные задания должны быть творческими, художественными по выполнению. Не просто - любое действие, "как в жизни", а творчески найденное, отработанное по законам жизни. Не копирование обыденного, а убедительность и выразительность как будто обычного!
По свидетельству Г. В. Кристи, Станиславский часто говорил: "Когда занимаетесь техникой - в тренинге, в репетициях, - добивайтесь точности. А когда вы играете на сцене, забудьте о точности и о технике. Искусство - это нарушение точности, нарушение догм!"
Сегодня у нас тренинг. Следим за точностью выполнения каждого действия!
ПЕРЕСТАВИТЬ СТУЛ
Ищем правду простых, элементарных жизненных действий в сценических условиях:
- Переставьте этот стул туда. Выполните действие в чистом виде.
Только и всего - переставить стул! Пусть все присмотрятся внимательно, как действует ученик.
Станиславский говорит, что выполнить действие "в чистом виде" мешают многие посторонние задачи, которые примешиваются помимо воли. Это желание:
* угодить учителю,
* показаться, отличиться,
* выгодно показать себя,
* двигаться со стулом - подчеркнуто красиво, ловко, точно. Или:
* смущение от незначительности задания,
* излишне строгий контроль за собой, скованность,
* насильственность, деланность.
Словом, появляются привходящие чувства - то ли тщеславное удовольствие от красиво выполняемой задачи, то ли (чаще всего) скрываемое раздражение от неудачных попыток освободиться, сбросить скованность. То и другое - физический зажим.
Примечательно, что любое действие в зажиме характеризует отсутствие "живого фона" действия - мышцы тела выполняют только основные, крупные движения, как бы грубую схему движения. Это объясняется излишней концентрацией зрительного и мышечного внимания на действии. Поэтому при зажиме работают только общие группы мышц, участвующие в данном движении. Создается впечатление бедности движения.
А живое, ничем не скованное действие, выполняется привычными, свободными, не подчеркнутыми, наполовину автоматизированными движениями, в которых участвует все тело. Движения получают "живой фон". Все это исчерпывающе описано в книге И. Э. Коха "Основы сценического движения".
Парадоксально, но, как правило, чем более подчеркнуто движение, тем менее выразительным оно кажется, именно потому, что оно выполняется немногими группами мышц. И, наоборот, чем большее количество мышц принимает участие в движении, тем оно дальше от схемы, тем оно богаче, выразительнее.
Жизнь вокруг нас полна примеров и тех и других движений, актеру надо наблюдать за ними (вот и сейчас, на уроке), различать их, думать о причинах возникновения тех и других в каждом случае. Не всегда в обучении удается достаточное внимание уделить анализу простейших действий. Более сложные - анализируются в работе над этюдом. Считается, что мелкие, составные действия получаются "сами собой", если верно намечено все действие в событии. Конечно, получаются в результате. Тем скорее, чем больше натренировано физическое чувство правды. А оно возникает или после долгой практики, репетиций (в верных условиях), или - после специальных упражнений, систематического тренинга. Инстинктивное же чувство правды, присущее всякому способному актеру, проявляет себя только в условиях правильного, органического творческого самочувствия, к которому актер приводит себя сознательной техникой (а не ожиданием "наития").
Вспомним у Станиславского: "Одна сторона техники - заставить работать подсознание. Вторая - умение не мешать подсознанию, когда оно заработает".
Порядок очевиден - сначала "заставить работать", потом "не мешать". Только ленивые актеры пытаются начинать сразу со второго. Поэтому понятна забота Станиславского о тренировке простейших действий. Ниже будут приведены многие его задания, тщательное выполнение которых не сулит актеру быстрых радостей и - увы! - не всегда переполняет занятия праздничной атмосферой, однако оно необходимо актеру так же, как певцу - кропотливый труд по постановке голоса.
Можно было бы так и назвать этот цикл - упражнения по постановке чувства правды.
Итак:
- Еще раз переставьте стул.
- Нет. Не так. Вы переставили стул, не допустили постороннего, привходящего чувства, но сделали физическое действие, чтоб отвязаться от моих приставаний. Это действие ради действия. Это не подлинное действие. Поставьте стул на другое место для того, чтобы он там хорошо встал, или для того, чтобы освободить место.
Так разграничивал Станиславский бесплодное "действие ради действия" и продуктивное "действие ради какой-то цели".
Очень важно проследить, чтобы самые элементарные задания выполнялись правдиво и чтобы соблюдались логика и последовательность всех составных частей действия.
СИДЕТЬ
- Сидите!
Убедимся еще раз в бесплодности "действия ради самого действия". В театральной практике встречаются такие бессмысленные примеры. Сказано актеру - "а в этом месте роли вы сидите", и он сидит.
Можно ли это назвать простейшим сценическим действием?
Нет, потому что нарушен закон жизненного действия. Не бывает в жизни таких положений - сидеть ради того, чтобы сидеть. Даже если человек сидит потому, что ему делать нечего. Всякое действие в жизни - звено в непрерывной жизненной цепи, имеющее причину и цель. У всякого настоящего было прошлое и будет будущее. Человек сидит "просто так" и вяло подумывает, чем бы себя занять. Или нежится на солнышке, вспоминая вчерашний футбольный матч. Или ждет телефонного звонка, разглядывая полоски на обоях.
- Сидите, чтобы отдохнуть.
Появилась цель. Значит, наметилось простейшее действие. Вы готовы выполнить его.
- Садитесь, вам надо отдохнуть. Не устали? Ну, отдохните впрок, еще устанете. Устройтесь свободнее, вытяните ноги. А вот теперь решите, почему вам именно сейчас необходимо отдохнуть... Как вы оправдали это действие?
Обойдемся в этих упражнениях без долгих "застольных периодов". Не надо вначале решать все бесчисленные вопросы - Чем я занимался? Куда пойду? Что там буду делать? - а потом, все решив, приступать к выполнению. Достаточно знать общую цель и характер действия ("отдохну немного после урока танцев"), чтобы, начав упражнение, конкретизировать в действии необходимые обстоятельства ("гопак у меня не получается; чуть не упал на прыжке, ногу подвернул; отдохну и попробую этот проклятый прыжок... и т. д.").
Поможем формированию навыка действенного анализа, привычке анализировать действие не умозрительно, а всем существом, действуя логично и последовательно.
Теперь выпишем из упражнений Станиславского другие варианты цели:
- Сидите, чтоб спрятаться, притаиться, чтоб не нашли,
чтоб слушать, что делается в соседней комнате,
чтоб смотреть, что делается напротив в окнах, или
чтоб смотреть, как бегут облака,
чтоб ожидать своей очереди к доктору в приемной,
чтоб караулить больного или спящего ребенка,
чтоб курить хорошую сигару или папиросу,
чтоб читать книгу, газету или чистить ногти,
чтоб наблюдать то, что делается кругом...
- Располагаться, усаживаться для убеждения, для серьезного делового разговора, для ухаживания.
Задание - сидеть. Выполняя одно за другим эти действия, вы не поднимаетесь со стула. Вы не переходите к следующему действию, не поверив в предыдущее. Каждое из них должно быть оправданным до конца и в полной мере. Вы должны физически ощутить правду действия.
ЦЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ
Выполняя следующие задания Станиславского, найдите несколько целей каждого действия:
- Смотрите в окно.
- Пойдите посмотрите, что за дверью, вернитесь назад и сядьте.
- Пойдите в дверь, сядьте, посидите и уйдите в дверь.
- Пойдите к столу, возьмите книгу, принесите и сядьте.
В каждом задании надо дойти до ощущения "я есмь".
- Давно мечтали об этой книге? Что за книга?..
Наконец-то она у вас!
ЖДАТЬ
Краткое содержание одного из упражнений:
"Я жду. Что значит ждать - жену, друга, ребенка? Они опаздывают домой: не случилось ли чего-нибудь? В городе, в деревне (должны пройти через глухой лес), с поезда, с автомобильных гонок, с дуэли, с моря в бурю".
Это не этюд. Здесь не нужно в ажитации расхаживать по комнате, кидаться к дверям, потому что послышался звонок, подбегать к окну и впиваться глазами в ночную тьму и т. д.
Это - упражнение. Человек сидит или стоит. Ждет. Внешнее действие - минимально. Внутреннее - обширнейшее. На чем же оно основано?
На видениях внутреннего зрения, на мысленной речи. В том и заключается это действие "ждать", что человек думает о жене, опаздывающей домой, и рисует в своем воображении различные картины, объясняющие ее опоздание.
Значит, делая упражнения на простейшие действия, добиваясь в них физического ощущения правды, нужно строить непрерывную цепочку внутренних видений и мыслей (они, разумеется, взаимосвязаны), соответствующих предлагаемых обстоятельствам.
Просмотрите с этой точки зрения предыдущие задания. Физическое чувство правды возникло у вас лишь тогда, когда мысль ваша была полностью во власти существа действия, хотя, может быть, вы и не осознавали этого, а просто - верили тому, что делаете.
Разберем, к примеру, задание "подойти к двери и отворить ее".
Среди нескольких целей, найденных вами, было и такое оправдание: "Сейчас она выйдет ко мне. Сегодня я наконец скажу ей, что люблю". Собираясь подойти к двери, внутренним зрением вы видели милое лицо, видели коридор и лестницу, по которой она поднимается. Снова лицо - смеющееся, лукавое и вдруг - смущенное. Это она услышала то, что вы ей наконец осмелились сказать. В этот момент вы повторяли про себя: "Люблю тебя, люблю..." Шаги! Ее шаги! Ее каблучки стучат по коридору... Может быть, притвориться, что не слышал шагов? Но в воображении - ее лицо. Ноги сами идут к двери. "Если не сегодня, то все пропало!" - сумбуром промелькнуло в мыслях. Отворяю дверь, улыбаясь, ожидая встретить ответную улыбку, и вдруг вспомнилось - мы с ней на Неве в прошлое воскресенье, ее рука крутит пуговицу моего пиджака... Я открываю дверь.
Но ее нет. Шаги были не ее. "Леночка!" - вспомнилось, что у соседской дочки туфли на таких же каблучках...
Так или примерно так было выполнено упражнение. Рассказано о нем много, а длилось оно меньше, чем полминуты. И в полминуты вместилось столько внутренних видений и мыслей. Потому и родилось чувство правды, когда вы стояли, разочарованный, у открытой двери.
- Стойте у двери и ждите.
Найдите несколько оправданий этого действия в различных предлагаемых обстоятельствах времени и места. Постройте логическую и последовательную цепочку внутренних видений от начала и до конца действия.
Есть у Станиславского большой перечень глаголов, определяющих цели действия: разжалобить, испугать, возмутить, заинтересовать, успокоить и т. д.. Однако нельзя ограничиваться только поисками глагола, соответствующего действию. Вряд ли самая скромная цель действия исчерпывается одним глаголом.
- Смотрю в окно, чтобы успокоить подходящую к дому сестру: я уже приехал, жив, здоров, весел, жду ее с новостями... Что я делаю физически? А вот что:
* смотрю на ту сторону улицы, где сестра должна появиться из-за угла, от автобусной остановки;
* стараюсь не пропустить момента, когда она появится, различить ее среди прохожих;
* вспоминаю, как она беспокоилась при моем отъезде, представляю себе, как будет она вглядываться в мое окошко, едва покажется из-за угла;
* улыбаюсь, увидев ее, машу рукой, чтобы она увидела - я дома!
Я все это делаю - физически, на самом деле, полностью, до конца. В ходе действия мне требуются все новые и новые конкретные обстоятельства жизни. Я их нахожу, вспоминаю, придумываю.
И каждый раз помню - действие должно быть доведено до полной правды и веры, до ощущения физического чувства правды.
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВРЕМЕНИ И МЕСТА
Сложность приведенных выше простейших заданий Станиславского - стоять, ходить, сидеть - в их кажущейся несложности!
Право, каждое задание представляется таким простым, что невольно подумаешь - стоит ли выполнять его, время тратить?
- Встать, чтобы обратить на себя внимание.
Ну и что? Какие тут сложности? Зачем это тренировать? Пожалуйста, встал. Обращаю на себя внимание...
Беспощадный контролер чувства правды сразу же отметит фальшь в этом лихом бездумном вставании. Нет, оказывается, не так все просто, если воспитывается художническая нетерпимость к случайному, приблизительному, к "кое-как".
Это простое действие "встать, чтобы обратить на себя внимание" в реальной нашей жизни действительно не представляет труда и выполняется почти механически, потому что оно:
* логически вытекает из предыдущего жизненного действия,
* возникает как естественная необходимость данного момента жизни,
* наполнено конкретным содержанием,
* устремлено к выполняемой цели.
Нам нужно встать, нужно обратить на себя внимание. Вот мы и встаем. И находим способы привлечь взгляд нужного нам человека.
Это в реальной жизни. А в сценической? Что делать, чтобы появилось это - нужно встать? Действовать по логике жизни, то есть знать и чувствовать -
* где ты сидишь?
* чье внимание тебе нужно привлечь?
* для чего?
Наивно было бы надеяться, что достаточно ответить себе на эти три вопроса - и процесс органики обеспечен. Нет, требовательное чувство правды актера заставит много раз пробовать - вставать снова и снова, пока придирчивый внутренний контролер не отметит: "Верю!"
Тренируясь, необходимо все шире окружать действие вымыслами воображения. Любое изменение предлагаемых обстоятельств изменит (неуловимо и отчетливо) характер действия.
Станиславский дает длинные перечни предлагаемых обстоятельств времени и места:
* Если б дело происходило днем (солнце, пасмурно), ночью (темно, луна), рассвет, утро (то же), вечер, закат (то же).
* Если б дело происходило зимой (мороз трескучий, умеренный), весной (холод, тепло), летом (ясно, дождь), осенью (ясно, дождь).
* Если б дело происходило в наше время, в 20-60-х годах прошлого столетия, в XVIII веке, в средние века, в античные времена, в доисторические.
И здесь Станиславский добавляет в скобках: То, что непонятно, малоизвестно, пропускать. Все от своего лица, как самому представляется.
* Если б дело происходило на море, на озере, реке (северных, полярных, южных, тропических). На корабле, на палубе, в трюме, в капитанской рубке...
Дальше перечисляются многие возможные места действия - в воздухе (на аэроплане), на земле (в доме, в лесу, в поле и т. д.).
- Действуйте, подключая предлагаемые обстоятельства времени и места. Например - ходить по своей комнате, чтоб скоротать время, если б дело происходило осенним дождливым вечером.
В процессе действования эти обстоятельства уточняются и конкретизируются:
- Ждете товарища? Кого? Когда он должен прийти? Который теперь час? Обещал принести интересную книгу и не сказал какую, заинтриговал? Придумывайте, какая это книга?.. Давно за окошком дождь? Какой? Не задержится ли из-за дождя ваш товарищ?..
Оттренировав действие, усложняйте обстоятельства:
- Ходите, чтоб скоротать время:
* в лесу под Рощино зимним морозным вечером,
* на палубе парохода "Ярославль" летним жарким днем,
* белой ночью в пушкинском Петербурге,
* весенним утром у шатра князя Игоря на берегу Донца.
- Доведите каждое действие до ощущения "Верю".
Не прекращая ходьбы, переключайте себя из одних обстоятельств в другие.
ВСТАТЬ И СЕСТЬ
Не стоит спешить, превращая каждое упражнение в этюд с замысловатым сюжетом. Физическое чувство правды вернее развивается и легче контролируется на простых заданиях при минимуме действий, составляющих жизненный эпизод.
В дальнейшей работе над упражнениями каждое из них, может быть, вырастет в игровой этюд, а пока ограничимся самым несложным действием:
- Встаньте с места и снова сядьте так, как если бы дело происходило весной, на рассвете, на берегу реки.
- Что вы делаете здесь? Смотрите, не идет ли паром с той стороны реки?
Самое опасное - приблизительность, действие "вообще", обозначение, показ вместо подлинного (то есть обоснованного и целесообразного) действия. Надо следить за строжайшим соблюдением логики и последовательности всех составных частей действия.
- Хорошо виден тот берег? Нет, на воде лежит туман, солнце еще не взошло. И небо в тучах? Виден ли паром? Нет? А что бы вы делали, если б ждали, когда он двинется с того берега? Вглядывались бы особенно пристально. Еще? Ловили бы внимательным ухом звуки с той стороны. Еще? Следили бы за тросом, прикрепленным к вашему берегу.
Вот трос как будто дрогнул. Тогда, чтобы лучше разглядеть, что происходит в тумане, вы привстаете, ловите за туманом предполагаемые очертания парома... Нет, ничего не видно...
- Почему вы оказались здесь в такую рань? Что это за река? Куда вы направляетесь?..
ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДМЕТУ
Задание:
"Менять отношение к предмету по заданию ведущего урок, например: моя книга, книга Ермоловой и т. д."
На столе лежит настоящая книга - томик Пушкина в старом издании.
- Возьмите книгу, как если бы она была ваша. Для чего вы ее взяли? Вспомнить стихотворение? Какое, зачем? Возьмите книгу еще раз, нужно, чтоб мы все поверили, что она вам нужна.
- Верим?
- А если бы эта книга была из библиотеки великой Ермоловой? На одной из страниц есть ее собственноручные пометки, найдите их.
- Что меняется в вашем действии? Вы так же берете книгу, раскрываете ее, перелистываете? Что это значит - изменилось ваше отношение к книге? Как изменилось, в чем?
- Конечно, нельзя фиксировать только внешние примеры изменения вашего отношения к книге. Важно самое начало действия, ваши первые мысли, заставившие вас взять книгу, - эти мысли, эта вера и заставляют вас действовать так, а не иначе. Проверьте еще раз отношение к книге в действии!
ОТНОШЕНИЕ К МЕСТУ
Задание:
"Менять отношение к комнате: моя комната, музей, фабрика с гремящими машинами, клуб, лес и т. д."
- А если бы наша аудитория была музеем живописи? Какие картины вы видите на стенах? Ходите, рассматривайте их.
- А если бы мы были в лесу?
Упражнение ценно еще и возможностью тренировать переключение из одного места действия в другое. Его полезно делать после того, как за время занятий у учеников создалось верное ощущение жизни в разных условиях: были упражнения в лесу, в музее, на перроне вокзала и т. д. Каждое из них было доведено до полной правды и веры, до ощущения "я есмь". Теперь попробуем переключить себя из одних воспоминаний в другие и в каждом месте сразу же действовать соответственно обстоятельствам.
Если ученики не готовы к такому заданию, не надо торопиться. Опасно всякое "приблизительное" выполнение упражнения.
ВОЙТИ В ДВЕРЬ
Развивая "физическое чувство правды", можно ставить перед собой любые простейшие задачи, оживляя их вымыслом воображения: "... считать шагами длину и ширину комнаты, искать какую-нибудь вещь, приводить комнату в порядок, рассматривать обои, потолок, предметы, приводить свой костюм и себя самого в порядок, осматривать руки, подходить друг к другу и здороваться и проч.".
Вот задания Станиславского на "действие ради чего-нибудь":
Войти в дверь,
чтобы повидать близких и друзей,
чтоб познакомиться и представиться незнакомым,
чтоб уединиться,