<< Пред.           стр. 6 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 чтоб скрыться от неприятной встречи,
 чтоб удивить и обрадовать неожиданным приездом,
 чтоб испугать,
 чтоб незаметно посмотреть, что делается в комнате,
 чтоб встретить любимую женщину или друга,
 чтоб впустить неприятного или опасного человека (врага,
 злодея, неизвестного, который стучится),
 чтоб понять, есть ли кто-нибудь за дверью или нет".
 ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
 Нетрудно один раз импровизационно совершить элементарное жизненное действие более или менее правдоподобно.
 Труднее - совершить его до конца правдиво, с полной верой в происходящее, а потом так же правдиво повторить.
 Сценическое действие - это жизненное действие в сценической обстановке. Целесообразно заниматься тренингом действия в условиях, максимально приближенных к сценическим; так вернее создаются нужные навыки. Хорошо, если творческая площадка в аудитории оборудована кулисами, задником. Хорошо, если ее планшет несколько приподнят. Очень желательно сценическое освещение: хотя бы два выносных прожектора, направленных на площадку. Это поможет создать ощущение сцены и зрительного зала. Работать в такой атмосфере сложнее, чем в простой необорудованной комнате, но зато навыки создаются более прочными и успешнее переносятся потом на сцену.
 Итак, элементарные жизненные действия в сценической обстановке: поздороваться, стоять, ходить, вставать, затворять дверь... Для чего?
 "...чтоб показать свое превосходство,
 чтоб дать понять свою обиду,
 чтоб снискать к себе благоволение,
 чтоб подлизаться,
 чтоб, по возможности, не обратить на себя внимания,
 чтоб, напротив, показаться всем, обратить на себя внимание,
 чтоб показать свою близость, интимность, запанибратство, чтоб рассмешить, развеселить, оживить общество своим появлением,
 чтоб выразить свое молчаливое соболезнование, чтоб поскорее перейти к делу...". И так далее. Все эти и подобные им примеры из незаконченного "Задачника" Станиславского необходимо решить каждому ученику. Под контролем собственного чувства правды, перед придирчивыми глазами товарищей. Пусть все, один за другим, выполняют одно и то же задание. Посмотрим, кто сделает вернее.
 - Кому поверили, а кому нет? Догадываетесь ли, почему поверили? А что помешало вере?
 - Вы сами себе не верили, и не понимаете почему? Вспомните, как вы начали упражнение. О чем думали перед тем, как настала ваша очередь идти к двери? "До меня еще двое. Вот пошла наша Брижжит Бардо. Ишь, как грациозно идет! Обернулась, сверкнула глазами. Ох, молодец, здорово сыграла!.." Примерно так? И когда пришел ваш черед, оказалось, что вы не готовы к действию. Значит, необходимо заранее готовиться! А уж товарищей судите после того, как сядете на место.
 Подготовиться к действию можно только в действии. Какая у вас цель? Затворить дверь, потому что дует? Посмотрите, сколько раз ее закрывали, а староста после каждого закрывания зачем-то снова ее распахивает. Не чувствует, как оттуда несет холодом! А вы так легко одеты. К тому же вчера у вас побаливало горло!.. Вот чем надо занять мысли. А тело? Разве оно неподвижно? Не хочется двинуться, чтобы затворить дверь? Вот пошел ваш сосед. Если староста и после него распахнет дверь, тогда придется вам идти!..
 - Готовиться к действию - действуя! Запомните это правило и проверьте его - в действии. Нужно выходить на площадку, не только зная, а уже выполняя цель вашего действия, во всеоружии предлагаемых обстоятельств.
 - Попробуйте переключаться во время выполнения действия от одной цели к другой. Пошли, чтобы ликвидировать сквозняк, а стали затворять дверь, чтобы остаться наедине с девушкой, которая вас заинтересовала. Конечно, это можно делать только после того, как правдиво выполнил оба действия в отдельности. Переключаясь, уловите, что происходит с вашим телом и мыслями, в чем состоит этот момент переключения.
 - Вы ощущаете, что меняется вся установка организма на действие? Она бессознательна, эта установка. Как она появилась? Вы наработали ее - предыдущей самостоятельной подготовкой к началу действия. Это и есть путь от сознательного к бессознательному.
 Разбирая с учениками причины верных решений, надо еще раз подчеркнуть, что логика и последовательность всей цепочки отдельных действий в действенном анализе маленького события помогают вере в реальность этого события. Действенный анализ - это разведка жизни телом.
 ПОВТОРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
 Материал для упражнений на повторное воспроизведение жизненных действий берется из жизни. Станиславский рекомендует повторять то,
 "...что сейчас в самой жизни случайно сделал: поднял ли, посмотрел ли в окно и т. п.".
 Или
 "Пришел, поздоровался, сел и начал говорить с тем же, с кем и раньше, когда сегодня пришел в класс".
 - Пытаясь повторить жизненное действие, сделать его снова, "как в первый раз", не старайтесь только одним заниматься - припоминать, как это у вас получилось, и тут же действовать по этим воспоминаниям. Припомнить все, конечно, нужно, но до начала действия. Главное же, надо помнить основные, определяющие моменты внутренней жизни. Например, вы повторяете такое действие: проходил по комнате, увидел на полу чью-то шпильку, поднял. Первый определяющий момент - до того, как увидеть шпильку, вы не думали о ней, мысли были заняты совсем другим. Вот это и нужно повторить - не копировать свои движения, не пытаться снова думать так же и о том же, о чем думали тогда, - а занять свои мысли какими-нибудь сходными по настроению думами и сохранить не самый маршрут, а цель движения по комнате. Зачем вы тогда шли? К окну, посмотреть, не идет ли дождь! Вот и проверьте это снова.
 Второй определяющий момент - когда вы увидели шпильку, то, еще не успев ее поднять, вы стали перебирать на своем экране внутреннего зрения, кому она может принадлежать. Вы видели их в своем воображении, нескольких студенток, ваших сокурсниц (впрочем, дольше всего "смотрели" на одну всем известную растеряху), и даже уборщицу вспомнили. Значит, это и нужно повторить. Представьте себе, что прежнюю шпильку вы не пять минут назад, а вчера подняли. Сегодня новая валяется! Вчерашнюю вы отдали всем известной растеряхе, а сегодняшняя шпилька совсем другой формы. Значит, не растеряхина. Чья же? Подумайте, переберите в воображении возможные варианты.
 - Преображая любое вторичное действие в первичное, не копируйте прежнее, а творите заново, с новыми магическими "если бы".
 Это - главное условие рождения сценической правды.
 СУФЛЕР-ПРАВДА
 Еще упражнение на повторное действие:
 - Найдите вот эту безделушку, которую я потихоньку от вас спрячу.
 Ищут заранее спрятанную брошку. Где она - не знают на самом деле. Нашли.
 - Повторите то же самое после того, как найдена вещь. Пусть найдут ту же вещь на том же месте. То же лицо. Копировать только что сыгранное - ложь. Даже нет правдоподобия.
 - Даже если вы точно вспомните все свои движения, слова и поступки и скопируете, воспроизведете их в той же последовательности, что и в первый раз, то в лучшем случае выйдет правдоподобие, но не правда. Как же дойти до правды?
 - Оправдайте свои поиски новыми магическими "если бы". Как бы вы искали брошку (а она в том же месте спрятана!), если бы:
 * брошка была музейной вещью, которую кто-то из вас (кто?) взял с витрины и спрятал по непростительному легкомыслию, на пари;
 * вы все узнали об этом и только собрались было отругать виновника и заставить его вернуть вещицу в музей, как в этот момент пришел музейный работник (вот он!) и заявил, что ему известно, что брошка кем-то из вас спрятана в этой комнате;
 * вы великолепно знали, куда ваш легкомысленный товарищ ее спрятал, но решили наказать его своим собственным судом, а сейчас не выдавать.
 - Как вы будете действовать в этих предлагаемых обстоятельствах? Пробуйте!.. Конечно, вы начнете разыскивать брошку и постараетесь делать это так естественно, чтобы музейный работник не почувствовал обмана.
 - Теперь повторите еще раз поиски брошки в том же вымысле (музейный работник следит за вами, вот он!), но в схеме первоначальных физических действий.
 - Нашли? Музейный работник, вы им поверили? А в чем разница - между первыми поисками (подлинными) и последними (в смысле?).
 КАЖДЫЙ РАЗ ВПЕРВЫЕ!
 - Повторите любое из упражнений, которое вы уже делали, а потом еще повторяли мысленно:
 * как вы переставляли стул, чтобы освободить место,
 * как вы уходили в дверь, чтобы скрыться от неприятной встречи,
 * как вы ходили, чтобы научиться маршировать,
 * как вы затворяли дверь, чтобы защититься от грабителей.
 Вот еще одна конспективная запись Станиславского:
 "1) Перенесите кресло сюда.
 2) Повторите... Нет! - копируете как в первый раз.
 3) Повторите... Копируете свое самочувствие.
 4) Повторите действие. Вникайте больше в самое действие - дошли до правды".
 ОТЫСКИВАТЬ ПРАВДУ!
 Строчка в "Задачнике" Станиславского:
 "Отыскивать правду и сравнивать ее с ложью".
 Тренируясь в повторных действиях, вы отыскиваете правду, сравнивая ее с ложью. Работая с воображаемыми предметами, вы делаете то же самое.
 Исследуя элементарное действие, вы тоже занимаетесь формированием специального контролера чувства правды.
 А вот когда вы просто идете по улице, или едете в троллейбусе, или вы в магазине, в фойе кинотеатра, в парикмахерской - есть ли там материал для подобного тренинга? Присмотритесь внимательно к жизни вокруг вас. Речь не о том, что вы заметите фальшивые, наигранные взгляды и интонации в какой-нибудь болтовне двух кумушек!
 Подловите не явную фальшь, а скрытые, почти незаметные штампики в поведении людей. Их много у всех, у вас в том числе. Но - увы! - нам легче их заметить у других, нежели у себя. Говорят, человек бывает до конца естественен только наедине с собой.
 Отыскивайте же по крупицам - правду и ложь. Найдя правду, подумайте, в какой форме она выглядит ложью. Найдя ложь - угадайте, какая правда ею прикрыта.
 Ваш материал - взгляды, фразы, движения, поступки, общение знакомых между собой и незнакомых людей, все, что вы видите и слышите. Будьте чутким барометром правды.
 НЕПРАВДА
 Воспитывая чувство правды, Станиславский иногда провоцировал учеников, давая им непосильные задания, рождающие фальшь и наигрыш:
 "1) Повеситься.
 2) Гибель Помпеи.
 3) Клеопатра со змеями".
 Не подозревающий о подвохе ученик изо всех сил пыжился, стараясь правдиво выполнить задание, но, конечно, у него ничего не получалось, кроме поверхностного обозначения чувств и внешней позировки. Наглядный урок неправды показывал исполнителю и всем зрителям-ученикам, что сложнейшие человеческие эмоции могут быть реалистически сыграны только в том случае, если актер подготовлен к ним всем предыдущим ходом роли или преджизни, всей совокупностью логики и последовательности предыдущей жизни образа. Играть перед зрителем - рано. Надо еще многому научиться.
 Сходное по цели упражнение "Заколитесь" приведено ниже, в разделе беспредметных действий.
 БОЛЬНО!
 К упражнениям на инстинктивные реакции нужно подходить с большой осторожностью и только тогда, когда ученик в других упражнениях всем своим существом понял (и почувствовал), что такое физическое ощущение правды. Эти упражнения в еще большей степени, чем все прочие, требуют полной веры.
 - Наверно, каждый из вас хоть раз, да обжигался - у костра, или от горячей плиты, а то и просто от спички. Вспомните такой случай.
 Что вы делали тогда? Просто - отдергивали руку, вскрикнув. Успевали вы что-нибудь подумать? Нет. Тело действовало независимо от вашего сознания, так вам казалось потом. Рука отдергивалась сама, правда?
 Еще раз вспомните один-два случая из вашей жизни.
 - Идите на площадку к столу. Это горячая кухонная плита, а вы - начинающие мастера по ремонту плит. Где-то есть небольшая трещина, надо ее найти, пока она всю плиту не расколола. Попробуйте поводить пальцем над поверхностью, чтобы понять, достаточно ли остыла плита.
 Неожиданный для учеников громкий удар (можно незаметно подговорить одного из не работающих на площадке учеников ударить по столу) непременно вызовет инстинктивную реакцию, если одни были погружены в свое дело: они вздрогнут, многие отдернут руки.
 - Испугались? А что вы сделали потом, сразу же после того, как отдернули руки? Да, подумали - что за удар, почему? Это и есть последовательность жизни при любой инстинктивной реакции: сначала нормальное течение жизни, потом неожиданное для вас физическое движение вашего тела, а затем ориентировка - "что случилось?". Обратите внимание на то, что ориентировка (сознательное действие, когда вы смотрите, думаете, слушаете) происходит немедленно после непроизвольной реакции. Отдернулась рука, и сразу же вспыхнула мысль: что такое, что произошло?
 - Повторим упражнение. Исследуйте горячую плиту, а когда услышите удар, отдергивайте руку, как если бы вы обожглись! Теперь вам придется труднее, ведь вы знаете, что будет удар. Как сделать его неожиданным? Только одним способом: полностью погрузитесь в свое дело, в мысли, решайте, какова температура жара, скоро ли остынет плита, где эта трещина и удастся ли отремонтировать плиту. Помогайте себе мысленной речью, старайтесь увидеть все конфорки. Когда услышите удар - не раздумывая, вскрикните, отдергивая руку.
 После удара:
 - Смелее надо "кидаться" в крик, не думать, как дернется рука. Вспомните упражнения на оправдывание позы, когда вы бросали свое тело в неожиданные положения! А почему прекратили действие после того, как отдернули руку? Удар вас выбил из действия? Но ведь и в жизни случилось бы так же: мгновенный ожог сбил бы вас с мысли, вы, отдернув руку, тут же посмотрели бы на то место плиты, где обожглись, а потом, потирая палец, постепенно вернулись бы к прежним мыслям. Итак, углубитесь сейчас в изучение плиты, думайте, как ее отремонтировать, и не ждите удара. Можно ликвидировать трещину или придется заменять всю плиту?..
 Много раз нужно повторить упражнение, пока чувство правды, выработанное учеником, не отметит: "Верю!". Непременно спросим учеников-зрителей:
 - Верим?.. А промашки были?
 ИНСТИНКТИВНЫЕ РЕАКЦИИ
 Другие задания на инстинктивные реакции, связанные с защитными или ориентировочными инстинктами человека:
 - Подойдите к стене комнаты. Полная темнота, вы ничего не видите, нужно нащупать на стене выключатель. Закройте глаза и ищите, где он.
 Удар - это значит, вы попали пальцем в обнаженные провода и вас сильно дернуло током. Как поведет себя тело? Что будет с мыслями?
 - Вы идете по темному лесу, ищете тропинку, которая выведет вас на дорогу к дому. Вспомните какой-нибудь уголок знакомого вам леса.
 Что бы вы делали в таких обстоятельствах? Пробуйте!.. Да, вглядывались бы, пытаясь узнать место, вспомнить, где тропинка. А как осторожно ступают ваши ноги среди корней и ям!.. Услышали странный звук - это вам показалось, что вы наступили на змею! Идите же, ищите тропинку!
 После удара:
 - Верно вели себя или нет? Хорошо, что не побоялись вскрикнуть и отскочить так, как если бы на самом деле наступили на змею. А почему выбились из действия? Что бы вы сделали? Сразу же посмотрели бы, змея это или нет. Всмотритесь внимательней - видите, это же обрывок старой веревки! Выполните еще раз непрерывную цепочку из трех действий - и вы поверите в правду вашего поведения:
 * Идите и ищите тропинку.
 * По звуку - защитите себя, только не обдумывайте заранее, что сделаете: отпрыгнете ли или отдернете ногу? Защитите себя!
 * Сразу же всмотритесь в подозрительное место и, увидев веревку, возвращайтесь к прежним мыслям, ищите тропинку!
 Наигрыш, играние штампов испуга - недопустимы, ведь каждый пугается по-своему. Недопустима и излишняя боязнь наигрыша. Если верно воспитывается чувство правды, пусть ученики смело бросаются в крик, не думая о нем.
 Не менее опасна и болезнь "переиграть", она может превратиться в стойкую привычку "недоигрывать".
 6. НЕБЫВАЛЫЕ СОБЫТИЯ. АРТИСТИЧЕСКАЯ СМЕЛОСТЬ И ОСТРАЯ ХАРАКТЕРНОСТЬ
 Готовность - Странные позы - А при чем тут Дон Кихот? - В комнате - привидение - Внезапные "кабы да если бы" - Небывалое - Обычное в необычном - Оправдание крика - Толстый и тонкий - Старики - Внешняя характерность - А я - чайник! - Кто вы? - А вы кто? - Кем мы еще можем быть? - Космонавты - Лилипуты и великаны - Важный гость - Церемония - Ручные часики - Оркестр - Еще один оркестр - Лес - Живые руки - Змея - Котята - Иголка - Крылья - Паук - Цветок - Детские игры - Играем в куклы - Играем в "кошки-мышки" - Гуси-лебеди - Игрушки - Игры игрушек - Игрушки оправдывают позы - Испорченные игрушки - Парные игры - Я - это он! - Я - кто угодно! - Братья по разуму - Животные - Птицеферма - Стадо - Своя компания - Зоосад - Пассаж - Эрмитаж - Зал живописи - Артисты цирка - Цирковые номера - Цирковое представление - Отвинченная голова - Обыкновенные чудеса
 ГОТОВНОСТЬ
 Для упражнений на действие в необыкновенных обстоятельствах нужно прежде всего воспитать навык готовности к любой неожиданности.
 - Схватите себя за нос!.. Спрашивается, зачем серьезному человеку хвататься за нос? А если бы в комнату ворвался сумасшедший? А если бы он бежал на вас с криком: "Нос отрежу!"? Вы бы инстинктивно защитили нос? Нужно научиться кидаться в любое действие и уметь мгновенно оправдывать самые необычные и нелепые обстоятельства!
 - Держите себя за ухо, да покрепче!
 - Проскачите на одной ноге до двери!
 - Вцепитесь соседу в волосы!
 - Крикните тоненьким голоском: "Хо! хо! хо!"
 Педагог ставит учеников в явно нелепые положения и требует при этом соблюдения строжайшей серьезности. Среди учеников всегда находятся люди, отличающиеся особой застенчивостью, скованностью, преувеличенной боязнью показаться смешным и неловким. Их необходимо "развязать" в первую очередь:
 - Ходите перед нами с гордо поднятой головой! Вы - царь Соломон!
 - Высуньте язык! Он у вас очаровательный!
 - Напугайте соседку! Смелей!
 Главное - все должны при любом задании вести себя так, как если бы выполняли очень важное и ответственное дело. Должна быть атмосфера работы, а не розыгрыша, потому что розыгрыш способен лишь упрочить застенчивость.
 СТРАННЫЕ ПОЗЫ
 В актерской работе встречаются такие трудности, которые никак не преодолеть без умения кидаться в необычное, кидаться стремглав, очертя голову!
 Тут не обойтись без отчаянной храбрости, без этакого подобия скипидара, без "творческого нахалина"! Очень это трудно - выставить себя на посмешище и, нисколько этим не смущаясь, действовать в заданных обстоятельствах.
 На центр комнаты вызываются юноша и девушка. Юноша получает задание:
 - Станьте на стул. Согните колени. Правую руку просуньте между ножкой стула и перекладиной. Левой рукой тяните себя за волосы вверх. Скривите рот... Удобно? Пожалуйста, объяснитесь девушке в любви, не меняя своего положения.
 Девушка тоже получает задание:
 - Станьте к нему спиной. Вытяните вперед руки. Сплетите их, как провод. Растяните губы, говорите басом: "Йии-иии-иии!" Поверните голову, смотрите на влюбленного, слушайте его и относитесь к этому так, как если бы какие-то необычные обстоятельства (придумайте и оправдайте их!) заставили вас обоих быть в таких положениях.
 А ПРИ ЧЕМ ТУТ ДОН КИХОТ?
 Есть в записках Станиславского упражнения на неожиданные, совсем не относящиеся к делу вопросы. Развивается воображение ученика, который вынужден "отвечать на мои вопросы". Например:
 "А при чем тут Дон Кихот?" (Он ни при чем и приходится сочинять). Или: "А почему все это происходит на крыше дома в Питере?"
 При этой игре - не сметь ответить "не знаю".
 Неожиданные вопросы задаются, к примеру, в то время, когда ученик описывает свои внутренние видения, вспоминая прошедший день или совершая мысленные путешествия по улице. Вопрос ломает привычную логику и последовательность видений, заставляет оправдывать вымыслом их новую логику, принуждает к большой активности видений, поскольку приходится включать в них внезапные препятствия.
 Или такой неожиданный вопрос:
 - Как здоровье Алексея Леонидовича?
 Ученик понятия не имеет, кто такой Алексей Леонидович, но он обязан немедленно отозваться и придумать ответ:
 - Поправляется. Температура уже нормальная.
 - А вы откуда это знаете? - сбивает его педагог. Ученик не сдается:
 - К нам вчера приходила его племянница, рассказывала.
 - Люда? - поддерживает игру педагог. - С рыжими косичками?
 - Да, да, с косичками, смешная девушка в огромных роговых очках.
 Педагог обращается к другому ученику:
 - Почему вы ввязались вчера в эту драку? К третьему:
 - Когда вы вернете мне книгу? К четвертому:
 - Вы что, плохо себя чувствуете?
 Готовность ученика должна быть такой, чтобы на любой вопрос он дал немедленный ответ и так, как если бы он говорил чистую правду.
 В КОМНАТЕ - ПРИВИДЕНИЕ
 В простом действии "войти в комнату" могут быть любые, даже фантастические "если бы" и предлагаемые обстоятельства:
 - В комнате вор, привидение, невидимка.
 Не стоит играть детективный этюд. Это упражнение. Надо только войти в комнату. А там... Что такое?..
 - Вас ведь предупреждали, что в этом старинном доме водятся привидения, а вы не поверили. Привидений не бывает! Вот вам и не бывает - смотрите, вон оно, белое, в углу... Убедились? Теперь войдите в комнату еще раз, уже точно зная, что можете наткнуться на привидение.
 - Что будете делать, подходя к двери, открывая ее, входя в комнату?
 О чем будете думать, как смотреть, слушать?..
 ВНЕЗАПНЫЕ "КАБЫ ДА ЕСЛИ БЫ"
 Станиславский предложил использовать для упражнений детскую игру на неожиданные "кабы да если бы", которая вызывала бы активные действия, развивая приученность к активному раскрытию действенной природы события.
 - Усложняйте неожиданными "если бы" свои упражнения на простейшие действия. Вот вы, как гостеприимный хозяин, здороваетесь с друзьями. Прервите свои поклоны внезапным "если бы": если бы перед вами были не друзья, а восковые фигуры? или - бизоны? или - марсиане, наконец? Как изменится логика вашего поведения? Упражняйтесь с внезапными "если бы", когда идете по улице. Идите, окружив себя вымыслами воображения, - как если бы вы шли не по родному городу, а по древнему Риму, например.
 Или по Великому Новгороду, каким он был 700 лет назад. И вот, собираясь завернуть за угол, включите внезапное "если бы" - посмотрите, что перед вами! Куда-то исчезла улица Великого Новгорода и за углом - огнедышащий вулкан!.. Только, пожалуйста, не окружайте себя подобными вымыслами, когда переходите улицу!
 Здесь для нас главное - не столько развитие фантазии, сколько логика действия в чрезвычайных, необычных обстоятельствах. Проследите (под контролем чувства правды), как изменение предлагаемых обстоятельств влияет на логику и последовательность действий.
 НЕБЫВАЛОЕ
 Сны - как говорят, небывалые сочетания былых впечатлений. Фантазии - тоже. Кладовые наших впечатлений хранят память не только о том, что бывало с нами в жизни, но и то, что мы представляли себе, о чем фантазировали. Фантазии - это тоже наш жизненный опыт.
 Потому-то полезно делать упражнения не только на основе того, что нам в жизни знакомо, но и на основе небывалого, того, чего никогда в жизни не делал. Пусть небывалое, развивая фантазию, откладывается в нашем опыте.
 - Вы - жители Венеры, огнеупорные мыслящие крабы на двух кремневых конечностях. Стройте свое каменное жилище!
 - Помните рисунки Жана Эффеля из серий "Сотворение мира" и "Сотворение человека"? Вы - персонажи этих рисунков. Кто Бог? Кто ангелы? А кто дьявол? Что будем делать? Изобретать снежинки? Действуйте!
 Подчеркнем еще раз важность тренировки не только привычных, но и вымышленных действий. Ведь актер всегда действует в вымышленном мире.
 ОБЫЧНОЕ В НЕОБЫЧНОМ
 - Простое упражнение на беспредметное действие: вы достаете из кармана фляжку с водой, отвинчиваете пробку, пьете. Вспомните последовательность движений мысленно. Оправдайте время, место и цель. Действуйте!
 - А если бы у вас были такие хрупкие кости рук, что каждое движение могло бы их сломать? Они - из тонкого фарфора. Почему - оправдайте. Напейтесь из фляжки!
 - А если бы вы оказались в состоянии невесомости? Вы - на корабле "Юпитер-6". Доставайте фляжку, напейтесь... Похоже на предыдущее задание? А в чем разница? Сделайте упражнение еще раз, прислушайтесь к своему телу...
 - А если бы во фляжке была не простая вода, а волшебный эликсир, удесятеряющий силы?..
 ОПРАВДАНИЕ КРИКА
 Ученики - в полукруге.
 - По моей команде (я ударю рукой по столу) кричите "Ура!" Сразу - удар. Крики "Ура!"
 - Почему кричали? Чему радовались?
 - Я досрочно сдал экзамен!
 - Я стипендию получил!
 - Бабушка приехала! С пампушками!
 Оправдание должно быть найдено не заранее, не до крика и не после крика, а в момент начала крика. Возник в воображении вымышленный повод - увидел бабушку, например, - и надо сразу же, в ту же секунду, кидаться в крик, бросать себя в крик. В этом случае укрепляется привычка действовать целесообразно, а это не менее важно, чем простое развитие фантазии, когда оправдание придумывают после совершения действия.
 Еще одна команда:
 - Звать на помощь!.. Кого зовете? Почему?
 И - неожиданно:
 - Замяукать!.. Почему? Как вас зовут? Мурочка?..
 - Кричать "бре-бре"!.. Это что за зверь?
 - Пропеть "кукареку"!.. Ваш сосед-соперник устыдился из-за своего хлипенького ответа?
 ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ
 - Разделитесь на пары и решите, кто будет толстым, а кто - тонким. Потом поменяйтесь ролями. Вместе займитесь одним делом. Например, собирайте на грядках воображаемую клубнику и старайтесь набрать лучшие ягоды, наполнить ими корзинку раньше партнера.
 - Найдите такое физическое самочувствие, какое было бы у вас, если бы вы были в два раза массивнее. Быстро бы вы сгибались? Легко ли?.. Если бы у вас были короткие мясистые пальцы, как бы вы рвали клубнику, боясь измять ее?.. Если бы у вас была толстая неповоротливая шея, как бы вы крутили головой, пытаясь исподтишка заглянуть в корзинку партнера? Если бы у вас было круглое расплывшееся лицо, как бы чувствовали себя ваши глаза-щелки? Как бы они смотрели из-под тяжелых век? А как бы вы шли вдоль грядки, если бы у вас были грузные столбообразные ножищи?..
 - А если бы у вас были тоненькие ножки-струнки и если бы вы весили в два раза меньше, чем теперь, - как бы вы обегали кустик за кустиком в поисках лучших ягод?.. Тело легкое? Удобно вертеться и высматривать? Пальцы ловкие, быстрые? Хорошо срывают ягодки? Шея верткая? Все видно в корзинке соседа, до самого дна? У кого лучше ягоды?
 Тех, кто трудно входит в необычное физическое самочувствие, не нужно торопить. Может быть, такое умение совсем не свойственно этой актерской индивидуальности, а может быть, оно проявится значительно позже. А тем, кому это дается легко и кто, следовательно, склонен к острой характерности, надо усложнить задание: предложить, например, сделать некоторые из привычных упражнений тренинга в физическом самочувствии "толстых и тонких". Можно делать парные упражнения, переключаясь из одного самочувствия в другое.
 СТАРИКИ
 - Что, если бы вам, каждому из вас, было уже за восемьдесят? "Примерьте" на себя этот возраст. Воспользуемся, как всегда, действием с воображаемыми предметами - разделитесь на пары, пусть старушки-портнихи и старички-портные принимают старичков-заказчиков, делают примерку обновок.
 - Что это означает - "мне за восемьдесят"? Какое было бы у вас в этом случае физическое самочувствие?.. Вы надеваете воображаемый костюм. Легко сгибается спина? Оберегаете себя от резких движений? Когда приходится поднимать руки и просовывать их в воображаемые рукава - болят от непосильного напряжения плечи и шея? Так осторожнее совершайте эти трудные движения! Пройдитесь перед воображаемым зеркалом, полюбуйтесь на себя в новом костюме. Как легче идти - широким, большим шагом или короткими шажками? Легко отрываются от пола подошвы? Приходится думать о равновесии?
 - Пока заказчики прихорашиваются перед зеркалом, пусть портные присядут.
 А как будете подниматься со стула? Попробуйте... "Подниматься" - это значит "поднимать себя". Легко себя поднимать? Спина затекла?.. Отчего старички часто сутулятся? Как легче держать руки? Попробуйте свободно бросить их вдоль тела. Плечи опустите, не напрягайте. И шея сама гнется, голова клонится вниз - так удобнее.
 - Довольны своими обновками? Кто не доволен, покажите портным, как переделать ваши костюмы.
 У Станиславского в главе "Характерность" (из II части "Работы актера над собой") подробно описаны пробы старческого физического самочувствия. Пусть ученики прочтут эти страницы, потренируются дома и покажут на занятии, что получилось.
 Ученикам, склонным к острой характерности, можно предложить сыграть какой-нибудь их прежний этюд с добавлением новых обстоятельств: сюжет тот же, а возраст иной. Разумеется, и в сюжете потребуются кое-какие изменения.
 ВНЕШНЯЯ ХАРАКТЕРНОСТЬ
 Надо отыскать в действии следующие физические самочувствия, придумав вымышленные обстоятельства места, времени, возраста и непременно определив цель действия:
 * Человек хромает (одна нога короче другой, или повреждено колено).
 * Горбатый (шея вдавлена в туловище, плечи подняты, оттого - кажутся очень длинными руки и ноги).
 * С протезом (руки или ноги).
 * Пьяный (замедленная мысленная речь, контроль за каждым движением, обстоятельная ориентировка).
 * Тугоухий или совсем глухой.
 - Нет ни одного человека, в точности похожего на другого. Все хромые - хромают по-разному. Все глухие - по-разному приспосабливаются к жизни, полной звуков. Не изображайте пьяного вообще, а отыщите физическое самочувствие именно этого, а не другого человека. Вот где должна вам пригодится тренированная актерская наблюдательность!
 Как и в предыдущих упражнениях, нужно предложить ученикам, легко схватывающим самочувствие в острой характерности, сыграть некоторые из их прежних этюдов, учитывая эти новые особенности личности.
 - Финал вашего этюда изменится? Вероятно.
 А Я - ЧАЙНИК!
 Из анализа поведения душевнобольных можно, как это ни странно, извлечь ценнейшие уроки по логике и последовательности действий в непривычных предлагаемых обстоятельствах.
 В "Латинских повестях", переведенных двести лет назад Тредиаковским, читаем: "Арифей пишет об одном сумасбродном, который думал, что он глиняный, и для того никогда ничего не пивал, чтоб не размокнуть и не развалиться.
 Другой уверял всех, что он не что иное, как зерно просяное, и для того всегда отгонял птиц всяких от себя, чтоб они его не склевали".
 - Вполне логичное поведение, не правда ли!.. А что отличает поведение безумного человека, уверенного, что он - стеклянный? Прежде всего - полнейшая, безграничная вера в вымышленные обстоятельства и строжайшая логика действий в этих обстоятельствах.
 Раз уж он вообразил себя сделанным из стекла - отныне он не совершит ни одного действия, которое шло бы вразрез с этим вымыслом. Он боится, что его заденут и разобьют. Идет, опасаясь наткнуться на что-нибудь. Осторожно укладывается в постель. Не делает резких движений. Предупреждает всех знакомых и незнакомых о своей беде, чтобы они не разбили его случайным движением, - никто ведь не видит, что он стеклянный. Слишком горячий чай ему вреден - он может лопнуть.
 - Походите по комнате так, как если бы вы были стеклянным венецианским чайником!
 Нет, действие происходит не в сумасшедшем доме. Пусть это будет сказочная пьеса. Вы играете в ней роль стеклянного министра.
 КТО ВЫ?
 Известно, что происходит работа над этюдами "на басни". Сюжет "Волка и ягненка", например, переведенный на печальные человеческие взаимоотношения некоего агрессивного нахала с наивным "агнцем", позволяет обнаружить и развить задатки острой характерности.
 Воспользуемся схожим материалом для тренинга необыкновенных действий.
 - Вспомните какого-нибудь басенного зверя и, оставаясь человеком, действуйте так, чтобы мы поняли, чьи у вас повадки - вороньи, медвежьи, орлиные? Любое простое действие с небольшим обострением - чай пьете и чашку уронили, или лук режете и порезались. Пожалуйте один за другим на площадку, а мы будем угадывать.
 - Э нет, такой наигрыш не пройдет! Вы только изобразили, что вы орел, очень стараясь, чтобы мы это поняли, а надо другое: попробуйте смотреть на мир с огромной зоркостью, двигаться с чувством орлиного достоинства, но будьте живым человеком.
 А ВЫ КТО?
 Парный вариант предыдущего упражнения полезно сделать, когда ученики займутся упражнениями на взаимодействие.
 - Выберите партнера. Каждый - придумайте звериный характер в человеческом действии и отправляйтесь общаться на площадку. Не надо оговариваться, кто есть кто; нужно только договориться, где вы и чем заняты сообща.
 - Угадайте, что за натура у вашего партнера... Она муха?.. Это верно?.. Нет, оказывается, она бабочка! Представляете, как ей хочется порхать, а она прикована к этой кухне, где надо кашу варить?..
 - Все условия общения остаются в силе - и внимание к партнеру, и пристройка, и взаимодействие.
 КЕМ МЫ ЕЩЕ МОЖЕМ БЫТЬ?
 - А если бы вы были резиновыми, надутыми, как воздушные шарики? Сегодня у шариков праздник - "День веревочки"!
 - А если бы вы были алюминиевыми, на шарнирах?
 - А если бы вы были чугунными?..
 - А если бы вы были песочными, рассыпающимися от резкого неловкого движения?.. Ах, только бы не заметила "она", что я рассыпаюсь...
 Во всех предлагаемых обстоятельствах ученики ищут и проверяют логику и последовательность своих действий и вымыслов. Верное действие может привести их к вере в предлагаемые обстоятельства, к ощущению "я есмь". Даже если я - чайник!
 КОСМОНАВТЫ
 - А если бы вы находились в состоянии невесомости?.. Сначала попробуйте действовать в кабине космического корабля - вы лежите на своем рабочем месте, тело зафиксировано ремнями, а невесомые руки пытаются поймать невесомый карандаш, который издевательски плавает перед вашим лицом.
 - Теперь невесомо пройдитесь по коридору орбитальной станции - надо дойти до щитка и включить тумблер искусственной гравитации... Включили. Ух, как хорошо стало!
 - А как поведет себя ваше тело при очень малой силе тяготения на каком-нибудь астероиде? Высаживайтесь из корабля на незнакомые скалы!
 ЛИЛИПУТЫ И ВЕЛИКАНЫ
 Группа делится пополам.
 - Вы - лилипуты, настоящие сказочные лилипуты, ростом не больше десяти сантиметров. Как бы вы вели себя, если бы попали в эту нормальную, не лилипутскую комнату? Нет, не надо семенить ножками и пищать тонкими голосами. Не изображайте кого-то незнакомого, а действуйте так, как если бы именно вы были крошечными и вас окружали громадные люди (они не причинят вам зла), громадные стулья, громадные окна; если бы по комнате летали громадные мухи и гудели, как реактивные самолеты.
 - А вы - великаны трехметрового роста, как раз под потолок. Каждый полтонны весом. Действуйте, но помните, что кроме вас в комнате есть еще крошечные лилипуты, не раздавите их случайно. Постарайтесь не смять и не раздавить ни одного стула. Не топайте, а то пробьете пол и провалитесь в первый этаж.
 - Займитесь сообща одним делом, и лилипуты и великаны вместе, - приготовьте и украсьте нашу комнату к приходу важного и дорогого гостя.
 ВАЖНЫЙ ГОСТЬ
 - Представьте себе, что мы ждем в гости знаменитого актера из далекой страны.
 Один из учеников выходит из комнаты и вновь появляется, действуя так, как если бы он был знаменитым актером. Ничего не наигрывая и не изображая: здоровается со всеми по очереди, усаживается, отвечает на вопросы, стараясь правильно говорить по-русски. Нужно добиться полной достоверности его поведения и отношения к нему остальных учеников.
 ЦЕРЕМОНИЯ
 - Сейчас мы встретим вождя одного из маленьких полинезийских племен. Сделаем ему сюрприз, выполним тот этикет, который принят на его острове. При его появлении все должны упасть на колени, протянуть у нему руки, трижды резко тряхнуть головой и громко пропеть "о-оо-ои!".
 Он обойдет всех, прикоснется к затылку каждого - нужно склонить голову и тихо пропеть "и-ии-ио!".
 И в этом, или в подобном ему, церемониале, нужно добиться полной веры всех в предлагаемые обстоятельства, строгой логики и последовательности всех действий, составляющих торжественную церемонию.
 - А как дикие жители созвездия Близнецов (какие они?) встречают восход солнца? Какой у них ритуал?
 РУЧНЫЕ ЧАСИКИ
 - Что если бы каждый из вас был деталью ручных часиков? Соберитесь кучкой, представьте себе, что эта кучка - часики на ремешке. Распределите между собой обязанности:
 один - часовая стрелка,
 другой - минутная,
 третий - секундная,
 четвертый - заводная пружина,
 пятый, шестой и седьмой - три приводные шестеренки,
 восьмой - баланс с волоском и анкерной вилкой.
 - Ищите верное "самочувствие" каждой детали. Кто спокойнее всех? Часовая стрелка, ей спешить некуда. А секундная - работяга, любит точность и гордится своей пунктуальностью и неутомимостью. Как показать ее в действии? Как угодно - вы можете, например, описывать пальцем большую окружность и говорить при этом "тик-тик-тик".
 А часовая стрелка - как вытянутая рука - как вытянула руку, так и застыла...
 - Который час?
 ОРКЕСТР
 "А вот упражнение не только для ощущения коллективности творчества, но и для того, чтоб заранее научить учеников уметь создавать иллюзию игры на разных инструментах. Это часто приходится производить на сцене, в то время как музыка играет за кулисами...
 Каждый из учеников должен научиться обращаться с каждым из наиболее ходовых инструментов, с которыми приходится встречаться на сцене оперным и драматическим артистам".
 Упражнение - групповое. Состав оркестра - в зависимости от количества учеников. В "Инсценированной программе" Станиславского упоминаются два оркестра, большой военный и квартет: рояль, виолончель, две скрипки.
 Разумеется, концерт таких оркестров может состояться лишь после того, как каждый его участник овладеет техникой игры на своем воображаемом инструменте.
 Это упражнение воспитывает взаимосвязь с партнерами. Тренироваться можно под музыку, которая насвистывается или поется исполнителем. Играть общий концерт можно под граммофонную или магнитофонную запись.
 ЕЩЕ ОДИН ОРКЕСТР
 - Сейчас мы создадим еще один оркестр, который на днях выступит в шефском концерте.
 Распределяю обязанности:
 вы - рояль (нет, вы не играете на воображаемом рояле, а сами вы - рояль!),
 вы - пианист,
 вы - скрипка, вы - скрипач,
 вы - контрабас, вы - контрабасист,
 вы - кларнет, вы - кларнетист,
 вы - барабан и тарелки, вы - ударник,
 вы - певица-солистка,
 вы - дирижер оркестра.
 Состав оркестра - неожиданный, но это не должно нас смущать. Педагог или один из учеников, ведущий, берут на себя обязанности конферансье и объявляют номера, неожиданные для самого оркестра:
 - Вальс!
 - Романс на патагонском языке в сопровождении оркестра!
 - Симфония "Футбол"!
 - Ария марсианки из оперы "Космос"!
 Музыканты должны играть на своих инструментах, а те - издавать соответствующие звуки. Певица-солистка должна петь так, как если бы у нее был уникальный по красоте и силе звука голос (но, может быть, - совсем без звука!).
 - Что это такое - я скрипка? Я вытягиваюсь на стуле и откидываю голову. Моя голова - струнодержатель с колками, натягивающими струны. Я вижу, чувствую, ощущаю, как они натянуты, эти струны - мои руки, протянутые вниз и положенные на колени (на "подставку"). Когда скрипач водит воображаемым смычком по моим струнам, я чувствую, как струна колеблется и передает свое звучание моему корпусу, корпусу скрипки. И когда я, скрипка, пою эту мелодию, я ощущаю, как звучит мой корпус... Говоря строго - я не ощущаю, а мне кажется, что я ощущаю. Но не все ли равно, если я действую так, как если бы я ощущал?
 ЛЕС
 - Вспомните лес. Кто что видит на своем внутреннем экране?.. Теперь представьте себе, что все вы не люди, а растения этого леса:
 вы - березка,
 вы - рябина,
 вы - огромная сосна,
 вы - ромашка,
 вы - одуванчик,
 вы - трава,
 вы - шишка на ветке,
 вы - раскидистый старый дуб,
 вы - белый гриб...
 - Раз вы - дерево, значит, ваши руки - самые большие из ваших веток. Раскиньте их пошире!.. А ноги - корни... Видите, как муравей ползет по вашей руке-ветке? Слышите ли шум своих листьев?
 - А если вы - трава, как вам живется? Тянете руки-стебельки ввысь, чтобы быть поближе к теплому солнцу? Как ветер колышет вас?
 - Яркий солнечный день, легкий ветерок. Хорошо греться? Спокойная, безмятежная жизнь... Вдруг тучи налетели, подул сильный ветер. Что делается с одуванчиком? Не страшно ли шишке?
 - Ливень! Дуб в восторге, а для ромашки - трагедия: все лепестки обвисли...
 - Дождь прошел, снова солнце выглянуло. Березка, суши свои листочки!
 - А если: Я - ветер! Я - дождь! Я - град!
 Я - солнце!
 ЖИВЫЕ РУКИ
 Упражнениями индивидуального тренинга на "живые руки" целесообразно заниматься после того, как ученик в классе основ сценического движения прошел цикл упражнений на "выразительные руки". Подготовленный ими, он будет продолжать тренировку гибкости и подвижности рук, усложняя ее творческим вымыслом и накапливая необходимые навыки и умения для того, чтобы в дальнейшем любой актерский жест непроизвольно рождался - свободным, выразительным, лаконичным, наполненным. "Живые руки" - один из приемов такой тренировки.
 "Кисти рук - это глаза нашего тела", - написал Станиславский в приветствии А. Моисеи, говоря о тренировке актерского аппарата. В его черновых материалах к "Задачнику" есть такие записи: "Все - звери", "Все - птицы", "Все - цветы на клумбе". И когда в тренинге на необычные обстоятельства ученик действует, как если бы он был зверем или птицей, часто именно через "живые руки" он передает не только внешнюю, но и внутреннюю характерность образа.
 Каждое упражнение должно быть оправданным до конца и в полной мере. Это правило для всех разделов тренинга. Тем более оно необходимо при действии в необычных обстоятельствах, где убедительными могут быть разнообразнейшие оправдания. Даже такие: мои руки - живые существа, которым я помогаю действовать.

<< Пред.           стр. 6 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу