<< Пред. стр. 7 (из 14) След. >>
Упражнениями этого цикла широко пользуются в подготовке актеров-кукольников. Не менее полезны они и драматическому актеру. Приведем несколько таких упражнений.ЗМЕЯ
- Одну руку протяните перед собой ладонью вниз на уровне груди, согнув ее в локте. Это - ветка дерева. Вторую руку положите запястьем на "ветку". Это - змея. Кисть руки - змеиная голова. Сложенные щепотью пальцы - пасть. Теперь вспомните змею и действуйте так, как если бы ваша рука была змеей:
* грейтесь на солнышке,
* ползите по ветке,
* осязайте воображаемым язычком, что встречаете на вашем пути,
* нападайте на врага.
- Помните о переливающемся движении змеиного тела. Хотя в вашем распоряжении только три сгибающихся узла: плечевой, локтевой и лучезапястный, - действуйте так, как если бы вся рука была гибкой и эластичной, подобно телу змеи. Для этого снимите мышечное напряжение, кроме необходимого для действия. Точно знайте цель каждого действия. Змея не делает лишних движений.
- Поменяйте роли рук.
- Обе руки - змеи. Ну, скажем, молодые змееныши, - они:
* играют, обвивая и переплетаясь друг с другом,
* ссорятся из-за вкусного кузнечика,
* дерутся не на жизнь, а на смерть.
- Все время помните: никаких лишних напряжений, только целесообразные!
КОТЯТА
- Кисти рук - котята.
Тут невозможно установить, где у котенка нос, где лапы, а где хвост. Пальцы становятся по ходу действия то одним, то другим, то третьим. Или вдруг вся кисть превращается в выгибающуюся спинку, а может быть, только один указательный палец.
- Сядьте, положите ногу на ногу. Котята играют на вашем колене. Пусть сначала резвится один (правая рука), потом другой (левая рука), а потом оба вместе.
- Заметьте, между прочим, что и у котят бывают разные характеры, не делайте их одинаковыми.
- Не помните, как они играют? Руки не оживают? Тогда попробуйте сделать это упражнение после того, как понаблюдаете за живыми котятами. Начинайте с самого простого: ваша кисть - лапка котенка, он играет спичечным коробком, как будто это мышка.
ИГОЛКА
- Нет, иголка сюда попала не случайно. Это не простая иголка, а живая. Ведь иголки тоже бывают умницами или безобразницами, старательными или лентяйками, добрыми или злобными. К тому же наша иголка шьет сама.
Упражнение отлично тренирует и руки и воображение. Сначала займемся правой рукой.
- Встаньте, выпрямите руку ладонью вниз и прижмите пальцы друг к другу. Четыре соединенных пальца - игла. Большой палец остался не у дел. Пусть болтается. Считайте, что он - маленький кончик нитки. Длинный конец нитки - вся рука до плеча. Перед вами воображаемый материал, который нужно сшить. Пусть для начала это будет что-нибудь несложное, крупное. Например, большие мешки.
- Начинайте сшивать два края мешковины. Проткните иголкой один край, сверху, заведите иголку снизу под другой край, проткните его и ведите иголку опять к правому краю. Пойдет безостановочное движение иголки, как бы описывающей круг, причем соединенные пальцы будут то сгибаться, то разгибаться.
- Тянется нитка. Помните, что это мягкая нитка, а не что-то твердое и угловатое. Освободите от напряжения всю руку, оставьте только легкие необходимые напряжения и постоянно контролируйте их. Двигайтесь вслед за иголкой.
- Можете шить побыстрее?
- Сделайте то же самое левой рукой.
- А теперь сшейте что-нибудь более сложное.
КРЫЛЬЯ
В этом упражнении надо использовать все пластические навыки для рук, полученные на уроках сценического движения, ритмики, танцев, и найти характер движения рук, если бы они были:
* крыльями орла,
* крыльями ласточки,
* крыльями воробья,
* крыльями сверхзвукового самолета,
* крыльями Змея Горыныча,
* крыльями летучей мыши,
* крылышками бабочки,
* крылышками стрекозы,
* крылищами археоптерикса.
- Ищите не только внешний характер движений. Вы - орел. Паря над землей, высматривая внизу добычу, вы размеренно машете своими огромными крыльями, и на их движении отражается вся ваша внутренняя жизнь. Вот вы заметили зайца, готовитесь камнем упасть на него - все так же неторопливо машете крыльями, подбираясь на нужное расстояние, а внутренний темпоритм изменился!
- Много внимания надо отдавать, особенно вначале, контролю за мышцами рук, чтобы оставлять только необходимые напряжения. Но, занимаясь контролем, помните о главном - все ваше существо должно жить жизнью орла! Если верно работают руки, то и взгляд ваш станет орлиным!
В индивидуальном тренинге отрабатываются разные крылья. Потом полезно делать упражнения на переключение - мгновенно переходить от крыльев орла к крылышкам бабочки и обратно. Или построить круговую ленту: орел-воробей-самолет-ласточка-архео-птерикс-стрекоза-снова орел и т.д.
ПАУК
Наш паук мало похож на настоящего: ног у него всего лишь пять, и переступает он ими абсолютно не так, как в жизни. Ученики - за столом.
- Расправьте пальцы правой руки, чуть согните их и поставьте подушечками на стол. Это паук. Дорожку, по которой он пойдет, надо представить себе в виде прямой линии, проходящей по столу через вашу ладонь так, чтобы указательный палец стоял как раз на центре дорожки.
Схема движения: приподнимите большой палец и заведите вплотную перед указательным на центр дорожки; приподняв остальные пальцы, поставьте мизинец перед большим, потом безымянный - перед мизинцем, потом средний - перед безымянным, потом указательный - перед средним, потом большой - перед указательным и т. д.
Перед тем как шагнуть, надо поднять палец как можно выше.
Каждый шаг - твердый ударный. Путь - точно по прямой вперед, от себя.
- Освоили технику? Теперь сделаем то же самое на скользящем движении пальцев. Перед каждым движением палец поднимается, ударяет в "паутину" и как будто "буксует", скользит по паутинкам, в это время ударяет следующий и т. д. Усилия продвинуться вперед - большие, а ход почти на месте, движение чуть заметно.
- Почему так медленно идет ваш паук, что его задерживает, что завораживает, где муха?
- Освойте эти движения левой рукой.
- Освойте "шаги паука", простые и скользящие, вверх по стене, вниз по ножке стола.
- Попробуйте бегать, соблюдая ту же очередность отдельных движений.
- Куда бежит ваш паук? Зачем? Ой, какая огромная муха влипла - всю паутину порвет!
Освоив все элементы движений, надо переходить к свободному, непроизвольному действованию: наметить цель и "ходить" или "бегать" в зависимости от вымышленных обстоятельств.
Пусть встретятся два паука. Лучше делать парное упражнение с партнером, а не своими обеими руками.
Пусть одна из паучьих ног будет повреждена и с ней придется особенно бережно обходиться.
Пусть паук будет трусливым, осторожным, или безудержно храбрым, или ленивым и т.д.
ЦВЕТОК
- Стебель цветка пробивается из земли на белый свет, бутон распускает лепестки - надо сделать это так, как если бы кисти рук были стеблем и бутоном и лепестками.
Сначала стебель - под землей. Кисть одной руки сжата в кулак, прикрытый ладонью другой руки. Этот "свернутый" бутон направлен вверх, кисти рук - на уровне шеи, а запястья и локти прижаты друг к другу.
Пробиться к солнцу! Пройти сквозь толщу земляного покрова, отделяющего цветок от мира света! Тянуться ввысь, преодолевая сопротивление почвы, упрямо раздвигая ее...
- Проверьте, целесообразно ли напряжены мышцы вашего тела? Почему напряглась шея? Освободите ее.
Медленно преодолевая, побеждая тяжесть земли, стебель цветка тянется кверху... (пусть это не соответствует "правде жизни" цветка, и на самом деле ему не приходится тянуться откуда-то из глубины. Неважно. Для нас важнее - правда нашего вымысла, правда образа, правда представления о стебле, пробивающемся наружу).
Чувствуете ли, как вся энергия стебля сосредоточилась на самом верху, на внешней стороне согнутых пальцев, раздвигающих воображаемую землю? Все тело свободно, оно тоже как бы тянется ввысь, но на самом деле неподвижно. Нигде нет лишнего напряжения. Всё - в неуклонном медленном движении рук кверху... Сопротивление земли слабеет, значит, все тоньше слой почвы, все легче движение, все меньше требуется силы... Последняя преграда - переплетенные корни травы... Солнце!
Сжатые кисти рук - на уровне лба. Теперь бутону надо еще немного - подняться на стебле над землей, укрепиться и раскрыть свои нежные лепестки.
Энергия, которая сосредоточивалась раньше на верхней части сжатого бутона, теперь рассредоточилась по всему стеблю. Локти-корни надежно поддерживают стебель. Греет солнце, и пальцы-лепестки, вновь набирая энергию, начинают выпрямляться, раскрываться, и наконец образуют открытую чашу распустившегося цветка.
- Что это за цветок? Опишите его.
- Проверьте распределение напряжения во всем теле. Освободите все, что можно освободить. Оставьте только необходимые напряжения. Сделайте упражнение несколько раз подряд.
- Сделайте новое окончание упражнения: село солнце и бутон свернулся, закрылся.
- Придумайте обстоятельства "жизни" цветка:
* когда дует ветер,
* когда солнце заходит за тучу,
* когда льет дождь,
* когда бьет град.
- Все время проверяйте напряжения. Следите за пластичностью мельчайших движений пальцев. Для цветка каждое легкое колебание лепестка - уже мизансцена.
ДЕТСКИЕ ИГРЫ
"Вот когда вы дойдете в искусстве до правды и веры детей в их играх, тогда вы сможете стать великим артистом", - сказал Станиславский.
А как играют дети? Вспомним.
- Девушки, вам по три года. Возьмите воображаемую куклу - вспомните, какая кукла в вашем детстве была самой любимой, как ее звали, как она была одета, - и играйте!
Юноши, тряхните стариной, сыграйте в кубики. Вспомните, как вы в них играли. Вы строили дом - "понарошку" или по-настоящему? Конечно, по-настоящему! И если кто-нибудь из взрослых случайно задевал рукой незаконченную постройку и она рушилась - сколько было слез! Ведь рушился настоящий дом! Пусть маленький, пусть без окошек со стеклами, но все-таки настоящий дом, в котором вполне могли бы жить ваши живые милые плюшевые медвежата. И, ставя кубик на кубик, вы бормотали: "А здесь мишки будут обедать, а здесь мишки будут спать".
- Недавно английская газетная хроника сообщила факт поразительной веры ребенка в реальность игры - веры, которая привела малыша в больницу. Он играл в автомобиль. То есть сам был автомобилем. И, как положено, "заправил" свою машину перед поездкой - выпил пол-литра машинного масла!
- Это комната детского садика. Всем вам - от трех до пяти. Вы вернулись с прогулки, раздеваетесь (вот - вешалка) и усаживаетесь играть: девочки - в куклы, мальчики - в кубики.
ИГРАЕМ В КУКЛЫ
Нужно принести на урок несколько настоящих игрушек - кукол, медвежат, зайчиков.
- Продолжаем играть в куклы. Составьте стулья в круг, садитесь и передавайте друг другу игрушки. Вы наблюдали за детьми и видели, на чем основана вера ребенка в подлинность происходящего с ним и с куклой. Ребенок всегда относится к кукле, как если бы она была живым существом. Он только отмечает - да, у Тани целлулоидное лицо, да, у нее не открывается ротик, да, ее ручки на резинках, да, она такая, но она все видит, слышит и понимает, она - совсем живая! Ребенок верит в это, пока он играет. После игры он может отшвырнуть Таню ногой - она уже просто кукла, а не живая. Но во время игры - пусть попробует кто-нибудь из взрослых нечаянно наступить на Таню ногой, какая будет трагедия!
- Передавайте игрушки и относитесь к ним, как если бы они были живыми существами. Не подставляйте на их место воображаемых людей и медведей. Оправдывайте и матерчатые пальцы, и бусинки вместо глаз - так уж они устроены, эти милые живые существа! Играйте с ними и передавайте соседу. Действуйте так, как если бы на самом деле куклы вас видели, слышали, понимали.
ИГРАЕМ В "КОШКИ-МЫШКИ"
- Сыграйте в массовые детские игры так, как если бы вы были детьми. Во что будете играть? В "кошки-мышки"? Рассчитывайтесь:
"Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире.
К ним повадился паук. Фук!"
- Кошка есть. Рассчитывайтесь еще:
"Стакан,
Лимон,
Выйди вон!"
- И мышка есть. Все помнят условия игры? Становитесь в кружок, беритесь за руки. Помните, что вам всего пять лет. Отдавайтесь игре с тем всепоглощающим увлечением, какое свойственно этому возрасту. Кошка - страшный и коварный зверь, нельзя подпустить ее к мышке!
- Девушки, сыграйте в "большую скакалку", а мужчины - в лошадки!
- Сыграем в жмурки!
- В пятнашки!
ГУСИ-ЛЕБЕДИ
- А "гуси-лебеди" помните? Ну-ка, ну-ка, вспоминайте детство! Когда в последний раз играли в "гуси-лебеди"? В пионерском лагере на Карельском? А вы?.. Вот и вспомнилась лужайка возле дачи, подружка-соседка с рыжими косичками, вы сами с вечно ободранными коленками... И неожиданно, сами собой, вспомнились слова:
"Гуси-гуси - га-га-га!
Есть хотите? - Да, да, да!"
- Как дальше?.. Ах, ноги сами рванулись в игру? Правильно, так телу легче вспомнить все приключения гусей.
"Гуси-лебеди, домой!
Серый волк под горой!"
Кто волк? Ясно, я так и знал. А остальные, значит, гуси. Начали!..
- Теперь другая игра: Кого хочу, того схвачу! Берегитесь, невнимательные!
ИГРУШКИ
- Мы говорили, что дети относятся к куклам, как к живым существам. Но если так, нам нетрудно представить себе, что мы-то и есть куклы! Например:
* вы - громадная кукла, которая умеет закрывать глаза и пищать "ма-ма",
* вы - плюшевый медведь,
* вы - заводная мартышка, которая умеет взбираться по дереву, если ее завести,
* вы - плюшевый тигренок,
* вы - надувной заяц (следите, чтобы из вас не выскочила пробка, а то воздух выйдет!),
* вы - металлическая заводная лягушка,
* вы - Буратино,
* вы - пьющий аист (видели такую стеклянную игрушку, которая наклоняется и пьет воду?).
- Ну, "влезайте в шкуру" игрушки. Не изображайте игрушку, а вообразите себя - плюшевым медведем, например. Что это такое? Решите (и сразу же попробуйте в действии):
* Как бы вы ходили по комнате, если бы у вас были плюшевые ноги, набитые опилками? Если бы ноги эти не сгибались в коленках? Если бы они присоединялись резинками к вашему плюшевому туловищу? Если бы эти ноги могли вертеться во все стороны (чуть зазевался - и разъехались)? Если бы у вас были такие ноги, разве не пришлось бы вам медленно ступать, переваливаясь с ноги на ногу? - Ходите, пробуйте! - Не забываете о коварной резинке? Не делайте слишком широких, больших шагов, а то растянетесь на полу!
* Как бы вы двигали своими руками, если бы они не сгибались ни в кистях, ни в локтях? Если бы эти плюшевые руки были прикреплены к вашему плюшевому туловищу такой же коварной резинкой, как у ног, - если бы у вас были такие руки, то как бы вы ими здоровались, отталкивали, брали вещи? Пробуйте!
* Какие бы звуки вы производили, если бы вдруг чудесным образом превратились в медведя, но сохранили бы свой человеческий ум? Если бы вы были лишены возможности говорить по-человечески, то как бы вы объяснялись? Попробуйте - ревите по-медвежьи, но заставьте товарищей понять, чего вы хотите!
* Как бы вы смотрели и как бы двигались ваши оба глаза, если бы они были стеклянными бусинками?
- Ставьте перед собой эти и другие магические "если бы" и - действуйте!
ИГРЫ ИГРУШЕК
- Каждый из вас стал какой-нибудь игрушкой? Сыграйте-ка в пятнашки! Хозяева спят, так что никто не узнает, как не по-игрушечному вы ведете себя.
- Разве может металлическая заводная игрушка-лягушка так быстро поворачиваться? В том-то и горе ее, что для поворота ей нужно много раз прыгать по дуге!
- Заводная мартышка тоже, к несчастью, устроена так, что умеет двигаться только вперед и назад. Ей уж никак не повернуться! Вот и выжидайте - как только опасность приближается, летите стрелой вперед или назад. Скорости-то вам не занимать!
- Запятнали бедного аиста, а он самый медлительный. Разве ему поймать кого-нибудь? Ищите выход, аист. Обманите их, притворитесь спящим и запятнайте клювом первого, кто подойдет.
ИГРУШКИ ОПРАВДЫВАЮТ ПОЗЫ
- Игрушки, разделитесь на пары. Сделайте парные упражнения на оправдание позы. По моему удару кидайте свои игрушечные тела в неожиданную для вас позу, но не забывайте о своих возможностях, не принимайте таких поз, каких не могла бы принять ваша игрушка!... Удар!
- Пара - тигренок и надувной заяц - верно ли вы оправдываете свои позы? Если бы вы были зайцем, разве не насторожило бы вас такое соседство? Хоть тигренок и свой, игрушечный, но все-таки хищник! Что это за позу он принял? Не грозит ли вам опасность? А может быть, стоит умаслить его - помочь ему поймать добычу?
- Это упражнение - парное, значит, каждый из вас должен приспособиться, пристроиться к партнеру, угадать его намерения и вплести свое оправдание в общее действие. Обязательно учитывайте характер партнера и игрушечное устройство его тела... Вот, я вижу, Буратино и аист сообща копаются в земле. Червяков ищете? Тогда окажите друг другу взаимные услуги - аисту неудобно своим длинным воображаемым клювом копать землю, а Буратино своими тонкими деревянными пальцами может великолепно сортировать червей: жирных - для аиста, маленьких - себе для рыбалки.
ИСПОРЧЕННЫЕ ИГРУШКИ
- А если бы вы были испорченными игрушками?
У куклы, которая умеет закрывать глаза и говорить "ма-ма", - глаза неисправны. То оба закрываются и открываются, то один откроется, а другой застревает в глазнице. Не правда ли, мучительное самочувствие? К тому же что-то происходит с голосом - иногда он противно скрипит.
У плюшевого медведя правая нога держится на одной ниточке (растянулся-таки на полу). Бок продырявлен, зашит. Нитка тоненькая, ненадежная, того и гляди, опилки посыплются.
У заводной мартышки что-то творится с механизмом, поэтому координации движений нет - руки и ноги иногда ведут себя не так, как хочется, а сами по себе.
У плюшевого тигренка отваливаются пуговки-глаза, они пока держатся, но при резком движении непременно оторвутся. Вот и попробуй вести себя сдержанно при тигрином темпераменте!
У надувного зайца все бы ничего, да вот измазали его чернилами, а он - чистюля! Как отмыться, оттереться? Да и за пробкой надо все время следить, она последнее время непрочно держится!
У заводной лягушки повреждена лапа. Поэтому беднягу все время заносит в сторону. Нужны героические усилия, чтобы выпрямлять свой путь.
У Буратино нос раскололся на две части, вдоль. Какой-то раздвоенный хобот получился, он торчит перед глазами, мешает смотреть на мир.
У пьющего аиста - трещина на стеклянной спине. Если она увеличится - аист лопнет.
- Ищите верное самочувствие живой игрушки - в действии.
ПАРНЫЕ ИГРЫ
Задания на парные действия испорченных игрушек:
* кукла и тигренок разучивают по нотам песенку на два голоса,
* мартышка с плюшевым медведем и лягушка с аистом танцуют шейк под радиолу,
* заяц и Буратино стреляют из пневматической пушки по мишеням.
Потренируем переключения. Не прерывая действия, превращайтесь из сломанных игрушек в целехонькие. По команде "раз!" вы - сломанные. На "два!" - целые. Раз!.. Два!.. Раз!.. Два!.. Два!.. Два! Да, требуется внимание. Раз!..
Я - ЭТО ОН!
Продолжая работать над развитием артистической смелости, над умением оправдывать любые необычные обстоятельства, сделаем упражнение, которое покажет, умеют ли ученики реализовать в действии свою наблюдательность, а также - кто из них склонен к острой характерности.
Разделим учеников на пары.
- Вспомните всё о своем партнере: как он сидит, стоит, ходит, смотрит, слушает, разговаривает; его излюбленные словечки, его неискоренимую привычку почесывать подбородок, его странную особенность - мгновенно переходить от хохота к убийственной скуке; уловите своеобразие его "способа думать", догадайтесь о его самочувствии при общении с вами - именно с вами, а не с кем-нибудь другим; то есть поймите его отношение к вам.
- Нам нужно заказать новое оборудование аудитории - ширмы, кубы, скамейки. Отправляйтесь на площадку со своими партнерами и решите сообща, как по-новому оборудовать и обставить аудиторию. Можете даже поспорить. А я буду хлопать в ладоши.
Один удар - это вы. Два удара - это не вы, а ваш партнер. После двух ударов вы продолжаете действовать, но уже превратившись в своего партнера, а он - в вас.
- Не имитируйте только внешние особенности поведения партнера. Уловите своеобразие его индивидуальных, личностных качеств.
Я - КТО УГОДНО!
- Каждый юноша - моряк, красивый сам собою. Каждая девушка - морячка, еще красивее. Освойтесь со своей новой профессией...
- Драйте палубу! Отлично! Сейчас пробьют склянки - и вы уже не моряки, а летчики и стюардессы...
- Вы - шоферы. Сами уж придумайте, на каких машинах сидите, на такси или на тяжелогрузных... Действуйте!..
- Переключаемся. Один хлопок - моряки, два - летчики, три - шоферы. Всякий раз возвращайтесь к прежним занятиям: если хлопок остановил вас на том, что вы шваброй драили уголок возле капитанской рубки, значит, при следующем возвращении на палубу продолжайте свое дело и свои профессиональные мысли.
- Кто же вы такие? Везде одинаковые? Поговорим о том, как профессия изменяет поведение человека...
БРАТЬЯ ПО РАЗУМУ
Из большого количества "чудесных" упражнений можно использовать и такое:
- А если бы вы были человекоподобными жителями одной из обитаемых планет созвездия Кассиопеи, нашими братьями по разуму?.. Совершенно не обязательно, чтобы эти братья походили внешне на нас. А вдруг у них не две руки, а четыре! И три глаза, выдвигающиеся из орбит, как подзорные трубы! И одна универсальная рука, способная улавливать даже телепатические воздействия!..
- Придумайте - каждый своего брата или сестру по разуму и попробуйте:
* пообедать в кругу семьи,
* сыграть в любимую кассиопейскую игру,
* поссориться с приятелем,
* спеть модную кассиопейскую песню перед ареопагом супергалактического жюри.
ЖИВОТНЫЕ
- Вы уже побывали людьми со звериным характером, а теперь и на самом деле превратитесь в какое-нибудь животное: в зверя, птицу, рыбу, насекомое.
Вот вам на выбор - медведь, кенгуру, белка, лисица, тюлень, слон, мартышка, верблюд, жеребенок, черепаха, крокодил, змея, дятел, цапля, курица, гусь, страус, павлин, галка, акула, золотая рыбка, стрекоза, таракан, божья коровка, паук, муха...
Мало? Превратитесь в любую бактерию, инфузорию, в вирус, во что угодно, лишь бы превратиться!
- Действуйте, задавая себе вопросы и отвечая на них: "Что бы я делал, если бы у меня были крылья? Если бы я был покрыт блестящими красивыми перышками? Если бы мой рот был длинным клювом?" и т. д. Действуя, вы незаметно придете к правильному самочувствию вашего животного. Помогайте себе мысленной речью. Размышляя вслух или про себя, ищите существенные стороны характера вашего животного.
- Я дятел. Вот я, цепко держась когтями за дерево, долблю кору. Там, под ней, - вкусные жучки. Трудно долбить, даже клюв заныл. Трудно, но я привык. Я - труженик!
- Я верблюд. Вокруг меня суетится мелюзга, какие-то малорослые кошки и собачки, а я - большой, красивый, сильный, выносливый, удивительно спокойный. Ничему не удивляюсь и не терплю суматохи!
- Я черепаха. Никому не доверяю. Чуть что - голову и лапы в панцирь, и - достань-ка меня! Множество непонятных опасностей вокруг!
- Я цапля. Какие у меня стройные и красивые ножки! Никто не умеет так стоять на одной ноге, как я!
Конечно, превращаясь в животное, куклу, игрушку, растение, ученик наделяет их многими чертами своего характера. Он не уподобляется другому существу или вещи, а как бы находит в себе сходные качества, выделяет их. Отыскивая логику и последовательность своих действий в вымышленных обстоятельствах жизни, он ориентирует свое тело и свою мысль в непривычных для себя условиях и приспосабливается, пристраивается к этим условиям. Если же он не ставит перед собой этих задач и ограничивается только имитацией внешнего поведения животного - упражнения теряют учебную ценность.
ПТИЦЕФЕРМА
Продолжая тренинг ориентировки тела и мысли ученика в необычных обстоятельствах, педагог дает темы массовых этюдов.
- Ах, какая отличная птицеферма! Уточняю: современная, механизированная, кондиционированная птицеферма. Все вы - утки. Гуляйте на солнышке. Сейчас откроются шторки механических кормушек (вот они!), и вы сможете вкусно поесть. Потом отправляйтесь на прогулку, на пруд (он в углу комнаты!), отдохните, поплавайте, посплетничайте - о легкомысленных утках соседней птицефермы.
СТАДО
- Все вы - стадо. Сами решите, кто есть кто. Тут и лошади, и коровы, и овцы, и даже кролики затесались почему-то. Все давно знакомы друг с другом, возникли разнообразные отношения. Вы пасетесь на хорошем пастбище, вас охраняют две симпатичные сторожевые собаки. Скоро пойдете по домам. Кушайте на здоровье!
СВОЯ КОМПАНИЯ
- Вечер. Где-то вдалеке мелодично орут, - наверно, у Дома культуры собралась двуногая молодежь и поет под гитару свои современные песни. А мы, четвероногие:
- один баран,
- два поросенка,
- три свиньи,
- четыре овцы,
- один петух,
- две курицы,
- четыре цыпленка,
- собака Тобик,
- кошка Мурка,
жуем во дворе персональный витаминизированный комбикорм.
- И вдруг на наш родной двор является чужая свинья!
ЗООСАД
- Распределимся. Пятеро из нас - животные:
тигр,
лев,
обезьяна,
медведица,
медвежонок.
Пятеро - зоологи, изучающие экологические проблемы существования животных в неволе.
Трое - представители ревизионной комиссии экологического института, которым надлежит выяснить и запротоколировать, в каких именно условиях содержатся животные.
Остальные - зрители.
- Все ли животные довольны, что на них глазеют? Пожалейте их, пожалуйста!
ПАССАЖ
- Устроим на нашей творческой площадке отделение женского универмага "Пассаж". Продаем сверхмодные тюрбирленовые блузки!
- Распределимся: продавцы, покупатели... А вы остались не у дел? Будете манекенами!
ЭРМИТАЖ
- Мы в Эрмитаже. Две с половиной тысячи экспонатов.
Куда отправимся? В отдел скульптур. Разделимся пополам: одни - скульптуры, другие - посетители. Нужен и экскурсовод.
- Статуи, известные вам по посещениям Эрмитажа, стоят, как истуканы, на своих местах. А что они могут рассказать о своей замечательной судьбе?.. А что вы, уважаемые экскурсоводы, можете дополнить?
- Позвольте, что делают сыновья Лаокоона? Смотрите, они все-таки справились с этими змеями!
ЗАЛ ЖИВОПИСИ
Вот картина Жана Шардена "Прачки".
- Куда смотрит эта женщина? Чего-то боится или кого-то жалеет?.. А парнишку ничто не волнует, ему важно выдуть мыльный пузырь!
- А если бы вдруг в картине странно изменилось все? Женщина бы расхохоталась и усердно принялась полоскать белье, а парнишка вдруг заревел, потому что мыло попало в глаз!
- Товарищ экскурсовод, разъясните эту фантасмагорию!
АРТИСТЫ ЦИРКА
- Недавно вы были в цирке. Вспомните какой-нибудь цирковой номер, особенно поразивший вас.
- Сальто на канате под куполом! На головокружительной высоте, под самыми юпитерами, протянут канат. Артист идет по нему, слегка балансируя руками. Он спокоен и уверен в себе. Он даже улыбается, как будто под его ногами не бездна, а асфальт бульвара. Оркестр играет марш, и вдруг - смолкают все инструменты, только барабан бьет напряженную дробь. Артист сгибается, подпрыгивает, переворачивается в воздухе и каким-то чудом оказывается на ногах, снова легко идет по канату...
- Сделайте этот номер - сейчас, здесь, в этой комнате. Вот на полу протянут воображаемый канат, а под ним - бездна. С чего вы начнете? Попытаетесь увидеть бездну? Будете заставлять себя верить в то, что вы стоите на канате, что играет оркестр, что зрители смотрят на вас, задрав головы? Нет, начинайте с другого - действуйте так, как если бы вы шли сейчас не по полу, а по канату. Если бы эта линия на полу была канатом, протянутым на большой высоте, - как бы вы шли по нему? Идите!.. Понимаете, как важно, сделав шаг, поставить ногу точно на линию? Иначе упадете! Чтобы нога попала точно на линию, следите за равновесием тела. Мускульный контролер - настороже! Глаза неотрывно устремлены на линию каната. При каждом шаге балансируют руки, помогая телу удержать центр тяжести... Трудно, опасно идти? А если бы на вас при этом смотрели тысячи зрителей - они вон там, внизу, под вашими ногами, - разве вы показали бы им свою неуверенность? Вы улыбаетесь. Вы делаете это трудное дело так, как если бы вам было легко, спокойно, весело.
- Теперь надо крутить сальто. Поищите, как сделать, чтобы мы поверили в то, что вы действительно перевернулись в воздухе... Правильно - вы пригибаетесь, ориентируетесь, смотрите, куда пойдут ноги после прыжка, переливаете мышечную энергию в ноги, вниз, к ступням. Рывок вверх! Кругообразное движение головой - как если бы вы перевернулись в воздухе, - и, следя за центром тяжести своего тела, вы быстро переливаете мышечную энергию снова вниз, в ступни, потому что в момент вашего рывка вы кинули мышечную энергию по телу вверх. Быстрая проверка - точно ли ноги стоят на линии каната? Вы выпрямляетесь. Сальто сделано!
ЦИРКОВЫЕ НОМЕРА
- Вы можете сделать любой цирковой номер. Для вас нет ничего недоступного! Вспомните, например, такой удивительный номер - балансеры на першах. Один артист держит на лбу перш, огромную алюминиевую штангу. Его партнер взбирается по штанге на самую верхушку и делает там гимнастические упражнения, а в это время "нижний", держащий на лбу штангу, сгибается, садится, ложится, поворачивается и вновь выпрямляется.
- Какая должна быть взаимосвязь и взаимозависимость партнеров в таком номере! Ведь не заберетесь же вы, в самом деле, на голову партнеру! Вы стоите на полу перед ним, но так стоите, как если бы были на вершине перша и как если бы ваш партнер держал этот перш на лбу. Малейшая ваша неточность, потеря равновесия, и партнер не удержит перш! Работайте!
- А дрессированных лошадей вы можете показать? Конечно! И для этого не нужно становиться на четвереньки - пусть ваши лошади бегают на двух ногах, как если бы они умели это делать!
- Задание каждому: придумать дома несколько цирковых номеров, отработать их и показать нам.
ЦИРКОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Работа над отдельными цирковыми номерами может завершиться массовым упражнением - цирковым представлением, с оркестром на воображаемых инструментах, с аттракционами первого класса и, конечно, с публикой - какое же представление в цирке без аплодисментов? Непременно нужны и униформисты, подготавливающие манеж к каждому номеру.
Представление начинается. Гремит оркестр. Шпрехшталмейстер объявляет номера:
- Братья Курочкины! Икарийские игры!
- Сестры Занзибарийские! Высший класс верховой езды! Конно-балетное ревю!
- Дрессированные собачки!
- Перепиливание ящика с живой артисткой Эммой Вавилонской!..
Акробаты на батуте!.. Жонглер на мотоцикле!.. Акробаты с подкидной доской!.. Эксцентрик на проволоке!.. Воздушные гимнасты!.. Балансеры на шарах!.. Полет на стреле!.. Эквилибрист на катушках!.. Группа гималайских медведей!.. Оригинальный жанр!..
Силовые акробаты!.. Музыкальные эксцентрики!.. Роликобежцы!.. Воздушные гимнасты!.. Прыгуны!.. Мартышки-футболисты!.. В бассейне - морские львы и купальщицы!..
ОТВИНЧЕННАЯ ГОЛОВА
В пьесе-сказке Евгения Шварца "Обыкновенное чудо" веселый и добрый волшебник совершает чудеса удивительно просто: "Шел, понимаешь, по лесу, вижу: молодой медведь, подросток еще. Голова лобастая, глаза умные. Разговорились мы, слово за слово, понравился он мне. Сорвал я ореховую веточку, сделал из нее волшебную палочку - раз, два, три..." И что же он сделал? Самую малость - превратил медведя в человека!
- Давайте совершать обыкновенные чудеса! Ну, скажем, - подшутите над товарищем: пока он спит, отвинтите у него голову и спрячьте ее в комнате. Пусть поищет, когда проснется!
Два ученика выходят на площадку. Один ложится на скамейку и засыпает. Другой начинает "отвинчивать" у него голову.
- Осторожнее крутите, а то он проснется. Что, туго поддается, заржавела резьба? Следите, покойно ли дыхание, не дрожат ли его веки.
Наконец голова отвинчена, и ученик несет воображаемую голову в угол комнаты, прячет ее. Потом будит товарища: "Вставай, пора на занятия!"
- Что же происходит, когда вы просыпаетесь? Видите что-нибудь? Ничего! Правда, и голова проснулась вместе с вами, но она лежит в такой темноте, что ей ничего не видно. Ощупывайте руками плечи, шею... а головы-то и нет! Конечно, это шутки вашего приятеля. Вечно он шутит... Но он убежал. Придется вслепую разыскивать голову по всей комнате. Ищите!
Приятель неслышно крадется в угол, берет голову и подсовывает ее хозяину.
- Она или нет? Проверьте, может быть, - чужая? Ощупайте воображаемую голову. Узнаёте свой нос, свою шевелюру? Все в порядке, привинчивайте ее на место!
Отрабатывая с учениками упражнения на чудеса, нужно и в них стремиться отыскать логику и последовательность чудесных действий.
ОБЫКНОВЕННЫЕ ЧУДЕСА
Когда фантазия учеников разбужена - упражнения на чудеса сыплются сами, как из волшебного ведра. Пусть каждый из учеников сделает не менее десятка чудес, чтобы утвердиться в ощущении своего могущества. Все чудеса должны быть придуманы самими учениками, отработаны самостоятельно и лишь затем продемонстрированы на общем занятии.
Разделим все чудеса на два основных раздела:
* Чудо, которое неожиданно произошло со мной, самым обыкновенным человеком. К примеру:
o проснулся, а глаза - на затылке; приходится учиться ходить и жить по-новому;
o пью чай и вдруг превращаюсь в маленькую птичку; домашние меня гонят прочь, кошка хочет съесть;
o иду на свидание, и вдруг у меня вырастают огромный нос и уши с кисточками;
o иду на занятия, а на меня набрасываются невидимки, бьют, пинают, издеваются, а я никого не вижу;
o вдруг вырастает хвост, как у коровы.
* Чудо, которое я, волшебник, совершаю. Например:
o меняюсь с товарищем руками, ногами (отвинчивая их), краду его красивый нос, а ему подсовываю свой, курносый;
o вколачиваю себе молоточком новые великолепные зубы, один за другим;
o хожу и навожу на всех трепет своими руками - у меня вместо рук две змеи;
o прикосновением большого пальца превращаю всех во что угодно;
o накачиваю себя насосом и становлюсь огромным и могучим; сам превращаюсь, в кого захочу.
Работу над чудесами можно завершить таким же массовым упражнением, как и после цирковых номеров. Может состояться даже концерт в "Доме отдыха обыкновенных волшебников".
7. МУСКУЛЬНЫЙ КОНТРОЛЕР.
ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ МЫШЕЧНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ
Разведка мышц - Норма напряжения - Мускульная энергия - Ртуть в пальце - Волшебный шарик - Укажи вдаль! - Переливаем энергию - Круговое переливание - Сорви персик! - Сад - Вес воображаемых вещей - Стакан и рояль - Гири - Чаши - Цепочка - Бросание предметов - Новоселье - Сложная перестановка - Тяжелая работа - Оправдание жеста - Постановка жеста - Прерванное движение - Непроизвольные жесты - Запрещенное движение - Японский прием со стулом - Случайная поза - Статуя - Скульптура по памяти - Буратино - Напряжения по заказу - Ревизоры напряжений - Оправдание поз в движении - Повтори позу! - Мысленное оправдание позы - Память движений - Вспомните упражнение! - "Брито-стрижено" - Режиссеры и актеры - Оправдание движений - По дороге домой
"Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение", - так написал И. М. Сеченов в книге "Рефлексы головного мозга".
Ленинградский институт авиационного приборостроения сделал специальную подвижную платформу, соединенную с телевизором, на которую ставится человек. Он стоит, а электронные приборы проецируют на экран телевизора, как ему это удается - стоять? Световой зайчик мечется по телевизионному экрану, фиксируя незаметные глазу перемещения разнообразных мышц, которые помогают человеку держаться устойчиво.
Сколько же их, этих работающих мышц?..
Человек шел и остановился. Остановился - простейшее физическое действие... Но посмотрим на этот факт глазами психофизиолога: за ничтожное время мгновенно сработало более шести сотен отдельных мышц тела, действия которых контролировались мозгом, - словно бы контролер менее чем за секунду дал единственно возможное, наиболее целесообразное решение задачи: остановиться именно таким образом в существующих обстоятельствах жизни данного человека.
Шестьсот работающих мышц! - вот что выявилось в эксперименте. А теперь - актер на сцене: шел Гамлет и остановился. Сколько мышц сработало? 600? Иногда бывает и так, а чаще значительно меньше. Может быть, пятьдесят. Мы говорим тогда, глядя на сцену: "Актер напряжен, нет свободы мышц", а вернее, нет целесообразного мышечного напряжения, есть излишки, "закрепощающие актера". Вместо многосторонних, направленных подсознанием напряжения и расслабления отдельных мышц - некая схема нужного действия, в которую вовлечены не сотни мышц, а десятки их групповых сообществ. Вместо жизненной достоверности поведения - лишь обозначение общего характера данного элементарного поступка.
В тренинге Станиславского мышечно-двигательным процессам уделена немалая роль. Было время, когда его ученики стремились к "свободе мышц", забыв о необходимости их целесообразных напряжений в любом действии. Странный термин "освобождение мышц" и сегодня вводит педагогов в соблазн наимоднейшей "релаксации".
Абсолютно свободные мышцы - только у трупа!
РАЗВЕДКА МЫШЦ
Основным тренингом мышечно-двигательных восприятий занимается предмет "Основы сценического движения". Однако и на уроках актерского мастерства полезны упражнения, развивающие мышечное внимание.
Цель их - создание "внутреннего мускульного контролера". "Роль контролера трудная, он должен неустанно, как в жизни, так и на сцене, следить за тем, чтобы нигде не появлялось излишнего напряжения, мышечных зажимов, судорог. При наличии зажимов контролер должен их устранять. Этот процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения должен быть доведен до механической бессознательной приученности... Этого надо добиваться с помощью долгих упражнений и систематической тренировки". Первое упражнение "заключается в том, чтобы лечь на спину на гладкой жесткой поверхности (например, на полу) и подмечать те группы мышц, которые без нужды напрягаются... Замеченные напряжения надо тотчас же ослабить одно за другим, ища при этом все новые и новые".
Сразу же обратим внимание на то, что речь идет не о полном расслаблении мышц, не о релаксации (как об одном из приемов аутотренинга), а об излишках, нецелесообразных отдельных напряжениях, которые надо последовательно ликвидировать. В этой работе, в поисках излишних напряжений и снятии их, формируется своеобразный внутренний контролер.
Разведкой мышц надо заниматься "не только при горизонтальном, но и при вертикальном положении, - то есть сидя, полусидя, стоя, на коленях, в одиночку, группами: со стульями, со столом, с другой мебелью. Во всех этих упражнениях надо, как и при лежании, подмечать излишне напрягающиеся мускулы и называть их. Само собой понятно, что то или иное напряжение некоторых мускулов необходимо при всякой позе. Пусть эти мускулы и напрягаются, но лишь они одни, а не смежные, которым надлежит оставаться в покое".
- В повседневной жизни уделяйте иногда время разведке своих мышечных напряжений. Подмечайте ненужные зажимы, когда вы идете по улице или по лестнице, когда вы встаете, садитесь, оборачиваетесь, поднимаете руку и т. д. Не бойтесь, вас не постигнет судьба несчастной сороконожки, которая разучилась ходить оттого, что стала анализировать свои движения. У каждого из вас имеются никому не нужные "штампики" и "плюсики" в физическом поведении тела при движениях. От многих из них можно избавиться, если у вас сформируется привычка подсознательно регулировать величину мышечных напряжений.
НОРМА НАПРЯЖЕНИЯ
- Сядьте. Проверьте свою норму напряжения - целесообразно ли напряжены мышцы, нет ли излишнего напряжения, готово ли тело к действию, не расслаблено ли оно чрезмерно. Теперь расслабляйтесь постепенно, от головы к ступням ног, пусть как бы плавной волной растекается мышечное освобождение. Освобождайтесь - еще и еще! Лишь бы не упасть со стула. Склонилась голова, повисли вдоль тела невесомые руки. Вытянулись ноги. Дыхание стало медленным, спокойным. Захотелось спать? Верное ощущение... На счет "три" нужно снова прийти к норме напряжения. Раз... два... три! Проверьте - норма ли это?
- На счет 10 надо перейти от нормы к полному расслаблению, затем на счет 3 к норме. Следите за плавностью перехода.
- На счет 5 перейти к расслаблению, на счет 2 - к норме.
МУСКУЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ
- Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте: как распределяется мускульная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть. А дальше идет? Идет - в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается... проверьте!
- Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец - напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного. А указательный - напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.
- Напрягите левую ногу - как если бы вы вдавливали каблуком гвоздь в пол. Проверьте, как распределена мускульная энергия в теле. Почему напряглась и правая нога? А в спине нет излишней напряженности?
- Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину, как если бы вам положили на спину ящик с большим грузом. Проверьте напряжение в теле. Колени не слишком напряжены? А глаза почему вылезают из орбит?
РТУТЬ В ПАЛЬЦЕ
Это известное упражнение подробно описано Станиславским. Напомним порядок его выполнения:
* Влить воображаемую ртуть в указательный палец правой руки.
* Мысленно перекатить ее, не торопясь, по суставам пальца, через ладонь к сгибу кисти, потом дальше, к локтевому сгибу и в плечо. Одновременно плавно поднимать руку.
* Мысленно переливать ртуть в обратном направлении, осторожно опуская и выпрямляя руку, но так, чтобы ртуть "не вылилась". На последнем разгибании пальца "вылить" ртуть на пол.