<< Пред.           стр. 14 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу

 "экологической этики".
  Иными словами, произошел сдвиг от
 идеи человека в сторону природы
 человека, от публичного сознания - к
 непубличной душе. Следы этого сдвига
 преследуют нас. Ведь идея есть то,
 что никогда не может быть, но не
 бывшее мы знаем заранее, а природа
 есть то, что уже случилось и будет
 
 
  111
 
 вечно и об этом вечном мы можем
 узнать только задним числом.
  Идея человека расшифровывается на
 языке свободы как призыв к "самости",
 с которым, например, выступил
 А.Швейцер. Но читая новых гуманистов,
 трудно отделаться от чувства, что
 вслед за ними ты совершаешь пу-
 тешествие в эпоху Просвещения, когда
 гремели слова о свободе и о том, что
 ты можешь сделать только сам. Эти
 слова навевают сегодня "сон золотой".
 И требуется немало усилий для того,
 чтобы отказаться от красивой сказки.
 То есть проснуться и понять, что
 живем-то мы в этом мире, а не в том;
 что сон разума рождает не только
 чудовищ. Сегодня он выпускает ангелов
 свободы.
  Для того, чтобы возникла свобода,
 необходимо сцепление усилий многих
 "Я". Но раз возникнув, она существует
 в качестве привилегии немногих.
  "Просвещение" настаивало на
 свободном делании того, что иным
 образом сделать нельзя. Но это
 наставление оказалось иллюзией в двух
 смыслах. Во-первых, оказалось, что
 нет ничего такого, что нельзя было бы
 не сделать "иным образом", т.е. в
 обход свободы. Во-вторых, на
 следующий день после своего рождения
 свобода начинает существовать как
 
 112
 
 привилегия всех или немногих. Как
 привилегия свобода "тонет" в праве.
 Сила права обессиливает свободу, а
 наша самость давно уже стала куколкой
 рабочей силы.
  К природе человека относится все
 то, что рождается в нас вне
 зависимости от права и привилегий.
 Например, право на сновидения - это
 правовая глупость, а привилегия на
 душу - самообман самости. Если
 публика любит свободу, то человек
 ищет душу, т.е. то, что рождается в
 общении с непривилегированной точкой
 интенсивности его сознательной жизни,
 символом которой стал бог. Что значит
 "сам", если эту самость оставила
 душа? Автоматизм работы рефлексивного
 сознания. Для того, чтобы возникла
 самость и свобода, требуется сцеп-
 ление усилий многих ненормированных
 "Я". И эти невольные усилия
 составляют природу человека, которая
 онтологически предшествует свободе и
 самости, рыскающей по рыночным
 площадям. Иными словами, истиной
 эпохи Просвещения стало просвещенное
 забвение природы человека. На волне
 забвения произошло превращение того,
 что было когда-то делом только
 логики, в логику дела. Разрыв между
 деланием и жизнью образовал пропасть,
 
 
  113
 
 в которую попытались заглянуть фи-
 лософы XX столетия.
  Философия есть эпоха, схваченная в
 мысли. Эта фраза принадлежит
 классике. Ее произнес Гегель. Но с
 таким же успехом она могла быть
 высказана Декартом или Соловьевым.
 Эту же фразу любил повторять Маркс.
 Однако ее едва ли мог произнести
 Гуссерль или Витгенштейн, а у
 Хайдеггера она просто застревает на
 кончике языка и поэтому, когда он
 говорит,она обволакивает его
 метафизически красивое косноязычие.
 Молчание, по словам Хайдеггера, это
 вообще аутентичная форма слов. Ведь
 молчит лишь тот, кто способен что-то
 сказать.
  В XX в. философия, кажется,
 окончательно онемела. Для того, чтобы
 ухватить суть эпохи, она обратилась к
 вещам, которые, как заметил Р.Музиль,
 трудно выразить словами. "О чем
 невозможно говорить, о том следует
 молчать". От этих слов Витгенштейна,
 брошенных в первой четверти нашего
 столетия, до мысли Хайдеггера,
 нуждающейся в словах-пристройках для
 того, чтобы сделать себя понятной,
 проложена тропа невольников "воли к
 воле". На этой тропе стоят
 опознавательные знаки:
 "Бессознательное" (Фрейд, Фромм,
 
 114
 
 Юнг), "Бытие" (Хайдеггер), "Единое"
 (Тейяр), "Жизнь" (Швейцер), "Смысл"
 (Налимов).
  Но ведь совсем недавно мы ходили по
 другим тропинкам сознания и сверяли
 свой путь по иным знакам: "Наука",
 "Логика", "Опыт", "Истина",
 "Деятельность". Что же заставляет нас
 менять вехи, которые с таким трудом
 расставляла классическая философия? И
 почему мы строимся под новыми
 знаменами с надеждой, что уж они-то и
 приведут нас к молчаливому пониманию
 человека? Разве сущность человека
 изменилась и, например, кантовские
 прозрения уже больше ничего не
 значат? Ведь человек вроде бы как
 был, так и остался тем существом,
 которое само себе дает законы, себя
 определяет. Тем не менее мы с какой-
 то поспешностью проскакиваем вопрос о
 сущности, на котором "сломалась"
 гегелевская философия, и вопрошаем
 почему-то о "природе человека". Нас
 интересует не сущность, а природа
 человека, т.е. все, что осталось с
 нами после того, как нашу самость
 покинули боги. Вернее, после того,
 как мы их выгнали. И вот теперь,
 когда их нет и наше сознание за-
 цепилось за быт, т.е. обломок бытия,
 на смену "божественному" пришло
 "человеческое". И зазвучала песенка
 
  115
 
 ребенка, испуг которого передает
 тревогу каждого человека:
 
  "Ой, там чудище в чулане
  И страшилы на стене!
  "Что ж ты шепчешь?
  Их там нету, все привиделось
 тебе.
  Они там ведь, я их вижу,
  Каждой ночью я дрожу,
  Вот опять они крадутся.
  Обними меня, прошу"!17.
 
  Самое удивительное в этой нехитрой
 песенке состоит в том, что она
 передает человечески возможное со-
 стояние, которое нельзя описать в
 терминах истины и лжи. Можно
 построить систему знания,
 аналитическую истину и показать, что
 все эти "страшилы" - самообман,
 иллюзия. Но ведь иллюзия-то от этого
 не исчезнет. И кто-то совершенно
 точно знает, что "вот опять они кра-
 дутся". А если "они" - это те
 "чудища", которые видит какой-то
 класс или нация? Что если нам не дают
 ____________________
 17 Лебак К. Страшилы на стене.
  Притча, касающаяся манипуляций с
  человеческой жизнью // Глобальные
  проблемы и общечеловеческие
  ценности. М., 1990. С. 496.
 
 116
 
 спать "идеологические страшилища"?
 Кто нас "обнимет" и переведет в
 другое состояние сознания? Остался и
 мешает объятиям один кумир -
 "человек", без трансцендентных
 установок, такой, как он есть, т.е.
 голый.
  Ничто уже не связывает людей. Чтобы
 быть собой, теперь требуется одно:
 преодолеть себя в отношении к
 другому. Симптоматично в этом смысле
 звучат слова нового гуманиста Тейяра
 "Господи, - говорит Тейяр, -
 признаюсь Тебе, что долгое время мне
 трудно давалась и поныне трудно
 дается любовь к ближнему... Я
 чувствую себя по естеству враждебным
 и замкнутым перед большинством тех,
 кого Ты велишь мне любить. Я легко
 принимаю в свою внутреннюю жизнь то,
 что во Вселенной стоит выше или ниже
 меня: материю, растения, животных,
 Силы, Власти, Ангелов, - и радуюсь,
 чувствуя, что включен в их иерархию и
 она поддерживает меня. Но "другой",
 Господи, - не только "бедный, хромой,
 горбатый, слабоумный", - но просто-
 напросто другой... - имею ли я право
 сказать Тебе, что моим первым побуж-
 дением не будет оттолкнуть его и что
 одна лишь мысль войти с ним в
 духовное общение не будет мне
 
 
  117
 
 отвратительна?"18. Многие ли из нас
 переболели этой болезнью века и
 преодолели отвращение к другому?
  Самые простые вещи оказываются
 сегодня чрезвычайно сложными, почти
 невыполнимыми. Нельзя простым
 приложением своей (или чужой) воли
 заставить себя полюбить другого, не
 образ другого, а его самого. Но этим
 "нельзя" мы обнаруживает в себе то, в
 чем сознание не может обмануть нас.
 Никто нас не может ввести в
 заблуждение относительно таких вещей,
 которые нельзя ни выдумать, ни
 забыть. Но человек, приравнявший себя
 к богу, т.е. воспринимающий мир в
 качестве своего представления о мире,
 живет в выдуманном мире и теряет
 контакт с простыми "вещами".
  Современная философия - это
 философия, изгоняющая последнего
 бога, т.е. оголенного свободой чело-
 века. Но делает она это оригинальным
 способом.
  О существовании "идолов" сознания
 знали давно. Но этот факт мало кого
 беспокоил, ибо была еще и уверенность
 в том, что по мере развития науки и
 просвещения масс, иллюзии рассеются.
 ____________________
 18 Тейяр де Шарден П. Божественная
  среда // Глобальные проблемы и
  общечеловеческие ценности. С. 136.
 
 118
 
 Все знают, что есть опыт и есть
 иллюзия. Опыт, уверял нас Локк,
 исключает иллюзии, он их не
 оправдывает. Наука развивалась, про-
 свещение росло, а "чудища" не
 исчезали. И вот осознавая эту
 "чудовищную" прочность, философия
 сделала одно из открытий. Если
 иллюзии онтологически неистребимы, то
 и истреблять их не нужно. Их надо
 использовать по назначению. Они
 должны быть эффективно встроены в
 социальную систему. И в этом смысле
 не так уж и важно, истинны ли какие-
 то идеи в нашем идейном "корпусе" или
 не истинны. Важно, чтобы они были
 эффективными. Например, объединят ли
 они массу в одно целое или не
 объединят, удерживают ли они
 "рассеянные" человеческие головы (и
 жизни) в собранном состоянии или не
 удерживают. Все корпоративные
 организации и политические
 ассоциации, пишет А.Швейцер, "видят
 сегодня свою силу... в достижении
 максимально возможной степени
 сплоченности и обособленности"19.
 ____________________
 19 Швейцер А. Принцип благоговения
  перед жизнью как основа этики и
  жизнеутверждения // Глобальные
  проблемы и общечеловеческие
  ценности. С. 329.
 
  119

<< Пред.           стр. 14 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу