<< Пред. стр. 35 (из 44) След. >>
большую работу под названием "В____________________
23 Путешествие в солнце и на
планету Меркурий и во все видимые и
невидимые миры. М., 1832.
24 Одоевский В.Ф. Два дня в жизни
земного шара // Взгляд сквозь годы.
М., 1977.
25 Мальтус Т.Р. Опыт о законе
народонаселения. Спб., 1868. Т. 1.
286
мировом пространстве", а чуть позже и
независимо от Морозова опубликует
свою новую работу "На луне"
К.Э.Циолковский. В XX веке появятся
новые имена. Среди них - Н.А.Умов,
А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский,
Н.Г.Холодный. Космическая тема найдет
своеобразное отражение в фантазии
А.Платонова "Потомки солнца", в
стихах Н.Заболоцкого, в работах
художника Филонова.
В 1972 году появилась небольшая
статья Н.К.Гаврюшина под названием
"Из истории русского космизма". Более
ранние работы, где бы употреблялось
словосочетание "русский космизм", мне
неизвестны.
Русская Икария превратилась в
феномен русского космизма. Что же
лежало в основании того умонастро-
ения, которое обозначается сегодня
как русский космизм? Если мы будем
искать ответ на этот вопрос в эн-
циклопедиях, справочниках и словарях,
то ответ на него мы не найдем, ибо о
русском космизме, по существу, ничего
не написано. И поэтому неудивительно,
что нам неизвестна та
смыслообразующая среда, в которой
только и мог возникнуть А.Л.Чижевский
или В.И.Вернадский. И даже
Циолковский нам известен скорее как
287
изобретатель ракеты, чем как философ
и "реформатор" мышления людей ХХ в.
Предметом особого разговора
является тема космизма в истории
русской (скажем так: профессиональ-
ной) философии. Некоторые ее мотивы я
нахожу у В.В.Розанова и Н.Н.Страхова,
у В.С.Соловьева и П.А.Флоренского. Но
эти мотивы могут быть поняты и как
отражение общей органицистской
установки русских философов, их
стремление создать язык описания по-
стдуальных структур. А это значит,
что мы должны различать русский
космизм как теоретическую доктрину и
русский космизм как выражение
настроенности ума, выполняемого
бытийными актами жизни. Когда
В.С.Соловьев говорит о естественности
разума, то он имеет в виду не
"естественный свет разума" Декарта, а
скорее естественный "мрак" жизни.
Ведь какие-то вещи мы знаем не
потому, что думаем, а потому, что
живем и формами этой жизни в наших
головах воспроизводятся
представления, которые нельзя
отделить от бытия и проанализировать
в качестве содержания рефлексивного
сознания. То есть существуют знания,
к которым мы приходим не в процессе
размышления, не под контролем своего
сознания и воли, а помимо воли, в
288
процессе выживания и совместного
существования с другими людьми. Вот
это различение органического и
рефлексивного сознания, превращенное
профессиональными философами в метод
мышления, составляет посылку русского
космизма.
Нельзя оставить без внимания и
такую статью, например, как "Природа
и культура" С.Франка. Любопытны в
этом отношении сочинения Булгакова и
Бердяева. Иными словами, изучение
идей русского космизма только
начинается. В качестве этого "почина"
я предлагаю обзор некоторых интуиций
русского космизма.
6. Антропокосмизм и гуманизм
Культура, создавшая науку, имеет
много достоинств. Одним из
достоинств, лелеемых культурой, явля-
ется человеческий мир, т.е. тот мир,
в точке взаимодействия с которым
порождается "Я". В зависимости от
того, порождается оно или не
порождается, весь мир делится на две
части: на человеческий мир и
нечеловеческий. Причем человеческий
мир получает некоторые привилегии. Он
выступает в качестве выделенного цен-
тра вселенной.
289
С критикой этих представлений
выступил русский космизм,
попытавшийся расширить человечески
возможный мир за пределы субтильного
"Я". Эта затея нашла отражение в
принципе антропокосмизма.
"...Антропокосмист считает границы,
отделяющие... "Я" от ...всего космоса
только препятствием на пути к даль-
нейшей эволюции"26. По словам
Н.А.Умова, "имеет смысл окончательное
освобождение от антропо- и ге-
оцентризма"27.
От чего же пытался освободить себя
русский космизм? От тех
представлений, которые ставят
"сознание жизни выше жизни, знание
законов счастья - выше счастья"28.
Вот с чем надо бороться, говорит
Ф.М.Достоевский.
В самом деле, мы живем в культуре,
определяемой возможностями научного
знания. А наука привыкла иметь дело с
сущностями и законами. Ее интересует
не мир, а законы мира; не то, что
____________________
26 Холодный Н.Г. Избранные труды.
С. 187.
27 Умов Н.А. Собр. соч. М., 1916.
Т. 3. С. 447.
28 Достоевский Ф.М. Сон смешного
человека // Русская литературная
утопия. М., 1986. С. 153.
290
существует, а сущность существующего.
И в этом нет ничего плохого, как и
хорошего. Проблемы начинаются тогда,
когда мы перестаем видеть вещи,
рассматривая сущность вещей; когда
сознание жизни продавливает жизнь и
захватывает по отношению к ней пальму
первенства.
С тех пор, как человек поставил
себя на место бога, он разрушил
естественные связи с природой и
заключил себя на "продолжительное
одиночное существование"29.
Антропоцентризм оправдывает посылки
одиночного существования.
Антропокосмизм их разрушает и наста-
ивает на "восстановлении естественной
связи человека с природой"30.
Антропоцентризм как идейный комплекс
складывается на фоне разложения
народного миросозерцания, или, как
говорил И.В.Киреевский, естественной
настроенности ума.
Естественно настроенный ум исходит
из того предположения, что существует
один (видимый) мир, а рядом
существует другой (невидимый) мир. И
оба этих мира связаны между собой по
правилу чуда. Благодаря "чудесному"
____________________
29 Холодный Н.Г. Избранные труды.
С. 180.
30 Там же. С. 177.
291
правилу видимые действия людей
получают основания в невидимом мире.
В этом "сказочном" мировосприятии
"нет намеренного уклонения от
действительного мира"31. В нем
изобретался опыт, запрещающий
рассматривать природу в отвлечении от
человека. Осмысленными становились
только те действия людей, в которые
природа вовлекалась как "живое
существо, сочувствующее человеку"32.
Антропоцентризм разрушает посылки и
допущения этого миросозерцания. Ведь
чудес в мире нет. В нем есть причины.
А люди предоставлены самим себе. Их
действиям нет поддержки в
трансцендентном мире. Ангелы людей не
опекают, если они сами себе дают
законы. По словам Щапова, русский
народ при своем практическом
характере смотрел на святых с
натурально-практической точки зрения.
Он представлял, что святые назначены
быть ему помощниками в борьбе со
стихиями природы, поддерживать его
физическое, материальное благососто-
яние33. Мир пуст и если теперь уже в
____________________
31 Афанасьев А.Н. Сказка и миф.
Воронеж, 1864. С. 2.
32 Щапов А.П. Соч. СПб., 1906. Т.
1. С. 91.
33 Там же. С. 77.
292
пустом мире что-то появляется, то из
человека, через человека и для че-
ловека. Лишившись поддержки и опеки,
люди не могли не почувствовать свое
одиночество в мире механических сил и
причинных связей. Им нужно было
учиться жить в пустом космосе,
подчиняясь формуле: "из себя, через
себя и для себя"34.
Не трудно заметить, что этой
формулой выражается антропоцентризм
эпохи гуманистических идеалов и
устремлений. Негуманное общество
переполнено сущностями,
поддерживающими и опекающими
человека. Для того, чтобы построить
гуманное общество, нужно оставить
человека один на один с миром, лишить
его поддержки и опеки. Когда человек
один, он создает себе опору в виде
своей воли и своего сознания. Тем
самым возникает культура, своеволие и
субъективизм которой решительно
отвергал Н.Ф.Федоров, как, впрочем, и
русский космизм в целом.
"Антропоцентризм, - писал
Н.Г.Холодный, - в основе своей
____________________
34 Взгляд на смысл и достоинство
господствующего направления в новой
культурной истории человечества.
М., 1898. С. 12.
293
индивидуалистичен"35. В нем, по его
словам, слишком много эгоизма.
Отделив себя от природы, люди смотрят
на нее со стороны сознания и видят в
ней только лишь объект.
Иными словами, русский космизм
возникает как одна из форм усвоения и
понимания содержаний новой
исторической ситуации, нового
(гуманистического) порядка вещей, при
котором человек становится подобным
богу и не ищет поддержки у кого-либо,
кроме самого себя. Он (космизм)
осознает себя в качестве средства,
предназначенного для того, чтобы
сориентировать поведение человека в
опустевшем мире. Одним из таких
ориентиров выступало "звездное
миросозерцание", согласно которому
человек - это не бог, а природа - не
объект. Истоки человеческого бытия
коренятся во вселенной и порывать с
этими корнями нельзя. Человек парит
над природой, если он существует сам
по себе. Но сам по себе (без корней)
человек ничто. И в этом своем
ничтожестве он противостоит природе.
"Мы говорим: все от нас зависит, но
____________________
35 Холодный Н.Г. Избранные труды.
С. 182.
294