<< Пред.           стр. 40 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу

 действовать согласно своей сущности.
 "Для нашего городского быта, - в
 высшей степени искусственного,
 которым все тяготятся, - естественное
 дело человека: всеобщее воскрешение -
 должно казаться неестественным... Но
 это не значит, что оно, дело
 воскрешения, и в самом деле не-
 естественно, это значит лишь, что мы
 стали уже слишком искусственными,
 исказив себя, свою природу"68.
  Для того, чтобы появилось
 искусственное, необходимо, чтобы что-
 то перестало быть самим собой, чтобы
 появилось действие, в котором нет
 согласования с природой действующего.
 ____________________
 67 Умов Н.А. Собр. соч. М., 1916.
  Т. 3. С. 436.
 68 Федоров Н.Ф. Супраморализм или
  всеобщий синтез // Вечное солнце.
  М., 1978. С. 394.
 
 328
 
 С этим оттенком понимания ис-
 кусственного складывается и
 представление о цивилизации,
 развиваемое в русском космизме.
  Цивилизация - это не совокупность
 предметов, созданных людьми, а
 способ, которым приостанавливается
 естественное действие вещей.
 Радикальный поворот в осмыслении
 проблем цивилизации (проделанный, на-
 пример, В.И.Вернадским) состоит в
 том, что в качестве ее принципа
 предлагается не искусственное, а
 естественное. Ведь искусственное -
 это не только способ существования
 деятельности человека, но и тот канал
 связи с миром, через который в нас
 проникают естественные связи этого
 мира. Русский космизм напоминает нам
 о том, что двери, ведущие из
 искусственного мира в естественный,
 не заперты. И в эти незапертые двери
 всегда может войти то, что они
 называли вселенной. Люди задумают
 что-нибудь исполнить, но "всегда, -
 как писал К.Э.Циолковский, - может
 вмешаться громада Вселенной,
 исказить, нарушить и не исполнить
 волю одного разума"69. Готовы ли мы
 принять этого гостя или нет - вот
 ____________________
 69 Циолковский К.Э. Грезы о земле и
  небе. С. 308.
 
  329
 
 вопрос, на который пытался найти
 ответ русский космизм.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 330
 
 
 
 
  Глава VI. Страсти по грядущей
  цивилизации
 
 
 
  1. Цивилизационный сдвиг
 
  Сегодня слова "наука" и "техника"
 произносятся нами, видимо, гораздо
 чаще, чем "бог" и "дьявол" в средние
 века. Калокагатийный человек древних
 греков осознавал себя вне зависимости
 от феномена техники, которая, в свою
 очередь, была независима от науки.
 Исторически техника предшествует
 науке. Образцы техники, описанные
 Героном Александрийским в 1 в.н.э.,
 не вытекали из греческой науки.
 Согласно аристотелевой теории подобия
 человек, создавая орудия и предметы,
 всего лишь копирует природу. Нельзя
 создать нечто, чего нет в природе.
 Высшей ценностью обладает то, ради
 чего совершается действие, а не то,
 благодаря чему оно происходит. Иными
 словами, античность оставила нам в
 наследство выработанные ею
 мыслительные связи, внутри которых
 (или в оппозиции к которым) осмысля-
 ется феномен техники. Может ли
 
  331
 
 человек создать то, что не
 существует? Или же он только копирует
 природу? Является ли техника
 случайным орнаментом человеческого
 существования или же она коренится в
 самом бытии человека и онтологически
 более фундаментальна, чем, например,
 наука. Можем ли мы помыслить чело-
 века, не помыслив одновременно и
 технику? Ответы на все эти вопросы
 составили так называемую "философию
 техники", истоки которой восходят к
 гегельянцу Э.Каппу и русскому
 инженеру Р.Энгельмейеру1.
  Для того, чтобы научиться жить в
 мире второй природы, человеку
 потребовалось создать искусственный
 интеллект, искусственную культуру,
 которую иногда называют массовой,
 искусственное общество, или (что одно
 и то же) общество потребления, искус-
 ственную интеллигенцию, т.е.
 служащих. И, конечно же,
 искусственную среду.
  Перед ликом искусственного человек
 начинает отчетливо понимать, что ведь
 должен быть и естественный свет
 разума, естественный человек. Не
 могло же без следа исчезнуть в пасти
 
 ____________________
 1 Энгельмейер П.К. Философия техники.
  СПб., 1912. Т. 4.
 
 332
 
 "Левиафана" естество культуры и
 общества, интеллигенции и народа.
  Но чем "искусственное" отличается
 от "естественного"? Этот вопрос имеет
 фундаментальное значение для
 понимания экологии как феномена само-
 сознания цивилизации.
  В свое время Вольтер, прочитав
 сочинение Руссо, представленное на
 соискание премии Дижонской академии,
 сказал, что ему после чтения
 захотелось встать "на четвереньки". В
 вольтеровской реакции отразилось то
 понимание естественного, с которым
 решительно не согласился ХХ век, ибо
 оно (это понимание) придает смысл
 естественному в его
 противопоставлении социальной
 истории. Естественный человек для
 Вольтера - это человек природы, т.е.
 он помещен как бы вне культуры и
 поэтому он не обуздан человеческими
 формами общежития.
  В ХХ веке естественное
 противопоставляется искусственному.
 На первый план выступает тот смысл,
 которому мы следуем тогда, когда
 советуем кому-либо быть естественным,
 оставаться самим собой и действовать
 согласно своей сущности. Для того,
 чтобы появилось искусственное,
 необходимо, чтобы что-то перестало
 быть самим собой, чтобы появилось
 
  333
 
 действие, в котором нет согласования
 с природой действующего. Предостав-
 ленное самому себе искусственное не
 может длиться, пребывать во времени.
 У него нет "природы". Оно не
 свободно. Ведь свободно только то,
 что естественно.
  С этим оттенком понимания
 искусственного складывается и
 экологическое представление о
 цивилизации. Цивилизация - это не
 совокупность предметов, созданных
 человеком, а способ, которым
 приостанавливается естественное
 действие вещей. И в этом смысле
 искусственный разум или искусственная
 интеллигенция - это такой же
 результат "приостановки" свободного
 развертывания сущности, такой же
 продукт цивилизации, как и
 искусственная среда.
  Экология как феномен самосознания
 цивилизации фиксирует распадение
 изначальной смысловой связи
 искусственного и искусства. Ведь
 искусственное - это все то, что
 произведено без искусства. Тогда же
 как искусство - это способ
 произведения естественного из небы-
 тия, высвобождение его из плена
 ничто.
  Искусственное составило принцип
 цивилизации, а искусство - культуры.
 
 334
 
 Обрыв в связях между культурой и
 искусством порождает искусственную
 культуру, то есть цивилизацию.
 Образовавшийся зазор в культуре
 заполняется искусственной
 интеллигенцией, то есть служащими, а
 разрыв между личностными структурами
 человека и структурами его рабочей
 силы порождает искусственного
 человека, многократное тиражирование
 которого составляет уже не народ, а
 массу. А масса - это ведь тоже
 искусственное образование. И поэтому,
 призывая восстановить в своих правах
 естественного человека, экологическое
 сознание напоминает о существовании в
 нас искусственного человека, то есть
 выступает в форме самосознания
 цивилизованного человека.
  Экология доминирует в структуре
 общественного сознания не только
 потому, что она свидетельствует о
 загрязнении окружающей среды.
 Экология как сознание цивилизации
 вырастает в точках разложения некогда
 целостной жизнедеятельности человека,
 обособления жизни от деятельности.
 Ведь деятельность человека строится
 по модели его самосознания. И в этом
 смысле она составляет принцип
 цивилизации. Но жизнь человека
 складывается не по модели его
 самосознания, а в соответствии со
 
  335
 
 своей природой, то есть естественно.
 Если же она начинает строиться по
 модели самосознания, то результатом
 "строительства" является неесте-
 ственная жизнь, то есть цивилизация.
  Радикальный поворот в осмыслении
 проблем цивилизации (проделанный,
 например, В.И.Вернадским) состоит в
 том, что в качестве принципа ее
 существования предлагается не
 искусственное, а естественное. В этом
 состоит суть концепции ноосферы
 Вернадского, которая предполагает
 восстановление связи между жизнью и
 деятельностью, искусственным и
 искусством.
  Ведь искусственное - это не только
 способ существования деятельности
 человека. Это и способ расширения
 пространства действий естественного.
 Правда, в этом расширении они (т.е.
 действия) уже не зависят от
 натуральных свойств. Но

<< Пред.           стр. 40 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу