<< Пред. стр. 41 (из 44) След. >>
"независимость" еще не делает ихискусственными, т.е. тем, что
построено по модели самосознания.
Связь между естественным и
искусственным нарушается тогда, когда
искусственное замещает естественное.
Не расширяет свойств естественного, а
замещает их и в этом смысле
искусственное - это и есть все то,
что замещает, работает по методу
336
замещения. А естественное - это все
то, что замещается.
Современная цивилизация реализует
принцип замещения, а не расширения
качеств естественной среды обитания
человека. Используя представления о
природно-социальных системах, нам
трудно понять, что чем замещается
(или расширяется): природное - соци-
альным или социальное - природным. А
если типы социальности
характеризуются формационной теорией
общественного развития, то тогда
следует признать, что нет социально-
природных систем вообще, а должны
быть либо природно-капиталистические,
либо природно-социалистические
системы, либо еще какие-нибудь. Что,
в общем-то, бессмысленно. Уже в
античности хорошо понимали, что нужно
культивировать не только землю, но и
людей. Так Цицерон говорит о
возделывании человека, Вергилий - об
обживаемости мира людьми, Сенека - о
верности принципам. К.Тацит про-
тивопоставляет цивилизованный Рим и
варварские племена германцев. Это
противопоставление затрагивает и
отношения между человеком и природой.
Согласно К. Тациту, германцам не
хватает не только государственности и
римской образованности
337
(письменности), но и ловкости в
обращении с природой.
В осмыслении проблем цивилизации
можно отметить три подхода. Во-
первых, этот термин использовался в
качестве категории исторического
мышления и обозначал определенную
ступень в развитии общества, отличая,
например, варварство от цивилизации.
Во второй половине ХIХ века
цивилизации придается пара-
дигматический смысл. Она
противопоставляется культуре и
выступает в качестве категории
типологизирующего мышления. Наиболее
отчетливо этот второй подход
представлен в работах
Н.Я.Данилевского. Третий подход
разрабатывается в марксистской
философии. Начиная с 60-х годов,
советские философы попытались через
сопоставление цивилизации и
общественно-экономической формации
соединить предметные и категориальные
схемы в рамках материалистического
понимания истории. Однако явно или
неявно в этих попытках
воспроизводился разрыв между
"цивилизацией" как категорией
исторического мышления и
"цивилизацией" как категорией
типологизирующего мышления. А это
338
значит, что разрушались и предметные
схемы этого понятия.
Удастся ли найти удовлетворительный
категориальный синтез различных
смыслов понятия "цивилизация" -
покажет будущее. Вместо того, чтобы
вписывать "цивилизацию" в наличный
состав категориального мышления,
нужно попытаться изменить сам способ
мышления и обратиться к тем задачам,
в решении которых так или иначе
используются представления о
цивилизации. То есть можно не давать
определение цивилизации, а не понимая
"цивилизацию", использовать ее для
понимания каких-то других проблем,
например, проблем экологии.
В основе глобальных проблем
современности лежит разрыв между
производительными силами человека и
средой его жизни. Цивилизация - это
воспроизведенный и материализованный
в среде разрыв между сущностью и
существованием (жизнью и
деятельностью) человека. Этот разрыв
указывает пока что на самую
абстрактную причину и возможность
экологических проблем. Для того,
чтобы разрушить условия, при которых
природа выступает в качестве объекта
эксплуатации, нужно восстановить
связи между жизнью и деятельностью
339
людей, сущностью человека и средой
его существования.
Но для того, чтобы эти связи
восстановить, необходимо изменить
(помимо прочего) цивилизацию, т.е. не
только производительные силы, но еще
и среду жизни. Но как можно менять
то, что низменно относительно
процессов жизни человека? Возникшее
противоречие скрывает новый ряд
отношений, характерных уже для
цивилизации. Дело в том, что люди
производят не только общество, но еще
и среду жизни. А всякое про-из-
ведение входит в состав либо
искусства, либо искусственного. Но
поскольку культура, нормирующая избы-
точность произведений искусства, уже
выведена за скобки нашего
рассуждения, постольку в составе
среды нас будет интересовать только
искусственное, складывающееся под
знаком полезности и выгоды.
Искусственное - это не только нечто
выдуманное и с пользой сделанное, но
еще и способ разрешения проблем жизни
человека в природной среде.
Искусственное понимается обычно в
виде продукта деятельности людей. Но
этот же факт указывает на то, что
деятельность является способом
существования искусственного. Оно со-
деяно, но не со-бытийно, продукт
340
деятельности, но не форма жизни.
Однако раз случившись, искусственное
наблюдается как физическое событие.
Сегодня люди живут в искусственном
мире. Но проблемы совместного
существования людей не решаются
наращиванием искусственных структур
среды их жизни. Искусственные системы
и процессы воспроизводятся на фоне
смысловых связей, их бытия, а не
только каузальных причин и следствий
природы. Если искусственное
появляется, а какие-то смыслы для
него утрачены, то люди оказываются в
среде, лишенной смыслов, т.е. в
своеобразном необитаемом мире.
И в этом плане цивилизация может
быть понята в качестве способа
организации жизни людей в лоне ис-
кусственной среды, утратившей для них
свой изначальный смысл. Такова еще
одна причина экологического кризиса
цивилизации, выявляемая средствами
философии.
Содержание и характер экологических
проблем обусловлены способом связи
естественного и искусственного в
среде жизни человека. В зависимости
от того, происходит ли дополнение (и
расширение) естественного
искусственным или же замещение одного
другим, можно выделить два этапа в
развитии цивилизации, в понимании ее
341
уровня. Первый этап ориентирован на
орудия труда, второй - на машину. При
помощи орудий силы человека
дополняются силами природы. При
помощи машины происходит замещение
сил человека силами природы. Но во
втором случае вытесняются
естественные элементы природной
среды, ибо каждый из этих этапов
предполагает свой набор материалов и
энергии, поставлять которые должна
природная среда.
Иными словами, ближайшей причиной
современного экологического кризиса
является способ замещения
естественного искусственным, лежащий
в основе машинной цивилизации.
Следовательно, лишь только
цивилизационный сдвиг может создать
условия, при которых природа не будет
выступать в качестве объекта эк-
сплуатации, т.е. материалом
замещения.
Создание новой цивилизации требует
изменения не только производительных
сил, но и среды жизни людей вместе с
их смысловыми связями, а также
способов связи естественного и
искусственного.
Преодоление отчуждения человека от
природы требует перехода от
цивилизации, создаваемой под знаком
полезности, к цивилизации,
342
создаваемой в связи с сущностью
человека. В силу сказанного следует
признать, что такие распространенные
словосочетания как "социалистическая
цивилизация" или "капиталистическая"
являются неточными. Они означают
примерно то же самое, что и
"буржуазная Миссисипи" или
"феодальный биоценоз". Стоит, видимо,
еще раз напомнить о той древней
традиции, согласно которой выделялись
периоды общественной истории с учетом
материала, из которого сделаны были
орудия труда. Все знают о каменном,
бронзовом и железном веках. Менее
разработана классификация по видам
используемой энергии. Но и в том, и в
другом случаях мы имеем дело не с
характеристиками общественных
отношений, а скорее с "метками"
повышения уровня цивилизации в
вышеоговоренном смысле слова.
Восприятие машинной цивилизации в
качестве понятия, подрывающего мар-
ксистское мышление, неизбежно должно
привести к объяснению повышенного
содержания окислов серы в атмосфере в
терминах классовой борьбы. "Капитал",
"собственность", "товар",
"государство" - это не физические
события. Они не включаются в состав
вселенной в качестве ее содержания.
Но в состав цивилизации как раз и
343
входит такой класс явлений, который
наблюдается физически. Например,
винт, преобразующий действие
физических сил, принадлежит к этому
классу событий. Проблема же состоит в
том, что в составе среды (и космоса)
мы наблюдаем такие физические
события, которые не складываются
самодействием физических законов.
Природа не строит паровозы. Вот этот
аспект и резюмируется в понятии
"цивилизация".
Для того, чтобы выделить
"цивилизацию", необходимо различить
различные способы существования ве-
щей. Вполне очевидно, что, например,
свобода не существует так, как
существуют деревья, а деревья не
существуют так, как существует
машина. "Стоимость" отлична по
способу существования и от машины, и
от деревьев, и от свободы. Для того,
чтобы не запутаться во всех этих
"существованиях", их нужно точно
помыслить.
Для этого и выделяется класс таких
явлений, которые наблюдаются в
качестве физической структуры среды
существования человека (а средой
становится космос), но самодействием
природных законов не возникают и не
длятся.
344