<< Пред.           стр. 16 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу

  Криком отчаяния рождается природа
 человека. И пока в нас кричит
 "бушмен", мы люди до окончания мира.
 Ибо конец мира - это разрушение
 первоактов, забвения того, что живет
 в нас, когда мы бодрствуем и слышим
 вопль отчаяния или ликующий голос
 радости. Прекращающимся криком
 бессловесного бытия бытийствует
 человек. А это уже другой опыт,
 который легче выразить словами "не
 могу иначе". Почему? Потому что уже
 есть вяжущая сила. Или, что то же
 самое, в форме культуры срабатывает
 человеческая природа. Но для того,
 чтобы она сработала, необходимо
 выпасть за последовательность причин
 и действий. "Выпадаем" и появляется
 честь, выйдем и рождается совесть, а
 вместе с ней рождаемся и мы в этом
 мире, располагаясь на линиях
 связности человеческой природы вне
 
 128
 
 зависимости от представлений об этой
 природе. В момент, когда в нас
 говорит нечто независимое от нас, мы
 проделываем опыт, известный мистикам.
 Например, Серафиму Саровскому. Дело,
 конечно, не в том, чтобы кто-то из
 нас "томил томящее мя" и на коленях
 стоял на камне три года. Если кому-то
 "повезло" и к нему пришла совесть, то
 ведь уже "стоит". И нет для него
 правил последовательного сцепления
 связей. Внутри такого опыта рождается
 человеческая природа и что-то уж
 нельзя сделать, если она есть. А если
 ее нет, то последовательность куль-
 турных и социальных связей прикрывает
 нашу пустоту. И тогда прав Ортега-и-
 Гассет. Нет сущности внутри человека,
 но нет ее и в социуме. Есть лишь
 последовательность действий,
 выполняемых человеком вне зависимости
 от природы или, что то же самое, от
 его немой совести. В раскачивании
 колеса истории встреча с ничто по-
 лучает отсрочку. Если, конечно, под
 ничто понимать не абстракцию от "что-
 то", а то, что "ничтожит".
  Нет ничего страшнее человека, если
 он полностью определен, если в нем не
 осталось места спонтанным актам жизни
 и мысли. Неопределенность -
 фундаментальное свойство человеческой
 природы.
 
  129
 
  На этом уровне бытия и сознания
 возникает идентификация человека с
 миром.
  Конечно, мир - загадка, которую не
 объяснить. Объяснимый мир - это образ
 мира, его картина, т.е. то, что мы в
 нем увидели, когда совместилась мысль
 о причине мысли и мысль о причине
 вещей. Но этим совмещением показывает
 себя ителлигибельный мир, а не ре-
 альный. Реальный мир полон страданий,
 т.е. вещей непроницаемых для ума.
  Интеллигибельный мир заполнен
 причинами и поэтому в нем покоится
 прозрачность. Для того, чтобы ее
 достигнуть, нужно отказаться мыслить,
 ибо разум есть первое и, может быть,
 главное страдание, которое приходится
 испытывать человеку с тех пор, как он
 стал человеком. В ХХ веке, судя по
 всему, люди решили жить в
 интеллигибельном мире, т.е. без
 страданий, а значит, и без ума. Мысль
 стала знанием, а значение
 превратилось в выгодный товар. Иными
 словами, преходящее мы даем себе в
 качестве закона, внутри которого нет
 причин для того, чтобы кто-то был
 человеком. Причины нет, а люди
 бывают, и добываемое ими каждый
 подгоняет по своему социальному
 росту. Но не для того, чтобы объяс-
 нить мир, а для того, чтобы сохранить
 
 130
 
 в нем свою идентичность, свое "Я".
 Ведь "Я" тождественно представлениям
 о том, кто я. И нужно продлить эту
 тождественность, изобретая какие-то
 слова и вещи. Но тем самым мы
 попадаем в мир воли и представлений.
 Становимся его невольниками. Почему?
 Потому, что в этом мире "сновидения"
 обычного человека ничего не значат. В
 нем высоко ценятся "сновидения"
 вождей и шаманов. Они видят "большие
 сны", а мы их толкуем, каждый на свой
 лад. В качестве подданных
 представления об обществе, которым
 существует само общество, мы
 сохраняем верность эмпирически
 подтвержденным иллюзиям. Но что же
 делать с практически оправданными
 иллюзиями, благодаря которым
 сохраняет свою идентичность "Я" и
 какое-то общество? Лучше всего,
 конечно, отождествлять опыт и
 осознание опыта, т.е. извлечение
 сознания из того, что с нами
 случается в этом мире. На этом пути
 формируется научный опыт, та сила,
 которая сегодня поддерживает нас в
 нашем бытии.
  Но продолжением этой силы мы не
 придем к человеческому бытию,
 рождающему в нас связность целого.
 Сколько бы мы не пытались ухватить
 целое, мы будем на основе научного
 
  131
 
 опыта располагать его в правильной
 последовательности частей. Для того,
 чтобы прийти к связности целого,
 нужно выйти за пределы последова-
 тельности. Выйти и посмотреть на эту
 последовательность "во взвешенном
 состоянии", возможности реализации
 которого задаются тем, что Юнг
 называл первоактом.
 
 
  6. Забвение избыточности бытия
 
  Промышленная революция XVIII-XIX
 вв. разрушает "ячейки" традиционной
 социальной структуры общества и
 выталкивает в пространство истории
 огромные массы людей. Традиционное
 общество имело какую-то личностную
 размерность рабочей силы, моральную
 подкладку своей истории. В нем еще
 сохранялась зависимость между
 содержанием того, что делается, и
 личностью того, кто делает.
 Современное общество разлагает эти
 зависимости. Спрос на работу рабочей
 силы возрос неимоверно. Моральные
 качества и личные усилия уже ничего
 не значат. События складываются вне
 зависимости от того, добродетельны мы
 или нет. Результат действия
 самодействующих структур один и тот
 же. Акт купли-продажи строится вне
 
 132
 
 морали. Политика - вне чести. То есть
 современное общество освобождает
 огромный материк нечеловеческих
 связей, к которому человеку нужно
 было приспособиться, которыми нужно
 было овладеть, не подгоняя их под
 метрики традиционного общества.
 Огромные массы ничем не связанных
 людей нужно было как-то связать. Для
 того, чтобы овладеть этой энергией,
 нужны были не идеи, а интересы. Общие
 интересы связывают людей. Между
 "автономным человеком",
 самостоятельно ориентирующимся в
 мире, и человеком "элементом массы"
 лежит пропасть. Цивилизованный
 человек, иронизирует Юнг, научился
 делать свою работу без песнопений и
 барабанной дроби, которые
 гипнотически вводили бы его в
 состояние "делания". Он даже может
 обойтись без ежедневной молитвы. Но
 вот что странно. Одновременно
 появилось множество людей, которые
 живут так, как если бы они не имели
 органов чувств: они не видят вещей,
 которые у них перед глазами, не
 слышат слов, звучащих у них в ушах.
  "Массовый" человек сверяет
 предпосылки своего мышления с
 мышлением и действием массы, с ходом
 истории. А поскольку "масса" не
 мыслит, а история не действует,
 
  133
 
 постольку возникает массовая
 потребность в представителях истории
 и масс. Поверенные хода истории не
 могут не знать истины того, что лежит
 в конце пути истории. Они знают
 законы целого и видят перспективу,
 внутри которой неравенство заменяется
 равенством, несправедливость -
 справедливостью, а свобода становится
 привычным делом каждого. Единичное не
 должно мешать перспективе, а
 особенное обязано не затемнять
 всеобщее, ибо сами по себе они не
 имеют никакого значения. Если мы
 видим всеобщее, то особенное нас уже
 не интересует. Значение отдельного
 устанавливается в контексте и
 отдаленной перспективе закономерно
 развивающейся истории. Фактически
 данное рассматривается по-
 преимуществу через идейно предпола-
 гаемое. Если сущности вводятся
 предположением поверенных масс, то
 единичные факты нельзя ввести пред-
 положением. Они либо есть, либо их
 нет. И поэтому проективное сознание
 принуждено всякий раз заново решать
 один и тот же вопрос: что же в мире
 от предполагаемого, а что в нем - от
 фактически данного, и не сковывает ли
 предполагаемое еще живое и особенное,
 не замещает ли предложенное сознанием
 положенное бытием? Проективное
 
 134
 
 сознание вовлекает массы в пер-
 спективу истории. Его интересует не
 жизненная позиция человека, а его
 классовое положение, не личный опыт,
 а историческая тенденция, не условия
 вовлеченности индивидов в то или иное
 событие, а эффект массового действия.
 Опыт не концептуализируется. Он
 оценивается в контексте научно
 обоснованных проектов и массовых
 действий. Философия превращается в
 идеологическое украшение жизни масс,
 в спекулятивный орнамент общества.
 Производство сознания становится
 элементом воспроизводства социально-
 политических структур общества.
 Создается обстановка, в которой не
 философия выражает эпоху в мысли, а
 сама историческая эпоха захватывает
 мысль, лишает ее автономности и права
 на представительство истины.
 Членораздельная, целостная мысль
 становится недостижимой, ибо сама она
 превращается в симптом ускользающего
 бытия. Смещение субъективности
 уловил, например, Пастернак, слова
 которого: "Меня деревья плохо видят
 на отдаленном берегу", могли бы
 повторить все современные философы.
 Но если современная философия
 признает "я" не существующим, если
 "я" - это какая-то производная
 квазиструктура сознания, то почему же
 
  135
 
 тогда не испаряется слово "сам"?
 Почему мы признаем умного в том, кто
 сам подумал, а не в том, кто сам
 допускает, чтобы за него в его голове
 что-то кем-то мыслилось? Почему бы
 нам не признать, что есть глупость
 сознания и есть умные сны? Ведь когда
 мы видим сон, то это не мы его видим,
 а он проясняет нам наши же состояния,
 рассказывает о нас. И чтобы его
 понять, нам нужно быть на его уровне,
 нужно сделать усилие. Какое? Увидеть
 его конкретно, а не абстрактно.
 Конкретно мы видим тогда, когда не
 выходим за пределы видимого. А это
 сделать трудно. Для этого нужно
 отказаться от "я сам" и допустить
 возможность того, чтобы и в
 "безбытийности" кружилась листва
 бытия. Классическое философское со-
 знание "не заметило" эпоху массовых
 идеологических движений. Оно
 концептуализировало опыт свободной

<< Пред.           стр. 16 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу