<< Пред.           стр. 19 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу

 лучше массового человека. Но и наука
 должна знать свое место в ряду таких
 же, как она, массовых профессий.
  Оправданы ли упреки, брошенные
 науке "пастухами бытия" ХХ века?
 Философский "сыр-бор" загорелся, по
 словам Шестова, из-за ерундовой, в
 общем-то, вещи. Была когда-то "гора
 всем горам мати" и был первочеловек,
 который никак не мог подняться на эту
 гору. Так бы он и оставался жить со
 зверьми в долине, если бы не разум.
 Разум привел человека на высокую гору
 и сказал: видишь, как богат мир, и
 это все я отдаю тебе, если ты мне
 поклонишься. Человек поклонился и
 получил обещанное. "С тех пор, -
 рассказывает Шестов, - величайшей
 обязанностью человека считается
 обязанность поклоняться разуму. Разум
 решает чему быть и чему не быть.
 Решает он по собственным законам,
 
  153
 
 совершенно не считаясь с тем, что он
 именует "человеческим, слишком
 человеческим"1.
  Льва Шестова интересовала моральная
 сторона дела. Он не хотел поклоняться
 науке ни за какие богатства. Суть
 дела состоит не в кумирах и их
 творении, а в обмане. Наука нас
 обманула. Она обещала богатства, а
 подсунула проблемы. Чему же верить,
 кому теперь поклоняться? "Живому
 знанию". Оно нас не обманет.
  Что же такое "живое знание"? И
 можно ли им заменить науку? Наука -
 это дискурс, т.е. шаги рассчитыва-
 ющего сознания. Во всяком мире
 найдется такая сторона, которую мы
 сможем увидеть и удержать аналити-
 чески, если будем использовать
 средства расчетливого сознания науки.
 Но в мире пребудет и такая его
 сторона, которую мы уже знаем, т.е.
 знаем не потому, что удержали знание
 в поле самосознания, а потому, что
 живем. Живем и, как говорил
 М.Мамардашвили, знаем, что такое
 жизнь. Вот это знание и называется
 живым. Оно принципиально отличается
 от научного знания, от его
 всевозможных "целостных" и
 ____________________
 1 Шестов Л. На весах Иова: странствия
  по душам. Париж, 1929. С. 34.
 
 154
 
 "синтетических" проекций. В русской
 культуре это отличие удерживалось
 интуицией бытийности истины, в поле
 которой немыслима возможность тезиса
 о том, что истина выше человека.
 Истина не может быть выше его или
 ниже, слева или справа. Она не
 относится ни к демократическим
 плоскатикам, ни к тоталитарным. Бытие
 накладывает на это возвышение запрет.
 Истина не выше бытия, а поставлена в
 ряд бытия, как становится в ряды
 христиан каждый крещеный человек.
 Познать - это значит осознать свое
 бытие в Истине. Европейская традиция
 заставляла бежать к истине по дорожке
 ума. И это, как говорил В.Эрн,
 хорошо. Но в русской традиции к
 Истине добираются и по тропинке воли,
 ее напряжением. И на вершинах
 познания находятся не ученые и
 философы, а святые2. Онтологическая
 размерность истины и человека
 передается рапсодом, распевающим
 стихи "Голубиной книги":
 
  "Мало спалося, много
 виделось:
  Кабы два зверя соходилися,
  Промеж собой подиралися,
 
 ____________________
 2 Эрн В. Сковорода. М., 1912. С. 20.
 
  155
 
  Кабы белой заяц, кабы серой
 заяц,
  Кабы белой заяц одолеть
 хочет?
  И не два зверя соходилися,
  Промежду собой подиралися:
  И то было у нас на сырой
 земли,
  На сырой земли, на святой
 Руси,
  Сходилися Правда с Кривдой;
  Это белый заяц - то-то
 Кривда ль;
  Правда Кривду передалила,
  Правда пошла к Богу на небо
  К самому Христу, царю
 небесному,
  А Кривда осталась на сырой
 земле,
  И пошла она по сырой Земле,
  По всем четверым по
 сторонам..."3
 
  Вот этот оборот - Правда пошла к
 Богу, а Кривда осталась между нами -
 делаем ощутимым различие между ученым
 и святым. Для ученого мир делится на
 сущность и явления, на явления и вещи
 в себе, т.е. мир ограничен горизонтом
 описания мира. Вещи в себе на-
 ____________________
 3 Бессонов П. Калики перехожие. М.,
  1861. Вып.1-3. С. 273-274.
 
 156
 
 поминают, что ты конечен (смертен) и
 никогда не пройдешь пути
 бесконечного. "Тот, кто стоит, всегда
 ограничен какими-нибудь горизонтами"
 (2 а, с. 21). Тот, кто восходит к
 Истине, движется к ней поверх
 постулатов Кантовской философии, над
 горизонтами познания. Но это подвиг
 святого, а не гносеологическая истина
 позитивиста.
  Не "вещь", а "личность" - та
 категория русской культуры, в которой
 сходится и завязывается узловая мера
 мер, его связность, понятая не в
 традиции новоевропейского
 рационализма, а в смысле русского
 космизма.
  Неприятие науки имеет своей
 причиной факт релятивизации ее
 духовных оснований. Множественность
 концепций и истин, плохо согласуемых
 между собой, заставляет искать
 абсолютное на стороне религии. Наука
 теряет некогда завоеванные ею позиции
 в общественном сознании. Религия
 возвращает утерянные ею духовные
 территории. Мудрость
 непосредственного знания очаровывает
 многих экологически обеспокоенных
 людей. Но непосредственное знание,
 подчиняющееся принципу "не думали, а
 уже знаем", является источником как
 мудрости, так и глупости. Зерна
 
  157
 
 живого знания встречаются в раковине
 религии, в детском лепете, у
 примитивов. Иногда эти зерна
 превращаются в жемчуг мыслей. Но
 внутри этих мыслей нельзя построить
 расчеты даже самого захудалого моста
 через какую-нибудь реку, не говоря
 уже о системе доказательств
 существования внешнего мира. Живое
 знание недейственно.
  Научные идеи - это тот уровень
 овладения миром, на котором теряется
 различение между словами "быть" и
 "существовать". Техника - плод
 онтологической неразличенности бытия
 и существования. Но пустоту бытия не
 заполнить полнотой сущего. Вот эта
 неразличенность и обусловленная ею
 незаполненность сущего вовлекают нас
 в экологическое ничто. Закидывание в
 ничто техники напоминает по своей
 бессмысленности идею бесконечного
 улучшения мирового рекорда.
  Воля к прогрессу вела цивилизацию в
 сад бытия, а привела ее к пустыне
 существования, к ничто, которое
 заговорило на языке экологии.
  До тех пор пока крестьяне, занимая
 традиционные ячейки общества, были
 его центром тяжести (его магнитом),
 общество было "неваляшкой" и
 экологических проблем у него не было.
 Выветривание крестьянской почвенности
 
 158
 
 формирует идеологию переселенца, для
 которого земля, обычаи, нравы всегда
 чужие. Экология - апофеоз
 беспочвенности цивилизации тех людей,
 которыми все должно быть создано как
 бы из ничего и с самого начала.
  Осознание этого факта возвращает
 нас к идеологии Нового средневековья,
 к необходимости наращивать мышцы
 жизни в умном молчании мира.
  Для того, чтобы выслушать другую
 сторону, нужно дать ей слово.
 Символическое слово русской культуры
 говорилось "Голубиной книгой",
 духовными стихами, "исходящими из
 глубокой славяно-русской древности"4.
 
 
  2. Обитаемое бытие
 
  Какой мир обитаем и какой
 необитаем? Необитаемый мир - это мир
 без изнанки, без разделения на
 внешнее и внутреннее, т.е.
 геометрическая вселенная, которую
 можно описать, но в которой нельзя
 быть. Почему? Потому что быть
 вывернутым наизнанку, не имея ничего
 за душой, значит быть геометрической
 фигурой мира. Для того, чтобы что-то
 знать о мире, нужно чтобы "я" и
 ____________________
 4 Бессонов П. Калики перехожие. С. 1.
 
  159
 
 "мысль" не разбежались в разные
 стороны. Пока мысль не придет в
 голову, она не определит, что она
 мысль, а "я" не узнает, что оно есть
 мыслящее. Вот этот факт дал основание
 считать разумным тот мир, в котором
 выполняется правило "мыслю,
 следовательно, существую". То есть
 этим правилом к существованию не до-
 пускается все то, что не знает, что
 оно есть. Но в таком случае
 разумность мира мыслится вне
 зависимости от "проблемы тела". То
 есть мир разумен, если в нем вос-
 производятся условия существования
 знания о знании. Но это существование
 не зависит от случайности устройства
 тела знающего. И в силу этой
 независимости в разумном мире вполне
 мыслимой становится ситуация, когда
 "Я есть" удерживается в структуре
 самосознания, а по правилам тела
 голова воспроизводится в одном месте,
 ноги бегут в другом месте, а руки
 шевелятся в третьем.
  Изначальные интуиции культуры
 состоят в избранности не разумного
 мира, а обитаемого, т.е. такого, в
 каждой точке которого исключается
 распадение человека на множество
 ищущих друг друга частей. Мир и
 человек соразмерны. В "Голубиной
 книге" говорится:
 
 160
 
 
  У нас белый свет взят от
 Господа,
  Солнце красное от лица
 Божия.
  Млад - светел месяц от
 грудей его,
  Зори белые от очей Божьих,
  Звезды частые - то от риз
 его,
  Ветры буйные от Святого
 Духа,
  Мир - народ Божий от Адамия,
  Кости крепкия взяты от
 камени,
  Телеса наши от сырой
 земли"5.
 
  То есть в обитаемом мире нет ничего
 такого, чтобы не было исполнением
 человека. Иными словами, быть тем,
 что есть, значит быть в обитаемом
 мире и эту обитаемость никак нельзя

<< Пред.           стр. 19 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу