<< Пред. стр. 20 (из 44) След. >>
разрушать.3. Обживаемый мир
Быть в мире значит его обживать,
т.е. делать его приемлемым для себя и
____________________
5 Бессонов П. Калики перехожие. С.
270.
161
на уровне этой приемлемости обрастать
знанием знаков внутренней подкладки.
Например, если на Крещение выпал
снег, то известно, "коли снег
приваливает вплоть к заборам - будет
неурожай; коли не вплоть - урожай".
Нет снега, посмотри на небо (ведь это
та же "занавеска") и определи цвет
облаков. По цвету узнаешь, урожайный
или неурожайный тебя ожидает август.
На окна - занавески, на стол - ге-
рань, в озеро - водяного, в избу -
домового, и вот мир начинает оживать.
Все получает свой смысл, чин и по-
рядок. Приметы, пословицы, загадки
навешивались на окна мира, и он
обживался, т.е. человек помещал себя
в пространство, образуемое внешней и
внутренней сторонами мира. Интуиция
обживаемости в русской культуре
связана с чувством завершенности
мира. Ведь определить себя можно в
мире, если он дан полностью и цели-
ком, без изъятий и недоделок. В
неполном мире все наши действия будут
проваливаться без следа в "яму"
становления. Закидать эту яму (или,
как говорят физики, "черную дыру")
нельзя в силу закона полноты. До-
делывание мира, распределение
существования - это вид зависимости
человека от мира, способ его
попадания в "черную дыру".
162
Неопределенный мир нельзя определить,
т.е. обжить.
Все, что не имеет начала и не имеет
конца, стоит вне условий
воспроизводства человека. Почему?
Ответ на этот вопрос дан в рассказе о
Егории Храбром, действия которого
имеют смысл, если даны начала и концы
мироздания, как даны начало и конец
законченного музыкального
произведения. Попасть в историю без
конца - это значит попасть в ад
действия, которое совершается без
завершения. Земля - не ад, а люди
живут на Земле. Это настроение
передают следующие стихи:
"Гой, земля еси сырая,
Земля матерая,
Матерь нам еси родная!
Всех еси нас породила,
Выпоила, вскормила,
И угодьем наделила;
Ради нас своих детей,
Земля еси народила
И злак всякий накопила,
Вольчей беса отгоняти,
И в болезни помогати"6.
____________________
6 Афанасьев А. Поэтические воззрения
славян на природу. М., 1865. Т. 1.
С. 145.
163
Если нам плохо и нет у нас уже сил,
нам слова этой песни рекомендуют
обратиться со своими бедами к Земле.
Этому телесно-конечному принципу
человеческого существования. История
же выговаривается без умолку, без
конца, т.е. без надежды когда-либо
выговорить себя. Становящийся мир -
это идея беспочвенного человека, ибо
этот человек может жить при условии,
что мир становится на ноги, никогда
на них по-настоящему не встав.
4. Доопределяющийся мир
Мир испорчен на достаточных
основаниях, говорил Гегель, имея в
виду, что если есть основания для
того, чтобы нечто было, то оно не
может не быть: если не здесь, то в
другом месте, не сейчас, так в другое
время. И нам не нужно перемещаться в
другое время и другое пространство,
чтобы сейчас и здесь убедить себя в
основательности сущего, ибо
исследование оснований сущего
накладывает запрет на то, чтобы
сейчас и здесь мы не сами себя знали,
а кто-то другой за нас понимал нас.
Таков мир, таковы основания природы,
полная определенность которых
выясняется в феномене самосознания,
164
если оно одно и не зависит от того, в
какой точке пространства и времени мы
находимся. Те знания, которые мы
получаем при соблюдении этой
независимости, образуют
естествознание, т.е. не зная самих
себя по содержанию, мы что-то
содержательное узнаем о природе. И
вместе сдержать обе эти стороны, не
нарушая условия существования
естествознания, нельзя. Поэтому
знания о природе строятся вне
зависимости от того, что мы знаем о
человеке. Отмеченное обстоятельство
отвечает привычным взглядам на
природу как на нечто законченное и
готовое к техническому употреблению.
Основания природы обычно
представляются в виде некоторых
"твердых сущностей", на которых все
основано, а сами они ни на чем не
основаны; благодаря основаниям
появляется устойчивость и
определенность существования. От
существования мы движемся к пониманию
оснований, от фактов к законам, от
явлений к сущности, а затем наоборот.
Существование фактов, явлений само по
себе нас не интересует и
воспринимается так, как если бы они
были "входной дверью" к чему-то более
важному, например, к законам. Нет
ничего такого, что не получило бы
165
определения в терминах сущности и не
приобрело своего основания.
Но основания сами должны быть
обоснованы. Тот мир, основания
которого обосновываются, является до-
определяющимся миром.
Доопределение обычно понимается в
виде некоторой прибавки к тому, что
уже было определено, но еще не в
полной мере. Доопределение, казалось
бы, как раз и призвано устранить эту
неполноту, восполнить недостатки в
системе природы. Однако
доопределяющийся мир - это не мир с
изъянами, а мир доопределения в нем
чего-то сущностями и законами. Все,
что есть до определения, - это хаос,
после определения - законы и порядок,
и хаос в них является условием
рождения нового. В мире нет оснований
для того, чтобы в нем рождалось
новое. Тем не менее оно рождается, но
без необходимости. Если бы эта
необходимость была, то не было бы
новаций и природа была бы полностью
определена на основаниях
необоснованных. Новое потому и рожда-
ется, что для него нет заранее
готовых оснований и объектно заданной
сущности. Нечто впервые появляется не
потому, что есть законы на уровне
воспроизводства мира, а потому, что
есть среда и в ней возможно доопре-
166
деление. Доопределяющийся мир поэтому
порождает не новое, а создает среду,
в которой что-то может впервые
появиться из хаоса как порядок.
Доопределяющийся мир - это мир еще
не состоявшихся новаций и
возможностей того, чтобы в нем нечто
самим собой начинало новый ряд
явлений.
В диапазоне этих возможностей
доопределяющегося мира возникла жизнь
и появился феномен человека. И
теперь, когда они уже есть, мы не все
можем понять в природе вне
зависимости от восприятия феномена
человека. Вне зависимости от знаний о
человеке мы строим знание о природе
как объекте, полностью определенном
своими основаниями. Доопределяющийся
мир - открытие современного
экологического естествознания в том
смысле, что его познание ставится в
зависимость от познания человека,
т.е. доопределяющийся мир
характеризует фундаментальность
связей человека и природы. Возникшая
задача решается, казалось бы, просто:
в модели окружающей среды заклады-
ваются антропные характеристики, и
затем эти модели описываются. Но
умеем ли мы все делать так, чтобы на-
учное исследование приводило нас к
новым знаниям, а не к привидениям
167
знания. Если бы феномен человека
раскладывался на ряд предметов с
набором стандартных свойств, то не
было бы никаких проблем. Его легко
можно было бы встроить в объектную
структуру окружающей среды и описать.
Однако поведение человека не задается
цепочкой непосредственных причин и
следствий, его действие - источник
инноваций и неопределенности в
окружающей среде. Между средой
обитания человека и объектной
структурой этой среды существует
различие, содержание которого
отражается в категории
искусственного. Искусственное - это
то, что доопределяется человеком в
окружающей его среде, но не в объект-
ной структуре этой среды. Последние
неизменны. Если от знаний об объекте
наука движется к знаниям о среде, в
которой живет человек, то на этом
экологическом пути познания возникает
потребность в философском осмыслении
категории искусственного в ее связи с
феноменом свободы.
Человек не просто живет в природе.
Он замещает в ней естественное
искусственным, создает вторую при-
роду. Уже один этот факт говорит о
том, что объект и условия описания
объекта естественнонаучного знания
различны. Прежде всего это касается
168
так называемого описательного
естествознания, т.е. наук о Земле.
Например, сегодня географам остается
только мечтать о чистой
географической среде, ибо ее уже
просто не существует. Зато существуют
техногенная среда, техногенные
ландшафты. А ведь географическая
среда - это основное понятие
географии.
Физикам приходится иметь дело с
атмосферой, в которой слишком велико
содержание частиц и газов ис-
кусственного происхождения, чтобы их
можно было игнорировать. Биологи все
чаще встречаются не только с
искусственными биоценозами, но и с
искусственными генами, клетками и
даже организмами. Следовательно,
искусственное является той
категорией, которая относится, с
одной стороны, к объекту
естественнонаучного знания, а с
другой - к условиям его описания.
Введение категории искусственного в
структуру естествознания является
исходным пунктом его экологизации.
Глобально-экологическая
проблематика превращает искусственное
в предмет со множеством философских
проблем. Например, потому, что за
искусственным стоит человек, у
которого есть сознательные цели и
169