<< Пред.           стр. 20 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу

 разрушать.
 
 
  3. Обживаемый мир
 
  Быть в мире значит его обживать,
 т.е. делать его приемлемым для себя и
 ____________________
 5 Бессонов П. Калики перехожие. С.
  270.
 
  161
 
 на уровне этой приемлемости обрастать
 знанием знаков внутренней подкладки.
 Например, если на Крещение выпал
 снег, то известно, "коли снег
 приваливает вплоть к заборам - будет
 неурожай; коли не вплоть - урожай".
 Нет снега, посмотри на небо (ведь это
 та же "занавеска") и определи цвет
 облаков. По цвету узнаешь, урожайный
 или неурожайный тебя ожидает август.
 На окна - занавески, на стол - ге-
 рань, в озеро - водяного, в избу -
 домового, и вот мир начинает оживать.
 Все получает свой смысл, чин и по-
 рядок. Приметы, пословицы, загадки
 навешивались на окна мира, и он
 обживался, т.е. человек помещал себя
 в пространство, образуемое внешней и
 внутренней сторонами мира. Интуиция
 обживаемости в русской культуре
 связана с чувством завершенности
 мира. Ведь определить себя можно в
 мире, если он дан полностью и цели-
 ком, без изъятий и недоделок. В
 неполном мире все наши действия будут
 проваливаться без следа в "яму"
 становления. Закидать эту яму (или,
 как говорят физики, "черную дыру")
 нельзя в силу закона полноты. До-
 делывание мира, распределение
 существования - это вид зависимости
 человека от мира, способ его
 попадания в "черную дыру".
 
 162
 
 Неопределенный мир нельзя определить,
 т.е. обжить.
  Все, что не имеет начала и не имеет
 конца, стоит вне условий
 воспроизводства человека. Почему?
 Ответ на этот вопрос дан в рассказе о
 Егории Храбром, действия которого
 имеют смысл, если даны начала и концы
 мироздания, как даны начало и конец
 законченного музыкального
 произведения. Попасть в историю без
 конца - это значит попасть в ад
 действия, которое совершается без
 завершения. Земля - не ад, а люди
 живут на Земле. Это настроение
 передают следующие стихи:
 
  "Гой, земля еси сырая,
  Земля матерая,
  Матерь нам еси родная!
  Всех еси нас породила,
  Выпоила, вскормила,
  И угодьем наделила;
  Ради нас своих детей,
  Земля еси народила
  И злак всякий накопила,
  Вольчей беса отгоняти,
  И в болезни помогати"6.
 
 ____________________
 6 Афанасьев А. Поэтические воззрения
  славян на природу. М., 1865. Т. 1.
  С. 145.
 
  163
 
  Если нам плохо и нет у нас уже сил,
 нам слова этой песни рекомендуют
 обратиться со своими бедами к Земле.
 Этому телесно-конечному принципу
 человеческого существования. История
 же выговаривается без умолку, без
 конца, т.е. без надежды когда-либо
 выговорить себя. Становящийся мир -
 это идея беспочвенного человека, ибо
 этот человек может жить при условии,
 что мир становится на ноги, никогда
 на них по-настоящему не встав.
 
 
  4. Доопределяющийся мир
 
  Мир испорчен на достаточных
 основаниях, говорил Гегель, имея в
 виду, что если есть основания для
 того, чтобы нечто было, то оно не
 может не быть: если не здесь, то в
 другом месте, не сейчас, так в другое
 время. И нам не нужно перемещаться в
 другое время и другое пространство,
 чтобы сейчас и здесь убедить себя в
 основательности сущего, ибо
 исследование оснований сущего
 накладывает запрет на то, чтобы
 сейчас и здесь мы не сами себя знали,
 а кто-то другой за нас понимал нас.
 Таков мир, таковы основания природы,
 полная определенность которых
 выясняется в феномене самосознания,
 
 164
 
 если оно одно и не зависит от того, в
 какой точке пространства и времени мы
 находимся. Те знания, которые мы
 получаем при соблюдении этой
 независимости, образуют
 естествознание, т.е. не зная самих
 себя по содержанию, мы что-то
 содержательное узнаем о природе. И
 вместе сдержать обе эти стороны, не
 нарушая условия существования
 естествознания, нельзя. Поэтому
 знания о природе строятся вне
 зависимости от того, что мы знаем о
 человеке. Отмеченное обстоятельство
 отвечает привычным взглядам на
 природу как на нечто законченное и
 готовое к техническому употреблению.
  Основания природы обычно
 представляются в виде некоторых
 "твердых сущностей", на которых все
 основано, а сами они ни на чем не
 основаны; благодаря основаниям
 появляется устойчивость и
 определенность существования. От
 существования мы движемся к пониманию
 оснований, от фактов к законам, от
 явлений к сущности, а затем наоборот.
 Существование фактов, явлений само по
 себе нас не интересует и
 воспринимается так, как если бы они
 были "входной дверью" к чему-то более
 важному, например, к законам. Нет
 ничего такого, что не получило бы
 
  165
 
 определения в терминах сущности и не
 приобрело своего основания.
  Но основания сами должны быть
 обоснованы. Тот мир, основания
 которого обосновываются, является до-
 определяющимся миром.
  Доопределение обычно понимается в
 виде некоторой прибавки к тому, что
 уже было определено, но еще не в
 полной мере. Доопределение, казалось
 бы, как раз и призвано устранить эту
 неполноту, восполнить недостатки в
 системе природы. Однако
 доопределяющийся мир - это не мир с
 изъянами, а мир доопределения в нем
 чего-то сущностями и законами. Все,
 что есть до определения, - это хаос,
 после определения - законы и порядок,
 и хаос в них является условием
 рождения нового. В мире нет оснований
 для того, чтобы в нем рождалось
 новое. Тем не менее оно рождается, но
 без необходимости. Если бы эта
 необходимость была, то не было бы
 новаций и природа была бы полностью
 определена на основаниях
 необоснованных. Новое потому и рожда-
 ется, что для него нет заранее
 готовых оснований и объектно заданной
 сущности. Нечто впервые появляется не
 потому, что есть законы на уровне
 воспроизводства мира, а потому, что
 есть среда и в ней возможно доопре-
 
 166
 
 деление. Доопределяющийся мир поэтому
 порождает не новое, а создает среду,
 в которой что-то может впервые
 появиться из хаоса как порядок.
  Доопределяющийся мир - это мир еще
 не состоявшихся новаций и
 возможностей того, чтобы в нем нечто
 самим собой начинало новый ряд
 явлений.
  В диапазоне этих возможностей
 доопределяющегося мира возникла жизнь
 и появился феномен человека. И
 теперь, когда они уже есть, мы не все
 можем понять в природе вне
 зависимости от восприятия феномена
 человека. Вне зависимости от знаний о
 человеке мы строим знание о природе
 как объекте, полностью определенном
 своими основаниями. Доопределяющийся
 мир - открытие современного
 экологического естествознания в том
 смысле, что его познание ставится в
 зависимость от познания человека,
 т.е. доопределяющийся мир
 характеризует фундаментальность
 связей человека и природы. Возникшая
 задача решается, казалось бы, просто:
 в модели окружающей среды заклады-
 ваются антропные характеристики, и
 затем эти модели описываются. Но
 умеем ли мы все делать так, чтобы на-
 учное исследование приводило нас к
 новым знаниям, а не к привидениям
 
  167
 
 знания. Если бы феномен человека
 раскладывался на ряд предметов с
 набором стандартных свойств, то не
 было бы никаких проблем. Его легко
 можно было бы встроить в объектную
 структуру окружающей среды и описать.
 Однако поведение человека не задается
 цепочкой непосредственных причин и
 следствий, его действие - источник
 инноваций и неопределенности в
 окружающей среде. Между средой
 обитания человека и объектной
 структурой этой среды существует
 различие, содержание которого
 отражается в категории
 искусственного. Искусственное - это
 то, что доопределяется человеком в
 окружающей его среде, но не в объект-
 ной структуре этой среды. Последние
 неизменны. Если от знаний об объекте
 наука движется к знаниям о среде, в
 которой живет человек, то на этом
 экологическом пути познания возникает
 потребность в философском осмыслении
 категории искусственного в ее связи с
 феноменом свободы.
  Человек не просто живет в природе.
 Он замещает в ней естественное
 искусственным, создает вторую при-
 роду. Уже один этот факт говорит о
 том, что объект и условия описания
 объекта естественнонаучного знания
 различны. Прежде всего это касается
 
 168
 
 так называемого описательного
 естествознания, т.е. наук о Земле.
 Например, сегодня географам остается
 только мечтать о чистой
 географической среде, ибо ее уже
 просто не существует. Зато существуют
 техногенная среда, техногенные
 ландшафты. А ведь географическая
 среда - это основное понятие
 географии.
  Физикам приходится иметь дело с
 атмосферой, в которой слишком велико
 содержание частиц и газов ис-
 кусственного происхождения, чтобы их
 можно было игнорировать. Биологи все
 чаще встречаются не только с
 искусственными биоценозами, но и с
 искусственными генами, клетками и
 даже организмами. Следовательно,
 искусственное является той
 категорией, которая относится, с
 одной стороны, к объекту
 естественнонаучного знания, а с
 другой - к условиям его описания.
 Введение категории искусственного в
 структуру естествознания является
 исходным пунктом его экологизации.
  Глобально-экологическая
 проблематика превращает искусственное
 в предмет со множеством философских
 проблем. Например, потому, что за
 искусственным стоит человек, у
 которого есть сознательные цели и
 
  169

<< Пред.           стр. 20 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу