<< Пред.           стр. 22 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу

 всяком случае жизнь человека, равно
 как и среда его жизни, - это не
 предикат знания. Наоборот, люди
 сначала должны жить, а потом они уже
 способны что-то знать о среде своей
 жизни. Рассматривая природу не
 логически, а бытийно, не как объект,
 а как среду жизни, естествознание
 приходит к идее субстанции,
 избавляясь от противопоставления
 сущностей и существования, фактов и
 необходимости.
  Если в каком-либо экологическом
 объекте, например, лесе, мы захотим
 проследить все его связи, то сразу же
 столкнемся с целой "обоймой" его
 дисциплинарных изображений,
 скрывающих сущность леса. Мы узнаем о
 поведении жучка-короеда, о структуре
 подстилающей почвы, о циклической
 смене растительности и о многом
 другом. Но мы не осмыслим как все эти
 
 178
 
 знания связать и отнести к лесу в
 целом. В поисках этих связей мы можем
 "ходить" из одного научного предмета
 в другой, из ботаники в почвоведение,
 из почвоведения в зоологию, все время
 отмечая, что свойства и отношения,
 фиксируемые в одной научной
 дисциплине, никак не связаны со
 свойствами и отношениями,
 фиксируемыми в другой научной
 дисциплине. Хотя и понимаем, что все
 они относятся к естественным
 процессам жизни леса. На самом деле
 все связано, а вот в теории связи
 нет. В каждой научной дисциплине свои
 теории, язык и свой предмет. При
 таком состоянии дела логично, видимо,
 допустить существование какого-то
 субстанционального содержания,
 которое могло бы объединить все
 изучаемые свойства леса и
 продемонстрировать нам его жизнь, а
 не только особенности поведения
 жучка-короеда. Но именно оно почему-
 то выпадает из дисциплинарных
 построений и образует скрытое условие
 детального анализа изолированных друг
 от друга свойств и отношений объекта.
 Выпадает субстанциональное
 содержание, очевидно, потому, что оно
 само себя обосновывает и поэтому
 неразложимо на ряд конечных
 последовательностей, т.е. на такой
 
  179
 
 ряд, в предельной точке которого
 устранялись бы характеристики
 целостности.
  Между тем понятие объекта сохраняет
 свою фундаментальность для
 естествознания и науки в целом. Объ-
 ект науки понимается конструктивно.
 Натуральность вещей элиминируется по
 определенным процедурам, реализуя
 которые мы в них от чего-то
 отвлекаемся, что-то сохраняем и что-
 то приписываем. Для того, чтобы знать
 как устроена природа на самом деле,
 как она существует вне зависимости от
 нас, от того, что мы о ней
 представляем, мы конструируем
 идеальный объект. В рамках этой
 конструкции мы низводим к нулю наше
 собственное существование и наше
 мышление и создаем абстракцию некоего
 "бесплотного" самосознающего на-
 блюдателя, для которого мир полностью
 определен, если он сложился до
 человека и без человека.
  Но содержание этой определенности
 логически обратимо. Оно не
 фактуально. В нем, например, нет раз-
 личия между "до" и "после"
 относительно условий существования
 человека. С логической точки зрения
 неважно, Земля ли вращается вокруг
 Солнца или Солнце вращается вокруг
 Земли. Законы природы, фиксируемые в
 
 180
 
 механике относительно идеального
 объекта, не будут поколеблены ни в
 том, ни в другом случае. Описание
 обратимых связей строится вне
 зависимости от понимания проблемы
 начала и происхождения этих связей.
 Но экологическое сознание уже не
 может удовлетвориться теоретическим
 описанием обратимых связей, ибо на
 обратимые истины логики ограничения
 накладывает фактическое знание.
  Факты случайны. Они могут как быть,
 так и не быть при условии, что в мире
 уже есть законы. В мире, в котором
 нет законов, нет и фактов, ибо в этом
 мире ничто не может длиться,
 воспроизводить себя во времени. За-
 коны описываются вне зависимости от
 того, что случилось и не
 воспроизвелось, ибо они имеют дело с
 тем, что не может не быть. Но было бы
 наивно думать, что все случившееся -
 случайно, а воспроизведенное -
 необходимо. В феномене случившегося
 нечто конкретное может стать
 всеобщим, а фактическое -
 необходимым, и эта необходимость не
 определена полностью законами, ибо
 она доопределяется случайностью
 рождения факта. Если законы
 существуют, то факты случаются, т.е.
 они не могут не быть случайно. До
 законов ничто не определено в
 
  181
 
 терминах необходимости, а после того,
 как нечто случилось, не все
 определено законами и возникают ус-
 ловия для того, чтобы нечто появилось
 первый раз. Законы вообще
 устанавливаются на уровне уже
 случившегося в мире воспроизводства
 его связей и отношений. Нечто
 воспроизводится в мире не потому, что
 в нем существуют законы. Наоборот,
 законы существуют потому, что в мире
 что-то уже воспроизвелось. Мир как
 объект полностью определен законами.
 Мир как индивид спонтанно
 дооопределяется, т.е. оставляет место
 для законопорождающей случайности.
  На уровне доопределения мира
 происходит координация и согласование
 фактов бытия, а не законов науки. В
 изменяющемся мире нас интересуют
 прежде всего законы изменений, а не
 условия того, чтобы вообще что-то
 могло измениться. Если один факт
 принадлежит одному изменяющемуся
 целому, а другой факт - другому
 целому, то непреднамеренная
 координация этих фактов образует
 индивидность мира и позволяет в нем
 отличить нечто от ничто, хаос от
 порядка. Вероятность появления каких-
 либо новых структур в мире не предше-
 ствует самим этим структурам в виде
 некоторой сущности. Напротив, с
 
 182
 
 появлением таких структур появляется
 и вероятность их возникновения.
  Задавая идеальный объект конечным
 числом логически обратимых связей, мы
 не нуждаемся в понимании
 субстанциональной связности природы.
 Субстанция - это не объект. Она не
 сконструирована, ибо в самой себе
 "несет" свою причину. В этом смысле
 субстанция охватывает весь
 бесконечный ряд своих связей и
 превращений, т.е. конечным образом
 представляет бесконечность. Иными
 словами, мир субстанционально явлен,
 если в нем бесконечность представлена
 конечным образом, и в этом мире
 возможно новое и невозможно чудо,
 возможна неопределенность и
 невозможен хаос. Между тем объектный
 мир естествознания исключает индивид-
 ность явленного мира, ибо мир
 скоординированных фактов бытия для
 него - это хаос, а разобщенных теоре-
 тических сущностей - порядок. Но
 неявленного порядка не бывает, ибо
 неявленность порождает не законы, а
 чудеса, умножая хаос. Любая сущность
 в себе определена. Она не нуждается в
 координации фактов и действует своим
 содержанием. Факты же действуют одним
 тем, что они просто есть. Вот это
 неопределяемое сущностями
 существование, реальное сцепление и
 
  183
 
 координация фактов бытия как раз и
 образует среду жизни человека,
 окружающую его природу, у которой,
 однако, нет логического центра, и
 поэтому мы не можем помыслить ее
 разнообразие, не помыслив
 случайность, помыслить новое, не
 помыслив неопределенность. Но в мире,
 в котором возможна инновация, нет
 последнего (фундаментального) уровня,
 на котором бы реальные факты
 "собирались" из идеальных объектов, а
 наблюдаемые признаки "склеивались" из
 ненаблюдаемых сущностей.
  Симптоматичным выражением
 объектного способа мышления является
 идея о существовании некоторого
 фундаментального уровня природы, на
 котором выводились бы все ее
 свойства, а также уверенность в том,
 что существуют универсально-вечные,
 всеобщие и логически необходимые
 законы природы. Но на фундаментальном
 уровне природы нет ничего такого,
 чего бы не было на уровне
 индивидности явленного мира, за ис-
 ключением самой этой индивидности.
  И.Пригожин и И.Стенгерс, излагая
 причины, по которым фундаментальность
 природы продолжает от нас ускользать,
 несмотря на успехи релятивистской фи-
 зики и квантовой механики, отмечают
 следующие парадоксальные факты.
 
 184
 
  1. Основатели европейской науки
 надеялись на то, что законы природы
 вечны и всеобщи. Сами они строили
 универсальные схемы мира. Но сегодня
 мы понимаем, что "везде, куда ни
 глянь, - от физики элементарных
 частиц и биологии до астрофизики с ее
 расширяющейся Вселенной и
 образованием черных дыр - мы видим
 эволюцию, разнообразие,
 нестабильность"8.
  2. В классической науке упор
 делался на законы, независимые от
 времени и, следовательно, обратимые
 относительно времени. В то же время
 этими законами, обратимыми
 относительно времени, мы пытались
 описать временные объекты.
  3. Оказалось, что "обратимость и
 детерминизм приложимы лишь к
 отдельным простейшим случаям, а не-
 обратимость и случайность -
 правило"9. Более того, "модели,
 изучавшиеся классической физикой,
 реализуются лишь в таких ограниченных
 ситуациях, какие можно создать
 искусственно, заключив материю в ящик
 и подождав, пока она не достигнет
 ____________________
 8 Пригожин И., Стенгерс И. Вызов,
  брошенный науке // Химия и жизнь.
  1985. N 5. С. 21.
 9 Там же. С. 23.
 
  185
 
 равновесия. Искусственное может быть
 детерминированным и обратимым -
 природное не обходится без элемента
 случайности и необратимости. Это
 ведет к новому взгляду на материю,
 согласно которому она уже не
 воспринимается как пассивная
 субстанция ... но связана со
 спонтанной активностью. Эта перемена
 столь глубока, что мы можем говорить
 о новом диалоге человека с
 природой"10.
  4. Этот диалог уводит нас от
 противопоставления человека природе,
 избавляет нас от представлений "о
 цыганском существовании человека на
 окраине чуждого ему мира" и ведет к
 пониманию связи между нашим знанием о
 человеке и о природе.
  Классическое естествознание не
 только противопоставляет человека и
 природу, но и в поисках фундамен-
 тальности последней изображает мир по

<< Пред.           стр. 22 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу