<< Пред. стр. 32 (из 44) След. >>
завершены и не самодостаточны. Но нев том смысле, что он не успел что-то
написать или не смог навести порядок
в написанном, а в том, что все, им
сказанное, живо, т.е. нами еще
высказывается. Поэтому Вернадский
нуждается в нас точно так же, как и
мы в нем. Именно это и означает, что
Вернадский современный мыслитель.
Ведь классические произведения могут
261
прекрасно обходиться без того, чтобы
о них сейчас и здесь думали и что-то
в них понимали. Мы в них нуждаемся, а
они в нас нет.
Вернадский, как и положено
современному мыслителю, отличается
особым подходом к истине. Он не
спрашивает, что есть истина. Не
пытается он и разрешить загадку о
том, кто персонально или какая соци-
альная группа положила ее в свой
общественный карман. Более
существенным является для Вернадского
другой вопрос: где мы находимся
тогда, когда мыслим, действуем, ищем
истину? Здесь у ученого нет сомнений
- конечно же, в биосфере. Это то
целое, которое мы изменяем, становясь
тем самым частью другого целого, т.е.
находясь на пути от биосферы к
ноосфере.
В.И.Вернадский знал, что мы давно
уже живем в искусственном мире. И нам
никак нельзя забывать о том, что
двери, ведущие из мира искусственного
в мир естественный, не заперты. В эти
незапертые двери нам является (по
крайней мере, может явиться) то, что
мы по привычке называем Космосом.
Всем нам нужно учиться жить под
знаком космической взаимосвязи су-
щего, под знаком единого Логоса
природы. Как современный мыслитель,
262
Вернадский восстановил классические
традиции русского космизма в
объяснении мира.
263
Глава V. Интуиции русского космизма
1. Космос
Русский космизм возобновляет
интуицию обитаемости и обживаемости
мира. Эта интуиция результат прививки
Востока христианскому Западу.
Переболели "Востоком" и в России.
"Человек..., - писал Циолковский, -
зависит от судьбы вселенной...
Поэтому всякое разумное существо
должно проникнуться историей Вселен-
ной".
Вот были греки. И был космизм
греков. То есть что было? Что-то
параноидальное. В чем? В бесконечном
заглатывании иного, в готовности к
тому, чтобы проглотить и
бесконечность. И это греки. Это
космизм, склонный к полноте.
Прожорливость ненасытного космизма
греков оставила метку на теле
европейца. Я не думаю, что греки
параноики, хотя они, видимо, и
параноики. Мне кажется, что они
Европу заразили космизмом. Европа
переболела и вылечилась. А Россия не
264
вылечилась. Она больна новым
язычеством.
Вот Платон. Он язычник. У него, как
у пьяного, мир двоился. А у
Аристотеля не двоился. Аристотель
трезвенник. Он отрезвил Платона. Но и
тот, и другой понимали, что если мир
один, то в нем что-то можно доказать.
Это мир доказательности. Если же их
два, то от доказательства в одном
всегда можно укрыться в другом. Либо
в мире ничего нельзя доказать и он
живой, либо он мертвый и в нем все
можно доказать. Это уже идея русского
космизма.
Интуиция обитаемости и обживаемости
мира ведет к необходимости различения
истории и космоса. Космизм русской
мысли имеет простой смысл. Во-первых,
это мир, озаряемый светом, т.е. тот
мир, в котором нельзя отличить свет и
зрение, то "чем" и то, "что". И для
того, и для другого вводится одно
обозначающее слово. "Свет и зрение
сродни", - отмечает А.Афанасьев.
"Нельзя увидеть без глаз, но нет
ничего, что можно было бы увидеть и
без света"1.
____________________
1 Афанасьев А. Поэтические воззрения
славян на природу. М., 1865. Т. 1.
С. 148.
265
Во-вторых, это дистанцирование от
истории. Историю нельзя обжить по
определению, ибо она не имеет конца.
Бесконечная история делает возможной
личность, то есть то особое
состояние, в котором начинается все
сначала, с нуля. Отсчет идет от себя
ставшего. А это значит, что в
становящемся мире всегда найдется
место для личности. Космос - это мир,
в котором нет места личности. Он дан
всеми своими частями в уже собранном
виде, и поэтому в нем нет такого
провинциального уголка, в котором
что-то творится из ничего.
Для того, чтобы поместиться в
безместном мире, необходимо
человеческое зацепить за
универсальное, за то, что уже есть.
Отсчет идет от мира и традиций, а не
от суверенного "Я могу". Личность -
принцип истории (выдуманного ее
конца), человек - принцип космоса (не
мной придуманного). Современная
культура помнит о личности, но забыла
о человеке. Космос восстанавливает
эту память, напоминая, что человек
живет на Земле, которая вступила в
брак с небом.
266
2. Дом
Славянский мир первоначально
означал "мир семейный, тишину
домашнего жилища, а вселенная наме-
кает на водворение (вселение) семьи у
домашнего очага, под родным кровом"2.
Мир, вселенная, дом, жилище - это
сущности одного уровня. Обживая мир,
мы образуем пространство встречи этих
слов. Продолжая тянуть ниточку мысли,
высказанной А.Афанасьевым, мы вытянем
и понимание соразмерности устройства
дома и космоса. По народному
воззрению, небо - терем божий, а
звезды - от взирающих оттуда ангелов.
"Эпическая поэзия... дает прекрасное
изображение космоса теремом, а
небесных свечек - обитающих там
семьей"3.
Земля - храм, где живут люди, Небо
- храм, где живут Боги. Небо, если на
него смотреть стоя на Земле, т.е.
глазами смертного человека,
представляется куполом, сводом.
Вверху - небо, внизу - Земля. Вверху
то же, что и внизу, ибо верх
опирается на низ. Небо и земля об-
разуют брачный союз. "Выражение: мать
сыра земля - означает землю
____________________
2 Афанасьев А. Указ.соч. С. 114.
3 Там же. С. 115.
267
увлажненную, оплодотворенную дождем и
поэтому способную стать матерью"4.
Вообще греческое "вселенная"
происходит от "дом, обитель". Это
отождествление досталось нам от
человека, прекратившего бег в
бесконечность; остановившись, он
понял, что вселенная - его дом. Этим
человеком был крестьянин.
"Горожане - жители, а селяне -
души"5. Эта поговорка, записанная
В.Далем, намекает на преимущество
селянина перед горожанином. В силу
каких-то необъясняемых причин селянин
выгодно отличается от горожанина, и в
знак этого отличия ему даровано быть
душой, а горожанину указано быть
просто жителем. Душа - это "жизненное
существо человека" и вообще, как
поясняет словарь русского языка,
всякого живого существа.
3. Интуиции
Тема космизма появляется в русской
философии при обсуждении самых,
казалось бы, земных вопросов.
____________________
4 Там же. С. 129.
5 Даль В. Толковый словарь живого
русского языка. М., 1978. Т. 1. С.
504.
268
Например, то, что я вожу сейчас пером
по бумаге, есть космическое событие.
Почему? Потому что в мире осу-
ществился разрыв между природой
производящей и природой
произведенной. Ближайшим следствием
этого разрыва стала "космическая
болезнь". И когда в нашей жизни
происходят такие вещи, которыми
преодолевается разрыв между natura
naturata и natura naturans, тогда мы
излечиваем себя от этой болезни.
Разорванность мира преодолевается в
момент рождения человека. И поэтому с
его рождением зарождается новая
вселенная.
П.Флоренский, развивая эту же
мысль, делает странный вывод о том,
что космос ограничивается или почти
ограничивается биосферой, и всем нам
нужно всматриваться в жизнь как
космическую категорию. Для чего? Для
того, чтобы увидеть то, что нельзя
увидеть через щель субъект-объектной
дуальности. Иными словами, в самом
общем виде "русский космизм" можно
определить в качестве такой системы
взглядов, в которой предпринята
попытка обойти проблему гносеологи-
ческой разъединенности субъекта и
объекта (сознания и мира) и взглянуть
на сущее со стороны их изначального
онтологического тождества. Понимание
269