<< Пред.           стр. 32 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу

 завершены и не самодостаточны. Но не
 в том смысле, что он не успел что-то
 написать или не смог навести порядок
 в написанном, а в том, что все, им
 сказанное, живо, т.е. нами еще
 высказывается. Поэтому Вернадский
 нуждается в нас точно так же, как и
 мы в нем. Именно это и означает, что
 Вернадский современный мыслитель.
 Ведь классические произведения могут
 
  261
 
 прекрасно обходиться без того, чтобы
 о них сейчас и здесь думали и что-то
 в них понимали. Мы в них нуждаемся, а
 они в нас нет.
  Вернадский, как и положено
 современному мыслителю, отличается
 особым подходом к истине. Он не
 спрашивает, что есть истина. Не
 пытается он и разрешить загадку о
 том, кто персонально или какая соци-
 альная группа положила ее в свой
 общественный карман. Более
 существенным является для Вернадского
 другой вопрос: где мы находимся
 тогда, когда мыслим, действуем, ищем
 истину? Здесь у ученого нет сомнений
 - конечно же, в биосфере. Это то
 целое, которое мы изменяем, становясь
 тем самым частью другого целого, т.е.
 находясь на пути от биосферы к
 ноосфере.
  В.И.Вернадский знал, что мы давно
 уже живем в искусственном мире. И нам
 никак нельзя забывать о том, что
 двери, ведущие из мира искусственного
 в мир естественный, не заперты. В эти
 незапертые двери нам является (по
 крайней мере, может явиться) то, что
 мы по привычке называем Космосом.
 Всем нам нужно учиться жить под
 знаком космической взаимосвязи су-
 щего, под знаком единого Логоса
 природы. Как современный мыслитель,
 
 262
 
 Вернадский восстановил классические
 традиции русского космизма в
 объяснении мира.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  263
 
 
 
 
  Глава V. Интуиции русского космизма
 
 
 
  1. Космос
 
  Русский космизм возобновляет
 интуицию обитаемости и обживаемости
 мира. Эта интуиция результат прививки
 Востока христианскому Западу.
 Переболели "Востоком" и в России.
 "Человек..., - писал Циолковский, -
 зависит от судьбы вселенной...
 Поэтому всякое разумное существо
 должно проникнуться историей Вселен-
 ной".
  Вот были греки. И был космизм
 греков. То есть что было? Что-то
 параноидальное. В чем? В бесконечном
 заглатывании иного, в готовности к
 тому, чтобы проглотить и
 бесконечность. И это греки. Это
 космизм, склонный к полноте.
 Прожорливость ненасытного космизма
 греков оставила метку на теле
 европейца. Я не думаю, что греки
 параноики, хотя они, видимо, и
 параноики. Мне кажется, что они
 Европу заразили космизмом. Европа
 переболела и вылечилась. А Россия не
 
 264
 
 вылечилась. Она больна новым
 язычеством.
  Вот Платон. Он язычник. У него, как
 у пьяного, мир двоился. А у
 Аристотеля не двоился. Аристотель
 трезвенник. Он отрезвил Платона. Но и
 тот, и другой понимали, что если мир
 один, то в нем что-то можно доказать.
 Это мир доказательности. Если же их
 два, то от доказательства в одном
 всегда можно укрыться в другом. Либо
 в мире ничего нельзя доказать и он
 живой, либо он мертвый и в нем все
 можно доказать. Это уже идея русского
 космизма.
  Интуиция обитаемости и обживаемости
 мира ведет к необходимости различения
 истории и космоса. Космизм русской
 мысли имеет простой смысл. Во-первых,
 это мир, озаряемый светом, т.е. тот
 мир, в котором нельзя отличить свет и
 зрение, то "чем" и то, "что". И для
 того, и для другого вводится одно
 обозначающее слово. "Свет и зрение
 сродни", - отмечает А.Афанасьев.
 "Нельзя увидеть без глаз, но нет
 ничего, что можно было бы увидеть и
 без света"1.
 
 ____________________
 1 Афанасьев А. Поэтические воззрения
  славян на природу. М., 1865. Т. 1.
  С. 148.
 
  265
 
  Во-вторых, это дистанцирование от
 истории. Историю нельзя обжить по
 определению, ибо она не имеет конца.
 Бесконечная история делает возможной
 личность, то есть то особое
 состояние, в котором начинается все
 сначала, с нуля. Отсчет идет от себя
 ставшего. А это значит, что в
 становящемся мире всегда найдется
 место для личности. Космос - это мир,
 в котором нет места личности. Он дан
 всеми своими частями в уже собранном
 виде, и поэтому в нем нет такого
 провинциального уголка, в котором
 что-то творится из ничего.
  Для того, чтобы поместиться в
 безместном мире, необходимо
 человеческое зацепить за
 универсальное, за то, что уже есть.
 Отсчет идет от мира и традиций, а не
 от суверенного "Я могу". Личность -
 принцип истории (выдуманного ее
 конца), человек - принцип космоса (не
 мной придуманного). Современная
 культура помнит о личности, но забыла
 о человеке. Космос восстанавливает
 эту память, напоминая, что человек
 живет на Земле, которая вступила в
 брак с небом.
 
 
 
 
 
 266
 
  2. Дом
 
  Славянский мир первоначально
 означал "мир семейный, тишину
 домашнего жилища, а вселенная наме-
 кает на водворение (вселение) семьи у
 домашнего очага, под родным кровом"2.
 Мир, вселенная, дом, жилище - это
 сущности одного уровня. Обживая мир,
 мы образуем пространство встречи этих
 слов. Продолжая тянуть ниточку мысли,
 высказанной А.Афанасьевым, мы вытянем
 и понимание соразмерности устройства
 дома и космоса. По народному
 воззрению, небо - терем божий, а
 звезды - от взирающих оттуда ангелов.
 "Эпическая поэзия... дает прекрасное
 изображение космоса теремом, а
 небесных свечек - обитающих там
 семьей"3.
  Земля - храм, где живут люди, Небо
 - храм, где живут Боги. Небо, если на
 него смотреть стоя на Земле, т.е.
 глазами смертного человека,
 представляется куполом, сводом.
 Вверху - небо, внизу - Земля. Вверху
 то же, что и внизу, ибо верх
 опирается на низ. Небо и земля об-
 разуют брачный союз. "Выражение: мать
 сыра земля - означает землю
 ____________________
 2 Афанасьев А. Указ.соч. С. 114.
 3 Там же. С. 115.
 
  267
 
 увлажненную, оплодотворенную дождем и
 поэтому способную стать матерью"4.
 Вообще греческое "вселенная"
 происходит от "дом, обитель". Это
 отождествление досталось нам от
 человека, прекратившего бег в
 бесконечность; остановившись, он
 понял, что вселенная - его дом. Этим
 человеком был крестьянин.
  "Горожане - жители, а селяне -
 души"5. Эта поговорка, записанная
 В.Далем, намекает на преимущество
 селянина перед горожанином. В силу
 каких-то необъясняемых причин селянин
 выгодно отличается от горожанина, и в
 знак этого отличия ему даровано быть
 душой, а горожанину указано быть
 просто жителем. Душа - это "жизненное
 существо человека" и вообще, как
 поясняет словарь русского языка,
 всякого живого существа.
 
 
  3. Интуиции
 
  Тема космизма появляется в русской
 философии при обсуждении самых,
 казалось бы, земных вопросов.
 ____________________
 4 Там же. С. 129.
 5 Даль В. Толковый словарь живого
  русского языка. М., 1978. Т. 1. С.
  504.
 
 268
 
 Например, то, что я вожу сейчас пером
 по бумаге, есть космическое событие.
 Почему? Потому что в мире осу-
 ществился разрыв между природой
 производящей и природой
 произведенной. Ближайшим следствием
 этого разрыва стала "космическая
 болезнь". И когда в нашей жизни
 происходят такие вещи, которыми
 преодолевается разрыв между natura
 naturata и natura naturans, тогда мы
 излечиваем себя от этой болезни.
 Разорванность мира преодолевается в
 момент рождения человека. И поэтому с
 его рождением зарождается новая
 вселенная.
  П.Флоренский, развивая эту же
 мысль, делает странный вывод о том,
 что космос ограничивается или почти
 ограничивается биосферой, и всем нам
 нужно всматриваться в жизнь как
 космическую категорию. Для чего? Для
 того, чтобы увидеть то, что нельзя
 увидеть через щель субъект-объектной
 дуальности. Иными словами, в самом
 общем виде "русский космизм" можно
 определить в качестве такой системы
 взглядов, в которой предпринята
 попытка обойти проблему гносеологи-
 ческой разъединенности субъекта и
 объекта (сознания и мира) и взглянуть
 на сущее со стороны их изначального
 онтологического тождества. Понимание
 
  269

<< Пред.           стр. 32 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу