<< Пред.           стр. 35 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу

 большую работу под названием "В
 ____________________
 23 Путешествие в солнце и на
  планету Меркурий и во все видимые и
  невидимые миры. М., 1832.
 24 Одоевский В.Ф. Два дня в жизни
  земного шара // Взгляд сквозь годы.
  М., 1977.
 25 Мальтус Т.Р. Опыт о законе
  народонаселения. Спб., 1868. Т. 1.
 
 286
 
 мировом пространстве", а чуть позже и
 независимо от Морозова опубликует
 свою новую работу "На луне"
 К.Э.Циолковский. В XX веке появятся
 новые имена. Среди них - Н.А.Умов,
 А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский,
 Н.Г.Холодный. Космическая тема найдет
 своеобразное отражение в фантазии
 А.Платонова "Потомки солнца", в
 стихах Н.Заболоцкого, в работах
 художника Филонова.
  В 1972 году появилась небольшая
 статья Н.К.Гаврюшина под названием
 "Из истории русского космизма". Более
 ранние работы, где бы употреблялось
 словосочетание "русский космизм", мне
 неизвестны.
  Русская Икария превратилась в
 феномен русского космизма. Что же
 лежало в основании того умонастро-
 ения, которое обозначается сегодня
 как русский космизм? Если мы будем
 искать ответ на этот вопрос в эн-
 циклопедиях, справочниках и словарях,
 то ответ на него мы не найдем, ибо о
 русском космизме, по существу, ничего
 не написано. И поэтому неудивительно,
 что нам неизвестна та
 смыслообразующая среда, в которой
 только и мог возникнуть А.Л.Чижевский
 или В.И.Вернадский. И даже
 Циолковский нам известен скорее как
 
 
  287
 
 изобретатель ракеты, чем как философ
 и "реформатор" мышления людей ХХ в.
  Предметом особого разговора
 является тема космизма в истории
 русской (скажем так: профессиональ-
 ной) философии. Некоторые ее мотивы я
 нахожу у В.В.Розанова и Н.Н.Страхова,
 у В.С.Соловьева и П.А.Флоренского. Но
 эти мотивы могут быть поняты и как
 отражение общей органицистской
 установки русских философов, их
 стремление создать язык описания по-
 стдуальных структур. А это значит,
 что мы должны различать русский
 космизм как теоретическую доктрину и
 русский космизм как выражение
 настроенности ума, выполняемого
 бытийными актами жизни. Когда
 В.С.Соловьев говорит о естественности
 разума, то он имеет в виду не
 "естественный свет разума" Декарта, а
 скорее естественный "мрак" жизни.
 Ведь какие-то вещи мы знаем не
 потому, что думаем, а потому, что
 живем и формами этой жизни в наших
 головах воспроизводятся
 представления, которые нельзя
 отделить от бытия и проанализировать
 в качестве содержания рефлексивного
 сознания. То есть существуют знания,
 к которым мы приходим не в процессе
 размышления, не под контролем своего
 сознания и воли, а помимо воли, в
 
 288
 
 процессе выживания и совместного
 существования с другими людьми. Вот
 это различение органического и
 рефлексивного сознания, превращенное
 профессиональными философами в метод
 мышления, составляет посылку русского
 космизма.
  Нельзя оставить без внимания и
 такую статью, например, как "Природа
 и культура" С.Франка. Любопытны в
 этом отношении сочинения Булгакова и
 Бердяева. Иными словами, изучение
 идей русского космизма только
 начинается. В качестве этого "почина"
 я предлагаю обзор некоторых интуиций
 русского космизма.
 
 
  6. Антропокосмизм и гуманизм
 
  Культура, создавшая науку, имеет
 много достоинств. Одним из
 достоинств, лелеемых культурой, явля-
 ется человеческий мир, т.е. тот мир,
 в точке взаимодействия с которым
 порождается "Я". В зависимости от
 того, порождается оно или не
 порождается, весь мир делится на две
 части: на человеческий мир и
 нечеловеческий. Причем человеческий
 мир получает некоторые привилегии. Он
 выступает в качестве выделенного цен-
 тра вселенной.
 
  289
 
  С критикой этих представлений
 выступил русский космизм,
 попытавшийся расширить человечески
 возможный мир за пределы субтильного
 "Я". Эта затея нашла отражение в
 принципе антропокосмизма.
 "...Антропокосмист считает границы,
 отделяющие... "Я" от ...всего космоса
 только препятствием на пути к даль-
 нейшей эволюции"26. По словам
 Н.А.Умова, "имеет смысл окончательное
 освобождение от антропо- и ге-
 оцентризма"27.
  От чего же пытался освободить себя
 русский космизм? От тех
 представлений, которые ставят
 "сознание жизни выше жизни, знание
 законов счастья - выше счастья"28.
 Вот с чем надо бороться, говорит
 Ф.М.Достоевский.
  В самом деле, мы живем в культуре,
 определяемой возможностями научного
 знания. А наука привыкла иметь дело с
 сущностями и законами. Ее интересует
 не мир, а законы мира; не то, что
 ____________________
 26 Холодный Н.Г. Избранные труды.
  С. 187.
 27 Умов Н.А. Собр. соч. М., 1916.
  Т. 3. С. 447.
 28 Достоевский Ф.М. Сон смешного
  человека // Русская литературная
  утопия. М., 1986. С. 153.
 
 290
 
 существует, а сущность существующего.
 И в этом нет ничего плохого, как и
 хорошего. Проблемы начинаются тогда,
 когда мы перестаем видеть вещи,
 рассматривая сущность вещей; когда
 сознание жизни продавливает жизнь и
 захватывает по отношению к ней пальму
 первенства.
  С тех пор, как человек поставил
 себя на место бога, он разрушил
 естественные связи с природой и
 заключил себя на "продолжительное
 одиночное существование"29.
 Антропоцентризм оправдывает посылки
 одиночного существования.
 Антропокосмизм их разрушает и наста-
 ивает на "восстановлении естественной
 связи человека с природой"30.
 Антропоцентризм как идейный комплекс
 складывается на фоне разложения
 народного миросозерцания, или, как
 говорил И.В.Киреевский, естественной
 настроенности ума.
  Естественно настроенный ум исходит
 из того предположения, что существует
 один (видимый) мир, а рядом
 существует другой (невидимый) мир. И
 оба этих мира связаны между собой по
 правилу чуда. Благодаря "чудесному"
 ____________________
 29 Холодный Н.Г. Избранные труды.
  С. 180.
 30 Там же. С. 177.
 
  291
 
 правилу видимые действия людей
 получают основания в невидимом мире.
 В этом "сказочном" мировосприятии
 "нет намеренного уклонения от
 действительного мира"31. В нем
 изобретался опыт, запрещающий
 рассматривать природу в отвлечении от
 человека. Осмысленными становились
 только те действия людей, в которые
 природа вовлекалась как "живое
 существо, сочувствующее человеку"32.
  Антропоцентризм разрушает посылки и
 допущения этого миросозерцания. Ведь
 чудес в мире нет. В нем есть причины.
 А люди предоставлены самим себе. Их
 действиям нет поддержки в
 трансцендентном мире. Ангелы людей не
 опекают, если они сами себе дают
 законы. По словам Щапова, русский
 народ при своем практическом
 характере смотрел на святых с
 натурально-практической точки зрения.
 Он представлял, что святые назначены
 быть ему помощниками в борьбе со
 стихиями природы, поддерживать его
 физическое, материальное благососто-
 яние33. Мир пуст и если теперь уже в
 ____________________
 31 Афанасьев А.Н. Сказка и миф.
  Воронеж, 1864. С. 2.
 32 Щапов А.П. Соч. СПб., 1906. Т.
  1. С. 91.
 33 Там же. С. 77.
 
 292
 
 пустом мире что-то появляется, то из
 человека, через человека и для че-
 ловека. Лишившись поддержки и опеки,
 люди не могли не почувствовать свое
 одиночество в мире механических сил и
 причинных связей. Им нужно было
 учиться жить в пустом космосе,
 подчиняясь формуле: "из себя, через
 себя и для себя"34.
  Не трудно заметить, что этой
 формулой выражается антропоцентризм
 эпохи гуманистических идеалов и
 устремлений. Негуманное общество
 переполнено сущностями,
 поддерживающими и опекающими
 человека. Для того, чтобы построить
 гуманное общество, нужно оставить
 человека один на один с миром, лишить
 его поддержки и опеки. Когда человек
 один, он создает себе опору в виде
 своей воли и своего сознания. Тем
 самым возникает культура, своеволие и
 субъективизм которой решительно
 отвергал Н.Ф.Федоров, как, впрочем, и
 русский космизм в целом.
 "Антропоцентризм, - писал
 Н.Г.Холодный, - в основе своей
 
 ____________________
 34 Взгляд на смысл и достоинство
  господствующего направления в новой
  культурной истории человечества.
  М., 1898. С. 12.
 
  293
 
 индивидуалистичен"35. В нем, по его
 словам, слишком много эгоизма.
 Отделив себя от природы, люди смотрят
 на нее со стороны сознания и видят в
 ней только лишь объект.
  Иными словами, русский космизм
 возникает как одна из форм усвоения и
 понимания содержаний новой
 исторической ситуации, нового
 (гуманистического) порядка вещей, при
 котором человек становится подобным
 богу и не ищет поддержки у кого-либо,
 кроме самого себя. Он (космизм)
 осознает себя в качестве средства,
 предназначенного для того, чтобы
 сориентировать поведение человека в
 опустевшем мире. Одним из таких
 ориентиров выступало "звездное
 миросозерцание", согласно которому
 человек - это не бог, а природа - не
 объект. Истоки человеческого бытия
 коренятся во вселенной и порывать с
 этими корнями нельзя. Человек парит
 над природой, если он существует сам
 по себе. Но сам по себе (без корней)
 человек ничто. И в этом своем
 ничтожестве он противостоит природе.
 "Мы говорим: все от нас зависит, но
 
 
 ____________________
 35 Холодный Н.Г. Избранные труды.
  С. 182.
 
 294

<< Пред.           стр. 35 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу