<< Пред.           стр. 13 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

 Нет ничего обидней, чем грубость человека, который вас обслуживает. Он расстраивает и обижает вас, когда вы просто хотите отдохнуть и полу-
 213
 Часть 4 >
 Вербальная война с различными людьми...
 чить удовольствие, заключить важную сделку или произвести впечатление на человека, который вам нравится. И вы так бурно выходите из себя, что готовы рвать и метать. Но часто, как и в предыдущем случае, вы ничего не можете поделать, так как находитесь рядом с человеком, который вам очень дорог и важен. Вы не можете накричать и даже сделать замечание из опасения, что ваш спутник(ца) решит, что вы слишком агрессивны. Поэтому вы держите все в себе и медленно раскаляетесь.
 Нет прощения!
 История в ресторане просто возмутительна. Как смеет кто-то так с вами обращаться, когда вы пришли в их заведение, чтобы отдохнуть и получить удовольствие или развлечь кого-то, хорошо поесть или просто побыть в приятном обществе?
 Нет никакого достойного объяснения, почему люди, которые призваны помочь, мешают вам! Основная причина такого поведения, конечно, кроется в ревности, неуверенности или в чувстве собственного превосходства. В действительности же своим злословием они лишь показывают, что внутренне занимают более низкое положение. Возможно, они так себя ведут, потому что ненавидят свою работу! Очевидно, они считают такую работу ниже своего достоинства или только и ждут, когда закончится их рабочий день. Они хотят скорее получить свои деньги и тут же пойти домой! Многие завидуют своим клиентам, потому что им хочется побыть на их месте, чтобы кто-нибудь обслуживал их.
 Вот семь типов ядовитых людей, которые обслуживают вас и с которыми вы наверняка встречались.
 1. Драчливые грубияны: это враждебно настроенные люди, которые провоцируют клиента. У них все время чешутся руки, и они постоянно ищут ссоры, они понятия не имеют, что означает выражение "клиент всегда прав".
 2. Шовинисты: это невежественные и заторможенные люди, у которых есть предубеждение против определенного пола или этнической группы. И ко всем членам этой группы или представителям этого пола они относятся с ненавистью и презрением. Они ведут себя резко, отказываются помогать.
 3. Резкие люди: они по-хамски грубые. Они будут вас перебивать, а то и вовсе не дадут вам ничего сказать. Они нетерпеливы, и складывается такое ощущение, что они ждут не дождутся, когда же вы уйдете.
 Послушайте!
 Если вы работаете в сфере обслуживания, помните о том, что ваша грубость может причинить другим расстройство и страдание. Если вы не можете из-за своих личных проблем быть внимательнее к нуждам других, то вам пора измениться либо сменить профессию.
 214
 Глава 16 > Вербальная война с определенными людьми в вашей жизни
 4. Ворчуны: им настолько не нравится занимаемое ими место - их жизненная позиция или положение, занимаемое в данный момент, - что все это легко читается на их лицах. Они все время косятся, выглядят побитыми, и на их лицах всегда выражение отвращения, злость или разочарования. Увидев их, сразу можно понять, что им не нравится то, что они делают, им не нравитесь вы и им надоело это место работы. Так как от таких людей все время исходит негативная энергия, с ними очень тяжело находиться рядом, поэтому вы не хотите их видеть.
 5. Люди с властью на час. это люди, которые ведут себя так, будто они лучше вас. Пропуская вас в клуб или сопровождая на ваше место в ресторане, они как могут злоупотребляют своей небольшой властью. Очевидно, что они не уверены в себе и им нужно унизить других, чтобы почувствовать свою значимость. Они скорее достойны сожаления или насмешки, чем вашей злости.
 6. Люди-автоматы: это равнодушные, монотонно бубнящие правила компании люди, которые живут в постоянном страхе. Они боятся что-то сами решить и сказать то, что действительно думают. С ними бесполезно разговаривать, потому что они непробиваемы. Они снисходят до общения с вами, и никогда их мнение о проблеме не совпадает с вашей точкой зрения. Они сводят к минимуму ваши слова, за исключением тех случаев, когда они совпадают с их запрограммированным сознанием.
 7. Абсолютно некомпетентные: такие всегда все портят! Они обойдутся вам дорого, потому что постоянно ошибаются. Они забывают вовремя перевести деньги на ваш счет или же делают противоположное тому, о чем вы их просите.
 Если вы не можете себе позволить закатить скандал
 Вам ни в коем случае не надо приходить в бешенство! Предположим, что вы попали в ситуацию, схожую с описанной выше. Вы не можете высказать все, что думаете по этому поводу, потому что находитесь в компании людей, на которых пытаетесь произвести благоприятное впечатление. В таком случае - дышите, дышите, дышите! В подобных ситуациях техника снятия напряжения просто спасает жизнь, это несомненно!
 Техника "Мысль, остановись!" тоже эффективна. Воспользовавшись ею, вы
 Советы, как постоять за себя
 Если вы не можете позволить себе высказать все, что накипело, или провести "лобовую атаку", не закатывая скандала, то лучше всего воспользоваться техникой снятия напряжения: выдохните вместе с воздухом свое напряжение, а потом покиньте это место.
 215
 Часть 4 > Вербальная война с различными людьми...
 уже никогда не будете вынуждены возвращаться туда даже мысленно! Вы совершенно избавитесь от вербального яда в своем организме.
 Если вы можете себе позволить закатить скандал
 Техника лобовой атаки обычно наиболее эффективна в применении к людям, обслуживающим вас. Вам нужно немедленно указать им на то, как они себя ведут и как с вами разговаривают.
 Другой замечательный вариант - это техника зеркального отображения. Вам нужно говорить с ними так же, как и они с вами. Та же интонация и те же слова. Обычно это сразу ставит их на место. Они. понимают, что вы контролируете ситуацию, поэтому обычно меняют свое поведение. Вы можете воспользоваться техникой спокойных вопросов. Сдержанно спросите, почему они так неучтиво себя ведут. Вы можете поинтересоваться - может быть, у них неудачный день. Возможно, они согласятся, тут же станут извиняться за свое некорректное поведение и по-другому будут с вами разговаривать.
 Если эти три техники не работают, не игнорируйте таких людей, а отключитесь от них! Вы не должны сидеть за столом, где к вам плохо относятся. Вы не обязаны оказывать финансовую поддержку заведению, где вам не рады. Вы можете тут же покинуть ресторан! Вы не обязаны все сносить! Вы ничем не заслужили наказания! Вы платите - они пляшут! Всегда есть кто-то, стоящий выше этого бесполезного человека, кто поможет вам решить все вопросы. Найдите такого человека. Вы не только сохраните чувство собственного достоинства, но спасете других от того, через что только что прошли сами. Даже после того как вы отключились, обратились к правосудию и, возможно, получили его, может оказаться, что вы все никак не успокоитесь. Чтобы снять накопившееся напряжение, я советую вам воспользоваться техникой фантазирования: представьте себе, что бы вы сделали со своими обидчиками. И снова, уже который раз, я повторяю - представьте себе, но ничего подобного не делайте!
 Люди, которые
 не говорят на вашем
 языке
 В наше время очень часто можно встретить человека, который совсем не говорит с вами на одном языке или говорит, но не очень хорошо. Когда вы пытаетесь общаться с такими людьми, очень важно одно - что бы
 216
 Послушайте!
 Не поощряйте людей, которые относятся к вам без должного уважения: никогда не оставляйте чаевые тем, кто был с вами невежлив. Но относитесь с уважением к другим! Если кто-то был с вами особенно учтив, оставьте ему чаевых побольше. И всегда относитесь с должным уважением к домработницам, уборщицам и другим людям, обслуживающим вас. Они не рабы!
 Глава 16 > Вербальная война с определенными людьми в вашей жизни
 вы ни делали, никогда не кричите на них! Они не глухие! Не раздражайтесь! Будьте терпеливы. Подумайте о том, что бы было, если бы вы оказались на их месте. Проявите сочувствие. Говорите мягко и не спеша. Чтобы объяснить свои слова, используйте жесты, показывайте, рисуйте, пишите. И в конце концов вылгандете общий язык.
 Если вы разговариваете с человеком, у которого такой сильный акцент, что вы ничего не понимаете из его слов, попросите его говорить помедленнее. Не стесняйтесь попросить его повторить сказанное. Только говорите дружелюбно, а не раздраженно и нетерпеливо. Постарайтесь послушать, как другие люди с похожим акцентом говорят на вашем языке, чтобы привыкнуть к особым звукам и интонациям этого акцента.
 Например, некоторые японцы путают звуки "л" и "р" ("классный" вместо "красный"). А китайцы родом из Кантона говорят так, что создается впечатление, будто они злятся и кричат на вас. На самом деле все не так: просто таким образом их тональный язык адаптируется к нашему. Как видите, очень легко запутаться. Звуки и интонации, которые люди используют в своем родном языке, могут оказаться совершенно непохожими на наши.
 Профессионалы и авторитетные люди
 К сожалению, некоторые люди, которые вас обижают, могут в прямом смысле "держать вашу жизнь в своих руках": работодатели, врачи, адвокаты или учителя.
 Но то, что у них несколько дипломов, как и ваша финансовая зависимость, не дает им права говорить с вами снисходительным или враждебным тоном. Как и люди, обслуживающие вас, они существуют для того, чтобы направлять вас, помогать вам, заботиться о вас, а не оскорблять вас.
 Но как бы печально это ни было, они слишком часто обвиняют вас. > Вы можете использовать много разных стратегий вербальной самообороны против таких людей. Но помните, что чем более жесткие меры вы применяете, тем больше вы отдаляете от себя этих облеченных властью людей. Но и в этом есть свой плюс - вы почувствуете себя намного лучше. Вы защитите себя и отвоюете свои права, отстоите свое достоинство. Плохо то, что вы можете навлечь на себя еще больше неприятностей: вас могут арестовать, уволить или закрыть вам доступ в некоторые места.
 Послушайте!
 Слишком часто люди, облеченные властью, позволяют себе разговаривать с вами неуважительно, потому что знают, что им за это ничего не будет. Возможно, хамство дает им ощущение еще большей власти. В действительности же любой, кто обращается с вами грубо, снисходительно или раздраженно, совсем не властный. Он просто не уверен в себе и жалок!
 217
 Часть 4 > Вербальная война с различными людьми...
 Советы, как постоять за себя
 Как бы вы ни повели себя, сделайте что-нибудь, чтобы ваше здоровье не пострадало от того, что вы держите в себе всю эту душевную боль, причиненную ядовитым работодателем. Дышите. Обратитесь к своей фантазии! Это не только спасет ваш разум, но и избавит вас от лишних проблем.
 Советы, как постоять за себя
 Помните о том, что выбор техники вербальной самообороны в каждом конкретном случае зависит и от того, готовы ли вы к возможным последствиям.
 Вербально ядовитые работодатели
 Иногда вам выпадает такая удача, что ваш работодатель - просто золото. Он готов помочь, заботлив, относится к вам с пониманием и уважением, открыт. Он ценит ваше мнение. Он поощряют вашу работу, повышая вас или вашу зарплату. Он ценит вас и постоянно дает вам это понять. Но чаще встречаются ядовитые работодатели, которые превращают вашу жизнь в ад. Ваш работодатель может быть задирой, психом, лжецом или спокойным, но смертельно опасным действующим вулканом - любым из 30 типов "ядовитых ужасов". Выбор стратегии для самообороны в значительной мере зависит от того, к какому типу вербального террориста относится ваш работодатель, и от того, насколько вы цените свою работу. Лучше обратиться к более мягким стратегиям, если вы дорожите своей работой. Если вам все равно, то вперед - рычите и кричите и громко хлопайте дверью.
 Кошмары медицины
 Вы решаете, что пришло время наконец-то пойти к зубному. Вы наконец-то перебороли свой страх перед уколами, которые обезболят лечение. И вот вы звоните, и грубая ассистентка называет сумму, которую вам предстоит заплатить. Ваша медицинская страховка не поможет. Эта женщина говорит, что вы должны приехать точно в назначенное время, иначе врач вас не примет. А в заключение она искажает вашу фамилию, заставляя вас повторить ее трижды, и даже после этого не в состоянии правильно ее произнести. И если бы не постоянная зубная боль, вы бы давно уже повесили трубку.
 Вы приезжаете к назначенному времени, а грубая и враждебно настроенная ассистентка набрасывается на вас. Вы просите ее успокоиться, напоминая о том, что вы хороший клиент и собираетесь оставить здесь приличную сумму денег. Она уходит в кабинет к врачу, наверное, чтобы рассказать о том, насколько сложно с вами общаться. Вы боитесь и нервничаете, и вот - вы перед зубным врачом. Он говорит с вами обрывочно и довольно прохладно. Вы
 218
 Глава 16 > Вербальная война с определенными людьми в вашей жизни
 знаете, что это не его нормальный тон, потому что пару минут назад слышали, как он оживленно говорил по телефону. Вы его боитесь. Он кажется злодеем! Вы ему не нравитесь, но уже поздно - его пальцы уже у вас во рту. Постоянно вам приходится сдерживаться, потому что иначе такие люди могут испортить вам жизнь. Например, если вы накричите на постового, то вас могут задергать. "Зеркально отобразив" поведение своего начальника или учителя (чтобы дать им попробовать их собственного вербального яда), вы можете оказаться без работы или выгнаны из класса. Даже если вы задаете спокойные вопросы, агрессивные врачи и адвокаты могут решить, что вы их допрашиваете. И они автоматически начинают обороняться и зачастую вер-бально атаковать вас! Профессионализм и клятва Гиппократа забыты - они ведь тоже люди, и если вы им не нравитесь, то есть большая вероятность, что это отразится на их работе.
 Если вам все равно, потеряете вы свою работу или нет, придется ли вам менять врача или адвоката, попадете ли вы в милицию или нет, то можете воспользоваться более агрессивными стратегиями: рык и крик, зеркальное отображение, вопросы или отключение - выбросьте этих людей из своей жизни! С другой стороны, если вы не захотите терять свое место в компании, попадать в милицию и при этом стремитесь сохранить статус кво, то вам лучше воспользоваться техниками, описанными в главах 10 и 11: снятие напряжения, любовь и доброта, лобовая атака и фантазирование. Это менее агрессивные подходы, может быть, благодаря им вам удастся изменить поведение таких "профессионалов" и облеченных властью людей. Иногда эти люди говорят неприятные вещи совершенно неосознанно, из-за того что сами испытывают огромное давление, и это влияет на их вспыльчивый характер. Иногда доброе слово и сочувствие - это все, что нужно, чтобы успокоить их и избавить себя от оскорблений.
 Следует помнить, что."
 > Техники фантазирования и отключение лучше всего использовать против людей, которые отказываются вам помочь, несмотря на то, что вы доверили им свое имущество или даже себя.
 > Постарайтесь быть внимательнее и добрее к людям, которые вас обслуживают. Но в то же время сохраняйте твердость. Прежде чем отключиться (последнее средство), дайте им понять, что не потерпите оскорблений в свой адрес.
 > Запомните, как лучше общаться с людьми, которые говорят на вашем языке плохо или совсем на нем не говорят.
 > Подумайте дважды, прежде чем задать жару человеку, облеченному властью. Более мягкий подход к решению проблемы может сохранить вам огромное количество нервных клеток. Но если вам все равно, то задайте им по первое число!
 Часть 5
 Вербальный бой против вербальных врагов
 В следующих трех главах речь пойдет о людях, которые вас оскорбляют и иногда причиняют сильную боль. Вербальные агрессоры не всегда причиняют большой вред. Они просто раздражают. А некоторые предельно возмутительны и отвратительны, но есть и такие, которые представляют большую опасность и могут нанести огромный ущерб.
 В главах 17-19 будет рассказано о каждой из этих категорий вербальных агрессоров и о том, как с ними бороться. Вы узнаете, как защитить себя от них и либо отразить их нападение, либо выбросить их из своей жизни. Вы начнете с того, что узнаете о наименее опасных хищниках и раздражителях. Потом изучите тех, которые ведут себя возмутительно и отвратительно по отношению к вам, из-за которых вы начинаете с подозрением относиться ко всем окружающим. И наконец, вы узнаете о самых ужасных вербальных агрессорах, которые могут погубить вас. Вы узнаете, как избавить свою жизнь от них и какое оружие нужно против них применять, чтобы уничтожить их навсегда.
 Глава 17
 Бой
 с вербальным
 раздражителем
 В этой главе
 > Как быть с людьми, раздражающими вас тем, что вы ничего не понимаете из того,
 что они говорят > Как общаться с людьми, которые вас усыпляют своими разговорами > Как быть с людьми, чей голос вам очень неприятен > Надежный способ, как справиться с людьми, которые вам кажутся
 невыносимыми
 Эти типы вербальных агрессоров не причинят вам вреда. С ними просто тяжело находиться рядом. Если вы находитесь в их обществе недолгое время, то это еще ничего. Но если они подолгу не оставляют вас - тут уж берегитесь! В конце концов они доведут вас, как тараканы или муравьи. Но помните о том, что если вы будете неаккуратны в выборе оружия для борьбы с ними, то можете нанести им серьезное душевное ранение. Есть 13 типов вербальных раздражителей. В этом разделе вы узнаете о характерных чертах всех этих типов и о том, какую технику лучше применять против каждого из типов.
 Мямля
 Согласно социальному опросу, люди, бормочущие себе под нос, настолько неприятны, что 80% опрошенных признали, что это одна из самых противных привычек. Это естественно. Вы же не можете понять ни слова из сказанного! Вы понятия не имеете, о чем идет речь, поэтому просите их повторить. Они повторяют. Вы все понимаете теперь, но они снова начинают бор-
 223
 Часть 5 > Вербальный бой против вербальных врагов
 мотать себе под нос! Заканчивается все тем, что вы вторично просите их повторить заново все, что они сказали. Это неприятно и вам, и им. Они злятся на вас за то, что вы ничего не понимаете, а вы злитесь на них за то, что они не могут ясно говорить!
 Чтобы не получилось, что у вас пропало желание общаться друг с другом, вам нужно открыто и прямо поговорить с мямлей, но вы должны это сделать с любовью и добротой. Может быть, вам стоит дать ему несколько советов, как перестать мямлить, но будьте аккуратны! Будьте дипломатичны, чтобы не обидеть его. Так как чаще всего мямли страдают от неуверенности в себе, им кажется, что их слова не слишком важны, поэтому будьте с ними нежны! Вот что вы можете ему сказать: "Извини, я не хочу показаться неучти-вым(ой), но мне сложно понять, что ты говоришь. Так как для меня важно все (или "мне интересно все, что ты говоришь"), что ты скажешь, не обижайся, пожалуйста, если я попрошу тебя что-то повторить".
 Вы еще можете попробовать сказать следующее: "Ты знаешь, я на днях чи-тал(а) книгу по вербальной самообороне. И в ней было написано, что когда говоришь, на каждый гласный звук нужно тратить по секунде. Я попробовал^), и действительно - это очень помогает. Правда сработало! Опять же, не хочу показаться неучтивым (ой), но, может, тебе стоит попробовать эту технику - растягивать каждый гласный звук по секунде? Может, мне станет намного легче тебя понять". И улыбнитесь. Улыбка снимает напряжение у мямли и добавляет тепла. Если он все еще продолжает разговаривать по-старому, а вам действительно важно понять все, что он говорит, то приложите к этому все свои силы. Выбросьте из своего сознания все, что может вас отвлекать, и сконцентрируйтесь. Если человек не играет большой роди в вашей жизни, то отключитесь - уйдите! Он не стоит ваших мучений.
 Крикуны
 Боже! Вы не только стесняетесь находиться в их обществе, но они еще и причиняют боль вашим ушам и будоражат всю вашу нервную систему каждым словом. Согласно социологическому опросу, около 75% людей находят громкий голос неприятным.
 Люди говорят громко по разным причинам. Во-первых, может быть, что у них проблемы со слухом.
 Во-вторых, чаще люди говорят так громко потому, что нуждаются во внимании. Они страдают от такой неуверенности, что думают только о себе и о том, как им необходимо внимание. Обычно они мало обращают внимания на окружающий мир. Им неважно, где они находятся: в кабинете врача, в самолете или в библиотеке. Неважно, где и что они говорят. Они могут говорить вам о самом личном - о себе или о ком-то еще. Их не волнует, что в радиусе 100 километров все будут в курсе происходящего.
 Опять же, вам нужно вести себя дипломатично. Улыбайтесь и используйте технику спокойных вопросов: "Я не хочу показаться грубым(ой), но ты не мог(ла) бы говорить чуть потише? А то мои уши болезненно реагируют на не-
 224
 Глава 17 '.> Бой с вербальным раздражителем
 которые звуки". И вы не лжете. Ваши уши действительно болезненно реагируют на некоторые звуки - на звуки их голоса!^
 Главное - чтобы ваши слова произносились вежливо и участливо, отнеситесь с пониманием к тем причинам, из-за которых возникла эта крикливость. Если они не могут сбавить свои децибелы, то вы должны сделать это сами и уйти (если у вас нет необходимости в их обществе) или вставить в уши вату (если вы заинтересованы в их обществе). Возможно, вы захотите воспользоваться техникой лобовой атаки, которую я объясню чуть позже, в этой же главе. Этот подход заключается в том, что вы направляете крикуна к врачу, который занимается патологиями речи и, вероятно, сможет помочь ему снизить громкость. Обычно у человека, который говорит так громко, возникают проблемы из-за его голоса: хрипота, наросты в верхней части голосовых связок, язва горла или проблемы со слухом. С другой стороны, возможно, у них просто такая плохая привычка. Какой бы ни была причина, может быть, что вы окажете ему большую услугу.
 Советы, как постоять за себя
 Иногда крикуны вырастают в большой семье, где им приходилось громко говорить, чтобы их заметили. К сожалению, их громкие голоса часто сохраняются у них и в отношениях с остальными людьми.
 Кроткий, слабый и писклявый
 Послушайте!
 Хотя писклявые люди и говорят сладким голосом, но у них глубоко внутри бурлит вулкан, который только и ждет возможности извергнуться очень ядовитым потоком слов.
 Как и мямли, такие люди вызывают неприятные чувства, потому что их очень сложно понять. Как и у крикунов, звук их тонкого высокого голоса может болезненно действовать на ваши уши. Больше 60% опрошенных ощущают дискомфорт. Они плохо воспринимают людей с таким голосом, хотя и не могут объяснить причину. А дело в том, что многие чувствуют, что такие люди пассивно-агрессивны. Они
 звучат приторно. Но берегитесь! Они в любой момент могут обратить на вас свой писк!
 Если на вас обрушил гнев кроткий, но писклявый человек, то вам лучше спасаться бегством! Отключайтесь от него как можно скорее! Такие люди опасны и могут причинить вам кучу хлопот. Если по какой-то причине вы не можете ничего поделать, не можете отключиться, то воспользуйтесь техникой снятия напряжения и помните о том, кто стоит перед вами. Продолжайте общение и "лобовые атаки", чтобы не было никаких сюрпризов. Задавайте во-
 225
 Часть 5 > Вербальный бой против вербальных врагов
 просы, чтобы все время иметь представление о том, чего они добиваются и что у них на уме. Конечно, они не будут с вами откровенны, но пару раз они могут проговориться, поэтому продолжайте спрашивать.
 Люди с голосом младенца - "ути-пути"
 Хуже всего то, что эти люди на самом деле думают, что их голос великолепен. Они могут быть милы в моменты интимной близости в спальне со своим любимым или при общении с младенцами или маленькими животными. Но когда взрослые люди говорят таким голосом в обществе, другие чувствуют неловкость. Вы поеживаетесь. У вас могут волосы вставать дыбом, когда вы слышите такой голос. Он даже может совсем выбить вас из колеи. Вы вряд ли станете просить ее (его) перестать так говорить и вести себя как взрослый человек, если это не ваш близкий приятель или родственник. Так как вы не можете сказать им, что пора вырасти или заткнуться, то лучше просто выдохнуть их и отключиться. Если у вас нет необходимости находиться в их обществе, то уйдите. Старайтесь убраться от них подальше при первой же возможности, прежде чем скажете что-нибудь, о чем будете потом сожалеть, или заставите их плакать. Такая реакция вполне возможна, так как люди с подобным голосом обычно - преувеличенная карикатура на стереотип женщины.
 Лучше всего в такой ситуации - выдыхать человека из себя! Если его мерзкий голос будет преследовать вас и дальше, то немедленно воспользуйтесь техникой "Мысль, остановись!". Обе тактики снизят ваше кровяное давление и успокоят вас. С другой стороны, если вам нечего терять и вам все равно, если вы отстраните этого человека от себя, возможно, навсегда, - то пустите в ход технику зеркального отображения. Сымитируйте его речь, в точности ее повторив. В общем, вы должны пародировать его. Иногда люди воспринимают это хорошо и смеются в ответ, потому что знают о том, как разговаривают. Им нравится их голос, и им не хочется менять его. Но может быть и такое, что они смеются вместе с вами, а в душе - плачут. Может быть, над ними смеялись всю жизнь, и вы разбередили старую рану. Возможно, вы очень сильно их ранили и причинили еще больше душевных страданий.
 Послушайте!
 Если вы шепелявите, то имейте в виду, что в 26 или 36 лет уже не так привлекательно то, что казалось милым в 6. Если вы хотите, чтобы- люди принимали вас всерьез, то должны говорить, как взрослый человек, а не как ребенок.
 Советы, как постоять за себя
 Если вы идете в "лобовую атаку", то не издевайтесь и оставьте сарказм при себе! Будьте вежливы и обходительны.
 226
 Глава 17 > Бой с вербальным раздражителем
 Случается, что они серьезно жалуются, что ненавидят свой голос. Так как вы испытываете те же чувства, и, видимо, все остальные тоже, сделайте им одолжение^ посоветуйте обратиться к специалисту, который мог бы помочь исправить их голос.
 Кроме техники зеркального отображения, вы еще можете попробовать рубануть с плеча и воспользоваться техникой лобовой атаки. В разделе "Как постоять за себя" дан пример, как можно сказать человеку о том, что ему стоит обратиться к специалисту по поводу своего голоса.
 
 Как постоять за себя
 Гэри: Не хочу ни коем случае тебя обидеть, но мне кажется, что тебе очень помогло бы, если бы ты изменила свой голос.
 Шерри: Я терпеть не могу свой голос. Некоторые говорят, что он очень милый, но я его ненавижу.
 Гэри: Ты знаешь, ты ведь могла бы обратиться к специалисту по речевым патологиям, который помогает исправить голос. Шерри: Правда? А куда мне для этого нужно обратиться? Гэри: Посмотри в справочнике или спроси у оториноларинголога, но важно попасть именно к врачу, который занимается голосом. Я попробую достать тебе несколько адресов.
 Куда направить человека с неприятным голосом
 То, что я сейчас скажу, очень важно, поэтому читайте внимательно! Отдельно хочу заметить: не советуйте им идти к учителю пения, а только к специалисту по патологиям речи. И недостаточно просто пойти к какому-нибудь специалисту. Важно проконсультироваться исключительно у специалиста по патологиям речи, у которого большая практика и много пациентов, страдающих от проблем с голосом. Иначе может стать еще хуже или вообще никакого не будет улучшения, если лечение будет проводить человек, недостаточно образованный в этой области. Если врач хорошо делает свое дело, то результаты должны быть уже через три месяца. Если их нет, то немедленно прекращайте лечение!
 Чтобы найти такого специалиста, вам нужно проконсультироваться с квалифицированным оториноларингологом. Возможно, вам стоит проверить голосовые связки, чтобы убедиться в том, что там все в порядке. Если нет, то, может быть, ваша медицинская страховка покроет курс речевой терапии. Если у вас нет проблем со связками, все равно обратитесь к специалисту по терапии речи. Объясните, что ваша страховка не покрывает лечение, потому что у вас нет проблем со здоровьем. Но вы бы хотели за деньги пройти курс лечения и были бы признательны, если бы можно было снизить немного плату. И хороший врач (или человек, если угодно) обычно соглашается, потому что лечение часто бывает дорогостоящим.
 227
 Часть 5 > Вербальный бой против вербальных врагов
 Другой способ найти хорошего специалиста, который занимается голосовыми рас. стройствами, - это поискать в телефонной книге! Это замечательный справочник И если вы нашли его там, пришли к нему по совету врача или по рекомендации друга задавайте вопросы!
 Прежде чем согласиться на лечение, задайте эти вопросы:
 1. Каких пациентов вы в основном лечите ?
 2. Какая часть ваших пациентов имеет такие же проблемы?
 3. Сколько у вас было за последний год пациентов, у которых проблемы с речью и голосом?
 4. Как обычно люди узнают о вас ?
 5. Сколько в среднем длится ваш курс лечения?
 6. Какими методами вы обычно пользуетесь?
 7. Где вы получили медицинское образование?
 8. Будет ли действовать медицинская страховка, если меня к вам направит врач в связи с проблемами со здоровьем?
 Монотонный жужжалыцик
 Вы, заодно с 75% населения, не выносите, когда вас кто-то усыпляет, если вы при этом совершенно не хотите спать. Этот монотонный голос - убийца номер один в межличностных отношениях между мужчиной и женщиной. Слишком много из того, что человек хочет сказать, теряется из-за отсутствия эмоций в голосе. С такими людьми очень легко запутаться, потому что на самом деле вы никогда не знаете, как они к вам относятся. Вы не знаете, нравитесь ли им, сделали ли что-то не так, приятно ли им что-то или бесит их.
 Люди, голос которых звучит скучно и монотонно, обычно говорят так не специально. Часто они живут в страхе. Они эмоционально подавлены. Возможно, выросли в семье, где не принято было выражать свои эмоции, поэтому они привыкли вести себя сдержанно. К сожалению, результат такого воспитания оказался фатальным для их общения с окружающими. Оно разрушило многие близкие отношения, породив недопонимание. Люди, с которыми у них были близкие отношения, часто находились в замешательстве и расстраивались, что нередко приводило к печальному концу.
 Вам необходимо постоянно напоминать о себе монотонному жужжальщику. Продолжайте задавать вопросы, чтобы узнать, откуда он родом, о его образе мышления и его чувствах. Не стесняйтесь спрашивать, что он чувствует. Воспользуйтесь приемом лобовой атаки, чтобы поделиться с ним своими ощу-
 Советы, как постоять за себя
 Хотя и ведется запись, кто работает по лицензии, а кто нет, не всегда можно найти информацию, которая вас интересует. Например, как найти хорошего специалиста в вашем районе или с большим опытом лечения голосовых расстройств.
 228
 Глава 17 > Бой с вербальным раздражителем
 щениями. Если у вас деловые отношения, то постоянно спрашивайте, что он думает о конкретном деле.
 Если вы не слишком близки с таким человеком - между вами ничего не было, вы не лучшие друзья или близкие родственники, - возможно, вам стоит предложить ему обратиться на курсы риторики или улучшения речи, чтобы яснее выражаться. Объясните, что это не критика. Говорите с ним осторожно и деликатно. Ведь он чувствителен и стремится все держать в себе. Сделайте так, чтобы он почувствовал себя уютно и в безопасности. Он должен знать, что вы ни в коем случае не судите его и не принижаете его достоинств.
 Тараторка
 С такими людьми тоже очень тяжело находиться рядом. Они входят в десятку самых неприятных людей, по социологическому опросу. Как и крикуны, они зачастую даже понятия не имеют о том, что говорят слишком быстро. Как и мямли, они очень обижаются на то, что их все время просят повторить сказанное. Тараторки - это часто обозленные и напуганные люди. Они, как и мямли, страдают из-за заниженной самооценки. Они, очевидно, не считают себя достойными того, чтобы другие люди тратили время на'них, поэтому спешат скорее высказаться. Тараторки могут быть людьми нервными или страдать от биполярного расстройства, которое заставляет их все время спешить и куда-то бежать. Так как они обычно не отдают себе отчет в том, что делают, никогда не обрывайте их словами "притормози!". Из-за их заниженной самооценки они могут уйти в глухую оборону и замолчать. Могут даже обидеться. Если вы не воспользуетесь техникой любови и доброты, то можете навсегда забыть о взаимопонимании с ними. Они будут продолжать тараторить, оставляя вас далеко позади и не раздумывая больше о том, что вы могли ничего не понять. Тараторки более враждебно настроены, чем мямли, которые больше заботятся о том, чтобы их поняли.
 Вы можете попробовать внимательно слушать тараторку, чтобы понять его. Но иногда это почти невозможно. Поэтому лучше примените технику любви и доброты, как и в случае с мямлей, но только более интенсивно, так как тараторки более агрессивны. Возьмите всю вину на себя. Не вините его. Объясните, что вам трудно сегодня сосредоточиться, поэтому он бы сделал огромное одолжение, если бы говорил чуть медленнее. Если он относится к более ранимому типу тараторок, то вам лучше использовать тот же подход, что и в отношении мямли. Сообщите ему, что вы ни в коем случае не хотите его обидеть, и расскажите, что вы читали такую книгу (вот эту), в которой сове-
 Советы, как постоять за себя
 Бесцветный голос монотонного жужжалыцика может легко сбить с толку, породить недопонимание и привести к тому, что вы неправильно будете воспринимать его слова. Лучше задавайте все время вопросы.
 229
 Часть 5 > Вербальный бой против вербальных врагов
 туют каждый гласный звук растягивать на одну секунду. Объясните, что таким образом слушающие намного лучше понимают говорящего. Обычно такой подход срабатывает, особенно если вы будете дипломатичны и вежливы
 Изрыгатели имен
 Насколько же тяжело в разговоре все время слушать то о том человеке, то об этом, что они обещали сделать и как они поступили с вами. И совсем не обязательно, что эти люди - звезды: они могут быть из вашего круга. Изрыгание имен включает в себя и рассказы о членах семьи (например, "Моя жена сказала то-то", "Мой сын сделал то-то", "Мой муж сказал то-то"). Да кому какая разница, что они сказали или подумали? Нам важно, что вы сказали и подумали. У вас что, своих мозгов нет? Вам что, абсолютно необходимы мнения или слова каких-то других людей, чтобы нормально функционировать?
 Конечно, время от времени полезно выслушать мнение кого-то еще, если оно относится к теме дискуссии. Но постоянное скармливание вам чужих мыслей - это очень сильно раздражает. Некоторые люди находят это настолько гнусным, что перестанут с вами общаться при первой же возможности.
 Виньетка
 Многие публичные люди и ведущие ток-шоу подвергаются насмешкам из-за того, что изры-гают слишком много имен. О ком бы речь ни шла - муж, жена, ребенок или друг, пользующийся большой известностью, - никому не хочется поглощать слишком много информации о людях, которых они не знают или до которых им дела нет.
 Многие люди изрыгают чужие имена, потому что у них самих в жизни ничего не происходит, и они за чужой счет пытаются проявить свою важность! Даже если окружающим они кажутся важными, внутри они чувствуют свою никчемность. Поэтому они предпочитают вести себя так неприятно. Из-за их неуверенности в себе вам лучше просто выдохнуть их из себя, дайте им насладиться тем, что они заляпают все вокруг именами. Дайте им почувствовать свою значимость, пусть даже вы и все окружающие думают, что это отвратительно.
 Постарайтесь взглянуть на ситуацию как на забавную, не выходите из себя и не злитесь. Им может казаться, что они лучше вас, потому что рассказывают вам о знакомых важных людях. Но на деле они тем самым извещают всех о своей неуверенности и внутренней пустоте. Пожалейте их. Посочувствуйте.
 230
 Глава 17 > Бой с вербальным раздражителем
 Вспомните о любви и доброте и не забывайте выдыхать то напряжение, ко-Topcfe^bac возникает из-за этих людей, несмотря на ваши попытки проявить сочувствие.
 Всезнайки
 Всезнайки во многом похожи на изрыгателей имен: и у тех, и у других огромная потребность обратить на себя внимание и почувствовать собственную значимость. И тем, и другим нужны слушатели и сознание того, что окружающие считают их во многом выше себя. Вместо того чтобы ошеломить вас своими знакомствами, всезнайки стараются поразить вас своей эрудицией. В действительности они чувствуют неуверенность и ощущают свое более низкое положение. Они в действительности могут много знать и иметь много информации в своем распоряжении. Как бы то ни было, есть кое-что, о чем всезнайки точно не знают, а именно - как общаться с другими людьми. Они говорят скорее в вашу сторону, чем с вами. Выдохните и забудьте о них. Им внимание необходимо больше, чем вам сознание вашей правоты, поэтому пусть бравируют перед собой своими знаниями. В общем, пусть разговаривают сами с собой. Не принимайте близко к сердцу все, что они говорят. Просто воспользуйтесь техникой снятия напряжения, чтобы избавиться от негативных чувств. Часто, как и изрыгателям имен, им просто нужно почувствовать внимание к себе и высокую их оценку. И чем меньше им приходится что-либо кому-либо доказывать, тем меньше причин у них выделяться среди вас.
 Поэтому техника любви и доброты может прекратить их неприятное поведение быстрее, чем что-либо еще.
 Сленгстеры
 Хотя иногда и можно использовать сленг, жаргонную лексику или даже мат в некоторых социальных кругах, но если эта лексика появляется не в то время и не в том месте, она очень раздражает. Она вызывает неприкрытую неприязнь к говорящему, если употребляется за рамками того общества, где считается нормой.
 Кроме ненормативной лексики, речь сленгстеров наполнена различными "ну", "типа", "ты знаешь", "чувак" и "слушай". Для нее характерны неправильная грамматика, искаженное произношение и целый набор неологизмов, представляющих собой практически абсолютно новый язык.
 Советы, как постоять за себя
 Исследования показали, что в обществе, где нецензурная лексика не является нормой, более 85% населения не переносят регулярного использования нецензурных слов.
 231
 Часть 5 >
 Вербальный бой против вербальных врагов
 Если вы на территории сленгстера и не знаете, что означают некоторые слова, то просто спросите его. Но лучше, если вы, как только узнаете, что вам предстоит с ним общаться, найдете человека, знакомого с этим сленгом и манерой говорить, и у него узнаете значение некоторых слов. Как и при изучении иностранного языка, вам будет намного легче, если вы сможете их терминологию внедрить в свою речь. Но постарайтесь не употреблять слова в неподходящем контексте, чтобы не попасть в неловкое положение. Не исправляйте их неверную грамматику и не обращайте внимание на слова-паразиты, так как это естественная часть их языка.
 С другой стороны, если они на вашей территории, то все меняется. У вас есть право устанавливать свои правила игры на своей территории, так же как у них - на своей. Ведь, как известно, в Тулу со своим самоваром не ездят. Но я вам настоятельно советую не ставить сленгстеров в неловкую ситуацию перед другими людьми. Это унижает и заставляет их обороняться. Они могут взбунтоваться, замкнуться в себе или начать оскорблять вас. А может случиться, что применят силу. Они страшно на вас разозлятся и, с их точки зрения, будут абсолютно правы. Вы ведь оскорбили их. Вы отнеслись к ним неуважительно! Когда вам представится побыть со сленгстером наедине, скажите ему спокойным и взвешенным тоном, без эмоций, улыбаясь, что вы бы предпочли, чтобы он следил за своей речью в вашем присутствии. В общем, вы спокойно идете в "лобовую атаку". Возможно, будет неплохо, если вы примените еще и технику смеха, превратив в шутку всю ситуацию, чтобы ему было понятней.
 Свиньи
 Свиньи, или тип вербальных агрессоров - "перебиватели", - это, без сомнения, самый неприятный тип людей. По социологическому опросу, около 90% опрошенных признались, что терпеть не могут людей, которые перебивают их. Такое поведение они выносят меньше всего. Если кто-то вас перебивает, он не дает вам закончить мысль, это вас наверняка расстраивает и заставляет либо замкнуться, либо вести себя агрессивно. Скорее всего, самые жаркие споры в вашей жизни возникали именно из-за того, что вас все время кто-то перебивал. Человек, который постоянно это делает, - монстр, стремящийся все контролировать. Он настолько не уверен в себе, что ему все время нужно выступать. Им необходимо постоянное внимание. Субкатегория этого типа - люди, меняющие темы, которые полностью заменяют тему разговора прямо в середине беседы. Они разрушают и ваш, и свой ход мыслей. Оба типа людей - и свиньи, и меняющие тему - стремятся контролировать окружающих и ситуацию.
 Будьте прямолинейны! Они могут не расслышать вас, потому что они обычно очень погружены в себя! Вам, может быть, придется применить силу, чтобы обратить на себя внимание, - легонько постучите по руке. Скажите ему вежливо и улыбаясь, что вы еще не закончили говорить. Если это не сработает, повторите то же самое погромче. Оглушите их рыком и
 232
 Глава 17 > Бой с вербальным раздражителем
 криком! Вы еще можете зеркально отобразить их поведение, продемонстрировав как они вас перебили. Как бы то ни было, такая манера общения не только расстраивает, но и утомляет. Будьте аккуратны и всегда помните о том, "кто стоит перед вами", прежде чем воспользоваться последними тремя ; техниками. Если вы хотите отстоять свое достоинство, отключитесь на какое-то время и прервите их вежливой просьбой извинить вас ненадолго. Таким образом, им просто некого будет перебивать! Дайте им понять, что они не могут все время властвовать и все время контролировать разговор.
 Повторяющие, повторяющие, повторюшки
 В данном случае я не имею в виду людей с дефектами речи, которые заикаются, у которых определенное неврологическое состояние или болезнь Альцгеймера. Нет, я говорю о людях, которым, видимо, просто нравится себя слушать. Они говорят одно и то же раз за разом. Они не только вам рассказывают одну и ту же историю или шутку, но и всем остальным тоже! Часто они повторяют свой рассказ, потому что им хочется получить от вас более бурную реакцию, или выпустить свои эмоции, или они хотят ослабить ситуацию. Какая бы ни была причина, это раздражает, и вам хочется удрать поскорее!
 Так как эти люди обычно довольно не уверены в себе или у них эмоциональное расстройство, а возможно, у них какое-то повреждение мозга, проявите сочувствие! Если вы больше не можете их терпеть, то воспользуйтесь дыхательной техникой, чтобы успокоить себя. Главное - отнеситесь к ним с любовью и добротой. Если вы решите, что они уже переходят границы дозволенного и злоупотребляют вашей добротой, то вежливо и мягко скажите им, что вы эту историю уже слышали раньше. Отключитесь ненадолго, сменив тему или покинув их общество. Этим вы, вероятно, отобьете у них желание повторяться. ,
 Болтуны
 Как и всезнайки, болтуны пытаются произвести впечатление. Они стараются использовать длинные слова, чтобы выделиться, и очень разговорчивы. Они выплескивают на вас ушат слов, хотя хватило бы и пригоршни. Ощущая свою неуверенность, они стараются вести себя, будто лучше вас, высокомерно, хотя в действительности кричать готовы от своей душевной боли. Они жаждут всеобщего признания и хотят казаться умными. У них возникают ил-
 Советы, как постоять за себя
 Свиньи часто агрессивны и неучтивы, чем-то обижены или преследуют какие-то свои цели. Обычно это не имеет ни малейшего отношения к вашей персоне. Они плохо слушают и постоянно начинают вести себя, как всезнайки.
 233
 Часть 5 > Вербальный бой против вербальных врагов
 Полезные слова УСЛОВНЫЙ рефлекс - это значит, что вы приучаете кого-то связывать одно событие с другим. Например, вы настойчиво спрашиваете болтуна, в чем смысл всех его многочисленных слов. Со временем он привыкнет к мысли, что вы его будете спрашивать о смысле сказанного, и начнет сдерживаться и без вашего вмешательства.
 люзии, что люди считают их умными и поэтому будут с большим уважением к ним относиться.
 Как и со сленгстерами, если вы не знаете что означает какое-то конкретное слово спросите! Если они слишком много говорят то, может быть, вам лучше остановить их и применить технику спокойных вопросов. Спросите: "И что дальше?" Если они так и будут обрушивать на вас потоки слов, то продолжайте задавать все тот же вопрос: "И что дальше?" Вы таким образом вырабатываете у них условный рефлекс. Помните эксперимент с собакой Павлова? И тут то же самое! Когда вы спрашиваете, проявите любовь и доброту, потому что им необходимо внимание, но вы должны это делать ненавязчиво.
 Нытик
 Если это не актриса Фрэн Дрешер (моя бывшая пациентка и хорошая подруга), снявшаяся в "Няньке", которая получает кучу денег за свою гнусавость, люди будут корчиться, услышав такой противный голос. Около 70% опрошенных сказали, что их просто убивает такой голос. Другие исследования показали, что тех, кто гнусавит, люди не воспринимают слишком серьезно и не считают очень привлекательными и умными.
 Я не говорю о людях, которые гнусавят из-за своего неврологического состояния или врожденного дефекта.
 Я же говорю о тех, кто гнусавит, потому что говорит небрежно и не открывает свой рот, когда пытается что-то сказать. В этом они похож на мямлю. Они не представляют себе, как их плохая манера говорить негативно действует на слушающих. Если вы один из тех несчастных, вынужденных слушать нытиков, особенно в течение долгого времени, то вам лучше попробовать провести "лобовую атаку" с применением техники спокойных вопросов. Но делайте это как можно нежней и вежливей, с любовью и добротой, даже если это кажется очень сложным. Может быть, было бы лучше, если бы вы начали с того, что сказали им о том, что их голос звучит как-
 Советы, как постоять за себя
 Региональные различия могут сказаться на гнусавости речи. В Америке в некоторых частях страны - в Техасе, Оклахоме и Нью-Йорке - гнусавость является нормой. Но причина может быть и в том, что человек говорит небрежно.
 234
 Глава 17 > Бой с вербальным раздражителем
 то гнусаво. Потом задайте им вопрос: "У тебя простуда?" Если они скажут, что нез-("корее всего, так и будет), то спросите - нет ли у них аллергии. Если они ответят, что нет, то вернитесь к технике лобовой атаки. Скажите, что вы не хотели бы их обижать, но их голос звучит гнусаво. Скажите это вежливо и как можно мягче.
 И не оставляйте их сразу после этого. Помогите им. Если вы их критиковали, то предложите решение проблемы. Скажите, что вы прочитали в книге (в этой), что если человек гнусавит (а такое случается нередко), то ему необходимо следить за тем, чтобы коренные зубы не соприкасались, когда он говорит. Это помогает открывать рот пошире и не разговаривать слишком гнусаво. Скажите, что вы пробовали, и это действительно сработало! Если они скажут вам, что и сами терпеть не могут свой гнусавый голос, то направьте их к специалисту по речевым патологиям. Как это сделать, я объяснила чуть раньше в этой главе.
 Следует помнить, что...
 > Есть люди/которые раздражают вас тем, что они говорят, но намного больше людей, которые раздражают вас тем, как они говорят.
 > Люди, которые мямлят, тараторят, ведут себя в разговоре очень застенчиво, используют много сленга или говорят слишком громко, портят вам настроение, потому что вы не понимаете, что они говорят.
 > Те, кто забрасывают именами, перебивают, все знают или постоянно повторяются, очень не уверены в себе.
 > Никогда не ставьте людей в неловкое положение, затевая спор на глазах у других. Сделайте это в приватной обстановке, иначе последствия могут быть ужасны.
 > Если вы натолкнулись на такого вредителя, то можете применить: лобовую атаку, вопросы, выдыхание напряжения и иногда отключение.
 Глава 18
 Вербальная битва с вербальными агрессорами, причиняющими вам боль
 В этой главе
 > Как быть с теми людьми, чьи слова могут причинить вам боль
 > Как быть с безответственными и с чересчур ответственными
 > Как справиться с льстецами и лгунами
 > Как разговаривать с хвастунами и вечно недовольными
 > Как разговаривать с теми, кто считает свои слова истиной в последней инстанции, с теми, кто вас недооценивает, или с теми, кто не обращает на вас внимание.
 В этой главе вы узнаете, как использовать одну из самых эффективных стратегий против восьми типов вербальных агрессоров, причиняющих вам боль, которые могут встретиться вам в жизни. Вы узнаете об оружии, которое лучше всего защитит вас от их липкой вербальной грязи. В борьбе с ними вам могут понадобиться приемы более действенные, чем те, которым вы научились в главе 17.
 Вербальные нападения могут вызвать тошноту!
 В отличие от мелких вредителей, которые в основном надоедают вам, вербальные агрессоры, причиняющие боль, чаще всего злят и очень расстраивают вас. Разные степени эмоционального расстройства могут разбудить в вас
 236
 Глава 18 > Вербальная битва с вербальными агрессорами...
 все самое плохое и заставить вести себя /таклсак вы никогда не ведете в нормальной обстановке. И хотя обычно дело не доходит до крайностей - когда происходит что-то непоправимое, - но вербальный агрессор может оказаться тем человеком, который все-таки толкнет вас на крайность!
 Их оскорбления могут поставить вас в очень неловкое положение. Они могут вас очень обидеть. Могут сбить с толку. Такие люди могут заставить вас относиться ко всем с подозрением и недоверием. В общем, они могут довести вас до болезненного состояния. Вы даже можете почувствовать себя настолько плохо, что вас вот-вот вырвет! И хотя они, бесспорно, ядовиты, но все же не настолько, чтобы разрушить вашу жизнь, причинить вам сильную боль или попытаться уничтожить вас, в отличие от опасных вербальных агрессоров. В главе 19 вы узнаете, каким оружием нужно пользоваться, чтобы защитить себя от таких вербальных агрессоров. А сейчас давайте обратимся к врагу, который у нас под рукой, - вербальные агрессоры, причиняющие боль.
 Вербальные мертвецы
 Эти агрессоры держатся холодно и замкнуто, редко рассказывают о себе. Они только собирают информацию. Они никак не проявляют свою реакцию, поэтому вам очень трудно их понять. Вы не знаете, что они на самом деле чувствуют, - нравится им что-то или нет. И в том, и в другом случае их реакция одна и та же. Сначала они могут показаться привлекательными. Женщины, в частности,
 могут оказаться легкой добычей "сильного, но молчаливого" типа мужчин__
 вроде героев Джона Уэйна, говорящих мало. Они не осознают этого, но вскоре обнаруживается, что невозможно иметь открытые и многозначительные отношения с человеком, который с вами не разговаривает. Ничего не получится, если вы только и слышите: "да", "нет", "не знаю", "может быть", "наверное" или "мне все равно". Это касается не только мужчин. Есть и женщины - вербальные мертвецы. Неважно, какого пола человек, но он всегда застает вас врасплох.
 Возможно, им и не все равно, может быть, вы им действительно важны глубоко внутри. Но то, что они настолько неэмоциональны, заставляет вас думать, что вы им не нравитесь, что они относятся к вам с осуждением и критикой. И вам кажется, что вы им безразличны. Что им все равно - живы вы или мертвы.
 Послушайте!
 Причина, из-за которой вы чувствуете себя нехорошо, нервничаете или напряжены в обществе таких людей, - в том, что ваше тело дает вам предупредительный сигнал! Он предупреждает вас о том, что люди, с которыми вы имеете дело, отвергнут вас и пренебрегут вами. До такой степени, что вам физически станет нехорошо.
 237
 Часть 5 > Вербальный бой против вербальных врагов
 Некоторые из вербальных мертвецов используют молчание для того, что-бы манипулировать вами или даже напугать вас. Они получают огромное удовольствие от того, что наблюдают за тем, как вы испытываете дискомфорт и неловкость от этого молчания. В общем, они используют свое "ледяное состояние" как некий силовой прием и наблюдают за тем, сколько вы продержитесь в "расслабленном состоянии". Если они начинают больше говорить и делиться своими мыслями или чувствами, им становится неуютно. Причина в том, что они чувствуют, что теряют власть над вами! Их сила состоит в том, что они заставляют вас гадать, что же происходит у них в голове.
 Сложность в том, что вы никогда не сможете изменить людей этого типа и заставить их раскрыться. Нужно, чтобы они сами захотели раскрыться. Единственное, что вы никогда не должны делать, - это требовать, чтобы они добавили эмоций и оживленности в голосе. После этого они могут замкнуться еще больше. И хотя вам хочется их задушить и закричать так, чтобы они оглохли, ни сила, ни стратегия рыка и крика ничего не изменят. Две тактики работают лучше всего с вербальными мертвецами. Неважно, насколько сильно вы злитесь и насколько обижены, заставьте себя обратиться к технике любви и доброты. Она им очень необходима. Большинство вербальных мертвецов ведут себя подобным образом из-за глубоко в них сидящей психологической проблемы. Большинство таких проблем развиваются в детстве, когда их настолько сильно ранили и травмировали эмоционально, что они замкнулись в себе! Возможно, это было защитной реакцией их психики. К сожалению, они могли сохранить с детства этот теперь ненужный защитный рефлекс. Это очень осложняет человеческие отношения. Поэтому такая техника заставит их почувствовать себя в большей безопасности с вами, они будут вам больше доверять и, следовательно, откроются вам.
 также работает хорошо, но вам нужно знать, когда стоит остановиться. Вы не можете задавать вопросы вербальным мертвецам со скоростью пулемета. Вы должны задавать вопросы медленно и ждать ответа. Соблюдайте тишину. Молчите! Подождите, пока они заговорят! Сознательно или нет, они могут таким образом испытывать вас. Дайте им высказаться. Задавайте вопросы, не требующие однозначного ответа, касающиеся каких-нибудь проблем и того, что они об этом думают. Воспользуйтесь техникой совершенствования, которую вы изучили в этой книге, когда занимались развитием своих разговорных навыков. Просто задавайте вопросы и обязательно сохраняйте спокойный, теплый и мягкий тон.
 Техника спокойных вопросов
 Советы, как постоять за себя
 Стратегия любви и доброты особенно действенна в отношениях с вербальными мертвецами, потому что они зачастую эмоционально травмированы, и им нужно сначала быть уверенными в том, что они могут доверять вам, прежде чем раскрыться перед вами.
 238
 Глава 18 > Вербальная битва с вербальными агрессорами...
 Вербальные верблюды
 Люди этого типа не отдают себе отчета в том, что говорят. Их речь - это поток мыслей, и часто в их словах очень мало смысла или его нет вовсе. Они часто невнимательны и редко думают, прежде чем сказать что-либо. Они рассказывают все! И я действительно имею в виду - ВСЕ! Если сначала это может показаться забавным и даже интересным, то через какое-то время они начинают говорить такие вещи, о которых вы знать не хотели. Информация иногда оказывается неуместной и чересчур личной. Люди, которые раскрывают слишком много информации, не только вам говорят о своей личной жизни и личных проблемах, но и всем своим знакомым - начиная от начальника и коллег по работе и заканчивая кем угодно, лишь бы он слушал. Они ко всем относятся одинаково. Они не раздумывая выкладывают незнакомцу историю своей жизни. Они не знают границ. Им также очень сложно хранить секреты.
 Если кто-то слушает, то они будут говорить - иногда без остановки. Эти трепачи настолько жаждут внимания, что скажут практически что угодно, лишь бы его заполучить.
 Если бы были собрания анонимных трепаголиков, то в первую очередь я бы порекомендовала этим людям посещать их регулярно. Но так как таких собраний еще не существует, следующие техники могут оказаться для вас очень полезными. Они уже помогли многим, подвергшимся вербальной агрессии.
 Никогда не говорите этим людям ничего такого, чем бы вы не хотели делиться со всеми. Поэтому думайте, прежде чем что-то им рассказывать. Как трепаголикам им нужно что-то такое, о чем они могли бы поговорить. А что может быть лучше, чем чья-то тайна, которую кто-то рассказал? И не имеет значения, что этот кто-то - вы и что они обещали все держать в секрете. Очень вероятно, что они настолько были погружены в себя, что даже не заметили, что вы просили никому об этом не рассказывать. Не будьте столь же несознательны. Помните о том, с кем имеете дело. Если вы можете каким-то образом привлечь их внимание, то "лобовая атака", соединенная с техникой любви и доброты, может оказаться очень эффективной. Скажите, как хорошо вы к ним относитесь (если это так) и что вы не собираетесь их критиковать, но вы хотите сказать им что-то, что может им помочь. Объясните, что иногда они говорят слишком много и рассказывают такие вещи, которые вообще-то не-
 Советы, как постоять за себя
 Вы можете считать людей, которые рассказывают вам слишком много, детьми, которым не объяснили в свое время, что есть вещи, которые можно говорить при других, а есть такие, которые нельзя.
 239
 Часть 5 > Вербальный бой против вербальных врагов
 уместны. Скажите, что, возможно, им лучше следить за тем, что они говорят.
 Если они пропустят мимо ушей ваши слова и продолжат свою "милую" беседу, обратитесь к технике снятия напряжения, чтобы не сойти с ума. Иначе их словесный понос может довести вас до того, что вы начнете рвать на себе волосы.
 Сахарно-сладкие фальшивки
 Эти люди настолько фальшивы, что вас просто тошнит от них. Это подлизы, сующие свой нос во все подряд, которые всадят вам нож в спину при первой же возможности. Они манипулируют людьми и бесконечно льстят, пока не добьются своего.
 Они могут воспевать вас и одаривать всевозможными сладкими словами и комплиментами. А когда вы попытаетесь успокоить их или сбросить их лесть с себя, то они начинают протестовать. Они настаивают на том, что все действительно так, что вы именно такой человек! И они не отпустят вас, пока улыбка не застынет на вашем лице. Они вас поймали! Они вас подцепили на крючок! Поздравляю! Вами манипулируют. Либо им нужно что-то, что у вас есть, либо что-то, что вы можете им дать (престиж знакомства с вами), либо кто-то из ваших знакомых может быть им полезен. Вы только посмотрите, что произойдет, если они не получат того, к чему стремились! Внезапно поток сладких слов либо прекращается, либо становится кислым.
 Лучшая стратегия против таких живых "конфет" - это юмор. Он даст им понять, что вы все видите и что вы не Отреагируете на их приторную сладость. Другой способ борьбы - прием лобовой атаки, но оставайтесь обязательно доброжелательны. Дайте понять, что вы цените их добрые слова, но не откликнетесь на них. Например, вы можете сказать: "Ну хорошо, ты меня умаслил. Так чего ты на самом деле хочешь?" Такой подход, как и юмор, сообщит им о том, что вы видите все их уловки и ухищрения и заставляете их отступить. Продолжайте улыбаться. Смехом закройте эту тему. Они вас поймут.
 Как постоять за себя
 Вот несколько фраз, которые вы можете дружелюбным тоном сказать сахарно-сладким фальшивым людям, чтобы они поняли, что вы видите их манипуляции.
 "Ты знаешь, у меня может развиться сахарный диабет, если ты не остановишься!"
 "Поосторожней! Если ты еще скажешь хоть одно сладкое слово, по мне будут маршировать армии муравьев!"
 240
 Глава 18 > Вербальная битва с вербальными агрессорами...
 Ах, бедный я, несчастный
 Советы, как постоять за себя
 Помните о том, что вы не можете помочь таким людям советом, как бы хорош он ни был. Они всегда найдут способ, как опровергнуть его. Выслушайте их, но не жалейте и не давайте советов.
 С такими людьми чрезвычайно трудно находиться рядом, потому что их вечно грустные слова, интонации и фразы повергают вас в уныние. Их любимое развлечение - пир жалости. Они обожают, когда окружающие жалеют их до бесконечности. Это как бальзам на их душу, топливо для их нервной системы. Это заставляет их почувствовать свою значимость, дает уверенность, что они еще живы, что кто-то думает о них. Им так необходимо внимание и чувства других,
 что они используют депрессию и болезни как средства получить их. Если для их печали есть настоящие основания или это происходит в определенное время, то в этом нет проблемы. Но если это происходит постоянно, то вы имеете дело с человеком, у которого серьезные психические проблемы - острая форма депрессии, биполярное или психическое расстройство. Чего вы не сможете сделать - это поднять им настроение. Глубоко внутри они получают удовольствие, когда распространяют мрачное настроение полной безысходности. Так как они делают это для того, чтобы добиться определенного эффекта, реакции людей, то им, очевидно, нужны внимание и любовь. Лучший прием - это воспользоваться техникой любви и доброты. Признайте, что им больно и что они расстроены, и объясните, что вы их слушаете и понимаете - что вы им сочувствуете.
 Они не хотят, чтобы вы решали их проблему. Они не хотят выслушивать все ваши гениальные идеи. Дело в том, что они хотят услышать от вас, что вы понимаете их чувства и видите, как им плохо. Если вы им что-то посоветуете, они вам всегда ответят "да, но". Поэтому главное - никакой реакции, особенно - жалости.
 Если их печаль появляется время от времени или связана с какими-то событиями, то вы можете побыть с ними рядом и применить технику снятия напряжения, чтобы их негативная энергия не перекинулась на вас. С другой стороны, раз они требуют так много забот и так утомительны, находиться долгое время в их обществе для вас чревато опасностью. Вам, возможно, придется отключиться от них, какое бы место в вашей жизни они ни занимали. Вы не можете отключиться от них физически, но вы могли бы сделать это мысленно.
 Врали
 Иногда эти врали настолько погружаются в свои выдумки, что сами перестают понимать, где правда, а где ложь. Это самые настоящие вербальные
 241
 Часть 5 >
 Вербальный бой против вербальных врагов
 манипуляторы, они обычно врут для того чтобы защитить себя, чтобы выбраться откуда-то или чтобы попасть куда-то. Иногда все очевидно, например, если врунишка чересчур преувеличивает. А бывает незаметно, что они врут. Иногда их выдумки причиняют вред не только им самим, но и окружающим. Но чаще всего их россказни направлены на улучшение их бледного имиджа и на поддержание чувства собственного достоинства. Что бы они ни делали, у них огромная дыра в чувстве собственной значимости. Стратегию вам нужно выбирать в зависимости от выдумки и от того, как вы ее восприняли. В зависимости от того, какое место занимает человек в вашей жизни, возможно, вам стоит воспользоваться техникой лобовой атаки или спокойных вопросов, чтобы дать понять, что вы не настолько глупы, чтобы поверить в эту чушь, и что вы ждете объяснений. Эта техника позволяет быть более открытыми в общении. Очень важно помнить о том, что все время нужно сохранять хладнокровие. Дышите, дышите, дышите.
 Возможно, вам стоит вспомнить о технике снятия напряжения. Используйте юмор, даже если смешно только вам. Выдохните и забудьте!
 *%#&@ Матерщинники!
 Некоторые люди нормально относятся к тому, что другие используют ненормативную лексику. Более того, им это может быть очень даже по душе. Они могут чувствовать некоторую близость к человеку, особенно если сами частенько матерятся. Во многих ситуациях некоторые нецензурные слова не несут привычного негативного и шокирующего значения. Они даже являются естественными. Но все же в большинстве случаев общество плохо относится к употреблению ненормативной лексики. Именно поэтому существуют ограничения по возрасту на просмотр фильмов - для родителей, которые не хотят, чтобы их дети слышали в фильме нецензурные выражения. Социологический опрос показал, что из десяти самых неприятных особенностей речи использование ненормативной лексики - на втором месте.
 Часто люди, которые матерятся, хотят казаться крутыми, "своими в доску". И не обязательно, что это плохие люди. Просто они очень стараются, чтобы их приняли, и хотят соответствовать некоторому имиджу. Как уже было сказано, этот имидж может быть нормальным в одном обществе и неприемлемым в другом. Если матерщинник находится в вашем обществе и вам это не нравится, то вот что вы можете сделать.
 Послушайте!
 Техника снятия напряжение поможет вам взять себя в руки, как бы расстроены вы ни были. И вы сможете начать нормальное общение с лжецом. Если вы начнете нападать и обвинять его, то он, скоре всего, обидится, и может начаться Третья мировая война.
 242
 Глава 18 > Вербальная битва с вербальными агрессорами...
 Если матерщинник связан с вами узами родства, то у вас есть возможность применить технику лобовой атаки. Если матерщинник - ваш ребенок, то у вас еще больше свободы действий, вы можете воспользоваться техникой рыка и крика. Это, конечно, лучше оставить как крайнее средство, если ваш ребенок не поймет вас после применения техники любви и доброты, лобовой атаки, спокойных вопросов или юмора. Только после того как вы испробовали все эти техники, прибегайте к технике рыка и крика.
 Если вас не связывают родственные отношения, но вы с матерщинником близки, примените технику лобовой атаки. Но важно, чтобы вы дружелюбно, естественным тоном сказали ему о том, что вам не нравится, когда люди употребляют нецензурную лексику. Не отчитывайте его, как школьный учитель, и не делайте ему замечаний. Это уж точно вобьет клин в ваши дружеские отношения. Объясните ему простым языком, что вам приятней, когда он не употребляет ненормативную лексику.
 Видите ли, если он использует в своей речи нецензурные выражения, чтобы казаться крутым или чтобы его приняли в данном обществе, то вы поможете ему почувствовать себя частью общества при помощи тактики любви и доброты. Дайте ему понять, что он крут, если не матерится. В конце концов, он ведь хочет, чтобы его приняли, поэтому примите его в свое общество. Скажите ему с любовью и добротой: "Так ты намного приятней", или "Так ты намного лучше выглядишь", или "Так ты намного круче, когда не используешь ненормативную лексику. Понимаешь?" И затем улыбнитесь. Возможно, будет хорошо, если вы положите свою руку на его плечо или обнимете для того, чтобы поддержать, - в зависимости от того, какие у вас отношения. Но одно нужно помнить - не разговаривать с ним свысока и не отчитывать за употребление нецензурной лексики. Последуйте моим советам, которые я только что вам дала, и тогда вас действительно послушают.
 Я, я, я
 Я не говорю тут о немцах, которые постоянно говорят "ja, ja, ja". Нет, я говорю о людях, поглощенных собой, о нарциссах, не видящих никого кроме себя любимого. Эти несчастные люди очень не уверены в себе, им нужно постоянное одобрение со стороны зеркала и всех окружающих, включая ВАС! Они все время ищут кого-нибудь, кто бы сказал им, насколько они прекрасны. Они все время говорят на свою любимую тему - о себе. Боже упаси вас заговорить о чем-нибудь другом! Они таким образом по-
 Послушайте!
 Когда вы обращаетесь к матерщиннику, не говорите "Мне не нравится, что ты употребляешь нецензурную лексику". Это его тут же настроит против вас. Ему неважно, что вы чувствуете; ему важно только, как он себя чувствует.
 243
 Часть 5 > Вербальный бой против вербальных врагов
 вернут разговор, что вы все равно будете говорить о них. И вот пожалуйста - вы снова обсуждаете единственное их увлечение - их самих! Даже если вы говорите о мировом кризисе, они каким-то образом умудрятся перевернуть разговор, чтобы вернуться к своей личности. Люди типа "Я, я, я!" могут часами говорить о себе, даже не вспоминая о вас и не спрашивая, что вы думаете по тому или иному поводу. Они поглощены исключительно собой. И хотя вы можете не чувствовать этого, но эти бедные люди очень сильно страдают. Они поглощены собой не потому, что им так хочется, а потому, что не могут иначе. И хотя их самолюбование может сильно действовать на нервы, вам стоит отнестись к ним с состраданием. Самое лучшее - это начать с техники снятия напряжения, выпустив весь свой накал, накопленный от общения с нарциссами. А потом дайте им дозу любви и доброты, после чего пойдите в "лобовую атаку". Говорите спокойно, но твердо. Никогда не обвиняйте их, потому что это настроит их против вас. Разговаривая с таким самолюбивым типом людей, вам нужно говорить что-нибудь вроде: "Мне будет намного приятней с тобой общаться, если ты начнешь интересоваться и мной тоже". И вдобавок вы можете спросить, как они относятся к вашему мнению. Так как все имеет отношение к ним, и они на все смотрят с той точки зрения, как они действуют на других, то, скорее всего, обратят внимание на вашу просьбу и изменят свое поведение. Почему? Потому что вы наделили их силой - силой, которая им чрезвычайно необходима, - помочь вам! Вы заговорили с ними на их языке - вы заговорили О НИХ!
 Непогрешимый заговорил!

<< Пред.           стр. 13 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу