<< Пред. стр. 4 (из 7) След. >>
24. Синдром нерешительности.Я уже упоминала, что определенная нерешительность создает впечатление, что человек лжет. Человек медлит с ответом, стараясь придумать ложь. Проявлять нерешительность может и человек робкий, не уверенный в себе и опасающийся сделать ошибку или же перфекционист, желающий, чтобы его речь всегда звучала правильно.
Встречаются также люди, которые медлят и тянут время, потому что высокомерны и любят управлять другими. Они заставляют вас дожидаться, пока закончат свою мысль. Такие медлительные собеседники - властные чудаки. Они верят, что их слова имеют огромное значение, поэтому вынуждают вас дожидаться окончания их длиннющих пауз, чтобы вы могли получше оценить бесценные сокровища их мудрости. Выговаривать в течение трех минут то, что обычно можно сказать за три секунды, - известный прием манипулирования людьми. А если вы попытаетесь прервать таких собеседников, то в большинстве случаев они это просто проигнорируют и продолжат говорить, как будто ничего не случилось.
Оценивая речь такого человека, важно иметь в виду следующее. Далеко не все медлительные собеседники лгут или дают волю своему высокомерию и властности. В наш век, когда стольким людям прописывают лекарства, стабилизирующие настроение, возникла новая проблема общения. Встречаются люди, которые замолкают на середине фразы или забывают, что собирались сказать. И если это происходит постоянно, то означает, что человек скорее всего принимает лекарства. Кроме того, это является признаком некоторых серьезных нарушений нейромоторики, таких, например, как деменция.
25. Синдром хронического нытика.
Эти люди, судя по их словам, настоящие жертвы, перед которыми все вокруг в чем-то виноваты. Они постоянно стонут и жалуются на все и всех. Их разговоры всегда сводятся к тому, что все их обижают или они предчувствуют что-то нехорошее.
Идет ли речь об их здоровье или отношениях с другими людьми, они всегда умоляют о помощи, чтобы привлечь к себе внимание. Однако когда кто-то пытается оказать им помощь, они редко на это реагируют. Они находят недостатки во всех и во всем вокруг. Они ничего не ценят и склонны к саморазрушению. Часто они напоминают воинов, которые всегда в строю, но живут прошлым. Стоит вам поговорить с ними хоть немного, и ваша энергия моментально иссякнет. Эти вечно находящиеся в депрессии люди способны заразить своей тоской кого угодно.
Если вы пытаетесь их приободрить, они почти всегда отвечают: "Да, конечно, но..." Они всегда найдут уважительное объяснение тому, что никак не могут решить свои проблемы. Похоже, им нравится чувствовать себя жертвой, и эта позиция приводит в бешенство и доводит до белого каления тех, кто обнаруживает, что все их попытки оказать помощь этим людям тщетны.
26. Синдром немногословности.
Очень тихие люди часто кажутся несносными, потому бывает трудно понять, о чем они на самом деле думают. Они редко высказывают свое мнение, поэтому вы сразу же начинаете подозревать неладное и перестаете им доверять.
Если, например, вы скажете им, что у них симпатичная машина, они могут на это просто кивнуть, а если спросите, какой она марки, то только назовут ее. Вы спросите: "Ну и как она?", а они ответят: "Нормально". Тогда вы спросите, почему они решили ее купить, и они сообщат, что она им просто понравилась. Эти люди никогда не скажут вам ничего, кроме того, о чем вы спросили. Они плохие собеседники, никогда не начинают разговор первыми и не пытаются развить предложенную вами тему.
Часто немногословные люди имеют психологические проблемы. Бывает, что они чрезвычайно застенчивы, не уверены в себе и поглощены собственными мыслями. Эти люди сдерживают свои чувства и часто подавляют желания. Они склонны считать, что не способны показать себя с лучшей стороны, и обычно закрыты для новых людей, идей и начинаний.
Они предпочитают держаться в стороне и поэтому не любят зависеть от других. Такие люди часто остаются холостяками. Они живут в страхе, не умея строить отношения с другими. Они обычно не любят ни с кем состязаться. Когда они оказываются вынужденными что-то сказать, это для них сущее наказание; они говорят только тогда, когда к ним обращаются или сами этого хотят. Обычно это упрямцы, которые пытаются управлять другими своим пассивно-агрессивным способом, с помощью того, что они ни с кем не разговаривают.
Такие люди затаили обиду и полны внутреннего негодования и враждебности. Оли кажутся слабыми, кроткими и тихими, но на самом деле совсем не такие. Они часто бывают страшными, потому что так долго не дают выхода своим чувствам, что однажды вполне могут взорваться.
В большинстве случаев они необщительны и боятся, что их обидят, возможно, вследствие травмы, полученной в прошлом. Они отказываются принимать в происходящих событиях полноценное участие и эмоционально дистанцируются от других.
Они негибки и плохо переносят перемены. Любят постоянно использовать одни и те же слова и выражения, например: "Ну еще бы!", "Как пить дать!", "А как же!" или "Понятия не имею". Свои односложные ответы часто объясняют тем, что другие слишком много болтают, а они будут экономить слова. Стараются избегать других и оправдать свое равнодушное к ним отношение. Часто ощущают безнадежность и невозможность изменить жизнь, которую ведут, и поэтому не видят смысла стараться кому-то понравиться, и это еще больше ограничивает их общение с другими.
27. Синдром снисходительности.
Эти всезнайки никогда не слушают вас и не разговаривают с вами, но отпускают замечания на ваш счет. 'Как преподаватель или лектор, они говорят целыми абзацами или законченными рассуждениями. Среди них часто встречаются словесные снобы, которые пытаются заставить других чувствовать себя глупее, чем они есть, слишком подробно объясняя свою позицию. Эти люди склонны излишне артикулировать и говорить медленно и осторожно, как будто беседуют с ребенком.
Они любят использовать строгие и грозные выражения, такие как "тебе следует" или "вместо этого ты должен был", и раздражают других, заставляя их почувствовать, что их не уважают. Они со всеми разговаривают свысока, показывая свое превосходство и набивая цену, и они не откровенны.
Эти люди невежливы, мало считаются с мнением других и не обращают внимания, когда кто-то пытается вставить в разговор реплику. Им нужно все время говорить самим, разъяснять, проповедовать и философствовать, чтобы наверняка донести свою мысль до слушателей. Если же их прерывают, что бывает довольно часто, они сердятся и расстраиваются, воспринимая это как нападение. Однако они могут от вас и отстать, если им станет скучно или неинтересно.
С этими людьми чрезвычайно трудно общаться, потому что они любят командовать и считают свое понимание вещей единственно возможным.
28. Синдром словесного провокатора.
Словесный провокатор, или тот, кто интересуется чужими делами, старается испортить вам настроение, лишив душевного равновесия. Такие люди находят удовольствие в том, чтобы специально говорить вам вещи, которые могут выбить вас из колеи. Они несчастливы сами и стараются сделать такими же других. Они постоянно делают разные намеки и мутят воду. Вы можете быть счастливы в браке и совершенно уверены в своих друзьях, но стоит вам послушать этих интриганов, и отношения с другими уже не будут больше казаться вам безоблачными.
"О, я уверена, Том тебя действительно обожает, и он необычайно преданный муж, даже несмотря на то что вчера он целый вечер провел с Марси", - могут они сказать, или же: "Это, конечно, не мое дело, но разве Клио нанимали для того, чтобы она помогала Джиму, а не тебе? Я видела ее у него в кабинете, и она вынимала что-то из его кейса".
Это несносные, скрытные, двуличные люди, которые радуются чужой беде. Они обожают совать нос в ваши дела и давать советы. Это ваши враги, которые намеренно говорят вам гадости, чтобы испортить настроение и отравить жизнь.
29. Синдром ворчуна.
Эти люди по своей сути контролеры. Они хотят удостовериться в том, что все сделано, и поэтому спрашивают вас об этом снова и снова. Они постоянно надоедают вам, чтобы вы проверили. Они терпеть не могут, когда их игнорируют, и добиваются того, чтобы вы их заметили, раздражая вас до тех пор, пока вы не сделаете, что они вам говорят.
Это властные чудаки, которые очень критичны по отношению к другим. Когда вы в конце концов делаете, что они хотели, этого все равно оказывается для них мало. Они начинают вас критиковать и говорить, что вы все еще не удовлетворяете их требованиям. Ворчуны любят задавать вопрос "почему?": "Почему ты всегда это делаешь?", "Почему бы тебе не поднять свои носки?", "Почему тебе всегда нужно это говорить?"
Ворчание - основная причина того, что супруги разводятся. Это взаимная демонстрация силы, при которой не бывает победителей. Если ворчун перестанет ворчать, у членов его семьи станет больше тем для разговоров и меньше оснований для грусти или раздражения.
30. Синдром невежи.
По данным опроса службы Гэллапа, эти индивидуумы обладают одной из наиболее раздражающих манер разговаривать с людьми. До 90 процентов опрошенных указали, что не выносят, когда их перебивают во время разговора. Люди, которые любят перебивать, фактически очень сильно настраивают против себя других, потому что лишают их возможности закончить свою мысль.
Любители перебивать обычно бывают властными чудаками, которые стараются овладеть разговором, чтобы его обострить. Их грубость показывает, что они думают только о себе и совершенно не считаются с окружающими. Человек, которого они перебили, может явно выразить свое недовольство, но и тогда эти люди зачастую продолжают говорить, несмотря на то что обидели другого человека.
Как и люди, которые перескакивают с предмета на предмет, любители перебивать испытывают потребность управлять разговором. Они эгоистичны, поэтому выразить свое мнение для них важнее всего, даже важнее того, чтобы установить контакт и взаимопонимание с человеком, с которым разговаривают. Они ни за что не допустят, чтобы последнее слово осталось не за ними. Командовать парадом должны только они, а все детальные должны при этом с восхищением наблюдать за ними.
Глубоко в душе люди с этим синдромом, как правило, испытывают страх и настолько не владеют собой, что должны контролировать все вокруг, включая и тему разговора.
31. Синдром сквернослова.
Люди, которые в разговоре постоянно употребляют ругательства, делают это для того, чтобы казаться модными или грозными. В ряде случаев это своеобразный защитный механизм, который используется для того, чтобы поставить других в тупик. Если люди любят употреблять одни и те же ругательства, это может их объединять. Сплошь и рядом люди ругаются намеренно, чтобы проверить вашу реакцию и понять, что вы собой представляете. Они могут делать это даже просто из желания кого-нибудь шокировать, как один мой бывший клиент.
У этого господина из мира шоу-бизнеса имелись серьезные проблемы с властями, и он был известным бунтарем, о чем я знала. Придя ко мне на прием, он решил устроить мне проверку. Он попытался шокировать меня, обрушив шквал нецензурных слов, но в результате получил потрясение сам.
Хотя ругаться матом совсем не в моем стиле, я специально то и дело вставляла в нашу внешне вполне непринужденную беседу некоторые словечки из его лексикона. И как только клиент их услышал, на его лице появилась широкая улыбка. Он сказал, что я ему нравлюсь, потому что меня ничем нельзя смутить. С тех пор мы подружились. Оказалось, клиент просто меня испытывал. Он с удивлением обнаружил, что я не рассердилась и не собираюсь его осуждать, и стал чувствовать себя в моем обществе хорошо.
Многие хулиганы или властные чудаки ругаются, пытаясь приобрести над людьми власть. Они делают это, чтобы испытать вас, совсем как тот мой клиент, актер и бунтарь. Для них это способ привлечь к себе внимание, доказать свое превосходство и добиться реакции. Они сильно напоминают пяти-шестилетних детей, которые приходят домой из школы и посылают родителей по известному адресу, когда те просят их сделать то, что им не по душе.
Родители испытывают шок, а возможно, и сердятся: "Никогда не смей больше этого говорить!" Ребенок удивляется: одно короткое словечко вызывает такую сильную реакцию. Теперь он понимает, что эти слова дают власть, потому что вызывают реакцию, пусть даже и отрицательную. А потом дети вырастают и быстро осознают, что эти слова дают большую власть, и начинают употреблять их намеренно.
Я вспоминаю мужчину, который за мной ухаживал и тоже казался мне привлекательным до тех пор, пока однажды при мне не выругался. На самом деле он просто испытывал меня и хотел посмотреть, буду ли я по-прежнему к нему хорошо относиться, если он станет вести себя плохо. Оказалось, что я вообще не способна к нему больше хорошо относиться, потому что его брань показала мне, что этот человек полон внутреннего ожесточения.
В своей профессиональной жизни я, может быть, и стерпела бы подобное поведение, как в случае с моим клиентом-бунтарем, с которым мне важно было установить контакт, но в моей личной жизни для него места не было. Мне абсолютно не нужен мужчина, который счел необходимым показать мне, какой он грозный и грубый. Я сочла его поведение неприличным, и, кроме того, оно многое сказало мне о его умственных способностях - о том, что они более чем скромные. Мы были едва знакомы, и вдруг он позволил себе выругаться в моем присутствии. Ему и в голову не пришло, что я могу оскорбиться, и он не знал, что это совершенно неподходящий способ произвести впечатление на даму.
Я также подумала, что если останусь с этим мужчиной, то буду вынуждена познакомить его с коллегами, но не могу быть уверена в том, что он будет вести себя с ними прилично. Если он так плохо соображает, что ругается даже в моем присутствии, то кто может поручиться, что он не станет выражаться при других? Наверняка это поставит всех в неудобное положение, а я совсем не хочу так рисковать.
Теперь, когда мы проанализировали речевые коды, мы может перейти к голосовым.
Глава 6. Понимание голосового кода.
Анализ голосового кода.
Для точного анализа голосового кода человека нужно знать, что его характеристика складывается из 19 составляющих. Можно ли сказать о человеке, что он говорит:
1. ...слишком высоко?
2. ...еле слышно?
3. ...робко, с дрожью в голосе?
4. ...слишком громко?
5. ...с маниакальным увлечением, как одержимый?
6. ...слишком быстро?
7. ...с раздражением и возбуждением?
8. ...коротко, отрывисто или неестественно?
9. ...проглатывая звуки, когда только начинает говорить и в ходе разговора?
10. ...все тише и тише к концу предложений?
11. ...хнычущим голосом и как бы в нос, хотя и широко открывает при разговоре рот?
12. ...хнычущим голосом и как бы в нос, едва открывая при разговоре рот?
13. ...серьезно и строго?
14. ...скучно, надоедливо и безжизненно?
15. ...приторно сладко и использует неестественно изменчивые интонации?
16. ...в конце предложения более высоко, чем в начале?
17. ...медленно и тщательно взвешивая слова и с излишней артикуляцией?
18. ...интригующим, обольстительным тоном?
19. ...глубоким низким и полным воодушевления тоном?
Зеркало души.
Как единственная капля крови может рассказать врачу, что происходит у человека в организме, так и интонация голоса может пролить свет на то, что творится у него в душе.
Древнегреческий врач Гален однажды сказал, что голос является зеркалом души, и был, безусловно, прав. Голос - это важнейший прибор, который показывает, как вы относитесь к себе и миру. Что вы думаете и как себя чувствуете, обычно можно легко определить по интонациям.
Если мы хотим адекватно оценить личные свойства человека, то нам необходимо проанализировать, как звучит его голос и что он говорит. Следовательно, анализ голосового кода является важной составляющей определения характера человека.
Звучание голоса того или иного человека рассказывает массу интересного о его настроении, психическом здоровье и, что более важно, о том, как этот человек относится к вам.
Когда Фред скучно пробормотал, что скоро снова позвонит Розанне, причем его голос на последнем слове упал и стал еле слышным, она поняла, что никогда больше его не увидит. Это было их первое и последнее свидание, и Розанна оказалась абсолютно права.
Возможно, вы сразу догадываетесь о настроении близких вам людей по тому, какой у них голос, когда они подходят к телефону. Главную роль играет здесь интонация. Нюансы, на которые другие не обратят внимания, для вас очевидны и вполне ясны.
Чем занята у людей голова и что творится у них в душе, обычно проявляется в их голосе, и как только вы научитесь разбираться в оттенках его звучания, то немедленно получите преимущество в развитии межличностных отношений.
Допустим, вы догадались по тону голоса человека, что он сегодня не в настроении. Вы можете сделать на это скидку и станете разговаривать с ним более мягко и доброжелательно или же предпочтете не идти у него на поводу и спросите, все ли в порядке. Возможно, это заставит его стать более откровенным и рассказать вам, что же на самом деле его беспокоит. Тот факт, что вы оказались достаточно наблюдательны и сумели уловить в голосе человека признаки отрицательных эмоций, позволяет вам правильно построить ваше с ним общение.
Перед тем как приступить к анализу голосовых кодов общения, важно изучить эволюцию способности людей общаться друг с другом.
Голос не лжет.
Голос - это рупор самых потаенных мыслей и чаяний человека. В связи с тем что голос соединен с участками мозга, участвующими в выработке эмоций, изменения, которые происходят в голосе, когда человек испытывает определенные эмоции, трудно скрыть. Поскольку голос и эмоции так тесно связаны друг с другом, неудивительно, что, когда люди недовольны, в их голосе автоматически начинают чувствоваться безнадежность, раздражение или огорчение, и, наоборот, когда они счастливы, то разговаривают бодро и оживленно.
Когда Ренди узнала, что у Терри новый жених, то сказала, что очень-очень рада за нее, действительно рада, но ее голос звучал грустно и скучно. Никакого подъема, ни малейшего намека на радость за свою "лучшую подругу" в нем не ощущалось. Совершенно ясно, что Ренди сказала совсем не то, что думала, на самом деле она отнюдь не была счастлива за Терри.
Исследования показали, что об отдельных чертах характера и о человеке в целом обычно судят по его голосу и речи. Люди со звучными голосами производят впечатление более сообразительных, напористых, видных, успешных в своей профессиональной деятельности, дружелюбных и сексуально привлекательных. Им охотнее оказывают помощь, чаще приглашают на свидания и выбирают в супруги. Их также считают более заслуживающими доверия и менее способными на преступление.
У людей с дефектами речи всегда были трудности, связанные с негативным восприятием их другими людьми и обществом в целом. Например, женщины, которые шепелявят (неправильно произносят звуки "с" и "з"), всегда вызывают умиление, но их считают менее сообразительными и квалифицированными, чем тех, у кого такой проблемы нет. Люди с громким голосом кажутся менее приятными, чем те, у кого голос тише, и чаще, чем другие, заслуживают обвинение в том, что любят пускать пыль в глаза.
В ходе многочисленных исследований изучалось влияние голоса человека на восприятие его внешности. Одно из них показало, что те, кто заикается и запинается, независимо от их наружности кажутся менее привлекательными, чем люди, у которых этого дефекта речи нет. Аналогично было показано, что отрицательное впечатление от манеры говорить в нос только усиливается, если у человека к тому же неправильные черты лица.
В моей докторской диссертации "Влияние внешних данных на речь у пациентов с рото-лицевыми аномалиями", которую я защитила в университете Миннесоты, было показано, что манера речи человека в существенной степени влияет на то, как он выглядит и каким представляется другим.
Человек с лицевой аномалией, но с хорошим голосом и речью воспринимается как более физически привлекательный, чем тот, у кого с голосом и речью не все в порядке.
Когда оценивают человека с эстетической точки зрения, степень серьезности его проблем с речью не имеет значения. Наоборот, те, кто ранее казался привлекательным, сразу начинают восприниматься как непривлекательные, как только выясняется, что у них проблемы с голосом или речью.
Все мы испытали это на собственном опыте. Сколько раз мы вдруг замечали в переполненной людьми комнате прекрасного незнакомца или незнакомку, но все очарование рушилось, стоило ему или ей открыть рот. Эта женщина со скрипучим голосом Бетти Буп или занудный и пищащий, как комар, мужчина ну никак не могли нам понравиться.
Конечно, это может показаться легкомысленным, но такова реальность, хотим мы или нет. Так было и так будет. Почему? Да потому, что восприятие голосового кода - это нейробиологический процесс. Люди физически реагируют на звук: он им нравится или не нравится, они могут его терпеть или нет.
То же относится и к звукам, которые издаете вы. Древнегреческие философы, многие теологи и Фрейд отмечали в своих работах, что тайные мысли каждого человека обычно проявляются в тоне его голоса и манере речи. Эти наблюдения были подтверждены современными исследователями, в том числе и мной, изучившими связь, которая существует между голосом человека и чертами его характера.
Все мы знаем, что если люди не выражают полностью своих эмоций, пытаются их скрыть или не признают, что что-то лишило их душевного равновесия, у них развиваются мигрень, боли в спине или животе, заболевания сердца, легких, кожи и различные опухоли, в том числе и рак. Обычно мы догадываемся, что человек находится в напряжении, по тому, что он не вполне владеет своим голосом. Его голос часто кажется лишенным всяких эмоций, срывается, и перехватывает горло.
Голосовые подсказки дают характер голоса, его интонация и особенности звучания. Как бы вы ни разговаривали с человеком - лично или по телефону, - всегда имеются определенные признаки, с помощью которых вы можете быстро догадаться, в каком он находится настроении.
В большинстве случаев мы можем точно определить эмоциональное состояние другого человека с вероятностью до 60-65 процентов, а если будем внимательно его слушать, то этот показатель еще возрастет. Эту информацию воспринимает лимбическая система - та область нашего мозга, которая находится глубоко внутри и отвечает за выработку эмоций. Хранится она в аналитической левой половине нашего мозга и даже - при необходимости - в его правой половине. Собирая эту информацию, вы заметите, как разовьется ваша интуиция в отношении того, какой у человека голос, и вы сможете больше доверять своим ощущениям при контакте с другими людьми.
Исключения при анализе голосового кода.
Голосовой код некоторых людей обладает такими особенностями, которые никак не связаны с их характером или психическим и эмоциональным состоянием. Это объясняется тем, чему они научились или унаследовали генетически.
Например, человек приобрел неприятную манеру разговаривать, потому что его плохо воспитали и у него плохие привычки. Ребенок может разговаривать громко и грубо кричать на своих сверстников и на домашних животных, подражая одному из родителей, который общается с ним в том же духе. Однако у этого ребенка могут быть проблемы со слухом, вынуждающие его говорить громко, или же такое состояние голосового аппарата, при котором для извлечения звука необходимы усилия - речь поневоле становится слишком громкой.
Никогда нельзя сбрасывать со счетов возможность патологии, когда вы замечаете такие особенности голоса, о которых мы будем говорить в этой главе. Я включила в нее обзор некоторых из этих патологических состояний, чтобы вы были лучше подготовлены, если столкнетесь с ними в жизни.
Неврологические состояния
Определенное неврологическое состояние может сыграть свою роль в том, что человек разговаривает в нос и его голос дрожит, как у Кэтрин Хепберн в последние годы жизни, или же что он разговаривает медленно, с трудом и еле слышно (как Мохаммед Али из-за того, что страдает болезнью Паркинсона).
Люди с другими неврологическими состояниями, затрудняющими координацию работы их дыхательного и голосового аппаратов (такими, как церебральный паралич и другие нейромоторные нарушения), могут неожиданно заговорить очень громко, а потом резко понизить голос к концу предложения, так что их станет практически не слышно. Некоторые разновидности заикания связаны с нейромоторными нарушениями, которые обусловлены определенными патологическими состояниями.
Аномалии челюсти
Аномалия челюсти, или" неправильный прикус, может стать причиной проблем с положением языка, глотанием и даже шепелявости.
Проблемы со слухом
Нарушения слуха могут способствовать неправильному произношению звуков "р", "с" и "з". Аналогично особый акцент или диалект может также способствовать неправильному произношению именно этих конкретных звуков, равно как и множества других.
Проблемы со слухом также могут быть причиной того, что' человек говорит очень тихо, поскольку он страдает сенсоневральной тугоухостью. Но если человек разговаривает слишком громко, у него может быть звукопроводящая тугоухость, вызванная скоплением серы или жидкости в среднем ухе.
Стоматологические проблемы
Некоторые люди бормочут или говорят в нос, стесняясь формы или состояния своих зубов, поэтому открывают рот недостаточно широко для того, чтобы разговаривать как полагается.
Люди могут также говорить в нос, если они родились с трещиной твердого или мягкого нёба или же у них велофарингеальная недостаточность, из-за которой во время разговора глотка и мягкое нёбо не соприкасаются.
Акценты, диалекты и культура
Люди говорят в нос и потому, что проживают в определенном регионе - у них, например, южный, юго-западный или миннесотский гнусавый выговор.
Манера разговаривать слишком громко может быть культурным феноменом, как у жителей Гуанчжоу, которые говорят по-английски, сохраняя привычные им интонации. Уроженцам Запада это режет слух: им кажется, что китайцы кричат и сердятся друг на друга, хотя на самом деле они сохраняют спокойствие. Культурным феноменом является и обычай разговаривать тихо. Тихий голос японских женщин очень нравится японцам, но жителей Запада раздражает.
Если к концу предложения голос человека становится более высоким или интонация повышается, это может объясняться культурным феноменом, и в частности шведским акцентом. Также это свидетельствует об аффектации, особой манере речи, обычно свойственной подросткам, которые пытаются выглядеть "крутыми" и добиваются, чтобы сверстники приняли их в свой круг.
Важно также отметить, что темп речи человека часто зависит от места его проживания. К примеру, жители Нью-Йорка и Нью-Джерси говорят гораздо быстрее, чем жители Теннесси и Джорджии.
Анатомические, физиологические и патологические проблемы
Хриплость может объясняться новообразованиями на голосовых связках - полипами, узлами и даже раком. Голос бывает хриплым и из-за сильного раздражения и утолщения связок, связанных с частым употреблением алкоголя и курением. Блеющий звук, который некоторые издают при разговоре, вызван защитным спазмом их голосового аппарата, возникающим из-за того, что им больно и неудобно говорить.
Хриплость голоса также указывает на проблемы с верхними дыхательными путями. Астма, бронхит, эмфизема или хроническая обструкционная дисфункция легких (ходл) часто становятся причиной того, что у людей появляются трудности с координацией вдоха-выдоха и речи. Обычно люди, страдающие от этих заболеваний, делают несколько неглубоких вдохов, вместо одного большого, чтобы не сбиться с дыхания, когда они говорят. Это раздражает слушателей, но с этим ничего нельзя поделать, как и с их хроническим кашлем. Проблемы с верхними дыхательными путями бывают также причиной того, почему люди говорят к концу предложений все тише и тише или у них слишком быстрый темп речи.
Люди испытывают боль в задней стенке горла, или у них в носу скапливается жидкость, и это вызывает приступы кашля или удушья. В этом состоянии человек обычно пытается скорее получить необходимую ему информацию, для чего и старается говорить очень быстро.
Высокий голос также указывает на то, что у человека слабый голосовой аппарат, деформирована или сильно повреждена гортань.
Люди, страдающие заболеванием, известным как спастическая дисфония, при котором бывают крайнее перенапряжение и спазмы голосовых мышц, обычно говорят с трудом и отрывисто.
Наркотики
Замечено, что люди, принимающие некоторые наркотики, также говорят отрывисто, у них перехватывает горло, а кроме того, они иногда неожиданно начинают говорить слишком громко, что свидетельствует о недостаточной координации между дыхательным аппаратом и механизмом голосообразования.
Люди, имеющие проблемы с наркотиками или принимающие некоторые препараты для улучшения настроения, разговаривают медленно или делают в разговоре большие паузы, что указывает на проблемы с краткосрочной памятью. Некоторые лекарства, прописываемые больным с биполярным нарушением или эпилепсией, могут привести к кратковременной потере памяти, а также к дрожанию и неуверенному звучанию голоса.
При употреблении барбитуратов или героина речь становится замедленной и затрудненной, а амфитаминов и кокаина - необычно быстрой. Такой наркотик, как кокаин, повреждает слизистую оболочку носа, из-за этого воздух уходит и голос делается гнусавым. Другими характерными признаками являются постоянное чихание, сопение и заложенный нос, который также способствует тому, что голос делается гнусавым.
Важно, чтобы при оценке черт характера или поведения человека учитывался каждый из этих факторов.
Слушая голоса других, мы должны решить, не находится ли человек в состоянии стресса или в большом напряжении. Вот почему лучше всего делать наблюдения в течение некоторого периода времени и по возможности в различных ситуациях.
Анализ голосовых подсказок.
Голосовой код следует анализировать по четырем основным направлениям: 1) высота (голос высокий или низкий), 2) громкость (голос тихий, громкий, затихающий к концу предложения), 3) качественные характеристики (голос дрожащий, резкий, серьезный, внезапно делающийся очень громким, мрачный, ноющий, гнусавый, хриплый) и 4) стиль (человек говорит с маниакальным увлечением, как одержимый, очень медленно или слишком быстро, взволнованно, резко и отрывисто, уныло и безжизненно, с воодушевлением, голос приторно-сладкий, сексуальный и кокетливый, хорошо модулированный, низкий, повышающийся к концу предложения).
Стиль.
Подкупающий глубокий низкий голос, полный воодушевления
Правильно выбранный тон голоса - залог успеха. Как у мужчин, так и у женщин лучше всего воспринимается более низкий, чем обычно, голос, который придает своему обладателю или обладательнице черты утонченности, сексуальности и эмоциональной стабильности.
Голос, в котором слышатся оживление, подъем, воодушевление, позволяет сохранить интерес человека к тому, о чем вы говорите. Высота голоса и его громкость должны меняться, а тон быть уверенным. Тон голоса передает любовь, гнев, радость, сострадание, печаль, страх, сомнение. Именно тон заставляет людей навострить уши и прислушаться. Тон голоса бывает очень выразительным и легко передает любое сообщение.
Тон вашего голоса может привлечь к вам людей как магнитом, потому что позволяет проявиться всему лучшему, что есть в душе и у вас, и у других. Тон, который говорит: "Я вполне уверен в себе", внушает доверие и заставляет других чувствовать себя рядом с вами спокойно. Люди, говорящие таким тоном, воспринимаются как более заслуживающие доверия, надежные, сексуально привлекательные и способные. Они сами распоряжаются своей жизнью, и их голос не дрожит и не срывается. Такой тон обычно характерен для основательных людей, которые говорят от души и думают, что говорят, людей прямых и цельных.
Рассказывают, что покойный актер Ричард Бартон благодаря своему низкому звучному голосу заставлял людей с интересом слушать, как он читает телефонную книгу. Голос Бартона не только внушал доверие, но и делал его совершенно неотразимым.
Замечено, что женщины, которые говорят низким голосом и с большим воодушевлением, имеют явное преимущество в том, что касается умения привлечь к себе других. Праздничное возбуждение, звучащее в их голосе, заразительно и заставляет других воспринимать их как более дружелюбных, заслуживающих доверия, способных и сексуально привлекательных.
Если у вас такой замечательный голос, вы привлекаете людей, которые в вашем присутствии становятся более радостными и оживленными.
Высота.
1. Голос слишком высокий.
Человек со слишком высоким голосом - не важно, мужчина это или женщина, - часто производит впечатление незрелого, бесполого, неопытного, не уверенного в себе, слабого и раздражительного. Когда в человеке пробуждается сексуальность, его голос становится ниже, поэтому тот, чей голос остается высоким, отрицательно относится к своей сексуальности или вовсе ее игнорирует.
В своей практике я часто помогала молодым женщинам понизить тембр их голоса. Почти у всех, с кем я работала, были проблемы с сексом, потому что в детском или в подростковом возрасте они становились жертвами насилия. Нередко они получали такую травму, что это задерживало их эмоциональное развитие, и они начинали сильно отставать от своих сверстников. Мой дорогой покойный друг и коллега, психиатр и психоаналитик д-р Пол Канталупо обнаружил эту тенденцию в результате своей двадцатипятилетней профессиональной деятельности. Он считал, что перенесенная психологическая травма может привести к задержке эмоционального развития человека, при которой его голосовые данные также перестают развиваться.
У моей бывшей пациентки Хуаны, одинаково хорошо говорившей на английском и испанском языках, была именно такая проблема, о которой в свое время упоминали д-р Дру Пински и д-р Пол Канталупо. Она обладала богатым, звучным, низким по тембру голосом и излучала доверие. Ее выразительный голос звучал чувственно и страстно, чем Хуана весьма успешно пользовалась, озвучивая рекламу на английском языке. А поскольку она бегло говорила и по-испански, то попыталась подработать, озвучивая объявления для испаноязычных потребителей.
Однако в кадровом агентстве Хуане сказали, что ее голос слишком высок, и тогда она обратилась за помощью ко мне. Но как мы ни старались, какие методики ни пробовали, нам никак не удавалось добиться, чтобы Хуана заговорила по-испански более низким голосом, при том что по-английски она говорила именно таким, низким и грудным голосом. Что-то тут было не так, и я спросила ее, не получала ли она в юности какую-нибудь травму.
Услышав мой вопрос, Хуана тут же потеряла самообладание, зарыдала и рассказала, что, приехав в Соединенные Штаты из Мексики, она стала жертвой группового изнасилования. В то время она была совсем юной девушкой и ничего никому не сказала, потому что среди людей ее национальности это не принято. Я была первой, кому довелось об этом услышать.
Родной язык ассоциировался в сознании Хуаны с полученной травмой, поэтому она говорила по-испански таким тонким детским голоском, но с английским - языком, с которым ее эмоциональная травма никак не связана, - все обстояло совсем иначе.
Человека со слишком высоким голосом, будь то женщина или мужчина, никто не воспринимает всерьез. Люди с таким голосом кажутся более слабыми, менее сообразительными и конкурентоспособными, чем те, у кого голос нормальный. А все потому, что, когда человек нервничает или не слишком уверен в себе, у него часто перехватывает горло, и в результате он начинает пищать.
Известно, что, когда люди сердятся, они говорят на повышенных тонах. Исследуя взаимосвязь голоса и эмоций, д-р Пол Экман обнаружил, что 70 процентов его подопечных, находясь в расстроенных чувствах, начинали говорить более тонким голосом. Таким образом, логично было предположить, что человек, который постоянно говорит слишком высоким голосом, вечно находится в состоянии остаточного раздражения, внутреннего недовольства или даже страха.
Долгие годы я работала над решением этой проблемы с тысячами своих пациентов. Существуют, конечно, множество упражнений для голоса, но главным в этой работе всегда было наладить с человеком доверительные отношения. Это просто необходимо, когда человеку приходится так круто менять свою жизнь.
Очень возможно, что при условии правильного выбора упражнений для голоса и психотерапии вам вовсе не придется всю свою жизнь стыдиться своего очень высокого голоса.
2. Голос слишком низкий.
Низкий голос у людей с более толстыми голосовыми связками или крупным голосовым аппаратом. В общем, и у мужчин, и у женщин такой голос считается более красивым. Однако если человек заставляет себя говорить на октаву ниже, чем ему полагается, его голос кажется неестественным, звучит фальшиво и претенциозно.
Говорить слишком низко часто пытаются мужчины, не уверенные в себе. Они думают, что, если голос будет звучать ниже, а иногда и громче, их будут всегда принимать всерьез и они будут выглядеть более влиятельными. Они считают, что если будут говорить басом, то люди станут их больше уважать и слушаться.
Одна моя клиентка сделала своему молодому человеку своеобразный подарок на день рождения, послав его ко мне на занятие, чтобы я оценила его речь и навыки общения. Сначала он не хотел ко мне идти, потому что считал, что у него потрясающий голос и он не нуждается в моих услугах, но, поскольку его девушка уже все оплатила, все же явился. Молодой человек вообразил, что она делает ему этот подарок, чтобы польстить его самолюбию: ей очень нравится его голос, и она хочет, чтобы он услышал похвалу специалиста.
Когда он пришел, то стал говорить чрезвычайно низким голосом. Молодой человек сказал мне, что, по его мнению, его голос заводит женщин, потому что он такой низкий и сексуальный. Он и подумать не мог, что девушка прислала его ко мне, потому что на самом деле его голос вызывал у нее отвращение. Ей казалось, что он звучит невыносимо напыщенно. Она стеснялась выйти со своим приятелем на люди, потому что на них все время оборачивались. Девушка не знала, как сказать ему, что его голос ее совершенно не устраивает, и переложила эту неприятную обязанность на мои плечи.
Посмотрев видеозапись и послушав себя, молодой человек в конце концов понял, в чем дело. Говорить не таким глубоким, более естественно звучащим голосом не составило бы для него никакого труда. Я рассказала ему, как найти оптимальную высоту голоса, и посоветовала разговаривать более естественно. Это, а также несколько советов относительно того, как укрепить уверенность в себе, изменили тембр голоса молодого человека, что очень порадовало его и подругу.
Громкость.
1. Голос слишком тихий.
Тихони добиваются чужого внимания, заставляя людей просить их говорить громче. Они получают от этого большое удовольствие и играют в своеобразную игру, вынуждая других напрягаться, чтобы их услышать. Тихони нервируют тех, кому приходится просить их повторить, и приобретают контроль над ситуацией, которую прежде контролировать не могли. Некоторые разгадывают эту уловку и знают, что предпринять, чтобы притворщик стал разговаривать нормально.
Кати надоело, что Марси постоянно изображает застенчивость и заставляет других просить ее говорить громче. Поэтому на одном собрании Кати сказала старосте группы, когда он попался в ловушку Марси, чтобы он просто не реагировал на эту девушку, потому что она не умеет говорить нормально и он все равно не расслышит ни одного ее слова, а по всем вопросам обращался только к ней.
Марси страшно разозлилась, ее застенчивость как рукой сняло, и она закричала очень громко, что Кати все выдумала и она, конечно же, прекрасно говорит. И с тех пор Марси никогда не разыгрывала этот номер "ах, я такая робкая", по крайней мере в присутствии Кати.
Любители говорить очень тихо совсем не такие, как о них можно подумать. Как правило, они противоположность того, что хотят внушить о себе окружающим. Они хотят, чтобы вы считали их застенчивыми, невинными и скромными, но на самом деле вы еще не раз будете иметь возможность убедиться в том, как отлично эти люди умеют выходить из себя и ругаться. Они просто притворяются, разыгрывают спектакль, и больше ничего.
За двадцать лет своей практической деятельности я неоднократно наблюдала, как подобное свойство голоса используется в качестве средства манипуляции другими. Это пассивно-агрессивный механизм, приводимый в действие раздражением против тех психологических демонов, с которыми эти люди еще не сумели справиться и которые полновластно царят у них в душе. Это трюк, рассчитанный на то, чтобы добиться чужого внимания. И я советую вам быть предельно осторожными с тихонями, если не хотите узнать, насколько они могут быть опасными. Зачастую они представляют прямую противоположность тому, за кого вы их принимаете, судя по их голосу.
Ученые, которые занимались взаимосвязью голоса и эмоций, также обнаружили, что более тихая речь обычно связана с подавленным настроением человека. Люди, которые постоянно говорят тихо, тайно переживают большое огорчение, впрочем, как и люди, которые говорят слишком громко. И те и другие в глубине души испытывают мучительное и тщательно скрываемое недовольство.
Любитель говорить тихо часто ощущает себя бессильным, лишенным возможности на что-либо повлиять, униженным и страдает от того, что чувствует себя недостойным разговаривать так громко, чтобы все его услышали. И в результате он приобретает такую манеру разговаривать как средство заставить других прислушиваться к его словам.
2. Голос слишком громкий.
Громогласные люди требуют к себе внимания и только ради этого напрягают горло. Часто они бывают самодовольными и заносчивыми, невоспитанными, властными, задиристыми, склонными к соперничеству и раздражительными и относятся к другим людям с большой долей враждебности. Из-за своей крайней неуверенности в себе они постоянно нуждаются в ком-то, кто бы выслушал их, или же они оказываются совершенно выбитыми из колеи.
Ученые Калифорнийского университета города Сан-Франциско д-р Маттью Маккей и д-р Марта Дэвис удачно охарактеризовали громогласных людей как таких, которые словно говорят окружающим: "Командовать здесь буду я, и делайте, что я вам велю", - подчеркнув присущую им грубость.
Проведенное д-ром Полом Экманом исследование взаимосвязи эмоций и голоса также подтверждает мой вывод о том, что люди говорят на повышенных тонах, когда сердятся. Постоянно же это делают такие сердитые личности, которые своим оглушительным голосом и воинственным тоном показывают, что в душе они враждебно настроены по отношению и к окружающим, и к себе.
К тому же они часто происходят из больших семей, и в детстве им приходилось конкурировать с сестрами и братьями и перекрикивать их, чтобы быть услышанными. Этот опыт нередко порождает в них неуверенность в себе, поскольку они приобретают потребность постоянно находиться в центре внимания.
Если только человек не страдает от звукопроводящей тугоухости, при которой в среднем ухе скапливается жидкость, сера или другое вещество, нет никаких оправданий тому, будто он не знает, что говорит слишком громко. Ну а если потери слуха нет, то можно быть уверенным, что разговор на повышенных тонах связан с тем, что человека что-то раздражает. Возможно, он подсознательно сердится на себя, или его гнев направлен на другого человека. Чем больше люди раздражены, тем громче они говорят, ставя окружающих в крайне неловкое положение.
Нечто подобное однажды случилось с моим знакомым, который обычно прекрасно владеет собой. Я взяла его с собой на ужин в модный клуб и была поражена тем, как громко он вдруг стал говорить, тем более что беседа велась на очень личные темы. Он совершенно забыл об окружающих и полностью игнорировал раздраженные взгляды, которые бросали на него посетители за соседними столиками. Этот человек чувствовал себя настолько неуверенно и был так напуган, что буквально кричал: "Посмотрите же на меня, я ведь тоже очень важный. Ну, заметьте же меня наконец!"
3. "Умирание" к концу предложений.
Как и те, кто говорит слишком тихо, эти люди нередко страдают недостаточным самоуважением. Их манере речи свойственны небрежность, недостаточная продуманность, неточность, неосторожность и непоследовательность. Недостаток уверенности в себе заставляет их чувствовать, что их слова не имеют большого значения.
Люди, "умирающие" к концу предложений, обычно не умеют правильно дышать и, разговаривая, вдыхают и выдыхают через рот. Поскольку они склонны быстро выходить из себя, то обычно сначала выдыхают, а потом говорят, и из-за этого их бывает трудно понять.
В отличие от тихонь эти люди не так стремятся манипулировать и управлять другими. Они начинают за здравие, а заканчивают за упокой, и от этого их интонация страдает определенной непоследовательностью. Бывает, что это отражает их образ жизни: они из тех, кто берется за дело, но никогда не доводит его до конца. Я наблюдала эту манеру речи у многих своих клиентов. Они очень переживали из-за низкой самооценки и часто бросали начатое дело на полпути.
Мори обратился ко мне за помощью в подготовке презентации. Ему еще ни разу не приходилось выступать на публике, и он не знал, как быть. Мори обладал прекрасным глубоким низким голосом, но к концу предложений обычно совершенно сникал, и его практически не было слышно. Часть слов Мори попросту проглатывал. Я спросила его, не из тех ли он людей, кто ничего не доводит до конца. Он улыбнулся и ответил: "Это беда всей моей жизни. Видели бы вы мою квартиру. Она вечно в таком беспорядке, что уборщица никогда не знает, за что хвататься в первую очередь. Мне потребовалось восемь лет, чтобы закончить вуз, и некоторые думали, что мне это вообще никогда не удастся. Мне всегда было так трудно выполнить задуманное. На самом деле я еще не закончил даже ту речь, из-за которой мне и понадобилась ваша помощь".
Я сказала Мори, что манера его речи отражает характер и мы постараемся поправить это положение. Он не будет нормально разговаривать, пока не научится делать вдох и использовать свой мощный звучный голос для того, чтобы вытолкнуть из себя с воздухом всю свою мысль целиком. Я велела ему останавливаться, делать вдох и выталкивать из себя с воздухом каждую последующую мысль до тех пор, пока не скажет всего, что собирался.
Мы начали делать упражнения, и у Мори стало все получаться. В итоге его презентация прошла блестяще. Я также научила его использовать эту технику вдоха и выталкивания для того, чтобы заканчивать любую работу, которую необходимо выполнить. Впервые доведя дело до конца, Мори кардинально изменил не только код своего голоса, но и всю свою жизнь.
Качественные характеристики..
1. Дрожь в голосе.
Те, кто разговаривает дрожащим голосом, часто расстраиваются и нервничают. Они постоянно беспокоятся о том, что о них подумают другие или что с ними может произойти. Заметим, что дрожь в голосе появляется и у людей, принимающих психотропные средства для поддержания настроения, поэтому так важно быть внимательным и не путать тех, кто нервничает, с теми, кто просто принимает лекарства.
[Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!]
Зачастую люди с дрожащими голосами боятся жизни. Они осторожничают и не любят принимать решения, потому что слишком беспокоятся из-за последствий любого поступка. Они могут быть неврастениками и без конца переживать из-за того, что кто-то кому-то сказал, и в страхе ожидать, что же теперь будет. Слишком озабоченные своим будущим, они лишают себя настоящего и пасуют перед сюрпризами, которые преподносит им жизнь. Они не чувствуют у себя под ногами твердой почвы, что и проявляется в их дрожащем голосе, и не способны достойно преодолевать многочисленные жизненные невзгоды.
Когда такой человек попадает в сложное положение, его лицо нередко покрывается красными пятнами или багровеет. Голосовые мышцы напрягаются, а голос начинает дрожать. Им овладевает страх, и он отчаянно хочет угодить и снискать одобрение.
С моей клиенткой Челси мы много работали над ее психологическими проблемами. Она нуждалась в одобрении других, и это было вызвано тем, что ее отец никогда не одобрял ничего из того, что она делала. Перестав зацикливаться на мнении о ней других, Челси впервые сумела расслабить мышцы горла, в том числе и голосовые, и стала говорить совершенно спокойно. Добившись этого результата, она заметила, что люди стали общаться с ней гораздо охотнее и им стало больше нравиться ее общество. Люди начали улыбаться Челси и больше не выглядели такими напряженными.
2. Голосовые агрессоры.
Люди, которые "давят" на вас своим голосом, часто бывают раздражительными, недружелюбными и склонными к соперничеству. Агрессивный характер их стиля общения проявляется в периодическом повышении голоса во время разговора. Это выглядит так, как будто их постоянно охватывает враждебность и они ведут по собеседнику пулеметный огонь ненависти или гнева. Эти неуместные, внезапные вскрики нервируют их собеседника, который расценивает эти неистовые голосовые атаки как не соответствующие обсуждаемому предмету.
Словесная пулеметная очередь такого голосового агрессора во время простого обсуждения вопроса - например, о том, чем люди занимались в выходные, - создает впечатление, что он в эти дни находился на поле боя и пережил бог знает что, хотя на самом деле отлично отдохнул. Однако раздражение и враждебность, переполняющие этих людей, наложили свой отпечаток и на их тон.
Они постоянно видят в других соперников и всегда, даже в самом простом разговоре, ищут способ "побить" оппонента (каковым может оказаться любой, с кем они разговаривают). Поэтому для того, чтобы их услышали, они обязательно должны первыми словесно атаковать собеседника. Тем самым они получают ощущение, что сумели добиться победного преимущества.
3. Гнусавые нытики, которые двигают челюстями.
Людей, разговаривающих гнусавым, ноющим голосом, редко воспринимают всерьез. Зачастую их несправедливо характеризуют как не слишком умных и не считающихся с теми, кто их окружает. Из-за своего действующего на нервы голоса они кажутся несносными и постоянно на что-то жалующимися - впрочем, в большинстве случаев так оно и бывает. Голос отражает их внутреннюю неудовлетворенность. Опрос, проведенный службой Гэллапа, показал, что эта особенность голоса относится к одной из семи самых раздражающих: почти 70 процентов респондентов нашли ее просто отталкивающей.
Гнусавые нытики разговаривают так, словно им от вас что-то нужно или что-то, по их мнению, делается неправильно. Часто они становятся объектом насмешек окружающих, поэтому в разговоре обычно обороняются и нападают безо всякой необходимости или, если научились смеяться над собой, обыгрывают особенность своего голоса, используя как преимущество. Джуди Холли-дей, Эдит Банкер ("Все в семью") и Фрэн Дрешер ("Монашка") сделали карьеру именно на своем гнусавом ноющем голосе.
Нытики обычно вызывают у других смех. Я сама сначала смеялась, когда в мой офис пришла Фрэн Дрешер и попросила, чтобы я помогла ей избавиться от ее ярко выраженного говора жительницы Куинз. Я даже решила, что меня кто-то разыгрывает и именно с этой целью подослал ко мне даму с уморительным голосом. В середине нашего занятия я попросила Фрэн перестать наконец притворяться и признаться, кто же ее послал. В ответ она сообщила мне, что это ее обычная манера разговаривать и ее послала менеджер Элейн Рич.
Мы с Фрэн долго трудились над ее говором и наконец добились успеха. Вся беда была в том, что со своим новым, не ноющим голосом она не смогла получить в Голливуде никакой работы, поэтому снова вернулась к своему гнусавому произношению и, снимаясь в сериалах, заработала миллионы.
4. Голос резкий и сиплый.
Однажды вечером на светском приеме я услышала, как мужчина разговаривает очень грубым и сиплым голосом, и была неприятно поражена. Первой моей мыслью было, что с ним наверняка нелегко иметь дело. Позже я узнала, что это был очень тяжелый человек, которого никто не любил. Мне довелось услышать, как несколько его коллег рассказывали о нем довольно неприятные истории. По всей видимости, это был раздражительный хулиган, который всегда настаивает на своем. Понятно, сказала я себе. Это грубиян и невежа, агрессивный, властный и деспотичный.
В жизни Дианн появился новый мужчина, и она хотела, чтобы я послушала сообщение, которое он оставил ей на автоответчике. Он приглашал Дианн на свидание, но у нее появились по его поводу некоторые сомнения. Она не знала, что именно ее беспокоит, просто возникало какое-то странное ощущение. Услышав его голос, я смогла объяснить почему. Голос звучал грубо, сипло и просто резал слух. Мужчина использовал разные ласкательные словечки, такие, как "дорогуша" и "детка", но слушать его все равно было очень неприятно. Дианн спросила, какое он производит на меня впечатление.
Я ответила, что судя по тому, как мужчина говорит, он очень раздражителен и скорее всего это властный, деспотичный тип и хулиган. "Ну конечно! - воскликнула Дианн. - Так оно и есть! Именно поэтому мне и не хочется его видеть. Он невежа. Грубит официантам, своим детям и даже мне. Он легко раздражается и без конца жалуется на своего партнера, бывшую жену и детей. Честно говоря, я сыта им по горло. И потом, он всегда должен быть прав! И его хлебом не корми, только дай кем-нибудь поруководить".
В голове Дианн все прояснилось. Она поняла, что этот мужчина ей совсем не подходит.
Подобный тип характера формируется еще в детстве. Неформальное исследование, проведенное в нескольких дошкольных учреждениях и начальных школах, показало, что детей, разговаривающих грубо и бесцеремонно, учителя считают очень раздражительными и смотрят на них как на хулиганов, которые терроризируют весь класс. Также выяснилось, что именно таких детей сверстники больше всего не любят.
5. Нарочито сексуальные голоса с особым придыханием.
Когда люди говорят таким нарочито сексуальным и с особым придыханием голосом, соблазнительно мурлычут, будьте уверены: они просто с вами играют, и это особенно неприятно, если вы слышите, что, закончив разговор с вами, они тут же обращаются в подобной манере к другим людям. Все это выглядит неискренне, оскорбительно и свидетельствует о желании манипулировать собеседниками. Эти люди полагают, что могут "соблазнить" другого человека и заставить его сделать все, что они пожелают. Они слишком высокого мнения о себе и считают возможным играть другими. Тех, кто говорит с придыханием, не принимают всерьез. Сьюзен Хейден Элджин, преподаватель лингвистики университета города Сан-Диего, пишет, что их считают людьми, не заслуживающими доверия.
Вы сразу почувствуете фальшь в этих столь сексуально разговаривающих личностях, когда услышите, что они сохранили свой тон, даже поняв, что не имеют успеха у того, кого пытались соблазнить. Понаблюдайте, как их голос сразу же становится нормальным, как только они поймут, что не способны добиться желаемой реакции ни от кого.
Мой знакомый дантист нанял женщину с таким чувственным голосом на работу в свою приемную. Он надеялся, что своим присутствием она будет способствовать улучшению его имиджа, но на деле женщина ему только повредила. Новая служащая совсем не понравилась его пациентам. Они просто не верили в ее компетентность и старались записываться на прием к врачу не у нее. Не верили они и в то, что она умеет правильно обращаться с их страховыми документами и счетами.
Ряд исследований показал, что речь с придыханием звучит неубедительно и не вызывает доверия. Это стало еще одной причиной того, почему женщина в приемной дантиста производила на всех такое плохое впечатление.
6. Манера говорить, как буйно помешанный.
Элис произносит сто слов в минуту, просто строчит как пулемет. Она доводит собеседника до полного изнеможения и всегда находится в состоянии душевного кризиса. Жизнь для нее - сплошные американские горки. То у нее потерялась кошка, то Элис дожидается вас, потому что не может поймать такси, то потеряла чековую книжку, а то оставила в банке важные документы.
С ней всегда что-нибудь случается, и Элис сообщает вам об этом, стараясь сразить информацией наповал. Поначалу она кажется прелестной и милой, интересной и привлекательной; возможно, вы даже предвкушаете, что переживете вместе с ней немало приключений в стране чудес. Но эта неизменная манера общения "в упор" быстро приедается тому, кто находится "на другом конце провода" и одновременно раскрывает всю подноготную того, кто так с ним говорит.
Этот тип людей любит подавлять собеседника, контролировать и всегда владеть его вниманием. Боже сохрани вас когда-нибудь попытаться перевести разговор на себя и обсудить хоть какую-нибудь из ваших собственных проблем. Не сомневайтесь, что она не проявит к вам и доли того участия, которое вы проявили к ней, и скорее всего произойдет одно из двух: Элис снова заговорит о своих проблемах или, если вы будете упорно продолжать говорить о своем, обрушится на вас с упреками. Ваши дела, по ее мнению, не могут интересовать никого.
Нечто подобное испытала и Донна, когда попыталась поделиться с Элис своими переживаниями по поводу того, что муж бросил ее ради своей секретарши. Обсуждать это с Элис оказалось бесполезно - та принялась подробно рассказывать Донне обо всех обидах, которые она когда-либо перенесла от всех мужчин, которые "плохо с ней поступили".
Элис не выказала Донне никакого сочувствия и едва позволила ей что-либо сказать. Это вывело Донну из себя, и она дала волю эмоциям. Произошла ужасная ссора, во время которой Элис обвинила Донну в том, что она эгоистка и думает только о себе, в то время как она, Элис, "так старалась ей помочь".
Эти люди обычно неуправляемы, любят манипулировать другими и очень эгоистичны. Когда речь идет не о них, их ничто не трогает. Отношения на равных они не признают. И весьма вероятно, что у них имеются серьезные психологические и психические проблемы, по поводу которых им следует проконсультироваться у специалиста.
Ученые, исследовавшие взаимосвязь голоса и эмоций, обнаружили, что говорящие с такой скоростью обычно находятся в состоянии раздражения. Они постоянно ведут себя так, словно их кто-то расстроил или они с кем-то конфликтуют. Их боевая манера строчить как пулемет также может быть связана с феноменом "спрессованной" речи, который часто наблюдается у людей с биполярным нарушением в случае, если это нарушение не компенсированное. Поэтому необходимо понимать, что в организме людей, которые разговаривают подобным образом, возможно, нарушен баланс химических веществ.
Сказанное не означает, что все говорящие без умолку страдают биполярным нарушением. Положительной стороной такой манеры речи является то, что с ее помощью человек легко увлекает своих слушателей. Он заставляет их поддержать его проект или принять в нем участие. Такие люди способны зажечь публику и пробудить у нее интерес практически к любой затее. За ними всегда очень любопытно наблюдать, потому что они будто обладают неиссякаемой энергией и испытывают энтузиазм по поводу всего, что делают.
Проблема заключается в следующем: они не разбираются в том, что говорят, и строят планы, которые могут быть вам и не по душе, и не по карману. Поэтому будьте внимательны и остерегайтесь, чтобы вас не втянули в то, что вам не нужно.
7. Манера говорить слишком быстро.
Это люди очень нервные, беспокойные, а может быть, и раздражительные. Исследования показали, что обычно они не уверены в себе и страдают от низкой самооценки. Вот почему они подсознательно склонны торопиться и стараются высказать все, что у них накопилось, быстрее. В основном это связано с тем, что они считают, будто людям неинтересно то, о чем они хотят сказать. А если бы у них было больше самоуважения, то они делали бы паузы и другие лучше осознали бы значение того, что они сообщили. "Тараторки" могут также по своему характеру относиться к типу "А", то есть быть людьми напористыми и амбициозными, которые обычно разговаривают быстро и агрессивно.
Слишком высокий темп речи - одна из восьми самых раздражающих речевых привычек; свыше 65 процентов респондентов, охваченных опросом службы Гэллапа, ощущали в присутствии людей, которые говорят слишком быстро, большую неловкость. А по данным психологов д-ра Маттью Маккея и д-ра Марты Дэвид из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, обычно такие люди заставляют окружающих ощущать беспокойство.
Многие слишком быстро разговаривающие люди воспитывались в больших семьях. В этом они похожи на тех, кто говорит слишком громко и кому также нужно было перекрикивать своих братьев и сестер. Люди с быстрым темпом речи стараются успеть высказать все до того, как их прервут.
Исследования также показали, что люди говорят быстрее, когда сердятся. Высокая конкуренция между людьми в больших семьях и крупных городах, возможно, и приводит к тому, что они чаще испытывают стресс и раздражение, а это сказывается на скорости их речи.
8. Если в голосе чувствуется раздражение.
Дело не в том, что вы говорите, а как. Попросите любезным тоном кого-нибудь сделать для вас что-либо, и, как правило, он это сделает. Но если вы проявите в своем тоне некое, вполне определенное к человеку отношение, то почти наверняка заставите его взбунтоваться и вызовете словесную перепалку или, что еще хуже, драку. Как сказано в Библии, "вся сила слова - в языке". Но сила слова и в тоне, которым человек разговаривает.
Раздражение обычно чувствуется в голосе людей, которые ищут повода для ссоры, готовы к драке и нарываются на неприятности. Всегда готовые указать пальцем на кого-нибудь другого, они вечно чувствуют себя жертвами, которых все обижают, и ищут, кого бы еще обвинить.
Люди с резкими интонациями голоса часто пытаются спровоцировать других. Своим тоном они как бы говорят им: "Ну, погоди! Вот только тронь меня, и я тебе покажу!" или "Вот только скажи то, что мне не понравится, и я так тебя припечатаю, что ты и не пикнешь!" Подобный тон обычно вызывает у людей ответное возмущение, ведь они чувствуют, что на них нападают безо всяких оснований. Поскольку этот тон бывает еще и ноющим, у вас может также возникнуть впечатление, что вы этим людям надоели.
В некоторых слоях общества подобная манера речи используется для выражения определенного настроения, дурного расположения духа. Такие люди своим тоном постоянно бросают вызов другим и часто вступают с ними в споры. Если кто-то с ними не согласен, они всегда уверены, что он не прав. В сущности, своим тоном они хотят сказать: "Никогда не пытайтесь мне возражать - я все знаю лучше всех! И все будет так, как я сказал, или не будет никак!"
Эти люди постоянно готовы открыть по кому-нибудь словесный огонь. Стоит им только рассердиться, и они моментально превращаются в огнедышащих драконов и сжигают изрыгаемым из своей пасти пламенем всех и вся на своем пути. Главное, что можно посоветовать тем, кому приходится иметь дело с такими людьми, - держитесь от них подальше, если не хотите услышать такое, от чего у вас вполне могут появиться ожоги третьей степени.
9. Отрывистая, рубленая речь.
Так обычно разговаривают чопорные, самодовольные и очень суровые люди, которым не хватает гибкости. Люди этого типа всегда ставят все точки над i. Они упрямы и поступают наперекор другим. Им бывает очень трудно изменить свое мнение или пойти на компромисс.
Чем-то они напоминают учителей начальных классов, которые разговаривают с детьми короткими простыми предложениями. Заслышав подобную речь, вы часто вспоминаете о своих первых днях в школе. Конечно, ни один взрослый не захочет, чтобы с ним разговаривали как с ребенком, но, к несчастью, люди с такой отрывистой, рубленой речью абсолютно не догадываются о том, что их тон просто оскорбителен для всех, кому уже больше пяти лет.
Именно с таким человеком довелось пообщаться моему клиенту, весьма преуспевающему бизнесмену, когда он однажды пришел ко мне на занятие. В моей приемной он столкнулся еще с одной клиенткой, красавицей актрисой, которая приехала раньше назначенного времени. Они поболтали немного, пока я не освободилась и не пригласила бизнесмена к себе в кабинет.
Первое, что он сказал мне по поводу своего разговора с этой актрисой: "Какая жалость! Такая чопорная особа! Какой контраст между потрясающими внешними данными и замашками строгой классной дамы! Ей бы пучок на голове и платье с высоким воротничком, и будет вылитая классная дама! Увидев ее, я был просто сражен наповал, но послушал, как она говорит, и все как рукой сняло. По-моему, она разговаривала со мной свысока, как будто я был намного ниже ее".
Его мнение об этой актрисе было абсолютно правильным, и обо всем он догадался по голосу. Знай она, что перед ней такой завидный жених, наверное, разговаривала бы с ним по-другому. Но я была рада, что актриса успела раскрыться перед ним еще до того, как между ними что-нибудь произошло. Бизнесмен в ней отлично разобрался. Она была высокомерной, чопорной и склонной осуждать людей женщиной, и мой клиент понял это, просто послушав ее отрывистую, рубленую и слишком отчетливую речь.
10. Гнусавые нытики с тризмом (сжатием) челюсти.
Такие люди гораздо более раздражительны, склонны осуждать других и любят жаловаться, чем нытики, у которых нет тризма челюсти. В то время как последние иногда обладают чувством юмора, у первых оно обычно отсутствует.
Удостоенная ряда наград актриса Нина Фох однажды сказала, что, занимаясь с актером или актрисой перед съемками, первый вопрос, который она задает, когда видит у них неподвижную нижнюю челюсть, это: "На кого из своих родителей ты сердишься и почему?" Молодые люди зачастую бывают шокированы, занимают оборонительную позицию и отрицают, будто у них что-то не в порядке, но впоследствии со слезами на глазах признаются, что проблемы все-таки есть. Иногда они даже начинают рыдать, давая выход годами накапливавшемуся и подавлявшемуся раздражению и другим эмоциям, которые вызывает у них один из родителей или какой-нибудь "ядовитый" человек из их ближайшего окружения.
Плотно сжав челюсти, люди цедят слова и говорят в нос, а это производит не слишком приятное впечатление. Обычно таких людей считают чопорными и ограниченными, и часто такая оценка оказывается абсолютно верной.
11. Голос скучный и безжизненный.
Люди с таким голосом производят впечатление апатичных, безразличных, любящих уединение, чопорных и находящихся в подавленном состоянии, и в большинстве случаев это оказывается не слишком далеким от истины. Часто эти люди переживают душевный разлад и с помощью тона голоса стараются дистанцироваться от других, чтобы не подпустить к себе кого-нибудь слишком близко.
Подобный голос свидетельствует также о депрессии или унынии. Люди с таким невыразительным голосом держат других на расстоянии из-за низкой самооценки и страха разоблачения. Они так боятся, что кто-нибудь догадается об их истинном душевном состоянии, что говорят безразличным тоном, стараясь ничем себя не выдать.
Разговаривая с таким апатичным человеком, вы начинаете говорить более энергично, чтобы добиться от него хоть какого-нибудь отклика, но, как правило, ничего не получается. Полное отсутствие у человека какой-либо реакции обычно вызывает у других досаду и разочарование. Невозможность добиться реакции на свои слова порождает иногда и чувство обиды, и это особенно вероятно, если вы неоднократно пытались общаться с человеком, и каждый раз безрезультатно. А также она может создать почву для различных недоразумений, потому что людям, которые говорят абсолютно эмоционально не окрашенным тоном, зачастую бывает трудно донести до других свою мысль. Их собеседники просто лишены возможности улавливать тончайшие нюансы интонации, которые и придают тому или иному сообщению особый смысл.
"Он такой странный. Он мне совсем не нравится. А ты уверен, что он дышит и вообще не мертвец? Я никогда не знаю, о чем он думает. С ним говорить все равно что с пустым местом".
Таков был один из отзывов, который Джон случайно подслушал о себе в туалете. Он являлся владельцем быстро развивающейся компании, и главной его проблемой были отношения с персоналом. Джон не нравился своим сотрудникам и не понимал почему. Но этот подслушанный им разговор раскрыл ему глаза, и он осознал, что все дело в его исключительно занудном тоне.
Люди, которые говорят скучным и безжизненным тоном, обычно раздражают других. Вы не можете до них достучаться, и они вас лишают сил, потому что с ними нет никакой обратной связи. В нормальных условиях в процессе разговора каждый что-то дает и берет. Если же вы тратите силы на ведение беседы и ничего не получаете взамен, то ощущаете крайнее разочарование и сожалеете о напрасной потере времени.
Находясь в обществе таких людей, вы стараетесь говорить более оживленно, чтобы добиться от них хоть какой-нибудь реакции. Но если этого так и не происходит, вы обычно чувствуете особую опустошенность, переживаете, что вас отвергли, и очень сердитесь.
Если кто-то из ваших знакомых раньше всегда разговаривал с воодушевлением и подъемом, а теперь своим голосом наводит на вас тоску, будьте уверены, что у него что-то не в порядке. И скорее всего этот человек расстроен из-за вас или из-за того, что с ним случилось, или же он просто переживает депрессию.
Ваше общение со скучным, вялым занудой, как правило, имеет тайный подтекст враждебности, поскольку такие люди вызывают у других раздражение. Обычно они бывают очень пассивно-агрессивными, потому что скрывают какую-то информацию и не до конца откровенны.
Людей, которые разговаривают скучным и безжизненным голосом, сплошь и рядом неправильно понимают, ведь они не способны донести до собеседника истинный смысл своих слов, а иногда их даже считают подлыми и нечестными.
12. Голос слащавый.
Люди с этой особенностью голоса обычно двуличны и говорят не то, что думают. Лора всегда была такой приторно-сладкой, что запросто могла довести человека до инсулинового шока всякий раз, как открывала рот. Своим медоточивым голоском с тягучими интонациями она непрерывно говорила окружающим ласковые льстивые слова.
Лора делала вид, что усердно трудится в компании, специализирующейся на связях с общественностью, и не упускала ни единой возможности вонзить нож в спину своим коллегам. Они ее терпеть не могли и без конца жаловались на нее начальнику, а тот всегда охотно принимал ее сторону до тех пор, пока однажды наконец не прозрел. В тот раз Лора умудрилась подставить подножку самому шефу, уведя у него лучшего клиента, пообещав тому сделать работу лучше и за меньшую цену. Потом она ушла из компании, стала работать у этого важного клиента, но тот вскоре понял, что Лора манипулирует людьми, и уволил ее.
Тем, кто все время разговаривает так сладко, трудно доверять. Повышающиеся интонации и высокие нотки их голоса сигнализируют о том, что в душе эти люди испытывают недовольство. Достаточно повидав подобных людей за свою практику и получив печальный опыт общения с ними как с деловыми партнерами, я имею теперь полное право утверждать, что они действительно очень раздражительны.
Это тип пассивно-агрессивных людей, которые могут напасть на вас без предупреждения. Им нельзя доверять, потому что они, образно говоря, не настоящие. Нормальный человек не может всегда быть таким жизнерадостным, довольным и дружелюбным. Люди переживают широкий спектр эмоций и не могут всегда звучать в одном ключе, даже если это и нравится окружающим.
Не смогла этого и Лора, которая в конце концов перестала лебезить перед начальником, чтобы заручиться его поддержкой. Она стала выполнять минимум работы и, не переставая притворяться лояльным сотрудником, мешала его бизнесу и отбивала самых ценных клиентов.
В общем, как только услышите приторно-сладкий тон, держите ухо востро - этот чайник готов закипеть. Постарайтесь вовремя уловить фальшь в словах и поступках. Одно дело, что человек обещает, и совсем другое - что он действительно сделает. Приготовьтесь к тому, что вас ожидают неприятности.
13. Повышающаяся интонация голоса в конце предложений.
Такая манера речи создает впечатление, что человек всегда задает вопросы, о чем бы он ни говорил. Даже когда такие люди просто сообщают, как их зовут, они как будто задают вам вопрос: "Привет! Я - Мэри Джонс? Я из Канзаса?" Женщины чаще, чем мужчины, прибегают к интонации, указывающей на то, что они колеблются и не уверены в том, о чем хотят сказать. Интонация неопровержимо доказывает, что им не хватает уверенности в себе.
У меня была клиентка, которая проработала в одной компании двенадцать лет, но ее всегда обходили с повышением, и она не понимала почему. В конце концов кто-то направил ее ко мне, и уж я-то сразу догадалась, в чем дело. Даже несмотря на то что женщина знала вдоль и поперек свою компанию и то, что потребовалось бы от нее в новой должности, она разговаривала так, словно работает первый день. Практически все фразы, слетавшие с ее уст, звучали так, как будто она просила у кого-нибудь разрешения или задавала вопрос. Однажды женщина вдруг проговорилась, что на самом деле вовсе не уверена, сможет ли справиться со всеми своими новыми обязанностями и тратить на работу гораздо больше времени. Ей нравилась ее компания, и она хотела зарабатывать больше, но сомневалась, хватит ли у нее на это сил.
Женщина воспитывала детей без мужа, и возможность увеличения нагрузки ее пугала. Ее манера повышать голос к концу предложения и вопросительная интонация ясно свидетельствовали о том, что, думая о новой работе, она сомневалась в себе.
Когда на наших занятиях мы стали работать над повышением ее самооценки, высота голоса резко изменилась. Он стал гораздо ниже, указывая на то, что женщина стала чувствовать себя более уверенно. Она не разговаривала больше вопросительным тоном, перестала бояться нового назначения и связанной с ним дополнительной ответственности и наняла помощницу для присмотра за детьми.
Далеко не все, повышающие голос в конце предложений, не уверены в себе или страдают от низкой самооценки. Некоторые из них могли просто выработать у себя манеру разговаривать, типичную для подростков и молодых людей, которые хотят лучше вписаться в среду своих сверстников. Страшного в этом ничего нет, это все равно что говорить на специфическом "крутом" языке, который дает молодым людям ощущение своей принадлежности к особому кругу. Но если вы говорите на нем за пределами этого круга, то у вас могут появиться проблемы.
Если у вас есть дети, вам лучше посоветовать им не говорить с такими интонация дома или в школе. Если это станет для них привычным и они будут разговаривать так в повседневной жизни, это может плохо повлиять на то, как их будут воспринимать взрослые, и отрицательно сказаться на их будущем как наемных работников или бизнесменов.
14. Манера говорить слишком медленно.
Как и те, кто говорит слишком быстро, люди, говорящие слишком медленно, часто не понимают чувств других, потому что страдают низкой самооценкой. Их медлительность и неторопливость связаны с боязнью наделать ошибок, но в то же время они высокомерны, самонадеянны и четко выговаривают слова, чтобы наверняка донести до других всю информацию, которой они соизволили с ними поделиться.
И даже если они заметят, что вы скучаете и у вас слипаются глаза, то просто это проигнорируют и будут по-прежнему жужжать у вас над ухом. Вы для них просто не существуете. Они слишком эгоистичны и озабочены тем, чтобы навеки запечатлеть у вас в голове свою мысль, и поэтому не хотят обратить внимание на вас, ваше выражение лица или позу. Это своего рода силовой прием - откровенно грубый способ игнорировать реакцию человека - и акт ничем не прикрытой враждебности.
Иногда эти люди испытывают уныние и поглощены собой. Исследования взаимосвязи эмоций и голоса показали, что уныние часто сопровождается снижением темпа речи.
Важно не путать эту манеру речи с той, что принята у южан, которые обычно говорят медленнее жителей других районов, поскольку дольше тянут гласные. Вы поймете, в чем разница, если вспомните, как вас раздражает и какой вы испытываете дискомфорт, когда кто-нибудь вас игнорирует или обращает на вас мало внимания.
Важно также не сделать ошибку и не приписать эту манеру речи тем, кто страдает нарушением нейромоторики, или тем, чья речь замедлилась в результате приема определенных лекарств.
Голос, который не вводит людей в заблуждение.
Несмотря на то что голос отражает личность, в ряде случаев он может ввести людей в заблуждение. Например, вы начисто лишены отрицательных черт, но из-за того, что ваш голос обладает вполне определенными особенностями, вы тем не менее производите на людей довольно неприятное впечатление.
Если вы хотите решить эту проблему и добиться, чтобы вас всегда понимали правильно и оценивали соответственно заслугам, то должны прочитать мою книгу "Говорить, чтобы побеждать" или приобрести одну из моих аудиозаписей. Вы также можете связаться со мной и получить индивидуальную консультацию.
Вы научитесь настраивать ваш голос на нужную высоту и делать его более глубоким и звучным. Вы также научитесь говорить убедительно и быстро находить с собеседниками эмоциональный контакт, и тогда люди будут слушать вас с интересом и удовольствием, что отразится и на вашей профессиональной деятельности, и на вашей личной жизни.
Теперь, после того как вы познакомились с кодом голосовым, мы можем перейти к анализу кода языка тела.
Глава 7. Понимание кода языка тела.
Код языка тела является комбинацией движений, жестов и манер, которые в зависимости от ситуации и обстоятельств передают послания различного содержания. Если вы будете внимательно слушать людей и наблюдать за их мимикой и жестикуляцией, то многое узнаете. Вы поймете, лгут они или говорят правду, нравитесь вы им или нет. Вы поймете, думают ли они то, что говорят, и говорят ли то, что думают.
В этой главе я расскажу вам, на какие жесты и позы необходиобратить внимание, и объясню, что означают некоторые из них.
Анализ кода языка тела.
Чтобы определить, что на самом деле сообщает вам человек с помощью языка своего тела, важно изучить несколько особенностей того, как он двигается и держится.
Можно ли сказать, что он:
1. ...наклоняется к вам, когда говорит или слушает?
2. ...отступает или отстраняется, когда говорит или слушает?
3. ...теснит вас?
4. ...держится от вас на расстоянии или стоит слишком далеко?
5. ...держится от вас на удобном для вас обоих расстоянии?
6. ...сидит или стоит, скрестив руки?
7. ...ерзает?
8. ...раскачивается из стороны в сторону?
9. ...переминается с ноги на ногу?
10. ...барабанит пальцами?
11. ...держится, словно аршин проглотил?
12. ...держится слишком свободно и развязно?
13. ...держится спокойно и чувствует себя удобно?
14. ...копирует язык вашего тела?
15. ...сутулится?
16. ...резко устремляется вперед?
17. ...как будто позирует?
18. ...почти не шевелится?
19. ...держится открыто и приветливо?
20. ...держится замкнуто и отстранено?
21. ...отвернулся от вас?
22. ...говорит или слушает подпирая голову рукой?
23. ...слушая, подается вперед?
24. ...стоит на одной ноге?
25. ...ослабил галстук или расстегнул воротничок?
26. ...слушает склонив голову набок?