<< Пред. стр. 5 (из 7) След. >>
27. ...резко отстраняется от человека, с которым разговаривает?28. ...держит голову опущенной?
29. ...вытягивает шею?
30. ...вскидывает голову?
31. ...чешет голову, особенно затылок?
32. ...сильно потеет?
33. ...пожимает плечами?
34. ...стоит подбоченясь?
35. ...держит руки по швам?
36. ...излишне жестикулирует?
37. ...разговаривая, почти не жестикулирует?
38. ...разговаривая, дотрагивается до себя?
39. ...разговаривая, указывает жестами на себя?
40. ...разговаривая, потирает или щиплет кончик носа?
41. ...трет глаза?
42. ...потирает шею?
43. ...разговаривая, прячет руки?
44. ...сжимает кулаки?
45. ...резко и порывисто двигает руками?
46. ...разговаривая, грозно поднимает палец вверх?
47. ...держит руки сложенными?
48. ...плотно сжимает руки?
49. ...держит руки ладонями вверх?
50. ...разговаривая, почти не жестикулирует пальцами?
51. ...слишком активно жестикулирует пальцами?
52. ...теребит украшения или играет с волосами?
53. ...кусает ногти или вертит что-нибудь в руках?
54. ...крутит большими пальцами или делает пальцами повторяющиеся движения?
55. ...делает кистями рук сильные и неторопливые движения?
56. ...разговаривая, складывает пальцы домиком или сводит вместе кончики пальцев?
57. ...часто дотрагивается до других?
58. ...никогда не дотрагивается до других?
59. ...при прикосновении делает другим больно или неприятно?
60. ...обладает крепким рукопожатием?
61. ...слишком сильно пожимает руку?
62. ...слабо пожимает руку?
63. ...твердо стоит на ногах?
64. ...сидя или стоя, держит ноги мысками по направлению к собеседнику?
65. ...разговаривая или слушая, качает ногой?
66. ...сидит заложив ногу за ногу?
67. ...сидит скрестив щиколотки?
68. ...сидит ноги врозь?
69. ...сидит скрестив ноги?
70. ...сидит нога на ногу?
71. ...постоянно шлепает себя по бедрам?
72. ...сидит поджав под себя одну ногу?
73. ...сидит вытянув и широко расставив ноги?
74. ...стоит на одной ноге?
75. ...ходит медленно?
76. ...при ходьбе смотрит под ноги?
77. ...ходит с поднятой головой, слишком сильно размахивая руками?
78. ...ходит размеренно, не торопясь?
79. ...наступает осторожно, как будто идет по льду?
80. ...ходит на цыпочках?
81. ...ходит очень быстро?
82. ...ходит мелкими шажками и при этом делает механические неловкие движения руками?
83. ...ходит пружинистым шагом, высоко держит голову и движет руками легко и свободно?
84. ...носит вышедшую из моды одежду?
85. ...одевается неряшливо или небрежно?
86. ...носит сверхмодную одежду?
87. ...одевается сексуально и вызывающе?
88. ...в одежде предпочитает яркие цвета и смелые фасоны?
89. ...носит скромную и скучную по цвету и фасону одежду?
90. ...одевается консервативно?
91. ...слишком отутюжен и застегнут на все пуговицы?
92. ...одет не подобающим случаю образом?
93. ...одет со вкусом и подобающим случаю образом?
94. ...неряшлив и не соблюдает правил личной гигиены?
95. ...следит за своими волосами?
96. ...причесан по моде?
97. ...часто меняет прическу и цвет волос?
98. ...носит накладку или пытается зачесать волосы так, чтобы скрыть лысину?
99. ...уделяет слишком много внимания своей прическе?
100. ...пользуется косметикой излишне или явно недостаточно?
Прочитав эту главу, вы узнаете, что означают эти признаки и как они соотносятся с типом характера человека.
Чтение языка тела знаменитостей.
Сенатор Джон Маккейн проводил пресс-конференцию с тогдашним губернатором Джорджем Бушем и сообщил, что будет поддерживать губернатора Буша в его борьбе за президентское кресло. При этом словами он сообщил одно, а язык его тела сказал совсем другое. Он выразил обиду и горечь, которые все еще испытывал по отношению к губернатору Бушу после отвратительной предвыборной кампании. Представители средств массовой информации поняли это и тут же сообщили, что язык тела Маккейна не соответствовал его словам. Они заметили, что в присутствии Буша сенатор был напряжен и скован, не увидели перед собой того спокойного человека, которого обычно наблюдали, и в этой реакции средств массовой информации не было ничего необычного. Если теперь мы наблюдаем мировые события непосредственно в тот момент, когда они происходят, то надо полагать, наши журналисты стали очень сообразительны.
Несколько лет назад я написала для журнала "Космо-политен" статью, в которой проанализировала коллекцию сделанных скрытой камерой фотографий знаменитых пар, пытаясь по языку их тела определить, кого из них действительно связывают прочные чувства. Это были снимки кинозвезд Джима Керри и Лорен Холли, Брук Шилдз и теннисиста Андрэ Агасси, Памелы Андерсон и ее мужа, музыканта Томми Ли, и вот что мне удалось заметить.
Лорен Холли держала Джима Керри за руку так, что было ясно: она буквально цепляется за любовь всей своей жизни. Мышцы ее рук, которыми она сжимала руку мужа, были сильно напряжены. Ну а Джим Керри практически на всех фотографиях смотрел не на Лорен, а в камеру или на своих поклонников, и было совсем не похоже, чтобы его к ней сильно тянуло. Фактически Керри нигде к Лорен не наклонялся. Между ними ощущалась натянутость и то, что выглядело как физический дискомфорт. Поэтому я ничуть не была удивлена, когда эти двое расстались.
Явный дискомфорт и напряженность были заметны и между Андрэ Агасси и Брук Шилдз. Их снимки резко контрастировали с фотографиями Агасси с его новой любовью, теннисисткой Штеффи Граф, на которых они оба были изображены умиротворенными и склоненными друг к другу, что свидетельствовало о том, что вместе они чувствуют себя замечательно.
На первых порах Памела Андерсон и ее муж Томми Ли просто не могли друг от друга оторваться. На всех снимках они всегда сжимали друг друга в объятиях. О чем я думала, рассматривая снимки, сделанные в период, когда эти двое только встретились: останется ли от этой страстной любви хоть что-нибудь, когда градус их отношений неизбежно понизится. Как видно, не осталось ничего, потому что после пылких и бурных отношений они расстались вторично, на этот раз, очевидно, навсегда.
В следующий раз, когда вы будете держать в руках рекламные листки супермаркетов, попробуйте взглянуть на них под новым углом зрения и рассмотреть позы и жесты людей. То, что вы сумеете заметить, расскажет вам массу интересного о том, как люди действительно относятся друг к другу.
Обратите внимание на то, как далеко друг от друга они стоят. Проследите за положением их рук и ног. Соприкасаются ли они плечами, спокойны они или напряжены, стоят рядом или один за спиной у другого? Если вы будете внимательны, то сумеете собрать массу информации. Вы узнаете: то, что вы читали и слышали, совсем не обязательно правда, и даже если знаменитые пары или их представители заверяют публику, что у них все хорошо, вы обнаружите, что на самом деле верно прямо противоположное.
Бывшая ведущая ток-шоу Кати Ли Гиффорд настойчиво убеждала всех, что простила своему мужу, Фрэнку Гиффорду, измену, но на поверку все оказалось совсем не так. Когда она сидела рядом с Фрэнком во время интервью с Дайаной Сойер, все видели, как у нее на скулах играют желваки, губы плотно сжаты, а подбородок упрямо выдвинут вперед. Кроме того, в ее голосе звучали резкие нотки, сильно контрастировавшие с теми сентиментальными и великодушными словами, которые она говорила для публики.
Между прочим, слова Фрэнка также не соответствовали языку его тела. Он ни разу не взглянул на Кати, сидел с бесстрастным видом и не ответил на ее теплый жест, когда она положила руку поверх его руки. Тем самым Фрэнк, сам того не желая, передавал следующее сообщение: "Я страшно зол на Кати и по горло сыт ею, потому что она заставила меня дорого заплатить за мою неверность, когда подвергла такому унижению и публичному истязанию!"
Тело не лжет.
Тело рассказывает о вас и других. Осанка, жесты и позы всегда что-то означают, потому что с помощью этих сигналов организм пытается дать выход чувствам, которые вы стремитесь подавить. Исследования показали, что каждый раз, когда человек пытается скрыть свои эмоции, его кровяное давление повышается.
Как мы узнали из предыдущей главы, каждый жест и движение передают точную информацию о том, как вы себя чувствуете, хотите вы этого или нет. Язык тела может усилить или ослабить значение словесного сообщения, поскольку тело человека выдает его подлинные чувства.
Однажды бывший президент Никсон невольно выдал свои чувства, продемонстрировав другим, что испытывает неловкость, когда ему задают трудные вопросы. Он всем телом отворачивался от тех, кто задавал такие вопросы, то есть старался дистанцироваться, и в результате утратил доверие к себе. Наблюдая за Никсоном, люди догадались, что ему есть что скрывать.
Несколько лет назад я лечила Мариссу, пятнадцатилетнюю девушку, которая произвела на меня очень хорошее впечатление. Общаясь с ней во время занятий, я восхищалась не только ее умом, но и прекрасной осанкой и неторопливыми движениями рук, которые ясно свидетельствовали о том, что она обладает развитым чувством собственного достоинства.
Однако все изменилось, как только на занятие вместе с Мариссой явилась ее мать. Девушку как будто подменили. С ее манерой поведения произошли разительные метаморфозы. Она сидела, не поднимая головы, и избегала встречаться со мной или с матерью взглядами. Руки она смиренно держала сложенными на коленях.
Я очень посочувствовала Мариссе, сразу поняв, что происходит. Она явно находилась под воздействием своей грозной матери, в присутствии которой ей больше всего на свете хотелось стать как можно менее заметной. Она явно боялась матери и, уступая ее давлению, на время жертвовала своим чувством собственного достоинства.
Когда я сообщила им о своих наблюдениях, Марисса призналась, что в присутствии матери всегда ощущает неловкость. Ей никогда не удавалось оправдать ее ожидания, не говоря уже о том, чтобы заслужить похвалу. Как только она это осознала, отношения между матерью и дочерью наладились и они научились наконец обращаться друг с другом уважительно.
Наклоны
Когда человек вам нравится, вы обычно к нему наклоняетесь. Это признак того, что вас интересует и он сам, и то, что он хочет сказать. Если интерес чрезвычайно велик, то вы всем телом подаетесь вперед, в то время как ноги остаются на месте. Если человек сидит, наклонившись на бок, это означает, что он демонстрирует вам свое дружеское расположение. Если человек неприятен, наскучил или вы чувствуете себя с ним неловко, то вы обычно откидываетесь назад.
Однажды я обедала с подругой, которой понравился мужчина из нашей компании. Когда он извинился и вышел из-за стола, она принялась изливать мне свои чувства и в завершение спросила, есть ли у нее, по моему мнению, хоть какие-нибудь шансы. Я не захотела ее разочаровывать, поэтому рассказала, каким образом она может это выяснить. Я посоветовала ей посмотреть, как близко от нее он сядет и будет ли к ней наклоняться.
Мужчина вскоре вернулся, и моя подруга быстро получила ответ на интересовавший ее вопрос. Ее шансы были близки к нулю. Он сел и откинулся на спинку стула. Когда она потянулась к нему, чтобы коснуться его руки, он с явным неудовольствием отпрянул. Он мало обращал на нее внимания, а когда говорил с ней, то держался натянуто и очень официально. Его поведение говорило само за себя. У него были серьезные отношения с другой женщиной - моя подруга его не интересовала, и он дал ей это понять с помощью языка своего тела.
Нарушение границы
Так же как и у животных, у людей существуют свои правила, касающиеся их жизненного пространства и собственной территории. Когда один зверь захватывает жизненное пространство другого, тот пугается и может на него напасть. То же происходит и с людьми. В каждой культурной среде есть правила, диктующие, насколько близко один человек может сидеть или стоять от другого. Выходцы из Латинской Америки и с Ближнего Востока стоят друг к другу ближе, чем жители стран Запада, которые не привыкли к тому, чтобы их стесняли. Но если европеец или американец посещает другую страну, то познакомиться с местными порядками, а также придерживаться их будет для него совсем не лишним.
Люди, которые нарушают границы чужой территории, какой бы национальности они ни были, либо обожают рисоваться и проявлять силу, либо совершенно не понимают, что делают. Когда кто-нибудь подходит к вам очень близко и начинает разговаривать, это может вам не понравиться и вы не захотите общаться. Вы начнете пятиться и отступать до тех пор, пока просто не извинитесь и не сбежите. Возможно, вы заметите за собой, что в знак протеста неосознанно скрестили руки, попытались отвернуться или втянули голову в плечи. Вы начали переступать с ноги на ногу, ерзать или пытаться изменить свою позу. Возможно, в вашем голосе появятся также резкие нотки, и вы попросите этого человека отступить на шаг.
В ходе некоторых исследований экспериментаторы специально подходили к людям так близко, чтобы они ощущали дискомфорт. Стремясь показать, что их побеспокоили, эти люди обычно резко отходили в сторону.
Иногда человек специально становится к вам слишком близко, чтобы заставить вас почувствовать себя неуверенно. Вторжение на чужую территорию пугает тех, кому она принадлежит, и они отступают, пытаясь выяснить ваши намерения. Если вы встанете слишком близко, большинство людей это обидит, и, что бы они ни сказали, им ни за что не избавиться от тех отрицательных эмоций, которые вы вызвали.
Если вы подойдете к человеку слишком близко, это заставит его забеспокоиться: все ли у него в порядке в плане личной гигиены, свежее ли у него дыхание, и хорошо ли от него пахнет. Или же человеку может не понравиться, как пахнет от вас. Однако ваша реакция на вторжение в ваше пространство может и не быть отрицательной, если вы рады, что видите человека так близко.
Важно отметить, что человек, чувствующий свою силу и уверенный в себе, обычно занимает больше места, потому что не стесняется свободно вытянуть ноги или удобно расположить руки. Ну а менее уверенный в себе человек, как правило, поджимает ноги и прижимает руки к телу, стараясь принять при этом позу эмбриона.
Если человек стоит слишком далеко
Люди, стоящие слишком далеко, кажутся заносчивыми, высокомерными или считающими себя выше других. Они буквально опасаются слишком с вами сблизиться. Возможно, они сидят или стоят так далеко, потому что вы им не нравитесь. Их раздражает ваш разговор, запах или внешний вид. Часто люди, стремящиеся физически дистанцироваться от других, в душе испытывают страх.
Копирование движений
Если вы хотите убедиться, что кажетесь кому-то привлекательным, проверьте, не повторяет ли человек ваших движений. Если один из вас копирует элементы языка тела другого (вы одновременно кладете ногу на ногу, подпираете голову рукой, сжимаете руки и т. п.), есть вероятность того, что один из вас или вы оба настроены на лирический лад. Когда человек подражает другому, это свидетельствует о том, что он хочет на него походить.
Раскачивание с пятки на носок
Эти телодвижения сигнализируют о том, что человек испытывает нетерпение или беспокойство. Взрослые раскачиваются с пятки на носок в минуты волнения, когда им неловко и они хотят успокоиться.
Такое поведение не редкость и у детей, особенно страдающих аутизмом: это их способ подбодрить себя и восстановить душевное равновесие.
Если подобным образом ведут себя взрослые, окружающим это не нравится, потому что это их отвлекает. Они не могут собраться и сосредоточиться на том, что пытается им сказать человек, который раскачивается.
Ерзанье
Когда люди не находят себе места, они тем самым сообщают вам о себе множество информации. Они нервничают, и тогда это признак того, что они не хотят здесь больше находиться. Они заламывают руки или переминаются с ноги на ногу, что свидетельствует о волнении или раздражении. Когда человеку неловко, он постоянно делает какие-нибудь движения, чтобы чувствовать себя лучше.
Когда людям неловко, у них повышается температура, они буквально ощущают жар в груди и возятся со своим галстуком, пытаясь ослабить узел.
Поэтому когда вы увидите, что кто-то ерзает, знайте: он посылает вам сообщение о том, что ему неловко или его что-то беспокоит. Возможно, человек солгал или хочет уйти от людей, в обществе которых он в данный момент находится.
Наклон головы
Голова, склоненная набок, сигнализирует о том, что человеку интересно и он готов выслушать то, что вы намерены сказать. Он сосредоточен на ваших словах, и вам удалось полностью завладеть его вниманием.
Вы замечали, что маленькие дети, которые еще не научились говорить, нередко держат голову набок, когда к ним обращаются. Это показывает, что они внимательно слушают.
Резкое движение головой
Услышав то, что им пришлось не по вкусу, люди часто делают головой резкое движение в сторону от говорящего. Скорее всего это бессознательная реакция, призванная создать преграду между человеком и источником дискомфорта.
Кивание
Людям, постоянно кивающим, когда вы говорите, нравится всем угождать. Обычно они испытывают горячее желание нравиться. Их манера как бы говорит: "Я ведь соглашаюсь со всем, что вы говорите, ну а вы должны меня за это любить". Как правило, это неуверенные в себе люди, которые опасаются того, что их отвергнут.
Когда человек качает или вертит головой, это означает, что он выражает сомнение или несогласие с тем, что было сказано. Он может качать головой, пытаясь проанализировать сказанное и решить, какую позицию должен в этом случае занять.
Низко опущенная голова
Если вы не участвуете в религиозной церемонии или не родились в стране, где принято склонять голову в знак уважения, то низко опущенная во время разговора голова свидетельствует о том, что человек не уверен в себе, страдает от низкой самооценки, несчастлив или переживает депрессию.
Покойная принцесса Диана имела обыкновение разговаривать с низко опущенной головой. Первоначально это могло быть признаком уступчивости, но поскольку Диана не изменила этой манере и позже, то мне кажется, что это явилось отражением ее тяжелого душевного состояния и доказательством того, что в своей роли принцессы Диана чувствовала себя не слишком уверенно.
Резко вскинутая голова
Резко вскинутая голова сигнализирует о нависшей угрозе так же, как и выдвинутый вперед подбородок. Это признак агрессивности и враждебности, указывающий на то, что для решения стоящей перед ним проблемы человек готов пойти на крайности.
Когда человек трясет головой или откидывает ее назад, эти движения обычно выражают презрение или высокомерие.
Почесывание головы
Если только человека не мучают вши или какое-нибудь кожное заболевание, почесывание головы означает, что он смущается или в чем-то не уверен.
Однажды я работала со своим музыкальным продюсером над песней, которую написала, и вдруг заметила, что он принялся яростно скрести в затылке. Я спросила, не сомневается ли он в концовке песни. Продюсер ответил утвердительно и добавил, что хочет, чтобы у песни был другой, более драматичный конец. Обратив внимание на то, что он почесывает голову, я догадалась, что продюсеру очень не нравится то, что мы делаем. Он решил, что мы должны изменить концовку песни, но боялся обидеть меня.
Или еще один пример. Допустим, вы задали кому-то вопрос, а человек начинает чесать затылок. Он сообщает вам, что не понял ваш вопрос или не знает, как на него ответить. Будет полезно повторить свой вопрос в иной форме, чтобы человек точно понял, чего вы от него добиваетесь. Изменив формулировку вопроса, вы также дадите собеседнику дополнительное время на подготовку ответа.
Пожимание плечами
Когда люди пожимают плечами, это означает, что они говорят неправду, неискренни или им все безразлично. Также это можно расценить, как "не знаю", "не уверен" или "что-то мне не верится".
Человек, который лжет, обычно пожимает плечами очень быстро. В этом случае это делается абсолютно непроизвольно и означает нечто совершенно иное, нежели безразличие или отсутствие заинтересованности. Человек как бы сообщает, что говорит неправду. Такое быстрое передергивание плечами является бессознательной попыткой показаться хладнокровным, спокойным и собранным.
Если человек поднимает плечи, но не пожимает ими, а оставляет их в таком положении, то он Демонстрирует свою беззащитность.
Это движение часто делала Мэрилин Монро, чтобы подчеркнуть свою сексуальность и готовность к общению.
Манера держаться: правильная и неправильная.
Манера держаться показывает, как человек себя чувствует и что ощущает по отношению к другим. У того, кто держится уверенно, спина прямая, плечи расправлены, голова поднята и ягодицы подтянуты. Такой человек стоит свободно и непринужденно, равномерно распределив нагрузку на обе ступни. Если он сидит, то свободно держит руки и ноги и не пытается их скрестить.
Люди, которые держатся уверенно, одинаково хорошо себя чувствуют и на прогулке с друзьями, и на званом обеде. Они оживленно жестикулируют, чтобы выразить свою мысль нагляднее. Все свое внимание они обращают на других, не думают, как они сами выглядят, а больше наблюдают за другими. Обычно они открыты и спокойны, и эти черты привлекают к ним других. Их манера держаться открыто и непринужденно производит на людей приятное впечатление.
Иные манеры держаться вызывают у людей другие эмоции.
1. Сутулость.
Когда человеку грустно, он обычно горбится. Понурые плечи - признак смирения, недостаточной уверенности в себе или даже депрессии. Они говорят о том, что человек несет тяжкую ношу. Тот, кто имеет такую осанку постоянно, возможно, хочет оградить себя от той или иной ситуации или от жизни вообще. Если человек горбится, это также означает, что ему не интересны ни вы, ни то, что вы хотите сказать. Он не устремляется вперед, а отступает, вяло выражая свой протест или желание сбежать.
Обычно у человека с сутулой спиной и понурыми плечами бывает и впалая грудь. И поскольку внутренние органы зажаты, то они не могут функционировать таким образом, чтобы голос звучал полноценно.
2. Если человек всем телом устремлен вперед.
Когда человек вытягивает шею и всем телом устремляется вперед, это означает, что он сердится. При этом он может также выпятить подбородок и сжать кулаки. Все его мускулы сильно напряжены, что является проявлением воинственности. Если кто-то быстро шагает, подавшись всем телом вперед, знайте, что он очень рассержен.
3. Чрезмерно прямая осанка.
Люди с чрезмерно прямой осанкой, напоминающей о военной выправке, часто чопорны и не гибки в своих решениях и взглядах. Обычно они склонны видеть только черное и белое и считают, что все должно быть только так, как они хотят, или никак, то есть по природе своей они авторитарны.
В большинстве случаев они производят впечатление снобов, которые считают себя выше других. Расхаживая с гордо поднятой головой, они обычно смотрят на других сверху вниз. Еще они очень ценят чистоту и порядок и теряются в непривычной обстановке.
4. Позерство.
Эти люди манерничают и выглядят так, словно постоянно позируют или как будто они знают, что за ними все время наблюдают. Они из тех, кто расцелует вас в обе щеки только для того, чтобы, обернувшись, посмотреть, все ли видели эту сцену. Они любят стоять у стойки бара с видом невозмутимого, умудренного опытом завсегдатая.
Несмотря на то что они могут показаться снобами, которые на людей смотрят сверху вниз, на самом деле они эмоционально нестабильны, застенчивы и погружены в себя. Подобно нарциссистам, они убеждены в том, что мир вращается вокруг них.
5. Закрытая поза.
Люди, которым вы не нравитесь или которые не согласны с тем, что вы сказали, часто выражают это с помощью своего тела. Прежде всего они поднимают голову и выпрямляют корпус, одновременно скрещивая руки на груди. Если они сидят, то могут положить ногу на ногу.
6. Нейтральная поза.
Люди, которые еще не сформировали о вас своего мнения или не решили, как отнестись к сложившейся ситуации, стоя, часто складывают руки у себя на животе, а сидя, складывают их на коленях и кладут ногу на ногу, как бы говоря, что намерены подождать и посмотреть, что из всего этого получится. При этом их поза частично открыта (голова поднята, спина выпрямлена, руки не согнуты), частично закрыта (руки сложены на коленях, хотя пальцы и не переплетены, а ноги перекрещены).
7. Поза, выражающая скуку.
Когда людям все надоело или неинтересно, они сначала отворачиваются от вас лицом, а затем и всем телом. Если раньше они к вам склонялись, то теперь они могут от вас отстраниться. Если они сидят, то сначала подтянут ноги поближе к себе, а потом их вытянут и постараются держать спину прямо.
Их пальцы будут сложены в замок, а руки останутся на коленях. Если им станет еще скучнее, то они начнут клевать носом и им придется поддерживать голову рукой.
Принимая позу, выражающую скуку, человек обычно откидывается на спинку стула и свободно вытягивает ноги. Если он стоит, то держит руки спереди, сложив пальцы в замок, а также отвернется от своего собеседника.
Следите за руками.
По рукам человека можно многое рассказать о чувствах, которые он испытывает. Я объясню вам значение нескольких положений рук, и вы получите некоторое представление о том, что могут рассказать о человеке его руки.
1. Руки, скрещенные на груди.
Это защитная поза, которую принимают, когда чувствуют себя неловко и хотят себя от чего-либо защитить. Также она означает, что человек хочет от вас отгородиться. Когда он чувствует себя неуверенно, то всегда старается физически занимать как можно меньше места.
Если в помещении тепло и человек обхватил себя руками не для того, чтобы согреться, то скрещенные на груди руки означают, что он твердо стоит на своей позиции, пытается в ней укрепиться и закрыт для любого варианта, который вы могли бы ему предложить. Обычно этой позе сопутствуют нервозность и напряженность. Руки, скрещенные на груди или животе, свидетельствуют о том, что человеку есть что скрывать. Поэтому когда вы видите, что кто-то скрестил руки на груди, знайте, что человек хочет от вас отстраниться. Скрещивать руки на груди любят также женщины с большой грудью и недовольные своей фигурой.
2. Руки на бедрах.
Когда человек подбоченивается и сильно оттопыривает локти, это означает: "держитесь от меня подальше" или "лучше ко мне не подходите". Это, как выразился антрополог Дезмонд Моррис, "поза, противоположная объятию", а также демонстрация чрезвычайной уверенности в себе и крайней независимости.
Если человек, находясь в обществе, хочет отделить кого-то от других, он сигнализирует об этом, уперевшись в бок одной рукой. Однажды я наблюдала такое поведение на вечеринке. Одна женщина всячески старалась подчеркнуть свои права на нового, крайне привлекательного спутника. Каждый раз, как к нему приближалась с намерением поболтать другая женщина, она поворачивалась и специально задевала ее локтем, недвусмысленно давая другим понять, что им следует держаться от ее красавчика на почтительном расстоянии.
3. Положение рук, свидетельствующее об открытости.
Руки, сложенные за спиной, обычно означают открытость; этой позой люди сигнализируют о том, что не чувствуют необходимости защищаться. Прогуливаясь в местах, где они могут встретить своих подданных, члены британской королевской семьи нередко складывают руки подобным образом, который исключает возможность их быстрого использования и одновременно оставляет неприкрытым торс, демонстрируя всем свое абсолютное спокойствие.
Также это положение рук свидетельствует об уверенности в себе. Руки, сложенные за спиной, можно часто увидеть у солдат, когда они стоят с ружьем на спине после того, как получили команду "вольно". Они спокойны, открыты, и им нечего скрывать.
4. Размахивание руками
Во многих средиземноморских и ближневосточных странах люди часто размахивают руками, чтобы лучше выразить свою мысль, и это считается нормальной манерой общения. Однако в западных странах размахивание руками означает нечто иное: человек потерял над собой контроль, сильно переживает или очень сердится.
Эмоциональные пальцы.
Кисти рук и пальцы человека могут многое рассказать о его эмоциональном состоянии. Вот что означают некоторые из них.
1. Спрятанные пальцы.
Когда человек, разговаривая, прячет кисти рук (засунув их, например, в карманы), не исключено, что он скрывает важную информацию или не желает рассказать о чем-то важном лично для него. Однажды я увидела на одном светском мероприятии своего друга Марти и спросила, как поживает его супруга Джинни. В ответ он сунул руку в карман, сказав, что у нее все великолепно, и тут же сменил тему. А несколько дней спустя я узнала, что семейная жизнь Марти дала трещину и они с Джинни на грани развода.
2. Сердитые пальцы.
Стиснутые кулаки обычно означают, что человек не выражает словами своих подлинных чувств. И если вы увидите, что кто-то говорит, сжимая кулаки, то знайте, что на самом деле он сердит или расстроен. А если большой палец человека спрятан внутри кулака, то это означает, что он ощущает угрозу, напуган или обеспокоен. Когда большой палец одной руки обхватывают всеми пальцами другой руки, это такой же защитный жест, как скрещивание рук на груди. Если люди, разговаривая, грозно поднимают палец или делают кистями рук порывистые резкие движения, это также говорит о раздражении.
3. Лгущие пальцы.
Человек, который с вами не откровенен, как правило, не так активно двигает пальцами, которые могут быть стиснуты, сжаты в кулаки или засунуты в карманы. Посмотрите, как сильно человек сжимает что-нибудь при разговоре: чем сильнее он это делает, тем больше внутреннее напряжение, которое он испытывает.
Когда человек сжимает, например, спинку стула, то он словно пытается найти себе поддержку в чем-то осязаемом. Люди, которые обхватывают руками самих себя, испытывают внутреннее напряжение, волнуются и буквально пытаются взять себя в руки. Если они делают такие движения, это означает, что они говорят неправду или пытаются справиться с сильными переживаниями.
4. Честные пальцы.
Если человек говорит правду, то его ладони открыты, а пальцы обычно выпрямлены. Этим он показывает свою открытость и интерес к другим. Такое положение пальцев свидетельствует о благорасположении, о том, что человек доброжелательно относится к вам и к вашим идеям. Одновременно демонстрация открытой ладони свидетельствует о незащищенности человека перед другими людьми. Если же человек показывает вам тыльную сторону ладони, то он не так благожелателен и открыт, наоборот, закрыт и недоступен.
5. Пальцы, полные экспрессия.
Когда люди во что-нибудь очень верят и испытывают в связи с этим сильные эмоции, то обнаруживают свою увлеченность, энергично размахивая руками. Если они чему-нибудь не верят, то двигают руками, в том числе и кистями рук, не так активно.
6. Упрямые пальцы.
Когда вы видите, что человек оттопырил большой палец, а остальные выпрямил или сжал в кулак, это означает, что он твердо стоит на своем и ни за что не изменит позицию. Переубедить человека, который сделал подобный жест, будет очень и очень нелегко.
7. Нетерпеливые пальцы.
Пальцы, барабанящие по столу, обычно указывают на то, что человек испытывает нетерпение или нервничает. Аналогично, если человек что-нибудь теребит, например бусы или браслет, или крутит свои волосы - это говорит о том, что он волнуется, напряжен и нервничает. Это свидетельствует, что он взволнован и хочет что-нибудь потрогать, чтобы успокоиться.
8. Пальцы, говорящие о стрессе.
Если человек грызет ногти или обкусывает кожицу вокруг них, заламывает руки или нервно что-нибудь перебирает, это также указывает на его тревогу. Люди совершают эти бессознательные движения, когда переживают стресс, даже если по их разговору испытываемый ими внутренний дискомфорт никак не ощущается. Подобные движения являются также признаком гнева или разочарования.
9. Пальцы, говорящие о скуке.
Тот, кто расстроен или кому все надоело, крутит большими пальцами, сомкнув другие в замок, чтобы немного развлечься и избавиться от скуки.
10. Спокойные пальцы.
Когда человек спокоен, это видно по его кистям рук. Он двигает ими уверенно и неторопливо и в то же время плавно и не механически. Человек, который соединяет пальцы в замок и обхватывает ими голову сзади, показывает, что ощущает себя в полной безопасности и ему легко и удобно.
11. Пальцы, уверенные в себе.
Уверенный в себе человек нередко совершает пальцами целый ряд движений, которые отражают эту черту его характера. Одно из них - складывание пальцев домиком (когда кончики пальцев одной руки дотрагиваются до кончиков соответствующих пальцев другой руки и ладони образуют домик). Этот жест часто наблюдается у учителей, министров, политиков, юристов и людей, ответственных за распространение информации. Делают его и люди, часто ведущие переговоры.
Дотрагивание.
Человеку нужно, чтобы до него дотрагивались, пишет в своей книге "Дотрагивание" антрополог Эшли Монтегю. Легко прикасаясь к вашей спине, плечу, руке, расположенный к вам человек выражает вам свою эмоциональную поддержку. Дотрагиваясь до кого-нибудь во время разговора, вы также обращаете внимание собеседника на самое главное из того, о чем вы хотите ему сообщить.
Манера слишком часто дотрагиваться до других многое рассказывает о самочувствии человека и его отношении к людям. Это может быть признаком ревности и желания командовать и в этом случае является проявлением враждебности, которое я называю агрессивным дотрагиванием. Встречаются также люди, которые слишком часто дотрагиваются до других, ощущая острую потребность в симпатии и признании окружающих.
Тридцатипятилетний фотограф Джо всегда дотрагивался до людей, которых встречал. Разговаривая с мужчиной, он добродушно опускал ему руку на спину, а беседуя с женщиной, постоянно касался ее руки. Поскольку Джо был крайне неуверен в себе, ему нужно было убеждаться в том, что люди его внимательно слушают. Когда он прикасался к человеку, тот неизменно оживлялся и начинал слушать его с удвоенным интересом.
Некоторые из нас далеко не столь доброжелательны, как Джо, и не могут так просто прикоснуться к другим. Некоторые дотрагиваются до других, проявляя свою силу, и снисходят до человека, которого трогают. Другие используют прикосновение, чтобы почувствовать свою власть или превосходство, особенно если они вам завидуют или испытывают из-за вас беспокойство и страх. Эти люди используют прикосновение как способ испытать свою силу. Лучшее, что вы можете в этом случае сделать для восстановления своего контроля над ситуацией, - сказать тому, кто к вам прикоснулся, что не любите, когда до вас дотрагиваются.
Если человек дотрагивается до самого себя
Когда кто-то то и дело дотрагивается до своего лица, он часто говорит неправду. Человек испытывает неловкость из-за того, что не был до конца откровенным. Поднимая руку ко рту или глазам сразу после того, как солгал, этот человек как бы создает барьер между собой и своим собеседником.
Если только человек не страдает простудой или аллергией, пощипывание или потирание кончика носа указывает на то, что человеку не нравится та или иная ситуация. Допустим, вы просите кого-нибудь помочь вам пододвинуть тяжелый стул, и он соглашается, но прежде его рука машинально тянется к носу. Этот жест означает, что человеку совсем не хочется двигать стул. Нечто подобное происходит и тогда, когда человек дотрагивается до своего рта или прикрывает его рукой сразу после того, как что-нибудь вам сказал. Часто это означает, что он был неискренен или его совсем не порадовало то, что вы ему только что сообщили.
Потирание глаз означает, что человек уже устал и вам пора прекратить делать то, что вы делаете. Когда кто-то потирает шею сзади, это часто означает, что он испытывает неловкость, а возможно, и лжет и скрывает свое отношение к истинному положению вещей.
Недотроги и не дотрагивающиеся
Люди, которые никогда не прикасаются к другим, обычно не обладают необходимой гибкостью, скованны и испытывают сильное внутреннее беспокойство. У них может быть множество нервных привычек, и нередко они боятся других. Они недовольны ни собой, ни другими. Обычно они нелюдимы, поглощены собой и эгоистичны. Часто люди, которые не любят, чтобы к ним прикасались, в детстве подвергались физическому или моральному насилию, и это - их реакция на перенесенную в ранние годы травму.
Если кто-то делает вам больно
Когда человек делает вам больно, например, хватая вас за руку, он показывает, что считает вас своим соперником или вы его раздражаете. Таким людям необходимо дать понять, что их прикосновения неприятны и нежелательны. Держите их на расстоянии.
Рукопожатия
Как человек пожимает вам руку, имеет глубокий смысл. Тот, кто пожимает вашу руку спокойно, но твердо, демонстрирует свою уверенность в себе; этот человек открыт, и ему нечего скрывать. Крепкое рукопожатие обычно ассоциируется с сильным характером, а вялое - со слабым.
Если человек жмет вам руку слабо, неловко или касается только кончиков ваших пальцев, это свидетельствует о том, что он не хочет с вами общаться. Возможно, он напуган, взволнован и просто не желает в данный момент ни с кем разговаривать.
Часто мужчины не знают, как следует пожимать руку женщине. Стараясь выглядеть джентльменами, они делают это очень робко, однако такое рукопожатие говорит о недостатке сил. Но рукопожатие, от которого хрустят руки и люди морщатся от боли, свидетельствует о том, что человек настроен агрессивно, враждебно и пытается утвердить над другими свое превосходство.
Разговор руками
Многое можно узнать о человеке и по тому, как он жестикулирует при разговоре. Использование рук при разговоре является средством усиления выразительности речи, способом акцентировать отдельные моменты, сменить тему или вовсе прервать беседу. Любое изменение положения рук, когда человек указывает на что-то, дотрагивается до вас или даже берет за руку, - все это имеет при разговоре определенное значение.
Руки многое рассказывают и об эмоциональном состоянии людей. Человек, который спокойно с вами беседует, но сжимает при этом кулаки, не вполне с вами искренен. Это признак того, что вы рассердили его своими словами или вы ему не нравитесь.
Эмоциональные ступни.
Положение ног и ступней рассказывает о чувствах людей не меньше, чем их руки и пальцы. Ступни - одна из самых честных частей человеческого тела, они точно показывают, что человек ощущает и о чем думает. И если вы легко можете контролировать выражение своего лица, позу и жесты, то контролировать свои ступни практически невозможно.
1. Честные ступни.
Если человек опирается на всю подошву, а его ступни сведены вместе и мысками обращены точно в вашу сторону, есть все основания считать, что он искренен, открыт и уравновешен. А если он опирается только на внешние края ступней или балансирует на пятках, то, по-видимому, это жулик, и вас почти наверняка обманывают.
2. Качание ногой.
Когда человек качает ногой или слегка постукивает ею по полу, то он испытывает нетерпение или скуку. Такие движения свидетельствуют о желании сбежать; с их помощью человек как бы говорит вам, что не хочет здесь больше находиться.
3. Одна нога, обернутая вокруг другой.
Когда одна нога обернута вокруг другой - это явный признак того, что человек нервничает или испытывает неловкость. Причем такое положение ног говорит о нервозности, даже если в остальном поза этого человека кажется абсолютно расслабленной.
4. Ноги, скрещенные в щиколотках.
Когда кто-то скрещивает ноги в щиколотках и как бы их запирает, это означает: он от вас что-то скрывает. Человек скрывает от вас свои чувства или какую-нибудь информацию и старается таким образом ничем себя не выдать.
Также это положение ног указывает на напряжение. Нередко оно наблюдается у людей, которым нужно пойти в туалет, и они буквально стараются сдержаться. Бывает оно и у пассажиров самолетов, которые нервничают и испытывают особый дискомфорт в момент, когда лайнер поднимается в воздух.
О чем говорят ноги.
Положение ног многое сообщает о человеке. Например, оно позволяет определить, честный это человек или карьерист и насколько он уверен в себе.
1. Ноги человека, уверенного в себе.
Если человек сидит, широко расставив ноги, это свидетельствует о его открытости и уверенности в себе. Если это женщина и на ней юбка, то ее ноги, по понятным причинам, будут расставлены не так широко. Если ноги человека сведены вместе и колени плотно сжаты, это тоже указывает на открытость и уверенность в своих силах. Если колени сомкнуты, а обе ступни стоят на земле и "смотрят" на человека напротив, это показывает честность и прямоту характера. Если человек сидит нога на ногу так, что одно его колено находится над другим, это поза выражает надежность и уверенность в себе как у мужчин, так и у женщин.
2. Лживые ноги.
Если человек сидит нога на ногу так, что одно его колено находится выше другого колена, этот человек пытается собраться или укрепиться в своей позиции. Это означает, что он не уверен в себе или говорит вам неправду.
3. Ноги "выпустите меня отсюда!"
Представьте, что вы разговариваете с человеком, который стоит перед вами и смотрит на вас, повернувшись в вашу сторону не только лицом, но и телом. Но тут вы случайно опускаете глаза и замечаете, что ступни и ноги этого человека смотрят в противоположном направлении. А это означает, что он хочет уйти и вовсе не желает с вами разговаривать. Когда человек ощущает в вашем обществе дискомфорт, его ноги буквально начинают двигаться в сторону двери в надежде, что ему удастся побыстрее сбежать.
Еще одно движение, которое указывает на то, что человек хочет уйти, - это ритмическое и повторяющееся похлопывание себя по бедрам. Довольно часто можно увидеть, как кто-то похлопывает себя по внешней стороне бедра, показывая, что он хочет, но не может вас покинуть. Этот жест аналогичен качанию ногой и говорит о том, что человек не уходит только из страха показаться невежливым.
4. Независимые ноги.
Сидят, поджав под себя одну ногу, обычно люди независимые, свободомыслящие и не признающие формальностей или же те, которые просто не знают, что так сидеть не полагается. Людей этого типа, как правило, не слишком волнует, что о них подумают окружающие.
5. Властные ноги.
Ноги, вызывающе вытянутые вперед прямо у вас под носом, не важно, скрещены они или нет, показывают, что человек ощущает свое превосходство над вами. В этой позе сидят люди волевые и желающие продемонстрировать свое воинственное настроение. В их манере привлекать к себе внимание чувствуется эгоцентризм.
6. Стояние на одной ноге.
Если только в этом нет никакой физической необходимости, стоять на одной ноге никому не рекомендуется, потому что эта поза вводит в заблуждение окружающих. Те, кто за вами наблюдает, думают, что вы испытываете неловкость или боль. В этом случае человек, с которым вы беседуете, бессознательно волнуется о том, как вы себя чувствуете, нежели обдумывает ваше сообщение.
Стояние на одной ноге обычно бывает привычкой. Часто люди не понимают, как она воспринимается другими, и делают это совершенно бессознательно. Однако эта поза оскорбляет других, и человек с подобной привычкой кажется им ненадежным и не заслуживающим доверия.
Походка.
Все люди обладают характерной и легко узнаваемой их близкими походкой. Увидев кого-то издалека, вы можете не различить его черт и все же наверняка знать, что это ваш друг или родственник. Посмотрим теперь, как походка человека отражает его эмоциональное состояние.
1. Походка человека не в настроении.
Человек, который упал духом, ходит с опущенной головой, сутулится и не смотрит, куда идет. Обычно он не поднимает глаз и бредет как во сне.
2. Походка "смотрите все на меня!"
Люди, которые считают себя выше других, обычно ходят с высоко поднятой головой и слишком активно двигают руками. Сами они редко глядят на людей, но полагают, что те смотрят на них постоянно. Обычно они держатся прямо и выпячивают грудь колесом. Свои негнущиеся ноги они переставляют размеренно и неторопливо. Зачастую они производят при ходьбе много шума, так что обычно вы сразу слышите, что они идут.
3. Робкая походка.
Тот, кто робок или опасается, что к нему плохо относятся, предпочитает ходить на цыпочках и слегка сутулится. Такой человек держится скромно и передвигается так тихо, что вы и не заметите, как он очутился в комнате. Ходит он осторожно и торопливо.
4. Суровая походка.
Суровый и строгий человек обычно обладает суровой и строгой походкой, отражающей его характер. Такой человек ходит быстро, четко печатает мелкие шаги и делает при этом негнущимися руками такие движения, которые кажутся механическими.
5. Уверенная походка.
Люди, уверенные в себе, ходят ровным, бодрым и пружинящим шагом. Прогуливаясь, они смотрят на людей и часто улыбаются. У них прямая осанка, они высоко держат голову и двигают руками свободно и непринужденно.
Что вы носите.
Многое узнать о человеке можно не только по его позе и жестам, но и по тому, как он одевается.
1. Одежда, вышедшая из моды
Если человек носит одежду устаревшего или не подходящего ему фасона, поношенную или плохо на нем сидящую, это указывает на то, что он не может позволить себе новую или просто отстал от моды.
2. Неряшливая одежда.
Если человек одевается небрежно и неряшливо, носит запачканные или дурно пахнущие вещи, это говорит о том, что у него низкая самооценка или он не в ладах с самим собой.
3. Остромодная одежда.
Люди, которые носят все самое современное или безропотно следуют капризам моды, часто слишком беспокоятся о том, что подумают о них окружающие. Они испытывают горячее желание не отстать от других и переживают, если у них нет стильных вещей, за которыми им можно было бы спрятаться.
4. Сексуальная одежда.
Люди, которые носят слишком сексуальную и вызывающую одежду, жаждут чужого внимания. Это типично голливудская манера одеваться, с помощью которой многие мужчины и женщины мечтают выделиться из толпы и быть наконец замеченными. Чем сексуальнее и откровеннее их одежда, тем больше вероятность того, что они сумеют привлечь к себе внимание. Манера носить вызывающую одежду подходит и для людей, которые ищут себе сексуального партнера, однако те, кто одевается подобным образом постоянно, обычно сексуально и эмоционально неблагополучны и пытаются как-то компенсировать свою неполноценность.
5. Броская одежда.
Люди, которые одеваются крикливо, любят яркие цвета и броские аксессуары, обычно также страдают от неуверенности в себе. Они остро нуждаются во внимании, что нередко объясняется их низкой самооценкой. Однако яркий цвет не такая уж плохая вещь. Он свидетельствует, что человек бодр, оживлен и находится в приподнятом настроении.
6. Унылая одежда.
Люди, которые носят одежду унылой расцветки и консервативного покроя, обычно не любят создавать проблем. Они бывают робкими и застенчивыми и стараются одеваться скромно, чтобы никто не обращал на них внимания.
7. Слишком много пуговиц.
Тщательно причесанные и безупречно одетые, как бы застегнутые на все пуговицы люди бывают очень дисциплинированными и высокоорганизованными. Также они могут быть суровыми и негибкими. Люди этого типа обязательно гладят свои джинсы и белье: они терпеть не могут, когда что-то не в порядке или выглядит неаккуратно.
8. Одежда, не соответствующая случаю.
Люди, одетые не соответственно случаю, хотят сообщить нам, что они нонконформисты, бунтари и нуждаются в том, чтобы их заметили. Это утверждение относится к людям обоего пола, которые надевают кроссовки на званый обед и появляются в джинсах на коктейле, а также к женщинам, появляющимся на работе в слишком сексуальной одежде.
Люди, которые одеваются не подобающим случаю образом, возможно, настроены враждебно и воинственно, а также хотят сами контролировать ситуацию. Выказывая это с помощью неподобающей одежды, они демонстрируют менталитет хулигана, который, в свою очередь, выдает их неуверенность в себе.
9. Одежда, подобранная со вкусом.
Люди, которые одеваются опрятно, красиво, со вкусом и к месту, показывают, что готовы к сотрудничеству и общительны. Они уважают других и учитывают обстановку, в которой находятся. Эти люди могут намеренно внести в свой костюм уникальный штрих - какой-нибудь аксессуар, необычное сочетание вещей или особый характер одежды, - чтобы придать ему модный вид и выразить свою индивидуальность. Этим они проявляют нормальное, здоровое чувство уважения к себе. В то же время они могут делать это и для того, чтобы дать повод для обсуждения своей одежды или аксессуаров и иметь возможность вовлечь других в разговор.
Прическа и гигиена.
Чистота
Неряшливые люди обычно страдают от низкой самооценки. Они могут быть не в настроении или даже совсем не интересоваться тем, что думают о них другие. Обычно они живут в своем собственном мире и даже не догадываются, что их дыхание может сбить человека с ног или им необходимо пользоваться дезодорантом. У этих людей часто бывают плохо промыты уголки глаз и лицо испачкано остатками пищи; разговаривая, они брызжут слюной. В противоположность этому чистота предполагает уважение к себе.
Прическа
Прическа человека может многое рассказать о его характере.
Мужчины, которые носят накладки из искусственных волос или пытаются скрыть лысину, зачесывая волосы набок, не уверены в себе и не откровенны. Обычно они склонны что-то скрывать и не говорят о себе всей правды.
Аналогично женщины, постоянно меняющие прическу и цвет волос, тем самым говорят, что недовольны собой и заняты поиском своей индивидуальности. Также они страдают от неуверенности в себе и низкой самооценки.
Мужчины и женщины, которые красят волосы в необычные цвета или делают себе вызывающую прическу - например, бреют голову только с одной стороны, - так и кричат о своем желании быть замеченными.
Уход за ногтями
Женщины с очень длинными, неудобными в обычной жизни ногтями также страстно хотят, чтобы их заметили. Люди с обгрызенными ногтями часто нервничают, волнуются и не уверены в себе. Такое нанесение увечий самому себе является формой саморазрушения. По существу, они таким образом сообщают, что испытывают враждебность или раздражение по отношению к самим себе.
Слишком тщательно причесанные волосы
Хорошая прическа свидетельствует о том, что люди заботятся о себе. Но если они всегда причесаны волосок к волоску, это признак того, что перед вами люди упрямые, негибкие и не уверенные в себе.
К примеру, если женщина постоянно поправляет свой макияж, это говорит о ее неуверенности в себе.
Я вспоминаю, как однажды в колледже, куда я только поступила, рано утром была объявлена учебная пожарная тревога, и одна проживавшая в спальном корпусе молодая дама решительно отказалась покидать свою комнату до тех пор, пока не наложит на лицо грим. Она была настолько не уверена в себе и застенчива, что никогда не показалась бы на людях не накрашенной и скорее погибла бы от огня, чем вышла на улицу с "голым лицом".
В то же время если женщина совсем не пользуется косметикой, это свидетельствует о том, что ее не волнует свой внешний вид или же она относится к числу тех безыскусных и лишенных фантазии людей, которые считают, что их должны любить такими, какие они есть.Ну а теперь мы уже готовы к обсуждению последних из четырех кодов - кода выражения лица.
Глава 8. Понимание кода выражения лица.
Язык тела человека или его выражение лица могут сказать куда больше, чем произнесенные им слова. Как писал Зигмунд Фрейд, "тот, у кого есть глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, может легко убедиться в том, что хранить секреты не под силу ни одному смертному. Если его губы безмолвствуют, то он болтает с помощью кончиков своих пальцев. Предательство сочится из каждой его поры".
Точно так же, как бывает голосовая утечка информации, существует и утечка информации через выражение лица. Человек пытается скрыть свои эмоции, но в течение секунды выражение его лица будет правдивым. Как справедливо заметил Фрейд, истинные чувства утаить практически невозможно.
Лица рассказывали нам о многом веками, взять хотя бы работы художников, начиная от Рембрандта и Веласкеса и кончая современными фотожурналистами и операторами. Выражения лиц, которые мы видели на классических фотографиях, врезались в нашу память навсегда. Кто забудет то чувство, которое отразилось на лице Ли Харви Освальда в момент, когда в него выстрелил Джек Руби, или же страх и страдание на лице юной вьетнамской девушки Ким Фук, когда она бежала и кричала от боли после того, как попала в напалмовый дождь во время воздушного налета вьетнамцев? Или же радость и восторг на лице завоевавшей олимпийскую золотую медаль гимнастки Мэри Лу Реттон, когда она упала в объятия своего сияющего, ликующего тренера Белы Кароли? Или то покорное и печальное выражение лица, с каким президент Клинтон каялся перед всей страной в том, что был неискренен и действительно находился в неподобающих отношениях с "этой женщиной"? Нет ни малейшего сомнения в том, что эти и многие другие подобные выражения лица точно отражают происходящее в душе человека.
Анализ кода выражения лица.