<< Пред.           стр. 6 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  - лишение нагрудного знака "За безупречную службу в прокуратуре РФ";
  - лишение нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры РФ";
  - предупреждение о неполном служебном соответствии;
  - увольнение из органов прокуратуры;
  2) государственные служащие, работники железнодорожного транспорта, работники организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии и другие категории работников (морского, речного транспорта).
  Гарантиями защиты интересов работников от необоснованного привлечения к дисциплинарной ответственности служат установленные законодательством правила наложения дисциплинарных взысканий, которые заключаются в следующем:
  1) налагаются руководителем предприятия или его заместителем;
  2) при наложении дисциплинарных взысканий должны учитываться обстоятельства, при которых совершен проступок, предшествующая работа и поведение работника, тяжесть совершенного проступка;
  3) до наложения взыскания от работника должно быть получено в письменной форме объяснение;
  4) за один проступок налагается только одно дисциплинарное взыскание;
  5) взыскание налагается на работника не позднее 1 месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Взыскание не может быть наложено позднее 6-месячного срока со дня совершения проступка, а по результатам ревизии - не позднее 2-х лет со Дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. При этом надлежит иметь в виду, что:
  а) месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания следует исчислять со дня обнаружения проступка;
  б) днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по службе подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий;
  в) в силу закона в месячный срок для применения дисциплинарного взыскания не засчитывается только время болезни работника или пребывания его в отпуске; отсутствие на работе по другим основаниям, в том числе и в связи с использованием дней отдыха (отгулов) независимо от их продолжительности (например, при вахтовом методе организации работ), не прерывает течение указанного срока;
  г) к отпуску, прерывающему течение месячного срока, следует относить все отпуска, предоставляемые администрацией в соответствии с действующим законодательством, в том числе ежегодные (основные и дополнительные) отпуска, отпуска в связи с обучением в учебных заведениях, кратковременные отпуска без сохранения заработной платы и другие;
  6) приказ сообщается работнику под расписку;
  7) работник считается не подвергшимся дисциплинарному взысканию, если в течение года со дня его применения он не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию.
  За нарушение трудовой дисциплины администрация вправе применить к работнику дисциплинарное взыскание и тогда, когда он до совершения этого проступка подал заявление о расторжении трудового договора по своей инициативе, поскольку трудовые отношения в данном случае прекращаются лишь по истечении срока предупреждения об увольнении.
  В случае, когда администрация в соответствии со ст. 138 КЗоТ РФ вместо применения к работнику дисциплинарного взыскания передала вопрос о нарушении им трудовой дисциплины на рассмотрение трудового коллектива, решением которого к работнику были применены меры общественного воздействия, администрация не имеет права за тот же проступок подвергнуть нарушителя дисциплинарному взысканию, поскольку не воспользовалась предоставленным ей правом привлечь работника к дисциплинарной ответственности.
 
 
 
 Раздел 13. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА
 
  Понятие охраны труда и ее правовое регулирование
  В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
  Приведенное общее понятие охраны труда позволяет судить о ней как о многоуровневой системе мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий трудовой деятельности, осуществляемых государственными органами, органами местного самоуправления, работодателями и самими работниками. Кроме этого, охрана труда с учетом данного определения предполагает рассмотрение этой проблемы, в различных аспектах: медицинском, техническом, социальном, экономическом и, наконец, в правовом аспекте, который образует правовую охрану труда.
  Правовая охрана труда как институт трудового права представляет собой систему правовых норм, непосредственно направленных на создание таких условий труда, которые обеспечивают сохранение в процессе труда жизни и здоровья работников, и обязательных для выполнения всеми субъектами трудовых правоотношений.
  При этом под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников.
  Правовые нормы по охране труда устанавливаются как в централизованном порядке, так и на локальном уровне, находя свое отражение в коллективном договоре, соглашении по охране труда, принимаемых на предприятии.
  Основными источниками правовой охраны труда являются: главы X-XII КЗоТ РФ и Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", которым были признаны утратившими силу ранее действовавшие Основы законодательства РФ об охране труда от 6 августа 1993 г.
 
  Какие основные положения предусматривает новый Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации"?
  Названный Федеральный закон содержит следующие основные положения:
  1. Общие положения, где рассматриваются основные понятия охраны труда, условий труда, вредных и опасных производственных факторов, безопасных условий труда, средств индивидуальной и коллективной защиты и других, законодательства об охране труда, государственных нормативных требований охраны труда, основных направлений государственной политики в этой области и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в этой сфере.
  2. Гарантии прав работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда: право работника на охрану его труда, ограничение выполнения им работ в неблагоприятных условиях (тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда), собственно гарантии работников на охрану их труда.
  3. Обеспечение охраны труда: государственное управление охраной труда, действующие органы по обеспечению охраны труда в организациях, обязанности работодателя и работников по обеспечению охраны труда, соответствие производственных объектов требованиям по охране труда, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, обучение и профессиональная подготовка по охране труда, финансирование мероприятий по охране труда.
  4. Надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда: органы государственного контроля и надзора в этой области, общественный контроль в этой сфере, ответственность за нарушение требований по охране труда.
  5. Нормы о вступлении в силу перечисленных положений и о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов.
 
  Значение правовой охраны труда и ее содержание
  Правовая охрана труда рассматривается в следующих трех значениях:
  - как основополагающие организации труда и трудового права;
  - как правовой институт трудового права, представляющий собой совокупность интегрированных между собой правовых норм, направленных на сохранение в процессе трудовой деятельности жизни и здоровья работников;
  - как составная часть (элемент) трудовых правоотношений, заключающаяся в субъективном праве каждого работника на труд в условиях, исключающих воздействие вредных и опасных производственных факторов или не превышающих допустимые уровни такого воздействия, которое закреплено прежде всего индивидуальным трудовым договором (контрактом) с работником, а также другими договорами о труде.
  Содержанием правового института охраны труда являются правовые нормы, которые по предмету правового регулирования объединяются в группы, образуя пединституты правовой охраны труда.
  Выделяют следующие подинституты правовой охраны труда (в зависимости от предмета их правового регулирования):
  1) нормы, определяющие планирование, финансирование и организацию работы по охране труда на предприятии, в учреждении и организации;
  2) нормы по охране труда, осуществляемого работниками в неблагоприятных условиях;
  3) нормы по специальной (дополнительной) охране труда работников с семейными обязанностями (в том числе женщин), несовершеннолетних в возрасте до 18 лет и лиц с пониженной трудоспособностью - инвалидов (подробнее см. раздел 14);
  4) нормы по контролю и надзору за соблюдением законодательства об охране труда и видах ответственности за его нарушение.
  Существуют и более компактные классификации норм по охране труда:
  - по сфере действия норм - единые межотраслевые, отраслевые и разработанные на их основе с учетом производственной специфики локальные нормы по охране труда, утверждаемые на предприятии, в учреждении и организации;
  - по субъектам - исполнителям нормативных предписаний - организационно-правовые нормы, устанавливающие обязанности администрации; материально-правовые нормы, определяющие обязанности как работодателя, так и работников по охране труда; нормы по контролю и надзору за соблюдением охраны труда, возлагающие соответствующие обязанности на органы, предусмотренные ст. 244 КЗоТ РФ (эти нормы одновременно относятся и к самостоятельному правовому институту о контроле и надзоре за соблюдением законодательства о труде - подробнее см. раздел 17);
  - по форме нормативных предписаний подзаконных актов - постановления, положения, стандарты системы стандартов безопасности труда (государственные, отраслевые, предприятий), правила и нормы (например, санитарные, строительные, безопасности и т. д.), инструкции (по безопасности, типовые отраслевые по охране труда, действующие на предприятиях инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ), организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации).
 
  Организация работы по охране труда на предприятии, в учреждении, организации
  Организация работы по охране труда заключается в планомерном и целенаправленном осуществлении различных мероприятий по охране труда в целях создания здоровых и безопасных условий труда как в целом на предприятии, в учреждении и организации, так и на отдельном рабочем месте.
  Подлежащие планированию и осуществлению мероприятия в области охраны труда предусмотрены Рекомендациями, утвержденными Постановлением Минтруда России от 27 февраля 1995 г. № 11. Данные мероприятия должны быть оформлены соответствующим разделом в коллективном договоре или отдельным соглашением по охране труда.
  Ответственность за обеспечение охраны труда на предприятии, в учреждении, организации возлагается на работодателя. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 17 июля 1999 г. работодатель обязан обеспечить:
  1) безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;
  2) применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
  3) режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации;
  4) приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
  5) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  6) организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
  7) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
  8) проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников и внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;
  9) недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;
  10) информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  11) предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
  12) принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
  13) расследование в установленном Правительством Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  14) санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
  15) беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования РФ, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  16) выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;
  17) обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  18) ознакомление работников с требованиями охраны труда.
  Другие представители администрации (начальники структурных подразделений, главные специалисты и другие) несут ответственность за состояние условий и охраны труда в соответствии с их должностными обязанностями.
  Согласно ст. 12 этого же Федерального закона для организации работы по охране труда и в целях контроля за выполнением требований по охране труда в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью работающих свыше 100 человек создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку либо опыт работы в этой области. Как определено Рекомендациями по организации работы этой службы, утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 30 января 1995 г. № 6, при штатной численности организации от 100 до 700 работающих эти функции выполняют инженеры по охране труда, а свыше 700 человек - создаются бюро или отдел по охране труда. Структура и штатный состав этой службы устанавливается работодателем. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда на предприятии утверждены Постановлением Минтруда России от 10 марта 1995 г. № 13.
  В организации с численностью работающих 100 и менее человек решение о необходимости создания службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем. При необходимости он вправе заключить договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
  Для подготовки совместных предложений по улучшению охраны труда, совместных действий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведения проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирования о их результатах работающих на предприятиях образуются (при численности работников свыше 10 человек) совместные комитеты (комиссии) по охране труда (ст. 13 Федерального закона). В их состав на паритетной основе входят представители работодателя, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда утверждены Постановлением Минтруда РФ от 12 октября 1994 г. № 64.
  Работодатель обязан ежегодно выделять на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективным договором. Данные средства аккумулируются в фонде охраны труда предприятия и подлежат расходованию исключительно по целевому назначению. Принципиально новые требования, относящиеся к финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусматривает Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ. Пункт 3 ст. 19 этого Закона обязывает в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) выделять на эти мероприятия денежные средства, в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов. Причем работники не несут никаких расходов на эти цели.
  Фонды охраны труда могут также создаваться в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ в отраслях экономики, субъектах Российской Федерации и на территориях регионов.
  Все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, что определено ст. 18 указанного Федерального закона.
  Проверка знаний по охране труда у руководящих работников и специалистов производится согласно действующему на предприятии положению. Оно разрабатывается на основе Типового положения, утвержденного Постановлением Минтруда России от 12 октября 1994 г. № 65 (с последующими изменениями и дополнениями).
  Инструктаж по охране труда со всеми работниками осуществляется в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ "Организация обучения по безопасности труда. Общие положения". Им предусмотрены пять видов инструктажа в зависимости от целевого назначения:
  а) вводный - при поступлении на работу со всеми вновь принимаемыми на работу лицами независимо от образования, стажа работы по данной профессии или должности, современными работниками, командированными, учащимися, прибывшими в организацию на производственное обучение или практику, с военнослужащими, привлекаемыми к работе на производственных объектах, а также с учащимися в образовательных учреждениях всех видов перед началом лабораторных и практических занятий в учебных лабораториях, мастерских, на участках, полигонах и др. Данный инструктаж проводят главный инженер либо начальник службы охраны труда, а с учащимися в учебном заведении -преподаватель, с обязательной его фиксацией в контрольном листе прохождения инструктажа (хранится в службе кадров) и в журнале регистрации вводного инструктажа;
  б) первичный - на рабочем месте непосредственно до начала производственной деятельности. Проводится с теми же лицами, за исключением тех работников, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом машин, механизмов и оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов. Перечень этих работников утверждается в организации по согласованию со службой охраны труда. Этот инструктаж проводится индивидуально с каждым работником или с группой лиц непосредственным руководителем работ (мастером, прорабом, начальником цеха). О проведении инструктажа делается запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и в контрольном листе прохождения инструктажа;
  в) повторный - проводится со всеми работниками, за исключением перечисленных в п. "б" данного перечня, независимо от их квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, не реже одного раза в полугодие. Проведение инструктажа отмечается в журнале регистрации прохождения повторного инструктажа;
  г) внеплановый - производится при необходимости:
  - при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;
  - при изменении технологического процесса, замене оборудования, инструмента, сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;
  - при нарушении работниками требований по охране труда, которые привели или могли привести к травме, аварии, взрыву, пожару, отравлению;
  - по требованию органов контроля и надзора;
  - при длительном перерыве в работе.
  Инструктаж проводит непосредственный руководитель работ, о чем делается отметка в журнале регистрации прохождения инструктажа;
  д) целевой - проводится в следующих случаях:
  - при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности;
  - при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;
  - при производстве работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение и прочие документы.
  Проведенный инструктаж фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ. Данный инструктаж проводит руководитель работ.
  Для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда, на которой в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, работодатель обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда (ст. 18 Федерального закона).
  Как предусмотрено ст. 14 вышеуказанного Федерального закона, допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране, запрещается.
  Порядок подготовки на предприятиях инструкций по охране труда и обеспечения ими работников предусмотрен соответствующим Положением и Методическими указаниями, утвержденными Постановлением Минтруда России от 1 июля 1993 г. № 129 (в редакции Постановления от 28 марта 1995 г.).
  Инструкциями по охране труда называются нормативные акты, устанавливающие требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные задания.
  Различают типовые (отраслевые) и местные инструкции для работников данного предприятия, участков конкретного рабочего места.
  Инструкцию подписывает руководитель структурного подразделения разработчика и утверждает руководитель предприятия. Одновременно она согласовывается с начальником службы охраны труда, главными специалистами предприятия и действующим на предприятии профсоюзным органом.
 
  Что предусматривают нормы по охране труда, осуществляемого в неблагоприятных условиях?
  Указанные нормы весьма многообразны и предусматривают следующие обязанности работодателей и работников в области охраны труда:
  1) бесплатное обеспечение работников сертифицированными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (ст. 149 КЗоТ РФ).
  Согласно ст. 17 Федерального закона от 17 июля 1999 г. указанные средства индивидуальной защиты работников выдаются на работах:
  - с вредными или опасными условиями труда;
  - выполняемых в особых температурных условиях;
  - связанных с загрязнением.
  Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты утверждены в декабре 1997 года различными постановлениями Минтруда России (см. Рекомендуемые нормативные правовые акты к данному разделу). Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Постановлением Минтруда РФ от 18 декабря 1998 г. № 51.
  Законодательством о труде определено, что указанные средства индивидуальной защиты приобретаются за счет работодателя и являются его собственностью, за утрату которой установлена материальная ответственность работников. В то же время денежная компенсация взамен выдачи работникам требующихся средств индивидуальной защиты запрещается. Использование работниками выданных средств индивидуальной защиты является их обязанностью, за нарушение которой они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности;
  2) бесплатную выдачу работникам по установленным нормам на работах с особо вредными условиями труда лечебно-профилактического питания (ст. 151 КЗоТ РФ).
  Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на лечебно-профилактическое питание (ЛПП), а также правила его выдачи утверждены Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 7 января 1977 г. № 4/П-1;
  3) бесплатную выдачу работникам молока и иных равноценных пищевых продуктов (ст. 151 КЗоТ РФ).
  Данные продукты питания выдаются работникам, занятым на работах, связанных с производством или применением химических и радиоактивных веществ. Норма выдачи составляет 0,5 литра в рабочую смену. Перечень химических веществ, при работе с которыми в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержден Приказом Минздрава СССР от 4 ноября 1987 г. № 4430-87;
  4) снабжение работников горячих цехов газированной соленой водой из расчета 4-5 литров на работающего в смену (ст. 151 КЗоТ РФ);
  5) бесплатную выдачу работникам мыла, других смывающих и обезвреживающих средств на работах, связанных с загрязнением (ст. 150 КЗоТ РФ):
  Названные средства выдаются в случаях, когда специальная одежда, обувь и другие средства индивидуальной защиты не обеспечивают защиту тела от загрязнения. Мыло выдается по определенным нормам - по 400 г в месяц каждому работнику;
  6) проведение за счет средств работодателя медицинских осмотров (обследований) некоторых категорий работников для определения их пригодности к поручаемой работе, в целях предупреждения у них профессиональных заболеваний, охраны здоровья населения и профилактики возникновения и распространения заболеваний (ст. 154 КЗоТ РФ и ст. 14 Федерального закона от 17 июля 1999г.):
  а) обязательных предварительных - при поступлении на тяжелую работу и на работы с вредными или опасными условиями труда (в том числе подземные работы), на работу, связанную с движением транспорта, а также организации пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений и некоторые другие;
  6) периодических (в течение трудовой деятельности) - для работников, занятых на вышеперечисленных работах или работах в указанных организациях. При этом их периодичность устанавливается Министерством здравоохранения РФ либо другими федеральными органами исполнительной власти, а в случае необходимости - местными органами самоуправления;
  в) внеочередных - по просьбе работников в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка за время проведения осмотра (освидетельствования).
  Медицинские осмотры проводятся по правилам, установленным Положением о проведении обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников, утвержденным Приказом Минздрава России от 10 декабря 1996 г. № 405 и некоторыми другими подзаконными актами. Их результаты фиксируются в личных медицинских книжках работников или в иных документах;
  7) перевод на более легкую работу:
  - работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении такой работы, по медицинскому заключению и с их согласия, временно или без ограничения срока (ст. 155 КЗоТ РФ);
  - беременных женщин (по медицинскому заключению), а также женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, - до достижения ребенком возраста 1,5 лет (ст. 164 КЗоТ РФ);
  8) предоставление работникам других льгот и компенсаций за труд в неблагоприятных условиях:
  - дополнительные оплачиваемые отпуска (ст. 68 КЗоТ РФ);
  - оплачиваемые перерывы в работе;
  - сокращенное рабочее время (ст. 44 КЗоТ РФ);
  - иные льготы и компенсации, установленные локальными нормативными актами, действующими в организациях.
 
  Порядок осуществления в организациях расследования и учета производственного травматизма
  Положением, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 279, с 1 января 1999 года установлен единый и обязательный для предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, также для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, использующих труд наемных работников, порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве.
  В соответствии с п. 3 названного Положения расследованию и учету подлежат следующие несчастные случаи на производстве:
  а) травмы, в том числе полученные в результате нанесения телесных повреждений другим лицом;
  б) приравненные к травмам острые отравления, тепловые удары, ожоги, обморожения, утопления, поражения электрическим током (молнией, излучением), укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными, повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушений зданий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
  Все вышеперечисленные несчастные случаи расследуются (и учитываются), если они произошли с теми лицами, которые прямо указаны в Положении.
  В п. 2 Положения указаны следующие лица, которые могут быть пострадавшими от несчастных случаев:
  1) работники, выполняющие работу по трудовому договору (контракту);
  2) граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору;
  3) студенты и учащиеся различных видов образовательных учреждений, проходящие производственную практику в организациях;
  4) осужденные по приговору и привлекаемые к труду администрацией организаций;
  5) другие лица, участвующие в производственной деятельности организаций или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (далее - индивидуального предпринимателя).
  В п. 2 и 3 Положения приведены условия, при которых указанные несчастные случаи подлежат обязательному расследованию.
  Первое условие. Несчастные случаи должны иметь место при выполнении вышеупомянутыми гражданами трудовых обязанностей и работы по заданию организации или индивидуального предпринимателя, а именно:
  1) в течение рабочего времени на территории организации или вне ее (включая установленные оплачиваемые перерывы, сверхурочное время, работы в выходные и праздничные дни), а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды и т. п., перед началом или по окончании работы;
  2) при следовании к месту работы или с работы на транспорте работодателя либо на личном транспорте (при наличии соответствующего договора или распоряжения работодателя об использовании его в производственных целях);
  3) при следовании к месту командировки и обратно;
  4) при следовании на транспорте в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на грузовой автомашине, проводник или механик рефрижератора в поезде и т. п.);
  5) при работе вахтово-экспедиционным методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;
  6) при привлечении работника к участию в ликвидации последствий чрезвычайных происшествий (аварий, катастроф и т. д.) природного и техногенного характера;
  7) при осуществлении не входящих в трудовые обязанности работника действий, но совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение аварий и несчастного случая.
  Второе условие. Расследуются и подлежат учету только те несчастные случаи, которые повлекли за собой (п. 3 Положения):
  - необходимость перевода работника на другую работу;
  - временную или стойкую утрату им трудоспособности;
  - смерть работника.
  Ответственность за организацию и своевременность расследования, учет несчастных случаев и устранение причин, их вызвавших, несет работодатель (п. 8 Положения).
  В соответствии с Положением можно выделить следующие обязательные мероприятия (действия) работодателя или индивидуального предпринимателя при возникновении несчастных случаев на производстве (в порядке очередности их выполнения):
  1) незамедлительное оказание пострадавшему первой медицинской помощи, в том числе при необходимости бесплатная доставка его в лечебное учреждение (ст. 158 КЗоТ РФ);
  2) осуществление квалификации происшедшего несчастного случая, которая заключается в установлении следующих его обязательных признаков (критериев):
  а) определен ли он перечнем, указанным в п. 3 Положения;
  б) имел ли он место при выполнении работником трудовых обязанностей (обязанностей по гражданско-правовому договору) или при его следовании на транспорте организации (личном транспорте при наличии соответствующего распоряжения) на работу (с работы);
  в) повлечет ли он последствия (если наступила смерть, то необходимость в квалификации этого критерия отпадает), указанные во втором условии;
  3) принятие мер по сохранению обстановки на рабочем месте (объекте) в том состоянии, в котором оно находилось в момент несчастного случая;
  4) создание комиссии по расследованию несчастного случая и издание приказа (распоряжения) о начале ее работы.
  Данная комиссия создается незамедлительно в составе не менее 3 человек. В состав комиссии включаются: специалист по охране труда (ответственное лицо за организацию работы по охране труда), представители pаботодателя, профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа. Комиссию возглавляет руководитель предприятия (организации) или уполномоченное им лицо, однако лицо, отвечающее за безопасность труда на участке, где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается. Состав комиссии утверждается приказом работодателя.
  В расследовании несчастного случая на производстве у индивидуального предпринимателя принимают участие индивидуальный предприниматель или его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться и на договорной основе (п. 8 Положения);
  5) направление в течение суток по установленной Минтрудом России форме сообщения о каждом:
  - групповом (два и более пострадавших) несчастном случае;
  - тяжелом несчастном случае (схема определения тяжести утверждается Минздравом РФ);
  - несчастном случае со смертельным исходом.
  Информация об этом направляется в различные органы (например, в прокуратуру по месту, где произошел несчастный случай, орган исполнительной власти субъекта РФ, соответствующий федеральный орган исполнительной власти и другие).
  Состав комиссии по расследованию, его сроки и порядок различаются в зависимости от последствий несчастного случая.
  Расследование производится в общем и специальном порядке, причем последний осуществляется при групповом или тяжелом несчастном случае либо несчастном случае со смертельным исходом.
  В состав комиссии при расследовании в специальном порядке также входят государственный инспектор по охране труда, представитель органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и некоторые другие. При крупных авариях с числом погибших 15 и более человек расследование производится комиссией, назначаемой Правительством Российской Федерации.
  Положением предусмотрены следующие сроки расследования: в течение 3 суток или в срок до 1 месяца со дня подачи пострадавшим заявления - при расследовании в общем порядке либо в течение 15 дней - при расследовании в специальном порядке.
  По окончании расследования составляются установленные Положением документы, среди которых в любом случае на каждого пострадавшего оформляется акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (приложение № 2 к Положению) который, по общему правилу составляется в 2-х экземплярах и хранится в организации в течение 45 лет. Необходимо знать, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (вступил в силу 6 января 2000 года) в акте о несчастном случае на производстве (или акте о профессиональном заболевании) указывается степень вины пострадавшего работника (застрахованного лица), устанавливаемая комиссией по расследованию в случае его грубой неосторожности, которая содействовала возникновению или увеличению вреда. При этом степень его вины может быть определена до 25 процентов. Соответственно степени этой вины, уменьшается и размер ежемесячных страховых выплат, предусмотренных указанным Федеральным законом. В трехдневный срок после утверждения руководителем организации один экземпляр этого акта выдается пострадавшему, а при несчастном случае со смертельным исходом - родственникам погибшего или его доверенному лицу (по требованию). Кроме того, при групповом и тяжелом несчастном случае, а также несчастном случае со смертельным исходом составляется акт о расследовании (приложение № 1 к Положению).
  Иные документы, необходимые для расследования и учета производственного травматизма, утверждены Постановлением Минтруда России от 7 июля 1999 г. № 19.
  Указанный акт по форме Н-1 (его заверенная копия) является документом, подтверждающим страховой случай, т.е. факт повреждения здоровья застрахованного лица (работника и других граждан) вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика (Фонда социального страхования РФ) осуществлять обеспечение по страхованию.
  Следует иметь в виду, что согласно п. 16 Положения расследованию подлежат, но по решению комиссии по расследованию могут не считаться несчастными случаями на производстве, не учитываться и оформляться актом произвольной формы следующие случаи:
  а) смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке учреждением здравоохранения и следственными органами;
  б) смерть, единственной причиной которой явилось (по заключению учреждения здравоохранения) алкогольное или наркотическое опьянение (отравление) работника, не связанное с нарушениями технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие аналогичные вещества;
  в) несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим проступка, содержащего по заключению представителей правоохранительных органов признаки уголовно наказуемого деяния.
 
  Правовое регулирование возмещения работодателем вреда, причиненного здоровью работника
  В соответствии с новой редакцией ст. 159 КЗоТ РФ (действует с 6 января 2000 г.) вред, причиненный работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний при исполнении ими своих трудовых обязанностей, возмещается согласно законодательству РФ.
  До 6 января 2000 года названный вред подлежал возмещению работодателями в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года № 4214-1, а также положениями параграфов 1, 2 и 4 главы 59 Гражданского кодекса РФ. В настоящее время указанные Правила утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Этот Федеральный закон вступил в силу после опубликования 6 января 2000 года Федерального закона от 2 января 2000 г. № 10-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год", определившего размеры страховых тарифов, вносимых работодателями и другими страхователями в Фонд социального страхования РФ для осуществления обязательного социального страхования работников и других граждан (в том числе работающих по гражданско-правовым договорам) в перечисленных случаях. Последним из названных Федеральных законов установлено, что в 2000 году страхователи в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных и к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору по группам отраслей (подотраслей) экономики в соответствии с классами профессионального риска (начиная с I по XIV класс) вносят страховые взносы в размерах от 0,2 до 10,7.
  Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска утверждаются Правительством РФ.
  Вышеприведенным Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ предусмотрен принципиально отличный от упомянутых Правил 1992 года порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей.
  Прежде всего, возмещение этого вреда в настоящее время осуществляется посредством обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являющегося видом социального страхования граждан. По этой причине общественные отношения, возникающие по поводу возмещения данного вреда, являются предметом права социального обеспечения.
  Статьей 8 этого же Федерального закона определены следующие виды обеспечения по страхованию (в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право):
  1) пособие по временной нетрудоспособности, назначаемое в связи со страховым случаем и выплачиваемое за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве профессиональных заболеваний. Выплачивается в размере 100% среднего заработка застрахованного, исчисленного в соответствии с законодательством РФ о пособиях по временной нетрудоспособности (ст. 9 Федерального закона);
  2) страховые выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти:
  а) единовременная страховая выплата. Размер выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из 60-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день такой выплаты. В случае смерти застрахованного выплата устанавливается в максимально возможном размере (60-кратном МРОТ).
  В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер выплаты определяется с их учетом (ст. 11 Федерального закона);
  б) ежемесячные страховые выплаты. Их размер определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности, устанавливаемой медико-социальной экспертизой (ст. 12 Федерального закона);
  3) оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, включая расходы на:
  а) дополнительную медицинскую помощь, в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств;
  б) посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи;
  в) санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством), стоимость проезда и некоторые другие расходы;
  г) протезирование, а также обеспечение приспособлениями, необходимыми для трудовой деятельности и в быту;
  д) обеспечение специальными транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы;
  е) профессиональное обучение (переобучение).
  Нуждаемость застрахованного в указанных в п. 3 настоящего перечня видах помощи устанавливается медико-социальной экспертизой. Оплата этих расходов производится в порядке, определяемом Правительством РФ.
  В то же время возмещение застрахованному морального вреда производится причинителем этого вреда.
  Лица, чье право на получение возмещения вреда ранее было установлено в соответствии с законодательством СССР или Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, также имеют право на обеспечение по страхованию по этому Федеральному закону со дня вступления его в силу. Данное правило закреплено п. 5 ст. 7 этого Федерального закона. При этом обеспечение по страхованию этих лиц производится за счет средств Фонда социального страхования РФ независимо от сроков получения увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья и не может быть ниже установленного им ранее по законодательству РФ возмещения вреда (п. 1 ст. 28 Федерального закона).
 
 Раздел 14. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
 
  Особенности правового регулирования труда работников с семейными обязанностями и молодежи до 18 лет
  Большинство норм о труде действуют в отношении всех без исключения работников, независимо от их пола, возраста и возложенных на них семейных обязанностей. Вместе с тем в связи с имеющимися психофизиологическими особенностями женщин, молодежи до 18 лет и общественным признанием значимости выполняемых работниками семейных обязанностей трудовое законодательство предусматривает дополнительную (повышенную) охрану их труда на производстве. Одновременно для беременных женщин, работников, имеющих детей, и иных работников, выполняющих отдельные семейные обязанности, данное законодательство предусматривает возможность наилучшим образом участвовать в производственной деятельности.
  Совокупность правовых норм о дополнительной охране труда несовершеннолетних лиц, женщин и других работников с семейными обязанностями, установленной в виде льгот, преимуществ в сфере труда и гарантий их реализации, образует особенности правового регулирования труда названных категорий работников.
 
  Дополнительная охрана труда лиц с семейными обязанностями
  Применительно к правовому регулированию труда работников с семейными обязанностями в трудовом законодательстве следует различать:
  1) общие нормы, определяющие условия труда граждан вне зависимости от их пола и общественно значимых семейных обязанностей;
  2) нормы, предусматривающие особенности правового регулирования труда женщин и мужчин с семейными обязанностями.
  В общих нормах реализуется конституционный принцип равенства граждан, провозглашенный ст. 19 Конституции РФ.
  Вторая группа указанных норм выступает в качестве льгот, преимуществ и гарантий, содержание которых зависит от социальной роли этих работников, связанной с воспитанием и уходом за детьми, другими членами семьи, а для женщин, кроме того, обусловленной материнством. Они призваны обеспечить им равные возможности начинать и осуществлять трудовую деятельность, позволяя гармонично сочетать профессиональные и семейные обязанности.
  Данные льготы можно подразделить на две подгруппы:
  а) единые льготы для работающих женщин;
  б) льготы, преимущества и гарантии для беременных женщин и работников (в том числе женщин), имеющих на иждивении детей или осуществляющих уход за больными членами своих семей.
  В последнем случае возраст детей имеет решающее значение, поскольку в зависимости от него качественно изменяется объем предоставленных льгот. Следует помнить, что в 1992 г. возраст детей, с которым КЗоТ РФ связывает предоставление льгот их матерям, увеличен до 16 лет, что превышает предельный возраст малолетних, определенный ст. 28 Гражданского кодекса РФ. По этой причине при рассмотрении этих льгот юридически неверно использовать термин "женщины (мужчины), имеющие малолетних детей", если их возраст свыше 14 лет.
 
  Единые льготы для работающих женщин
  Для всех без исключения работающих женщин законодательством о труде предусмотрено:
  1. Запрещение применения труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда. Настоящая льгота в общем виде предусмотрена ст. 160 КЗоТ РФ. Ранее это положение законодательства уточнялось Постановлением Верховного Совета РФ от 6 августа 1993 г. № 5602-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства РФ об охране труда", согласно п. 1 которого указанные виды работ (в том числе работы с особо вредными и особо опасными условиями труда) запрещались только для женщин детородного возраста (до 35 лет). В настоящее время Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" упомянутое Постановление отменено.
  В связи с этим для определения указанных видов работ до принятия соответствующего законодательства в РФ следует руководствоваться союзным законодательством. Подлежащие запрету для женщин тяжелые и вредные работы перечислены в особом Списке, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР и Президиумом ВЦСПС от 25 июля 1978 г.
  2. Запрещение использования женщин на подземных работах (ст. 160 КЗоТ РФ). Исключениями из числа этих работ являются нефизические работы, работы по санитарному или бытовому обслуживанию, а также некоторые другие, перечисленные в Перечне, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР от 30 августа 1957 г. № 292.
  3. Запрещение переноски тяжестей сверх установленных предельных норм (ст. 160 КЗоТ РФ). Такие нормы предусмотрены Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. № 105 "О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную".
  Они сводятся к следующему: масса поднимаемого и перемещаемого до двух раз в час груза не должна превышать 10 кг, а если эта работа осуществляется постоянно в течение смены - 7 кг.
  4. Ограничение труда женщин на работах в ночное время (ст. 161 КЗоТ РФ). В соответствии с указанной статьей работа женщин в ночное время - с 22 до 6 часов утра - допускается только в тех отраслях хозяйства страны, где это вызывается особой необходимостью и разрешается в качестве временной меры.
  5. Более ранние сроки выхода на пенсию по старости: по достижении возраста 55 лет и при наличии общего трудового стажа работы не менее 20 лет (ст. 242 КЗоТ РФ и Закон РФ от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
  Кроме того, ст. 172 КЗоТ РФ предусмотрено обслуживание женщин в организациях с широким применением женского труда. Однако данное положение имеет декларативный характер и не содержит каких-либо обязательных требований.
  К особой группе норм, предусматривающих льготы для работающих женщин, следует отнести так называемые "отраслевые льготы" для женщин, работающих в сельской местности. Эти льготы определены Постановлением Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" и предусматривают для этих женщин:
  - сокращенную продолжительность рабочей недели - 36 часов;
  - увеличение продолжительности ежегодного отпуска до 28 календарных дней;
  - один дополнительный выходной день ежемесячно без сохранения заработной платы для ведения домашнего хозяйства;
  - повышенную оплату труда на 30 процентов при режиме ежедневной работы с перерывом более 2 часов;
  - запрещение труда женщин в возрасте до 35 лет во всех отраслях сельского хозяйства, где по технологии производства используются ядохимикаты, пестициды и другие дезинфицирующие средства;
  - запрещение работы в качестве трактористов-машинистов и водителей грузовых автомашин.
 
  Льготы для беременных женщин и работников, имеющих на иждивении детей или осуществляющих уход за больными членами своих семей
  Эти льготы являются наиболее многочисленными и многообразными. Они предоставляются состоящим в трудовых отношениях беременным женщинам, женщинам и мужчинам, имеющим детей, а также работникам, осуществляющим уход за больными членами семьи.
  Эти льготы можно подразделить на:
  - льготы, связанные с условиями работы;
 - льготы, связанные с временем отдыха.
 Льготы, связанные с условиями работы:
  1. Неполное рабочее время. Согласно ст. 49 КЗоТ РФ (в редакции Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 84-ФЗ) работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю следующим работникам:
  - беременной женщине;
  - работнику, имеющему ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида или инвалида с детства до достижения им возраста 18 лет);
  - работнику, осуществляющему уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.
  2. Запрещение привлекать к работам:
  а) беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет (ст. 162 КЗоТ РФ), - к ночным работам, сверхурочным работам, работам в выходные дни и направлять в командировки;
  б) мужчин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, и работников, осуществляющих уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением (ст. 163 КЗоТ РФ), - к ночным работам без их согласия;
  в) беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 12 лет, - к дежурствам на предприятиях (Постановление Президиума ВЦСПС от 1954г. "О дежурствах на предприятиях");
  г) женщин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет, мужчин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения им возраста 18 лет, и работников, осуществляющих уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, - без их согласия привлекать к сверхурочным работам и направлять в командировки (ст. 54 и 163 КЗоТ РФ);
  д) беременных женщин - к работам по совместительству (Постановление Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 г. "О работе по совместительству");
  е) беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 лет, - к работам, осуществляемым вахтовым методом.
  3. Предоставление более легкой работы. В соответствии со ст. 164 КЗоТ РФ данная льгота предоставляется беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет.
  Беременные женщины переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, в соответствии с медицинским заключением. При этом за ними сохраняется средний заработок по прежней работе. До решения вопроса о предоставлении им такой работы они подлежат освобождению от прежней работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств организации.
  Женщины, имеющие детей в возрасте до 1,5 лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения работником возраста полутора лет.
  4. Установление гибкого (скользящего) графика работы. Указанный график работы определяется для женщин, имеющих детей (независимо от их возраста), что предусмотрено Положением о порядке и условиях применения скользящего (гибкого) графика работы для женщин, имеющих детей, утвержденным совместным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 6 июня 1984 г. № 170\10-101.
  5. Надомная работа. Приоритетное право на заключение трудовых договоров (контрактов) о надомной работе предоставлено женщинам, имеющим детей в возрасте до 15 лет. Такая работа осуществляется по правилам, установленным Положением об условиях труда надомников, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 сентября 1981 г.
  Льготы, связанные с временем отдыха:
  1. Отпуска:
  а) предусмотренные ст. 165-168 КЗоТ РФ, а именно:
  - дородовой отпуск, продолжительностью 70 или 84 (при многоплодной беременности) календарных дней;
  - послеродовой отпуск, продолжительностью 70, 86 (при осложненных родах) или 110 (при рождении двух и более детей) календарных дней;
  - частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию;
  - дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой за этот период компенсации, определенной действующим законодательством;
  б) ежегодный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней в удобное время, установленный ст. 76 КЗоТ РФ для:
  - работника, имеющего двух и более детей в возрасте до 14 лет;
  - работника, имеющего ребенка-инвалида или инвалида с детства до достижения им возраста 18 лет;
  - одинокой матери или одинокого отца, имеющих ребенка в возрасте до 14лет;
  в) предоставляемый согласно ст. 168 КЗоТ РФ работникам, усыновившим ребенка, отпуск на период со дня усыновления и до истечения 70 дней со дня рождения усыновленного ребенка или 110 дней со дня рождения - при усыновлении двух и более детей.
  2. Перерывы для кормления ребенка (ст. 169 КЗоТ РФ).
  3. Оплачиваемое время ухода за ребенком.
  4. Предоставление путевок (ст. 171 КЗоТ РФ).
  5. Дополнительные оплачиваемые 4 дня отдыха в месяц для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) либо обоим, разделенные между ними по усмотрению семьи (ст. 163? КЗоТ РФ).
  Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 172? КЗоТ РФ рассмотренные выше льготы (за исключением отпусков по беременности и родам), предоставляемые женщине в связи с материнством (ограничение труда на ночных и сверхурочных работах, ограничение привлечения к работам в выходные дни и направления в командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие гарантии и льготы, предусмотренные действующим законодательством) в полной мере распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери. Такие случаи могут быть связаны с лишением матери родительских прав, ее смертью, ее длительным пребыванием в лечебном учреждении на излечении и иными случаями отсутствия материнского попечения о детях. Перечисленные выше льготы также распространяются на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.
 
  Гарантии при приеме и увольнении с работы для беременных женщин и работников, имеющих несовершеннолетних детей
  Важнейшие гарантии реализации женщинами, сочетающими трудовую деятельность и материнские обязанности, а также работниками, имеющими детей, своих прав на труд определены ст. 170 КЗоТ РФ.
  Данные гарантии заключаются в следующем:
  1. Запрещается отказывать в приеме на работу гражданам по мотивам, связанным с наличием детей, а женщинам также по мотивам, связанным с беременностью.
  Работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме:
  - беременной женщине;
  - работнику, имеющему ребенка в возрасте до 3 лет (ребенка-инвалида или инвалида с детства до достижения им возраста 18 лет);
  - одинокой матери или одинокому отцу, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет.
  Этот отказ может быть ими обжалован в суд.
  2. По вышеперечисленным мотивам запрещается снижать работникам оплату труда.

<< Пред.           стр. 6 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу