<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  3. Ограничение случаев увольнения граждан по инициативе работодателя.
  Увольнение следующих работников по инициативе работодателя не допускается, за исключением случая ликвидации организации (при условии обязательного их трудоустройства):
  - беременных женщин;
  - женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет;
  - работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет);
  - одинокой матери или одинокого отца, имеющих ребенка в возрасте до 14 лет.
  Обязательное трудоустройство указанных лиц осуществляется работодателем также и в случае их увольнения по окончании срочного трудового договора (контракта). При этом в период их трудоустройства, но на срок не свыше 3 месяцев по окончании этого договора (контракта) за ними сохраняется средний заработок.
  4. По судебному обжалованию действий работодателя (см. пункт 1 настоящего перечня).
  5. По обязательному трудоустройству указанных выше работников (см. пункт 3 настоящего перечня).
 
  Особенности правового регулирования труда молодежи до 18 лет
  Особенности правового регулирования труда молодежи до 18 лет установлены гл. XII КЗоТ РФ, некоторыми другими статьями этого закона, а также иными нормативными актами.
  Как предусмотрено ст. 174 КЗоТ РФ, несовершеннолетние (лица в возрасте до 18 лет) в трудовых отношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются льготами.
  По содержанию нормы, устанавливающие особенности правового регулирования труда молодежи, следует подразделять на:
  - нормы дополнительной или повышенной охраны труда молодежи;
  - нормы, определяющие иные условия их труда.
  Нормы дополнительной охраны труда несовершеннолетних призваны обеспечить не только здоровые и безопасные условий их труда, но и исключить возможное негативное влияние выполняемой трудовой функции на нравственное развитие молодежи.
  Указанные нормы предусматривают для работающей молодежи в возрасте до 18 лет:
  1. Сокращенное рабочее время следующей продолжительности (ст. 43 КЗоТ РФ):
  - в возрасте от 16 до 18 лет - до 36 часов в неделю;
 - в возрасте до 16 лет - 24 часа в неделю.
  Для совмещающих учебу (в общеобразовательной школе, профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях) вышеприведенная продолжительность работы в период занятий сокращается вдвое.
  2. Работы, на которых запрещается труд несовершеннолетних:
  - тяжелые работы, работы с вредными и опасными условиями труда, перечисленные в Списке производств, профессий и работ с тяжёлыми и вредными условиями труда, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР и Президиумом ВЦСПС от 10 сентября 1980 г. (ст. 175 КЗоТ РФ);
  - работа в выходные дни (ст. 63 КЗоТ РФ);
  - переноска и передвижение тяжестей сверх предельно допустимых для них норм.
  Прежние предельно допустимые при трудовой деятельности нормы нагрузок для несовершеннолетних, установленные Постановлением НКТ РСФСР от 4 марта 1921 г. "О предельных нормах переноски и передвижения тяжестей подростками", в настоящее время признаны устаревшими и заменены новыми с учетом современных представлений о доступности труда подростков. Постановлением Минтруда России от 7 апреля 1999 г. № 7 утверждены новые Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную.
  Предельно допустимые массы груза для этих лиц дифференцируются в зависимости от характера осуществляемой ими работы и их возраста. Так, при подъеме и перемещении вручную груза постоянно в течение рабочей смены его масса для подростков в возрасте 14-15и16-17лет не должна превышать соответственно: для юношей - 3 и 4 кг, а для девушек - 2 и 3 кг. Если названная работа осуществляется (до 2 раз в час) при чередовании с другой работой, то предельная масса груза для подростков в возрасте 14,15,16, 17 лет не должна превышать соответственно: для юношей - 12,15,20 и 24 кг, а для девушек - 4, 5, 7 и 8 кг. В указанном нормативном правовом акте отдельно урегулированы суммарная масса груза, перемещаемого молодежью до 18 лет в течение рабочей смены, а также величина предельного усилия этих лиц при перемещении грузов на тележках или в контейнерах;
  - работа в ночное время и сверхурочные работы (ст. 177 КЗоТ РФ);
  - работа по совместительству (Постановление Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 г. "О работе по совместительству");
  - требующие заключения договора о полной материальной ответственности (ст. 121' и 121? КЗоТ РФ).
  3. Удлиненные ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью не менее 31 календарного дня, которые могут быть использованы ими в любое удобное для них время года (ст. 178 КЗоТ РФ).
  4. Особый порядок прохождения медицинских осмотров (ст. 176 КЗоТ РФ), определяющий обязательность проведения предварительного медицинского осмотра при поступлении на работу лиц моложе 21 года и ежегодного медицинского осмотра работников в возрасте до 18 лет.
 
  Какие еще нормы определяют условия труда несовершеннолетних?
  К нормам, определяющим другие (помимо вышеуказанных) условия труда несовершеннолетних, относятся законодательные положения, устанавливающие:
  1) возраст граждан, с которого допускается их прием на работу (ст. 173 КЗоТ РФ);
  2) нормы выработки для молодых рабочих (ст. 179 КЗоТ РФ);
  3) квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи (ст. 181 КЗоТ РФ);
  4) права молодежи до 18 лет в трудовых правоотношениях (ст. 174 КЗоТ РФ);
  5) оплату труда несовершеннолетних работников (ст. 180 КЗоТ РФ);
  6) обеспечение молодежи до 18 лет работой по специальности и в соответствии с квалификацией (ст. 182 КЗоТ РФ);
  7) ограничение увольнений несовершеннолетних работников (ст. 183 КЗоТ РФ) по инициативе работодателя.
 
 
 
 Раздел 15. ЛЬГОТЫ ДЛЯ ЛИЦ, СОВМЕЩАЮЩИХ РАБОТУ С ОБУЧЕНИЕМ
 
  Правовое регулирование льгот для работников, обучающимся без отрыва от производства, и особенности правоотношений с их участием
  В целях реализации конституционных прав граждан на труд, образование и содействия повышению профессионального уровня работающих законодательство о труде предусматривает широкую систему льгот для граждан, совмещающих работу с обучением как непосредственно на производстве, так и в различных образовательных учреждениях.
  Указанные льготы урегулированы гл. XIII КЗоТ РФ, Федеральным законом от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Положением о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 24 декабря 1982 г. (с изменениями, внесенными Постановлением Кабинета Министров СССР от 15 июня 1991 г.), и некоторыми другими нормативными актами.
  Несмотря на то, что работники, совмещающие работу с обучением, объединены Законом в одну категорию, они являются участниками (субъектами) различных видов правоотношений.
  Так, лица, проходящие профессиональное обучение непосредственно на предприятии, сохраняют трудовые правоотношения с работодателем. В то же время работники, повышающие профессиональную квалификацию в учебных заведениях (курсах, институтах и т. д.), и работники, обучающиеся без отрыва от производства в любых образовательных учреждениях, состоят не только в трудовых правоотношениях с работодателем, но и в административном правоотношении с этими учреждениями.
  При этом применительно к рассматриваемым льготам законодательством определены некоторые требования к субъектам последних правоотношений. В частности, для обладания данными льготами работник, зачисленный на обучение решением учебного заведения (приказом, распоряжением его руководителя), в соответствии с п. 1 вышеприведенного Положения обязан обучаться в нем успешно. В свою очередь, согласно ст. 196 КЗоТ РФ образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования должны иметь государственную аккредитацию и лишь при этом условии обучение в них поощряется законом, в связи с чем работодатель обязан обеспечить реализацию работниками предусмотренных для них льгот.
 
  Виды и формы профессионального обучения
  Непосредственно на производстве применяются следующие виды профессионального обучения работников:
  а) подготовка новых работников - профессиональное обучение работников из числа лиц, принятых на работу и ранее не имевших профессии;
  б) переподготовка и обучение работников вторым профессиям - обучение работников, уже имеющих профессию, с целью получения новой;
  в) повышение квалификации работников - профессиональное обучение, направленное на совершенствование профессиональных знаний, навыков и умения по имеющейся профессии.
  Формы бесплатного профессионального обучения на производстве могут быть различными - индивидуальное, бригадное, курсовое и другие, однако при обязательном условии - обучение должно осуществляться в пределах рабочего времени, установленного законом (ст. 185 КЗоТ РФ).
  Как предусмотрено ст. 186 КЗоТ РФ, по окончании профессионального обучения на производстве работникам предоставляется работа в соответствии с полученной квалификацией.
 
  Льготы, предусмотренные законодательством для работников, обучающихся в учебных заведениях
  Наиболее широкими льготами закон наделяет лиц, совмещающих работу с обучением в образовательных учреждениях: общеобразовательных школах (вечерних и сменных), образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Следует учитывать, что современный Кодекс законов о труде РФ, так же как и вышеуказанное Положение, продолжает использовать прежнюю терминологию, относящуюся к названиям этих учебных заведений: профессионально-технические, средне-специальные и высшие учебные заведения.
  Объем и содержание этих льгот зависят не только от вида учебного заведения, но и от формы (очно-заочной или заочной), периода обучения работников (1 и 2 курсы обучения, 3 и последующие курсы обучения). Причем рассматриваемые льготы существенно изменяются и увеличиваются для обучающихся на последних курсах обучения и получающих образование на заочных отделениях (факультетах).
  Льготы для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, в настоящее время урегулированы ст. 17 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (при этом положения отдельных статей главы XIII КЗоТ РФ в связи с принятием данного закона не изменены).
  Независимо от вида образовательного учреждения работникам, совмещающим работу с обучением, законодательством установлены следующие льготы:
  1. Создание необходимых условий для совмещения работы с обучением (ст. 187 КЗоТ РФ). Обязанности по созданию таких условий законом возлагаются на работодателя и могут быть конкретизированы и перечислены в индивидуальных трудовых договорах (контрактах) с работниками, коллективных договорах и соглашениях, правилах внутреннего трудового распорядка, положениях о персонале и других локальных нормативных актах, действующих в организациях.
  2. Поощрение за успешное совмещение работы с обучением (ст. 188 КЗоТ РФ). К этим работникам могут применяться любые поощрения, определенные законодательством (ст. 131-133 КЗоТ РФ, локальными нормативными актами и тд.).
  3. Оплата проезда к месту нахождения (и обратно) заочного учебного заведения (ст. 200 КЗоТ РФ и ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ).
  4. В области рабочего времени работников (ст. 189,190, 197 КЗоТ РФ и ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ):
  а) установление им сокращенного рабочего дня или рабочей недели;
  б) запрещение привлечения всех субъектов льгот к сверхурочным работам в дни занятий в учебных заведениях (ст. 193 КЗоТ РФ).
  5. Предоставление отпусков:
  а) дополнительных оплачиваемых учебных отпусков в период обучения в учебном заведении (ст. 191, 192, 194, 198 КЗоТ РФ и ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ).
  Диапазон продолжительности учебных отпусков, предоставляемых всем субъектам льгот, составляет от 4 календарных дней до 4 месяцев. В период отпуска за работником сохраняется среднемесячный заработок, исчисленный в порядке, предусмотренном для оплаты ежегодных отпусков (в настоящее время из расчета трех последних месяцев работы). Основанием для предоставления отпуска является справка-вызов установленной формы. По желанию работника допускается присоединение ежегодного отпуска к учебным отпускам;
  б) для поступления в учебное заведение (ст. 195 КЗоТ РФ):
  - допущенным к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения - продолжительностью 15 календарных дней (не считая времени на проезд к месту нахождения учебного заведения и обратно) без сохранения заработной платы;
  - допущенным к вступительным экзаменам в средние специальные учебные заведения - продолжительностью 10 календарных дней (не считая времени проезда туда и обратно) без сохранения заработной платы.
  6. Предоставление работы в соответствии с полученной квалификацией и образованием (ст. 195 КЗоТ РФ и локальные нормативные акты).
  7. Иные льготы.
 
  Льготы для лиц, совмещающих работу с обучением в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования
  Виды льгот для работников, обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, установлены Кодексом законов о труде РФ и ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ.
  В соответствии с названным законодательством этим работникам установлены следующие льготы:
  1. Предоставление учебных отпусков на период установочных занятий, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов (ст. 198 КЗоТ РФ и ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ):
  а) обучающимся на 1 и 2 курсах в образовательных учреждениях среднего профессионального образования по вечерней форме обучения- продолжительностью 10 календарных дней, а по заочной форме обучения - 30 календарных дней, ежегодно.
  Для обучающихся на 1 и 2 курсах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (независимо от формы обучения) в этих же целях предоставляются отпуска длительностью 40 календарных дней, ежегодно;
  б) обучающимся на 3 и последующих курсах обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования по вечерней форме обучения - продолжительностью 20 календарных дней, а по заочной форме обучения - 40 календарных дней, ежегодно.
  Для обучающихся на 3 и последующих курсах обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (независимо от формы обучения) в этих же целях предоставляются отпуска длительностью 50 календарных дней, ежегодно;
  в) на период сдачи государственных экзаменов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования - 30 календарных дней, а в образовательных учреждениях высшего профессионального образования - 1 месяц;
  г) на период подготовки и защиты дипломной работы (проекта) со сдачей государственных экзаменов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования- 4 месяца, а в образовательных учреждениях среднего профессионального образования - 2 месяца.
  2. Преимущественное право на оставление на работе при сокращении штата или численности работников (при увольнении по п. 1 ст. 33 К3оТ РФ) в организации (ст. 34 КЗоТ РФ).
  3. Для обучающихся на последних курсах в образовательных учреждениях среднего профессионального образования по рекомендации учебного заведения работодателем может быть предоставлен дополнительный месячный отпуск без сохранения заработной платы. Согласно ст. 199 КЗоТ РФ этот отпуск предоставляется в целях ознакомления непосредственно на производстве с работой по избранной специальности и подготовки материалов к дипломной работе (проекту). В этот период работник может быть зачислен учебным заведением на стипендию на общих основаниях со студентами очных отделений.
  Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ аналогичной льготы для работников, обучающихся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, не предусмотрено.
  4. Установление сокращенного и неполного рабочего времени для работников, совмещающих работу с обучением в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, в течение 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломной работы или сдачи государственных экзаменов (ст. 197 КЗоТ РФ).
  Сокращенное рабочее время определяется:
  - работающим в режиме 6-дневной рабочей недели работодатель обязан предоставить 1 свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% среднемесячной заработной платы;
  - работающим в режиме 5-дневной рабочей недели работодатель обязан предоставить такое количество свободных от работы дней (оплачиваемых в указанном размере), которые бы в пересчете на рабочие часы соответствовали количеству свободных от работы часов, предоставляемых работникам при 6-дневной рабочей неделе (см. выше).
  Неполное рабочее время с предоставлением этим же работникам (независимо от их режима работы) дополнительно 1 -2 свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы за эти дни устанавливается по соглашению сторон трудового договора (контракта).
  Данная льгота не распространяется на работников, обучающихся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ст. 17 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ).
  5. Оплата проезда за счет работодателя к месту нахождения заочного учебного заведения и обратно. Работники, совмещающие работу с обучением на заочных отделениях (факультетах) образовательных учреждений среднего профессионального образования, один раз в году имеют право на оплату проезда в оба конца к месту нахождения образовательного учреждения в размере 50 процентов стоимости проезда. Аналогично компенсируются расходы этих лиц, связанные с проездом к месту нахождения учебного заведения для защиты дипломной работы (проекта) или сдачи государственных экзаменов, в связи с чем на последнем курсе обучения эта льгота работникам предоставляется дважды.
  Подобная льгота по оплате проезда должна предоставляться работодателями и работникам, обучающимся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Однако оплата проезда им компенсируется в размере 100 процентов его стоимости (ст. 17 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ).
  Во всех этих случаях расходы по проезду возмещаются обучающимся в порядке, предусмотренном законодательством для компенсации таких же расходов при служебных командировках.
  Рассматривая вышеперечисленные льготы для работников, совмещающих работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, следует иметь в виду следующие два обстоятельства:
  1) в соответствии с п. 7 ст. 17 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ при обучении работника одновременно в двух высших учебных заведениях, приведенные льготы могут иметь место только по одному из этих высших учебных заведений (по выбору студента);
  2) индивидуальным трудовым договором (контрактом), соглашением или коллективным договором, другими локальными нормативными правовыми актами названные льготы могут быть существенно расширены: увеличена продолжительность дополнительных отпусков, эти учебные отпуска могут предоставляться с сохранением заработной платы вместо отпусков без содержания и т. д. (ч. 2 ст. 5 КЗоТ РФ и п. 7 ст. 17 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ).
  Представляется, что данные положения в полной мере применимы к правилам реализации и объему льгот, которыми обладают работники, обучающиеся в других видах образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию.
 
 
 Раздел 16. ТРУДОВЫЕ СПОРЫ
 
  Понятие трудовых споров, их виды и причины возникновения
  Трудовые споры - это разногласия, возникающие на предприятиях, в учреждениях, организациях между работниками (коллективом работников структурного подразделения или предприятия в целом), с одной стороны, и работодателем - с другой, по вопросам, связанным с применением законодательства о труде, коллективных, трудовых договоров; правил внутреннего трудового распорядка, нормативных актов либо установлением новых или изменением существующих условий труда.
  Классификация трудовых споров - необходимое условие для уяснения порядка их рассмотрения. По своей юридической природе все трудовые споры делятся на две основные категории.
  Первую категорию составляют споры искового характера. Предметом такого спора является требование работника (или группы работников) о восстановлении или признании индивидуальных трудовых прав, которые (действительно или по его предположению) работодателем нарушены. Стороной, спорящей с работодателем, выступает либо отдельный работник, либо несколько конкретных работников. Например, спор, возникший между работниками и администрацией предприятия по поводу невыплаты заработной платы, к числу коллективных трудовых споров, регулируемых Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", не относится (Определение Верховного Суда РФ по делу № 48Г96-7 от 16 октября 1996 г.).
  Таким образом, можно сделать вывод, что первая категория охватывает все споры, касающиеся применения уже установленных законом (подзаконным актом, договором) условий труда к конкретным лицам.
  Вторую категорию споров составляют споры неискового характера, возникающие на почве установления новых условий труда или изменения существующих.
  Среди причин, порождающих трудовые споры, называются следующие:
  1) причины организационно-правового характера. К ним можно отнести пробелы законодательства, различное толкование отдельных правовых норм и т.п.;
  2) причины субъективного характера. Наиболее часто встречаются такие, как бюрократизм руководителей предприятий, ведомственные интересы, незнание трудового законодательства как представителями администрации, так и работниками;
  3) причины организационно-хозяйственного характера (недостатки в организации труда, практике материального и морального стимулирования, необходимость разрешения социально-экономических вопросов на производстве).
 
  Органы, занимающиеся разрешением индивидуальных трудовых споров. Порядок рассмотрения споров
  Индивидуальные трудовые споры рассматриваются в общем порядке:
  1) комиссиями по трудовым спорам (КТС). КТС - это первичный орган по рассмотрению трудовых споров на предприятиях, в учреждениях, организациях, за исключением споров, по которым установлен иной порядок их рассмотрения. Комиссия избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия с численностью работающих не менее 15 человек. Избранными в КТС считаются кандидатуры, за которые проголосовало более половины присутствующих на общем собрании работников. Порядок избрания, численность и состав КТС, срок ее полномочий определяются общим собранием. Далее КТС избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря.
  Трудовой спор рассматривается в КТС, если в ходе переговоров с администрацией работник не смог урегулировать возникшие разногласия. Последний имеет право обратиться в КТС в 3-месячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Заявление работника подлежит обязательной регистрации.
  Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, представителей администрации. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению.
  Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины избранных в ее состав членов.
  На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем или заместителем председателя комиссии.
  Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, представителей профессиональных союзов и других общественных организаций. По требованию комиссии администрация предприятия, учреждения, организации (подразделения) обязана представлять необходимые расчеты и документы.
  Комиссия по трудовым спорам принимает решение большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. В решении указываются: наименование предприятия, учреждения, организации (подразделения); фамилия, имя, отчество обратившегося в комиссию работника; дата обращения в комиссию, дата рассмотрения спора, существо спора; фамилии членов комиссии, представителей администрации и профсоюзного комитета, присутствовавших на заседании; результаты голосования и мотивированное решение комиссии.
  Копии решения комиссии в трехдневный срок со дня принятия решения вручаются работнику и администрации предприятия.
  Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано заинтересованным работником или администрацией в районный (городской) суд в десятидневный срок со дня вручения им копий решения комиссии.
  Решение КТС подлежит исполнению в 3-дневный срок по истечении 10 дней, предоставленных на его обжалование. В случае неисполнения решения в установленный срок работнику выдается удостоверение, имеющее силу исполнительного листа, которое приводится в исполнение судебным приставом-исполнителем в принудительном порядке. Удостоверение не выдается в случае обращения работника или администрации в суд;
  2) районными (городскими) судами (ст. 210-217 КЗоТ РФ).
  Непосредственно в районных (городских) судах рассматриваются споры по заявлениям:
  а) работников предприятий, где КТС не избираются или в силу каких-либо причин не созданы;
  б) работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора (контракта);
  в) администрации о возмещении работником материального ущерба, превышающего его среднемесячный заработок.
  Также непосредственно в судах рассматриваются споры об отказе в приеме на работу:
  а) лиц, приглашенных в порядке перевода с другого предприятия, из учреждения, организации;
  б) молодых специалистов, направленных на работу на данное предприятие после окончания высшего или среднего учебного заведения в установленном порядке;
  в) других лиц, с которыми администрация в соответствии с законодательством была обязана заключить трудовой договор (контракт). Согласно ст. 170 КЗоТ РФ запрещается отказывать в приеме на работу по мотивам, связанным с наличием детей, а женщинам также по мотивам, связанным с беременностью.
  В качестве второй инстанции районные (городские) суды рассматривают трудовые споры по заявлению:
  а) работника, администрации или соответствующего профессионального союза, защищающего интересы работника, являющегося членом этого профсоюза, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам;
  б) прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам противоречит законодательству.
  Для обращения с заявлением о рассмотрении трудового спора непосредственно в районный (городской) суд установлены следующие сроки:
  а) по делам об увольнении - один месяц со дня вручения копии приказа или трудовой книжки работнику;
  б) по делам о взыскании с работников материального ущерба, причиненного предприятию, - один год со дня обнаружения причиненного ущерба.
  Заявление о разрешении других категорий трудовых споров подается в районный (городской) суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
 
  Порядок исполнения решений по спорам об увольнении и переводе на другую работу
  В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим трудовой спор, немедленно. При вынесении решения о восстановлении на работе указанный орган одновременно принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы. При признании соответствующим органом денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере, но не более чем за три года.
  Исходя из утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации № 2 от 22 января 1999 г. Порядка исчисления среднего заработка в 1999 году, этот заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется из расчета последних трех календарных месяцев работы. Для лиц, проработавших на данном предприятии (в организации) менее трех месяцев, средний заработок определяется из расчета фактически проработанного времени.
  В таком же порядке следует определять средний заработок при взыскании денежных сумм за время вынужденного прогула, вызванного задержкой выдачи уволенному работнику трудовой книжки (ст. 99 КЗоТ РФ), при вынужденном прогуле в связи с неправильной формулировкой оснований увольнения, при задержке исполнения решения суда о восстановлении на работе (ст. 215 КЗоТ РФ).
  Исчисление подлежащего взысканию среднего заработка производится с применением соответствующей индексации.
  При взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения неправильным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету. Подлежат также зачету заработная плата за работу в другой организации, если он не работал в ней на день увольнения, а также пособие по временной нетрудоспособности, выплаченные истцу в пределах срока оплачиваемого прогула.
 
  Порядок рассмотрения трудовых споров отдельных категорий работников
  Специальную дисциплинарную ответственность несут руководящие работники, избираемые, назначаемые, утверждаемые на должности высшими органами государственной власти и управления РФ и республик в составе РФ, прокуроры, их заместители и помощники (ст. 218 КЗоТ РФ). Ответственность указанных лиц регулируется Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (с изм. от 18 февраля 1999 г.), Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267 "Об утверждении Положения о федеральной государственной службе" (с изм. от 29 апреля 1994 г., 11 января, 9 августа 1995 г.), Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп. от 10 февраля 1999 г.) и некоторыми др.
  Предметом трудовых споров указанных лиц являются споры по вопросам увольнения, изменения формулировки увольнения, перевода на другую работу, оплаты времени вынужденного прогула, наложения дисциплинарных взысканий.
  Так, в соответствии с вышеназванным Положением о федеральной государственной службе установлено, что все лица, занимающие государственные должности в Администрации Президента Российской Федерации, Аппарате Правительства Российской Федерации, аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, аппаратах палат Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации и в федеральных органах государственной власти, считаются находящимися на федеральной государственной службе. Отнесение к федеральной государственной службе работы на штатных должностях в других федеральных государственных организациях и учреждениях осуществляется решениями Президента Российской Федерации по представлению Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации. Реестр федеральных государственных служащих утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1994 г. № 33, а Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации - Указом Президента РФ от 11 января 1994 г. № 32.
  За неисполнение и ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей, превышение должностных полномочий, а равно за несоблюдение установленных Положением ограничений, связанных с государственной службой, на него могут налагаться дисциплинарные взыскания. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено за деяние, за совершение которого законом предусмотрена иная ответственность.
  Дисциплинарное взыскание налагается лицом или органом, назначившим государственного служащего на должность. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно, до решения в установленном порядке вопроса об ответственности, отстранен назначившим его руководителем от исполнения должностных обязанностей. Порядок проведения при этом служебного расследования, применения и обжалования дисциплинарных взысканий определяется актами законодательства Российской Федерации.
  На работников прокуратуры могут быть наложены дисциплинарные взыскания помимо неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей и за совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме.
  Наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", может быть применено только с согласия Генерального прокурора Российской Федерации.
  Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.
 
  Понятие коллективного трудового спора, его субъекты
  Правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку установлены Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" и другими нормативными правовыми актами.
  Коллективный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями (далее - стороны) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.
  Субъектами коллективных трудовых споров являются:
  а) представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им;
  б) представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.
  К примирительным процедурам в соответствии со ст. 2 вышеназванного Закона относится рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже.
 
  Порядок разрешения коллективного трудового спора
  Разрешение коллективного трудового спора условно можно разделить на несколько этапов:
  1 этап. Рассмотрение требований работников. На этом этапе проводится общее собрание трудового коллектива, на котором формируются и утверждаются требования работников, направляемые в письменной форме работодателю.
  Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и сообщить о своем решении представителю работников в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требований.
  2 этап. В случае несогласия с решением работодателя по выдвинутым работниками требованиям коллективный трудовой спор подлежит рассмотрению в примирительной комиссии. Согласно Рекомендациям об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 12 марта 1997 г. № 11, примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора между работниками и работодателем. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон на равноправной основе. В качестве представителей сторон могут выступать работники как состоящие, так и не состоящие в штате организации.
  В зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от 2 до 5 представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров.
  Представителями работодателя могут выступать руководители структурных подразделений организации, другие работники (юристы, экономисты, социологи, конфликтологи и др.).
  Представителями работников могут выступать члены профсоюзных комитетов организации, а также юристы, экономисты, социологи, конфликтологи и др.
  После согласования количественного состава образование примирительной комиссии оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников или совместным решением сторон. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа или принятия совместного решения о ее создании.
  Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, подписывается представителями сторон и членами примирительной комиссии, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные решением.
  Если согласие сторон не достигнуто, то в протоколе следует отразить существо разногласий и позиции сторон, их намерение продолжить примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже. Работодатель не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.
  З этап. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны переходят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника или к рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. Согласно Рекомендациям об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27 марта 1997 г. № 16, посредник для рассмотрения коллективного трудового спора привлекается по соглашению сторон при недостижении ими согласия в примирительной комиссии. Посредник может быть приглашен по предложениям сторон как независимо от Службы по урегулированию коллективных трудовых споров (далее - Служба), так и по ее рекомендации.
  Служба - государственный орган, содействующий разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них. Систему Службы составляют Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства Министерства труда и социального развития Российской Федерации и территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров этого Министерства, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров. Служба действует на основании Постановления Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 468 "О службе по урегулированию коллективных трудовых споров" (с изм. от 21 марта 1998 г.). Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного согласования с этим лицом, руководителем организации, где он работает, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальным органом по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России оформляется протоколом. Перечень подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым предоставлены Министерством труда и социального развития Российской Федерации полномочия по урегулированию коллективных трудовых споров и осуществлению мер по их предупреждению, утвержден Постановлением Минтруда РФ от 17 декабря 1996 г. № 17 (с изм. от 7 сентября 1999 г.).
  Если в срок до трех дней с момента обращения в Службу (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров, или территориальный орган по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России) стороны не достигнут соглашения относительно рекомендуемой кандидатуры посредника, он назначается этим органом. О назначении конкретного лица посредником в рассмотрении коллективного трудового спора стороны уведомляются письменно в течение трех дней с момента обращения в соответствующий орган.
  Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется им по соглашению со сторонами. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи календарных дней с момента его привлечения и завершается принятием согласованного решения, оформленного протоколом, который подписывается представителями сторон и посредником.
  Трудовой арбитраж создается сторонами и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником, а в случае уклонения работодателя от участия в создании или работе примирительной комиссии - шести рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора.
  Трудовой арбитраж создается по соглашению сторон в составе трех человек из числа трудовых арбитров. Кандидатуры трудовых арбитров могут быть предложены непосредственно сторонами из числа работников организаций региона или из числа лиц, рекомендуемых в качестве трудовых арбитров территориальным органом по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России или подразделением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на которое возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров.
  В качестве арбитров могут выступать: хозяйственные руководители, специалисты (экономисты, юристы и т.п.) организаций, научные работники, представители органов исполнительной власти, работники территориальных органов по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России, специалисты по труду органов местной исполнительной власти, представители профсоюзных органов.
  В состав трудового арбитража не могут входить представители сторон.
  Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются протоколом, подписанным представителями работодателя, представителями работников, представителями территориального органа по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России или подразделения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров.
  Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.
  Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора, информирует в случае необходимости соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора, разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.
  Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора оформляются протоколом и приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении.
  4 этап. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая право на забастовку.
  Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов.
  Собрание (конференция) работников, профсоюзной организации считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей от общего числа работников, членов профсоюзной организации (делегатов конференции).
  Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции).
  О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней.
  В организациях, филиалах, представительствах, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, при проведении забастовки должен быть обеспечен минимум необходимых работ (услуг), который определяется соглашением сторон совместно с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) устанавливается органом исполнительной власти или органом местного самоуправления.
 
  Основания признания забастовки незаконной
  Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной:
  - если создает реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц (ст. 55 Конституции РФ);
  - если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров";
  - забастовка работников Вооруженных Сил Российской Федерации, правоохранительных органов, органов федеральной службы безопасности, - если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства;
  - в соответствии с Законом РСФСР от 17 мая 1991 г. № 1253-1 "О чрезвычайном положении" на период чрезвычайного положения может устанавливаться запрет на проведение забастовок.
  Решение о признании забастовки незаконной принимается Верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора, которое после вступления в законную силу подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.
  В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе отложить неначавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.
 
  Гарантии, установленные для лиц, участвующих в незапрещенной забастовке
  Статьей 18 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" установлены следующие гарантии для работников, участвующих в незапрещенной забастовке:
  - участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания к расторжению трудового договора;
  - запрещается применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 22 настоящего Федерального закона;
  - на время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность;
  - работодатель вправе не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг);
  - работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ней не имевшим возможности выполнять свою работу, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, предусмотренных законодательством о труде. Работодатель вправе перевести этих работников на другую работу в порядке, предусмотренном законодательством о труде (простой не по вине работника).
 
 
 Раздел 17. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ
 
  Понятие контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде
  В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека в Российской Федерации гарантируется.
  Одной из гарантий соблюдения трудовых прав граждан в нашей стране является деятельность системы государственных органов контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и наличие общественного контроля в этой области.
  Контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде - это виды охранительной деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства.
  Разграничение между указанными видами деятельности (контрольной и надзорной) проводится по органам, их осуществляющим, методам выявления ими нарушений законодательства о труде и способам реагирования на них.
  В зависимости от органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в области трудового законодательства, различают: государственный контроль и надзор за соблюдением этого законодательства, а также общественный контроль в сфере труда.
 
  Органы, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность за соблюдением трудового законодательства
  Государственный контроль и надзор осуществляют:
  а) специально уполномоченные органы контроля и надзора;
  б) органы прокуратуры;
  в) судебные органы;
  г) федеральные органы исполнительной власти.
  Общественный контроль осуществляют:
  а) профессиональные союзы;
  б) другие уполномоченные представительные органы работников.
  Система основных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, приведена в ст. 244 КЗоТ РФ. Эту систему образуют специально уполномоченные органы и инспекции, осуществляющие эту деятельность на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от их форм собственности и подчиненности. К ним относятся:
  1) Федеральная инспекция труда при Министерстве труда и социального развития РФ (Рострудинспекция);
  2) Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России);
  3) Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России);
  4) органы государственного энергетического надзора (госэнергонадзора) в РФ;
  5) органы и учреждения государственного санитарно-эпидемиологического надзора (госсанэпиднадзора), систему которых возглавляет Министерство здравоохранения РФ;
  6) Министерство экономики РФ, осуществляющее отдельные контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности при производстве и утилизации ракетного топлива, взрывчатых веществ, испытании боеприпасов и ракет на опасных производственных объектах.
  Согласно ч. 2 ст. 244 КЗоТ РФ и Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде на территории России осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
  Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда и социального развития РФ утверждено Указом Президента РФ от 20 июля 1994 г.
  В соответствии с требованиями ст. 20 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1035 ранее действовавшая структура Рострудинспекции изменена, а подведомственные ей государственные инспекции труда субъектов РФ непосредственно переподчинены Минтруду России. В связи с этим на базе этой Федеральной инспекции труда и указанных инспекций образована единая федеральная централизованная система государственных органов (федеральных инспекций труда), в которую включены:
  - Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда в составе центрального аппарата Министерства труда и социального развития РФ;
  - государственные инспекции труда в субъектах РФ;
  - межрегиональные государственные инспекции труда.
  Состоящие на федеральной государственной службе в федеральной инспекции труда государственные правовые инспекторы и государственные инспекторы по охране труда осуществляют надзор и контроль за соблюдением всего законодательства о труде, в том числе и норм по охране труда на предприятиях и в иных организациях, независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм. Предполагается, что их функциональные обязанности, помимо ст. 20 вышеназванного Федерального закона, будут также урегулированы и уточнены в новом Положении о федеральной инспекции труда, подготовленном для утверждения Правительством Российской Федерации.
  В отличие от инспекций труда специально уполномоченные органы надзирают и контролируют только соблюдение правил и норм по охране труда также на всех предприятиях, в учреждениях и организациях (либо на поднадзорных объектах), независимо от их форм собственности.
  Согласно ст. 245 КЗоТ РФ государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности (угольной, горнорудной, нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей, металлургической и других) и на некоторых объектах (подъемных сооружениях, котельных установках, сосудах, работающих под давлением, и иных) осуществляется Федеральным горным и промышленным надзором России (Госгортехнадзором России). Положение о нем утверждено Указом Президента РФ от 18 февраля 1993 г.
  Как определено ст. 246 КЗоТ РФ, государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется единой централизованной системой органов государственного энергетического надзора в Российской Федерации. Эта система включает:
  - Главное управление государственного энергонадзора Министерства топлива и энергетики РФ;
  - региональные управления (территориальные органы Минтопэнерго России) государственного энергонадзора;
  - управления госэнергонадзора в субъектах РФ (государственные учреждения).
  Положение о государственном энергетическом надзоре в РФ утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 938.
  Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 247 КЗоТ РФ) за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил осуществляется государственной санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации. Как установлено ст. 46 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 65-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", эта служба представляет собой единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, осуществляющих государственный надзор в названной области.
  Система государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации включает в себя:
  а) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. (с послед, изм. и доп.), таким органом является Министерство здравоохранения РФ, в составе которого имеется Департамент государственного санитарио-эпидемиологического надзора;
  б) органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологичской службы РФ, созданные в целях государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, городах, районах (центры госсанэпиднадзора) и на водном, воздушном транспорте;
  в) структурные подразделения, учреждения федеральных органов исполнительной власти по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции, налоговой полиции, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор на подведомственных объектах и в подчиненных организациях;
  г) государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ.
  Система этих органов структурно подчинена Департаменту государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ (в соответствии с Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г., с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением от 22 августа 1998 г.) и Главному государственному санитарному врачу РФ. Последний, а также главные государственные санитарные врачи субъектов РФ, городов, районов, на транспорте, упомянутых федеральных органов исполнительной власти организуют деятельность системы вышеприведенной службы РФ.
  Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности (ст. 247? КЗоТ РФ) осуществляется Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзором России). Согласно Положению, утвержденному распоряжением Президента РФ от 5 июня 1992 г., Госатомнадзор России осуществляет надзор в указанной области при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе. Этот же надзор при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергоустановок военного назначения осуществляет Министерство обороны РФ. Координация деятельности указанных федеральных органов исполнительной власти возложена на Правительственную комиссию по комплексному решению проблем ядерного оружия.
  Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 1999 г. № 161 на Министерство экономики РФ возложены отдельные контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности при производстве и утилизации ракетного топлива, взрывчатых веществ, пиротехнических составов и изделий на их основе, испытании боеприпасов и ракет на опасных производственных объектах. Данные функции должны быть предусмотрены в соглашении о взаимодействии между Минэкономики РФ и Госгортехнадзором России, заключение которого установлено Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. № 779.
  В пределах своей компетенции вышеприведенные органы и инспекции вправе проводить проверки, требовать объяснений от должностных лиц, выносить предписания об устранении нарушений законодательства о труде и норм по охране труда, привлекать к административной ответственности за допущенные правонарушения и производить иные действия.
 
  Какие еще органы осуществляют контрольные функции в сфере труда и какие из них вправе заниматься общественным контролем за точным и правильным применением норм о труде?
  Кроме названных органов, министерства и ведомства в отношении подчиненных предприятий, учреждений и организаций осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства.
  Судебные органы (Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции), вынося решения о признании забастовки незаконной или в порядке разрешения трудового спора по жалобам работников, также контролируют соблюдение работодателями и работниками трудового законодательства.
  Контролем за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, обоснованностью предоставления льгот за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17 июля 1999 г, № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" занимаются государственные экспертизы условий труда. Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 13 декабря 1990 г. система этих органов состоит из: Всероссийской государственной экспертизы условий труда и государственных экспертиз условий труда субъектов Российской Федерации.
  В соответствии со ст. 248 КЗоТ РФ и ст. 19 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности" общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профессиональные союзы. В этих целях они вправе образовывать специальные органы: правовую и техническую инспекции труда, избирать уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда.
  На тех предприятиях, в учреждениях, организациях, где профсоюзная организация не действует, уполномоченное (доверенное) лицо выдвигается от трудового коллектива. Рекомендации по организации его работы утверждены Постановлением Минтруда России от 8 апреля 1994 г. № 30.
  Общественный контроль за применением администрацией предприятия норм о труде фактически осуществляет комиссия по трудовым спорам, которая, согласно ст. 203 КЗоТ РФ, избирается общим собранием трудового коллектива предприятия, учреждения, организации с численностью работников не менее 15 человек.
  Полномочия вышеназванных общественных органов определяются законодательством, в том числе локальными нормативными актами о труде и отдельными положениями о них.
 
  Ответственность должностных лиц за допущенные нарушения трудового законодательства
  Как предусмотрено ст. 214 и 249 КЗоТ РФ, должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и норм по охране труда, невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям или воспрепятствовании деятельности профессиональных союзов, несут дисциплинарную (общую и специальную), материальную (полную и ограниченную), административную (в виде предупреждения или штрафа) и уголовную (с назначением уголовных наказаний в виде: лишения свободы, обязательных работ, штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и иных) виды ответственности.
  Привлечение названных лиц к перечисленным видам ответственности возможно при неукоснительном соблюдении порядка, установленного законом.
 
 
 СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
 
 
 Раздел 18. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
 
  Понятие международно-правового регулирования трудовых отношений
  Целью международно-правового регулирования труда является защита трудовых прав работников и их профессиональных организаций, улучшение условий труда и быта работников путем установления юридических и фактических гарантий этих прав.
  Это регулирование следует рассматривать как добровольно-обязательное и дополнительное к национальному законодательству в области трудовых отношений. Оно основывается на ратификации конвенций и иных актов международных организаций и их органов, участником (членом) которых является Россия. В основном это связано с деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Содружества Независимых Государств (СНГ). Кроме того, это достигается путем заключения Россией двусторонних и многосторонних международно-правовых договоров с другими государствами либо включения международных норм в текст российских законов.
  Основными правами каждого человека являются: право на труд, право на ассоциацию, право на свободу от дискриминации в трудовых отношениях, право на свободу от принудительного труда и некоторые другие. Свое правовое закрепление эти права находят в таких актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. и вступил в силу 23 марта 1976 г.).
  Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, причем международные договоры, подписанные и ратифицированные Россией, имеют приоритет перед внутренним законодательством.

<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу