<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 ВАРИАНТ 2.
 ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ.
 ЛИЧНОСТЬ В ЭПОХУ СОЦИАЛЬНЫХ КАТАСТРОФ.
 Первоисточники
 1. Бубер М. Проблема человека. // Журнал "Философские науки", №3, 1992. или любое другое издание.
 2. Тейяр де Шарден. Феномен человека. -М., 1987.
 3. Фрейд З. Мы и смерть. По ту сторону наслаждения. // в кн. Рязанцева С. Танатология -М., 1994. -С. 5-83., или любое другое издание З. Фрейда.
 4. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. -М., Смысл, 1999.
 5. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии. -М., 1990; Мамардашвили М.К. Философия и личность. // Журнал "Человек", 1994, № 5.
 6. Лосев А.Ф. Человек. // Философские науки, 1988, № 10.
 7. Фромм Э. Человек для самого себя. // Психоанализ и этика. -М., 1993, -С.19-192.
 8. Фромм Э. Душа человека; Концепция человека у Маркса; Из плена иллюзий. // Фромм Э. Душа человека. -М., 1992.
 9. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. -М., 1988, -С. 3-30.
 10. Джемс У. Личность // Психология личности. Тексты, -М., 1982, -С.61-71.
 11. Ницше Ф. Разные разности человеческие. // Утренняя заря. -Свердловск, 1991, или Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Сочинения в 2 т. -Т.1, -М., 1990.
 12. Камю А. Посторонний. Чума. // Избранные произведения, -М., 1993, -С.7-81, -С. 83-316.
 13. Сартр Ж.-П. Первоначальное отношение к другому. // Проблема человека в западной философии. -М., 1988, а также Сартр Ж.-П. Стена. Избранные произведения. -М., 1992 ("Тошнота", "Стена", "Дьявол и господь Бог", "Слова").
 14. Мунье Э. Страх в 20 веке. // Мунье Э. Манифест персонализма. -М., 1999, -С. 411-459.
 15. Кьеркегор С. Болезнь к смерти. // В кн.: Этическая мысль, 1990. -М., 1990, -С. 360-471 а также Исаев С.А. Этика отчаяния и веры (послесловие к публикации). -С. 471-496.
 16. Франк С.Л. Ницше и этика любви к дальнему. // Франк С.Л. Соч. -М., 1990.
 
 Дополнительная литература
 17. Бернстайн Дж. Возрождение прагматизма // Вопросы философии, 2000, №5.
 18. Вдовина И.С. Личность в современном мире. // вступ. ст. в кн.: Мунье Э. Манифест персонализма. -М., 1999.
 19. Семенов Ю.И. Личность, общество, культура. // Философия и общество, 2001, №3.
 20. Рачков П.А. Человек в зеркале философии. // Вестник МГУ, Серия "Философия", 1998, №2,3.
 21. Рюриков Ю.Б. Мед и яд любви (Семья и любовь на сломе времени). -М., 1990.
 22. Гуревич П.Я. Философия страха. // Философские науки, 1992, №2.
 23. Шестов Л. Киркегард - религиозный философ. // Кьеркегор С. Дневник обольстителя. -М., 1999.
 24. Лекторский В.А. О некоторых философских уроках З.Фрейда; Автономова Н.С. Фрейд в Европе и в России: парадоксы "второго пришествия"; Пружинина А.А., Пружинин Б.И. Психоанализ в России - между прошлым и будущим // Вопросы философии, 2000, №10.
 25. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности -М., 2001.
 26. Дубровский Д.И., Аносов И.П., Кулешов С.В. Человек в антропологическом измерении. -М., 2002.
 27. Егорова И.В. Философская антропология Э. Фромма. -М., 2002.
 ВАРИАНТ 3.
 ПРИРОДА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ.
 Первоисточники
 1. Циолковский К.Э. Живая Вселенная // Вопросы философии, 1992. № 6.
 2. Уайтхед А. Наука и современный мир. // Уайтхед А. Избр. работы по философии. -М., 1990 или Уайтхед А. Религия и наука; а также: Наука и нравственность (о духовном кризисе науки). / В кн.: Заблуждающийся разум. -М., 1990.
 3. Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии, 1990, № 8; Планк М. Позитивизм и реальный внешний мир // Вопросы философии, 1998, № 3.
 4. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990; Моисеев Н.Н. Человек во вселенной и на земле. // Вопросы философии, 1990, №6; Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии, 1998, №8.
 5. Гачев Г.Д. Книга удивлений. -М., 1991.
 6. Капра Ф. Дао физики. -М., 1994.
 7. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. -М., 1998.
 8. Уайтхед А.Н. Приключения идей. // Избранные работы по философии. -М., 1990.
 9. Шеллинг Ф. В. И. Об отношении реального и идеального в природе. // Шеллинг Ф. В. И. Сочинения. в 2 т. -М., 1989. -Т.2.
 10. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.,1988.
 
 Дополнительная литература
 11. Глазунов В.А. Робототехника и постнеклассическая наука // Вопросы философии, 2002, №11.
 12. Зинченко В.П. Наука - неотъемлемая часть культуры? // Вопросы философии, 1990, № 1;
 13. Петров М.К. Человек и культура в научно-технической революции. // Вопросы философии, 1990, № 5.
 14. Филатов В.П. М.Планк: революционер-консерватор. // Вопросы философии, 1998, № 3.
 15. Баландин Р. Поиски истины. Жизнь и творчество В.И. Вернадского. -М., 1983.
 16. "Круглый стол", посвященный обсуждению книги Н.Н. Моисеева "Быть или не быть человечеству?" // Вопросы философии, 2000, №4.
 17. Кнабе Г.С. Строгость науки и безбрежность жизни // Вопросы философии, 2001, №8.
 18. Самсонов А.Л. На пути к ноосфере // Вопросы философии, 2000, №7.
 19. Демиденко Э.С. Концепция биосферы и биосферной жизни на земле // Вестник МГУ, Серия "Философия", 2002, №6.
 20. Сошинский С.А. Чудо в системе мироздания // Вопросы философии, 2001 №9.
 21. Кудрявцев И.К., Лебедев С.А. Синергетика как парадигма нелинейности // Вопросы философии, 2002, №12.
 22. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии, 2000, №4.
 23. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение // Вопросы философии, 1992, №12; а также Князева Е.Н. Саморефлексия синергетики // Вопросы философии, 2001, №10.
 
 ВАРИАНТ 4.
 ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ XVIII-XX ВВ.
 Первоисточники
 1. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого познания. // Беркли Дж. Сочинения. -М., 1978.
 2. Джемс У. Прагматизм (лекции 1, 2, 6). // Джемс У. Воля к вере. -М., 1997.
 3. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. -Т.21.
 4. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса. // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. -М., 1990, а также: Мамардашвили М.К. Проблема сознания и философское призвание // Вопросы философии, 1988, №8; Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии, 1990, №10.
 5. Бердяев Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине // Философские науки, 1991, №8.
 6. Фрейд З. Психология бессознательного. -М., 1989.
 7. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. // Бергсон А. Собр. соч. -М., 1992, -Т.1.
 8. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование. // Вопросы философии, 1990, №1., а также Бергсон А. Философская интуиция. В кн.: Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. -М., 1997.
 9. Лосский Н.О. Человеческое "Я" как предмет мистической интуиции. // В кн.: Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. -М., 1997.
 10. Пирс Ч.С. Закрепление верования. Как сделать идеи ясными. // Вопросы философии, 1994, №4.
 11. Соловьев Вл. Вера, разум и опыт. // Вопросы философии, 1994, №4.
 12. Мэмфорд Л. Эстетика мышления. -М., 2001.
 
 Дополнительная литература
 13. Козлова М.С. Вера и знание. Проблема границы // Вопросы философии, 1991, №2; Файнберг Е.Л. Интуитивное суждение и вера. // Вопросы философии, 1991. №8.
 14. Мудрагей И.С. Вещь в себе: от непознаваемости к узнаваемости (Кант - Шопенгауэр) // Вопросы философии, 1999, №1.
 15. Грязнов А.Ю. Методология физики и априоризм Канта. // Вопросы философии, 2000, №8.
 16. Овчинников Н.Ф. Знание - болевой нерв философской мысли (к истории концепций знания от Платона до Поппера). // Вопросы философии, 2001, №1.
 17. Харре Р. Потенциирующие образы и интуиция в физике // Вопросы философии, 2000, №9.
 18. Жданов Г.Б. Информация и сознание. // Вопросы философии, 2000, №11.
 19. Суворов О.В. Разум и феномен "Я". // Вопросы философии, 2000, №4.
 20. Шестакова М.А. Истина как ценность. // Вестник МГУ, Серия "Философия", 2002, №5.
 21. Руткевич А.М. Научный статус психоанализа. // Вопросы философии, 2000, №10.
 22. Овчаренко В.И. Осознание бессознательного. // Вопросы философии, 2000, №4.
 23. Лекторский В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология). // Вопросы философии, 1999, №8.
 24. Дынич В.И., Ельяшевич М.А., Толкачев Е.А., Томильчек Л.Н. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения. // Вопросы философии, 1994, №12.
 25. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. -М., 1998.
 
 ВАРИАНТ 5.
 ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ИСТОРИИ. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ
 Первоисточники
 1. Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М., 1994 (Истоки истории и ее цель).
 2. Тойнби Дж. Постижение истории. -М., 1991.
 3. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. К генеалогии морали. // Ницше Ф. Сочинения. Т. 1-2. -М., 1990.
 4. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Гештальт и действительность. -М., Мысль, 1993.
 5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. -М., 1991.
 6. Бердяев Н.А. Смысл истории. -М., 1990.
 7. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса; К.Маркс как религиозный тип. // Булгаков С.Н. Философия хозяйства. -М., 1990. -С.261-310, 310-342.
 8. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии, 1990, №3, а также Дилигенский Г.Г. Конец истории или смена цивилизаций? // Вопросы философии, 1991, №3.
 9. Фукуяма Ф. Великий разрыв. -М., АСТ, 2003.
 10. Ортега-и-Гассет Х. История как система. // Вопросы философии, 1996, №6.
 11. Вильчек В. Алгоритмы истории. // Нева, 1990, №7.
 12. Сорокин П.А. Историческая необходимость. // Человек. Цивилизация. Общество. -М., 1992, -С.513-520. а также Сорокин П.А. Кризис нашего времени. // там же -С. 427-505.
 13. Белл Д. Возобновление истории в новом столетии. // Вопросы философии, 2002, №5.
 14. Соловьев В. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. // Соловьев В. Сочинения в 2 т. -М., 1988, Т.2 (или любое другое издание)
 15. Соловьев В. Три силы истории. // Соловьев В. Сочинения в 2 т. -М., 1988.
 16. Тоффлер Э. Шок будущего. -М., 2002. или он же: Третья волна. -М., 2002.
 
 Дополнительная литература
 17. Патрушев А.И. Миры и мифы Освальда Шпенглера. // Новая и новейшая история, 1996, №3.
 18. Неретина С.С. Бердяев и Флоренский о смысле исторического. // Вопросы философии, 1991, №3.
 19. Кантор В.К. Антихрист, или ожидавшийся конец европейской истории. // Вопросы философии, 2002, №2 а также Франс Н.П. Апокалиптические идеи у Ф.Ницше и В.Соловьева. // там же
 20. Трансформации в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество (Материалы круглого стола). // Вопросы философии, 2000, №1.
 21. Иноземцев В.Л. Социология Даниела Белла и контуры современной постиндустриальной цивилизации. // Вопросы философии, 2002, №5.
 22. Свастьян К.А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу. // В кн.: Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. -М., 1993.
 
 ВАРИАНТ 6.
 СВОБОДА КАК АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ
 Первоисточники
 1. Лосский Н.О. Свобода воли. // Лосский Н.О. Избранное. -М., -1991, С.484-597.
 2. Бердяев Н.А. Философия свободы. -М., 1989 или Бердяев Н.А. Философия свободного духа. -М., 1994.
 3. Фромм Э. Бегство от свободы. -М., 1989.
 4. Франкл В. Человек в поисках смысла. // Духовность, свобода и ответственность. -М., 1990, -С. 93-130.
 5. Достоевский Ф., Леонтьев К., Соловьев Вл., Розанов В., Булгаков С., Бердяев Н., Франк С. О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. -М., 1990, или Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы, кн. 5, гл. 5: "Великий инквизитор" //Полн.собр.соч. в 30-ти т. -М., 1977. -Т.14.
 6. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. // в кн. Сумерки Богов, -М., 1990. или любое другое издание А.Камю.
 7. Камю А. Бунтующий человек. -М., 1993 или Камю А. Творчество и свобода. -М., 1993.
 8. Честерфильд. Письмо к сыну. // Если хочешь быть свободным. -М., 1992.
 9. Моруа А. Письмо молодому человеку о науке жить. // Если хочешь быть свободным. -М., 1992.
 10. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. // Сумерки Богов. М., 1989.
 11. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. -М., 1992. или "Понятие воли" в любом издании.
 12. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. -М., 1995.
 13. Мунье Э. Персонализм. // Мунье Э. Манифест персонализма. -М., 1999, -С. 459-524.
 14. Сартр Ж.-П. Размышление о еврейском вопросе. // Нева, 1991, №7,8.
 
 Дополнительная литература
 15. Ермичев Н.А. Три свободы Николая Бердяева. -М., 1990.
 16. Левин Г.Д. Свобода и покинутость, методологический анализ. // Вопросы философии, 1997, №1.
 17. Левин Г.Д. Свобода воли. Современный взгляд. // Вопросы философии, 2000, №6.
 18. Киссель М.А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра. // Вопросы философии, 1994, №11, С.171-188.
 19. Штайнер Р. Философия свободы: основные черты одного современного мировоззрения. -Ереван, 1993.
 20. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки, 1991, №12.
 21. Кандалинцева Л.Е. Проблема свободы и выбора во французском экзистенциализме // Философия и общество, 2001, №2.
 
 ВАРИАНТ 7.
 ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА. СЧАСТЬЕ КАК
 ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА.
 Первоисточники
 1. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. -М., 1992, или в кн. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М., 1990. -С.328-351.
 2. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. // Сумерки богов. -М., 1989 или Тошнота. Избр. пр-я. -М., 1999, -С.433-470.
 3. Бердяев Н.А. О назначении человека. -М., 1993.
 4. Шелер М. Положение человека в Космосе. // В кн.: Проблема человека в западной философии. -М., 1988.
 5. Фромм Э. Пути из больного общества. // Проблема человека в западной философии. -М., 1988.
 6. Розанов В.В. Семья как религия. // Розанов В.В. Уединенное -М.,1990, -С. 442-454; а также Толстой Л. Крейцерова соната. (любое издание).
 7. Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди. // Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. -М., 1991, -С.229-478.
 8. Ницше Ф. Антихристианин. // Сумерки богов. -М., 1989, или любые другие издания.
 9. Ясперс К. Ницше и христианство. -М., 1994.
 10. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. // Избранные произведения. -М., 1993, или любые другие издания.
 11. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. -М., 1981.
 12. Лосев А.Д. Дерзание духа. -М., 1988.
 13. Ницше Ф. Шопенгауэр как воспитатель // Ф. Ницше Странник и его тень. -М., 1994 или любое другое издание.
 14. Достоевский Ф.Н. Бесы; или Братья Карамазовы. (любое издание).
 
 Дополнительная литература
 15. Черная А.А. Новейшая философская антропология Макса Шелера. // Вопросы философии, 1999, №7.
 16. Евлампиев И.И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека. // Вопросы философии, 2002, №2.
 17. Евлампиев И.И. Кириллов и Христос. Самоубийцы Достоевского и проблема бессмертия. // Вопросы философии, 1998, №3.
 18. Кантор В.К. Достоевский, Ницше и кризис христианства в Европе конца 19 - 20 века. // Вопросы философии, 2002, №9.
 19. Кантор В.К. Фрейд versus Достоевский. // Вопросы философии, 2000, №10.
 20. Хазанов Б Черное солнце философии: Шопенгауэр. // Вопросы философии, 2002, №3.
 21. Бибихин В. Слово о Розанове. // Знание-Сила, 1991, №11.
 
 ВАРИАНТ 8.
 ФИЛОСОФИЯ НЕНАСИЛИЯ И ВОЗРАСТАНИЕ ГУМАНИЗМА
 КАК ПАРАДИГМА XXI В.
 Первоисточники
 1. Ильин И.А. Путь к очевидности (О сопротивлении злу силой). -М., 1993 или // Новый мир, 1991, № 10, или // Вопросы философии, 1992, №4.
 2. Шарп Дж. Роль силы в ненасильственной борьбе. // Вопросы философии, 1992, №8.
 3. Ганди М.К. Моя вера в ненасилие.; Кинг М.Л. Любите врагов ваших. // Вопросы философии, 1992, № 3.
 4. Семлен Ж. Выход из насилия.; Левинас Э. Философское определение культуры. // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М., 1990, -С. 76-98.
 5. Льюис К. Любовь. Страдание. Надежда. -М., 1992.
 6. Соловьев В. Смысл любви: Избранные произведения. -М., 1991 или любое другое издание.
 7. Толстой Л.Н. Религия и нравственность. Закон насилия и закон любви. // Избранные философские произведения. -М., 1981.
 8. Фромм Э. Искусство любить. // Фромм Э. Душа человека. -М., 1992 или любое другое издание.
 9. Франк С.Л. Ницше и этика любви к дальнему. -М., 1990.
 10. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. -М., 1991 (гл. 10. Любовь. -С. 180-197).
 11. Соловьев В. Оправдание добра. Нравственная философия. -М., 1996.
 12. Сартр Ж.-П. Размышление о еврейском вопросе. // Нева, 1991, №7,8.
 13. Левинас Э. Философия, справедливость, любовь. // Философские науки, 1991, №6.
 
 Дополнительная литература
 13. Ненасильственные движения и философия ненасилия: состояние, трудности, перспективы. // Вопросы философии, 1992, №8.
 14. Гжегорчик Н. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия.; Гусейнов Н.А. Этика ненасилия. // Вопросы философии, 1992, № 3.
 15. Бондаренко А.Б. Насилие и права человека сегодня (Можно ли защищать права человека посредством насилия?) // Вестник МГУ, Серия "Философия", 2002, №6.
 16. Лисица Ю.Т. Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии, 1991, №5.
 17. Зинченко В.П. Размышления о душе и ее воспитании // Вопросы философии, 2002, №2.
 
 ВАРИАНТ 9.
 РУССКАЯ ИДЕЯ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ
 Первоисточники
 1. Лосский Н.О. Характер русского народа. // Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. -М., 1991. -С. 238 - 361.
 2. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. О России и русской философской культуре. -М.,1990, -С. 43-271, или Вопросы философии, 1990, № 1,2, или Бердяев Н.А. Судьба России -М., 1990.
 4. Соловьев В.С. Русская идея. // Соловьев В.С. Смысл любви. Избранные произведения. -М.,1991, -С. 41-69.; или любое другое издание.
 5. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма, -М., 1990.
 6. Ильин И.А. Путь к очевидности. -М., 1993г. или Ильин И.А. Наши задачи: Историческая судьба и будущее России. -М., 1992.
 7. Степун Ф.А. Мысли о России // Новый мир. 1991, № 6; а также Степун Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры // Вопросы философии, 1997, № 1.
 8. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер. // Вопросы философии, 1995, № 6.
 9. Франк С.Л. Пушкин об отношениях между Россией и Европой; а также Сенокосов Ю.А. "Самобытность" и "Превосходство" (послесловие к публикации). // Вопросы философии, 1998, № 8.
 10. Степун Ф.А. Борьба либеральной и тоталитарной демократии вокруг понятия истины. // Вопросы философии, 1999, № 3.
 11. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего. Философические письма. // Соч. -М., 1989.
 
 Дополнительная литература
 12. Взгляд на русскую философию: подборка статей. // Вопросы философии,1994. № 1. -С. 54 - 72.
 13. Кантор В.К. Федор Степун: российская мысль в контексте европейских катаклизмов // Вопросы философии 1999, № 3.
 14. Макаров В.Г., Христофоров В.С. Пассажиры "философского" парохода. (Судьбы интеллигенции, репрессированной летом-осенью 1922 года) // Вопросы философии 2003, № 7.
 15. Макаров В.Г. "Власть ваша, а правда наша" (к 80-летию высылки интеллигенции из Советской России в 1922 году) // Вопросы философии 2002, №10.
 16. Лисица Ю.Т. Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии 1991, №5.
 17. Тарасов Б.Н. Чаадаев. -М., 1990.
 18. Кузнецов П.В. Метафизический нарцисс: П.Я. Чаадаев и судьба философии в России // Вопросы философии, 1997, №8.
 19. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и Православия // Вопросы философии, 1991, №5.
 20. Ульянов М.И. "Басманный философ" (о Чаадаеве) // Вопросы философии, 1990, №8.
 
 ВАРИАНТ 10.
 ПОСТИЖЕНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ
 XIX-XX ВВ.
 Первоисточники
 1. Франк С. Смысл жизни. // Вопросы философии, 1990, №6.
 2. Трубецкой Е. Смысл жизни. Гл.1. // Смысл жизни. Антология. // Под ред. Н.Г.Гаврюшина. -М., 1994.
 3. Введенский А. Условия допустимости веры в смысле жизни. // Смысл жизни. Антология. / Под ред. Н.Г.Гаврюшина. -М., 1994, -С.93-123.
 4. Несмелов В. Вопрос о смысле жизни в основе новозаветного откровения. // Смысл жизни. Антология. / Под ред. Н.Г.Гаврюшина. -М., 1994. -С. 65-93.
 5. Розанов В. Об истинных целях человеческой жизни. // Смысл жизни. Антология. // Под ред. Н.Г.Гаврюшина. -М., 1994, -С. 42-65.
 6. Толстой Л.Н. Путь к жизни. -М., 1993.
 7. Франкл В. Человек в поисках смысла. -М., 1990.
 8. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Сочинения в 2 т. -М., 1990, - Т.2, или любое другое издание.
 9. Лосский Н.О. Воспоминания. Жизнь и философский путь. // Вопросы философии, 1991, №№10, 11, 12.
 10. Булгаков С.Н. Человекобог и человекозверь. // Избранные сочинения, -М., 1991, -Т.2.
 11. Бердяев Н. Самопознание; или Смысл творчества (любое издание).
 12. Соловьев В. Смысл любви. Идея сверхчеловека // В.Соловьев Соч. в 2 т. -М., 1988, Т.2 или любое другое издание.
 13. Шопенгауэр А. О ничтожестве и горестях жизни. // Шопенгауэр А. Избр. произв. -М., 1993. -С. 63-133.
 14. Камю А. Миф о Сизифе. // В кн.: Бунтующий человек. -М., 1993. или любое другое издание
 
 Дополнительная литература
 13. Анисимов С.Ф., Гурев Г.А. Проблема смысла жизни в религии и атеизме. -М., 1981.
 14. Алексина Т.А., Донченко А.П. Нравственный смысл жизни в аспекте личностного времени. // Философские науки, 1985, №3.
 15. Синеокая Ю.В. Проблема сверхчеловека у Соловьева и Ницше. // Вопросы философии, 2002, №2.
 16. Геворкян А.Р. Ницше и метафизический пессимизм. // Вопросы философии, 2001, №8.
 17. Эпштейн М. Поступок и происшествие. К теории судьбы. // Вопросы философии, 2000, №9.
 18. Бибихин В. Слово о Розанове. // Знание-Сила, 1991, №11.
 
 
 
 
 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
 ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
 
  Внимание: Содержание контрольной работы должно строго соответствовать варианту и теме. Вариант определяется по последней цифре шифра, присвоенного студенту, тема выбирается произвольно из списка внутри варианта.
  Контрольная работа №1 является допуском к зачету и его составной частью. Выполнение контрольной работы №2 - необходимое условие допуска к экзамену. Они должны быть предъявлены на кафедру философии не позднее, чем за 10 дней до начала зимней и летней сессии. Датой поступления работы служит время ее регистрации в журнале кафедры. Студенты, не сдавшие контрольные работы в указанный срок, или чьи работы не будут зачтены, к зачету по философии не допускаются. Во время сессии контрольные работы проверяться не будут, что автоматически ведет к появлению академической задолженности, которая может быть ликвидирована только после сессии.
 
  Контрольные работы являются необходимой составной частью курса философии, формой активного усвоения философского знания. Процесс их подготовки - это самостоятельное вхождение в мир непривычного языка, сложной аргументации. Вдумчивая работа над философским текстом способствует воспитанию культуры мышления, так как предполагает не пассивное следование течению авторской мысли, а критическое осмысление предлагаемых решений и выводов. Контрольные работы - это еще и форма регулярной отчетности студентов-заочников между сессиями, позволяющая преподавателю отслеживать усвоение ими учебного материала.
  Цель настоящих рекомендаций - помочь студентам в определении тем и написании контрольных работ по философии на основе оригинальных трудов отечественных и зарубежных мыслителей.
 
  При подготовке контрольных работ необходимо соблюдать следующие требования (формальные и содержательные), от которых зависит качество работы.
 
  Формальные требования:
 
  Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с определенными правилами, принятыми в нашей стране:
 1. На титульном листе (или обложке тетради) должны быть: название ВУЗа; наименование кафедры, ведущей учебную дисциплину; номер варианта и название темы контрольной работы; номер специальности и шифра; ФИО студента; ФИО преподавателя.
 2. Контрольная работа должна быть структурирована и состоять из:
 - плана (содержания) работы, в соответствие с которым она написана;
 * введения;
 * основной части;
 * заключения;
 * списка использованной литературы;
 * приложения.
 3. Все страницы контрольной работы, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы.
 
  Содержательные требования:
 
  План работы должен включать в себя не только названия стандартных разделов (например, Введение; Основная часть; Заключение), но и разбивку основной части на параграфы (вопросы), посвященные конкретным проблемам анализируемого первоисточника, с обязательным указанием номеров страниц, с которых начинаются разделы и параграфы.
 
  Введение. Вводная часть - это, прежде всего, знакомство с автором, чье произведение будет рассмотрено в основной части, с его биографией. Введение не должно превосходить по объему основную, реферативную часть, и в то же время не может представлять из себя краткое перечисление основных дат в жизни мыслителя. Важную роль здесь играет анализ исторической ситуации, политических событий, достижений науки и техники, то есть того, что можно назвать социокультурным контекстом эпохи, в которую выпало жить и творить данному мыслителю. Именно философия призвана отвечать на "вызов" эпохи, и именно эпоха определяет в той или иной мере постановку и актуализацию мировоззренческих и научных проблем, не говоря уже о путях и способах их решения. Введение, раскрывающее переплетение судеб философа и общества, позволяет сделать содержательной и осмысленной основную часть контрольной работы.
 
  Основная часть. Знакомясь с выбранным произведением, студент, прежде всего, должен определиться с теми конкретными проблемами, которые являются основными в данной работе. Здесь главное - не мельчить, не пытаться пересказать все до последнего слова. "Ловля блох" может затмить самое существенное и принципиальное. Необходимо выявить авторскую позицию и противоположные ей точки зрения (ибо развитие основной идеи опирается зачастую на критику иных взглядов), постараться собрать воедино все имеющиеся аргументы в пользу того или иного решения проблемы. Чтобы подготовить основную часть контрольной работы, студенту необходимо внимательно ознакомиться с произведением. Нередко возникает соблазн "навыдергивать" цитат, переписать целые абзацы. Из этого ничего, кроме словесного "винегрета" не получается. Необходимо сделать над собой усилие и все-таки тщательно проработать текст. Дело в том, что философские произведения весьма существенно отличаются от конкретно-научных работ с их лаконичностью, строгой системой и однозначностью выводов. Философские же тексты смыслово многослойны, часто метафоричны, как, например, произведения Платона, Ницше, французских и японских экзистенциалистов, в которых за данностью слов расстилается иная, часто безграничная смысловая реальность. Важнейшую роль в них играет логическая обоснованность авторской позиции, системность изложения, привлечения в качестве аргументов большого количества историко-культурного и научного материала.
  Не следует обильно насыщать основную часть контрольной работы философской терминологией. Необходимо переводить часто нетрадиционную понятийную систему того или иного автора на язык более понятный, но в то же время недопустимо низводить категориальный аппарат философии до бытового уровня, так как в этом случае исчезает четкость и строгость философской аргументации. "Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно" (М.К.Мамардашвили). Содержание каждого параграфа должно соответствовать сформулированной конкретной проблеме в плане работы. Все цитаты соответствующим образом оформляются: "закавычиваются" с указанием страниц конкретного источника. Позиции автора первоисточника должны быть проанализированы. Данная часть контрольной работы призвана продемонстрировать умение студента мыслить самостоятельно, аргументировано, проявить его способность понять, осмыслить и проанализировать философское содержание первоисточника.
 
  Заключение. В заключительной части контрольной работы студент должен уметь связать проблематику, актуальную во время написания первоисточника, с современностью. Это не всегда легко сделать, поскольку наряду с вечными проблемами появляются новые, никогда не существовавшие ранее, например, взаимоотношение человека и технической реальности, да и традиционные проблемы меняют со временем свое звучание. Но все же необходимо для нас, сегодняшних, представить современные проблемы в свете соответствующего философского наследия. Тем и замечательна философия, что ее анализ жизненно важных человеческих проблем не устаревает со временем. Высказывания и поступки людей, хотя бы они и жили, мыслили и действовали в совершенно разных условиях, почти всегда содержат в себе ответ не только на конкретно-исторические вопросы, но в них заключено и типологически общее переживание повторяющихся исторических ситуаций с их стихийной логикой, альтернативами, моделями личной ответственности, которые неоднократно являлись предметом философского анализа. Именно поэтому представители других времен, иных культур могут выступать в качестве живых участников диалога между нами и нашим временем. Студент, работая над докладом, должен стать активной стороной в данном диалоге, должен иметь свое понимание данное проблемы, должен уметь сформулировать и аргументировать свое мнение, дать и обосновать свою оценку ситуации.
 
  Список использованной литературы включает только те источники, которые, так или иначе, задействованы при написании контрольной работы, что подтверждается соответствующими ссылками. Список оформляется в соответствии с общепринятыми требованиями: источники располагаются в алфавитном порядке с указанием фамилии авторов, названием книг или статей (в этом случае указываются названия журналов, год и номер выпуска), указанием издательства и года издания.
 
  Приложение представляет собой выписанные и разъясненные философские понятия, которые встретились автору контрольной работы при прочтении первоисточника. За определениями смысла этих понятий необходимо обращаться к справочной литературе: словарям, энциклопедиям, примечаниям и комментариям в самом первоисточнике.
 
  Объем контрольной работы (формат А4):
  в печатном варианте - 12 страниц;
  в рукописном варианте - 18 страниц.
  Контрольная работа должна быть отредактирована, написанная от руки должна быть удобочитаема!
 

<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу