<< Пред. стр. 5 (из 6) След. >>
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО СРЕЗА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
1. Философское учение о ценностях называется:
а) гносеология;
б) онтология;
в) аксиология;
г) праксиология.
2. Античным философом, в учении которого бытие предстает, как совокупность множества неделимых материальных частиц - атомов был:
а) Пифагор;
б) Аристотель;
в) Платон;
г) Демокрит.
3. Открытие категории бытия принадлежит:
а) представителям элейской школы (6 - 5 вв. до н. э.)
б) философам эпохи Возрождения;
в) русским религиозным философам первой половины 20 в.
г) мыслителям французского Просвещения.
4. Под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств в учении:
а) материалистов;
б) объективных идеалистов;
в) субъективных идеалистов;
г) солипсистов;
5. Досократическая философия представлена какими философами:
а) Кант, Гегель, Маркс
б) Платон, Аристотель, Сенека
в) Декарт, Лейбниц, Спиноза
г) Гераклит, Пифагор, Демокрит
6. С точки зрения средневековой онтологии подлинным бытием обладает:
а) бог;
б) природа;
в) человек;
г) общество.
7. В основе средневековой онтологии лежит идея:
а) творения;
б) откровения;
в) эволюции;
г) множественности миров.
8. Крупнейшим представителем античного неоплатонизма понимавшего в качестве высшей ступени бытия божественное "Единое" - первоначало, лишенное всяких свойств был:
а) Лукреций;
б) Ориген;
в) Сенека;
г) Плотин.
9. В материалистическом понимании субстанциальной основой мира является:
а) бог;
б) материя;
в) энергия;
г) вещество.
10. Наиболее ярким представителем античного объективного идеализма, разработавшим концепцию истинного бытия как сверхчувственного мира чистых сущностей - "эйдосов" является:
а) Диоген Синопский;
б) Платон;
в) Эмпедокл;
г) Аристотель.
11. Какое из используемых в современной философии и науке понятий пришло в современную культуру из культуры античной?
а) "бессознательное";
б) "ментальность";
в) "космос";
г) "кварк".
12. Ислам возник:
а) в I до н. э.;
б) в I в.;
в) в VII в.;
г) в XI в.
13. С точки зрения политического учения Аристотеля человеческим сообществом высшего рода является:
а) род;
б) семья;
в) селение;
г) государство.
14. Какая из нижеперечисленных характеристик человека в наибольшей степени соответствует духу средневековой философской антропологии?
а) человек есть мера всех вещей;
б) человек - существо двойственное, в нем есть как нечто божественное, духовное, так и нечто телесное, тёмное, греховное;
в) человек есть существо политическое;
г) человек представляет собой продукт природы, абсолютно детерминированный её законами.
15. Джайнизм возник:
а) в Древней Индии;
б) в Древнем Китае;
в) в Древнем Риме;
г) в Древней Греции.
16. Основателем какого из перечисленных ниже философских учений Древнего Востока принято считать китайского мудреца Лао-Цзы?
а) буддизм;
б) конфуцианство;
в) джайнизм;
г) даосизм.
17. Существовавший в античности гносеологический подход, в рамках которого подвергалась сомнению возможность получения достоверного знания, принято обозначать как:
а) гностицизм;
б) гедонизм;
в) скептицизм;
г) рационализм.
18. Родоначальником какой из нижеперичисленных научных дисциплин принято считать Аристотеля?
а) геометрия;
б) география;
в) логика;
г) педагогика.
19. В чем заключается суть средневековой схоластики?
а) в стремлении обосновать религиозные догмы и систематизировать вероучение;
б) в попытках отыскания пути ведущего к жизни, независимой от внешних обстоятельств;
в) в стремлении постигнуть божественное путем ухода от чувственного мира и соединиться с Богом посредством растворения собственного сознания в Боге.
г) в попытках разработки принципов справедливого общественного устройства.
20. За основу бытия общества Гегель принимает:
а) идею справедливости;
б) экономический фактор;
в) географическую среду;
г) абсолютный разум.
21. Под движением в философии принято понимать:
а) только перемещение тел в пространстве;
б) исключительно обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни;
в) взаимное превращение элементарных частиц;
г) любые изменения вообще.
22. Философская концепция, согласно которой мир имеет одно основание, называется:
а) плюрализм;
б) монизм;
в) дуализм;
г) агностицизм.
23. Концепцию бытия, как совокупности множества субстанций - монад, разработал:
а) Г.Лейбниц;
б) Б.Спиноза;
в) Т.Гоббс;
г) Дж.Локк.
24. Идеалистическим монизмом можно считать философскую систему:
а) К.Маркса;
б) Р.Декарта;
в) Демокрита;
г) Г.Гегеля.
25. Философов, которые считают разум основой человеческого познания и выражают глубокое недоверие к чувствам как источнику достоверной первичной информации принято называть:
а) иррационалистами;
б) сенсуалистами;
в) рационалистами;
г) эмпиристами.
26. К какому из перечисленных философских направлений принято относить учения Ф.Ницше и О.Шпенглера?
а) философия жизни;
б) неотомизм;
в) стоицизм;
г) феноменология.
27. Истина трактуется как "результат соглашения между людьми" в рамках:
а) прагматистской теории истины;
б) корреспондентской теории истины;
в) неотомистской теории истины;
г) конвенциональной теории истины.
28. Кто из нижеперечисленных мыслителей применял цивилизационный подход к анализу общественного развития:
а) Августин Аврелий;
б) О.Шпенглер;
в) К.Маркс;
г) З.Фрейд.
29. Глобальными проблемами современности являются:
а) проблема смысла жизни, свободы, счастья человека
б) экологическая, демографическая, энергетическая и т.д.
в) политические, правовые, культурологические и т.д.
г) этические, эстетические, философские.
30. Кто определял историю как развитие духа во времени, как этапы самопознания обществом свободы
а) К.Ясперс
б) К.Маркс
в) О.Шпенглер
г) Г. Гегель
31. Формационная теория развития общества разработана:
а) Г.Гегелем
б) М.Вебером
в) К.Марксом
г) О.Шпенглером
32. Идея прогресса общественного развития возникла
а) в философии Просвещения
б) в футурологии
в) в философии жизни
г) экзистенциализме
33. Философия выступала служанкой богословия
а) в античной культуре
б) в эпоху средневековья
в) в эпоху Просвещения
г) в эпоху научно-технической революции
34. Кто определил свободу как познанную необходимость
а) Вольтер, Руссо
б) Ницше, Шопенгауэр
в) Гегель, Маркс
г) Камю, Сартр
35. Идея многообразия культур и цикличности их развития возникла в философии
а) О.Шпенглера
б) К.Маркса
в) Л.Фейербаха
г) Г.Гегеля
36. Кому принадлежит идея, что народные массы являются движущей силой истории
а) философии жизни
б) философии всеединства
в) марксизму
г) экзистенциализму
37. Для какого философского направления чужда идея господства человека над природой, идея покорения человеком природы
а) эмпиризму Ф.Бэкона
б) рационализму Р.Декарта
в) материализму К.Маркса
г) "космизму" Н.Федорова
38. Шпенглер определил цивилизацию как
а) расцвет культуры
б) то же, что и культура
в) завершение культуры
г) рождение культуры
39. Гражданское общество основано на:
а) естественном отборе
б) на коллективной собственности
в) на частной собственности и частном интересе
г) на абсолютной монархической власти
40. Разработка теории "естественного права и общественного договора" принадлежит:
а) Гоббсу, Руссо
б) Г.Спенсеру, О.Конту
в) К.Марксу, Ф.Энгельсу
г) Ф.Достоевскому, В.Соловьеву
41. Кому, на ваш взгляд, может принадлежать следующее высказывание: "В духе революционном нет ни свободы, ни братства"
а) К.Марксу
б) В.Ленину
в) Н.Бердяеву
г) Н.Кропоткину
42. Как называется учение, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия
а) рационализм
б) материализм
в) фатализм
г) волюнтаризм
43. "Философия абсурда" получила разработку в творчестве:
а) А.Камю, Ж.-П.Сартра
б) Р.Декарта, В.Лейбница
в) Платона, Аристотеля
г) И.Канта, Г.Гегеля
44. Как называется учение, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью:
а) теология
б) сенсуализм
в) персонализм
г) прагматизм
45. Какому учению принадлежит идея непротивления злу силой:
а) философии жизни
б) евангелии
в) историческому материализму
г) позитивизму
46. Представители какого философского направления подвергли критике идею общественного прогресса:
а) марксизм
б) позитивизм
в) футурология
г) философия жизни
47. Соборность в качестве нравственного начала русского народного духа рассматривали:
а) анархисты
б) марксисты
в) славянофилы
г) позитивисты
48. Свободу совести можно определить как:
а) отсутствие всякой совести;
б) возможность поступать как хочется;
в) право человека на веру и принадлежность к какой-либо религии или быть атеистом
г) верить, что Иисус Христос - действительно сын Божий