<< Пред. стр. 1 (из 3) След. >>
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ
Голышева Нина Иосифовна
ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Курс лекций
Москва 2010
Содержание
Стр.
ВЕДЕНИЕ 4
1. Понятие о хозяйственном учете 4
2. Измерители 4
3. Виды учета 5
4. Задачи бухгалтерского учета 5
5. Принципы бухгалтерского учета 6
ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 8
1. Хозяйственные процессы и их характеристика 8
2. Понятие предмета бухгалтерского учета 9
3. Элементы метода бухгалтерского учета 9
4. Классификация хозяйственных средств предприятия по составу и размещению (актив, имущество) 9
5. Классификация хозяйственных средств предприятия по источникам образования (пассив, обязательства). 10
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС 12
1. Понятие о бухгалтерском балансе 12
2. Содержание и структура бухгалтерского баланса. Особенности бухгалтерского баланса. 13
3. Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций. Четыре типа изменения в балансе. 13
СЧЕТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 16
1. Счета бухгалтерского учета, их строение. Счета активные, пассивные и активно-пассивные 16
2. Двойная запись операций на счетах. Ее сущность. Проводки простые и сложные 19
3. Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь 19
4. Оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета 20
5. План счетов бухгалтерского учета 21
ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ 22
ДОКУМЕНТАЦИЯ И ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ 23
1. Сущность и значение документов 23
2. Классификация документов. 23
3. Требования, предъявляемые в документах 24
4. Документооборот 25
5. Инвентаризация, ее виды и значение 25
УЧЕТ ОСНОВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ 27
1. Учет процесса снабжения 27
2. Учет процесса производства - расходов по обычным идам деятельности 30
3. Учет процесса продаж (реализации) - доходов по обычным видам деятельности 33
Учет продаж (реализации) по моменту зачисления денег на расчетный счет или в кассу (по оплате) 34
Учет продаж (реализации) по отгрузке (метод начисления) 38
КЛАССИФИКАЦИЯ СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ПО СТРУКТУРЕ И НАЗНАЧЕНИЮ И ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ СОДЕРЖАНИЮ 40
1. Классификация счетов по структуре и назначению 40
2. Классификация счетов по экономическому содержанию 45
ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК В РЕГИСТРАХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 46
Ведение
1. Понятие о хозяйственном учете
2. Измерители, применяемые в учете
3. Виды учета
4. Задачи бухгалтерского учета
5. Принципы бухгалтерского учета
1. Понятие о хозяйственном учете
Слово "бухгалтер" переводится с немецкого как "книговед". Бухгалетерский учет как наука существует более 500 лет, с момента, когда Лука Пачолли выпустил трактат "О счетах и двойной записи". Он впервые предложил использовать дебет одного и кредит другого счета.
Сегодня при ООН существует организация, вырабатывающая единые методики подхода к бухгалтерскому учету.
Основным законом, регулирующим бухгалтерский учет в Российской федерации является Федеральный закон №129-ФЗ от 21.11.1996 "О бухгалтерском учете".
С появлением производства появился и хозяйственный учет. Все, что имеет стоимостное выражение, составляет хозяйство и подвергается учету.
Хозяйственный учет возник с возникновением материального производства, он постоянно развивался и совершенствовался. Хозяйственный учет представляет собой полное отражение и качественную характеристику учитываемых объектов.
Хозяйственный учет ведется путем наблюдения, измерения и регистрации. Основными этапами учетного процесса является: обработка информации и передача ее пользователям.
2. Измерители
В учете применяется 3 вида измерителей:
1) натуральные измерители (метры, штуки, кг и т.д.);
2) денежные изменители (рубли или другие национальные денежные единицы, если учет ведется в валюте, то она переводится в рубли на дату совершения операции);
3) трудовые измерители (часы, дни, недели, месяцы, чел/час, чел/день и т.д.).
3. Виды учета
Существует 4 вида хозяйственного учета:
1) оперативный учет - характеризуется быстротой передаваемой информации, возможностью быстрого реагирования и принятия решений. Для него характерны неточность и отсутствие документального ведения.
2) статистический учет - отражает общественно однородные явления. Для статистической информации характерны приблизительные вычисления, сравнительные величины и рассмотрение явлений в динамике, документально оформляется не всегда.
3) налоговый учет - появился с введением гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль". Налоговый учет учитывает налогооблагаемую базу и суммы налогов.
4) бухгалтерский учет - представляет собой сплошное, непрерывное и документально обоснованное отражение хозяйственных явлений в стоимостной оценке. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
4. Задачи бухгалтерского учета
Задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом определяются политикой государства. В настоящее время перед бухгалтерским учетом поставлены 3 основные задачи:
1) формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении;
2) обеспечение информацией внешних и внутренних пользователей бухгалтерской отчетности для контроля за наличием и движением имущества, обязательств, использованием трудовых, финансовых и материальных ресурсов;
3) предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов.
5. Принципы бухгалтерского учета
Принципы бухгалтерского учета официально не зарегистрированы ни в одном нормативном документе, тем не менее они используются в учете.
На сегодняшний день принципы бухгалтерского учета делятся на допущения и требования.
Допущения предполагают, что:
1) активы и обязательства организации существуют обоснованно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
2) организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
3) принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года1 к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
4) факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этим фактом (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Требования в бухгалтерском учете должны обеспечивать:
1) полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
2) своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности)2;
3) большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходлов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
4) отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
5) тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечия);
6) рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности)
Активы и обязательства организации могут быть долгосрочными (срок их действия больше года) и краткосрочными (срок их действия меньше года). Если срок установлен с 1 января текущего года до 31 декабря этого же года, то он считается меньше года, а если срок установлен с 1 января до 1 января следующего года, то он будет считаться больше года.
Имущество - это совокупность имущественных прав (актив) или имущественных прав и обязанностей (пассив), принадлежащих определенному лицу.
Предмет и метод бухгалтерского учета
1. Хозяйственные процессы и их характеристика.
2. Понятие предмета бухгалтерского учета.
3. Элементы метода бухгалтерского учета.
4. Классификация хозяйственных средств предприятия по составу и размещению (актив, имущество).
5. Классификация хозяйственных средств предприятия по источникам образования (пассив, обязательства).
1. Хозяйственные процессы и их характеристика
Предприятие (организация), производя продукцию, выполняя работы или оказывая услуги совершает огромное количество хозяйственных операций. Эти хозяйственные операции в совокупности составляют хозяйственные процессы, которые подразделяются на:
1. процесс снабжения;
2. процесс производства;
3. процесс реализации - продажа.
В результате производственной деятельности хозяйственные средства находятся в постоянном кругообороте.
Кругооборот хозяйственных средств совпадает с хозяйственными процессами.
На первой стадии кругооборота (процессе снабжения) денежные средства предприятия превращаются в необходимые материальные ценности (сырье), необходимые для процесса производства.
На второй стадии кругооборота (процессе производства) происходит превращение хозяйственных средств (материальных ценностей), которые соединяются с рабочей силой, в новый товар, в новую продукцию предприятия, которая отличается по своему внешнему виду, назначению и стоимости.
На третьей стадии (процессе реализации - продаж) продукция предприятия превращается в денежные средства, но большего размера, чем их первоначально затрачено.
2. Понятие предмета бухгалтерского учета
Предмет бухгалтерского учета - это то, что подлежит учету, т.е. имущество и обязательства, принадлежащие хозяйствующему субъекту, т.е. хозяйственные средства и их источники в процессе расширенного воспроизводства (снабжение, производство, реализация и т.д.).
Каждый отдельный вид средств и источников называется объектом учета. Бухгалтерский учет не охватывает и не отражает того, что не имеет стоимости.
3. Элементы метода бухгалтерского учета
Метод бухгалтерского учета отвечает на вопрос: как ведется учет? Совокупность приемов и способов, используемых для отражения объектов учета в определенной последовательности, называется методом учета:
1) документация - бухгалтерский учет ведется на основании первичных документов, которыми оформляются хозяйственные операции; первичные документы должны содержать необходимые реквизиты;
2) инвентаризация - это сверка наличия объектов учета с документальным оформлением этих объектов, т.е. документальное подтверждение наличия;
3) оценка и калькуляция - имущество и обязательства, а также хозяйственные факты подлежат оценке в денежном выражении. Калькуляция осуществляется в процессе учета себестоимости произведенной продукции, выполнении работ, оказании услуг;
4) счета и двойная запись - бухгалтерский учет в РФ ведется методом двойной записи, т.е. хозяйственные операции отражаются в дебете одного и кредите другого счета в одинаковой сумме;
5) бухгалтерский баланс и отчетность - бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление (информацию) об имуществе и обязательствах, а также финансовых результатах деятельности предприятия.
4. Классификация хозяйственных средств предприятия по составу и размещению (актив, имущество)
Все имущество предприятия, его хозяйственные средства можно подразделить на:
I) основные средства - это активы, срок службы которых более 1 года и они в процессе производства участвуют многократно;
II) оборотные средства - они однократно участвуют в процессе производства и полностью передают свою стоимость на готовую продукцию.
К оборотным средствам относятся сырье, материалы, готовая продукция, незавершенное производство (продукция, не прошедшая всех стадий обработки), а также деньги на расчетном счете и в кассе и дебиторская задолженность (нам должны)
III) отвлеченные средства - это средства (временно и навсегда) изъятые из оборотов предприятия:
- авансовые платежи поставщикам и налогов в бюджет;
- финансовые вложения (долгосрочные и краткосрочные);
- убытки (Убытки = Доходы - Расходы < 0 - это антиприбыль)
Финансовые вложения - это акции, облигации и другие ценные бумаги, а также займы и кредиты выданные, участие в уставных капиталах других организаций.
IV) нематериальные активы - это стоимость патентов, торговых марок и товарных знаков, названия фирмы, а также деловая репутация организации и организационные расходы (при определенных условиях).
Деловая репутация - это разность между покупной ценой имущества и стоимостью актива и пассива баланса (Стоимость - (Актив + Пассив) = Деловая репутация).
5. Классификация хозяйственных средств предприятия по источникам образования (пассив, обязательства).
Хозяйственные средства по источникам образования подразделяются на:
I) источники собственных средств:
1) уставный капитал - величина уставного капитала, зарегистрированного в учредительных документах и представляет собой совокупность вкладов учредителей (участников) организации, то есть их долей, акций, паевых взносов;
2) амортизация (износ) - это процесс постепенной передачи, переноса стоимости основных средств и нематериальных активов на стоимость готовой продукции;
3) резервы и целевое финансирование (15-20% прибыли, формируемой в соответствии с уставом за счет прибыли) - резервы создаются для покрытия убытков организации и для обеспечения сомнительных долгов (долг, не погашенный в срок); целевое финансирование, как правило, осуществляет вышестоящая организация и оно предназначено для определенных целей;
4) добавочный капитал - возникает в случае дооценки основных средств или при получении имиссионного дохода акционерного общества.
5) прибыль - это разница между доходами и расходами организаций (это финансовый результат хозяйственной деятельности).
II) заемные (привлеченные) средства:
1) краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы;
2) кредиторская задолженность (наш долг) перед поставщиками, бюджетом по налогам, фондам (пенсионным, социального страхования, фондом медицинского страхования), перед рабочими и служащими оп заработной плате.
Бухгалтерский баланс
1. Понятие о бухгалтерском балансе.
2. Содержание и структура бухгалтерского баланса. Особенности бухгалтерского баланса.
3. Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций. Четыре типа изменения в балансе.
1. Понятие о бухгалтерском балансе
Бухгалтерский баланс представляет собой средства группировки и обобщенного отражения в денежной оценке на 1 число каждого месяца хозяйственных средств предприятия.
Бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, одна сторона которой называется "Актив" (с латинского "быть"). В ней расположены хозяйственные средства предприятия по виду и размещению в специальной группировке. Другая часть таблицы называется "Пассив" (с латинского "объяснять"). В ней расположены хозяйственные средства предприятия по источникам образования в специальной группировке.
Каждый отдельный вид средств и источников в балансе называется статьей, например, "Основные средства", "Денежные средства", "Уставный капитал" и т.д. Статьи имеют расшифровки, например, статья "Запасы" имеет расшифровки: "сырье и материалы", "товары отгруженные и прочее".
Статьи объединяются в разделы.
В активе баланса 2 раздела:
I - Внеоборотные активы
II - Оборотные активы
В пассиве баланса 3 раздела (разделы в балансе имеют сквозную нумерацию):
III - Капитал и резервы
IV - Долгосрочные обязательства
V - Краткосрочные обязательства
Итог актива всегда должен быть равен итогу пассива. Этот показатель называют валютой баланса или балансом (строка 300 равна строке 700).
2. Содержание и структура бухгалтерского баланса. Особенности бухгалтерского баланса.
Существующая в настоящее время форма баланса, имеющая 5 разделов, статьи и расшифровки, является рекомендованной организациям (то есть не является обязательной к применению). Предприятие имеет право вводить по своему усмотрению показатели в активе и пассиве, которые для них будут являться значительными. В тоже время в балансе должны быть сохранены итоговые показатели разделов и показатели валюты баланса.
Особенностью баланса, применяемого в настоящее время, являются статьи:
1) "Основные средства" (стр. 120), где должна быть показана остаточная стоимость основных средств, которая получается как разница между первоначальной стоимостью (счет 01) и суммой накопленной амортизации (счет 02).
Счет 01 - счет 02 = остаточная стоимость (?0);
2) "Нематериальные активы" (стр. 110), где также показывается остаточная стоимость нематериальных активов, которая получается как разница между первоначальной стоимостью нематериальных активов и суммой накопленной амортизации:
Счет 04 - счет 05 = остаточная стоимость НМА (?0);
3) "Собственные акции, выкупленные у акционеров" (счет 81, Активный объект учета), показывается в пассиве баланса в круглых скобках, при подсчете итога раздела III вычитается.
4) "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", где должна быть показана прибыль (или убыток) прошлых лет, учтенная на счете 84 и прибыль (или убыток) отчетного года, учтенная на счете 99; если у организации получается финансовый результат - убыток, то он показывается в строке 470 в круглых скобках, при подсчете итога раздела III также вычитается.
3. Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций. Четыре типа изменения в балансе.
Баланс является средством контроля за работой предприятия по состоянию на 1 число каждого месяца. С началом следующего отчетного периода на предприятии происходит множество хозяйственных операций, которые по-своему влияют на баланс. Все эти хозяйственные операции можно разделить на 4 типа.
1) Активные (А+А-). При этом типе изменения происходят в активе баланса: одна статья (или подстатья) увеличивается, а другая уменьшается на одну и ту же величину. Итог не меняется, равенство сохраняется. Например, если получены деньги в кассу с расчетного счета 100.000 р.:
А "Касса" +100.000
А "Расчетный счет" -100.000,
итог актива не изменился.
Например, переданы материалы юридическому лицу как взнос в уставный капитал этого юридического лица 100.000:
А "Финансовые вложения" +100.000
А "Материалы" -100.000,
итог актива не изменился.
2) Пассивные (П+П-). При этом изменении одна статья (или подстатья) пассива увеличивается, а другая уменьшается, итог пассива не меняется. Например, часть прибыли направлена на увеличение уставного капитала организации:
П "Уставный капитал" +100.000
П "Прибыль" -100.000,
итог пассива не изменился.
3) Активно-пассивные в сторону увеличения (А+П+). При этом изменении в балансе одна статья актива увеличивается и одна статья пассива увеличивается на ту же сумму. Итог актива и пассива также изменится (увеличится) на ту же сумму. Например, поступили материалы от поставщиков:
А "Материалы" +14.000
П "Расчеты с поставщиками (кредиторская задолженность" +14.000,
Увеличение пассива и актива на 14.000.
Например, получен краткосрочный кредит банка:
А "Расчетный счет" +100.000
П "Расчеты по кредитам и займам (кредиторская задолженность" +100.000,
Увеличение пассива и актива на 100.000.
4) Активно-пассивные в сторону уменьшения (А-П-). При этом изменении в балансе одна статья актива уменьшается и одна статья пассива уменьшается на ту же сумму. Итог актива и пассива также изменится (уменьшится) на ту же сумму. Например, перечислены с расчетного счета средства в погашение задолженности поставщику 60.000р.:
А "Расчетный счет" -60.000
П "Расчеты с поставщиками (кредиторская задолженность" -60.000,
Уменьшение пассива и актива на 60.000.
Практическое задание на типы изменений в балансе
Содержание хозяйственной операции Актив Пассив Тип изменения + - + - 1. Выдана заработная плата работникам предприятия 50 70 А-П- (IV) 2. Перечислены налоги бюджету 51 68 А-П- (IV) 3. Отпущены материалы в основное производство 20 10 А+А- (I) 4. Погашен краткосрочный займ 51 66 А-П- (IV) 5. Сформирован уставный капитал открытием расчетного счета 51 75 А+А- (I) 6. За счет прибыли начислена премия работникам 70 84 П+П- (II) 7. Приобретены акции на бирже 58 51 А+А- (I) 8. Перечислена задолженность пенсионному фонду 51 69 А-П- (IV) 9. Начислена амортизация по основным средствам 20 02 А+П+ (III) 10. Обнаружен излишек в кассе 50 91 А+П+ (III) 11. Обнаружена недостача материальных ценностей на складе (списана на убытки) 10 91 А-П- (IV) 12. Начислены отпускные работникам предприятия 20 70 А+П+ (III)
Счета бухгалтерского учета
1. Счета бухгалтерского учета, их строение. Счета активные, пассивные и активно-пассивные.
2. Двойная запись операций на счетах. Ее сущность. Проводки простые и сложные.
3. Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь.
4. Оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета.
5. План счетов бухгалтерского учета.
1. Счета бухгалтерского учета, их строение. Счета активные, пассивные и активно-пассивные
Счета бухгалтерского учета представляют собой средства контроля и текущего отражения хозяйственных средств и их источников. Счета открываются на основании статей баланса: на основании статей актива - активные, на основании статей пассива - пассивные.
Схематически счет представляет собой двухстороннюю Т-образную таблицу. Левая часть счета называется "дебет" ("он должен"), правая часть счета называется "кредит" ("он имеет").
Каждый счет имеет свой номер и название. Запись на счетах начинается с выноса остатка на начало месяца - сальдо.
Открыть счет - это значит вынести начальное сальдо.
У активных счетов сальдо записывается по дебету, у пассивных - по кредиту!
В течение месяца на счетах отражается движение средств и источников, так как в бухгалтерском учете отчетным периодом является календарный месяц, за который подсчитываются итоги, то есть выводится сальдо конечное.
У активных счетов по дебету отражается увеличение, а по кредиту - уменьшение объекта учета. У пассивных - наоборот: по дебету - уменьшение объекта учета, по кредиту - увеличение!
В конце месяца по каждому счету подсчитываются итоги. Итог движения средств или источников за месяц называется оборотом. В конце месяца после подсчета оборотов по дебету и кредиту подсчитывается сальдо конечное. Которое записывается в дебет и кредит счета (в зависимости от типа счета).
У активных счетов:
Ск = Сн по дебету + оборот по дебету - оборот по кредиту (записывается в дебет счета)
У пассивных счетов:
Ск = Сн по кредиту + оборот по кредиту - оборот по дебету
Пример отражения на счетах хозяйственных операций. Составить бухгалтерские проводки и отразить на счетах 50 "Касса", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 51 "Расчетный счет" следующие хозяйственные операции, зная, что Сн по счету 50 = 3.000, по счету 70 = 15.000, по счету 51 = 100.000.
1. В кассу поступили средства с расчетного для выдачи заработной платы в размере 15.000 р.
Д50 К51 - 15.000
+А "Касса" (Д50)
-А "Расчетный счет" (К51)
2. Из кассы выдана заработная плата работникам предприятия 14.000 р.
Д70 К50 - 14.000
-А "Касса" (К50)
-П "Расчеты с персоналом по оплате труда" (Д70)
3. Сдана на расчетный счет сверхлимитная сумма из кассы 1.000 р.
Д51 К50 - 1.000
+А "Расчетный счет" (Д51)
-А "Касса" (К50)
Счета, у которых сальдо может быть как дебетовым, так и кредитовым называются активно-пассивными. Если сальдо у счета и по дебету, и по кредиту - оно называется развернутым. Итоговое сальдо называется свернутым.
В балансе по активно-пассивным счетам сальдо показывают развернутым, то есть дебетовое в активе баланса, кредитовое - в пассиве.
Например:
1. Начислена арендная плата арендодателю
Д20К76 10.000
2. Начислена арендная плата арендатора
Д76К91 20.000
3. Получена арендная плата от арендатора
Д51К76 30.000
4. Перечислена арендная плата арендодателю
Д76К51 15.000
В общем, структура активно-пассивного счета выглядит следующим образом:
2. Двойная запись операций на счетах. Ее сущность. Проводки простые и сложные
Каждая хозяйственная операция отражается на счетах дважды в дебете одного и кредите другого счета в одинаковой сумме. Указанные наименования и номер дебетуемого и кредитуемого счета называются бухгалтерской проводкой.
Проводки, в которых один счет дебетуется, а другой кредитуется называются простыми (например, Д50 К51).
Сложными называются проводки, в которых один счет дебетуется, а два или несколько кредитуются или наоборот (например, получены материалы от поставщиков по договорной цене 300.000 р, в т.ч. 18% НДС).
Д10 "Материалы" - 254.237
Д19 "НДС по приобретенным ценностям"- 45.763
К60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 300.000
или в другой форме записи
Д10К60 254237
Д19К60 45763
Любую сложную проводку можно выразить несколькими простыми.
3. Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь
Счета, открытые на основании статей баланса называются синтетическими. Они показывают состояние хозяйственных средств, расчетов в обобщенном виде. Это те счета, которые перечислены в плане счетов.
Более детальную характеристику счета можно отразить с помощью аналитических счетов. Аналитические счета открываются на основании синтетических счетов. Например, к синтетическому счету 10 "Материалы" могут быть открыты аналитические счета: "Ткани шерстяные", "Ткани полушерстяные", "Красные", "Черные", "Доски", "Топливо" и т.д.
Основной особенностью аналитических счетов является:
1. Сальдо на начало всех аналитических счетов равно сальдо на начало синтетического счета, к которому они открыты.
2. Сумма оборотов по дебету всех аналитических счетов равна обороту по дебету синтетического счета, соответственно и кредит счетов.
3. Сальдо на конец всех аналитических счетов равно сальдо на начало синтетического счета, к которому они открыты.
Счета аналитического учета, на которых ведется учет только в денежном измерении выглядят также, как и синтетические счета. Их показатели имеют только денежное выражение.
Аналитические счета, на которых ведется учет и в натуральном, и в денежном измерении отражают движение средств и в денежном выражении, и в количественном (натуральном).
<< Пред. стр. 1 (из 3) След. >>