<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 д) Когда внушения не удаются.
 Субъект только тогда не приводит в действие послегип-нозных внушений, когда он их отвергнет в самом начале, и это единственный случай, когда эти внушения не удаются. Если внушение принято, и на осуществление его изъявлено внутреннее согласие, то оно всегда исполняется пунктуально, точь-в-точь, как было приказано. Если же вы стараетесь навязать внушение, действующее на субъекта отталкивающим образом или противоречащее основам его нравственности, то он его отвергнет, и оно никогда не произведет полного впечатления на его внесознательный разум, так как натолкнется на сопротивление.
 
 е) Внушения могут быть отвергнуты.
 Чтобы внушение было действительно, данный субъект должен твердо в него верить и внутренне воспринять его. Конечно, случается, что он принимает противные его натуре внушения и принужден бывает против своей воли совершать поступки, которые он в бодрствующем состоянии никогда бы не совершил. Но, по моим наблюдениям, в послегйпнозных внушениях субъект отвергает те, которые его отталкивают, как бы настоятельно ни принуждал его к тому экспериментатор. Правда, еще в присутствии гипнотизера он иногда выполнит внушенные приказания, даже когда они касаются действий, которых бы он не исполнил в бодрствующем состоянии, но в отсутствии его, когда собственно и должны быть выполнены послегипноз-ные внушения, он не исполнит того, что неприятно или противоречит его характеру. Этот факт значительно упрощает данный способ и ставит его на твердые основы.
 
 ж) Количество времени, в течение которого могут
 иметь силу эти внушения.
 Воспринятое субъектом послегипнозное внушение может быть приведено в действие через неделю, месяц, даже через год после того дня, когда оно было сделано, и большею частью такие внушения непременно исполняются пунктуально в назначенное время. Этот факт объясняется также необычайной способностью вне-сознательного мышления помнить прошлое.
 
 Мгновенный гипнотизм
 Мгновенный гипнотизм представляет весьма частую форму послегипнозного внушения, наиболее употребляемую без всяких изменений при публичных сеансах. Вы, например, говорите уже загипнотизированному субъекту: "Как только я войду в комнату и воскликну: "Спите!" - что бы вы ни делали, вы моментально бросите это делать и заснете". Действие бывает таково, что чем бы ни был занят субъект, он тотчас же может впасть в глубокий сон, как только гипнотизер войдет в комнату и прикажет заснуть.
 Техника гипноза на эстраде при массовых сеансах. Чем больше будет присутствовать людей в зале, тем лучше для вас, потому что из большего числа людей легче выбрать наиболее поддающихся. Самое удобное место для массовых сеансов - цирк, но и обыкновенные дворцы культуры вполне подходят. Можно также проводить массовые сеансы гипноза и на стадионах, но это вопрос спорный, если вы можете представить интересную программу, то тогда подойдет и стадион. Однако, мы сейчас будем рассматривать массовый сеанс гипноза, на котором присутствует примерно 1000 чел. Перед такими сеансами гипнотизер испытывает очень сильное волнение, да и не только гипнотизер, а и любой актер волнуется. Скажу прямо, вы можете волноваться сколько угодно, но будьте твердо уверены в том, что у вас все получится, а ваша вера пусть базируется на знании всего механизма гипнотического воздействия.
 Итак, заранее подготовьте тест на сжатие рук. Привожу свой текст в качестве образца, можете использовать его без изменений, можете что-то убрать или добавить свое.
 Скажите всему залу: "Участвуют все: и взрослые и дети старше 7 лет. Если кто-то из детей волею судьбы со сцепленными руками попадет сюда ко мне на сцену, то в школе станет учиться лучше. Ну, а взрослым мы дадим сеанс состоящий как бы из 2 частей. Первая часть немножечко познавательная, чтобы вам показать возможности гипноза, и чтобы у вас в глубине души появился символ веры. Ну, а вторая часть лечебный сеанс гипноза распространенный на весь зал. "Внимание, повторяйте движение за мной, сделали руки вот так. Поднимите свои руки и сцепите их в замок. Подняли руки высоко над головой и закрыли глаза, все закрыли глаза, - это вы так говорите, - сейчас я буду считать до 20 и пока я буду считать ваши руки будут сжиматься все крепче и крепче и, как только я скажу 20, вы почувствуете, что не можете их разжать, как бы не старались разжать. Не пугайтесь. Не бойтесь. Это наоборот хорошо, я освобожу вас сам! Один, два, три -руки цепенеют, четыре, пять, шесть, семь - пальцы сжимаются все крепче и крепче/ восемь, девять - руки одеревенели, десять, одиннадцать, двенадцать - их сковала неодолимая сила, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать (в вашем голосе чувствуется динамика и непререкаемость) полностью одеревенели руки до плеч, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать - руки окаменели - девятнадцать (медленно) двадцать (резко). Так и остались руки - одеревенели, окаменели, насильно разрывать не надо, нельзя. У кого сцепились руки, встаньте и подойдите ко мне. Смелей, смелей вставайте, вот с задних рядов пропустите пожалуйста, насильно не разрывать". Насчет задних рядов обязательно скажите, даже если вы никого не видите со сцепленными руками, это будет как обязательный факт, для тех кто не понял, сцепились руки или нет. Если сделаете это внушение решительным тоном и с верой в себе, то результат будет превосходным. В зависимости от того, как вас разрекламировали, какой имидж вокруг вас существует, как вы сумели перед этим тестом себя показать, возбудили ли вы симпатию зрителей к себе, таким будет и результат, от 10 до 100 человек выйдет со сцепленными руками к вам на сцену. Если их будет мало, до 20 человек, то вы подойдете к каждому из них и скажите: "Смотрите мне в глаза, как только я скажу "три" ваши руки расцепятся. Раз, два, три... (и в этот момент прикоснетесь своей рукой к его сцепленным рукам) - расцепились". Оценивайте каждого внимательно и тут решайте, оставить этого человека на сцене для последующего усыпления, или нет у вас к нему симпатии, как к гипнотику. Скоро вы сами будете чувствовать, кто из них будет мгновенно отключаться, а кто может уснуть только к концу сеанса. На сцене у вас должны быть заранее полукругом расставлены 15 стульев, на которые вы будете сажать отобранных, прошедших тест на сцепление рук гипноти-ков. Остальных отправьте в зал, сказав им, что на них вы подействуете благоприятно во время общего сеанса, после этого рассадите отобранных 15 человек на стулья (расстояние между стульями 40-50 см). Начинайте усыплять с самого поддающегося, на ваш взгляд, которого вы предварительно посадите в центре полукруга, чтобы рядом сидящие невольно видели момент отключения. Смею вас заверить, что усыпив за свою жизнь, как я уже сказал, примерно 30000 человек, я каждый раз наблюдал удивительное явление, объяснений которому ни у меня, ни у других специалистов нет. А в тех 300 книгах по гипнотизму, которые я прочитал, только в одной из них встречал размышления по этому поводу. Автор этой книги Франц Месмер, легендарный врач-целитель, который был на вершине славы в XVIII веке и умер в нищете, но слава Богу в окружении своих учеников. Звезда его славы закатилась после того, как Парижская Академия наук признала его метод магнетизации несостоятельным, не имеющим научной основы. А все его воздействие приписали действию воображения, которое он возбуждает своим импозантным видом и таинственностью. Месмер же утверждал, что из глаз и из рук исходит животный магнетизм, проще говоря - биополе, который зависит от расположения планет и солнца. До сих пор это непризнание Месмера считается позором Парижской Академии наук. Но я имею свою собственную точку зрения, что есть много случаев и механизмов, которые включают наши резервные возможности, одним из главных источников гипнотической энергии является воображение. Образ яркий, красочный, эмоционально насыщенный, действует гипнотически, захватывает воображение гипнотика и воздействует на все его сознательные и подсознательные функции. Как же были правы и те и другие.
 Так вот что мне приходилось наблюдать при гипнотизации. Когда человек засыпает, отключается, в этот момент происходит выброс в окружающую среду некой сущности, можно это трактовать как выброс энергии, но это будет не совсем точно, в момент засыпания вокруг уснувшего возникает микролептонное поле и именно момент его возникновения мы можем успеть зафиксировать, потом через 3-4 секунды наши органы чувств привыкают и уже не регистрируют эти излучения. Рядом, же сидящие гипнотики, люди с очень высокой чувствительностью нервной системы, довольно хорошо чувствуют это излучение и оно действует на их мозг гипнотически, они чувствуют сонливость, с которой не могут бороться и засыпают, возникает такая индукционная волна, которая распространяется в обе стороны от первого усыпленного. Вот почему очень важно выбрать первого гипнотика и усыпить его. Но если не получилось, выберите другого, а первого уговорите, если удастся, посидеть с закрытыми глазами и сделать вид, что спит, на то вы и гипнотизер, чтобы уметь влиять на людей, и как я уже сказал насколько вы вызовете к себе симпатии зрителей, настолько быстро будут засыпать на сцене гипнотики. Здесь есть обязательно какая-то мне еще не совсем понятная связь. Ну вот, я чуть забежал вперед, а теперь вернемся вновь к тем, кто сидит на стульях, в ожидании тою, что вы сейчас их усыпите. Даю один из своих методов. Станьте напротив гипнотика на расстоянии 2 метров, поднимите свою руку и направьте ладонь на него, скажите при этом: "Сейчас вы будете смотреть мне в центр ладони и чувствовать как из моей руки исходит гипнотическая энергия и вы уснете глубоким и спокойным сном". Можно повести рукой по сторонам и захватить внимание 2-3 человек, если один из них заморгал веками и немного закатываются глаза у него, то сконцентрируйтесь, в первую очередь, на нем. Держите так свою руку 5-8 секунд, постепенно, походя к объекту и немного покачивая рукой вниз, как бы приглашая его закрыть глаза, тут глаза закрываются и голова падает на грудь или запрокидывается назад. Когда человек таким образом усыплен, можете подойти к нему и шепнуть на ухо, что 2x2 будет 5, так его учила в школе учительница математики. Громко вслух в микрофон спросите у него: "Сколько.будет 2 х 2"? Он четко и ясно скажет "5", тогда еще спросите кто его этому научил, он ответит, что учительница математики. Можете представить какую бурную реакцию вызывают их ответы в зале. Также крупному мужчине внушите, что он Петр I или женщине интересного вида, что она Екатерина II, да все что угодно, насколько богата ваша фантазия, только не перегибайте палку в не слишком преступайте нравственные границы, все должно делаться самое большее с легким чувством юмора, чтобы не обидеть человека, потому что потом, когда ему расскажут, что он вытворял на сцене, он может обидеться. Обычно они ничего не помнят, но бывают и такие, что все помнят, но ничего с собой поделать не могли, ни руки, ни ноги, ни даже их собственный язык им не подчинялся, а подчинялся гипнотизеру. В одном только случае они не выполнят внушения - если это будет противоречить их нравственности. Тогда они еще более глубоко отключатся, тело их станет вялым, расслабленным, бессильным - это бывает чаще, или неимоверным усилием воли они проснутся.
 Помните, если вы даете просто развлекательный сеанс, то можете продолжить в таком духе, а если ваша цель оздоровительный сеанс, то вы играйте на публику, можно взять стакан воды, подержать его в руках, поводить над ним правой рукой и сказать всему залу, что вода заряжена на водку, вот сейчас вы дадите уснувшему мужчине выпить эту заряженную воду и независимо от того, будет он чувствовать при приеме воды запах и вкус водки или нет, все равно проснется после сеанса, как говорится "в стельку" пьяным. Дайте мужчине стакан с "водкой" в руку и на ухо шепните, что это настоящая русская водка, пей, не пожалеешь; когда выпьешь, то будет прилив мужской силы. Редко какой мужчина, особенно пожилого возраста не захочет выпить. Сначала дайте понюхать и если вы заметите характерное содрогание мышц лица, спросите' в микрофон: "Чем пахнет"? Он ответит: "Водкой". Предложите ему выпить. Буквально через 10 секунд станет хорошо заметно опьянение. Человек начнет шататься на стуле, попытается обнять соседа. Он по-настоящему пьян. Даже, если взять у него анализ крови, то в крови будет присутствовать алкоголь. Вот об этом и скажите всему залу, что так, как вы зарядили воду этому человеку на водку, так же зарядите им своей энергией их предметы: кольца, сережки, кремы, воду с лечебной целью. И действительно, после того как вы разбудите -всех, люди, которым вы давали "водку" обнаружат, что они настолько пьяны, что не могут нормально идти в зал на свои места, которые идут держась за стенки, чем вызывают у сидящих в зале добродушную реакцию и одновременно веру в ваши способности. Остановите их и спросите, надо ли снимать опьянение или нет, если кто-то откажется, то внушите ему, что через 10 минут он сам отрезвеет, а энергия опьянения укрепит его здоровье. Тем кто пожелает протрезветь мгновенно, смочите водой виски и лоб при закрытых глазах и скажите: "Раз, два, три - делаем глубокий вдох, открываем глаза и ощущаем себя трезвым и здоровым". Когда он откроет глаза, сложит губы трубочкой, подуйте ему на лоб, пожмите руку и поблагодарите за участие.
 Теперь основной зал готов к восприятию вашего внушения. Желательно негромко включить музыку, специально подобранную вами, и начинайте работать с залом, проводите внушения на исцеления. Но это все вы продумаете отдельно и заучите ключевые фразы до автоматизма. Во время массовых сеансов, если вы врач, то можете отбирать себе легко поддающихся на личный прием и тогда результаты у вас, как у целителя будут превосходные. Вообще, гипноз можно рассматривать, как средство для достижения сверхсознания. Я сейчас кратко опишу те явления, которые существуют в гипнозе. Во время сеанса гипноза и после него можно внушить человеку, что у него очень острое зрение и он действительно будет видеть на таком расстоянии, которое невозможно без гипноза. Особенно, если он носил очки. Наблюдается усиление слуха в 2-3 раза. Возможен телепатический прием вкусовых и обонятельных ощущений между гипнотизером и гипнотиком, необычайно увеличивается мускульная сила загипнотизированного, он может поднять такой вес, который в обычном состоянии не смог бы. То, что я сейчас перечисляю, не требует доказательств, просто знайте, что эти феномены существуют. Очень удивительная способность нашего мозга под гипнозом воспринимать время и пространство. Например, в состоянии гипноза внушалось добровольцу, что ровно через 1 год 2 месяца 3 часа и 5 -минут он найдет гипнотизера и скажет "Здравствуйте! Вы меня звали, и вот я пришел". Интересен тот факт, что гипнотики не должны помнить о том, что ему это внушили, однако, по непонятным причинам к назначенному сроку его ноги сами, что называется, приведут его на -встречу с вами и его язык произнесет вышеприведенную фразу. Выводы делайте сами, насколько велики возможности гипноза. Гипнотизм полон тайн и загадок, его можно изучать всю жизнь. Еще добавлю, что под гипнозом почти безгранична становится память. В этом случае его можно использовать для изучения иностранных языков. Опишу подробно весь процесс. Вы гипнотизируете обратившегося к вам за помощью, а лучше набрать группу из гипнотнков,
 пригласить опытного преподавателя. Усыпить всю группу, внушив им в состоянии гипноза, что сейчас они будут слышать голос преподавателя и запомнят весь текст, который он зачитает, его голос будет звучать у каждого из них в голове, они запомнят абсолютно все, как губка впитают все слова, фразы, даже оттенки голоса учителя иностранного языка и после того как проснутся, обнаружат, что запомнили весь урок от корки до корки и в состоянии его повторить. Вот примерно в таком ключе проходят занятия по обучению иностранным языкам под гипнозом. Советую для начала работать только с сомнамбулами, т. е. высокогипна-бельными людьми. Под гипнозом можно развить способности к пению и рисованию методом перевоплощения. Это делается так: "Я" гипнотика переносится в образ знаменитого певца или художника и он начинает писать, творить произведения, недоступные пока его уровню в обычном состоянии. Об этом хорошо может рассказать В. Л. Райков - московский гипнотизер, который работал в этом направлении.
 Ты сам, дорогой читатель, найдешь, чем тебе лучше заниматься. Гипноз можно применять везде, в любой профессии, Он, как средство концентрации внимания - если мы сможем сконцентрировать внимание на нужной проблеме, можно считать, что она уже решена. Здесь важен вектор, направление, а не сама проблема. Задача становится решенной в тот момент, когда на нее падает ваше внимание. А время, которое понадобится, понятие относительное. Умейте ждать! Я очень многое вкладываю в эту фразу. Остановитесь и подумайте немного над ней.
 
 РАЗЛИЧНЫЕ ГИПНОТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ
 Прием 1. Форма гипнотизма, больше всего практикуемого здесь, свободна от "пассов". Вот один из способов такого гипноза: несколько человек садятся в специально предназначенном для того месте и, обращая свое внимание на одного из богов, самых популярных, произносят вполголоса его имя. Медиум садится в середине круга. Через некоторое время этот медиум становится нечувствителен и, пробыв в этом состоянии в продолжении 15 минут, он начинает говорить. Ему задают вопросы, на которые он отвечает полуясновидяще. Скоро это состояние переходит в бессознательное, которое затем понемногу исчезает, и медиум возвращается в обыкновенное сознательное состояние.
 
 Прием 2. Гипнотизм, употребляющийся у обитателей центральной Индии Коальсов и Бильсов производится при посредстве некоторых танцев. Собираются несколько лиц и, танцуя, сосредотачивают свои мысли на одном определенном желании, обращая их к главе собрания, и этот последний становится вскоре бессознательным; как только мистический танец кончен, он впадает в состояние прострации, в продолжение которого его глаза полуоткрыты. Сосредоточение тогда переносится на медиума одним из присутствующих лиц, и на предложенные вопросы медиум отвечает, пока находится в этом трансе. Этот способ практикуется дикими племенами.
 
 Прием 3. В этом приеме оператор вытягивает пальцы и водит руками вокруг головы субъекта, наблюдая, чтобы пальцы проходили перед глазами. Это повторяется несколько раз, пока глаза не закроются и не произойдет гипноз. Часто и через правильные промежутки времени, насколько возможно, оператор. дует на лоб пациента, в точку между глазами. Когда субъект впадает в глубокий сон, ему предлагают вопросы, на которые он отвечает.
 
 Прием 4. Йоги и факиры Индии производят гипнотический сон, сосредотачивая свое внимание на оконечности носа, этот прием очень действенный для сосредоточения ума и отлично помогает избавиться от посторонних мыслей. Субъект должен сидеть в удобном положении и сохранять это положение в то время, как гипнотизер делает нисходящие пассы около лба. При помощи этой системы бесчувственность наступает очень быстро. Это очень важный прием, для приведения самого себя в гипнтическое состояние, и надо заметить, что глаза должны быть сосредоточены на конце носа, на этой же точке должны быть сосредоточены и мысли.
 
 Прием 5. Гипнотический сон производится простым дуновением на точку между глазами пациента. Этот центр очень важный в учении Йогов. Следует дуть очень долго на точку, находящуюся между бровями. Надо внушить пациенту, чтобы он поддавался сну и не противодействовал своему желанию. Для дуновения предпочтительнее употреблять маленькую трубку, а не дуть одними губами.
 
 Прием 6. Субъект должен сидеть удобно и повторять едва слышным голосом односложное слово, ну, хотя бы: "Я сплю, я сплю..." и т. д. В то же время оператор делает пассы перед глазами пациента, желая ему глубокого сна. Этим способом очень быстро достигают того, что веки у субъекта тяжелеют, и наступает глубокий сон.
 
 Прием 7. Предположите, что существует магнетический флюид, сосредоточенный между бровями, схватитесь за этот воображаемый флюид концами ваших пальцев и притягивайте голову пациента к себе несколько раз. Чурственный субъект очень скоро поддается этому способу, он постепенно отяжелеет и быстро впадет в состояние гипноза.
 
 Прием 8. Дотроньтесь, слегка, концами ваших пальцев до спины субъекта и сосредоточьте вашу мысль на том, что он должен тронуть какой-нибудь предмет в комнате и что он пойдет к этому предмету медленно, с закрытыми глазами. Гипнотизер должен следовать за субъектом шаг за шагом, держа все время свои пальцы в соприкосновении с его спиной. Субъект не замедлит тронуть назначенный предмет. После этого оператор внушает субъекту открыть глаза, что обыкновенно и происходит немедленно.
 
 Прием 9. Скажите субъекту, чтобы он прямо сел на стул, положите ладонь правой руки ему на голову, а левой рукой делайте пассы по позвоночнику, внушая в то же время, чтобы он впал в состояние гипноза. Субъект чувствительный тотчас же поддается.
 
 Прием 10. Субъект и оператор должны взаимно фиксировать друг друга взглядом прямо в глаза. При этом субъекту должно быть предложено закрывать веки так часто, как это делает оператор, и останавливать это мигание, или закрывать глаза, следуя приказанию, которое дает ему оператор. Проделать это нужно приблизительно в продолжении 5 минут. В конце этого времени субъект должен получить решительное приказание закрыть глаза и держать их в таком положении до тех пор, пока ему будет сделано внушение о том, что он не может их открыть.
 
 Прием 11. Фиксируя некоторое время глаза субъекта, скажите ему с большим спокойствием и уверенностью, что он навсегда лишен возможности закрыть глаза, и что они постоянно у него будут открыты, повинуясь в этом вашему внушению. Хороший субъект не сможет никогда закрыть глаза. Если он их закроет, внушите ему, что не сможет больше их открыть.
 
 Прием 12. Один из любимых приемов Хатха Йоги - это повернуть язык вверх против неба и сесть в удобное положение с полузакрытыми глазами. Несколько пассов перед глазами и лицом субъекта будут достаточны, чтобы произвести гипнотическое состояние.
 
 Прием 13. Смотреть вверх обоими глазами - есть превосходное средство произвести гипнотический сон, особенно, если при этом оператор помогает соответствующими внушениями. Веки отяжелеют, и субъект впадет в гипнотический сон очень быстро.
 
 Прием 14. Заставьте субъекта произносить слово "сон"-70 раз подряд, с тем, чтобы при каждом произношении он закрывал глаза. Оператор должен находиться здесь же и также произносить слово "сон" от 60 до 70 раз. К концу этой операции субъект будет в состоянии гипноза.
 
 Прием 15. Погрузите концы ваших пальцев в очень холодную воду и начните легко скользить ими по всему лицу субъекта, начиная со лба от волос - до конца подбородка так, чтобы указательный палец проходил по правому глазу, средний по носу и безымянный по левому глазу. Повторите это несколько раз, внушая в то же время, что глаза субъекта закрываются, несмотря на его усилия держать их открытыми.
 
 Прием 16. Откройте печатную книгу перед субъектом, скажите ему, что он должен будет смотреть на каждое слово и разбирать его по слогам в уме и медленно, причем внушите ему, что он заснет прежде, чем дойдет до последней страницы.
 
 Прием 17 Возьмите железный прутик и медленно ударьте 100 раз по металлической вазе или какому-либо другому сосуду, все это время внушайте субъекту, что он заснет, как только прозвучит сотый удар. Оператор должен стоять сбоку от субъекта и делать внушения повелительным голосом.
 
 Прием 18. Возьмите гипнотический шар и держите его перед субъектом таким образом, чтобы в нем получилось изображение последнего. Субъект должен сосредоточить свое внимание на этом изображении и получать внушение, что его глаза уменьшаются и закрываются. Правая рука оператора должна быть положена на голову субъекта.
 
 Прием 19. Оператор должен сильно желать, чтобы субъект впал в гипнотический сон в назначенное время, что и должно быть внушено вслух. Часы необходимо поставить перед субъектом, предложив ему с большим вниманием фиксировать ход стрелок до назначенного времени.
 
 Прием 20. Индусы-Йоги производят гипнотические действия одновременно над несколькими лицами так: они просто проводят медленно палочкой перед глазами собравшихся, подходя для этого по очереди к каждому из них, и двигая перед ним острым концом палочки. Лицо, на которое направлена палочка, немедленно впадает в гипноз. Само собой, понятно, что гипнотизер в этом случае должен обладать очень сильной волей.
 
 Прием 21. Сделайте пассы поверх стакана чистой воды в присутствии субъекта и скажите ему, что если он выпьет эту воду, то заснет сейчас же. Затем посадите субъекта удобно и заставьте выпить эту воду. Сделайте несколько пассов, в продолжении приблизительно 5 минут, и субъект заснет в очень короткое время.
 
 Прием 22. При помощи могущества воли, развитой в высшей степени, индусским Йогам удается нейтрализовать действия физические и нервные. Субъекта сажают на стул и, приведя в глубокий гипноз, приказывают ему вытянуть руки, чтобы положить в них горячие угли, которые не смогут ни сжечь рук, ни оставить на них никакого следа. Уголья держат на руках загипнотизированного приблизительно минут 5, в течении которых он не обнаруживает никаких признаков боли. Затем уголья снимаются, и присутствующие видит, что на руках нет ни малейшего признака ожога, что они совершенно не тронуты и никаких физических последствий от огня нет.
 
 Прием 23. Середина лба, по философии Йоги, есть один из психических центров. Проведите открытой рукой по лбу субъекта, внушая при этом, что он уснет в назначенное время. Сами же фиксируйте своими глазами часы, чтобы доказать, что сон наступит именно в то время, какое вы назначили.
 
 Прием 24. Производя гипнотическое состояние, прикажите субъекту положить ладонь его руки на вашу и скажите ему серьезным и решительным тоном, что при всем с его стороны желании и старании ему невозможно снять своей руки. И субъект не сможет снять руки, какие бы усилия не делал.
 
 Прием 25. Гипнотическое влияние может быть направлено на какую-либо известную часть тела и без приведения субъекта в бессознательное состояние. Для этого посадите субъект на удобный стул и делайте пассы на той именно части, с которой желаете оперировать. Как только часть эта поддается гипнозу, субъект теряет всякий самопроизвольный контроль над нею, мускулы остаются неподвижными, чувствительность совершенно теряется, и такое состояние продолжается, пока влияние не удалено.
 
 Прием 26. Посадите субъекта перед собой и заставьте его закрыть один глаз, сделайте несколько пассов поверх закрытого глаза и внушите субъекту, что он не может открыть глаз. Чувствительный субъект не сможет открыть глаз, даже если употребит для того всю свою силу. Точно такого же результата можно достигнуть и над обоими глазами.
 
 Прием 27. Заставьте субъекта закрыть глаза, предложив ему обратить внимание на удары-маятника, на тик-так часов или на звук маленького колокольчика. В то же время внушайте ему, что он заснет. Часы или колокольчик должны быть постоянно удаляемы, пока звук их перестанет слышаться субъекту. Чувствительный субъект потеряет сознание, как только перестанет слышать звук, на который ему было предложено обратить внимание.
 
 Прием 28. Держите на некотором расстоянии от субъекта зажженную лампу и заставьте его попеременно то открывать, то закрывать глаза, внушая в то же время, что скоро он сможет их совсем открыть. Повторение этого процесса вызовет сначала утяжеление и усталость глаз, а немного позднее они закроются, чтобы не открываться больше.
 
 Прием 29. Гипноз может быть произведен окроплением субъекта магнетизированной водой и внушением ему в то же время, что эта вода имеет особые свойства, которые всегда производят нечувствительность. Посвященные Индии производят эти эффекты или посредством магнетизированной воды, или магнетизированного пепла.
 
 Прием 30. Магнетический сон можно произвести, проводя вытянутыми пальцами по позвоночнику, начиная пассы от шеи и спускаясь вниз. Это действие следует повторить несколько раз, при чем субъект должен закрыть глаза. Пальцы должны прикасаться непосредственно к коже.
 
 Прием 31. В описываемом случае гипноз производится просто внушением. Субъекту предлагают сесть, закрыть глаза и прикрыть их ладонью. Продержатв его в таком положении некоторое время, внушите ему, что он должен впасть в глубокий сон. В то же время сами всю вашу волю сосредоточьте на одном желании привести субъекта в гипнотическое состояние. Если субъект чувствителен, то он заснет довольно скоро.
 
 Прием 32. Один из приемов Хатха. Йоги, употребляемый в гипнотизме, состоит в том, что субъекта просят обратить глаза вверх, закрыть веки и сосредоточить свое внимание на одной точке внутри или вверху век, в то же время внушают субъекту, что он заснет от этой операции.
 
 Прием 33. Дайте в руки субъекта зеркало и прикажите ему смотреть на его же глаза, отражающиеся в зеркале. Зеркало надо держать приблизительно в 25 сантиметрах от лица гипнотизируемого. В большей части случаев субъект впадает в глубокий гипнотический сон.
 
 Прием 34. Положите ладонь правой руки с вытянутыми пальцами на голову субъекта и попросите его смотреть вам в глаза, причем все время внушайте, что он заснет, рукою вы должны постепенно и все сильнее нажимать на голову субъекта, который вследствие этого вскоре закроет глаза. Этот прием очень действенен, особенно для лиц, легко поддающихся гипнозу.
 
 Прием 35. Попросите вашего субъекта глубоко вздохнуть 6 раз, это успокоит его ум и приготовит его к гипнотическому сну. Затем сделайте несколько пассов перед глазами и грудью субъекта, не дотрагиваясь до его тела. Глаза постепенно закроются, и он вскоре заснет.
 
 Прием 36. Возьмите круглый блестящий предмет, поводите им перед глазами субъекта на расстоянии приблизительно 15 сантиметров от его лица, увеличивая постепенно быстроту ваших движений, потом вдруг уменьшите эту скорость. После того, как вами проделано это несколько раз, глаза субъекта станут безжизненными и понемногу закроются.
 
 Прием 37. Чувствительный субъект, будучи раз загипнотизирован тем или другим из описанных способов, очень легко может быть загипнотизирован второй раз простым повелительным словом, жестом или даже мысленно - волей. Выбрав такого субъекта, водите своей рукой с вытянутыми пальцами перед его глазами и внушайте ему, что он -тотчас же впадет в гипнотический сон. Не пройдет 2-3 минут как субъект заснет.
 
 Прием 38. Субъекту предлагают заткнуть себе уши пальцами, причем он услышит звуки, похожие на звук, падающих невдалеке осколков стекла. Сосредоточив свое внимание на этих звуках, субъект заснет, не заметив даже, дано ли ему оператором внушение - спать. Этот способ в большом употреблении в Индии у Йоги.
 
 Прием 39. Как известно, верх головы очень чувствителен, и в Индии считают его местом нахождения души. Индийские гипнотизеры производят гипнотический сон потрагиванием этого места концами пальцев.
 
 Прием 40. Гипноз при посредстве пепла производится индийскими факирами так: субъекта удобно усаживают и внушают ему, что мистический пепел, приготовленный при жертвоприношении богам, вызовет сон. Затем прикладывают этот пепел ко лбу субъекта, делают несколько пассов, и он впадает в гипноз.
 
 Прием 41. Усадив субъекта с закрытыми глазами, поднесите зажженную свечу насколько возможно близко к его глазам, затем попеременно то удаляйте, то приближайте свечу и, удаляя, производите это движение медленно и понемногу. Таким образом вы очень скоро приведете субъекта в гипнотическое состояние.
 
 Прием 42. Нажмите на затылок субъекта тремя пальцами - все равно какими - проделайте это с перерывами несколько раз, внушая субъекту, что он не будет в состоянии открыть глаз. Понемногу придет сон, а потом гипноз.
 [Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!]
 
 Прием 43. Индусские Йоги практикуют гипнотическое могущество над каким угодно чувством зрителей, показывая им удивительные вещи. Например, загипнотизированный субъект сидит на стуле, Йог берет нож с блестящим лезвием в правую руку и взмахивает им перед глазами зрителей, гипнотизируя этим их чувство зрения. Затем он приставляет лезвие ножа к сердцу субъекта, и пораженные зрители видят, как нож вонзился в сердце и кровь льется из открытой раны.
 
 Прием 44. При помощи гипноза можно изменить чувство осязания, заставить считать холодную воду кипятком. Для этого берут ледяную воду и внушают субъекту, что вода очень горячая, затем вежливо предлагают ему опустить в эту воду руку. Загипнотизированный непременно выкажет знаки боязни и не сможет дотронуться до воды.
 
 Прием 45. При хорошо произведенном гипнозе можно заставить вполне ясно видеть с закрытыми глазами поставленные перед субъектом предметы, а также слышать звуки с закупоренными ушами. В данном случае чувство зрения и слуха под влиянием внушения функционирует совершенно правильно, хотя естественные пути для их функций и устранены.
 
 О сглазе
 Сглаз - отрицательная гипнотическая программа. Плохо, что вы допускаете, что вас можно загипнотизировать. Если вы стоите на плоскости подобных верований, то возможно, что негативная информация может произвести на вас впечатление. 'Я еще раз повторяю, что воспитываясь в одиночестве от своих сверстников и в окружении своей бабушки народной целительницы, знахарки, обладающей, на мой взгляд, необычайной силой гипнотического воздействия на все живое, мне часто доводилось испытывать на себе воздействие людей обладающих паранормальными способностями. И единственная защита, по моему мнению, высокая нравственность, вера в самого себя, неверие в то, что на вас самого можно действовать. Есть конечно некоторые чисто технические приемы как-то не смотреть долго в глаза колдуну, ил^ если он явно проводит какое-то внушение, то скажите вслух, что у него это не получится.
 Гипноз - это психическое оружие. И по большому счету, я не уверен полностью, что с экрана телевизора, с газетной полосы, по радио нам что-то внушают. Вполне возможно, что политики формируют общественное мнение каким-нибудь особым способом, подсказанным им хорошими специалистами в области гипноза и внушения. И нам порой кажется, но это мнение может оказаться на самом деле не нашим, а результатом предыдущих внушений, сделанных нам средствами массовой информации, которые являются проводниками чьих-то идей. Но это, по большому ечету, а пока мы поговорим о том, что нельзя в принципе без вреда для себя запрограммировать человека отрицательной информацией, или попросту говоря, навести на него порчу, сделать сглаз и т. д. Когда мы начинаем в себе генерировать зло, чтобы передать, допустим, это зло на человека, которому собирались отомстить, то происходит вот что. Злоба, ненависть, зависть и другие чувства, которые мы начинаем генерировать, проходят, в первую очередь, через нас самих, наше Я, наше тело. В результате подобный психический удар получает сам нападающий. И вот почему начинающие заниматься гипнозом в начале может быть предполагают применять технику гипноза с такими плохими целями, но потом, почувствовав в себе силу своей мысли, силу концентрированного внимания и взгляда и инстинктивно почувствовав опасность для себя творить людям зло, отказываются от своих первоначальных планов и начинают творить добро, принося людям добро, здоровье, они и сами очищаются, становятся добрее и лучше. Но если уж случилась необычная ситуация и на вас идет сильное воздействие, тогда вот такой метод. Подхватите конец этого проклятия и как бы переведите его на того, кто на вас воздействовал. Это нужно, чтобы снять напряжение гипноза.
 И небольшое пожелание, не распыляйте внимание на мелочи, не беритесь сразу за много дел, выберите себе одну, но великую цель и сконцентрируйте все свое внимание, все силы своего разума на достижении этой цели. Великая цель даст вам великую психическую энергию.
 Ниже приведен тест внушения, используемый гипнотизерами на публичных сеансах, для расслабления.
 Закройте глаза и постарайтесь расслабиться. Ни о чем не думайте кроме покоя. Я сейчас приведу Вас в состояние подобное сну. И на это время чрезвычайно усилится мое влияние на Вас. Мускулы должны быть совершенно вялыми и расслабленными. Дышите спокойно и равномерно. Думайте только о покое. Все спокойнее, все тише в голове, во всех нервах, во всем теле. Дыхание становится медленным, спокойным, сердце бьется также медленнее. Все спокойнее и спокойнее, все больше Вас охватывает приятная усталость. Вы начинаете испытывать приятное головокружение. С каждым выдохом все спокойнее и ритмичнее работает сердце. С каждым звуком моего голоса, с каждым Вашим дыханием Вас все больше охватывает 'приятная усталость. Все Ваше тело расслабляется. Приятная сонливость охватывает Вас. Мой голос действует успокаивающим, усыпляющим образом. Дремотное состояние все усиливается. Все нарастает сонливость. Пелена опускается на Ваши глаза. Веки делаются все тяжелее и тяжелее. Вы все больше становитесь усталым, вялым и сонливым. Веки тяжелеют все больше и больше. У Вас чувство тяжести во всем теле.
 Теперь я кладу Вам руку на голову, и Вы чувствуете, как это успокаивает Вас. Как приятное тепло растекается по всему телу. Чувство покоя все глубже проникает в голову. Все тело делается легким, невесомым. Ваши мысли спокойны и уравновешены. В организме все тихо и спокойно. Все мышцы расслабились и успокоились. Вся нервная система пришла в полный покой. Ваша кровь тихо, тихо, спокойно, спокойно течет по Вашим артериям и сосудам. Сердце бьется спокойно, ритмично. Мыслей становится все меньше и меньше, они путаются. Временами они исчезают вовсе. Дремотное состояние усиливается. Ваше тело приятно расслаблено. Приятная, сонная истома овладела Вами. Нет сил дышать. Нет желания открыть глаза. Хочется спать все больше и больше. Дремотное состояние усиливается, нарастает глубже, еще глубже. Вы погружаетесь в глубокий спокойный сон. Только сон. Спокойный глубокий сон. Все Ваши мышцы расслабились. Вам хорошо и спокойно. Вы совсем не чувствуете своего тела. Ваше тело совсем невесомое. Вы не чувствуете своего тела. Вы все больше и глубже погружаетесь сон. Только сон. Спокойный глубокий сон. Ваша голова чистая и спокойная. Вы освободились от всех стрессов и забот, которые Вы накопили за день. Ваши нервы в полном покое, они совсем успокоились. Вам хорошо и спокойно. Ваше расслабленное, невесомое, легкое тело медленно поднимается над Землей. Земля все дальше и дальше удаляется от нас. Мы поднимаемся все выше и выше в темный фиолетовый космос. Нас встречают ангелы. Они летят рядом с нами и показывают нам дорогу. Наше сердце бьется ровно ритмично. Кровь спокойно течет по всем нашим сосудам. Отмирают все старые клеточки и вместо них нарождаются новые клеточки и оздоравливают наш организм. Энергия космоса наполняет весь наш организм. Проникает во все наши клеточки, во все наши органы. Делает наш организм здоровым, крепким, сильным. В таком состоянии Вы избавились от многих болезней.
 И нам нужно возвращаться на нашу грешную Землю. Вы хорошо отдохнули и мы будем постепенно выходить из этого состояния. Вы сосредотачиваете свое внимание на Вашем теле. Вы чувствуете как все Ваше тело наполнилось здоровой энергией. Вы почувствовали свои ноги, руки, живот, грудь, лицо, голову. Вы чувствуете большой прилив энергии во всем теле. Чувством радости и покоя наполнились все Ваши мысли. Теперь Вы совсем проснулись и на счет три Вы сделаете глубокий вдох и откроете глаза. Один, два, три. Глубоко вдохнули и открыли глаза. Пошевелили ногами, руками, подняли руки вверх и хорошо потянулись.
 ГЛАВА 2 ШКОЛА ГИПНОЗА. II СТУПЕНЬ
 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СУГГЕСТИИ
 Данный раздел книги посвящен разбору областей применения и действия суггестии, основных определений, понятий, методологического аппарата и принципов, лежащих в основе классификации суггестии.
 Области применения и действия суггестии
 Суггестия применяется и проявляет себя в следующих областях:
 - религия;
 - медицина (суггестотерапия);
 - педагогика (суггестопедия);
 - спорт;
 - военное дело;
 - профессиональное обучение;
 - театрально-сценическая деятельность;
 - художественная литература;
 - живопись;
 - музыка;
 - аутогенная тренировка.
 Основные определения суггестии
 Суггестология, суггестизм (от лат. suggestio - внушение, намек и греч. logos - учение, наука) - современная наука об особом воздействии на психическую сферу человека (с целью привития ему особых психофизических состояний), называемом суггестией.
 Суггестотерапия (от лат. suggestio - внушение, намек и греч. terapia - лечение) - коррекция психического и соматического состояния суггестивным воздействием на больного (раздел психотерапии).
 Суггестопедия (от лат. suggestio - внушение, намек и греч. pedia - воспитание) - использование суггестии в процессе обучения и воспитания (раздел педагогики).
 Суггестия (от лат. suggestio - внушение, намек) - процесс привития психической сфере человека посторонней идеи (волевого решения в виде мыслей, эмоций, актов) помимо его "я" (с черного хода психики). Подвергнутое суггестивному воздействию лицо воспринимает поступающую в его мозг информацию без ее понимания, осмысления, анализа и соотнесения со своим личным опытом и состоянием. Само содержание суггестии в последующем носит навязчивый характер, представляя собой совокупность "суггестированных (внушенных) установок".
 Суггестия представляет собой:
 - компонент человеческого общения;
 - специфический вид коммуникации;
 - противоположность убеждения.
 Суггестия осуществляется в форме гетеросуггестии (воздействия со стороны) и аутосуггестии (самовнушение).
 Суггеренд - объект гетеросуггестии. Возможные суггеренды: отдельный человек, группа ("толпа"), социальный слой и т. д.
 Суггестор - источник гетеросуггестии. Возможные суггесторы: индивид, группа, средства массовой информации. Последние два суггестора являются источниками социальных факторов, имеющих суггестивное (внушающее) значение (сплетни, реклама, мода,
 обычаи, господствующие взгляды, предрассудки, поверил и т. д.).
 Аутосуггестия предполагает объединение в одном лице суггестора и суггеренда.
 
 Эффективность суггестии определяется:
 1. свойствами суггестора
 а) социальный статус;
 б) обаяние;
 в) волевое превосходство;
 г) интеллектуальное превосходство;
 д) характерологическое превосходство.
 2. особенностями суггеренда
 а) степень суггестостабильности (внушаемости);
 3. отношениями, складывающимися между ними
 а) доверие;
 б) авторитетность;
 в) зависимость.
 4. способом конструирования сообщения
 а) уровень аргументированности;
 б) характер сочетания логических и эмоциональных компонентов;
 в) подкрепление другими воздействиями (речь, интонация, мимика, жесты, позы и т. д.).
 Суггестабильность, суггестивность (от нем. sugges-tibiliitar; франц. suggestibilite - внушаемость) - степень восприимчивости к суггестии, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться суггестивному воздействию. Суггестабильность является характеристикой индивида, зависящей от ситуативных и личностных факторов.
 
 Повышенной суггестабильности благоприятствуют следующие свойства личности:
 1. неуверенность в себе;
 2. низкая самооценка;
 3. чувство собственной неполноценности (комплекс);
 4. покорность;
 5. робость;
 6. стеснительность;
 7. доверчивость;
 8. тревожность;
 9. экстравертированность (преимущественная направленность личности на мир внешних объектов);
 10. повышенная эмоциональность;
 11. впечатлительность;
 12. слабость логического мышления;
 13. медленный темп психической деятельности.
 Эти свойства личности суггеренда (факторы суггестабильности) выявляются специальными тестами, перечнями и опросниками и включаются в его психологическую характеристику.
 На повышение индивидуальной суггестабильности влияют следующие ситуативные факторы:
 1. психофизическое состояние субъекта
 а) покой;
 б) релаксация (расслабление);
 в) сильное эмоциональное возбуждение (экстаз);
 г) утомление;
 д) стресс;
 е) гипноз.
 
 2. низкий уровень осведомленности, компетентности в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности
 3. малая степень его значимости для личности
 4. дефицит времени для принятия решения
 Суггестабильность - это неоднородное явление. Она по-разному обнаруживает себя в различных сферах личности, применительно к тому или иному содержанию и виду деятельности.
 Каждый человек в определенных ситуациях в какой-то степени может оказаться суггестабильным.
 Суггестабильность представляет различные степени восприимчивости к суггестии, зависящие от возраста, пола, профессии, класса, умственного развития, силы воли, физического и психического здоровья и т. д.
 С помощью факторного анализа выявлено два типа суггестабильности. Первичная суггестабилъностъ лежит в основе восприимчивости к аутосуггестии, гипнозу. Вторичная суггестабилъностъ связана с отношениями подчинения, их мотивацией и низкой самооценкой субъекта.
 Суггестабильность представляет собой:
 - производное "стадного инстинкта" (подчинение вожаку);
 основное свойство нервно-психического аппарата животных и человека;
 - следствие инфантильно-сексуального отношения (сексуально-эротического влечения) суггеренда к суггестору (мазохизм), в котором первый угадывает какие-либо черты своих родителей. Сеанс суггестии в этом случае проходит в инфантильной ситуации, заставляющей суггеренда пассивно воспринимать обаяние суггестора в форме авторитетности и строгости отца или мягкости и нежности матери;
 - противоположность критичности.
 Суггестировать - внушать. Сам глагол "внушать"
 происходит от древнеславянского "вън уши" - вносить в уши.
 Суггестарий - место, обстановка, где проводится суггестия.
 Десуггестировать - снимать внушение, наложенное ранее.
 Классификация суггестми
 Разнообразие современных систем суггестии связано прежде всего с поиском наиболее оптимальных методов воздействия.
 По форме осуществления суггестия подразделяется на гетперосуггестию и аутосуггестию. В первом случае суггестивное воздействие производится со стороны. Во втором случае производится суггестивное самовоздействие.
 По средствам достижения суггестия делится на вербальную и невербальную. К вербальным средствам достижения эффектов суггестии относятся слова и интонации другого человека. К невербальным средствам достижения эффектов суггестии относятся мимика, жесты, действия другого человека, а также окружающая обстановка.
 По методам реализации суггестия подразделяется на прямую и косвенную, а также на преднамеренную и непреднамеренную. Прямая (целенаправленная) суггестия заключается в использовании суггестором специальных "словесных формул", которые внедряются в психическую сферу суггеренда и становятся активными элементами его сознания и поведения. Прямая суггестия в соответствии с ее психологической природой должна рассматриваться в двух аспектах: 1. влияние суггестии на эмоции, установки, неосознаваемые мотивы (суггестивные наставления); 2. влияние суггестии на слагаемые поведения (суггестивные команды и приказы).
 Содержание косвенной (непроизвольной) суггестии включено в сообщаемую информацию в скрытом, замаскированном виде и характеризуется неосознанностью, незаметностью, непроизвольностью ее усвоения, Косвенная суггестия органически связана со всей окружающей обстановкой, призванной воздействовать на впечатлительность и эмоциональность людей.
 Содержание преднамеренной суггестии заготавливается и составляется суггестором заранее, т. е. перед сеансом суггестии. Содержание непреднамеренной суггестии создается в мозгу суггестора в ходе сеанса суггестии, т. е. носит импровизированный характер.
 По характеру воздействия различают императивную и кооперативную суггестии. Первый вариант суггестии основан на жестких директивных инструкциях суггестора и сильных невербальных стимулах. Второй вариант суггестии предполагает мягкие формы суггестии с использованием слабых "повторяющихся" стимулов и "уговаривающих" словесных суггестии.
 По быстроте наступления суггестивного эффекта суггестия разбивается на оперативную и неоперативную. При оперативной суггестии суггестивный эффект наступает быстро, сразу и целиком. Многое здесь зависит от мастерства, сноровки и методичности суггестора, а также от уровня суггестивной подготовки или дрессировки суггеренда, его суггестабильности. При неоперативной суггестии суггестивный эффект наступает медленно, постепенно и по частям.
 По степени информативности суггестия распадается на концентрированную и неконцентрированную. Концентрированная суггестия характеризуется большой смысловой насыщенностью, целым "букетом" суггестивных воздействий, острой направленностью своего содержания. Неконцентрированная суггестия характеризуется некоторой смысловой распыленностью, рассеянностью, нейтральностью своего содержания.
 По количеству суггерендов суггестия делится на индивидуальную и коллективную. Сеансы индивидуальной (персональной, единичной) суггестии прово--дятся с одним единственным суггерендом. Сеансы коллективной (групповой, массовой) суггестии проводятся с группой суггерендов - в среднем по 15 человек: от 6-8 до 18-20 мест в зависимости от условий помещения. Использование метода коллективной суггестии основано на общеизвестном факте усиления суггестабильности в коллективе. Группы для проведения коллективных сеансов суггестии подбираются суггестором, как правило, постоянными с учетом психофизического состояния суггерендов, степени их суггестабильности, возраста, культурно-образовательного уровня. Это необходимо для возникновения благоприятной атмосферы суггестивного воздействия (конформность, взаимная индукция, групповая динамика).
 По критерию состояния суггеренда различают: суггестию в бодрствующем состоянии, суггестию в гипнозе, суггестию в естественном сне, постгипнотическую суггестию (реализуемую после выхода из гипноза).
 По тактике применения суггестором суггестивных методик выделяют выборочную, комбинированную (комплексную) и смешанную суггестию.
 Методы суггестии
 Суггестия осуществляется с помощью различных средств и методов. Их классификация строится исходя из следующих принципов: 1. вербальные - невербальные; 2. контактные - бесконтактные.
 Вербалыго-невербальный принцип классификации подразумевает: имеет ли место в процессе суггестии слово как систематически воздействующий фактор или же доминирующую роль в регуляции состояния суггеренда приобретают первосигнальные стимулы. Контактно-бесконтактный принцип классификации подразумевает: контактируют ли с телом суггеренда руки суггестора или механический контакт с телом человека отсутствует.
 
 СУГГЕСТИЯ В ТРЕХ АСПЕКТАХ
 В данном разделе суггестия рассматривается с трех точек зрения:
 - с точки зрения психофизиологии;
 - с точки зрения психологии;
 - с точки зрения философии.
 Психофизиология суггестии
 Во время суггестивного воздействия на психику суггеренда в его мозгу протекают следующие процессы.
 1. Условный рефлекс (от лат. reflexus - отраженный) - приобретенная организмом при жизни ответная реакция на воздействие окружающей среды.
 В процессе суггестивного воздействия суггестор описывает суггеренду признаки суггестируемого состояния, и организм последнего воспроизводит его по механизму условного рефлекса. Слова суггестора ("сигналы сигналов") полностью заменяют реально действующие раздражители.
 2. Торможение и возбуждение - угасание и усиление нервных процессов в мозгу. В ходе суггестивного воздействия суггестор вызывает у суггеренда торможение коры мозга, за исключением тех пунктов последней, в которых разыгрываются физиологические акты, соответствующие содержанию данной суггестии. Эти пункты коры мозга объединяются в доминантный очаг возбуждения (от лат. dominans - господствующий).
 
 Психология суггестии
 В этой главе рассматриваются психологические механизмы суггестии.
 Психологическая структура суггестии Психологическая структура суггестии такова. Суггестия является производным: 1. эмоционально распаленного воображения, 2. психологической установки, 3. конформности. Воображение составляет психологический механизм суггестии. Установка и конформность содействуют суггестии. Эмоциональное напряжение связывает их в единый психологический акт, называемый суггестией.
 Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. В процессе суггестивного воздействия суггестор эмоционально распаляет воображение суггеренда, и содержание суггестируемой информации достигает в мозгу последнего чувственной реальности.
 Психологическая установка - это готовность к выполнению определенной деятельности. Предвосхищая встречу с суггестором, суггеренд схватывает в самых общих чертах ситуацию суггестивного воздействия и моделирует на основе этого свое дальнейшее поведение. При этом большую роль играет прошлый опыт участия в подобных встречах. Психологическая установка является фактором суггестабильности субъекта, его готовности к реализации суггестии. Ей принадлежит организующая роль в суггестии. Она ориентирует деятельность человека соответственно своему содержанию.
 Конформность (от лат. conformis) - подобный, сообразный) - бессознательное подражание индивида социальной микросреде. В условиях сеанса коллективной суггестии у суггерендов складывается конформное поведение. Оно проявляется в том, что люди лавинообразно, эпидемически "заражаются" состоянием друг друга в результате взаимопонимания, возникшего в русле коллективной установки на сеанс. Вот почему суггестабильность отдельных суггерендов в группе заметно повышается.
 Суггестия и основные психические функции мозга Связь суггестии с основными психическими функциями мозга такова. Суггестивное (гипнотическое) воздействие на человека - это техника управления вниманием, эмоциями и памятью (на основе частичного усыпления).
 Внимание - это сосредоточенность сознания человека в данный момент времени на каких-либо конкретных реальных или идеальных объектах. Объектом внимания для суггеренда являются слова суггестора, его образ, а также гипногенные (рождающие гипноз) объекты концентрации (аудиовизуальные, тактильно-термические). Объектом внимания для суггестора является суггеренд, его психика. Во всяком виде суггестии внимание суггестора позволяет ему сосредоточиться на выполнении суггерендом суггестируемых заданий. Внимание суггереыда дает возможность суггестору "вести" его за собой.
 Среди основных свойств внимания (сосредоточенность, устойчивость, колебание, переключение, распределение, объем) для обоих участников сеанса суггестии крайне важны два качества внимания: сосредоточенность и устойчивость. Они характеризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека. Развитие внимательности тесно связано с развитием наблюдательности (общей, направленной и целевой) - способности подмечать в предметах и явлениях малозаметных, но существенных особенностей. Хорошая работа органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса) также способствует внимательности.
 Устойчивая концентрация внимания шлифуется следующими способами:
 1. Мысленное воспроизведение объекта внимания с закрытыми глазами (мысленное "фото", внутренний видеоскоп, "духовное око").
 2. Сосредоточение на чем-либо при наличии источника помех (крики, шум, громкая музыка).
 3. Длительное выполнение однообразной монотонной деятельности (счет дыхания, слежение за секундной стрелкой, наблюдение маятника).
 4. В течение некоторого времени не думать о каком - либо объекте (хромая обезьяна, красная ворона, испуганный носорог).
 5. Выполнение сразу нескольких видов деятельности (говорить и читать, говорить и писать, говорить и считать).
 Эмоции ( от лат. emoveo - потрясаю, волную) -это непосредственное пристрастное переживание субъектом жизненного смысла явлений и ситуаций. В нача ле сеанса суггестивного воздействия суггеренда охватывает следующая парная эмоция; интерес-волнение. В дальнейшем, с возникновением контакта, суггеренд испытывает всю ту палитру эмоций, которую суггести-рует ему суггестор (интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, тревожность, любовь, враждебность). Основное эмоциональное состояние суггестора по ходу всего сеанса суггестии - это абсолютная уверенность последнего в своих силах, в успехе суггестии. Сеанс суггестии должен быть достаточно эмоционален как для суггестора, так и для суггеренда. При этом суггестор либо "заражает" суггеренда своими эмоциями, либо пытается вызвать у последнего полярные, противоположные эмоции. Первая ситуация характерна для кооперативной суггестии, вторая - императивной.
 Эмоциональная раскованность тренируется следующими средствами:
 1. мимикой - выразительными движениями мышц лица ("маска спокойствия", "маска печали", "маска веселости"); '
 2. пантомимой - выразительными движениями всего тела ("поза горя", "поза гнева", "поза радости");
 3. вокальной мимикой - динамической стороной речи (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса);
 4. экспрессией - выражением чувств (слезы, смех, живопись под музыку);
 6. воображением - образным представлением определенных ситуаций (соревнования, драка, пожар);
 6. ритмостимуляцией - ритмическим сочетанием
 следующих факторов: созерцания, заклинания,
 встряски, музыки, дыхания ("экстаз шамана");
 7. декламацией - выразительным чтением стихотворных произведений (например, монолога Хлопуши из поэмы С. Есенина "Пугачев").
 Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком информации о своем прошлом опыте. В процессе сеанса суггестии (гипноза) суггестор побуждает суггеренда вспоминать различные акты деятельного (сонного) состояния. Однако память - это не только "библиотека" жизненного опыта суггеренда, но это еще и мощный механизм, по законам которого суггестированная информация внедряется в мозг суггеренда и становится навязчивым достоянием его сознания и подсознания в виде следов памяти.
 Образование и закрепление следов памяти - сложный нейрохимический и электрофизиологический процесс, играющий большую роль во всех видах суггестивного воздействия. Суггестия - запоминаемый сигнал действительности в мозгу суггеренда - движется по следующему маршруту: "энграмма" - "реверберация" - "консолидация".
 1. "Энграмма" - это "след памяти".
 2. "Реверберация" - это гипотетический процесс, при котором информация, полученная мозгом, первое время циркулирует по нему - передается от нейрона к нейрону, круг за кругом обегая мозг. Эти круговые цепочки нейронов носят название "гиппокампова круга" (круга морского коня). Запись суггестированной информации на "мозговую пленку" памяти осуществляется в виде эхо-последействия, или, как говорят нейрофизиологи, "эхо-магнитного проторения"
 запоминаемого материала. Принцип действия мозгового эха состоит в повторном воспроизведении импульсных структур - "рисунков" возбуждения в сетях нервных клеток. Таким образом, мозг как бы захватывает поступающие раздражители и делает их, уже в импульсной перекодировке, своей собственностью. Он их внутренне повторяет, задалбливает, свертывает и развертывает. Свертка есть запоминание. Развертка -воспоминание. Происходит это в основном бессознательно, сознание получает лишь отдельные, готовые результаты.
 3. "Консолидация" - переход следов краткосрочной памяти (памяти текущего) в долгосрочную (память прошлого) в результате изменения свойств (химических или электрических) нейронов, затронутых вышеописанной круговертью сигналов. Синоним "консолидации" - "закрепление следов памяти".
 Механизм образования и закрепления следов памяти об условном раздражителе при суггестии наяву тот же, что и при мысленной суггестии. Только при суггестии наяву условный раздражитель (суггестия) относится к сенсорному (чувственному) полю восприятия, а при мысленной суггестии -- к суб- или экстрасенсорному (под- или сверхчувственному) полю восприятия.
 С понятием "память" тесно связано понятие "представления". Представления (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, двигательные) - это образы предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но которые были восприняты ранее.
 Хорошая память необходима суггестору для четкого знания всех суггестивных методик. Кроме того, "укрощение" памяти само собой приводит к одновременному развитию внимания и эмоций.
 Существует два основных метода развития памяти: 1. Механический метод (метод механического заучивания).
 а) метод "мыслефото" (аудиовизуальный метод). Сюда относятся следующие виды упражнений:
 - аутосуггестия сильной памяти;
 - припоминание событий "задом-наперед" (прием "обратной развертки");
 - мысленное воспроизведение созерцаемых объектов на "экране внутреннего видения";
 - запоминание длинных рядов цифр и множества слов;
 - запоминание длинных стихотворных произведении;
 - запоминание содержания энциклопедического словаря ("живая энциклопедия");
 - запоминание графических изображений;
 - запоминание лиц и имен;
 - "прогулки" по карте местности с закрытыми глазами;
 - мгновенный подсчет очков на костяшках домино;
 - мгновенное запоминание ("память-вспышка"); мгновенное считывание и запоминание информации с раскручиваемых досок ("память-мельница");
 - быстрый счет многозначных чисел ("память-калькулятор");
 - чтение предложенных слов "задом-наперед";
 - устный подсчет букв в читаемом предложении;
 - устный счет под собственный музыкальный аккомпанемент ("интеллектуальная эквилибристика");
 - составление буриме (от фр. botus rimes - рифмованные концы) - стихотворений на заданные рифмы.
 б) метод "зубрежки" (акустикоартикулярный метод). Запоминание информации базируется на следующих принципах:
 - концентрация внимания на запоминаемом;
 - дозировка запоминаемого;
 - повторение запоминаемого;
 - индивидуализация запоминания.
 2. Метод осмысления (метод мысленной обработки).
 а) метод "смысловых опор" (метод ключевых слов).
 Метод заключается в выделении тезисов или разверну

<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу