<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 того плана, на котором потом как бы держится запоминаемый материал;
 б) метод "смысловой группировки" (метод осмысленной связи). Метод предполагает разбивку запоминаемого материала на микротемы и увязку этих тем с
 основной мыслью;
 в) метод "осмысленного соотнесения" (мнемотехника (от греч. mnemonicon - искусство запоминания),
 ассоциативный метод (от лат. associatio - соединение)). Метод основан на создании искусственных ассоциативных связей для запоминания информации.
 Суггестия и психология общения
 Суггестия представляет собой экзотический вариант общения, и поэтому она подчиняется основным законам сцены. Связь суггестии с театрально-сценической деятельностью такова: суггестивное воздействие на* человека - это театрализованное представление, в котором роли действующих лиц (суггестора и суггеренда) заранее расписаны и последние подыгрывают друг другу.
 Рисунок поведения суггестора и суггеренда тесно, связан с понятием -"социально-психологической роли". Социально-психологическая роль - это построение человеком своего поведения в реальной жизненной ситуации в соответствии с тем, что от него ждут. Принимая некие роли, человек тем самым предлагает, а то и навязывает какие-то роли окружающим. Каждая социально-психологическая роль имеет свое поле "тяготений", или "валентностей",к другим ролям. У всякой социальнопсихологической роли существует верхняя и нижняя границы. По полям ролевых тяготений можно строить портреты личностей. Существует закон двустороннего взаимодействия роли и самочувствия: роль пробуждает определенное самочувствие; самочувствие же"располагает к определенной роли. Исполнение роли в психологии общения противопоставляется ношению масок. Роль - это творческая форма общения, требующая самоотдачи и сближения с партнером. Маска- это шаблон поведения, не требующий усилий и отгораживающий от партнера. Для вживания в роль необходимо "сбросить" маску. Технология роли тесно связана с искусством перевоплощения в другого.
 Суггестивного эффекта можно добиться чисто психологическим способом - достаточно сильного воздействия на чувства человека. Для этого суггестору необходимо взять на себя особую социально-психологическую роль, роль, которая наполовину бессознательно, но почти мгновенно улавливается суггерендом.
 Суггестор по отношению к суггеренду должен выступать в роли Божества. Притягательно, но и страшно Божество. В нем сверхчеловеческая мощь и власть, недосягаемая мудрость, непостижимое право карать или миловать... Перед ним остается лишь лечь лицом в пыль и с благоговейной покорностью ждать своей участи...
 Никто не осмелится выступать перед кем-либо в такой роли. А потому едва кто-либо из рода человеческого возьмет на себя подобное, остальным кажется: это неспроста. Не может обыкновенный смертный ступать такой поступью, смотреть таким взором, исторгать из уст такие речи. Должно быть, одарен он высшей силой; и если это не его собственная сила, значит, сила "того, кто послал его в мир". Он бог или боговдохновенный пророк. -Этой реакцией публики пользовались во все времена жрецы, пророки, шаманы - оставим в стороне вопрос, были ли они искренними или умело мошенничали. Любопытно, что и в нашу эпоху там и сям появляются личности такого склада - настоящие (и, если хотите, даже великие) суггесторы под видом "религиозных учителей".
 Роль Божества можно сравнить с белым солнечным светом. Если эту роль разложить на спектр, то каждый участок спектра, в свою очередь, окажется суггестивной ролью. Ниже рассматриваются все участки спектра, дается краткая характеристика каждой суггестивной роли.
 1. Покровитель. Покровитель - значит могучий и властный, но добрый к вам человек. Опора в бедах,утешение в страданиях, предмет благоговения...
 2. Кумир. Кумир не обязательно могуч и не обязательно добр к вам, но он знаменит, обаятелен, пользу ется всеобщим восторженным восхищением.
 3. Хозяин, или Господин. Может быть, он не добр к вам. Может быть, не является кумиром публики. Не в этом дело. Любое его слово - закон. Шевельнет пальцем - и вас сотрут в порошок. Попробуйте не подчиниться, есть нечто похуже смерти: пытки, когда
 смерти ждут, как счастливого часа. Но если вы будете лояльны к Господину и выкажите полное послушание, вам будет хорошо. Вас, может быть, приблизят, обласкают, облекут относительной властью. Угодите ему - и станете жить в довольстве. Не сумеете угодить - пеняйте на себя.
 4. Авторитет. Этот обладает ограниченной властью и не обязан творить благие дела. Благо уже в том, что он больше других разбирается в каком-нибудь общеполезном или важном деле. К нему нельзя не прислушаться. Не воспользуешься его советом - гляди, сядешь в лужу...
 5. Виртуоз, или Ловкач. Выступая в этой роли, вы даете понять, что умеете совершить невозможное. Хорошее или плохое - неважно. Виртуозный делец "из- под земли" добывающий то, чего иным и не снилось;
 виртуозный вор-карманник; виртуозный игрок, фокусник, стихоплет, спорщик - что угодно. В любом случае вы завораживаете публику, и даже ограбленный вами субъект не может не восхититься вашей ловкостью и не позавидовать ей в глубине души.
 6. Удав. Это не Властитель не Господин хотя он прижелании может сделаться для вас и Хозяином. Это тип, который видит все ваши слабые места и в любой момент готов поразить их, что доставляет ему истинное удовольствие. Ломать вас, топтать вас ему так же легко, как вам сигарету выкурить. И также приятно. Вы боитесь его и предпочитаете подчиниться, так как ни
 на миг не поверите, что способны справиться с ним, дать сдачи.
 7. Дьявол. В этой роли вы - олицетворенное зло.
 Зло "метафизическое" зло ради зла, а не во имя какой-либо цели. В известном отношении это "божество с обратным знаком". Беспредельная ненависть ко всему человеческому, светлому, упорядоченному. Неумолимая пасть акулы, земля, разверзшаяся при землетрясении скелет с острой косой, садящийся за ваш свадебный стол...
 Таким образом, успех суггестии в том или ином случае заключается не просто в двух блестящих глазах, куда вперяет взор суггестируемый. Глаза суггестора вместе с общим выражением лица, позой, жестами, голосом нечто выражают. А именно - передают социально-психологическую роль взятую на себя суггесто-ром. Роль эта парализует сознание и возбуждает бессознательное в суггеренде. Тут-то и начинаются загадки суггестии. Суггестор, уверовавший в свою роль, превращается в носителя и впрямь могущественных сил и возможностей. Отчасти это сродни актерству. Но главным механизмом, который здесь срабатывает, является механизм веры. Вера во взятую роль исключает всякое шарлатанство. Начинающему суггестору крайне важно освоить все составляющие роли Божества, а уж затем индивидуализировать т. е. оценивать, кто из потенциальных суггерендов "клюнет" на какую суггестивную роль.
 Отработка суггестивных ролей осуществляется на базе ролевого аутотренинга (PAT) - системы методов самовоздействия человека на свое поведение через внутреннее отождествление себя с кем-либо или чем-либо. Она заключается в игре вышеозначенных ролей по заданным "легендам" - вымышленным сценариям. Применяются следующие виды "легенд".
 1. Подготовительные (общеразвивающие) "легенды".
 Они предназначены для сбрасывания маски.
 а) принятие вымышленного имени ("новое имя");
 б) выйти за дверь и через 1 минуту войти счастливым и обаятельным, затем опять выйти за дверь и через 1 минуту войти самонадеянным и наглым ("выход из-за двери");
 в) танцы соло и в парах ("непринужденный танец");
 г) от одного угла помещения к другому - по диагонали - прошествовать как угодно, но чтобы это было смешно ("клоунский подход");
 д) сказать какую угодно фразу, но только чтобы это было искренно, из глубин сердца ("монолог во всеуслышание");
 е) непринужденно размышлять вслух сидя или стоя на столе ("монолог на столе");
 ж) сесть на корточках под стол и оттуда выражать свое несогласие с кем-либо или с чем-либо ("монолог
 под столом");
 з) сесть "визави" партнера за столом в центре комнаты и искренно выяснить отношения, объясниться, открыто выражая свои чувства ("диалог за столом");
 и) выразительно изображать желание взять воображаемый "запретный плод" ("запретный плод");
 к) произносить одно и то же слово (один и тот же текст) с разными оттенками звучания ("разминка словом");
 л) производить одно и то же действие с разными значениями ("разминка делом");
 м) изъясняться на ломаном русском языке ("американский турист");
 н)произнести кавказский тост ("гость из Грузии").
 2. Основные (специальные) "легенды". Они предназначены для играния суггестивных ролей. Процесс взаимоотождествления себя с другим человеком ("человеком-Божеством") включает в себя три фазы: 1. фазу сборки (сосредоточение на новом суггестивном "Я-образе"); 2. фазу вселения (вселение в бесконечного внутреннего двойника); 3. фазу овладения (цепные перевоплощения внутри новой роли). Вот примеры основных (специальных) "легенд".
 а) представить себя в образе врача-ортопеда Г. А. Или зарова, беседующего с больным (роль Покровителя);
 б) представить себя в образе рок-звезды Э. Пресли, общающегося с поклонниками (роль Кумира);
 в) представить себя в образе русского царя Ивана Грозного, отдающего приказ Малюте Скуратову (роль
 Хозяина, или Господина);
 г) представить себя в образе доктора медицинских наук, заведующего кафедрой психотерапии и наркологии Центрального института усовершенствования врачей, главного психотерапевта Минздрава СССР В. Е. Рожнова, проводящего лекцию по проблемам суггестологии (роль Авторитета);
 д) представить себя в образе фокусника А. Акопяна, демонстрирующего публике фокусы (роль Виртуоза, или Ловкача);
 е) представить себя в образе "святого старца" Г. Е. Распутина, "опутывающего" очередную светскую даму (роль Удава);
 ж) представить себя в образе римского императора Нерона, истязающего пойманных беглых раб^в (роль Дьявола).
 
 Философия суггестии
 В суггестологии существуют два философских воззрения.
 1. Идеалистическое: дух первичен, материя вторична, всего лишь производное духа; материя подчинена принципу причинности, категориям времени и пространства; дух же свободен, он не знает причинной зависимости, действует вне времени и пространства.
 2. Материалистическое: дух, душа - производное мозга, его функция; психические явления неразрывно связаны с мозговыми физиологическими процессами и вместе с ними строго детерминированы, протекают во времени и в пространстве.
 Некоторые западные философы-суггестологи считают, что оба этих воззрения отлично дополняют друг друга. А связующим звеном в этом случае якобы выступает суггестия. В обычном состоянии сознания человек воспринимает действительность такой, какова она есть. В особом измененном состоянии сознания, моделируемом в процессе суггестивного воздействия, сугге-ренд воспринимает и то, чего нет в действительности. В первом случае будто бы возможно материалистическое толкование суггестии, во втором - идеалистическое. Подобное суггестивное решение основного вопроса философии философы-суггестологи Запада объясняют тем, что дуализм свойственен природе во всех ее проявлениях. Для суггестолога-материалиста бесспорным является второе философское воззрение на суггестию.
 ТРИ ЗВЕНА СУГГЕСТИИ
 В данном разделе разбираются три звена суггестии:
 - суггеренд;
 - суггестор;
 - суггестарий.
 Суггеренд
 Суггеренд по-разному ведет себя при различных видах суггестивного воздействия на него. Поэтому, чтобы не расчленять описание отдельных методов суггестии, в этой главе будут приведены только способы оценки личности потенциального суггеренда, необходимые для выбора метода суггестивного воздействия. Эти способы позволяют составить психологический портрет, habitus (облик) личности потенциального суггеренда. Все остальные сведения о суггеренде (гипнотике, перципиенте) будут освещены в соответствующих главах следующих разделов.
 Основным методом личности потенциального суггеренда является психологическое тестирование. Тест (от англ, test - опыт, проба) - система заданий, предъявляемых испытуемому с целью оценки его реакций в конкретных условиях. В суггестологии применяются три группы тестов:
 1. Опросники - это группа тестов, построенная в виде анкетного вопроса о поведении, вкусах, привычках и т. п. Опросники применяются для выявления свойств личности, благоприятствующих повышенной суггестабильности (факторов суггестабильности). Эти свойства были перечислены в первом разделе. На каждого потенциального суггеренда с учетом его ответов суггестором составляется психологическая характеристика, исходным материалом для которой являются результаты предварительного тестирования.
 В связи с тем, что методика психологического тестирования занимает огромный раздел целой науки психодиагностики (от греч. psyche - душа и diagnosticos - способный распознавать), осветить ее в рамках одной главы не представляется возможным. В качестве основного методического пособия по психологическому тестированию можно порекомендовать "Компендиум объективных тестов личности и мотивации" Р. Б. Кэттелла и Ф. В. Вар-буртона*. Там приводится 400 различных тестов, которые в той или иной степени могут быть полезны суггестору для оценки личности потенциального суггеренда.
 Факторный анализ позволяет многомерно исследовать личность потенциального суггеренда и дает возможность предвидеть его поведение в конкретных условиях сеанса суггестивного воздействия. Каждый испытуемый может быть представлен точкой в пространстве факторов индивидуально-психологических особенностей его личности в системе собранных о нем данных.
 Одними из наиболее известных многомерных тестов для оценки личности являются Миннесотский фазный перечень (MMPI - Minnesota Multiphasic Personality Inventory) и шестнадцатифакторный личностный опросник (16Р - Sixteen Personality Factor Questionnaire). Эти тесты можно порекомендовать суггестору для работы. Из множества факторов личности рассмотренных в этих тестах он без труда найдет факторы суггестабильности. Именно на их выявление и должна быть направлена вся психодиагностическая работа суггестора. Необходимо заметить что каждому фактору суггестабильности соответствует фактор контрсуггестабильности - фактор критичности. Личность суггеренда - - это конгломерат различных факторов суггестабильности и критичности (неуверенность в себе - самоувренность, низкая самооценка - высокая самооценка, чувство собственной неполноценности - самонадеянность, покор-ность - настойчивость, зависимость - напористость, робость - смелость, стеснительность - развязность, доверчивость - подозрительность, тревожность - приспособленность, экстраверсия - интроверсия, повышенная эмоциональность - сдержанность, впечатлительность - равнодушие, слабость логического мышления, низкий интеллект - сила логического мышления, высокий интеллект медленный темп психической деятельности - быстрый темп психической деятельности).
 2. Наблюдения за внешностью и поведением - это группа тестов, позволяющая "вычислить" личность потенциального суггеренда по его внешнему облику и поведению в обыденной жизни. Суггестор одномоментно, свернуто "схватывает" внутренний мир личности потенциального суггеренда его ум, характер, моральный облик уровень смысловых, целевых и операционных установок. Психогностическое чутье (от греч. psiche - душа и gnosis - знание) подсказывает суггестору, как поведет себя потенциальный суггеренд в конкретной ситуации суггестивного воздействия. Ориентирами здесь служат его разговор, смех, движения, почерк и т. п. Подобное человекоощущение развивается постоянным общением, а также рисованием физиогномических портретов людей (от греч. physis - природа и gnomon -знающий) по памяти и по представлению с последующим изучением, анализом и комментарием. Под термином "рисование по памяти" понимается процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том или ином пространственном положении, в котором находился этот объект в момент его зрительного восприятия. Термин "рисование по представлению" означает процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в произвольном пространственном положении.
 3. Тесты суггестабильности - это группа тестов, выявляющая степень восприимчивости потенциального суггеренда к суггестивному воздействию данного конкретного суггестора. Они проводятся суггестором в виде пробных императивных и кооперативных суггестии суггеренду.
 
 Суггестор
 Суггестор по-разному ведет себя при различных видах суггестивного воздействия на суггеренда. Поэтому, чтобы не расчленять описание отдельных методов суггестии, в этой главе будут приведены только сведения о внешнем виде суггестора, общие для всех видов суггестии.
 У многих народов нашей планеты сложился своеобразный стереотип суггестора. Глаза необыкновенной черноты или серостальные, непроницаемые или пронзительно-голубые, или змейно-зеленые, или желтовато-карие, открыто-горящие; острый сверлящий взгляд, зависящий от своеобразного строения век (тяжелые глаза с нависшими малоподвижными веками), необычная величина или форма глаз (глаза небольшие, тусклые, с какой-то особой постановкой век, может быть, необычный угол схождения, - и вам трудно смотреть в них и трудно отвести взор; восточные, узкие глаза, с совершенно загадочным выражением;
 буравчики, прогрызающие вас насквозь), при которой над радужкой или под ней в большей степени, чем обычно, выступают белки, густые брови, нависшие (глубокий мерцающий взгляд седого, как лунь, старика из-под нависших бровей; толстовский, рембрандтовский, наполеоновский - исподлобья) или, наоборот, дающие мощный мефистофельский взмах (могучий взлет бровей; смоляная цыганская чернота; орлиность), малая подвижность взора, редкое мигание, связанное с притуплением чувствительности роговой оболочки, лохматая грива, борода. В этом случае импозантность внешности суггестора заставляет суггеренда видеть за ней еще что-то магическое.
 Суггестор может иметь и безликую, невзрачную, невыразительную внешность - абсолютно ничего, полнейшая заурядность. Ну совершенно ничего особенного: ни демонизма, ни мрачной сосредоточенности, ни лихорадочной эксцентричности, ни тяжелого, давящего спокойствия. И безбров, и одутловат, и сер. Загадочная интеллигентность, но ничего грозного, ничего демонического, давящего. Глаза, наоборот, очень застенчивые. Располагают потрясающе, но с дистанцией. В этом случае заурядность внешности суггестора оказывается своеобразным союзником, вводя элемент неожиданности.
 Резюмируя все вышесказанное, можно выделить три варианта внешности суггестора - три вида "сильного" взора:
 1 вариант - "поднятый" (брови подняты вверх веки расширены);
 2 вариант - "нормальный" (брови и веки в естественном положении);
 3 вариант - "опущенный" (брови опущены вниз, веки сужены).
 Первый и третий варианты "сильного" взора требуют от суггестора определенного физического напряжения. Они знаменуют собой "выдавливание суггестором из себя волевых токов, флюидов, квантов магнетической энергии". Второй вариант "сильного" взора выполняется суггестором без малейшего физического напряжения.
 Рисунок лица, очертание бровей, глаз суггестора имеют свой зрительный центр тяжести, фокус внимания, предрасполагают взгляд суггеренда к совершенно определенным маршрутам. Но главное фасцинативное средство - это глаза суггестора. Секрет "сильного" взора суггестора заключается в особенностях бессознательного зрительного внимания суггеренда. Когда суг-гестор, казалось бы, неподвижно смотрит в глаза суггеренда, его глаза совершают вибрирующие микродвижения (у некоторых усиленные до видимых). Причем суг-геренд воспринимает некоторые микродвижения, не отдавая себе в этом отчета: видит дрожь в глазах суггестора (микродвижение - 1), взор его как-то следует ей (микродвижение - 2), резонирует, но до сознания это не доходит, рождая лишь ощущение. Это микроощущения от микродвижений. Они рождаются в мышцах, в сосудах суггеренда. Тот, кто влюблялся, должен знать эти "токи".
 Отработка властного взгляда в глаза производится выполнением следующих упражнений:
 1. игра в "гляделки" (с партнером или с самим собой (перед зеркалом));
 2. рассматривание и воспроизведение изображений ("портретных масок") талантливых врожденных суггесторов (Калигула, Цезарь, Иоанн Кронштадский и др.).
 Суггестармй
 В этой главе будут рассмотрены условия пространства и времени, в которых проводится суггестивное воздействие суггестора на суггеренда.
 В широком смысле слова, как это явствует из определения, под суггестарием подразумевается всякое место (среда, обстановка), где проводится суггестия.
 В этом случае:
 А. Условия пространства - любая обстановка. Б. Условия времени - o любое по продолжительности время суток.
 Частным случаем суггестария является гипнота-рий - специально оборудованное помещение, где проводятся сеансы гипносуггестии.
 В этом случае:
 А. Условия пространства - закрытое изолированное от внешнего шума помещение: 1. уединенный домашний угол; 2. замкнутое пространство комнаты, кабинета или учебного класса.
 Требования и гипнотарию:
 1. хорошая звукоизоляция - звуконепроницаемые стены и двери в помещении (полная тишина);
 2. хорошая светоизоляция - светонепроницаемые занавеси на окнах в помещении (полное затемнение).
 Специальное оборудование и инвентарь.
 1. Меблировка гипнотария:
 а) стулья в белых полотняных чехлах;
 б) мягкие удобные кресла для релаксации , шезлонги;
 в) кушетки, банкетки, софы, кровати с мягкими матрацами, тумбочки.
 2. Интерьер гипнотария:
 а) цветовая гамма окраски или обивки стен и потолка должна быть спокойной, в пастельных тонах;
 б) двери должны быть обиты дермантином;
 в) полы должны быть устланы покрытием - ковриками, паласом или дорожками, скрадывающими звук шагов;
 г) на окнах должны предусматриваться занавески, темные шторы или портьеры, обеспечивающие затемнение гипнотария;
 д) в помещении гипнотария должны использоваться различные декоративные предметы - коряги, галька, растения, аквариум, освещенный изнутри зеленой лампочкой, с мерно двигающейся в нем золотой рыбкой - беззвучным живым маятником - объектом пристальной фиксации суггеренда;
 2 При помощи этих кресел достигается состояние расслабления. Самыми удобными являются кресла, позволяющие изменить позу, с подлокотниками к опорой для головы.
 Таким требованиям отвечают кресла типа самолетных.
 3 Иногда предусматривается предварительный согрев постелей специальными грелками. Считается, что электрическая грелка в постели действует успокоительно, вызывает желаемую сонливость.
 е) в помещении гипнотария должно быть отведено место под цветы, зеленые насаждения, панно, витражи, картины, облегчающие переход в мир фантазии4. 3. Гипногенное воздействие достигается при помощи различных фоновых программ:
 а) звуковые программы: словесные, музыкальные, имитирующие. Словесные программы по своему назначению бывают двоякими: для непосредственного воздействия с целью снижения нервно-эмоциональной напряженности и для обучения саморегуляции психического состояния. Обычно словесные программы транслируются на фоне специально подобранной музыки, дополняющей действие слова. Музыкальная программа может использоваться и самостоятельно. Регулируя громкость звука, изменяя его ритм и темп, можно достичь определенного эффекта воздействия на психическую сферу человека. В музыкальную программу часто включаются звуки, имитирующие шум морского прибоя, горного ручья, леса (листвы), дождя, завывание ветра, ритмичный стук вагонных колес, скучную лекцию (монотонную, невнятную речь) и др.
 б) световые программы. При помощи соответствующей аппаратуры может быть создана программа световоздействий, сочетающаяся со словесной, музыкалькой программами. В ней используются такие световые эффекты, как эффект падающего снега, эффект северного сияния, однообразный пейзаж, мелькание столбов за окном и др.
 в) обонятельные программы. В помещении гипнотария через кондиционеры могут поступать запахи цветов, травы, скошенного сена, хвойного одеколона и т. д., что также влияет на состояние суггеренда.
 г) видеопрограммы. Для воздействия на психогенную сферу суггеренда все более широко применяются программы в форме демонстрации слайдов (одного или одновременно нескольких), постоянных или меняющихся. Демонстрация слайдов Осуществляется на специальном матовом экране в раме на стене ("окно души").
 Подбираются слайды примерно такого содержания: распахнутое окно с цветущими, убегающими вдаль полями, пепельно-металлическое море сквозь ряд мощных изогнутых сосен Прибалтики, синева над розоватыми предгорьями Армении, заснеженная тайга и т. п. Нажатием кнопки из глубины стены на экран проецируется цветной слайд. Можно применять "вид из окна" по' настроению. Качество снимков должно быть настолько хорошим, чтобы при задернутых шторах экран действительно казался небольшим окном с великолепным видом, расстилающимся перед глазами.
 Б. Условия времени - продолжительность суггестивного воздействия варьируется в зависимости от поставленных задач. Временные рамки сеанса гипносуггестивного воздействия могут значительно изменяться, однако нижний предел указать можно: общая продолжительность сеанса, если перед суггестором не ставится какая-либо исследовательская задача, не должна быть меньше 30 минут. При работе суггестора с суггерендом (суггерендами) требуется время для предварительной настройки последнего (последних) на успешное восприятие суггестии (предварительная беседа), а также для гипнотического "разгона" (суггестирование гипнотического сна и всевозможных заданий) и последующего пробуждения (дегипнотизация).
 Для овладения курсом аутогенной тренировки (AT) вполне достаточно уделять AT в общей сложности по 30 минут ежедневно, например 5 минут утром, 20 - днем (10 + 10) и 5 - перед сном. Количество времени не столь важно, сколь качество: хоть 5 минут в день, но с полной отдачей.
 В отдельных случаях (при тяжелых неврозах) рекомендуют продолжительный тренинг с погружением на 3 часа. Такие длительные погружения действительно могут быть полезными: они помогают избавиться от тягостного состояния (тревоги, подавленности) или настроиться на что-то очень ответственное. Отличие гип-нотария от суггестария заключается в следующем. В условиях гипнотария ограничение притока внешних раздражителей и частичное торможение коры головного мозга представляют собой именно то сочетание условий, при котором репродуктивные свойства центральной нервной системы раскрываются в максимальной степени. Различные яркие слуховые и зрительные образы "лезут" в голову к суггеренду, калейдоскопически сменяя друг друга. А целенаправленная суггестия активирует образы и представления до такой степени, что их действенность и яркость становятся выше реальных воздействий. В условиях суггестария сеанс суггестии проводится не в "тепличных", а в "полевых" условиях.
 ВЕРБАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ГЕТЕРОСУГГЕСТИИ
 Одним из базовых, ключевых методов суггестивного воздействия суггестора на суггеренда является вербальный метод, т. е. метод воздействия словом. Роль слова велика. "Слово, - как говорится в восточной пословице, - может заставить меч выскочить из ножен и змею уползти в кусты". В этом разделе рассматриваются две основных группы вербальных методов гете-росуггестии:
 - суггестия в бодрствующем состоянии или наяву;
 - гипносуггестивные методы.
 
 Суггестия в бодрствующем состоянии или наяву
 Суггестия в бодрствующем состоянии или наяву представляет собой особый вид психологического воздействия суггестора на суггеренда, при котором последний бодрствует, не спит, ясно воспринимает и четко исполняет суггестии первого. Со стороны это выглядит примерно так: сугтестор поднимает руку суггеренда и говорит ему: "Вы не можете больше двигать ею!" и рука остается в каталептическом оцепенении.' Подобным образом можно суггестировать анестезию (обезболивание), галлюцинации, амнезию (провал в памяти), мутацизм, ложные воспоминания, словом все, что угодно - с таким же успехом, как в гипнозе. И при том не только у истеричных, но часто и у совершенно здоровых индивидов.
 Ведущими принципами суггестии в состоянии бодрствования являются, во-первых, убежденность самого суггестора в целесообразности и правильности того, что он делает, и во-вторых, учет акцентуированных черт характера испытуемого 5.
 Рассмотрим возможные типы акцентуаций характера испытуемого и соответствующие им виды суггестивного воздействия наяву. Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, различают следующие типы акцентуаций характера суггеренда:
 1. Демонстративный (истероидный) тип. Если у суггеренда отмечается излишняя аффектация поведения, стремление все делать "на публику", если его поведение подчеркивает эгоцентричность, это дает основание предполагать наличие у него истероидных черт
 характера.
 Важной особенностью таких лиц является не только постоянное стремление быть на виду, поиск признания, но и неустойчивость настроения, крайняя нетерпимость к критике. Присутствие свидетелей вызывает у них желание "себя показать". Лишь наедине с кем-то (суггестором) такие люди становятся намного естественнее и способны "раскрыться", стать контактнее.
 Учитывая это, при работе с такими испытуемыми суггестию лучше проводить без свидетелей. Если сугге-ренд спокоен, то в ходе суггестии желательно больше обращать внимания на его хорошие качества и успехи.
 Если же суггеренд с выраженными истероидными чертами находится в возбужденном состоянии и в присутствии других членов коллектива его поведение приобретает некоторую театральность, вполне допустим резкий окрик типа "Стойте!", "Сядьте!", "Тихо!", "Молчите!", "Неправда!" и т. п. Затем сразу же надо перейти к суггестии, подчеркивая хорошие качества суггеренда и его успехи; речь при этом должна звучать темпераментно (нельзя давать опомниться), слова суггестии должны быть конкретными, убедительными, очень императивными.
 
 2. Замкнутый тип. Нередко встречаются суггеренды молчаливые, замкнутые, подчеркивающие, что лишние разговоры им неприятны. Скрытность нередко является для них своего рода ширмой, за которой они прячут свою неуверенность, робость, застенчивость. В работе с такими суггерендами следует быть предельно
 лаконичными. Суггестия должна быть четкой, опирающейся на реальные факты, очень конкретной. Такие люди хорошо выполняют любые волевые приказы, произнесенные уверенным, императивным тоном. Им нравятся сильные личности, хотя они это скрывают.
 
 3. Развязный тип. Иногда внутренняя неуверенность в себе маскируется иначе: суггеренды становятся излишне развязными. Следует очень внимательно подходить к оценке этих людей, дифференцируя лиц, желающих все время что-либо доказывать окружающим, и лиц, стремящихся убедить в чем-то самих себя.
 Нельзя особенно поддаваться мнимой веселости этих суггерендов и их псевдообщительности (надо дифференцировать экстравертированность истинную и ложную). Тактика работы с такими суггерендами должна
 быть сдержанной, предельно лаконичной, похвала скупой, и только за конкретное выполненное дело, за достигнутый успех. Любая чрезмерность немедленно вызовет подозрительность, которая будет мешать достижению поставленных задач.
 
 4. Возбудимый тип. Большая сложность может возникнуть при работе с суггерендами, отличающимися неуравновешенным характером, склонностью к импульсивным, аффективным реакциям. Между вспышками необоснованного гнева они могут быть излишне предупредительными, услужливыми, старательно демонстрировать свою преданность".
 В период приступа гнева у такого суггеренда не следует "выяснять с ним отношения", надо уметь внезапно переключить его внимание, отвлечь от предмета возбуждения и в момент возникшего "ориентированного состояния" провести необходимую суггестию ровным, спокойным голосом. Очень важно при этом сохранять определенную "дистанцию", быть сдержанным, но настойчиво, очень упорно проводить свои целевые установки. Следует все время иметь в виду необходимость переключения на нейтральную тему (создание "ориентировочного состояния") и вновь - на интересующие и подлежащие суггестии вопросы.
 
 5. Тревожно-мнительный тип. Среди суггерендов могут встречаться тревожно-мнительные люди. В работе с ними очень важно показать себя человеком волевым, уверенным в себе, своих словах и поступках, способным передать эту уверенность другим. Такие суггеренды очень хорошо воспринимают слова суггестии, сказанные в спокойной авторитетной манере, разумную похвалу их действиям и короткую четкую инструкцию. Следует учитывать, что ввиду неуверенности в себе эти люди не в состоянии выполнять задания, рассчитанные на длительный период. Поэтому каждая суггестия должна быть краткой и очень определенной. После выполнения задания надо подвести итог, похвалить или критически разобрать неудачу. Самое главное - дать ясную, точную, новую кратковременную инструкцию.
 В этой главе разбираются 2 вида суггестии в бодрствующем состоянии или наяву: прямая и косвенная. Приводятся различные тесты суггестабильности.
 Прямая суггестия (императивная и кооперативная)
 Прямая суггестия в состоянии бодрствования (иначе "суггестия напрямую, в лоб") осуществляется различными методами в зависимости от личности суггеренда и его состояния. Некоторые специалисты считают, что все виды суггестии в бодрствующем состоянии как бы делятся на два типа (всякое деление всегда условно, а тут тем более): "отцовскую" и "материнскую".
 "Отцовский" (императивный) метод суггестии - более требовательный, решительный, активизирующий. Носит авторитарный, директивный характер.
 "Материнский" (кооперативный) метод суггестии - более мягкий, обласкивающий, успокаивающий, ничего не требующий, в основном желающий. Носит недирективный характер.
 1. Прямой императивный метод суггестии. Императивная суггестия на яву делается эмоционально насыщенным повелительным ("внушающим") тоном, в виде резких, коротких фраз, обычно несколько раз повторяемых. Речь сопровождается целым потоком сигналов, посылаемых мимикой, жестами и интонацией говорящего.
 Эта рекомендация приемлема лишь в конкретных ситуациях, когда суг.геренд подавлен, не уверен в себе. Суггестор в этом случае императивно говорит суггерен-ду примерно следующее: "Сядь, внимательно смотри на меня, я вижу, что ты способен это сделать, сейчас ты сделаешь (указывается конкретное действие или задание), будешь действовать спокойно, раскованно, смело, как положено". При этом фиксация состояния уверенности в себе и мобилизации ("как положено") должна повторяться несколько раз.
 Суггестия в состоянии бодрствования очень эффективна сразу после сеансов гипносуггестии. Эффект воздействия и, следовательно, повышенная настроенность на голос суггестора могут быть использованы для закрепления предыдущих рекомендаций с целью их конкретизации и реализации (типа "иди", "выполняй", "действуй" и т. п.).
 Вместе с тем необходимо учитывать, что нередко суггеренд может находиться в тех или иных фазовых состояниях (чаще всего в уравнительной или парадоксальной фазе). В связи с этим сильные сигналы могут не быть эффективными, более того, они могут даже вызывать противоположный эффект. Поэтому в ряде случаев следует осуществлять суггестию достаточно императивно и убежденно, но негромким голосом.
 
 2. Прямой кооперативный метод суггестии. Кооперативная суггестия наяву делается спокойным тоном, в виде мягких, убаюкивающих длинных фраз, обычно несколько раз повторяемых. Главная задача суггестора в этом случае: усыпить бдительность суггеренда, очаровать его, заворожить.
 Эта рекомендация приемлема лишь в конкретных случаях, когда суггеренд чем-то возбужден и обеспокоен. Суггестор в этом случае кооперативно говорит суггеренду примерно следующее (называется имя суггеренда, а затем его имя и фамилия): "...Садись... Ну... Я жду тебя... Гляди мне в глаза и слушай... Расслабься... Ты устал и выбился из сил... Тебе жарко... В горле пересохло... Ты безумно хочешь пить... Дай себе волю... Попей воды... Вот... Теперь жажда прошла... Тебе хочется открыть окно... Я здесь (называется имя суггеренда), посмотри на меня... Только на меня... Садись... Ты в лесу... Посмотри, сколько цветов... Собирай... Вот лев идет, ты его видишь; он хочет нас съесть - теперь он уходит... Становится темно... Луна светит... Видишь ты там большую реку с тысячами рыб?.. Они совершенно неподвижны, не могут двигаться и т. п." В несколько секунд все эти чувственные впечатления, с соответствующими ощущениями, овладевают сознанием суггеренда, и все это представляется ему как бы во сне. Так спокойно, на яву, без всякого гипноза суггеренду можно суггестировать очень многое, если отыскать "пружину" его индивидуальной суггестабильности.
 
 3. Тесты суггестабильности. В настоящее время принят ряд приемов, простых по техническому исполнению, с помощью которых с известной степенью приближенности удается оценивать суггестабильность субъектов перед погружением их в гипноз.
 Все приемы проверяются в бодрствующем состоянии испытуемых с помощью немногословных, императивных или кооперативных суггестии (как правило, в условиях сеанса коллективной суггестии).
 
 А. Императивные пробы. а) приемы падения назад.
 
 1-й вариант (падение с касанием суггеренда). Суггестор строит группу суггерендов перед собой в одну шеренгу. Окинув всех взглядом и сделав пару шагов назад, он начинает проводить следующую суггестию:
 "Как только я подойду к каждому из Вас...
 И прикоснусь пальцами ко лбу...
 Вы начинаете падать назад... Назад...
 Приготовились... (далее суггестор начинает обходить шеренгу суггерендов, останавливаясь перед каждым и касаясь правой рукой его лба)
 Падаешь... Назад... Назад... Назад... Пошел... Пошел... Пошел...
 Падаешь... (суггеренд падает спиной на палас, поддерживаемый сзади страхующим)
 И расслабляешься сразу же...
 Так... Приготовились... (подходя к другому суггеренду)
 Пошел... Назад... Назад... Падаешь... (суггерендпадает)
 Падаешь... (подходя к следующему суггеренду - суггеренд падает)
 Не бойся... Спокойно... Спокойно... (подходя к очередному суггеренду)
 Падаешь... (суггеренд падает) Очень хорошо...
 Падаешь... Падаешь... Не бойся... Падаешь (подходя к последнему суггеренду - тот падает)".
 
 2-й вариант (падение без касания суггеренда). В тех же условиях суггестор суггестирует следующее:
 "Я подойду к каждому из Вас...
 И как только я подойду...
 Начнется падение назад...
 Туда, К стене... Туда...
 Внимательно смотреть мне в глаза...
 Падение назад...
 Смотреть внимательно-внимательно...
 Падение назад... Назад... Назад".
 
 3-й вариант (падение от ближних пассов). Суггесторстроит перед собой шесть суггерендов и проводит следующую имаго-суггестию.
 Имаго-суггестия (от лат. imago - образ, подобие) - особая разновидность суггестии' на яву, при которой суггеренд мысленно воспроизводит образы суггестируемых ему состояний.
 "Трое человек становятся передо мной...
 Трое - позади них...
 Впередистоящие, оглянитесь -
 Видите, Вас страхуют...
 На случай вашего падения назад...
 Сосредоточьтесь, пожалуйста...
 На следующем образе:
 Вы как бы одеты в одежду...
 Выполненную из металла...
 Вы как бы одеты в латы...
 Представьте, что мои руки -
 Это сильные магниты...
 Как только я касаюсь Вас...
 Вас отталкивает назад..."
 Затем суггестор проводит ладонью правой руки за головой вдоль темени, затылка и шеи суггеренда ближний пасс вниз-назад, а ладонью левой руки - вдоль груди и правой руки суггеренда ближний пасс вниз-вперед, с последующей бесконтактной фиксацией лба суггеренда. При этом возникают легкие покачивания назад суггеренда за счет идеомоторных представлений последнего. Далее суггестор велит суггеренду смотреть ему в глаза, а сам, пристально фиксируя взглядом суггеренда, проводит ладонями обеих рук ближние круговые пассы вдоль висков испытуемого с небольшой тенденцией этих движений оттянуть последнего назад. Такие манипуляции суггестор проводит последовательно со всеми суггерендами. В результате оуггеренды один за другим откидываются назад на вытянутые руки страхующих.
 
 4-й вариант (падение от дальних пассов). Суггестор отходит на 2,5-3 м от предыдущей тройки суггерендов и, подав вперед ладонь правой руки, проводит следующую имаго-суггестию:
 "Сосредоточьтесь на точке...
 Расположенной на ладони...
 Моей правой руки...
 И представьте...
 Что Ваш взгляд -
 Это луч лазера...
 Который прорезает...
 Прожигает эту точку на ладони...
 Сам входит в нее...
 Как только я буду приближаться к Вам...
 Вы почувствуете...
 Легкое давление в области лба...
 И своеобразная воздушная подушка...
 Как бы оттолкнет Вас назад...
 На вытянутые руки страхующего..."
 Суггестор делает несколько шагов вперед по направлению к тройке суггерендов, держа перед собой раскрытую ладонь своей правой руки. Те падают назад.
 
 5-й вариант (падение от хлопка). Суггестор подходит к суггеренду, кладет ему на виски свои ладони, а большими пальцами обеих рук делает дугообразные движения по ходу лба испытуемого, пристально фиксируя последнего. Затем суггестор резко отрывает свои руки от суггеренда, и хлопает пальцами правой руки по лбу последнего, делая ближний пасс рукой книзу и говоря при этом:
 "Так... Спокойно... Спать!!!
 Спать говорю...
 Пошел назад... Падай!!!"
 При этом суггеренд падает назад на вытянутые руки страхующего.
 
 6-й вариант (падение на счет). Суггестор стоит на расстоянии 2,5-3 м от тройки суггерендов и суггестирует следующее:
 "Сейчас я сосчитаю до трех...
 И на счет "три"...
 Вы упадете назад...
 Один... Два... Три..."
 Суггестор пристально фиксирует глаза суггерендов. На счет "три" те падают назад на вытянутые руки страхующих.
 
 б) приемы падения вперед.
 
 1-й вариант (падение от ближних пассов). Суггестор подходит к суггеренду, кладет ему на виски свои ладони, пристально фиксирует взглядом последнего. Затем суг-гестор резко отрывает свои руки от суггеренда и, поместив его голову между своими руками, как между полюсами магнита, делает ближний прямой пасс двумя руками на себя вдоль висков суггеренда. При этом он императивно приказывает суггеренду:
 "Пошел на меня!!!"
 Суггеренд падает на вытянутые руки суггестора.
 
 2-й вариант (падение от дальних пассов). Суггестор стоит на расстоянии 2,5-3 м от суггеренда и, держа свою правую руку горизонтально поверху, а левую руку - горизонтально понизу перед собой, суггестирует суггеренду следующее:
 "Теперь Вы...
 Подойдите ко мне...
 Смотрите только на меня...
 Видите только мои глаза...
 Слышите только мой голос...
 Внимание... Тянет вперед... Тянет вперед...
 Тянет... Тянет..."
 При этом суггестор подтягивает свои вытянутые вперед руки к себе, словно увлекая невидимыми нитями суггеренда вперед.
 
 в) прием раскачивания.
 Суггестор стоит на расстоянии 1-1,5 м от суггеренда и, держа свою правую
 руку перед собой, проводит следующую имаго-суггестию:
 "Представьте, что моя правая рука - магнит... Когда я буду приближать ее к Вам... Вас оттолкнет назад... Когда удалять... Потянет вперед..."
 Далее суггестор проводит все вышеописанные манипуляции с суггерендом, и тот начинает раскачиваться.
 
 г) прием раскручивания.
 Суггестор усаживает суггеренда на стул перед собой и, возложив свою правую руку на голову последнего, суггестирует суггеренду следующее:
 "По мере того как я буду...
 Отклонять вашу голову назад и вперед...
 А затем раскручивать ее в обе стороны...
 Вы будете постепенно погружаться...
 В гипнотический сон..."
 Далее суггестор отклоняет рукой голову суггеренда сначала до отказа назад, затем до отказа вперед, после чего раскручивает ее сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки, суггестируя при этом следующее:
 "Отключился быстро... Отключился...
 Глаза закрылись... Поплыл...
 В голове туман... тепло... тяжесть...
 Неудержимо клонит в сон...
 Спать... Спать... Спать..."
 С последними словами суггестора суггеренд впадает в гипнотическое состояние.
 
 д) суггестия расходящихся рук. Суггеренд лежит на кушетке. Его руки сложены на животе. Суггестор стоит неподалеку и проводит следующую суггестию:
 "Закройте глаза... Расслабьтесь... Забудьтесь... Выкиньте всякие мысли из головы... Руки расходятся... Расходятся... Расходятся... И... Падают... Падают... Падают вниз..."
 
 е) суггестия сцепленных скованных рук.
 
 1-й вариант (прямой контактный "замок" рук в положении сидя руки перед собой). Суггестор проводит суггеренду следующую суггестию:
 "Садитесь в кресло... Сложите руки в "замок"...
 (суггестор подходит и обеими руками обхватывает "замок" суггеренда - правой рукой сверху, левой рукой снизу)
 Сожмите их сильно-сильно!.. Очень сильно!..
 Максимально сильно!.. Еще сильнее!..
 Крепче!.. Крепче!..
 Сожмите руки крепко-крепко!.. Очень крепко!..
 Крепче, чем прежде!.. Крепче, чем когда-либо!..
 Сожмите их так...
 Будто хотите обхватить ими всю Вселенную...
 Сейчас я начну считать до семи... И на счет "семь"...
 Вы не можете разжать ваши пальцы... Я начинаю считать...
 Один!.. Ваши пальцы... сжимаются между собой... Сжимаются между собой все крепче и крепче... Два!.. Напряжение в руках нарастает... усиливается...
 Три!.. Мышцы напрягаются... Сильнейшее напряжение в руках...
 Четыре!.. Ваши мышцы становятся как единый монолит...
 Руки крепко-крепко сжаты между собой... (суггестор убирает свои руки с "замка" суггеренда) Пять! Шесть! Семь!.. Не можете разжать!.. Не можете разжать!..
 Как бы Вы не старались - Вы не можете разжать!.. При всем желании Вы не сможете разжать!.. Ваши пальцы как бы парализованы!.." Далее суггестор предлагает суггеренду разжать руки самостоятельно. Если у того не получается, суггестор подходит к нему вновь, обхватывает своими руками его "замок" и проводит следующую "освобождающую" суггестию:
 "Смотреть мне в глаза... Сейчас... Я начну считать до пяти... И на счет "пять", Вы свободно и легко... Разожмете свои пальцы... Раз... Мышцы расслабляются... Напряжение в руках... ослабевает... Два, Три, Четыре... На счет "пять" Вы свободно и легко... Разжимаете ваши пальцы...
 Пять... Пробуйте разжать ваши пальцы... (суггестор убирает свои руки с "замка" суггеренда)". Суггеренд разжимает пальцы рук.
 
 2-й вариант (прямой бесконтактный "замок" рук в положении сидя, руки перед собой). Суггестор суггестиру-ет следующее:

<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу