<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 Подготовка смысловой стороны суггестии представляет собой сложный речемыслительный процесс. Основное условие здесь - ясность изложения.
 Основные этапы суггесто-технической работы:
 VI
 Контрольно-итоговый
 V
 Исполнительский (аудиторный)
 IV
 Языковый (редакционный)
 III
 Композиционный (тактический)
 II
 Ориентационный (стратегический)
 I
 Аналитический (концептуальный)
 На первом этапе суггестор формирует теоретическую концепцию - тот фундамент, на который опирается пирамида суггестии.
 На втором этапе суггестор определяет "сверхзадачу" - целевую установку, главный тезис суггестии, то, что необходимо суггестировать.
 На третьем этапе суггестор разрабатывает композицию и общий план суггестивного воздействия.
 На четвертом этапе -суггестор определяет оптимальные варианты рабочих материалов суггестии, проводит редактирование текста суггестии.
 На пятом этапе суггестор производит ситуативную переориентировку и корректовку текста суггестии в процессе суггестии.
 На шестом этапе суггестор на основе анализа эффективности своей работы перерабатывает рабочие материалы и получает усовершенствованный вариант суггестии.
 Тщательно подготовленная и правильно построенная суггестия порой все же не достигает цели из-за невнимания суггестора к "незначительному", как многим кажется, элементу: форме воплощения подготовленного содержания суггестии в звучащем слове.
 Только овладение основами речевого мастерства проложит правильные пути между внутренним миром суггестора и словесным его выражением.
 К основным элементам техники устной речи относят дыхание, фонационное (речевое) дыхание, речевой голос, дикцию, орфоэпию (нормы литературного произношения и ударения), средства речевой выразительности.
 Смешанное, или диафрагмально-реберное, или гармонично-полное дыхание, составляющее энергетическую базу для речи, тренируется выполнением специальных физических упражнений для развития дыхания.
 Фонационное дыхание, обслуживающее речь, тренируется выполнением специальных упражнений, развивающих активность речевого дыхания, тренирующих организованный выдох, распределение выдоха и добор дыхания в процессе речи.
 Воспитание речевого голоса строится на выполнении специальных упражнений на силу звука, посыл звука, гибкость, подвижность голоса, тембр голоса, полетность звука, выносливость, малую утомляемость голоса.
 Дикция развивается выполнением специальных упражнений артикуляционной гимнастики губ, языка, мышц нижней челюсти, а также специальных упражнений на тренировку четкого произношения гласных и согласных звуков, взрывных звуков, свистящих и шипящих звуков, окончаний слов, удвоенных согласных, чистоговорок и скороговорок.
 Четкое знание орфоэпических правил устной речи обеспечивается изучением норм литературного произношения и ударения.
 Выразительность речи суггестора определяется тремя факторами:
 - лингвистический - это языковые средства суггестора;
 - паралингвистический - это те средства языка, которые располагаются возле собственно языковых средств (интонация в широком смысле слова);
 - кинетический - это движения суггестора, подкрепляющие речевое воздействие (жесты, мимика, поза, общий вид суггестора, его манеры).
 Различают следующие лингвистические средства речевой выразительности. 1) Лексические фигуры
 а) использование художественной литературы, пословиц, поговорок, идиом, афоризмов, выражений переносного и образного значения;
 б) использование синонимов, полисемии, омонимов,
 паронимов, антонимов;
 в) применение метафор;
 г) употребление аллегорий (иносказаний);
 д) применение экстраполяции - переноса термина, понятия из одной области в другую;
 е) применение эпитетов, сравнений, а также тропов, т. е., слов и выражений, употребляемых в переносном значении;
 ж)использование метонимии и синекдох, т. е. переноса названия с части предмета на весь предмет или с одного предмета на другой, смежный;
 з) применение перифразов - описательных выражений, словосочетаний и предложений, выраженных в форме иносказания, замена названия предмета указанием на его существенные признаки;
 и) использование гиперболы - чрезмерного преувеличения свойств предметов. 2) Стилистические фигуры
 а) сегментированные конструкции - конструкции,
 состоящие их двух частей - сегментов, т. е. отрезков;
 б) присоединительные конструкции - конструкции
 (сообщения, разъяснения, уточнения), которые
 добавляются к основному высказыванию;
 в) анафора - повтор начальных слов и словосочетаний;
 г) эпифора - повтор слов и словосочетаний в конце
 предложений;
 д) прием градации - группировка слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости;
 е) восклицания, риторические вопросы, утверждения, высказанные в вопросительной форме, вопросно-ответная форма речи;
 ж)оксюморон - стилистический прием, в котором сочетаются несоотносимые друг с другом понятия;
 з) инверсия - перестановка, изменение обычного порядка слов;
 и) прием антитезы - противопоставления.
 Паралингвистическим средством речевой выразительности является интонация, т. е. особая звуковая выразительность речи. Четыре Т управляют интонацией: тон, тембр, темп, течение речи. Интонирование речи осуществляется на основе общих закономерностей звучащего слова: мелодических схем предложений речи и речевых нот.
 В основе кинетических средств речевой выразительности лежат жесты (локальные и комплексные, педагогические, указывающие, логические и изобразительные, общепринятые (традиционные), индивидуальные и ситуационные, эмоциональные, механические), мимика, поза суггестора.
 Касаясь использования в суггестии наяву средств речевой выразительности, надо подчеркивать необходимость сознательной, систематической работы суггестора над звучащим словом. Ведь профессиональное использование средств речевой выразительности способствует достижению гармонии мыслей, чувств и слов суггестора. Это придает суггестивному воздействию действенность и наступательный характер.
 Косвенная суггестия и плацебо-эффект
 В работе с суггерендами иногда может быть весьма эффективной (особенно когда речь идет о лицах с повышенной суггестабильностью, ипохондрической или ис-тероидной наклонностью) косвенная суггестия. Под ней понимают назначение слабого паллиативного средства или какого-либо гимнастического упражнения при одновременном упоминании (как бы между прочим) о большом эффекте данного препарата или метода. В результате такой завуалированной суггестии у суггеренда наступает заметное улучшение самочувствия. В этом заключается плацебо-эффект. Плацебо - это нейтральный препарат, лишь внешне напоминающий настоящий. К категории плацебо можно отнести практически любой талисман или святыню, одно прикосновение к которым заметно влияет на психофизическое состояние суггеренда.
 Косвенные суггестивные воздействия психически опосредуют конкретные раздражители первой сигнальной системы, а именно нейтральные для данного состояния суггеренда материальные факторы, такие, например, как вода, мел и т. д. В тех же случаях, когда применяется реально, но слабо действующее на' данные явления вещество, действие его усиливается суггестией (или аутосуггестией), т. е. потенцируется. Такие суггестии'называются "чреспредметными".
 Между тем можно опосредовать и потенцировать раздражения не только предметно первосигнальные, но и второсигнальные, осуществляемые через идею. Эти раздражения суггестор может опосредствовать и потенцировать прямо в ходе обычного бытового разговора, т. е. в процессе общения.
 Различают следующие виды косвенной суггестии, опосредующей и потенцирующей второсигнальные агенты.
 1. Ассоциативная суггестия. Ассоциативная суггестия основана на связях слов по смежности, сходству или контрасту. Суггестор в разговоре с суггерендами акцентирует его внимание на определенных идеях, сцепленных ассоциативными связями с теми идеями, которые требуется косвенно суггестировать. Например, если суггестор во время сеанса упомянул слово "стол"
 ("шар", "грязь"), то тем самым суггеренд будет приведен к мысли о слове "стул" (по смежности слов "стол" - "стул") или о слове "мяч" (по сходству слов "шар" - "мяч"), или о слове "чистота" (по контрасту слов "грязь" - "чистота"). Слово "деньги" имеет максимум ассоциативных связей, поэтому для некоторых суггерендов это огромный суггестирующий фактор.
 
 2. Информационная суггестия. Информационная суггестия основана на способности средств просвещения (литература, кино, радио, телевидение и т. п.) влиять на внутренний мир личности. Суггестор в разговоре с суггерендом знакомит последнего с содержанием какого-либо литературного произведения (художественного фильма, радио- или телепередачи и т. п.), косвенно
 связанного с содержанием суггестии. Эта информация оформляет смутные подсознательные переживания суггеренда на языке сознания и подводит последнего к мысли о необходимости совершить запланированное суггестором действие. Средства просвещения как бы помогают суггеренду вспомнить витавшую в его голове идею.
 
 3. Аффектационная суггестия. Аффектационная суггестия основана на повышенной суггестабильности лиц, находящихся в состоянии аффекта. Суггестор в разговоре с взволнованным суггерендом пытается как-то успокоить последнего, завоевывая его внимание, а затем после небольшой паузы дает императивный или кооперативный "совет", косвенно связанный с состоянием суггеренда и содержанием суггестии. Этот "совет" как раз в данном случае имеет наибольшую силу, т.к. под влиянием аффекта бдительность суггеренда усыплена.
 
 4. Комплиментарная суггестия. Комплиментарная суггестия основана на способности некоторых людей "таять, как снег, едва их слегка обдадут теплом". Суггестор выслушивает очередное высказывание суггеренда, а затем начинает (вовсю, с напором) расхваливать последнего, делать ему комплименты, одновременно аплодируя его словам, хлопая его по плечу, пожимая
 руку. Например: "Дима!.. Димка!.. Димуля!.. Ясынь-ка!.. Сладенький!.. Касатик!.. Какой ты умный, одаренный, отличный человек!.. Дима - ты гений!.. Ты поэт мысли!.. Ты титан удачи!.. С тобой приятно иметь дело... Сразу чувствуется закалка... Ну ты силен!.. Даешь, старик!.. Здорово!.." Такая техника обработки сознания суггеренда на языке профессиональных вербовщиков называется "бомбардировкой любовью".
 Чрезмерное восхваление суггестором суггеренда создает у последнего представление о своем "суперменстве" и позволяет суггестору косвенно суггестировать суггеренду заранее запланированные поступки.
 
 5. Вопросная суггестия. Вопросная суггестия основана на том, что каждый ответ суггеренда на вопрос суггестора подготавливает почву для следующего вопроса. Суггестор задает суггеренду вопросы и, получая
 ответы на них, подводит последнего дальнейшими вопросами к заранее запланированной мысли, косвенно связанной с темой разговора и содержанием суггестии.
 Суггестия - это частный экзотический случай общения. В процессе общения мы все прямо или косвенно влияем друг на друга. Вот почему суггестору крайне важно познать все закономерности человеческого общения. Это знание даст ему внутреннюю свободу в общении и позволит ему "вплетать в ткань разговора" с суггерендом всевозможные косвенные суггестии.
 Для этого обратимся к трансакционному анализу американского психиатра Эрика Берне. На сеансе суггесторного воздействия суггестор и суггеренд выступают как партнеры контакта. Суггестивный контакт - это специфический случай коммуникации с обратной связью, в ходе которой происходит явный или скрытый, непосредственный или опосредствованный, элементарный или сверхсложный обмен "ударами", "стимулами", коммуникативными "посылами", или "комму-никатами": знак на знак ("поглаживания", "пинки", "уколы" в виде слов или умолчаний, взглядов или отворачиваний друг от друга) от адресанта к адресату информации и обратно. Для передачи сообщения партнеры суггестивного контакта используют определенный код и контекст. Суггестивный контакт формально обозначается как серия трансакций (единиц процесса зна-кообмена).
 Каждый человек как "коммуникант" располагает по крайней мере тремя личностными позициями. Они сосуществуют в рамках одной и той же личности, дополняя друг друга. Каждая из трех ролевых позиций сосредоточивает в себе сильные и слабые стороны соответствующей натуры. Рассмотрим их подробнее.
 1. Позиция ребенка, "дитяти" (Д). Дитя - зависимое, подчиняемое и безответственное существо. Эта
 позиция сохраняется от раннего возраста. Ее "сильные" стороны: раскованность, творческие порывы, импульсная жизнерадостность, фантазия и любопытство.
 Ее "слабые" стороны: пугливость, неуверенность, беспомощность, доверчивость и несдержанность.
 
 2. Позиция родителя (Р): Родитель - напротив,
 независимый, неподчиняемый и берущий ответственность на себя. Эта позиция усваивается в детстве за
 счет обожания старших и подражания им. Ее "сильные" стороны: уверенность в правоте моральных требований, способность к авторитетному тону, способность
 к покровительству и способность к защите слабого. Ее "слабые", стороны: безапелляционность, догматизм,
 сознание превосходства и сознание права "карать".
 
 3. Позиция взрослого (В). Взрослый - умеющий считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и ими. Эга позиция складывается долго, порой десятилетиями, за счет жизненного опыта субъекта и накопления у него того, что называют житейской мудростью. Ее "сильные" стороны: расчет действий, контроль над ними, трезвость в оценках и понимание относительности догм. Ее "слабые" стороны: излишний скептицизм, скованность (недостаток спонтанности), бедность фантазии и недооценка эмоциональной стороны.
 Выступая в позиции Дитяти, человек выглядит подчиняемым и неуверенным в себе ("пристройка снизу"); в позиции Родителя - самоуверенно-агрессивным ("сверху"); в позиции Взрослого - корректным и сдержанным ("рядом"). В случае суггестивного контакта суггестор выступает в позиции Родителя или Взрослого, а суггеренд по отношению к нему - в позиции Ребенка.
 Будь человек лишен какой-либо из всех этих позиций, его поведение стало бы "неадаптивным": либо слишком жестким, либо слишком рыхлым и безалаберным. Однако в некоторую единицу времени, (по ходу контакта) ведущей является какая-то одна из позиций: в следующий момент может возобладать другая. Этот основополагающий принцип трансакционного анализа и является скрытой подосновой суггестивного воздействия с-уггестора на суггеренда.
 Из сказанного следует, что в контакте участвуют фактически не двое, а шестеро партнеров. При этом происходит интенсивный обмен явными и скрытыми трансакциями.
 Например:
 Иванов: Зайдемте ко мне. Я живу. один. Выпьем горячего чайку... (Вы мне очень нравитесь).
 Петрова: Да, это было бы кстати - согреться чаем. (Вы мне тоже).
 Из приведенного примера видно, что в позиции Взрослого партнеры контакта обмениваются явными трансакциями. Содержание их приведено без скобок. Одновременно в позиции Дитяти происходит взаимный вблтен скрытыми трансакциями. Содержание их приведено в скобках.
 Акт коммуникации у людей является частным случаем поведенческого акта. Схема его структуры включает в себя четыре фазы.
 1-я фаза - фаза взаимонаправленности. Она означает возникновение у партнеров установки на внешнюю коммуникацию при одновременном отвлечении от внутренней коммуникации.
 2-я фаза - фаза взаимоотражения. Имеет форму ролевого обмена. Партнеры принимают актуальные роли друг друга. Отображая партнера в своей голове, человек схватывает его роли в данный момент и свою актуальную роль его глазами.
 3-я фаза - фаза взаимоинформирования. Имеет форму играния ролей. "Пассивное" играние ролей - в соответствии с ролевыми ожиданиями партнера. "Активное" играние ролей - вопреки его ролевым ожиданиям.
 4-я фаза - фаза взаимоотключения. Потребность (возможность) свернуть общение.
 Несмотря на строгие законы и правила общения, последнего как такового не существует. Существует только игра в общение. Первым на этот постулат натолкнулся Э. Берне - создатель трансакцонного анализа. В своей книге "Игры, в которые играют люди" под рубрикой "Развлечения" он приводит стереотипы современных разговоров - характерные "водоворотики" в потоке нашего общения. Вот забава АССОЦИАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ: лейтмотив - дети совсем распустились, ума не приложу, как быть. В соседней комнате подростки могут развлекаться за тортом противоположной темой: КАК ТЫ ОБХОДИШЬ СВОИХ СТАРИКОВ или темой, еще более популярной в их возрасте: ДАВАЙ РАЗБЕРЕМСЯ (во взаимоотношениях, в радиотехническом устройстве, в смысле жизни и т. д.). Опять-таки дело - не в том, чтобы серьезно вникнуть, например, в пресловутую проблему "отцов и детей" или в тайну смысла жизни.
 Просто "так принято", и, поступая, как принято, люди обмениваются "поглаживаниями" - благожелательными знаками внимания к партнеру. Это поддерживает в них чувство принадлежности к единой группе, причем каждый старается не ударить в грязь лицом, дабы не быть оттесненным к периферии группы,
 Знаменитый "ритуал восьми поглаживаний", исполняемый нами ежедневно, выглядит так.
 Иван (Петру). Привет! (1-е поглаживание).
 Петр. Здорово (2-е; дальнейший счет понятен).
 Иван. Как дела?
 Петр. Ничего, а у тебя?
 Иван. Порядок. Погодка-то, а?..
 Петр. Да-а... Дождя бы только не было.
 Иван. Ну, будь.
 Петр. Пока!
 Увидя невдалеке нескольких беседующих мужчин, Вы вправе предположить, что они заняты развлечением КТО ВЫИГРАЕТ (любимые и нелюбимые спортсмены, команды), или АВТОМОБИЛЬ (мотоцикл, лодочный мотор - сравнительные достоинства разных марок), или КАК СДЕЛАТЬ (как отциклевать пол, ускорить установку телефона в квартире и т. п.), или НА УТРО ПОСЛЕ: о головной боли либо отсутствии оной после принятого вечером "ерша". Еще одна мужская забава: БРИАН-ГОЛОВА! Из женских развлечений типичны ТРЯПКИ (комментарии излишни), КУЛИНАРНЫЕ РЕЦЕПТЫ (то же самое) или ЧТО СЛУЧИЛОСЬ СО СТАРЫМ ДОБРЫМ ЭН-ЭН? ("На нем последнее время лица нет", "У нее после того случая были крупные неприятности"). Из общих развлечений наиболее характерны: ПСИХИАТРИЯ, ЧИТАЛИ ЛИ ВЫ?, ГДЕ ЛУЧШЕ ПРОВЕСТИ ЛЕТО, РЕЦЕПТ КОКТЕЙЛЯ, сколько стоит (во что обходится то или иное)?
 Существует своеобразный повсеместный набор тем для игры в общение: 1. Темы "мужские".
 а) футбол-хоккей;
 б) автомобиль-бизнес;
 в) политика-женщины.
 2. Темы "женские".
 а) покупки-дети;
 б) кулинарные рецепты-новости в семейной жизни
 общих знакомых,;
 в) болезни-мужчины.
 3. Темы "общие".
 а) погода-нашумевший роман, фильм;
 б) недостатки в системе обслуживания;
 в) сенсации-новости медицины, педагогики;
 г) международное положение.
 В психологической литературе эти стандартные темы даже каталогизированы.
 Вывод Э. Берне: в вышеназванной игре в общение косвенно, через стиль игры, проявляется яркая индивидуальность человека и удовлетворяется его потребность в общении. О том, что идет игра, мы догадываемся лишь в момент нарушения кем-либо ее неписанных правил.
 То обстоятельство, каким из вышеприведенных забав человек отдаст предпочтение при игре в общение, целиком и полностью определяется его воспитанием.
 Воспитание человека предполагает закрепление у него:
 а) определенных социальных ориентации,
 б) необходимых ценностных ориентации,
 в) общественно полезных навыков - от навыков полноценного общения до навыков труда, теоретического мышления, творческого самораскрытия.
 
 Социальные ориентации
 Современная психология исходит из того, что человек социален по самой своей природе, а стало быть, ему присущи и собственно "социальные" потребности. К ним относятся, прежде всего, потребность в контактах (потребность в человеческих связях, в привязанностях) и потребность в самоутверждении (в занятии известного места в группе, в "самосознании", т. е. ощущении своей "самости" и отдельности от других).
 В зависимости от способов удовлетворения потребности в контактах и потребности в самоутверждении различают восемь разновидностей социальных ориентации.
 1. Житейская социальная ориентация. Ребенок, воспитанный в духе общительности, открытости и взаимопомощи (если тому не препятствуют врожденные особенности его психики), приучается удовлетворять потребность в контактах путем участия в деятельности и заботах своей среды, а потребность в самоутверждении - через признание окружающими его полезности
 и симпатичных черт его характера.
 
 2. Творческая социальная ориентация. Рано раскрыв свою одаренность, растущий человек привыкает удовлетворять потребность в контактах, главным образом с теми, кто способен проявить сопричастность к его интересам и. готовность к сотворчеству. Потребность же самоутверждения он утоляет своими творческими достижениями и, как правило, независимо от того, восторгаются ли ими "поклонники".
 
 3. Гражданственная социальная ориентация. Ребенок приучается удовлетворять потребность в контактах участием не просто в совместной деятельности людей, но только в деятельности, безусловно приносящей общественное благо. На протяжении всей дальнейшей жизни он будет считать свое самоутверждение неполным, если не завоевал авторитета именно как принципиальный, справедливый, способный к самопожертвованию человек.
 
 4. "Активно-жесткая" (эксплуататорская или садистическая) социальная ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет через подчинение себе других, а потребность в самоутверждении - в подчеркивании своего главенства и борьбе с любыми проявлениями соперничества.
 - 5. "Пассивно-уступчивая" (рабская, или пассивная) социальная ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет за счет готовности подчиняться (угодливость), а потребность в самоутверждении - за счет услужения наиболее сильным или авторитетным субъектам в среде.
 
 6. "Накопительская" социальная ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет преимущественно с людьми, от которых можно получить какую-либо выгоду, а потребность в самоутверждении - в обладании материальными ценностями, которые стремится приумножить.
 
 7. "Рыночная" социальная ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет с теми лицами, которые сегодня, сейчас, имеют "вес", высокий престиж в обществе (завтра это могут быть другие люди), а потребность в самоутверждении - демонстрацией своей близости к некоторому "избранному кругу".
 
 8. "Отшельническая" социальная ориентация.
 Потребность в контактах человек удовлетворяет с теми, от кого не приходится ждать обмана и издевательств, а потребность в самоутверждении - в причастности к узкому кругу "своих" и в определенном влиянии на этот круг.
 Важно подчеркнуть, что главным источником социальных ориентации ребенка являются семья и среда, в которых он вырос. И складываются эти ориентации не только на уровне сознания формирующегося человека, но и на бессознательном уровне его личности.
 
 Ценностные ориентации
 Различают ценностные ориентации пяти уровней:
 1. Ценности сугубо "витального" (непосредственно жизненного) уровня (вкусно поесть, всласть поплавать, попариться в бане и т. п.).
 
 2. Ценности "межличностного" уровня (пообщаться с близкими, поговорить по душам, завязать приятное знакомство, суметь как следует проучить обидчика и т. п.).
 
 3. Ценности "ментального" (умственного, духовного) уровня (решить интересную задачу, выиграть хитроумную- игру, самостоятельно создать стихотворение, скульптуру, техническое устройство и т. п.)
 
 4. Ценности "социального" уровня (успех, видноеположение, известность).
 
 5. Ценности "духовного" уровня (стремиться к тому, чтобы понимать мысли великих философов и творения великих художников, следовать в жизни нравственным принципам, бороться за идеалы, завещанные лучшими сынами человечества, углубляться в то или иное творчество, изобретательство, искательство, совершенствование труда и быта людей).
 Необходимо отметить, что культура и традиции семьи, воспитывающей ребенка среды определяют, на какие ценности он в дальнейшем станет ориентироваться.
 
 Навыки
 Различают четыре разновидности устойчивых навыков:
 1. Навыки личной гигиены.
 2. Трудовые навыки.
 3. Этические навыки.
 4. Гражданские навыки.
 5. Коммуникативные навыки.
 Определенная "завязь" устойчивых навыков личности идет от семьи и среды.
 Перед суггестором стоит задача - свободно владеть разговором с суггерендом на любую тему, с тем чтобы в нужный момент переключить его на необходимую тему, косвенно связанную с содержанием суггестии. Главное - уметь заговорить с суггерендом обо всем, что его интересует: о спорте, политике, религии и т. п. Для этого суггестору необходимо обладать широким кругозором и эрудицией. Тактика суггестора, заключается в том, чтобы завоевать внимание и доверие суггеренда. После этого суггестор способен косвенно суггестировать ему многое. Собственное "Я" суггеренда будет колыхаться подобно медузе в психических волнах разговора, который ведет суггестор.
 Для отработки навыка живой беседы с косвенным подтекстом применяются различные формы тренировочного диалога.
 1. "Диалог-стычка". Многократно выполняя это упражнение, можно "натаскаться" не робеть и не теряться в конфликтах. Вы научитесь понимать, как участники диалога явным и скрытым образом влияют друг на друга. Провоцируют друг друга на колкости. Исследуется, так сказать, анатомия ссоры. Изучаются разнообразные проявления характера. Участники игры учатся стоять на своем.
 Суть игры состоит в следующем. Участникам игры предлагается разыграть сценку, в которой примут участие два "актера". Один возьмет на себя роль начальствующего лица, другой - просителя. Проситель будет лезть из кожи вон, чтобы добиться своего; начальствующий сделает все возможное, чтобы отказать. Участникам игры предлагается самим придумать тему диалога и дается несколько минут на размышление. Это может быть, например, сценка получения подписи у бюрократа ("бюрократ и проситель(ница)") или сценка ссоры мужа и жены ("муж и жена"), или сценка на такую тему: заведующий отделом газеты должен отказать в публикации начинающему журналисту ("заведующий и журналист(ка)") или что-нибудь подобное.
 В ходе подобных "диалогов-стычек" суггестор должен тонко чувствовать, как надо "подать" себя собе-седнику-суггеренду - реальному, конкретному собеседнику, - чтобы расположить его к себе. При этом суггестор должен вежливо отстаивать свою точку зрения - убеждать собеседника. Существует неписанное правило общения: если вы хотите кого-либо в чем-то убедить, прежде всего надо показать этому человеку, что вы с ним считаетесь. Даже в том, что дважды два - четыре, вы не убедите собеседника, когда в вашем тоне звучит: "Я умный, а ты - дурак". Собеседник вам этого не простит! Тон должен быть такой: "Ты умный, и я не дурак; так неужели мы не найдем общего языка?" Суггесторам, пробующим себя в "диалогах-стычках", необходимо во что бы то ни стало видеть живого человека, а не его фантом.
 По окончании каждого этюда зрители, наблюдавшие "поединок", присуждают "победу" собеседнику, выигравшему в этой "психологической схлестке".
 
 2. "Диалог-щебетание". Двое садятся в центре комнаты рядом. Один произносит любую фразу - о погоде, о прочитанной книге - все равно. Другой должен немедленно откликнуться на ту же тему. Первый подает ответную реплику, стараясь учесть прозвучавшее перед этим высказывание партнера. Иначе говоря, партнеры только и делают, что поддакивают друг другу. Упражнение длится три минуты. Зрители оценивают действия партнеров как судьи, вынося каждому оценку по пяти балльной системе. И определяют победителя (вроде того, как в боксе). Снижением оценки наказывается тот, кто замешкался, вовремя не подхватил реплику собеседника.
 Или ответил быстро, но не отобразил в своем высказывании предшествовавшие слова партнера.
 Зачем это нужно? На первый взгляд, вырабатываются навыки пустой болтовни. Это, кстати, тоже весьма полезно для застенчивых суггесторов. Они страдают от неумения поддержать разговор просто так, разговор ради разговора. Но дело, конечно, не в одной болтовне. Так мы привыкаем активнее, внимательнее вести беседу. Чувствовать себя более мобилизованными в контактах.
 Существует групповой вариант "щебетания". Он представляет собой следующее. В помещении, где проводятся занятия, можно сыграть в хорошо известную актерам игру: произносящий реплику одновременно бросает мяч партнеру; тот, поймав мяч, должен перебросить его другому, но при этом, в свою очередь, выкрикнуть собственную реплику и т. д. Например: "Ты ходил в кино?" - "Да, смотрел "Прости меня, Алеша", а ты?" - "А я нет". - "А у меня телевизор, я в кино не хожу" и т. д.
 
 3. "Захват инициативы". Как и в предыдущем случае, кто-то начинает с реплики. Партнер быстро подхватывает разговор, но должен навязать собеседнику свою тему. Сделать это надо ловко, исподволь. Тот, кто действует напрямик, упрямо твердя свое, получает штрафные очки. Опять-таки "раунд" длится три минуты, и "судьи" определяют победителя.
 Здесь же, опять, как в боксе, обязательно кто-то выходит в полуфинал, в финал. Играют часто на вылет.
 
 4. "Абсурдный диалог". Это противоположность диалогу" "щебечущему". Один подает реплику. Задача второго - ответить не на тему. Постараться не отобразить в своем высказывании слова партнера. При этом штрафные очки даются и за податливость партнеру, и за паузы, и за повторение одних и тех же слов, фраз.. Это, пожалуй, самое трудное упражнение. Неудивительно! "Коммуникация без коммуникации" противоречит природе человека. Услышав высказывание, партнер, по идее, должен отреагировать на него откликом. Суть диалога во взаимодействии; это у нас, видимо, в крови. Поэтому вести диалог, не взаимодействуя, крайне трудно. Зато участие в таком упражнении воспитывает, что ли, коммуникативную ловкость. То, чего не хватает застенчивым суггесторам.
 
 5. "Диалог-отклик". Различают пять типов откликов на слова собеседника. Есть отклик типа "А" - оценочный, когда в ответ на слова партнера дают оценку его поступкам дальше. Есть отклик типа "Б" - толкующий, когда собеседнику объясняют, какие тайные цепи и задние мысли стоят за его словами и поступками. Есть отклик типа "В" - зондирующий, когда реагируют на слова партнера исключительно наводящими вопросами по затронутой им теме, например: "И давно это с тобой?.." Есть отклик типа "Г" - уте-шающе-поощряющий, например: "Ничего, не бери в голову, с кем не бывает". И наконец, отклик типа "Д" - понимающий, когда говорят: "Понимаю, ты хочешь сказать то-то и то-то", а дальше передают своими словами то, что услышали.
 Участники игры разбиваются на пары "говорящий-слушающий". Семь минут говорящий рассказывает что-либо-- "желательно личного характера", а затем сообщает зрителям, какого типа отклики он получал со стороны слушающего. После этого партнеры меняются ролями, и упражнение длится еще семь минут.
 Если партнер оценивает ваши реакций как отклики по типу "А", "Б" и "Г", то это свидетельство того, что вы не умеете слушать. "Наиболее человечны" реакции "В" и "Д", зондирующая и понимающая.
 В ходе работы над тренировочными- диалогами особое внимание следует уделить разбору и анализу трансакций (явные или скрытые, взаимодополняющие или без взаимодополнения).
 Тренировка в "экспериментальных диалогах" не только снимает неуверенность в общении, но к тому же обогащает способностью понимать себя и других, даром незаметного (косвенного) влияния на собеседника в ходе разговора, умением владеть ситуацией в контактах с людьми, развивает аппетит к общению.
 В заключение темы хочется заметить, что злоупотреблять ни косвенной суггестией, ни тем более плацебо нельзя. Нужна разумная тактика применения этих методов.
 Гипносуггестивные методы
 В результате гипносуггестивного воздействия достигается особое состояние суггеренда, в котором последний наиболее успешно осуществляет восприятие поступающей извне информации.
 Основные определения гипносуггестии Гипнология, гипнотизм (от греч. hypnos - сон, logos - учение, наука) - учение о явлениях искусственно вызываемого своеобразного сноподобного состояния (временного особого состояния сознания), называемого гипнозом.
 
 1-е определение гипноза:
 Гипноз (от греч. hypnos - сон) - искусственно вызываемое при помощи специальных приемов своеобразное сноподобное состояние (частичный порциаль-ный сон), при котором, в отличие от естественного сна, не все клетки коры головного мозга заторможены, а остается часть бодрствующих клеток, образующих т. н. "сторожевой очаг возбуждения" или "сторожевой пункт бодрствования", благодаря которому сохраняется раппорт - изолированный или распространенный селективный контакт (связь) загипнотизированного с усыпившим его лицом. Контакт избирателен по значимости.
 
 2-е определение гипноза:
 Гипноз (от греч. hypnos - сон) - временное особое состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании суггестии, что связано с изменением функций индивидуального контроля и самосознания.
 Гипяобильность - суггестабильность в. отношении к гипносуггестивному воздействию.
 Гипнотизирование, гипнотизация - ряд действий или способов, при посредстве которых человека погружают в гипноз или гипнотическое состояние (т. н. специальные воздействия гипнотизера).
 Загипнотизированный, гипнотик, спящий гипнотическим сном, медиум - субъект, находящийся в
 гипнозе.
 Гипнотизер, гипнотизатор - лицо, производящее усыпление.
 Гипнотарий - специально оборудование помещение, где проводится гипнотизация.
 Дегипнотизация, пробуждение - выведение из гипнотического состояния.
 Необходимо различать спонтанно, проявляющиеся особенности состояния гипноза и суггестированные гипнотизером.
 
 Специфические характеристики самого состояния гипноза:
 1. гиперсуггестабильности (от греч. hyper - над, сверх);
 2. наличие постгипнотической амнезии (непроизвольное забывание содержания сеанса гипноза, а также самого эффекта гипнотизации);
 3. Наличие постгипнотической инерции мыслей, эмоций, актов - после гипнотических сеансов у испытуемых на некоторое время сохраняется заданный гипнотизером уровень творческой активности (вдохновение, интуиция, образное мышление).
 В состоянии гипноза у "субъекта могут возникать физиологические . и психологические реакции не свойственные ему при обычном состоянии сознания. Последние могут затрагивать следующие сферы:
 1. сферу восприятия (позитивные, негативные и ретроактивные иллюзии);
 2. сферу памяти (забывание или припоминание определенных событий и фактов предшествующей жизни,
 активизация процессов запоминания нового мате
 риала);
 3. сферу внимания (повышение концентрации и распределения внимания);
 4. сферу мышления (нарушение нормальной логики
 или возрастание творческого характера);
 5. сферу личности (изменение мотивации , привычек,
 настроения , отдельных личностных характери-
 стик70, суггестия образа другого человека, манипулирование субъективным временем).
 Наличие данных изменений подтверждается специальными физиологическими пробами и психологическими тестами.
 
 Факторы, играющие важную роль в процессе гипнотизации:
 1. личность гипнотизера, проводящего гипносуггестию;
 2. выразительность интонаций;
 3. целенаправленность суггестирующего влияния;
 4. стройность и последовательность его смыслового содержания;
 5. значимость установок испытуемого на конкретную ситуацию и данную процедуру гипносуггестии.
 
 Преимущества гипноза:
 1. у человека снимается критический контроль;
 2. нет никаких мешающих факторов (контрастирующих мыслей, переживаний);
 3. внимание максимально сужено;
 4. почти полностью отсутствуют конкурирующие влияния других функциональных систем, находящихся на субдоминантном уровне;
 5. возможно программирование лечебных и творческих сновидений.
 
 Недостатки гипноза:
 1. разная степень гипнобильности различных категорий испытуемых (пол, возраст, личностные характеристики);
 2. гипнозофобия некоторых людей;
 3. высокий уровень критичности некоторых людей.
 Условия эффективного погружения в гипноз. Способность человека впадать в гипнотическое состояние или восприимчивость к гипнозу (гипнабельность) зависит от трех факторов.
 Во-первых, от обстановки, в которой проводится гипнотизация. Чем эта обстановка благоприятнее, тем лучше получаются результаты. В обстановке массового или коллективного сеанса, где много шума, света, запахов и т. д., когда у слушателей повышенный интерес к сеансу, удается загипнотизировать не более 25-30% слушателей. В условиях же гипнотария, при полной тишине и затемнении, удобном положении испытуемого на кушетке, заинтересованности последнего в успехе гипнотизации, наличии специальной аппаратуры, удается загипнотизировать подавляющее большинство испытуемых.
 Во-вторых, успех гипнотизации зависит от личности испытуемого. Все люди условно делятся на три основных нервных типа: художественный, мыслительный и средний. Люди художественного типа - это люди впечатлительные, мыслящие конкретными, зрительными образами, часто эмоциональные и мнительные. Среди таких людей часто бывают художники, музыканты, врачи. Этот тип людей хорошо поддается гипнотизации. Мыслительный тип - это люди, мыслящие абстрактно, отвлеченно, склонные к анализу (иногда чрезмерному), критике, самокритике. Среди этих людей часто бывают математики, физики, люди точных наук. Этот тип людей плохо поддается гипнозу. Наконец, средний тип является как бы сплавом двух перечисленных типов. В зависимости от того, черты какого из перечисленных типов преобладают в этом "среднем типе", и будет зависеть способность этого человека впадать в гипнотическое состояние.
 В-третьих, от личности гипнотизера. Чем большими способностями и техникой гипноза обладает данный гипнолог, чем больше мастерства и сноровки он применяет, чем большими, знаниями как теоретического, так и практического порядка владеет гипнотизер, тем лучше получаются результаты. Конечно, никаких "черных глаз", никакого "магнетизма", никаких особых качеств и свойств гипнотизер иметь не обязан. Удивительно упорно укоренилась в сознании людей навязчивая идея о том, что гипнотизер обязательно должен обладать "особыми силами". Только опыт, знания и, главное, техника гипноза - вот те основы, которые необходимы гипнологу.
 Психологическими предпосылками успешного гип-носуггестивного воздействия являются также реклама и импозантная внешность гипнотизера ("черные глаза", высокий рост, аскетический вид).
 Два врага успеха. Чтобы научиться гипнотизировать и, главное, достигать этим различных эффектов, необходимо предварительно вооружиться большим терпением, воодушевлением, стойкостью, уверенностью и изобретательностью в области разных приемов и выдумок. В силе остается старое правило: "приветливо, последовательно, энергично!"
 Далее, необходимо научиться точно психологически наблюдать и индивидуализировать. Наконец, предварительно должно ставить правильный психодиагноз. Впрочем, сама суггестия зачастую представляет и превосходнейшее психодиагностическое средство, которым безусловно целесообразно возможно чаще пользоваться как таковым. Из успеха или неуспеха его применения неоднократно выясняется и сам психодиагноз.
 Из вышеизложенного явствует, что не всякий человек пригоден для роли гипнотизера. Правда, считавшийся прежде необходимым личный магнетический флюид - не более как миф, но не всякий обладает вышеуказанными свойствами и способностями.
 Наиболее сильный враг успеха - недостаток интереса, личной инициативы; под влиянием инертности, присущей большинству человеческого рода, собственная духовная деятельность, если ее не оживлять новыми толчками, медленно засыпает вследствие неизбежных трений жизни. Гипнотизирующий автоматически, по шаблону, вскоре, как только пройдет действие новизны, не будет иметь успеха, особенно если он не будет делать никаких умственных усилий. Он сам все больше будет засыпать и все меньше будет влиять на своих испытуемых.
 Другой враг - недоверие, боязливость, страх перед насмешкою других людей, перед симуляцией загипнотизированного, сомнения и опасения всякого рода. Но этот второй враг, сначала наибольший, вскоре, по приобретении некоторого опыта, стушевывается, и тогда в 'полной силе проявляется первый враг, с которым всегда приходится бороться. Зачастую можно даже наблюдать, что в состоянии уныния или усталости не достигаешь надлежащего успеха, ибо эта слабость гипнотизера бессознательно воспринимается мозговым динамизмом загипнотизированного.
 
 Основные условия, необходимые для формирования гипнотического состояния, и нервные механизмы, участвующие в этом процессе:
 1. дезактивирующее действие монотонных раздражителей (фиксация взора, монотонность речи гипнотизирующего, пассы, различные тепловые воздействия и другие слабые повторяющиеся раздражения); неверный механизм - снижение уровня бодрствования и развитие разлитого торможения в результате утомления соответствующих органов чувств;
 
 2. релаксация, расслабление мышц; нервный механизм - снижение тонуса скелетных мышц позволяет перейти от бодрствования ко сну, от состояния активности к пассивному покою;
 
 3. восприятие звуковых сигналов во сне; нервный механизм - формирование раппорта, т. е. своеобразного контакта в гипнозе, характеризующегося особенностями психологической установки и мотивации гипнотизируемого;
 
 4. филогенетически закрепившаяся охранительная роль суггестабнльности; нервный механизм - ослабление нервной системы и снижение уровня бодрствования приводит к развитию т. н. парадоксальной фазы ("фазы суггестии"), в которой сильные раздражения реального мира воспринимаются хуже, чем слабые словесные воздействия.
 Два теоретических обоснования гипноза (ТОГ):
 1-е ТОГ: Гипноз - разлитое торможение коры мозга с ограниченным очагом бодрствования ("зона раппорта" - канал связи гипнотика с гипнотизером).
 2-е ТОГ: Гипноз - качественно особое состояние, возникающее под влиянием направленного психологического воздействия, отличающееся и от сна, и от бодрствования. Значительное повышение восприимчивости к психологическим факторам сочетается в гипнозе с резким понижением чувствительности к действию других природных факторов.
 Оба ТОГа правомерны. Картина биотоков мозга -электроэнцефалограмма (ЭЭГ) у человека, погруженного в гипноз, являет собой два варианта:
 1-й вариант - ЭЭГ показывает, что человек находится в состоянии сна или полусна (близок ко сну); в этом случае гипноз необходимо рассматривать как сно-подобное состояние.
 2-й вариант - ЭЭГ показывает, что человек вовсе не спит (спит наяву). В этом случае гипноз необходимо рассматривать как особое состояние сознания.
 Вариантность ЭЭГ зависит от того, как ввести человека в гипноз.
 В первом случае гипнотизер методично и последовательно действует на клетки коры испытуемого, побуждая их все более затормаживаться, и лишь затем приступает к суггестии.
 Во втором случае испытуемый "влетает" в гипноид-- ное состояние (не и сонливость) в результате гипнотической подготовки или дрессировки последнего. Она заключается в том, что испытуемый приучается от одного взгляда, жеста, особого тона гипнотизера "влетать" в состояние повышенной суггестабильности.
 
 Гипноз и естественный сон
 1. Сходства гипноза и естественного сна.
 а) Загипнотизированный человек внешним видом
 напоминает сонного: закрытые глаза, пониженная деятельность мышц и внутренних органов.
 б) Приготовления ко сну напоминают процедуру
 гипнотизации.
 в) Наличие при обычном сне слабых контактов со
 средой, "сторожевых пунктов" позволяет, используя
 этот слуховой "поводок", перевести естественный сон в
 гипнотический.
 г) Наступление гипнотического состояния сопровождается изменениями, сходными с картиной естественного сна: падение кровяного давления, замедление
 частоты пульса на 4-12 ударов в минуту, урежение ритма дыхания на 3-5 дыханий в минуту, отсутствие
 движений век.
 2. Отличия гипноза от естественного сна.
 а) Непрерывная словесная связь гипнотизера с гипнотизируемым.

<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу