<< Пред.           стр. 16 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
  Резюме: гипнотические словесные шаблоны, модель Милтона Эриксона. (По
 Дж.Гриндеру, Р.Бэндлеру, сокращ.)
 
 1. 1. Основные шаблоны неопределенной речи.
 2.
 3.
 o А. Использование неопределенных слов:
 o
 o
 1. Существительные, прилагательные и наречия, не относящиеся к определенной
 2. модальности:
 "Знания, любовь, обучение, подсознание, интересный, любопытно,
 3. трудность, решение, впечатление, способность, переживание и т. д.".
 o
 1. Неопределенные глаголы:
 "Делать, сосредотачиваться, решать, расслабляться,
 2. изменяться, удивляться, понимать, думать, осознавать, учиться, вспоминать,
 3. переживать, знать и т.д."
 o
 1. Трюизмы и неопределенные обозначения:
 "Все могут расслабляться",
 "Этому
 2. можно легко научиться",
 "Вы можете осознать некое ощущение".
 o
 4.
 o Б. Особая организация речи:
 o
 o
 1. Причинно-следственное связывание необязательного тина: использование союза
 2. "и"
 ("Вы слышите мой голос и можете начать расслабляться").
 o
 1. Причинно-следственное связывание более обязательного типа:
 использование
 2. оборотов "тогда как", "когда", "в течение", "в то время как", "по мере
 3. того как"
 ("В то время как вы сидите и улыбаетесь, вы начинаете погружаться
 4. в состояние транса").
 o
 1. Причинно-следственное связывание наиболее обязательного типа: использование
 2. слов "заставляет", "причиняет", "требует"
 ("Покачивание головой заставляет
 3. вас еще больше расслабиться").
 o
 5.
 o В. Ограничение диапазона представлений слушателя:
 o
 o
 1. Сверхобобщенные понятия:
 использование слов "все", "каждый", "всегда",
 2. "никто", "никогда" и т. п.
 ("И теперь вы можете любым способом погрузиться
 3. в состояние транса").
 o
 1. Понятия, обозначающие отсутствие выбора:
 использование слов типа "нужно",
 2. "должно", "обязаны", "не можете", "не будете"
 ("Вы заметили, что не можете
 3. открыть глаза?").
 o
 
 6. Дополнительные шаблоны наведения и использования транса.
 7. А. Предположения:
 8.
 9.
 1. Подчиненные предложения, указывающие на время -
 обороты речи типа "до того
 2. как", "после того как", "по мере того как", "в течение", "прежде чем" и
 3. др. ("Не хотели бы вы присесть, в то время как вы будете погружаться в
 4. состояние транса?").
 10.
 1. Использование порядковых числительных.
 ("Может быть, вы удивитесь тому,
 2. какая половина вашего тела начнет расслабляться первой").
 11.
 1. Иллюзия выбора - использование союза "или"
 ("Вы хотите погрузиться в транс
 2. с открытыми или с закрытыми глазами?").
 12.
 1. Предписание сознания -
 использование слов "знать", "понимать", "осознавать"
 2. и т. п.
 ("Осознаете ли вы, что ваше подсознание погружает вас в транс?").
 13.
 1. Предположение в вопросе.
 ("Приятен ли вам процесс расслабления? Как глубоко
 2. вы погрузились в транс").
 14.
 1. Глаголы, относящиеся к течению процесса - "начинать", "продолжать", "завершать"
 2. и т.п.
 ("Вы можете продолжать расслабляться").
 15.
 1. Комментарии с помощью прилагательных и наречий -
 "удачно", "к счастью",
 2. "искренний" и т.п.
 ("Хорошо, что вы так успешно погружаетесь в транс. И
 3. у вас появляются искренние бессознательные движения").
 16.
 
 o Б. Речевые шаблоны, опосредованно возбуждающие реакцию.
 o
 o
 1. Скрытые команды.
 ("Можете начать расслабляться. Я не знаю, как скоро вы
 2. почувствуете себя лучше").
 o
 1. Инструкции, рассеянные в тексте (техника рассеивания).
 o
 1. Команды с отрицанием.
 ("Я не хочу, чтобы вы чувствовали себя
 2. слишком уютно")
 o
 1. Разговорные постулаты (вопросы, рассчитанные на ответы "да" или "нет",
 2. но обычно вызывающие более развернутый ответ)
 ("Вы не могли бы закрыть
 3. глаза и расслабиться?").
 o
 1. Расплывчатость выражений.
 ("Все правильно, так и должно быть, вы уже начали
 2. расслабляться").
 o
 
 o В. Метафоры и цитаты.
 o
 o
 1. Передача смысла в подсознание через метафору.
 ("В то время, когда вы путешествуете
 2. в автобусе, ваши глаза устремлены вперед, поза застывшая, и шум двигателя
 3. автобуса заставляет вас расслабиться и уснуть").
 o
 1. Использование цитат.
 ("И тогда он подошел ко мне показал: "Войди в транс!"").
 o
 
 
 ГЛАВА 7. Самогипноз и другие техники для работы с собой
 
 
  Людям нравится меняться - просто ощущать себя сегодня не так, как вчера.
 Иногда для того чтобы изменить свое восприятие мира, люди пытаются изменить
 сам мир - тогда они меняют стиль одежды, работу, квартиру, мужа или жену.
 Но рано или поздно человек понимает, что основной источник проблем для
 себя - он сам. И когда человек пытается что-то изменить в себе - он понимает,
 что воздействовать на себя намного труднее, чем на других, но и намного
 интереснее!
  Существует много возможностей научиться управлению собой. Это
 и йога, и аутогенная тренировка, и восточные единоборства... Техники эриксонианского
 самогипноза, возможно, привлекут вас своей компактностью и технологичностью.
 Кроме того, каждая из техник самонаведения транса может использоваться
 для наведения транса на партнера - значит, ваш "арсенал техник" расширяется.
  Занятия самогипнозом требуют выполнения некоторых предварительных условий
 и процедур. Желательно начинать занятия в одиночестве, в тихой и спокойной
 обстановке, дающей возможность принять удобную для вас позу. До начала
 сеанса определите, сколько времени вы хотите провести в состоянии транса,
 и какой результат вы хотите получить от погружения в транс (о формулировке
 желательного результата в деталях будет подробно сказано ниже). Определите
 также, как бы вы хотели себя чувствовать после возвращения из транса.
  Самогипноз в эриксонианском понимании - это интенсивное сосредоточение внимания на
 самопроизвольно появляющихся внутренних образах и символах. Для того, чтобы
 поймать эти образы и символы, нужно научиться выключать внутренние диалоги,
 "внутреннюю болтовню" ("Я перевожу вин мание на правую руку... Интересно,
 успею провести сеанс до начала фильма?.. Что-то давно Н. не звонила...
 Да, а почему ничего не происходит?"). Как и при официальном наведении транса,
 прекращение лишних внутренних диалогов достигается привлечением сознательного
 внимания одновременно к нескольким объектам (например, вы можете сознательно
 сосредоточиться на правой и левой руке, и на каком-то объекте в поле зрения).
  В работе с собой пригодятся все знания о работе с партнером, которые вы
 уже имеете. Подсознание не любит приказов, поэтому вы будете также формулировать
 предположения, создавать иллюзию выбора и применять другие шаблоны наведения
 и использования транса. Вы будете давать себе инструкции, соблюдая требования
 подстройки к дыханию (кстати, при занятиях самогипнозом можно говорить
 вслух). И не ожидайте, что что-то "должно" произойти, или что-то "обязательно"
 появится - это тоже будет требованием к подсознанию, а не просьбой. Лучшая
 установка для начала занятий: "Мне будет интересно все, что произойдет".
 
  Техника "5-4-3-2-1".
 
  Техника поднятия руки (стенограмма семинара).
 
  С. Горин: Как мне кажется, люди разочаровываются в занятиях само регуляцией
 из-за того, что выбирают слишком сложные методики и ставят перед собой
 слишком сложные для начала цели. Тем, кто решил овладеть классической аутогенной
 тренировкой по Леви-Шульцу, надо бы с самого начала учитывать, что для
 хорошего овладения первой ступенью этой методики требуется довольно высокий
 интеллект, хорошее воображение и два года занятий. Самогипноз удобнее для
 деловых людей тем, что позволяет серьезно сэкономить время - уже на первом
 занятии вы кое-чего добьетесь.
  Первая из техник самогипноза - уже известный
 вам шаблон "5-4-3-2-1", который вы изучали по теме "официальное наведение
 транса". Возьмите упражнение N 10 и сделайте его, находясь и в роли гипнотизера,
 и в роли гипнотизируемого одновременно. В этом варианте шаблон "5-4-3-2-1"
 даже удобнее, поскольку вам не нужно думать о том, что ваш партнер видит,
 слышит и чувствует - вы и есть партнер для самого себя!
  Другая техника
 самогипноза, техника поднятия руки, является одной из самых старых среди
 приемов гипнотизирования. Эта техника относится к классическому гипнозу,
 но Милтон Эриксон очень любил применять ее. Кому-то она кажется сложной
 для исполнения, кому-то простой... Я хочу, чтобы у вас был выбор. Мы сделаем
 эту технику в качестве упражнения.
 
  Упражнение N 19: Выполняется индивидуально, по шагам.
 
  Шаг 1. Вспомните любой пример подсознательного движения, действия. Это
 могут быть движения в танце, когда вы не думаете о том, как надо двигаться,
 ваше тело движется "само". Или это может быть (у курильщика) движение руки
 в карман за сигаретой. Или, когда вы едете в автомобиле рядом с шофером,
 и на дорогу кто-то выбегает, и шофер давит ногой на тормоз, и ваша нога
 тоже упирается в пол. Вспомните, что бессознательные движения порывисты,
 иногда производят впечатление неуверенных, рука при движении подрагивает...
 
  Шаг 2. Сконцентрируйте сознательное внимание на ваших руках. Посмотрите
 сразу на обе руки, почувствуйте сразу обе руки. Пусть ваши руки подробно
 почувствуют фактуру поверхности, к которой они прикасаются (ткань платья
 или брюк, или что-то другое). Теперь почувствуйте, что в руках есть какое-то
 напряжение (оно действительно есть, даже если руки расслаблены - остается
 то, что называется "тонус мышц"). Ваша задача - почувствовать самое малое
 напряжение, повысить вашу чувствительность.
 
  Шаг 3. Задайте себе вопрос: "Интересно, какая рука сейчас начнет подниматься,
 и откуда начнется это движение?" Продолжайте внимательно смотреть на руки,
 замечая любое подрагивание какого-либо пальца. Представьте себе, что при
 вдохе грудная клетка тянет за собой вверх ваши руки, и одна из рук ощущает
 это движение сильнее, и реагирует на него лучше. (Можно представить, что
 к руке привязан воздушный шарик с легким газом, и он тянет руку вверх.
 Или что снизу руку подталкивает какой-то стержень). Замечайте любое движение
 пальца, кисти одной из рук, направленное вверх, и поощряйте его ("Я вижу,
 что указательный палец моей правой руки движется вверх очень мелкими толчками,
 и мне интересно, последует ли за ним мой мизинец и вся кисть").
 
  Шаг 4. Подумайте о том, что поднимающаяся рука движется ко лбу, что
 это - наиболее естественное ее движение, наиболее приятное. Свяжите прикосновение
 руки ко лбу с углублением наступающего транса. (Можно представить, что
 между рукой и лицом натянута резинка, которая тянет руку ко лбу, или что
 на лбу расположен магнит, который притягивает руку). Скажите себе, что
 момент прикосновения руки ко лбу будет вам очень приятен, это будет достижением
 самого глубокого транса, который вам нужен сегодня.
 
  Шаг 5. Использование транса. В данном упражнении - вспомните одну ситуацию,
 которая связана у вас с творческим успехом, с уверенностью в своих силах
 (неважно, было ли это успешным выполнением задания на работе, или приготовлением
 очень вкусного блюда).
 
  Шаг 6. Выход из транса. Позвольте своей руке опуститься в любом темпе
 и свяжите это с возвращением к ясному сознанию.
  Бессознательные движения
 для наведения транса используются в самогипнозе в различных модификациях.
 Возьмите в свой арсенал еще несколько техник.
 
  Техника "прилипающей" руки.
  Техника сжатия кулака.
 
  Представьте себе, что мы освободили правую руку от контроля сознания,
 вызвали своеобразный "сон" правой руки. В коре головного мозга нервные
 клетки, которые контролируют правую руку, занимают 25 процентов поверхности;
 значит, торможение этих клеток, вызванное прекращением сознательного контроля
 за правой рукой, будет означать сон одной четверти головного мозга. Этот
 "сон" можно распространить более чем на четверть коры, можно сделать его
 гипнотическим...
  Это надо один раз показать, дать это почувствовать - освобождение
 правой руки от контроля сознания - и я попрошу Олега помочь мне в этом.
 Олег, положи свою правую ладонь на мою ладонь. Теперь попробуй сделать
 так, чтобы твоя правая рука следовала за движениями моей руки - не отставая
 и не забегая вперед, не помогая и не мешая... Я буду как-то менять положение
 своей руки в пространстве, а ты распорядись своей правой рукой так, чтобы
 она как бы "прилипла" к моей. Понимаете, сознательно это сделать невозможно:
 сознание будет заставлять руку отставать (если будет только следить за
 моими движениями, что потребует времени для оценки и принятия решения)
 или забегать вперед (если начнет логически прогнозировать мои движения).
 Олегу придется освободить свою правую руку от контроля сознания, чтобы
 выполнить такое задание. Я не знаю, как он это сделает, и он сам не знает,
 как он это сделает. Понаблюдаем.
  (С. Горин делает плавные движения своей
 рукой в разных направлениях, иногда повторяя одно и то же движение, иногда
 резко меняя направление движения. Через несколько минут рука Олега движется,
 как приклеенная, полностью отслеживая любое направление движений).
  Хорошо, результат достигнут. Сейчас я могу остановить движение своей руки в любой
 точке (прекращает движение) - и посмотрите, для Олега такое положение его
 руки не должно быть очень удобным, но его рука сохраняет это положение,
 она совершенно неподвижна. Это - каталепсия, один из гипнотических феноменов.
 Олег, как ты сейчас ощущаешь свою правую руку?
 
  Олег: Такое ощущение, будто ниже плечевого сустава ничего нет, рука
 будто не моя. Все, что выше сустава, ощущаю хорошо.
 
  С. Горин: Самое время воспользоваться этим и показать вам другой гипнотический
 феномен - отсутствие болевой чувствительности, анальгезию. (С. Горин берет
 иголку и в нескольких местах правой руки Олега прокалывает кожу иглой.
 Олег с интересом наблюдает). Олег, ты видишь, что делаю - что ты чувствуешь?
 
  Олег: Прикосновение чувствую, но боли нет.
 
  С. Горин: В этом упражнении очень наглядно видно отличие эриксонианского
 гипноза от классического - у человека явно гипнотический транс средней
 глубины, в то же время с ним можно общаться. (С. Горин осторожно убирает
 свою ладонь из-под ладони Олега, придерживая его запястье другой рукой.
 Рука Олега остается "повисшей" в воздухе). Теперь можно дать такую инструкцию:
 по мере того как твоя рука будет опускаться вниз... ты сможешь хорошо запомнить

<< Пред.           стр. 16 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу