<< Пред. стр. 9 (из 19) След. >>
фантазии партнера. Я люблю применять этот вид наведения транса при работес детьми они любят фантазировать. Ребенок, который боится темноты, очень
охотно расскажет вам о тех чудовищах, которые ходят в темноте и которых
он боится; и чем подробнее он рассказывает, тем глубже погружается в транс...
Мне остается только присоединиться к этому трансу и в течение одного сеанса
избавить ребенка от страхов.
Взрослые тоже не лишены фантазии. Понаблюдайте
за тем, как люди рассказывают об отпуске, проведенном интересно, о своих
проблемах... Погружаясь в проблемы, человек погружается в транс, который
даже не всегда требует углубления - достаточно присоединиться к нему, помочь
создать хорошую галлюцинацию, и воспользоваться этим.
...Самые ранние эксперименты
с гипнозом были связаны с наведением через каталепсию. Так гипнотизировали
кроликов, лягушек, куриц: если животное схватить так, чтобы оно не могло
пошевелиться, и резко перевернуть вниз головой, оно в течение минуты погружается
в очень глубокий гипнотический транс, сохраняя приданную ему неудобную
позу еще очень долго. Разумеется, с человеком вы так не поступите. Но в
работе с людьми есть достаточно много контекстов, в которых вы можете вызвать
неподвижность и использовать ее для наведения транса.
Один из таких контекстов
- рукопожатие. Его можно затянуть, удерживая руку партнера в одном положении,
сделав очень неопределенным момент окончания рукопожатия. Здесь очень важно
почувствовать тот момент, когда рука уже не пытается освободиться, когда
она замирает неподвижно и точно так же замирает ваш партнер... Использование
каталепсии потребует от вас хорошо отработанного поведения, то есть несловесного
наведения транса. Будьте убедительны в демонстрации силы своей личности,
своего авторитета - здесь уместны любые предварительные заготовки (вплоть
до красивой и дорогой визитной карточки) - и, вполне возможно, что вашего
авторитета уже будет достаточно для наведения транса.
Другой контекст,
в котором можно придать партнеру определенную позу - танец; возможностей
для манипуляций здесь очень много. Поскольку мне хочется усовершенствовать
вашу чувствительность, сделайте еще одно упражнение.
Упражнение N 12. Сейчас я включу музыку, вы разделитесь на пары и потанцуете,
но это не будет отдыхом: вы будет танцевать с закрытыми глазами. держа
руки ладонь к ладони, то есть получая сведения о партнере только через
ощущения от его ладоней. Ваши задачи:
а) почувствовать, какой темп движения ваших рук наиболее приятен для
партнера и присоединиться к этому темпу, доставив тем самым удовольствие
партнеру (это никогда не вредно);
б) выбрать момент для внезапной остановки и почувствовать появление
каталепсии у партнера. Сначала эти задачи выполняет партнер A, затем -
партнер Б.
Разрыв шаблонов.
Есть еще одна группа техник, применяемых для быстрого наведения транса;
их объединяет общее название "разрыв шаблонов". О каких шаблонах идет речь?
Многие наши действия совершаются по определенной программе, повторяемой
сотни и тысячи раз без изменений: приветствие, рукопожатие, курение. Когда
вы встречаете знакомого и спрашиваете у него: "Как дела?", вас на самом
деле не интересует состояние его дел - вы просто действуете по программе,
которая называется "приветствием" и которая предусматривает шаблонный ответ'
"Нормально" на шаблонный вопрос. Попробуйте на вопрос: "Как дела?" ответить:
"Ужасно, скоро помру"; или начните подробно рассказывать о своих делах:
"Да вот, знаешь, вчера вечером ребенок что-то раскапризничался, мы с женой
думали - может, заболел? - нет, измерили температуру, оказалась нормальной,
а сегодня утром чуть на работу не опоздал, такая толпа на остановке стояла,
ну, думаю, никогда в автобус не попаду, но повезло, подошел автобус и я
как раз возле двери оказался..."
Такое ваше поведение не соответствует
общепринятой программе и вызывает у партнера замешательство. И этой ситуацией
замешательства вы можете воспользоваться - если старая программа поведения,
старый шаблон у партнера сломан, вы можете навязывать ему новую программу.
Те, кто занимается игровыми видами спорта, поймут меня быстрее... Ну, например,
играя в настольный теннис, вы можете при подаче использовать какой-то определенный
удар, и повторить его еще два раза, а потом вдруг послать шарик по-другому
(другим ударом, с другой закруткой). Партнер успел усвоить старую программу,
которую вы ему навязали, он не успевает среагировать, он в замешательстве
- и вы получаете игровое преимущество, которое можете реализовать.
То, что у нас здесь происходит, процесс обучения, тоже является в какой-то
степени шаблоном: я должен говорить, а вы должны слушать. Если вдруг в
какой-то момент (внезапно замолкает, продолжая шевелить губами и оживленно
жестикулировать)... Если вдруг в какой-то момент я разрываю этот шаблон,
вы не знаете, что теперь делать, и кто-то мог бы дать вам свою программу
поведения, которую вы бы стали выполнять.
Важный момент в наведении транса
через замешательство - неожиданность воздействия. Уже цитированный мною
А.М.Свядощ описывал свои наблюдения, связанные с нашей темой, следующим образом:
"Я не раз замечал, что у некоторых больных неврозами возникает состояние
резко повышенной внушаемости <...> при одной подготовке к проведению
сеансов психотерапии. Так, например, при исследовании реакции зрачков на
свет, когда больному предлагалось смотреть прямо перед собой, ему тут же
можно было внушить наяву паралич руки и т. д. Это состояние можно назвать
<...> сверхвнушаемостью. <...> Однако оно может возникать и у здоровых
людей вне связи с сеансом гипноза. Способствует этому неожиданность воздействия.
Так, на улице, вблизи входа в институт, мною (тогда еще молодым человеком)
4 раза был произведен следующий эксперимент: я неожиданно останавливал
проходящего незнакомого мужчину и обращался к нему со словами: "У меня
к вам большая просьба (говорилось напряженным тоном) - возьмите эту записку,
войдите в институт, пройдите мимо проходной совершенно спокойно, подымитесь
по лестнице на пятый этаж. Там увидите на двери надпись "Лаборатория акустики".
Войдите, спросите Марию Михайловну и передайте ей эту записку. После этого
сразу вернитесь. Идите!"
Трое мужчин, ни о чем не спрашивая, выполнили
задание, и лишь один отказался, с недоумением сказав, что он не может этого
сделать, так как торопится. По словам получавшей записки и присутствовавших
при этом, лица, передававшие ее, производили впечатление автоматически
действовавших".
А вот какие примеры на технику разрыва шаблонов приводил А. Ситников:
"... Один из моих учеников, работающий в уголовном розыске, поехал на
выполнение одного очень важного задания. Они приготовились к тому, чтобы
взять преступника в квартире, но в квартире его не оказалось. Телефона
в квартире не было. Моему знакомому пришлось выйти из дома для того, чтобы
позвонить из автомата. В стекле телефонной будки он увидел отражение подходившего
к нему сзади преступника. Времени на раздумья не оставалось. И он сделал
единственно правильное, что можно было сделать в этой ситуации - он неожиданно
обернулся и сказал: "Дай две копейки!" - "Сейчас",- ответил тот. Этого
секундного замешательства хватило для того, чтобы его обезоружить.
Приведу еще один пример на технику разрыва. Один из моих друзей очень долго ехал
в поезде из одного города в другой. И на одной из остановок он вышел из
поезда, зашел в буфет для того, чтобы что-нибудь купить поесть. В буфете
оказалась длинная очередь. Но поезд ждать не будет, а кушать хочется. И
тогда он подходит без очереди, протягивает деньги, очередь начинает возмущаться,
и он очень искренне отвечает: "Извините, я только что подошел...""
Я говорил, что можно использовать рукопожатие для наведения транса через
каталепсию. Его можно использовать и для наведения транса через разрыв
шаблона, поскольку у мужчин этот шаблон очень развит, он формируется с
детства, поэтому при одном виде протянутой к вам руки начинает работать.
(Понаблюдайте за ситуацией, когда двое мужчин не знают, нужно ли им здороваться
за руку - у них по очереди вздрагивает правая рука).
Чтобы использовать
эту технику, я подхожу к Игорю и говорю ему: "Здравствуй! (протягиваю правую
руку. В тот момент, когда Игорь тоже протягивает правую руку, беру его
за запястье своей левой рукой) - Стоп! Посмотри на свою руку! Будь внимателен!
Она застыла... и это значит, что ты можешь узнать что-то важное для себя...
(завершает рукопожатие) Приятно поздороваться еще раз!"
Почему он выполнил
мою команду? Потому что рукопожатие - это цельный компонент поведения,
у него нет середины. И когда я сделал так, что у этого шаблона появилась
середина, у Игоря не оказалось подходящей программы поведения - он принял
мою команду.
При работе с курильщиками некоторые психотерапевты тоже используют
разрыв шаблона. Они дают пациенту инструкцию показать, как он прикуривает,
и когда человек все сделал, вставил сигарету с рот и приготовился прикурить
- у него неожиданно отбирают сигарету и дают другую программу поведения.
Если вы полагаете, что в деловом общении вам не всегда удобно будет хватать
партнера за рукав для прерывания какого-либо из его шаблонов, вы можете
защититься цитатой - расскажите о том, как вы были на семинаре: "И он подошел
ко мне и сделал вот так...". Это тоже хороший прием, по тому что вы снимаете
с себя ответственность за неудачу. Это делаете не вы, это делал я на семинаре.
Или можете рассказать о том, как в одном фильме гипнотизер подошел к человеку,
поднял его руку и сказал: "А теперь войдите в транс!" В обыденной жизни,
кстати, разрыв шаблонов получается легче, чем на семинаре.
Речевое связывание ("забалтывание").
До сих пор мы обращали внимание на способы наведения транса, требующие
в первую очередь определенной искусственности в поведении. Но есть способы,
позволяющие навести транс в основном посредством речи. (Не помню, кто первым
сказал, что язык дан нам для нам для того, чтобы скрывать наши мысли. Чем
старше мы становимся, тем лучше это понимаем, и, увы, - тем больше верим словам).
Сравните два предложения. Первое: "Вы сидите на стуле. Выслушаете
меня. Ваша сосредоточенность возрастает". Второе: "В то время как вы сидите
на стуле и слушаете меня, ваша сосредоточенность возрастает". Чем они отличаются?
Второе предложение звучит более осмысленно. Его содержание осталось таким
же, как у первого предложения, но с помощью оборота "в то время как" и
союза "и" я связал составляющие его фразы в одно целое. Между тем, что
вы сидите на стуле, и тем, что ваша сосредоточенность возрастает, по-прежнему
нет никакой связи - но во втором предложении эта связь создана искусственно
чисто речевым способом. Сознанию это нравится, оно отвлекается на поиски
смысла - и попадает в ловушку.
Изучая психологию, я стал понимать, что
не понимаю в людях очень многого, но никак не могу понять, что именно из
непонятого мною я все же понимаю, и я, наверное, никогда не пойму разницу
между тем, что я уже понял и тем, что я не понимаю. (Долгая пауза, затем
смех в зале).
Реплика из зала: Вы можете повторить эту фразу?
С. Горин: Могу, но вы ее все равно не запомните. В ней есть ряд неправильностей,
правильность применения которых создаст новую неправильность, и для того,
чтобы осознать правильное использование неправильностей речи, надо говорить
очень правильно (пауза, аплодисменты)
Спасибо. Самое смешное - то, что
в обоих моих высказываниях есть смысл... И пока ваше сознание его ищет,
я могу установить несловесный контакт с вашим подсознанием и начать вами
управлять. То, что я вам продемонстрировал, называется "конфузионный транс";
политики и психотерапевты это умеют, почему бы не научиться коммерсантам?
В речевых техниках сеть одна особенность: вашей целью является привлечение
сознательного внимания не к содержанию речи, не к смыслу, а к внешнему
оформлению. Этого можно достичь по-разному. Во-первых, вы можете вести
рассказ от первого лица, и тогда внимание будет привлечено к вам, к вашей
личности. И, во-вторых, вы можете насытить свой рассказ множеством подробностей,
в которых увязнет сознание вашего собеседника.
Здесь, в сущности, нет ничего
нового для вас. Если вы хотите довести до собеседника смысл сообщения "игрек",
переданного вам неким "иксом", то вы просто скажете: "X сказал Y". Если
же вам нужно завуалировать этот смысл, то вы начнете так: "Я недавно видел
X... Ты его, наверное, знаешь? Ну, он живет по улице М, на "Жигулях" третьей
модели ездит... Знаешь, высокий такой, сутулится немного. Блондин такой
лысоватый. Так вот, мы с ним встретились возле "Гастронома", поговорили
о жизни... Сестра у него замуж выходит, и, кстати, он сказал Y". Если после
этого вы будете продолжать в том же духе, то сообщение Y до сознания вашего
собеседника не дойдет, а содержанием сообщения как раз и может быть команда
войти в транс и что-то сделать.
Теперь - более сложная техника наведения,
"перекрывание реальностей". Она состоит в том, что вы постоянно вплетаете
одну историю в другую, в третью, в четвертую... И это можно сочетать с
прямым внушением. Наверное, это тоже легче продемонстрировать, чем объяснить.
В 1991 году, летом, я был на семинаре Адама Берка в Новосибирске. Когда
он с нами занимался, мы не сразу поняли, что часто погружались в транс
во время занятий. Он не говорил нам прямо: "Войдите в транс", он рассказывал
нам разные истории. Одна из этих историй была о том, как сам Адам учился
у Джона Гриндера в Калифорнии, и во время семинара Джон говорил им: "Расслабьтесь
и успокойтесь... Я расскажу вам историю о том, как мы учились у Милтона
Эриксона, который был мастером рассказывать такие истории, слушая которые
люди погружаются в транс... Для того чтобы погрузить человека в транс,
Милтон мог просто сказать: "Представьте себе, что вы засыпаете... И по
мере того как вы это представили, вы можете увидеть сон... И во сне вы
видите, как вы идете по лесу... и вы очень устали... вам хочется расслабиться
и успокоиться... И вы видите уютную лужайку... и засыпаете на ней быстро
и глубоко..."
Попробуйте разобраться в том, что происходит: кто кому рассказывает
историю? Я - вам, здесь и сейчас, или Адам - группе врачей в 1991 году,
или Джон Адаму, или Милтон Джону? Настоящая ситуация, вот эта реальность
ушла, и вы ушли из этой реальности. Ваше сознание не воспринимает мою инструкцию
("успокоиться, расслабиться, уснуть") как инструкцию, потому что не может
понять, кто с вами на самом деле говорит. Все данные мной команды идут
в подсознание, которое реагирует настолько успешно, что мне сейчас придется
попросить вас вернуться к состоянию бодрствования.
Рассказывание историй (притчи, метафоры, цитаты) очень популярно в эриксонианском
гипнозе, его используют и при наведении, и при использовании транса. Рассказывая
историю, мы обходим возможное сопротивление партнера тем, что не даем ему
приказов - мы ведь просто говорим о том, как люди погружаются в транс!
История позволяет нам применить всевозможные языковые средства для того,
чтобы обеспечить плавный переход от состояния бодрствования к состоянию
транса (союзы и обороты типа "когда, по мере того как, в то время как"),
потому что эти средства легко включить в контекст истории.
Женщины, имеющие маленьких детей, знают, как трудно заставить их пойти
спать - чем строже ваш приказ ("А ну, сейчас же в постель!"), тем громче
плачет ребенок. Умная мать делает иначе - она предлагает ребенку послушать
сказку и говорит что-то вроде: "Ночь настала... Вот и люди спят, вот и
звери спят... Лисы спят по горочкам, зайки спят по норочкам... Гуси спят
на травушке, утки на муравушке... Детки все по люлечкам... Спят-поспят,
всему миру спать велят". Фольклорные колыбельные часто включают в себя
такой подход к усыплению ребенка.
История или метафора позволяет вам защититься от неудачи. Вместо того
чтобы наводить транс самому, вы можете рассказать о том, как я наводил
трансы на семинаре: "Понимаешь, он подошел ко мне вот так, взял вот так
мою руку и сказал: "Сейчас, когда твоя рука застывает в этом положении...
ты входишь в особое состояние сознания... и по мере того как рука будет
опускаться... это состояние усилится... ты поймешь все выгоды сделки, которую
я тебе предложил... и забудешь о том, что я тебе говорю... но будешь соглашаться
со мной потом... когда твоя рука совсем опустится... и это значит, что
ты возвращаешься к ясному сознанию... и смотришь на меня". Вот что он с
нами там делал, сам я такого делать бы не стал".
История или метафора в
обыденной жизни позволяет разрядить скрытую агрессивность, выразить свое
неодобрение кому-либо не напрямую, а приписав его персонажу рассказа или
цитаты: "Сегодня утром я ехал в автобусе, какой-то парень наступил мне
на ногу, и я сказал ему: "Сопляк ты этакий!"" Очень мало людей поймет,
что вы сказали на самом деле. (Правда, искушенный собеседник тоже может
ответить вам цитатой: "Я недавно был на свиноферме, видел там большущую
свинью и сказал ей: "Ну, ты и свинья!"")
Лично мне техника наведения транса через истории нравится своей универсальностью.
Советскому сознанию трудно докопаться до цели рассказчика, традиция рассказывания
историй у нас почти исчезла... Берите любую ситуацию, связанную с естественным
погружением в транс, и описывайте ее развернуто. Можете рассказать, как
вы был и в отпуске у моря и лежали у воды на теплом песке, и чувствовали,
как тело расслабляется, расслабляется, расслабляется... Вы смотрели в небо,
и при этом у вас слегка кружилась голова, и вам хотелось спать... Солнце
утомляло ваше зрение, и вы закрывали глаза... И вам казалось, что вы продолжаете
смотреть на воду, и видите там ленивую рыбу, и думаете: "Интересно, может
ли рыба чувствовать расслабленность и впадать в транс?".
В принципе, для
наведения транса по этой методике можно использовать даже прогноз погоды
из сегодняшней газеты, просто комментируя его: "Пишут, что будет дождь.
Я так люблю слушать шум дождя и под него засыпать..."
Перегрузка.
Следующая группа методик быстрого наведения транса связана с некоторыми
особенностям и восприятия человеком информации. Во-первых, каждый человек
может усваивать поступающую информацию с определенной скоростью, если эту
скорость превысить, то сознание не успевает обработать новые сведения,
и они идут в подсознание. Во-вторых, человек может сознательно удержать
в кратковременной памяти определенный объем информации, и все, что превышает
этот объем, также не обрабатывается сознанием. Таким образом, можно навести
трансовое состояние и выйти на контакт с подсознанием через информационную
перегрузку сознания.
Если скорость обработки информации весьма индивидуальна,
то объем кратковременной памяти в среднем одинаков у всех людей и составляет
7+2 единицы информации. Число 7 в связи с этим оказывается по-настоящему
магическим: радуга имеет 7 цветов, в некоторых религиозных воззрениях существует
7 небесных сфер и т. д. Только от объема кратковременной памяти зависит
существование пословиц "Семь раз отмерь - один раз отрежь", "Семеро одного
не ждут" и многих других.