<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

  Постепенно идея охраны природы от разрушения и повреждения ее со стороны человека переросла в форму борьбы за рациональное ресурсопользование. Возникла необходимость планирования потребностей в ресурсах и организации работ по сохранению ресурсного потенциала как базы для непрерывного экономического роста.
  Переход к пониманию необходимости сохранения естественной природы и стабильной окружающей среды начал осуществляться только во второй половине XX в. Осознание важности этой проблемы произошло прежде всего в тех странах, которые являлись крупными потребителями энергии и других природных ресурсов, а потому были основными загрязнителями окружающей среды. Своего рода точкой отсчета в осуществлении природоохранной деятельности, основанной на новом мышлении, следует считать резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и ЮНЕСКО, принятые в декабре 1968 г. Их идеи были интегрированы в решения Стокгольмской конференции 1972 г. ("Декларация принципов"). На конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.) была принята "Декларация по окружающей среде и развитию", содержащая согласованные со 179 правительствами документы, определявшие права и обязанности стран в деле обеспечения развития цивилизации и благосостояния людей. В последние годы под давлением ухудшающейся экологической обстановки во многих странах мира, а также благодаря деятельности международной общественности ("Декларация Рио", "Повестка дня на XXI век" и др.) вопросам формирования нового мышления придается все большая экологическая направленность на всех уровнях обучения, а также и воспитания людей. Это актуально для каждого человека от самого рождения и до ухода его из жизни. Меняются лишь акценты. В дошкольном возрасте превалирует воспитательный процесс, в школьном - образовательный, а во взрослом - сознательный.
  В высшей школе роль и значение экологического образования существенно возрастает, так как выпускники вузов в своей профес-сиональной деятельности (в зависимости от ее направленности) участвуют либо в экологическом воспитании и образовании новых поколений, либо в развитии новых технологий, процессов в сфере производства и услуг. Позитивные изменения в структуре экономики обеспечат устойчивое развитие общества и создадут для населения Земли лучшие условия жизни при рациональном использовании ресурсов без нанесения ущерба окружающей среде, сохраняя ее будущим поколениям.
  Устойчивое развитие экосистем Земли вызывает:
  * необходимость широкой пропаганды новых этических принципов потребления, отвечающих разумной жизни человечества "по средствам";
  * необходимость сохранения окружающей среды при одновременном развитии человеческого общества.
  Деятельность людей в этих направлениях связана с формированием нового мировоззрения, сущность которого может быть определена созидательным отношением человека к природе: человек - не покоритель, а защитник природы. Этот тезис должен стать жизненным принципом каждого жителя Земли. Осознанное его использование предполагает глубокое понимание результатов воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду. Понимание взаимодействия человека и природы, анализ последствий его деятельности и путей их либерализации, планирование стратегии, основанной на заботе о природе и человечестве, постигается через системы экологического обучения и воспитания и образа жизни.
  В принятом 10 января 2002 г. Федеральном законе России "Об охране окружающей среды" усилены многие положения предыдущего закона (1991), связанные с управлением в области охраны окружающей среды, правами и обязанностями граждан, общественных и иных некоммерческих объединений, с требованиями в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также с правами особо охраняемых территорий, экологической экспертизы, мониторинга и контроля. Эти и другие положения Закона призваны обеспечить право граждан России на благоприятную окружающую среду. Среди положений Закона выделяется глава XIII "Основы формирования экологической культуры", в которой определены требования к всеобщности и комплексности экологического образования и просвещения, требования по подготовке руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
  Положения Федерального закона "Об охране окружающей среды" не просто соответствуют глубоким преобразованиям, которые происходят сейчас в обществе, но требуют выработки новой стратегии развития экологической культуры, адаптированной к современным условиям с учетом потребностей устойчивого развития, особенностей индивида и индустриального общества. Эти условия, с одной стороны, связаны с необходимостью формирования нового мировоззрения на основе неразрывного единства экономических, социальных, экологических и этических принципов, а с другой стороны, требуют осмысления социально-экономической значимости экологических задач и путей их решения. В процессе осуществления хозяйственной деятельности в новых условиях первостепенное значение приобретает воспитание у каждого студента понимания серьезности экологической ситуации, ее прямого влияния на социальное и экономическое развитие общества, повышение личной, в том числе и материальной, ответственности за ущерб, наносимый природе. Кроме того, важно понимание неразрывности единства вопросов промышленных технологий, экологии, ресурсосбережения, природопользования и экономики для овладения механизмами предвидения экологических и экономических рисков, связанных с низкой культурой эксплуатации основного и вспомогательного оборудования, нарушениями технологической дисциплины. Не менее важным является и овладение основами малоотходных технологий, способных обеспечить минимальное воздействие на природную среду, элементами экологического мониторинга, оценкой последствий воздействия деятельности предприятий на здоровье населения.
  Когда каждый работник на своем рабочем месте будет осознавать необходимость личного вклада в решение экологических проблем, можно будет говорить о достаточности экологических знаний персонала предприятий. Ограниченность экологических знаний работников предприятий промышленности, транспорта, связи во многом определяет сложную, а в некоторых случаях и неблагоприятную экологическую обстановку в городах и регионах страны. Одна из причин такого положения состоит в том, что до самого последнего времени (середина 90-х годов) экологическая подготовка специалистов осуществлялась в недостаточном объеме, а сам характер природоохранной деятельности был ориентирован в лучшем случае на формальное соблюдение определенных нормативов путем очистки стоков и выбросов, а не на борьбу с причинами загрязнения. Мало внимания уделялось повышению культуры производства и ресурсосбережения. У работников в основном отсутствовало понимание личной причастности к охране и защите окружающей среды, ответственности за нее.
  Для кардинального изменения положения с экологической подготовкой, во все учебные планы вузов России необходимо ввести дисциплину "Экология". Цель введения этой дисциплины заключается в необходимости формирования у студентов экономической специальности современного экологического мировоззрения и экологической культуры, понимания личной причастности к решению проблем охраны природы и устойчивого развития общества. Другой целью данного курса является попытка создания у студентов заинтересованности в непрерывном расширении своих знаний.
  При изучении дисциплины "Экология" студент должен получить представления о путях и условиях возникновения и развития жизни на Земле, о специфике живого, принципах воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе, уровнях организации живых систем. В процессе освоения курса у студентов формируются современные представления о биосфере и ее эволюции, об экосистемах и законах их существования и развития, о популяционной экологии, основных закономерностях экологии человека, характере и специфике изменений биосферы в результате антропогенных воздействий. Данный материал используется для анализа причин возникновения экологических кризисов и установления вероятных сценариев их разрешения, включая и сценарии на устойчивое развитие, принятые сообществом. Значительное внимание уделяется реализации принципов рационального природопользования и охраны окружающей среды, а также приемам эффективной защиты всех элементов биосферы - атмосферы, гидросферы и литосферы.
  Процесс обучения дисциплины "Экология" при подготовке менеджеров необходимо направить на формирование знаний по оценке критических экологических явлений: определения причин их возникновения степени опасности и возможных путей их развития, а также по выбору оптимальных средств их разрешения. Экологическое образование менеджеров должно быть ориентировано на образование для устойчивого развития в понимании сущности современного глобального кризиса цивилизации не как экологического, а как кризиса управления. Поскольку концепция устойчивого развития - реакция на кризис, возникший в результате неспособности общества адаптироваться к быстро меняющимся условиям окружающей среды, потери способности к саморегуляции, к эффективному управлению. Выход из кризиса - в изменении типа взаимодействия созданных человеком систем и природы, через реформу социальных систем, вследствие деятельности которых возник кризис, т.е. реформы управления, развития теории и практики устойчивого управления.
 
 Литература
 
  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. - М.: Изд-во ЮНИТИ, 1998. - 456 с.
  2. Гиляров А.М. Популяционная экология. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 184 с.
  3. Данилов-Ванильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. - М.: Изд-во Прогресс-Традиция, 2000. - 416 с.
  4. Петров К.М. Экология, человек и культура. - СПб.: Химиздат, 1999. - 384 с.
 
 
  Тимофеева И.О.
  Южно-Уральский государственный
  университет, г. Челябинск
 
 ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ
 
  Инновационный потенциал личности - это способности человека к творческому, созидательному труду.
  Инновационный потенциал личности играет первостепенную роль, и в конечном итоге определяет национальное богатство страны. Именно этот тип потенциала, по мнению американских ученых и представителей бизнеса, будут определять перспективы развития экономики в ХХI веке.
  Качество человеческих ресурсов во многом зависит от уровня образования (рис. 1) [1, с. 303].
 
  Андриянов В. указывает, что основой для сохранения Россией научно-технического потенциала пока еще является высокий образовательный уровень и интеллектуальный потенциал нации [2, с. 10].
  Кирпичников М. рассматривает проблемы сохранения и развития интеллектуального потенциала России и указывает на то, что именно этот тип потенциала определяет облик страны, ее роль и значение в мире, будущее ее народа, создает основу экономического и оборонного могущества государства, обеспечивает возможности для поддержания социальной стабильности общества. Автор также отмечает, что именно интеллектуальный потенциал способен превратить прочие ресурсы страны в "ресурсы" в подлинном смысле слова, делая возможным их эффективное использование на благо общества [3, c. 173].
  Пузанов В.И. рассуждая об особенностях интеллектуального потенциала указывает, что этот тип потенциала может быть производным качества жизни населения в целом. Интеллектуал может не иметь высшего образования, быть лицом без определенных занятий, область его интересов может не вписываться в действующую классификацию профессий, научных дисциплин, образовательных учреждений [4, с. 92].
  Одну из проблем в формировании интеллектуального потенциала в России Пузанов В.И. видит в том, что в России исторически сложилась "своеобразная" трактовка понятий интеллигент и интеллигенция. Интеллигентами в нашей стране было принято называть людей "чистого" умственного труда. При этом в формировании понятия интеллигент было утрачено существенное - способность к мышлению в целом и анализу в частности; а "чистые" работы, такие как составление текстов и документов, разработка и реализация воспитательных и учебных программ, учет финансовых и материальных ценностей, профилактика и лечение болезней, чаще всего являются рутинными, в развитых странах к интеллектуальным занятиям не причисляются, считаются служебными занятиями или просто услугами [4, с. 94].
  Положительно на инновационный потенциал личности в России влияет достаточно высокий образовательный уровень экономически активного населения. Однако в связи с низким уровнем оплаты труда в России существует проблема "утечки мозгов". Андриянов В.Д. считает, что "утечка мозгов" явление неоднородное. С одной стороны, Россия лишается основного фактора научно-технического прогресса - ученых, инженеров, уникальных специалистов и др. С другой стороны, если условия для высококвалифицированных специалистов в России изменятся и после работы за рубежом специалисты вернутся на родину, то, приобретя практический опыт работы в современных мировых научно-исследовательских центрах, они могут использовать свои знания для развития отечественного научно-технического потенциала [2, с. 10].
  По агрегированному показателю "индекс человеческого развития", учитывающему совокупность таких факторов, как уровень занятости, степень развития социальной инфраструктуры, уровень образования и др., - в начале 90-х гг. Россия занимала 26-е место в мире, уступая в основном промышленно развитым странам [2, с. 85].
  Андриянов В.Д. считает, что для интеграции России в мировую экономику и возрождения ее экономической мощи необходима "человеческая революция", которая должна изменить наш образ жизни и поведение, продвинуть наше собственное развитие и дать возможность создать механизмы взаимного приспособления между человеком, обществом и окружающей средой. Россиянам необходимо вернуть веру в свою страну, зажечь в них желание возродить Россию на новых идеях и принципах. Идея Великой России как одной из ведущих мировых держав, возрожденной на принципах концепции устойчивого развития настолько универсальна, что могла бы объединить государственные интересы, интересы предпринимателей, различных политических партий и движений. Эта идея должна быть близка всем социальным слоям российского общества и отдельным его гражданам [2, c. 92].
  Турчинов А.И. указывает, что недооценка человеческого потенциала России вполне закономерна. Визитной карточкой Советского Союза были нефть, газ, металлы, алмазы, икра, водка и прочие ресурсы. Этот стереотип продолжает сохраняться и в настоящее время. За последнее столетие ни политикам, ни научной общественности не удалось сломать этот устоявшийся в зарубежном общественном мнении образ России. Причина, по мнению Турчинова А.И. кроется в том, что человек никогда не рассматривался как важнейшая государственная ценность. Турчинов А.И. также отмечает, что существует двойной стандарт оценки интеллектуального потенциала России. Западные страны, приглашая к себе на работу высококвалифицированных российских специалистов, используют их в качестве более дешевого интеллектуального ресурса. Если этот ресурс окажется не востребован самой Россией, то в будущем это скажется не в интересах страны. Обескровить страну и лишить ее будущего можно воздействием на человеческий потенциал [5, с. 88].
 
 Литература
 
  1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалези Р. Экономика. - М., 1997.
  2. Андриянов В.Д. Россия в мировой экономике: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Владос, 1998.
  3. Кирпичников М. Интеллектуальный потенциал России: проблемы сохранения и развития // Общество и экономика. - 1999. - № 6. - С. 173-180.
  4. Пузанов В.И. Интеллектуальные потенциалы США и России: феноменология, подходы, определения // США - Канада: экономика, политика, культура. - 1999. - № 7. - С. 92-100.
  5. Турчинов А.И. Интеллектуальные ресурсы общества // Труд и социальные отношения - 2003. - № 4. - С.87-90.
 
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 3
 
 
 

<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу