<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  1 Записи могут использоваться, например для документирования прослеживаемости (3.5.4), свидетельства проведения верификации (3.8.4), предупреждающих действий (3.6.4) и корректирующих действий (3.6.5).
  2 Обычно пересмотры записей не нуждаются в управлении.
 
  3.8 Термины, относящиеся к оценке
  3.8.1 объективное свидетельство (en objective evidence; fr preuve tangible): Данные, подтверждающие наличие или истинность чего-либо.
 
  Примечание - Объективное свидетельство может быть получено путем наблюдения, измерения, испытания (3.8.3) или другими способами.
 
  3.8.2 контроль (еn inspection; fr controle): Процедура оценивания соответствия путем наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями или калибровкой. [Руководство ИСО/МЭК 2].
  3.8.3 испытание (en test; fr essai): Определение одной или нескольких характеристик (3.5.1) согласно установленной процедуре (3.4.5).
  3.8.4 верификация (еn verification; fr verification): Подтверждение на основе представления объективных свидетельств (3.8.1) того, что установленные требования (3.1.2) были выполнены.
 
  Примечания
  1 Термин "верифицировано" используется для обозначения соответствующего статуса.
  2 Деятельность по подтверждению может включать:
 - осуществление альтернативных расчетов;
  - сравнение научной и технической документации (3.7.3) по новому проекту с аналогичной документацией по апробированному проекту;
 - проведение испытаний (3.8.3) и демонстраций;
 - анализ документов до их выпуска.
 
  3.8.5 валидация (еn validation; fr validation): Подтверждение на основе представления объективных свидетельств (3.8.1) того, что требования (3.1.2), предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены.
 
  Примечания
  1 Термин "подтверждено" используется для обозначения соответствующего статуса.
  2 Условия применения могут быть реальными или смоделированными.
 
  3.8.6 процесс квалификации (en qualification process; fr processus de qualification): Процесс (3.4.1) демонстрации способности выполнить установленные требования (3.1.2).
 
  Примечания
  1 Термин "квалифицирован" используется для обозначения соответствующего статуса.
  2 Квалификация может распространяться на работников, продукцию (3.4.2), процессы или системы (3.2.1).
  Пример: квалификация аудиторов (экспертов по сертификации систем менеджмента качества), квалификация материала.
 
  3.8.7 анализ (en review; fr revue): Деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности, результативности (3.2.14) рассматриваемого объекта для достижения установленных целей.
 
  Примечание - Анализ может также включать определение эффективности (3.2.15).
  Примеры: анализ со стороны руководства, анализ проектирования и разработки, анализ требований потребителей и анализ несоответствий.
  3.9 Термины, относящиеся к аудиту (проверке)
 
  Примечание - Термины и определения, данные в подразделе 3.9, были разработаны в ожидании публикации ИСО 19011. Возможно, они будут модифицированы в настоящем стандарте.
 
  3.9.1 аудит (проверка) (еn audit; fr audit): Систематический, независимый и документированный процесс (3.4.1) получения свидетельств аудита (проверки) (3.9.4) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки) (3.9.3).
 
  Примечание - Внутренние аудиты (проверки), иногда называемые аудиты (проверки) первой стороной, проводятся обычно самой организацией (3.3.1) или от ее имени для внутренних целей могут служить основанием для декларации о соответствии (3.6.1).
 
  Внешние аудиты (проверки) включают аудиты, обычно называемые "аудиты (проверки) второй стороной" или "аудиты (проверки) третьей стороной".
  Аудиты (проверки) второй стороной проводятся сторонами, заинтересованными в деятельности организации, например потребителями или другими лицами от их имени.
  Аудиты (проверки) третьей стороной проводятся внешними независимыми организациями. Эти организации осуществляют сертификацию или регистрацию на соответствие требованиям, например требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО 14001.
  Если системы менеджмента (3.2.2) качества и охраны окружающей среды вместе подвергаются аудиту (проверке), это называется "комплексным аудитом".
  Если две или несколько организаций проводят совместно аудит (проверку) проверяемой организации (3.9.8), это называется "совместным аудитом".
  3.9.2 программа аудита (проверки) (en audit programme; fr programme d'audit): Совокупность одного или нескольких аудитов (проверок) (3.9.1), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.
  3.9.3 критерии аудита (проверки) (en audit criteria; fr criteria d'audit): Совокупность политики, процедур (3.4.5) или требований (3.1.2), которые применяются в виде ссылок.
  3.9.4 свидетельство аудита (проверки) (en audit evidence; fr preuves d'audit): Записи (3.7.6), изложение фактов или другая информация (3.7.1), относящиеся к критериям аудита (проверки) (3.9.3), которые могут быть проверены.
 
  Примечание- Свидетельство аудита (проверки) может быть качественным или количественным.
 
  3.9.5 наблюдения аудита (проверки) (en audit findings; fr constatations d'audit): Результат оценки свидетельства аудита (проверки) (3.9.4) в зависимости от критериев аудита (проверки) (3.9.3).
 
  Примечание- Наблюдения аудита (проверки) могут указывать на соответствие или несоответствие критериям аудита (проверки) или на возможности улучшения.
 
  3.9.6 заключения по результатам аудита (проверки) (en audit conclusion; fr conclusions d'audit): Выходные данные аудита (3.9.1), предоставленные группой по аудиту (проверке) (3.9.10) после рассмотрения целей аудита и всех наблюдений аудита (3.9.5).
  3.9.7 заказчик аудита (проверки) (en audit customer; fr client de l'audit): Организация (3.3.1) или лицо, заказавшие аудит (проверку) (3.9.1).
  3.9.8 проверяемая организация (en auditee; fr audite): Организация (3.3.1), подвергающаяся аудиту (проверке) (3.9.1).
  3.9.9* аудитор (en auditor; fr auditeur): Лицо, обладающее компетентностью (3.9.12) для проведения аудита (проверки) (3.9.1).
  3.9.10* группа по аудиту (проверке) (еn audit team; fr equipe d'audit): Один или несколько аудиторов (3.9.9), проводящих аудит (проверку) (3.9.1).
 
  Примечания
  1 Один из аудиторов в группе по аудиту (проверке), как правило, назначается руководителем группы по аудиту.
  2 Группа по аудиту может включать стажеров и, в случае необходимости, технических экспертов (3.9.11).
  3 В работе группы могут принимать участие наблюдатели без полномочий членов группы по аудиту.
 
  3.9.11* технический эксперт (en technical expert; fr expert technique): ?аудит? Лицо, обладающее специальными знаниями или опытом применительно к объекту, подвергаемому аудиту.
 
  Примечания
  1 Специальные знания или опыт включают знания или опыт применительно к организации (3.3.1), процессу (3.4.1) или деятельности, подвергаемым аудиту, а также знание языка и культуры страны, где проводится аудит.
  2 Технический эксперт не имеет полномочий аудитора (3.9.9) в группе по аудиту (проверке) (3.9.10).
 
  3.9.12 компетентность (еn competence; fr competence): Выраженная способность применять свои знания и умение.
 
  3.10 Термины, относящиеся к обеспечению качества процессов измерения
 
  Примечание - Термины и определения, данные в подразделе 3.10, были разработаны в ожидании публикации ИСО 10012. Возможно, они будут модифицированы в этом стандарте.
 
  3.10.1 система управления измерениями (en measurement control system; fr systeme de maitrise de la measure): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов, необходимых для достижения метрологического подтверждения пригодности (3.10.3) и постоянного управления процессами измерения (3.10.2).
  3.10.2 процесс измерения (en measurement process; fr processus de mesure): Совокупность операций для установления значения величины.
  3.10.3 метрологическое подтверждение пригодности (en metrological confirmation; fr confirmation metrologique): Совокупность операций, необходимая для обеспечения соответствия измерительного оборудования (3.10.4) требованиям (3.1.2), отвечающим его назначению.
 
  Примечания
  1 Метрологическое подтверждение пригодности обычно включает калибровку или верификацию (3.8.4), любую необходимую юстировку или ремонт (3.6.9) и последующую перекалибровку, сравнение с метрологическими требованиями для предполагаемого использования оборудования, а также требуемое пломбирование и маркировку.
  2 Метрологическое подтверждение пригодности не выполнено до тех пор, пока пригодность измерительного оборудования для использования по назначению не будет продемонстрирована и задокументирована.
  3 Требования к использованию по назначению включают такие характеристики, как диапазон, разрешающая способность, максимально допустимые погрешности и т.д.
  4 Требования к метрологическому подтверждению пригодности обычно отличаются от требований на продукцию и в них не регламентируются.
 
  3.10.4 измерительное оборудование (en measuring equipment; fr equipement de mesure): Средства измерения, программные средства, эталоны, стандартные образцы, вспомогательная аппаратура или комбинация из них, необходимые для выполнения процесса измерения (3.10.2).
  3.10.5 метрологическая характеристика (en metrological characteristic; fr caracteristique metrologyque): Отличительная особенность, которая может повлиять на результаты измерения.
 
  Примечания
  1 Измерительное оборудование (3.10.4) обычно имеет несколько метрологических характеристик.
  2 Метрологические характеристики могут быть предметом калибровки.
 
  3.10.6 метрологическая служба (en metrological function; fr fonction metrologique): Организационная структура, несущая ответственность за определение и внедрение системы управления измерениями (3.10.1).
 
 
 
 
 
 _______________________
 * Пункт приведен в редакции, отличной от ИСО 9000.
  ПРИЛОЖЕНИЕ А
  (справочное)
 
 Методология, использованная при разработке словаря
 
  А.1 Введение
  Универсальность применения семейства стандартов ИСО 9000 требует использования:
 - технического описания, но не на техническом языке;
  - согласованного и гармонизированного словаря, понятного для всех потенциальных пользователей стандартов на системы менеджмента качества.
  Понятия не независимы друг от друга, и анализ связей между понятиями в области систем менеджмента качества и их упорядочение в системы понятий являются предпосылкой согласованного словаря. Такой анализ был проведен при разработке словаря, установленного в настоящем стандарте. Поскольку графические построения понятий, использованные при разработке, могут оказаться полезными с точки зрения информации, они воспроизведены в А.4.
  А.2 Содержание словарной статьи и правила замены
  Понятие формирует единицу перехода от одного языка к другому (включая варианты одного языка, например американский английский и британский английский языки). В каждом языке выбирается наиболее подходящий термин для полной ясности понятия на данном языке, т.е. используется подход не буквального перевода.
  Определение строится путем описания только тех признаков, которые являются существенными для идентификации понятия. Важная информация, относящаяся к понятию, но не являющаяся существенной для его описания, приводится в одном или нескольких примечаниях к определению.
  При замещении термина его определением с минимальными синтаксическими изменениями не должно быть изменений значения текста. Такая замена позволяет получить простой метод проверки правильности определения. Однако, если определение сложное и содержит несколько терминов, замену лучше производить, беря одно или, самое большое, два определения одновременно. Полная замена всех терминов создаст синтаксические трудности и будет бесполезной в передаче значения.
  А.3 Связи между понятиями и их графическое представление
  А.3.1 Общие положения
  В терминологической работе связи между понятиями основываются на иерархических отношениях между признаками видов таким образом, чтобы наиболее экономное описание понятия образовывалось путем наименования его видов и описания признаков, отличающих его от стоящих выше или соподчиненных понятий.
  Существуют три основных вида связей между понятиями, указанные в настоящем приложении: родовидовые (А.3.2), партитивные (А.3.3) и ассоциативные (А.3.4).
  А.3.2 Родовидовая связь
  Субординатные понятия в рамках иерархии наследуют признаки суперординатного понятия и содержат описания тех признаков, которые отличают их от суперординатных (вышестоящих) и координатных (соподчиненных) понятий, например связь весны, лета, осени и зимы со временем года.
  Родовидовые связи изображаются графически в виде веера или дерева без стрелок (рисунок А.1).
 
  Время года
 
  Весна Лето Осень
 
 Рис. А.1 Графическое представление родовидовой связи
  А.3.3 Партитивная связь
  Субординатные понятия в рамках одной иерархической системы являются частью суперординатного понятия, например весна, лето, осень и зима могут быть определены как части года.
  Партитивные отношения изображаются в виде грабель (рисунок А.2). Единичные части изображаются одной чертой, а множественные - двумя.
  Год
 
 
  Весна Лето Зима
 
 Рис. А.2 Графическое представление партитивной связи
  А.3.4 Ассоциативная связь
  Ассоциативные связи не столь экономичны, как родовидовые и партитивные связи, однако они помогают определить природу взаимоотношений между двумя понятиями в рамках системы понятий, например причина и следствие, действие и место, действие и результат, инструмент и функция, материал и продукция.
  Ассоциативные связи изображаются одной чертой со стрелками с каждого конца (рисунок А.3).
 
 
  хорошая погода лето
 
 
 Рисунок А.3 - Графическое представление ассоциативной связи
 
  А.4 Графическое представление понятий
  На рисунках А.4-А.13 представлены графические изображения понятий, на которых основываются предметные группы раздела 3 настоящего стандарта.
  Хотя определения терминов повторяются, но не повторены примечания к ним, и поэтому рекомендуется обращаться к разделу 3 для ознакомления с примечаниями.
 
 
 Требование (3.1.2)
 Потребность или ожидание, которое
 установлено, обычно предполагается
 или является обязательным Градация (3.1.3)
 Класс, сорт, категория или разряд,
 присвоенные различным требованиям
 к качеству продукции, процессов или
 систем, имеющих то же самое
 функциональное применение
 
 Качество (3.1.1)
 Степень соответствия совокупности
 присущих характеристик
 требованиям Возможности (3.1.5)
 Способность организации, системы
 или процесса производить продукцию,
 которая будет отвечать требованиям
 к этой продукции
 
 
 Удовлетворенность потребителей (3.1.4)
 Восприятие потребителями степени
 выполнения их требований Рисунок А.4 - Понятия, относящиеся к качеству (3.1)
 
 
 
 
 
 
 
 Система (3.2.1)
 Совокупность
 взаимосвязанных или взаимодействующих элементов Менеджмент (3.2.6)
 Скоординированная
 деятельность по
 руководству и управлению организацией Высшее руководство (3.2.7)
 Лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление
 организацией на высшем уровне
 
 Система
 менеджмента (3.2.2)
 Система для разработки
 политики и целей и
 достижения этих целей Политика в области
 качества (3.2.4)
 Общие намерения и
 направления деятельности
 организации в области
 качества, официально
 сформулированные
 высшим руководством
 
 Система
 менеджмента
 качества (3.2.3)
 Система менеджмента для
 руководства и управления
 организацией применительно к качеству Менеджмент
 качества (3.2.8)
 Скоординированная
 деятельность по
 руководству и управлению организацией
 применительно к качеству Цели в области
 качества (3.2.5)
 То, чего добиваются или
 к чему стремятся в
 области качества
 Постоянное
 улучшение (3.2.13)
 Повторяющаяся
 деятельность по
 увеличению способности
 выполнить требования
 
 Планирование
 качества (3.2.9)
 Часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и
 определяющая необходимые операционные процессы
 жизненного цикла продукции
 и соответствующие ресурсы для достижения целей
 в области качества Управление
 качеством (3.2.10)
 Часть менеджмента качества,
 направленная
 на выполнение
 требований
 к качеству Обеспечение
 качества (3.2.11)
 Часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к
 качеству будут
 выполнены Улучшение
 качества (3.2.12)
 Часть менеджмента качества,
 направленная на увеличение способности выполнить требования к
 качеству
 Результативность
 (3.2.14)
 Степень реализации
 запланированной
 деятельности и достижения
 запланированных результатов Эффективность
 (3.2.15)
 Соотношение между
 достигнутым результатом
 и использованными
 ресурсами Рисунок А.5 - Понятия, относящиеся к менеджменту (3.2)
 Организация (3.3.1)
 Группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий
 и взаимоотношений
 Организационная структура (3.3.2)
 Распределение ответственности,
 полномочий и взаимоотношений
 между работниками Заинтересованная сторона (3.3.7)
 Лицо или группа, заинтересованные в
 деятельности или успехе организации
 Поставщик (3.3.6)
 Организация или лицо, предоставляющие
 продукцию Потребитель (3.3.5)
 Организация или лицо, получающие
 продукцию
 Инфраструктура (3.3.3)
 (организация) Совокупность
 зданий, оборудования и служб обеспечения, необходимых для функционирования организации Производственная
 среда (3.3.4)
 Совокупность условий,
 в которых выполняется
 работа Рисунок А.6 - Понятия, относящиеся к организации (3.3)
 
 Процедура (3.4.5)
 Установленный способ осуществления деятельности или процесса Процесс (3.4.1)
 Совокупность
 взаимосвязанных или
 взаимодействующих видов деятельности,
 преобразующих входы в выходы Продукция (3.4.2)
 Результат процесса
 Проектирование и
 разработка (3.4.4)
 Совокупность процессов, переводящих требования в установленные
 характеристики или нормативную и техническую документацию на
 продукцию, процесс или систему Проект (3.4.3)
 Уникальный процесс, состоящий из

<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу