<< Пред.           стр. 11 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

  Между названными субъектами и складываются отношения по обязательному социальному страхованию. Законодатель особо говорит о моменте возникновения данных отношений. Так, у страхователя (работодателя) данные отношения возникают с момента заключения с работником трудового договора; у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком, а у страховщика - с момента регистрации страхователя. В свою очередь, у застрахованных лиц моментом возникновения данных отношений является заключение трудового договора с работодателем; у лиц же, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - уплата ими или за них страховых взносов.
  Застрахованные лица наделены соответственно правами и обязанностями. В частности, они имеют право на своевременное получение страхового обеспечения, на участие в управлении обязательным социальным страхованием, на защиту своих прав. Застрахованные лица обязаны вносить страховые взносы, если это предусмотрено законом, а также своевременно предъявлять страховщику документы, служащие основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения.
  Страховщики имеют право проверять представленные документы, назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая, взыскивать со страхователей недоимки по страховым взносам, представлять им отсрочку уплаты страховых взносов и другие права. К обязанностям, возлагаемым на страховщиков, относятся обеспечение сбора страховых взносов, своевременная выплата страхового обеспечения, подготовка обоснования тарифов, осуществление регистрации страхователей, бесплатное консультирование по вопросам обязательного социального страхования, а также иные обязанности.
  Страхователи как самостоятельные субъекты данных отношений также наделены правом участвовать через своих представителей в управлении обязательным социальным страхованием, бесплатно получать информацию и консультации по вопросам страхования, пользоваться льготами и отсрочкой уплаты страховых взносов, защищать свои права. Обязанности страхователей включают в себя постановку на учет и снятие с учета у страховщика в определенные законодательством сроки, уплату страховых взносов, предъявление необходимых страховщику документов и сведений, выплаты определенных видов страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев.
  Возникающие по вопросам обязательного социального страхования споры разрешаются в следующем порядке. Страхователь или застрахованное лицо могут направить письменное заявление по спорным вопросам страховщику, который должен в течение десяти рабочих дней со дня его получения рассмотреть данное заявление и о принятом решении письменно сообщить заявителю в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия с принятым решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях либо в судебном порядке.
  В Федеральном законе "Об основах обязательного социального страхования" законодатель не только определяет данный вид страхования как систему мер, осуществляемых государством в целях компенсации гражданам различного рода социальных последствий, связанных с наступившими социальными страховыми рисками, но и отмечает необходимость государственного управления системой обязательного социального страхования. Государственное управление возлагается на Правительство Российской Федерации, которое создает страховщиков, осуществляющих обязательное социальное страхование.
  Средства обязательного социального, страхования являются федеральной государственной собственностью, страховщики же осуществляют их оперативное управление.
  Наряду с государственным контролем за системой обязательного страхования профсоюзы также имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использованием средств обязательного социального страхования.
  Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. Так, в случае нехватки в данной системе средств для социальных выплат Правительство страны должно при разработке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год предусмотреть дотации в размерах, позволяющих обеспечить необходимые выплаты по обязательному социальному страхованию. Одновременно законодательство предусматривает возможность вложения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования только под обязательства Правительства Российской Федерации.
  § 5. Основы медицинского страхования
 
  В соответствии с Законом РСФСР от 28 июня 1991 г. "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" * медицинское страхование представляет собой форму социальной защиты интересов населения в охране здоровья, имеющее своей целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. При платной медицине данный вид страхования является инструментом для покрытия расходов на медицинскую помощь, при бесплатной медицине - это дополнительный источник финансирования медицинских затрат.
 
  * См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №27. Ст. 920.
 
  Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе соответствующих государственных программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Оно может быть коллективным и индивидуальным.
  Субъектами медицинского страхования выступают граждане, страхователи, страховые медицинские организации и медицинские учреждения.
  Страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающих граждан являются органы исполнительной власти субъектов РФ и местные органы; для работающего населения - предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и т.п. Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, и (или) предприятия, представляющие интересы граждан.
  Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.
  Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические и т.п. учреждения, оказывающие медицинскую помощь.
  Объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.
  Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования, который, в свою очередь, является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованным медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг в соответствии с программами обязательного и добровольного медицинского страхования. Форма и содержание типового договора устанавливаются законодательством. Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса, если условиями договора не установлено иное. Застрахованное лицо получает медицинский страховой полис, имеющий силу на всей территории страны, а также на территориях других государств, с которыми Российская Федерация имеет соглашения о медицинском страховании граждан. Помимо права на обязательное и добровольное медицинское страхование, граждане Российской Федерации имеют право на: выбор медицинской страховой организации, а также медицинского учреждения и врача; получение медицинской помощи на территории страны, в том числе за пределами постоянного места жительства; получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора; предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению по возмещению причиненного по их вине ущерба. Названные права распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора.
  Несколько иначе регулируется порядок медицинского страхования иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации. В соответствии с Положением о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1998 г. *, медицинское страхование названной категории граждан предусматривает оказание им медицинской помощи, включая медико-транспортные услуги, в том числе экстренную эвакуацию (репатриацию). Предоставление и финансирование медицинской помощи в рамках медицинского страхования осуществляется в соответствии с договором медицинского страхования и размером фактически выплаченного страхового взноса, но в объеме не меньшем, чем предусмотрено Минимальным перечнем медицинских услуг, оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации. Российские страховые организации осуществляют медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, на основании лицензии, выдаваемой в установленном порядке Департаментом страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации.
 
  *См.: Российская газета. 1999. 29 января.
 
  Организация и финансирование медицинской помощи названным иностранным гражданам, медицинское страхование которых осуществлено иностранной страховой организацией, имеющей лицензию на проведение страхования данного вида, или сервисной организацией, обеспечивающей организацию медицинской помощи, осуществляются российской страховой организацией в объеме не меньшем, чем предусмотрено вышеназванным минимальным перечнем.
  Названное Положение не распространяется на следующие категории иностранных граждан: а) проживающих в Российской Федерации в общей сложности более 183 дней в календарном году; б) работающих в Российской Федерации по трудовым договорам; в) находящихся в служебных командировках в иностранных дипломатических представительствах, консульских учреждениях, международных организациях, аккредитованных при МИД РФ; г) пребывающих в нашу страну с официальным визитом; д) находящихся в нашей стране по приглашению работников иностранных дипломатических представительств, консульских учреждений и международных организаций, аккредитованных при МИД РФ; е) имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
  Названным Постановлением Правительства установлено правило, что если иностранное государство вводит порядок, в соответствии с которым обязательным условием въезда на его территорию граждан Российской Федерации является осуществление на время их пребывания медицинского страхования, МИД РФ должно рассматривать вопрос о необходимости введения аналогичного условия при въезде граждан этого государства в Российскую Федерацию.
  Медицинское страхование граждан государств-участников СНГ, временно находящихся в Российской Федерации, производится на основе международных договоров Российской Федерации с этими государствами.
  Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (Положение о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования утверждено Постановлением ВС РФ от 24 февраля 1993 г.) и аналогичные территориальные фонды как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, аккумулирующие финансовые средства на обязательное медицинское страхование, обеспечение финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивание финансовых ресурсов на его проведение. Финансовые средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
  Плательщиками страховых (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования являются: организации, учреждения, предприятия независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, в том числе предприятия с иностранными инвестициями; иные хозяйствующие субъекты, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; лица, занимающиеся частной практикой; граждане, использующие труд наемных работников; лица творческих профессий, не объединенные в творческие союзы, а также Советы Министров республик в составе РФ, органы государственного управления областей, автономных образований, местная администрация.
  Тариф страховых взносов, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется законами Российской Федерации. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения производятся хозяйствующими субъектами. Платежи на страхование неработающего населения (детей, пенсионеров и других категорий) производятся органами исполнительной власти.
  Контрольные вопросы
 
  1. Дайте определение страхования как экономической и правовой категории.
  2. Какими отраслями права регулируются отношения по страхованию?
  3. Назовите важнейшие нормативные акты, являющиеся источниками страхового права.
  4. В чем заключается государственное регулирование страховой деятельности? Каковы функции Министерства финансов России в области страхования?
  5. Какие виды страхования осуществляются в России?
  6. Какова сущность обязательного социального страхования?
  7. Охарактеризуйте обязательное медицинское страхование как вид страхования.
 
 
 
 
  Глава VII ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ
 
 
 
  В теории финансового права государственные расходы определяются как затраты государства: на обеспечение жизнедеятельности общества на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности. Содержание и структура государственных расходов зависят от задач, которые решает государство в соответствующем финансовом году.
  Государственные расходы осуществляются из различных фондов - как централизованных (бюджета различных уровней, государственные внебюджетные фонды), так и децентрализованных (фондов государственных предприятий и организаций).
  Соотношение между централизованными и децентрализованными расходами государства в период перехода к рыночным отношениям, приватизации государственных предприятий вряд ли будет меняться в сторону увеличения децентрализованных. В настоящий период расходы федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также расходы государственных социальных внебюджетных фондов в структуре государственных расходов остаются определяющими.
  Государственные расходы осуществляются только в соответствии с финансово-плановыми актами, утверждаемыми компетентными органами, разными способами: финансированием и путем предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.
  Основным способом осуществления государственных расходов является финансирование, под которым понимается безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности. Безвозвратность и безвозмездность финансирования отличают его от кредитования, предоставления ссуд на условиях возвратности и возмездности.
  В условиях перехода к рынку, дефицита бюджета бюджетным законодательством предусмотрена возможность выделения денежных средств из бюджета на основах возвратности и возмездности: бюджетный кредит и бюджетная ссуда.
  При осуществлении государственных расходов из любых источников при использовании любых способов должны соблюдаться финансовая дисциплина, принципы законности, эффективности, целесообразности. Финансирование осуществляется в различных формах в зависимости от субъекта, которому предназначаются государственные средства, и объекта.
  Бюджетные средства предоставляются государственным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, а также государственным унитарным предприятиям, основанным на праве оперативного управления, и учреждениям (ст. 113-115, 120 ГК РФ). Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, все свои основные производственные и непроизводственные расходы должны покрывать за счет собственных доходов (прибыли, амортизационных отчислений) либо банковского кредита. Финансирование их расходов осуществляется только на определенные цели, установленные законом. В частности, на расходы по санации убыточных угольных шахт и разрезов, воспроизводство минерально-сырьевой базы, конверсию оборонной промышленности, на инвестиции (капитальные вложения) под определенные проекты и т. д.
  В условиях рынка будет наблюдаться переход от прямого субсидирования (финансирования путем выдачи субсидий) предприятий к предоставлению гарантий государства под инвестиционные проекты. Гарантии государства для развития инвестиционной деятельности очень важны, но полностью отказаться от субсидирования (помощи) предприятиям невозможно и вряд ли целесообразно. Как отмечалось в литературе, даже в странах с развитой рыночной экономикой производственная и социальная инфраструктура, некоторые виды сельскохозяйственного производства регулярно получают финансовую помощь государства*.
 
  * Российская газета. 1996. 29 окт.
 
  Проблемам инвестиций в экономике России, в том числе и в государственный сектор производства, уделяется большое внимание и в теоретическом, и в практическом плане*.
 
  * Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М., 1992; Финансовое право: Учебник/Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристь, 1999. С. 535-540.
 
  Государственные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия), получают государственные средства в порядке финансирования как на расходы по текущей деятельности, так и на инвестиции. Аналогично финансируются и учреждения, т. е. некоммерческие организации, созданные для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера. В условиях перехода к рынку некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность в пределах, предусмотренных их уставами, и, следовательно, у них появляются дополнительные источники финансирования, кроме средств бюджета соответствующего уровня.
  Обеспечение учреждений государственными денежными средствами в науке финансового права получило название "сметно-бюджетное финансирование". Такое название определяется тем, что указанные субъекты получают ассигнования из бюджета соответствующего уровня и используют их на основе утвержденных финансовых планов - смет.
  Сметы устанавливают объем, целевое направление с поквартальным распределением средств, выделяемых учреждениям из бюджета соответствующего уровня для выполнения стоящих перед ними задач.
  Сметы подразделяются на индивидуальные и сводные. Утверждаются сметы и на централизованно проводимые мероприятия. Индивидуальная смета объединяет только расходы конкретного учреждения. Индивидуальные сметы учреждений, принадлежащих к одной отрасли или сфере деятельности, объединяются соответствующими министерствами, комитетами или иными федеральными органами исполнительной власти в сводный перечень расходов (сводная смета соответствующего федерального органа исполнительной власти) и направляются в Министерство финансов России для учета показателей в проекте федерального бюджета на конкретный бюджетный год.
  Сметы составляются на основе соответствующих норм расходов.
  Нормы расходов - единые измерители расходов по однородным учреждениям.
  Нормы расходов подразделяются на обязательные (штаты и ставки заработной платы, расходы на командировки, питание, медикаменты) и расчетные - необязательные (расходы на содержание зданий, сооружений, затраты на освещение, отопление).
  Нормы расходов, учитываемые при составлении смет, могут быть материальными и денежными. Материальные нормы определяют объем материальных (натуральных) средств на единицу измерения расходов (например, количество продуктов питания на одного осужденного в местах лишения свободы). Денежные нормы являются стоимостным выражением материальных (натуральных) норм расходов.
  Нормы расходов делятся также на индивидуальные и комбинированные. Индивидуальная норма расходов предусматривает расходы на одну цель, например питание, медицинское обслуживание одного осужденного. Совокупность индивидуальных норм по определенному показателю образует комбинированную норму, например расходы на содержание одного осужденного в день.
  Порядок осуществления сметно-бюджетного финансирования зависит от направления расходов субъектов финансирования.
  Важным направлением сметно-бюджетного финансирования является финансирование инвестиций. В условиях кризиса и спада производства наблюдается резкое снижение государственных инвестиций как в производственную, так и в социальную сферу.
  В соответствии со ст. 70 БК РФ бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:
  - оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
  - перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  - трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
  - командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  - оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
  - оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.
  Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.
  Бюджетные учреждения как некоммерческие организации в соответствии со ст. 50 ГК РФ могут осуществлять деятельность, приносящую доходы лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. До введения в действие БК РФ такие доходы, полученные бюджетными учреждениями, имели правовой режим "внебюджетных средств", т.е. полученные средства от соответствующей деятельности использовались в качестве дополнительного источника финансирования бюджетного учреждения, сверх средств, выделяемых ему из соответствующего бюджета. Как уже отмечалось ранее, Бюджетный кодекс РФ не закрепляет категорию "внебюджетных средств", не устанавливает их специального правового режима. В ст. 41 БК РФ к неналоговым доходам бюджетов относятся:
  - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  - доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  - доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, иные суммы принудительного изъятия и иные неналоговые доходы.
  Указанные неналоговые доходы, большинство которых находились в правовом режиме "внебюджетных средств", в соответствии с бюджетным законодательством будут отражаться в смете доходов и расходов бюджетного учреждения. При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.
  Инвестиционная деятельность - важнейшее направление государственных расходов как для государственных унитарных предприятий, занятых в сфере материального производства, так и для бюджетных учреждений.
  Правовой основой финансирования капитального строительства* на территории России являются: Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 г. ** и Временное положение о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации, утвержденное Правительством РФ от 21 марта 1994 г. № 220***, которые регулируют финансирование и кредитование строящихся предприятий и объектов, включенных в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд. Капитальные вложения могут финансироваться за счет различных источников:
 * собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора;
 * заемных финансовых средств инвесторов или переданных им средств;
 * привлеченных финансовых средств инвестора;
 * финансовых средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;
 * средств внебюджетных фондов;
 * средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной и возвратной основе, средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
 * средств иностранных инвесторов.
  Средства федерального бюджета являются одним из источников финансирования, при этом возможно финансирование на возвратной и безвозвратной основе.
 
  * Капитальное строительство - важнейшая составляющая инвестиций, капитальных вложений.
  ** СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1096.
  ***САПП РФ. 1994. № 13. Ст. 996.
 
  Финансирование капитальных вложений по стройкам и объектам может осуществляться как за счет одного, так и за счет нескольких источников. Финансирование государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, предоставленных на безвозвратной основе, осуществляется в соответствии с утвержденным перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд при отсутствии других источников или в порядке государственной поддержки строительства приоритетных объектов производственного назначения при максимальном привлечении собственных, заемных и других средств.
  Финансирование капитальных вложений по стройкам и объектам может осуществляться как за счет одного, так и за счет нескольких источников.
  Для открытия финансирования государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной основе, государственные заказчики представляют в Министерство финансов Российской Федерации выписки из утвержденного в установленном порядке перечня строек и объектов государственных капитальных вложений, государственные контракты (договоры строительного подряда) по строительству объектов для федеральных государственных нужд.
  Государственные заказчики (федеральные органы исполнительной власти) перечисляют средства федерального бюджета, предоставленные на безвозвратной основе для финансирования государственных капитальных вложений, заказчикам (застройщикам) в пределах сообщенных им объемов финансирования централизованных капитальных вложений. Для оформления финансирования государственных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета на безвозвратной основе заказчики (застройщики) обязаны представить кредитным организациям, осуществляющим операции по финансированию, определенные документы.
  Для оформления безвозмездного финансирования государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета заказчики должны представить в соответствующий банк следующие документы:
  - титульные списки вновь начинаемых строек с разбивкой по годам;
  - государственные контракты (договоры строительного подряда) на весь период строительства с указанием формы расчетов за выполненные работы;
  - сводные сметы (сметные расчеты) стоимости строительства, охватывающие расходы, необходимые для строительства любого объекта (данные расходы распределяются по 12 главам);
  - заключения государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы по проектной документации;
  - уточненные объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ по переходящим стройкам.
  Законодательство регламентирует и другие вопросы, связанные с финансированием капитальных вложений.
  За счет средств федерального бюджета может оказываться краткосрочная финансовая поддержка на строго определенные цели:
  - на производство структурной перестройки производства;
  - для расчетов по целевым кредитам, направляемым на закупку оборудования и материалов;
  - на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования, материалов, в том числе и за рубежом.
  Краткосрочная финансовая поддержка из федерального бюджета осуществляется в форме выдачи ссуды, предоставляемой по распоряжению Правительства Российской Федерации, основанному на заключении Министерства экономики Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации. При положительном решении Правительством вопроса о предоставлении ссуды между организацией и Министерством финансов Российской Федерации заключается договор об условиях предоставления и возврата ссуды.
  Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, осуществляют свою финансовую деятельность на основе специального финансово-планового акта - баланса, в котором в денежной форме отражаются все стороны работы предприятия. Баланс составляется на год с поквартальной разбивкой. Сводные балансы по отраслям составляются на основе годовых балансов предприятий. Баланс (форма № 1) является важнейшей частью годового бухгалтерского отчета, который включает в себя и иные формы, документы. Особое значение имеет отчет о финансовых результатах и их использовании (форма № 2) *.
 
 
  * Грачева Г.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России: Учебник. М.: Те-ис, 1995. С. 153, 154; Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М.: Юристъ, 1996. С. 287,295-298; Финансовой право: Учебник/ Под ред. Н.И. Химичевой. М.: Юристъ, 1999. С. 527-540.
  Контрольные вопросы
 
  1. Что такое государственные расходы?
  2. Какими способами осуществляются государственные расходы?
  3. Для каких целей предоставляются государственным унитарным предприятиям средства в порядке финансирования?
  4. В чем сущность сметно-бюджетного финансирования?
  5. Что такое смета?
  6. Какие виды смет предусмотрены законодательством?
  7. Кто утверждает сметы?
  8. Каково соотношение понятий "инвестиции", "капитальные вложения", "капитальное строительство"?
  9. За счет каких источников финансируются капиталовложения?
  10. В чем сущность краткосрочной финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета?
  11. Охарактеризуйте баланс государственного унитарного предприятия.
  12. Какие доходы в соответствии с БК РФ относятся к неналоговым доходам бюджета?
 
 
 
  Глава VIII ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ
 
 
  § 1. Понятие, принципы и виды банковского кредита
 
  Банковский кредит как экономическая категория является одной из форм движения ссудного капитала. При банковском кредитовании возникают экономические (денежные) отношения, в процессе которых временно свободные денежные средства государства, юридических и физических лиц, аккумулированные кредитными организациями, предоставляются хозяйствующим субъектам (а также гражданам) на условиях возвратности. Банковское кредитование создает необходимые условия, при которых имеется возможность восполнить за счет средств других субъектов недостаток собственных денежных средств для различных потребностей, требующих дополнительных капитальных вложений*.
 
  * Агарков М.М. Основы банкового права. Учение о ценных бумагах. М., 1994. С. 80-84.
 
  Отношения по банковскому кредитованию регламентируются нормами права и поэтому приобретают правовую форму. Воздействие права на общественные отношения осуществляется различными способами, в своей совокупности образующими метод правового регулирования тех или иных общественных отношений.
  Сложность, разноплановость общественных отношений, возникающих при банковском кредитовании, требуют применения при их правовом регулировании разнородных методов, в том числе присущих различным отраслям российского права. При регулировании общественных отношений, возникающих в области банковского кредитования, применяются метод юридического равенства сторон, присущий гражданскому праву, и метод "власти и подчинения", применяемый с определенной спецификой административным и финансовым правом.
  Общественные отношения, возникающие при банковском кредитовании, в зависимости от их сущности, требующей применения соответствующего метода правового регулирования, регламентируются нормами различных отраслей российского права, главным образом нормами административного, финансового и гражданского права*.
 
  *В юридической литературе были высказаны различные точки зрения по этому вопросу (Ефимова Л.Г. Банковское право: Учебное и практическое пособие. М., 1994; Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. М.: Юристъ, 1997; Правовое регулирование банковской деятельности / Под ред. проф. Е.А. Суханова. М.: ЮрИнфор, 1997; Тосунян Г.А. Место банковского права в системе российского права // Юридический мир. 1998. № 8 (август). С. 8; Горбунова О.Н. Выделять банковское право в отдельную отрасль права пока рано // Там же. С. 15).
 
  Поэтому банковское кредитование в правовом аспекте является предметом изучения различных учебных дисциплин ("Финансовое право", "Гражданское право", "Предпринимательское право"). В условиях становления рынка в России разработан новый спецкурс "Банковское право".
  Конституционные основы банковской деятельности закреплены в ст. 71 Конституции РФ, согласно которой финансовое, кредитное регулирование и федеральные банки находятся в ведении Российской Федерации.
  Правовое регулирование банковской деятельности, в том числе и кредитования, осуществляется Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" *, Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" **, другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.
 
  * ВВС РФ. 1990. № 27. Ст. 356; 1992. № 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1593; 1996. № 1. Ст. 3, 7; № 26. Ст. 3032; Российская газета. 1997. № 45; СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3829; Российская газета. 1999. 14 июля.
  ** ВВС РФ. 1990. № 27. Ст. 357; 1992. № 9. Ст. 391; № 34. Ст. 166; Российская газета. 1996. 3 февр.; СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492; 1998. № 31. Ст. 3829; Российская газета. 1999. 14 июля,
 
  В регулировании банковского кредитования значительное место принадлежит также деловым обыкновениям и банковским обычаям.
  Основными принципами банковского кредитования являются: срочность, возвратность, платность, обеспеченность, целенаправленность. В Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" установлено, что банк имеет право от своего имени и за свой счет размещать привлеченные во вклады денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности. Предоставление банковского кредита под различные формы обеспечения возвратности кредитов предусмотрено в ст. 33 названного Федерального закона, согласно которой кредиты могут обеспечиваться залогом недвижимого и движимого имущества, в том числе государственными и иными ценными бумагами, банковскими гарантиями и иными способами, предусмотренными федеральными законами или договором.
  Реализация принципа возвратности банковского кредита означает, что денежные средства, полученные в виде ссуды, служат для заемщика лишь временным источником финансовых ресурсов и должны быть возвращены банку или иной кредитной организации.
  Из принципа возвратности банковского кредита вытекает принцип его срочности. Ссуды подлежат возврату в установленные сроки, нарушение которых влечет за собой применение определенных санкций.
  Осуществление принципа платности банковского кредитования основывается на возмездном характере услуг, оказываемых кредитными организациями при предоставлении кредита. За предоставление банковской ссуды, как правило, взимается определенная плата в виде процента. Размер процентной ставки определяется сторонами по кредитному договору самостоятельно. В условиях рыночных отношений размер процентной ставки за банковский кредит в конечном итоге зависит от спроса и предложения денежных средств на кредитном рынке.
  Законодательством России предусмотрено только одно ограничение предельного размера процента за пользование банковским кредитом. При предоставлении кредитной организацией клиенту кредита за счет централизованных кредитных ресурсов, она не должна повышать процентную ставку Банка России более чем на 3% (так называемая "принудительная маржа" *). Денежные средства, полученные кредитными организациями в виде процента за предоставленный кредит, служат источником образования их собственных доходов.
 
  *Маржа - разница между процентной ставкой, взимаемой с заемщика, и процентной ставкой, уплачиваемой банком за кредитные ресурсы.
 
  Принцип обеспеченности банковского кредита проявляется в том, что, как указывалось ранее, банки с целью возврата кредита выдают его под различные формы обеспечения, предусмотренные законодательством, или в формах, принятых банковской практикой.
  Основные формы обеспечения банковского кредита показаны на следующей схеме:
 
  Законодательство предусматривает возможность предоставления кредита без соответствующего обеспечения (так называемый "бланковый кредит"). Бланковые кредиты, как правило, получают клиенты, имеющие тесные связи с банком, проводящие все свои банковские операции через данный банк.
  Банковский кредит выдается строго на определенные цели, использование ссуды не по целевому назначению нарушает принцип целенаправленности банковского кредита и влечет за собой применение соответствующих санкций.
  Принципы банковского кредитования, закрепленные в нормах права, отражают сущность кредитных отношений, соответствуют объективным экономическим законам, действующим в сфере движения ссудного капитала.
  В зависимости от срока, на который выдан кредит, и объекта кредитования банковский кредит подразделяется на два вида: краткосрочный и долгосрочный.
  Краткосрочный кредит выдается на срок менее года при возникновении у хозяйствующего субъекта временной потребности в денежных средствах.
  При краткосрочном кредите объектами кредитования являются потребности текущей деятельности хозяйствующего субъекта, определяемые по укрупненным показателям. Устранена излишняя детализация объектов кредитования, существовавшая ранее. Банковский кредит выдается на совокупность материальных запасов и производственных затрат.
  Совокупность материальных запасов и производственных затрат как объект краткосрочного кредитования используется в промышленности, на транспорте, в строительстве, предприятиями связи. Для торговых и снабженческо-сбытовых организаций объектом краткосрочного кредитования является совокупность товаров текущей реализации, сезонного и временного накопления товарно-материальных ценностей.
  Долгосрочный кредит выдается на один год и более длительное время. Объектами долгосрочного кредитования являются затраты на строительство новых предприятий, техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, выпуск новой продукции, затраты по жилому строительству и строительству объектов социально-культурного назначения и т.д.
  В условиях спада производства, инфляции и других отрицательных тенденций в экономике России хозяйствующие субъекты в основном пользуются краткосрочным кредитом.
  Переход к рыночной экономике в России кардинально изменил отношения в области банковского кредитования.
  § 2. Банковская система России. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями
 
  Банковская система входит в более общую категорию - "кредитная система", в которую включается также парабанковская система.
  Структура банковской и парабанковской систем, входящих в кредитную систему, показана на следующей схеме:
  *
 
 
 
  * Заболотских С Г., Лошаков А.А. Как создать коммерческий банк,: рекомендации учредителям. М.. Менатеп-информ, 1991.
 
  В России в связи с распадом Союза ССР была создана самостоятельная банковская система. Создание новой банковской системы России относится к началу 1991 г., после принятия 2 декабря 1990 г. двух законов Российской Федерации: "О Центральном Банке РСФСР (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности в РСФСР". Банковская система того периода имела двухуровневую структуру: в первый уровень, по мнению Куфаковой Н.А., входили Центральный банк России, а также Банк внешней торговли (Внешторгбанк) и Сберегательный банк. На втором уровне - коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения*. По мнению Химичевой Н.И., на одном уровне - Центральный банк РФ, на другом - все остальные банки**.
 
  * Грачева Е.Ю, Куфакова Н.А, Пепеляев С.Г Финансовое право России - М Теис, 1995. С.178.
  ** Финансовое право: Учебник / Под ред. проф., д ю.н. Н И. Химичевой С. 68, см. также Финансовое право. Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой - М. Юристь, 1996 С. 302
 
  Общими для всех юристов являются утверждения об особом ведущем положении в банковской системе Центрального банка Российской Федерации (Банка России). Банковская система России не находится в застывшем состоянии, она продолжает развиваться. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 3 февраля 1996 г. предусматривает несколько иной состав банковской системы России.
  В соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (в редакции ФЗ от 3 февраля 1996 г.) банковская система Российской Федерации включает в себя: Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. В вышеуказанном Законе раскрываются понятия: "кредитная организация", "банк", "небанковская кредитная организация", "иностранный банк".
  Кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество*.
 
  * Статьи 66-68, 87-106 ГК РФ.
 
  Кредитные организации, в свою очередь, по объему и характеру выполняемых банковских операций подразделяются на две группы - банки и небанковские кредитные организации.
  Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.
  Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
  Банки - это такие кредитные организации, которые имеют исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:
  - привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
  - размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности (кредитование);
  - открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
  Небанковские кредитные организации - это такие кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные в законодательстве. Сочетание указанных операций устанавливает Банк России.
  Иностранным является банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
  Исходя из вышеизложенного, банковскую систему России можно схематично изобразить следующим образом:
 
  Как уже отмечалось ранее, кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
  Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии санкции прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Однако в законодательстве не предусмотрена ответственность кредитных организаций за непредоставление справок об операциях и счетах по запросам соответствующих органов государственной власти.
  При недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств кредитная организация может обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях. Кредитные организации по кругу совершаемых банковских операций и других сделок, по территории своей деятельности, по организационно-правовой форме, по источникам формирования уставного фонда и иным критериям значительно отличаются друг от друга.
  Классифицируя многочисленные кредитные организации, следует назвать такие виды, как универсальные (совершающие широкий круг банковских операций и других сделок), специализированные (совершающие какой-либо один вид банковских услуг), региональные и общероссийские, акционерные и паевые банки*.
 
  * Ефимова Л.Г. Банковское право: Учебное и практическое пособие. М., 1994. С. 40-43.
 
  Банк России является главным банком Российской Федерации. С целью осуществления согласованных мер по реализации экономической политики Правительства РФ председатель Банка России участвует в его заседаниях. Министр финансов РФ и министр экономики РФ участвуют в заседаниях Совета директоров Центрального банка РФ с правом совещательного голоса.
  Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с банками и другими кредитными организациями определяются тем, что, с одной стороны, Банк России наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации, а с другой стороны, Банк России - юридическое лицо, вступающее в определенные гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями. В отличие от правового статуса ранее действовавшего Государственного Банка СССР, Банк России непосредственно не контролирует деятельность хозяйствующих субъектов, а осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью банков и других кредитных организаций, принимает меры по защите интересов вкладчиков; для обеспечения стабильности банковской системы создает страховой фонд за счет обязательных отчислений кредитных организаций на условиях и в порядке, определяемых Банком России.
  Банк России имеет право предоставлять российским и иностранным кредитным организациям, Правительству РФ кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете. Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать:
  - золото и другие драгоценные металлы в различной форме;
  - иностранная валюта;
  - векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев;
  - государственные ценные бумаги.
  Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются Советом директоров. В случаях, устанавливаемых Советом директоров, обеспечением могут выступать другие ценности, а также гарантии и поручительства. Банк России кроме кредитования, о чем шла речь выше, имеет право совершать широкий круг других банковских операций, обслуживая не только кредитные организации, но и представительные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, их учреждения и организации, государственные внебюджетные фонды, воинские части, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
  Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.
  В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по учетной ставке Банка России и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов.
  Банк России, согласно законодательству, является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.
  Как орган управления кредитной системы РФ, он, осуществляя функции регулирования, вправе издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции в области банковского кредитования.
  В соответствии с законодательством Банк России осуществляет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций. Указанный контроль осуществляется в процессе рассмотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче и отзыве лицензий на право совершения банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте.
  Банк России в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций может устанавливать им определенные обязательные нормативы:
  1. Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организации; минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций. Минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли. Об увеличении минимального размера собственных средств (капитала) Банк России официально объявляет не позднее чем за три года до момента его введения.
  Уставный капитал кредитной организации составляется из вкладов (номинальной стоимости акций) ее учредителей (участников). Вклады в уставный капитал могут быть в виде:
  - денежных средств;
  - материальных активов. Внесенные в уставный капитал кредитной организации в установленном порядке материальные активы (банковское оборудование, здания, помещение, кроме незавершенного строительства, в котором располагается кредитная организация, другое имущество) становятся ее собственностью.
  Не могут быть внесены в уставный капитал кредитной организации нематериальные активы (в т. ч. права аренды помещения) и ценные бумаги.
  2. Предельный размер неденежой части уставного капитала кредитной организации не должен превышать 20 процентов в первые два года деятельности кредитной организации и 10 процентов в последующие годы (с учетом сумм, направленных в уставный капитал по результатам капитализации переоценки неденежной части уставного капитала).
  3. Максимальный размер риска на единого заемщика или группу связанных заемщиков устанавливается в процентах от собственных средств кредитной организации. При определении размера риска учитываются вся сумма кредитов кредитной организации данному заемщику или группе связанных заемщиков, а также гарантии и поручительства, представленные организацией заемщику или группе заемщиков.
  4. Максимальный размер крупных кредитных рисков устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных рисков и собственных средств кредитной организации.
  Крупным кредитным риском является объем кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше 5% собственных средств кредитной организации. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 25% собственных средств кредитной организации. Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций.
  5. Максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) устанавливается как процентное соотношение величины вклада, полученных гарантий и поручительств, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств кредитной организации.
  6. Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как:
  - соотношение между ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;
  - соотношение ее ликвидных активов (наличные денежные средства, требования до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие легкореализуемые активы) и суммарных активов.
  Всего в законодательстве предусмотрено двенадцать обязательных нормативов, которые могут быть установлены Банком России.
  С помощью обязательных нормативов Банк России воздействует на деятельность кредитных организаций, способствует созданию условий для устойчивого их функционирования, поддерживает стабильность кредитной системы России. При установлении обязательных нормативов для кредитных организаций возникают общественные отношения, по своему характеру относящиеся к сфере финансовой деятельности данных хозяйствующих субъектов; при их правовом регулировании применяется метод "власти и подчинения".
  § 3. Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности
 
  Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности установлен ранее названными Федеральными законами "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", а также принятой на их основе Инструкцией Центрального Банка России, в соответствии с которыми кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России, который не только их регистрирует, но и ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, а также выдает лицензии на осуществление банковских операций.
  Учредителями кредитной организации могут быть юридические и физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством.
  Для государственной регистрации и выдачи лицензии кредитная организации должна представить целый ряд документов, к числу которых относятся:
  1) ходатайство о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;
  2) учредительный договор (в случае создания кредитной организации в форме общества с ограниченной ответственностью);
  3) устав кредитной организации;
  4) протокол общего собрания учредителей, содержащий решение о ее создании, утверждении наименования, устава, кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера и т.д.;
  5) свидетельство (копия платежного поручения) об уплате государственной пошлины за регистрацию кредитной организации. За регистрацию кредитных организаций взимается сбор в размере, определяемом Банком России, но не более одного процента от объявленного уставного капитала кредитной организации. В случае отказа в регистрации сбор не возвращается;
  6) нотариально удостоверенные копии свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности с приложением балансов и отчетов о прибыли и убытках за три последние года деятельности, а также подтверждения органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед бюджетами всех уровней за последние три года;
  7) декларации о доходах учредителей - физических лиц, заверенные налоговыми органами, что подтверждает источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации;
  8) анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, содержащие сведения о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет; а также сведения о наличии (отсутствии) судимости;
  9) список учредителей кредитной организации.
  Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Минимальный размер уставного капитала устанавливается Банком России. Вклады в уставный капитал могут быть в виде денежных средств, а также материальных активов. При этом не могут быть использованы для формирования уставного капитала привлеченные денежные средства, а также средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
  Предельный размер неденежной части уставного капитала кредитной организации не должен превышать 20 процентов в первые два года деятельности кредитной организации и 10 процентов в последующие годы. Не могут быть внесены в уставный капитал нематериальные активы, в том числе права аренды помещения, и ценные бумаги.
  Приобретение в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой лиц, связанных между собой или зависимыми друг от друга, более 5 процентов акций (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России, более 20 процентов - предварительного согласия.
  Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.
  Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации. Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в "Вестнике Банка России". Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации и без ограничения сроков ее действия. Осуществлять банковские операции кредитная организация может только с момента получения лицензии, в противном случае с юридического лица взыскивается вся сумма, полученная в результате осуществления данных операций, а также взыскивается штраф в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке. Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.
  Кредитная организация может осуществлять только те банковские операции, которые указаны в лицензии. В настоящее время в ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (с изменениями и дополнениями, внесенными 31 июля 1998 г.) дан исчерпывающий перечень банковских операций, к которым относятся:
  - привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;
  - размещение указанных средств от своего имени и за свой счет;
  - открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  - осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  - инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  - купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  - привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  - выдача банковских гарантии;
  - осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
  Принятие решения о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех названных ранее документов. О принятом решении в трехдневный срок сообщается кредитной организации и одновременно предъявляется требование об оплате в месячный срок 100 процентов ее объявленного уставного капитала. Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для аннулирования решения о государственной регистрации кредитной организации. Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному банку корреспондентский счет в Банке России. При предъявлении документов, подтверждающих оплату уставного капитала в полном объеме, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.
  Вновь созданной кредитной организации могут быть выданы следующие виды лицензий:
  - лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады средств физических лиц);
  - лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без привлечения во вклады средств физических лиц);
  - лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Данная лицензия выдается Центральным банком по согласованию с Министерством финансов РФ.
  Кредитная организация может расширить круг выполняемых операций путем получения следующих видов лицензий:
  - лицензии на осуществление операций с драгоценными металлами;
  - лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях, которая может быть выдана по истечении двух лет с даты государственной регистрации кредитной организации;
  - лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, которая также выдается по истечении двух лет со дня государственной регистрации кредитной организации;
  - генеральной лицензии, которая может быть выдана банку, имеющему лицензию на выполнение банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Генеральная лицензия не расширяет круга выполняемых банком операций. Банк, имеющий Генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке открывать филиалы за рубежом и (или) приобретать доли в уставном капитале кредитных организаций - нерезидентов.
  Для банков, претендующих на получение Генеральной лицензии, минимальный уставный капитал определен в размере, эквивалентном 5 млн. ЕВРО.
  Кредитная организация, получившая лицензию на осуществление какой-либо названной ранее банковской операции, вправе осуществлять следующие сделки:
  - выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
  - приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
  - доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
  - осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
  - предоставление в аренду специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

<< Пред.           стр. 11 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу