<< Пред.           стр. 12 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

  - лизинговые операции;
  - иные сделки.
  В Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" определены основания и порядок отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций. Этот перечень носит исчерпывающий характер и не может быть расширен по усмотрению Банка России. Таким образом, отказ допускается только по следующим основаниям:
  - несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера, что включает в себя: отсутствие у них необходимого образования и опыта руководящей работы в кредитной организации не менее двух лет; наличие судимости за совершение преступления против собственности, хозяйственных и должностных преступлений; совершение в течение года административного правонарушения в области торговли и финансов;
  - наличие в течение последних двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора по инициативе администрации по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 254 КЗоТ РФ;
  - неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обязательств перед бюджетом за последние три года;
  - несоответствие документов, поданных для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии, требованиям федеральных законов.
  Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.
  Кредитные организации могут открывать обособленные подразделения (представительства, филиалы), а также внутренние структурные подразделения вне места нахождения головного офиса с момента уведомления Банка России. За открытие филиалов кредитных организаций взимается сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1000-кратного минимального размера оплаты труда.
  Регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка имеет свои особенности. Они должны дополнительно представить в Банк России такие документы, как:
  - решение иностранного юридического лица о его участии в создании кредитной организации или об открытии филиала банка на территории России;
  - документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, и балансы за три предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением;
  - письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории РФ или на открытие филиала банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания.
  Иностранные физические лица представляют подтверждение первоклассным (согласно международной практике) иностранным банком платежеспособности этого лица.
  Размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе страны устанавливается федеральным законом по предложению Правительства Российской Федерации, согласованному с Банком России.
  Законодательством предусмотрены основания для отзыва лицензии Банком России у кредитной организации на осуществление банковских операций. К ним относятся:
  - установление недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
  - задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;
  - установление фактов недостоверности отчетных данных, задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);
  - осуществление, в том числе однократное, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;
  - неисполнение требований законодательства, нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
  - неспособности кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их исполнения, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом;
  - неоднократное в течение года виновное неисполнение содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счете (во вкладе) указанных лиц.
  Только в перечисленных случаях Банк России может отозвать лицензию. Сообщение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций публикуется Банком России в "Вестнике Банка России" в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.
  С момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций:
  1) срок исполнения обязательств кредитной организации считается наступившим. Обязательства кредитной организации в иностранной валюте учитываются в рублях по курсу Банка России, действовавшему на дату отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
  2) прекращается начисление процентов, а также неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых (экономических) санкций по обязательствам кредитной организации;
  3) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
  4) до момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом конкурсного управляющего запрещается заключение сделок кредитной организации и исполнение обязательств по сделкам кредитной организации, за исключением сделок, связанных с текущими коммунальными и эксплуатационными платежами кредитной организации, а также с выплатой выходных пособий и оплатой труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту), в пределах сметы расходов, согласуемой с Банком России либо с уполномоченным представителем Банка России в случае его назначения.
  § 4. Правовое регулирование аудита в банковской системе
 
  В соответствии с банковским законодательством, а также с приказом Центрального Банка России от 10 сентября 1997 г. № 02-391 о введении в действие Положения об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации деятельность кредитной организации подлежит ежегодной аудиторской проверке аудиторской фирмой (самостоятельно работающим аудитором), имеющей лицензию Банка России на осуществление аудита кредитных организаций.
  Банковский аудит выступает одним из видов аудиторской деятельности. Его основной целью является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и соответствия совершаемых ими операций действующему законодательству страны.
  Для проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и выдачи соответствующих лицензий в области банковского аудита Банком России создается Центральная аттестационно-лицензионная аудиторская комиссия (далее - ЦАЛАК). Ее функции, права, порядок принятия решений устанавливаются Положением о ЦАЛАК Банка России.
  Решение по вопросу о выдаче квалификационного аттестата аудитора на право осуществления банковского аудита принимается ЦАЛАК Банка России после проведения аттестации (квалификационного экзамена) претендентов, которую проходят все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы. К аттестации допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое образование и стаж работы на постоянной основе не менее трех лет из последних пяти аудитором, руководителем или специалистом аудиторской фирмы, научным работником, бухгалтером, экономистом, ревизором, другим специалистом по банковскому делу в банковской системе.
  За проведение аттестации взимается плата в 20-кратном размере минимальной оплаты труда. ЦАЛАК Банка России рассматривает результаты аттестации и принимает решение о выдаче или отказе в выдаче аттестата претендентам, который представляется сроком на три года. Если в течение двух лет с момента получения аттестата лицо, прошедшее аттестацию, не приступило к работе в качестве аудитора в области банковского аудита, ЦАЛАК Банка России принимает решение об аннулировании аттестата.
  Аудит кредитных организаций могут осуществлять аудиторские фирмы и самостоятельно работающие .аудиторы, имеющие лицензию Банка России. Вопрос о выдаче лицензии аудитору, работающему самостоятельно, рассматривается при условии наличия у аудитора общего стажа работы на постоянной основе не менее трех лет в качестве специалиста в банковской системе или аудитора, осуществляющего аудит кредитных организаций. Лицензия аудиторской фирме выдается только при наличии определенного минимального уставного капитала, а также при условии, что в фирме должны работать не менее двух аудиторов, имеющих квалификационный аттестат на право осуществления банковского аудита.
  За выдачу лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита сроком на один год с аудиторской фирмы (аудитора) взимается сбор. Лицензия выдается ЦАЛАК Банка России на срок от одного года до пяти лет с учетом заявления аудиторской фирмы (аудитора). Аудиторская фирма (аудитор), получившая лицензию, вносится в Государственный реестр аудиторских фирм и аудиторов, получивших лицензию, ведение которого осуществляется Департаментом лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России.
  Аудиторские фирмы (аудиторы) не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельностью.
  Аудиторские фирмы (аудиторы), помимо проведения проверок, могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов кредитной организации, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, а также проводить обучение и оказывать другие услуги кредитным организациям по профилю своей деятельности.
  Аудиторские фирмы (аудиторы) не вправе передавать полученные ими в процессе аудита сведения третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
  Аудиторская фирма имеет право открывать на территории страны и за ее пределами филиалы и представительства.
  Для проведения аудиторской проверки кредитная организация самостоятельно выбирает аудиторскую фирму (аудитора). Аудиторская проверка не может проводиться:
  - аудиторами, являющимися учредителями, акционерами проверяемой кредитной организации либо. состоящими в близком родстве или свойстве с указанными лицами или руководителями и иными должностными лицами проверяемой кредитной организации, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  - аудиторскими фирмами в отношении кредитных организаций, являющихся их учредителями, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами;
  - аудиторскими фирмами (аудиторами), оказывавшими данной кредитной организации услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.
  При проведении аудиторской проверки аудиторским фирмам (аудиторам) предоставлено право:
  - самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований законодательства, конкретных условий договора либо содержания поручения органов дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда, Центрального банка РФ;
  - проверять у кредитной организации в полном объеме управленческую документацию и документацию о финансовой деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;
  - получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;
  - привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке иных аудиторов;
  - отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемой кредитной организацией необходимой документации, а также по иным основаниям.
  Территориальные учреждения Банка России должны обеспечить систематический контроль за организацией банковского аудита. В недельный срок после начала аудиторской проверки по итогам деятельности за истекший год кредитная организация сообщает территориальному учреждению Банка России по месту нахождения своего корреспондентского счета информацию, содержащую данные об аудиторской фирме (аудиторе), привлекаемой для проведения проверки. В случае обнаружения при проведении инспекционных и других проверок кредитных организаций фактов неквалифицированного проведения аудита территориальные учреждения Банка России по месту нахождения кредитной организации должны обсудить с соответствующей аудиторской фирмой (аудитором), зарегистрированной в регионе, выявленные нарушения или направить письмо с изложением своих замечаний названной фирме. Копия письма направляется территориальному учреждению Банка России по месту регистрации аудиторской фирмы (аудитора).
  Территориальные учреждения Банка России ежегодно представляют в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России отчет о деятельности зарегистрированных в регионе аудиторских фирм (аудиторов).
  Банк России может назначить проверку качества аудиторского заключения, производимую соответственно за счет средств заинтересованного экономического субъекта либо за счет средств федерального бюджета. Неквалифицированная проверка, приведшая к возникновению убытков у государства или экономического субъекта, является основанием для применения к аудиторской фирме (аудитору) мер ответственности, предусмотренных Временными правилами аудиторской деятельности, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", среди которых основным является аннулирование лицензии. Названная мера применяется в следующих случаях:
  - неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг;
  - обнаружения после выдачи лицензии факта предоставления аудитором недостоверных сведений;
  - осуществления аудиторской фирмой (аудитором) деятельности, не предусмотренной лицензией;
  - предоставления названной фирмой полученных ею в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения участников или руководителя кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
  - вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;
  - умышленного сокрытия аудиторской фирмой (аудитором) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки кредитной организации.
  Решение об аннулировании лицензии принимается ЦАЛАК Банка России. Оно может быть обжаловано в установленном порядке в суд или арбитражный суд.
  § 5. Ответственность за нарушение банковского законодательства
 
  Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства. Надзорные и регулирующие функции осуществляются Банком России непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора, который образуется по решению Совета директоров. Деятельность кредитной организации подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей лицензию на осуществление таких проверок. Аудиторское заключение должно содержать сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, выполнении ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля и т.д.
  Для осуществления своих функций в области банковского регулирования и надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и принимает предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям. Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров, представителями Банка России и по его поручению аудиторскими фирмами. В соответствии со ст. 75 Закона РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.
  В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
  1) взыскать с кредитной организации штраф до 1% от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% от минимального размера уставного капитала;
  2) потребовать от кредитной организации:
  - осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов;
  - замены руководителей кредитной организации;
  - реорганизации кредитной организации;
  3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
  4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
  5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 6 месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
  Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.
  В целях защиты интересов кредиторов (в том числе вкладчиков) Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России. Порядок деятельности уполномоченного представителя Банка России устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
  В период деятельности уполномоченного представителя Банка России кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем Банка России в порядке, установленном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".
  С момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного представителя Банка России прекращается.
  После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций средства обязательных резервов, депонированные кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
  Ликвидация или реорганизация кредитной организации осуществляется в соответствии с федеральными законами с учетом требований Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
  В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников) Банк России на основании ходатайства кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Порядок представления кредитной организацией указанного ходатайства регулируется нормативными актами Банка России.
  В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней с момента принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России.
  При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается нормативными актами Банка России.
  Банк России вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации независимо от ее финансового состояния, если в кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, в течение одного месяца с момента отзыва указанной лицензии не создана ликвидационная комиссия (ликвидатор) или в отношении ее не применяются процедуры банкротства.
  В соответствии со ст. 61 и 65 ГК РФ ликвидация юридического лица, являющегося коммерческой организацией, кроме казенных предприятий, а также потребительской кооперации или фонда, может быть осуществлена вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Основания признания судом юридического лица, в том числе и кредитной организации, банкротом или объявление им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливается Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. * Особенности оснований и процедур признания кредитных организации несостоятельными (банкротами) и их ликвидация в порядке конкурсного производства установлены Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25 февраля 1999 г. **
 
  * Российская газета. 1998. 20 янв.
  ** Российская газета. 1999. 4 марта
 
  В соответствии со ст. 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают: кредитная организация - должник, кредитор кредитной организации, Банк России, прокурор в случаях, предусмотренных законом, налоговый или иной уполномоченный орган.
  В соответствии со ст. 36 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организации" дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва Банком России у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операции, если требования кредиторов к кредитной организации в совокупности составляют не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом, и если эти требования не исполняются в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения. Объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства публикуется в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", "Вестнике Банка России", а также в местной печати по месту расположения кредитной организации за счет ее средств.
  Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свое существование с момента внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций записи о ликвидации кредитной организации.
  Контрольные вопросы
 
 1. Какими отраслями права регламентируются отношения по банковскому кредитованию?
 2. Какие важнейшие нормативные акты регулируют банковское кредитование?
 3. В соответствии с какими принципами осуществляется банковское кредитование?
 4. Назовите виды банковского кредита.
 5. Охарактеризуйте банковскую систему России.
 6. Каково правовое положение Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)?
 7. Какие функции выполняет Банк России в области кредитования?
 8. Какие взаимоотношения существуют между Банком России и кредитными организациями?
 9. Какие обязательные нормативы вправе устанавливать Банк России кредитным организациям?
 10. Какова ответственность за нарушения банковского законодательства?
 11. Каков порядок регистрации и лицензирования кредитной организации?
 12. В каких случаях Банк России вправе отозвать лицензию на осуществление банковских операций?
 13. Каков порядок ликвидации кредитной организации?
 14. Каким образом осуществляется аудит в банковской системе?
 15. Каков порядок признания кредитной организации несостоятельной (банкротом)?
 
 
 
 
 
 
  Глава IX ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
 
 
 
  Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции Российской Федерации, Федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в редакции от 26 апреля 1995 г.), "О банках и банковской деятельности" (в редакции от 3 февраля 1996 г.), иные законы, нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации, а также подзаконные акты Центрального Банка Российской Федерации. В соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции Российской Федерации к компетенции Российской Федерации отнесено "установление правовых основ единого рынка, ...денежная эмиссия", а в ст. 106 Конституции закреплено, что "обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии".
  Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах. Важностью общественных отношений, складывающихся в ходе денежного обращения, для экономического и политического развития страны обусловлено их регулирование со стороны государства с помощью права. Главная задача правового регулирования денежного обращения заключается в поддержании правильного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится достаточное, необходимое количество денег, в чем и заинтересовано государство*. Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.
 
  * Подробнее о денежном обращении см.: Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева.- М.: Юристь, 1999.
 
  Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения. Практика показывает, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политической ситуации в стране.
  Деноминация, в отличие от денежной реформы, является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.
  В нашей стране в советский период были проведены две денежные реформы: 1922-1924 гг. и 1947 г.
  Первая денежная реформа была вызвана необходимостью создания твердой национальной валюты и проводилась в несколько этапов, включавших в себя ряд деноминации. Успех данной реформы во многом был обусловлен кардинальными экономическими преобразованиями, начатыми в стране в тот период, и в результате уже к концу 1924 года было резко сокращено наличное денежное обращение, введена твердая национальная валюта, обеспеченная золотом и другими драгоценными металлами, что позволило ей стать конвертируемой валютой.
  Проведение денежной реформы 1947 года было обусловлено разбалансированностью денежной системы во время Великой Отечественной войны, а также тем, что в обращении находилось большое количество наличных обесцененных, а также фальшивых денежных средств, заброшенных на оккупированные территории немецкими войсками.
  Данная реформа проводилась одним разовым актом, в ходе которого отменялась карточная система на продукты питания первой необходимости, устанавливались новые цены на продукцию, а также вводились новые денежные знаки. Старые деньги обменивались на новые в соотношении 10:1, вклады в сберкассах до 3 тысяч рублей переоценке не подлежали, вклады от 3 до 10 тысяч рублей пересчитывались по курсу 3:2, свыше 10 тысяч - 2:1.
  В 1961 году в стране была проведена деноминация как самостоятельная денежная операция. Новые денежные знаки обменивались в соотношении 1:10 одновременно с изменением масштаба цен.
  В настоящее время в результате правового регулирования денежного обращения создана денежная система, включающая официальную денежную единицу, эмиссию наличных денег, а также организацию наличного денежного обращения.
  Особая роль в осуществлении денежной политики государства, в организации денежного обращения в стране возлагается в соответствии со ст. 75 Конституции РФ на Центральный банк РФ. Подробнее задачи и полномочия Банка России в этой сфере сформулированы в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в главе VI, в соответствии с которой официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль.
  Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
  Начиная с 1992 года официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Такое положение характерно для большинства стран мира. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается и публикуется Центральным банком. Валюта Российской Федерации включает в себя банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, являющиеся единственным законным средством платежа на территории страны. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону*.
 
  * См. характеристику данных преступлении в кн.: Уголовное право. Часть Общая. Часть Особенная: Учебник / Под общ. ред. проф. Л.Д. Гаухмана. С. 446-455.
 
  Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории страны.
  Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.
  При обмене банкнот и монеты на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты старого образца из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пяти лет.
  Банк России вправе обменивать без ограничений ветхие и поврежденные банкноты.
  Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет директоров Центрального банка РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денег. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.
  Очень важно, что о выпуске новых денежных знаков Банк России обязан предварительно информировать Правительство страны.
  В целях организации наличного денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются следующие функции:
  - прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
  - установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  - установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
  - определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.
  Денежное обращение может выступать в форме наличного и безналичного денежного обращения. В первом случае средством платежа являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги. Безналичное денежное обращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют. В соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке России)" Банк России устанавливает предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, расчеты на сумму, превышающую установленную, должны производиться только в безналичном порядке.
  В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществлять эмиссию наличных денег, т.е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки. Центральный банк имеет оборотную кассу и резервные фонды. В оборотную кассу ежедневно поступают и из нее ежедневно выдаются наличные деньги. Резервные фонды ЦБ РФ используются для хранения запаса денег. Таким образом, при эмиссии наличных денег они просто передаются из резервных фондов в оборотную кассу.
  Любое государство, в том числе и Российская Федерация, заинтересованы в сокращении объема наличного денежного обращения и в расширении безналичных форм расчетов. В настоящее время в соответствии с законодательством страны существуют такие формы безналичных расчетов, как аккредитив, платежное поручение, вексель, чек, кредитная карточка, электронные формы расчетов и другие. Для хранения безналичных денег и осуществления расчетов в кредитных организациях открываются различные виды счетов (текущий, расчетный, бюджетный, депозитный и др.).
  В целях ограничения налично-денежного обращения в стране Указом Президента Российской Федерации "0 дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения" от 14 июня 1992 г. было установлено, что все юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы:
  - обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков;
  - должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков;
  - могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий;
  - обязаны сдавать в банк денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждениями банка;
  - имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.
  В соответствии с указанными ограничениями ЦБ РФ 23 сентября. 1993 года установил порядок ведения кассовых операций предприятиями и организациями на территории России. К кассовым операциям относятся операции юридических лиц по расчетам наличной валютой России в процессе их деятельности.
  Все наличные деньги, поступающие на предприятия, в организации и учреждения, должны в обязательном порядке документально оприходываться. Все наличные деньги, выдаваемые юридическими лицами, должны также документально оформляться. Основными денежными документами в данном случае выступают приходный и расходный кассовые ордера, которые оформляются на основе первичных документов (договоров, заявлений и т.п.). В кассовой книге отражаются все операции по приему и расходованию денег по каждому операционному дню. Приходные и расходные ордера, а также чеки на получение денег в кредитных организациях подписывает распорядитель бюджетных средств, которым выступает руководитель предприятия, учреждения, организации или специально уполномоченное им лицо.
  Как уже отмечалось, у юридических лиц наличные деньги могут храниться лишь в пределах лимита, установленного обслуживающим данное лицо банком. По окончании рабочего дня сверхлимитные суммы наличных денег должны сдаваться в банк. В кассе предприятия, учреждения или организации может оставаться в пределах лимита лишь такая сумма денег, которая необходима для осуществления на следующий день неотложных платежей. Исключения из этого правила специально оговариваются в соответствующих нормативных актах Правительства РФ или Банка России.
  В целях сохранности средств помещения кассы должны быть соответствующим образом оборудованы.
  Ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных (старших) бухгалтеров, руководителей финансовых служб и кассиров.
  Банки обязаны систематически проверять соблюдение предприятиями действующего порядка ведения кассовых операций и в случае выявления нарушений принимать необходимые меры к их устранению.
  Контрольные вопросы
 
  1. Что такое денежное обращение и каковы задачи его правового регулирования?
  2. Из каких элементов состоит денежная система Российской Федерации?
  3. Какие нормативные акты составляют правовую основу денежного обращения в Российской Федерации?
  4. Что такое эмиссия денег?
  5. Назовите основные способы регулирования денежного обращения в стране.
  6. В каких формах осуществляются расчеты?
  7. Что такое кассовые операции и каковы правила их ведения?
 
 
 
 
  Глава Х ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТОВ
 
 
 
 1. Понятие расчетных отношений и банковского счета
 
  В условиях становления рынка большинство имущественных отношений носит возмездный характер, который предполагает необходимость производства расчетов (платежей) за полученные ценности, оказанные услуги, выполненные работы. Расчеты, являясь элементом возмездных имущественных отношений (купли-продажи, строительного подряда, аренды и др.), могут наступать одновременно с получением каких-либо благ, но могут быть во времени отдалены от этого момента. Расчеты осуществляются либо непосредственно между сторонами возмездного имущественного отношения, либо с участием дополнительного субъекта - кредитной организации. В последнем случае на основе соответствующего имущественного отношения возникает новое -расчетное. Эти имущественные отношения опосредуются нормами права и приобретают форму расчетного правоотношения. Расчетными правоотношениями являются также правоотношения, возникающие при производстве платежей в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды.
  Расчетные отношения регламентируются нормами различных отраслей права, в первую очередь нормами финансового и гражданского права, которые в совокупности образуют комплексный институт права. Важнейшими нормативными актами, регулирующими данную сферу общественных отношений, являются Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 861-885), Федеральный закон "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральный закон "О банках и банковской деятельности". Расчетные отношения регламентируются также постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами Банка России. Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых систем в Российской Федерации. К компетенции Банка России отнесено установление правил, форм, сроков и стандартов осуществления безналичных расчетов. В настоящее время в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ, действует Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденное Банком России 9 июля 1992 г. № 14 (с изменениями от 26 декабря 1997 г.) * и др.
 
  *Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). М.: Контракт, 1996. С. 437; Вестник Банка России. 1997. № 91-92.
 
  Создание новой банковской системы России изменило организацию расчетов с участием кредитных организаций. Расчетное обслуживание хозяйствующих субъектов осуществляют в основном кредитные организации. Центральный банк РФ регулирует денежное обращение на базе единой денежной единицы - рубля, проводит эмиссию денег, выполняет определенные функции, связанные с иностранной валютой, и т. д. В соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центробанк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций и других субъектов в случаях, предусмотренных федеральными законами. В соответствии с Законом РФ "О Федеральном бюджете на 1995 год" от 31 марта 1995 г.* установлено, что операции со средствами консолидированных в федеральном бюджете с 1995 г. федеральных внебюджетных фондов (Федерального дорожного фонда РФ, Федерального экологического фонда РФ, Фонда социального развития Федеральной службы налоговой полиции РФ, Централизованного фонда социального развития Государственной налоговой службы РФ, Фонда развития таможенной системы РФ, Государственного фонда борьбы с преступностью) должны проводиться только через отделения Центрального Банка Российской Федерации или Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Для учета доходов или расходов для указанных фондов в Банке России или Главном управлении федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации открываются специальные бюджетные счета, управление которыми осуществляют уполномоченные на то государственные органы.
 
  * Российская газета. 1995. 7 апр.
 
  Для производства расчетов хозяйствующие субъекты самостоятельно выбирают кредитную организацию и заключают с нею соответствующее соглашение. Необоснованный отказ кредитной организации, уставом которой предусмотрено осуществление банковских операций по производству расчетов, принять денежные средства на хранение и открыть счет, необоснованное уклонение кредитной организации от заключения договора банковского счета могут быть обжалованы, в суд или арбитражный суд. В соответствии с действующим законодательством хозяйствующие субъекты обязаны хранить свои денежные средства (как собственные, так и заемные) в кредитной организации, с которой заключается договор банковского счета.
  Легальное определение банковского счета содержится в ст. 845 ГК РФ.
  Договор банковского счета - соглашение, по которому одна сторона (владелец счета) обязуется хранить свои денежные средства на данном счете; платить кредитной организации вознаграждение за расчетно-кассовое обслуживание (услуги по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете), если это предусмотрено договором, распоряжаться средствами на основе банковских правил, а другая сторона (кредитная организация) обязуется принимать, зачислять и обеспечивать сохранность поступивших на счет денежных средств; выполнять распоряжения клиента (владельца счета) этими средствами, в установленных случаях начислять на них доход в виде процента или в иной форме; сохранять тайну по операциям и счетам клиента.
  Кредитная организация вправе использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами. Кредитная организация не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета, ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
  Кредитная организация обязана зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в кредитную организацию соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета. Кредитная организация обязана по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в кредитную организацию соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета. В случае несвоевременного зачисления на счет клиента поступивших денежных средств или их необоснованного списания со счета и т. д. кредитная организация обязана уплатить на эту сумму проценты по ставке рефинансирования Банка России.
  Средства с банковского счета могут быть списаны, как правило, только по соответствующему распоряжению клиента. Списание средств без его распоряжения осуществляется по решению суда и в случаях, предусмотренных законом. Безакцептное списание с банковского счета возможно и в случаях, предусмотренных договором клиента кредитной организации со своим контрагентом.
  При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в календарной очередности, если иное не предусмотрено законом. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание осуществляется в очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации (см. ст. 855 ГК РФ). При наличии нескольких счетов плательщика в одной и той же кредитной организации очередность применяется к каждому счету в отдельности.
  Основными видами договора банковского счета являются договоры: расчетного, текущего и бюджетного счетов*. Для банков открываются корреспондентские счета, корреспондентские субсчета и др. В кредитных организациях хозяйствующие субъекты имеют расчетные, текущие, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные, по капитальным вложениям и другие счета.
 
  * В связи с переходом на казначейскую систему исполнения федерального бюджета в банках открываются счета по учету доходов и средств федерального бюджета органов Федерального казначейства Министерства финансов РФ. См.: Постановление Правительства РФ от 25 августа 1997 г. № 1082 "О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета" // Российская газета. 1997. 10 сентября.
 
  По расчетному счету производятся операции коммерческого характера, на него поступают доходы и производятся расходы хозяйствующего субъекта. По месту нахождения нехозрасчетных подразделений открывается расчетный субсчет. Текущий счет используется для финансирования административно-хозяйственных расходов субъектов, а также на оплату труда. Как по расчетному, так и по текущему счетам осуществляются расчеты, как правило, по основной деятельности хозяйствующих субъектов.
  Расчетные счета открываются коммерческим юридическим лицам (хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным унитарным предприятиям и т. д.).
  Текущие счета открываются некоммерческим юридическим лицам (учреждениям, общественным и религиозным организациям и т. д.). Текущий счет открывается также организациям, не являющимся юридическими лицами (филиалам, представительствам, отделениям).
  Депозитные счета предназначены для хранения свободных неиспользуемых хозяйствующим субъектом денежных средств, а также денежных средств, ему не принадлежащих.
  Предложение заключить договор банковского счета (оферта) исходит от будущего владельца счета. Для оформления открытия банковских счетов в кредитную организацию представляются определенные документы: заявление на открытие счета, подписанное руководителем и главным бухгалтером будущего владельца счета; копия решения о создании, реорганизации организации или учредительный договор; копия утвержденного устава (положения); документ, подтверждающий регистрацию в качестве налогоплательщика в налоговых органах, Пенсионном фонде, Федеральном или региональном фонде обязательного медицинского страхования; карточка с образцами подписей руководителя и главного (старшего) бухгалтера или уполномоченных ими на то должностных и иных лиц и оттиском печати. Карточка с образцами подписей, как правило, должна быть заверена подписью руководителя или заместителя вышестоящей организации и присвоенной печатью или нотариальной конторой, а в населенных пунктах, где нет нотариальных контор,- местной администрацией.
  Договор банковского счета считается заключенным, когда подписан специальный текст договора или с момента, когда на заявлении будущего владельца счета руководителем кредитной организации делается отметка о разрешении открыть счет (разрешительная надпись).
  Счету присваивается соответствующий номер.
  Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом.
  Операции по расчетным, текущим и иным счетам производятся по расчетно-денежным документам установленной формы.
  В соответствии с законодательством договор банковского счета может быть расторгнут по заявлению клиента в любое время. По требованию кредитной организации договор банковского счета может быть расторгнут судом в следующих случаях:
  - если сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, ниже минимального размера и не будет увеличена в течение месяца со дня предупреждения об этом;
  - при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором.
  Расторжение договора банковского счета является основанием для закрытия счета. Счет хозяйствующего субъекта может быть также закрыт:
  - в случае признания его банкротом;
  - если принято решение о запрете деятельности хозяйствующего субъекта из-за невыполнения условий, установленных законодательством, и в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности;
  - если решением суда будут признаны недействительными учредительные акты о его создании;
  - в других предусмотренных законодательством случаях.
  § 2. Формы безналичных расчетов
 
  Платежи на территории России могут осуществляться наличными деньгами и в безналичной форме. До принятия нового ГК РФ порядок и формы производства расчетов в России регулировались нормами банковских правил. Банковские правила, предусматривающие правовое регулирование расчетных отношений, применяются постольку, поскольку они не противоречат нормам ГК РФ и федеральным законам, в частности Федеральному закону "О банках и банковской деятельности". Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения сумм или в безналичном порядке.
  Расчеты между хозяйствующими субъектами, как правило, производятся в безналичном порядке путем перечисления средств со счета плательщика на счет получателя в кредитной организации. Расчеты наличными деньгами допускаются лишь в случаях и пределах, устанавливаемых законодательством Российской Федерации*. Хозяйствующие субъекты обязаны своевременно рассчитываться по своим обязательствам. Порядок и конкретная форма расчетов определяются сторонами при заключении соответствующего договора. В соответствии с Законом РФ "О банках и банковской деятельности" формы, правила и стандарты безналичных расчетов устанавливаются Банком России. Применяются также и формы, принятые в международной банковской практике при международных расчетах.
 
  * Установление предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами отнесено к компетенции Центрального Банка Российской Федерации (Банка России).
 
  ГК РФ в ст. 862 устанавливает наиболее распространенные формы безналичных расчетов. Безналичные расчеты между хозяйствующими субъектами могут производиться в следующих формах: платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, по инкассо, а также в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
  Расчеты платежными поручениями производятся как с одногородними, так и иногородними получателями. Платежное поручение - это поручение плательщика обслуживающей его кредитной организации о перечислении определенной суммы со своего счета на счет третьего лица. Платежное поручение - это банковский перевод. Кредитная организация, принявшая поручение, обязуется от своего имени, но за счет клиента-плательщика осуществить платеж третьему лицу - получателю средств. В литературе было высказано мнение о том, что кредитная организация, выполняя поручение клиента, действует как комиссионер*. В Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что общий срок безналичных расчетов, в том числе и банковского перевода, не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Федерации, пяти операционных дней - в пределах Российской Федерации. Договором и обычаями делового оборота могут быть установлены более короткие сроки для совершения безналичных расчетов. Для выполнения платежного поручения кредитная организация плательщика имеет право привлекать и другие кредитные организации. Клиент вправе требовать от кредитной организации информацию об исполнении поручения (отчета). Платежными поручениями производятся, например, расчеты за полученные товары и оказанные услуги при условии наличия указания на номер и дату товарно-транспортного или другого документа, подтверждающего отпуск товара или оказание услуг; по нетоварным операциям (например, платежи в доход бюджета соответствующего уровня); авансовые платежи. Платежные поручения используются для производства и иных платежей.
 
  * Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). С. 438.
 
  Платежное поручение по своему содержанию и форме должно, соответствовать требованиям закона.
  Платежные поручения составляются на бланках определенной формы и действительны в течение десяти дней со дня выписки, не считая дня выписки. Платежные поручения принимаются кредитной организацией в день их предъявления независимо от наличия средств на счете плательщика. Исполняется платежное поручение лишь при наличии средств на счете. При отсутствии или недостаточности средств на счете плательщика такие поручения помещаются в картотеку к внебалансовому счету № 9929 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" (картотеку № 2) на очередь с начислением в установленном порядке пени за просрочку платежа, платежное поручение оплачивается с соблюдением очередности платежей, установленной гражданским законодательством.
  Расчеты по аккредитиву заключаются в том, что кредитная организация (эмитент) по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель против представленных получателем документов, определенных условиями аккредитива. Кредитная организация не обязана проверять соответствие условий аккредитива договору, заключенному между плательщиком и получателем, по которому и осуществляются соответствующие расчеты. При расчетах по аккредитиву кредитная организация действует от своего имени, но за счет плательщика. Отношения по аккредитиву рассматриваются аналогично расчетам по платежному поручению как отношения комиссии*.
 
  * Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейные). С. 443-444.
 
  Кредитная организация (эмитент) может самостоятельно выполнить аккредитивное заявление плательщика, если данная кредитная организация обслуживает и получателя денежных средств. Но если получатель денежных средств обслуживается другой кредитной организацией, то кредитная организация-эмитент должна выставить аккредитив в кредитной организации, обслуживающей получателя денежных средств, которая и производит исполнение аккредитива (исполняющая кредитная организация).
  При рассматриваемой форме расчетов оплата расчетных документов производится в кредитной организации кредитора, поэтому расчеты по аккредитиву как форма расчетов более выгодна для получателя денежных средств. Данная форма расчетов не только гарантирует, например, поставщику оплату продукции, поставленной с соблюдением условий договора, но и значительно сближает момент платежа с моментом ее отгрузки.
  Для открытия аккредитива плательщик подает обслуживающей его кредитной организации аккредитивное заявление с указанием: номера договора, по которому открывается аккредитив; срока действия аккредитива; наименования поставщика; наименования кредитной организации, исполняющей аккредитив; наименования документов, против которых производится платеж; вида аккредитива, способа его реализации и др.; общего наименования товаров или услуг, для оплаты которых открывается аккредитив; суммы аккредитивов аккредитивное заявление могут быть включены и дополнительные условия. ГК РФ предусматривает несколько видов аккредитива: покрытые (депонированные), непокрытые (гарантированные), отзывные, безотзывные.
  Срок действия аккредитива устанавливается соглашением сторон. Срок действия аккредитивов, открываемых за счет бюджетных средств и со счетов финансирования капитальных вложений, источники финансирования по которым закрываются в конце календарного года, не могут выходить за пределы бюджетного года (31 декабря).
  Для исполнения аккредитива получатель средств должен представить в исполняющую кредитную организацию документы, подтверждающие выполнение всех условий аккредитива, эти документы должны быть представлены до истечения срока аккредитива. При нарушении хотя бы одного из условий исполнение аккредитива не производится. Кредитная организация, исполнившая аккредитив, имеет право на возмещение понесенных расходов. Эта обязанность лежит на кредитной организации-эмитенте, которой, в свою очередь, все расходы возмещаются плательщиком. В ГК РФ предусмотрены основания для закрытия аккредитива (приведен их исчерпывающий перечень):
  - истечение срока аккредитива;
  - отказ получателя средств от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива;
  - полный или частичный отзыв аккредитива плательщиком, если такой отзыв возможен по условиям аккредитива.
  О закрытии аккредитива исполняющая кредитная организация должна поставить в известность кредитную организацию-эмитента.
  Расчеты чеками заключаются в том, что владелец счета (чекодатель) дает письменное поручение обслуживающей его кредитной организации перечислить со своего счета на счет кредитора (чекодержателя) определенную сумму денежных средств. В соответствии со ст. 877 ГК РФ чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодержателями могут быть физические и юридические лица. Чек - ценная бумага, и она должна содержать установленные ст. 878 ГК РФ реквизиты, отсутствие которых лишает данную ценную бумагу юридической силы. Гражданский кодекс РФ подробно регламентирует порядок оплаты чека, передачу прав по чеку, гарантии платежа, отказ от оплаты чека, последствия неоплаты чека*. В связи с введением в действие второй части ГК РФ Положение о чеках, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 13 февраля 1992 г., утратило силу с 1 марта 1996 г.
 
  * Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). С. 459-466.
 
  Бланки чековой книжки являются документами строгой отчетности.
  Выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан.
  Чеки действительны в течение десяти дней, не считая дня их выдачи. Они применяются, например, при расчетах за принятые покупателями по приемо-сдаточным документам товары, если они фактически вывезены покупателем или доставлены ему, и оказанные услуги. Чеки выписываются в момент установления суммы платежа. Запрещается передача чековых книжек получателям средств по чекам, а также подписание незаполненных бланков чеков. Чеки подписываются лицами, имеющими право подписывать распоряжения по расчетному, текущему или иному счету (руководителем и главным бухгалтером).
  Учитывая значительное число разнообразных платежных документов, используемых плательщиком при производстве расчетов через кредитную организацию, Гражданский кодекс РФ предусматривает в качестве одной из форм безналичных расчетов - расчеты по инкассо. Кредитные организации на основании инкассового поручения получателя платежа от его имени и за его счет совершают действия, направленные на получение от плательщика платежа или акцепта (согласия на производство платежа).
  Инкассовое поручение может оформляться с помощью таких расчетных документов, как платежное требование, платежное требование-поручение, а также с помощью векселя и чека. Кредитная организация, получившая от клиента инкассовое поручение, называется эмитентом. Кредитная организация, которая непосредственно осуществляет предъявление требования о совершении платежа или об акцепте обязанному лицу, является исполняющей кредитной организацией. Если кредитная организация одновременно осуществляет расчетно-кассовое обслуживание и плательщика, и получателя денежных средств, то она является исполняющей кредитной организацией.
  Платежи в порядке инкассо в соответствии с законодательством могут осуществляться как с акцептом, так и без акцепта плательщика. При осуществлении платежа в порядке инкассо с акцептом кредитная организация обязана предъявить плательщику требования о совершении платежа или акцепта, должна обеспечить зачисление на счет получателя соответствующих средств, если платеж был произведен плательщиком, или передать ему акцептованные документы. При осуществлении расчетов без акцепта плательщиком кредитная организация-эмитент обязана обеспечить бесспорное (безакцептное) списание средств со счета плательщика (при наличии на нем денежных средств) и зачислить полученную сумму на счет получателя платежа. Эти операции совершаются кредитной организацией при условии, что представленные получателем документы полностью соответствуют требованиям законодательства.
  Кредитная организация-эмитент, получившая инкассовое поручение клиента, имеет право направить его для выполнения в иную кредитную организацию, даже если между указанными кредитными организациями отсутствуют договорные отношения. Платежные требования, сданные в кредитную организацию-эмитент, подлежат обязательной отсылке в кредитную организацию, которая обслуживает плательщика, в тот же день, если это платежное требование было сдано не позднее двух часов до окончания рабочего дня кредитной организации. На следующий день могут отсылаться в кредитную организацию плательщика те платежные требования, которые были сданы в последние два часа рабочего дня. При расчетах по инкассо денежное обязательство прекращается исполнением с момента списания средств со счета плательщика.
  Полученные (инкассированные) суммы должны быть немедленно переданы кредитной организацией, исполнившей инкассовое поручение, в распоряжение кредитной организации-эмитента, которая обязана зачислить эти средства на счет клиента. Исполняющая кредитная организация вправе удержать из инкассированных сумм причитающиеся ей вознаграждение и возмещение расходов, если иной порядок не установлен договором или банковскими правилами.
  Если в порядке расчетов по инкассо было предъявлено платежное требование, то оно оплачивается в порядке предварительного отрицательного акцепта; если платежное требование-поручение - то в порядке предварительного положительного акцепта. Срок акцепта - три рабочих дня, не считая дня (даты поступления в кредитную организацию расчетных документов).
  Отказ от акцепта платежного требования возможен только по основаниям, предусмотренным в договоре, с указанием мотивов отказа и составляется он по установленной форме. При неполучении в трехдневный срок отказа от акцепта платежного требования, оно считается акцептованным и подлежит оплате.
  При расчетах платежными требованиями-поручениями согласие плательщика на акцепт подтверждается подписями лиц, уполномоченных распоряжаться расчетными и иными счетами, и оттиском печати соответствующего юридического лица. Банковскими правилами предусмотрена возможность осуществления частичных платежей при расчетах платежными требованиями, платежными требованиями-поручениями.
  Если платеж и (или) акцепт не были получены, исполняющая кредитная организация обязана немедленно известить кредитную организацию-эмитент о причинах неплатежа или отказа от акцепта. Кредитная организация должна немедленно информировать об этом клиента, запросив у него указания относительно дальнейших действий.
  Безналичные расчеты могут производиться не только в формах, предусмотренных в ГК РФ. Применяются расчеты и в порядке плановых платежей, и основанные на зачете взаимных требований и др.
  Расчеты в порядке плановых платежей применяются при равномерных поставках товаров и оказании услуг. Плательщик по договоренности с кредитором периодически в установленные ими сроки в определенном размере перечисляет денежные средства на счет кредитора. Плановые платежи производятся как платежными поручениями, так и платежными требованиями. Платежи осуществляются ежедневно или периодически в сроки, согласованные между поставщиком и покупателем. Стороны обязаны периодически, но не реже одного раза в месяц уточнять свои расчеты и производить перерасчет. Кредитные организации контролируют соблюдение сторонами установленного соглашением порядка расчетов плановыми платежами.
  Хозяйствующие субъекты могут осуществлять расчеты путем перевода через предприятия Министерства связи РФ. Сумма перевода не ограничивается при переводах на имя отдельных граждан (пенсий, алиментов, заработной платы, командировочных, авторского гонорара), на имя своих уполномоченных и в иных случаях.
  Для расчетов с предприятиями связи за совершаемые через них переводы организации-перевододатели представляют в кредитную организацию платежное поручение, в котором указывается назначение перечисляемой суммы. Организации Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации такие данные в поручениях не указывают.
  Предприятия связи оплачивают поступающие организациям переводы в безналичном порядке, путем перечисления сумм переводов со своего счета по переводным операциям на счета организаций - получателей перевода.
  Расчеты, основанные на зачете взаимных требований, выражаются в том, что взаимные требования и обязательства должников и кредиторов погашаются в равновеликих суммах и лишь на разницу производится платеж в установленном порядке.
  Кредитные организации осуществляют постоянные и разовые расчеты. Периодические расчеты по сальдо встречных требований осуществляют два предприятия, имеющие между собой постоянные хозяйственные отношения по взаимному отпуску товаров или оказанию услуг. В зависимости от того, в чью пользу будет выведено сальдо, предприятие, на которое возложена обязанность производить расчеты, по истечении расчетного периода на сумму сальдо представляет в кредитную организацию платежное поручение или выставляет платежное требование.
  Разовые зачеты взаимной задолженности могут производиться между двумя или группой предприятий. Разовые зачеты взаимных требований между двумя предприятиями применяются в тех случаях, когда они имеют взаимные требования, оформленные документами, один из которых находится в кредитной организации. К зачету принимаются документы, подлежащие оплате. Разовые групповые зачеты применяются между группой предприятий, имеющих взаимные требования и обслуживаемых одной кредитной организацией. Возможны разовые групповые зачеты между предприятиями, обслуживаемыми различными подразделениями кредитной организации, а по согласованию с другими кредитными организациями в зачеты может включаться и их клиентура.
  Расчеты между участниками зачетов, кроме разовых зачетов между двумя предприятиями, обособляются на лицевом счете по зачету. В определенных случаях для завершения зачета кредитная организация может предоставить участникам зачета кредит.
  Постановлением Президиума Верховного Совета РФ и Правительства РФ "О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственности предприятий за их финансовое состояние" от 25 мая 1992 г. предусмотрена возможность производства расчетов на основе корреспондентских счетов, открываемых кредитными организациями друг у друга, а также путем создания клиринговых центров, участники которых осуществляют зачет взаимных требований. Открытие кредитными организациями корреспондентских счетов друг у друга способствует ускорению производства расчетов между контрагентами по сравнению с тем временем, в течение которого расчеты производятся через третьи банки, например через Банк России. В Банке России корреспондентские счета открываются и ведутся в расчетно-кассовых центрах (РКЦ), которые не являются юридическими лицами и действуют от имени Банка России*. Взаимоотношения РКЦ с обслуживаемыми кредитными организациями, и другими клиентами строятся на договорной основе.
 
  *Российские вести. 1996. 24 октября.
 
  Довольно широко при производстве безналичных расчетов используется вексель - ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя (векселедержателю). Выпуск и обращение векселей регулируется Федеральным законом "О простом и переводном векселе" от 11 марта 1997 г. *
 
  * Вестник ВАС РФ. 1997. N8 5.
 
  В последнее время получило распространение совершение расчетов с использованием банковских карт.
  Банковская карта - это средство для составления расчетных и иных документов для оплаты за счет клиентов. Положение о порядке эмиссии банковских карт кредитными организациями и осуществлении расчетов по операциям с их использованием было утверждено Банком России. Банковские карты, которые выдаются юридическим лицам, получили название "корпоративных" *.
 
  * Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: Учебное пособие. -М.: Юриспруденция, 1999. С. 167.
  Контрольные вопросы
 
  1. Охарактеризуйте расчетные отношения.
  2. Нормами каких отраслей права регламентируются расчетные отношения?
  3. Дайте характеристику договора банковского счета.
  4. Какие счета открываются хозяйствующим субъектам в кредитных организациях?
  5. Какие формы безналичных расчетов предусмотрены законодательством?
  6. В чем сущность расчетов платежными поручениями?
  7. Что такое расчеты по аккредитиву?
  8. Что такое чек и как осуществляются расчеты чеками?
  9. В чем выражается сущность расчетов по инкассо? Перечислите, с помощью каких документов оформляется инкассовое поручение.
  10. Охарактеризуйте расчеты в порядке плановых платежей и расчеты, основанные на зачете взаимных требований.
  11. Дайте характеристику чеку и векселю как формам безналичных расчетов.
 
 

<< Пред.           стр. 12 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу