<< Пред.           стр. 6 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

  12. Какие доходы относятся к неналоговым доходам бюджетов?
  13. Какие виды доходов составляют доходы федерального бюджета?
  14. Какие виды доходов составляют доходы бюджетов субъектов Российской Федерации?
  15. За счет каких доходов формируются местные бюджеты?
  16. Назовите составные части расходов бюджетов.
  17. Какие расходы бюджетов относятся к капитальным, а какие к текущим расходам? Чем характеризуется бюджет развития?
  18. Перечислите основные формы расходов бюджетов.
  19. Что означают понятия: дотация, субвенция, субсидия, трансферты?
  20. Чем характеризуется бюджетная ссуда и бюджетный кредит?
  21. На какие цели могут расходовать бюджетные средства бюджетные учреждения?
  22. Могут ли предоставляться из бюджетов субсидии и субвенции юридическим лицам, основанным на частной собственности, а также гражданам-предпринимателям?
  23. При соблюдении каких условий производятся расходы на финансирование бюджетных инвестиций?
  24. Как формируются и используются резервные фонды государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления?
  25. Каков порядок финансирования новых видов расходов?
  26. Какие расходы финансируются исключительно из федерального бюджета?
  27. Какие расходы финансируются исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации?
  28. Какие расходы финансируются исключительно из местных бюджетов?
  29. Дайте понятие бюджетной классификации.
  30. Назовите принципы межбюджетных отношений.
  31. Назовите источники образования Пенсионного фонда РФ, а также его задачи.
  32. Каковы цели создания Государственного фонда занятости населения?
  33. Каковы задачи внебюджетного Фонда социального страхования?
  34. Какова правовая основа создания Фонда обязательного медицинского страхования?
  35. Каковы стадии бюджетного процесса?
  36. Назовите виды нарушений бюджетного законодательства.
 
 
  Глава IV ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ И ДОХОДОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. НАЛОГОВОЕ ПРАВО
  § 1. Общая характеристика государственных доходов и доходов местного самоуправления
 
  Государственные доходы в правовой литературе определяются как различные денежные ресурсы, поступающие в процессе распределения и перераспределения части национального дохода общества в распоряжение (собственность) государства и используемые им для финансирования потребностей, возникающих при осуществлении им своих задач и выполнении соответствующих функций. Государственные доходы составляют финансовую основу деятельности государства*. В науке финансового права разработано положение, согласно которому все государственные доходы подразделяются на централизованные и децентрализованные.
 
  * Гражданский кодекс РФ использует понятая "Государственная казна Российской Федерации" и "казна субъекта Российской Федерации". Государственную казну Российской Федерации составляют средства федерального бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за федеральными предприятиями и учреждениями. Соответственно раскрывается и понятие "казна субъекта Российской Федерации" (ст. 214 ГК РФ).
 
  Государственные доходы, поступающие в распоряжение (собственность) государства, очень разнообразны. Для их классификации используют различные критерии. При классификации доходов по социально-экономическому признаку в основу берется наличие различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной и иных (ст. 8 Конституции РФ).
  По территориальному признаку государственные централизованные доходы подразделяются на федеральные и доходы субъектов Федерации.
  По методу мобилизации государственных доходов они могут быть подразделены на обязательные и добровольные. В свою очередь государственные доходы, поступающие на обязательной основе, подразделяются на налоги и неналоговые платежи.
  Понятие "государственные доходы" более объемное, чем понятие "доходы федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации", хотя последние и составляют основную часть государственных доходов.
  К централизованным доходам относят доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской федерации и средства государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости населения, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и их территориальных фондов).
  К децентрализованным государственным доходам относятся доходы юридических лиц, имущество которых находится в федеральной собственности или в собственности субъектов Российской Федерации. В первую очередь речь идет о государственных унитарных предприятиях, в том числе федеральных казенных предприятиях.
  БК РФ часть децентрализованных государственных доходов относит к неналоговым доходам федерального бюджета или к неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ. Так, в соответствии со ст. 51 БК РФ неналоговые доходы федерального бюджета формируются, в частности, за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ; в соответствии со ст. 57 БК РФ неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ также формируются за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации.
  Неналоговые платежи относятся к государственным доходам, поступающим на обязательной основе.
  Доходы местного самоуправления, в том числе и доходы местного бюджета, не входят в понятие "государственные доходы", так как органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не включаются в систему органов государственной власти. Система местных доходов, их правовой режим определяются соответствующими нормативными актами*.
 
  * Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации см.: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; 1997. № 12. Ст. 1378.
  О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации см.: Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. // Российская газета. 1997. 30 сент.; СЗ РФ. 1997. № 39. Ст.4464.
 
  Местные финансы, в соответствии с Федеральным законом от 25 сентября 1997 г., включают в себя средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства, в том числе и неналоговые платежи.
  Неналоговые платежи характеризуются большим разнообразием, отличаясь друг от друга по субъектам платежей, методам их взимания, источникам поступления.
  В соответствии со ст. 41 БК РФ к неналоговым доходам относятся:
  - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  - доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  - доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  - доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  - иные неналоговые доходы.
  Налоги и иные обязательные платежи, являясь основным источником доходов государства и местного самоуправления, активно используются государством и местным самоуправлением при управлении различными сферами общественной жизни. Этим и обусловлена необходимость правового регулирования отношений, возникающих при установлении, введении и взимании налогов, сборов и иных обязательных платежей.
  Совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, в связи с установлением, введением и взиманием налогов, сборов и иных обязательных платежей в правовой науке получила название "Налоговое право", которое является подотраслью финансового права*.
 
  *Данный вопрос рассматривался в § 2 главы I настоящего пособия.
  § 2. Понятие налогов и сборов. Налоговая система. Налоговое право. Законодательство о налогах и сборах
 
  В экономической и юридической литературе указывается, что налоги возникли одновременно с возникновением государства, являясь основным источником средств для его содержания. Однако "налоги" в современном понимании данной категории получили свое развитие в капиталистическом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях, в процессе становления парламентаризма. Не случайно принципы налоговой системы были сформулированы в конце XVIII в. известным экономистом Адамом Смитом.
  В Налоговом кодексе РФ (ч. I) содержится легальное определение налога и сбора.
  В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления* денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
 
  * См. ст. 209, 294-296 ГК РФ.
 
  Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
  Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня или государственные внебюджетные фонды и, как правило, обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от сборов, которые взимаются на определенные цели или являются платой за оказание плательщику каких-либо юридически значимых действий. Понятие "государственная пошлина" в НК РФ не раскрывается.
  Важнейшим признаком налога и сбора является их обязательный (принудительный) характер. Французский ученый П.М. Годме указывал, что налог, возможность его взимания являются существенным выражением суверенитета государства. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке и в случае его неуплаты взыскивается в принудительном порядке. Установление и введение налогов и сборов относится к компетенции представительных органов государства или местного самоуправления.
  Социально-экономическая сущность и роль налогов и сборов проявляется в их функциях, то есть в основных направлениях воздействия налогов и сборов на развитие общества и государства.
  Одной из основных функций налогов и сборов является фискальная (от лат. слова fiscus - государственная казна). Реализация фискальной функции направлена на обеспечение государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами. Не менее важной функцией налогов и сборов является регулирующая. Налоги как экономический рычаг широко применяются для управления обществом. Они используются государством и органами местного самоуправления для стимулирования развития общественного производства либо для его сдерживания, с их помощью может регулироваться потребление населения и его доходы.
  Соотношение этих функций при взимании налогов и сборов зависит от конкретных социально-экономических и политических условий развития общества, от установления отдельных видов налогов и сборов. В литературе отмечалось также, что налогам, как и другим финансовым категориям, свойственна функция контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов и иными сферами общественной жизни. В условиях становления рыночных отношений в России усилилось значение налогов как важнейшего инструмента государственного управления обществом.
  Классификацию налогов можно проводить по разным признакам. Законодательство подразделяет налоги на федеральные, налоги субъектов Российской Федерации (региональные), местные налоги. В основу данной классификации положена компетенция соответствующих органов представительной власти и местного самоуправления в отношении установления и введения налогов. В зависимости от плательщика налога существует деление на налоги, уплачиваемые организациями (юридическими лицами) и гражданами (физическими лицами). В зависимости от связи с объектом налогообложения налоги подразделяются на прямые и косвенные.
  В ранее действующем налоговом законодательстве России (Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации") налоговая система определялась как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. В Налоговом кодексе РФ отсутствует легальное определение налоговой системы России. Система налогов, закрепленная Налоговым кодексом РФ, составляет ядро налоговой системы страны.
  Понятие "налоговая система" шире понятия "система налогов и сборов". Налоговая система -характеризуется не только системой налогов и сборов, но и принципами ее построения, закрепленными в существенных условиях налогообложения. Налоговую систему определяют порядок установления, введения, изменения, отмены налогов и сборов, порядок распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней, права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), организация отчетности и налогового контроля, ответственность субъектов налоговых правоотношений и т. д.
  В соответствии со ст. 12 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации устанавливаются: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
  В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Федеральные налоги и сборы поступают в основном в федеральный бюджет. Вместе с тем высший представительный орган государства может предусмотреть иной порядок распределения доходов, поступающих от федеральных налогов и сборов, между бюджетами различных уровней, то есть федеральным и бюджетами субъектов Российской Федерации.
  Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
  Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
  Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.
  При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
  В настоящем учебном пособии в последующих параграфах будут рассматриваться федеральные, региональные и местные налоги и сборы, установленные ст. 19, 20 и 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г., поскольку соответствующие статьи Налогового кодекса (13, 14,15) вводятся в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
  При этом следует иметь в виду, что Налоговый кодекс РФ (ч. I), предусматривая федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги, сохраняет определенную преемственность в установлении налогов и сборов, а также закрепляет возможность установления и введения новых видов налогов и сборов, ранее не известных налоговому законодательству России (например, налог на доходы от капитала, налог на недвижимость и др.). Итак, в соответствии со ст. 13 Налогового кодекса РФ (ч. I) к федеральным налогам и сборам относятся:
  1) налог на добавленную стоимость;
  2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
  3) налог на прибыль (доход) организаций;
  4) налог на доходы от капитала;
  5) подоходный налог с физических лиц;
  6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
  7) государственная пошлина.
  8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
  9) налог на пользование недрами;
  10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
  12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  13) лесной налог;
  14) водный налог;
  15) экологический налог;
  16) федеральные лицензионные сборы.
  Однако до введения в действие ст. 13 Налогового кодекса РФ действует ст. 19 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), согласно которой к федеральным налогам и сборам относятся:
  - налог на добавленную стоимость;
  - акцизы на отдельные группы и виды товаров;
  - налог на операции с ценными бумагами;
  - таможенная пошлина;
  - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  - платежи за пользование природными ресурсами;
  - налог на прибыль с предприятий;
  - подоходный налог с физических лиц;
  - налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;
  - налог на игорный бизнес;
  - гербовый сбор;
  - государственная пошлина;
  - налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, и другие.
  В соответствии со ст. 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам и сборам относятся:
  - налог на имущество организаций;
  - налог на недвижимость;
  - дорожный налог;
  - транспортный налог;
  - налог с продаж;
  - налог на игорный бизнес;
  - региональные лицензионные сборы.
  При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
  Как отмечалось ранее, до введения в действие ст. 14 Налогового кодекса РФ, действует ст. 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с внесенными дополнениями, согласно которой к региональным налогам и сборам относятся:
  - налог на имущество предприятий;
  - лесной доход;
  - плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
  - сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;
  - единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности и другие.
  В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам и сборам относятся:
  - земельный налог;
  - налог на имущество физических лиц;
  - налог на рекламу;
  - налог на наследование или дарение;
  - местные лицензионные сборы.
  До введения в действие данной статьи Налогового кодекса РФ действует ст. 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", согласно которой к местным налогам и сборам относится более 20 их видов, среди которых наибольшую значимость имеют:
  - налог на имущество физических лиц;
  - земельный налог;
  - регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
  Как уже отмечалось, налоговое право является подотраслью финансового права, т.е. совокупностью финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при установлении, введении и взимании налогов и сборов в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные фонды, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговое право, являясь подотраслью финансового права, имеет публичный характер. Отражая общие положения и принципы финансового права, оно имеет специфические признаки, соответствующие характеру налоговых отношений.
  Нормы налогового права содержатся в различных нормативных правовых актах, которые в своей совокупности образуют законодательство о налогах и сборах (налоговое законодательство). Налоговое право как подотрасль финансового права тесным образом связано с другой подотраслью финансового права - бюджетным правом, поскольку налоги являются важнейшим источником бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов.
  В соответствии со ст. 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
  Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах включает в себя Налоговый кодекс Российской Федерации и федеральные законы о налогах и (или) сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
  Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" * установил, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, действующие на территории Российской Федерации и не утратившие силу, применяются в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса РФ.
 
  * СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824 (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999. № 155-ФЗ // Российская газета. 1999. 15 июля).
 
  Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" утратил силу с 1 января 1999 г., за исключением п. 2 ст. 18 и ст. 19, 20 и 21, а в ст. 20 внесены изменения и дополнения Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 150-ФЗ.
  Федеральным законом Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ предусмотрена норма, согласно которой: "Впредь до введения в действие статей 13, 14 и 15 части первой Кодекса установить, что налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные ст. 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не взимаются", а также установлено, что п. 3 ст. 1, ст. 12, 13,14,15 и 18 части первой Кодекса вводятся в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
  В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" часть первая Налогового кодекса Российской Федерации вводится в действие с 1 января 1999 г., за исключением п. 3 ст. 1, ст. 12,13, 14, 15 и 18, которые будут введены в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
  Абзац второй п. 1 ст. 47 части первой Кодекса вводится в действие с 1 января 2000 г.
  Принятая первая часть Налогового кодекса Российской Федерации систематизировала общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы налогообложения, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
  Налоговый кодекс РФ является основополагающим нормативным правовым актом, комплексно закрепляющим наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в России*.
 
  *В настоящем учебном пособии рассматривается только налоговое законодательство России. Налоговое законодательство зарубежных стран см.: Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М.: Манускрипт, 1993.
 
  Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из 7 разделов, 20 глав и 142 статей:
  Раздел I. Общие положения (состоит из 2 глав и 18 статей).
  Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях (состоит из 2 глав и 11 статей).
  Раздел III. Налоговые органы. Органы налоговой полиции. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов налоговой полиции и их должностных лиц (состоит из 2 глав и 8 статей).
  Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (состоит из 6 глав и 42 статей).
  Раздел V. Налоговая отчетность и налоговый контроль (состоит из 2 глав и 26 статей).
  Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение (состоит из 4 глав и 31 статьи).
  Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц (состоит из 2 глав и 6 статей).
  Налоговый кодекс РФ распространяет свое действие на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо им предусмотрено. Налоговый кодекс будет способствовать укреплению экономики России как федеративного государства, защите интересов налогоплательщиков, в том числе и граждан России, привлечению иностранных инвестиций, соблюдению законности в сфере налоговых отношений.
  Основные начала (принципы) законодательства о налогах и сборах закреплены в ст. 3 НК РФ, согласно которой:
  - каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости;
  - налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с Налоговым кодексом и таможенным законодательством Российской Федерации.
  Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
  Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия законной деятельности налогоплательщика.
  Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом.
  Акты законодательства о налогах и (или) сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в какой сумме он должен платить.
  В соответствии со ст. 4 Налогового кодекса РФ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Государственный таможенный комитет Российской Федерации при издании указанных актов руководствуется также таможенным законодательством Российской Федерации.
  Налоговый кодекс РФ является основным нормативным правовым актом, закрепившим основополагающие положения о налогообложении. Нормативные правовые акты о налогах и сборах при их многообразии и различиях должны соответствовать положениям, установленным Налоговым кодексом РФ.
  В Налоговом кодексе РФ предусмотрены правила, которые применяются при определении несоответствия нормативного правового акта о налогах и сборах положениям Налогового кодекса РФ или при определении несоответствия между собой актов, имеющих разную юридическую силу.
  Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Налоговому кодексу РФ или акту более высокой юридической силы при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
  1) издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
  2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов внебюджетных фондов, установленные НК РФ;
  3) изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;
  5) запрещает действия налоговых органов и их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;
  6) разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;
  7) изменяет установленные НК РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК РФ, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они им используются;
  9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.
  В ст. 5 Налогового кодекса РФ установлен порядок определения действия актов законодательства о налогах и сборах во времени. Как правило, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных в Налоговом кодексе, а акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом.
  Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
  Важнейшим положением Налогового кодекса РФ является то, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют; и, напротив, установлено правило, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей имеют обратную силу.
  При этом необходимо иметь в виду, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
  В соответствии с общим конституционным принципом российского права о приоритете норм международного права и международных договоров Российской Федерации Налоговый кодекс РФ установил, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
  С целью координации действий органов государства и местного самоуправления при налогообложении, усиления контроля в данной сфере общественной жизни за соблюдением законодательства о налогах и сборах Налоговый кодекс РФ устанавливает порядок поступления информации об установлении региональных и местных налогов и сборов, их отмене в соответствующие органы государства.
  Информация об установлении региональных и местных налогов или сборов направляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Министерство финансов Российской Федерации, а также в соответствующие региональные налоговые и финансовые органы. Сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях ежеквартально публикуются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, а сведения о действующих местных налогах и сборах и об их основных положениях не реже одного раза в год публикуются соответствующими региональными налоговыми органами.
  В соответствии со ст. 17 Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
  - объект налогообложения;
  - налоговая база;
  - налоговый период;
  - налоговая ставка;
  - порядок начисления налога;
  - порядок и сроки уплаты налога.
  В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
  § 3. Налоговое правоотношение
 
  Налоговое правоотношение - вид финансового правоотношения, то есть общественное финансовое отношение, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права - налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими при установлении, введении и взимании налогов и сборов в РФ, а также в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
  Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов: субъектов, объекта и содержания.
  В ст. 9 Налогового кодекса РФ определены участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
  Субъектами налогового правоотношения являются:
  1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налоговыми агентами;
  3) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные подразделения;
  4) Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его территориальные подразделения;
  5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);
  6) Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы (финансовые органы) - при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных Налоговым кодексом;
  7) органы государственных внебюджетных фондов;
  8) Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и ее территориальные подразделения - при решении вопросов, отнесенных к их компетенции Налоговым кодексом РФ.
  Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
  В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.
  Налоговый кодекс РФ, определяя участников налоговых правоотношений, вводит новые понятия, ранее не используемые в налоговом законодательстве России. Речь идет о налоговых агентах, сборщиках налогов и (или) сборов, а также о взаимозависимых лицах.
  Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговыми агентами, например, являются работодатели при исчислении, удержании и перечислении в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов, взимаемых с заработной платы и иных доходов своих работников.
  Налоговый Кодекс вводит новое понятие "сборщик налогов". В соответствии со ст. 25 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами - сборщиками налогов и (или) сборов.
  Учитывая особенность развития рыночных отношений в стране, с целью усиления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах Налоговый кодекс РФ закрепляет возможность привлечения к уплате налогов и сборов не только налогоплательщиков, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, но и иных лиц. Для этих целей налогообложения вводится категория взаимозависимые лица".
  В соответствии со ст. 20 Налогового кодекса РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
  1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
  2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
  3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
  Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
  В Налоговом кодексе используется понятие "физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации". Физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации - физические лица, фактически находящиеся на территорий Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
  Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговой правоотношение - обязательный безвозмездный взнос, налог, сбор, размер которого определяется установленными законодательством о налогах и сборах правилами. Объект налогового правоотношения и объект налогообложения - связанные, но не идентичные понятия.
  Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношений. Права и обязанности субъектов налоговых правоотношений предусмотрены законодательством о налогах и сборах.
  Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:
  - получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
  - получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
  - использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  - получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом РФ;
  - на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  - представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
  - представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
  - присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  - получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налога;
  - требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
  - не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу РФ или иным федеральным законам;
  - обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  - требовать соблюдения налоговой тайны;
  - требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
  Налогоплательщики имеют также иные права, установленные Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
  Налогоплательщики обязаны:
  - уплачивать законно установленные налоги;
  - встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом РФ;
  - вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  - представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  - представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  - выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  - предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ;
  - в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.
  Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели, кроме вышеназванных обязанностей, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:
  - об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок;
  - обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях -в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  - обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
  - о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
  - об изменении своего места нахождения или места жительства - в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.
  Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.
  За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
  Налоговые агенты обязаны:
  - правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
  - в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
  - вести учет выплаченных налогоплательщиками доходов, удержанных и перечисленных в бюджет (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
  - представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
  За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  Права и обязанности сборщиков налогов и (или) сборов определяются Налоговым кодексом РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах.
  За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей сборщики налогов несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
  Новеллой законодательства о налогах и сборах являются нормы, регулирующие представительство в налоговых отношениях.
  В соответствии со ст. 26 Налогового кодекса РФ налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Данное правило распространяется на сборщиков сборов и налоговых агентов.
  Законными представителями налогоплательщика - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
  Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
  Налоговым кодексом закрепляется положение гражданского законодательства РФ о том, что действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.
  Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
  Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых и таможенных органов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры.
  Уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
  Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 182, 185-189 ГК РФ).
  Налоговый кодекс РФ закрепляет права и обязанности налоговых органов, которыми являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации. Полномочиями налоговых органов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.
  Налоговые органы вправе:
  - проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ;
  - вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов;
  - приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ;
  - осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам;
  - определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления налоговым органом необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
  - требовать от налогоплательщиков и иных обязанных лиц устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
  - взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ;
  - контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам и другие права, предусмотренные НК РФ.
  Налоговые органы обязаны:
  - соблюдать законодательство о налогах и сборах;
  - осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
  - вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
  - проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
  - осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ;
  - соблюдать налоговую тайну;
  - направлять налогоплательщику и иному обязанному лицу копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
  Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами.

<< Пред.           стр. 6 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу