<< Пред.           стр. 7 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

  Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
  Федеральные органы налоговой полиции выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции, возложенные на них Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Положением "О федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации", утвержденным Указом Президента Российской Федерации 25 сентября 1999 г. № 1272 *.
 
  * Российская газета. 1999. 30 сент.
 
  Органы налоговой полиции полномочны:
  - производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации дознание по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции указанных органов;
  - проводить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к их подследственности;
  - осуществлять в соответствии с федеральным законом оперативно-розыскную деятельность;
  - по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках;
  - осуществлять иные полномочия, предусмотренные Законом Российской федерации "О федеральных органах налоговой полиции".
  Органы налоговой полиции при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом РФ к полномочиям налоговых органов, обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обязательств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
  В соответствии с Налоговым кодексом РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 266 "О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков" утверждены Правила ведения единого государственного реестра налогоплательщиков. В приложении к данным Правилам приводится перечень сведений, представляемых в налоговые органы в обязательном порядке для ведения единого государственного реестра налогоплательщиков*.
 
  *Российская газета. 1999. 24 марта.
  § 4. Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
 
  Налоговый кодекс РФ в ст. 72 закрепляет основные способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Данная статья не носит исчерпывающий характер. В частности, в отношении налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, могут применяться иные меры обеспечения исполнения обязательств в порядке и на условиях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации.
  Закрепляя основные способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, Налоговый кодекс РФ использует как гражданско-правовые способы обеспечения исполнения обязательств (залог, поручительство, пени), так и специфические способы обеспечения, характерные для властных отношений, которыми являются налоговые отношения (приостановление операций по счетам в кредитных организациях и арест на имущество налогоплательщика).
  Залогам имущества обеспечивается обязанность по уплате налогов и сборов в случае изменения срока исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (при отсрочке, рассрочке, налоговом кредите или инвестиционном налоговом кредите). Отношения по залогу имущества в налоговых отношениях регламентируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
  Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик (иное обязанное лицо) или плательщик сбора, так и третье лицо.
  Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству Российской Федерации, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ. В соответствии со ст. 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота; требований, неразрывно связанных с личностью кредитора. Последующий залог, предусмотренный ст. 342 ГК РФ, в налоговых правоотношениях не применяется. Согласно ст. 73 Налогового кодекса, предметом залога по договору между налоговым органом и залогодателем не может быть предмет залога по другому договору.
  Договор о залоге в соответствии со ст. 339 ГК РФ под страхом недействительности должен быть заключен в письменной форме, а договор об ипотеке подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации. В договоре должны быть указаны предмет залога и его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом. В договоре о залоге должно содержаться указание на то, у какой из сторон находится заложенное имущество.
  В соответствии с Налоговым кодексом РФ при залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.
  Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.
  При неисполнении налогоплательщиком, плательщиком сбора или иным обязанным лицом обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
  В соответствии со ст. 349 ГК РФ требования залогодержателя (кредитора) удовлетворяются из стоимости заложенного недвижимого имущества по решению суда. Требования залогодержателя удовлетворяются за счет заложенного движимого имущества по решению суда, если иное не предусмотрено соглашением залогодателя с залогодержателем. Однако на предмет залога, переданный залогодержателю, взыскание может быть обращено в порядке, установленном договором о залоге, если законом не установлен иной порядок.
  Особый правовой режим установлен для залога недвижимости (ипотека). В соответствии со ст. 334 ГК РФ залог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир и другого недвижимого имущества (ипотека) регулируется законом об ипотеке. Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" № 102-ФЗ был принят 16 июля 1998 г. *
 
  * Российская газета. 1998. 22 июля.
 
  Поручительство является одним из гражданско-правовых способов обеспечения исполнения обязательств (ст. 361-367 ГК РФ). Гражданское законодательство применяется к правоотношениям, возникающим при установлении поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога или сбора, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
  В соответствии со ст. 74 Налогового кодекса РФ в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством.
  В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.
  Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем.
  В соответствии со ст. 362 ГК РФ договор поручительства должен быть совершен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства.
  Договор поручительства подлежит регистрации в налоговом органе по месту учета налогоплательщика или иного обязанного лица в течение трех рабочих дней со дня заключения договора.
  При неисполнении налогоплательщиком налоговой обязанности по уплате налога и сбора, обеспеченных поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов и убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником.
  Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.
  По исполнении поручителем своих обязанностей в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.
  Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке.
  Гражданским законодательством пеня определяется как форма неустойки (ст. 330 ГК РФ). Налоговый кодекс содержит легальное определение пени.
  Пеней признается установленная Налоговым кодексом РФ денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налога или сбора в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующей пени уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
  Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
  Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
  Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
  Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
  Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в установленном Налоговым кодексом РФ порядке.
  Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном порядке.
  Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
  Приостановление операций по счетам налогоплательщика - организации, налогового агента - организации, плательщика сбора - организации или налогоплательщика - индивидуального предпринимателя применяется в соответствии со ст. 76 Налогового кодекса РФ для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено законом. Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
  Гражданским законодательством установлена очередность списания денежных средств со счета в кредитной организации (ст. 855 ГК РФ). Поэтому указанное ограничение на производство расходных операций не распространяется на платежи очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. Речь идет об удовлетворении требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о взыскании алиментов, выплате выходного пособия, оплате труда лицам, работающим по трудовому договору (контракту), выплате вознаграждений по авторскому договору.
  Решение о приостановлении операций налогоплательщика - организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком - организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога.
  Решение о приостановлении операций налогоплательщика - организации по счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога. Оно направляется налоговым органом банку с одновременным уведомлением налогоплательщика и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения.
  Решение о приостановлении операций налогоплательщика - организации и налогоплательщика - индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может также приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа в случае непредставления этими налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в случае отказа от представления налогоплательщиком - организацией и налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем налоговых деклараций. В этом случае приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления этими налогоплательщиками налоговой декларации.
  Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке подлежит безусловному исполнению банком.
  Приостановление операций налогоплательщика по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.
  Приостановление операций по счетам налогоплательщика отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение указанным лицом решения о взыскании налога.
  Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком, в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа.
  В таком же порядке приостанавливаются расходные операции по счетам в кредитных организациях (банках) налогового агента и плательщика сборов.
  При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.
  Исполнение решения о взыскании налога (сбора) может обеспечиваться не только приостановлением расходных операций по счетам в кредитной организации (банке), но и арестом имущества.
  Налоговый кодекс содержит легальное определение ареста имущества (ст. 77 Налогового кодекса РФ).
  Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика - организации в отношении его имущества.
  Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком - организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
  Арест имущества может быть полным или частичным.
  Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика - организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
  Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика - организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
  Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика - организации принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.
  Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика - организации.
  Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения по уплате налога.
  Арест имущества налогоплательщика - организации производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику - организации (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества.
  Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику - организации (его представителю) разъясняются их права и обязанности.
  Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.
  Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику - организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.
  При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности - их стоимости.
  Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику - организации (его представителю).
  Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога.
  Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом органа налоговой службы или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом, или судом.
  Указанные правила применяются также в отношении ареста имущества налогового агента - организации и плательщика сбора - организации.
  § 5. Учет налогоплательщиков
 
  Для действенного осуществления налогового контроля введена обязательная для налогоплательщиков постановка на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиалов и представительств, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Если в состав организации входят филиалы, представительства или имеется на праве собственности недвижимое имущество, подлежащее налогообложению, она должна встать на учет в налоговом органе не только по месту нахождения, но и по месту нахождения каждого филиала и (или) представительства и месту нахождения названного имущества и транспортных средств.
  Постановка на учет организаций или индивидуальных предпринимателей не зависит от того, имеются ли у налогоплательщиков подлежащие налогообложению доходы или нет.
  Заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя подается в соответствующие налоговые органы в течение 10 дней со дня их государственной регистрации, а при осуществлении деятельности через филиал или представительство - в течение 10 дней со дня их создания. В свою очередь, органы, осуществляющие регистрацию названных лиц, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения в течение 10 дней о регистрации (перерегистрации), ликвидации (реорганизации) организации или выдаче индивидуальным предпринимателям свидетельства о регистрации, его изъятии либо истечении действия.
  Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию рождения или смерти, также обязаны сообщать налоговому органу об этих фактах в течение 10 дней после соответствующей регистрации.
  Если в собственности организации находится недвижимое имущество или транспортное средство, подлежащее налогообложению, заявление о постановке на учет подается по месту нахождения названных объектов в течение 30 дней со дня их регистрации.
  Законодательством установлен несколько иной порядок постановки на учет физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, подлежащего налогообложению. Так, постановка на учет осуществляется на основании информации, предоставляемой органами, осуществляющими учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, транспортных средств, не позднее 10 дней после регистрации этого имущества.
  Особые требования к организации постановки на учет в налоговом органе предъявляются к нотариусам и иным органам, уполномоченным совершать нотариальные действия, заключающиеся в обязанности сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и дарение имущества, подлежащего налогообложению, не позднее пяти дней.
  Местом нахождения недвижимого имущества (за исключением транспортных средств) считается место его фактического нахождения. Для таких транспортных средств, как морской, речной и воздушный - место нахождения (жительства) их собственника.
  Местом нахождения иных транспортных средств считается место прописки, государственной регистрации, а в случае отсутствия таковых - место нахождения (жительства) собственника.
  На банки возложена обязанность открывать счета организациям, индивидуальным предпринимателям, а также таким лицам, как частные нотариусы, частные детективы, частные охранники, только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
  Банк также обязан сообщить в течение 5 дней об открытии или закрытии счета названным лицам в налоговый орган по месту их учета.
  Основываясь на имеющихся данных и сведениях о регистрации юридических лиц, недвижимого имущества и сделок с ним, налоговые органы должны самостоятельно, не дожидаясь подачи заявления налогоплательщиком, принимать меры к постановке их на учет.
  § 6. Налоговый контроль
 
  Финансовый контроль как вид государственного контроля направлен на проверку расходования государственных средств, своевременности и полноты мобилизации государственных ресурсов, законности расходов и доходов финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности. В зависимости от органов, его осуществляющих, он подразделяется на государственный, внутрихозяйственный и аудит. Государственный финансовый контроль, в свою очередь, делится на общегосударственный и ведомственный. Следовательно, налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю и может быть определен как регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд.
  В зависимости от сроков его проведения различают оперативный и периодический контроль, в зависимости от источников налоговый контроль подразделяется на документальный и фактический.
  Оперативный контроль представляет собой проверку, осуществляемую в течение отчетного периода после завершения контролируемой операции.
  Периодический контроль представляет собой проверку за определенный отчетный период.
  Документальный контроль - это проверка данных, содержащихся в финансовых документах.
  Фактический контроль - это проверка, проводимая путем осмотра, обмера, обследования материальных ценностей.
  Налоговый контроль осуществляется в различных формах, основные из которых названы в Налоговом кодексе Российской Федерации. К ним относятся: налоговая проверка, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых органов и плательщиков сбора, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территории, используемых для извлечения дохода (прибыли), и др.
  Основной формой налогового контроля названа налоговая проверка.
  Налоговые органы могут проводить налоговые проверки двух видов: камеральные проверки в отношении всех налогоплательщиков и выездные проверки в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей.
  Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки.
  Назначение встречной проверки возможно, если при проведении камеральной или выездной проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами. При этом налоговыми органами могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.
  В целях защиты прав налогоплательщика Налоговым кодексом РФ предусмотрен запрет на проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период. Исключение составляют случаи, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
  Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа.
  Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения, анализа налоговых деклараций, документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
  Камеральная проверка проводится должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и необходимых для исчисления и уплаты налогов документов, если законодательством не предусмотрены иные сроки.
  Налоговые органы вправе истребовать дополнительные документы, сведения, получить объяснения, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
  В случае выявления каких-либо ошибок в заполнении документов об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
  Если налогоплательщику необходимо будет произвести доплату по налогам, налоговый орган направляет ему требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
  Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. Она должна проводиться не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев. В ряде случаев вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной проверки до трех месяцев*. По ее окончании составляется акт**.
 
  * Приказ МНС России от 8 октября 1999 г. "Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок" // Российская газета. 1999. 29 ноября.
  ** Приказ МНС России от 31 марта 1999 г. "Об утверждении инструкции МНС РФ от 31 марта 1999 г. № 52 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов" //
 
  Одновременно с выездной проверкой может проводиться инвентаризация имущества налогоплательщика, а также осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения.
  Если у сотрудников налоговых органов имеются основания полагать, что документы, свидетельствующие о налоговом правонарушении, могут быть уничтожены, скрыты или изменены, проводится изъятие этих документов.
  В акте об изъятии документов должна быть обоснована необходимость изъятия и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик имеет право отразить в акте свои замечания. Изъятые документы должны быть пронумерованы, скреплены печатью или подписью налогоплательщика. Если последний отказывается подписать или скрепить печатью акт, об этом делается соответствующая отметка. Копия акта об изъятии документов передается налогоплательщику.
  В процессе проведения налоговой проверки в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, заносимые в протокол. В свою очередь, физическое лицо может отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным российским законодательством.
  В основном показания свидетеля могут быть получены в налоговом органе и, как исключение, - по месту пребывания свидетеля, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа - и в других случаях.
  Свидетелю должны быть разъяснены его права и обязанности, он предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.
  В процессе проведения выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа вправе проводить осмотр территорий и помещений налогоплательщика, а также документов и предметов, о чем составляется протокол. Осмотр производится в присутствии понятых. При осмотре могут присутствовать заинтересованное лицо (налогоплательщик) или его представитель, а также специалисты. Может производиться также фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии и т. д.
  В процессе проведения налоговой проверки должностные лица налогового органа вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. Этому соответствует обязанность проверяемого лица направить или выдать налоговому органу истребуемые документы в пятидневный срок. Неисполнение данной обязанности квалифицируется как налоговое правонарушение (ст. 127 Н К РФ). В случае такого отказа должностное лицо налогового органа производит выемку необходимых документов.
  Выемка документов производится только на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Названное постановление должно быть утверждено руководителем (или заместителем) данного органа.
  Выемка производится в присутствии понятых и заинтересованных лиц в любое время, за исключением ночного.
  До начала выемки должностное лицо предлагает добровольно выдать необходимые документы и предметы и только в случае получения отказа, предварительно разъяснив присутствующим лицам их права и обязанности, производит выемку принудительно. В протоколе выемки перечисляются и описываются изъятые документы. Копия протокола передается под расписку или высылается лицам, у которых произведена выемка. Зачастую оказывается недостаточным осуществить выемку копии документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть основания полагать, что подлинники могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены. В этом случае должностные лица налогового органа вправе изъять подлинные документы, изготовив предварительно с них копии и передав их проверяемому лицу в пятидневный срок.
  В необходимых случаях в целях проведения квалифицированной выездной налоговой проверки назначается экспертиза с привлечением на договорной основе эксперта-специалиста в сфере науки, техники, искусства.
  Назначение экспертизы оформляется вынесением постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку. Эксперт для получения ответов на вопросы, содержащиеся в постановлении, вправе знакомиться с материалами проверки, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. Он может отказаться от дачи заключения, если сочтет недостаточными представленные ему документы для ответа на поставленные ему вопросы.
  Должностное лицо налогового органа обязано ознакомить заинтересованное проверяемое лицо с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить его права, которые заключаются в следующем: 1) заявить отвод эксперту; 2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц; 3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта; 4) присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту; 5) знакомиться с заключением эксперта.
  По окончании экспертизы эксперт составляет заключение в письменной форме от своего имени. Заключение предъявляется проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы. Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения и поручается тому же или другому эксперту. Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту.
  В тех случаях, когда для проведения законной налоговой проверки необходим перевод с иностранного языка, приглашается переводчик. Переводчиком не может являться заинтересованное лицо. Он предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод, о чем делается отметка в протоколе.
  В ряде случаев при проведении налоговых проверок законодатель предусматривает обязательное участие понятых, которых должно быть не менее двух и которые не заинтересованы в исходе дела. Недопустимо приглашать в качестве понятых должностных лиц налогового органа.
  Понятые обязаны удостоверить в протоколе действия, проводившиеся в их присутствии, а также вправе делать по поводу этих действий замечания, которые должны быть отражены в протоколе.
  Свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные.
  Переводчики, специалисты и эксперты помимо названного получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не является их обязанностью.
  Свидетелям за время их отсутствия на рабочем месте сохраняется заработная плата по основному месту работы.
  В целях соблюдения законности и охраны прав налогоплательщиков в процессе осуществления налогового контроля, в обязательном порядке в предусмотренных законом случаях составляется соответствующий документ, имеющий юридическое значение - протокол.
  В протоколе обязательно должно быть указано следующее: 1) его наименование; 2) место и дата производства конкретного действия; 3) время начала и окончания действия; 4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; 5) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях - его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком; 6) содержание действия, последовательность его проведения; 7) выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.
  С протоколом знакомятся лица, принимавшие участие в производстве действий. Если у них есть замечания, они вносятся в протокол или приобщаются к делу.
  Протокол подписывается составившим его должностным лицом, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действий или присутствовавшими при его проведении.
  После окончания налоговой проверки составляется акт, подписываемый должностными лицами налогового органами, проводившими проверку, а также проверяемыми лицами или руководителями проверяемой организации. В случае отказа проверяемых лиц подписать акт в нем делается соответствующая запись. Если те же лица уклоняются от получения акта проверки, должностные лица налогового органа составляют об этом соответствующий акт, дата составления которого и считается датой вручения акта налоговой проверки. Процессуально важной является дата вручения акта проверки проверяемому лицу. В случае направления акта по почте, в отличие от вручения под его расписку, датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.
  Министерство Российской Федерации по налогам и сборам устанавливает форму акта проверки и формулирует требования, предъявляемые к его содержанию. Так, в акте проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в результате проверки, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и применению санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах. Если налогоплательщик не согласен с фактами, указанными в акте проверки, а также с выводами или предложениями, ему предоставлено право в двухнедельный срок со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по нему, приложив дополнительные документы (копии), подтверждающие его позицию.
  Руководитель налогового органа или его заместитель должны рассмотреть акт налоговой проверки только по истечении указанного срока (две недели со дня получения налогоплательщиком), но не более 14 дней. Если представлены возражения на акт проверки, они изучаются руководителем налогового органа. Рассмотрение материалов проверки и возражений осуществляется в присутствии проверяемых лиц, о чем они извещаются. Если названные лица не явились в налоговый орган, рассмотрение проводится в их отсутствие.
  Если по окончании проверки акт не был составлен, это расценивается как отсутствие выявленных в ходе проверки налоговых правонарушений.
  После рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа должен вынести решение в форме постановления, в котором содержатся следующие выводы: 1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; 2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; 3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
  Копия решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и требования об уплате недоимки по налогу, пени, сумм налоговых санкций, а также об устранении выявленных нарушений вручаются налогоплательщику под расписку или иным способом, подтверждающим дату получения. Если дату невозможно уточнить, решение считается полученным по истечении шести дней после его отправки заказным письмом. Несоблюдение названных требований должностным лицом может являться основанием для отмены решения вышестоящим налоговым органом.
  В случае выявления налогового правонарушения, за которое налогоплательщик подлежит привлечению к административной ответственности, должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении. Привлечение к административной ответственности осуществляется в соответствии с административным законодательством.
  Информация, полученная в ходе проведения налогового контроля, должна сохраняться в тайне и не подлежит разглашению.
  В Налоговом кодексе Российской Федерации впервые содержится понятие налоговой тайны и раскрывается ее содержание.
  Так, законодатель относит к налоговой тайне любые сведения о налогоплательщике, полученные в ходе проверки. Исключение составляет информация, которая была самостоятельно разглашена налогоплательщиком или с его согласия; сведения об идентификационном номере налогоплательщика, о налоговых нарушениях и ответственности за них, а также сведения, представляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств согласно международным договорам.
  Под разглашением налоговой тайны понимается, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового (таможенного) органа, органов государственных внебюджетных фондов, привлеченному к налоговой проверке специалисту или эксперту.
  Сведения, которые относятся к налоговой тайне, должны иметь особый режим хранения и доступа.
  За разглашение названных сведений должностные лица налогового органа несут различные виды ответственности (например, дисциплинарную, имущественную).
  § 7. Ответственность за нарушение налогового законодательства. Понятие и виды налоговых правонарушений
 
  Функционирование налоговой системы обеспечивается мерами юридической ответственности. Российское законодательство предусматривает меры административной, уголовной, дисциплинарной, материальной, а также финансовой, в том числе налоговой, ответственности за совершение различных видов нарушений законодательства о налогах и сборах.
  Налоговая ответственность, наступающая в результате совершения налогового правонарушения, обладает рядом общих признаков, характерных для любого из видов юридической ответственности: она является средством охраны правопорядка; состоит в применении мер государственного принуждения; наступает за нарушение правовых норм; наступает на основе норм права; является следствием виновного деяния; заключается в применении санкций и связана с отрицательными последствиями материального или морального характера, которые нарушитель должен претерпеть; реализуется в соответствующих процессуальных формах.
  Вместе с тем налоговая ответственность характеризуется и рядом специфических черт, которые можно свести к следующему: основанием налоговой ответственности является налоговое правонарушение; наступление ответственности урегулировано нормами налогового права; ответственность состоит в применении к нарушителю специальных финансовых санкции (штрафы, пеня); законодательство предусматривает особый порядок привлечения к ответственности, предусмотренный Налоговым кодексом Российской Федерации; субъектами данной ответственности являются налогоплательщики и иные обязанные лица; к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах привлекаются налоговые, таможенные органы, органы налоговой полиции и их должностные лица.
  В соответствии с налоговым законодательством должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства о налогах и сборах, привлекаются в установленном порядке помимо налоговой к административной, уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности.
  Впервые уголовная ответственность за нарушения налогового законодательства была введена в 1992 году, когда в УК РСФСР ввели статьи 1622 и 1623. В настоящее время Уголовный кодекс Российской Федерации содержит несколько статей, предусматривающих уголовную ответственность за такого рода правонарушения:
  - статья 198 "Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды";
  - статья 199 "Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации";
  - статья 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица".
  Ряд других статей УК РФ (например, ст. 171,172,173,174 и др.) также связаны в опосредованной форме с нарушениями налогового законодательства*.
 
  * Подробнее о характеристике данных видов преступлений см.: Уголовное право. Часть Общая. Часть Особенная: Учебник / Под общ. ред. проф. Л.Д. Гаухмана и др. С. 432-443.
 
  Уголовная ответственность, в том числе и за нарушения налогового законодательства, характеризуется следующими специфическими чертами:
  - субъектами уголовной ответственности являются только граждане;
  - уголовная ответственность осуществляется только в судебном порядке;
  - она вытекает из норм уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права;
  - она применяется за наиболее опасные общественные деяния - преступления.
  Состав преступления, предусмотренный статьей 198 УК РФ.
  Объектом преступного посягательства являются общественные отношения, складывающиеся в сфере экономики, в процессе уплаты налогов физическими лицами.
  Объективная сторона выражается в непредставлении декларации о доходах (бездействие) или включении в подаваемую декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах (действии), а также уклонении от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды. Критерием отграничения данного правонарушения от аналогичного, за которое предусмотрена административная ответственность, является размер неуплаченной суммы налога - он должен превышать двести минимальных размеров оплаты труда.
  Субъектом данного преступления может быть только физические лицо (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) - налогоплательщик, обязанный подавать декларацию о доходах.
  Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, т.е. лицо осознает, что, не представляя или искажая декларацию, уклоняясь от уплаты страховых взносов, оно тем самым причиняет вред в виде неуплаты налогов в бюджет или во внебюджетные фонды и желает его причинить.
  Часть 2 ст. 198 У К РФ содержит такие квалифицирующие признаки, как совершение тех же деяний:
  - в особо крупном размере (свыше пятисот минимальных размеров оплаты труда);
  - лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных данной статьей, а также ст. 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица" или ст. 199 "Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации".
  Состав преступления, предусмотренный статьей 199 УК РФ.
  Объектом данного преступления является та же сфера экономических отношений, возникающих в процессе уплаты налогов и страховых взносов в бюджет и внебюджетные фонды.
  Объективная сторона выражается в действии - в уклонении от уплаты налога с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах, а также уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере (сумма неуплаченных налогов и (или) страховых превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда).
  Субъект специальный - лица, которые в соответствии с нормативными актами и учредительными документами организации обязаны обеспечить правильность отчетных данных и исчисления налогов (главный бухгалтер), а также руководитель организации.
  Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
  Квалифицирующие признаки:
  - то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору;
  - лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных данной статьей и статьями 194 либо 198 УК РФ;
  - неоднократно;
  - в особо крупном размере (свыше пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда).
  Дисциплинарная ответственность за нарушение налогового законодательства применяется в случае нарушения работником организации трудовой или служебной дисциплины. Привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляет администрация в соответствии с Кодексом законов о труде Российской Федерации. В сфере налогообложения вопрос о дисциплинарной ответственности наиболее актуален в отношении сотрудников налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и налоговой полиции, которые являются государственными служащими.
  Ответственность государственного служащего предусмотрена Федеральным законом от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации", в соответствии с которым за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей на него могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Государственный служащий может быть временно, до одного месяца, отстранен от исполнения своих обязанностей.
  Дисциплинарным проступком сотрудников налоговых, таможенных органов и налоговой полиции является разглашение коммерческой, банковской, налоговой тайны, халатное отношение к своим обязанностям по учету налогоплательщиков, а также деяния, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан, и др.
  Если неправомерными действиями государственных служащих наносится ущерб интересам и правам физических или юридических лиц, потерпевшие могут потребовать возмещения возникшего материального или морального вреда в установленном российским законодательством порядке. Так, в частности, Законом "О Государственной налоговой службе" предусмотрена материальная ответственность должностных лиц государственных налоговых инспекций за невыполнение или ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей.
  Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.
  Налоговым законодательством предусмотрена ответственность физических и юридических лиц за совершение налогового правонарушения, причем физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцати лет.
  Основываясь на общих правовых принципах привлечения к юридической ответственности, налоговое законодательство предусматривает следующие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:
  1. Основания и порядок привлечения к данной ответственности предусмотрены только в Налоговом кодексе Российской Федерации.
  2. Не допускается повторное привлечение к ответственности за совершение того же налогового правонарушения.
  3. Налоговая ответственность физических лиц, предусмотренная Налоговым кодексом Российской Федерации, наступает только за те деяния, которые не содержат признаков состава преступления, перечисленных в уголовном законодательстве.
  4. Привлечение к ответственности юридических лиц за налоговые правонарушения не исключает административной, уголовной или иной ответственности их руководителей.
  5. Привлечение к ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.
  6. Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена презумпция невиновности. Обязанности по доказыванию вины и иных обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения, возлагаются на налоговые органы. Всякие сомнения толкуются в пользу налогоплательщика.
  Основанием привлечения к ответственности, как отмечалось ранее, является совершение налогового правонарушения, т.е. должны быть установлены все элементы правонарушения, образующие объективную и субъективную стороны, а также свидетельствующие о наличии объекта и субъекта конкретного правонарушения. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов исключает привлечение лица к ответственности. К обстоятельствам, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, законодатель относит следующие:
  1) отсутствие события налогового правонарушения;
  2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
  3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим шестнадцати лет;
  4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
  Важным элементом налогового правонарушения является наличие вины. Основными формами вины в данном случае являются умысел и неосторожность. Вместе с тем налоговое законодательство предусматривает, что вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действие или бездействие которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
  Законодательством предусмотрены случаи, когда налоговое законодательство нарушено, но налицо обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика. К названным обстоятельствам отнесены:
  1. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.
  2. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать отчет в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния.
  3. Выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.
  Наряду с обстоятельствами, исключающими привлечение лица к ответственности, налоговое законодательство устанавливает смягчающие ответственность обстоятельства и относит к ним следующие:
  1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  3) иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
  Наряду со смягчающими ответственность обстоятельствами в налоговом законодательстве предусмотрено обстоятельство, отягчающее ответственность, а именно - совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Причем лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.
  Данные обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие ответственность лица, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговое правонарушение.
  Для законного привлечения к ответственности виновного лица большое значение имеет вопрос о сроках давности. Так, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения (за исключением грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения - ст. 120 НК РФ, а также неуплаты или неполной уплаты сумм налога - ст. 122 НК РФ) либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекло три года (это правило распространяется на правонарушения, предусмотренные ст. 120, 122 НК РФ).
  Срок давности прерывается, если до его истечения лицо совершит новое нарушение законодательства о налогах и сборах. В этом случае исчисление нового срока давности начинается со дня совершения нового нарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено новое нарушение налогового законодательства.
  В случае привлечения лица к налоговой ответственности на него налагаются санкции, под которыми понимаются меры ответственности за совершение налогового правонарушения. Они устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в указанных в налоговом законодательстве размерах за конкретные виды нарушений.
  При наличии одного из обстоятельств, смягчающих ответственность, размер штрафа должен быть сокращен не менее чем в два раза по сравнению с указанным в законодательстве за совершение конкретного нарушения.
  Наличие отягчающего ответственность обстоятельства означает увеличение размера штрафа на 100 процентов.
  Совершение двух и более налоговых правонарушений одним лицом не влечет поглощения менее строгой санкции более строгой, поэтому штраф взыскивается за каждое правонарушение.
  Сумма штрафа взыскивается только после перечисления в полном объеме самой суммы задолженности и соответствующих пеней.
  Налоговые санкции взыскиваются только в судебном порядке и налоговым органам предоставлена возможность обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
  Если отказано в возбуждении уголовного дела или оно прекращено, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.
  В Налоговом кодексе РФ впервые установлен систематизированный перечень налоговых правонарушений, за совершение которых предусмотрена налоговая ответственность.
  Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ). Если налогоплательщик не встал на учет в налоговом органе в установленные законом сроки, с него взыскивается штраф в размере пяти тысяч рублей. Если налогоплательщик просрочил срок подачи заявления о постановке на учет более чем на 90 дней, с него взыскивается штраф в размере 10 тысяч рублей.
  Под уклонением от постановки на учет (ст. 117 НК РФ) понимается совершение организацией или гражданином-предпринимателем своей деятельности без постановки на учет в налоговом органе, что ведет к взысканию штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение названного периода времени, но не менее 20 тысяч рублей. То же деяние, совершаемое более трех месяцев подряд, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в данный период.
  Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 Н К РФ) наказывается взысканием штрафа в размере пяти тысяч рублей.
  Представление налоговой декларации в налоговый орган является важнейшей обязанностью налогоплательщика. Непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ) в период до 180 дней со дня наступления даты представления налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере пяти процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более тридцати процентов от указанной суммы и не менее ста рублей.
  Непредставление декларации в течение более 180 дней по истечении срока представления названной декларации влечет взыскание штрафа в размере тридцати процентов суммы налога, подлежащего уплате, и 10 процентов суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181 дня.
  Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 Н К РФ). Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения законодатель понимает отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Если данное грубое нарушение было совершено в течение одного налогового периода, это влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
  Если эти грубые нарушения были совершены в течение одного налогового периода, они наказываются штрафом в размере пятнадцати тысяч рублей.
  Если те же деяния повлекли занижение дохода, взимается штраф в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.
  Данным составом правонарушения охватываются и нарушения правил составления налоговой декларации, выразившиеся в несвоевременном или неправильном отражении в декларации доходов и расходов налогоплательщика, источников доходов, исчисленной суммы налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Эти действия наказываются штрафом в размере трех тысяч рублей.
  Неуплата или неполная уплата суммы налога (ст. 122 Н К РФ). Если выездная налоговая проверка налогового органа выявила, что в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода налог не был уплачен или был уплачен не полностью, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
  Если те же действия были совершены умышленно, это влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога.
  Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
  Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента (ст. 124 НК РФ) влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
  Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ), влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
  Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. Если непредставление сведений выразилось в отказе представить требуемые документы или иным образом организация уклонилась от представления документов либо документы были представлены с заведомо недостоверными сведениями, взыскивается штраф в размере пяти тысяч рублей. Те же деяния, совершенные физическим лицом, наказываются штрафом в размере 500 рублей.
  К налоговым правонарушениям относятся противоправные деяния, совершенные не только налогоплательщиками, но и иными лицами. К такого рода правонарушениям отнесены следующие.
  Ответственность свидетеля (ст. 128 НК РФ) наступает в следующих случаях: а) неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, - влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей; б) неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний - влекут штраф в размере трех тысяч рублей.
  Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, а также дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 Н К РФ) влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей и одной тысячи рублей соответственно.
  Неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 1291 НК РФ), если это деяние не содержит признаков правонарушения, предусмотренного ст. 126 Налогового кодекса РФ, влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей. За повторные деяния налагается штраф в размере 5000 рублей.
  Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132 НК РФ) заключается в открытии банком счета налогоплательщику без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а также в открытии счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица.
  Нарушение банком срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 НК РФ) влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.
  Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента (ст. 134 НК РФ). В качестве меры обеспечения выполнения налогоплательщиком своих обязанностей законодатель предоставляет налоговому органу право приостанавливать операции по счетам налогоплательщика или налогового агента. В случае неисполнения банком подобного решения налогового органа налагается штраф в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика или налогового агента другим лицам, но не более суммы задолженности.
  Неисполнение банком решения о взыскании налога или сбора, а также пени (ст. 135 НК РФ) влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки. Взыскание штрафа предусмотрено и за совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в банке находится инкассовое поручение налогового органа.
  В ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" закреплено правило, в соответствии с которым банки представляют справки об операциях и счетах своих клиентов налоговым органам. Ранее в законодательстве не содержалось нормы, гарантирующей исполнение данного требования банками. В 1999 году Налоговый кодекс РФ был дополнен статьей об ответственности банков за непредставление налоговым органам сведении о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов (ст. 135' НКРФ).
 
  § 8. Обжалование актов налоговых органов
  и действий или бездействия их должностных лиц
 
  Налогоплательщикам и налоговым агентам предоставлено право обжаловать акты ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если это по мнению налогоплательщика нарушает их права.
  Акты налоговых органов или деяния их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Обращение в вышестоящий орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
  В судебном порядке возможно обжаловать нормативные или ненормативные акты налоговых органов путем подачи искового заявления в арбитражный суд или в суд общей юрисдикции в соответствии с процессуальным законодательством.
  Порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу заключается в том, что жалоба подается в письменной форме в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик или иное обязанное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. При наличии уважительных причин возможно восстановление пропущенного срока.
  До принятия решения по жалобе лицо, ее подавшее, может ее отозвать на основании письменного заявления. Вместе с тем отзыв жалобы лишает данное лицо возможности повторной подачи жалобы по тем же основаниям, в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.
  Поданная жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом в течение одного месяца со дня ее получения.
  В течение данного срока должно быть принято одно из следующих решений:
  - оставить жалобу без удовлетворения;
  - отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
  - отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
  - изменить решение или вынести новое решение.
  По итогам рассмотрения жалобы выносится решение по существу в течение одного месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
  Подача жалобы в вышестоящие налоговые органы или вышестоящему должностному лицу, как правило, не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Если есть достаточные основания полагать, что обжалуемый акт или действие не соответствуют Российскому законодательству, названный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить его исполнение. Аналогичное решение может быть принято руководителем налогового органа, принявшего такой акт.
  Исковые заявления, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке,, установленном гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством.
  § 9. Налоги с юридических лиц и других организаций
 
  До перехода к рыночным отношениям налоги в нашей стране уплачивало лишь незначительное количество юридических лиц: колхозы и кооперативные организации. Государственные организации и предприятия привлекались к уплате обязательных платежей (свободного остатка прибыли, платы за основные и оборотные средства, фиксированные (рентные) платежи, отчисления от прибыли), которые создавали условия для государства - собственника подавляющего числа основных и оборотных средств - перераспределять прибавочный продукт, создаваемый в государственном секторе народного хозяйства, в соответствии с утвержденными планами экономического и социального развития страны. Налог с оборота, введенный еще в 1930-1931 гг., служил не только средством получения дохода, но и средством регулирования цен, позволяющим государству устанавливать цены не только в зависимости от их стоимости, но в определенных случаях с учетом общественных потребностей - либо ниже стоимости товара (лекарства, детские вещи и др.), либо выше (винно-водочные, табачные изделия и др.). В юридической литературе* высказывалась точка зрения о том, что налог с оборота схож с акцизом (косвенным налогом), особенно в тех случаях, когда цены на товары устанавливались выше их стоимости. Обязательные платежи, уплачиваемые государственными организациями и предприятиями, в том числе и налог с оборота, имеющий налоговую форму, рассматривались в науке финансового права в качестве самостоятельного института финансового права, отличающегося от института "налоги" тем, что при уплате (взимании) обязательных платежей не происходило изменения формы собственности. Обязательные платежи уплачивались государственными организациями и предприятиями, которые сами были объектами права государственной собственности. Возможность изъятия прибавочного продукта, создаваемого в государственном секторе, с помощью обязательных платежей приводила к снижению заинтересованности предприятий в результатах своей деятельности, порождало иждивенчество со стороны отдельных руководителей государственных организаций. При жестком нормировании расходов, которые могло произвести государственное предприятие, обязательный платеж - "свободный остаток прибыли" - приводил к изъятию не только "свободного" остатка прибыли, но и необходимой для развития предприятия части прибыли, тем самым предприятия, эффективно функционировавшие, уравнивались с малорентабельными и даже убыточными предприятиями, которым оказывалась соответствующая государственная помощь.
 
  * Цыпкин С.Д. Доходы государственного бюджета СССР. Правовые вопросы. М, 1973.
 
  Переход к новым социально-экономическим отношениям, приватизация государственных и муниципальных предприятии обусловили необходимость изменения взаимоотношении государственных организаций с бюджетом, установления равенства независимо от формы собственности, на основе которой функционирует организация, в области создания доходов разных уровней бюджета страны.
  В связи с утверждением новой налоговой системы ко всем юридическим лицам и другим организациям, независимо от форм собственности, применяется единый метод налогообложения (это не исключает возможности получения в соответствии с законодательством определенных льгот).
  Юридические лица и иные организации уплачивают следующие налоги и сборы:
  - федеральные (налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на прибыль; биржевой налог; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; платежи за пользование природными ресурсами и др.);
  - налоги республик в составе Российской Федерации, налоги краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга (налог на имущество предприятий; лесной доход; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
  сбор на нужды образовательных учреждений);
  - местные налоги (земельный налог; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий и др.).
  Основные федеральные налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами и организациями
 
  Налог на добавленную стоимость (НДС) - важнейший источник формирования доходов бюджетов страны.
  Правовой основой взимания НДС являются Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. I), Федеральный закон Российской Федерации "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ, ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г., Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от 6 декабря 1991 г. № 1992-1* (с последующими изменениями и дополнениями), постановления Правительства РФ и иные правовые акты. Данный налог представляет собой в соответствии с Законом форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
 
  * В связи с введением НДС и акцизов были отменены налог с оборота и налог с продаж. Налог с продаж вновь был установлен Законом РФ от 31 июля 1998 г. Подробнее данный налог рассматривается при характеристике региональных налогов.
 
  НДС - косвенный налог, то есть надбавка к цене товара*.
 
  * ВВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1871; 1992. № 23. Ст. 1229; № 34. Ст. 1976; 1993. № 4. Ст. 118; № 11. Ст. 387; № 14. Ст. 486; СЗ РФ. 1994. № 29. Ст. 3010; № 33. Ст. 3407; 1995. № 18. Ст. 1591; № 26. Ст. 2402; № 32. Ст. 3204; № 35. Ст. 3503; 1996. № 14. Ст. 1399; № 22. Ст. 2582; 1997. № 12. Ст. 1377; № 18. Ст. 2102; 1999. № 5. СТ. 1662; № 18. Ст. 2221.
  Как правильно отмечалось в юридической литературе, НДС относится к налогам на потребление, поскольку процесс переложения налога с продавца на покупателя товара завершается тогда, когда товар приобретает его конечный покупатель. Роль НДС в формировании государственных доходов значительна, так как по объему бюджетных поступлений, как установили исследователи данного налога, он уступает только налогу на прибыль организаций и составляет 33%. Фискальное значение НДС велико, однако, являясь налогом на потребление, он сокращает потребительский рынок, тем самым отрицательно влияет на развитие производства, особенно на развитие наукоемких отраслей производства и точных технологий.
  Плательщиками налога по Закону являются юридические лица, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность, международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие коммерческую деятельность на территории Российской Федерации. Но НДС - это налог не на предприятие, а на потребителя. Фактические плательщики налога - покупатели. Налог определяется как разница между налогами, взимаемыми при продаже и при покупке товара на каждом этапе технологической цепочки их производства и обращения.

<< Пред.           стр. 7 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу