<< Пред. стр. 4 (из 7) След. >>
49- Что нужно знать о технике для постижения
искусства боя?
- Мы частично уже касались этой темы, когда
говорили о развитии ног, корпуса и рук. Но сейчас
я хочу рассказать о технике не с позиции подготовки
тела и изучения траекторий движений, а в связи
с тактикой.
В школах ближнего боя основная нагрузка в поединках приходится на руки, поэтому есть смысл говорить прежде всего о ручной технике.
По мере того, как ученик продвигается к мастерству, он проходит следующие уровни, выражающие его способность воспользоваться боевой техникой в реальных или близких к реальным ситуациях:
- не успевает сделать ни блока, ни удара;
- успевает сделать только блок или удар;
- блок одной рукой, удар - другой;
- блок, затем удар той же рукой;
- блок одной и удар другой рукой одновременно;
- блок и удар одной рукой одновременно;
- только удар или блок - и победа;
- не делает ни блоков, ни ударов и остается непобежденным.
Первая и последняя ситуации по форме похожи, но различны по содержанию. Между этими уровнями лежит вся жизнь.
Осязаемая, удобная и гармоничная техника должна быть:
- простой и экономной;
- универсальной и хорошо связываться;
- отработана на снарядах, а затем с партнером
до автоматизма;
- связана с дыханием и духом;
- не вредной для вашего здоровья;
- стабильной по форме;
- устремлена к бесформенности;
- направлена на спокойствие вашего духа. Помните: техника сама по себе не приводит
к победе, она лишь помогает духу. Основными по казателями техники являются: сила, скорость, точ ность.
- Что есть тактика боя в конг-фу?
- Тактика - это способ логического пocтро-ения картины боя, извлечения пользы из своей силы и слабостей противника, использования ха-рактера местности, времени и других обстоятельств Она непременно должна предполагать возникно-вение непредвиденных ситуаций, которые могут пол-ностью изменить ход событий.
Тактика боя реализуется через технику защиты и нападения. Эти действия могут быть сознатель-: ными или рефлекторными.
Давайте рассмотрим схему реализации тактики конг-фу. Посредством сознательных и бессознатель-ных действий создается база для духовного рав: новесия, благодаря которому правильно протекают все психические процессы во время боя. Видно что на низком уровне мастерства в бою преобладают бессознательные действия. Чем выше мастерство тем больше сознательной работы. На уровне аб-солютного мастерства тактика трансформируется в чистый дух.
50
Условный рефлекс ДУХ небо
Связь некоторых элементов боя с триграммами
Связь логического мышления, духа, сознательных и бессознательных действий с триграммами и элементами боя На пути к мастерству, продвигаясь от логического построения структуры схватки к использованию только условных рефлексов, бой в целом обретает все более сознательный характер. Больше становится атакующих действий по отношению к защитным не из-за роста агрессивности, а благодаря высокой опережающей способности
Что такое сознательные действия? Осознание данной ситуации как момента, включающего в себя все пространство и время - есть высшее понимание жизни. Если в поединке осознаются поставленная задача (прошлое), действие противника (настоящее), свои необходимые действия (будущее), а также удерживается во внимании все пространство боя, то такие действия можно назвать сознательными.
Бессознательные действия в бою - когда удерживается внимание только на точке атаки или защиты противника.
Напоминаю, что все эти разделения условны и относительны. На самом деле любое бессознательное действие включает в себя элемент сознания и наоборот.
Защита - женское начало (ам), нападение - мужское (зыонг). На схеме видно, что начинающие изучать конг-фу всегда больше защищаются; мастера реализуют тактику через нападение. Мастер всегда опережает, поэтому его защита тоже есть нападение.
Дух и тактика - диаметрально противоположные элементы. Сильный дух может разрушить любой замысел противника, а очень удачная тактика может помочь превзойти сильного духом противника. То же самое можно сказать о паре других противоположных элементов. Защита и нападение могут противостоять друг другу в зависимости от их совершенства и энергетического уровня.
Хочу закончить тем, что сама со себе тактика не ведет к мастерству, но, сочетаясь с техникой и духом, она помогает в бою.
Рекомендации по ведению боя
Сохраняй спокойный свой дух.
Удерживай дыхание в дан-дьене.
Мягкость - твой друг, твердость - твой враг.
Никогда не жди начала - начинай.
Начинай спокойно отходить.
Заметь, как стоит противник, чтобы выбрать способ вхождения в контакт.
Заполняй внимание противника двумя руками и ногой, но пользуйся при этом всем тем, что ты имеешь.
Имей намерение продолжать атаку при его от ходе.
Будь готов уступить его силе.
Атакуй не только корпус и голову, но еще и руки, ноги противника.
Не позволяй, чтоб к тебе прикасались.
В любом же твоем прикосновении должна быть огромная сила, направленная на победу.
Если противник идет на тебя быстро, иди на него еще быстрее.
Принимая всю полноту боя, выжидай слабости противника.
Скрывай свои намерения.
Скрывай качества впереди поставленной ноги. Скрывай качества сильной или слабой руки. Если противник сильнее - побеждай его ды-
ханием.
Если противник выносливее - побеждай его
скоростью.
52
Если противник быстрый - побеждай его пониманием.
Если противник умный - побеждай его пустотой.
Если противник с ножом - будь ветром.
Если противник с палкой - будь водой.
Если противник с мечом - будь молнией.
Если противник без оружия - просто будь.
Направляй силу противника на него самого.
Не гордись своими ударами.
Не гордись своей защищенностью.
Цени свое понимание.
Оставаясь спокойным, желай того же другим.
- Чем отличается тактика боя мастера конг-
фу от тактики обычного человека?
- Сама по себе тактика является абстрактным
понятием в конг-фу, так как это всего лишь замысел,
который необходимо реализовать в непредсказуемой
ситуации. Осуществление тактики зависит в боль
шой степени от определенных качеств духа.
Тактика реализуется благодаря обобщающей способности духа. Только в этом случае она может быть реальной и гибкой.
Нематериальная тактика воплощается в жизнь только с помощью материальной техники.
Духовным носителем техники является рефлекс или конкретизирующая способность духа.
Заметьте, осуществление тактики зависит от мужского (зыонг) обобщающего элемента духа и женского (ам), конкретизирующего его свойства.
Теперь видно, что высокие знания в области воинских искусств, хорошая память, прекрасное во-
ображение помогают сформировать интересную тактику, но она может оказаться неосуществимой. Поэтому хороший полководец доверяется только хорошо обученным солдатам.
Тактика боя мастера конг-фу отличается от тактики новичка в равной степени как и их технические уровни, обобщающие и конкретизирующие способности духа.
- Какова эволюция тактики в вашей школе?
- Как техника, так и тактика в нашей школе имеют три ступени:
- техника или тактика, основанная на форме;
- техника или тактика, основанная на качестве;
- техника или тактика, не имеющая ни определенной формы, ни определенного качества.
Эти ступени соответствуют метафизическим понятиям: Земля, Человек, Небо.
- Какие еще элементы техники, кроме ударов и блоков, существуют в школах ближнего боя?
- В системах ближнего боя есть множество других технических элементов, но все они являются результатом соединения или развития четырех боевых состояний рук:
- бьющая рука (дань таи),
- ловящая рука (бат таи),
- давящая рука (гат таи),
- прилипающая рука (зинь таи).
Для того чтобы лучше понять качества перечисленных состояний рук, можно обратиться к триграммам.
53
Итак, бьющая рука соответствует триграмме "земля" . В полете она невесома, как Земля в космическом пространстве, но в момент контакта должна стать очень тяжелой и жесткой, как падение на землю. Триграмма "земля" обозначает пассивность, исполнение, самоотдачу, поэтому удар должен обладать уступчивостью, внутренней пустотой и зависеть от состояния противника, а не от желания бьющего.
Ловящая рука соответствует триграмме "огонь"
. В "Книге перемен" триграмма "огонь"
обозначает ясность и способность к сцеплению. Следовательно, ловящая рука должна обладать четкостью действия, обжигающей внешней формой и внутренней пустотой, помогающей ловить противника в любой точке пространства.
Давящая рука соответствует триграмме "вода" . Вода опасна расплывчатостью формы, неизвестностью внутреннего содержания. Направление и уровень силы давящей руки должны быть загадкой для противника. Давящая рука может приводить в смятение даже сильного человека.
Прилипающая рука связана с триграммой "небо" . Небо лишено материальности, но обладает максимальной духовностью. Липкие руки очень подвижные, легкие, стремительные, способные предвидеть и находить, сдерживать и догонять.
Как я уже говорил, техника рук и ног - это связь с любым из четырех состояний рук. Бросок, например, можно выполнить только с использованием липких или ловящих рук. Удар ногой в ближнем бою проводится вместе с применением давящих, бьющих или прилипающих рук. Любая
техника будет эффективной, если все четыре боевые состояния рук легко превращались одно в другое
- Как овладеть ударами по болевым точкам?
- Один мастер как-то сказал, что если удар сильный, то все тело противника становится одной болевой точкой.
Удары по точкам лучше всего отрабатывать при помощи различных станков и приспособлений или со своим партнером в комплексе с приемами, а не отдельно. Изучение законов рефлексотерпии при этом является необходимым условием, ведь мало знать место укола или удара, нужно еще знать время активности каждой точки.
Но я хочу вас все же разочаровать. Настоящая работа по активным точкам возможна лишь при высокой степени мастерства, так как ваш противник не будет стоять на месте, и активно мешать вам
Думаю, что сначала лучше изучать удары по бо-левым зонам. Такая работа может дать реальный успех
- Какая еще существует техника ног, кроме стоек, перемещении, ударов и блоков?
- Кроме перечисленных в арсенале ножной техники конг-фу есть еще много других технических действий: подсечки, подножки, зацепы, обвивы,тол-чки, надавливания, заламывания, отрывание от зем-ли, увод ноги, сопровождение ноги.
Все эти действия в системах ближнего боя вы-полняются с использованием рук.
Ножную технику можно классифицировать и по другим признакам:
- на какую ногу противника направлено дей-
54
ствие (впереди стоящую, сзади стоящую, мягкую, жесткую);
- какой ногой выполняется действие (впереди стоящей или сзади стоящей, мягкой или жесткой);
- как выполняется действие (на месте, в шаге вперед, в шаге назад);
- когда выполняется действие (противник на месте, идет вперед или отступает назад).
- Кто в бою может иметь преимущество: ма
стер техники рук или мастер техники ног?
- Как известно, технический уровень не играет
решающей роли в реальном поединке. Когда дей
ствия совершаются в напряженном режиме, то пер
венствует дух, так как техника теряет свое со
вершенство при высоких скоростях и жесткости.
Если рассматривать технику рук и технику ног по физическим качествам, то можно увидеть следующее:
руки - более легкие, быстрые, точные, универсальные, но слабее и короче ног;
ноги - более тяжелые, более сильные, менее подвижные, чем руки.
Я считаю технику рук без использования ног и технику ног без рук ограниченной и лишенной гармонии.
Итак, правильная техника имеет формулу:
техника = руки + корпус + ноги + дыхание + дух
В дополнение к сказанному хочу отметить, что говорить заочно о чьем-либо преимуществе нельзя, так как в жизни обстоятельства бывают сильнее человека.
- Как чувствует себя мастер конг-фу в опас
ной ситуации?
- Вот другой вопрос: "Как чувствует себя опыт
ный моряк на море перед штормом, в шторм и
после него". Приходилось ли вам видеть, чтобы
он бил себя в грудь, хвастаясь, что шторм ему
нипочем? Можете ли вы представить, чтобы моряк
прятался за спины товарищей? В этом смысле у
моряка и мастера боя много общего. Воин не боится
сражений, хотя его пронизывает холод возможной
смерти.
Если у воина сильный дух, то в опасных ситуациях дух не покидает тело, как полководец не покидает свое войско. Если дух слабый, то он покидает тело, которое без духа не способно к сознательным действиям.
Страх присущ всем. Нужно говорить о степени страха, зависящей от силы духа.
- Как в вашей школе трактуется понятие "скорость"?
- Скорость - очень обширное понятие. Из физики нам известны абсолютная и относительная скорости. В конг-фу существуют понятия: быстрота, своевременность, полезность, которые в чисто физическое понимание привносят ситуационную или психическую окраску. В боевом аспекте понятие "скорость" стремится к понятию "скорость взаимопревращения ам и зыонг (инь и ян)".
Хочу отметить то, что для мастера, стойкого духовно, скорость имеет совсем другой смысл и измерение, чем для обычного человека.
55
Из формулы скорость =расстояние/время
видно, что
скорость пропорциональна отношению пройденного расстояния к затраченному времени. Применительно к ближнему бою эта формула не подходит из-за ничтожно малых величин расстояния и времени.
В прктике воинского искусства известно, что большие мастера всегда опережают своего оппонента, независимо от его действия. Часто движения мастера кажутся мягкими и более медленными, чем у противника, но он всегда первым достигает цели. Все дело в том, что у него выше психологическая скорость, а физическая может быть и такая, как у соперника.
Что же такое психическая скорость? На предельно малых расстояниях в ближнем бою некоторые различия скоростей двух противников ничтожны по сравнению с различиями их психических состояний, времени реагирования на действия противника, времени выбора действия и времени включения механизма действия.
Психическое время является суммой промежуточных отрезков времени в механизмах реагирования и действия, которое и определяет психическую скорость.
Психическая скорость - понятие относительное и зависит от внутренних возможностей человека и внешних обстоятельств.
- Вы изучали конг-фу вин-сюань (вин-чун). Роль "липких" рук в этой системе?
- Вин-сюань (вечная весна) это особый стиль воинского искусства, который создала женщина, ма-
стер шаолиньского направления конг-фу. Учителя вин-сюань основными качествами мастера считают мягкость, быстроту, прямолинейность, хитрость равновесие, большую силу, чувствительность, ин туицию. В техническом смысле это стиль ближнего боя. В нашей школе используются многие методы вин-сюань. Другие школы также берут на воору-жение принципы этой системы.
В вин-сюань существуют три формы исполь-зования рук, которые приводят к трем основным качествам: качество бьющих рук, качество липких рук, качество сплетающих рук.
Как камень разрушает ножницы, так бьющие руки разрушают прилипающую способность рук про-тивника; как ножницы режут бумагу, так липкие руки сковывают работу сплетающих рук; как в бумагу заворачивают камень, так сплетающие руки обезвреживают бьющие руки.
Такое разделение условно. На самом деле в любой момент мастер использует одновременно все три состояния рук.
Липкие руки помогают воину "слышать" на
мерения противника и удерживать выгодную по-
зицию на нужной дистанции; сплетающие руки -
сковывать противника и не давать ему развивать
атаку, бьющие руки - быстро атаковать и контр-
атаковать противника.
- Существует ли в системе во-дао методика
разбивания предметов?
- В некоторых системах конг-фу используются
упражнения по разбиванию кирпичей, досок, кам-
ней, изделий из глины. Делается это в целях спе-
ДУХ Сплетающие руки
Тактика
ТЕЛО
Бьющие руки Техника
ЭНЕРГИЯ
Лип кие руки чувство дыхание
Игра камня, ножниц и бумаги помогает понять связь "бьющих" "липких" и "сплетающих" рук
циальной подготовки ударных частей тела, отработки правильной техники удара, развития бесстрашного духа воина.
В иных школах единоборств не практикуют системы упражнений по разбиванию предметов, но занимающиеся периодически сдают специальные экзамены-тесты.
В нашей школе нет ни упражнений, ни экзаменов, но каждый по собственному желанию может изучать этот предмет, так как существует специальная теория удара, которая объясняет с позиции древней философии процесс передачи силы, разрушения предметов.
Bo-дао является путем созидания, а не разрушения.
Поэт из множества слов создает свое произведение, музыкант соединяет в гармоническую мелодию отдельные звуки, художник, используя разнообразие красок и их оттенков, творит полотно... Так и мастер конг-фу.
Разрушение никак не увязывается с идеалами человека дао. Древняя мудрость гласит: "Что снаружи - то внутри". Если человек разрушает камень, энергия разрушения входит в него самого. С годами у такого человека может выработаться комплекс оценки окружающего мира с позиции своих кулаков. Но я имею в виду крайне негативное проявление. Если заниматься правильно, то все отрицательные стороны данного метода упражнения в конг-фу должны быть уравновешены духовностью.
- Можно ли, не вступая в физический контакт с человеком, определить его силу и бойцовские качества?
57
- Словами силу не объяснить, не понять умом.
Ее можно только ощутить. Она становится реаль
ностью, если есть точка ее приложения. Поэтому
не путайте силу и напряжение. Если человек спо
коен, то нельзя оценить его физические данные.
Если человек говорит или движется, то можно понять
его дух.
- Какое значение имеет гибкость в воинских искусствах?
- Гибкость - одно из важнейших физических качеств, необходимых для совершенствования в конг-фу. Она обеспечивает свободную циркуляцию в теле энергии и крови, является результатом мягкости, поэтому зависит от духа. На физическом уровне гибкость поддерживается благодаря растяжению, сжатию, скручиванию, вибрации, напряжению и расслаблению. Сама по себе она не влияет на качество реального боя (в отличие от показательного) , но помогает свободе движений, поэтому может влиять на ход поединка косвенно. Это на физическом уровне. На более высоких ступенях мастерства все физические качества имеют меньшее значение, чем энергия и дух.
ВНУТРЕННЯЯ РАБОТА
- Учитель, для многих слово "медитация" со
держит в себе много тайн и премудростей. По
нимаю, что оно может стать самостоятельной те
мой целого трактата. Но если попытаться вкратце
объяснить, то что это такое?
- Начнем с того, что слово "медитация" пришло
из латинского языка, где обозначало "размышление".
А сейчас в общепринятом употреблении за ним
стоит "умственное действие, цель которого - при-
ведение психики человека в состояние углублен-
ности и сосредоточенности; сопровождается телесной
расслабленностью, отсутствием эмоциональных про-
явлений, отрешенностью от внешних объектов.."
Но я хочу сделать акцент вот на чем. Этот символ "духовности" привнес в западную культуру много путаницы с тех пор, когда им стали заменять чисто восточное понятие "дхьяна" (санскрит). Дхья-на - это третья из четырех ступеней управления духом индийской йоги. Вьетнамское "тхьен", ки-тайское "чань" и японское "дзэн" являются про-изводными от "дхьяна". Разница между западными и восточными терминами, которые, в принципе, сходны (это определенная степень размышления, вхождения в свой внутренний мир, отрешенность от внешнего), заключается в том, что медитация предполагает полную свободу, вплоть до полета воображения, а дхьяна является составной орга-ничной частью восточной психотехники с опреде-ленными принципами, этапами и упражнениями хотя и здесь возможно творчество.
- Чем отличается тхьен от кхи-конг?
- Тхьен (медитация) и кхи-конг (дыхательная
работа) не являются собственными упражнениями
конг-фу, так как они имеют духовную (тхьен) и
оздоровительную направленность (кхи-конг). Тем
не менее многие школы воинских искусств поль-
зуются этими системами. Собственная же внут-
58
Медитативная поза лотоса (по-вьетнамски "нгой-тхьен") Позволяет собрать максимальную энергию-кровь в области дан-дана, что является главным условием для оттока избыточной энергии и крови от головы вниз, и помогает успокоиться духу В обычном состоянии голова человека относится к зыонг (ян). Зародыш ребенка в чреве матери обращен головой вниз, поэтому он имеет "плюс" внизу. Рождаясь, человек обращается "плюсом" вверх. В позе лотоса, как и у зародыша, "плюс" внизу. Это :оответствует гексаграмме "рассвет"
ренняя работа конг-фу (нгой-конг) органически сочетает боевую технику, дыхание и дух.
Задача тхьен - посредством направления ума, чувства и воли на внутренний или внешний объект отрабатывать вход, пребывание, выход по отношению к определенным временным и пространственным ситуациям и состояниям - реальным или воображаемым. Тхьен обязательно подчиняется общему направлению психической практики, а не является обособленной деятельностью. С другой стороны, выполнение любого упражнения или действия, когда используется концентрация внимания на определенном объекте (дыхании, траектории движения, цели действия, циркуляции энергии, удержании равновесия, психическом состоянии, предмете или его качестве), в какой-то степени является медитацией. По мере того как ученик осваивает технику тхьен, понятнее становятся слабые сигналы, исходящие из внутреннего или внешнего мира. Мастер медитации хорошо "слышит" свой организм, других людей, влияния Вселенной, своевременно принимает сигнал о начинающейся болезни, когда еще не требуется больших усилий, чтобы наладить здоровье. Медитация есть тренировка всех духовных сил человека, путь к вершинам любого искусства, к управляемому здоровью, ключ к пониманию самой жизни.
Кхи-конг - это система работы, направленная на достижение способности управления циркуляцией кхи. Вот некоторые аспекты кхи-конг:
- отработка непрерывности и ритмичности вдоха и выдоха;
59
- отработка фаз: вдох, задержка, выдох, задержка;
- очищение энергетических каналов;
- оздоровление внутренних органов;
- достижение способности направлять кхи в любую часть тела, а также концентрировать ее там или выводить оттуда;
- вывод кхи из тела и взятие кхи из пространства;
- увеличение выносливости к кислородному голоданию при интенсивной работе или длительных задержках дыхания.
Тхьен, кхи-конг и ной-конг, используемые в конг-фу, имеют много общего. Например, кхи-конг и ной-конг можно определить понятием "тхьен", так как в этих системах используется концентрация внимания. В свою очередь, тхьен можно назвать ной-конг, так как это тоже внутрення работа. Понятия "кхи-конг" и "ной-конг" отчасти взаимозаменяемы. Говоря же об отличиях этих трех систем, мы должны помнить о том, что они являются элементами различных традиций.
- Что такое дан-дьен, который вы определили как корень дерева энергии?
- Хочу начать ответ на этот вопрос с небольшого отступления.
Чем отличается жилой дом от нежилого? Внешне мало чем. Но давайте заглянем вовнутрь. Зайдем сначала туда, где живет хороший хозяин. В этом доме тепло, светло, уютно, все на своих местах. Одним словом, здесь можно жить счастливо. А вот
покинутое помещение - холодно, сыро, везде пыль и паутина. Здесь нет жизни.
И еще одно отступление. Что такое рука му-зыканта и рука обыкновенного человека. Для му-зыканта его рука - огромная ценность. Каждый день он заботится о ее состоянии, оберегает от травм, выполняет специальные упражнения для по вышения качества ее работы. Обычный же человек особенно не заботится о своих верхних конечностях Он даже забывает о них и вспоминает лишь тогда, когда они сами напомнят о себе.
Теперь о дан-дьене. Китайцы называют эту об-ласть тела "дань-тянь". Этот термин дословно пе-реводится как "поле киновари", то есть место, в котором собирается энергия красного цвета. Для обычного человека дан-дьен является местом, ко* торое можно сравнить с запущенным, заброшенным жильем. Для мастера конг-фу - это дом хорошего хозяина и рука хорошего музыканта.
Существуют три главных дан-дьена и еще целый ряд неглавных. Три главных - это нижний (в области пупка), он еще называется жизнеобесце-чивающим; средний, или эмоциональный (в области солнечного сплетения); верхний, или духовный (в области макушки головы).
Большинство школ конг-фу развивают только нижний дан-дьен. Такое можно объяснить тем, что именно этот дан-дьен совпадает с центром тяжести человека, что выгодно при изучении боевой техники Кроме того, энергия и структура нижнего дан-дьена являются наиболее доступными для изучения. В нашей школе изучают все дан-дьены. Но поскольку
60
нижний дан-дьен является корнем дерева энергии, я буду говорить именно о нем.
Итак, что же такое дан-дьен? Это:
- область на три пальца ниже пупка;
- центр тяжести человека;
- система органов, расположенных в данном месте;
- система энергетических каналов и кровеносных сосудов данной области;
- система нервных структур области пупка;
- функция хранения кхи;