<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 - функция очищения энергии и крови;
  - функция регулирования уровня энергии и крови в организме;
 - центр силы, дыхания и воли;
  - система условных рефлексов, приобретенных в процессе упражнений ной-конг;
  - система рефлекторных связей с определенными техническими действиями, мыслями, состояниями, поступками.
  Теперь нетрудно заметить, что дан-дьен является очень сложной системой, и нужны годы, чтобы сделать его совершенным, то есть таким, в котором достигнута гармония тела, энергии и духа. Иными словами, совершенный дан-дьен находится в здоровом теле, полон жизненной энергии и хорошо управляется духом. Сила его зависит от творческого потенциала личности, а не является результатом хороших физических задатков, хотя и они много значат.
  Исключительно важным моментом в процессе изучения и развития дан-дьена , на мой взгляд, является осознание того, что дан-дьен, в принципе, может развиваться, а это - результат длительного направления мысли и дыхания в пупковую область.
  - Как же следует в конг-фу развивать нижний
 дан-дьен?
 
 61
 
  - О, здесь вы вторгаетесь в святая святых каждой школы конг-фу. Человек, постигший искусство владения дан-дьеном, может лечить, обладает сверхсилой и сверхвыносливостью, владеет магией, не боится смерти. Существуют сотни методов и систем развития дан-дьена. Великой тайной в работе с нижним полем энергии является способ достижения гармонии между телом, дыханием и духом. Разгадкой ее занимались многие выдающиеся мастера, но каждый из них достигал своей глубины в этой бесконечной пропасти понимания жизни. В нашей школе проблема дан-дьена решается с помощью суммирования трех ощущений - телесного, энергетического, психического. Наглядно это ощущения движения диафрагмы, ощущения прохождения воздушной или тепловой волны в область дан-дьена и ощущения зрительного центра, внимание которого также направлено на нижнее энергетическое поле. Связь этих трех уровней достигается в упражнениях ной-конг. Тем не менее любое упражнение конг-фу связано с работой и ощущением нижнего энергетического центра. Нужно учиться всегда чувствовать свой дан-дьен, как беременная женщина свой плод. Все помыслы и действия женщины в таком качестве направлены на ребенка, которого она ждет. Так вот, дан-дьен - ваш ребенок. Только этот ребенок всегда будет в вас. Он вырастет, станет сильным, выносливым, мудрым, но придет время - и он умрет, умрет вместе с вами.
  Пользуясь упрощенной схемой энергетических связей дан-дьена, можно понять, что он не является чем-то обособленным, а есть результат сложных
 
 отношений между внешним и внутренним мирами. Если этот энергетический центр развит, то любой из указанных на схеме канал связи работает в двух направлениях. Когда, например, в системе: пищеварения появляется избыток энергии, то он попадает в дан-дьен. И наоборот, любой орган или функция при необходимости могут подпитаться от нижнего центра. Дан-дьен напоминает резервуар, в который подают и из которого забирают энергию одновременно все системы, связанные с ним. Простейшим упражнением для развития нижнего поля энергии является выполнение любого техни-ческого действия или дыхания, главное внимание при которых направлено на ощущение диафрагмы
  - Что значат для конг-фу энергетические ка-
 налы тела?
  - Как я уже говорил, передний (функциональ-
 ный) срединный канал, задний срединный канал;
 (канал управления) и полый канал позвоночника]
 соответствуют тройному стволу дерева энергии. По
 лый занимает особое место в йоге и конг-фу, так
 как перед человеком, который сумел провести энер-
 гию в этом канале от копчика до макушки головы,
 открываются огромные физические и психические
 возможности.
  Канал функции и канал управления связаны практически со всеми органами, каналами и си-стемами организма. Поэтому, действуя на любой срединный канал, мы можем влиять на все функции а если работать с различными участками этих ка налов, то можно избирательно управлять любой функцией или органом.
 
 62
 
  Двенадцать парных энергетических каналов соответствуют ветвям дерева энергии. Они имеют связь с внутренними органами, отсюда и произошли их названия. Каналы связаны в замкнутую систему со строгой последовательностью изменения мужского и женского качества: центробежный канал руки переходит в центростремительный ручной канал, который, в свою очередь, соединяется с центро-бежным каналом ноги, тот переходит в ножной центростремительный, связанный с центробежным каналом руки, и так далее. Движение энергии (кхи) по каналам зависит от внешнего влияния и внутреннего устройства энергетической системы. Поэтому, при работе с энергией обязательно учитывается время года, время суток, различные природные влияния, фаза Луны, расположение планет, индивидуальные особенности и внутреннее состояние человека. Главными внешними факторами, влияющими на состояние человека, являются энергии Солнца и Луны. Причем Солнце определяет только уровень кхи в организме, а движение энергии по каналам осуществляется благодаря вращению Земли вокруг своей оси. Луна же своей массой воздействует на кровь и лимфу человека, а ночью, особенно в полнолуние, влияет отраженным (пассивным) светом на подсознание и пассивные психические качества человека. Система связей Земли с Солнцем, Луной, планетами и звездами определила главные энергетические ритмы на Земле - часовые, суточные, недельные, месячные, сезонные, годовые, семилетние, двенадцатилетние и др. Очень трудно учесть влияние на человека всех этих ритмов в каждый момент, поэтому следует выполнять любое
 
 упражнение в определенное время с известными параметрами. Лучшее время для занятий: полдень, полночь, восход, заход солнца, время максимума и минимума энергии почек.
 Максимальная активность энергетических каналов
 
 Каналы Ам, зыонг Руки, ноги Время, час
 легких ам руки 3 - - 5 толстой кишки зыонг руки 5 - - 7 желудка зыонг ноги 7 - 9 селезенки ам ноги 9- 11 сердца ам руки 11 - 13 тонкой кишки зыонг руки 13- 15 мочевого пузыря зыонг ноги 15- 17 почек ам ноги 17- 19 управителя сердца ам руки 19- 21 трех обогревателей зыонг руки 21 - 23 желчного пузыря зыонг ноги 23- 1 печени ам ноги 1 - 3 В таблице указано время максимальной энергии в каналах. Минимальная энергия отмечается в следующие два часа и в противоположное время суток. Следует помнить, что время здесь берется астрономическое. Его можно определить в точке зенита солнца, которая соответствует 12 часам. Это фактическое время по сравнению с местным даст необходимую поправку.
 Я не касаюсь анатомии меридианной системы,
 
 63
 
 так как она весьма объемна и требует высокой точности. Могу лишь отослать вас к любому учебнику рефлексотерапии или точечного массажа. Замечу, что знание всех каналов тела обязательно, так как без этого нельзя изучить медицину и внутреннюю работу конг-фу.
  - Как в конг-фу практически работают с энер
 гетическими каналами?
  - Работа с энергетическими каналами является
 главной темой системы кхи-конг (работа дыхания).
 Чистота каналов, как и чистота кровеносных со
 судов, является важным условием хорошего здоровья
 и положительным фоном при развитии определен
 ных жизненных и боевых качеств человека, за
 нимающегося конг-фу.
  Работа с любым каналом представляет собой ощущение:
 - полноты в канале;
 - пустоты;
 - тепла;
 - холода;
 - движения кхи;
 - покоя;
 - перехода одного канала в другой;
 - активных точек;
 - связи канала с соответствующим органом;
  - связи энергетического состояния канала с определенным физическим или психическим состоянием;
 - связи позы тела и энергии канала;
 - связи дыхания и энергии канала.
 Этот этап характеризуется некоторой пассив-
 
 ностью работы, так как здесь нужно учиться "слушать" и "видеть" энергию.
  На следующем этапе происходит обучение управлению энергией:
  - проведение на вдохе кхи по любому каналу в дан-дьен, а на выдохе - из дан-дьена по тому же каналу;
  - проведение энергии в дан-дьен и из него сразу по трем каналам ам или зыонг рук или ног;
  - проведение энергии по всем каналам руки или ноги одновременно;
 - проведение кхи по костям;
 - проведение кхи по всему телу;
  - использование любого движения тела как "насоса" кхи.
  Три последних пункта в некотором смысле являются вершиной кхи-конг. В упражнениях кхи-конг важным моментом будет связь позы тела, движения диафрагмы, ощущения кхи, контроля естественности и непрерывности действия, фаз дыхания и поставленной задачи. Нужно найти в любом упражнении конг-фу пространство для работы с главными каналами тела. По мере усвоения принципов кхи-конг необходимо стремиться к образованию единой энергетической системы организма с совершенным управлением.
 - Что такое дерево духа?
  - Буддизм за многовековую историю собрал под свои знамена огромное число мудрецов, результатом деятельности которых явилось великолепное теоретическое наследие. Все школы и на-
  -
 64
 
 правления непременно пытались изложить свою концепцию духа. Но так как речь здесь идет о конг-фу, то я бы хотел обозначить лишь те проявления духа в человеке, которые имеют важное значение в воинских искусствах. Это:
 - чувственное восприятие,
 - память,
 - мышление,
 - представление,
 - сосредоточение,
 - рефлекс,
 - интуиция.
  Головной мозг - корень дерева духа, спинной мозг - ствол, а нервы - ветки.
 - Как можно развить свой дух?
  - Во многих философских системах понятие духа является антиподом понятию материи. До сих пор в науке не угасли споры о первичности одного из них. В конг-фу проблема иная: как достичь равновесия между телом и духом? Казалось бы, ответ на этот вопрос найден давно и сформулирован в выражении: "В здоровом теле - здоровый дух". Но у меня по этому поводу есть, по крайней мере, два замечания. Во-первых, такой дух ничем не отличается от духа животного. Во-вторых, такое утверждение подчеркивает первичность материи, что проблематично. Школы воинского искусства всегда были и есть школами жизни, этим объясняется крайний практицизм конг-фу. Тем не менее духовные ценности для мастеров-практиков представляют огромное богатство, которое они бережно хранят и приумножают.
 
 В школе Тхьеу-лам фат-сон изучают и развивают следующие элементы духа:
 - чувственное восприятие,
 - память,
 - мышление,
 - представление (воображение),
 - сосредоточение (ментальное усилие),
 - рефлекс (безусловный, условный),
 - интуиция.
  Перечисленные элементы характеризуются способностью к гармонизации, соединению, организации, оформлению и развитию материи. Теперь подробнее о каждом из них.
  Чувственное восприятие является результатом работы пяти органов чувств. В конг-фу развивается и совершенствуется для более тесного контакта с внешним миром, для уменьшения потерь необходимой информации и сокращения времени восприятия внешних объектов. Важнейшую роль в воинских искусствах играют зрение, слух, осязание. Осязание можно развить до такого уровня, что оно частично будет способно заменять слух и зрение. Большие мастера при помощи тактильной чувствительности могут "считывать" всю информацию о противнике.
  Память - это способность фиксировать на материальном уровне всю информацию, поступающую в мозг. Такая фиксация возможна благодаря изменению структуры клеточного строения мозга под воздействием электромагнитных сигналов, поступающих в кору головного мозга. Информация записывается по принципу временных связей и качественных признаков.
 
 5 Зак. 717
 
  Мышление есть способность оперировать любыми элементами чувственного восприятия, элементами любого условного языка, памятью и на их основе создавать небывалые комбинации, не подчиняясь законам пространства и времени. Мышление имеет две формы: образное и знаковое (языковое). Мышление способствует поиску более совершенного способа решения жизненных проблем, но часто приводит человека к потере контакта с природой.
  Донося информацию до сознания, чувственное восприятие может ответить на вопрос: "какой есть?", память - на вопросы: "что было?", "где было?", "когда было?", мышление - на вопросы: "что было, есть, будет?", "как бывает, как не бывает?".
  Если чувственное восприятие работает только в настоящем времени, что соответствует образу точки, то память отвечает за информацию близкого и далекого прошлого, что соответствует образу уходящей линии; мышление обитает в прошлом, настоящем и будущем, а эти три категории дают образ бесконечной линии.
  В конг-фу память и мышление играют большую роль в накоплении жизненного и боевого опыта, в сознательном продвижении по дороге жизни, в упорядочивании всей имеющейся информации, в выделении главного и отбрасывании второстепенного, в решении задач будущего, когда еще есть время подумать.
  Представление. Это способность создавать любые образы из сферы чувственного восприятия при отсутствии информации от соответствующих органов чувств. Развитое представление может помогать в изучении определенных явлений внешнего и внут-
 
 реннего миров, в направлении духа в необходимое русло, в снятии напряжения, страха, усталости.
  Сосредоточение (ментальное усилие). Это спо-собность удерживать в состоянии покоя или дви-жения информацию, полученную от чувственного восприятия, памяти, мышления, представления, в отдельности или различных сочетаниях. Сосредо-точение является основой любой внутренней работы в йоге и конг-фу.
  Рефлекс. Важный элемент искусства боя. Бла-годаря условным рефлексам представляется возможность предельно быстро, точно и сильно реагировать на конкретную ситуацию, а не тратить время на принятие верного решения. Качество приобретае-мого рефлекса зависит от силы раздражителя, ко-личества повторов данной информации и уровня сосредоточения во время ее приема, а также от количества структур, принимающих участие в при-обретении навыков. Рефлекс обозначает отражение Свет, отраженный от гладкой поверхности, является рефлексом этой поверхности. Рефлекс в конг-фу - это непосредственное реагирование на раздражитель, при котором время ответа стремится к нулю бла-годаря прямому прохождению энергии от органов чувств через рефлекторную цепочку к мышцам обходя звено осознавания ощущаемого.
  Интуиция. Это чувство, органом которого являются тончайшие психические структуры в мозге человека. Может быть природным даром, но может развиваться в упражнениях ной-конг. Интуиция в конг-фу есть рефлекс без участия пяти физических органов чувств, когда человек реагирует на неощутимое намерение другого.
 
 66
 
  Интуиция мастера непосредственно участвует во всех жизненных процессах. Она помогает постижению тончайшей сути бытия; способствует успешному поиску света в бесконечном мраке земного существования; позволяет проникнуть в тайные лабиринты духа; дает возможность говорить о себе, не подражая другим, а о других, не подражая себе; направляет наше внимание на дыхание Вселенной и на вибрацию элементарной частицы. Интуиция - это квинтэссенция духа, прямой контакт с энергиями пространства и времени.
  Все перечисленные элементы духа развиваются по необходимости при помощи тхьен (медитации). Нужно помнить, что путь к духу более медленный, чем путь к энергии и своему телу. Вот поэтому в мире так мало духовных боевых школ. Но все-таки даже малый успех в этой области - это большой успех в конг-фу и во всей жизни.
  - Какая самая высокая ступень постижения духа?
  - Сам по себе дух не имеет формы, но, соприкасаясь с элементами материального мира, обретает некоторую материальность. В этом случае люди склонны приписывать ему некоторые качества материи, которая становится как бы живой. Познать же чистый дух возможно только в случае максимального отстранения всех материальных влияний на человека и полного слияния с тонкими его вибрациями, что достигается в медитациях.
  Вьетнамский буддизм или дао-фат (путь Будды), который изучается в нашей школе, является хи-наянским. Хинаяна проповедует личный путь спа-
 
 сения человека. Это значит, что в цепочке бесконечной эволюции человека первым звеном будет совершенствование себя. Говоря о буддизме, я не хочу смущать ваши умы понятиями "нирвана" или "смерть". Напротив, я хочу указать на тот факт, что мастера во-дао и дао-фат всегда направляли взоры учеников к свету, к жизни, хотя в этих системах и выработалось определенное отношение к смерти. Пока мы на Земле, мы должны жить земной жизнью, пока мы среди людей, мы должны оставаться людьми, пока есть над нами Небо, мы должны помнить о вечном.
  Для того чтобы ответить на ваш вопрос, предлагаю несколько стихов-медитаций древних вьетнамских мастеров дао-фат, взятых из старинных рукописей.
 Осознание тела и духа
 Осознай неподвижность материи и духа.
  Тайное волшебство превращений из них создает
 Десятки тысяч вещей.
 "Хыу ви" и "во вий"* появились оттуда.
 В этом мире явлений столько,
 Сколько песчинок на дне Ганга, -
 Все невозможно познать.
  Хотя много этих явлений и на Земле, и на Небе,
  * "Хыу ви" и "во ви" - реальный и нереальный миры. Совершенный человек не должен разделять жизнь на эти два мира.
 
 
 
 Но в чем-то они похожи.
 Общее у них то, что все они не имеют
 Постоянной формы (подвержены переменам).
 И неясно, откуда они произошли,
 Но все же ясны процессы существования их.
 Рождение, старость, болезнь и смерть
 Так как человек подвержен рождению,
 Старости, болезни и смерти, -
 Он не свободен.
 Но если он все же пытается вырваться
  Из этих оков, он еще больше становится их рабом.
  Если ты приходишь в храм или совершаешь обряд,
 Чтобы освободиться - ты чудак.
  Ты хочешь спросить? Тогда закрой рот - и помолчи.
 * * *
 Конкретной сущности мир не имеет - Ни есть, ни нет. Тот, кто понимает это, Постигает суть Будды.
  Тишина и покой, как в лунную ночь на горе Лан Зя...*
 Пустота, как одиночество лодки на море... Если правильно понять, что такое нет вещи,
 
 Что такое нет нет вещи и что такое есть,*4 То можно стать свободным.
 Конкретное и абстрактное
 Путь (дао) по сути не имеет происхождения. Но его происхождение является Сущностью всех вещей.
  Если вещь абстрактна, то ее сущность абстрактна,
 И ясно, что нет есть нет.
 Тело и дух
 Тело - как крепкое дерево. Дух - как чистое стекло. Дерево нужно поливать, Стекло нужно чистить от пыли. Тело не совсем как дерево. Дух не совсем как стекло. Нечего поливать, Не на что садиться пыли.
 Ответ монаху Фан Зунг
 Не спрашивай "да или нет?". Изучая и постигая дао, забудь о его происхождении.
 
 
 
 * Лан Зя - гора на юге Индии, где любил сидеть Будда.
 
 * Смысл понятий "нет - нет", "нет - есть" иногда трактую! так: отсутствие отсутствия является наличием.
 
 Если искать дух в пространстве,
 То трудно определить его суть.
 Как можно сажать одно дерево кустами?
 Небо и Земля видны на конце волоса.
 Солнце и Луна вместимы в семя.
 Очень полезно видимое глазами
 Как бы иметь в руках.
 Кто знает Человека и Бога, Восток и Запад?
 Учите этому учеников
 Тело человека - как молния: есть - и нет. Деревья весной зеленеют, а осенью увядают. Если достичь совершенства в тхьен,* То можно всегда оставаться спокойным, Не смотря на наличие плохого или хорошего. Процветающее и увядающее - Это капли росы на траве.
 Характер
 Характер - это лишь пустота. Не смотри на характер, как на корень. Если познал внутри пустоту, Тогда поймешь и характер. Драгоценный камень духа Не обуглится даже в огне. Распускающиеся цветы души - влажные, не сухие.
 * Тхьен - медитация во вьетнамском буддизме.
 
 
  - Как в конг-фу практически работают со стихиями?
  - Человек состоит из тех же элементов, что и Вселенная. Микрокосмос и Макрокосмос подобны по своему строению. Одной из высших задач во-дао является соединение этих двух миров. Но сначала нужно познать эти миры в отдельности. Познание двух бесконечных миров представляется очень трудной задачей. В конг-фу непосредственно вступают в контакт с внешними стихиями с тем, чтобы найти их подобие в себе.
  Работа со стихиями имеет три основных направления:
 - работа с формой стихии,
 - работа с энергией стихии,
 - работа с качеством стихии.
  - Как практически можно развить в себе качества огня?
  - Дух, сердце, скорость, умение, стиль "дракона", задержка дыхания после вдоха - элементы огня в конг-фу. Все они подобны огню. Но форма его непостоянная. Если некоторое время наблюдать за пламенем свечи или костра, то можно понять, какой должна быть форма огня внутри вас. Это ученик должен постигать без помощи учителя.
  Когда человек выполняет работу, то огонь себя проявляет нагреванием.
  Процесс дыхания связан с другим качеством огня - окислением.
  При повышении уровня огня во время работы меняется качество тела (оно размягчается) - это плавление.
 Когда старые рефлекторные связи вытесняются
 
 
 Схема взаимосвязей основных состояний элемента "огонь" с триграммами
 новыми или в теле образуется очаг интенсивной энергии - это горение.
  Когда в организме удерживается высокий уровень давления крови - это кипение.
  Когда внутренняя энергия может выходить наружу - это свечение.
 
 70
 
 Когда, благодаря действию огня, тело быстро сбрасывает лишний вес - это испарение.
  Если организм способен резко изменить все па-раметры - это качество взрыва.
  Существует практика отработки боевой техники в контакте с огнем. Во многих школах конг-фу обязательными являются упражнения со свечами В этих упражнениях выполняются определенные удары по пламени свечи так, чтобы она гасла или издавала характерный звук. Таким образом осу-ществляется связь внешнего огня с внутренним и боевой техникой.
 Небо - внешний огонь.
 Человек - внутренний огонь.
 Земля - техника боя.
  Так, при помощи боевой техники Небо и Земля: соединяются в Человеке. Техника боя рождает гар-монию.
  - А упражнения с водой применяются в конг-фу?
  - В человеческом организме элементами воды являются: кровь, лимфа, почки, мышцы, сила, страх правая нога... Чтобы познать качества воды, не-обходимо знать три ее энергетических уровня: уро-вень над водой; уровень на поверхности воды; уро-вень в воде. Силовые линии на этих уровнях на-правлены следующим образом.
  В работе с водой отшлифовывается переход из плотной среды в менее плотную и наоборот, а также изучаются силы сопротивления. Качества, приоб-ретенные в такой работе, необходимы для понимания
 некоторых аспектов боя. Кроме этих трех уровней
 
 
 ВОЛНА вода-огонь
 
 нужно знать пять основных форм энергии воды, применяемых в конг-фу. Эти формы связаны с пятью первоэлементами.
  Упражнения с водой выполняют, наливая ее в большие тазы, заходя по пояс в речку, стоя под дождем или водопадом. Ученик, прошедший систему таких упражнений, приобретает большую силу, мягкую энергию, становится подвижным и выносливым.
  - Как в конг-фу работают с элементом "дерево"?
  - Дерево - символ жизни. Оно обладает упругостью, устойчивостью, способностью проникать, соединяет в себе Землю и Небо, так как питается соками Земли и энергией Неба. Сама структура дерева является образцом здорового организма. Энергия здорового дерева способна лечить человека. В различных школах магии, йоги, конг-фу существуют методы подпитки человека энергией от де-
 
 вода-вода ВОДОПАД
 Связь пяти основных энергетических состояний воды с первоэлементами
 рева при непосредственном контакте или при помощи медитации.
  Упражнения с деревянными снарядами и приспособлениями также являются работой с элементом "дерево".
  Нужно помнить, что живое дерево обладает духом, поэтому контакт с ним помогает решать не только материальные, но и духовные проблемы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 Стремительность ДУХОВНОСТЬ небо
  земля ЖИЗНЕННОСТЬ Устойчивость
 Связь основных качеств элемента "дерево"
 
 Как известно, направления движения энергии и крови у человека противоположны. Энергия, естественно, стремится вверх, а кровь под собственным весом движется вниз. Для того чтобы кровью в энергией снабжался весь организм, существуют "насосы" - мозг и сердце. Хотя у дерева нет ни сердца, ни мозга, тем не менее характер движения энергии и соков земли аналогичен характеру движения энергии и крови у человека. Поэтому дерево может быть настоящим другом и помощником человека, врачом и защитником, творческим вдохновителем и источником энергии.
  - Какие упражнения помогают развивать ка
 чества металла?
  - Металл обладает пластичностью, твердостью.
 Это единственный первоэлемент, способный удер
 живать форму. Форма, пластичность и твердость
 взаимосвязаны. Твердость - есть способность удер
 живать свою форму, мужское качество (зыонг). Пла
 стичность - способность принимать чужую форму,
 женское качество (ам).
  Для упражнений в конг-фу металл используется в виде шаров, листов, опилок в мешочках, холодного оружия.
  Стиль "змеи" относится к элементу "металл". Он характерен особым дыханием (легкие - элемент "металла" в организме), пластикой, красотой формы и жесткостью выпадов. Три последних качества, как уже было сказано, являются также качествами металла.
  Термин "железные руки" и "железная рубашка" обозначает обретение телом твердости металла.
 
 72
 
 
 ТВЕРДОСТЬ
 
  Форма исполнения
  Форма управления
 ПЛАСТИЧНОСТЬ
 Связь основных качеств элемента "металл": круг - самая совершенная форма, которая проявляется в форме управления, зависящей от твердости и форме исполнения, зависящей от пластичности; треугольник - знак твердости; квадрат - знак пластичности
 
 - Что значит работать с землей?
  - В отличие от других элементов, земля почти
 всегда соприкасается с человеком. Элемент "земля"
 имеет четыре основные характеристики: центр, по
 верхность, притяжение, сыпучесть. Этим качествам
 в конг-фу соответствуют: устойчивость, динамиче
 ское равновесие, падения, прыжки.
 Вот три упражнения с элементом "земля". Первое упражнение. Стойте расслабленно. При-
 
 Статическое равновесие
 Связь основных качеств элемента "земля"
 слушайтесь к силе земного притяжения. Когда четко будете ощущать, что все клетки вашего тела устремлены вниз, отдайтесь этой силе - и вы мягко упадете на землю. Это падение должно быть похожим на стекание воска со свечи - мягким, пластичным, медленным. Когда вы овладеете этим методом, попросите партнера, чтобы он вас толкнул.
 
 73
 
 Вы упадете точно так же мягко. Так вы должны падать всегда! Если вы любите и понимаете землю, она никогда не причинит вам вреда.
  Второе упражнение. Упадите на землю. Расслабьтесь. Представьте, что вы - частица земли. Слейтесь с ней. Постарайтесь забыть о себе как об индивидууме. Если некоторое время выполнять это простое упражнение, то можно достичь мастерства в устойчивости и равновесии в движениях, дыхании и психике.
  Третье упражнение. При обычной ходьбе представляйте, что каждый ваш шаг толкает землю на несколько миллиметров, как если бы вы шли в лодке, которая от ваших движений раскачивается на воде. При этом не должно быть никаких физических усилий. Это упражнение помогает достичь высокого мастерства в стойках и перемещениях, благодаря развитию понимания контакта с землей.
  Трогайте землю руками, ходите по ней босиком, любуйтесь ее цветом, вдыхайте ее запах - и вы лучше поймете землю!
  - В каратэ пользуются криком "ки-ай". А в конг-фу?
  - Крик - одно из направлений кхи-конг (цигун). Он может быть эффективным элементом искусства боя, медицины и медитации. Боевой крик имеет два назначения: с одной стороны, это способ шокирования противника, а с другой - канал входа и выхода огромной энергии, что является защитой организма при сильных напряжениях.
  Осваивая "звуковое оформление боя", нужно помнить об опасности, которую оно может причинить
 
 здоровью. Неправильный крик разрушающе действует на сердце, легкие, голосовые связки, слух, зрение. Начинать следует мягко, постепенно увеличивая уровень звука, его длительность и плотность. Можно начинать с пения отдельных звуков: а, о, у, и, э. При этом нужно использовать работу диафрагмы и максимально расслаблять голосовые связки. Через несколько занятий вы поймете, как рождается звук, от чего он зависит. Когда вы овладеете энергией мягкого звука, учитесь создавать звук-линию и звук-точку, то есть растянутый и сжатый звуки. Всегда помните о расслаблении голосовых связок. На свежем воздухе полезно громкое пение или выкрикивание простых фраз. Нужно достичь такого уровня, чтобы громкий крик вас не разрушал. Это дело времени. Затем можно учиться направлять звуковую волну в любую часть тела. Своим звуком можно даже подпитывать любое ваше действие. Так вы овладеете энергией звука и по необходимости сможете пользоваться ею в жизни. В йоге и конг-фу существует ряд специальных звуков, которые непосредственно влияют на конкретный орган или вызывают определенное психическое состояние. Но познавать их надо только с учителем.
  - Как вы "расшифровываете" термин "сила
 воли"?
  - Понятие "сиьный дух" подобно понятию "сила

<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу