<< Пред.           стр. 9 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  22. Менеджмент организации: Учебное пособие/ З.П.Румянцева, Н.А.Саломатин, Р.З.Акбердин и др. - М.: ИНФРА., 1997.
  23. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. - Тбилиси: МЕЦНИЕРЕБА, 1989.
  24. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - Киев: Лыбидь, 1990.
  25. Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. - СПб.: Андреев и сыновья, 1994.
  26. Петрович Н. Т. Люди и биты. Информационный взрыв: что он несет. - М.: Знание, 1986.-192 с.
  27. Практическая психология для менеджеров. - М.: Филинъ, 1996.
  28. Пришвина В. Д. Наш дом. - М.: Мол. гвардия, 1977.-336 с.
  29. Пуанкаре А. О. О науке / М.: Наука, 1983. - 560 с.
  30. Пушкин. А. С. Материалы к "Отрывкам из писем, мыслям и замечаниям" Собр. соч. в 10 т. - М., 1958. - Т.7. - С.58.
  31. Радомский В. М. Методы развития творческой активности: Учебное пособие.- Самара: Поволж. информ. центр, 1994. - 160 с.
  32. Системный анализ механизмов поведения / Под ред. К.В. Судакова и др. - М.: Наука, 1979.
  33. Тенищева М. К. Впечатления моей жизни. - Л.: Искусство, 1991. - 287 с.
  34. Теория интертипных отношений: Методические материалы. - Челябинск, 1991.
  35. Тринг М., Лейтуэйт Э. Как изобретать? М.: Мир, 1980.-272с.
  36. Филатова Е.С. Соционика в портретах. - Новосибирск: "Сибирский хронограф", 1996.
  37. Филиппов Л. И. Принципы проведения педагогического процесса и научных исследований. - М.: МЭИ, 1983.
  38. Холл Д. Стань первым! Как повысить Ваши способности в несколько раз. - М.: Вече-Персей-Аст, 1996.-447 с.
  39. Шнейдерман В. Психология программирования. - М.: Мир, 1987.
  40. Юнг К.Г. Психологические типы. - М.: Алфавит, 1992.
  1.
 ГЛАВА 7. АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
  "Человек должен стремиться ввысь, Иначе для чего существуют небеса"
  Роберт Браунинг
 
  Управленческая деятельность обладает своей спецификой, этим предопределяются соотношение и уровень развитости соответствующих качеств у профессионала, занимающегося данной деятельностью.
  Акмеология (от греч. акме - вершина; логос - наука) - наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных наук и изучающая феноменологию, закономерности развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им более высокого уровня в этом развитии. Это наука о факторах, содействующих и препятствующих достижению профессионализма в деятельности, жизненных вершин и коррекции профессиональной деятельности. Она изучает уровни развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности, включая и явления совокупного, группового субъекта - такого, как фирма, малое предприятие, команда, предпринимательский коллектив, рекламное агентство, консалтинговое учреждение.
  Акмеология определяет главные параметры профессионализма, характеризующие их общее, особенное и единичное в областях деятельности: "человек-природа", "человек-общество", "человек-человек", "человек-техника", "человек-рынок", "человек-знаковые системы", "человек-образы искусства". Конкретизацией исследований является изучение профессионализма человека в экономике, управлении, в бизнесе, науке, образовании.
  Важным аспектом акмеологии является разработка научно обоснованных технологий продвижения человека на высокий уровень профессионализма, развития и реализации его творческого потенциала.
  Самым простым критерием профессионализма в любом типе деятельности выступает способность к решению типовых профессиональных задач. Однако деятельность предпринимателя настолько полипредметна, полипрофессиональна, что достаточно сложно сформулировать, хотя бы приблизительно, типологию (инвентаризацию) типов этой деятельности.
  Таким образом, выявление уровня профессионализма предпринимателя представляется очень сложной проблемой. Главным становятся формы и содержание решений конкретных задач управленческой деятельности и, наконец, виды задач (или проблем), решаемых предпринимателем.
  Очевидно, что акмеологический анализ управленческой деятельности позволяет сформировать средства измерения потенциала специалиста, поддержать развитие личности и профессионализма предпринимателя, менеджера и изобретателя.
  В этой главе своим опытом акмеологического моделирования личной эффективности делится один из авторов книги.
 
 7.1. РАБОТА КАК СПОСОБ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
  "Настоящий успех таится в труде"
  Роберт Льюис Стивенсон
 
  Чтобы съесть яблоко, надо захотеть сделать это. Удовлетворение такой простой Вашей потребности, как потребность в сочном и румяном плоде, не является простой задачей. Это понял еще Адам, находящийся в райском саду со своей подругой Евой, хотя ему для этого нужно было только протянуть руку и сорвать его. У каждого человека всегда находится множество причин и оснований не делать этого: и прямой запрет, (как в случае с Адамом); и неуверенность в своих силах, если плод висит на высокой ветке за высоким забором; и беспокойство за себя, свою одежду, если придется идти по нехоженому саду; и что скажут соседи, ведь можно не утруждаясь пойти на рынок, а не лазить по деревьям.
  К счастью, и Ева, и Адам были наделены качеством, которое не чуждо и всем нам, их потомкам, - любопытством. Именно оно, как следует из Библии, привело к нарушению божественного запрета и стало причиной появления всех нас. Любопытство - это единственное качество, заставляющее человека сделать что-то. Существует множество других побудительных причин, о которых мы поговорим позже. Но любопытство - это качество, которое сопровождает человека от рождения до могилы, ему одинаково подвержены и мужчины, и женщины. Любопытство свойственно и глупому, и умному, и голодному, и сытому, в любое время дня и ночи.
  Возбуждайте, культивируйте в себе любопытство к предмету Вашей деятельности, ибо это одно из самых сильных чувств, побуждающих Вас сделать это.
  У многих из нас, может быть у большинства, слово работа ассоциируется с изнуряющими физическими или умственными манипуляциями, с неприятной, но безусловной необходимостью, дающей средства к существованию. Бывают дни, когда, просыпаясь, хочется вновь закрыть глаза и забыть обо всем - настолько неприятен предстоящий трудовой день. Если это действительно так, то этот раздел для Вас. Вы можете все что угодно думать о себе, Вы можете ездить на престижной машине, иметь в качестве любовницы Мадонну, путешествовать во время отпуска по экзотическим островам, но, no-существу Вы мало чем отличаетесь от самого заурядного раба времен Римской империи. Отличие состоит лишь в том, что материальный хлыст для Вас заменен на моральный. О вкусах, конечно, не спорят, но хлыст всегда остается хлыстом, в какой бы красивой упаковке он не подавался.
  Труд по принуждению, изо дня в день, - это рабский труд. А рабский труд, как известно из истории, малопроизводителен. Поэтому очень скоро Вы лишитесь и автомашины, и Мадонны, и всего прочего. Среди этого прочего, возможно, будет и то, что принято называть самоуважением - чувством, присущим свободному человеку.
  Второй атрибут рабского труда - это его бессмысленность, бесполезность с точки зрения самого раба. Может быть начать с того, что изменить свое отношение к работе, изменить самого себя. Нельзя сказать, что это проще, чем найти другое дело. Думается - сложнее. Но для этого вам нужен только один человек. И этот человек - вы сами. Сизиф, который вновь и вновь вкатывает камень на высокую гору, наверное, очень жалеет самого себя. Но, кто знает, может он думает о другом. О том, как крепнут его мышцы, как с каждым разом все большую мощь и красоту приобретает его тело, все более выносливым становится его сердце, стальной становится воля. Способность подняться и начать все сначала - это кое-чего стоит в этом мире. Это и есть именно то, что он уже получил от этой "бесполезной работы".
  Конечно, не каждый - герой из легенды. Но попытайтесь найти что-то такое в своей работе, что Вас бы по-настоящему заинтересовало. Рассматривая работу как средство самовыражения, как способ самосовершенствования, как предлог выявить и развить свои лучшие качества, очень скоро вы почувствуете первые результаты.
  Этот путь будет нелегким. А почему, собственно, он должен быть легким? Чтобы вырастить прекрасную розу, нужно выполнить много черновой работы, но для любителя роз работа эта не в тягость. Так бывает всегда, когда за повседневным и нелегким трудом человек видит прекрасную цель, мечту, которая станет реальностью, если делать к ней каждый день хотя бы один-единственный маленький шаг. Подчеркиваем - каждый день.
  Людей, которые добились успеха на этом пути, не так мало вокруг нас. Вы сами можете привести множество примеров из жизни и истории. Безусловным авторитетом в этом вопросе был генеральный конструктор авиационных двигателей Николай Кузнецов. Если Вам ничего не говорит это имя, то, конечно, Вы слышали о самолетах ТУ-114, ТУ-154, Л-86, на которых были установлены двигатели, носящие его имя. Может быть, Вы кое-что слышали о ракетных двигателях НК-33, которые, будучи разработаны почти 25 лет назад, все это время простояли под открытым небом. А год назад (без какой-либо доработки) они были проданы в США, где не только показали превосходные, лучшие в мире параметры, но и превысили запланированный для них ресурс более чем в 10 раз. Вам этого мало? Первый в мире авиационный двигатель, взлетевший на водородном топливе, также носил имя Николая Кузнецова. Если Вы живете в Европе, то вам интересно будет узнать, что поступающий в Ваш дом газ качают двигатели с тем же именем. Еще при жизни этот человек стал легендой. Почему же он смог сделать так много? Все просто. Для него работа была жизнью. Он все время испытывал огромный интерес к своему делу. А, как известно, то, что интересно, - не в тягость. Поэтому и выходные дни он проводил в своем рабочем кабинете.
  Однако, если Вы исчерпали все средства и ничего не добились, то поступите просто - бросьте эту работу и превратите в работу свое хобби. А может быть, с этого и стоило начать?
 
 7.2. ВРЕМЯ - ЭТО САМОЕ ЦЕННОЕ, ЧТО У НАС ЕСТЬ
  "Люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают"
  Г. Лихтенберг
 
  Обычно настоящее понимание этого утверждения приходит с возрастом, когда этого самого времени остается все меньше и меньше. По-существу, время, отпущенное нам свыше, - это капитал, который мы инвестируем в приобретения или потери своей жизни.
  Устраиваетесь ли Вы на работу, занимаетесь ли спортом, играете в карты или слоняетесь без толку, Вы одновременно подписываете контракт с самим собой: да, я согласен отдать столько-то из отпущенной мне жизни, чтобы получить или потерять это. Многие, возможно, посчитают слово "потерять" неуместным. Приведем лишь один пример. Этот пример связан с бурным развитием индустрии компьютерных игр. Потери игроков в виртуальную реальность колоссальны, их размер не адекватен даже баснословным прибылям продавцов компьютерных программ, развивающих этот бизнес, поскольку это невосполнимые потери. Время - как вода, льющаяся сквозь пальцы. Только что была полная пригоршня - и вот уже последняя капелька высыхает на ладони. Именно по поводу уникальности и невосполнимости каждого мгновения древние говорили: "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку".
  Казалось бы, всем это ясно. Но почему тогда не только молодежь, но и люди достаточно зрелые и опытные часами сидят перед экраном монитора, раскладывая пасьянс или пытаясь набрать как можно больше очков. Каждое очко, набранное здесь, оплачивается мгновениями настоящей, реальной жизни. Может быть, среди этих мгновений было то, ради которого только и стоило жить?
  Пример достаточно очевидный. Вы скажете: я не играю в компьютерные игры, поэтому меня это не касается. Если бы. Зачастую сама жизнь играет с нами в такие же игры. При этом подкладываются такие приманки, которые ни в какое сравнение не идут с виртуальными очками на экране монитора.
  Приведем лишь один пример. Некому молодому специалисту впервые пришлось замещать начальника бригады в опытном конструкторском бюро. Дело он знал уже достаточно хорошо, ориентировался и в структуре ОКБ, и в структуре производства. Естественно, хотел показать себя наилучшим образом. Это и была приманка. Скажете: а что же здесь не так? Все так.
  Его день начался с телефонных звонков. Звонили из производственных и испытательных цехов, звонили из других бригад и отделов, звонили его прямые начальники, начальники его начальников и люди, которых он воспринимал как начальников. Наряду со своими обязанностями - с координацией работы бригады - ему предлагали внести или согласовать изменения в чертежах; присутствовать при сборке, испытаниях, на совещаниях; принимать решения по новым конструкциям, выпуску испытательских программ; срочно рассмотреть рационализаторские предложения, решить вопросы по замене оборудования и комплектующих с отделами комплектации цехов, отделом снабжения завода. Здесь просто не хватит места, чтобы все перечислить. Дело осложнялось тем, что те, кто "подвешивал" молодому человеку эти вопросы, не сидели на местах. Их телефоны не отвечали или были заняты. Но он был молод и энергичен. Что ему пробежаться с четвертого этажа на первый и обратно (пятьсот метров в цех, еще тысячу в другой), вернуться и начать все сначала, если он легко пробегал в лесу 5-7 километров, а утром делал получасовую гимнастику? Можно сказать, что он не ходил, а бегал. К концу второго дня он вдруг понял, что начинает выдыхаться. Более того, появилось чувство: вот-вот потеряет голос. Ноги гудели. Голова работала в сумасшедшем ритме. Он уже не мог сидеть, даже когда выдавалась свободная минута. Хотелось вскочить и куда-то бежать. Это тот случай, про который говорят: дурная голова ногам покоя не дает. Можно сказать и так: если у Вас плохо работает голова, работайте ногами.
  Любопытно то, что голова то у него работала неплохо. Так в чем же дело? Дело все в приманке. Ему хотелось решить все вопросы самому, немедленно и наилучшим образом.
  Это понял один из его руководителей. Он сказал примерно так: "Имейте в виду, некоторые вопросы в силу объективной необходимости сами отпадают через какое-то время".
  Так оно и было на самом деле. Так бывает всегда, если не бросаться сразу в бой, а вначале трезво оценить ситуацию. Вам не приходило в голову, что прежде чем выполнять чье-то решение, распоряжение или предложение, необходимо оценить компетентность этого лица и само решение. Это может сэкономить массу времени. Возможно, у Вас не принято критиковать начальство, так как это чревато последствиями. Хорошо. Но дайте ему время понять ошибку. Неглупый человек скоро отменит свое решение. Если нет, то Вы вправе выбрать: нужен ли Вам такой руководитель. Если решение принимаете Вы сами, то должны четко осознавать, что есть дела важные, очень важные, архиважные и дела, которые можно отложить на неопределенное время или поручить кому-либо. Архиважные дела - это дела, обеспечивающие кратчайший путь к главной цели Вашей жизни (ее определенного отрезка) или к цели Вашей фирмы. Вот их и надо делать самому и в первую очередь. Вы сейчас думаете: ну вот, открыли Америку. А Вы задумайтесь о том, сколько времени уделили главному делу своей жизни сегодня, вчера, позавчера? Известно точно: если Вы не работаете день, это отбрасывает Вас назад на неделю, если не работаете неделю, это отбрасывает Вас назад на месяц. Но, чтобы победить, мало знать, надо действовать.
  Когда Вы берете молоток и бьете по шляпке гвоздя, то с удовольствием наблюдаете, как с каждым ударом гвоздь все глубже погружается в древесину. Вот он - результат. А представьте ситуацию: Вы бьете по шляпке, а гвоздь - ни с места. Вы бьете сильнее - результат тот же. Дальнейшие действия могут быть непредсказуемы. Именно это зачастую и происходит, если Ваша деятельность связана с творчеством в самом широком смысле. Труд изобретателя, ученого, человека любой другой творческой профессии, труд предпринимателя оценивается по конечному результату. Вы можете потратить все свое время, не отдыхать год, два, три, а гвоздь - все на том же месте. При этом Вы много и беззаветно трудились: проработали гору литературы, провели множество важных переговоров, перепроверили массу вариантов, извели гору бумаги Что можно посоветовать? Работайте дальше. Результат будет все равно. Одного не знает никто - когда. Это действует закон перехода количественных изменений в качественные. И есть только один путь ускорить это. Делать множество, на первый взгляд, рутинных дел. Забыть об ожидаемом. Разбить свое время на клетки, разбить пространство дел на ячейки с конкретным осязаемым результатом, связать их друг с другом и попытаться не выходить из этого графика. В экономике такой график называется сетевым. Завершение одной ячейки должно автоматически повлечь за собой начало исполнения следующей. Существуют разные методы эффективной деятельности - это и параллельная работа, и конвейеризация. Речь идет не о том, как эффективно действовать (об этом поговорим отдельно), а как создать у себя иллюзию эффективного действия.
  Ибо наша жизнь - это то, что мы думаем о ней. Результат все равно будет, важно суметь дождаться его. И здесь эта маленькая хитрость помогает. Еще древние говорили: летящая стрела покоится. Как движение - это непрерывное изменение состояний покоя, так и наша жизнь - это непрерывная последовательность состояний сознания. Действуйте так, чтобы в сознании стрела летела.
  Один из авторов в детстве занимался лыжами. Регулярно 2-3 раза в неделю были тренировки, но ему не везло. По прошествии трех лет он пришел к тренеру и сказал: ухожу. И ушел, получив в след: слюнтяй. Вот этого вынести он не смог. Он знал, что у него не будет высоких результатов, но вернулся. В тот момент он понял главное - действовать, несмотря ни на что. Когда сердце клокочет в горле, когда темнеет в глазах, когда нет уже сил бежать, а что-то, чему нет названия, не дает остановиться. Спасибо тренеру. В умении ждать - половина успеха. Никогда не сдавайтесь!
 
 7.3. ЗАСТАВЬТЕ СЕБЯ ДУМАТЬ О ГЛАВНОМ
  "Мудр тот, кто знает, на что не следует обращать внимание"
  Уильям Джеймс
 
  Человеку свойственно создавать себе кумиров. Это то, что помогает нам совершенствоваться, преодолевать психологический порог невозможного. Если смог он, почему не смогу я? Самые сильные личности, являющиеся для нас безусловными авторитетами, всегда в душе имеют пример для подражания. Это касается любой сферы человеческой деятельности, не только науки. Опасность состоит в том, что слепое преклонение перед авторитетом - это очень эффективный тормоз.
  В свое время один из авторов этой главы после окончания института не был оставлен на кафедре для продолжения научной работы (оставили семь человек из потока). Ему казалось, что он способен к научной работе, поэтому отступать он не собирался. Выпускник не знал, что такое научная работа, не ведая технологии научного труда, трудно продвинуться в этой области. Такие понятия, как научная и техническая новизна, изобретательский уровень, диссертация и многие другие для него не существовали. Иными словами, он не знал, с чего начать. То ли дело - думал он - у тех, кто остался на кафедрах, есть научные руководители, за ними закреплены темы, им известно, что делать сегодня, а что завтра. Выполняй это и станешь ученым: сначала кандидатом, потом доктором наук.
  Он был не прав. Иной раз сама судьба превращает кислый лимон в сладкий лимонад, а сладкое вино - в кислый уксус. Хорошо, если это понимаешь вовремя. Через девять лет он вернулся на кафедру кандидатом наук, а еще через семь лет стал самым молодым доктором наук и профессором в Техническом университете. К тому времени большинство его сокурсников уже покинули стены университета. Среди объяснений, которые они давали сами себе, не было самого главного. Мы часто ищем причины неудач вне себя. Одному не дали тему, другой не дождался очереди в аспирантуру, третьему запретила жена, четвертого не удовлетворила зарплата. Этот перечень бесконечен, ибо люди в таких оправданиях очень изобретательны.
  Основная причина в другом. В том, что тяжело заставить себя думать самостоятельно. Всегда хочется переложить это на другого.
  Человек - царь природы (хомо сапиенс - человек разумный). Именно способность думать, сопоставлять факты, предсказывать ситуации, и поэтому опережать неприятности, определили его господство, возвысив над другими представителями животного мира. Парадокс заключается в том, что как только ни ухищряется человек, чтобы не думать. Когда спрашиваем студента, аспиранта, коллегу или самого себя: "Почему же ты не подумал об этом заранее?" Ответ в девяносто девяти случаях из ста слышим приблизительно такой: "Да вот, текучка заела". Человек успокаивает себя тем, что сейчас он сделает некоторое неотложное, по его мнению, дело: сдаст экзамен по технике безопасности или философии, закажет литературу, дождется, когда будет укомплектована установка, и еще тысячи других дел, а уж затем спокойно сядет и примется думать о главном деле своей жизни. К сожалению, неотложность всех этих дел заключается только в одном - обмануть самого себя.
  Идет время - человек подает надежды; проходит десять лет - он подает надежды; до пенсии остается несколько лет - он все еще подает надежды. Уверен, таких людей Вы знаете. Не уподобляйтесь им. Заставляйте себя думать о главном деле своей жизни сейчас.
 
 7.4. НЕ ОТКЛАДЫВАЙТЕ НА ЗАВТРА ТО, ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ
 "Нам говорят "безумец и фантаст ",
 Но, выйдя из зависимости грустной,
  С годами мозг мыслителя искусный
  Мыслителя искусственно создаст"
  Иоганн Вольфганг Гете
 
  Мы много говорили о том, как важно научиться думать, как важно думать рационально и находить оптимальные решения. Не менее важна способность от мысли переходить к практическим действиям. Вы можете сколько угодно в тиши своего кабинета разрабатывать стратегию и тактику. Может быть, это будут самая лучшая в мире стратегия и самая лучшая в мире тактика, но "ценность их будет сравнима с романами, которые написаны, но никогда не читаются".
  Самое трудное - чистосердечно в этом сознаться. Нет, не перед большой аудиторией, не в помещении суда и даже не перед собственной женой, а перед самим собой. Почему же это так трудно? А потому, что одно из самых сильных человеческих чувств - это чувство собственной значимости, которое чаще называют самоуважением. Сознаться в этом - значит прямо сказать себе, что жизнь (или ее лучшая половина) прошла зря из-за маленькой слабости: сегодня уж - ладно, но с завтрашнего дня начинаю новую жизнь.
  Я знаю одного большого мастера в этом деле. Этот мастер - я сам. Моя изобретательность и творческий порыв достигают поистине вселенских масштабов, когда возникает желание оправдать собственное бездействие или лень. А желание это возникает всегда. Говорю это с полной ответственностью, так как "разработал" целую систему оправдательных действий. Не следует думать, что все лентяи одинаковы. Примитивно было бы все сводить к образу Обломова из одноименного романа И. А. Гончарова.
  "Система" состоит в том, что трудные и неприятные действия надо заменить другими действиями, но более легкими или более приятными. При этом те мозговые центры, которые отвечают за осуждение, проявляют себя не так активно. При известной изобретательности можно добиться их полного отключения.
  Когда автор этой главы стал заниматься изобретательством, ему понадобилось около двух лет, чтобы хорошо освоить это дело, его юридические и практические аспекты, связанные, в частности, с оформлением заявок на изобретения, выработкой собственного стиля и аргументации в переписке с патентными экспертами, выявлением неточностей в соответствующих нормативных актах и т.д. Что касается совершенствования творческих способностей, то этому необходимо учиться всю жизнь. Понятно, что любое изобретение, даже самое лучшее, - это всего лишь частный случай. Сдача кандидатских экзаменов - это тоже частный случай. Главная цель аспирантуры - это подготовка и защита кандидатской диссертации. Но он вновь и вновь вечерами оформлял одну заявку за другой. Почему? Все просто. К тому времени у него уже было множество нереализованных идей, а оформление их занимало пару дней. Налицо иллюзия движения. Но, чтобы доехать до Москвы, надо сесть в автомобиль и ехать в ее сторону, а не ограничиваться только периодическим наполнением бензобака, сжигая бензин на месте, хотя без бензина тоже далеко не уедешь.
  Нет ничего плохого в том, чтобы быть автором множества изобретений. Известны люди, имеющие в своем активе их более трехсот. Они достойны всяческого уважения. Речь не об этом.
  Чрезвычайно важно для собственного успеха вовремя понять, что в условиях ограничений времени и физических ресурсов сегодня, сейчас надо делать то, что ведет кратчайшим путем к главной цели, как бы ни хотелось отложить это на завтра. Очень важно иметь собственное лицо, свою стратегию, тактику, стиль - то, что называют индивидуальностью. Это одинаково справедливо и для изобретателя, и для предпринимателя. Но есть еще нечто такое, без чего невозможно обойтись, отгородившись от внешнего мира рамками своей индивидуальности. Это то, что называется информацией. В наш век широких коммуникаций это ни для кого не является секретом. Не даром говорят: кто владеет информацией - владеет всем. Проблема в другом: как не захлебнуться в этом, захлестывающем нас с утра до вечера океане разнообразных сообщений.
  Вне всякого сомнения, ненужная нам информация перестает быть информацией и превращается в шум, который не только не способствует принятию решений, но, более того, способствует принятию решений неверных, ибо решение любой задачи, основанное на ложных начальных условиях, ложно. Это и многое другое, связанное с пропускной способностью звеньев цепей передачи информации, хорошо понятно специалисту в области автоматического управления. И хотя у большинства нет дипломов инженеров по автоматике и телекоммуникациям, нетрудно понять, что телереклама памперсов во время передачи сводки погоды является шумом.
  Есть и другая сторона проблемы. Согласитесь, что информация об отправлении Вашего поезда на час раньше, поступившая Вам через пять минут после его отправления, перестает быть информацией в любом случае: и если Вы случайно все-таки оказались в поезде, и, тем более, если Вы остались на перроне.
  Не менее важно вовремя предоставить свою информацию. Лет десять назад автор этой главы нашел интересное техническое решение в совершенно неразработанной области и сразу же сформулировал формулу изобретения. Когда все уже было готово для отправки в патентное ведомство, им вдруг овладели сомнения, и он отложил отправку материалов месяца на полтора. К технической стороне это имело небольшое отношение. Материалы все-таки были отправлены, и он стал автором изобретения. Но чего стоила полуторамесячная задержка!? Десятью днями раньше официально была зарегистрирована заявка, поданная автором, проживающим в другом городе, которая порочила новизну не менее половины существенных признаков изобретения нашего автора. Он еще хорошо отделался, сохранив другую половину в процессе серьезной и длительной дискуссии с экспертизой.
  В наш информационный век идеи носятся в воздухе. Если у Вас голова на плечах, неплохо развиты аналитические способности, да и образование позволяет, не надо отказывать в этом другим. Как можно быстрее представляйте свою информацию заинтересованному потребителю, иначе за Вас это сделают другие. Еще раз подчеркиваем: фактор времени кардинально влияет на информационную насыщенность сообщений. Если Вы человек нерешительный, долго взвешиваете все "за" и "против", постарайтесь получить доступ к средствам быстрой передачи и приема сообщений. Это уравняет Вас в шансах с теми, кто не имеет быстрых информационных каналов, но обладает хорошей реакцией и решительностью. Кстати, эти качества во многом определяются объемом и качеством полученной ранее и до поры до времени зарезервированной в Вашей памяти информации. Поэтому, в определенном смысле, мы солидарны с Бенгтом Карлофом в том, что "информация сродни любви и деньгам, ее никогда не бывает достаточно".
  Конечно, за все надо платить. Информация является таким же товаром. Характерный пример - глобальная информационная сеть Интернет, где провайдером (поставщиком услуг Интернет) в денежном выражении оценивается буквально каждая минута работы в сети. Этим затраты не ограничиваются, так как необходимо еще овладеть общими навыками работы с персональным компьютером, а также навыками работы в программах Microsoft Internet Explorer или Netscape Navigator. Может быть, это дорого для любителей получать свежие анекдоты из "Всемирной паутины", но если Вы намерены заняться серьезным делом, это тот случай, когда лучше не экономить. Когда дело касается информации, известная русская поговорка - "скупой платит дважды" - приобретает новое, еще более глубокое содержание.
  Не так давно мы выбирали музыкальный центр фирмы Philips и, путешествуя по "Всемирной паутине" с помощью программы Microsoft Internet Explorer, наудачу набрали в поле ввода адреса: www.philips.com. Через несколько секунд был получен доступ к коммерческой странице фирмы Philips, по которой мы и ознакомились со всеми интересующими нас моделями, сравнили их параметры, полюбовались внешним видом, а затем пошли в магазин и купили то, что нам до сих пор очень нравится. Конечно, мы могли потратить время, обойти все магазины и купить то же самое. Но, во-первых, мы не были бы спокойны психологически, так как не очень доверяем мнению продавца (у нас ведь разные цели), а, во-вторых, даже фирменный магазин Philips был заставлен устаревшими моделями, кстати, не очень отличавшимися по цене от нашей.
  Можно написать большую книгу о пользе и недостатках сети Интернет, можно написать историю увлекательных путешествий по "Всемирной паутине", но это будет уже другая книга. Для интересующихся можно рекомендовать книгу А.О. Коцюбинского, С.В. Трошева "Современный самоучитель работы в сети Интернет. Быстрый старт" (Практ. пособие. - М.:ТРИУМФ,1997). Книга имеет электронную поддержку на Web-сервере издательства "Триумф", получить доступ к которому можно, набрав в поле ввода адреса программы Microsoft Internet Explorer или Netscape Navigator адрес: www.triumph.ru.
  Последнее замечание. Если по какой-либо причине вместо нормального текста на экране появились непонятные символы, необходимо сменить кодировку русских символов. Для этого, работая с программой Microsoft Internet Explorer, необходимо щелкнуть мышью на значке, изображающем множество флагов на фоне земного шара, который находится в правом нижнем углу рабочего окна. Появится список доступных кодов. Выберете нужный вариант и щелкните на нем мышью. Затем читайте. Приятного путешествия.
 
 7.5. КАК СТАТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ
  "Изобретателю надо обладать тремя качествами:
  во-первых, иметь голову, во-вторых, уметь входить в новое дело с головой и,
  в-третьих, не терять голову, если что-то не получается"
  Шуточная народная присказка
 
  Первым изобретателем стал Господь Бог, когда задумал и сотворил все сущее на земле, в небесах и под землей. Поэтому о престижности этой профессии говорить излишне. Кто этого не понимает, пусть разденется и идет голыми руками добывать себе хлеб насущный.
  Вопрос заключается в следующем: как стать изобретателем, человеком, который, ничем вроде бы не отличаясь от остальных, способен находить и находит такие решения, которые кардинально меняют положение вещей в технике, в других сферах человеческой деятельности? И хотя в настоящее время разработаны специальные методы решения изобретательских задач, вопрос этот сугубо индивидуальный. Более того, большинство выдающихся изобретателей никогда и не слышали об известной сейчас теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) из-за отсутствия последней в период их деятельности.
  Еще древние философы задумывались: каким образом можно искать то, чего не знаешь, а если знаешь, что ищешь, то зачем искать?! По поводу разрешения этого парадокса до сих пор нет единого мнения. С одной стороны, процесс поиска решения изобретательских задач связывают с рядом последовательных логических операций, где из каждого предыдущего шага следует последующий. С другой стороны, решение многих научных, изобретательских и иных задач, по свидетельству ряда авторитетных экспертов, приходит как бы внезапно, подобно вспышке света, озарившей новую конструкцию, чертеж, какие-то соотношения и т.д.
  Однажды в силу производственной необходимости потребовалось найти эффективное решение одной незначительной проблемы. Настолько незначительной, что упоминать о ней не стоит. Интересно другое. То психологическое состояние, в котором оказался молодой дипломированный специалист, обнаружив, что он не знает, как решить задачу. В голову приходили мысли: в учебниках и справочниках этого нет, что же делать? Его не учили изобретать. Да и можно ли этому научить? Но очень, по-настоящему, захотелось найти решение. Он думал о проблеме постоянно более суток, и решение пришло. Оно было такое ясное и простое, как сугроб, рельефно обогнувший дымовую трубу на крыше дома. Почему сугроб? Была зима, и завихрения снега вокруг трубы подсказали верное решение. Интуитивно молодой специалист понял главное: важен психологический настрой на поиск нового, когда человек осознает, что у него нет иного выхода, кроме решения проблемы. Как вызвать у себя такой настрой? Это очень индивидуально. Мелочей здесь не бывает. Любая мелочь может оказаться решающей.
  Посмотрите на следующую магическую формулу:
 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ + СОСРЕДОТОЧЕНИЕ УСИЛИЙ + УПОРСТВО = УСПЕХ
  Она приемлема для большинства жизненных ситуаций, не только для изобретательства или предпринимательства. Единственное, что автор главы изменил в формуле, приведенной Харви Маккеем в книге "Как уцелеть среди акул", определение цели поставил на первое место. В решении изобретательских задач цель имеет определяющее значение, является критерием эффективности предлагаемых мер. С формулировки цели начинается любое изобретение. Нет цели - нет и изобретения. Поэтому четко сформулированная цель - первый шаг к решению задачи.
  Вы знаете, как важно научиться думать самостоятельно. Однако, если Вы хотите найти что-то действительно оригинальное, об этом необходимо думать всегда, по крайней мере где и когда это возможно. Конечно, переходя улицу на красный свет светофора, лучше думать о том, как не угодить под колеса. Опаздывая на самолет, не заставишь себя думать о чем-то другом. Отсутствие чувства безопасности, безусловно, не способствует творческому мышлению. Обратим внимание на исторически доказанный факт: никто не знает заранее, посетят ли его великие мысли, а если посетят, то неизвестно, когда это случится. Тривиальный пример связан с Архимедом. Можно хоть тысячу раз погрузиться в ванну с водой и не заметить ничего, кроме того, достаточно ли нагрета вода. Различие между нами и Архимедом и состоит в том, что он был готов к этому. Вне всякого сомнения, он думал об этом постоянно. Многим знакомо чувство предвкушения открытия. Не важно, как велико само открытие. Может быть, открытием оно является только для Вас. Само по себе это чувство представляет собой величайшую ценность, оно захватывает полностью, без остатка. Не имеет значения, где ты находишься - за своим рабочим столом, в автобусе по пути на работу, читаешь лекцию или стоишь в очереди. Это - как предвкушение счастья. Вот поэтому многие известные (и совсем неизвестные) ученые и изобретатели шли на величайшие лишения, голодали, были несчастны в любви, но не отказывались от своего дела.
  Как и когда приходит озарение? Всякий раз по-разному. Архимеду для этого пришлось опуститься в ванну, Ньютону - сесть под яблоню. Вы не знаете, когда придет удачная мысль, поэтому необходимо быть готовым к ее приему и обработке в любое время. Важна непрерывность мышления, и тогда любая мелочь может сыграть решающую роль.
  Ловите идею "за хвост", даже если находитесь в бане. Немедленно фиксируйте, записывайте, так как возникшие ассоциации очень зыбки и неустойчивы. Формализуя идею, излагая ее письменно, в чертеже или на диаграмме Вы можете тут же выявить ее настоящий смысл и эффективность. В процессе этого часто возникает цепочка ассоциаций, приводящая к окончательному решению. В противном случае возможна его потеря.
  Думаем, нас хорошо понимает опытный изобретатель. Многие могут сказать: но я же думал, думал, а у меня ничего не получилось. Тогда обращаем Ваше внимание на последнюю составляющую формулы успеха - упорство. Почему Вы считаете, что выбранный Вами путь легок? Процесс поиска нового всегда сопряжен с большими усилиями, подчас мучительными, а временами невыносимыми. Если бы это было просто, все вокруг нас были бы Кулибиными, Эдисонами или Генри Фордами. Даже подготовленный человек с опытом изобретательской работы не может рассчитывать на быстрый успех. Более того, очень красивая идея может прийти один раз в жизни, а все остальное будет ее развитием. Возможно, она не придет вовсе. Но она не придет наверняка, если Вы не проявите волю, целеустремленность и упорство в достижении поставленной цели.
  В народе часто можно услышать: пошел учиться на инженера, артиста, писателя, журналиста, композитора и так далее. Может быть, мы рискуем навлечь на себя негодование многих, но считаем, что выучиться перечисленным профессиям нельзя. Диплом литфака не дает права называться писателем, диплом государственного института патентоведения - изобретателем, театрального института - артистом, музыкального училища - композитором.
  Владимир Высоцкий учился в Куйбышевском строительном институте (ныне Архитектурно-строительная академия), но нет нужды уточнять, в какой области проявилось его творческое дарование. Популярный певец Валерий Меладзе - кандидат химических наук. А исторических примеров вообще можно привести огромное количество. Так, автор "Богатырской симфонии" и оперы "Князь Игорь" Александр Порфирьевич Бородин закончил Медико-хирургическую академию, был доктором медицины, академиком. Не подумайте, что мы против хорошего образования. Его необходимо иметь. Более того, чтобы сохранить хорошую форму, необходимо учиться всю жизнь. Но было бы абсурдно думать, что Владимира Высоцкого кто-то учил писать его песни. Маловероятно, что А. П. Бородина учили писать симфонии и оперы. Хотя нельзя утверждать, что учителя не было, - учителем становилась жизнь, настолько разнообразная, что ни один автор приключенческого романа с ней не сравнится.
  Поэтому мы предлагаем учиться творчеству у самой жизни. И лучший метод для начинающего - это метод аналогий. Человек, изучивший философию, в частности, теорию познания, возможно, начнет спорить о законах познания, диалектическом мышлении и так далее. Да, эти знания очень полезны. Они позволяют спрогнозировать ожидаемый результат во времени, придавая уверенность в своих силах и обеспечивая внутреннее спокойствие, чувство защищенности от неудачи. Однако все эти законы познания - законы больших чисел. Нельзя, скажем (имея в виду закон перехода количественных изменений в качественные) всерьез утверждать, что сегодня Вы прочтете две книги по электротехнике, а завтра придумаете электрическую лампочку лучше, чем это сделали в свое время Яблочков и Эдисон. Более того, может быть Вы прочтете все книги по электротехнике, получите дипломы нескольких учебных заведений, а какой-нибудь юнец, мало смыслящий в электричестве, предложит то, к чему Вы стремились всю жизнь, но так и не смогли преодолеть последнего, может быть ничтожного, препятствия. Так действуют законы познания. Одному достаточно малейшего толчка, чтобы запустить обвальный поток ассоциаций, приводящих к совершенно неожиданному результату, а другому для этого нужно учиться всю жизнь. В конечном счете, ценность открытия определяется не возрастом автора или количеством времени и усилий, затраченных на пути к нему, а тем, как оно повлияет на судьбы людей.
  К чему мы об этом говорим? К тому, что процесс этот можно ускорить. Как? Простой тренировкой. Ставьте задачу, решения которой нет или оно достигается стандартным, давно известным способом, думайте о ней как можно чаще, и постоянно, на уровне фона, держите ее в подсознании, смотрите вокруг себя. Давно ли Вы обращали внимание на красоту и уникальность каждой снежинки на воротнике своей девушки, или как строго вертикально поднимается дым из труб в морозную и безветренную погоду? Вы обращали внимание, что заднее стекло автобуса, которым Вы добираетесь на работу, всегда заляпано грязью, снегом? Наверное, не обращали внимание на это и дизайнеры восьмой и девятой моделей "Жигулей", иначе не напоминали бы эти машины грязного поросенка в слякотную погоду. За всеми этими явлениями, за каждой мелочью стоят законы природы. Вы их можете не знать, но при известной наблюдательности и четкой целевой установке вполне в состоянии применить для нестандартного решения своей задачи.
  В чем ценность и привлекательность метода аналогий? Почему мы рекомендуем начинать с него? Потому что применять его Вы можете не после окончания соответствующего учебного заведения, не через год, не завтра, а немедленно.
 
 7.6. ВЫ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВАС ПОНЯЛИ?
  "Умение выразить свои мысли не менее важно, чем сами эти мысли"
  Ф. Честерфилд
  Мы все время говорим о том, как важно мобилизовать свои внутренние резервы для нахождения новых оптимальных решений.
  Может быть, Вы слышали что-нибудь о таком направлении в философской науке, как агностицизм, автором которого являлся англичанин Томас Юнг. Смысл его в том, что существую только я, а внешний мир - это иллюзия, возникающая в моем сознании вследствие возбуждения нервных окончаний. Не будем обсуждать плюсы и минусы такого подхода к решению основного вопроса философии, а посмотрим на него с практической точки зрения.
  Сколько бы Вы не воображали аппетитный, румяный, поджаренный с луком кусок мяса, удовлетворить свой аппетит Вам не удастся. Чтобы его заполучить, нужно постараться доходчиво разъяснить своей половине как возрастет Ваша любовь к ней, если она воплотит Ваши мечты в реальность. В некотором роде все наши идеи похожи на этот воображаемый ромштекс.
  Человечество неплохо постаралось для Вас, придумав для этой цели множество языков. Однако, как это часто и бывает, этого оказалось недостаточно. Язык - это инструмент для выражения мыслей, и, как всяким инструментом, им пользуются по-разному. Не будем брать случай, когда длинные и заумные речи произносят с единственной целью запутать суть дела и направить оппонентов по ложному следу. Не будем также обсуждать ораторов, целью которых является создание имиджа очень умного человека, и избравших для этого лексикон, насыщенный малопонятной специальной терминологией. Все-таки, главная цель языка - сделать понятной Вашу стратегию.
  Чтобы Вас поняли, надо обращаться к собеседнику на его языке. Сказать, что вы должны общаться на русском, английском, немецком или других языках, значит ничего не сказать. Как ни богат, например, русский язык, очень-часто трудно подобрать нужное слово и правильно выразить свои мысли. Еще сложнее передать в словах образы. А ведь образное мышление много богаче и красочнее мышления, формализованного в абстракциях. Например, Вы гораздо лучше представите, что такое вихрь, если услышите - "торнадо". Если же использовать математический термин "ротор", введенный для формального описания вихревого поля, то, скорее всего, Вы представите себе ротор электродвигателя.
  Хотите, чтобы Вас поняли? Излагайте свои мысли как можно короче, начиная с главного и немедленно раскрывая суть проблемы.
  Но это, как раз, и непросто. Если идея действительно Ваша, то пришла к вам она не в виде готового книжного или статейного абзаца, а как некий динамический образ или озарение, осветившее путь в темном тоннеле. В сознании еще долго бушуют отголоски других мыслей, цепочки образов и ассоциаций, а попытки все это объяснить простым и ясным языком зачастую терпят неудачу. Как известно, четко и понятно говорит тот, кто четко и понятно мыслит. Начинать серьезный разговор, не упорядочив свое мышление в надежде на удачу, может только человек, равнодушный к возможным последствиям. Среди преподавателей ходит шутка: сегодня я читал лекцию и неожиданно понял, что читаю. Так вот - это не шутка, а чистая правда. В подтверждение можно привести случай, когда часа два объясняя студентам смысл некоторых своих изобретений, автор понял такие их стороны, которые были неожиданны для него самого, сумел оценить проблему в целом, и, самое главное, смог все это четко сформулировать. Случилось это потому, что в расчете на совершенно неподготовленную аудиторию пришлось максимально упростить язык и свести все к нескольким простым схемам.
  Ваша речь может быть красивой и лаконичной. Вы без труда находите аргументы, проводите параллели и сравнения, поражаете своей эрудицией. Но посмотрите в глаза собеседнику или на реакцию аудитории. Не усыплена ли она вашим монологом или, может быть, загипнотизирована плавностью ваших жестов? Вспомните, Ваша цель - добиться понимания, а не демонстрировать свою дикцию или жестикуляцию. Задайте простой и понятный вопрос, ответ на который должен быть ясен из предшествующего изложения. Если ответ получен, все в пЬрядке. Обратная связь установлена. Если нет, значит вы зря потратили время. Попробуйте начать с другого конца, но, возможно, это уже не поможет. Обратную связь с собеседником необходимо устанавливать сразу. Как? Провоцируйте его задавать вопросы. Ну, а если вы боитесь вопросов, то не садитесь не в свои сани.
  Иногда очень помогает анекдот или какой-нибудь относящийся к делу смешной случай. Аудитория смеется, расслабилась. В этот момент переходите к главному.
  Вы читали Дейла Карнеги? Он пишет: "На свете есть только один способ побудить кого-либо что-то сделать. И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть сделать это". Вы хотите, чтобы Вас поняли? В таком случае подумайте: нужно ли это Вашему собеседнику? И начинайте не с того, что хотите Вы, а с того, что хочет он. А если и это не срабатывает, попытайтесь любым способом возбудить его любопытство.
 
 7.7. ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ И ВРЕМЯ РАЗБРАСЫВАТЬ КАМНИ
  "Пора необъяснимого прошла,
  всему приходиться подыскивать причины"
  Уильям Шекспир
  Эту библейскую мудрость, однако, каждый понимает по-своему.
  Мы очень хорошо относимся к планированию вообще и к планированию своей долгосрочной перспективы в частности. Почему? Потому что как представители европейского типа мышления предпочитаем ставить перед собой цели, достижение которых наполняет нашу жизнь смыслом и содержанием. У Харви Маккея есть хорошее определение: "Цель - это мечта, которая должна осуществиться к точно обозначенному сроку". Делая ставку на четко спланированную стратегию движения к поставленной цели, нужно понимать, что Ваш план не станет утопией, если будет осуществляться в предсказуемом внешнем мире при полной предсказуемости Ваших действий. Ни то, ни другое невозможно. Иными словами, планируя и надеясь на строгое выполнение своего плана, Вы становитесь похожими на барона Мюнхгаузена, планировавшего, например, на после обеда войну с Англией. Если Вы думаете, что таким образом Вам хитро предлагают отказаться от планирования, то ошибаетесь. Разве можно отказаться от мечты?
  Планировать нужно, по меньшей мере, по двум причинам. Во-первых, если Вы хотите чего-то достичь, то эту цель следует четко обозначить. В противном случае Вы будете долго кружить на одном месте, а в итоге останетесь ни с чем. Во-вторых, если Вы еще при жизни хотите увидеть определенный результат, то должны обозначить максимальное количество времени, которое Вам не жалко потратить на его реализацию. Если Вы цените свою жизнь, то постараетесь потратить меньше времени. Вот две вещи, от которых отступать нельзя. В этом отношении план необходим даже для самого ярого сторонника волюнтаристских решений.
  Говоря языком математики, Вы должны задать вектор расстояния от текущей точки до точки, обозначенной как цель, и вектор средней скорости движения к ней. Если не задан первый из них, Вы не знаете, куда двигаться, если не задан второй, - не знаете, когда придете и придете ли вообще.
  Обязательным требованием при выполнении дипломного проекта было составление сетевого графика изготовления разработанной системы или устройства. Это своеобразная сеть, имеющая одно начало и один конец, узлами которой являются промежуточные события, необходимые для получения запланированного результата. Узлы соединяются векторами, символизирующими необходимые действия за определенное им время и располагаются в сети последовательно, параллельно и последовательно-параллельно. Такая система планирования, безусловно, эффективна для экономии времени в серийном производстве, например, велосипеда, так как точно известно, сколько времени необходимо на изготовление каждой детали, какие детали могут изготовляться одновременно, к какому сроку должны быть готовы обода, спицы и втулки для сборки колес и так далее.
  Так планировать получение совершенно нового для Вас (и нового вообще) результата невозможно. Однако планировать необходимо, поскольку движение к конечной цели в любом случае складывается из множества промежуточных шагов. Математики назвали бы это множество нечетким. Что это значит? Это значит, что, во-первых, нельзя четко определить множество промежуточных событий; во-вторых, возможно незапланированное увеличение или уменьшение промежуточных результатов; в-третьих, возможны тупиковые ситуации, когда, двигаясь по ложному следу, Вы приходите к бесполезному или ненужному результату и вынуждены возвращаться к исходной точке. От таких тупиков никто не застрахован, а их количество не прогнозируется.
  У людей, привыкших ходить, держась за чью-то руку, такие задачи очень скоро вызывают иллюзию крушения всех надежд. Парадоксально, но как правило, эти люди совсем молодые, с колоссальным потенциалом и энергией, то есть всем тем, что и требуется на этом пути. В чем причина? Да в том, что самое страшное для человека - неизвестность. Невозможность заранее не то что спланировать - спрогнозировать эффективность промежуточных результатов; и длительность промежуточных шагов рассматривается как непреодолимое препятствие. Но это - чисто психологические проблемы. Человеку всегда почему-то мерещится, что кто-то сидит в темном углу.
  Возможна и другая точка зрения. Если процесс поиска нового четко не планируется, то, возможно, и это действительно случается, выпадение промежуточных событий и даже целых звеньев. Кроме того, можно получить совершенно неожиданные результаты, превышающие значимость изначально поставленной цели. Вам нравится такая точка зрения? Тогда принимайте ее!
  Конечно, промежуточные шаги требуют и времени, и сил, а тупиковые события вообще отбрасывают назад. Но еще больше отбрасывает назад бездействие. Когда Вы часами сидите у телевизора или телефона, разве Вы чувствуете какой-либо дискомфорт? А проиграв всю ночь в преферанс, Вы считаете свою жизнь загубленной?
  Наконец, мы достаточно уже говорили о том, как улучшить Вашу личную эффективность.
  Максимально используйте фактор ситуации, фактор постоянной готовности, создавайте скрытые резервы, иллюзию движения.
 
 7.8. ДАЖЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СВОЕВРЕМЕННЫ
  "Величина некоторых дел состоит не столько в размерах, сколько в их своевременности"
  Луций Анней Сенека
  Любая техническая система управления может потерять свою устойчивость, чего, безусловно, следует опасаться. Почему следует опасаться потери устойчивости системы планирования? Потому что, в определенном смысле, система планирования - это система управления (самим собой, коллективом людей, предприятием, государством и т.д.). Если Вы специалист в области автоматического управления и регулирования, то многое Вам покажется достаточно прозрачным. Давайте обсудим две крайности.
  Представьте ситуацию: руководящий орган государства принимает решение о финансировании сельхозпроизводителей и выделяет для этого определенную сумму. Проходит время - пора сеять, но нет горюче-смазочных материалов. Принимается решение о выделении дотации. Сумма ассигнований на входе возрастает. Однако проходят все сроки, но все еще не хватает горючего, запчастей или еще чего-нибудь. Выделяется новая дотация. Кое-как сеют, но опять не хватает средств. В следующем году - то же самое, но просят еще больше. Таким образом, чем больше дают, тем больше просят, и больше идет в "разнос". Что это, если не система с чрезмерной положительной обратной связью? Сигнал с выхода складывается с сигналом, поступающим на вход, что в итоге приводит к потере устойчивости управления. Получают не то, что хотели, а то, чего не хотели.
  Тогда за руль берутся сторонники "рыночного" управления. Поясним, что рыночное управление предполагает стопроцентную отрицательную обратную связь. Производят столько, сколько покупают. Решают, сколько производить и, соответственно, финансировать, сами производители, например, фермеры. Понимаем, этот пример не совсем однозначен. Есть положительные примеры, есть и отрицательные. Но представьте предприятие, занятое разработкой новой техники, например, двигателей для авиации. Как известно из отечественного и зарубежного опыта, цикл производства нового двигателя, включая его разработку и доводку, составляет 5-7 лет для предприятия, хорошо укомплектованного опытными высококвалифицированными кадрами, экспериментальными и производственными ресурсами и, конечно, финансируемого не по остаточному принципу. Для входа в рыночную экономику принимается решение об акционировании. Соответственно кардинально меняются источники финансирования - прибыль от продажи готовых изделий; собственные средства акционеров; комбинации того и другого. Если акционеры не располагают необходимыми финансовыми ресурсами (а кто может вкладывать громадные деньги без отдачи в течение нескольких лет?), то предприятие теряет кадры, ибо 5-7 лет жить без заработанной платы физически невозможно. Не говоря уже о производственных расходах, амортизации оборудования и т.д. Производство лавинообразно затухает. Чем меньше на выходе, тем меньше на входе, и так до нуля. Думаем, Вы знаете не одно такое предприятие.
  Стандартный выход из сложившегося положения - найти стратегического инвестора (иными словами, продать контрольный пакет акций). Но тогда, и в этом надо отдавать себе полный отчет, можете готовиться ко всему, вплоть до потери государственного и национального суверенитета в той или иной области экономики.
  Итак, перед Вами два примера, которые позволяют еще раз подчеркнуть: не существует панацеи для универсального решения всех проблем; любая, даже самая лучшая система управления теряет свою эффективность, если нарушаются логика и условия ее нормального функционирования.
  Нормальная логика состоит в том, что материальные, временные и прочие ресурсы должны соответствовать планируемому результату. Можно, конечно, вырастить апельсины на Северном полюсе и научиться кататься на велосипеде к своему шестидесятилетнему юбилею, но, боюсь, результат мало кого устроит. Даже располагая неограниченными ресурсами, не стоит демонстрировать игру мускулов. Не следует забывать о коэффициенте полезного действия, определяемом как отношение полезной работы к затраченной.
  В реальной жизни наши ресурсы, в том числе временные, не безграничны. И даже в том случае, когда они вполне достаточны, часто на финише нас ожидает фиаско. Причина здесь та же, что и в системах автоматического управления, - воздействие возмущающих факторов. Система функционирует нормально в условиях отсутствия внешних возмущений. Поверьте, мы не ставим знак равенства между человеком и машиной хотя бы потому, что для системы, работающей по программе и подчиняющейся машинной логике, функции влияния помех можно определить заранее и предусмотреть соответствующие алгоритмы коррекции. Тем не менее, кое-что предусмотреть можно. И это кое-что можно определить как нормальный ход событий. Иными словами, если Вы хотите вырастить сад, то должны вовремя посадить саженцы, вовремя их поливать, вовремя подкармливать, обрезать, уничтожать вредителей, защищать от мороза. Да, это общеизвестно, однако, большинство трудностей мы создаем себе сами, нарушая нормальный ход событий несвоевременностью совершения правильных действий.
  Вам не приходилось встречать людей, у которых на старте было все: материальные, физические, интеллектуальные ресурсы, необходимая поддержка и консультации, и, тем не менее, первыми финишировали не они, а те, у кого в таком же количестве было только одно - время? Их успех в том, что они действовали своевременно. Если мы не последуем их примеру, вся наша система самоуправления превратится в систему самообмана.
  Как избежать этого? Да как угодно. Повесьте перед собой календарь и красным фломастером подчеркните (или обведите) даты, соответствующие предельно допустимым, исходя из логики нормального развития, срокам исполнения событий, предшествующих конечному результату. Не обманывайте себя, не заступайте ни на день за красную черту. В противном случае Ваша система теряет устойчивость.
  И не тратьте время на поиск "объективных" причин своих неудач.
 
 Сведения об авторах
 
  Гуревич Михаил Моисеевич
  Исполнительный директор Научно-исследовательского координационного объединения "Таланты России" при Самарском государственном техническом университете.
  Научный руководитель Программы развития научно-технического творчества и изобретательства в Самарской области.
  Является автором более 20 научных трудов и публикаций, в том числе одного учебника, трех учебных пособий, учебных кинофильмов, одного изобретения.
  Участник Великой Отечественной войны. В 1948 году окончил с отличием и Золотой медалью военную академию "Тыла и снабжения".
  Почетный член Международной академии психологических наук.
 
  Каганов Вениамин Шаевич
  Проректор Академии менеджмента и рынка, директор Института предпринимательства и инвестиций.
  В 1980 году окончил физико-математический факультет Петрозаводского государственного университета. Прошел обучение в бизнес-школах США, Японии, Германии, Великобритании.
  С 1990 года является одним из инициаторов и руководителей Центра "Возрождение предпринимательства" и системы российских школ предпринимателей. С 1994 года в составе ректората Академии менеджмента и рынка ведет работу по развитию малого предпринимательства в рамках Морозовского проекта.
  Является одним из разработчиков Целевых Государственных программ поддержки малого предпринимательства на 1994-1995, 1996-1997 и 1998-1999 годы; координатором Некоммерческого партнерства "Национальное содружество бизнес-инкубаторов", членом комитета по предпринимательству торгово-промышленной палаты РФ, членом Совета по малому предпринимательству при Председателе Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.
  Руководитель и непосредственный участник издания шести книг и научно-методических разработок, программного продукта, целого ряда публикаций в ведущих средствах массовой информации.
  Инициатор и координатор создания газеты "Юный предприниматель", которая издается с 1997 года и пользуется популярностью у учащейся молодежи. Организатор проведения выставки "ЭкспоИнвест - 95, 96" и создания постоянно действующей выставки "Инвестэкспо на Зацепе, 41".
 
  Кондратьев Олег Игоревич
  Старший специалист Дирекции по нефтепереработке Нефтяной Компании "ЮКОС", кандидат химических наук.
  В 1985 году с отличием окончил Куйбышевский политехнический институт. Работал доцентом кафедры "Химическая технология и промышленная экология" Самарского государственного технического университета, заместителем декана Межотраслевого ФПК, а затем менеджером ФПК преподавателей университета.
  Научный руководитель раздела "Подготовка и переподготовка педагогов дополнительного образования по научно-техническому творчеству и изобретательству" Программы развития научно-технического творчества и изобретательства в Самарской области под эгидой Главного управления образования Самарской области.
  Является автором более 40 научных трудов и публикаций: учебного пособия "Основы экологии и охраны природы" для профессиональных учебных заведений; оригинальной методики определения типа личности на основе соционистического моделирования. Им подготовлены к изданию методическое пособие для преподавателей экологии и рабочая тетрадь учащегося с аналогичным названием, методическое пособие "Социально-психологический менеджмент на основе соционики".
  Автор алгоритма компьютерной экспертно-диагностической системы определения типа личности, анализа межличностных отношений в коллективе, методики формирования нового коллектива и реструктуризации существующего на основе создания благоприятного психологического климата. Активно использует данную методику при преподавании курсов "Психология управления" и "Коммуникативная культура личности" в системе высшего и дополнительного профессионального образования. Результаты исследований неоднократно докладывались на Международных, отраслевых и региональных научно-методических конференциях, семинарах и симпозиумах.
 
  Лебедев Вадим Михайлович
  Руководитель отдела иностранных инвестиций Министерства экономики Российской Федерации, специалист в области иностранных инвестиций.
  Окончил экономический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
  Кандидат экономических наук, доцент, автор около 100 научных работ по вопросам анализа экономической ситуации, законодательной базы, структуры и характера иностранных инвестиций, член Международной академии корпоративного управления.
  Участвовал в разработке целого ряда законопроектов по вопросам привлечения иностранных инвестиций.
 
  Михелькевич Валентин Николаевич
  Профессор Самарского государственного технического университета, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники Росссийской Федерации, действительный член Петровской академии наук и искусств, член Международной ассоциации "Эвристика", член Международной энергетической академии, действительный член Самарского регионального отделения Российской экологической академии. Является членом Самарского областного Совета Российского общества изобретателей и рационализаторов.
  Имеет более 400 научных печатных работ и изобретений, автор 35 книг и учебных пособий, в том числе по научно-техническому творчеству.
  Окончил Куйбышевский индустриальный институт в 1954 году. В 1989-94 гг. избирался членом Центрального Совета Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов; работал в 1981-1987 гг. ректором Самарского общественного института патентоведения и научно-технического творчества.
 
  Морозов Владимир Васильевич
  Директор Модельного учебного центра Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Самарской области - Учебно-делового Центра "Морозовский проект".
  Доцент Самарского государственного технического университета, кандидат технических наук.
  С 1979 по 1990 гг. работал научным сотрудником, преподавателем, доцентом кафедры "Информационные технологии" Куйбышевского политехнического института; с 1990 по 1994гг. - директором Поволжской школы Международного бизнеса и предпринимательства.
  В 1991 году в составе рабочей группы при Правительстве России участвовал в разработке проекта Федеральной программы подготовки кадров для малого и среднего бизнеса.
  Один из создателей "Морозовского проекта" - международной программы подготовки кадров для малого и среднего бизнеса в России.
  В 1994-1998 гг. прошел обучение и стажировку в ведущих университетах Великобритании, США, Германии, Швейцарии.
  Является автором более 100 научных трудов и публикаций, в том числе монографии "Интенсивные технологии обучения предпринимателей и менеджеров".
 
  Нестеров Владимир Николаевич
  Профессор кафедры Робототехнических систем Самарского государственного технического университета, доктор технических наук.
  Окончил в 1980 году факультет автоматики и измерительной техники Куйбышевского политехнического института.
  Имеет около 100 научных трудов, в том числе 51 авторских свидетельств и патентов.
  Работал на Камском объединении по производству большегрузных автомобилей, в опытном конструкторском бюро под руководством академика Генерального конструктора Н. Д. Кузнецова, в Самарском государственном техническом университете на факультете автоматики и информационных технологий.
 
  Радомский Владимир Маркович
  Профессор Самарской государственной архитектурно-строительной академии, кандидат технических наук, профессор Соросовской ассоциации, член президиума Самарского областного Совета Российского общества изобретателей и рационализаторов, действительный член Нью-Йорской и Петровской академий наук и искусств, член международных ассоциаций ТРИЗ и "Эвристика".
  Является автором более 170 научных трудов и 50 изобретений, в том числе пособий "Методы развития творческой активности", "Компьютерная технология технического творчества", "Интеллектуальная компьютерная технология рекламной деятельности".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ИНЖИНИРИНГ МАЛОГО БИЗНЕСА
  Научное издание
 
 Редакторы: М. Гуревич, В. Заведеева, Н. Леткова
 Компьютерный набор: В. Чаплыгин, М. Шуклин
 Верстка: Т. Слонская
 
 Изд. лиц. 062762 от 21.06.93.
 Подписано в печать 15.06.98. Формат издания 60x90 1/16
 Бумага офсетная. Печать офсетная Гарнитура Таймс.
 Уч.-изд. л. 18,5. Усл. печ. л. 21,75. Тираж 700 экз. Цена договорная
 Отпечатано с оригинал-макета Бизнес-центра "Агроконсалт"
 
 Фабрика офсетной печати
 111024 Москва, Авиамоторная ул., 2
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 1
 
 
 

<< Пред.           стр. 9 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу