<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  -для государственного служащего данная работа представляет профессию (основное занятие);
  -служащий не владеет учреждением, в котором работает, подчиняется дисциплине и находится под контролем;
  -смещение с должности основывается на решении вышестоящих руководителей.
  Идеи М.Вебера, В.Вильсона, Ф.Гуднау оказали значительное воздействие на развитие теории административно-государственного управления. С 1900 г. изучение этой науки становится частью учебных программ в ведущих университетах США и Западной Европы (16).
  Объект и предмет административно-государственного управления как науки. Объектом теории административно-государственного управления является административно-государственная деятельность (16), представляющая собой процесс достижения национальных целей и задач через государственные организации, в систему которых входят административные службы исполнительных, законодательных и судебных органов.
  Предметом теории административно-государственного управления является научное обоснование процесса достижения оптимального государственного управления путем эффективной организации.
  Основными направлениями исследований в области теории административно-государственного управления являются:
 в во-первых, это проблема организации государственного управления на разных уровнях: национальном, региональном и местном. Сюда относится разработка общей теории государственных организаций, проблем централизации и децентрализации, функций аппарата государственного управления на разных уровнях, координации государственного управления как целостной системы;
 в во-вторых, проблема подбора и подготовки управленческих кадров. Здесь исследуются вопросы оптимальной структуры штатного состава чиновников государственного аппарата,
 227
 
 управление персоналом государственных организаций, профессионально-квалификационные требования к государственным служащим, проблема лидерства, проблема борьбы с бюрократизмом;
  • в-третьих, проблема исследования техники государственного администрирования, в частности разработка теории принятия государственных решений, политического прогнозирования, методов эффективного административно-государственного управления, технологии взаимоотношений государственной администрации со средствами массовой информации и общественностью (16).
  Основные функции государственного администрирования. Нынешние политологи и исследователи проблем управления выделяют шесть основных функций государственного администрирования: исполнение решений, обслуживание, регулирование, лицензирование, сбор информации и коммунальное хозяйство (16). В более развернутом виде современная модель административно-хозяйственной деятельности включает очень сложные характеристики, главными из которых являются:
  • применение современных методов социально-политической и социально-экономической диагностики с использованием методов математического моделирования социальных процессов при разработке управленческих решений на локальном, региональном и национальном уровнях;
 • прогнозирование и учет в практической деятельности тенденций развития общественных явлений, разработка конкретных мероприятий, определение потребности в необходимых изменениях и осуществление практических действий по их реализации;
 " анализ, обобщение и интерпретация социальных, политических и экономических показателей, характеризующих состояние района, области, страны;
  • организация и проведение исследований по изучению социально-политических, социально-экономических и социально-культурных процессов для поиска оптимальных управленческих решений, принятие таких решений;
 • прогнозирование различных социальных процессов в объектах управления, проектирование программ социальных нововведений и осуществление этих программ;
 " применение рациональных приемов поиска, обработки, хранения и использования необходимой социальной, политической и экономической информации (16).
 228
 
 В целом основные функции государственного управления можно условно разделить на три категории:
  1. Функции верховной власти: оборона; поддержание и развитие внешних связей; полицейская служба; судопроизводство; общественное положение; отношения с религиозными учреждениями; функционирование политических институций и другие, относящиеся к социально-политической сфере.
  2. Экономические функции: государственные прерогативы в области денежного обращения; деятельность в области прикладных исследований в различных отраслях народного хозяйства; общая координация экономической политики и другие, относящиеся к социально-экономической сфере.
  3. Социальные функции: деятельность в области здравохране-ния; социального обеспечения, развития жилищно-комму-нального хозяйства, бытового обслуживания, общественного питания, организации досуга и другая; улучшение окружающей среды; организация рынка труда; перераспределение доходов; общее и профессиональное образование, воспитание молодежи; развитие культуры и искусства, а также другие, относящиеся к социально-культурной сфере (31). Общая структура органов государственного управления. Во всех странах мира одновременно существуют центральные органы (парламент, глава государства и присоединенные к нему службы, глава правительства, министерства, ведомства, автономные административные организмы) и местные инстанции (внешние службы центральных администраций, общественные организации, учреждения регионального управления и др.). Основной характеристикой административной структуры является то, как распределяются между ее органами функции и власть (31).
  Разделение административных обязанностей между центральными и местными органами власти и управления, которое имеет место в конкретный период и в конкретной стране, не является результатом свободного выбора или продуманного расчета, а отражает ход административной истории конкретного государства, его национальных, культурных и политических особенностей. Поэтому количество и наименование различных министерств, ведомств, центральных управлений в различных странах различно. Различна в связи с этим и эффективность государственного управления, во многом зависящая от оптимальной структуры управления. Достижение же такой структуры возможно лишь через знание и использование законов социального управления с уче-
 229
 
 том национальной истории того или иного государства и особенностей социального развития конкретного общества.
  В наиболее общем виде структура государственного управления представляет собой три основные ветви: законодательную (парламент), исполнительную (правительство) и судебную власть. Главой государства является, как правило, президент (или монарх), главой правительства - премьер-министр. Правительство включает различные министерства и ведомства (государственные комитеты, управления, агентства, бюро), специализирующиеся на выполнении конкретных административных функций (например, министерство труда, министерство промышленности, министерство образования, министерство сельского хозяйства, министерство внутренних дел, министерство иностранных дел и т.д.). В структуру министерств и ведомств входят различные подразделения (главные управления, управления, отделы, подотделы, секторы, группы и др.), каждое из которых также специализируется на конкретной, но уже более узкой, функции управления.
  Центральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти представлены в регионах местными органами власти (например, районными и городскими органами образования, занятости, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.), которые осуществляют государственное управление и самоуправление на местном уровне, выполняя те или иные административные функции.
  В целом структура органов государственного управления соответствует определенному периоду развития общества и стоящим перед ним задачам социального устройства, что находит свое выражение в большей централизации или децентрализации администрирования, количестве центральных и местных органов государственного управления, распределении между ними управленческих функций, степени ответственности за их выполнение и другом. (31).
  Таким образом, административно-государственное управление - это осуществление государственной политики через систему административных учреждений, при котором ответственность за выполнение государственных решений спускается сверху вниз. Государственное администрирование - это деятельность профессиональных государственных служащих по осуществлению общественной политики (16).
 230
 
 УПРАВЛЕНИЕ ДУХОВНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ
  Духовное производство представляет собой особую форму духовной деятельности, выделившуюся в самостоятельную сферу, "отрасль" производства в процессе общественного разделения труда и расслоения общества (22); это деятельность, определенным образом организованная, институционализированная и профессионально закрепленная за особой группой людей (идеологи, ученые, художники и т.д.). Духовное производство появляется в результате "рассечения" человеческой деятельности на материальный и духовный труд, получая статус и вид особой сферы общественного производства наряду с материальным производством.
  В современных условиях духовное производство представляет собой сложную систему духовной деятельности, включающую в себя как сферу духовного творчества (научного, художественного, идеологического и т.д.), так и сферу распределения и освоения продуктов этого творчества в масштабе всего общества. Последняя охватывает образование населения, его нравственное и эстетическое воспитание, различные формы его приобщения к духовной культуре (22).
  Управление духовным производством касается преимущественно отношений, в которые вступают производители духовного продукта, поскольку технология его изготовления также имеет управленческую часть (например, дирижер управляет оркестром, режиссер руководит постановкой спектакля, руководитель хора управляет подготовкой и исполнением хоровых произведений и т.д.) (22). В более сложном виде управление духовным производством может осуществляться с помощью определенного знания, в частности, идеологического, в форме манипулирования общественным и личностным сознанием, в том числе через систему средств массовой информации, путем внедрения в общественное поведение различных программ благодаря системам образования и другим формам воздействия. Объект воздействия в таких системах становится духовным продуктом, который создается с помощью другого духовного продукта (22).
  Объектом управления в духовном производстве являются отношения, в которые вступают работники этого производства, а субъект управления состоит из непосредственных административных учреждений в сфере духовного производства (например. министерство образования, министерство культуры, министерство печати и т.д.) и потребителя духовного продукта, который, в конечном итоге, является решающим фактором регулирования духовного производства в конкретном обществе.
 231
 
 Государственная система управления духовным производством состоит из административных учреждений, функционально организованных в соответствии с отраслью или видом духовного производства (соответствующие министерства и ведомства, их органы на местах), а также из общественных самоуправляющихся структур: писателей, композиторов, архитекторов, ученых, художников и других (22).
  Существуют различные методы управления духовным производством, используемые из общего арсенала методов управления отношениями, в которые вступают работники духовного производства, и методы управления технологией производства духовного продукта. Первая группа - это организационно-правовые, экономические и социально-психологические методы, регулирующие отношения работников духовного производства, обеспечивающие защиту их прав, стимулирующие их творческую деятельность и т.д. Вторая группа - это методы общей организации духовной деятельности, убеждения творчеством, его результатами, свободного самовыражения, коллегиальной оценки процесса и результатов деятельности, обеспеченной компетентности и необходимого профессионализма, невмешательства в творческий процесс незанятых в нем лиц и другие (22).
 УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ
  Управление материальным производством - это системная, конкретная, практическая деятельность по сознательной организации всего народного хозяйства на всех его стадиях и уровнях (65). Это - механизм реализации требований всей системы объективных экономических законов через организаторскую и исполнительскую производственную деятельность, а также механизм, реализующий всю систему интересов всех участников производства: общественных, коллективных и личных (65).
  Объект управления. Управление в материальном производстве организует общественную трудовую деятельность, т.е. соединение работников со средствами производства в масштабе всего народного хозяйства (65). В связи с этим различают управление материальными и управление человеческими ресурсами
  Материальное производство включает четыре стадии' производство, распределение, обмен и потребление. В соответствии с этим управление материальным производством включает управление собственно произволе! вом, материально-техническим снабжением и сбытом, финансами, обращением.
 232
 
 В рамках управления общественным производством как объекты выделяются отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д.), а в последних - составляющие их подотрасли (65).
  В материальном производстве объективно складывается не только определенная отраслевая структура, но и структура региональная. Поэтому объектом управления являются и территориальные звенья материального производства: промышленные, агропромышленные, транспортные и другие комплексы, экономические районы и т.д. Поэтому в управлении материальным производством объектом управления является и хозяйство различных административно-территориальных единиц: города, района, области.
  Особое место среди объектов управления материальным производством занимают основные производственные звенья хозяйства: предприятие (фирма), производственное объединение (корпорация), а также составляющие части этих звеньев (цеха, производства, участки и т.д.).
  Таким образом, объект управления материальным производством охватывает все звенья экономики, все стадии и компоненты производства, всех участников трудовой деятельности (65).
  Субъект управления. Субъектами управления материальным производством выступают: государство, общественные (негосударственные) организации, непосредственно работники (65). Государство как субъект управления включает органы власти (представительные органы), деятельность которых выражается главным образом в разработке и установлении наиболее общих правил управления экономической сферой организации общества. Общественные организации и непосредственно работники также участвуют в управлении материальным производством, влияют на него, контролируют и развивают его. В ряде случаев они являются главными носителями управленческих функций (65).
  Система управления. Система управления материальным производством состоит из следующих основных компонентов: механизм управления, структура управления и процесс управления (65).
  Механизм управления материальным производством включает такие фундаментальные звенья, как общие принципы, функции, цели и методы. Общие принципы управления - это основополагающие начала, присущие всем компонентам системы управления на всех этапах ее развития в материальном производстве Функции управления - это те относительно самостоятельные,
 233
 
 специализированные участки, которые обособляются в управлении в процессе его специализации. Цели, которые ставит перед управлением его объект - экономика, - следующее звено системы управления материальным производством. Методы управления - это способы достижения целей управления (65).
  Структура управления включает такие звенья: общая структура управления, конкретная система органов управления, кадры управления и технические средства управления. Структура управления формируется на основе комбинации базовых управленческих структур - линейной и функциональной. Система органов управления включает органы управления общей компетенции, межотраслевые (функциональные), отраслевые, территориальные органы управления первичными звеньями экономики. Органы управления формируются из кадров управления, которые представляют собой важнейший элемент управления. Следующий компонент структуры управления - технические средства управления, обеспечивающие повышение эффективности управленческого труда (65).
  Процесс управления включает содержательную и организационную характеристики, организацию принятия и реализации решений, технологию и процедуры управления, организацию деятельности работников управления. Характеристика процесса управления с точки зрения содержания определена объектом управления. Это - решение проблем организации материального производства. С организационной точки зрения процесс управления образует цикл, состоящий из предварительного (прогнозирования и планирования) и оперативного (организации, мотивации, распределительства, координации) управления, а также контроля (учета, анализа, проверки). Решение - является сердцевиной процесса управления, состоящего из совокупности решений, находящихся на разных стадиях принятия и реализации. Технология управления представляет собой процесс получения, хранения, преобразования и передачи управленческой информации, предусматривающий использование общих приемов, процедур и операций (65).
 РЕЗЮМЕ
  Рассмотренные в настоящей главе основные виды социального управления, соответствующие ведущим сферам организации общества, позволяют выделить как общее, так и особенное в теории социального управления (социального менеджмента). Наука социального управления, как уже отмечалось, различает два уровня
 234
 
 знания - собственно теорию социального управления, объясняющую механизм регулирования общественной жизни на определенном историческом этапе и теорию организации и управления, обеспечивающую научно-методическую базу для практического совершенствования социального менеджмента в различных сферах организации общества. Следующие разделы будут посвящены рассмотрению основ современной науки социального управления, являющихся наиболее общими для всех видов социального менеджмента и объединяющих ее теоретический и прикладной аспекты.
 
 ности мышления) и более подвижное эмоциональное (потребности, интересы, настроения, национальные и социальные чувства). Своеобразие классовой психологии определяется доминированием в "коллективной психике" того или иного класса той или иной психической функции (интуиции или мышления, воли или инстинктов, чувственности или сенсорики), что обусловливает социально-типические черты в характере священнослужителя и бюргера, аристократа и люмпена, рабочего и крестьянина. Учитывая зависимость характера от типа политического сознания, можно предположить, что коллективными носителями теократического сознания являются священнослужители (иерокра-ты); монархического -- аристократы; либерального - буржуа;
 социалистического - мелкие торговцы, ремесленники, рабочие, крестьяне, маргинальная интеллигенция; тоталитарного и авторитарного - деклассированные и криминальные элементы.
 
 РАЗДЕЛ V
 ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ
 УПРАВЛЯТЬ - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.
 А. Ф а и о л ъ
 Глава 26. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ
 СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ СТРУКТУРА
  Под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, которые составляют целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов*. В мире все системно, но, несмотря на общность систем всех видов, они имеют свои специфические черты и закономерности (91). Особенно большие отличия свойственны социальным системам, поскольку их неотъемлемым элементом являются коллективы людей, активно участвующие в формировании этих систем, влияющие на характер их связей и отношений, состояние, функционирование и развитие.
  Подробнее см.: Организация управления общественным производством / Под ред. Г.Х.Попова, Ю.И.Краснопояса. - 2-е изд. - М., 1984. - 256 с.; Теория управления социалистическим производством / Под ред. О.В.Козловой. - 2-е изд. - М., 1983. - 432 с.; Современный бизнес. В 2-х т.: Пер с англ. / ДДж.Речмен, М.Х.Мескон, К.Л.Боуви, Дж.В.Тилл. - М., 1995. - 431 с.; М е -скон М.Х., Альберт М., Хедоури М. Основы менеджмента. Пер с англ. - М., 1993. - 702 с.
 311
 
 В первом приближении социальные системы можно условно разделить на три вида: социально-политические (политические партии, общественные движения и т.д.), социально-культурные (творческие, научные, просветительские сообщества и т.п.), социально-экономические (предприятия, организации, отрасли и т.д.) Генезис социальных систем привел к тому, что внутренне присущее им управление превратилось в самостоятельную область деятельности Например, общественное производство является социально-экономической системой (91) (социальной - потому, что люди, осуществляющие процессы производства и управления им, выступают главными элементами, а экономической - потому, что в результате осуществления процессов производства и управления им создаются материальные блага, совокупный общественный продукт, потребляемый членами общества) (91). Иными словами, экономическая система представляет собой способ, каким общество производит и распределяет имеющиеся в его распоряжении ресурсы для удовлетворения потребностей населения (82). В основе всех известных современному обществу экономических систем, независимо от конкретных особенностей их функционирования, лежат одни и те же фундаментальные вопросы: как используются ограниченные ресурсы для удовлетворения нужд общества, какие товары и услуги должны быть произведены, кто будет их производить, как эти товары и услуги распределяются между членами общества. Разные варианты ответов на эти вопросы определяют три основных типа современных экономических систем: капитализм, коммунизм и социализм. Самый лучший способ выявить различия между ними - это сравнить степени свободы, которую они предоставляют индивидам в овладении факторами производства* и реализации собственных экономических интересов (82). Различные типы современных экономических систем представлены в таблице 14.
  Любая система является совокупностью элементов. Элемент всегда есть структурообразующей частью системы (например, предприятие - элемент производственного объединения (корпорации) как системы; вместе с тем само предприятие представляет собой сложную совокупность элементов - цехов и служб) Элементу присуще одно или несколько свойств, которые определяют его место во внутренней организации системы. При этом
  Факторы производства - это ресурсы земля, труд, капитал и предпринимательская способность, которые общество использует для производства товаров и ус туг (82)
 312
 
 я'?"' СУ" >ч о. S о м р " I- § >"<я
 .ss sii III I1 Sill s8! ^ !i.
 il'^lis'sll0!!^2 s ^ J ^ ^ i° I ^c i I ^
 llljlilllj§ll'l! liSlllle II iti
 
 
 
 5l §,§
 ь, ы ";
 ? § 0'
 III
 31- ci^saa я дуия
 ее Ййиа" SE03
 ![[ |1| jj {| ili | ij
 iii i^ Ид II !Si-iil p
 ^'ggll! jgig33^^
 я ,s§ ?u Ssb.|uo. aa
 ^Г III I ! I II !
 mgg ^&t igg <5| ^^.ge^! Bg.
 
 
 
 Ss
 s я
 ^J 8'SS, ^1^ ^g.^ §§§ §° ^S
 ^| tj^ 1§1 I5!" 55^ l| &s
 ^l1 gjl li! lilS tiS 11 ili
 1 ti i| H &1 ^ III
 -1| SI II 4^ il ^ I"
 hi hi ^ Illlll IS J Ir-.
 gge ;gc aS^I^Sgj g&Sgl" g.s-
 III il !§lBp h-^ gill
 s^l 1s. §lll^§ i1|§|ig|||
 lei
 
 
 
 s I § 1§ 5 i I
  щЬ i ^ il 1& i 1
 ll'§ § 11 ё| §. §"•
 (?3u ^ tSgcg С BR
 
 свое назначение элемент может выполнять только при условии, если будет взаимодействовать с другими элементами системы
 (91).
  Управляющая и управляемая подсистемы. Каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей (91). К управляемой подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ или оказания услуг. К управляющей подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие процесс управления, т.е. процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей, занятых в управляемой системе. Важнейшим элементом управляющей системы является организационная структура управления-
  Каждая из названных подсистем имеет свои особенности. При этом, говоря о системе и совокупности ее элементов, следует обратить внимание на то, что в самой социальной системе и в ее крупных частях (управляемой и управляющей подсистемах) ясно просматриваются однородные группы элементов, образующих своеобразные системы меньшего уровня: техническую, технологическую, организационную, экономическую и социальную (91).
  Системы меньшего уровня. Техническая система представляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования- Например, в социально-экономических системах она выражает производственные мощности предприятия, организации, отрасли, с помощью которых люди в процессе материального производства способны производить продукцию в определенном количестве и заданного качества.
  Технологическая система основана на делении политической деятельности, материального или духовного производства на стадии и процессы. Элементами технологической системы являются предметы труда, отдельные операции и процессы. Данная система представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производств и управления ими.
  Организационная система с помощью разработки структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические средства, предметы труда, информацию, площади и трудовые ресурсы.
  Экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей.
  Социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятель-
 314
 
 ности людей и социальных групп. Именно социальная система совместно с экономической определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации (91).
  Все системы - техническая, технологическая, организационная, экономическая и социальная - взаимосвязаны. В своем единстве они составляют целостный организм. При этом техническая, технологическая и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная - социально-экономическую (91).
  Таким образом, каждое звено, характеризующее уровень управления социальными системами, состоит из управляемой и управляющей подсистем, находящихся во взаимной связи и зависимости. Например, предприятия являются первичными звеньями в иерархии управления отраслями и регионами народного хозяйства. Они составляют часть структуры экономики и в то же время представляют собой основные звенья народного хозяйства, определяющие экономическую структуру современного общества.
  Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью информации, которая служит основой для выработки управленческих воздействий и решений, поступающих из управляющей системы в управляемую для исполнения (91).
  Каждая социальная система самоуправляема. В то же время в процессе управления она испытывает внешние воздействия. Внешние и внутренние воздействия в любой системе тесно связаны между собой и взаимно обусловливают друг друга: чем значительнее одно, тем меньше другое.
  Деятельность и развитие системы подчинены глобальной цели, а ее элементы и подсистемы имеют локальные задачи, решению которых подчинено их существование. Функционирование таких систем и управление ими являются не только процессом сохранения их целостности и определенности, но и процессом перевода в новое качественное состояние (91).
 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
  Процессы управления как особый вид человеческой деятельности возникают из необходимости обеспечить целенаправленность и согласованность работы коллективов людей (91). Управ-
 315
 
 ление всегда характеризуется двумя взаимосвязанными сторонами: организационно-технической и социально-экономической. Если организационно-техническая сторона управления порождается разделением труда, его специализацией и кооперацией и зависит от уровня развития производства, то социально-экономическая определяется социально-экономическими условиями, сложившимися в данном обществе. Поэтому сущность управления необходимо рассматривать и оценивать с позиции единства отношений управления, его двух сторон. В условиях современного общества социальное управление становится деятельностью, охватывающей весь процесс общественной жизни: политическую сферу, сферы материального и духовного производства (91).
  Цели социального управления. Начальным пунктом управления является формирование и выбор целей управления (91). Любой вид социального управления тем и отличается от управления в технических и биологических системах, что воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на объект управления (управляемую подсистему) происходит путем определения цели деятельности. Формирование целей и задач социального управления исходит из глубокого и всестороннего анализа развития общества. Социальное управление воплощается в системе целей: перспективных и текущих; организационно-технических и социально-экономических; народнохозяйственных, отраслевых, региональных и т.д. При этом оно призвано планировать, организовывать, координировать, стимулировать, контролировать деятельность коллективов и отдельных людей, направленную на достижение поставленных целей (91).
  Предмет науки социального управления. При определении предмета науки социального управления исходят из сущности управления как особой функции, возникающей из необходимости руководства совместной деятельностью (91). Поэтому изучать управление - значит изучать прежде всего отношения между людьми в ходе целенаправленного воздействия на общественные процессы, выявлять законы формирования отношений управления с тем, чтобы на их основе установить принципы управленческой деятельности, формы и способы их осуществления. Таким образом, предметом науки социального управления являются отношения управления, представляющие собой сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей и коллективов в процессе управленческого воздействия. Отношения управления реализуются через информацию, отражающую формы связей в процессе управления социальными системами (91).
 316
 
 Результатом управленческой деятельности являются решения, а также направленные на реализацию задач, стоящих перед управляемым объектом, такие функции управления, как планирование, организация, координация, стимулирование и контроль за совместными действиями людей в процессе коллективной деятельности на основе учета общественных и личных интересов. При этом социальное управление охватывает многообразие общественных отношений (политических, экономических, культурных) и находится под воздействием совокупности факторов как объективного, так и субъективного характера. Вопрос о сочетании объективного и субъективного в управлении - это вопрос о взаимодействии механизма объективного развития социальной системы и механизма сознательного использования социальных законов в системе управления (91).
  Содержание науки социального управления. Содержанием науки социального управления является выявление законов, закономерностей, разработка принципов, функций, форм и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления обществом (91). Поэтому в основу науки управления должны быть положены социальные и экономические законы. Однако в ней используется также ряд специфических законов, закономерностей и методов.
 ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
  Теория социального управления - комплексная система знаний, использующая разнообразные методы кибернетики, теории систем, различных социальных наук (91). Она изучает и разрабатывает пути комплексного применения методов воздействия на людей в социальных процессах. Теория социального менеджмента включает:
 1. Методологические основы социального управления (раскрывается сущность социального управления, его содержание, законы, закономерности и принципы менеджмента).
 2. Учение о системе социального управления (освещаются организационные формы систем менеджмента, функции и структура социального управления).
 3. Учение о механизме и методах социального управления как о совокупности средств и рычагов воздействия (рассматриваются экономический, организационно-распорядительный. социально-психологический механизмы менеджмента; их совокупность и взаимное воздействие).
 4. Учение о процессе социального управления, его свойствах и динамике; типология его частей, цели процесса социального
 317
 
 управления, связь со структурой; информационное обеспечение процесса управления.
  5. Учение о качестве и эффективности социального управления (освещается культура и стиль менеджмента, научная организация управленческого труда, искусство управления, дается оценка эффективности и указываются пути ее повышения) (91).
  Характерными чертами научного социального управления являются: познание и сознательное использование социальных законов, законов и закономерностей управления; обеспечение системности и непрерывности процесса управленческих воздействий; моделирование управляемых объектов и субъектов управления, количественные и качественные измерения явлений; взаимосвязь и взаимодействие государственного, хозяйственного и общественного менеджмента.
  Таким образом, теория социального управления устанавливает законы и закономерности, принципы протекания социальных процессов и явлений в области управления обществом (91).
  Наука и искусство социального управления. Необходимо отличать науку управления от искусства управления (91). Искусство менеджмента определяется навыками, интуицией, способностями людей, их умением творчески применять науку управления в социальной практике с учетом конкретных особенностей функционирования объекта и субъекта социального управления. Хотя социальное управление подчиняется объективным законам и закономерностям, индивидуальные особенности личности (должностные, профессиональные, возрастные), обусловленные одаренностью, знанием, жизненным опытом непосредственно влияют на управление. Поэтому, социальное управление - это наука и искусство, поскольку в нем всегда сочетаются объективное и индивидуальное (91). Роль науки и искусства в социальном управлении схематически показана на рис. 21.
 РЕЗЮМЕ
  1. Система представляет собой совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у составляющих ее элементов Социальные системы можно условно разделить на три основных вида: социально-политические, социально-экономические и социально-культурные. Этим трем основным видам социальных систем соответствуют три основных вида менеджмента - социально-политический (административный менеджмент), социаль-
 318
 
 но-экопомический (менеджмент в производственной сфере) и социально-культурный (менеджмент в непроизводственной сфере).
 Система законов, объединенных в рамках целостной теории
 Отдельные законы, закономерности, отражающие движение отношений, подсистем,процессов
 
 Отдельные кате-гории.группы категорий
 
 
 Использование опыта, научных знаний и искусства
 Ощущсния,восприя-тия, представления, интуиция
 
 ffl
 Реальность управления как объекта познания
 Реальность управления как системы воздействия
 Рис.21. Роль наукн • искусства в управлении (91)
  2. Каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем - управляемой и управляющей, первая из которых является объектом, а вторая - субъектом социального управления. В любой социальной системе и ее подсистемах образуются взаимосвязанные • системы меньшего уровня - техническая, технологическая, организационная, эко-
 319
 
 комическая и собственно социальная. Первые три характеризую! и обеспечивают организационно-техническую сторону менеджмента, последние две - его социально-экономическую сторону При этом каждая социальная система является самоуправляемой.
  3. Социальное управление как особый вид человеческой деятельности возникает из необходимости организации совместной деятельности людей и порождается, с одной стороны, разделением труда (в основе которого лежит неравенство способностей), а с другой - социально-экономическими условиями конкретного общества (в основе которых лежит соответствующий тип культуры, определяемый господствующими социальными ценностями). Социальное управление является деятельностью, охватывающей весь процесс общественной жизни - политическую, экономическую и духовную сферы.
  4. Главное отличие социального управления от всех других его видов состоит в сознательном определении целей деятельности. Результатом управленческой деятельности являются решения, направленные на реализацию целей посредством осуществления функций управления через организованное взаимодействие людей. Этот сложный комплекс устойчивых взаимосвязей представляет собой отношения управления, которые и являются предметом науки социального управления.
  5. Содержанием науки социального управления является выявление законов и закономерностей, разработка принципов, функций, форм и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления обществом, его основными сферами и звеньями. Поэтому основой научного менеджмента являются социальные законы и их действие в процессе социального управления. Теория социального управления - это комплексная система знаний, использующая данные различных социальных наук для разработки принципов и методов воздействия на людей в социальных процессах на основе установления законов и закономерностей управления обществом.
 
 Глава 27. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ
 СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАМ УПРАВЛЕНИЯ
  Различают следующие подходы к изучению проблем социального управления:
 • конкретно-исторический, который предполагает изучение отношений социального управления как процессов, находящихся в состоянии развития и изменения под влиянием действующих на них факторов;
 в комплексный, который предполагает при изучении отношений управления взаимосвязь экономического, правового, социально-психологического и других подходов к анализу отношений управления;
  • аспектный, позволяющий исследовать одну из сторон отношений управления, одно из свойств, проявляющихся через связи с тем видом отношений, который специально исследуется какой-либо социальной наукой (философией, политэкономией, социологией, психологией и т.д.);
  • системный, позволяющий рассматривать и управляемую, и управляющую подсистемы как целостный комплекс взаимосвязанных, объединенных общей целью элементов, выявить свойства системы, ее внутренние и внешние связи (91).
  К эффективным методам науки социального управления относятся: моделирование (применяются различные виды моделей -- вербальные, физические, графические, математические и др.), эксперимент, социологические и психологические (опросы, тестирование, наблюдение и т.д.), а также экономико-математические (программирование, теория игр, теория информации, корреляционный и факторный анализ и др.) методы.
  Основная цель методологических исследований состоит в выработке наиболее эффективных путей, подходов и методов для получения знаний о явлениях, системах и процессах управления (91).
 ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
 Отношения управления подразделяются на:
 о отношения между управляющей и управляемой подсистемами, т.е. между субъектом и объектом непосредственного социального управления;
 " отношения управления внутри управляющей системы: между ступенями, уровнями управления (вертикальные связи);
 21 6-1 х? 321
 
 между звеньями управления каждой ступени (горизонтальные связи); между одноименными функциональными звеньями управления на разных ступенях управляющей подсистемы;
 в отношения между руководителями и подчиненными: в каждом звене управления (отношения субординации); в разных звеньях управления (отношения координации) (91).
 Кроме того, отношения социального управления подразделяются на:
 в отраслевые, региональные, межотраслевые, межрегиональные, территориально-отраслевые;
 • внешние (отношения с окружающей средой) и внутренние (отношения взаимодействия элементов систем);
 • межсистемные, межличностные и смешанные, а также коллективные и индивидуальные;
 • временные и постоянные, непосредственные и косвенные;
 • линейные, функциональные и смешанные (91).
 ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
  В системе законов социального управления ведущую роль играют объективные, не зависящие от сознания и воли людей социальные и экономические законы (91). Их действие проявляется только в деятельности людей и, следовательно, зависит от того, насколько полно учитываются требования объективных законов. Объединяя и координируя труд людей, управляющая система должна строго учитывать требования социальных и экономических законов, проявляющихся в определении цели, поиске путей ее реализации, оценке результатов достижения. Например, к основным социальным законам относятся законы социального развития, законы социальной мобильности, законы социальной стратификации и другие.
  Категория закон относится к той же группе категорий, что и закономерность. Как законы, так и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. В теории менеджмента понятие закономерность рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретического исследования. Основные положения теории социального управления группируются вокруг ее законов и закономерностей, через которые обнаруживают связь друг с другом, так как именно в них раскрываются содержание теории ме-неджменча, основные функции, методы и структуры, а также особенности процесса управления (91).
 322
 
 К основным законам социального управления относятся:
 " закон единства системы социального управления, обусловленный культурными, политическими и экономическими условиями общественного развития. Системе социального управления органически присуще единство, определяющее основные процессы ее функционирования, характер формирования и развития. Система социального управления едина, что проявляется: в неразрывной цепи отношений управления от высших органов административно-государственного управления до низших его звеньев; в единстве социального управления всеми составными частями глобальных целей и интересов общества; в единстве основных функций и методов менеджмента;
 • закон пропорциональности управляемой и управляющей подсистем социальной системы, предполагающий рациональную соотносительность внутри них, а также между ними с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования этих подсистем;
 • закон оптимального соотношения централизации и децентрализации функций социального управления. Уровень централизации управления меняется в процессе общественного развития, и это изменение является законом социального управления. Для каждого этапа общественного развития должен быть свой оптимальный уровень централизации (децентрализации). При этом, чем выше уровень, на котором принимается решение, и ниже ступень, для которой оно предназначено, тем выше уровень централизации управления;
 • закон участия различных слоев населения в социальном управлении, в повышении его эффективности и ответственности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения (91).
 ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
  Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в процессе руководства в силу социально-экономических условий, сложившихся в обществе (91). Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно
 21- 6-m 323
 
 действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управления - это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития -^ социальные и экономические законы соответствующего периода (этапа) социального развития -^ законы и закономерности социального управления-^принципы социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают - им следуют. Принцип позволяет формировать систему методов и каждый метод в отдельности, но каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принцип управления (91).
 Таким образом, принципы социального управления должны:
 (r) быть основанными на законах развития общества, его социальных и экономических законах к законах менеджмента;
 • соответствовать целям социального управления, отражать основные свойства, связи и отношения менеджмента;
 • учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;
 • иметь правовое оформление, т.е. быть закрепленными в различных нормативных документах, поскольку каждый принцип социального управления целенаправлен: его применяют для решения конкретных организационно-политических и социально-экономических задач (91).
 К основным принципам социального управления относят:
 • принцип единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;
 • принцип единства административно-государственного, хозяйственного и социально-культурного менеджмента;
 а принцип сочетания отраслевого и территориального социального управления;
 " принцип научности социального управления;
 а принцип п р о i позирования социального управления, а принцип м о i и в а ц и i (сщмулироввния) груда;
 " принцип о г а ^ i ^ ! в с н ii о ^ г и JB рс^у;(Ыс1ты социаль-ного управления,
 )24
 
 • принцип рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;
  • принцип экономичности и эффективно с-т и социального управления;
  • принцип системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящих из различных звеньев, т.е. систем, стремящихся к реализации различных целей);
  • принцип иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы. При этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом упра вления по отношению к вышестоящему уровню);
  • принцип необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);
  • принцип обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным).
  Системы принципов управления изменяются в процессе общественного развития и социального управления. Тем не менее основные принципы менеджмента полностью исчезнуть не могут, так как выражают требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными (91).
 МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  Метод управления - это способ осуществления управляющего воздействия или способ реализации (достижения) целей социального управления (65). В наиболее общем виде все методы управляющего воздействия можно разделить на две группы: основные и комплексные. К основным относятся такие, в которых четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических, организационно-технических и др.). Сложными, или комплексными, методами социального управления, являются комбинации основных методов.
  По содержанию методы социального управления отражают требования различных объективных законов социального разви-
 325
 
 тия: экономических, организационно-технических, демографических, социологических, психологических и т.д. В связи с этим различают экономические, организационно-административные и социально-психологические методы управления (65).
  Экономические методы. Экономические методы управления представляют собой способы достижения целей управления (средства) на основе реализации требований экономических законов. Иными словами, под экономическими методами менеджмента в современном значении понимается экономический расчет, основанный на сознательном использовании всей системы экономических законов и категорий рыночной экономики*.
  Среди многообразия экономических методов управления можно выделить, например, методы экономического стимулирования (65).
  Экономическое стимулирование представляет собой метод социального управления, опирающийся на экономические интересы работников (91). Его основу составляет формирование доходов предприятий и организаций, а также каждого работника в зависимости от личного вклада. Система экономического стимулирования есть совокупность разрабатываемых и осуществляемых мероприятий, направленных на усиление заинтересованности персонала и каждого работника в получении возможно высокой прибыли. Экономическое стимулирование базируется на следующих основных принципах:
  • взаимосвязь и согласованность целей экономического стимулирования с целями развития организации;
  • дифференциация экономического стимулирования, направленная на реализацию необходимых изменений в структуре производства;
  • сочетание экономического стимулирования с другими методами мотивации;
 • сочетание экономического стимулирования с экономическими санкциями, предусматривающими материальную ответственность организаций и отдельных работников (91).
 В целом техника комплексной мотивации людей включает три основные группы методов:
 1) приемы, ориентированные на работников. К ним относятся:
 а) постановка перед работником четких и достижимых целей (например, рабочим, превысившим оговоренную норму
 ' Рыночная экономика - экономическая система, цели которой достигаются в процессе функционирования свободного рынка с минимальным государственным вмешательством (82).
 326
 
 выработки, выплачиваются премии); б) модификация поведения (применение наказаний и наград с целью улучшения поведения человека); в) переподготовка (прохождение курса обучения перспективным специальностям за счет организации);
  2) приемы, ориентированные на работу. Это: а) усовершенствование рабочих мест и расширение сферы деятельности работников (т.е. такое распределение обязанностей в организации, при котором на работников возлагается больше ответственности за ее деятельность в целом); б) гибкий график работы (т.е. такой режим труда, при котором работники могут самостоятельно планировать время начала и окончания работы); в) телекоммуникация и домашние офисы (т.е. работа на дому с подключенными к офису телефоном, компьютером и факсом); г) сокращение рабочего времени и деление функциональной нагрузки как способы минимизировать число увольнений;
  3) приемы, ориентированные на организацию. К ним относятся: а) расширение полномочий (т.е. предоставление работникам больших возможностей для участия в повседневных делах организации); б) участие в достижении целей (т.е. получение регулярных денежных вознаграждений за успешные результаты коллективной работы) и др. (82). Организационно-административные методы. Данные методы управления базируются на власти, дисциплине и ответственности (65). Организационно-административное воздействие осуществляется в следующих основных видах:
 • прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;
 • установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур административного воздействия, унифицированных форм менеджмента;
 • разработка и внедрение рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов, подвергаемых организационно-административному воздействию;
 • контроль и надзор за деятельностью организации или отдельных работников.
 327
 
 Основной формой реализации и применения организационно-административных методов социального управления является распорядительство и оперативное вмешательство в процесс управления в целях координации усилий его участников для выполнения поставленных перед ними задач (65).
  Выделяют три основные группы организационно-административных методов:
  •организационно-стабилизирующие. Содержание данных методов воздействия заключается в установлении состава элементов системы и устойчивых организационных связей между ними посредством закрепления определенных обязанностей как за системой в целом, так и за отдельными ее звеньями. К данным методам относятся регламентирование, нормирование и инструктирование;
  • распорядительного воздействия. Отражают текущее использование установленных организационных связей и их частичную корректировку при изменении условий работы. В основе распорядительного воздействия лежат полномочия и обязанности. К данным методам относятся постановление, приказ, распоряжение, указание, резолюция;
  • дисциплинарного воздействия. Предназначены для поддержания стабильности организационных связей посредством дисциплинарных требований и системы ответственности.
  Все три группы организационно-административных методов менеджмента используются как раздельно, так и совместно, дополняя друг друга (91).
  Социальные и психологические методы. Социальными и психологическими методами управления называются способы управляющего воздействия, опирающися на объективные законы социального развития и законы психологии (65). Объектом воздействия здесь являются социальные и психологические процессы на уровне народонаселения, производственного коллектива или его структурного звена, отдельного работника. Условно социальные и психологические методы управления можно разделить на три основные группы:
  • социальные методы управления, включающие широкий спектр социально-политических методов, методов социального нормирования, социального регулирования, морального стимулирования и др. Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между
 328
 
 коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. Социально-политические методы включают политическое образование и привлечение работников к участию в социальном управлении. К конкретным методам социального нормирования относятся правила внутреннего трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия. Методы социального регулирования используются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К ним относятся: договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей. Методы морального стимулирования используются для поощрения коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных успехов в профессиональной деятельности;
 • социально-психологические методы управления, представляющие собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него. Данные методы основаны на использовании социально-психологического механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений, социальные потребности и другие социально-психологические аспекты. Социально-психологические методы управления прежде всего отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. Среди способов мотивации выделяют следующие: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение и понуждение, побуждение и др. Целями применения социально-психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей человека, его всестороннее гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активности личности и эффективной деятельности коллективов;
 • психологические методы управления, направленные на регулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, методы гуманизации труда, методы профессионального отбора и обучения и др. Методы комплектования малых групп позволяют определить оптимальные количественные и качественные соотношения ме-
 329
 
 жду работниками с учетом психологической совместимости. К методам гуманизации труда относятся использование психологического воздействия цвета, музыки, исключение монотонности работы, расширение творческих процессов и т.д. Методы профессионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы (91).

<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу