<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 ТИПОЛОГИЯ СТИЛЕЙ
  Итак, стиль руководства - это способ принятия решения и передачи заданий подчиненным. Лучший стиль тот, который обеспечивает хорошие результаты при достижении поставленных целей и соответствует господствующим в социальной общности ценностям. Из всех возможных на первый план выходят авторитарный и либеральный стили руководства. При авторитарном стиле решения принимаются одним лицом, а распоряжения пос-
 357
 
 тупают в виде приказов, которые не обсуждаются и сомнениям не подвергаются. Авторитарный стиль имеет формы:
  • патриархального (все "члены семьи" обязаны повиноваться "отцу-руководителю", а он считает подчиненных "недоросшими" до принятия решений. Это его "дети", о которых он, однако, должен заботиться);
  • харизматического (за лидером признаются выдающиеся, единственные в своем роде качества, поэтому он может потребовать любой жертвы от подчиненных и не обязан о них заботиться);
  • автократического (руководство осуществляется аппаратом управления через подчиненные инстанции, которые косвенно проводят решения автократа (самодержца), но остаются подчиненными ему);
  • бюрократического (произвол высшей силы исключается, доминирует деперсонификация, руководители всех уровней занимают свои места в структуре инстанций и имеют право на соблюдение данных им полномочий. Системе регулирования подчиняются и руководство, и подчиненные - предметная компетентность) (112).
  Противоположность авторитарности - либеральность. Еще дальше "в развинчивании гаек" идет анархичный стиль, стиль невмешательства или попустительства ("делай, как считаешь нужным"). Однако ответственность за результат в любом случае ложится на руководителя, и при нормальной деятельности организации сложить ее с себя он не может.
  Между двумя названными противоположными стилями авторитарности - анархичности лежит, кроме либерального, еще так называемый демократический (кооперативный, коллегиальный) стиль руководства. В решении управленческих проблем он предполагает участие всех членов организации. Разделение на вышестоящих и остальных работников менее строгое, руководство осуществляется в сотрудничестве, а работники получают полномочия для принятия решений. Такой стиль повышает мотивацию персонала (112).
  В современной практике менеджмента применяется комбинация авторитарного и демократического стилей руководства, что наглядно показано на рисунке 27.
  Манипулятивные стили руководства. Кроме названных основных стилей руководства, в типологии стилей управления выделяют еще оппортунизм и фасадизм (13).
 358
 
 СТИЛИ РУКОВОДСТВА " .., Авторитарное руководство Разделенное (либеральное) руководство Демократическое руководство Высокий уровень производства Высокий уровень производства и трудовой морали Высокая трудовая мораль
 
 
 Ориентация на задание
 Ориентация на результат
 Ориентация на людей
 
 
 Рас.27. Соотношение стилей и целей руководства
  Оппортунизм имеет место, когда полагаются на все существующие стили управления, не основываясь на принципах. Каждое действие осуществляется по "тактическим" причинам и выступает средством для достижения личного успеха. Мотивацией оппортуниста является его желание быть исключительным, первым, т.е. человеком, обладающим властью и соответствующим положением. Основные признаки "оппортунистического" поведения следующие: стремление всем угодить, надменность по отношению к нижестоящим, стремление привлечь внимание, хвастовство, заискивание, уклончивость, необязательность, манипулирование слабостями людей, отсутствие убеждений, расчетливость, делячество.
  Фасадизм как стиль управления используется тогда, когда цель состоит в достижении косвенными путями того, что недоступно иным способом или считается недостижимым. Отсюда азарт риска и игры. Такой подход является манипулятивным из-за боязни руководителя показать негативную сторону его деятельности. Основная цель создания фасада состоит в том, чтобы скрыть стремление к господству и власти. Характерными признаками "фасадистского" поведения являются: неясные стремления, расчет, предпочтение окольных путей, хитрость, двурушничество, лицемерие, упоение властью, манипулирование, склонность к блефу, стремление к положительной репутации при одновременной склонности к правонарушениям (13).
 359
 
 РЕШЕТКА МЕНЕДЖМЕНТА
  Современные исследователи управления Р.Блейк и Дж.Мутон, определяя стиль руководства, исходят из двух основных факторов - забота о производстве (ориентация на задание) и забота о людях (ориентация на людей) (13).
  Забота о производстве представляет собой параметр, связанный с заданиями, производительностью, прибылью или предназначением организации. Другими словами, производство - это совокупность задач, для решения которых организация нанимает исполнителей, т.е. персонал. Забота о людях проявляется в различных ситуациях управления, но суть ее состоит в том, что стремление руководителя к достижению конечных результатов основывается на доверии и уважении подчиненных, их исполнительности, симпатии, понимании и поддержке. Достигается это созданием благоприятных условий для работы, материальным и моральным стимулированием, обеспечением гарантии занятости и т.п. (13).
  Из всей совокупности стилей руководства Р.Блейк и Дж.Мутон выделили пять основных стилей, которые характеризуются индивидуальными свойствами поведения руководителей и подчиненных и специфическими следствиями решений руководителя, определяемых преимущественной направленностью либо на заботу о производстве, либо на заботу о людях (см. рис.28).
  Характеристика управленческих стратегий. Стиль, обозначенный на рисунке 9.1, характеризуется максимальной заботой о производстве (9) в сочетании с минимальной заботой о людях (1). Руководитель, действующий в этом стиле, отдает приоритет максимизации производственных показателей путем реализации представленных полномочий и установления контроля над деятельностью подчиненных, диктуя им, что и как они должны делать.
  Стиль 1.9 характеризуется минимальной заботой о производстве (1) в сочетании с максимальной заботой о людях (9). Основное внимание уделяется сохранению дружеских отношений между работниками, пусть даже и за счет производственных показателей.
  Стиль 1.1. характеризуется как минимальной заботой о людях, так и минимальной заботой о производстве. Руководитель данного стиля предпринимает минимальные усилия, требуемые для того, чтобы сохранить свое место в организации.
  Стиль 5.5. соответствует теории "золотой середины", или системе управленческих предположений, обеспечивающих мирное
 360
 
 сосуществование на пути к единой цели. Данный стиль управления ориентирован на сохранение статуса-кво, или существующего положения.
  Стиль 9.9. сочетает заботу о производстве и заботу о людях. Данный стиль управления создает ориентированный на достижение цели коллективный подход, характерной особенностью которого является стремление к достижению оптимальных результатов деятельности организации при активном участии работников (13).
 
 Высокая степень
  1.9 Управление "Загородным клубом" предельное внимание к нуждам людей с целью поддержания атмосферы доброжелательности " приводит к созданию комфортной обстановки в организации и сохранению щадящего режима -работы
 
 9.9 Комбинированное управление
 достижение целей организации обеспечивается усилиями преданных общему делу работников, создание системы участия ' членов организации в выработке цели деятельности организации, что создает атмосферу уважения и доверия
 
 
 
 5.5 Управление "Человеком организации"
 достижение необходимых и достаточных показателей работы организаци" становится возможным путем создания равновесия между необходимостью поддержания рабочего ритма и сохранения удовлетворительного морального духа коллектива
 
 
 
 1.1
 "Нищета" управления
 приложение минимальных уси-. лий для выполнения работы соответствует целям сохранения принадлежности к организации
 
 9.1 Режим подчинения руководителю
 эффективность деятельности обусловлена созданием таких условий работы, при которых от подчиненных мало что зависит
 
 
 
 Высокая степень
 Низкая степень
 Забота о производстве Рис.28. Стлли управления (13)
 
 Факторы, определяющие стиль управления. Основными факторами, определяющими стили социального управления в конкретных условиях, являются следующие: 1) организация
 361
 
 (правила и требования, существующие в организации, могут быть настолько жесткими, что руководитель не может реализовать собственный стиль управления подчиненными); 2) ценности (убеждения руководителя основываются на ценностях или идеях, связанных с представлениями о том, как следует строить свои взаимоотношения с подчиненными и использовать результаты управления); 3) личный опыт (руководитель может демонстрировать свою предрасположенность к тому или иному стилю управления, потому что он успешно прибегал к его использованию в прошлом); 4) случайность (предположения руководителя, принятые им "на веру", без учета всех возможных последствий) (13).
  Основные и запасные стили управления. Большинство руководителей обладает каким-либо основным, а также одним или несколькими запасными стилями управления. Запасной стиль руководителя проявляется тогда, когда невозможно применить основной (например, из-за оказываемого на него давления, возникновения конфликта и т.п.). Важно помнить, что используемые руководителями стили управления могут носить комплексный характер. Основной, или характерный, стиль работы руководителя имеет ключевое значение с точки зрения понимания особенностей его управленческой деятельности. Для полного же ее понимания необходимо понаблюдать за поведением руководителя в течение определенного времени, в различных ситуациях. Одни руководители часто варьируют основной и запасной подходы, другие делают это реже. При этом любой стиль управления может выступать в роли запасного по отношению к другому. Уникальность работы руководителя обусловливается многообразием сочетаний основных и запасных стилей руководства, что указывает на определенную ситуативность стилей управления (13).
 РЕЗЮМЕ
  1. Каждой социальной организации независимо от профиля ее деятельности присущи пять универсальных характеристик: цели деятельности, персонал, власть (иерархия), культура организации (корпоративная культура), материальные и финансовые ресурсы. Эффективное управление этими характеристиками и определяет результативность всей управленческой деятельности, которая всегда выражается в тех или иных стилях руководства.
  2. Стиль руководства - это типичная для менеджера система приемов воздействия на подчиненных, которая основывается на
 362
 
 соответствующих ценностях и определяемых ими же целях. Различают два полярных стиля социального управления - авторитарный и анархичный, между которыми располагаются стили либеральный и демократический.
  3. Авторитарный стиль имеет различные формы - патриархальный, харизматический, автократический, бюрократический. За ним по шкале "авторитарность-анархичность" следуют либеральный стиль, затем демократический и замыкает ряд анархичный стиль (как крайняя и достаточно неустойчивая форма социального управления). Между демократическим и анархичным стилями управления находятся манипулятивные стили - оппортунизм и фасадизм.
  4. Авторитарный стиль руководства имеет ориентацию на производство, поставленное задание, а не конечный результат деятельности (так называемый задачецентрический подход в менеджменте), а демократический - на коллегиальность, возможно более широкое привлечение людей к управлению независимо от его результата (антропоцентрический подход). Комбинация авторитарного и демократического стилей руководства, сочетание ориентации на производство и ориентации на людей дает наиболее эффективный стиль управления, ориентирующийся на конечный результат за счет личной заинтересованности всех членов организации в высоком развитии производства.
  5. Комбинация стилей менеджмента, ориентирующихся либо на производство, либо на людей дает пять основных вариантов возможных сочетаний, наиболее эффективный из которых - стиль, одинаково совмещающий в себе и заботу о производстве, и заботу о людях. Пять вариантов сочетания двух противоположных стилей управления позволяют построить своеобразную "решетку менеджмента", указывающую на возможность и необходимость применения различных управленческих стилей в зависимости от ситуации управления.
 
 Глава 31. ТЕОРИЯ СИТУАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
  Исследователи, занимающиеся изучением проблем менеджмента, за последние десятилетия провели огромную работу, направленную на поиск "наилучшего стиля управления" (127). Ее результаты показали, что не существует одного-единственного, применимого для всех ситуаций, стиля управления. Работающие успешно руководители различных рангов оказались способными приспособить свою деятельность к требованиям каждой отдельной ситуации.
  Теория ситуативного управления, предложенная финским исследователем Полом Хэрси и его коллегами, помогает определить ситуацию управления, основываясь на результатах значительного объема иссгедований. Эта теория базируется, с одной стороны, на объеме непосредственного управления (задачецент-рическое поведение) и социоэмоциональной поддержки (антропоцентрическое поведение), принимаемом руководителем в каждой отдельной ситуации и, с другой, на "степени зрелости" подчиненных или социальной группы (127).
 ЗАДАЧЕЦЕНТРИЧЕСКОЕ И АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  Учет требований задачи и взаимоотношений в качестве двух существенных измерений поведения руководителя оказался важной частью изучения менеджмента за последние десятилетия (127). Им были присвоены различные названия, например, "авторитарное" и "демократическое" или "с кадровой ориентацией" и "с производственной ориентацией". Эти модели менеджерского поведения могут рассматриваться как две независимые друг от друга оси, что показано на рис.29.
  Задачецентрическое поведение означает меру углубления руководителя в одностороннюю коммуникацию при объяснении того, что подчиненные обязаны делать, и каким образом необходимо выполнять задачи. Антропоцентрическое поведение означает меру углубления руководителя в двухстороннюю коммуникацию при оказании социоэмоциональной поддержки, использовании социально-психологических стимуляторов и оказании содействия в работе других.
  Как уже отмечалось, не существует "наилучшего" стиля управления, следовательно, любой из показанных на рис.29 основных стилей может быть, в зависимости от ситуации эффективным или неэффективным (127).
 364
 
 Высокая антропо-центричность и низкая задаче-центричность
 Высокая задаче-цснтричность и высокая антропо-центричность
 
 
 Cl-
 
 OU
 §§
 1§
 Низкая антропо-центричность и низкая задаче-цснтричность
 Высокая задаче-центричность и низкая антропо-центричность
 
 
 
 
 (Низкое) • - (Высокое)
 Задачецентрическое поведение ПРОИЗВОДИТ УПРАВЛЯЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ
 Рис.29. Четыре основных стеля поведения
 СТЕПЕНЬ ЗРЕЛОСТИ
  В теории ситуативного управления степень зрелости определяется способностью ставить высокие, но достижимые цели (мотивация достижения), желанием и способностью принимать на себя те или иные обязательства (127). Эти переменные факторы понимаются только в соотношении с выполняемой задачей: индивид или группа не могут быть зрелыми или незрелыми в общем смысле. Степень зрелости человека и социальной группы варьирует в зависимости от определенной задачи, функции или той, цели которой руководитель намерен достичь при помощи их деятельности.
  Если степень зрелости подчиненных развивается при выполнении ими определенной задачи, руководитель уменьшает зада-чецентрическое и увеличивает антропоцентрическое поведение. При достижении подчиненными степени зрелости выше средней он уменьшает как задачецентрическое, так и антропоцентрическое поведение, поскольку подчиненные становятся зрелыми не только для выполнения конкретной задачи, но и психологически зрелыми.
 365
 
 В теории ситуативного управления особое внимание обращают на пригодность или эффективность стиля управления, исходя из учета степени зрелости подчиненных для выполнения каждой задачи. На рисунке 30 это выражено колоколообразным показателем, наложенным на четыре клетки управления. Стиль управления, подходящий для разных степеней зрелости подчиненных (стиль руководителя), изображен относительно четырех клеток руководства криволинейной функцией. Степень зрелости управляемого индивида или социальной группы (зрелость подчиненных) изображена континуумом незрелого до зрелого (127).
 
 ЗАДАЧЕЦЕНТРИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ __^ (Высокое) (управляющее поведение)
 
 О
 О
 Высокая Сред щяя Низкая Рч
 ЕЗ
 д Г4 гз Г2 П УРОКРН^ЧРРППГТИ ТТПГГЧГИНРТ-ГНМУ
 
 366
 
 СТИЛИ МЕНЕДЖМЕНТА
  В рассматриваемой теории применяются следующие обозначения (см. рис.30):
  1) высокая задачецентричность и низкая антропоцентричность в стиле управления указывают на стиль С1;
  2) высокая задачецентричность и высокая атропоцентричность указывают на стиль С2;
  3) высокая антропоцентричность и низкая задачецентричность указывают на стиль СЗ;
  4) низкая антропоцентричность и низкая задачецентричность указывают на стиль С4.
  Указанный рисунок иллюстрирует, каким образом на основании зрелости подчиненных можно определить подходящий стиль управления путем распределения континуума зрелости на четыре соответствующих уровня: низкая степень зрелости в задаче указывает на уровень Г1; интервал от низкой до средней степени - на уровень Г2; интервал от средней до высокой степени - на уровень ГЗ; высокая степень зрелости в задаче указывает на уровень Г4 (127).
 ПРИМЕНЕНИЕ
  Колоколообразная кривая в отношении модели управления означает, что при увеличении степени зрелости подчиненных, изображенным континуумом от незрелого к зрелому, подходящий стиль управления изменяется криволинейно по функции (127).
  Чтобы определить подходящий стиль управления для каждой ситуации, необходимо сначала определить степень зрелости участвующих в выполнении задачи. После этого проложить прямой угол (90°) с места континуума, которое определяет уровень зрелости подчиненных, до места, где он пересекает криволинейный показатель модели управления. Клетка, в которой находится точка пересечения, покажет подходящий стиль управления в данной ситуации руководства. При этом, как видно из рисунка 30, зрелость подчиненных уровня Г1 предусматривает применение стиля управления С1, уровня Г2 - стиля С2 и т.д. Таким об-ра юм, повышение уровня зрелости подчиненных влечет за собой и изменение соответствующих стилей управления.
  Краткие характеристики четырех основных стилей управления. Сгиль С1 -- "приказывающий", так как ему свойственна односторонняя коммуникация. Руководитель определяет роли подчиненных и объясняет им что, как, когда и где должно выполняться
 367
 
 Стиль С2 - "продающий". Руководитель вырабатывает большинство указаний, стремясь путем двухсторонней связи и социо-эмоциональной поддержки заставить подчиненных психологически "закупать" решения, которые должны быть приняты.
  Стиль СЗ - "участвующий". Руководитель и подчиненные участвуют в процессе принятия решений через двухстороннюю коммуникацию и оказание помощи (поддержка, поощрение и т.д.). Подчиненные при этом обладают способностями и знаниями для выполнения задачи.
  Стиль С4 - "делегирующий". Подчиненные могут работать по своему усмотрению, поскольку имеют высокий уровень зрелости, готовы и способны принимать на себя ответственность за свою деятельность (127).
 РЕЗЮМЕ
  Таким образом можно констатировать, что эффективные руководители должны достаточно хорошо знать свои кадры, чтобы опознавать и адекватно встречать их постоянно изменяющиеся способности и требования (127). При этом им необходимо помнить, что с течением времени подчиненные развивают как индивидуально, так и в группах свой способ поведения и действий (нормы, обычаи, формы). Хотя руководитель может использовать определенный стиль при работе с группой, ему довольно часто приходится использовать другие стили при работе с отдельными подчиненными, находящимися на разных уровнях зрелости. В обоих случаях независимо от того, работает ли он с индивидом или группой, изменения стиля управления с С1 к С2, СЗ и С4 должны происходить постепенно. Этот процесс по характеру не может быть резким, революционным. Он должен быть эволюционным, создавать постепенные изменения развития, обеспечивать планируемый рост, устанавливать взаимное доверие и уважение (127).
 
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 НЕКОТОРЫЕ ОБОБЩЕНИЯ И ВЫВОДЫ
 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
  Итак, теория власти и управления предстает перед нами как особая область человеческого знания, исследующая, обобщающая и рекомендующая к применению познанные законы и закономерности социального развития, основные принципы, механизмы, формы и методы управления обществом, его основными сферами и их различными структурами.
  Власть и управление. Власть и господство над людьми - это сложный и многогранный процесс взаимодействия различных факторов, социальных сил и конкретных исторических лиц. Власть предстает как системный социальный и психологический феномен, включенный в ткань всего историко-культурного развития человечества. В реализации власти и господства большую роль играют коллективные представления (архетипы), преобладающие в том или ином обществе в определенный исторический период. Власть и господство имеют глубинные, подсознательные и эмоционально-волевые основы, заложенные в биологических, природных и социально обусловленных началах психической жизни человека. Командование в различных его формах является принципом власти, требующим наличия другого принципа - подчинения. Командование и исполнение, господство и подчинение, властность и покорность являются двумя неразрывными и взаимодействующими принципами власти, которым соответствуют два человеческих типа - ведущего (лидера) и ведомого, добровольно или вынужденно принимающего власть.
 24 6-18t 369
 
 Личностные качества лидерства и подчинения, кроме своей социальной природы, имеют и глубинные биологические и психофизиологические корни. В ряде современных исследований выявлено, например, что в основе отношений господства - подчинения лежит функционирование особого участка головного мозга, так называемого мозолистого тела. Данные отношения опосредовано проявляются также в темпераменте человека, где принято различать холерический и сангвинический (ведущие), флегматический и меланхолический (ведомые) типы. Два взаимосвязанных типа - ведущий и ведомый - прослеживаются как на биологическом (вожак и стая), так и на психологическом (лидер и группа) и социальном (правительство и население) уровнях. При этом управляющие находятся в определенной социально-психологической зависимости от управляемых, их уровня образования, признаваемых ими ценностей, доминирующих в обществе социальных слоев, общественных сфер, национального возраста и пола, темперамента и социального характера. Но независимо от уровня социальной иерархии, исторического периода и типа общества власть как социальное явление всегда несет в себе нечто иррациональное, темное, демоническое, что не может не отражаться на ее носителях.
  Управление представляет собой возникшую в результате общественного разделения труда сферу человеческой деятельности, направленную на координацию и организацию объекта управления для достижения определенных целей. Различают три основных класса управления: управление техническими, управление биологическими и управление социальными системами. Управление людьми, или социальное управление, является преимущественно предметом изучения социальных наук (философии, социологии, психологии, политической науки). Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное управление, управление материальным производством и управление духовным производством. Каждый вид управления представляет собой многоуровневую систему, в которой выделяют три основных уровня: макро- (масштаб всей социальной системы), мезо- (масштаб составляющих частей этой системы) и микроуровень (масштаб индивида, личности, члена данной социальной общности). Каждый вид управления осуществляется в двух основных формах - управление материальными ресурсами (включая финансовые) и управление человеческими ресурсами, каждая из которых может осуществляться как управление либо индивидуальной, либо коллективной деятельностью людей.
 370
 
 Терминология. Существующие в науке и практике управления понятия менеджмент, администрирование, руководство относятся только к классу социального управления и в этом смысле понятие менеджмент может рассматриваться как тождественное понятию социальное управление (социальный менеджмент). В связи с этим различают три основных вида менеджмента, соответствующих трем основным сферам общества: социально-политический менеджмент (административно-государственное управление, управление политической сферой), социально-экономический менеджмент (управление материальным производством, экономической областью) и социально-культурный менеджмент (управление духовным производством, культурной областью). Понятие администрирование наиболее полно соответствует понятию власть, поскольку его основная функция состоит в определении политики той или иной социальной системы, а понятия руководство и менеджмент больше относятся к непосредственному управлению людьми, к технологической организации объекта социального управления. Иными словами, понятия менеджмент, управление, администрирование и руководство могут рассматриваться как в широком, так и в узком смыслах.
  Понятие управление в широком смысле охватывает всю систему классов и явлений управления в неживой природе, в живых организмах и в обществе, а понятие социальное управление - все виды и формы управления социальными системами. В узком значении в понятие управление вкладывается, в основном, смысл лишь технологической организации объекта управления.
  Понятие менеджмент в широком смысле обозначает всеобщий принцип социального управления и в этом значении тождественно с самим понятием социальное управление, означая власть и искусство управления людьми. В более узком смысле термин менеджмент относится к области управления производством (как материальным, так и духовным, не распространяясь на политическую сферу, где в этом смысле более употребим термин администрирование), а также к непосредственной организации работы по достижению поставленных целей (но не к их разработке).
  Понятие администрирование в широком смысле обозначает административно-государственное управление (т.е. теорию и практику социально-политического менеджмента, политического руководства обществом), а в более узком смысле - разработку и постановку целей, определение политики социальной организации. В этом, более узком смысле, понятия управление, менеджмент, руководство играют по отношению к понятию администри-
 21^ 6-181 371
 
 рование подчиненную роль, обозначая деятельность скорее исполнительскую, направленную на реализацию поставленных целей, разработка которых, в этом смысле, относится к области администрирования.
  Понятие руководство в широком смысле означает систему институтов власти различной иерархии и сферы деятельности (политическое руководство, военное руководство, хозяйственное руководство и т.д.), а в более узком - непосредственное управление людьми (руководство производственной бригадой, участком;
 руководство оркестром, кружком художественной самодеятельности; руководство профсоюзной ячейкой, неформальной группой и пр.). Основные понятия науки управления в их широком и узком смыслах представлены в таблице 16.
 Таблица 16 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ
 Повягия В широком смысле В узком смысле Управление вся система классов, отноше технологическая организация
  ний и явлений управления в объекта управления
  природе и обществе
  Менеджмент всеобщий принцип социально управление производством; де
  го управления; власть и искус ятельность по организации до
  ство управления людьми стижения поставленных целей Администри административно-государст разработка и постановка целей, рование венное управление определение политики органи
 
  зации Руководство иерархическая система инсти непосредственное управление
  тутов власти людьми
  Таким образом, в наиболее общем виде процесс социального управления можно разделить на две составные части, два функциональных уровня - административную, областью которой является разработка и определение политики (т.е. системы целей, задач и путей их достижения) и собственно управленческую (т.е. оперативную, исполнительскую, направленную больше на технологическую и техническую организацию объекта управления). Связующим звеном между двумя составными частями единого процесса социального управления выступает непосредственное руководство людьми, обеспечивающее, с одной стороны, разработку и постановку задач, а с другой - их принятие и выполнение. В таком виде понятие менеджмент выступает как объединяющее понятие всего социального управления, включая его составные части, уровни и звенья (см. рис.31). В соотношении же понятий власть и управление, второе занимает подчиненное поло-
 372
 
 жение, поскольку власть отождествляется прежде всего с администрированием, т.е. политической, руководящей функцией, а управление - с исполнительской, оперативной.
 
 Рис.31. Менеджмент как всеобщий принцип социального управления
  Выводы. Таким образом, менеджмент является процессом планирования, организации, мотивации и контроля, направленным на разработку и достижение целей социальной системы через других людей (60). Власть представляет собой центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало всякой административной (т.е. по сути политической) деятельности и обладает универсальным свойством всеобщности, т.е. способностью проникать во все виды и формы человеческой деятельности, возникая из самой логики отношений между людьми или социальными группами, обществом и его частями, т.е. субъектами, наделенными сознанием и волей, что сближает ее с феноменом лидерства (69). Общие организационные, регулятивные и контрольные функции власти (экономической, политической, духовной и т.д.) конкретизируются в различных видах управленческой деятельности, обеспечивающих реализацию поставленных задач и целей.
 373
 
 Объектами изучения теории власти и социального управления, таким образом, выступают различные социальные системы (предприятие, общественная организация, отрасль производства, регион, государство и т.д.), а предметом - система управления различными социальными сферами и структурами, обществом в целом.
 ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  Каждый класс и вид управления предполагает глубокое знание как объекта, так и субъекта управления. В социальном управлении объект одновременно выступает и его субъектом, так как и в том, и в другом случае речь идет о людях и составляемых ими социальных общностях (системах).
  Каждый человек имеет определенный пол, возраст, направленность, способности, темперамент и характер, а также различной степени развитости основные психические сферы - эмоциональную, волевую и познавательную. Эти же характеристики присущи и всему человечеству, представляющему собой сообщество конкретных людей, наделенных вполне определенными социально-психологическими характеристиками. Поэтому любую социальную общность и группу (расы, метаэтнические, этнические, субэтнические общности, организации и коллективы) следует рассматривать не только со стороны социально обусловленных качеств, но и со стороны природных, биологических и психологических особенностей.
  Знание природно обусловленных качеств объекта управления позволяет осуществлять управленческое воздействие на научной основе, поскольку представители разного пола, возраста, типа способностей и темперамента требуют и разных управленческих стратегий. К тому же, по нашему глубокому убеждению, все природно обусловленные особенности объекта и субъекта управления находят свое отражение и в социально обусловленных характеристиках, подтверждая известный тезис о нерасторжимой целостности в человеке природного и социального.
  Уровни изучения. Все социальные и природно-психологичее-кие явления имеют, как правило, трехуровневый характер изучения: глобальный (макроуровень), индивидуально-групповой (микроуровень) и промежуточный, средний (мезоуровень). Трехуровневая структура характерна практически для всех объектов и субъектов социального управления - этнических и социальных общностей (метаэтносы, этносы, субэтносы; общество, его основные сферы, социальные группы); для организации общества
 374
 
 (макро-, мезо- и микроуровни власти); для экономики (макро-, мезо- и микроэкономика); для социальной структуры (высший, средний и низший классы) и т.д. Иными словами, какой бы объект социального управления мы не взяли, везде обнаруживается его трехуровневое строение (даже обратившись к конкретному индивиду, мы будем вынуждены также изучать его на трех основных уровнях: биологическом, психологическом и социальном. То же относится и ко многим его "составляющим". Например, различают потребности биологические, социально-психологические и социальные и т.д.).
  Выделение трех основных уровней структуры различных биосоциальных систем не исключает наличие соответствующих подуровней, относящихся к тому или иному уровню изучения социальных феноменов.
  Составные части. Кроме трехуровневой структуры, присущей объектам и субъектам управления, они имеют еще ряд общих особенностей, к которым относится трехсферное построение психических и социальных целых. Так, психика человека как единое целое включает эмоциональную, волевую и познавательную сферы, которые соответствуют материальной (экономической), политической (организационно-управленческой) и духовной (социально-культурной) сферам общества как социального целого (см. рис.32). При этом как в индивиде, так и в обществе действует диалектический закон единства и борьбы противоположностей, являющийся глубинным механизмом психологического и социального развития. Согласно этой закономерности каждое природное и социальное явление имеет свою противоположность (феминность - маскулинность, интроверсия - экстраверсия, рационализм - иррационализм; духовное - материальное, государство - гражданское общество, формальная - неформальная структуры и т.д.). Данная закономерность действует и в отношении трехсферной структуры психологических и социальных явлений. Так, каждая психическая сфера включает следующие пары противоположностей: эмоциональная - рациональные чувства и иррациональные ощущения (сенсорика); волевая - сознательную волю и бессознательные инстинкты; познавательная - рациональное мышление и иррациональную интуицию. То же относится и к основным социальным сферам, где, например, в духовной области (познавательная сфера) соседствуют, с одной стороны, религия и философия (интуитивное начало), а с другой, - наука и технические изобретения (интеллектуальное начало).
 375
 
 
 Рис.32. Соотношение психических • социальных сфер
  Носителями в обществе основных ценностей и соответствующих им сфер человеческой деятельности выступают определенные социальные группы (классы, слои, касты, страты и т.п.). Преобладание в обществе тех или иных ценностей свидетельствует, прежде всего, о доминировании в нем соответствующих социальных слоев и определенных социальных сфер.
  Основные ценности и социальные циклы. Основные ценности заложены в глубинах коллективного бессознательного, так называемых архетипах, которые, являясь неосознаваемыми, формируют через интересы вполне осознанные потребности - биологического, социально-психологического или социального (духовного) уровней. Все основные ценности содержатся в коллективном
 376
 
 бессознательном одновременно и все они друг другу противостоят. Доминирование в определенный исторический период определенных ценностей обусловливает смену господствующих религиозно-этических систем, типов культур (по П.Сорокину), социальных сфер и социальных слоев. При этом смена ценностей и связанных с ней основных "социальных параметров" носит, как правило, системно-циклический характер. Социальные циклы могут быть разной продолжительности и разного масштаба. Например, расовый цикл символизирует глобальную смену ведущих психических и социальных сфер: сенсорно-чувственной - негроидной расы, затем мыслительно-интуитивной - монголоид-ной расы и наконец, рационально-волевой - европеоидной расы. Культурный цикл Западного полушария олицетворяет смену социальных суперсистем - духовно-интуитивной идеациональ-ной, рационально-эмоциональной идеалистической и чувственно-сенсорной. Религиозный цикл указывает на смену мировых религиозно-этических систем - буддизм (познавательная сфера), христианство (эмоциональная сфера), ислам (волевая сфера). Сословный цикл представляет чередование господствующих социальных слоев и социально-исторических времен: иерократичес-кий слой священнослужителей (духовные времена. Золотой век по античным представлениям) сменяется аристократическим слоем военных и административных деятелей (романтические времена, Серебряный век), который уступает место бюргерскому слою "третьего сословия" (гражданские времена, Бронзовый век), а последний - люмпенским и маргинальным слоям (преступные времена, Железный век). Управленческий цикл указывает на смену ведущих позиций представителей различных управленческих профессий, что соответствует смене основных составляющих системы управления (технико-технологической, экономической, организационной и социальной) - техники и технологи (инженеры), экономисты и финансисты, юристы и, наконец, "чело-вековеды" (психологи и социологи).
  Выводы. Смена неосознаваемых ценностей, заложенных в архетипах коллективного бессознательного реализуется в осознаваемых через интересы потребностях, продуцируемых личностным, индивидуальным бессознательным. Поэтому отбор и "культивирование" социально одобряемых потребностей может косвенно способствовать формированию в обществе необходимой системы ценностей и постепенному переводу социума (общности, организации, группы) с биологического уровня потребностей (преобладание политической сферы деятельности) через социально-био-
 377
 
 логический (доминирование экономики) на социальный (торжество духовных ценностей общества).
  Структура психики человека как существа одновременно биологического и социального соответствует, в основном, структуре общества, т.е. организм индивидуальный во многом тождественен организму общественному. Человек предстает как бы связующим звеном между природой и обществом, соединяя в себе природное и социальное в их нерасторжимом единстве.
 УЧЕТ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
  Поскольку объектом социального управления является человек и общности людей, постольку каждому управляющему необходимо знать историю возникновения людей, их природные и социально-психологические различия, особенности культуры различных представителей человечества, национальные и расовые отличия ныне живущих индивидов. Познание этих особенностей позволяет более эффективно управлять различными людьми и коллективами, ориентируясь на их специфические интересы, биологические и социально-психологические качества.
  Расы и народы. В наиболее общем виде теория происхождения человеческих рас представляется следующим образом. Доисторическое разделение некогда единой суши способствовало формированию двух основных расовых стволов, представители которых отличались друг от друга рядом биологических (например, длин-ноголовость - короткоголовость, высокий - низкий рост) и психофизиологических (например, экстравертированность - ин-тровертированность, рационализм - иррационализм) признаков. Происшедшее в дальнейшем смешение первоначальных человеческих рас дало все многообразие живущих ныне народов, которые, вместе с тем, сохраняют те или иные "наследственные" особенности, проявляющиеся в природных различиях темпераментов, задатков и других психологических признаков.
  В современном человечестве существует пять отличающихся друг от друга рас: черная (негроидная), коричневая (австралоид-ная), красная (американоидная), желтая (монголоидная) и белая (европеоидная). Эти пять рас объединяются в три большие расы человека. Первые две (негроидная и австралоидная) образуют наиболее древнюю человеческую расу - экваториальную (афри-кано-океанийскую), две вторые (американоидная и монголоидная) - следующую по времени возникновения большую человеческую расу - азиатско-американскую, последняя (европеоидная) - самую молодую евразийскую расу.
 378
 
 Западный расовый ствол включает негро-австралоидную расу (экстравертированную и иррациональную), а также европеоидную (экстравертированную, но рациональную) расы. Восточный расовый ствол включает американоидную (интровертированную, иррациональную) и родственную монголоидную (также интровертированную, но рациональную) расы. Иными словами, в структуре человеческой психики и всего человечества, а также составляющих его общностей действует единый принцип единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым экстраверсия (Западное полушарие) противостоит интроверсии (Восточное полушарие), а рационализм Северного полушария противостоит иррационализму Южного*. Данное утверждение справедливо, на наш взгляд, для всех сфер психической и социальной жизни (например, всегда единые при своем возникновении религии и идеологии впоследствии закономерно подразделяются на два основных вероучения, государство имеет своей противоположностью гражданское общество, единое человечество включает разнонаправленные мужскую и женскую половины и т.д.).
  Современная наука, таким образом, различает три большие расы человека: негроидную, монголоидную и европеоидную. Европеоиды, в свою очередь, так же, как большие человеческие расы, подразделяются на три субрасы: южную (большей частью длинноголовую), северную (среднегодовую) и промежуточную (большей частью короткоголовую). Это трехчленное расовое деление напоминает трехчленную же структуру психической сферы. Так, эмоциональный компонент наиболее соответствует большой негроидной расе и европейской южной субрасе, волевой компонент более выражен у большой европеоидной расы в целом и у северной европейской субрасы, а познавательный компонент превалирует у большой монголоидной расы и у промежуточной европейской субрасы.
  Каждая из основных психических сфер человека - познавательная, эмоциональная и волевая - простирается как в области сознания, так и бессознательного. Как уже отмечалось, эмоциональная сфера представлена в сознании чувствами, а в бессознательном - ощущениями, волевая сфера, соответственно, -
 * Единство и борьба противоположных по ряду признаков населения земных полушарий обусловливает, вероятно, периодически сменяемое противостояние Запада и Востока, Севера и Юга. Например, отмечаемое в настоящее время "примирение" Востока и Запада должно, видимо, смениться антагонизмом Севера и Юга, который по прошествии определенного исторического этапа вновь сменится противостоянием Запада и Востока.
 379
 
 волей и инстинктами, а познавательная - интеллектом и интуицией. Те же компоненты основных психических сфер присутствуют и у больших рас человека как целостных образований: в "эмоциональной" экваториальной расе чувственный компонент более присущ негроидам, а сенсорный - австралоидам; в "познавательной" азиатско-американской расе интеллектуальное начало более развито у монголоидов, а интуитивное - у америка-ноидов; в "волевой" евразийской расе рациональное начало более развито у европеоидов, а иррациональное - у ее азиатской части (например, в Индии и Аравии).
  Три основные психические сферы присутствуют у каждой из человеческих рас одновременно, но одна из них несколько доминирует над остальными, что придает представителям соответствующей расы определенное психологическое своеобразие. То же происходит и "внутри" рас, среди составляющих ее субрас. Например, по общеэтническому и общеязыковому корню все европейские народы можно условно разделить на три метаэтни-ческие группы - романскую, германскую и славянскую, - что также отвечает трехчленной структуре психической сферы: эмоциональная преобладает у романских народов, волевая - у германских и познавательная - у славян. Преобладание у определенной группы народов той или иной психической сферы обусловливает метаэтнические и этнические особенности, проявляющиеся в темпераменте, задатках, способе решения стоящих перед этносом задач. Выявленные различия групп народов по доминирующим психическим сферам способствуют пониманию особенностей метаэтнического менталитета, духовной ориентации народов, национального характера и поведения. Например, разделение христианства в Европе на православие и католицизм, а последнего еще и на протестантизм совпадает в основном с этнолингвистическим делением европейских народов на указанные выше метаэтносы - романский с преобладанием католицизма, германский с доминированием протестантизма и славянский, ориентирующийся на православие.
  Кроме отмеченных особенностей, каждая большая раса как биологическое целое, содержит мужское и женское начала, которые действуют по принципу "единства и борьбы противоположностей": при доминировании мужского (маскулинного) начала у расы преобладают "мужские" ценности (агрессия, экспансия, культ силы), а при доминировании феминного (женского) начала преобладают, соответственно, "женские" ценности (защита, интроверсия, достаток). Циклы доминирования феминности - маскулинности в обозримой социальной истории особенно за-
 380
 
 метны на примере желтой расы, когда период всемирных завоеваний, захватнических войн и грабежей сменился расовой и национальной замкнутостью, "уходом в себя", отгороженностью от мира (китайская "Великая стена", японская многовековая самоизоляция и т.д.). В современном мире комплекс маскулинных ценностей наиболее характерен для европеоидной расы, что выражается в новом и новейшем времени экспансией белой расы, в способе решения ею межнациональных конфликтов (с позиции силы), процессах колонизации и захвата чужих территорий. В то же время политика последних лет ведущих европейских стран указывает на определенное "затухание" маскулинного комплекса и появление некоторых феминных черт (миротворчество, культ достатка, обеспечение коллективной защиты), что является, возможно, предвестником окончания "мужского" и наступления "женского" периодов в истории белой расы. Иными словами, возраст расы (более молодой или более старый), ее феминность - маскулинность (преобладание либо мужского, либо женского начала), а также особенности развития той или иной психической сферы характеризуют соответствующие периоды расовой истории - или преимущественно "военные", или преимущественно "домашние".
  Понятиям феминность - маскулинность в известной степени соответствуют понятия "правополушарного" и "левополушарного" поведения (в первом случае доминирует ориентация на эмоции, во втором - на логическое мышление), а также интро- и экстраверсии (первая ориентирует на объекты своего "собственного", внутреннего мира, вторая - на объекты внешнего, "чужого").
  Кроме трех основных сфер, присущих психическому миру как целому, различают еще четыре психические основы, четыре при-родно обусловленных типа темперамента, которые также можно проследить на уровне субрас и составляющих их этносов. Так, каждая большая раса, как уже отмечалось, включает в себя четыре биологически отличающихся друг от друга группы: короткоголовых высокого роста и короткоголовых малого роста, длинноголовых высокого роста и длинноголовых малого роста. В составе каждого народа присутствуют эти четыре основных антропологических корня, но в различных пропорциях, что наравне с рациональностью - иррациональностью, эстравертированностью - интровертированностью, возможно, определяет также качество и своеобразие каждого национального темперамента.
  Таким образом, каждая из основных человеческих рас, составляющих их метаэтнических групп и народов имеет отличительные черты как в аналитическом, так и в психическом отноше-
 381
 
 нии, т.е. в смысле задатков, способностей, некоторых половозрастных и характерологических черт, а следовательно, и в смысле социальной будущности, которая во многом зависит от этих врожденных, природно обусловленных данных (И-А.Сикорский). Например, из трех главных метаэтносов Европы - романского, германского и славянского - последний самый многочисленный и молодой, который, правильно используя свою доминирующую познавательную сферу и развивая наиболее слабую - волевую, может действительно обновить европейский мир, до этого управлявшийся романскими, а затем германскими народами.
  В соответствии с преобладанием основной психической сферы каждый этнос развивает ту деятельность, которая наболее ей соответствует: волевая - военной, политической, административной; познавательная - научной, религиозной, философской;
 эмоционально-сенсорная - художественной, коммуникативной, хозяйственной. При этом при переходе этносов из одного исторического возраста в другой возможна смена ведущих психических сфер, что влечет за собой и перемену ведущей деятельности этноса.
  Культура. Культура как специфический и внебиологический признак человека подразделяется так же, как индивидуальная психологическая сфера и общество, на три основные составляющие - производственную (экономическая сфера), духовную (культурная сфера) и организационную (политическая сфера). Будучи присущимим в целом всем людям вообще, у каждой социальной общности эти виды человеческой деятельности оформляются различными, более или менее специфичными именно для данной общности способами, которые в совокупности определяют специфику ведущей деятельности того или иного народа, социального слоя, социальной группы (например, народы-производители, народы-мыслители, народы-завоеватели и т.д.). В структурах любого стратифицированного общества выделяются субкультуры, соответствующие тому или иному сегменту или слою общества - субкультуры профессиональных идеологов (жрецов), профессиональных политиков (админиистраторов, военных), профессиональных производителей (земледельцев, скотоводов, ремесленников), профессиональных преступников и так далее.
  Хозяйственно-культурные типы представляют собой своеобразные социальные системы, связывающие этносы или их части через механизмы культуры и хозяйственную деятельность с природными системами, а также историческими этапами социально-
 382
 
 го развития. Различают три основных хозяйственно-культурных типа - присваивающий (с преобладанием охоты, собирательства, рыболовства, а также захватнических войн), производящий (с преобладанием скотоводства и земледелия, а затем и ремесла) и обменный (с преобладанием торговли и оказанием различного рода услуг). Трехчленная типология материальной культуры прослеживается на всех этапах исторического развития и соответствует трем основным сферам организации общества, когда преобладание одной из этих сфер формирует и соответствующий хозяйственно-культурный тип этноса. В современных условиях приведенной типологии социально-культурных систем соответствует классификация экономики по преобладанию одного из ее секторов - первичного (преимущественно сельское хозяйство), вторичного (промышленное производство) и третичного (торговля и услуги).
  Социально-хозяйственным типам в циклах материальной культуры соответствуют определенные типы духовной культуры (например, суперсистемы П.Сорокина - идеациональная, идеалистическая и сенсорная), которым, в свою очередь, соответствуют определенные типы социального правления (политические циклы чередования теократии, аристократии, демократии), а также определенные типы социального характера (с преимущественной ориентацией на традицию, на себя или на других), а также демографические циклы воспроизводства этносов по Д. Рис-мену.
  Религиозно-этические системы, например, также обнаруживают биологические и психологические корни, проявляющиеся в соответствующих социально-исторических условиях. Так, христианство появилось и преимущественно распространилось в Европе среди наиболее "рациональной части" белой расы, а ислам и буддизм - в Азии, в ее более "иррациональной составляющей".
  Кроме того, в истории всех мировых религий всегда происходит деление изначально единого учения на два непримиримо конфликтующих течения (в христианстве - православие и католицизм, в исламе - суннизм и шиизм, в буддизме - хинаяна и махаяна), что, возможно, указывает на единство и борьбу двух противоположных начал в сложившихся религиозных метаэтно-сах - мужского и женского, интровертированного и экстравер-тированного, правополушарного и левополушарного, рационального и иррационального. Дальнейшее дробление религиозно-этических систем, возможно, происходит в соответствии с доминирующими у разных народов различными психическими сферами.
 383
 
 Религии - это важнейшие, наиболее общезначимые способы артикуляции самых глубинных мотивов, заложенных в коллективном бессознательном (архетипах), определяющие в конечном итоге как доминирующие в обществе ценности, типы культур, так и основные направления, поворотные пункты всемирной истории (М.Вебер). Иными словами, общее направление социально-исторического развития определяется идеями, заложенными в архетипах и выраженными в основных ценностях, проповедуемых периодически сменяющимися религиозно-этическими системами.
  Соответствующие религиозно-этические системы формируют определенный тип направленности в обществе и, как следствие, определенный тип социального характера. Так, индуизм и буддизм имеют ярко выраженную интровертную направленность и соответствующую социальную ориентацию, ислам и христианство - экстравертную направленность и социальную ориентацию "на других", конфуцианство и даосизм занимают промежуточное положение, характеризующееся "приспособлением к миру" и социальной ориентацией "на традицию". Все три типа отношения к окружающему и внутреннему миру отражают определенный тип установки (М.Вебер), который является продуктом коллективного бессознательного (К.Юнг).
  Религиозно-этические системы, кроме того, отражают доминирующее положение определенного социального слоя для конкретного исторического периода. За этими системами стоят основные ценности, руководящие идеи, архетипы, выраженные в вечных категориях Истины, Красоты, Добра, Справедливости.
  Отличия между национальными культурами состоят, прежде всего, в различиях между основными ценностями, а также в обусловленных ими системах символов, героев и ритуалов. Формирование любой социальной общности - от производственного коллектива до государства - невозможно без создания определенной системы ценностей, находящей свое отражение в соответствующих символах, героях и ритуалах. При этом система ценностей напрямую зависит от психологических и социальных особенностей данной общности, что проявляется в ее поло-возрастной ориентации, социальном характере и других природно и исторически обусловленных качествах. Поэтому, социальное управление всегда должно учитывать социально-психологические особенности объекта и основываться на стратегии формирования соответствующих ценностей посредством создания специально культивируемой системы символов, героев и ритуалов.
 384
 
 Разделение труда н общества. Разделение труда также основывалось вначале на биологических и психологических различиях, что впоследствии привело к различиям социальным. Так, первичным разделением труда явилось разграничение между преимущественно мужским и преимущественно женским трудом, а также разграничение между различными возрастными классами (молодежью, зрелыми людьми и стариками). Начальные формы хозяйственной деятельности в виде охоты, рыболовства и собирательства оформились затем в крупное общественное разделение между земледельцами и скотоводами, оседлостью и кочевни-чеством. Со временем появились городские торговые центры, ремесло отделилось от сельского хозяйства, увеличился обмен между разными этносами и историко-культурными регионами. Процесс разделения труда в хозяйственной сфере протекал одновременно с такими же процессами в сфере духовной и организационной культуры, что обусловило со временем социальное расслоение.
  Социальное расслоение, являющееся необходимой закономерностью развития любой социальной общности и основывающееся на неравенстве человеческих способностей, обусловило обособление хозяйственных, политических и религиозных руководителей, которые постепенно составили организаторско-управ-ленческую элиту общества. Одновременно с внутриэтническим социальным разделением шло межэтническое расслоение, приведшее к иерархии различных этнических структур и народов, поскольку в человечестве, как в любом иерархически структурированном целом, есть народы, принадлежащие к его элите, и народы-аутсайдеры. При этом исторический возраст народов имеет значительно меньшее значение для судьбы нации по сравнению с ее природно обусловленными и социально приобретенными качествами, проявляющимися в национальном характере.
  Главенство в обществе может принадлежать, в зависимости от специфики конкретного исторического периода, различным группам организационно-управленческой элиты - хозяйственным, военно-политическим или религиозным (идеологическим) руководителям, что определяет и соответствующую форму государственного правления (преимущественно демократическую, аристократическую или иерократическую).
  Организация власти в обществе всегда представляет собой иерархическую структуру, которая в зависимости от степени централизации и количества управленческих ступеней может быть двух-, трех- или четырехзвенной (однозвенная представляет со-
 6'^ 385
 
 бой крайне неустойчивую, переходную форму). Структура власти во многом обусловливается особенностями конкретного этапа исторического развития. Эволюция форм социального управления носит системно-циклический характер по типу маятниковых колебаний от выраженного децентрализованного, на основе од-нозвенной формы, к такому же выраженному централизованному управлению на основе четырехзвенной формы с центром равновесия на уровне центрально-периферической двухзвенной формы управления. Последовательное прохождение этапов одно-, двух-, трех-, четырех- и снова однозвенности в системе социального управления указывает на завершение глобального управленческого цикла в рамках данного исторического периода и зарождение нового, качественно иного цикла.
  Выводы. Человеческое общество представляет собой биосоциальный феномен, развивающийся во времени и пространстве по космобиологическим, психологическим и социальным законам. Развитие социума представляет собой усложнение системы и цепь закономерных, во многом циклических, переходов от сугубо биологической формы существования (с преобладанием военно-политической сферы) через социально-биологическую (с преобладанием производственной сферы) к собственно социальной, духовной сфере общественной жизни (с преобладанием культурной сферы). Общее для всех социумов определяется, прежде всего, их базовыми формами социальной активности (т.е. основными видами человеческой деятельности - политической, экономической и духовной), которые, в свою очередь, обусловливаются потребностями членов социума. Многие индивидуальные потребности генетически жестко зафиксированы, что дает возможность раскрыть потенции одновременно индивида и общества через архетипы коллективного бессознательного, своеобразные гены социального организма. Архетипы являются базисными идеями, основой формирования и развития основных ценностей социума, т.е. их истинное содержание представляет собой циклически изменяющиеся цели социального развития. Главная роль архетипов состоит в обучении и подготовке к социальному будущему человечества и его отдельных частей.
  Основными составляющими биосоциального феномена, каковым является человеческое общество, выступают следующие'
 1) базовые потребности человека, которые проектируются на социальную активность, ведущую к начальному разделению труда;
 2) начальное разделение труда как производное неравенства способностей, которое проектируется на организацию трех основ-
 386
 
 ных сфер социальной деятельности - материальную, орган и ia-ционно-управленческую и духовную; 3) разграничение трех ос новных сфер организации общества, которое проектируется нл обособление хозяйственных, политических и духовных руково дителей, представляющих собой противопоставленную массам организационно-управленческую элиту общества^; 4) циклически сменяющиеся архетипы коллективного бессознательного, которые проектируются на основные ценности социума и формируют отвечающую данному историческому периоду систему социальных норм и образа жизни в целом.
  От характера труда и его разделения зависит структура общества, отличия социальных слоев, которые разнятся по своему типу, нравам, убеждениям, характеру. Совместная трудовая деятельность обязательно приводит к разделению труда, поскольку всякий труд необходимым образом складывается из различных операций. Труд, таким образом, приобретает смысл лишь при наличии его организации (К.Ясперс).
  Модель хозяйствования (т.е. социально-экономическая сграте-гия), применимая для одной страны, может оказаться несостоятельной и недейственной для другой из-за различий в проявле нии фактора культуры. Данное обстоятельство в полной мере ка сается и отдельных производственно-хозяйственных систем, рас положенных в разных регионах и странах.
 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
  Степень упорядоченности социальных отношений и устойчивости всей социальной системы характеризуется через струюуру, обладающую определенной устойчивостью, жесткостью и ступенчатостью (как правило, от одного до четырех уровней с различной степенью централизации). Сознательное начало -- социальное управление - способно сочетать объективные и субъективные аспекты общественного развития, оказывать целесообразное воздействие на необходимые изменения (49) Организация социальной жизни на макроуровне представляется в форме взаимодействия двух крупных подсистем - организационно-управленческой и ценностно-нормативной, расхождение которых заключается в конфликте между культурно предписанными стремлениями (архетипами) и социально структурированными средст-
  •)лита общества представляет собой наиболее приспогоЬлсниую и наиболее ментально развитую часть социума, которая наилучшим обра'ом о i нечаст конк-ре(чым социально-историческим условиям развития данною (.оциум.1
 387
 
 вами их реализации (организацией власти и общества), что ведет к нарушению или замене социального порядка (Р.Мертон).
  Сложноорганизованным системам, к которым относится и человеческое общество, присуще наличие двух противоположных начал - организующего и дезорганизующего, которые, взаимо-дополняясь, стихийно организуют окружающий мир (А.Богданов). Эти противоположные начала отображают две не менее противоположные потребности, также присущие каждой социальной системе - потребность в постоянном развитии и потребность в сохранении стабильного состояния. При этом, если дезорганизующее начало доминирует над организующими связями, это ведет к разрушению социального целого, результатом чего является или преобразование структуры, или ее полный распад (49).
  Сущность дезорганизации заключается в смене доминирующих основных ценностей, что проявляется в дезинтеграции социальных институтов, ослаблении механизма социального контроля, появлении новых образцов поведения, изменении привычного образа жизни. Взаимодействие государства и гражданского общества обеспечивает социальной системе состояние динамического равновесия, способствует полноценному проявлению процессов самоорганизации на стыке организационного и дезорга-низационного начал. Самоорганизация зарождается в результате деятельности отдельных индивидов и групп и, выражая их обусловленные архетипами потребности, воздействует на организационно-управленческую элиту общества. Наиболее благоприятной средой для развития самоорганизации является сформированное гражданское общество и правовое государство. В переломные моменты истории невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие социальной системы, что определяет невозможность создания единственной, внутренне непротиворечивой модели эволюции (И.Пригожий) Альтернативой выступает только многомодельное описание возможных путей развития. Иными словами, социальные системы развиваются по вполне определенным универсальным, но никоим образом не детерминированным законам (49, 50). Раскрытие закономерностей соотношения организующего и дезорганизующего начал, поддержания "динамического равновесия" и переходов социальной системы от одного состояния к другому позволяет усовершенствовать концепцию социального управления, необходимым компонентом которой должно стать распознавание и поддержание самоорганизирующихся сил и свойств социальных систем (49).
 'S88
 
 Социальная структура. Социальная структура общества представляет собой многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу и власти (М.Вебер). Понятие социальный статус тесно связано с понятием социальная роль. В этом смысле социальная роль оказывается динамической стороной социального статуса, его функцией, ожидаемым поведением в зависимости от положения человека в обществе. Стратификационная система, таким образом, представляет собой дифференциацию социальных ролей и является объективной потребностью любого общества (Т.Парсонс). С одной стороны она обусловлена разделением труда и связанной с ним дифференциацией социальных групп, а с другой является результатом действия господствующей в обществе системы ценностей. Социальная стратификация - это дифференциация населения на классы и слои в иерархическом ранге (П.Сорокин).
  Распределение политической, экономической и любой другой власти в пределах конкретного общества определяется структурой соответствующего социального порядка, основой которого выступают социальные страты и политические партии (М.Вебер).
  В любом обществе и во все исторические времена происходит борьба между силами стратификации и силами выравнивания (борьба организующего и дезорганизующего начал), т.е. существуют циклы, в которых усиление социального неравенства сменяется его ослаблением (что тождественно циклам социального управления с ритмическим усилением и ослаблением централизации, увеличением и уменьшением звенности). К факторам, влияющим на интенсивность стратификации, относятся размер социальной общности, а также биологическая, психологическая и социальная однородность или разнородность социума (П.Сорокин).
  В процессе исторических изменений первоначальная слитность социума заменяется выдвижением на передний план политической системы. Затем приходит черед функционального приоритета экономики. После этого наступает ситуация, когда приоритет остается только у духовной сферы - науки, религии, философии (Н.Луман). Разрушение духовных приоритетов вновь выдвигает на передний план политику, после чего цикл доминирующих сфер общества начинается заново. При этом экономическая сфера общества (так же, как и эмоционально-сенсорная у человека) выполняет функции адаптации, политика (волевая
 389
 
 сфера) - целедостижения, а культура (познавательная сфера) - создания и поддержания образцов взаимодействия в системе (Т.Парсонс).
  Может быть установлено четыре главных типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия и классы. При этом, если первые три зависят от санкционированного правом или религией неравенства, то классовое разделение "официально" не признается; оно происходит вследствие влияния, главным образом, экономических факторов на материальные обстоятельства жизни людей. Иными словами, классы возникают из-за неравенства во владении и контроле за материальными ресурсами. Классы имеют важнейшее значение в современных обществах. Большинство западных ученых принимают разделение общества на высший, средний и рабочий класс. При этом у представителей различных классов достаточно сильно развито классовое сознание. Классы, в свою очередь, также стратифицированы (Э.Гидденс).
  Укрупненная классовая классификация, таким образом, различает три основных класса, которые, в свою очередь, могут быть стратифицированы до семи уровней, что отвечает психологической классификации общих и специальных способностей человека (Э.Джекс, В.Браун), являющихся одним из природных оснований социальной стратификации. Учет природно обусловленных особенностей индивидов, выступивших начальной базой социального неравенства, необходим при формировании любой со циальной структуры, всегда являющейся в форме той или иной иерархии. При этом индивиды с одинаковой группой способностей должны занимать и одинаковые социальные позиции, а расстояние между ближайшими социальными слоями не должно, в идеале, разниться больше, чем на один уровень способностей На этой же основе может быть определено оптимальное количество ступеней социального управления, а также необходимое соотношение между верхними и нижними этажами социальной пирамиды.
  Социальная мобильность. Интенсивность и всеобщность социальной мобильности изменяется от общества к обществу, от одного периода исторического времени к другому. В истории социальных организмов усматриваются циклы относительно подвиж ных и неподвижных периодов (П.Сорокин). По степени переме щений и другим социальным характеристикам справедливо рач-личать подвижные (открытые) и неподвижные (закрытые) типы обществ (К.Поппер). Важнейшими каналами социальной цирку ляции ("лифтами") являются семья, церковь, армия, политичес
 140
 
 кие, экономические и профессиональные организации. Эти же социальные институты представляют собой особый механизм социального контроля ("сито"), который, во-первых, осуществляет социальное тестирование индивидов для установления адекватного выполнения ими социальных функций; во-вторых, проводит селекцию (отбор) индивидов для определенных социальных позиций; в-третьих, распределяет членов общества по различным социальным стратам. Основная цель такого социального контроля - распределить членов общества в соответствии с их способностями и личностными качествами для успешного выполнения социальных функций. При этом такие социальные институты, как семья, церковь, школа представляют собой механизмы тестирования общих способностей индивидов, необходимых для успешного выполнения многих социальных функций. Другие институты, подобно политическим, экономическим и профессиональным организациям, являются механизмами, которые тестируют специальные способности, необходимые для успешного выполнения профессиональных функций в определенной области человеческой деятельности. Поэтому любому социальному реформатору и политическому лидеру следует обратить особое внимание на эти тестирующие и селекционирующие социальные механизмы, поскольку от характера данного "сита" в значительной степени зависит как характер верхних, так и характер нижних слоев социальной пирамиды (П.Сорокин).
  Элита и массы. Доля элиты в структуре всего населения - фактор немаловажный, поскольку верхние этажи социального здания должны быть пропорциональны нижним, иначе здание может рухнуть. А это значит, что существует оптимальное соотношение верхних слоев по отношению ко всему населению, значительное отклонение от которого губительно для любого общества. Таким образом, есть потенциальная возможность перепроизводства или недопроизводства кандидатов в верхние социальные слои, что одинаково чревато различными социальными потрясениями (П.Сорокин).
  Существует непреложный социальный закон, согласно которому во всяком обществе независимо от места и времени его развития имеется фундаментальное разделение на два политических класса, первый из которых представляет собой правящий класс, составляющий всегда меньшинство общества, его элиту, а второй, более многочисленный, контролируется и направляется первым (Г.Моска).
  Элгта - это высший привилегированный слой или слои социальной структуры, осуществляющие функции социального уп-
 39!
 
 равленил, формирования и развития материальной и духовной культуры в определенном, отвечающем требованиям социально-исторических условий, направлении. К элите относятся члены социума, пользующиеся наибольшим престижем, статусом, богатством и занимающие ведущее положение в политической, экономической и культурной жизни общества. Элита не обязательно включает лучших членов общества (например, элита гитлеровского государства вряд ли объединяла наиболее достойных представителей немецкого народа), но обязательно - наиболее "статусных". Поэтому элиту нельзя рассматривать как всегда передовую, избранную часть того или иного социума, но всегда как наиболее активную часть общества, находящегося в определенной ситуации исторического развития, и актуально ориентированную на политические, экономические или духовные цели данного конкретного социума. Социальная история, таким образом, представляется как совокупность различных социокультур-ных циклов, характеризуемых господством тех или иных основных ценностей и сответствующих им типов элит.
  Разделение населения любой страны на элиту и массу - явление закономерное, не зависящее от воли людей. Однако формирование элиты по определенным признакам подвластно целенаправленному управлению. Поэтому вопросам тестирования и отбора достойной элиты, направленной на действенное служение обществу, необходимо придавать первостепенное значение в теории и практике социального менеджмента. Этим целям служат специальные механизмы социальной селекции (семья, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации), а также социальные механизмы "прополки", позволяющие выдвигать в правящую элиту достойных людей и устранять недостойных* (П.Сорокин, Конфуций).
  Социальный характер. Социальный характер представляет собой основную часть, ядро структуры характера, свойственные большинству членов определенной социальной группы, культуры, в то время, как индивидуальный характер - это то, чем люди, принадлежащие к одной и той же группе или культуре, отличаются друг от друга (Э.Фромм, Д.Рисмен). Установлена взаимосвязь между различными историческими эпохами и типами социального характера. При этом ни один этнос не является монолитным ни в характеристике населения, ни в экономической, политической и духовной сферах - разные социальные группы
  О нлчванньга ггщиальных механизмах подробнее см Щ с к и и Г В Основы кадророго менеджмента Учебник - К , 1991 - Г 132-136
 392

<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу