<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  Можно с уверенностью сказать, что самостоятельной политической силой молодое поколение сегодня не является. Современные российские политики относятся к молодежи как к средству, которое содействует завоеванию власти.
  Молодежь сохраняет высокий уровень оптимизма и веру в то, что в будущем возможно изменить к лучшему. Молодое поколение считает себя главным фактором развития страны и движущей силой преобразований в обществе. Большая часть молодежи проявляет низкий уровень интереса к политическим процессам в стране и мире. Молодые люди, которые проявляют повседневный интерес к политическим событиям и деятелям, ограничиваются обменом мнениями, участием или неучастием в выборах. Наибольший абсентеизм наблюдается среди молодежи. Избирательная активность в последние годы возросла, хотя она остается самой низкой среди других возрастных групп. Электоральное поведение молодых людей во многом зависит от степени удовлетворенности их потребностей и интересов. Молодежь проявляет готовность участвовать в деятельности, способной реально влиять на изменение повседневной жизни.
  Переходное состояние современного российского общества ставит проблему выбора эффективной молодежной политики. Необходимо не только провозгласить принципы новой молодежной политики, но и отразить в политических документах и программах партий.
  Насущной задачей является создание общероссийской сети исследований по молодежной проблематике. Сегодня очень заметно отставание системы сбора и отработки информации о молодежном движении от тех задач, которые стоят перед обществом.
  Политическое поведение современной российской молодежи свидетельствует о недоверии к государству и основным структурам власти. Необходимо с помощью современных политических технологий привлечь молодежь к политическому участию, решить проблему представительства интересов молодежи в государстве, создать возможности для расширения участия молодежи в государственном управлении. Обострились проблемы занятости молодых людей, их материально-бытового положения, ухудшилось здоровье, снизился интеллектуальный потенциал.
  Молодежь несет ответственность за развитие страны, за преемственность истории и культуры. Осознание молодежью этой ответственности и определяет направления развития общества.
  Молодежь наступившего столетия должна характеризоваться следующими параметрами:
 - по своим социально-политическим установкам и ориентациям она может быть охарактеризована как в массе своей демократическая и одновременно признающая высшей ценностью интересы государства, его суверенитет, сохраняющая национально-государственные традиции;
 - по отношению к экономическим составляющим молодежь в основе своей должна быть максимально адаптированной к условиям, требующим самостоятельной экономической активности, конкурентоспособности, готовности к риску, опоре на собственные силы;
 - по своим идейным позициям - плюралистична;
 - по своим ориентациям на будущее - оптимистична;
 - по своим социальным качествам молодежь должна ощущать себя
 гражданами новой России с высокими показателями российского патриотизма.
  Отсюда и необходимость проявлять особое внимание к кадровым вопросам в системе молодёжной политики. Недостаток квалифицированных специалистов сказывается самым негативным образом на выполнении намеченных программ. Поэтому очень важно наладить систематическую подготовку и переподготовку кадров, поддерживать талантливых, молодых работников, не препятствовать, а способствовать их самореализации, развитию инициативы и творческих устремлений.
  Со стороны государства представляется необходимым осуществление следующих мер:
 * Активизировать разработку и осуществление мероприятий, направленных на повышение политической социализации молодого поколения. Для этого необходимо как на федеральном, так и, в особенности, на региональном уровне усилить работу по созданию и усилению у представителей различных групп молодёжи устойчивой мотивации активного политического участия (прежде всего - участия в электоральных процессах). Среди средств, необходимых для достижения этих целей, можно выделить организацию политических клубов для молодежи, проведение различных тренинг - курсов для юных политических лидеров, поддержку деятельности общественно-политических объединений молодёжи, не преследующих экстремистские, асоциальные цели и не разжигающих национальную, религиозную и социальную рознь.
 * Более широко привлекать к разработке и реализации мероприятий
 государственной молодёжной политики молодёжные общественные объединения, как для работы в экспертных советах, так и в рабочих комиссиях и группах, при проведении мероприятий различной направленности.
 * Как можно шире освещать в средствах массовой информации, на
 телевидение и радио работу исполнительной и законодательной власти по реализации направлений молодежной политики, как на российском уровне, так и в регионах РФ.
 * Рассмотреть возможности квотирования участия представителей
 молодого поколения в деятельности как законодательных, так и исполнительных органов власти.
  Возрождение и процветание молодежи Центрально - Черноземного региона, как и всей России, в XXI столетии возможно лишь при условии включения нашей страны в мировое сообщество как сильной процветающей державы, равноправного и суверенного партнера других государств. При всей неоднозначности и противоречивости модернизационного процесса очевидно, что его движущей силой в будущем, а, во многих случаях, уже и сегодня, является молодежь.
  В связи с этим органам государственной власти может быть рекомендовано осуществлять деятельность по помощи молодым россиянам в экономической адаптации, оказывать поддержку молодежным организациям (в особенности с профессионально-корпоративной направленностью деятельности) и молодежному предпринимательству. В качестве необходимых мер по повышению эффективности государственной молодежной политики необходимо принять закон о молодежи на федеральном и региональном уровнях.
 Образовательным учреждениям как важнейшим агентам социализации по возможности оказывать информационную поддержку представителям молодого поколения, а также помощь в трудоустройстве выпускников.
  Общероссийским молодежным организациям искать и создавать механизмы сотрудничества с органами государственной власти и СМИ.
  Региональным молодежным организациям осуществлять и расширять контакты с международными и общероссийскими молодежными объединениями, с региональными комитетами по делам молодежи, региональными отделениями политических партий и региональными СМИ.
  Политическим партиям и общественно-политическим объединениям - осуществлять деятельность по трансформации избирательного законодательства с целью более активного включения политических партий и общественно-политических объединений в избирательный процесс.
  Представителям молодого поколения, проявляющим интерес к политике и желающим сделать политическую карьеру - накапливать опыт организационной работы, участвуя в деятельности политических партий, общественно-политических объединений, профсоюзов и других гражданских ассоциаций, а также в работе избирательных штабов накануне выборов.
  Молодое поколение всегда характеризуется мобильностью, способностью к активным действиям, инициативой, творческим потенциалом. Главным является создание условий для реализации молодежного потенциала в обществе.
  Необходимо четко определить цели, задачи, формы и методы работы с молодежью, создание условий для политического образования и воспитания подрастающего поколения.
  Современный молодежный электорат через несколько лет будет определять политический процесс в России. От того, какие именно ценностные ориентации будут осваиваться молодым поколением, во многом будет зависеть направленность развития самого общества и успех демократических преобразований в стране.
  Проблемы молодежи относятся к числу важнейших проблем общества. Тезис о том, что "молодежь - завтрашний день общества ", может потерять свою актуальность, если государство не будет предпринимать усилия для реализации государственной молодежной политики. Цель молодежной политики государства - создание экономических и социальных условий, способных улучшить качество жизни молодежи, путем реализации её интересов с учетом интересов всего общества. Эффективность такой политики должно быть подкреплено экономическими, системными исследованиями. Сегодня молодежь является политическим резервом для тех политических сил, которые заинтересованы в продолжении курса реформ.
 
 
 Тема 3: Образование и молодежная политика
 
 3. 1. Концепция модернизации российского образования. Воспитательно-образовательные функции ВУЗов.
 
  Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
  В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система способна конкурировать с образованием передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
  Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы.
  Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.
  Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:
 -обеспечение государственных гарантий - доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
 -достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
 -формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
 -повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
 -развитие образования как открытой государственной общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.
  Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.
  Государство возвращается в образование как гарант качества образовательных программ и услуг, предоставляемых как общеобразовательными, так и профессиональными образовательными учреждениями, независимо от организационно-правовых форм.
  Предстоит существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др.
  В качестве основного фактора восстановления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. В соответствии с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования, в частности, реальную многоуровневую структуру высшего образования. Результаты прогнозирования потребностей рынка труда, а также рейтинги учреждений профессионального образования должны доводиться до населения через средства массовой информации.
  Планируется создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование у всех выпускников вузов, средних специальных учебных заведений и профессиональных училищ готовности к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и открытию собственного дела. В числе стратегических направлений развития профессионального образования особое место занимает укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений. Необходимо включение их в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, оснащение вузов современным оборудованием, приборами, материалами, что обеспечит как повышение качества учебного процесса, так и поддержку вузовской науки.
  Для достижения нового качества профессионального образования будет осуществляться:
 - прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных, образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости;
 - устранение сегментации профессионального образования, неоправданного монополизма и слабой информированности потребителей, а также диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров;
 - оптимизация перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров;
 - структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, обеспечение реальной многоуровневости высшего образования, создание университетских комплексов;
 - радикальное улучшение материально-технической базы профессиональных учебных заведений;
  - информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования;
 - углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с прорывными высокими технологиями;
 - повышение статуса вузовской науки как одного из основных факторов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, развития производительных сил общества и непрерывного обновления содержания профессионального образования;
 - интеграция университетской, академической и отраслевой науки;
 - разработка в рамках Федеральной программы развития образования подпрограммы "Университеты России";
 - осуществление государственной поддержки ведущих научных и творческих школ с определением порядка и форм такой поддержки;
 - формирование условий для непрерывного профессионального роста кадров, привлечение в этих целях ведущих ученых Российской академии наук, обеспечение преемственности различных уровней профессионального образования и создание эффективной системы дополнительного профессионального образования, обеспечивающей психологическую поддержку населению при смене видов деятельности и карьерном росте;
 - сосредоточение переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях начального и среднего профессионального образования с учетом конкурсного отбора и наличия центров службы занятости;
 - обеспечение участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования, в том числе в разработке образовательных стандартов, согласующихся с современными квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), в формировании заказа на подготовку специалистов, в контрактной подготовке кадров и проведении кадровой политики на уровне субъектов Российской Федерации;
 - организация на базе гражданских учебных заведений высшего и среднего профессионального образования общепрофессиональной подготовки офицеров по отдельным специальностям инженерного, социально-экономического и гуманитарного профилей, создание межвузовских военных факультетов подготовки офицеров запаса.
  В целом образование будет более ориентировано на рынок труда и требования социально-экономического развития страны. Контракты с конечными потребителями частично вытеснят форму государственного задания (особенно в начальном и среднем профессиональном образовании). Это позволит снизить темпы роста бюджетного финансирования профессионального образования. В то же время бюджетное финансирование общего образования из региональных и местных бюджетов должно сохранять высокие темпы роста до конца десятилетия.
  Во второй половине десятилетия, в 2006-2010 годах, должны четко обозначиться первые результаты модернизации образования:
 - рост его ресурсообеспеченности в результате эффективного перенаправления сложившихся финансовых потоков (при этом частные средства, поступающие в образование, могут возрасти с 1,3 до 2,5% ВВП);
 - реальное повышение качества общего и профессионального образования, выход общеобразовательной школы на уровень современных требований и профессиональной школы на международный уровень; на этой основе экспорт образовательных услуг России может составить от 2 до 3 млрд долларов США;
 - снижение социальной напряженности в обществе, локализация очагов социального неблагополучия в виде детской беспризорности и преступности;
 - на основе повышения заработной платы работников образования будут обеспечены рост социального статуса и улучшение качественного состава педагогического корпуса, в частности, его омоложение;
 - повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности профессионального образования в результате опережающего обновления материально-технической базы.
  XXI век требует принципиально иных подходов к образованию. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Но для этого, естественно, недостаточно наличия в системе только преподавателя и учебника (понимаемого расширительно, как система средств обучения), отражающих одну точку зрения, принятую в обществе. Необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие ученика к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. Для этого необходимы и адекватные поставленной цели методы и средства обучения.
  В данном контексте высшее учебное заведение призвано решать такие задачи, как распространение знаний и привитие навыков у студентов в использовании потенциала политической психологии; организация и проведение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований, направленных на решение политических и социально-психологических проблем; удовлетворение потребностей обучаемых в гармоничном духовно-нравственном, политико-правовом, социально-психологическом и профессиональном развитии в процессе обучения в высшем учебном заведении и др.
  В отечественной педагогике термин "технология" стал употребляться в очень широком значении, таком как "инновационные учебные технологии", "педагогическая технология", "технология обучения", "технология образования", "технология в обучении".
  Существуют различные трактовки понятия "педагогическая технология". Назовем некоторые из них:
 -целенаправленное использование приемов, технических средств обучения, событий и отношений в учебно-воспитательном процессе;
 -целенаправленное структурирование и представление информации, а также организация коммуникаций в педагогическом процессе;
 -система управления познавательной деятельностью студентов;
 -конструирование средств и методов педагогического процесса для решения определенных задач;
 -процесс доведения поставленной цели до прогнозируемого результата в рамках конкретной педагогической системы;
 -комплексный интегративный процесс, включающий системное соединение идей, способов организации деятельности людей, ресурсов для достижения целей образования;
 -система поэтапной организации образовательного процесса, которая обеспечивает решение определенных учебно-воспитательных задач на основе применения педагогической теории и диагностики.
  К педагогическим технологиям относятся:
 -информационно-кибернетическая технология - четко структурированная информация с хорошей обратной связью;
 -имитационная технология (игровая), например, игровые модели, ролевое обучение, методы принятия решений;
 -технология полного усвоения предполагает включение тестирования для обратной связи;
 -акмеологическая технология - технология достижения успеха и высоких результатов в обучении и развитии каждого студента на основе устойчивой мотивации.
 -исследовательская технология - обучение через открытие.
  Современная система образования, опираясь на традиционные источники информации требует расширения информационного поля. Такая система требует и другой дидактической системы, иных методов и технологий обучения, адекватных личностно ориентированному подходу в образовании. В последние годы к этим источникам прибавился еще один мощнейший информационный резервуар - Интернет, глобальная телекоммуникационная сеть, охватывающая все развитые страны мира. Информационный потенциал Интернета просто неисчерпаем. Здесь можно не только получить любую интересующую вас информацию, но и поделиться собственной информацией с пользователями сети по всему миру. С появлением сети Интернет создалась принципиально новая ситуация и в системе образования.
  Это возможность общения со всем миром. Возможность получения не только официальной информации из средств массовой информации, поскольку большинство газет, журналов здесь значительно доступнее, чем в печатном виде (всего не купишь), но и неофициальной информации в ходе личностного общения (через электронную почту, аудио- и видеоконференции, chat-технологии) с гражданами любой другой страны. Это возможность пользования базами данных научных и информационных центров по всему миру, информацией, располагаемой на сайтах самых различных учреждений, в том числе огромного количества образовательных учреждений. Это возможность совместных проектов с учащимися других школ различных регионов нашей страны и зарубежных стран. Это возможность диалога культур, ибо при таком непосредственном общении люди получают возможность не просто познакомиться друг с другом, но и познакомиться с другой культурой, с особенностями менталитета граждан других государств. Это возможность найти основы для понимания друг друга, а следовательно, и уважения чужой культуры, чужих традиций через это понимание. Наконец, это возможность получения образования на расстоянии, в любых образовательных учреждениях нашей страны или зарубежных стран. Трудно перечислить все возможности в области образования, которые может предоставить Интернет.
  Между тем в последние годы можно говорить о качественном улучшении деятельностных и волевых характеристик молодёжи:
 -молодёжь легче, чем старшее поколение, адаптируется к новым
 социально-экономическим условиям. Для неё свойственна особая активность в развитии частного сектора экономики, престижных областях деятельности с
 высокой оплатой труда и высокими квалификационными требованиями. В
 молодёжной среде созревает мощный инновационный потенциал, растёт число
 молодых людей, выбирающих новаторство в качестве модели решения своих
 проблем;
 -в молодёжной среде растёт самостоятельность, практичность и
 расчётливость, ответственность за свою судьбу, реальная оценка своих возможностей, мобильность, восприимчивость к новому, адаптивность к жизненным переменам;
 -увеличивается престижность образования, растёт экономическая
 заинтересованность в сохранении своего здоровья, как основы материального
 благополучия;
 - усиливаются патриотические настроения.
  Для того чтобы позитивные тенденции были доминирующими, требуется активная воспитательная и пропагандистская работа.
  Кроме того, необходимо:
 -заложить в основание инновационной активности ценности созидания,
 творчества и общественного служения;
 -создать условия и систему специальных форм поддержки социально
 значимых инициатив молодёжи.
  Разработка новых систем образования и воспитания будет малоэффективной без учета реальных нужд, потребностей, настроений молодёжи. Нельзя не учитывать, что кризис всех основных структур общества в духовной сфере выражается в смене социальных ориентиров и переоценке традиционных ценностей. Все эти факторы обусловливают противоречивость и неоднородность субкультуры современной российской молодёжи. В ней мы видим и проявления нигилизма, агрессивности, нравственной деградации, и конструктивные тенденции - поиск новых духовных ценностей и форм межличностного общения, устремленность к гуманистическим идеалам. Социальные организации ответственные за проведение молодёжной политики, по нашему мнению, должны строить свою тактику прежде всего на сотрудничестве с теми объединениями и сообществами молодёжи, в функционировании которых проявляются прогрессивные тенденции.
 
  Воспитательно-образовательная функция ВУЗа:
 -организация, внедрение и развитие прогрессивной системы подготовки подрастающего поколения к современной жизни;
 -трудовое, гражданское, патриотическое, нравственное и физическое воспитание молодого поколения;
 -формирование у него высокой общей культуры;
 - формирование активной гражданской жизненной позиции, закладывающей основы способности самостоятельно решать большую часть своих социально-экономических проблем;
 -поддержка талантливой и одаренной молодежи всех возрастов, включая детей и подростков.
  Принципами воспитательной политики государства в отношении молодежи по мнению ученых является:
 -гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, любви к Родине, сочетание обучения и воспитания;
 -гуманизм, духовность, демократизм, патриотизм, конкурентоспособность, толерантность, индивидуализация, вариативность;
 -связь воспитания с жизнью;
 -единство воспитания и деятельности человека;
 - гуманность;
 -единство воспитания и самовоспитания;
 -комплексный подход к направленности, содержанию и организации воспитательной работы;
 -создание условий для адаптации, социализации и гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодёжи;
 -создание условий для более полного включения молодёжи в социально-экономическую, политическую и духовно-культурную жизнь;
 -решение демографических проблем и проблем здоровья подрастающего поколения;
 -создание и расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижения личного и общественного успеха;
 -решение вопросов профессионального развития и занятости молодёжи, молодёжного предпринимательства, деловой и гражданской активности молодёжи;
 -содействие духовно-интеллектуальному и физическому развитию молодёжи, развитие художественного и научно-технического творчества, массовых видов молодёжного спорта и туризма, международных обменов;
 -правовая защита и социальная поддержка молодёжной общности и молодёжных организаций и объединений;
 -реализация инновационного потенциала молодого поколения в интересах общественного развития и развития самой молодёжи и т.д.
 
  Основными составляющими реализации в воспитательной функции ВУЗов являются следующие направления:
 1. Здоровье.
  Основные понятия направления "Здоровье": психическое и физическое здоровье, культура сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества человека для сохранения здоровья.
 Формы работы в направлении "Здоровье":
 -спортивные конкурсы, спартакиады, встречи с выдающимися спортсменами;
 -беседы, дискуссии по следующим темам: "Спорт в моей жизни", "Великие спортсмены моей страны и мира", "История видов спорта", "Спортивные столицы мира", "Трудные судьбы большого спорта", "Спорт в нашей семье", "Как заниматься спортом без ущерба здоровью, "Спорт и интеллект- понятия совместимые?", "Экстремальные виды спорта. Что стоит за этими словами?" "Красивый спорт и грубый спорт" "Вредные привычки. Как от них избавиться?"
 походы выходного дня, туристические походы, дни здоровья;
 -ведение книги спортивных рекордов студентов на спортивных площадках города;
 -встречи с медицинскими работниками, интерактивные игры, индивидуальные и групповые консультации по вопросам пола;
 2. Интеллект
 Основные понятия направления "Интеллект": умственное развитие, культура умственного труда, умственные способности, уровень интеллектуального развития (IQ), креативность, практический интеллект, социальный интеллект, кругозор, интеллектуальный потенциал.
 Формы работы в направлении "Интеллект":
 -внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления,
 интеллектуальные марафоны;
 -интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно - исследовательские конференции.
 3. Общение.
 Основные понятия направления "Общение": эмоции и чувства, рефлексия, сочувствие и сопереживание, умение управлять собой.
 Формы работы в направлении "Общение":
 -спецкурсы, интерактивные игры по проблеме "Общение";
 -тренинги общения;
 -праздники, конкурсы.
 4. Нравственность.
 Основные понятия направления "Нравственность": нравственный выбор, нравственное просвещение и нравственное поведение, выдающие люди и их нравственные ценности, самоактуализация и самореализация, жизненные ценности и правила, знание этических учений, нравственный опыт.
 Формы работы в направлении "Нравственность":
 -тренинги нравственного самосовершенствования
 -экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города.
 -поисковая работа, создание музеев.
 -шефская работа в детских домах, больницах, детских садах, хосписах.
 -изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны.
 5. Досуг
 Формы работы в направлении "Досуг":
 -празднование памятных дат в жизни студентов;
 -празднование памятных дат календаря;
 -посещение театров, музеев, выставок;
 -театрализованные представления;
 -фестивали, презентации;
 - конкурсы талантов, марафоны.
 
 6. Гражданин.
 Основными понятиями в направлении "Гражданин" является формирование у студентов соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
 
 3.2. Доступность высшего образования и его качество. Общее и профессиональное образование.
 
  Значительная роль в формирования мировоззрения студентов принадлежит истории России. Но она становится ближе и понятнее им, если ее преподавание идет с использованием материалов по истории родного края.
  Краеведение было и остается прекрасным средством развития интереса к истории отечества, его прошлому и настоящему.
  Студенты ВУЗов составляют наиболее образованную часть молодежи и должны быть информированы о целях государственной молодежной политики, о деятельности правительства, направленной на поддержку и развитие подрастающего поколения.
  Годы реформ показали, что высшее образование, современная профессия не дают гарантии жизненного успеха, но помогают легче приспособиться к переменам, позволяют увереннее смотреть в будущее. Большая часть студенчества рекрутируется сегодня из материально благополучных семей. Естественно, что они более других групп склонны одобрить происходящие в стране преобразования.
  В значительной мере высокий уровень безработицы среди выпускников высших учебных заведений обусловлен структурным несоответствием профиля выпускников потребностям рынка труда. Увеличивая количество учебных мест, надо готовить не специалистов с образованием вообще, а тех профессий, которые в перспективе будут востребованы на рынке труда, для чего необходим реальный прогноз востребованности квалифицированных кадров на несколько лет.
  Отмечается несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей - отсутствие опыта принятия самостоятельных решений, недостаток знаний, необходимых для работы в рыночных условиях, отсутствие практических навыков по полученной профессии. Время требует соответствующего уровня квалификации, куда входят обязательными элементами компьютерная грамотность, знание иностранных языков, умение постоянно обновлять свои знания, стремление к совершенствованию своего профессионального уровня. Сама система обучения практически не способна это сформировать, что в первую очередь связано с катастрофически низким финансированием.
  Изучение ситуации на рынке труда показывает, что у специалистов с высшим образованием возникают проблемы с трудоустройством (невостребованными оказываются каждый десятый выпускник технического университета и каждый двадцатый - педагогического). Постоянно возрастает средняя продолжительность безработицы выпускников вузов (за 1999-2000 г.г. - с 4 до 8 месяцев). В значительном числе случаев трудоустройство оказывается не связанным с профилем полученной специальности. Беспрецедентно низкий уровень оплаты труда специалистов с высшим образованием общеизвестен. В связи с такими предложениями на рынке труда логично ожидать снижения спроса молодежи на услуги высшей школы (именно в соответствии с рыночными стандартами поведения). Однако предложение на рынке труда падает, а спрос на высшее образование неуклонно растет. Конкурсы в вузы увеличиваются из года в год - в среднем конкурс в 2000 году составил 2 человека. Особым спросом пользуются следующие специальности: финансы и кредит (конкурс - 2,3 человека), информационные системы - 2,1, история, дошкольная педагогика и психология, социальная педагогика, музыковедение, бухучет и аудит - 2 человека.
  В российской системе высшего образования сформировались две подсистемы: одна - элитного образования, характеризующегося высоким качеством предоставляемых услуг, и другая - массового высшего образования невысокого качества. Высшее образование низкого качества можно с некоторыми допущениями назвать относительно доступным. Возможности же получения образования, обеспечивающего высокое качество профессиональной подготовки будущих специалистов, по-видимому, сократились для большей части населения. Разные граждане и разные социальные группы имеют неодинаковые возможности получения высшего образования.
  Дифференциация в доступности высшего образования определяется различиями между людьми по целому ряду характеристик, к числу которых относятся:
 • уровень способностей;
 • качество полученного общего образования;
 • объем и качество полученных дополнительных образовательных услуг (дополнительные предметы в школах, курсы для подготовки в вуз, услуги репетиторов и т.п.);
 • уровень информированности о возможностях обучения по различным специальностям в различных вузах;
 • физические возможности (например, наличие инвалидности, не влияющей на способность к усвоению знаний, но ограничивающей возможность участия в учебном процессе);
 • состав семьи, уровень образования и социальный капитал ее членов;
 • экономическое благосостояние семьи (уровень доходов и др.);
 • место жительства;
 • другие факторы.
  Факторы социально-экономической дифференциации весьма существенно ограничивают для широких слоев населения доступность вузов, особенно учреждений, предоставляющих образовательные услуги высокого качества. При этом наибольшие ограничения возникают в связи с различиями в:
 * уровне доходов домохозяйств: наихудшими возможностями поступления в вузы обладают члены малообеспеченных семей;
 * месте проживания: в самом худшем положении оказываются жители сельской местности и малых городов, а также жители депрессивных регионов; на доступность высшего образования оказывает влияние и дифференциация регионов по обеспеченности вузами;
 * уровне полученного общего среднего образования: наблюдается дифференциация школ по качеству обучения, при этом
 снижение уровня подготовки в одних сочетается с наличием ограниченного числа "элитных" школ, качество подготовки выпускников которых растет.
  Уровень семейных доходов оказывает влияние на доступность высшего образования как прямо, определяя возможности оплаты собственно обучения, так и косвенно. Косвенное влияние связано, во-первых, с возможностями осуществления, помимо собственно затрат на обучение, расходов на проезд к месту обучения для иногородних, издержек на обеспечение жизнедеятельности студента во время обучения - затрат на жилье, питание и т.п. Во-вторых, это влияние выражается в зависимости между уровнем благосостояния семьи и социальным и человеческим капиталами, которые передаются по наследству и выступают факторами дифференциации доступа к высшему образованию.
  К числу социально ущемленных в возможностях получения высшего образования можно предположительно отнести следующие категории лиц:
 • выпускники сельских школ;
 • выпускники "слабых" школ в разных населенных пунктах;
 • жители отдаленных населенных пунктов и регионов;
 • жители регионов со слабой образовательной инфраструктурой;
 • жители депрессивных регионов;
 • члены бедных семей;
 • члены неполных семей;
 • члены социально неблагополучных семей;
 • беспризорные дети;
 • выпускники детских домов.
 • инвалиды;
 • мигранты;
 • представители национальных и религиозных меньшинств.
  Девальвация высшего образования как средства получения профессиональных знаний, необходимых для жизненного успеха, начала проявляться еще в советское время. Некоторые современные тенденции развития отечественной системы высшего образования (такие, как быстрое развитие заочного обучения, а также рост числа филиалов и платных отделений вузов, предоставляющих образовательные услуги по низким ценам) и отмечаемый в социологических исследованиях рост потребности в более чем одном высшем образовании могут рассматриваться как свидетельства расширения масштабов предоставления услуг высшего образования, имеющих невысокое качество.
  Развитие системы низкокачественного образования не будет в перспективе способствовать ослаблению препятствий для социальной мобильности и смягчению социальной дифференциации в обществе. Ценность такого "статусного высшего образования" будет девальвироваться одновременно с его "массовизацией", поскольку выявится, что полученный статус "человека с дипломом" не подкреплен соответствующими социальными и профессиональными знаниями и навыками. Ожидания потребителей в результате окажутся несостоятельными, что вызовет нарастание социального недовольства и претензий к системе высшего образования.
  Степень развития и качество национальной системы образования являются одним из главных критериев уровня экономического развития страны. Отношение общества к этой сфере деятельности может быть выражено через долю государственных расходов на нее в валовом внутреннем продукте. Эта пропорция в России ниже, чем в развитых странах, и составляет 3,6 %, тогда как в США - 4,8 %, во Франции - 5,8, в Италии -4,6, в Германии - 4,5, в Канаде - 5,4%. К расходам государства на содержание учреждений образования следует добавить средства, которые направляет на эти цели непосредственно население.
  Высокая ориентированность россиян на получение образования сохранилась, несмотря на ухудшение экономической ситуации и условий жизни в стране и не допустила развала системы образования, а те кризисные явления, которые наблюдались в первой половине 1990-х годов, уже к концу XX в. были в основном преодолены. С 1996-1997 гг. численность студентов неуклонно повышается: в 2003 г. в средние специальные учебные заведения было принято 0,9 млн человек, а в высшие учебные заведения - 1,6 млн человек. Это самые высокие показатели за всю историю России. Услуги в области образования за последние 10 лет стали довольно выгодным бизнесом, в который вовлечены большие ресурсы. Увеличилось число негосударственных высших учебных заведений, доля которых в численности студентов достигла 14 %, и на 100 государственных вузов сегодня приходится 60 негосударственных.
  Средние специальные и высшие учебные заведения за последние 10 лет существенно изменили отраслевую специализацию выпуска специалистов и расширили набор образовательных услуг. К 1995 г. довольно резко сократился выпуск специалистов по инженерно-техническим и сельскохозяйственным профессиям, увеличился выпуск экономистов и специалистов в области управления, гуманитариев.
  В России на протяжении многих лет численность желающих учиться в вузах, техникумах, колледжах намного больше имеющихся возможностей удовлетворить эту потребность. Так, конкурс в средних специальных и высших учебных заведениях в 1995-2003 гг. составлял 1,5 и 1,8-1,9 человека на место соответственно. В средних специальных учебных заведениях самый низкий конкурс в 2002/2003 гг. наблюдался по естественнонаучным специальностям и по специальностям в области сельского и рыбного хозяйства (1,2-1,3 человека на место), а самый высокий конкурс - по специальностям информатика и вычислительная техника, разработка полезных ископаемых (1,7-1,8 человека на место). В высших учебных заведениях минимальный конкурс (1,7 человека на место) зафиксирован по следующим специальностям; образование, экономика и управление, эксплуатация транспорта, авиационная и ракетно-космическая техника, морская техника, междисциплинарные специальности; а самый высокий по специальностям; геодезия и картография (2,9 человека на место), химическая технология (2,5).
  В последнее время у российских студентов появились более широкие возможности по обучению в других странах по программам университетского или эквивалентного ему образования. Так, в 1995 г. за рубежом обучалось 10,1 тыс. россиян (студентов из Греции за границей обучалось 36,6 тыс. человек, из Республики Кореи -61,4 тыс., из Японии -56,7 тыс., из Мексики - 12,1 тыс. человек). Большинство студентов из России обучалось в США (4,8 тыс. человек) и Германии (2,7 тыс. человек).
  Россия продолжает оставаться страной, привлекательной для обучения иностранцев, в основном из стран СНГ, Азии и Африки. В 2002 г, в государственных высших учебных заведениях обучались свыше 60 тыс. иностранных студентов из стран Балтии и дальнего зарубежья, в том числе из стран Азии - 33,4 тыс. человек, из Европы - 5,5 тыс., из Балтии - 4,2 тыс., из США и Канады - 2,5 тыс. человек. Численность студентов из стран СНГ, обучающихся в государственных вузах России, составила 32,9 тыс.человек, в том числе на дневных отделениях 23,8 тыс. Около половины всех студентов из стран СНГ составляют жители Казахстана, каждый седьмой - из Украины, каждый двенадцатый - из Белоруссии.
  Начиная с 1990 г., ООН ежегодно публикует результаты расчетов индекса развития человеческого потенциала или индекса человеческого развития - ИРЧП (human development index). Рассмотрим более детально влияние уровня образования на величину этого индекса. При расчетах ИРЧП долголетие измеряется ожидаемой продолжительностью жизни, образование - комбинацией показателей грамотности взрослых и удельного веса учащихся лиц в общем числе лиц, которые по возрасту должны учиться, а уровень жизни - через ВВП в расчете на душу населения с поправкой на паритет покупательной способности национальной валюты по отношению к доллару США. Поданным за 2001 г. ИРЧП в России был одним из самых низких в Европе (за исключением Румынии, Боснии и Герцеговины, Албании, Молдавии и Украины) из-за крайне короткой продолжительности жизни и низкого уровня ВВП в расчете на душу, при довольно высоком индексе образования населения. Уровень образования сегодня в странах определяется в соответствии с Международной стандартной классификацией образования (МСКО 1997), где начальная ступень обеспечивает получение обязательного начального образования, средняя - среднего общего и профессионально-технического, третья - получение высшего профессионального и послевузовского образования. По оценкам ЮНЕСКО, в 2001 г Россия относилась к категории стран мира, в которых доля неграмотных среди взрослых была ниже 5%, тогда как в Турции она составляла 15%, Китае - 14, ЮАР - 14, Чили - 15, Мексике -9, Бразилии - 13, а в Индии -42%. Если сравнивать с США, где индекс образованности при расчетах ИРЧП выше, чем в России, то отношение учащихся и студентов к численности населения соответствующего возраста на начальной ступени образования выше в России (109% против 101%), а получающих образование на средней и третьей (высшей) ступенях - ниже (83% и 64 % в России против 95% и 73% в США).
  При расчетах ИРЧП за 2001 г. значение индекса уровня образования в Португалии оценивалось выше, чем в России, тогда как 7% жителей этой страны в возрасте 15 лет и старше были неграмотными, а удельный вес студентов, получающих образование третьей степени в общей численности лиц соответствующего возраста, составил 50%. В Венгрии и Италии, как и в России, неграмотных было меньше 5% и индекс уровня образования был таким, как и в России. При этом в Италии доля лиц, получающих образование третьей степени, составила 50% (2000/2001 учебный год), в Венгрии - 40% (2000/2001 гг.). Для Бельгии, Дании и Нидерландов значения индекса уровня образования при расчетах ИРЧП за 2001 г. были наивысшими (0,99), а в третьей ступени образования обучалось соответственно 58. 59 и 55% населения соответствующего возраста.
  Сопоставление приведенных показателей показывает необходимость совершенствования методики определения индекса образования при оценках ИРЧП, который должен принимать во внимание фактор получения образования за рубежом, а возможно, и его качество. Так, по расчетам специалистов Программы развития ООН для Болгарии, Узбекистана, Киргизии индекс образования составляет 0,91, а для Люксембурга, как и для Таджикистана, - 0,90, хотя очевидно, что доступ к услугам образования у населения в перечисленных странах неодинаков.
  Зависимости уровня образования и материального благосостояния довольно ярко выражены: чем выше уровень образования, тем выше доходы. Так, результаты государственных статистических обследований бюджетов домашних хозяйств свидетельствуют о том, что в 20% наиболее состоятельных домохозяйств России более половины членов имеет высшее профессиональное образование. В столицах (Москва и Санкт-Петербург) доля лиц, имеющих высшее профессиональное образование, почти в два раза больше, чем в других городских поселениях страны во всех доходных группах обследованных домашних хозяйств. В числе руководителей органов власти и управления, учреждений, организаций, предприятий, а также их структурных подразделений лица, имеющие высшее профессиональное образование, составляют 62%, в Москве и Санкт-Петербурге - 76%. Среди работодателей 35% имеют высшее профессиональное образование, и эта доля выше, чем у наемных работников, самостоятельно занятых и членов производственных кооперативов, а в столицах удельный вес работодателей с высшим образованием в общем их числе достигает 55%.
  Члены домохозяйств с высокими доходами в большей степени ориентированы на получении высшего образования: на долю 20% наименее обеспеченных домохозяйств, имеющих в своем составе студентов, приходится 11,4% от всей численности студентов высших учебных заведений, а на долю высшей и четвертой квинтили - по 26-27%. Но это неравенство гораздо менее выражено по сравнению с неравенством по доходам, когда на долю 20% самого бедного населения приходится 6,3% доходов общества, а на долю 20% самых богатых - 43,6% доходов. Среди членов беднейших домохозяйств, в составе которых есть лица в возрасте 17-21 года, доля студентов вузов составляет 32%, тогда как в наиболее состоятельных домохозяйствах этот показатель значительно выше - 86%.
  Российское общество ощущает потребность в получении образования, осознает связь уровня образования и положения человека в обществе, его статуса в занятости. Это подтверждается результатами обследований потребительских ожиданий населения, которые органы государственной статистики России проводят с конца 1998 г., ежеквартально опрашивая по 5 тыс. человек.
  Таблица 2 Уровень образования населения млн. человек 2002 г., в % 1989г. на 1000 человек 1979 г. 1989 г. 2002г.г. 1979 г. 1989 г 2002 г. Все население в возрасте 15 лет и более 107,7 113,0 121,3 107,3 1000 1000 1000 В том числе имеют; Профессиональное образование Высшее (включая послевузовское образование 8,3 12,7 19,4 152,1 77 113 160 Неполное высшее 1,8 1,9 3,7 194.3 17 17 31 Среднее 13,6 21,7 32,9 151,7 127 192 272 Начальное 14,7 15,4 104,6 130 127 Общее образование Среднее (полное) 22,0 20,3 21,3 105,0 204 179 175 Основное 29.3 19,8 16,7 84,3 272 175 137 Начальное 19,9 14,6 9,3 64,1 185 129 77
  Таблица 3 Грамотность населения в возрасте 9-49 лет Год Доля грамотных, в % 1897 29,6 1926 60,9 1939 89,7 1959 98,5 1970 99,7 1979 99,8 1989 99,8 20021 99,8 1 Население в возрасте 10-49 лет.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3.3. Отношение общества к знанию. Значение получения образования для россиян.
 
  В последние годы в России произошли серьезные изменения в сферах образования, науки, высококвалифицированных занятий и наукоемких отраслей экономики. Эти изменения еще не завершились, них долгосрочные последствия пока до конца не ясны. Помимо институциональных преобразований в секторах производства, воспроизводства и практического применения знания, важным ресурсом поддержания надлежащего уровня интеллектуального оснащения общества является наличие у его членов заинтересованного, позитивного отношения к знанию, выражающегося в реальных действиях. Без этого ресурса развитие, базирующееся на знаниях, становится проблематичным. Настоящая глава посвящена анализу этого ресурса.
  Интеллектуальный капитал общества воспроизводится главным образом в сфере образования. Существенные изменения в этой сфере за последние 15 лет происходят на фоне устойчивых тенденций в отношении россиян к образованию как таковому. С середины 1990-х гг., после недолгого падения интереса к получению образования в период радикальных рыночных реформ, интерес к образованию в обществе устойчиво растет. Об этом свидетельствует развитие таких элементов инфраструктуры образования, как платные дополнительные занятия в школе, сеть репетиторства, подготовительные отделения вузов и т. п. Конкурсы в вузы и ссузы растут; увеличивается прием студентов на бюджетные и платные места. Иметь хорошее образование сегодня, в общем и целом, стало престижно.
  Особенно важна в этом плане явно выраженная тяга к образованию у тех, кто сегодня вступает в жизнь, В 1990-е гг. ориентация на высшее образование стала одной из наиболее характерных черт этой возрастной когорты: молодежь с полным средним образованием отчетливо нацелена на поступление в вузы. В наибольшей мере эта установка свойственна городским школьникам, достигая максимума у детей руководителей, высококвалифицированных специалистов и состоятельных родителей: в этих группах желают получить высшее образование от 75 до 90% детей.
  Реализуется или нет установка старшеклассников на поступление в вуз, во многом зависит от их родителей. По данным Фонда "Общественное мнение" 63% родителей детей, заканчивающих школу, желают дать своим детям высшее образование. Это желание подкрепляется готовностью пойти на неизбежные (и довольно большие) расходы, связанные с реализацией этого устремления. Сюда входят расходы на дополнительные занятия в школе и наем репетиторов, оплата обучения на подготовительных отделениях и заочных курсах, покупка книг и учебников, оплата проезда до места, где расположено учебное заведение, взятки для обеспечения поступления ребенка в вуз, взятки преподавателям вуза для получения ребенком зачетов и желаемых экзаменационных оценок и т. д. 42% родителей готовы идти на любые траты для того, чтобы их дети имели высшее образование, По некоторым данным, готовы дать взятку за поступление своего ребенка в вуз 56,2% родителей: из них 18,9% готовы платить 1-3 тыс. долл. США, 6,4% - 3-5 тыс. долл. США, 2,8% -5-10 тыс. долл. США, 28,1% - "заплатят сколько скажут". Подготовка ребенка к поступлению В вуз обходится в среднем по России в 1 тыс. долл. США, а в Москве и Санкт-Петербурге - значительно дороже. Ради обеспечения нужных сумм на достижение данной цели родители готовы идти на неизбежные жертвы. Так, учителя (низкооплачиваемая социальная группа) готовы ради поступления своего ребенка в вуз отказаться от полноценного отдыха, приобретения товаров, поездок к родственникам и друзьям, покупки книг, посещения театров, кино, концертов и т. д.; отказаться от намерения дать детям хорошее образование они готовы в самую последнюю очередь (от 4,2 до 9,1% опрошенных). Таким образом, образование в нынешнем российском обществе является реальной ценностью, и ради его получения россияне готовы идти на серьезные траты и самоограничения.
  Стремление граждан к образованности - важный ресурс для сохранения и приумножения интеллектуального капитала в обществе, но этот ресурс будет работать лишь при условии, что получение образования напрямую связывается с установкой на получение знаний и их дальнейшее применение в практической профессиональной жизни. В какой мере ценность образования связывается у россиян с этой установкой?
  Социологические исследования показывают, что россияне относятся к получению образования преимущественно утилитарно. Оно является не столько самостоятельной ценностью, сколько средством для достижения более высоких позиций в обществе, связанных с материальным благосостоянием и властью. В какой-то степени образование используется как средство подъема в социальной иерархии и доступа к более высоким позициям еще с советских времен. Однако в последние годы произошел заметный сдвиг в целевых ориентациях россиян, и на сегодняшний день ценность образования подчинена задачам обогащения. Иными словами, образование ценится в той мере, в какой оно приносит доход и повышает статус; если оно не приносит таких результатов, его ценят довольно невысоко.
 
  Вставка
  Какие же жизненные цели, с точки зрения россиян, чаще всего ставит перед собой современная молодежь?
  Более половины опрошенных (53%) убеждены, что главная цель молодых - обогащение, достижение материального благополучия ("все хотят стать миллионерами"; "жить лучше родителей"; "денежный вопрос - самый важный"). Другие цели назывались значительно реже (данные в % от числа опрошенных):
  образование .......................................19
  работа, карьера..............................................................17
  самореализация ................................................................4
  удовольствия, развлечения, веселье...................................4
  создание собственной семьи.............................................3
  обретение свободы, независимости, самостоятельности.......1
 
 
  В общественном мнении присутствует понимание того, что жизненный успех человека (в том числе материальный) зависит от наличия у него диплома об образовании и от престижности этого диплома. Если в первой половине 1990-х гг. торжествовал взгляд, что для успеха в жизни образование необязательно, то сегодня его обязательность редко кем ставится под сомнение.
  Ориентации россиян на разные образовательные уровни оказываются при этом проекцией притязаний на разные социальные статусы, а сама система образования - средством для реализации этих притязаний. Дипломы разных видов (школьный аттестат зрелости, дипломы ссузов и профучилиш, вузовские дипломы, в том числе "красные" и полученные в сравнительно престижных или непрестижных вузах, кандидатские и докторские дипломы) по-разному ценятся на рынке труда. Аттестат зрелости малоэффективен как пропуск в достойную жизнь и в большей степени рассматривается как необходимое средство доступа к высшему образованию (так, в 1998 г. работали всего 2% выпускников средних школ). Вузовский диплом, особенно если он получен в престижном учебном заведении, существенно расширяет для человека возможности трудоустройства, но при конкурсном наборе на престижные и высокооплачиваемые должности в негосударственных компаниях не позволяет его обладателю конкурировать с кандидатами и докторами наук.
  Ориентация на образование и продолжение его после школы у молодых россиян и их родителей во многом связана именно со стремлением расширить возможности достижения более высокого статуса. Молодежь, в принципе, не против получить при этом еще и знания - однако знания только такие, которые будут напрямую способствовать реализации ее статусных устремлений. Другие знания, менее "практичные", зачастую не находят в ней отклика (Таблица).
 
  Таблица Мнения молодежи о ценности высшего образования , в % ответов Высшее образование - это... Бывшие выпускники средних
  школ ссузов ПУ ,, .необходимо для того, чтобы сделать карьеру 57,9 40,0 42,1 ...средство, необходимое для получения интересной работы 53,7 54,3 57,9 ...дает базу знаний, без которой дальнейшее занятие научной деятельностью невозможно 29,5 34,3 42,1 ...это ценность сама по себе 24,2 14,3 5,2 ...дает возможность получить отсрочку от службы в Вооруженных силах 14,7 2,9 26,3 ...расширяет возможности выбора партнера для семейной жизни 10,5 2,9 - ...является в нашей семье традицией, нарушать которую я не хочу / не могу 8,4 - 5,2
  Утилитарное отношение к образованию оказывает мощное давление на учебные заведения - от школы до вуза, подталкивая их к "практической" переориентации учебных курсов на основе текущей рыночной полезности.
  Что касается юношей, то их стремление к поступлению в вузы и готовность родителей оказать им в этом всемерное содействие связаны также с таким важным фактором, как предоставление студентам отсрочки от призыва в армию. Рост конкурсов в вузы в последние годы был отчасти обусловлен и этим фактором.
  Тяга к образованию соединяется в сознании молодежи с пониманием того, что знание как таковое не гарантирует высокого, а часто и сколько-нибудь достойного социального положения: для большинства профессий, связанных с производством, воспроизводством и применением знания (таких, как школьные учителя, преподаватели вузов, врачи, ученые, инженеры, многие категории высококвалифицированных рабочих и т. д.), характерен низкий уровень оплаты труда. Стремления работать в этих профессиях в настоящее время почти не наблюдается. Даже получив специализированную подготовку для работы в этих родах занятий, молодежь зачастую делает выбор в пользу более перспективных карьер, не связанных с полученными в учебных заведениях знаниями. Капитал профессиональных знаний не находит применения и безвозвратно теряется.
  Молодое поколение, вступающее сегодня во взрослую жизнь, нацелено на успех, выраженный прежде всего в материальном достатке и высоком уровне потребления. Получение хорошего образования расценивается как всего лишь одно из средств достижения жизненного успеха. Инструментальное отношение к знанию в сочетании с неравенством в сфере образования, охватившим все ее ступени {от начальной школы до вуза и докторантуры), ведет к концентрации в учебных заведениях, дающих лучшие шансы на жизненный успех, молодых людей (прежде всего из состоятельных слоев общества), использующих диплом как трамплин для занятия высоких социальных позиций, в которых полученные ими профессиональные знания уже не требуются. Многие поступают в учебные заведения и учатся в них вовсе не ради знаний.
  В вузах происходит передача накопленного в обществе научного знания от поколения к поколению, и от того, насколько эффективно оно передается, зависит состояние интеллектуального потенциала общества. Знания передаются эффективнее всего, если у студентов есть сильные личные мотивы к овладению ими. Насколько эти мотивы у них выражены?
  Исследования показывают, что обучение в вузе в значительной степени подчинено у студентов более важной ценности: повышению будущего статуса и перспективе успешной карьеры. Оценивая роль высшего образования, студенты указывают прежде всего на его инструментальную значимость, видя в нем средство, позволяющее получить привлекательную работу и сделать хорошую карьеру; овладение знаниями и высокая профессиональная подготовка уступают в значимости перспективам, открывающимся благодаря диплому, и порой менее значимы, чем отсрочка от призыва в армию. Для тех, кто учится по выбранной специальности, получение знаний в вузе может быть очень важным; для тех, кто учится в вузе в основном ради диплома, ради избежания армейской службы или ради откладывания на будущее нелегкой проблемы трудоустройства, овладение собственно знаниями отходит на второй план. Между тем собираются работать по изучаемой в вузе специальности далеко не все студенты. Опрос московских студентов (2001) показал, что планируют работать по специальности лишь 60%; 10% опрошенных не связывали свою будущую жизнь с изучаемой профессией, а 29% затруднились ответить. Следует иметь в виду, что студенты не всегда адекватно оценивают ситуацию на рынке труда и, получив специальность, часто не находят соответствующей ей работы. В этих условиях становятся типичными случаи, когда студент, эмоционально вложившись в учебу и получив диплом, не находит возможности применить полученные знания, или когда студент, трезво и цинично оценивающий невостребованность знаний как таковых, отказывается тратить силы и время на серьезное и глубокое овладение профессией.
  Отношение студентов к учебе - прямое продолжение преимущественно утилитарного отношения к образованию. Исследование студентов четвертых курсов российских вузов (2001) показало широкое распространение стратегии сокращения усилий на учебу и получение диплома, не гарантирующего доступ к социально привилегированным позициям. Лишь 17,3% опрошенных выражали готовность идти на самоограничения ради овладения знаниями; 81,3% не имели желания ради этого в чем-то себя ограничивать. Среднестатистический студент больше включен не в учебу, а в досуг, молодежное потребление, работу. Прямым следствием этого становится снижение качества знаний выпускаемых вузами специалистов.
  Сокращение усилий на учебу открывает студенту возможность поискать себе подходящую работу. Практика совмещения учебы с работой получила широкое распространение. Такая ситуация негативно влияет на качество подготовки студентов, но гармонично вписывается в их общую систему ценностных ориентации: учеба лишена смысла, если мешает выгодному трудоустройству и карьере.
  Иерархия ценностей студентов тяготеет к следующей формуле: диплом важнее знаний, а выгодная работа важнее диплома. Это никак не способствует нормальному воспроизводству интеллектуального капитала в обществе.
  Примечательно, что студентов научные и преподавательские карьеры не привлекают. Хотя 27% студентов ориентированы на обучение в аспирантуре, из них только 22% собираются заниматься наукой (6% от общего числа студентов) и только 14% - преподаванием (4% от числа студентов). Иначе говоря, лишь треть потенциальных аспирантов нацелена на карьеры, предполагаемые учебой в аспирантуре. Сферы науки и образования, имеющие ключевое значение для общества Б XXI в., испытывают острый дефицит высококвалифицированных кадров.
 
 3.4. Система образования и рынок труда. Политическое участие молодежи
  Развитие, основанное на знании, невозможно без того, чтобы система образования готовила достаточное число специалистов высокой квалификации для стратегически важных секторов экономики и чтобы эти специалисты имели возможность реализовать свой профессиональный потенциал на рынке труда. В 1990-е гг. в российском обществе возникли серьезные диспропорции в спросе на разные профессии, и процессы, происходящие в системе образования и на рынке труда, воспроизводят эти диспропорции.
  Уменьшение финансовой поддержки со стороны государства и давление рынка вызвали существенные изменения в системе образования, прежде всего высшего. Высокий спрос на вузовские дипломы и отсрочку от службы в армии привел к увеличению числа вузов. За 1992-2001 гг. оно возросло почти вдвое - с 535 до 1006, в основном за счет увеличения числа негосударственных вузов. Так же стремительно с середины 1990-х гг. росло число филиалов вузов. Численность студентов соответственно выросла: с 2638 тыс. в 1992 г. до 5426,9 тыс. в 2001 г. Если в 1992 г. на один вуз приходилось в среднем 2466 студентов всех форм обучения, то в 2001 г. - уже 3356. Материальная заинтересованность вузов в студентах, оплачивающих учебу, поддерживала низкий процент их выбытия без завершения полного цикла обучения. Привлечение студентов в старые вузы обеспечивалось в немалой степени за счет их перепрофилирования, открытия новых (пользующихся спросом) специальностей и увеличения приема по этим специальностям. Новые негосударственные вузы также предлагали в основном подготовку по "престижным" специальностям: доля этих вузов в подготовке специалистов по экономике составила 50,9%, по юриспруденции - 43,9%, по менеджменту- 49,1%, по психологии, информатике и бухучету - 7,5%, по маркетингу - 10,5%. Инерционность профориентаций молодежи и чуткость системы образования к рыночным запросам обеспечили перепроизводство этих категорий специалистов и продолжают его усугублять. Другой стороной этой ситуации явилось недопроизводство "непрестижных" категорий специалистов.
  Для нынешней ситуации характерно также снижение спроса на молодых специалистов, только что окончивших вуз: предпочтение при приеме на работу отдается претендентам, имеющим профессиональный опыт. В первую очередь это касается названных выше "престижных" специальностей.
  Что касается нехватки специалистов естественнонаучного, технического и инженерного профиля, ученых, преподавателей, учителей, врачей и т. д., то она обусловлена не только их недопроизводством, но и такими факторами, как снизившееся качество их подготовки и нежелание молодых людей работать по полученной специальности. По некоторым оценкам до половины выпускников учебных заведений работают не по той специальности, которую они получили. Так, около 50% выпускников педагогических и медицинских вузов не работают учителями и врачами. Это соответствует системе ориентации, преобладающих при выборе работы. Хорошая работа, в представлении россиян, - это прежде всего "денежная работа". Высокая оплата труда (58%) преобладает над всеми другими критериями "хорошей" работы: соответствием личным наклонностям и способностям (36%), возможностями профессионального и карьерного роста (11%), доброжелательными отношениями с сотрудниками и начальством (10%), условиями труда (4%) и т. д. Работа в большинстве секторов, обеспечивающих производство товаров и услуг и, соответственно, уровень и качество жизни общества, не привлекает образованную молодежь. Многие, выбрав работу в этих секторах, не удовлетворены своим выбором. Довольно часто подобный выбор не подкреплен серьезными позитивными мотивами, определяясь отсутствием шансов на что-то "лучшее" и низкими требованиями к претендентам на непрестижные вакансии.
  Положение осложняется отсталостью рынка труда: молодой специалист может хотеть работать по специальности, но не найти соответствующей работы, тогда как работодатель, располагая вакансией, не может найти специалиста. В условиях ограниченной территориальной мобильности часто случается так, что в одном регионе есть определенного рода вакансии, которые некем заполнить, а в другом - специалисты, лишенные доступа к этим вакансиям.
  Такая организация рынка труда обеспечивает расточительную растрату создаваемого вузами интеллектуального капитала. В отсутствие иных способов трудоустройства на первый план выходит использование семейных и дружеских связей. Этот способ поиска работы, к которому в конце 1990-х гг. прибегали около половины новоиспеченных специалистов, часто не предполагает соответствия рабочего места полученной специальности.
  Эта ситуация обусловливает почти полную дезориентацию школьников, которые не имеют ясного представления о спросе на рынке профессий, строят планы на основе смутных представлений о престижности и, ошибочно выбрав специальность, нередко разочаровываются, пополняют ряды невостребованных специалистов и ищут работу опять же не по полученной специальности.
 
 • основными задачами в управлении политическим поведением
 молодежи сегодня являются: повышение эффективности
 государственной молодежной политики; активизация участия в
 политической социализации молодежи институтов образования,
 воспитания, а также политических партий, профессиональных союзов,
 общественных объединений; создание условий для самоорганизации
 молодежи;
 • в управлении политическим поведением молодёжи необходимо

<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу