<< Пред. стр. 4 (из 4) След. >>
учитывать стремительное развитие социально-информационныхтехнологий. Развитие Интернета как современного средства
коммуникации способно сыграть огромную роль в решении таких
задач, как: повышение доступности образования; повышении
политической грамотности молодежи, в том числе с развитием
политического консультирования; в развитии молодёжного
самоуправления.
Приведенные данные являются также и показателем социальной и политической активности молодежи. А, следовательно, включенность молодых людей в рыночные отношения - еще не свидетельство их (молодежи) развития, а лишь предпосылка. О развитии можно судить по уровню цивилизованности этих отношений в молодежной среде, закрепленных в потребностях, интересах и ценностях молодых людей. И поэтому, критериями социального развития могут служить этические нормы отношений, условия осуществления личной свободы и проявление собственной индивидуальности. К таким условиям современной цивилизации относится и абсолютный характер общечеловеческих норм, способных ограничить тотальные притязания государства или отдельных групп, и плюрализм, обеспечивающий свободу выбора людьми способов и средств реализации своих интересов.
Таким образом, констатируемое положение современного российского общества является свидетельством наличия кризиса социализации личности в обществе и в политике, в частности. Можно сказать, что существующая ныне государственная система не в состоянии осуществлять полноценную политическую социализацию своих членов.
Можно также поставить под сомнение такую характеристику политической социализации, как, ее исторический характер. В доказательство этому могут быть приведены следующие доводы:
во-первых, исторический характер политической социализации предполагает, что каждая система имеет свои культурные особенности, свой набор важнейших целей и ценностей, которыми она снабжает своих политических "новобранцев". На современном этапе мы наблюдаем не только отсутствие как таковых общегосударственных ценностных ориентации, но и путей их передачи. Конечно, нельзя утверждать, что культурное наследие России "ушло в прошлое" и не представляет никакого значения для нынешних поколений, но произошедшие перемены резко отразились на общественном и личностном сознании. Эти изменения сегодня продолжаются и в связи с этим их трудно оценить "по новым
меркам". Наше общество в настоящее время не имеет идеала человека с набором присущих ему мировоззренческих ценностей, а значит не имеет цели в воспитании своих новых граждан;
во-вторых, не только политическая система, но и режим,
экономический строй, особенности государственно-правового контекста определяют то, как граждане будут воспринимать власть, каков будет психологический климат в политике. Российскую политическую систему вряд ли сейчас можно назвать стабильной, прогнозируемой, она лишь начала свое становление, развитие и поэтому неспособна оказывать
должное влияние на людей. Осложняет эту ситуацию, уже констатированное ранее утверждение об отсутствии авторитета власти и веры в нее (см. табл.)
Верите ли Вы, что проводимые руководством России реформы соответствуют интересам большинства граждан страны?
(в % к числу опрошенных)
а) да, конечно 2.5
б) сомневаюсь в этом 55
в) не считаю 32.5
г) затрудняюсь ответить 10
Кто, по Вашему мнению, несет наибольшую ответственность
за нынешние беды России?
(в % к числу опрошенных) а) президент страны и его окружение
б) так называемые демократы, пришедшие к власти в 1991 году
в) "новые русские"
г) прежняя коммунистическая партия и Советская власть
д) нынешние оппозиционные силы во главе с КПРФ
е) силы международной реакции, включая сионизм
ж) затрудняюсь ответить
58
12
4
8
2
1
21
в-третьих, каждому типу политического устройства соответствует определенный идеал "политического человека", гражданина, однако образа такового в России еще не существует. Демократия, плюрализм, пришедшие в нашу страну, открыли многочисленные пути и возможности для человека в обществе и в политике, в частности. Однако, не имея суммы необходимых политических знаний, не обладая способами взаимодействия человек не способен результативно "работать" в социально-политической сфере. И эти возможности уже не доставляют удовлетворения, ощущения своей значимости, скорее наоборот, усиливается чувство бессилия, а соответственно и потеря уважения к власти.
То, каким будет политическое сознание и поведение, вовлеченность и степень активности, идентификация с теми или иными политическими партиями и группами представителей молодого поколения, во многом зависит именно от этого эталона, транслируемого институтами и агентами политической социализации.
Таблица
Можно ли в настоящее время говорить о политической пассивности молодежи? (в % к числу опрошенных) -Да -45 - Нет -28 - Затрудняюсь ответить -27 Таким образом, демократизация и проведение курса рыночных реформ, с одной стороны, позволило каждому человеку стать социально и политически активным, выражать свое мнение, в той или иной мере влиять на политическую ситуацию в стране, с другой - повлекло за собой разрушение прежних стереотипов мышления и поведения, системы сложившихся ценностей. Сейчас на первое место выходит индивидуализм, забота человека прежде всего о собственном материальном и духовном благополучии. При этом первое является главенствующим. В силу своих социальных и психологических особенностей молодежь наиболее остро ощущает эти перемены и в то же время быстро приспосабливается к новым условиям жизни. На современном этапе из основных целей жизнедеятельности молодого поколения являются получение престижного образования и высокого уровня материального достатка, независимо от способов их достижения. Политические процессы и другие события не привлекают внимания молодежи, если непосредственным образом не затрагивают ее собственные интересы.
Все это является еще одним доказательством политической пассивности молодежи и определения роли молодого поколения как объекта политики.
Однако, происходящие изменения в различных сферах жизнедеятельности российского общества требуют противоположной социальной позиции человека, характеризующейся активной и сознательной деятельностью. Это значит, что необходимо систематическое и полное изучение процесса политической социализации с целью выявления актуальных проблем и эффективных путей их преодоления.
Среди основных причин политической пассивности опрошенная молодежь называет:
- политическую неграмотность - 30%
- неверие в свои силы в сфере политики . - 19%
- наличие у молодежи безответственного отношения
к себе и к будущему - 15%
- состояние общей пассивности населения страны - 13%
- недостаток объективной политической информации - 12%
Очевидно, что эти показатели напрямую связаны с состоянием нашего общества и его последствиями. Государство дало людям различные права, свободы, способствующие расширению границ социализации личности, однако "не научило" ими пользоваться.
Активное участие личности в политической жизни общества предполагает наличие определенных предпосылок (материально-бытовых, социально-культурных и политико-правовых).
Опыт показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его потребностей в продуктах питания, жилищно-бытовых условиях, достижении определенного уровня образовательной подготовки, общей и политической культуры. Именно комплекс этих гарантий предоставляет человеку возможность занять активную общественную позицию.
Таким образом, государство, общество должно быть заинтересовано в эффективном функционировании социальных структур, возникающих в процессе материального и духовного воспроизводства населения, а следовательно, задача управления процессами социализации индивидов, в том числе и политической, должна обретать стратегическую значимость. Последнее обстоятельство связано с тем, что успешность социализации есть свидетельство интеграцией ценностных стандартов общества со структурой усвоенных личностью потребностей и установок, а значит, служит залогом устойчивости социальной системы и ее дальнейшего развития.
Естественно, что "успех" или "неудача" политической социализации зависит также и от методов и средств, применяемых для ее осуществления. Это требует разработки программы политической социализации вступающих в жизнь молодых поколений, что немыслимо без создания образа человека будущего поколения, с его правами и предъявляемыми к нему требованиями.
1 Ильинский И.М. "О молодежной политике российского политического центризма. - М: Институт молодежи , 1999, с. 18." Там же., с. 7.
??
??
??
??
2
93
<< Пред. стр. 4 (из 4) След. >>