<< Пред. стр. 9 (из 11) След. >>
Таким образом, цена выступает регулятором отношений между производителями и потребителями и способствует, как это было показано, переливу капиталов.Недостаток средств в отдельных отраслях может быть восполнен с помощью кредитной и денежной эмиссии. В этом случае государство авансирует в экономику значительную массу денежных ресурсов для поддержания жизненно важных отраслей, производящих продукцию для населения (сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность), а кроме того, осуществляет крупные вложения в топливно-энергетические отрасли (в том числе экспортно-ориентированные), транспорт.
Финансирование этих отраслей за счет средств бюджета имеет инфляционные последствия, поскольку вложенные в них средства, как правило, не возвращаются. Поэтому финансирование осуществляется через коммерческие банки путем кредитования хозяйств. Коммерческие банки, давая деньги в долг, выбирают таких клиентов, которые не только возвратят ссуду в установленный срок, но и обеспечат прибыль. Если кредитные вложения банка не будут вовремя возвращены, выдача ссуд прекратится.
Рост цен косвенно способствует развитию кредита. Повышение цен на основные виды продукции производственно-технического назначения, на продукцию сельского хозяйства, на реализуемые через торговлю потребительские товары вызывает резкое увеличение издержек производства и обращения. В результате предприятия оказываются не в состоянии самостоятельно оплачивать приобретаемое сырье, материалы, оборудование и вынуждены обращаться в коммерческие банки для получения ссуды.
Ограниченность свободных денежных ресурсов для кредитования, с одной стороны, обусловливает развитие кредитных операций, а с другой - способствует увеличению цены на кредитные ресурсы. Процентные ставки за пользование кредитом возрастают, и одновременно сужается круг объектов кредитования. Повышению цены за кредит способствует также рост числа не возвращенных и не погашенных в срок ссуд, высокий удельный вес просроченных кредитов и другие факторы.
Используемые в хозяйстве оборотные средства, приобретаемые за счет подорожавшего кредита, увеличивают себестоимость изготовляемой предприятием продукции. Цена на выпускаемые изделия постоянно повышается, усиливая инфляцию. При этом сами предприятия стремятся предусмотреть в ценах опережающий рост затрат, чтобы компенсировать возможные инфляционные издержки. Таким образом, высокие темпы роста цен способствуют поддержанию постоянного спроса на кредитные ресурсы, а следовательно, и высокой цены на кредит.
Цена товаров имеет существенное значение для установления объема предоставляемого кредита. Ссуда выдается на приобретение конкретных товарно-материальных ценностей и осуществление затрат, имеющих вполне определенную цену. Поэтому чем выше цена кредитуемых товарно-материальных ценностей и чем больше затраты, тем больше при прочих равных условиях объем ссуд, предоставляемых хозяйствами или отдельными лицами.
Обычно товарно-материальные ценности кредитуются по цене их приобретения с учетом транспортных расходов (расходов по доставке), производимых заемщиком. Оценка кредитуемых товарно-материальных ценностей неодинакова: она может зависеть от стадии их движения. Например, если речь идет о покупных производственных материалах (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, тара и пр.), кредитование может производиться по цене их приобретения с добавлением фактических накладных расходов. Готовая продукция, не вывезенная со склада поставщика, обычно оценивается по более высокой цене, поскольку заемщик не произвел дополнительных расходов.
Цена, которая применяется при оценке кредитуемых затрат, как правило, возмещает издержки заемщика и создает условия для обеспечения кругооборота его оборотных средств. Объем предоставляемых кредитов в свою очередь оказывает косвенное воздействие на общую цену кредитуемых затрат. Чаще всего ссудный процент является частью прибыли и включается в издержки обращения, которые входят в состав цены приобретаемых ресурсов.
Постоянное повышение цен на продукцию отраслей производства придает наиболее рискованный характер кредиту, а следовательно, обусловливает и высокие процентные ставки по нему. В частности, такие ставки устанавливаются для предприятий пищевой промышленности, в которой в результате сильно изношенного оборудования и производственных мощностей себестоимость продукции постоянно возрастает. Неменьший риск невозврата кредита возникает у предприятий металлургии, себестоимость продукции которых резко возрастает из-за недостатка кокса, лома цветных металлов, что обусловливается снижением инвестиций в эти отрасли, сокращением добычи руд.
В настоящее время осложняется кредитование отраслей топливно-энергетического комплекса. Эта отрасль экономики имеет ярко выраженную экспортную направленность. Практически все нефтяные компании брали кредиты на Западе под будущую выручку. При этом деньги в долг занимали по прошлогодним высоким ценам, а возвращать их нужно по существенно сниженным текущим ценам. Следовательно, чтобы возвратить кредиты, необходимо резко увеличить добычу нефти и отдать ее западным инвесторам ровно на столько больше, на сколько упали цены. В условиях инфляции для того, чтобы купить твердую валюту (долги номинированы в СКВ), требуется печатать и больше рублей, а это ведет к росту инфляции.
Резкое увеличение экспортной добычи нефти способствует уменьшению ее использования для внутренних целей и вызывает неизбежное повышение цен на продукцию топливно-энергетического комплекса для российских предприятий.
Аналогичная ситуация складывается и в отношении продукции машиностроения, цены на которую формируются под воздействием снижения общего объема ее выпуска, а также под влиянием сокращения инвестиций в наукоемкие, высокотехнологичные производства. Значит, необходимо определить приоритеты промышленной политики, с одной стороны, поддерживая экспортеров, а с другой, - обеспечивая развитие импортозамещающих производств. Финансовые институты, в том числе банки, должны предоставлять кредиты с таким расчетом, чтобы подстегнуть промышленников к развитию производства.
Осложняется сегодня и кредитование аграрного сектора экономики, пользующегося кредитом из-за сезонности производства. Основная причина этого - существенный рост цен на сельскохозяйственную технику, горюче-смазочные материалы, другие оборотные средства. Цены на них постоянно возрастают, и предприятия вынуждены сокращать объемы выпуска продукции животноводства, уменьшать размеры посевных площадей либо занимать их теми культурами, которые могут приносить стабильный доход, но не всегда выгодны потребителям.
При сезонных затратах в аграрном секторе экономики часть кредитных ресурсов используется на создание запасов и оплату труда работников. По мере увеличения этих затрат возрастают кредиты под них и снижается ссудная задолженность под реальные материальные ценности. Одновременно увеличиваются ресурсы кредитования в виде остатков средств на банковских счетах, во вкладах и на руках у населения. При общем снижении объема ссуд под материальные ценности в период роста сезонных затрат увеличиваются кредиты под запасы товаров в торговле. Это происходит потому, что рост кредитов на оплату труда в связи с сезонными затратами вызывает при прочих равных условиях увеличение кредитов под запасы товаров в торговле, предназначенных для обеспечения выпущенных в обращение кредитных денег.
Источниками погашения кредита в торговле являются средства, поступающие на счета торговых предприятий от реализации продукции. С повышением цен увеличивается доля собственных средств предприятия, а доля кредита в формировании его оборотных средств сокращается.
Поэтому движение цен существенно влияет на состояние кредита.
Известно, что деньги, поступающие на предприятие в качестве оплаты за реализованные товары, затем направляются в банк на погашение кредита. Поэтому закупка торговыми предприятиями товаров, пользующихся спросом у населения в условиях роста цен, содействует одновременно ускорению движения денег и погашению кредита.
Таким образом, цена может служить экономическим регулятором отношений предприятие-рынок, а также предприятие-банк. Она не только учитывает издержки, но и регулирует их размещение, повышает конкурентоспособность товара через перелив капитала в различные отрасли. Происходит перераспределение издержек. То же можно сказать и о прибыли. Зная особенности налогообложения, кредитной политики в той или иной отрасли, а также в том или ином регионе, можно определить, где выгодно производить данную продукцию. Следовательно, ценовой механизм регулирования производства более гибок и действенен, чем административный.
Стимулирующая функция цены заключается в том, что она разрешает противоречия между требованиями рынка и реальной стоимостью товара. Эта функция позволяет найти компромисс между наилучшим использованием имеющихся ресурсов и требованиями покупателя, т.е. между рыночной ценой и рыночной стоимостью.
Цена на продукцию отдельных производств может корректировать спрос и предложения на кредит. Спрос на кредит в отраслях, производящих конкурентную продукцию, не обеспеченную при этом собственными оборотными средствами, определяется складывающейся на рынке ценой на нее. Предприниматель, получая с помощью банковского кредита недостающие ему оборотные средства, решает, что ему производить, и исходит при этом из того, что спрос при прочих равных условиях тем больше, чем ниже цена. Следовательно, цена товаров определяет цену кредита как одного из факторов производства.
Рост цен оказывает влияние на состояние платежеспособного спроса населения на товары массового (личного) потребления и всю систему распределения доходов. Надо отметить, что при общем сокращении потребительского спроса меняется его структура: в ней значительно возрастает доля расходов на продовольствие.
Изменяется и структура сбережений. Как известно, сбережения населения являются одним из источников инвестиций для реального сектора экономики. Накопленные средства используются для вложений в сферу обращения, для финансирования операций на фондовом и валютном рынках, операций внешней торговли, различных спекулятивных операций, но не для инвестирования в отрасли материального производства.
Это связано, по крайней мере, с двумя причинами. Во-первых, как уже отмечалось, норма прибыли в реальном секторе экономики много ниже доходности в сфере обращения. Во-вторых, современное производство неотделимо от высококвалифицированного менеджмента, тщательного мониторинга рыночной конъюнктуры, оперативного использования достижений науки и техники, обновления товарного ассортимента, повышения его конкурентоспособности. Таким образом, средства населения не становятся источником вложений в рост уровня его квалификации, не затрачиваются на получение им дополнительных знаний, опыта. Это в целом ограничивает возможности для развития производства.
Кроме того, сбережения населения долгое время не направлялись на покупку ценных бумаг и не вовлекались в оборот, что не позволяло снизить платежеспособный спрос на товары и услуги и сократить инфляционное давление на цены. Таким образом, можно сказать, что рост цен в отечественной экономике стал причиной свертывания емкости той части внутреннего рынка, которая представлена платежеспособным спросом на товары массового (личного) потребления, и не позволил использовать сбережения населения в качестве источника инвестиций.
2. Сущность "цены" кредита
Взаимодействие ценообразования и кредита в современных условиях проявляется под воздействием спроса и предложения банковских услуг, обострения конъюнктуры на товарном, фондовом и валютном рынках, усиления инфляционных процессов в экономике в связи с девальвацией рубля. Неменьшее воздействие на состояние указанной зависимости оказывает политика самого банка в области определения степени доходности тех или иных его услуг и, в первую очередь, доходности предоставляемых ссуд. Иными словами, важным в деятельности банка является исследование порядка расчета платы за выделенные им ссуды. Эта плата приобретает форму "цены" кредита.
На предложение ссудного капитала решающее воздействие оказывает степень развития кредитной системы и объем свободных кредитных ресурсов. Чем больше имеется свободных ресурсов, тем больше у кредитных учреждений возможностей для предоставления заемщикам ссуды по сравнительно низким ставкам. Как правило, такие возможности появляются в условиях проводимой Центральным банком политики кредитной экспансии.
Однако существенные объемы свободных ресурсов в экономике вызывают известное снижение спроса на банковские кредиты. Таким образом, на формирование процентной ставки оказывают влияние рыночные силы и государственное регулирование.
Банк как организация, основной целью которой является получение прибыли, должен так организовать свою деятельность, чтобы проводимые им операции приносили как можно больший доход. Следовательно, интересы банка требуют установления наиболее высокой цены на свой продукт.
В то же время банк должен соблюдать интересы клиентуры и устанавливать на свою продукцию доступные и реальные цены, чтобы не отпугнуть возможных клиентов. Таким образом, банку необходимо определить оптимальный уровень платы за свои ресурсы, учитывая при этом необходимость регулирования процентных ставок, обеспечивающих нормальный уровень рентабельности, ликвидности по отдельным операциям банка.
Наиболее точным показателем цены основных видов банковского продукта (в нашем случае ссуд) является норма процента, или процентная ставка. Она определяется следующим образом:
Выступая в качестве финансовых посредников между вкладчиками и заемщиками, банки фактически передают средства, полученные у первых, в распоряжение вторых. При этом вкладчики получают проценты по депозитам, заемщики имеют возможность какое-то время пользоваться крупными денежными ссудами, а интерес банка выражается в виде маржи.
Чаще всего размер маржи, или процентная ставка, указывается в виде годовых процентов. Рост процентной ставки свидетельствует об удорожании кредита, падение - о его удешевлении. Изменение стоимости кредита имеет огромное значение не только для банка и клиента, но и для экономики всей страны. Так, в случае увеличения стоимости кредита сокращаются источники расширения производства.
Сказанное позволяет выделить основные принципы построения процентной политики банка:
? соблюдение тесной связи с коммерциализацией деятельности банка;
? одновременное регулирование процентных ставок по депозитным (пассивным) и ссудным (активным) операциям;
? установление дифференцированных размеров процентных ставок, обеспечивающих рентабельность операций банка, и порядка их уплаты на договорной основе.
При анализе изменения цены кредита необходимо рассмотреть факторы, влияющие на это изменение. Различают внешние и внутренние факторы.
К внешним факторам изменения цены кредита относятся:
1. Денежно-кредитная политика в стране. Центральный банк России с целью контроля объемов предоставляемых кредитов стремится влиять на общий уровень процентных ставок. Изменение процентной ставки позволяет стимулировать или, наоборот, сдерживать предоставление кредитов, делая их более дешевыми или дорогими в зависимости от состояния экономики и денежного обращения. В результате повышения уровня процентной ставки на кредитном рынке растет как официальная учетная ставка (норма процента), взимаемая ЦБ, так и объем операций Центрального банка на денежном рынке.
Для снижения цен Центральный банк может проводить политику кредитной рестрикции. Она включает в себя систему мер, направленных на предотвращение чрезмерного роста цен путем уменьшения банковских кредитов и ограничения кредитной эмиссии. Это приводит к общему сокращению выдачи кредитов промышленным и торговым предприятиям, к снижению объемов производства и темпов его роста.
Основным элементом политики кредитной рестрикции является высокая цена кредита. Дорогой кредит способствует целевому использованию средств, повышает ответственность заемщиков за своевременный возврат ссуд, позволяет отсеивать "рисковых" заемщиков. В этих условиях производители товаров вынуждены искать способы вовлечения в оборот собственных ресурсов, не прибегая к банковскому кредиту. Тем самым поддерживается относительно стабильная себестоимость выпускаемой продукции, а значит, и цена на нее.
Однако кредитная рестрикция, как отмечалось, ведет к спаду производства, поскольку отсутствуют возможности для мобилизации временно свободных денежных средств и использования их для кредитования. Поэтому одновременно с созданием условий для сдерживания роста цен ухудшаются возможности дальнейшего развития производства.
Регулирование процентной ставки применяется также с целью изменения отношений между ЦБ и другими банками. При ее понижении создаются условия для увеличения кредитования банковской сферы. Объем ссуд, выданных банком, возрастает, но это ведет к увеличению средств коммерческих банков на резервных счетах ЦБ. При повышении процентной ставки объемы предоставляемых ссуд сокращаются.
Официальная (базовая) процентная ставка может подразделяться на два вида:
? по редисконтированию (переучету ценных бумаг);
? по рефинансированию (кредитованию банковских учреждений).
Ставка по рефинансированию, или уровень платы за кредитные ресурсы, предоставляемые ЦБ другим банкам, несколько выше, чем ставки на рынке межбанковских кредитов. Поэтому коммерческие банки прибегают к получению межбанковского кредита только после того, как использованы все возможности по переучету ценных бумаг, за исключением случаев, когда требуется поддержка ликвидности банка в срочном порядке.
Центральный банк устанавливает несколько официальных учетных ставок в зависимости от срока их действия, надежности, "классности" и т.д. Регулируя уровни ставок по рефинансированию и редисконтированию, ЦБ влияет на величину денежной массы и способствует повышению или сокращению спроса коммерческих банков на кредит. При повышении официальных ставок коммерческим банкам труднее получить кредитные ресурсы и в результате уменьшается вероятность расширения масштабов операций с клиентурой.
Официальные процентные ставки оказывают косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками самостоятельно в соответствии с условиями рынка кредитных ресурсов и не находящиеся под прямым контролем Центрального банка.
Величина процентных ставок Центрального банка не обязательно должна изменяться в соответствии с динамикой рыночных процентных ставок коммерческих банков. Она может отклоняться от них в ту или иную сторону. Однако установление и объявление Центральным банком уровня официальных ставок процента является для коммерческих банков одним из главных факторов, характеризующих основные направления политики России в области контроля за динамикой денежной массы.
В условиях финансового кризиса, когда наблюдается резкое повышение внутренних цен, важно найти пути оздоровления банковской системы, в том числе банковской ликвидности. В частности, Центральный банк может воздействовать на банковскую ликвидность через такой инструмент, как обязательные резервы. Обязательные резервы коммерческих банков в Центральном банке могут стать реальным источником покрытия его обязательств перед клиентами без дополнительного прироста денежной массы. Центральный банк должен будет начислять на резервы банков рыночную процентную ставку. Для того, чтобы эти проценты выплатить, не печатая денег, Центральный банк должен будет их заработать на открытом рынке. Понятно, что, повышая нормы резервирования, ЦБ вынужден больше платить по ним, а значит, и привлекать деньги по более высоким ставкам, если, конечно, его выплаты не будут обеспечены поступлением дополнительных валютных средств в резервы.
В результате произойдет снижение эффективности процентной политики ЦБ. Устанавливая процентные ставки, ЦБ определяет, сколько ему придется заплатить по банковским резервам, которые у него хранятся. Повышая ставку, ЦБ впоследствии должен будет напечатать деньги, которые нужно либо заработать, либо обеспечить валютными резервами. Вполне возможно, что в стабильной экономической ситуации ЦБ удастся задавать рынку уровень ставок. Однако в кризисные моменты он уже не сможет диктовать свои условия: размер ставки будет зависеть исключительно от доверия к рублю со стороны населения, банков и компаний, а также от состояния платежного баланса страны.
Ограничить рост внутренних цен Центральный банк может различными методами, в том числе путем жесткой привязки денежной массы к объему золотовалютных резервов. Тем самым объем золотовалютных резервов страны может стать возможным пределом роста денежной массы. Такая мера позволит уменьшить инфляцию, но государство в этом случае станет весьма чувствительным к любым внешним воздействиям (например, падению цен на нефть или нежеланию стран, чьи валюты обеспечивают рубль, кредитовать Россию). Эта система саморегулируется: падают резервы - повышаются процентные ставки - уменьшается денежная масса; растут резервы - падают ставки - растет денежная масса.
При такой системе ЦБ теряет свою независимость. Вся финансовая политика проводится правительством и международными организациями, которые должны определять, какое соотношение между рублевой массой и валютными резервами стоит предпочесть (такое соотношение устанавливается, скажем, раз в три года), а также сколько можно напечатать рублей исходя из текущих валютных резервов, прогноза дефицита бюджета и торгового баланса.
Таким образом, современная экономическая обстановка диктует необходимость разработки радикальных мер по снижению остроты финансового кризиса. При этом особенно желателен выбор оптимальной модели взаимозависимости цен и кредита.
2. Конкуренция на рынке кредитных услуг. Более низкие процентные ставки по кредитам позволяют банкам рассчитывать на привлечение большого числа клиентов и завоевание преимуществ перед конкурентами.
К внутренним факторам процентных ставок относятся:
? степень риска непогашения кредита;
? получение прибыли от ссудных операций;
? характер обеспечения своевременного возврата кредита;
? размер ссуды;
? срок погашения ссуды;
? расходы по оформлению ссуды и ее контролю;
? характер отношений между банком и заемщиком. В целях максимизации прибыли банк, как правило, устанавливает такой ссудный процент, под который могут брать кредиты, и такой депозитный, под который клиенты захотят вкладывать средства в банк. Иначе говоря, процентная политика не должна приводить к сокращению межбанковского оборота - главного фактора, влияющего на прибыль.
Размеры процентных ставок зависят от следующих показателей:
1. Инфляции. Номинальные процентные ставки должны быть установлены на уровне, достаточном для покрытия ожидаемых темпов инфляции в течение всего срока инвестирования, и обеспечивать реальную отдачу. Поэтому:
2. Реальной отдачи, которая в свою очередь зависит от инвестиционного риска.
3. Спроса на ссуды.
4. Изменения потребности государственного сектора в заемных средствах.
5. Обменных курсов валют. Когда процентные ставки за рубежом и ставки по инвестициям в иностранной валюте высоки, процентные ставки по инвестициям в национальной валюте должны быть также высоки во избежание перелива капитала за рубеж и значительного падения курса национальной валюты.
Влияние роста цен на качество ссудного портфеля выражается в резком повышении доли краткосрочных ссуд при существенном снижении доли долгосрочного кредитования экономики и населения.
Другой особенностью ссудного портфеля российских кредитных организаций в условиях роста цен является его резко обозначенная валютная направленность. Из-за высокого финансового риска ссуды экономике и населению предоставляются в иностранной валюте в ущерб рублевым кредитам.
Закономерным следствием дестабилизирующего влияния роста цен на кредитную систему становится нарастание проблемы просроченной ссудной задолженности на балансах банков и проблемы необеспеченности российской банковской системы необходимым объемом резервов для списания безнадежных долгов. В результате сокращения срочных пассивов и высоколиквидных активов банков ухудшается ликвидность не только отдельных банков, но и всей банковской системы.
Последствия роста цен в отношении просроченной задолженности на балансах кредитных организаций носят противоречивый характер. С одной стороны, влияние инфляции на структуру кредитного портфеля кредитных организаций проявляется в списывании с балансов их обесценивающихся просроченных ссуд, а с другой стороны, вследствие ухудшения экономической конъюнктуры происходит новый виток увеличения объемов просроченной задолженности в портфелях банков.
Для списания безнадежных долгов ежемесячные темпы роста цен должны достигать двузначных значений. А это, в свою очередь, из-за отрицательных значений процента обесценивает и остальные вложения банков, в том числе вложения, сделанные за счет собственных средств. В целом последствия от инфляционного обесценения банковских активов имеют неизменно отрицательный результат для банка.
В этих условиях банки объективно вынуждены перенести большую часть своих операций на краткосрочный финансовый сектор, который наиболее подвержен процентному, ликвидному и кредитному рискам. Опасная зависимость коммерческих банков России от конъюнктуры краткосрочного финансового рынка выражается в хроническом "предкризисном" состоянии кредитной системы. Последнее характеризуется постоянным ростом числа убыточных и ликвидируемых банков.
Длительная стагнация экономики объективно подводит банковский сектор к сохранению и продуцированию инфляционной основы в денежно-кредитной сфере. Таким образом, банки как бы оказываются втянутыми в губительный "инфляционный круг" сложившимися обстоятельствами и не могут быстро покинуть его в силу объективных экономических условий. Решение проблемы резкого обесценения активов и пассивов коммерческих банков в рамках портфельного управления активами подводит российские банки к манипулированию величинами долей активов и пассивов в иностранной валюте в общей сумме банковских активов и пассивов на различных стадиях роста цен и развития инфляции в экономике.
3. Порядок установления цены на кредитные ресурсы
В зарубежной банковской практике применяется ряд моделей установления кредитной ставки: "стоимость плюс", "ценовое лидерство", "надбавки", "кэп", "стоимость-выгодность" и др.
Простейшая модель установления ставки по кредиту "стоимость плюс" подразумевает учет стоимости привлекаемых банком средств и его операционных расходов, связанных с этим. Расчет кредитной ставки по кредиту в данной модели осуществляется путем суммирования таких компонентов, как:
? стоимость для банка привлеченных средств в целях кредитования заемщика;
? банковские операционные расходы (отличные от указанных в п.1), в том числе заработная плата сотрудников кредитного управления, стоимость оборудования и материалов, необходимых для предоставления кредита и контроля над его погашением;
? маржа (компенсация банку) за уровень риска невыполнения обязательств;
? ожидаемая прибыль по каждому кредиту.
Каждый из указанных компонентов может быть выражен в форме годовых процентов относительно суммы кредита. Одним из недостатков модели "стоимость плюс" является предположение, что банк точно знает свои расходы и может установить ставку по кредиту без учета фактора конкуренции со стороны других кредиторов.
Упомянутые ограничения привели к появлению другой модели установления ставки по кредиту - ставки "ценового лидерства". Эта модель используется уже свыше 60 лет. Во времена великой депрессии 30-х годов крупнейшие банки США установили унифицированную ставку по кредиту, известную под названием "прайм-рейт" (иногда ее называют также базовой или справочной ставкой) и означающую самую низкую ставку, предлагаемую наиболее кредитоспособным клиентам по краткосрочным кредитам.
Фактическая ставка по кредиту любому заемщику определяется на основе следующей формулы:
В настоящее время в США преобладающей ставкой "прайм-рейт" считается ставка, объявленная 13 крупнейшими банками - "денежными центрами", которые регулярно публикуют свои ставки по кредитам. За многие годы эта базовая ставка изменялась очень редко. Однако в условиях стремительного развития рынка ценных бумаг и инфляции возникла плавающая ставка "прайм-рейт". Она основана на изменении таких важных ставок денежного рынка, как ставки по 90-дневным коммерческим бумагам и депозитным сертификатам. Ведущими банками - "денежными центрами" были разработаны две различные формулы расчета плавающей ставки "прайм-рейт": а) метод "прайм +"; б) метод "прайм х".
Например, заемщику может быть установлена ставка в 12% по краткосрочному кредиту методом "прайм +2" при "прайм-рейт" 10%.
Другим способом для данного клиента ставка может быть установлена на базе "прайм х 1,2": процентная ставка по кредиту = 1,2 х 10% = 12%.
В условиях повышения ставок показатели, рассчитанные по методу "прайм х", растут быстрее показателей, рассчитанных по методу "прайм +2". При снижении ставок наблюдается обратное явление.
Начиная с 70-х годов наряду с использованием "прайм-рейт" в качестве базы по кредитам, предоставляемым предпринимательским фирмам, банки начали применять ставку ЛИБОР (Лондонскую межбанковскую ставку предложения). Это было связано с интернационализацией банковской системы и все возрастающим использованием : евродолларов ведущими банками в качестве кредитных ресурсов.
Дальнейшая модификация систем установления ставок по кредитам на основе "прайм-рейт" или ЛИБОР появилась в 80-х годах. Так родилась модель установления ставки ниже "прайм-рейт". Появление этой модели имело место в условиях жесточайшей конкурентной борьбы банков за заемщиков. В США, например, многие банки практикуют предоставление кредитов некоторым крупным и средним корпорациям на срок до нескольких дней и недель по ставкам денежного рынка ниже "прайм-рейт", к которым прибавляется небольшая маржа (от 0,25 до 0,75%) для покрытия риска определенных расходов и получения прибыли.
Еще одной модификацией модели ценового лидерства, появившейся в 80-х годах, является максимальная процентная ставка "кэп2" (согласованный верхний предел ставки по кредиту вне зависимости от будущей динамики процентных ставок на денежных рынках). Таким образом, заемщику может быть предложена плавающая ставка "прайм-рейт + 2" при максимуме 5% сверх первоначальной ставки. Однако банки должны проявлять осторожность при установлении ставок "кэп" по своим кредитным договорам. Длительный период поддержания высоких процентных ставок может привести к тому, что риск по плавающим процентным ставкам перейдет от заемщика к кредитору.
Российским законодательством не предусматриваются ограничения предельного размера процентных ставок за пользование кредитом. Этот вопрос решается сторонами самостоятельно в ходе согласования и подписания кредитного договора.
Начисление процентов по ссудам производится также в соответствии с договором. Процент за кредит - это цена за кредитные ресурсы. Его можно рассчитать следующим образом:
где I - размер начисленных процентов;
i - процентная ставка за кредит;
d - число дней в периоде;
К- количество дней в году;
а - средний остаток средств на счете, рассчитываемый по формуле:
где аi- остатки средств на соответствующие даты, взятые через равные промежутки времени (например, на первое число каждого месяца);
j = 1, 2, ..., т (т - количество данных).
Уровень процентных ставок по банковским ссудам определяется в зависимости от колебаний денежного рынка: изменения соотношения спроса на деньги и предложения денег. Если спрос и предложение уравновешены, то можно рассчитать базовую процентную ставку и величину процентной маржи. Базовая процентная ставка - самая низкая процентная ставка по кредитам, предоставляемым коммерческими банками наиболее надежным компаниям, кредитоспособным клиентам или первоклассным заемщикам. Остальные ставки процента по прочим видам ссуд, как правило, увязываются с базовой ставкой процента и факторами, влияющими на их изменение.
Базовая процентная ставка кредитования складывается в соответствии с уровнем процентов, уплачиваемых коммерческим банком по пассивным операциям. Общая базовая процентная ставка может быть определена по следующей формуле:
где Крэ - эффективные кредитные ресурсы;
Пспо - процентные ставки по соответствующим видам пассивных операций;
KB - объем кредитных вложений (активы, приносящие доход).
Общая базовая процентная ставка имеет аналитическое назначение. Ее используют для анализа оценки пакета кредитных предложений. При решении вопроса о выдаче конкретных ссуд следует применять показатель "базовая цена кредита" (БЦк), который устанавливается с учетом временного фактора - периода пользования ссудой (Т):
где Крэт - эффективные кредитные ресурсы за период Т;
КВт - объем кредитных вложений за период Т.
Различают рыночную и реальную цену ресурсов. Реальная цена представляет собой скорректированную на норму обязательных резервов рыночную цену:
Чтобы получить реальную цену за кредит, следует к его базовой цене прибавить величину маржи. В основе исчисления маржи лежит минимально необходимый объем дохода (ПОД), который рассчитывается в соответствии с суммой издержек банка и необходимой прибыли. Для определения издержек банка не требуется специальной методики. В них включаются расходы на осуществление деятельности банка: плата за кредитные ресурсы, оплата труда работников, арендная плата и т.д.
В основе методики исчисления прибыли лежит размер дохода, приходящийся на собственный капитал банка. Для акционерного коммерческого банка таким показателем будет дивиденд. Его уровень может быть ниже базовой процентной ставки по пассивным операциям, если рыночная стоимость выпущенных банком ценных бумаг будет ниже номинальной. При установлении нормы дохода на собственный капитал должен учитываться уровень дохода, выплачиваемый по привилегированным акциям.
Произведение средней нормы доходности на размер собственного капитала позволяет банку определить объем прибыли, направленной на выплату дивидендов. Средняя норма доходности является основной для исчисления общей суммы необходимой прибыли. Таким образом, минимально необходимый объем дохода банка можно рассчитать по формуле
НОД = ИБ + Пд + РФ + ПлБ + ФЭС,
где ИБ - сумма издержек банка;
Пд - прибыль, направленная на выплату дивидендов;
РФ - отчисления в резервный фонд банка (процент общего объема прибыли);
ПлБ - платежи в бюджет;
ФЭС - минимально целесообразный фонд потребления (ранее называемый фондом экономического стимулирования) банка.
Величину процентной маржи можно определить по формуле
Таким образом, выдача ссуд клиентам осуществляется с учетом базовой цены испрашиваемого кредита и процентной маржи, которая показывает, насколько доходы от активных операций способны перекрывать расходы по пассивным операциям. Для установления процентной маржи коммерческий банк должен изучить динамику процентных ставок по ссудам, учитывая при этом тот факт, что динамика может быть искажена темпами инфляции.
Из-за высоких темпов роста цен складывается отрицательная реальная процентная ставка, так как одним из основных источников ресурсов для коммерческих банков служили относительно "дешевые" централизованные кредиты. В банковской сфере действует та же схема, что и в посредническом бизнесе: вследствие того, что у источника ресурсов товар довольно дешев (отрицательная реальная процентная ставка), посредники делают многочисленные "накрутки" при его поэтапном перемещении из рук в руки до тех пор, пока он, наконец, не попадет к конечному потребителю.
Существование отрицательной ставки по рублевым кредитным ресурсам объясняется льготным отраслевым кредитованием, которое может выступать основным источником кредитной эмиссии. В результате уменьшения льготной эмиссии кредитных ресурсов ставка по межбанковским кредитам может формироваться по рыночным законам в соответствии с соотношением спроса и предложения на рынке денежных ресурсов. В итоге реальная ставка межбанковских кредитов (расчетная ставка межбанковских кредитов с поправкой на рост общего индекса цен) становится положительной.
Данный эффект является закономерным результатом замедления темпов роста цен. Рост цен очень болезнен для кредиторов и облегчает жизнь должникам. Заемщики выигрывают от неожиданной инфляции, так как они выплачивают долги обесцененными деньгами.
Рассмотрим пример. Заемщик взял в кредит 10 тыс. руб. на год под 120% годовых при сложных процентах. Требуется определить покупательную способность денег при уровне инфляции 140% в год.
По формуле
где S - наращенная сумма с учетом инфляции;
п - число лет, на которые взят кредит;
Р - первоначальная сумма;
i - процентная ставка;
у- уровень инфляции;
(1 + у) - индекс инфляции,
определяем покупательную способность денег:
Таким образом, покупательная способность суммы 10 тыс. руб. через год составит 9167 тыс. руб. Дополнительный выигрыш заемщика от обесценивания денег составит (10 - 9167) = 0,833 тыс. руб.
При сроке кредита в 1 год и заданном уровне инфляции ставка процентов по кредиту i(y) = i + у + iy. Погашаемая сумма с учетом инфляции при расчете простых процентов будет вычисляться по формуле
S = Р[1 + ni(y)].
Если задан годовой уровень инфляции (уr) и считается, что в течение года он изменялся пропорционально, то ставка процентов по кредитам со сроком менее 1 года (n < 1) может быть определена по формуле
i(y) = i + yr + niyr.
Рассмотрим пример. Ссуда в 500 руб. выдана на 200 дней. Ожидаемый годовой уровень инфляции составляет 180%. Требуется определить простую ставку процентов при выдаче ссуды и погашаемую сумму, если реальная доходность операции должна составлять 120% годовых при временной базе 365 дней. По формуле
i= 1,2 + 1,8 + 200/365 ? 1,2 ? 1,8 = 4,18(418%)
определяем, что процентная ставка, учитывающая инфляцию, равна 418%.
Погашаемая сумму с учетом инфляции составит
S = 500(1 + 200/365 ? 4,18) = 1645,2 руб.
В банковской практике часто используют получаемое из этой формулы приближенное значение ставки по кредиту в условиях инфляции при заданных значениях реальной годовой ставки процентов и годового уровня инфляции: i(y) = i + у, т.е. величина инфляции добавляется к обычному уровню процентов за кредит. Эта формула носит название эффекта Фишера.
Рассмотрим пример. Фактическая величина процентов на авансируемый капитал (т.е. без учета инфляции) составляет 25%. Ожидаемый темп инфляции - 17,5% в год. Тогда ставка на капитал должна составлять 42,5% в год (25 + 17,5). Вкладчик, исходя из этих расчетов, вложит свой капитал только в то дело, которое принесет ему не менее 42,5% годовых.
При установлении величины ссудного процента следует учитывать спрос заемщиков на данную ссуду. Если уровень инфляции составит 3000% в год, то желающих взять ссуду под 3000% годовых не будет. Следовательно, размер ссудного процента должен быть снижен до разумного предела. Например, в 1992 г. уровень инфляции составил 2200%, однако коммерческие банки выдавали ссуду в среднем под 180% годовых.
В соответствии с рыночной конъюнктурой фактическая цена кредита может быть выше или ниже исчисленной банком реальной цены. В последнем случае коммерческий банк вынужден предпринять дополнительные меры по управлению своей ликвидностью: перестроить структуру пассивных операций и увеличить объем кредитных вложений, что не позволит ему обеспечить достаточный уровень ликвидности в условиях взимания пониженных процентных ставок по активным операциям.
4. Цена кредитных ресурсов и ликвидность банка
Определяя суть взаимодействия цен и кредита, важно рассмотреть зависимость объема валовой прибыли банка от размера ссуженных средств и цены, т.е. процентных ставок. Действие каждого из этих факторов, помимо естественного влияния на банк рыночной конъюнктуры, зависит от специфических требований обеспечения ликвидности. Величина кредитных вложений коммерческого банка определяется объемом собственных и привлеченных средств. Основной задачей в области управления ликвидностью коммерческого банка посредством регулирования активных и пассивных статей баланса является определение объема возможной потери собственного капитала, призванного выполнять функции последнего источника банковской ликвидности, при изменении (по не зависящим от банка обстоятельствам) процентных ставок на рынке ссудных капиталов. Этот метод носит название модифицированной дюрации, заключающейся в исчислении средних сроков полученных и выданных кредитов, их сумм и процентных ставок по ним. Цена кредита и депозита зависит в основном от их величины и срока пользования ими. Соответствия по этим статьям в разрезе привлеченных и размещенных средств практически никогда не достигается, поскольку именно благодаря диверсификации кредитного портфеля банк получает прибыль, складывающуюся из разницы между полученными и уплаченными процентами.
Процентная политика в области привлеченных и размещенных ресурсов должна отвечать двум основным требованиям: уровень процентной ставки по депозитам должен быть привлекательным для потенциальных вкладчиков и не должен резко сужать процентную маржу, предусмотренную между активными и пассивными операциями банка.
В зависимости от чувствительности банка к изменению уровня процентных ставок происходит группировка его активов и пассивов.
Для этого определяют период, а затем выделяют активы, чувствительные к изменению процентных ставок (RSA), и пассивы, чувствительные к изменению процентных ставок (RSL). Их разница покажет разрыв GAP = RSA - RSL в портфеле банка между активами и пассивами, чувствительными к изменению уровня процентных ставок. На банковскую ликвидность оказывает влияние процентный риск. Управление ликвидностью банка ограничено ценовой конкуренцией со стороны контрагентов рынка. Для снижения уровня процентного риска необходимо сократить разрыв между активами и пассивами, подверженными влиянию изменения уровня процентных ставок. Но при этом надо иметь в виду, что GAP представляет собой результат предпочтений клиентов банка относительно сроков по активам и пассивам. Следовательно, ограничение GAP может негативно сказаться на результатах работы банка (можно потерять часть клиентов и долю рынка).
Согласование активов и пассивов по срокам может осуществляться при помощи тактики "нулевого разрыва" сроков, т.е. срочность привлекаемого пассива и срочность финансирования актива в каждом отдельном случае обязательно совпадут. Однако подобная тактика практически не соответствует действительности и приводит банк к ощутимым потерям в доходах. На практике более целесообразным является установление по каждой группе активов и пассивов лимита разрыва в сроках: например, при ожидании падения уровня процентных ставок банк формирует свои портфели активов за счет пассивов меньшей срочности, чтобы при финансировании активов получить прибыль от снижения цены пассивов. При ожидании роста уровня процентных ставок тактика банка меняется с точностью до наоборот: формирование портфелей активов осуществляется при помощи пассивов большей срочности, чтобы по истечении срока активов получить выгоду от финансирования новых активов за счет имеющихся недорогих пассивов.
Оперируя разрывом в сроках, банк может минимизировать и разрыв в суммах привлекаемого пассива и направляемого актива. В случае установления плавающих ставок и по пассивам, и по активам банк может придерживаться следующей политики: при ожидании роста ставок сумма активов может превышать сумму привлекаемого пассива, и наоборот, сумма привлекаемого пассива может преобладать над суммой размещаемого актива при падении ставок. Таким образом, увеличение чистого процентного дохода банка вполне реально. Параллельно с этим не следует забывать о мероприятиях, направленных на снижение взятого на банк риска.
. Итак, своевременный анализ ценообразующих факторов в банковской сфере - важное условие успешного функционирования коммерческого банка. В условиях ускорения необеспеченного роста цен для того, чтобы банк выжил, обязательным мероприятием его политики является смещение структуры активов в сторону увеличения краткосрочных спекулятивных финансовых вложений. Однако, чтобы избежать попадания банка в полную зависимость от конъюнктуры финансовых рынков и сохранить автономию в условиях стагнации и неустойчивого роста цен, в его кредитной политике должна разрабатываться стратегия поддержания разумного баланса между краткосрочными финансовыми активами и вложениями в реальный сектор. В этом случае избежать инфляционного обесценения вложений и рисков процентных ставок позволяет тактика формирования активов банка в иностранной валюте.
Обострение в условиях роста цен проблемы ликвидности банковской системы на первый план выдвигает необходимость поддержания ликвидности банка либо за счет адекватного изменения структуры активов (прежде всего за счет своевременной конвертации высоколиквидных активов в иностранную валюту), либо за счет создания базы для управления ликвидностью путем использования управляемых пассивов. Однако ориентация политики коммерческого банка по поддержанию ликвидности только на управляемые пассивы делает его уязвимым и полностью зависимым от конъюнктуры дестабилизированного ростом цен финансового рынка. Таким образом, без работы по перестройке структуры портфеля активов серьезного уровня автономности банка от роста цен в российской экономике достичь не удастся. Ключевая роль будет принадлежать гибкой политике процентных ставок, обеспечивающей сдерживание инфляционных ожиданий, привлекающей вложения в активы.
? Вопросы для самопроверки
1. Каково значение системы цен в экономике?
2. Покажите взаимозависимость ценообразования и кредитной системы в рыночной экономике. Как эти процессы проявляются в условиях кризиса?
3. Каким образом через систему цен происходит межотраслевой перелив капиталов?
4. Охарактеризуйте воздействие цен на продукцию отдельных отраслей промышленности.
5. Как рост цен на товары и продукцию отдельных производств воздействует на объем предоставляемых им кредитов?
6. Как цена товаров влияет на состояние платежеспособного спроса и объемы сбережений населения?
7. Что понимается под "ценой" кредита?
8. Какие факторы влияют на "цену" кредита?
9. Каковы основные принципы построения процентной политики коммерческого банка?
10. Покажите модели установления процентных ставок за предоставленный кредит в зарубежной и российской банковской практике.
11. В чем проявляется влияние роста цен на качество ссудного портфеля банка?
12. Каков порядок установления цены на кредитные ресурсы?
13. Как определяется уровень официальных ставок Центрального банка?
14. От чего зависит цена кредитных ресурсов?
15. Какое влияние цена кредитных ресурсов оказывает на ликвидность банка?
16. Какие меры принимает коммерческий банк для управления своей ликвидностью в условиях пониженных процентных ставок по активным операциям?
17. К чему приводят последствия существенного обесценения активов и сокращения ресурсной базы кредитных организаций?
ГЛАВА 14
ОПЫТ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН В ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
1. Общие положения
Изучение Россией опыта ценообразования в зарубежных странах важно как само по себе, т.е. для понимания его закономерностей и тенденций, так, и это более важно, для его творческого использования с учетом национальных особенностей для формирования ценового механизма и ценовой политики в нашей стране в период переход к рыночному хозяйству.
В ходе исторического развития экономическое устройство многих стран претерпевало изменения. На смену свободному рынку разрозненных товаропроизводителей пришел организованный рынок, объединивший в единую хозяйственную систему страны различные экономические уклады.
История подтвердила неэффективность как монополизированной, так и чисто рыночной экономики, отдав предпочтение экономике смешанного типа. Особенность такой экономики состоит в том, что она представляет собой систему, объединяющую государственный и негосударственный секторы, функционирующие на условиях равноправия.
Экономике смешанного типа присущ такой вид управления, когда государственные органы создают эффективную систему регулирования экономики, не нарушая при этом механизмов рыночного саморегулирования. В систему регулирования экономических отношений, как правило, входят подсистемы финансово-валютного, бюджетного, кредитного, налогового и ценового регулирования, главной целью которых является поддержание баланса спроса и предложения, потребления и накопления, товарной и денежной массы.
Одной из важнейших задач государства является обеспечение такого соотношения монополии и конкуренции, которое не приводит к разрушительным последствиям в экономике. Эта задача решается с помощью антимонопольного законодательства, впервые принятого в США в конце прошлого столетия. Антимонопольными считаются такие законы, которые запрещают соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальное или горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле и т.д.
Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования. Эти правила оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен.
Методологический аспект ценообразования в развитых странах состоит в выработке государственными органами общих принципов, методов и нормативов установления цен. Кроме принятия решений по стратегическим и тактическим вопросам, государственные органы берут на себя функцию установления конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики решающее значение.
Наряду с прямым установлением и регулированием цен государственные органы осуществляют контроль за ценами. В развитых странах со смешанной экономикой сфера контролируемого государством ценообразования составляет 10-30% от общего объема выпускаемой продукции.
Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации предполагает развитие навыков отбора всего лучшего, что было накоплено в области теории и практики ценообразования мировым хозяйством, и творческое использование их для перестройки отечественного ценообразования с учетом национальной специфики.
Как уже отмечалось, меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми (путем установления определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение).
Прямое регулирование цен осуществляется главным образом в отраслях общественного пользования (транспорт, связь, электроэнергетика, водоснабжение и т.д.). Среди прямых методов государственного регулирования цен необходимо назвать прежде всего административное установление цен. Оно получило распространение в ряде развитых стран. Наряду с методами прямого регулирования государство воздействует на процессы ценообразования и рядом косвенных мер. Эти меры, как правило, направлены на изменение конъюнктуры, на создание определенного режима в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в конечном счете - на установление оптимального соотношения между спросом и предложением на рынке.
На способы и методы государственного регулирования цен оказывают влияние многообразные факторы - национальные, климатические, сырьевые, политические, а также то, какое место занимает страна в мировом разделении труда.
2. Особенности ценообразования и регулирования цен в отдельных странах
Рассмотрим, с помощью каких мер и какими методами осуществляется государственное регулирование цен в отдельных странах с рыночной экономикой.
В США заметное ускорение темпов роста оптовых и розничных цен на внутреннем рынке в 70-х годах, перерастание умеренной инфляции в галопирующую привели к необходимости модификации экономической стратегии страны. Первой наиболее естественной реакцией государства стала попытка победить инфляцию с помощью методов прямого регулирования цен. В августе 1971 г. по инициативе администрации президента США Р. Никсона впервые за послевоенные годы был установлен централизованный контроль над ценами.
Хотя президент Никсон и был против установления прямого контроля над ценами и заработной платой, однако сложное экономическое положение в стране и давление общественного мнения вынудили его пойти на крайние меры. Этому способствовало следующее:
? в сложившейся экономической ситуации снижение уровня инфляции могло вызвать крайне болезненные последствия, прежде всего увеличение масштабов безработицы;
? доминировала точка зрения, что инфляция может быть ограничена без уменьшения занятости в случае, если будет введен контроль над ценами.
Не имея альтернативной программы косвенного регулирования экономики, президент США был вынужден пойти на замораживание цен и заработной платы.
Следует отметить, что в краткосрочном плане прямое регулирование цен способствовало определенной стабилизации экономики страны. К осени 1972 г. в Америке снизились темпы роста оптовых и розничных цен, несколько увеличилась занятость, стал быстро увеличиваться ВНП. Однако довольно скоро выявились негативные последствия централизованного регулирования. Замораживание цен и заработной платы ограничивало межотраслевой перелив капиталов, тормозило инвестиционную политику, снижало уровень деловой активности, сдерживало рост доходов. Уже в мае 1974 г. администрация Д. Форда отказалась от прямого контроля над ценами.
Попытки прямого регулирования цен предпринимались и в последующие годы. Они затрагивали прежде всего внутренние цены на энергоносители, которые, отражая повышение импортных цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, росли в 1974-1981 гг. высокими темпами, стимулируя раскручивание инфляционной спирали.
Замораживание внутренних оптовых цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, сдерживая развитие инфляционных тенденций, привело к ряду негативных последствий в экономике. Недостаток инвестиций в энергетическое хозяйство, отсутствие заинтересованности добывающих корпораций в разработке новых месторождений нефти и природного газа ввиду контроля над уровнем цен привели к тому, что импорт нефти в США, несмотря на рост мировых цен, продолжал вплоть до 1981 г. увеличиваться высокими темпами.
Р. Рейган после избрания его президентом, в январе 1981 г. отменил контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты. "Контроль над ценами сдерживал производство, стимулировал потребление, подавлял технологические достижения и делал США более зависимым от энергетического импорта", - так комментировал Рейган свое решение.
В последние годы американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам, делала упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, способствующих общему оздоровлению экономического положения в стране. В целом такой подход оказывал стабилизирующее воздействие на развитие инфляционных процессов. Среди основных направлений косвенного регулирования цен можно было бы выделить следующие:
? рестриктивная кредитно-денежная политика, регулирование учетной ставки федеральных резервных банков;
? сокращение дефицита государственного бюджета;
? федеральные закупки товаров и услуг;
? налоговая политика.
В результате эти направления государственной макроэкономической политики повлияли на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке США и, таким образом, определили базовые пропорции обмена и уровня цен.
Прямое государственное регулирование цен применялось лишь в высокомонополизированных отраслях, подпадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования. Так, специальные комиссии устанавливают тарифы на пользование электроэнергией, некоторые коммуникационные услуги.
Всего в США государством регулируется от 5 до 10% цен. Особого внимания заслуживают методы государственного регулирования цен на продукты аграрного комплекса. В рамках федеральных сельскохозяйственных программ фермеры, занимающиеся выращиванием зерновых, получают от Министерства сельского хозяйства США займы на финансирование производства. Собранный урожай они могут продавать по рыночным ценам и расплачиваться за займы частью выручки. Если же рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленных Конгрессом, фермер может сдать урожай государству по контрольным ценам, расплачиваясь за заем и получая выручку.
Таким же образом регулируются цены в молочной промышленности. Конгресс определяет "справедливый" уровень контрольных цен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены отпускаются ниже этого уровня, то продукты скупает государство. Они идут на бесплатные завтраки для школьников, на помощь беднякам, на продовольственную помощь слаборазвитым странам, а также продаются другим государствам.
Сельскохозяйственный закон, принятый в США в 1985 г., внес изменения в американскую аграрную политику. В соответствии с этим законом были существенно снижены залоговые ставки, определяющие объем предоставляемых фермерам кредитов. Для пшеницы и кормового зерна уровень залоговых ставок составлял порядка 75-85% среднерыночной цены за предыдущие пять лет, при этом министру сельского хозяйства было предоставлено право снижать их уровень еще на 20% в целях повышения конкурентоспособности американской продукции на мировом рынке.
Правительство США стремится поддерживать соотношение между ценами на сельскохозяйственные продукты и товарами, приобретаемыми фермерами.
Государство оказывает влияние на цены через стандарты, экономические требования. Под его контролем находятся процентные ставки за кредит, оказывающие воздействие на издержки производства и цены.
В целом контроль за ценами в США осуществляют антитрестовские управления Министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия.
Во Франции, несмотря на действие принципа свободного установления цен в условиях рыночного хозяйства, роль государства сводится к прямому регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги либо к осуществлению наблюдения (контроля) за ценами в условиях конкуренции.
Здесь регулированием цен занимаются Департамент по конкуренции, Министерство экономики, финансов и бюджета.
Государственный сектор в экономике Франции занимает небольшой удельный вес в валовом национальном продукте и включает отрасли-монополисты (например, газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт) и некоторые отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (например, национальный и коммерческий банки, страховые компании и отдельные фирмы). В первом случае государство устанавливает все экономические параметры деятельности отраслей-монополистов, в том числе объем инвестиций, оплату труда и цены на готовую продукцию, а во втором - оказывает минимальное воздействие на экономические параметры хозяйственной деятельности этих отраслей, побуждая их к конкуренции с частным сектором.
Эта специфика экономики Франции предопределила соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20% цен в этой стране регулируются государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного рыночного ценообразования.
Следует отметить, что Франция является одной из немногих промышленно развитых стран, где долгое время существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен. Государственное регулирование цен частично сохранилось здесь и до настоящего времени.
На протяжении почти 30 лет (1947-1986) государственное регулирование цен являлось составной частью политики "дирижизма" (государственного регулирования экономики). Сложная экономическая ситуация в стране, сложившаяся к 1947 г., резкое снижение покупательной способности французского франка, его девальвация обусловили необходимость принятия решительных мер по контролю за ценами.
В конце 1947 г. с учетом некоторого повышения темпов восстановления экономики была введена политика "контролируемой свободы цен", в соответствии с которой предприниматели получили право изменять цены, заранее предупреждая об этом государственные органы; последние по своему усмотрению могли отменить эти изменения. Но уже в начале 1948 г. цены на товары были переведены на режим полной или частичной свободы их установления.
Однако в течение восьми последующих лет (1949-1957) правительствами Франции были приняты 6 законов о блокировании цен, которые привели к постепенному ужесточению ценового контроля.
В 1960-1962 гг. была осуществлена почти полная либерализация цен на промышленные товары, но уже с середины 1963 г. правительство приняло решение об очередном блокировании цен в связи с проведением новой политики в экономике ("развитие без инфляции"). Одновременно были заморожены цены на некоторые продукты питания и услуги.
В период с 1965 по 1972 гг. государственное регулирование цен осуществлялось через так называемые "контракты стабильности", "программные контракты" и "контракты против повышения цен".
В соответствии с "контрактами стабильности" государство заключало с предприятиями соглашения, по которым они имели право повышать цены на одни товары, одновременно снижая их на другие товары. Основной целью этого механизма государственного регулирования цен было поддержание стабильности общего уровня цен.
"Программные контракты" способствовали такой эволюции цен, которая отвечала бы условиям международной конкуренции. Этот механизм государственного регулирования цен распространялся на те товары и услуги, которые в соответствии с "контрактами стабильности" ранее подвергались контролю. В соответствии с "программными контрактами" предприятия информировали государство о своих инвестиционных программах, финансовом положении, занятости, перспективе выхода на внешние рынки. Одновременно предприятия предоставляли государству подробную информацию, связанную с формированием цен, в том числе данные по анализу рынка и конкуренции, технико-экономическим параметрам товаров, производительности труда, методам финансового управления и т.д.
"Контракты против повышения цен" призваны были обеспечить высокую конкурентоспособность французских товаров и замедлить темпы инфляционного развития экономики. При принятии предприятиями этих контрактов правительство брало на себя обязательства не применять меры, ведущие к росту издержек производства.
В 70-х годах правительство Франции стало вновь применять систему мер по блокированию и регулированию цен. Так, во второй половине 1975 г. были временно заблокированы цены на все товары и услуги государственного и частного секторов экономики, а в 1976 г. цены в госсекторе могли повышаться на заданное количество процентов. При этом между предприятиями и государством заключались контракты, по которым первые обязывались ограничивать рост цен на свою продукцию. На отдельных этапах развития экономики блокировались все цены, т.е. замораживалось 100% цен. В случае, если цены росли медленнее, чем увеличивалась прибыль, они облагались специальным антиинфляционным налогом.
Между тем стало ясно, что система жестокого контроля за ценами с использованием принципа их блокирования исчерпала себя. Французские экономисты пришли к выводу, что подобный контроль за ценами делает рынок менее гибким, сдерживает рост производства, конкуренцию и на определенном этапе ограничивает свободный перелив капиталов, мобильность рынка труда, рынка товаров и рынка услуг.
Французские экономисты установили, что основным недостатком механизма блокирования цен является затруднение процесса инвестирования и расширение рамок бюрократизации хозяйственной деятельности. Они обратили также внимание на низкую эффективность контроля над ценами в борьбе против инфляции, указывая на то, что темпы инфляции в середине 70-х годов (9-10% в год) были значительно выше, чем в странах, где цены регулируются не административными, а косвенными, экономическими методами.
В мае 1973 г. правительство Франции объявило о либерализации цен на промышленную продукцию, в соответствии с которой блокирование цен было отменено в большинстве секторов экономики. Однако программа либерализации осуществлялась достаточно осторожно. На первом этапе либерализации цен были отобраны отрасли, где имелась достаточно сильная конкуренция (например, часовая и шарикоподшипниковая промышленность), а также отрасли, где в силу специфики производимых товаров не наблюдались резкие скачки в ценах (например, молочно-консервная и кондитерская промышленность), и наконец, такие отрасли, которые благодаря системе социального обеспечения имели стабильный рынок (например, фармацевтическая промышленность).
Процесс либерализации цен продолжался в течение первой половины 80-х годов, и к 1986 г. из-под государственного контроля было освобождено около 90% цен на промышленную продукцию.
Либерализация цен не означала полного прекращения всякого вмешательства государства в процесс ценообразования. Переход от политики прямого вмешательства в дела управления предприятиями (на уровне микроэкономики) к системе глобального регулирования их деятельности (на уровне макроэкономических процессов) для экономики означал лишь изменение формы вмешательства - переход от жестко "дирижистских" методов к методам косвенного воздействия на рынок и цены. Поэтому одновременно с постановлением о либерализации цен было принято и другое постановление - о ценовой конкуренции в промышленности, которым запрещалось создание всякого рода союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных торговцев. Одновременно предпринимателям запрещалось заключать любые соглашения о "минимальных ценах" либо о "рекомендуемых ценах" на промышленную продукцию, товары народного потребления и услуги.
Жесткий контроль над ценами, существовавший во Франции в течение почти 30 лет, способствовал на этапе инфляционного развития экономики и низкой общемировой конъюнктуры стабилизации экономики страны.
Либерализация цен привела к необходимости изменения структуры государственных органов по регулированию цен. До 1986 г. в составе Министерства планирования и финансов органы ценообразования были представлены самостоятельным департаментом, который после 1986 г. был преобразован в департамент по конкуренции, и включил в себя на правах отделов органы по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции.
В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Эти контролеры являются сотрудниками отдела по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции департамента по конкуренции Министерства планирования и финансов Франции, отраслевых министерств и 100 департаментов (в больших городах штат контролеров составляет 10-12 человек). Основная задача государственных контролеров - наблюдение за государственной дисциплиной цен. Контролеры имеют право составлять акты по нарушению правил ценообразования с последующей передачей этих актов в финансовый трибунал, который принимает решение о санкциях по отношению к юридическим лицам, связанным с нарушением законодательства по ценам.