<< Пред. стр. 10 (из 11) След. >>
В Испании государство осуществляет регулирование и контроль за ценами на основе закона о защите конкуренции. Это прежде всего относится к товарам и услугам, производство которых монополизировано. Списки товаров и услуг, подпадающих под принудительное ценообразование, регулярно публикуются в бюллетенях коммерческой информации. Это касается в основном продукции предприятий госсектора и некоторых частных компаний.Органом, осуществляющим контроль над формированием цен, является Высший Совет по ценам при Министерстве экономике и финансов Испании.
Высший Совет является рабочим органом Правительственной Комиссии по экономическим вопросам.
Основными функциями Совета являются: рассмотрение на пленарных заседаниях ходатайств государственных и частных компаний об изменении цен на конкретные виды товаров и услуг; выработка рекомендаций и представление в Правительственную Комиссию по экономическим вопросам обоснованных предложений по изменению цен; уведомление заинтересованных государственных и частных компаний о результатах рассмотрения вопроса Правительственной Комиссией; наблюдение за выполнением решений Правительственной Комиссии частными и государственными компаниями; координация деятельности провинциальных комиссий по ценам; изучение и внесение в Правительственную Комиссию обоснованных предложений по пересмотру действующих цен на товары и услуги.
Государственное регулирование цен в Испании имеет следующие формы:
1. Разрешительные цены. Государственная или частная компания, планирующая повышение цен на конкретный товар или услугу, направляет ходатайство в Высший Совет по ценам и после получения разрешения от Правительственной Комиссии повышает цены. Такие цены относятся к разряду "разрешительных". Они устанавливаются на соевое масло, электроэнергию, газ, сжиженный газ, бензин, керосин, дизтопливо, нефть для производства удобрений и другие виды топлива, фармацевтические товары, страхование в сельском хозяйстве, услуги почты и телеграфа, телефонной связи, на железнодорожные, автомобильные, пассажирские и грузовые перевозки, морские пассажирские перевозки в пределах страны, а также фрахтование судов для данного вида перевозок, воздушные перевозки пассажиров в пределах страны.
2. Уведомительные цены. Цены на такие товары, как стерилизованное молоко, растительное масло, фуражное зерно, минеральные удобрения повышаются спустя месяц после уведомления об этом Высшего Совета по ценам.
3. Местные цены. Повышение цен на такие товары и услуги, как водоснабжение населения, городские пассажирские и железнодорожные перевозки, услуги клиник, санаториев, больниц, входит в компетенцию провинциальных комиссий по ценам.
Во всех случаях ходатайства, направляемые в Высший Совет по ценам или в провинциальные комиссии, должны содержать следующие элементы: 1) описание товаров и услуг, на которые предполагается повышение цен; 2) описание структуры издержек производства;3) описание способов реализации товаров и услуг; 4) перечень действующих цен и тарифов на эти товары и услуги, а также проектируемых новых цен и тарифов; 5) обоснование роста издержек производства, а следовательно, увеличения цен.
Список товаров и услуг, цены на которые подпадают под государственное регулирование, значительно сократился в последние годы. Так, число отраслей экономики, в ценообразование которых активно вмешивалось государство, со 174 сократилось до 21. В настоящее время в Испании вес регулируемых цен, устанавливаемых непосредственно государством, в общей структуре потребительских цен составляет 10%.
В связи с вступлением страны в Общий рынок регулирование цен на многие товары, в частности на сельскохозяйственную продукцию, происходит на уровне ЕС.
Система ценообразования в Дании складывается преимущественно под воздействием рыночных факторов. Государственное воздействие на формирование цен здесь весьма ограничено. Функции государства в этой области сводятся главным образом к формированию максимально благоприятных условий для свободной конкуренции частных производителей, которые самостоятельно устанавливают цены на свою продукцию, исходя из таких критериев, как объемы производительных затрат, соотношение спроса и предложения и т.д.
Гибкое использование системы потребительских налогов позволяет правительству влиять на уровень цен тех или иных товаров и воздействовать на их потребление с определенной целью (например, с целью ограничить потребление спиртных напитков и т.д.).
Цены и тарифы в государственном секторе, масштабы которого невелики, устанавливаются фолькетингом (парламентом), муниципальными и государственными властями. Удельный вес устанавливаемых непосредственно государством твердых или регулируемых цен составляет около 6%.
Основным юридическим актом по ценообразованию в Дании является закон о конкуренции, принятый фолькетингом 1 июня 1989 г., а надзор за деятельностью монополий в области ценообразования осуществляет Совет по вопросам конкуренции, члены которого назначаются министром промышленности на четырехлетний срок.
В случае нарушения порядка установления цен Совет обязывает предпринимателя в течение определенного срока (до одного года) установить "приемлемые" цены на свою продукцию или использовать конкретные правила расчета этих цен. Если предприниматель отказывается предоставить Совету необходимую информацию и при этом неоднократно и грубо нарушает положения закона о конкуренции, Совет может направить специальное обращение министерству промышленности с предложением применить те или иные санкции к нарушителю. В качестве таких санкций законом определены штраф или арест имущества. Тексты обращений к Совету по вопросам конкуренции публикуются в печати.
Хотя в Дании фактически отсутствует система предоставления государственных дотаций к ценам, государство выделяет потребителям субсидии на приобретение медицинских препаратов. Но этот порядок следует рассматривать в качестве элемента системы социального обеспечения, а не как дотации к ценам.
Процесс ценообразования на сельхозпродукцию складывается под воздействием механизма сельскохозяйственной политики ЕС. При этом в Дании существует довольно разветвленная система государственной поддержки фермеров, предусматривающая, в частности, предоставление им государственных гарантий на займы и льготные рентные условия для капитального строительства, ведения дренажных и оросительных работ, внедрения энергосберегающих систем.
Молодым фермерам, купившим собственное хозяйство, предоставляются льготные кредиты.
В Греции государственное регулирование в области ценообразования осуществляется как путем непосредственного определения цен и контроля за их соблюдением, так и проведением политики цен и доходов на определенных этапах развития страны в рамках общеэкономической политики или в отдельных отраслях экономики.
В настоящее время цены примерно на 20% наименований потребительских товаров и услуг регулируются государственными органами.
Правовой основой регулирования цен в Греции является Указ Президента, утвержденный в 1989 г. и представляющий собой Кодекс рыночного регулирования. Согласно положениям этого Кодекса все подлежащие ценовому регулированию товары и услуги подразделяются на две группы.
Первую группу составляют товары и услуги, входящие в компетенцию правительства и других государственных и частногосударственных организаций. К числу этих товаров и услуг относятся сельхозпродукты массового производства (пшеница, табак, изюм), тарифы на электроэнергию, общественный транспорт, связь и почтовые отправления, авиапассажирские перевозки, каботажное плавание и некоторые другие услуги. Решение вопросов об изменении цен на указанные товары и услуги возложено на межминистерский комитет по ценам и доходам, который возглавляется министром национальной экономики. В состав комитета входят министры финансов, промышленности, сельского хозяйства, торговли, а также некоторые другие министры - труда, здравоохранения и т.д. Рассмотрение вопросов изменения цен комитетом осуществляется по представлению различных министерств и государственных компаний или по инициативе самого комитета или правительства.
Во вторую группу входят остальные товары и услуги. Регулирование цен на них осуществляет министр торговли. В то же время предусмотрена возможность передачи им своих исполнительных функций (целиком или частично) местным органам власти, которые тем не менее играют вспомогательную роль, поскольку их решения не имеют юридической силы без утверждения министром торговли.
Товары и услуги второй группы подразделяются на три категории: 1) "существенные недостаточные", 2) "существенные достаточные", 3) "несущественные".
На товары и услуги первой категории устанавливается верхний предел цен или максимальная прибыль (в процентном или абсолютном выражении) отдельно для оптового и розничного торговца (предприятия).
В эту категорию прежде всего входят основные продукты питания, на 10 из которых устанавливается верхняя граница цены (два вида сыров, четыре вида хлеба, мука одного сорта и сахар, на который устанавливается оптовая цена). К этой же категории относятся безалкогольные напитки, услуги ресторанов, баров, закусочных (низких категорий), сельскохозяйственные продукты, некоторые виды автомобилей и новые запчасти к ним, бензин, мазут, дизтопливо, сжиженный газ, услуги такси и др.
Во вторую категорию включены следующие товары и услуги: моющие средства, некоторые виды сырья и полуфабрикатов, выделанные кожи, гипс, асбест, некоторые виды домашнего оборудования, услуги автостоянок, ресторанов высших категорий и развлекательных заведений, пунктов химчистки и др. (всего 86 видов товаров и услуг). Цены на них подвержены менее строгой регламентации и контролируются только с целью предотвратить получение торговой сверхприбыли. При этом вопрос извлечения сверхприбыли решается в каждом случае индивидуально.
К третьей категории отнесены товары, которые не считаются товарами первой необходимости. Цены на них формируются свободно, без участия органов государственной власти.
Список товаров, входящих в ту или иную категорию, достаточно подвижен. Например, за последние годы количество товаров с твердо устанавливаемой ценой с 84 сократилось до 10.
С 1979 г. министр торговли Греции получил право определять предельную цену, предельную торговую прибыль или допустимое увеличение цен в процентах к существующей прибыли на все виды товаров и услуг второй группы.
Регулирование цен на отдельные товары, товарные группы и услуги имеет в этой стране свои особенности. Так, например, цены на фармацевтические товары устанавливаются министром торговли на основании минимальных цен ведущих фармацевтических фирм Европы и по согласованию с союзом фармацевтических компаний и министерством здравоохранения. Цены устанавливаются, как правило, на год и только в исключительных случаях могут изменяться в течение года.
С 1987 г. величина арендной платы на жилье в Греции устанавливается государством, хотя почти весь жилой фонд страны находится в частном владении. Арендная плата исчисляется исходя из стоимости земельного участка, степени износа здания и коэффициента этажности. Цены фиксируются на двухгодичный срок.
В соответствии с решением правительства, промышленные, ремесленные и внешнеторговые предприятия и фирмы в целом ряде отраслей должны предоставлять в местные органы торговой инспекции калькуляцию цен в случае их изменения, а также калькуляцию цен на новые товары.
Для подготовки решений по изменению цен в министерстве торговли создан совещательный комитет, в работе которого принимают участие представители заинтересованных министерств, федераций промышленности, торговых палат, кооперативов, различных отраслевых союзов и т.д. Окончательное решение принимает министр торговли.
Контроль за соблюдением регулируемых цен и сбор информации об уровне складывающихся на рынке цен осуществляет специальный отдел Министерства торговли.
В ведении этого Министерства находится также специальная служба - рыночная полиция, которая систематически осуществляет контроль за ценами на рынках и в магазинах. Для поддержания цен на пониженном уровне, а также в целях увеличения объема реализации товаров потребительского и хозяйственного назначения, домашнего обихода и т.д. в стране дважды в год проводится распродажа этих товаров по сниженным ценам. За нарушение правил о ценах или правил конкуренции Комитет по конкуренции уполномочен выносить решения о взыскании штрафов в размере от 300 до 30 тыс. долл.
Представляет интерес опыт ценообразования и государственного регулирования цен в Швеции. Прежде всего следует отметить, что в этой стране наблюдение и контроль за ценами ведет специальный орган - Государственное управление цен и конкуренции, подчиненное Министерству гражданской администрации. Кроме того, во всех 23 губерниях Швеции имеются конторы со штатом численностью от 2 до 10 человек каждая для проведения этой работы. В стране приняты и действуют закон о регулировании цен и закон об обязательности предоставления сведений о ценах и об условиях конкуренции.
По мнению шведских экспертов, замораживание цен эффективно лишь в краткосрочном плане - для восстановления резких дисбалансов на рынке и подавления всплесков инфляции. В соответствии с этим закон о регулировании цен дает право государству осуществлять меры по прямому воздействию на цены (замораживание их уровня) либо в случае войны или опасности ее возникновения, либо при угрозе значительного общего повышения цен. Согласно закону государство имеет возможность устанавливать максимальный уровень цен для отдельных товаров, вводить порядок, при котором повышение цен допускается только после подачи предварительного уведомления об этом и обоснования размера повышения цен. Кардинальные решения по вопросам государственного регулирования цен, конкуренции и доходов принимаются только парламентом - рикстагом.
Воздействие на уровень цен в Швеции осуществляется, в частности, через государственную монополию и государственные мероприятия. Так, существует государственная монополия на винно-водочные изделия, почтовые и некоторые другие виды коммуникаций, на аптечную торговлю. Значительное воздействие на цены оказывают государственный энергетический концерн и шведские железные дороги.
Кроме того, с учетом интересов фермеров государство жестко регулирует закупочные цены на такие важнейшие виды сельскохозяйственной продукции, как зерно, молоко, мясо, яйца и ряд других продуктов питания и сельскохозяйственного сырья. Ежегодно в переговорах между правительством и объединением сельскохозяйственных производителей с участием представителей потребителей устанавливается уровень цен на продовольственные товары. Основная форма возмещения издержек сельскохозяйственным производителям связана с ежегодным фиксированием в переговорах между правительством и фермерами относительно высокого гарантированного уровня цен.
Важный источник средств для субсидирования сельского хозяйства Швеции - таможенные сборы на импортируемое сырье. Они устанавливаются в размере разницы между более высокими ценами внутреннего рынка и ценами внешнего рынка.
Особая сфера ценообразования - цены на жилье. Основываясь на их чрезвычайно высоком уровне, государство выдает жилищные субсидии и займы.
Следует отметить, что в Швеции с учетом роста цен на товары, входящие в минимальную потребительскую корзину, ведется индексация доходов населения (один раз в год). Однако индексация доходов имеет ограниченные масштабы. Фактически она считается мерой, способствующей "встраиванию" инфляции в механизм ценообразования. Индексация имеет место лишь в отдельных соглашениях длительного характера, а также в контрактах по найму жилья и помещений. Определенной формой индексации доходов является ежегодное начисление базовых сумм, которые используются для ежегодного начисления пенсий. Для исчисления базовой суммы, фиксируемой на год, учитываются потребительские цены.
Применение тех или иных форм контроля над ценами и их ограничение зависят от экономической ситуации и динамики цен. Весьма существенным является ограничение доли заработной платы, которую компании имеют право переносить на цены. Так, в 1985 г. эта доля варьировалась от 40 до 65%. Естественно, что введение такого ограничения по существу влияет на возможности увеличения заработной платы.
В Японии с 1973 г. действует бюро цен Управления экономического планирования. В его функции входит контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, поддержание спроса на необходимом уровне путем проведения соответствующей финансовой политики, изучение тенденций спроса и предложения. Государство регулирует цены на рис, пшеницу (утверждаются парламентом), мясо и молочные продукты (утверждаются министерством земледелия, лесоводства и рыболовства), железнодорожные тарифы (утверждаются министерством транспорта), тарифы на воду и теплоснабжение, электроэнергию и газ (утверждаются Агентством природных ресурсов и энергии), стоимость образования и медицинского обслуживания. В целом в Японии регулируется 20% потребительских цен.
Законодательной базой для регулирования цен являются: антимонопольный закон, закон о регулировании рынка продовольственных товаров, закон о стабилизации цен на продукцию животноводства.
В стране запрещено устанавливать как монопольно высокие, так и монопольно низкие цены, преследующие цель "выбить" конкурента из рынка. Введены ограничения в отношении единовременного повышения цен. Они распространяются на отрасли, где объем производства превышает 30 млрд йен. Если в таких отраслях более двух фирм в пределах трех месяцев подняли цену примерно на одну и ту же величину в абсолютном выражении или в процентах, то Комиссия по справедливым сделкам вправе потребовать от них доклада о причинах такого повышения и при необходимости начать расследование.
Исключение предусмотрено лишь на случай резкого ухудшения деловой конъюнктуры, когда цены падают ниже издержек и возникает угроза банкротства значительного числа фирм отрасли. С разрешения Комиссии в таких случаях допускается согласование производителями объемов производства, продаж, капиталовложений, уровней загрузки оборудования и цен. Когда Комиссия получает заявление с просьбой о разрешении таких исключений, она обязана в короткий срок обнародовать причины своего согласия или отказа. Принимая решение, комиссия должна консультироваться с руководством министерства, в сферу компетенции которого входит отрасль.
В 80-е годы "скандинавской Японией" стали называть Финляндию, достигшую высокого уровня экономического развития и занявшую одно из ведущих мест в мире по уровню жизни населения. И хотя экономика Финляндии опирается в основном на частную собственность и свободное предпринимательство, государство играет роль важного регулятора экономического развития страны и, в частности, политики установления цен.
В политике ценообразования в Финляндии государству принадлежат важные функции. Через министерство торговли осуществляется планирование и контроль цен на продукты питания, зерно, энергоносители (особенно бензин), продукцию винно-водочной промышленности. Существенную роль играет государственный сектор в кредитовании предпринимательства, ориентированного на реализацию товаров и услуг по ценам, доступным для средних и низших слоев населения. Фирмы, организующие продажу товаров по низким ценам, получают от государства кредит на значительные сроки и под щадящий процент. В целом же система ценообразования в Финляндии отличается гибкостью и стимулированием потребления, особенно в области розничных цен и услуг. Например, в кафе-ресторане цена целой порции дороже половины не в два раза, а всего на 25-30%. Таким образом создается заинтересованность в потреблении.
Другой пример - цены на гостиничные услуги. В первый день они дороже, чем в остальные, на 50-69%. Сообразно длительности проживания в гостинице цены на услуги, например, прачечной или химчистки снижаются в геометрической прогрессии. Значительно дифференцированы цены и в магазинах по категориям покупателей: почти в 2 раза снижаются цены на товары, приобретаемые членами акционерного общества - учредителя магазина. Как правило, перед Новым годом в соответствии с высоким спросом на товары (подарки) возрастают и цены, а сразу после Рождества эти товары реализуются со скидкой до 70%. Объясняется это необходимостью быстрейшей распродажи праздничных товаров, так как за аренду складских помещений приходится платить значительные суммы. Социально ориентированная рыночная экономика в Финляндии через цены и налоговое регулирование обеспечивает проведение целого ряда мероприятий, направленных на повышение жизненного уровня населения. Взять, к примеру, торговлю овощами, фруктами и цитрусовыми. Государство поощряет торговлю витаминизированными продуктами, не облагая налогом их ввоз в страну, а в ряде северных районов Финляндии имеются даже льготы по их реализации.
Практически все национальные программы по важнейшим отраслям экономики Финляндии базируются на планово-расчетном ценообразовании, т.е. рыночное ценообразование эффективно регулирует лишь текущие потребности общества. Чтобы решать глобальные задачи перспективного развития экономики, технического прогресса, требуется гибко реагирующая на конъюнктуру рынка и эффективно воздействующая на производство и потребление система цен, позволяющая стимулировать и контролировать развитие прогрессивной структуры промышленности. А в этом без долгосрочного планирования, прогнозирования и государственного регулирования не обойтись.
В Норвегии внутренние цены устанавливаются на основе мировых цен. Ценообразование в этой стране осуществляется в соответствии с законом о контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции. Органами, занимающимися вопросами ценообразования, являются Министерство труда и администрации, Национальный совет по ценам. Директорат, Государственная инспекция по ценам и комитеты по ценам местных органов.
Государство определяет максимальные и минимальные уровни цен, производит замораживание цен, устанавливает порядок исчисления цен, скидок и надбавок (надценок), максимальные уровни прибыли и другие правила в области ценообразования.
Государство определяет предельные уровни цен на мясо, молоко, маргарин, химические удобрения, цемент, лекарства.
В Австрии ценообразование происходит на основе закона о ценах, закона о картелях и антидемпингового закона.
Государство регулирует около 10% цен (на лом и отходы черных металлов, фармацевтическое сырье и лекарственные препараты, на электроэнергию и газ, теплоснабжение).
Парламент устанавливает цены на табак, табачные изделия, соль, почтовые сборы, телефонные, телеграфные и железнодорожные тарифы.
Ценообразованием в Австрии занимаются следующие органы:
Межведомственная комиссия по ценам, Министерство финансов (устанавливает цены на спиртные напитки). Министерство экономики (имеет право регулировать цены до 6 месяцев на любые товары или виды услуг).
В Швейцарии в законодательном порядке регулируются цены почти на половину товарной продукции сельского хозяйства. Государственное регулирование охватывает также цены на пищевое и кормовое зерно, сахарную свеклу, рапс, молоко. Справочные цены устанавливаются на мясо. Ограниченное регулирование цен с наблюдением за ними осуществляется по текстильным товарам, одежде, игрушкам, музыкальным инструментам и некоторым другим товарам.
В Швейцарии контролируются цены на товары, которые защищает или субсидирует государство.
Органом ценообразования в этой стране является Федеральное ведомство по контролю за ценами. Процесс ценообразования осуществляется здесь в соответствии с постановлением Федерального правительства о защитных ценах на товары, рядом законов и постановлений по конкретным отраслям и видам продукции.
В Канаде нет единой системы регулирования цен, но ценовую политику в той или иной мере проводят министерства, ведомства и организации. Удельный вес цен, регулируемых государством, составляет 10%.
В Австралии также нет специальной системы регулирования цен. Контроль за ценами на хлеб, молоко, яйца осуществляется в ряде штатов специальными уполномоченными организациями, входящими в состав казначейств этих штатов. Уполномоченные организации регулярно пересматривают максимальный уровень цен на данные товары. На другие массовые сельскохозяйственные товары назначаются минимально гарантированные закупочные цены. Решение этих вопросов входит в функции пшеничного комитета, корпорации по шерсти, комитета по сахару. Оптовые цены не могут быть повышены без предварительного уведомления (за 21 день) управления по наблюдению за ценами, входящего в состав национального казначейства.
В странах Европейского сообщества наблюдение за ценами на подавляющую часть (88-97% по разным странам) сельскохозяйственной продукции, крупного рогатого скота, молока, сахара-рафинада осуществляется наднациональными органами ЕС постоянно. Предложения об уровнях максимальных и минимальных цен готовит комиссия ЕС, а решение принимает Совет Министров ЕС на уровне министров сельского хозяйства.
В странах ЕС наднациональный контроль за ценами на уголь, сталь и прокат осуществляется в рамках европейского общества угля и стали (ЕОУС). Кроме прямого регулирования объемов производств (квот) ЕОУС проводит мероприятия по поддержанию цен, на продукцию черной металлургии на определенном уровне путем установления твердых минимальных базисных цен с учетом базисного размера и качества продукции. Базисные цены публикуются в прейскурантах ведущих монополий, где указываются также приплаты и скидки с базисной цены. Фактические цены устанавливаются фирмами на основе этих прейскурантов с возможным отклонением не более 5%.
В рамках сообщества на наднациональном уровне устанавливается до 15% цен. Во многих государствах систематически публикуется статистическая информация о ценах, их динамике и уровне. Эти данные обычно используются при регулировании уровня доходов и их индексации.
Таким образом, государство в зарубежных странах активно участвует в процессе ценообразования, регулирования цен и контроля над ними, причем решает эти задачи разнообразными методами, с учетом особенностей развития рыночной экономики в каждой из этих стран.
? Вопросы для самопроверки
1. Чем вызывается необходимость изучения практики ценообразования в зарубежных странах?
2. Расскажите о практике ценообразования и регулирования цен в США, Франции, Испании, Швеции.
3. Что из опыта ценообразования в зарубежных странах вы могли бы предложить для использования в практике ценообразования в экономике России?
4. Опыт какой страны, на ваш взгляд, наиболее приемлем для практики ценообразования в России?
Приложение 1
Практические задачи
Задача 1
Определите повышение цены (в %) за время, прошедшее с момента подписания контракта о поставке станка до его фактической поставки, при условии, что за этот период заработная плата рабочих, обслуживающих этот станок, повысилась от 1200 до 1500 руб., а стоимость стали, из которой изготавливается станок - с 1500 до 1600 руб. Следует иметь в виду, что цена в размере 1500 руб. за 1 т стали установлена в зависимости от содержания в ней углерода (4%). Продавец поставляет сталь, содержащую 4,8 углерода. Базисная продажная цена станка на день подписания контракта составляет 150 000 руб.
Необходимо учесть, что при определении цены наиболее существенными факторами, влияющими на величину затрат, являются заработная плата рабочих (40% цены) и определенный сорт стали (25% цены).
Задача 2
Определите:
1) свободную розничную цену изделия при условии, что товар поступает в розничную торговую сеть через оптовую базу;
2) прибыль промышленного предприятия от реализации изделия по свободным отпускным ценам.
Составьте структуру свободной розничной цены, если известны следующие данные:
? себестоимость изделия-7,1 руб.;
? ставка акциза 45% к свободной отпускной цене (без НДС);
? НДС - 20% к свободной отпускной цене (без НДС);
? свободная отпускная цена (с НДС) - 21,4 руб.;
? оптовая надбавка - 6% к свободной цене;
? торговая надбавка - 25% к свободной цене.
Задача 3
Определите регулируемый тариф и плату за провоз по системе двухставочного тарифа по железной дороге 100 т зерна на расстояние 100 км в 1994 и в 1997гг.
Исходные данные 1992 г. (в ценах до деноминации):
? затраты на начально-конечные операции (10т) - 170 руб. 50 коп.;
? затраты на передвижение (на 10 т/км) - 4 руб. 50 коп.;
? предельный уровень рентабельности перевозок груза - 35 %. Предельные коэффициенты повышения тарифа:
? со 2 января 1993 г. - 5 (по сравнению с 1992 г.);
? с 18 мая 1993 г. - 1,8 (к ранее установленным государственным регулируемым тарифам);
? с 18 сентября 1993 г. - 1,45 (к государственным регулируемым тарифам, действовавшим до 18 сентября 1993 г.). Повышение тарифа составило (в разах):
? 1994 : 1993 гг. = 3,5;
? 1995: 1994 г. =2,7;
? 1996: 1995г. = 1,22;
? НДС с 1 января 1992 г. - 28%, с 1 января 1993 г. - 20%.
Задача 4
I. Составьте калькуляцию себестоимости 100 пар мужских модельных ботинок и прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятия.
II. Определите прибыль от реализации одной пары ботинок и прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятия.
III. Составьте структуру свободной отпускной цены одной пары ботинок.
Исходные данные:
1. Затраты на 100 пар ботинок:
? сырье и основные материалы - 12 250 руб.;
? вспомогательные материалы - 75 руб.;
? топливо и электроэнергия на технологические цели - 2 руб.;
? зарплата производственных рабочих - 1060 руб.;
? отчисления на социальное страхование - 37% к зарплате производственных рабочих;
? расходы по содержанию и эксплуатации оборудования - 47% к зарплате производственных рабочих;
? цеховые расходы - 20% к зарплате производственных рабочих;
? общезаводские расходы - 79% к зарплате производственных рабочих;
? внепроизводственные расходы - 0,3% к производственной себестоимости;
? транспортные расходы - 14% к производственной себестоимости.
2. Свободная отпускная цена одной пары мужских модельных ботинок (с НДС) - 287,9 руб.
3. НДС - 20% к свободной отпускной цене (без НДС).
4. Ставки налога на прибыль - 35%.
Задача 5
Определите эластичность спроса и предложения по цене, а также рассчитайте общую выручку и расходы покупателя, используя следующие данные:
№ п/п Объем предложения Объем спроса Цена за единицу изделия в руб. 1 25 10 1000 2 20 15 900 3 15 20 800 4 10 25 700 5 5 30 600
Используя данные, приведенные в таблице, постройте графики спроса и предложения, определите равновесную цену.
Задача 6
1. Определите
а) прибыль в свободной отпускной цене изделия;
б) свободную розничную цену изделия;
в) цену закупки, по которой розничная торговля будет рассчитываться с посредником.
2. Составьте структуру свободной отпускной и свободной розничной цен.
Исходные данные:
? себестоимость изделия - 22 500 руб.;
? свободная отпускная цена с НДС - 500 400 руб.;
? НДС - 20% к свободной отпускной цене (без НДС); .
? акциз - 30% к свободной отпускной цене (без НДС);
? снабженческо-сбытовая надбавка - 15% к свободной отпускной цене;
? торговая надбавка - 25% к цене закупки.
Задача 7
Определите прибыль и рентабельность реализации импортного товара.
Исходные данные:
? свободная розничная цена, сложившаяся на рынке с учетом спроса и предложения - 200 руб.;
? таможенная стоимость, включая расходы по доставке товара до границы России, - 10 долл. (курс рубля к доллару принимается на момент решения задачи);
? ставка акциза - 35%;
? таможенная пошлина - 15% от таможенной стоимости;
? сборы за таможенное оформление - 0,15% от таможенной стоимости;
? ставка НДС - 20%;
? снабженческо-сбытовые расходы- 11 руб.;
? торговые издержки - 30 руб.
Задача 8
1. Определите регулируемую оптовую и розничную цены на новое изделие предприятия пищевой промышленности.
2. Составьте структуру регулируемой розничной цены. Исходные данные:
? сырье и материалы - 10,8% руб.;
? затраты на обработку изделия - 3,2 руб.;
? внепроизводственные расходы - 6% к производственной себестоимости;
? рентабельность, исчисленная как отношение прибыли к себестоимости - 20%;
? НДС - 10% к регулируемой розничной цене (за вычетом торговой скидки);
? торговая скидка - 15% к регулируемой розничной цене.
Задача 9
Известно, что свободная розничная цена стиральной машины "Вятка" выпуска 1995 г. составляла 300 тыс. руб. Определите свободную розничную цену стиральной машины "Вятка" выпуска 1997 г. (без учета инфляции), если известно, что премиальная наценка за повышенную долговечность последней модели составляет 15% от цены, премиальная наценка за повышенную надежность рынка - 10% цены, премиальная надбавка за улучшенный дизайн - 10% цены, стоимость более длительной гарантии на узлы и детали - 5%, скидка с цены комплекта всех стоимостных показателей "Вятки"-94 установлена в размере 60 тыс. руб.
Определите, какую модель стиральной машины предпочтет потребитель и почему.
Задача 10
1. Определите:
а) свободную розничную цену изделия;
б) цену, по которой предприятие розничной торговли будет рассчитываться с оптовой базой;
в) прибыль промышленного предприятия от реализации данного изделия и рентабельность производства изделия.
2. Составьте структуру свободной розничной цены. Исходные данные:
? себестоимость - 25 120 руб.;
? НДС - 20% к отпускной цене (без НДС);
? отпускная цена (с НДС) - 45 380 руб.;
? оптовая надбавка - 8% к отпускной цене;
? торговая надбавка - 20% к отпускной цене.
Задача 11
Индивидуальное частное предприятие "Альфа" намеревается выпускать новый художественно оформленный вид кофемолок. Предполагаемая цена единицы продукции может колебаться в зависимости от конъюнктуры рынка в следующих пределах:
Исходные данные Вариант 1 2 3 Цена, руб. 1800 1650 1500 Ожидаемый объем продаж в год, шт 3000 4000 4500 Прямые переменные затраты на ед. продукции, руб. 1200 1000 950 Годовые постоянные затраты, тыс. руб. 360 360 360 Капитальные вложения, тыс. руб. 2400 3200 3000
Срок окупаемости капитальных вложений - 8 лет, налоги от ожидаемой прибыли составят 30%. Определите цену, наиболее приемлемую с точки зрения получения наибольшей прибыли (без учета инфляции), и рентабельность производства.
Задача 12
Определите структуру свободной отпускной и розничной цен платья женского шелкового, реализуемого частным магазином. Известно, что полная себестоимость платья составляет 2680 руб., свободная отпускная цена с НДС - 3860 руб., свободная розничная (рыночная) цена - 5095 руб., ставка НДС - 20%, оптовая надбавка - 11%.
Задача 13
Определите состав и структуру свободной розничной цены хрустальной вазы (схематично, в абсолютных показателях и %) исходя из следующих данных:
? себестоимость хрустальной вазы - 140 руб.;
? рентабельность ее производства - 25% к себестоимости;
? ставка акциза - 10% к оптовой цене производителя;
? ставка НДС - 20%;
? оптовая надбавка оптовых торговых организаций - 10%;
? торговая надбавка - 25%.
Задача 14
Составьте плановую калькуляцию и определите структуру свободной отпускной цены костюма мужского шерстяного (модель 5-211). Расчет стоимости материалов производится на основе данных таблицы.
Расчет стоимости сырья и материалов.
Сырье и основные материалы Норма, м Цена м, руб. Сумма, руб Ткань верха 4,05 134,2 Подкладка шелковая 1,83 22,1 Подкладка х/бумажная 1,77 11,3 Приклад 13,7 Фурнитура 4,5 Плечики 3,0 Корсажная тесьма 1,0 Заготовительные расходы 1,0 Возвратные отходы 1,1 Итого
Исходные данные:
? основная заработная плата производственных рабочих - 13,5руб.;
? дополнительная зарплата - 20% от основной зарплаты;
? отчисления на социальное страхование - 37% от основной и дополнительной зарплаты;
? отчисления в фонд занятости - 1% от суммы основной и дополнительной зарплаты;
? накладные расходы - 60% от основной заработной платы производственных рабочих;
? внепроизводственные расходы - 0,2% от производственной себестоимости костюма;
? свободная отпускная цена костюма с НДС - 824,3 руб.;
? НДС - 20% от свободной отпускной цены (без НДС).
Задача 15
Используя метод балловых оценок, определите свободную розничную цену фотоаппарата "Зоркий" и "Зенит-М". Для расчета себестоимости одного балла следует принять фотоаппарат "Зоркий", себестоимость которого составляет 105 руб. Коэффициент классности фотоаппарата "Зенит" установлен 1,25.
Балловая оценка различных параметров указанных марок фотоаппарата такова:
Марка Удобство пользования Долговечность Надежность Дизайн Сумма баллов "Зоркий" "Зенит-М" 24
26 35
40 18
15 13
14
Уровень рентабельности, рассчитанный предприятием на фотоаппарат "Зоркий", составляет 30% к себестоимости на "Зенит-М" - 40% к себестоимости; НДС - 20%; торговая надбавка -15%.
Задача 16
I. Составьте калькуляцию себестоимости стиральной машины.
II. Определите прибыль завода от реализации этой стиральной машины.
III. Определите свободную розничную цену стиральной машины и составьте ее структуру.
Исходные данные:
1. Затраты на производство стиральной машины:
? сырье и основные материалы - 1200 руб.;
? полуфабрикаты - 150 руб.;
? транспортные расходы по доставке сырья, материалов, полуфабрикатов - 132 руб.;
? топливо и электроэнергия на технологические цели - 9 руб.;
? основная зарплата производственных рабочих - 300 руб.;
? дополнительная зарплата производственных рабочих - 15% к основной зарплате производственных рабочих
? отчисления на социальное страхование - 37% ко всей сумме зарплаты производственных рабочих;
? расходы по содержанию и эксплуатации оборудования - 162% к основной зарплате производственных рабочих;
? цеховые расходы - 142% к основной зарплате производственных рабочих;
? общезаводские расходы - 125% к основной зарплате производственных рабочих;
? прочие производственные расходы - 62% к основной зарплате производственных рабочих;
? внепроизводственные расходы- 0,55% к производственной себестоимости.
2. Свободная отпускная цена (с НДС - 4 400 руб.).
3. НДС - 20% к свободной отпускной цене (без НДС).
4. Торговая надбавка - 25% к свободной отпускной цене.
Задача 17
Определите состав и структуру свободной розничной цены автомобиля (схематично, в абсолютных показателях и в %) исходя из следующих данных:
? себестоимость автомобиля - 22 000 руб.;
? рентабельность производства автомобиля - 25% к его себестоимости;
? ставка акциза на автомобиль - 30% к отпускной цене производителя;
? ставка НДС - 20%;
? оптовая надбавка - 10%;
? торговая надбавка - 20%.
Задача 18
I. Определите:
а) прибыль в свободной отпускной цене изделия;
б) свободную скидку в регулируемой розничной цене.
2. Составьте структуру регулируемой розничной цены. Исходные данные:
? стоимость сырья и материалов - 1100 руб.;
? затраты на обработку изделия - 600 руб.;
? внепроизводственные расходы - 2% к производственной себестоимости;
? НДС - 16,67% к регулируемой розничной цене;
? свободная отпускная цена - 3200 руб.;
? регулируемая розничная цена - 4750 руб.
Задача 19
Известно, что на рынке по цене 40 долл. было предложено 8 ед. определенного товара; по 30 долл. - 6 ед., по 22,5 долл. - 4 ед., по 17,5 долл. - 2 ед. С другой стороны, по цене 50 долл. Пользовались спросом 2 ед. товара, по цене 30 долл. - 4 ед., по 20 долл. - 7 ед. и по 15 долл. - 11 ед.
Постройте графики спроса и предложения, определите эластичен ли спрос. Найдите равновесную цену.