<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

 Диагностические возможности игры. Игра позволяет определить готовность учащихся работать с различными элементами личного профессионального плана, а также со всей схемой личного профессионального плана. Поскольку работа ведется с небольшой группой, психолог получает ценную информацию о каждом участнике.
 Типичные трудности. Поскольку школьники совершают в игре немало ошибок, психологу постоянно хочется подсказывать, вмешиваться в игру, тем самым снижая ее активизирующий эффект. Данная игра имеет высокую содержательную насыщенность и нередко бывает трудно сохранить логику игры, не дать ей возможность развиваться стихийно. Особенно часто это проявляется при первом проигрывании. В игре могут возникать вопросы, с которыми не знаком и сам ведущий, поэтому желательно иметь под рукой различную справочную литературу.
 Перспективы развития игры. Игра может стать совершеннее при введении в нее дополнительных активизирующих приемов, при использовании компактных справочников, при более продуманном подборе игровых групп. Перспективным представляется использование специальных игровых протоколов для фиксации хода игры.
 II. ИГРА "ЗАЩИТА ПРОФЕССИИ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ"
 Цель игры - научиться аргументировано отстаивать свой профессиональный выбор перед родителями (товарищами, учителям и т.д.). Данная игра может быть использована как самостоятельная, а может быть включена в игру "Профконсультация" как подготовительная игровая ситуация.
 Условия проведения игры. Игра рассчитана на учащихся 8-10 классов. В игре участвует группа из 2-3 человек. Время на игру 15-20 минут. Для игры необходима отдельная комната (или дальний угол класса, если игра включена в игру "Профконсультация").
 Процедура проведения игры. Специального подготовительного этапа игра не требует.
  1 этап . Между школьниками распределяются роли: "учащийся" (играет самого себя), его "родители" или "родственники" (папа, мама, бабушка, старшая сестра и т.д.).
  2 этап . Ведущий зачитывает инструкцию. Инструкция:" Представьте, что учащийся приходит домой и заявляет о своих профессиональных намерениях ( если профессия еще не выбрана, учащийся может заявить, что ему все равно и думать об этом вообще он не собирается ). Родители не согласны с позицией учащегося и пытаются его отговорить. Разыгрывается домашний конфликт, при этом выигрывает тот, чьи аргументы убедительнее. Старайтесь не прибегать к насилию, т.к. насилие - признак слабости аргументов."
 3 этап . Ведущий отсаживается от играющих и предлагает им начинать игру. Вмешательства ведущего должны быть еще меньшими, чем в игре "Профконсультация", т.к. имитируется домашняя сцена, а не профконсультационная помощь.
  4 этап. Обсуждение игры. Если игра используется в "Профконсультации" можно вообще обойтись без обсуждения. При самостоятельном использовании можно четко сформулировать аргументы той и другой стороны и детально их обсудить, постаравшись связать их с правильным построением личного профессионального плана.
 Диагностические возможности игры. Поскольку школьники могут проецировать поведение своих родителей в аналогичных ситуациях, игра может дать предварительную информацию о позициях реальных родителей данных учеников. Однако, относиться к этой информации следует с определенной осторожностью, т.к. школьники могут имитировать и чужих родителей.
 Типичные трудности. Учащиеся могут увлечься эмоциональным обыгрыванием своих ролей и забыть о главной цели игры. В крайнем случае, ведущий может взять себе роль "прадедушки" и через эту роль вернуть игру в деловое русло,
 а если учащемуся будет слишком трудно, стать его союзником, но не решать за него все проблемы.
 Перспективы развития игры. Результатами данной игры могут стать совместно со школьниками сформулированные правила беседы с родителями на тему выбора профессии. Интересным представляется также использование данной игры при участии и школьников, и родителей. Причем, родители играли бы роль "учащихся", а школьники - роли "родителей". При использовании игры "Защита профессии перед родителями" в игре "Проконсультация" процедура "Профконсультации" будет иметь следующий вид:
 1. Общая инструкция участникам (см. I.1.). Распределение ролей: два "профконсультанта", "семья" из 3-4 человек.
 2. Семья разыгрывает семейный конфликт (игра "Защита профессии перед родителями"), а профконсультанты уходят в коридор и знакомятся там с общей схемой профконсультации. Весь этап рассчитан на 10-15 минут. Таким образом, и семья и профконсультанты получают специальную подготовку к самой игре "Профконсультация".
 3. Профконсультанты консультируют учащегося в присутствии его родителей. При этом профконсультанты не пользуются листом со схемой консультации. Если эта схема усвоена профконсультантами плохо, ведущий может предложить им в ходе самой игры, по очереди заглянуть в эту схему.
 Опыт показывает, что в данном варианте игра "Профконсультация" занимает больше времени (более одного часа на первое проигрывание), зато в игре появляется возможность выхода на более сложные вопросы выбора профессии, игра носит более деловой характер.
 III. ИГРА "ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ"
 Цель игры - знакомство с требованиями при приеме в учебные заведения или на работу (тогда игру более правильно было бы назвать "Отдел кадров"). Игра может быть использована на базе учебно-производственного комбината для знакомства с условиями приема на различные предприятия района, учебные заведения.
 Условия проведения игры. Игра рассчитана на учащихся 8-10 классов, а также на абитуриентов.
 В игре могут участвовать от 3 до 10 человек. Для игры необходимо иметь конкретную справочную литературу ("Справочник для поступающих в Вузы, ССУЗы, ПУ и ПЛ"), а ведущий должен знать особенности поступления (учебы или работы) в конкретное учебное заведение или на предприятие.
 Процедура проведения игры.
 1 этап . Ведущий знакомит участников с общей инструкцией. Инструкция: "Все вы скоро будете куда-то поступать: в училища, техникумы, Вузы, оформляться на работу. Давайте пофантазируем и представим, что для поступления не нужно сдавать никаких экзаменов, а нужно пройти собеседование с членами приемной комиссии, которая и решит, зачислять Вас или не зачислять. В нашей игре будет приемная комиссия и поступающие. Посмотрим, многим ли удастся поступить?".
  2 этап . Выбирается приемная комиссия из 2-5 человек ( в зависимости от количества учащихся) и решается вопрос, какое учебное заведение будет представлено в игре. Ведущий может в обязательном порядке предложить наиболее престижное учебное заведение или наименее престижное предприятие), сказав, что в следующих проигрываниях будут другие учебные заведения.
  3 этап . Подготовка к игре. Члены приемной комиссии знакомятся с учебным заведением (читают рекламные проспекты, профессиограммы основных профессий, заранее подготовленных ведущим) и вырабатывают главные критерии отбора, например:
 - знание будущей профессии,
 - желание учиться в данном учебном заведении,
 - способности к обучению,
 - поведению,
 - воспитанность и т.п.
 Ведущий предлагает остальным учащимся подумать, чем они могут понравиться приемной комиссии и поступить в данное заведение. Время на подготовку может занять от 5 до 10 минут.
  4 этап. Учащиеся по очереди пробуют поступить в учебное заведение. На одну попытку дается от 5 до 15 минут, в зависимости от числа играющих.
 5 этап. Обсуждение игры. Оценивается правильность действия членов приемной комиссии.
 Ведущий должен сказать учащимся, какова реальная ситуация при поступление в данное учебное заведение.
 Диагностические возможности игры. Выявляются знания об условиях поступления, обучения, возможностях работы после окончания того или иного учебного заведения или при устройстве на работу.
 Типичные трудности. Учащимся гораздо интереснее попробовать "поступить" в престижный ВУЗ, чем в профессиональное училище. Желательно дать школьникам возможность попробовать свои силы на разных учебных заведениях, но при этом ведущий должен следить за строгостью отбора в трудное и престижное учебное заведение.
 Перспективы развития игры. Большие возможности совершенствования игры - в более качественной подготовке членов приемной комиссии. Можно устроить соревновательную игру, когда определяются два разных учебных заведения, выбираются две приемные комиссии и потом, по очереди организуют прием. Выигрывает та комиссия, которая совершила меньше ошибок, а сами ошибки определяются при обсуждении игры. Перспективно также давать членам комиссии большее время на подготовку, например, после выбора комиссии перенести игру на следующий день.
 IV. ИГРА "ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ" (в работе с классом)
 Игра рассчитана на работу с классом в рамках курса "Человек. Труд. Профессия", поэтому время игры рассчитано на один урок - 40-45 минут. Для данного варианта игры важен подготовительный этап, который может быть организован следующим образом:
 1. Проводить игру в конце курса "Человек. Труд. Профессия".
 2. На предшествующих игре уроках разбирать вместе с классом письменные работы "Моя будущая профессия" или "Мой личный профессиональный план" некоторых учащихся (анонимно и с их согласия). При разборе личного профессионального плана каждый элемент можно оценивать по 5-бальной шкале.
 3. Если это возможно, организуется анонимный обмен письмами между учащимися разных школ. Письма подписываются именем и начальной буквой фамилии. Школьники сообщают о себе, своих планах и формулируют свою профориентационную проблему. В ответных письмах они дают друг другу советы (как бы консультируют друг друга ).Использование этого подготовительного приема требует от психолога такта и соблюдения профессиональной этики. Данная процедура предполагает добровольность учащихся.
 Процедура проведения игры.
  1 этап. Ведущий знакомит класс с условиями игры : Инструкция: "Сейчас мы будем учиться помогать друг другу выбирать профессию. Разбейтесь на пары (в классе все обычно уже сидят парами). Один из вас будет специалистом-профконсультантом (взрослая роль), а другой будет играть самого себя - учащегося. Когда пройдет половина урока, вы поменяетесь ролями".
  2 этап . Ведущий предлагает всем учащимся достать листочки, подписать их и подготовить игровые протоколы. В каждой игре возможен свой тип протоколов:
 А. Первый тип игрового протокола
 ? Я консультирую
 /указать ФИО др. учащегося/ Я - учащийся Проблема учащегося:
 ?
 Мои рекомендации:
 Отношение учащегося к моим рекомендациям: Моя профориентационная проблема:
 ? Мое отношение к рекомендациям профконсультанта: Быстро нарисовав такой протокол, каждый, независимо от того, в какой он роли, формирует свою профориентационную проблему и делает запись в колонке "Я - учащийся". Далее начинается игра: профконсультант делает записи на своем листочке в колонке "Я консультирую", а учащийся - в колонке "Я - учащийся". Записи желательно делать в конце беседы и не показывать их друг другу.
 Б. Второй тип игрового протокола
  ? Я консультирую
 /указать кого/ Я - учащийся 1. Дальняя проф. цель
 ? 2. Ближняя проф. цель
 3. Знание себя
 4. Знание путей подготовки к профессии
 5.Реальная подготовка к профессии
 6. Резервный вариант Каждый участник игры в колонке " Я - учащийся " оценивает все шесть элементов своего личного профессионального плана по 5-бальной шкале, проставляя оценки в левой части колонки (для этого как раз и необходим подготовительный этап с разбором письменных работ "Мой личный профессиональный план"). Далее, начинается сама игра, в которой профконсультант работает на своем листочке в колонке "Я консультирую", сначала оценивая в левой части колонки ситуацию до беседы, а потом проставляя оценки после беседы ( что изменилось ). Учащийся то же самое делает в колонке "Я - учащийся". В ходе игры ведущий подходит к каждой паре, выясняя как идет игра, все ли понятно, не возникает ли трудностей.
 В конце игры все протоколы сдаются ведущему, который может сопоставить их с данными обследования, наблюдения, с результатами индивидуальных бесед.
 Выраженного этапа обсуждения в данной игре нет, зато игра обладает определенными диагностическими возможностями0, т.к. в ней сами школьники дают количественную оценку по различным элементам личного профессионального плана не только себе, но и своим товарищам.
  Типичные трудности. Некоторая сложность (непривычность) игровых протоколов поначалу не вызывает у школьников особого энтузиазма, однако потом многие втягиваются в игру. Ведущий может либо сам заготовить (отпечатать, распечатать) игровые протоколы для класса, либо подготовить их с классом на предыдущем уроке, если его уроки сдвоенные. Иногда некоторые школьники слишком быстро заканчивают игру и остаются без дела. Ведущий может предложить им какое-нибудь занятие, но так, чтобы это не воспринималось как наказание, а сам проверить правильность оформления игровых протоколов (нередко учащиеся забывают что-либо сделать, например, оценивают личный профессиональный план только в начале беседы). Если в классе нечетное количество учащихся и один человек оказался без пары, можно предложить ему стать в какой-либо паре вторым "профконсультантом". Проводить данную игру сложнее, чем предыдущие варианты игры "Профконсультация" и естественно ее результаты будут скромнее.
 Перспективы развития игры. Совершенствование игровых протоколов. Консультирование не по общим проблемам выбора профессии, а по более конкретным вопросам профессионального самоопределения. Важно также продумать вопрос об организации обратной связи со школьниками, обсуждения их протоколов. Частично это может быть решено в последующих индивидуальных беседах с учащимися или в беседах с игровыми парами.
 
 
 ИГРА "УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ"
 ЦЕЛЬ ИГРЫ. Знакомство школьников с научной схемой анализа профессий. Игра используется при изучении тем "Профессиограмма", "Формула профессии", а также при знакомстве с конкретными профессиями различных отраслей народного хозяйства.
 УСЛОВИЯ ИГРЫ. Игра рассчитана на работу с классом (учащиеся 7-8-х классов, а также более старшие классы).Время на первое проигрывание 10-15 минут, на последующие - 7-10.В игре активно используется классная доска, желательно иметь таблицу анализа профессий.При окончательном определении победителей можно ввести критерий (еще до обсуждения):если общее количество неправильных ответов будет больше 10,то команда загадавших профессию проигрывает. После этого окончательно определяется победитель.
 Диагностические возможности игры. Игра позволяет выявить знания учащихся о конкретных профессиях, а также определить уровень овладения схемой анализа профессий.
 Типичные трудности. Опыт показывает, что учащиеся 7-8-х классов легче отгадывают профессии в игре "Ассоциация", чем в данной игре, кроме того, "Угадай профессию" - более сложная игра по самой организации.
 Поэтому, если проводить много проигрываний, в которых играющие будут постоянно проигрывать, то интерес к игре может снизиться. Если игра получается плохо, то больше 2-х проигрываний лучше не делать. В случае, когда загадана сложная профессия, и сам ведущий затрудняется ее охарактеризовать по некоторым пунктам схемы анализа, профессию следует либо заменить, либо анализировать по другим пунктам. Перспективы совершенствования игры. Главная линия развития данной игры состоит в поиске более оптимальной (игровой) схемы анализа профессий. Возможны также процедурные усовершенствования, заполнение времени на обдумывание музыкой и т.д.
 ПРОЦЕДУРА (ЭТАПЫ) ИГРЫ. Подготовительный этап. На предшествующем занятии или сразу перед игрой школьники должны быть ознакомлены с "формулой профессии" (7,112)*.Желательно не только рассказать о формуле, но и проанализировать с ее помощью несколько профессий вместе с классом. При этом могут возникнуть ситуации, когда ни класс, ни психолог не могут (по причине незнания) с уверенностью охарактеризовать разбираемую профессию по какому либо пункту схемы анализа. В этом случае следует признать свою неинформированность и в ближайшее время восполнить пробел, показав этим всем учащимся, что главное - не обманывать себя, не строить иллюзий относительно своих знаний профессии. Малейшее сомнение должно быть проверено. Настроив таким образом школьников, можно переходить к этапам самой игры, которая во многом строится аналогично игре "Ассоциация" .
 1.Перед классом вывешивается таблица с "формулой профессий" или со схемой анализа профессий (Приложение 1).
 2.По желанию выбирается группа из трех человек.
 3.Дается общая инструкция: "Сейчас три человека выйдут из класса, а класс загадает профессию. После этого трое входят в класс и наблюдают за ним, а каждый сидящий в классе должен в течение 3-5 минут проанализировать загаданную профессию по схеме анализа. Через 3-5 минут каждый из трех отгадывающих выбирает из класса по одному человеку, которые в течение 2-х минут выписывают на доске (места для этого требуется немного) свои варианты анализа профессии по схеме анализа.
 *В настоящих рекомендациях предлагается игра с использованием более расширенного варианта схемы анализа профессии (см. Приложение 1)
 Данный вариант практически использовался в работе с учащимися 7-8-х классов.
 Например профессия "учитель математики" анализируется так: предмет труда - человек, знак;
 цели труда - гностические, преобразовательные и изобретательные; средства труда - функциональные; условия - бытовой микроклимат и т.д. После этого каждый отгадывающий имеет по одной возможности отгадать профессию и через 1 минуту обдумывания говорит о своем варианте ответа. Если из трех вариантов хотя бы один будет правильный - команда отгадывающих победила.
 4.Отгадывающие выходят из класса, а класс быстро загадывает профессию.
 5.Ведущий приглашает отгадывающих ,которые наблюдают за тем, как класс расписывает на листочках загадочную профессию по схеме анализа.**
 6.Каждый отгадывающий выбирает по одному человеку из класса, которые выписывают на доске свои варианты анализа профессии.
 7.После этого отгадывающие в течение одной минуты оценивают все три выписанные варианты и предлагают три своих варианта отгадки.
 8.Класс оценивает, отгадали они профессию или нет, назвав при этом загаданную профессию.
 Обсуждение игры (проигрывания). По каждому пункту схемы анализа профессии ведущий вместе с классом определяет по всем трем вариантам, выписанным на доске, правильные и неправильные ответы.
 * При использовании игры на базе лаборатории профориентации можно предложить загадывать наиболее важные профессии данного завода.
 * Наблюдение отгадывающим за классом является дисциплинирующим приемом,т.к. выбор из класса явного лодыря повышает шансы отгадывающих на выигрыш, а лодыря ставит в неудобное положение перед классом.
 Приложение 1. Схема анализа профессий.*
 1.Предмет труда: природа, техника,человек, знак, художественный образ.
 2.Цели труда: гностические (оценивающие),преобразующие, изыскательские.
 3.Средства труда: ручные, механические, автоматические, функциональные (речь, мимика, физические данные),теоретические (знания).
 4.Условия труда: бытовой микроклимат, необычные (цех, магазин),экстремальные (под водой, в шахте),на открытом воздухе.
 5.Организация труда: четкая дисциплина, обычные отношения: начальник - подчиненный, относительная самостоятельность.
 6.Общение в труде: индивидуальное (с клиентом),работа в группе, работа с большими коллективами, аудиториями.
 7.Ответственность в труде: материальная, моральная, жизнь и здоровье людей.
 8.Характер подвижности: сидячая работа, работа стоя, постоянное движение.
 9.Требование к здоровью: высокие, нормальные, могут работать практически все.
 10.Потребности общества в профессии: требуется, особенно не требуется, трудно устроиться.
 11.Особенности профессии: льготы (какие?),ранняя пенсия, частые командировки, соблазны (возможность получения нетрудовых доходов) и др.
 12.Получение профессии: образование не требуется, учеником на производстве, окончание специальных курсов, СПТУ, техникум, ВУЗ аспирантура, докторантура, академия.
 __________________________________________________________________
 * После разбора 2-3 профессий схема перестает казаться слишком сложной.
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу