<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 Вместо термина "демократия" Аристотель иногда употребляет "охлократия" - власть черни. Демократия противопоставляется политии. Полития - нечто среднее между демократией и аристократией, что-то вроде двухпалатной системы: палата лордов и палата общин в Англии. Роль палаты общин стала существенной в начале XVII в.
 Аристотель ставит вопрос, какое государство является оптимальным. Отве очень интересный: для небольшого государства - республика, для большого - монархия. Это оправдало себя в Риме, который был маленькое республикой, а потом стал огромной империей.
 Этика - два трактата по этике особого интереса не представляют. В античном мире боролись две этики: сдержанность ионийцев и Аристотеля и удовольствия гедонизма.
 
 
 Эстетика - учение о прекрасном. Со времен Демокрита и Платона в античной философии боролись две эстетических концепции.
 Демокрит: прекрасное - это подражание природе.
 Платон: прекрасное - это изображение идеального начала.
 Обе концепции сохранились до настоящего времени. Мы дальше не пошли, дальше и идти некуда, вариантов всего два. Аристотель придерживался демокритовой эстетики.
 Аристотель впервые разделил литературные произведения на жанры, на стили ( высокий и низкий, каждому жанру должен соответствовать свой стиль, трагедия - высокий, комедия - низкий)
 Ввел теорию трех единств: места времени и действия, то что называется эстетикой классицизма. Эта теория было подорвана гораздо позднее эстетикой романтизма.
 Следующий раздел - риторика.
 Раздел первой философии Аристотеля : теория познания.
 Основной труд - свод органом. Свод работ, посвященных проблемам познания. Видимо, труды Аристотеля были сведены уже после его смерти. Органом - латинское слово.
 Аристотель очень интересно формулирует проблему познания. Процесс познания должен дать ответы на 3 вопроса:
 
 1. Что представляет собой объект?
 2. Как он существует, по каким законам?
 3. Почему он существует?
 
 Чего не хватает? Фундаментального вопроса. А как это знание проверить? Эта проблема в скрытой форме присутствует в вопросе, что такое истина.
 Философия по Аристотелю - наука об истине. Не только философия познает природу, но только философия ставит вопрос о том, что есть истина.
 Истина по Аристотелю - это соответствие наших представлений самому объекту ( классическое определение истины, в двадцатом веке названо корреспондентской концепцией, концепцией соответствия).
 Отсутствие у Аристотеля вопроса о проверке знания не случайно. В античном мире вопрос о проверке на ставился. Философское умозрение считалось достаточной проверкой правильности. Для греческой философии было характерно отрицательное отношение к практической деятельности. Это пренебрежение доходило до того, что Архимеда считали техником, а не философом или ученым.
 Может быть именно поэтому в античную эпоху не появилась наука в современном смысле слова. Можно говорить об античной науке, но это лишь термин.
 Этапэ формирования науки: систематизация наблюдений, создание математики, эмпирическая проверка.
 Античная наука - преднаука, еще не наука. Эта недоделанность, возможно, связана с пренебрежением практической деятельностью. Практическая деятельность - удел рабов и низшего сословия.
 И античная и современная наука пытаются познать мир. Но средства у них совершенно различны.
 В органом Аристотеля входит известный его труд "Категории".
 Категории - важнейшие понятия, классы на которых развивается наше мышление.
 10 категорий: существование, сущность, место, время, положение, отношение, обладание, действие, страдание, количество, качество. ( почему-то получилось одиннадцать, хм-м).
 Страдание не в физическом или моральном смысле, а в смысле "быть объектом действия". В системе категорий нет понятия движения, хотя само понятие он обсуждает подробно и даже выделяет типы движения: перемещение, изменение по количеству, изменение по качеству, рождение и уничтожение.
 После Аристотеля обсуждения понятия категорий стало частью философии. Многие занимались обсуждением фундаментальных понятий - категорий. До сих пор такой род деятельности, анализ категориального аппарата, занимает важное место. Сам Аристотель был не очень доволен своими категориями. Он не рассматривает проблемы иерархии этих понятий. Вряд ли выработка словаря философии возможна в одном труде и одним автором. Я подчеркиваю приоритет Аристотеля в этой области, а оценивать, хороший это приоритет, или нет, оставляю вам.
 Самое важное - аналитики. Логика Аристотеля. Эта логика дошла до нас - едиднственная формализованная логическая система на протяжении более 2000 лет.
 Современная логика:
 1-й уровень - исчисление высказываний.
 2-й - исчисление предикатов, функции от логических переменных, кванторы
 3-й - теория формальных алгорифмов и рекурсивных функций
 Логика Аристотеля - узкое исчисления предикатов - более сильная форма, чем прост исчисление высказываний, свод связей, правил, суждений. Включает исходную посылку (фундаментальное утверждение), малую посылку и вывод следствий из этих двух суждений.
 Классификация: общеутвердительные, частноутвердительные, общеотрицательные, частноотрицательные суждения.
 Структуры связей укладываются в фигуры силлогизмов. Связи Аристотель изображает четырьмя фигурами:
 
 Рассматривает, какие суждения допустимы, а какие - нет.
 Правило: если одна из посылок отрицательна, то и вывод должен быть отрицательным.
 Первый критический анализ логики Аристотеля сделан в XVII веке. Выяснилось, что некоторые ( всего 4 штуки) из суждений Аристотеля относятся к пустым классам, т.е. за 2000 лет в логику Аристотеля были внесены несущественные изменения.
 Последователи объединили все труды в своды. Последователей было много и влияние Аристотеля было очень сильным.
 Аристотель сформировал утвердившуюся в античном мире концепцию, каким должно быть философское произведение. Наше современное представление мало отличается от Аристотелева.
 
 
 Во 2-м периоде античной философии мы рассмотрели четко выраженную материалистическую линию (античную атомистику), идеалистическую (Платон) и более сложную (Аристотель. Сформировалось также и 4-е направление.
 
 
 Протагор (480-410)
 Был основателем "софистики". В нашем языке это слово имеет вполне определенный оценочный смысл. Первоначально же оно обозначало любопытную вещь: все учителя учили своих учеников бесплатно, софисты же были первыми, кто начал брать плату - появились первые профессиональные преподаватели - "учителя мудрости" - софисты, философами их не называли.
 Развитие этого направления дало ему дурную славу. Софисты старшего поколения (Протагор и др.) не заслуживают такой суровой оценки.
 Протагор - продолжатель учения Гераклита. Гераклит считал, что о каждом предмете можно сделать противоположные утверждения и это говорит о противоречивости нашего мира - единство противоположностей. Протагор делает другой вывод: наше познание относительно - философский релятивизм.
 Вопрос: а относительно чего оно относительно?
 Ответ Протагора: оно относительно относительно человека.
 Отсюда тезис: "человек - мерило всех вещей", и его уточнение: " всех вещей существующих, так как они существуют и всех вещей несуществующих, так как они не существуют".
 Относительно вещей несуществующих тезис Протагора абсолютно верен, т.к. мерой сфантазированных вещей является сам человек.
 Отступление: история - реальный процесс, а с другой стороны - дисциплина, которая его изучает ( то же с психологией, физиологией и др.) На это четко обратил внимание Ф. Бэкон в труде "Новый органом" 1820 г. Фактор неоднозначности языка он назвал "идолом рынки" или "идолом площади".
 Я надеюсь, что в дальнейшем, когда я говорю "история", вы из контекста поймете, идет речь о процессе или о дисциплине.
 В истории философии ( дисциплина) утверждается, что Сократ был создателем новой философской проблематики, он поставил проблему взаимоотношения субъекта и объекта. Но тот же вопрос раньше поставил Протагор.
 Все наши суждения относительны по отношению к данному человеку.
 Два направления:
 1. все суждения надо оценивать с точки зрения полезности для данного человека. В XIX веке эта идея получила распространение под названием "Прагматизм".
 2. Скептицизм
 Протагор развивает позицию, с точки зрения которой наши знания носят сомнительный характер. Это проявляется в вопросе о существовании богов: "Я не знаю, существуют они или нет, и многое этому мешает: и краткость человеческой жизни и неясность вопроса".
 Протагор - родоначальник скептицизма. Представителями скептицизма были его последователи: Горгий (483-375), Алкидам, Продик ( о датах жизни почти ничего не известно).
 Горгий сформулировал три тезиса ( 3 тезиса Горгия) - квинтэссенция скептицизма:
 1. Ничто не существует
 2. А если что-то существует, то оно непознаваемо.
 3. А если что-то и познаваемо, то это знание другим не передаваемо.
 * эпатирующая ( дразнящая, вызывающая) форма тезисов.
 На самом деле, это очень интересные и серьезные философские проблемы.
 Первый тезис - игра, основанная на том, что понятие существования неопределяемо. Чтобы определить "существование" надо предположить, что существуют те объекты, через которые мы определяем понятие существования,
 которые могут быть основой для более чем интуитивного понятия существования.
 Декарт только в первой половине XVII века выдвинул тезис: "Я мыслю, следовательно я существую", но до Декарта надо еще дожить, а до этого 1-й тезис оставался крупной философской проблемой.
 Второй тезис - классика скептицизма ( с XIX в - агностицизма, основатель агностицизма - биолог Гексли ( дед писателя Хаксли)). В развернутом виде этот тезис представляет собой учение Давида Юма и Канта.
 3-й тезис оказался камнем преткновения для неопозитивизма. Представим себе, что исключительным источником знания являются ощущения ( сенситивизм, Дж. Лок (1702-1732)). Я говорю: "Доска зеленая". Вы говорите: "Доска зеленая". А как проверить, что ваше "зеленая" и мое "зеленая" - одно и то же?
 Проблемы ( тезисы) Горгия дожили до XX века.
 Активным представителем старшей софистики были Алкидам и Продик - первые открытые атеисты. Они первые отвергли существование богов. Самым интересным было то, что подавляющее большинство философов исходило из того, что естественным для человечества является рабовладение. Софисты (Алкидам и Продик) первые стали сомневаться в этом. Для общества, в котором все базировалось на рабском труде нужно было обладать не только интеллектуальной, но и нравственной смелостью, чтобы усомниться в рабовладении. Их нередко изгоняли из городов, но будучи известными, они легко находили убежище в соседних городах.
 Затем софизм начал вырождаться. Исходя из исходного утверждения Протагора об относительности знания. Софистика вырабатывает знания и технику доказательства чего угодно. Техника состоит в том, что идет игра на многозначности слов и происходит подмена одного термина другим.
 Например: Не потерял ли ты 100 рублей? Раз не потерял, значит они у тебя есть. Дай мне их взаймы.
 "Не было - не потерял", "был - не потерял".
 Доведения релятивизма до крайних пределов приобретал негативно - нравственный оттенок.
 Корнеад (214-129) - поздний софист, абсолютный скептик, атеист,но в Афинах исправлял должность жреца. Самый знаменитый его подвиг: он возглавлял Греческое посольство в Риме. Каждый мог выступить на площади - форуме. На одном из форумов он выступил с речью в защиту справедливости и речь была его такой яркой, замечательной и убедительной, что римский форму устроил ему овацию - высшую почесть. На следующий день он выступил с критикой справедливости. И форум снова устроил овацию.
 Корнеад принадлежал иной эпохе. Корнеад - 3-ей, а Протагор - 2-й.
 Линию софизма и скептицизма в более позднее время продолжили :
 
 * Пиррон - скептик ( 365 - 275)
 * Энесидем ( Энезидем) - I в. н.э.
 * Секст - эмпирик - кон. II - нач. III в. н.э.
 
 Энесидем известен как продолжатель традиции Горгия. Он составил 10 рассуждений, ( 10 тропоф Энесидема) в которых обосновывал невозможность познания.
 Секст-эмпирик наиболее интересен, грек по происхождению, но был врачом в Риме и взял римское имя Секс.
 Его идея в том, что мы не можем знать сущность нашего мира и должны ограничиться только эмпирическим описанием наблюдаемых явлений. Эта позиция была в начале XVII в детально развита Юмом. Как врач Секс-Эмпирик применял свою теорию. Представления о микробах не было, даже кровообращения не знали, так что для своего времени он был абсолютно прав.
 С III в до н.э. начинается упадок античной философии. В четвертом веке Греция лишилась независимости в вошла в состав державы Филиппа, а затем - Александра Македонского. Формально греческие города были независимы, но эта независимость была сведена до уровня муниципального самоуправления. Походы Македонскогоне способствовали развитию философии. После смерти А. Македонского Греция обрела независимость, но города схватились между собой в междоусобной войне за гегемонию, что тоже не способствовало развитию философии. Со II в до н.э. Эллинский мир слышит железный шаг римских легионов. Один за другим падают греческие города государства в Италии. В I в до н.э. Афины были взяты штурмом, а жители в том чисте философы были проданы в рабство.
 Римские молодые патриции знали философии ( их учили пленные философы), но новых идей не вносили. До конца II в н.э. происходит изучение, пересказ, систематизация того, что уже было сделано - никаких новых идей.
 Цицерон - ничего нового, пересказывал греческих философов.
 Сенека, Марк Аврелий принадлежали стоицизму, который возник в начале IV в до н.э. в Греции. Наиболее характерной чертой было распространение этических учений. Все множество умов того времени разделилось между эпикуреизмом (точнее, гедонизмом) и стоицизмом.
 Зенон - Стоик вел преподавание стоя около колонады - отсюда и стоицизм.
 Теоретической основой стоицизма было представление об абсолютной неизбежности всего, что происходит. Эта идея была впервые развита Демокритом на атомистической основе. Стоики не были атомистами, среди них было много идеалистов, но идею Демокрита они приняли. Если все неизбежно, то надо следовать тому, тчо предписано законами. Неизбежность - судьба.
 Amor fati - любовь к судьбе - то во что трансформировалось учение стоиков.
 Этика стоиков: умеренность, аккуратность, отсутствие стремления к личному преуспеванию.
 Анализ философских категорий у стоиков получил широкой распространение, но ничего нового они не высказали.
 Сенека был учителем Нерона и крупнейшим римским ростовщиком, что слабо совместимо с отсутствием стремления к личному преуспеванию. Это ставит под сомнение искренность Сенеки.
 
 Далее не Илларионов
 Восточное богословие и неоплатонизм. Философия отцов церкви.
 Отличием учения отцов церкви является то, что они вкладывают в свое учение минимальное личное восприятие, занимаясь пересказом божественного откровения на современном уровне, понятном остальным, несут традиционный ответ интеллектуальному вызову эпохи.
 Стоит усвоить, что Христос был богом, пришедшим спасти человечество, а не просто философом и учителем. После изгнания Адама из рая весь видимый тварный мир изменился, метафизически умер. В мире не было точке, аналогично благу первобытия. И не было другого пути, чтобы выйти из этой смерти. Христос же своей смертью расколол вселенную и создал остров спасенных. Церковь своими таинствами распространяет и расширяет этот круг спасенных. Апостолы и богословы фиксируют и разъясняют этот процесс. Например, в символе веры кратко выражаются все ключевые моменты учения. А именно, Святая Троица, Отец Вседержитель, краткая история спасения мира, учения об эсхаталогии ( конец мира), учения о церкви, о таинствах и воскресении. Также выражается мысль, что если Бог создал все, в том числе и мышление, то его невозможно понять как предмет, а только настолько, насколько он сам откроется в образах.
 Богословие обсуждает только дополнительные вопросы к этим положениям.
 Крупнейшие представители:
 
 * Святой Афанасий Великий (293-373) ( Александрия)
 * Св. Василий Великий (329-379) ( Новокисаид)
 * Св. Григорий Ниский (младший брат Василия, умер после 394 г.)
 * Св. Григорий Богослов ( 329-389) ( Константинополь)
 * Св. Иоан Златоуст
 * Дионисий Аепагет
 
 До IV в. в период гонений основные произведения - это апологии, оправдание перед судом и полемики с гностиками. Учение гностиков с точки зрения богословия - просто фантазии о боге и человека, а с общей точки зрения - искажение традиций. Видным борцом с гностиками был Ириней Лионский (IIв). Помимо богословия в трудах отцов церкви есть отражение жизни христиан, философии и власти, христианского права и христианской экономики ( домострой), антропология, аскетика и т.д.
 
 
 Неоплатонизм
 Платоники обожествляли Платона, но он не был для них богом в христианском смысле. Неоплатонизм - это последний мощный всплеск интеллектуальной жизни нехристианской направленности.
 Основатель - Аммоний. (-- 241) . Его ученик Плотин (205-270) был главным идеологом.
 Его идеи: есть единое Благо - Бог, но не личностный, ему нельзя молится, к нему нельзя приобщиться, он не мог воплотиться. Присутствует идея Троицы: Единое, Ум и Душа. Они не единосущностны, а субординированы. Из Единого вытекает Ум, из Ума вытекает Душа.
 У Плотина был ученик Порфирий ( 234-301), он уже явно выступает против христианства. Ученик Порфирия Ямвлих уже создает свою антицерковь, а его ученик Юлиан Отступник ( римский император) уже начал гонения на легализованную христианскую церковь.
 В то же время, параллельно с Аммонием учился Оригин ( 185-254) - видных борец с неоплатонизмом, но имел ошибки, и поэтому не стал отцом, а был просто учителем церкви.
 
 
 Западное богословие.
 Первые девять веков церковь была едина, хотя уже в этот период наметились особенности востока и запада. Немалую роль в этом сыграло различие в языках. Среди апологетов западной патристики ( от "патер" - отец церкви) следует выделить:
 
 * Тертулиан
 * Амвросий Медиоланский
 * Святой Киприан
 * Августин Аурелий (Блаженный) (353-430)
 * Блаженный Евремей
 * Св. Папа Римский Григорий
 
 Августин старается ничего не выдумывать, так как считает, что существенно лишь то, что общеразделяемо. Все, что выдумываешь сам - это как бантик ( украшение). В чем же его роль?
 Во первых, после раскола в X- XI вв.запад оказался изолированным от культуры востока, древней и им современной. Августин и ему подобные ставили Запад единственным источником богословской мысли. Августин был эксклюзивной фигурой, рассматривал ряд интересных вопросов.
 Августин был родом из карфагенской епархии, мать его была христианка, а отец - язычник, поэтому и сам он воспитывался как язычник. Карфаген был насыщен интеллектуальными антицерковными и школами. Августин первоначально был ритором и учителем. И по мере роста собственной известности переселялся все ближе к центру Империи. Вел бурную жизнь талантливого небедного язычника. Крещение принял только в 34 года. Прошел через множество сект, в том числи и Манихеев. В манихействе был строгий дуализм зла и доброй силы, идея противоборства в мире, идея создания мира не одной силой, а двумя, причем ведущая роль принадлежит злу. Ключевая идея - это освобождение частиц света, добра от оков и чар зла. Структура этой секты четко разделяется на 3 слоя. Первый слой - посвященные, воплощение света, которые исповедывали тайное учение, и которым все разрешалось. Второй слой, как бы их прислуга, исповедовавшие все то, что мы знаем о манихействе. И третий слой - профаны. В учении манихеев силен элемент позднего зороастризма, что не удивительно, так как основателем манихейства был перс Мани. Манихеи строго разделяли своих и чужих. Всегда были антигосударственными, тайными обществами, поэтому всегда подвергались преследованию. Большинство тайных обществ в более поздние эпохи - это наследники манихеев и гностиков.
 Августин входил во второй слой, и вскоре отпал от этого учения. В то же время, Августин полемизировал с сектой и утверждал, что зло возникло как последствие гордости, свободной воли, а не следования путем Бога. После отпадения от манихеев он попал в латинский вариант неоплатонизма, и даже был его видным деятелем. Следует отметить, что латинский неоплатонизм отличался от византийского, возможно, за счет тонкостей языков.
 В последствии Августин осел в г. Милане и совершил головокружительную карьеру как христианский священник. Всю жизнь писал, что чувствовал присутствие и провиденье божье. Бог, по его мнению, знал о будущем, все предвидел и привел его в конце концов в церковь. Вскоре Августин стал епископом города Гиппон и всю жизнь сохранял двойственное отношение к неоплатонизму, считая его вершиной нехристианской мысли.
 Августин считается классиком учения о провидении и воле божьей. У восточных богословов все не так прямолинейно, хотя идея промысла существует, при этом внимание акцентируется на заботе, а не на предвидении. У западных же возникает проблема свободной воли и детерминизма божьего знания.
 Вообще, на западе изменились некоторые моменты учения, например, в учение о троице добавили то, что дух святой исходит не только от Бога - Отца, но и от Сына. Это частное понимание, восходящее именно к Августину. Оно послужило одной из причин раскола церкви.
 Августин много писал против Данатистов и других еретиков, представил интересное учение о времени и пространстве, разные тонкие, психологические и логические измышления, учение об атрибутах и т.д.
 
 
 Иудейская и мусульманская философия.
 Важность этой темы заключается в том, что именно через арабов и иудеев западные мыслители приобщились к античному наследию. На востоке же была непрерывная наследственность культуры или хоты бы ее части.
 
 Арабы, после соприкосновения с христианской культурой, стали активно переводить с греческого медицину, физику и философию, но игнорировали поэзию, драму, христианское богословие. Много взяли из библиотек монофизитов и несториан. Наследие монофизитов до сих пор прослеживается у армян. Арабы по-своему переосмыслили греческие тексты. Немалую роль в этом сыграла не только разница в языках, но и совершенно другое мировоззрение. Например, разные математики ( геометрия у греков, алгебра у арабов, созерцание форм греками и мистика чисел у арабов). Из этой мистики чисел возникла мистика в алхимии, каббала. При обратном переводе с арабского на латинский снова происходит некий логический сдвиг. Поэтому латинские двойные переводы сильно отличаются от греческих оригиналов.
 Нельзя не отметить принципиальных отличий между постхристианским иудаизмом, исламом и христианской церковью. Первый момент, непризнание исламом боговоплощения. Для арабов Христос - просто пророк, сын девы, но не бог. Христианство же, на самом деле, это религия откровения, открытия богочеловека. Для мусульманина и иудея, религия - это откровение текста, внушенного богом человеку. У мусульман нет ни иерархии, ни церкви. Для них это переданное свыше учение. Ключевая идея - нетварность Корана. Для иудеев буквы священного алфавита - тот инструмент, которым творился мир. Нет таинств, нет богослужений, храмов, только молельни, толкователи, учителя закона Божьего.
 Следующий момент - непризнание жертвенной любви Бога к людям, милости божьей в христианстве. Для христиан, мы все грешны и только благодаря милости можно спастись. Для мусульман для спасения нужно выполнять закон, спущенный сверху.
 Таким образом, ключевое отличие в том, что откровение в арабском смысле, это закон, спущенный свыше. Следовательно, огромна роль пророка. Отсюда следует нерассуждающая ярость, наступательность, агрессивность ислама. Это повлияло и на католическое восприятие откровения.
 Арабы попали в двойственную ситуацию, когда есть Коран - как откровение Бога и мысли Аристотеля как человека. В поисках истины сложилось несколько школ. Например, арабские аристотелики, которые утверждали, что философ - это уникальный человек, отличающийся от профанов и толпы верующих, избранный, понимающий истину в чистом виде. Народу это недоступно, поэтому возникает проблема адекватности понимания при передачи сложных мыслей. Пророк же другой. Он связан с народом. Через него истина выражается не напрямую, а в виде символов. В этом арабские и иудейские философы связаны с гностиками.
 Были другие варианты, например, течение, полностью отрицающее философию. Для него пророк - это единственная истина, а философия - это ложь, а не очищение от образов. Другое течение - авераисты, для которых существуют две истины: истины философов и религиозные истины.
 Примеры чистых философов - это Авиценна и Аббубацер (ибн Тафейль). Последний написал роман под названием "Живущий сын бодрствующего". В нем рассказывается о некоем человеке, в одиночку на острове постигшем все ступени познания, в том числе и высшую - познание Бога. Потом его посетил мореход и показал ему Коран. Найдя сходство в своем понимании и в понимании Корана этот человек поехал к людям, но понял, что передавать истину в чистом виде нельзя, а можно только притчами.
 Сама идея противопоставления науки и религии возникла именно у арабов и иудеев. Для араба и иудея идеальными объектами (эйдосами) являются священные знаки, буквы и т.д. Общая концепция похожа на неоплатонизм, а именно: единое порождает ум и душу, они порождают идеальные объекты, от последних порождается весь видимый мир.
 По приданию, Мухамед был косноязычен в обычном своем состоянии и не умел писать. Это не случайно, ведь он был не философ, а пророк, и когда через него вещал Бог, он говорил стихами, сутрами.
 Для платоников, философ - это человек-глаз, внутренним взором, обозревающий весь мир, а для арабов - это человек слуха.
 Для мусульман и иудеев нет возможности внутреннего преображения существа человека.
 Суфии - чистые нефилософские мистики, для которых способом достижения просветления является, например, постоянное повторение имени Аллаха (современные дервиши). Большинство суфитов были поэтами и находились в сложных отношениях с арабской философии.
 Среди центров арабской культуры следует назвать Дамаск, Багдад, Испанию и Марокко.
 
 
 Средневековая западноевропейская философия (схоластика).
 Начиная с X-XI веков времен великой схизмы (раскола) церковная и культурная жизнь Западной Европы начинает развиваться самобытно.
 В XII в. возникают университеты в Болонье, Париже, Кембридже. До этого существовали различные школы, но университеты принесли не новый уровень, а особый дух, особый порядок. До этого большинство образования получалось в монастырях, особых медицинских корпорациях и т.д. Университет же - это особая, признанная государством корпорация учащих и учащихся, занимающихся определенным родом занятий, единое сообщество, похожее на цех. В нем были доктора, магистры, бакалавры и студенты. Наиболее полная структура университетов состояла из 4-х факультетов.
 Первый - подготовительный факультет искусств или философии, на котором обучались до звания магистра или бакалавра. Учили все науки, входящие в трилиум и квадрилиум ( логика, грамматика, риторика, астрономия, геометрия, музыка).
 И три высших факультета: теологический, медицинский и права. Исторически, первыми возникли факультеты права, и стиль преподавания сильно повлиял на формирование мышления схоластов. Как можно истолковать римское право, если авторитете противоречат друг другу. Для преодоления противоречий была разработана техника: диспуты, семинары, лекции, защита диссертаций. Были составлены "суммы" - гигантские учебники по данной дисциплине, строго систематизированные и содержащие рецепты на все случаи. В дальнейшем эти методы стали применяться в теологии.
 Почему университеты возникли именно на западе? Все дело в особенности церкви и римского права. На западе священнику запрещено быть женатым, поэтому нужен был специальный институт для пополнения рядов священников. Факультет права занимался в основном каноническим правом. Надо было установить одинаковой право по всей Европе, одинаково его преподавать и толковать. Это все проводилось под руководством Папы Римского. Помимо подготовки новых священников, готовилась прослойка образованных людей.
 Потом задача стала более широкой. Создать систему наук, систематизированную, одинаково устроенную и преподаваемую. Были составлены суммы по всем основным дисциплинам. Тут то и зародилась схоластика.
 С внутрицерковной точки зрения, вся эта инициатива вызывала большое сомнение. Например, византийцы не приняли систему университетов, так как считали, что живое слово таким образом превращается в образовательную машину, теряет свою силу.
 Следует разделять два этапа в развитии схоластики: до конца XII в. и с начала XIII в.Второй период - это расцвет схоластики ( XIII-XIV века), который совпал с расцветом готики. В этот же период возникают сочинения великих теологов, Например Альберта Великого. Объясняется это тем, что в XII-XIII вв. с арабского было переведено много греческих текстов, в т.ч. Аристотель. Более того, в 1203 г. происходит падение Константинополя и разграбление его культурного наследия. ( Схема была такая же, как в Косово, придрались к внутренним непорядком и взяли штурмом). Было вывезено огромное количество текстов и богатств. Могущество Византии было основательно подорвано. Сразу после этого начинается расцвет университетов, архитектуры и ошеломительный взлет европейской культуры.
 То же самое происходило и в философии. Хотя до этого и были философы, но их было немного, например, Абеляр и Ансельм Кентерберийский. Абеляр был виртуозом схоластических диспутов, современная защита диссертации - это лишь отголосок тех диспутов. Ансельм тоже был выдающимся схоластов.
 В чем же заключалась специфика латинского мышления X-XII веков? Дело в том, что они знали лишь небольшое количество текстов, например, из Аристотеля были известны только "Категории" и "Об истолкованиях", которые составляли первую часть логики Аристотеля. Категории рассуждали о составляющих частях мышления и высказываний: субстанция, атрибут и предикат. На первом этапе схоласты занимались вопросами категорий, грамматики, логики и соотношениями между ними. Выясняли вопрос, какое отношение категории имеют к сущности, Обсуждали соотношение универсалий, номиналей с сущным. Была разработана латинская терминология ведения диспутов, применяемая до сих пор.
 Следует отметить, что многие вопросы в греческой культуре просто не существовали, что связано с особенностями языков, переводов и особенностями восприятия мира различными культурами.
 В этот период можно выделить школы номиналистов, реалистов и концептуалистов. В более поздний период круг философских вопросов сильно расширился, например, появилась вторая часть логики Аристотеля: "Аналитики" и "Топика", рассказывающих о силлогизме - науке об выводе утверждений из достоверных фактов ( "Аналитики") и предположений и вероятностных суждений ("Топика"). Увлечение силлогистикой продолжается до сих пор.
 В университетах преподавали представители различных орденов, особенно среди теологов. Наиболее видные ордены - доминиканцы и францисканцы.
 Среди доминиканцев выделяется Альберт Великий и Фома Аквинский, который утверждал, что откровение и знание разума не противоречат друг другу, что разум имеет границы, что он без откровения.
 Среди Францисканцев следует назвать Бонавентура, Иоанн Дунс Сиот, Р.Бэкон, Оккам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Лекции по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.
 ЧАСТЬ 2
 Илларионов С.В.
 
 
 Конспекты, любезно предоставленные Надей Закамской, с минимальными изменениями. Авторские выражения по мере возможностей сохраняются. Приносим заранее извинения за опечатки и неточности.
 Средневековая философия.a
 Любая периодизация условна. Например, XVIII век начался в 1714 г. со смертью Людовика XIV, а закончился в 1789 наступлением Великой Французской революции. Также XIX век закончился в 1914 году. Конец эпохи античной философии пересекается со средневековой философией, действительно неоплатонизм существовал на рубеже эпох.
 I период средневековой философии - патристика (писания отцов церкви) Восточная патристика: Климент Александрийиский, Офиген, Иоанн Златоуст. Это, в основном, теологическая философия. Западная патристика: Тертуллиан Квинт Септилий (160 - 220), Августин Блаженный. Основная тема - взаимоотношения философского Знания и Веры. В восточной патристике подчеркивается компонент Веры, толкование Священного писания. В западной патристике более развита проблема Знание-Вера. Тертуллиан писал: "Христианская догматика не может быть рациональной", "Верую, потому что абсурдно", - то есть в это можно только верить, нельзя осмыслить. Догмы, которые вызвали большие дискуссии:
 * Триединство Бога
 * Две природы: человеческая и божественная - Иисуса Христа.
 Появилось много ереси, например, учение Ария о единственности Бога (осуждено на Вселенском соборе 325 года, всего их было 8 до распада единой церкви). Это учение не исчезло, арианское вероисповедание было принято готами, и только в 529 году в королевстве готов в северной Испании было принято ортодоксальное христианство.
 Споры о сущности Христа тоже вызвали появление ересей. Ортодоксальная точка зрения - дуафизитская. Одна из ересей - монофизиты организовали свою церковь (эфиопы, египтяне). Они утверждали следующее. Могла ли женщина родить Бога? Нет. Появились и споры о природе Марии. Несториане утверждали, что Мария родила просто человека Христа, а Богом он стал потом. Мария - Христородица, а не Богородица.
 Историю средневековой философии составили попытки рационального осмысления христианской догматики.
 Блаженный Августин (354-430) v обще христианский святой, канонизированный еще до раскола церкви. Его учение определило средневековую философию. Основной момент - со времен Августина эталоном философского учения стало учение Платона, философия Аристотеля была отвергнута, как несовместимая с христианством. В основе - учение о двух мирах: физическом и небесном (идеальный мир Платона) в книге "О граде Божьем". Учение о двойственности мира Платона воспринималось как провозвестник христианства.
 В христианском мире: ангелы, архангелы, херувимы, серафимы, престол, власть и т.д. - это 9 ступеней идеального мира. По Тертуллиану, объекты небесного мира неразличимы, отличаются только рангом ("квантовым числом :))"). Тертуллиан давал свой ответ на вопрос времени, проблемы творения мира. Он говорил, в то время как мир еще не был сотворен, Господь готовил великую кару тем, кто дерзнет задать этот вопрос.
 Западная Римская империя подвергалась сильнейшим нападкам со стороны "варваров". Западная философия основана на Римской. Шел упадок философской культуры даже в Византии, хотя она не подвергалась постоянным нападениям, просто мысль там была слабее в философском плане. Распад произошел в 470 году. Нашествие остов, венгров (у последних убили женщин, и они взяли в жены женщин из христианских племен, тем самым утратили монголоидный тип, но сохранили язык и традиции). Каждое такое нашествие истощало римскую империю. Римское право очень долго держалось, но в средние века акты еще писались в терминах римского права, хотя и уже подразумевали другое содержание (например, фискальные отношения, сбор налогов - стали обозначать взаимоотношения между вассалом и сюзереном). Собственно философский аспект трудов был вытеснен.
 В Византии до XII века не было набегов и разрушений, но и там философский компонент был вытеснен теологическим.
 II период.
 С VII века - "мрачное время", упадок философской культуры, хотя и были "просветления", например, при Карле Великом.
 III период.
 В это время набирает силу, так называемая, арабская философия, которая писалась на арабском, хотя большинство авторов не были арабами. Сначала арабские завоеватели вели себя как варвары, уничтожали культуру завоеванных, что увенчалось сожжением Александрийской библиотеки. Халиф Омар говорил: "Если в этих книгах есть то, что есть в Коране, то они не нужны, если не то, то вредны". Далее, как обычно бывает, они начали активно усваивать новую культуру (как римляне греческую, а готы - римскую). Арабы оказались весьма способными учениками, стали активно усваивать старую философию. Наиболее интересным в арабской философии является усвоение аристотелизма (IX-XII века). Это особенно важно, так как в Западной Европе Аристотель был объявлен несовместимым с христианством и забыт. Значительные представители: Авиценна (Абу Али ибн Сини) 980-1037, Авемпис (ибн Бадджая) кон. XI-1138, Абубацер (ибн Туфейль) 1100-1185, Аверрох (ибн Рому или ибн Руму) 1126-1198 и предшественник Авиценны Аль Фарабн, который перевел Аристотеля на арабский. Для них очень важно было совмещение традиционного мусульманского мировоззрения и философии Аристотеля. Это им в значительной степени удалось. В основном, в вопросе о сотворении мира. Авиценна говорил, что мир совечен Богу. Не было времени, когда не было мира. Бог творит мир все время, мир как его творение есть его же проявление. Изучение мира есть изучение Бога по его проявлению. Это очень резко отличается от платонизма, который разделяет земной мир и божественный. Арабские аристотелисты разработали идею двойной истины: истины религиозной и истины разума. Истина разума связана с изучением мира, как проявления божественного творения. Эта идея связывается с именами более поздних авторов, чем Авиценна, и является продолжением его концепции. Такая религиозно-философская традиция ориентировала людей на изучение мира, а не отказ от него, не на аскетизм. С этим связан один из периодов становления науки, которая, по-хорошему, началась лишь в конце XVIII века, когда был усвоен метод научного познания.
 Периоды развития научного познания:
 I период - систематизация и упорядочивание знаний. Вавилон и Древний Египет. Например, вавилоняне знали правило Пифагора и пытались по периодичности предсказывать затмения, мы это знаем, так как вавилонские тексты - глиняные таблички не горят и не гниют.
 II период - греческий. Логика и доказательство.
 III период - арабский. Развитие медицины, астрономии, алхимии, математики, все это связано с усвоением аристотелизма.
 В арабской философии также представлен и платонизм, точнее неоплатонизм, связанный с мистическим учением суфитов.
 С XI-XII веков начинается новый подъем европейской философии, связанный с усвоением идей арабских аристотелистов, Аристотеля усваивали заново, в переводах с арабского. Во всех европейских университетах того времени были кафедры арабского языка для перевода авторов. Самих европейских аристотелистов называли аверроистами. Лагранж в своей "аналитической механике" писал: "Я надеюсь, что старая механика с рисунками и векторным сложением будет реликтом, как кафедры ориенталистов в наших университетах." Эта арабская культура отличалась большой мобильностью, Авиценна жил в Средней Азии, Аверрох в Испании. Обмен информацией, идеями совершался очень быстро - в течение 10 -12 лет произведения, написанные в Средней Азии, становились доступными и известными в Испании.
 Итог: существовало 4 периода средневековой философии. I период - патристика, II - застой, III- арабская философия, IV - схоластика.
 IV период.
 С конца XI века начинается развитие схоластики. Само слово схоластика не имеет в философии оценочного оттенка. Первоначально означало систематическое образование. Именно в этот период сложилась система образования: начальная школа - тривиум (по количеству изучаемых предметов - чтение, письмо и счет; отсюда и слово "тривиальный"), высшая школа - квадрилиум. Тогда же в Европе появляются первые университеты. Особенно известен Парижский, который являлся государством в государстве с собственной полицией и прочее. Сила его была такова, что он мог вступить в спор с папским престолом, что и случалось несколько раз. Школяры были буйные и спасались от преследователей на территории университета (Сигер Брабантский, например).
 Наиболее крупными представителями европейского аристотелизма были: Ансельм Кентерберийский 1033-1109, Абеляр 1079-1142б Сигер Брабантский (Брабант=Бельгия+Голландия), Роберт Гроссетест 1175-1253, Роджер Бэкон (ученик предыдущих) 1214-1292, Альберт Великий Больштедский 1193/1207-1280, Фома Аквинский или Аквинат (ученик предыдущих) 1225-1274, Дунс Скотт 1265-1308, Уильям Оккам 1285-1349, Жан Буридан 1300-1358. Они начинают усваивать Аристотеля, его учение подвергается переработке. Аристотель был сильно платонизирован, в первую очередь его логика, его теория доказательства. Это в значительной мере повлияло на будущую судьбу схоластики, в том числе и не ее последующий упадок. Одна из целей схоластики доказать логически теологические положения. То, что надо доказать уже задано, задача состоит в том, чтобы построить цепочку доказательства. Это предопределило угасание схоластики, но поначалу сыграло свою роль. В частности, Ансельм Кентерберийский начал следующее доказательство бытия Божия - первое из 5ти существующих. Через 600 лет Кант проанализировал и нашел, что во всех либо есть порочный круг, либо в основании лежит неочевидное утверждение (это называется предвосхищением основания - petitio principia). Ансельм Кентерберийский построил первое - онтологическое. Во всех этих доказательствах используется принцип двойной истины. Это был способ не входить в конфликт с сильной церковью - до Френсиса Бэкона. Потом эта идея была забыта до XIX века, когда уже сама церковь стала использовать идею двойной истины против натиска науки.
 Усвоение Аристотеля шло сильно против папского престола. Сигер Брабантский, например, вошел в конфликт и умер в тюрьме. Папский престол был очень силен, с ним не рисковали спорить короли (например, Джемс I, брат Ричарда Львиное Сердце был отлучен от церкви и вынужден был дать Хартию Вольностей и положил начало парламенту в Англии). Папский престол мог запретить богослужения и тут же начинался бунт.
 Учение Аристотеля удалось приспособить к христианской идеологии. Например, таинство пресуществования, превращения вина и хлеба в кровь и тело. Здесь пригодилось учение о типах причин. По Аристотелю, материальный субстрат бесформенный, это только потенциальная возможность (некоторая тавтология, двумя словами обозначено одно и то же). На субстракт накладывается идеальная форма. С этой точки зрения и объясняли таинство пресуществования.
 В то же время вспомнили и атомистическое учение. Первым его пропагандистом стал Абеляр. Это учение было крайне еретическим, так как сущность предмета определялась его атомным составом, не изменяется и никакого таинства пресуществования в рамках этой концепции нет. Считалась крайне еретической вплоть до XVII века.
 Один автор утверждал, что Бруно казнили не за пропаганду гелиоцентризма (так как такого догмата в религии нет), а за атомистические взгляды. А Галилея спасли от еще более страшного обвинения в атомизме обвинением в гелиоцентризме.
 Только в протестантизме (Френсис Бэкон) стало возможным свободное высказывание атомистических взглядов, так как в нем нет таинства пресуществования. Логика же была принята относительно легко, сыграли роль века неприятия. На базе этой логики были созданы университеты.
 Усвоение Аристотеля шло с большим трудом, встречая значительное сопротивление папского престола, но за 200 лет все-таки продвинулось.
 Фома Аквинский смог с достаточной степенью органичности совместить идеи Платона и Аристотеля: "сумма теорий" стала философским обоснованием католической церкви. Логическое Аристотелевское доказательство христианской догматики стало основным достижением. "Философия - слуга теологии" - так он формулировал свою точку зрения. То есть теологические положения уже заданы, философия должна их доказать. Были собраны 5 доказательств бытия Божьего. Первое принадлежит Ансельму Кентерберийскому - онтологическое доказательство. Онтос означает существование. "Мы мыслим Бога как совокупность всех совершенств, как наисовершеннейшее существо". Но в понятие совершенства входит признак (предикат) существования, так как несуществующее не может быть совершенным. Следовательно, он существует. (Здесь упущено положение о том, что все, о чем мыслится с необходимостью существует.)
 Второе - телеологическое. Телеос - цель.
 Третье - космологическое (название неустойчивое).
 Итак, второе доказательство. Все в мире имеет свою причину. Эта причина в свою очередь имеет свою причину. Но должна существовать окончательная причина всего. Этой причиной является Бог.
 Третье доказательство. В мире все устроено очень гармонично, все является гармонизированным друг с другом. Должен существовать источник этой гармонии - Бог.
 Четвертое доказательство - антропологическое. Бог - всеблагое существо, он лишен зла. Ложь есть зло. Так не будет же Бог обманывать человека, внушая ему веру в Бога.
 Пятое доказательство - этическое. Существование Бога необходимо как основание для нравственности жизни.
 Все эти доказательства, даже первое, не принятое Фомой Аквинским, в дальнейшем часто использовались различными авторами, в том числе в виде вариаций и комбинаций: Декарт - 3+4, Лейбниц - 3 в развернутой форме, Кант подверг эти доказательства критике и обнаружил ошибку "предвосхищение основания", но, тем не менее, использовал 3 и 5. "Что убеждает меня в существовании Бога - звездное небо над головой и нравственный закон внутри меня," - знаменитая фраза Канта. Достоевский использует этическое правило в "Братьях Карамазовых": "Если Бога нет, то все позволительно". Флоренский - 4: "Если есть "Троица" Рублева, то есть Бог," - то есть если Бог смог внушить Рублеву такую веру, то он существует.
 В споре Рассела и настоятеля Кентерберийского собора использовался 2ой вариант доказательства.
 Таким образом, в той или иной форме эти доказательства использовались в обоснование христианских догматов. Неоплатонизм (неофоминизм) по настоящее время является официальной философией католической церкви. Фома Аквинский канонизирован и назван "ангельским доктором".
 Обращение к Аристотелю вызвало, как и в арабском мире, повышение интереса к изучению природы, XIII-XIV века: развитие европейской алхимии, например. В XIII веке один из представителей европейского аристотелизма Роджер Бэкон (он был крупным алхимиком) выдвинул идею опытного изучения природы. В начале XVII века появилась идея эмпиризма Фрэнсиса Бэкона, которая в каком-то смысле явилась уже последовательницей.
 Аристотелизм внушил интерес к проблеме движения. Аристотель сделал важный шаг, разделив все движение на естественные (к своему месту или круговые) и насильственные (по причине - материальной (субстрактной), формальной (наложенной на субстракт), действующей (обычной в нашем понимании), целевой или конечной (у каждого процесса есть цель)). В XIV веке снова начинается обсуждение проблемы движения. Жан Буридан высказывал в связи с этим очень интересные идеи. (Буриданов осел, например, связан с проблемой недетерменированностью поведения человека, обладающего свободой воли.) Буридан предложил новый подход к проблеме сил: в тот момент, когда действует сила, она сообщает телу некое свойство - импульс. Тело движется, пока не растратит импульс (на сопротивление). Таким образом, эти новые идеи механики Ньютона появились в средние века.
 Положительная преемственность - автор продолжает идеи предшественника, отрицательная - полемизирует с ним. Здесь мы имеет дело и с положительной и с отрицательной преемственностью идей Аристотеля.
 Дискуссия XI-XIV веков, определявшая развитие средневековья, - великий спор реалистов и номиналистов. Это был спор о природе общих объектов, объектов общего характера -универсалий. Типичный пример, красное. Как существует красное? Позиция реалистов: универсалии реально существуют в мире универсалий. Это позиция Платона - Аристотель был усвоен средневековьем в платонизированной форме. (Но реалист в современной языке ~ материалист, хотя этот термин усердно избегают в иностранной литературе, так как термин "материалист" стал оценочным. Поэтому в современной литературе употребляют термин "реалист", а средневековых реалистов называют платонистами). Номиналисты, от "номен"- имя, считали, что универсалии - это имена, которые люди дают сходным по своим свойствам в нашем восприятии объектам. Эта дискуссия происходила еще в античные времена между платонистами и скептиками. Было даже изречение: "Лошадь вижу, лошадность не вижу". В средние века этот спор приобрел особо острый характер. Более последовательные аристотелисты: Буридан, Бэкон - занимали номиналистические позиции. В современной литературе номиналистов называют концептуалистами- универсалии существуют как концепции в нашем сознании, а вообще между ними нет разницы. Фома Аквинский занимал позицию умеренного реализма - универсалии существуют дважды: и в особом пространстве, и в сознании, как концепции (хотя тоже не понятно, где же здесь умеренность :) ).
 Развитие интереса к изучению мира вызвала то, что весьма принципиально стала проблема объяснения. В средневековой схоластике появилась тенденция объяснять каждое явление своей сущностью: магнит притягивает, так как обладает магнитной сущностью. Началось бесконтрольное размножение сущностей. Против этой тенденции выступил Уильям Оккама: "Не надо создавать больше сущностей, чем необходимо." В средние века этот принцип назывался "бритва Оккама", но сыграл большой роли, так как все сущности были выдуманы. Но когда началась наука нового времени, этот принцип стал основополагающим в развитии науки под названием "принципа простоты". Так протягивается линия преемственности от античной философии к средневековой и к новейшей.
 Конец XIV - начало XV веков - схоластика вступает в полосу застоя, развивается только формальная техника доказательства, подобная софизмам, а новых идей не появлялось. Это и создало схоластике дурную славу и придало слову оценочный характер.
 Следующий этап был связан с критикой и преодолением схоластики - этапа Возрождения. Можно считать эту эпоху, завершение средневековья, можно начинать с нее отсчет существования философии нового времени, можно выделить в отдельную эпоху между средневековьем и новым временем.
 Схоластика сложилась и процветала в XIII-XIV веках. В ней было несколько противоречивых моментов, выродилась в технику для псевдодоказательства некоторого заранее заданного тезиса, что и создало ей дурную славу. Этот момент все усиливался с течением времени. Но был и положительный момент: возвращение к Аристотелю, возрождение науки, интерес к естествознанию. Однако внутренние противоречия, в конце концов, взорвали всю схоластику.
 Эпоха возрождения - вторая половина XV века.
 Ренессанс - это продукт внутреннего развития человечества. Трудно поверить, что оно началось с того, что в 1453 году турки захватили Константинополь, и византийские ученые уехали в Италию. Но эллинская образованность занимала лишь небольшое место в византийской культуре. А основным направлением было теология, причем основанная не на Аристотеле, а на писаниях отцов церкви.
 "Возрождение" от чего? Сами люди понимали, чо живут в переломе, и считали, что это возрождение античной культуры после темного средневековья. Мы сейчас понимаем иначе.
 Этот процесс распространялся с Юга на Север: Италия, южная Германия, Франция, Англия. До Англии процесс дошел в конце XVI- начале XVII веков. Процесс шел диффузно. Одна из характерных черт эпохи Ренессанса - изменение идеалов жизни и появление явления, называемого гуманизмом эпохи Возрождения (который, впрочем, имеет немного общего с тем, что мы сейчас называем гуманизмом). В средние века, в эпоху господства христианского мировоззрения идеалом был христианский и скорее даже аскетический образ жизни (по крайней мере, из всего сложного комплекса сложной средневековой культуры можно выделить такой компонент). На смену этому пришел идеал полного раскрытия внутренних человеческих возможностей - гуманизм. При этом действительно обратились к античности, идеализируя ее, понимая ее крайне ограниченно, но все равно связывали эту идею с античностью. При этом гуманизм был крайне индивидуален и эгоистичен, что его и отличает от нынешней гуманности. Например, в "Ромео и Джульета" описывается итальянский город эпохи Ренессанса - все друг друга убивают. Бенвенуто Челлини писал в мемуарах, что вынужден был ходить к любовнице вооруженным до зубов.
 Одной из характерных черт эпохи гуманизма является жесткое отрицание схоластики, часто в иронической форме. Уильрих фон Куттен, Эразм Роттердамский "Похвальное слово глупости", Брант "Корабль дураков" - наргонная (дурацкая) литература, ироничная и само ироничная. ("Я на корабль сам вхожу, зачем, о том сейчас скажу... науки дух оберегает книги от мух..." - много книг, которые он не читает. Корабль дураков отплывает в страну Наргонию.) Самое знаменитое произведение - "Гангратюа и Пантагрюэль" Рамбле, где схоласт учитель сделал Гангратюа полным дураком, а потом учитель- гуманист развил его способности.
 Эпоха гуманизма, видимо, не случайно совпала с религиозной реформацией (с 20х годов XVI века). Больше столетия по всей Европе идут религиозные войны. Последней была 30ти - летняя война 1618-1648. Эти войны оказались страшно жестокими: Варфоломеевская ночь и прочее. Это же происходило не только во Франции. В Голландии протестанты сделали то же самое с католиками. За время 30ти - летней войны население Германии уменьшилось более чем в 2 раза, так что во многих городах было официально разрешено многоженство (пик пассионарности? :) ). Результатом явился раскол Западной церкви. На части Европы сохранилась католическая церковь, подчиненная Папе Римскому, а на Севере и в некоторых других областях - различные виды протестантизма. Например, наиболее крупный представитель - англиканская церковь, наиболее консервативная и близкая к католицизму. Генрих VIII хотел развестись с очередной женой Екатериной Арагонской, Папа не дал согласия на развод, и Генрих объявил себя главой церкви. Все осталось как прежде по существу. Лютеранская форма - Германия, Скандинавия, Прибалтика. Гугеноты (кальвинизм) - во Франции, в Швейцарии, в Голландии; английские и шотландские пуритане. Баптисты. Были еще мелкие ответвления, некоторые из которых не дожили до сегодняшних дней (анабаптисты, менониты - южная Германия, их последователи эмигрировали в США и до сих пор говорят на старогерманском языке и не пользуются двигателями и механизмами, а также в южную Африку, где слились с бурами).
 Философия эпохи Ренессанса связана с резкой критикой схоластики. Ее философские идеи ближе к Платоновским, но аристотелезированны (в эпоху средневековья было наоборот). Отказаться от изучения природы, привитой аристотелизмом, уже было нельзя. Но сама природа понималась в платонизированной форме, так как основная идея - это идея космической гармонии. Природа толкуется с точки зрения идей гармонии. Авторы: Николай Кузанский (кардинал римской церкви в городе Кузе, его настоящая фамилия Кребс) 1401-1464, Пико де Мирандола (Джованни) 1463-1494, Леонардо да Винчи 1452-1519, Николо Макиавелли 1469-1527, Бернардино Телезио 1509-1588, Джордано Бруно 1548-1600. Именно они и являются собственно философами и высказывали оригинальные идеи. Есть еще и популязаторы, типа Рабле.
 С одной стороны, начала развиваться космологические натурфилософские картины мира: Кузанский, Телезио, Бруно. Одна из фундаментальных идей - идея мировой гармонии, она стала выражаться математически. Эпоха Ренессанса - это расцвет математики. (Кардан, Николо Тарталья, который нашел общую формулу решения кубических уравнений, а Кардан их выпросил и опубликовал. В те времена были соревнования математиков по определенному классу задач, Тарталья именно к этому событию и постарался. Кардан же эмпирически открыл, что наибольшая дальность бросания, то есть баллистического полета, если бросить груз под углом 45 градусов. Это был стратегический секрет, так как это было время метательных орудий.) XVI век - это исследование формы кривых, задаваемых различными уравнениями, например "Локон Альгези" по имени женщины-математика. Все это закончилось, когда Декарт создал аналитическую геометрию - общий способ. Это увлечение кривыми привело к созданию аналитической геометрии. Один из последних представителей натурфилософии - Иоганн Кеплер.
 С другой стороны, гуманизм эпохи Возрождения. Здесь в центре внимания стояла проблема человека, которая логично переросла в проблему общества. В это время появилась концепция естественного человека, в противовес средневековой философии, как человека наделенного естественными характеристиками. Этому посвящены работы Мирандола, да Винчи; проблема общества - у Макиавелли: "Государь" ("Принцепс"), где излагаются некоторые правила управления государством. Макиавелли преподносят как сторонника неограниченного самодержавия. Но он был республиканцем, членом Совета. Есть мнение, что эта книга - политический памфлет, направленный против самодержавия, а конкретно - против Борджиа. Но в дальнейшем за Макиавелли установилась репутация сторонника циничного самодержавия.
 Именно эпоха Ренессанса и идея естественного человека дала начало такому жанру, как утопия: Томас Мор (Мур) "Утопия", Томаз Кампанелла "Город О", Рабле (элементы утопии есть в изображаемом им аббатстве). Во всех этих утопиях, как и в трудах Платона, есть элементы антиутопии. Например, в "Городе О" много посвящено организации института, который у нас называется "стукачеством". Вряд ли можно говорить о благородных мечтателях - утопистах. Самое интересное в этот период - это появление идей естественного права. В средние века право трактовалось как божественное установление. Голландец Гуг Гроцц является классиком юридической литературы. Он был прямым продолжателем Юстиниана, между ними не было значительных авторов.
 При всем том философия эпохи Ренессанса не смогла полностью преодолеть средневековую схоластику. Протестантизм выработал довольно быстро свою схоластику, которая была ничем не лучше, чем ортодоксальная католическая. Но в протестантизме было больше идеальных, мистических элементов, католическая же была более рациональная. Протестанская церковь очень долго сжигала колдунов. Католики с течением времени прекратили преследование колдунов (самое страшное время - конец XIV - начало XV веков, время "Молоха ведьм"), а протестанты еще долго продолжали, например, салемский процесс в США в конце XVII века. С другой стороны, в борьбе с протестантами католическая церковь значительно переработала и усовершенствовала схоластику. Значительную роль в этом сыграл орден иезуитов, созданный для сохранения католической церкви. Была создана специальная система образования - иезуитские колледжи (в основном во Франции), где была прекрасная система образования. Это были учебные заведения на грани средних и высших. По-разному реформируемая схоластика в XVI веке оставалась непреодолимой, и решающим моментом в ее преодолении была эпоха Нового Времени. Официально Новое Время началось в 1642 году с началом английской революции. В философии эта эпоха началась на 30 лет раньше.
 У истоков философии Нового Времени стояли:
 * Фрэнсис Бэкон 1561-1626
 * Рене Декарт (де Карт, Картезий, его последователи - картезианцы) 1596-1656
 * Галилео Галилей 1564-1642
 Бэкон. В истории философии трудно найти более противоречивую фигуру. Гениальный мыслитель, по тем временам крупный ученый. (Именно он пришел к выводу, что теплота есть проявление внутреннего движения, хотя в XVIII веке довлела идея теплорода.) Мученик науки - решил проверить, предохраняет ли набивание тушки снегом от гниения. Он набил тушки птиц снегом, простудился, заболел пневмонией и умер, но перед смертью написал, что опыт увенчался успехом. Барон Веруанский, виконт Сент-Альманский, лорд-канцлер Англии. Предатель и взяточник. О нем могли написать как о звездном часе человечества - философское эссе; как о человеке, сделавшем такую карьеру (в Англии он был третьим человеком после короля и принца) - авантюрный роман.
 Он не был потомственным дворянином. Впрочем, в то время дворянства потомственного вообще не осталось, так как во времена войны Алой и Белой Роз дворянство было вырезано до такой степени, что не осталось ни одного носителя герцогского титула. (Существует анекдот, что брат короля был вынужден жениться на 60ти - летней женщине, носительнице герцогского титула. Но у него не было детей поэтому. И король Ричард III, устранявший соперников, утопил его в бочке с вином, так как тот хотел умереть "утонув в вине".) Дед Бэкона был управляющим. Его отец при Генрихе VIII сделал карьеру и стал лордом- хранителем печати. Фрэнсис Бэкон был его младшим сыном и никакого наследства, кроме хорошего образования в Оксфорде, не получил. После окончания занялся юридической практикой. Право в Англии было (и остается) очень сложным и основано на прецедентах. (Специальные работники - Attorney даже не выступают в суде, а готовят материалы.) Подготовка к таким процессам очень сложна. Так что Англия чуть не родила, таким образом, новое карликовое государство типа Лихтенштейна, Андорры, Монако или Сан-Марино. В средние века был пиратский остров, который считался суверенным, так как его не могли завоевать. После первой мировой войны его купил один "фрукт" и, основываясь на средневековом постановлении, объявил себя его королем. Основал на нем бар, куда приезжали побережные кутилы, даже напечатал собственную валюту, но во время экономического кризиса, связанного с Великой Депрессией был его продать. Английское правительство по кусочкам скупило его и отменило средневековый указ.
 Бэкон блестяще выступал в суде, был очень известным литератором, настолько, что была легенда, согласно которой шекспировские произведения были написаны Бэконом от имени бедного актера. Он стал секретарем фаворита королевы Елизаветы лорда Секса, который допустил оплошность (провалил экспедицию в Ирландию, впутался в интриги с Марией Стюарт) и был арестован. Бэкон сам составлял ему обвинительное заключение. Карьера Бэкона быстро продвигалась при Якове I Стюарте (в Шотландии он был Джеймсом VI или даже VII). Примерно в 1620 году его карьера резко оборвалась - его обвинили во взяточничестве. ("Да умный человек не может не быть плутом" Грибоедов.) Оправдывал он себя тем, что брал взятки лишь в том случае, когда и так бы принял такое решение. Был заключен в Тауэр, далее началось что-то странное: был отправлен в ссылку в собственное поместье, но уже при Карле I тут же был восстановлен в правах. Это выглядит очень странно и есть предположение, что на самом деле взяточником был сам Карл I, а Бэкон подставился, чтобы не вызвать скандала в королевском семействе. Даже его современники заметили, что такой блестящий юрист так слабо защищался в суде.
 Бэкон не вернулся ко двору и написал "Новый органон" (задумывал его как грандиозный свод по новым наукам, но не все успел). Это был первый философский трактат на английском языке. На латынь его перевели позднее. Таким образом, это еще и памятник английской литературы.
 Фрэнсис Бэкон начинает с проблемы познания. Знание он понимает как практическое знание, а не абстрактную мудрость. Ему принадлежит афоризм "Знание - сила". Знание он понимал как силу, которую человек использует, чтобы изменять мир. Его обвиняли в том, что он использовал свои знания о людях для придворных интриг.
 Так ставя вопрос о получении нового знания, он острейше критикует схоластику. Его "Новый Органон" написан очень ярко. Обвиняет схоластику в бесплодности, так результат рассуждений схоластов заранее задан, причем чаще всего - теологический. Он уподобляет схоластику женщине в монастыре. В качестве задачи Бэкон ставит создание идеологии получения нового знания. Знание в целом он включает в состав философии и разделяет на уровни: разумное мышление (знание, философия), религиозное (теология), память (история) и воображение (поэзия). Использует концепцию двух истин, чтобы избежать конфликта с религиозными организациями. Его обвиняли в религиозном лицемерии, так как он вводил, но не рассматривал религиозное мышление. Возможно, это просто отражение переломности эпохи в его сознании.
 Следующий важный момент - анализ факторов, мешающих развитию сознания. Если уподобить сознание зеркалу, отражающему мир, то его надо сначала очистить. Знаменитая теория четырех идолов (идол здесь - это что-то обманчивое, зыбкое как болотный огонь, призрачное). Одной из важнейших задач Бэкон считает освобождение от идолов. Мы выстроим их в порядке возрастания трудности их преодоления:
 1 Идол рынка, площади. idola fon - идол, связанный с употреблением языка. Бэкон считает, что в языке, который мы употребляем, отражаются старые представления, устаревшие концепции. В языке отражено традиционное мышление людей. К тому же, в естественном языке одно и то же слово может обозначать разные предметы. Отсюда вытекает взаимонепонимание. В дальнейшем это ведет к спорам о правильном значении слова. Или может быть, что один и тот же предмет обозначается разными словами. В качестве способа преодоления Бэкон предлагает создать однозначный язык, в котором нет двусмыслености. Но если мы этого сделать не можем, то перед обсуждением надо договориться о терминологии.
 2 Идол пещеры. Используется образ платоновской пещеры. Идол, связанный с воспитанием, образованием, социальным положением. Каждый человек смотрит со своей точки зрения, из своей пещерки на мир. "Арендатор и лендлорд воспринимают мир по-разному." В качестве преодоления Бэкон предлагает выделить то, что является общим в восприятии различных людей. Макс Борн в "Физике в жизни людей моего поколения" развивает эту концепцию и приходит к идее инварианта, как показателя реальности и истинности. Познание идет по пути выделения инвариантных характеристик. Даже статья Борна начинается так же: "Фермер и банкир воспринимают мир по-разному".
 3 Идол театра - идол авторитетов, когда какой-либо вопрос решается ссылкой на авторитетов. Сюда же относятся и ходячие мнения - анонимные авторитеты. В качестве средства против этого идола Бэкон рекомендует критическое отношение и пересмотр этих позиций. Бэкон является родоначальником идеи научного критицизма.
 4 Идол рода. Мы все обладаем общими, родовыми характеристиками. Может быть, в силу этого мы одинаково искаженно воспринимаем мир, например, мы все не видим инфракрасного излучения. Многие философские учения представляют собой абсолютизацию этого идола, например, Кант: "Наше восприятие мира, связанное с существованием априорных форм человеческого сознания, например, пространство-время, причинность. Следовательно, мы не можем познать сущность мира, так как в наше познание мы вносим эти априорные характеристики, которые миру не присущи." Эта проблема до сих пор не разрешена. Замечательно, что Бэкон смог поставить эту проблему, хотя и сам считал, что смог ее разрешить. Бэкон рассмотрел ее на примере привычки подходит ко всем вопросам с телеологической точки зрения, что, как он считал, является родовым признаком. Однако основателем телеологического подхода был Аристотель с его учением о типах причин. Например, никакой телеологии в атомистике Демокрита не было. Таким образом, критикуя этот телеологический способ мышления Бэкон, критикует не идол рода, а идол театра - с Аристотелем в лице непререкаемого авторитета. Критика теологического подхода продолжалась примерно 150 лет до "Механики" Ньютона, а в биологии этот телеологический подход способ до сих пор присутствует (в 20е-30е гг. Ганс Дриш использовал целевые причины Аристотеля для описания организмов). Гюйгенс привел шуточный пример использования (неправильного) такого подхода. "На Юпитере много конопли. Действительно, зачем нужна Луна? Чтобы указывать путь мореходам, когда нет Солнца. На Юпитере 4 луны, следовательно, много мореходов, следовательно, много кораблей, следовательно, надо много снастей, которые делают из конопли, следовательно, много конопли." Это стиль мышления. В XVIII в Мопертюи открыл принцип наименьшего действия и попытался дать ему телеологическое объяснение.
 Бэкон группирует 1и 3; 2 и 4, считая их родственными.
 Как получить новое знание? Бэкон сравнивает 3 пути получение нового знания:
 * "путь паука" - получить знания изнутри самого себя, как паутину. Однако последняя редкая и непрочная (по тогдашним понятиям), поэтому этот путь (схоластику) Бэкон категорически отвергает.
 * "путь муравья " - путь опыта, но опыта случайного, несистематизированного, подобно тому, как муравей тащит к себе всякий мусор (по тогдашним понятиям). Также отвергает этот путь.
 * "путь пчелы" - собирает пыльцу и нектар и перерабатывает в более ценный продукт - мед. Источником познания является опыт, систематизированный методом.
 Бэкон является родоначальником философского эмпиризма в философии Нового Времени (у него были предшественники - в античности Секст Эмпирик, в средние века Роджер Бэкон).
 1. Бэкон понимает опыт не просто как пассивное восприятие, а как активный эксперимент. Со времен Бэкона активный эксперимент является важнейшей формой познания. "Природа проявляет себя полнее всего, будучи поставленной в стесненные условия".
 2. Идея метода, который позволяет обработать неупорядоченные данные. Этим наука отличается от донауки. В качестве метода Бэкон предлагает метод индукции. Бэкон рассматривал индукцию как способ получения материала для последующей дедукции. Дедукция - выведение следствий и частных случаев из общих положений. Индукция - частные случаи наводят на общие положения. Индукцию использовали и раньше, но Бэкон отличает характерную черту использования индукции: из 2х-3х подходящих случаев делается общее положение. Этот способ Бэкон резко критикует, но в гуманитарных науках этот способ до сих пор практикуется. По тем временам идеи Бэкона были революционными.
 По Бэкону, индукцию надо рассматривать как многоступенчатый процесс: частные случаи подвергаются обобщению низшей степени общности (эмпирические закономерности), средней степени общности (теоретические закономерности), высшей степени общности (фундаментальные законы, вроде сохранения энергии). Эта идея получила интересное развитие: она является основной в методологическом мышлении Ньютона, который рассматривал высшие степени общности как фундаментальные принципы, на которых должна базироваться любая теория. С.И.Вавилов назвал это "методом принципов Ньютона". Бэкон стремится так разработать этот метод, чтобы он приобрел строгость, близкую к строгости формальной силлогической логики. Например, индукция бывает полной и неполной. Полная - это когда мы имеем дело со всеми проявлениями процесса. Практически полная индукция никогда не встречается. Полнота: любое утверждение, которое может быть сформулировано в языке этой теории, можно было бы доказать в рамках этой теории либо как истинное, либо как ложное. Арифметика натуральных чисел не является полной. Булева алгебра является полной. Наш мир, по крайней мере, не беднее арифметики натуральных чисел, следовательно, о полноте говорить не приходится. Метод нуден именно в силу неполноты.
 Бэкон предлагает собирать по возможности полно все случаи, когда изучаемый фактор присутствует, затем, когда отсутствует, и затем эти случаи сортируются по степени присутствия фактора. Эти три класса составляют основу для индуктивного обобщения. Именно на основании этих таблиц он сделал вывод, что теплота является проявлением движения, но для него это было лишь иллюстрацией индуктивного метода.
 Бэконовские методы экспериментирования:
 * Метод усиления эксперимента - использование все более сильного воздействия. Например, если эффект проявляется при нагревании, нагреем еще сильнее.
 * Метод инверсии эксперимента должен дополнять метод усиления. Например, если поместить перед линзой нагретый предмет, то линза нагревает сопряженную (через фокус) точку. Бэкон предлагает проверить, будет ли передаваться охлаждение.
 Бэкон указывает на решающее значение опровергающих экспериментов и в этом является пионером: "один опровергающий результат имеет больший вес, чем сотни подтверждающих". Например, "Человеку показали изображения людей, давших обет богам и спасшихся от кораблекрушения, и спросили, верит ли он после этого во всемогущество богов. - А где же изображения тех, кто дал обет и не спасся?"
 Бэкон не применяет никакие свои идеи в математике, либо считая ее "паучьим продуктом", либо просто по незнанию последней. Галилею принадлежит заслуга - требование выразить опытные данные на языке математики.

<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу