<< Пред.           стр. 13 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

  - существующие внутри отрасли экономические связи не способствовали техническому прогрессу;
  - постоянно происходило совершенствование применения обработки и оплаты традиционных чеков;
  - регулирующий юридический и административный аппарат был связан с традиционной "бумажной" системой банковских услуг.
  К концу 70-х главной целью банков стало увеличение объемов банковских услуг, поэтому типичная банковская система того времени представляла собой мощную обрабатывающую ЭВМ, к которой через относительно медленные каналы связи подключались региональные концентраторы и групповые терминальные контроллеры, обеспечивавшие распределение информации на местах. На рынке банковских систем доминировали такие фирмы, как IBM, UNIVAC, в то же время появились первые системы телеобработки данных, позволившие связать центральные конторы банков с удаленными филиалами, создавая тем самым системы электронных межбанковских расчетов (SWIFT и др.).
  Массовое распространение ЭВМ в 80-е годы приобрело универсальный и всеобъемлющий характер, охватив буквально все направления банковской деятельности. ЭВМ стали дешевле, компактнее, надежнее, а значит, и более доступными в эксплуатации. Их использование позволило улучшить качество банковских услуг за счет автоматизации обработки информации на рабочих местах, где непосредственно выполнялись банковские операции и велось обслуживание клиентов. Именно в это время многие банки, имеющие разветвленные структуры, обратили внимание на ЭВМ фирмы DEC, для которых было создано сетевое программное обеспечение, позволявшее поддерживать связи практически с любыми имеющимися на рынке ЭВМ. На базе вычислительных машин этой фирмы стали создавать небольшие системы автоматизации банковских офисов, которые могли интегрироваться в более крупные.
  В СССР в это время также начали проявлять интерес к автоматизации банковских операций. Рассматривались вопросы машинной обработки информации в финансово-кредитной системе, в том числе в сберегательных кассах.
  Ускоренное развитие финансового сектора рынка, характерное для 90-х годов, потребовало от банков дальнейшего повышения эффективности обслуживания клиентов, гибкого экономического маневрирования, предотвращения снижения прибылей за счет принятия правильных, с точки зрения минимизации рисков, решений. Поэтому чрезвычайно актуальной стала проблема интеграции и обеспечения целостности оперативно используемой информации, чего можно было достичь только при условии применения эффективных средств распределенной обработки данных и связи.
  Вместе с тем в результате ряда слияний многие западные фирмы и системы перестали существовать, и в середине 90-х рынок можно было охарактеризовать как застойный. Старые АБС, разработанные до появления современных компьютерных технологий, таких, как открытые системы, CASE-средства, графический интерфейс пользователя (GUI), объектно-ориентированный подход, устарели и не могли быть модернизированы, а АБС нового поколения еще не были созданы. Кроме того, изменились сами банковские технологии. Если раньше наибольший вес приходился на кредитование, операции Forex и операции на денежных рынках, что позволяло внедрять АБС без больших затрат на адаптацию, то с распространением закладных и портфельных (Portfolio Management) операций и особенно операций с производными инструментами (фьючерсы, опционы и свопы) сформировались новые требования к функциональным возможностям и гибкости АБС. В частности, банки должны были осуществлять мониторинг позиций относительно текущего состояния рынка (Mark-to-Market) и консолидировать риски по торговым операциям.
  В России на рубеже 80-х и 90-х годов с появлением финансового рынка и первых коммерческих банков начала становление новая банковская система. Развитие отечественных технологий автоматизации банковского дела неразрывно связано с развитием банковской системы страны.
  Первым этапом развития была так называемая островная автоматизация - естественный начальный этап автоматизации любого вида деятельности, который характеризуется автоматизацией отдельных, как правило, наиболее важных или относительно легко автоматизируемых, частей технологического процесса, относительной простотой реализации, возможностью быстрого внедрения, малочисленностью команды разработчиков, практической независимостью от коммуникаций.
  Высокий уровень инфляции в период 1989-1995 годов стал важнейшим фактором, определившим развитие всей российской банковской системы, собственно банковского бизнеса, банковских технологий и банковских программных разработок.
  Инфляционная "накачка" финансового рынка в эти годы явилась как макроэкономической основой количественного роста банковской системы "вширь" (банков становилось все больше, и они становились все крупнее), так и микроэкономической причиной высокого уровня доходности единичных финансовых сделок. Высокая доходность была доступной не для всех участников рынка, но именно для банков - как для распределителей и регуляторов инфляционных потоков, направленных "сверху вниз". Основная задача банковской автоматизации на "инфляционном" этапе развития состояла в учете "проходящих" финансовых потоков, точнее - в учете отдельных платежей и отдельных операций. Банкам не приходилось особенно заботиться об автоматизации оптимального управления финансовыми ресурсами (активами и пассивами) - общий уровень доходности банковских операций при высокой инфляции все равно оказывался либо высоким, либо приемлемым. Такое положение определяло горизонтальное состояние рынка АБС, когда почти всем коммерческим банкам - потенциальным пользователям были нужны недорогие, практически однотипные программные продукты одного класса.
  В течение этого периода развитие отечественных автоматизированных банковских систем связано в основном с изменениями аппаратно-технических платформ в банках без коренного улучшения технологических аспектов. В 1994 году можно было выделить четыре поколения АБС.
  Первое поколение: аппаратная платформа - автономные персональные компьютеры под управлением MS-DOS; СУБД - Clipper, FoxPro, Clarion; базовый элемент технологии - бухгалтерская проводка; структура АБС - автономные АРМы, не связанные или слабо связанные по данным через обмен файлами (в том числе путем физического переноса на гибких дисках с компьютера на компьютер).
  Второе поколение: аппаратная платформа - персональные компьютеры под управлением MS-DOS, работающие в локальной сети Novell NetWare; СУБД - Clipper, FoxPro, Clarion; базовый элемент технологии - бухгалтерская проводка; структура АБС - автономные АРМы, связанные по данным через общие файлы, лежащие на сервере и не связанные по функциям.
  Третье поколение: аппаратная платформа - персональные компьютеры под управлением MS-DOS (MS Windows), работающие в локальной сети Novell NetWare (Windows NT); СУБД - Btrieve; базовый элемент технологии - бухгалтерская проводка (реже документ); структура АБС - автономные АРМы, сильно связанные по данным через общие структуры базы данных и слабо связанные по функциям. Технология - переходная, от "файл-сервер" к "клиент-сервер".
  Четвертое поколение: аппаратная платформа - персональные компьютеры под управлением MS-DOS (MS Windows), работающие в локальной сети, или же хост-компьютер с терминалами; СУБД - профессиональная реляционная (может быть постреляционная или сетевая); базовый элемент технологии - бухгалтерская проводка (реже), документ, сделка; структура АБС - автономные АРМы, сильно связанные по данным через общие структуры базы данных, в отдельных случаях связанные по функциям через общее ядро. Технология - "хост-терминал" или двухуровневая "клиент-сервер".
  С августа 1995 года прекратился численный рост количества банковских учреждений - как следствие "принудительного" снижения уровня инфляции и в связи с кризисом на рынке межбанковского кредитования - первым системным кризисом российской банковской системы. Снизилась доходность финансовых операций в целом. Банкам уже было недостаточно просто считать проходящие через банк финансовые потоки, появилась необходимость эффективного управления этими потоками (а также всеми активами и пассивами банка).
  Соответственно изменился и рынок АБС. Он превращается в вертикальный, когда все большему числу коммерческих банков нужны серьезные, технологически продвинутые решения, интегрирующие учетные, аналитические и управленческие технологии. "Вертикализация" определяла развитие рынка АБС с осени 1995 до лета 1997 года. Понятно, что на горизонтальном рынке успеха добивается та фирма-разработчик, чьи программные продукты весьма просто внедряются и которая может продавать "много, быстро и недорого". И наоборот, вертикальному рынку нужны высокотехнологичные программные решения, которые индивидуально адаптируются и настраиваются под каждый банк, внедряются по многомесячным специальным процедурам, такие банковские системы с учетными, аналитическими и управленческими функциями могут стоить в несколько раз или на порядок дороже.
  В это время продолжалось усовершенствование систем четвертого поколения и начались разработки более серьезных систем пятого поколения. Аппаратная платформа - персональные компьютеры под управлением MS Windows, MS-DO, (реже UNIX), в распределенной сети (WAN) с несколькими физическими серверами приложений (которые работают под многозадачными многопользовательскими ОС); СУБД - профессиональная реляционная плюс менеджер транзакций; базовый элемент технологии - документ или сделка; структура АБС - логические АРМы, сильно связанные как по данным, так и по функциям в пределах локальной сети или хоста и слабо связанные по данным в пределах распределенной сети. Технология - трехуровневая "клиент- сервер" с использованием менеджеров транзакций.
  Специфика российского рынка в том, что из-за введения новых правил бухгалтерского учета - нового Плана счетов (НПУ-НПС) - на короткий промежуток времени (во второй половине 1997 года) вернулся горизонтальный рынок. И это приостановило технологическое развитие автоматизированных банковских систем. В это время образовался очень активный "горизонтальный спрос" - большому числу банков понадобились быстро внедряемые АБС. Многие банки и фирмы-разработчики из-за надвигающегося перехода на НПУ-НПС затормозили или отложили "до лучших времен" свои перспективные программы технологического перевооружения (как собственные, так и выполнявшиеся по твиннинговым программам FIDP и кредитам Мирового банка). "Горячие деньги" рынка АБС осенью 1997 года были направлены не обязательно на приобретение "не самых идеальных, но заведомо работающих" АБС третьего поколения.
  В 1998 году банкам и разработчикам пришлось приспосабливаться к новой реальности. Поскольку Центральный банк активно проводил политику консолидации в системе коммерческих банков России, это не могло не отразиться на состоянии рынка АБС. Основная конкурентная борьба между разработчиками шла не столько за влияние на рынок вообще, сколько за конкретные, весьма крупные, контракты. С 1998 года над российскими банками уже не висел дамоклов меч перехода на новые правила учета (НПУ-НПС) и деноминации, поэтому было время для осознанного выбора технологий, наиболее отвечающих формализованным требованиям и стратегии развития конкретного банка.
  Однако ситуация во второй половине 1998 года резко ухудшилась. Рынок банковских информационных технологий перестает быть вертикальным, поскольку его финансовая емкость очень мала, и он становится точечным. Его основные особенности характеризуются следующими негативными факторами.
  Во-первых, глобальная неустойчивость всего рынка. Отсутствует хоть сколько-нибудь стабильное деление банков по масштабу деятельности, уровням устойчивости и надежности. Прямым следствием банковской неустойчивости явилось нарушение финансовой устойчивости практически всех российских фирм - разработчиков банковских технологий.
  Во-вторых, отсутствие стратегии. Выбор банками каких-либо информационных технологий вообще и систем автоматизации в частности уже не определялся стратегией и приоритетами в развитии банков на среднесрочную перспективу, самих перспектив (осязаемых и понятных) у большинства банков попросту не существовало. Если в начале 90-х банки выбирали системы автоматизации, в 1996-1997 годах - стратегического партнера в своем технологическом развитии, то в 1998 году банки вынуждены выбирать программные средства для обеспечения собственного выживания.
  В-третьих, финансово-технологическая изоляция - остановлено либо радикально сокращено внешнее финансирование проектов по программам FIDP-ПРФУ как из-за реальных финансовых трудностей банков (Империал, Инкомбанк, СБС-Агро, Токобанк и др.), так и по решениям инициатора проектов - Мирового банка. В недавнем прошлом именно этот источник составлял основной путь импорта в Россию высоких банковских технологий мирового уровня.
  В-четвертых, ценовая доминанта. В который уже раз изменились приоритеты банковских интересов и требования к АБС. В условиях тотального ужесточения финансовой конъюнктуры и относительного выравнивания функциональных возможностей систем определяющими параметрами выбора АБС вновь стали ценовые характеристики технологических решений.
  В-пятых, потеря (отказ от) информационной управляемости. Консолидированные в лучших российских и зарубежных разработках технологии управления работой филиалов и банка в целом, активами/пассивами, рисками, лимитами, внутренними нормативами и т.д. оказались коммерческим банкам просто "не по карману". Хочется заметить, что технологии, предназначенные для скрупулезного внутреннего анализа, базирующиеся не только на балансовых, но и на лицевых счетах, заведомо не могут быть дешевыми и легкотиражируемыми. Их установка и адаптация требуют тонкой и четкой настройки и от фирмы-разработчика, и от высококлассных банковских специалистов. Спрос на серьезные системы со значительными элементами анализа и управления (включая моделирование и прогноз) резко рухнул из-за тотального сворачивания российских финансовых рынков.
  В настоящее время рынок банковских автоматизированных технологий вновь на этапе подъема. Финансовый кризис 1998 года для одних банков стал тормозом, а для других, наоборот, мощным импульсом развития бизнеса. А развитие невозможно без соответствующей программно-технологической поддержки. Тяжесть конкурентной борьбы между фирмами-разработчиками смещается в сторону "тяжелых" программных решений четвертого и пятого поколений. Происходит возврат спроса на автоматизацию банковской аналитики.
  Перспективное направление развития автоматизированных банковских технологий как у нас в стране, так и за рубежом - шестое поколение АБС. Главные особенности: аппаратная платформа - гетерогенная сетевая среда; СУБД - профессиональные реляционные с открытым интерфейсом (возможно одновременно несколько разных СУБД); базовый элемент технологии - сделка или документ; структура АБС - логические АРМы, динамически формируемые по компонентной технологии, сильно связанные по данным и функциям в пределах всей сети Интранет.
 
 Обзор зарубежных систем
 
  Для определения современных мировых системно-технических тенденций развития информационных технологий в банковском секторе проанализируем наиболее известные и распространенные на международном рынке системы комплексной автоматизации банковской деятельности, предлагаемые на регулярной коммерческой основе.
  Midas DBA, Equation DBA (Midas-Kapiti International, UK). Эти АБС входят в число мировых лидеров по количеству пользователей и действующих установок. Они хорошо известны и на рынке стран СНГ (более 20 внедрений). В целом системы себя зарекомендовали как довольно "жесткие", труднонастраиваемые на особенности местного законодательства и нормативной базы. Объясняется это тем, что из рассмотренных это самые старые (в смысле используемых при разработке и программировании подходов, методов и инструментальных средств) системы - их коммерческие продажи начались в 1975 (Equation) и 1977 (Midas) годах системы работают на платформе IBM AS/400.
  Bankmaster (Kindle Banking Systems Ltd., Ireland). Bankmaster занимает третью позицию по числу пользователей среди всех рассмотренных систем и одну из первых позиций среди систем на платформе UNIX. Система ориентирована на небольшие и средние банки. Первая коммерческая система была разработана в 1980 году для аппаратно-системной платформы ICL. В 1987 году был выполнен перенос системы на платформу UNIX, а в 1996 году - на платформу Windows NT. В качестве информационной основы АБС используются методы доступа операционной системы, однако в 1994 году была выпущена версия АБС (BANKMASTER/RS), в которой для управления данными применяется промышленная СУБД Informix.
  Bankmaster - это универсальная банковская система, однако существенная доля функциональных подсистем поддерживается за счет дополнительных продуктов производителя или третьих фирм. Интеграция отделений (филиалов) с центральным офисом осуществляется по сетям ATM или Х.25. Допускается как автономная работа отделений (филиалов), так и совместная работа в режиме "клиент-сервер" с использованием интерфейсного продукта Transaction Processing Gateway.
  IBIS (Financial Objects PLC, UK). АБС IBIS разработана в начале 1980 года в лондонском Итальянском международном банке (Italian International Bank). К 1992 году система была перенесена на платформу IBM AS/400 и стала распространяться под маркой IBIS/AS. Функциональное развитие системы осуществлялось в форме проектов для отдельных банков.
  С точки зрения функциональности АБС IBIS/AS обладала теми же достоинствами, что и ее конкуренты на платформе AS/400, и аналогичными недостатками - при разработке АБС использовались устаревшие информационные технологии, система плохо структурирована, тяжела в поддержке и сопровождении. Дальнейшее развитие АБС проходило как по пути улучшения эксплуатационных характеристик, так и совершенствования функциональной части. Система полностью перепрограммирована с применением самых современных инструментов и технологий с участием специалистов из IBM.
  Finance KIT (Trema Oy., Sweden). Система Finance KIT задумывалась как фронтальная часть бэк-офиса казначейства. Разработанная в начале 1990 года, в основном распространение получила в секторе корпоративного казначейства, хотя в числе пользователей было и несколько банков. Первоначально в качестве платформы АБС были выбраны персональные компьютеры с операционной системой Windows и "настольной" СУБД Access фирмы Microsoft. Однако эта платформа не смогла обеспечить требуемой производительности, и к 1994 г. АБС переписана для платформы UNIX и СУБД Sybase. В настоящее время АБС доступна на платформах Sun Solaris и HP-UX. Перенос на другие платформы или другую СУБД не планируется; версия для Windows больше не продается, но добавлена поддержка клиентских рабочих мест для Windows 95 и Windows NT.
  Большая часть разработки выполнялась по согласованию с ABB, такого подхода придерживаются и в настоящее время. Несмотря на то что изначально Finance КИТ задумывался как инструмент корпоративного казначейства, постепенно добавлялись функции поддержки банковского бизнеса. В этом смысле система предназначалась для поддержки полного цикла обработки банковской транзакции - от ввода сделки до окончательного расчета. Как фронт-офис АБС взаимодействует с продукцией третьих фирм, включая дилинговые системы, системы телефонных торгов и инструменты анализа и ценообразования - JP Morgan's Riskmetrics, электронные таблицы, пакеты бухгалтерского учета, ценообразования валютных опционов и форвардных операций, моделирования "Что если" и ценообразования в операциях с нулевым купоном.
  Посредством встроенных редакторов можно создавать финансовые инструменты и настраивать связанные с ними потоки данных. Редакторы работают со стандартными компонентами и правилами. На уровне бэк-офиса Finance КИТ поддерживает расчеты, клиринг и платежи. Обновление всех позиций производится в режиме реального времени. АБС имеет интерфейсы к системам официальной отчетности, согласования и выверки, а также к терминалам SWIFT.
  АБС не имеет собственной подсистемы "Главная книга" и должна быть сопряжена с соответствующим функционалом стороннего производителя.
  Banes (Financial Network Services PTY Ltd., Australia). Первая версия системы разработана в конце 70-х подразделением обработки данных State Building Society для автоматизации бэк-офиса розничного сектора. Система работала на компьютерах NCR9800 под управлением операционной системы VRX. Сейчас продукт известен под двумя торговыми марками FNS и Banes (в зависимости от используемой платформы). Система работает на широком круге аппаратных и системных средств, включая мейнфреймы IBM, DEC VAX и различные Unix-системы. Особенностью работы в распределенных средах является как возможность взаимодействия с центральной базой в оперативном режиме, так и работа в автономном режиме в случае возникновения проблем с коммуникациями.
  Изначально система предназначалась для автоматизации розничных операций малых и средних объемов. Она охватывает депозиты, кредиты, поддерживает автоматические кассовые аппараты и торговые терминалы. Система не имеет "Главной книги", но имеет интерфейсы к Finance One, Oracle Financials и Peoplesoft, которые реализуют эту функцию. В секторе казначейства реализованы функции валютного и межбанковского дилинга, торговли драгоценными металлами и ценными бумагами и корпоративных кредитов.
  Platon (IMS Business System Corp., USA). Первая версия АБС разработана в 1985 году для двух находящихся в Нью-Йорке корейских банков. АБС написана на 4GL Progress и работает на широком круге Unix-платформ. В 1996 году выпущена 32-разрядная версия для платформы Windows NT, но реальных продаж пока нет. Имеются интерфейсы к СУБД ORACLE, DB2 и DB2/400.
  Platon охватывает основные операции валютного и межбанковского дилинга, коммерческие и потребительские кредиты, ипотеку, прием и выпуск аккредитивов, работу со счетами "ностро". АБС имеет средства обработки и передачи основных финансовых сообщений через SWIFT, CHIPS, FEDWIRE и телекс (через соответствующие интерфейсы).
  Поскольку Platon имеет ограниченные возможности в части казначейства, был разработан интерфейс к системе валютного дилинга и казначейства фирмы Financial Software Systems (FSS), который охватывает процессы фронт- и бэк-офиса.
  Opics (The Frustum Group, USA). Вначале Opics задумывался как бэк-офисная система казначейства, однако вскоре разработчики сочли необходимым добавить и функции автоматизации фронт-офиса.
  В 1993 году была подготовлена первая коммерческая версия АБС, которая внедрена в отделении Barclays Bank в Майами. К 1997 году АБС доработана до уровня "универсального решения" для банков, нуждающихся в поддержке как казначейских, так и розничных операций. Несмотря на то что в ряде функций (операции с драгоценными металлами, РЕПО, фьючерсы, опционы, соглашения о форвардной ставке) Opics обладает преимуществами даже перед такими общепризнанными лидерами систем банковской автоматизации, как Midas и Equation, розничный сектор имеет слабую функциональность и не способен обрабатывать большие объемы операций.
  Olympic (ERI Bancaire SA, SwMTzerland). Первая версия АБС Olympic появилась в 1989 году на платформе AS/400 как результат новой разработки, ориентированной на работу с частными лицами.
  Olympic разработана для поддержки работы фронт- и бэк-офиса - от приема клиентских распоряжений, включая электронный банкинг, до окончательных расчетов и уведомлений. АБС поддерживает фронт-офис портфельных менеджеров и дилеров, валютный дилинг, межбанковский дилинг, ценные бумаги, свопы, фьючерсы, опционы, добавленные в 1995 году совместно с кредитным модулем, регистрацию и учет розничных операций, документарные операции (в основном те функции этих подсистем, которые требуются для выполнения ежедневных операций по частным банковским услугам). Кроме того, имеются интерфейсы к SWIFT и основным клиринговым системам. С точки зрения производителя Olympic - клиент-ориентированная АБС с обновлением позиций в реальном времени.
  В 1995 году начаты работы по переносу АБС на платформу Windows NT. Система разрабатывается на языке C++ с использованием объект-ноориентированной технологии и концепции хранилищ данных.
  Symbols (System Access Pte Ltd., Singapore). АБС Symbols сингапурской фирмы System Access является одним из самых новых предложений на рынке банковских систем. Впервые система предложена в 1989 году, и ее первым пользователем стал Credit Suisse First Boston
  Bank в Сингапуре. Первая версия АБС состояла из учетного ядра и основных функциональных модулей казначейства.
  System Access позиционирует АБС Symbols как решение для средних объемов операций - минимальная установка поддерживает 12 пользователей. Наличие проблем в инструментальной части и механизмах доступа к данным производитель компенсирует возможностью приобретения АБС вместе с исходными кодами системы, возлагая тем самым ответственность за исправление ошибок и дальнейшее развитие системы на пользователя.
  Symbols целиком базируется на ORACLE. Он написан в среде разработки ORACLE и использует генератор отчетов ORACLE для того, чтобы пользователи могли создавать свои специфические отчеты и запросы к базе данных. Система может работать на любой платформе, которую поддерживает эта СУБД - другими словами, на всех платформах, отличных от AS/400.
  Большей частью система ориентирована на Unix-платформы, но была сделана версия для Next и в 1997 году - для Windows NT.
  АБС построена по модульному принципу. К первой версии добавлены ссуды, документарные операции и депозиты частных лиц. Графический пользовательский интерфейс планировалось реализовать в середине 1994 года, однако это было сделано только в 1996 году, когда появились соответствующие возможности среды разработки ORACLE.
  Также была задержана поддержка розничных операций. Она планировалась на конец 1993 года, но первая фаза реализована в середине 1994 года. Сектор розничных банковских услуг сейчас является главной областью, на которой сфокусировано внимание производителя.
  Globus (Temenos Systems SA, Switzerland). Официальной датой появления системы Globus на рынке интегрированных банковских систем считается 1988 год. Однако Globus возник не на пустом месте. Прообразом АБС была корпоративная разработка Citibank, выполненная еще в 1977 году (АБС Cosmos). Первая версия Globus работала под управлением операционной системы Pick на компьютерах Prime. В 1989 году был выполнен перенос АБС Globus на платформу Unix, и тем самым существенно расширился спектр оборудования, на котором эта АБС может работать.
  Globus разработан с применением СУБД Universe фирмы VMark Software, что упрощает перенос АБС с одной платформы на другую.
  Функциональное развитие АБС Globus осуществляется постоянно путем включения в основной продукт отдельных разработок, выполняемых для конкретных заказчиков.
  Стратегией фирмы является поддержка единой версии системы, обычно новые версии появляются один раз в год.
  В марте 1997 года была продемонстрирована версия АБС для Windows NT, однако готовый для пилотных испытаний проект, функционально идентичный UNIX-версии, появился только в начале 1998 года.
  В настоящее время система Globus работает на различных платформах, в том числе и Oracle, и является самой распространенной системой в мире по количеству и географическому охвату инсталляций.
 
  Таблица 20
 
 Сводная таблица технических характеристик зарубежных АБС
 
 
 --------------T-----------T-------------------------T----------T------------------T----------------¬
 ¦Наименование ¦ Уровни ¦Используемые операционные¦ СУБД ¦ Средства ¦Базовый элемент ¦
 ¦ продукта ¦приложений ¦ системы ¦ ¦ разработки ¦ системы ¦
 ¦ ¦ +--------------T----------+ ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦ ¦ Сервер ¦ Рабочая ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦ ¦ ¦ станция ¦ ¦ ¦ ¦
 +-------------+-----------+--------------+----------+----------+------------------+----------------+
 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
 +-------------+-----------+--------------+----------+----------+------------------+----------------+
 ¦Midas DBA,¦ ¦OS/400 ¦OS/400 ¦AS/400 ¦ ¦проводка, ¦
 ¦Equation ¦ ¦ ¦ ¦RDB, DB2¦ ¦документ ¦
 ¦DBA ¦ ¦ ¦ ¦for AS/400¦ ¦ ¦
 +-------------+-----------+--------------+----------+----------+------------------+----------------+
 ¦Bankmaster ¦ ¦Unix, Windows¦UNIX, ¦плоские ¦ ¦проводка, ¦
 ¦ ¦ ¦NT ¦Windows ¦таблицы, ¦ ¦документ ¦
 ¦ ¦ ¦ ¦(95, NT) ¦Informix ¦ ¦ ¦
 +-------------+-----------+--------------+----------+----------+------------------+----------------+
 ¦IBIS ¦"терминал -¦OS/400 ¦OS/400 ¦AS/400 RDB¦ ¦документ ¦
 ¦ ¦хост", 2¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦"клиент -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦сервер" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +-------------+-----------+--------------+----------+----------+------------------+----------------+
 ¦Finance ¦2 "клиент -¦Solans, HP-UX ¦UNIX, ¦Sybase ¦ ¦документ, сделка¦
 ¦КИТ ¦сервер" ¦ ¦Windows ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦ ¦ ¦(95, NT) ¦ ¦ ¦ ¦
 +-------------+-----------+--------------+----------+----------+------------------+----------------+
 ¦Banks ¦"терминал -¦Unix, Windows¦UNIX, ¦Oracle, ¦ ¦проводка, ¦
 ¦ ¦хост", 2¦NT ¦Windows ¦Informix, ¦ ¦документ, сделка¦
 ¦ ¦"клиент -¦ ¦(95, NT) ¦SQL Server¦ ¦ ¦
 ¦ ¦сервер" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +-------------+-----------+--------------+----------+----------+------------------+----------------+
 ¦Platon ¦"терминал -¦Unix ¦Unix ¦Progress ¦Progress 4GL ¦проводка, ¦
 ¦ ¦хост", 2¦ ¦ ¦ ¦ ¦документ, сделка¦
 ¦ ¦"клиент -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦сервер" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +-------------+-----------+--------------+----------+----------+------------------+----------------+
 ¦Opics ¦2 "клиент -¦Unix, Windows¦UNIX, DOS,¦ODBC ¦ ¦документ, сделка¦
 ¦ ¦сервер" ¦NT ¦OS/2, ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦ ¦ ¦Windows NT¦ ¦ ¦ ¦
 +-------------+-----------+--------------+----------+----------+------------------+----------------+
 ¦Olympic ¦ ¦OS/400 ¦OS/400 ¦DB2 for¦ ¦проводка, ¦
 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦AS/400 ¦ ¦документ, сделка¦
 +-------------+-----------+--------------+----------+----------+------------------+----------------+
 ¦Symbols ¦2 "клиент -¦Unix (SCO, HP,¦DOS, UNIX ¦Oracle ¦SQL*Forms, ¦документ, сделка¦
 ¦ ¦сервер", 3¦Sun), Netware ¦ ¦ ¦SQL*Repor tWrИTer,¦ ¦
 ¦ ¦"клиент -¦ ¦ ¦ ¦4GL ¦ ¦
 ¦ ¦сервер" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +-------------+-----------+--------------+----------+----------+------------------+----------------+
 ¦Globus ¦"терминал -¦Unix, Windows¦Windows ¦Universe, ¦UV-BASIC, C,¦сделка ¦
 ¦ ¦хост", 2¦NT ¦(95, NT) ¦Jbase, ¦Visual Basic ¦ ¦
 ¦ ¦"клиент -¦ ¦ ¦Oracle ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦сервер" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 L-------------+-----------+--------------+----------+----------+------------------+-----------------
 
 
  Как видно из таблицы, существенная часть зарубежных разработок вплотную сталкивается в настоящее время с проблемой "унаследованных систем", работая от проводки и на архитектуре терминал-хост.
 
 Обзор российских систем
 
  В отличие от США и Западной Европы, где индустрия программных продуктов для банковской сферы развивается уже несколько десятилетий, рынок АБС сформирован и имеет четкую структуру, в России фирмы-разработчики более диверсифицируют свою деятельность, ими решаются вопросы автоматизации не только банков, но и других участников финансового рынка.
  Проанализируем деятельность наиболее известных фирм, ведущих собственные разработки АБС в России, на основе материалов маркетингового агентства "Дэйтор", агентства "Сплан", информации фирм - разработчиков АБС.
  Большинство российских АБС работают в двух- или трехуровневой архитектуре "клиент-сервер", причем для одной из них (системы "БИСквит" фирмы "Банковские информационные системы" - БИС) работа и в той, и в другой архитектуре декларируется явно, а еще для одной (системы "Банк XXI век" фирмы "Инверсия") работа в трехуровневой архитектуре наряду с двухуровневой объявлена возможной.
  Все АБС могут работать в разных средах, среди которых, естественно, доминируют Windows NT и разные варианты UNIX в качестве серверных ОС, но названы и многие другие, в первую очередь Novell Netware. Что же касается клиентских рабочих мест, то тут можно встретить и DOS, и разные варианты Windows, и даже такую экзотику, как Java, предлагаемую фирмой "АСофт".
  Среди используемых СУБД представлен практически весь спектр систем, имеющихся на рынке. При этом обращает на себя внимание тот факт, что пользователи ряда АБС могут использовать на выбор несколько СУБД.
  DiasoftBANK (ЗАО "Компания "Диасофт"). Компания "Диасофт" предлагает целый спектр решений - от поставки отдельного программного продукта до комплексной автоматизации деятельности банка любого масштаба. В настоящее время существуют несколько вариантов комплексной автоматизации банка на базе трех линий программных продуктов, ориентированных на различные технологические платформы и имеющих ряд характерных отличительных признаков:
  DiasoftBANK 4 x 4 является наиболее массовым решением, отличается относительной простотой при внедрении и эксплуатации. Базовый вариант системы работает на платформе Btrieve/Pervasive SQL. Новая версия системы - DiasoftBANK 4 x 4 WORKFLOW - поддерживает работу на 5 платформах - Pervasive SQL, MS SQL Server, DB2 for AS/400, Informix, Oracle.
  Решение на базе системы "Новая Афина" способно поддержать работу крупного многофилиального банка с количеством операций от 1000 вдень. Мощность системы обеспечивается возможностями промышленной СУБД Oracle.
  DiasoftBANKING 5NT - решение для мелких и средних банков на платформе MS SQL Server или Sybase Adaptive Server.
  Любой из вышеперечисленных программных комплексов, взятый за основу построения системы автоматизации, решает основные задачи обеспечения деятельности коммерческого банка: ведение главной книги, расчетно-кассовое обслуживание, автоматизация работы бухгалтерии, межбанковские и межфилиальные расчеты (связь с РКЦ, SWIFT), получение финансовой и статистической отчетности, кредитное и депозитное обслуживание. Общие характеристики продуктов:
  * многовалютность - позволяет работать с произвольным количеством валют в банке (при этом одна валюта выделяется в качестве национальной);
  * многофилиальность - позволяет вести полные базы данных филиалов на едином физическом сервере;
  * многоплановость - позволяет банкам работать с произвольным количеством планов счетов.
  Каждый вариант решения представляет собой гибкую, настраиваемую многопараметрическую систему. Встроенные средства развития системы предоставляют пользователям дополнительный инструмент по наращиванию ее функциональности. Функции администрирования и аудита позволяют обеспечить требуемый уровень информационной безопасности. Полное протоколирование всех действий пользователя (ввод, редактирование, удаление) позволяет проследить историю изменения информации в базе данных.
  RS-Bank (OOO RStyle SoftwareLab.). Комплексная автоматизация банков - одно из многих направлений деятельности фирмы. Главной задачей является ориентация на информационное и функциональное обеспечение всего спектра работ, связанных с реализацией банковских услуг. Первая версия системы RS-Bank вышла в свет в 1993 году.
  АБС предоставляет средства для ведения качественного внешнего (бухгалтерского) и внутреннего (управленческого) учета. С помощью OLAP-технологий в программном комплексе реализовано аналитическое ядро, представляющее собой основу функционирования и инструмент разработки аналитических подсистем (включая собственно подсистему анализа консолидированной информации).
  В основу АБС RS-Bank v.5.0 положены следующие базовые концепции: модульная организация системы (фронт-, бэк-, мидл-офисы); разделение модулей нa OLTP- и OLAP-приложения; принцип наращивания функциональности вокруг учетного ядра и аналитического ядра; реализация приложений на разных программных платформах.
  "Центавр", "Гефест", "Афина" (ТОО "ПрограмБанк"). Компания "ПрограмБанк" - один из старейших разработчиков банковских систем в России, основана в 1989 году группой выпускников МФТИ, разработавших систему автоматизации для ряда крупнейших на тот момент коммерческих банков, уже ощутивших потребность в автоматизации. Этот программный продукт, получивший наименование "DOS-комплекс", стал прародителем ИБС "Центавр", которым пользуются сейчас около 400 банков. Такое решение оптимально для небольших банков, имеющих до 20 рабочих мест и совершающих до 1000 операций в день.
  В 1993 году руководство компании приняло решение о начале инвестиций в разработку интегрированной АБС "Афина" (ныне - ИСУБД "Новая Афина"), базирующейся на промышленных реляционных СУБД класса Oracle и программных платформах класса UNIX. Сегодня с помощью "Новой Афины" свои операции ведут Сбербанк РФ, Внешторгбанк РФ, МДМ-банк, а также ряд представительств зарубежных банков. "Новая Афина" представляет собой набор автоматизированных бизнес-систем, работающих на основе универсального финансового ядра. Система реализована в архитектуре "клиент-сервер". Основным объектом для работы в системе является документ - электронная копия реального финансового или учетного (административного) документа банка, паспорт сделки, свидетельство о совершении сотрудником банка определенной операции. Технические требования к серверу: операционная система MS Windows NT Server 4.0, Oracle Server версии; к клиентской части - Windows 95/98/NT.
  В 1996 году начала разрабатываться АБС "Гефест", занимающая нишу автоматизации средних по объему капитала кредитных учреждений с широкой региональной сетью филиалов и отделений, с ежедневным документооборотом в несколько тысяч документов. Она направлена на решение задач финансового управления банком. В ее основу положена система электронного документооборота банка с использованием СУБД Cache. Серверная часть работает на ОС Unix или Windows NT, а клиентская - Windows 95/98/NT.
  Кворум (ЗАО "АО Кворум"). В июле 1992 года вместе с учреждением фирмы начались работы по созданию новой АБС КВОРУМ. АБС является полнофункциональным решением, способным обеспечить эффективную автоматизацию широкого диапазона бизнес-процессов современного банка.
  Система КВОРУМ опирается на концепцию коллективной обработки банковских операций и основывается на принципе единой базы данных. Комплексный характер системы заключается в том, что в ней реализованы не только функции, связанные с основной деятельностью банковского учреждения (операционное обслуживание, кредитование и т.д.), но и подсистемы, обеспечивающие автоматизацию собственной деятельности (учет кадров, расчет заработной платы, учет основных средств и т.п.). Всего в состав системы КВОРУМ входят более 40 программных модулей.
  Начиная с версии 6.0, в рамках АБС "Кворум" развиваются и поддерживаются две линии программных продуктов. Первая в качестве
  СУБД использует Btrieve Record Manager, вторая работает на платформе Oracle Server. Обе линии используют одни и те же пользовательские интерфейсы. Бизнес-логика также является единой с "алгоритмической" точки зрения, различаясь при этом способом реализации (в приложениях, ориентированных на Oracle, бизнес-логика реализована в виде хранимых процедур на языке PL/SQL). Клиентская часть системы является 32-разрядным приложением для Windows 95/98/NT.
  ASBank (TOO "Предприятие АСофт"). Предприятие "АСофт" основано в 1991 году, занимается разработкой, поставкой и поддержкой АБС и ИС уровня предприятия.
  Система "АС-Банк 2000" представляет собой пакет прикладных программ, позволяющий организовать предоставление широкого спектра финансовых услуг клиентам банка - физическим и юридическим лицам. Обеспечивает предоставление услуг клиентам в режиме онлайн и офлайн, поддержку текущего законодательства и правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, возможность одновременной работы с несколькими планами счетов. Предоставляет возможность технологического и функционального наращивания системы, расширения и самостоятельного изменения состава и содержания отчетных форм за счет наличия средств параметрической и алгоритмической настройки и генератора отчетов.
  Сервер базы данных реализуется на СУБД Oracle. Возможна реализация на СУБД Informix, Ingres, SyBase или других по желанию заказчика. Клиентская часть системы реализована на Java, способной работать на PC-совместимых компьютерах, X-терминалах и Java-терминалах.
  Основной архитектурной особенностью технологии является использование расширенной многокомпонентной модели "клиент-сервер" с ORB - в качестве центрального звена ПО среднего слоя - и использованием монитора транзакций. Технология Stellart объединяет два подхода в организации ИС - централизованное хранение данных, обеспечивающее высокую производительность, надежность и простоту администрирования, и распределенные вычисления, обеспечивающие масштабируемость ИС. Использование открытых технологий проявляется в выборе архитектуры ("клиент-сервер"), языков программирования (Java, C++), платформы для приложений (UNIX, Solaris).
  БИСквит (ТОО "Банковские информационные системы"). Фирма создана в 1991 году группой специалистов по информационным технологиям Внешэкономбанка СССР. Первое внедрение было проведено в 1992 году. На сегодняшний день - более 100 установок.
  Среда разработки: профессиональная реляционная СУБД Progress. Характеристики АБС: модульное построение; возможность эксплуатации на различных аппаратных платформах в средах UNIX, MS-Windows, Windows NT; гибкость и адекватность нормативным требованиям, реальный масштаб времени выполнения операций; интерактивность; мно-говалютность; интеграция данных.
  MIM-Bank (ЗАО "Фирма "МММ-Технология"). Система MIM-Bank ориентирована на использование в коммерческих банках различного размера и с различным объемом операций, в филиалах банков, а также в клиринговых и расчетно-кассовых центрах. Предназначена для комплексного ведения операционно-учетной работы банка, включая ведение кредитных, депозитных и корреспондентских счетов, кассовых операций, договоров и т.д. Используется также для анализа деятельности и состояния банка, печати необходимых отчетных и справочных документов, хранения, поиска, просмотра информации. Фактически система реализует рабочие места операциониста, бухгалтера, кредитного инспектора, экономиста, руководителя банка. Система может интегрироваться с другими системами, разработанными на базе МММ-технологии (непроцедурного проектирования информационных систем).
  В качестве системного инструментария используется MIM-TOOLS - средство быстрой разработки бизнес-приложений RAD (Rapid Application Development). В качестве базовой как для БД создаваемого приложения, так и для словаря данных проекта (репозитория) используется не очень известная СУБД db_Vista (в настоящее время RDM - Raima Database Manager) фирмы Raima Corp. Основная отличительная особенность МММ-Технологии - ориентация на информационный объект, который является в ней очень емким понятием, включающим в себя данные, свойства, структурные связи с другими элементами, наследование свойств и правила "поведения" объектов в зависимости от состояния других объектов. Подход, реализованный в МММ-Технологии, состоит в максимальном отражении информационно-логических и поведенческих свойств прикладной области в модели данных. Поэтому значительно снижается потребность в проектировании и программировании процедур обработки данных.
  Банк XXI Век, InvoBank (ЗАО "Малое предприятие "Инверсия" - Научно-производственная фирма"). Фирма была образована в октябре 1990 года. Общее количество инсталляций банковских продуктов - более 600 банков, отделений и филиалов.
  АБС Банк XXI ВЕК представляет собой мультивалютный программный комплекс, реализующий современные банковские технологии в режиме реального времени для крупных банков. При написании клиентской части АБС Банк XXI ВЕК использованы средства разработки Oracle Forms 4.5, Oracle Reports 2.5 и Oracle Graphics 2.0, входящие в состав интегрированной среды разработки Developer 2000 фирмы Oracle. Интерфейс с базой данных реализован с использованием пакета SQL*NET фирмы Oracle.
  База данных располагается на сервере БД Oracle, работающем под управлением практически любой Unix-подобной операционной системы. Технические характеристики сервера базы данных определяются в зависимости от количества банковских транзакций. Клиентские станции работают под управлением оконной надстройки MS-Windows над операционной системой DOS или в WinOS2 сессии операционной системы OS/2.
  Система Invobank служит для автоматизации деятельности универсального среднего коммерческого банка. Система построена по модульному принципу. В основу положено ядро, ведущее основные справочники системы, регистрацию финансовых документов, осуществляющее операции по проводкам, переоценке и формирующее набор выходных форм. Низкая стоимость обеспечивается выбором в качестве средств разработки Btrieve и C++ при минимальных требованиях к аппаратному и лицензионному программному обеспечению.
 
  Таблица 21
 
 Сводная таблица технических характеристик российских АБС
 
 
 -----------T----------T---------------------------T------------------T---------------T-------------¬
 ¦Наименова-¦ Уровни ¦ Используемые операционные ¦ СУБД ¦ Средства ¦ Базовый ¦
 ¦ ние ¦приложении¦ системы ¦ ¦ разработки ¦ элемент ¦
 ¦ продукта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системы ¦
 ¦ ¦ +---------------T-----------+ ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦ ¦ Сервер ¦ Рабочая ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦ ¦ ¦ станция ¦ ¦ ¦ ¦
 +----------+----------+---------------+-----------+------------------+---------------+-------------+
 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
 +----------+----------+---------------+-----------+------------------+---------------+-------------+
 ¦DiasoftBAN¦"терминал ¦Novell Netware,¦DOS, ¦Pervasive SQL,¦C++, ¦проводка, ¦
 ¦K 4 x 4 ¦- хост",¦Windows NT,¦Windows ¦Scaleable SQL,¦собственный ¦документ, ¦
 ¦ ¦"файл -¦OS/400 (DB2),¦(3.X, 95,¦DB/2 for AS/400,¦инструментарий ¦сделка ¦
 ¦ ¦сервер", 3¦UNIX (Informix)¦NT), OS/2 ¦Informix. ¦DiasoftSYS ТЕМ ¦ ¦
 ¦ ¦"клиент- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦сервер" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +----------+----------+---------------+-----------+------------------+---------------+-------------+
 ¦RS-Bank ¦3 "клиент¦Novell Netware,¦Windows ¦Btrieve, MS SQL,¦ ¦проводка, ¦
 ¦ ¦- сервер" ¦Windows NT ¦(95, NT) ¦Sybase ¦ ¦документ, ¦
 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сделка ¦
 +----------+----------+---------------+-----------+------------------+---------------+-------------+
 ¦"Новая ¦2 "клиент¦Windows NT,¦Windows ¦Oracle ¦SQL Windows,¦документ ¦
 ¦Афина" ¦- сервер" ¦UnixWare, SCO¦(95, NT) ¦ ¦Oracle PL\SQL ¦ ¦
 ¦ ¦ ¦UNIX, DigИTal¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦ ¦UNIX, Solaris,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦ ¦HP-UX, AIX ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +----------+----------+---------------+-----------+------------------+---------------+-------------+
 ¦"Кворум" ¦2 "клиент¦Novell Netware,¦DOS, ¦Btrieve, Oracle ¦Pascal 7.0,¦документ ¦
 ¦ ¦- сервер" ¦Windows NT ¦Windows 95 ¦ ¦Delphi, ¦ ¦
 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Atlantis ¦ ¦
 +----------+----------+---------------+-----------+------------------+---------------+-------------+
 ¦ASBank ¦3 "клиент¦Unix, Windows¦Windows 95,¦Oracle, Informix,¦LISA-II ¦проводка, ¦
 ¦ ¦- сервер" ¦NT ¦UNIX, Java ¦Sybase ¦ ¦документ, ¦
 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сделка ¦
 +----------+----------+---------------+-----------+------------------+---------------+-------------+
 ¦"БИСквит" ¦"терминал ¦Unix, Windows¦Windows ¦Progress ¦Progress 4GL ¦проводка, ¦
 ¦ ¦- хост", 2¦NT ¦(95, NT) ¦ ¦ ¦документ, ¦
 ¦ ¦"клиент -¦ ¦ ¦ ¦ ¦сделка ¦
 ¦ ¦сервер", 3¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦"клиент -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ ¦сервер" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +----------+----------+---------------+-----------+------------------+---------------+-------------+
 ¦"МИМ банк"¦"файл -¦любые, ¦DOS, ¦db_Vista ¦MIM-Tools ¦документ, ¦
 ¦ ¦сервер" ¦использующие ¦Windows NT ¦ ¦ ¦сделка ¦
 ¦ ¦ ¦DOS-сессию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +----------+----------+---------------+-----------+------------------+---------------+-------------+
 ¦InvoBank ¦"файл -¦Novell Netware,¦DOS, ¦Btrieve ¦C++, Borland¦проводка, ¦
 ¦ ¦сервер" ¦Windows NT ¦Windows ¦ ¦v.4.5 ¦документ, ¦
 ¦ ¦ ¦ ¦(95, NT) ¦ ¦ ¦сделка ¦
 L----------+----------+---------------+-----------+------------------+---------------+--------------
 
 
  Большинство АБС работают в двух- или трехуровневой архитектуре "клиент-сервер". Все АБС могут работать в разных средах, среди которых, естественно, доминируют Windows NT и разные варианты UNIX в качестве серверных ОС, но названы и многие другие, в первую очередь Novell Netware. Что же касается клиентских рабочих мест, то тут можно встретить и DOS, и разные варианты Windows.
  Среди используемых СУБД представлен практически весь спектр систем, имеющихся на рынке. При этом обращает на себя внимание тот факт, что пользователи ряда АБС могут использовать на выбор несколько СУБД.
 
 Инструментарий бизнес-моделирования
 
  В странах с рыночной экономикой, вопросы, связанные с оптимизацией производственных процессов, рассматривались давно и постоянно. Постепенно начали возникать определенные правила и стандарты, направленные на поддержку этого процесса. Появлялись и продолжают появляться новые методологии и теории. В современных условиях все они не существуют сами по себе как чистые научные подходы, а реализуются в программных продуктах, облегчающих данный процесс.
  Каковы же основные современные термины, стандарты и методологии описания и реинжиниринга бизнес-процессов организации?
  Опыт практического реинжиниринга породил ряд методологий и стандартов по разработке и моделированию бизнес-процессов. В основном они сводятся к регламентации построения и описания схемы бизнес-процесса на базе современных CASE-средств (Computer-Aided System of Engineering). Компьтерноориентированные системы инжиниринга предназначены для моделирования и анализа технологии работы, а также проектирования, разработки и сопровождения программного обеспечения. Мы рассматриваем использование CASE-средств лишь для анализа и проектирования всех бизнес-процессов и операций, хотя их способность существенно облегчать процесс создания программных продуктов (осуществлять его в полуавтоматическом режиме), в том числе и для автоматизации новой, измененной технологии работы, объясняет их популярность и широкое распространение.
  Использование CASE-средств в реинжиниринге направлено в основном на моделирование деятельности, информационных потоков и потоков документов (WorkFlow). Модель какой-то системы - это представление набора компонентов системы или подчиненной области и их взаимодействие. Модель используется для описания, анализа, уточнения или замены системы. Модель представляет систему с помощью интерфейса или взаимозависимых частей, которые работают вместе, чтобы выполнить полезную функцию. Частью системы может быть любая комбинация объектов или функций, включая людей, информацию, программное обеспечение, процессы, оборудование, документы, изделия или сырье. Модель описывает, что делает система, на каких основаниях, как она работает, какие средства она использует, чтобы выполнить функции.
  Существуют два глобальных подхода в моделировании - статическое и динамическое моделирование. Статическое моделирование основано на создании в соответствии с какой-либо методологией статической модели деятельности, которая в отличие от динамической не позволяет моделировать и анализировать процессы в динамике, движении. Разумеется, вследствие этого динамическое моделирование существенно нагляднее и обладает большими возможностями для естественного представления процессов организации и анализа, так как поддерживает механизмы параметризации модели, анализа типа "Что если", дает удобные возможности отслеживать состояние и изменение всей системы в целом или ее отдельных составляющих. Но, как уже отмечалось выше, динамическое моделирование - крайне затратный и сложный процесс, и поэтому необходимо соизмерять требуемые ресурсы и возможный эффект. Именно поэтому чаще используется статическое моделирование, хотя сегодня в России существуют прецеденты использования динамического моделирования.
  Для статического моделирования бизнес-процессов обычно используется методология SADT (точнее, ее подмножество IDEFO), поддерживаемая пакетами BPWin, Design/IDEF и др. Однако статическая SADT-модель, как отмечалось, может не обеспечивать полного решения задач перепроектирования, так как необходимо иметь возможность исследования динамических характеристик бизнес-процессов.
  Одним из возможных решений является использование системы динамического моделирования Design/CPN, основанной на методологии цветных (раскрашенных) сетей Петри. Фактически Design/IDEF и Design/CPN являются компонентами интегрированной методологии перепроектирования: статические SADT-диаграммы автоматически могут превращаться в прообраз динамической модели, которая дорабатывается вручную и затем исполняется в различных режимах с целью получения соответствующих оценок.
  При динамическом моделировании бизнес-процессов для каждого элемента модели задаются множественные (статические модели, как правило, ограничиваются одним или двумя) количественные параметры (временные затраты, ресурсы, стоимость, уровень риска и т.п.), а затем с помощью специальной процедуры анимации прослеживается поведение модели в динамике с учетом введенных параметров и их возможного изменения. Использование средств мультимедиа, включая визуализацию, видеоизображение, звуковое сопровождение и т.п., позволяет существенно повысить выразительность и наглядность построенной бизнес-модели, хотя традиционный графический подход в статических моделях также достаточно нагляден.
  Следует отметить, что не существует принципиальных ограничений при использовании в качестве средства построения статических моделей бизнес-процессов еще одной традиционной методологии - диаграмм потоков данных, или DFD (data flow diagrams). Более того, в настоящий момент доступен ряд продуктов динамического моделирования (INCOME Mobile, CRN-AMI и др.), базирующихся на сетях Петри различного вида и интегрируемых с DFD-моделью, которые позволяют успешно решать задачи перепроектирования. Многие средства статического моделирования также поддерживают эту методологию, в том числе BP-Win (Platinum).
  В общей процедуре реинжиниринга могут одновременно использоваться различные подходы и методологии с целью достижения большего удобства и эффективности проектирования. Например, бизнес-аналитики могут использовать методологию SADT, а разработчики программного обеспечения - методологии и подходы, основанные на стандарте DFD, или одно из современных средств UML (Unified Modelling Language - универсальный язык моделирования), который базируется на методологии объектоориентированного анализа.
  В любом случае основными критериями выбора методологии и инструментария моделирования являются возможность на их базе решить поставленную задачу и экономическая эффективность их применения. С учетом того, что динамическое моделирование на порядок более затратно статического, а также учитывая и другие обстоятельства (например, наличие соответствующих специалистов и доступность литературы и программного обеспечения), наиболее приемлемым для облегчения задач реинжиниринга в российских банках являются методология SADT и основанная на ней группа стандартов IDEF.
  Группа стандартов IDEF разработана в 1980-1990-х годах несколькими группами американских ученых под общим руководством Лаборатории Армстронга авиабазы Райт-Паттерсон ВВС США. Целью этих стандартов первоначально была унификация методов построения распределенных гетерогенных информационных систем. По мере разработки последующих стандартов становилось ясно, что группа IDEF потенциально имеет гораздо больший спектр применений.
  Дело в том, что лежащие в основе этих стандартов фундаментальные категории "система", "структура", "связь", "действие" представляют собой обобщение бесконечно большого числа частных случаев практического опыта. Выявив и сформулировав в этих категориях наиболее общие, характерные черты отдельных явлений и взаимодействий, человеческое мышление получило ту понятийную основу, которая позволяет, восходя от абстрактного к конкретному, описывать единым способом явления реальной жизни, бизнес-сферы с той степенью детализации, которая отвечает конкретным практическим потребностям.
  При этом в силу весьма высокой степени абстрактности исходных категорий в стандартах IDEF имеется возможность легко переходить к описанию любых областей практической деятельности человека. Для этого формируется понятийный аппарат (определение, спецификация) более конкретного порядка и устанавливаются связи элементов аппарата с лежащими в основе абстрактными категориями. При необходимости еще более конкретизировать (детализовать) рассматриваемую область аналогичным образом создается понятийный аппарат следующего порядка конкретизации и т.д. Из чисто практических соображений стандарты IDEF предусматривают до шести уровней такой детализации. Практика показывает, что такого количества иерархических ступеней (или "уровней вложенности") детализации достаточно для рассмотрения, анализа и моделирования практически любой области человеческой деятельности. Неудивительно, что разработанная первоначально в рамках крупного аэрокосмического проекта ВВС США группа стандартов IDEF и положенная в основу первого из этих стандартов (IDEFO) методика SADT (Structured Analysis and Design Technique) впоследствии с успехом применялись и применяются в самых различных отраслях промышленности и бизнеса. Как отмечает один из основоположников методологии IDEF, автор методики SADT, Дуглас Т. Росс, ее применяли тысячи людей при работе над сотнями проектов во многих областях.
  Другой фактор, обусловивший распространение стандартов IDEF за пределы их первоначальной сферы применения, - наличие достаточно простого и удобочитаемого графического языка, принципиально облегчающего разработку и понимание структуры рассматриваемых областей.
  Эти два фактора обеспечили принципиальную формализуемость описаний рассматриваемых областей, называемых IDEF-описаниями. В результате весьма быстро возникли программные средства автоматизации проектирования новых и моделирования существующих систем различного назначения, а также программные средства автоматизации проектирования новых программных средств, о которых мы уже упоминали.
  IDEFO - методика моделирования, основанная на объединении графики и текста, которая обеспечивает понимание системы, ее анализ, логику потенциальных изменений. IDEFO-модель составляется из иерархического ряда диаграмм, которые постепенно отображают увеличивающиеся уровни подробных функций описания и их интерфейсов внутри системы. Имеются три типа диаграмм:
  * графический символ;
  * текст;
  * глоссарий.
  Графические диаграммы определяют функции и функциональные связи через блоки работ и синтаксис стрелок (вход, выход, механизмы (ресурсы), управление и семантику их взаимодействия. Текст и диаграммы глоссария обеспечивает дополнительную информационную поддержку графических диаграмм.
  Таким образом, IDEFO представляет собой методику проведения различных видов анализа: анализа технологий и управления бизнес-процессов, анализа доходов и затрат, функционального анализа при проектировании систем автоматизации.
  Одной из основных областей применения стандартов IDEF стала банковская, кредитно-финансовая сфера. Развитие этой сферы, как это ни парадоксально, привело к тому, что реальные денежные средства, операции становятся менее важны, чем информация об этих операциях. Если традиционно банки создавали деньги, и это была их основная функция, то сегодня основным продуктом их деятельности является информация. Разумеется, в этих условиях углубляется уровень компьютеризации и информатизации банковской системы.
  Соответственно усложняются автоматизированные банковские системы (АБС), в огромной степени возрастают потоки информации в сфере денежного обращения и кредитно-финансовой сфере. Все это требует разработки соответствующих технологических потоков, систем управления и систем контроля такой сложности и таких размеров, что без автоматизации этих разработок их реализация стала бы просто невозможной. И здесь очень активно применяются стандарты группы IDEF. Примеры диаграмм, выполненных в этом стандарте, представлены в приложениях.
  Остановимся на практических рекомендациях по методологии разработки, поддержки и корректировки технологической схемы работы банка "Как есть" в стандарте IDEFO. Рассмотрим процесс разработки и корректировки схемы "Как есть" и его этапы.
  1. Постановка задачи для выполняемых работ:
  1.1. определяется конечная цель построения схемы (например, автоматизация рабочего места, разработка должностной инструкции);
  1.2. исходя из цели, определяется глубина детализации (например, до проводок, до полей в выходных документах, до операций, выполняемых пользователем).
  2. Определяется точка зрения для построения диаграмм. В основной схеме используется точка зрения бизнес-технолога, задачей которого являются распределение обязанностей между работниками, разработка должностных инструкций. Для разработки пользовательского интерфейса лучше использовать точку зрения дизайнера интерфейса и детализировать в основной схеме блоки типа "Зарегистрировать операцию в АБС". На диаграмме рекомендуется в качестве активностей описать ввод конкретных полей пользователем. В качестве стрелок использовать правила, накладываемые одним полем на ввод другого.
  Для разработки отчета можно детализировать активности типа "Формирование отчетности". В качестве активностей рекомендуется использовать бизнес-правила получения данных, в качестве стрелок - потоки данных.
  3. Для описания новых бизнес-процессов рекомендуется максимально плотно ознакомиться с предметной областью, в которой строится диаграмма. Необходимо также ознакомиться с тем, как решаются аналогичные задачи в других организациях. Особо рекомендуется обсудить предлагаемую схему с предполагаемым конечным исполнителем и со службами, которые, возможно, будут участвовать в реализации данного бизнес-процесса.
  4. При построении новой схемы необходимо:
  4.1. определить глоссарий данного процесса. В случае, если используются выходные формы, описанные в прилагаемом к схеме списке выходных форм, в скобках после наименования документа указать его номер по списку. А в случае, если форма отсутствует в списке, зарегистрировать ее там;
  4.2. определить место данного бизнес-процесса в существующей схеме. Определить входящие стрелки. Провести детализацию до нужного уровня, по возможности без рисования стрелок, используя только активности;
  4.3. соединить активности туннельными стрелками от детализированной диаграммы к порождающей диаграмме;
  4.4. провести объединение стрелок без потери информативности схемы;
  4.5. провести соединение стрелок, входящих в бизнес-процесс, с граничными стрелками;
  4.6. распечатать построенные диаграммы и обсудить их с предполагаемыми исполнителями.
  5. Для оптимизации уже разработанной схемы необходимо:
  5.1. определить параметры, требующие улучшения (например, длительность выполнения бизнес-процесса, упрощение для конечного исполнителя и так далее);
  5.2. ознакомиться с предметной областью и возможными решениями данной проблемы;
  5.3. попытаться поставить задачу без использования специальных терминов;
  5.4. используя наработанный опыт и приемы оптимизации, провести перестройку данной схемы;
  5.5. проверить соответствие новой схемы оговоренным условиям;
  5.6. обсудить решение с предполагаемыми исполнителями.
  6. После внесения изменений в схему сообщить о деталях изменений ответственному лицу, согласовать с ним добавления в глоссарий и перечень выходных форм.
  7. Для поддержания актуальности базы первичных документов целесообразно оформить распоряжение по банку, запрещающее использовать документы, отсутствующие в реестре документов, и в случае необходимости использования таких документов обязать исполнителей провести их представление и регистрацию у лица, ответственного за поддержание актуальности и оформление реестра новых документов.
 
 Поддержка интернет-услуг
 
  Еще совсем недавно слово Интернет было так же популярно и модно, как в свое время космос или автомобиль. Только сам факт, что коммерческая организация предоставляет интернет-услуги, обладал мощным рекламным эффектом. Этим показывалось, что организация не отстает от требований времени, внедряя у себя новейшие технологии.
  Существует множество причин такого стремительного развития, но основными являются максимум удобства и возможность предлагать более выгодное обслуживание и процентные ставки. Первое заключается в том, что сетевые банки предлагают обслуживание, при котором клиенту не надо даже выходить из дома или офиса, которое доступно ему в любой точке мира с любого компьютера и при этом 24 часа в сутки, причем без какого-либо специального программного обеспечения. Второе достигается за счет того, что операционные издержки интернетовского банка в несколько раз ниже, так как ему не требуется большой штат работников, дорогостоящие офисы и оборудование. Все это позволяет предлагать сетевым банкам конкурентные преимущества, которые недостижимы при традиционной организации банковского дела.
  Однако очередной финансовый кризис, приведший к падению стоимости компьютерного бизнеса и особенно интернет-компаний, заставил многих пересмотреть свое отношение к эффективности внедрения высоких технологий и обоснованности затрат на них. Действительно ли предоставление интернет-услуг экономически выгодно? Дает ли оно резкое расширение клиентской базы? Насколько данные услуги удобны и выгодны клиенту?
  Данная глава посвящена ответам на эти вопросы. В ней рассматривается опыт внедрения и использования интернет-услуг в российских и зарубежных банках, предлагается методика оценки эффективности использования данной технологии, обсуждаются альтернативные технологии.
  Что такое интернет-услуги? Термин является достаточно неопределенным. Обычно под ним подразумеваются доступ к WEB-серверу банка и осуществление на нем различных операций или получение информации. Проблемы с защитой информации в открытых сетях вынуждают использовать выделенные каналы связи: либо прямое соединение по телефону, либо выделенный канал "банк-клиент" (точка-точка), который в настоящее время может предоставить почти любая крупная коммуникационная компания.
  Также использование только браузера в качестве необходимого клиентского программного обеспечения в настоящий момент применимо только для простейших решений. Для сложных систем, включающих в себя аналитические модули, гибкую отчетность, для систем, которым предъявлены требования гибкости (таких, как системы удаленного участия в торгах), используется специализированное клиентское программное обеспечение.
  Нередко под предоставлением интернет-услуг понимается только удаленное управление счетом клиента с использованием глобальной сети. Рассматривая возможность развития данного бизнеса в своей организации, менеджеры часто не обращают внимание на существование целого спектра других услуг, которые могут представляться через Интернет. Впрочем, разработчики систем интернет-услуг также ограничиваются системой электронных платежей. Данный подход снижает привлекательность подобных проектов, так как обычно банк уже имеет систему "клиент-банк", основанную на прямом соединении клиента с банком, и вложение средств в дублирующую систему кажется необоснованным.
  Однако если рассмотреть более полный перечень услуг на основе мирового опыта, то перспективы их внедрения могут оцениваться по-другому. Рассмотрим более подробно список услуг, предоставляемых различными банками в Интернете.
  Информационный сервер банка. Данная услуга нередко рассматривается как рекламный проект, однако своевременное обновление информации на сервере, ее полнота и анализ могут сделать сервер постоянным инструментом в работе клиентов банка. Информационный сервер может стать первым шагом в развитии интернет-услуг.
  Удаленное управление счетом. Обычно является основой интернет-сервиса, предоставляемого банком. Как правило, оно сводится к управлению рублевым счетом клиента, получению выписок и платежам. Управление валютными счетами требует наличия валютного контроля в документообороте, что в предлагаемых на сегодняшний день решениях на российском рынке - редкость.
  WAP-банкинг. Является вариантом удаленного управления счетом через мобильный телефон. В основном используется для получения информации по счету, но для осуществления платежей обладает слабой защитой. В России эти услуги часто рекламируются, но реально практически не используются из-за неудобства и высокой стоимости мобильной связи.
  SMS-сообщения. При помощи служб коротких сообщений (SMS), которые есть у любого оператора сотовой связи, клиенту доступна вся информация о состоянии расчетных счетов (остатков по счету), а также получение выписок по счету за требуемый период. Эта услуга имеет гораздо больше перспектив, чем WAP-банкинг. Проблемой является запрет на автоматическую посылку сообщений клиенту через WEB-сервер оператора сотовой связи, что приводит к необходимости работы специального оператора сообщений.
  Торговые операции на биржах (Internet-traiding). Недавно данная услуга начала продвигаться и на российском рынке. Она предназначена в основном для азартных клиентов и более похожа на игорный бизнес, чем на финансовый. Часто организация, предоставляющая подобную услугу, даже не закрывает сделку на бирже, так как клиент, у которого отсутствует аналитическая оперативная информация с REUTERS, является заведомо проигрывающим участником рынка, выигрыш получает банк. В настоящий момент, когда отсутствует стабильный рост на рынках ценных бумаг, данная услуга будет скорее носить разовый характер для клиента: первые потери надолго отобьют у него охоту ее использовать.
  Обслуживание интернет-магазинов. Учитывая в целом слабость данного бизнеса в России, различные проекты по его развитию скорее ориентированны на далекую перспективу, чем на сегодняшнюю прибыль.
  Рассмотрим преимущества и недостатки интернет-услуг для банков. Изучая документацию на интернет-системы, невозможно реально оценить удобство ее использования, так как разработчик опускает ряд аспектов. Большинство недостатков выявляются только после начала эксплуатации системы. Таким образом, все убытки от них ложатся на организацию, эксплуатирующую подобную систему.
  Самым известным недостатком является незащищенность системы от несанкционированного доступа. Все разработчики предлагают в рамках предлагаемого продукта и систему защиты передаваемых сообщений. Однако, даже если допустить, что подобная система идеальна (хотя ни одна из компаний-разработчиков не несет полной ответственности за взлом ее системы), существует еще большое количество возможных дыр в самом наличии контакта с глобальной сетью. В основном это недостатки операционных систем, коммуникационных программ, браузеров и просто человеческой психологии. Поддержка на надлежащем уровне защиты в системе требует постоянных и довольно высоких затрат, в том числе на зарплату специалистам, обучение клиентов, разработку защиты от новых методов взлома. И если крупный банк может позволить себе подобные затраты, так как ожидает от предоставления интернет-услуг значительных доходов, то для небольших банков данные затраты недопустимы.
  Еще одной особенностью интернет-услуг является относительное удобство их использования в условиях отсутствия постоянного доступа (соединение с дозвоном через модем). Особенно это неудобство ощутимо для клиентов со сложным документооборотом. Для того чтобы зарегистрировать, отредактировать, проверить и подписать каждый документ, необходимо либо делать это все в одном сеансе связи, либо каждый раз тратить время на соединение и ввод пароля. Кроме того, многократная в течение дня идентификация клиента снижает защищенность его пароля.
  Многие разработчики утверждают, что интернет-услуги можно получать с использованием любой техники, на которой работает интернет-браузер. Это часто не соответствует действительности, так как помимо браузера обычно требуется дополнительная программа защиты данных, которая в свою очередь более требовательна к операционной системе, например не работает на компьютерах типа PALM или под операционной системой Linux.
  Часто рекламируемая низкая стоимость интернет-услуг также относительна. Фактически экономится только время ввода документа в систему. Однако немногие банки допустят у себя бесконтрольное прохождение платежей. Таким образом, остаются затраты на контроль каждого платежа и на анализ его назначения. Необходимость контроля платежа также делает бессмысленным утверждение о возможности управления счетом 24 часа в сутки, так как в нерабочее время все документы клиента обрабатываться не будут.
  Следующей информацией, которая редко упоминается в рекламных проспектах, является реальная оценка доли клиентов, заинтересованных в интернет-услугах. Обычно утверждается, что данная услуга интересна всем клиентам банка. Рассмотрим это более подробно для каждой категории клиентов.

<< Пред.           стр. 13 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу