<< Пред.           стр. 1 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 Министерство образования и науки Российской Федерации
 
 Академия информатизации образования
 Департамент образования и науки ХМАО
 Нижневартовский государственный педагогический институт
 Нижневартовский филиал института повышения квалификации и развития регионального образования
 Управление образования города Нижневартовска
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
 
 
 Материалы Всероссийской научно-практической конференции
 (Нижневартовск 15-17 апреля 2004 г.)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Нижневартовск, 2004
 Печатается по решению Редакционно-издательского совета Нижневартовского государственного педагогического института
 
 
 
 
  Ответственный редактор: к.п.н., доцент Казиахмедов Т.Б.
 
 
 
 
  Информационные технологии в высшей и средней школе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Нижневартовск 15-17 апреля 2004 г.). Нижневартовск: Нижневартовский государственный педагогический институт, 2004. - 237 с.
 
 
 
 
 
  Сборник содержит материалы Всероссийской научно-практический конференции "Информационные технологии в высшей и средней школе", проводившейся 15-17 апреля 2004 года в Нижневартовском государственном педагогическом институте.
  Для преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений.
 
 
 
 
 (c) Нижневартовский государственный педагогический институт, 2004
 
 
 
 
 
 
 
 ПЛЕНАРНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
 
 Ваграменко Я.А.
 ИССЛЕДОВАНИЯ ПО НОВЫМ ПРОЕКТАМ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
  В 2002-2003 гг. Институт информатизации образования - ИНИНФО МГОПУ им. М.А. Шолохова осуществил разработки по нескольким проблемам, связанным с развитием педагогического образования и потребностями современной школы на этапе ее преобразования в школу информационного общества. Ниже представлен обзор результатов этой работы, выполненной под научным руководством автора. Непосредственными участниками исследований были ответственные исполнители по направлениям Зобов Б.И., Богданова С.В., Рыжов В.А., Жданов С.А., а также известные специалисты системы педагогического образования из других университетов: Могилев А.В., Король А.М., Каракозов С.Д., Линьков В.М., Крамаров С.О., Крюкова О.П., Розина И.Н. и ряд других сотрудников ИНИНФО.
  Разработка модели педагога новой формации, ориентированного на подготовку кадров информационного общества с применением компьютерных телекоммуникационных технологий
  Работа проводилась в рамках научно-технической программы "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования". Основные результаты работы следующие. Содержание профессиональной компетенции педагога новой формации (ПНФ) рассмотрено в русле новых задач преподавания информатики, формулирующихся с учетом развития компьютерных технологий и НИТ. Детально рассмотрены вопросы содержания преподавания информатики, цели, уровни и этапы, методы обучения. Исследования проходило по двум направлениям. С одной стороны проводилось экспериментальное обучение преподавателей в рамках спецкурсов по различной проблематике. Особый интерес и актуальность представляло изучение работы в ИНТЕРНЕТ, результативность обучения преподавателей этому аспекту обучения информатике. С другой стороны, проводилось обучение преподавателей разработке учебных материалов. В процессе экспериментов исследовано содержание педагогической работы ПНФ, выявлены те требования к результатам этой деятельности, которые шли от новой практики работы в компьютерной среде, от образовательных технологий. Подход к решению проблемы определения компетенции ПНФ (конкретно - преподавателя предметника) сформулирован с учетом требований в области информатики, искусственного интеллекта и образовательных технологий, того опыта информатизации, который накоплен с использованием кейс-технологии, опыта обучения в компьютерной среде в классе, опыта обучения в ИНТЕРНЕТ. Выдвинута идея универсального подхода к среде обучения как гуманитарной среде, где с использованием современного комплекса программных средств по обработке естественного языка возможна оптимизация основных этапов работы учащегося - передача теоретических знаний, тренировка, решение практических задач в работе с текстовой информацией.
  Основной предпосылкой для определения содержания обучения педагога новой формации является определение современной учебной информационной среды как среды распределенных информационных ресурсов, включающей три составляющих: ИНТЕРНЕТ, ИНТРАНЕТ, кейс как ее носителей.
  Эти составляющие информационной учебной среды являются обязательным комплексным информационным обеспечением современного учебного процесса в любой его форме, поскольку обеспечивают внедрение передовых активных методов обучения, ориентированных на самостоятельную работу учащегося. Они требуют формирования у преподавателя особой комплексной компетенции, включающей пользовательские и разработческие навыки с использованием НИТ. знаний и навыков в области информатики.
  Знания информатики, однако, формируют лишь предпосылки к реальной практической деятельности педагога. Конкретное содержание этой деятельности определяется в рамках стратегии ВУЗа - модели организации ДО, в которой и конкретизируются способы взаимодействия с учащимся, способы управления его самостоятельной работой, структура и содержание учебно-методических материалов, место и роль электронной компоненты в них.
  Учебный материал сред, разработанных преподавателями, которые участвовали в эксперименте, поставлен на сайт МГОПУ. Этим продемонстрирована возможность перемещения этих материалов на другой уровень носителей - в ИНТЕРНЕТ, их доступность для учащегося по глобальной сети. Эксперимент сделал возможным выделить ИУС как основной универсальный компонент во всех моделях ДО, где ИУС может представлять элемент кейс-технологии, элемент ИНТЕРРЕТ технологии, элемент технологии, обеспечивающий работу в классе.
  В исследовании рассмотрены основные задачи и средства подготовки преподавателя - предметника в области КТ и НИТ.
  Остаются мало разработанными вопросы профессиональной подготовки сетевых администраторов и программистов для обеспечения специальных целей разработки курсов ДО по дисциплинам. Этот вопрос требует дополнительного исследования и разработки специальных программ и учебных материалов с учетом развития ОТ и ДО. Такая работа продолжается.
  В результате проведенной работы по проекту разработаны спецкурсы, отражающие новые требования к ПНФ:
  - спецкурс по обучению работе в среде ИНТЕРНЕТ. Преподавание по этому спецкурсу дало практические результаты для практики обучения, обогатило методы работы предметников, прошедших это обучение. Результаты этой работы были доложены на региональной конференции в Ростове-на-Дону, в Институте права и бизнеса;
  - спецкурс по разработке гуманитарной учебной информационной среды. Работа имеет практические результаты, материалы используются в учебном процессе, получила воплощение модель обучения в компьютерном классе.
  Создание прототипа распределенной системы научно-методического и информационного обеспечения сельских школ на базе образовательной телекоммуникационной сети региона
  В комплексе задач информатизации российской системы образования особое место занимают сельские школы, количество которых в настоящее время превышает 30 тысяч и в которых обучается более трети школьников страны. При этом основными проблемными задачами информатизации сельских школ являются повышение качества подготовки сельских школьников, обеспечение их права на получение качественного современного образования, сокращение разрыва и устранение различий между городским и сельским образованием, обеспечение равных возможностей поступления в ВУЗы выпускников городских и сельских школ, повышение квалификации и улучшение информационного обслуживания сельских учителей.
  Анализ и научно-методическое обобщение опыта субъектов Российской Федерации по использованию средств телекоммуникаций для сельских школ в рамках данного проекта проводились с целью определения:
  - реальных альтернатив для выбора телекоммуникационных технологий и средств для информатизации сельских школ;
  - основных факторов, определяющих выбор этих технологий и средств;
  - основных этапов проектирования и поэтапного создания образовательных телекоммуникационных сетей.
  Проектирование, создание и проведение опытной эксплуатации пилотного сегмента распределенной образовательной телекоммуникационной сети сельских школ осуществлены применительно к условиям Хабаровского края с целью:
  - приобретения практического опыта в решении проблемных задач научно-методического и информационного обеспечения сельских школ в реальных условиях развития средств и телекоммуникаций на обширных территориях Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
  - решения первоочередных проблем в этой области Министерства образования Хабаровского края;
  - разработки рекомендаций по дальнейшему совершенствованию и эффективному использованию созданного прототипа образовательной телекоммуникационной системы.
  Данное исследование выполнено в рамках отраслевой НТП "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования" по подпрограмме "Научное, научно-методическое обеспечение функционирования и развития системы образования".
  Получены следующие основные результаты.
  1. Систематизированы основные требования и задачи научно-методического и информационного обеспечения сельских школ, в том числе связанные с повышением качества обучения сельских школьников, подготовки из них конкурентноспособных абитуриентов для профессиональных образовательных учреждений, повышения квалификации и уровня информационного обслуживания сельских учителей.
  2. Обобщен опыт создания региональных образовательных сетей телекоммуникации, используемых для обеспечения потребностей сельских школ, в 7-ми продвинутых в этой области субъектов Российской Федерации (Алтайском и Хабаровском краях, Воронежской, Пермской, Ростовской и Тульской областях, Республика Удмуртия), который позволил определить наиболее существенные факторы, влияющие на выбор основных технологий и средств телекоммуникации, и наиболее распространенные альтернативы в этом важнейшем направлении информатизации образования: технологии и средства Интернет и "ТВ-Информ".
  3. Обобщен и систематизирован опыт использования традиционных и инновационных средств и сетей телекоммуникаций для научно-методического, информационного и организационного обеспечения сельских школ, определено основное содержание информационных программ для сельских регионов.
  4. Разработаны общая схема и системные рекомендации по проектированию и поэтапному созданию региональных образовательных телекоммуникационных сетей для сельских школ, учитывающие в частности:
  - территориальную разобщенность населенных пунктов и региональных образовательных центров;
  - степень развития общей региональной инфраструктуры каналов связи;
  - необходимый объем капитальных вложений;
  - среднегодовой объем арендной платы за использование каналов связи;
  - реальные финансовые возможности федеральных и региональных органов управления образованием;
  - эффективность средств телекоммуникаций для повышения качества образования в сельской местности и удовлетворения потребностей сельского населения в этой сфере.
  5. Разработан и создан в Хабаровском крае на основе технологии "ТВ-Информ" прототип (пилотный сегмент) распределенной системы научно-методического и информационного обеспечения сельских школ с охватом 17 сельских районов Края и обеспечением регулярных трансляций информационных образовательных программ на сельскую местность.
  6. Осуществляемая в течение трех лет опытная эксплуатация созданного прототипа системы подтвердила высокую эффективность применения технологии "ТВ-Информ" для обеспечения информационных потребностей современной сельской школы в условиях ограниченных возможностей традиционных средств связи на обширных территориях Сибири и Дальнего Востока страны. Такое решение является альтернативой, которой при необходимости может воспользоваться российская система образования.
  Разработка методических средств, определяющих композицию и форму представления учебной информации и знаний в Интернет-учебниках при создании образовательных сред
  Работа проводилась в рамках отраслевой научно-технической программы "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования" (раздел 4.4: информационное наполнение компьютерных сетей системы образования).
  Получены следующие результаты проекта:
  а) Разработана теория и принципы реализации экологически чистого программного интерфейса для применения средств мультимедиа в интернет-учебниках (комплекс руководств, методических требований, описаний технологий и результатов научных исследований).
  б) Сформулированы требования к программным системам, интерфейсным решениям и оболочкам интернет-учебников, реализующих принципы эргономичного программного интерфейса для управления и синтеза компьютерных аудио- и видео средств в интернет-учебниках и комплексах учебного назначения.
  Разработаны следующие методические материалы:
  а) Требования к программным интерфейсам интернет-учебников.
  б) Рекомендации по форматам представления данных в интернет-учебниках.
  в) Требования по представлению мультимедиа-образов и данных на основе принципов художественной композиции и психологии.
  Показано, что наиболее существенными оказываются характеристики, связанные, прежде всего, со спецификой мотивационно-целевой направленности деятельности, особым отношением пользователя к компьютеру как партнеру по совместной работе (феномены персонификации), с причинами и способами борьбы с утомлением, типом реагирования на возникающие в процессе работы сбои и затруднения. По блокам соответствующих показателей выявлены систематические различия между группами пользователей, которые отличаются степенью субъективной компетентности, полом и уровнем субъективного контроля.
  Среди пользователей разных групп существует выраженная тенденция к персонификации компьютера. Как отмечалось выше, персонификация может рассматриваться как положительный фактор, способствующий снижению негативных эффектов, связанных с напряженностью и сложностью компьютеризованной деятельности. В связи с этим следует обратить внимание производителей программного и аппаратного обеспечения на необходимость разработки специальных элементов, способствующих персонификации компьютера (естественно, в разумных пределах), что могло бы придать взаимодействию с компьютером форму коллегиальной работы.
  В отношении тех групп пользователей, которые подвержены влиянию специфических факторов утомления (плохая эргономика рабочего места, неудовлетворительная социальная поддержка и пр.), имеет смысл обратить внимание на соответствующие организационные мероприятия и на подготовку специальных программных средств, дающих возможность расширить набор стратегий отдыха и снятия напряжения при возникновении стресса на компьютеризованном рабочем месте. Последние могут быть выполнены в виде специально подаваемых по ходу работы "напоминаний" или "подсказок". Кроме того, программные средства могут включать в себя элементы релаксационных воздействий.
  Важнейший вопрос - обеспечение эргономичности пользовательского интерфейса (ПИ). Для большинства систем на разработку ПИ уходит значительная доля бюджета и усилий программистов (количества строчек исходного текста программы). Проведенные исследования указывают на то, что:
  - ПИ составляет от 47 до 60 процентов кода всей программы;
  - на разработку ПИ уходит как минимум 29 процентов проектного бюджета и в среднем 40 процентов всех усилий разработчиков по созданию системы.
  Поскольку с точки зрения пользователя ПИ является ключевым фактором для понимания функциональности программы, плохо разработанный интерфейс резко ограничивает функциональность системы в целом.
  Эффективный интерфейс является результатом осознания разработчиком необходимости уделить значительное внимание не только данным, с которыми будет работать пользователь, но и собственно пользователю, его задачам и деятельности.
  Отмечены несколько наиболее существенных преимуществ хорошего пользовательского интерфейса:
  - Снижение количества человеческих ошибок
  - Снижение стоимости поддержки системы
  - Снижение стоимости обучения
  - Уменьшение потерь продуктивности работников при внедрении системы и более быстрое восстановление утраченной продуктивности
  - Улучшение морального состояния персонала
  - Уменьшение расходов на редизайн ПИ по требованию пользователей
  - Доступность функциональности системы для максимального количества пользователей
  Информация по данному проекту представлена на портале Педагогического виртуального университета при Московском Государственном Открытом Педагогическом Университете им. М.А. Шолохова (http://pvu.mgopu.ru), а также в разделе "Исследования" на INTERNET-сайте МГОПУ (http://www.mgopu.ru).
  Разработка технологий и средств развития творческих способностей обучаемых в сфере дополнительного образования студентов и школьников на основе сетевых олимпиад и летних школ.
  В течение последних десяти лет с внедрением в обучение сетевых технологий в практике обучения интенсивно развивалась игровая и проектная деятельность в виде сетевых викторин, летних школ, олимпиад, исследовательских учебных проектов. В результате на сегодня на базе новых информационных технологий (НИТ) возникла новая форма обучения, которая привлекла своей результативностью внимание педагогов, исследователей, методистов.
  В настоящей работе задача "разработки технологий и средств развития творческих способностей обучаемых в сфере дополнительного образования" рассматривается именно как задача создания методологического инструментария, который позволил бы рядовому преподавателю переносить в его собственную практику методические новации обучения творческой деятельности.
  Для решения задачи использованы разработки ИНИНФО и опыт осуществления сетевых образовательных проектов в двух ведущих российских центрах дистанционного обучения, действующих в крупных регионах России и участвующих в зарубежных проектах.
  Эти центры: Лаборатория учебной коммуникации в Переславле Залесском при Институте программных систем РАН (руководитель Е.Д. Паторакин) и Лаборатория новых информационных технологий Воронежского государственного педагогического университета (руководитель А.В. Могилев).
  Важнейший вопрос исследования - разработка методологического инструментария преподавателя для работы проектным методом.
  Сетевые учебные проекты могут быть масштабными и включать требования к знаниям самого разного плана - активное владение компьютерными технологиями, иностранными языками, предметными знаниями из разных областей. Учащийся должен уметь и сам подготовиться к ведению проекта, и нужно эффективно помогать ему в этом.
  Пока теоретически непрозрачной остается организация творческой деятельности в реализации викторин или олимпиад в той ее части, которая касается, например, литературно - композиционной работы учащихся. Остается вопрос, как конкретно готовить учащихся к работе по коллективному сочинению текстов, текстов не только прозаических, но и поэтических.
  В исследовании проанализированы виды досуговой деятельности учащихся в системе дополнительного образования в виде сетевых олимпиад, летних школ, викторин и учебных телекоммуникационных проектов. Сделан вывод о единой методологической, организационной основе этой деятельности - учебной проектной деятельности. Это позволило разработать единую технологию для досуговых сетевых проектов такого рода и методические рекомендации для преподавателя.
  Учебная проектная деятельность детально исследована применительно к проблеме обучения предметным дисциплинам. В процессе исследования были выявлены оригинальные сценарии проектов, которые по цели полностью не укладывались в единый подход к организации проблемной деятельности, поскольку были связаны со сменой способа выражения (перекодированием информации различных семиотических систем - "из текста в рисунок", "из танца в текст" и др.), проекты типа "сочинение частушек" или литературных произведений, проекты типа "сборка картины художника из элементов с нарушенным порядком". Привлечение задач, связанных с искусством, требуют от учащихся знаний особого рода - художественной и литературной композиции, семиотики искусства и др. Работы по данной теме будут продолжены в направлении разработки основ знаний для информационного обеспечения нестандартных задач в области искусства.
  Разработка стратегии, проектных предложений и требований по комплексной информатизации педагогического (высшего, среднего, послевузовского) образования в России на период 2003-2005 годы
  Комплексный анализ состояния информатизации педагогического образования в России, выполненный в процессе исследования, содержит описание модернизации структуры информатизации образования как изменения содержания, методов и организационных форм учебной работы в соответствии с требованиями подготовки учащихся к жизни в информационном обществе. Главным в этой работе в школе является учитель. Решение задач подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования в области информатизации - обязательная составная часть модернизации педагогического образования на основе информационных технологий.
  При выполнении этой работы проведен анализ многочисленных исследований по данным проблемам. Учитывался многолетний опыт решения соответствующих задач по проблемам педагогического образования, в том числе, работы по созданию и введению стандартов педагогического образования. Использован практический опыт педагогических вузов и институтов усовершенствования учителей России, опыт сотрудников и аспирантов Московского, Курского и Барнаульского педагогических университетов. Были использованы статистические данные и аналитические материалы, подготовленные Министерством образования РФ, опыт работы государственных и негосударственных структур повышения квалификации учителей (центры Федерации Интернет Образования, центры программы Интел и др.) и тенденции мирового развития, проекты по информатизации школы, в которых МГОПУ им. М.А. Шолохова принимал участие (Информатизации сельских школ, Информационная система учебного книгоиздания, РЕОИС). При подготовке отчета были использованы также материалы Всемирного Банка, Университетской информационной системы РОССИЯ, информационные материалы Госкомстата, правительственные и нормативные документы.
  Описана существующая сегодня в России концепция и практика модернизации повышения квалификации работников образования в области информатизации, выделены основные проблемы и указаны возможные способы их решения.
  Результаты работы касаются следующих направлений:
  - комплексный анализ состояния информатизации педагогического образования в России;
  - разработка концептуальных положений модернизации педагогического образования на основе информационных технологий на период 2003-2005 гг.;
  - сравнительный анализ и предложения по стратегии использования типовых модульных структур технического и программного обеспечения педагогических образовательных учреждений с учетом дистанционных технологий обучения.
  По прогнозам разработчиков проекта, одним из самых серьезных изменений в области образовательных технологий (наряду с возникновением информационной образовательной среды) ожидается развитие и внедрение мобильных информационных образовательных технологий. Эти технологии должны в корне изменить практически все педагогические технологии, развернуть социально-коммуникативные функции образовательной системы в сторону личности, обратиться к ее индивидуальности. Сейчас в этом направлении наметились лишь первые признаки, но через достаточно короткое время эти изменения в образовании неотвратимо произойдут.
  Есть уверенность в том, что проблемы современного человека в плане удовлетворения его потребностей, по крайней мере, в области дополнительного, продолженного образования, должны и могут решаться только с помощью компьютерных форм обучения. Здесь преподавателю помощь компьютера просто необходима. Именно компьютерное, дистанционное обучение или комплексная форма обучения могут решать такие проблемы.
  Разработка и ввод в опытную эксплуатацию функциональной подсистемы пилотной системы открытого образования (СОО) по педагогическим специальностям.
  Эти исследования осуществляются ИНИНФО МГОПУ им. М.А. Шолохова по отраслевой НТП "Создание системы открытого образования".
  В 2003 г. получены следующие основные результаты:
  1. Проведен анализ состояния работ в области открытого и дистанционного образования в педагогических вузах страны, на основе которого определены основные возможности и наиболее эффективные направления развития открытого педагогического образования в нашей стране на ближайшие годы.
  2. Разработаны проекты 4-х корпоративных стандартов "Подсистема ИАИС пилотной СОО по педагогическим специальностям (направления 030000 и 540000)":
  - "Общие положения" (КС ОПО 1-03);
  - "Требования к аппаратно-программным средствам" (КС ОПО 2-03);
  - "Требования к сетевым курсам" (КС ОПО 3-03);
  - "Этапность и технология разработки сетевых курсов" (КС ОПО 4-03).
  3. Разработан проект корпоративного тезауруса "Подсистема ИАИС пилотной СОО по педагогическим специальностям (направление 030000 и 540000), в котором на основе проведенного анализа, отбора и обобщений представлены 220 терминов и их определений.
  На основе проведенных проектных работ создан специализированный портал "Педагогический виртуальный университет" (портал ПВУ), пилотной СОО по Интранет МГОПУ им. М.А. Шолохова.
  На основе анализа потребностей системы общего образования страны в педагогических кадрах и состояния работ по открытому образованию в ведущих педагогических вузах определены первоочередные специальности и дисциплины, вводимые в учебный процесс СОО по педагогическим специальностям: специальность 030100 - Информатика, направление 540200 - Информатика; учебные дисциплины их предметной и профильной подготовки. Следующими вводимыми в учебный процесс данной СОО предлагается определить: специальность 030600 - Технология и предпринимательство и направление 540500 - технологическое образование.
  4. Проведено дальнейшее развитие сетевых информационных ресурсов портала ПВУ за счет компьютерного практикума по информатике, учебного пособия по "Технологии современного производства" специальности 030600 "Технология и предпринимательство" журнала "Педагогическая информатика" и ряда научных и научно-методических публикаций по проблемам открытого педагогического образования.
  5. Разработаны методические рекомендации по проектированию пользовательского интерфейса сетевых курсов для портала ПВУ.
  6. Обобщены и систематизированы данные по российским образовательным электронным ресурсам, представленным в сети Интернет и на компакт-дисках, которые могут использоваться в процессе разработки сетевых педагогических курсов.
  7. Разработаны рекомендации по обеспечению авторских прав создателей информационных ресурсов портала ПВУ и других центров открытого образования.
  8. Начато использование технических, информационных и методических средств, созданных в рамках данной НИР, в специальном лабораторном практикуме для студентов старших курсов факультета "Информатики и математики" МГОПУ им. М.А. Шолохова;
  9. Материалы данной разработки размещены на серверах Минобразования России (http://openedu.ministry.ru) и ИНИНФО МГОПУ им. М.А. Шолохова (http://www.pvu.mgopu.ru).
  Дальнейшие работы по этой НИР в 2004 г. проводятся в соответствии с утвержденным техническим заданием Минобразования России.
 
 
 Жданов С.А., Матросов В.Л., Шари В.П.
 КОМПОНЕНТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
 
  Содержание методической подготовки будущих учителей в области применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в структуре ГОС ВПО второго поколения свидетельствует о том, что пока изучение средств и методов ИКТ не проникло в область профессиональной подготовки. Это не вполне соответствует современным тенденциям информатизации общества и в частности сферы образования. Исключение составляет лишь стандарт подготовки по специальности 030100 - Информатика, где этот недостаток отчасти компенсируется наличием в цикле предметной подготовки дисциплины "Информационные и коммуникационные технологии в образовании"1.
  Вполне логичным представляется, что включение курса "Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовании" в блок общепрофессиональной дисциплин (ОПД) всех образовательных стандартов педагогических специальностей может восполнить пробел в системе методической подготовки учителя в вопросах применения ИКТ в будущей профессиональной деятельности.
  Структуру взаимодействия учебных дисциплин, влияющих на компетентность специалиста в области применения ИКТ можно представить в виде следующей схемы:
 
  Курс "Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовании" можно трактовать как междисциплинарный учебный предмет, в содержании которого должны быть отражены психолого-педагогические, предметно-методические и технологические составляющие.
  Структура данного курс должна включать инвариантную и вариативную составляющие. Инвариантная часть формируется на основе изучения отработанных и доказавших свою дидактическую эффективность и состоятельность, понятий, методов и средств педагогики, психологии, компьютерных наук и технологий, достижений общих и частных методики и их взаимосвязи. Вариативная часть направлена на изучение экспериментальных и перспективных достижений в области использования ИКТ в частных методиках и должна иметь выраженную методическую направленность, отражающую специфику конкретного школьного предмета и методику его преподавания.
  Такая структура позволит гибко реагировать на все возможные изменения, как в области технологического обеспечения, так и методических решений к задачам совершенствования и модернизации школьного образования, включая изменения парадигмы, форм и видов образования (дистанционное, открытое и др.).
  Современное состояние средств информатизации определяет опережающее влияние на отбор содержания. Однако основополагающими должны являться не технологические аспекты, а их проектирование на процесс обучения.
  При этом представляется, что привязка к конкретным информационным, компьютерным и программным средствам не целесообразна, так как это, с одной стороны, сузило бы условия реализации данного курса, а с другой, современные темпы развития средств информатизации опережают существующие на сегодняшний момент конкретные технологические решения. Поэтому преобладающим в данном курсе является изучение принципов построения, методов и способов применения ИКТ в сфере образования и обучения. Конкретные технологические решения носят скорее характер иллюстрации, чем предмет изучения.
  В этот курс представляется целесообразным включить следующие разделы и обобщенные дидактические единицы:
  1. Информатизация как фактор, влияющий на изменения в системе образования.
  Информатизация общества как социальный процесс и его основные характеристики. Гуманитарные и технологические аспекты информатизации. Влияние информатизации на сферу образования. Изменение механизмов функционирования и реализации системы среднего образования в условиях информатизации.
  2. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.
  Понятие информационных и коммуникационных технологий. Эволюция информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий. Формирование информационной культуры как цель обучения, воспитания и развития учащихся.
  Образовательные задачи внедрения ИКТ в учебный процесс. Развивающие задачи внедрения ИКТ в учебный процесс. Воспитательные задачи внедрения ИКТ в учебный процесс.
  3. Информационные и компьютерные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении.
  Влияние ИКТ на педагогические технологии. Методы построения информационно-деятельностных моделей в обучении.
  Компьютерные технологии, реализующие способы доступа, поиска, отбора и структурирования информации из электронных баз данных информационно-справочного и энциклопедического значения. Компьютерные технологии, использующие различные уровни интерактивного доступа к учебной информации и управления траекторией обучения.
  Педагогические программные средства (ППС). Методические цели использования ППС. Решение дидактических и методических задач с помощью ППС.
  Инструментальные средства разработки электронных учебников и методика их использования.
  4. Информационные и компьютерные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся.
  Методы использования мультимедиа и коммуникационных технологий как средство реализации активных методов обучения. Телеконференции образовательного и учебного назначения. Учебные телекоммуникационные проекты (УТП): типология, структура, содержание, основные этапы проведения. Компьютерная поддержка проектных методов обучения. Использование Интернет-ресурсов для организации учебно-образовательной деятельности. Инструментальные средства для разработки Web-сайтов. Разработка Web-сайтов учебного назначения.
  5. Информационные и компьютерные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.
  Психолого-педагогическая диагностика на основе информационных и коммуникационных технологий. Компьютерные технологии, реализующие процедуры линейного, разветвленного и циклического тестирования. Компьютерные технологии хранения и обработки результатов тестирования. Педагогическая информационная система мониторинга качества образования. Методы сортировки и классификации данных опроса и мониторинга. Информационные технологии планирования деятельности учителя.
  6. Экспертные и аналитические методы в оценке электронных учебных средств.
  Критерии оценки дидактических, эргономических, психолого-педагогических, технологических качеств электронных средств образовательного назначения. Экспертные и аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения. Оценка и сертификация электронных дидактических средств.
  7. Информационные и компьютерные технологии в учебных предметах.
  Методы оценки возможностей реализации методических подходов к обучению предмету средствами информационных, компьютерных и коммуникационных технологий. Принципы сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов к изучению учебного предмета.
  Педагогические программные средства как способ решения дидактических и методических задач обучения.
 
 
 Зобов Б.И.
 О ПОДГОТОВКЕ И ПОВЕДЕНИИ II ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СИМПОЗИУМА "ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ"
 
  В сентябре 2003 г. состоялся первый Всероссийский научно-методический симпозиум "Информатизация сельской школы" ("Инфорсельш-2003"), организованный по инициативе дирекции ИНИНФО МГОПУ им. М.А. Шолохова и президиума Академии информатизации образования на основании решения Минобразования России. Местом проведения симпозиума был определен г. Анапа, который расположен в регионе компактного сосредоточения значительного контингента сельского населения и количества сельских школ страны и в котором функционирует один из наиболее крупных филиалов МГОПУ им. М.А. Шолохова, что снимает целый ряд организационных и финансовых вопросов, связанных с подготовкой и проведением данного симпозиума, как у его участников, так и организаторов.
  Основными целями данного симпозиума, проходившем под девизом "От первого компьютера к школе XXI века", апробированном для этого симпозиума в г. Нижневартовске2, являлись:
  - оценка влияния реализованных в 2001-2002 гг. мероприятий по компьютеризации сельских школ на качество образования в сельской местности страны;
  - определение основных направлений повышения эффективности использования компьютеров и образовательных информационных ресурсов, поставленных сельским школам в этот период;
  - обсуждение перспектив информатизации сельских школ на ближайшие годы и анализ возможностей ускорения этого процесса.
  Перед началом симпозиума были подготовлены и изданы труды его участников, включающие 70 статей, авторы которых представляют 21 субъект Российской Федерации, в работе симпозиума приняли участие 95 специалистов из 28 субъектов Федерации. Труды и итоговый документ (рекомендации) симпозиума3 по согласованию с Минобразованием России были направлены в органы управления образованием всех 89 субъектов Российской Федерации и размещены на портале ИНИНФО МГОПУ им. М.А. Шолохова (по адресу: http://www.mgopu.ru/pvu). По мнению подавляющего большинства участников симпозиум прошел на достаточно высоком научно-методическом и организационном уровнях, его результаты должны оказать положительное воздействие на процесс информатизации сельских школ страны.
  Учитывая важность информатизации сельских школ в программе модернизации российской системы образования, специфические особенности, проблемный характер и высокие темпы выполнения этих работ симпозиум поддержал предложение ряда его участников (д.т.н., проф. Бубнова В.А.; к.т.н., доцента Донского Д.А.; д.т.н., проф. Зобова Б.И.; к.п.н., доцента Казиахмедова Т.Б. и др.) и принял рекомендацию в адрес Минобразования России, МГОПУ им. М.А. Шолохова и Академии информатизации образования об организации и проведении в 2004 г. II Всероссийского научно-методического симпозиума по этой проблематике.
  В настоящее время Минобразование России приняло решение о проведении этого симпозиума в период с 13 по 17 сентября текущего года в г. Анапе и его организаторы приступили к его подготовке. Уведомления о проведении симпозиума направлены:
  - в органы управления образованием всех субъектов Российской Федерации;
  - в целый ряд (более 50) ведущих научно-исследовательских организаций, университетов и педагогических вузов;
  - во все 12 отделений Академии информатизации образования;
  - всем участникам симпозиума "Инфосельш-2003";
  - ряду известных специалистов и руководителей региональных и местных органов управления образованием.
  Основная тематика II Всероссийского научно-методического симпозиума "Информатизация сельской школы" ("Инфосельш-2004") определялась, исходя из рекомендаций итогового документа первого симпозиума4 и основных положений доклада В.М. Филиппова на итоговом расширенном заседании коллегии Минобразования России 25 февраля 2004 г. "О приоритетах развития системы образования в 2004-2005 гг. и итогах первого этапа модернизации российского образования"5 и охватывает следующие направления:
 1. Повышение уровня оснащенности сельских школ компьютерной техникой.
 2. Информатизация сельских школ на основе средств телекоммуникаций и сетевых образовательных ресурсов.
 3. Эффективность использования компьютеров и учебных электронных изданий в сельских школах.
 4. Повышение квалификации сельских учителей в области информатики и информационных технологий.
 5. Кадровое обеспечение процесса информатизации сельских школ.
 6. Системный анализ и мониторинг эффективности процесса информатизации сельских школ.
 7. Развитие профильного, личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения в сельской местности на основе ИКТ.
 8. Психолого-педагогическое обеспечение разработки новых образовательных информационных ресурсов для сельских школ.
 9. Развитие и использование дистанционных технологий обучения для подготовки и повышения квалификации сельских учителей.
 10. Теоретические и экспериментальные исследования перспектив информатизации сельских школ ("От первого компьютера к школе XXI века").
 11. Развитие муниципальных инфраструктур информатизации образования в сельской местности.
 12. Проведение ЕГЭ в сельской местности с использованием ИКТ.
 13. Информационное обеспечение сельской молодежи.
 14. Международное сотрудничество в области информатизации сельских школ.
  Об участии специалистов Ханты-Мансийского автономного округа в работе указанных симпозиумов:
  1) прежде всего, необходимо отметить достаточно активное участие специалистов округа в подготовке и проведении первого симпозиума, в его трудах [2] представлены три их статьи - авторы: Казиахмедов Т.Б., Никонова Е.З., Поздеева Л.А., все из Нижневартовска;
  2) в связи с этим целесообразно расширение географии участников второго симпозиума от округа за счет специалистов из других его научных и образовательных центров (Ханты-Мансийска, Сургута и др.);
  3) более высокий уровень оснащенности ряда сельских и поселковых школ округа компьютерной техникой (по сравнению со средним уровнем в стране) создает хорошие возможности для организации профильного и личностно-ориентированного обучения, развития национального и регионального компонентов программ обучения школьников в области информатики и информационных технологий, а также обмена опытом этой работы с другими субъектами Российской Федерации на предстоящем втором симпозиуме.
  Проведение II Всероссийского научно-методического симпозиума "Информатизация сельской школы" будет способствовать дальнейшему развитию этого важного направления модернизации российской системы образования и решению основных задач второго этапа этих работ в данном направлении в период 2004-2005 гг. [4].
 
 
 Казиахмедов Т.Б.
 ПОДХОДЫ В ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
 
  В концепции модернизации образования в РФ обоснована роль информационных технологий в обновлении содержания образования в средней школе и развитии методов, форм и технологий обучения на основе информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). На рынке образовательных программ сегодня имеется достаточно широкий класс информационных технологий обучения, включающий в себя: мультимедийные демонстрационные программы, автоматизированные учебные курсы, виртуальные учебные лаборатории, учебные тренажеры, справочники, программы моделирования учебных объектов и изучения их свойств в микро-среде, тестовые среды для самоконтроля и самостоятельной ликвидации пробелов в знаниях, среды моделирования тестов учителем, программы организации научных экспериментов и т.д.
  Особенно чуждыми для школы остаются дистанционные формы методы учебно-воспитательной работы. Как оптимизировать и ускорить процесс информатизации средней школы? Этот вопрос должен стать актуальным сегодня на всех уровнях управления образованием.
  Перечислим основные подходы в использовании ИКТ, которые сложились сегодня в школах нашего региона, да и России в целом.
  Самым простым и доступным сегодня в школах является использование мультимедийного комплекса (ЭВМ, мультимедийный проектор) для демонстрации учебных объектов на этапе объяснения нового материала.
  Следующим подходом является проведение уроков в кабинетах информационных технологий обучения. Грамотные в области использования ИТО учителя - предметники самостоятельно подбирают из имеющихся в школе обучающих программ подходящие к уроку средства, сами их устанавливают, разрабатывают дополнительные задания для учащихся. Необходимо отметить, что сегодня такие кабинеты имеются в избранных единичных школах.
  Сегодня необходимо направить процесс информатизации по следующим направлениям:
  Создание школьного образовательного сервера. Правилом такого подхода является "Школьный образовательный сервер должен стать центром учебной, научной, внеклассной, внешкольной работы учащихся". Причем, необходимо создание intranet микрорайона, т.е. каждый школьник должен иметь бесплатный доступ к образовательным ресурсам школы не только на учебных занятиях, но и дома.
  Создание городских, районных, поселковых ресурсных центров информатизации. Все школы поселка, района, города должны иметь доступ к ресурсам этого центра, опубликовать задания учащимся своей школы, все школьники так же имеют доступ к этим ресурсам.
  Подключение школ к образовательным ресурсам министерства науки и образования РФ. Эта работа ведется на основе федеральных программ информатизации образования.
  Подключение всех школ к internet для получения доступа к российским образовательным ресурсам, причем многие фирмы производители ИКТО предоставляют образовательным учреждениям бесплатный доступ к некоторым ресурсам. В этом случае, школы и школьники имели бы доступ к виртуальным специализированным школам, которые реализованы на образовательных сайтах высших и средних учебных заведений.
  Двигателем информатизации образования в школе должен стать учитель предметник. Даже наличие материально-технической базы, подготовленных учащихся не могут решить проблему информатизации образования, если не повысить информационную компетентность учителя предметника. Главное назначение информатизации образования - это повышение эффективности обучения и воспитания. Следовательно, от того, как учитель применит существующие ИТО, как он построит учебную деятельность учащихся, в конечном итоге, зависит эффективность обучения. Поэтому уровень учителя предметника необходимо повысить от уровня пользователя ЭВМ до уровня эксперта ИТО, необходимо дать ему инструментарий моделирования учебной деятельности учащихся и учебных сред на основе электронных библиотек учебных объектов.
  Важным звеном в процессе информатизации является формирование информационной культуры учащихся, который включает в себя знание методов поиска информации в учебных средах, рефлексия восприятия новых версий ИКТ, умение учиться в учебных средах на основе ИКТ.
  Особенно актуальна информатизация для сельских школ. Отдаленность от научных и культурных центров, отсутствие каких-либо возможностей для дополнительного и профильного образования ставит сельских детей в неравные условия по сравнению с учащимися городских школ. Эти проблемы можно разрешить на основе ИКТ, если создать виртуальные специализированные профильные школы для учащихся сельских школ, организовать доступ сельских учащихся к образовательным ресурсам этих школ. А электронные образовательные ресурсы должны включать в себя:
  - электронные библиотеки;
  - мультимедийные учебные и художественные фильмы;
  - электронные музеи, галереи;
  - банки мультимедийных учебных занятий;
  - автоматизированные учебные курсы по различным предметам;
  - автоматизированные адаптивные учебные среды для самообучения и саморазвития;
  - электронные учебники, словари, справочники, лаборатории и т.п;
  - электронные учебные среды организации научных исследований и экспериментов и т.д.
  Поэтому, информатизация образования включает в себя в первую очередь, создание региональных, районных ресурсных центров, главное назначение которых обеспечение образовательных учреждений электронными ресурсами информатизации.
  Каждая школа должна иметь собственные электронные ресурсы учебного назначения, иметь доступ в региональные центры для обновления своей базы данных.
  Доступ учащихся сельской школы в сеть Internet позволит им обучаться параллельно в других учебных заведениях, работать с электронными библиотечными ресурсами страны, участвовать в виртуальных олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.д.
  Сегодня коммуникации на селе развиты слабо, поэтому нет возможности доступа у сельских школ и школьников телефон в Интернет. Поэтому, необходимо создать на селе intranet c подключением к ней всех учащихся, у кого есть компьютеры. В самой школе учащиеся должны иметь доступ к электронным ресурсам школы во внеурочное время, так как не у каждого сельского школьника имеется дома компьютер.
  Работа с компьютером школьника должна быть направлена на повышение качества обучения и воспитания.
 
 
 Кайнина Л.Л.
 ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА И ДЕЛОВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ
 
  Профессиональная виртуальная (мыслимая, действительная) среда характеризуется комплексом социокультурных и технологических факторов, определяющих условия деятельности специалистов по определению, манипуляции и контролю данными, осуществляемой посредством локального и сетевого использования компьютерной техники с соответствующим решаемым задачам программным обеспечением. Среда обладает широким набором функций, в том числе и обучающих.
  Средством упорядочения объектов информационной среды (рисунок 1), которая определяется множествами информационных ресурсов, технологий, средств их поддержки и преобразования, является информационное пространство. Наполнение информационной среды зависит от отрасли общественной деятельности, которую она поддерживает.
  Информационное пространство будем рассматривать как n-мерное евклидово пространство классов параметров информационной среды. Положение объекта Объект (Ресурсы, Технологии, Инфраструктура) информационной среды в информационном пространстве определяет его функции и свойства. Расстояние между объектами позволяет определить, насколько они различаются.
  Положение в N-мерном пространстве классов параметров образовательной деятельности является важной характеристикой образовательного учреждения (ОУ). Сгущения, образованные точками положения образовательных учреждений в пространстве, выделяются в зоны (диаграмма 1), принадлежность к которым используется для определения категории исследуемого объекта.
  Зоны могут быть представлены "идеальным" (или "усредненным") для территории профилем ОУ определенной категории, который можно использовать при наложении на профиль реального ОУ как источник информации для разработки программы развития учреждения.
  Залогом успешности профессиональной деятельности работников управления в адаптивной виртуальной среде, определяемой информационным пространством, поддерживаемой автоматизированной информационно-управляющей системой (АИУС), является знание правил поведения. Сложившиеся моральные и нравственные нормы не учитывают особенностей сетевой деятельности. У многих специалистов неярко выражено чувство собственности по отношению к продуцируемой информации. Не сформировалась необходимость определения уровня допуска окружающих к собственной информации, а также желание защищать право собственности на нее.
  Многие специалисты не обладают навыками защиты от агрессии виртуальной среды. Возможности по переработке информации человека ограничены, затрачивать значительные интеллектуальные силы на фильтрацию информационного "шума" нерентабельно. Для этого в АИУС вводится гибкая система разнообразных фильтров. Но кроме пассивной защиты в информационно-коммуникационной сети специалист должен уметь вести активные поиски.
  Специалисты могут стать жертвой нейролингвистического программирования. Уровень опасности можно снизить, если сформировать представление потенциальной жертвы о вероятном источнике и особенностях технологии агрессии.
  Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) содержат множество соблазнов. Деловое поведение в виртуальной среде должно быть построено так, чтобы специалист мог противостоять искушению неограниченного общения в чате с коллегами и случайными людьми, играм, развлечениям. В то же время нельзя ограничивать себя только известными зонами ИКТ и отлаженными действиями. Так как уникальное свойство сети состоит в том, что провоцирует на бесконечное познание обобщенных знаний.
  Помещенный в виртуальную среду специалист (особенно руководитель) получает доступ к материалам, являющимся корпоративной тайной. Он является носителем этой тайны и может стать вольным или невольным источником утечки информации. Специалист своими неосторожными (неквалифицированными) действиями может допустить несанкционированный доступ к информационным ресурсам корпорации. Следствием этого может быть проникновение компьютерного вируса, "троянского коня", разрушение или изменение корпоративных информационных ресурсов, вынужденная приостановка деятельности корпорации.
  Решение проблемы обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем стала очень важной задачей в современных условиях и решаема лишь в обществе с высокой информационно-технологической культурой.
 
 
 Кузнецова Л.Г.
 СИСТЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ МАТЕМАТИКИ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
 
  Ряд официальных документов, появившихся в последние годы и касающихся различных аспектов образования, выделяют в качестве основного направления модернизации введение профильного обучения на старшей ступени школы. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированной парадигмы образования и рассматривается как "средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования"6.
  В соответствии с концепцией профильного обучения, широкие и гибкие возможности построения учащимися своих индивидуальных образовательных траекторий должны достигаться за счет варьирования комбинаций учебных предметов различных типов: базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных и элективных курсов. Особая роль в этом принадлежит элективным курсам, которые являются обязательными для посещения курсами по выбору учащихся, реализуются за счет школьного компонента учебного плана и могут выполнять следующие функции:
  - удовлетворение познавательных потребностей учащихся в различных областях деятельности человека (не обязательно по выбранному профилю);

<< Пред.           стр. 1 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу