<< Пред. стр. 2 (из 9) След. >>
- развитие содержания базовых общеобразовательных курсов;- дополнение (углубление) содержания профильного курса.
Количество таких курсов в образовательном учреждении должно быть избыточным. В этой связи актуализируются вопросы, связанные с разработкой элективных курсов, содержание которых способно не только удовлетворить познавательные потребности учеников, но и предоставить возможность в получении дополнительной подготовки по выбранному профилю.
Приведем содержание элективного курса "Системы компьютерной математики", который может быть полезен учащимся классов социально-экономического, технологического (специализации - информационные технологии) или естественно-математического профиля.
Тема 1. Обзор программных средств (ПС), позволяющих проводить математические расчеты: табличные процессоры, программные средства узкоспециального назначения, многофункциональные математические системы и др. Тема 2. Этапы решения практической задачи с использованием вычислительной техники. Источники погрешности результатов вычислений. Классификация погрешностей. Тема 3. ПС DERIVE. Начальные сведения о ПС. Использование системы меню и помощи. Ввод выражений. Работа с окнами. Упрощение выражений. Разложение на множители. Решение уравнений и неравенств. Построение графиков. Вычисление производных, интегралов, пределов, разложение в ряд Тейлора. Решение прикладных задач. Тема 4. ПС MATHCAD. Начальные сведения о ПС. Ввод выражений. Правила оформления документа. Встроенные функции. Упрощение выражений. Разложение на множители. Решение уравнений и их систем. Численные методы решения уравнений. Графические возможности. Возможности дифференциального и интегрального исчислений. Векторные и матричные вычисления. Решение прикладных задач. Тема 5. Составление сравнительной характеристики функционального наполнения универсальных математических систем. Критерии выбора ПС при решении задач. Решение прикладных задач (по выбранному профилю) с применением любого изученного ПС7.
Как показывает практика, старшеклассники, предполагающие продолжить свое образование в экономических вузах, проявляют интерес к изучению средств информационных технологий. При этом не всегда оказывается высокой мотивация к изучению математики. В преодолении "негатива" к математике, формировании восприятия математики как необходимого и понятного профессионального знания для будущих экономистов могут помочь интегрированные курсы "Математическое моделирование в экономике", "Системы компьютерной математики", "Математические расчеты на компьютере" и т.п.
Так, в элективном курсе "MathCAD для математиков и экономистов", после отработки навыков ввода и редактирования выражений, построения графиков функций, проведения простейших расчетов в среде этого программного средства, могут быть рассмотрены темы "Функции и графики в экономическом моделировании", "Спрос и предложение", "Эластичность"8.
Заметим, что тема "Функции и графики в экономическом моделировании", углубляющая и расширяющая как функциональную линию базового курса математики, так и соответствующие разделы экономической теории, несет в себе большой дидактический потенциал. Однако в рамках традиционного урока, из-за необходимости многократных построений графиков и громоздких вычислений, изучение обозначенной темы не всегда является эффективным. Компьютерные технологии снимают эту проблему и позволяют учащимся самостоятельно за минимальное время провести полное исследование функции, получить требуемые результаты, вывести закономерности рассматриваемых явлений.
Кукин А.В., Пивоваров А.Г., Пономарева С.Г.
СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА НА БАЗЕ СИСТЕМЫ LOTUS NOTES
Для всех давно стало очевидным, что одним из основных резервов успешной деятельности организации является совершенствование её системы управления, или менеджмента, как принято называть в последние годы. Законы управления подобны для предприятий любой формы собственности и вида деятельности. Внедрение современных информационных технологий в систему менеджмента могут принципиально повысить её эффективность. Это понимают практически все руководители. С другой стороны, когда дело касается практической реализации задачи по внедрению информационных технологий в управление, часто результаты не оправдывают ожидания. Это замечают, прежде всего, те руководители, кто постоянно оценивает эффективность понесенных затрат. Бессистемное увеличение числа компьютеров, копировальной техники, принтеров не только не решает проблему управления, но и в определенной степени способствует хаотичному росту числа документов и затрат на их обслуживание. Не являются исключением в этом вопросе и образовательные учреждения.
Высшие учебные заведения в современных условиях, с одной стороны, представляют собой организации, выполняющие государственный заказ на подготовку специалистов, с другой стороны, вузам присущи свойства, характерные для любого коммерческого предприятия. Это вызвано тем, что существенную долю бюджета составляют так называемые внебюджетные поступления за подготовку специалистов на платной основе, за оказание дополнительных образовательных, консультационных и других услуг. Многие ведущие вузы страны активно стали продвигать свои образовательные услуги в регионах за счет создания филиалов и представительств. В этих условиях вопросы развития университетского менеджмента уходят не только в плоскость повышения эффективности, но и в направление сохранения традиционного уровня управления со стороны головного вуза в удаленных подразделениях.
Все обозначенные выше проблемы стали характерны и для Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ).
СибАДИ сегодня - это
1) более 1 200 человек персонала;
2) более 6 000 студентов;
3) 2 филиала, 3 представительства, 89 подразделений, расположенных в разных корпусах, один из которых удален на 12 км от основного здания;
4) оптоволоконная связь между корпусами, объединяющая более 300 компьютеров в единую сеть;
5) более 270 чел., непосредственно и постоянно участвующих в управлении.
При определенных успехах в области информатизации академии за счет значительных финансовых затрат на приобретение вычислительной техники и создание корпоративной сети принципиальных изменений в системе управления вуза достигнуто не было. В этой ситуации было принято решение осуществить комплекс мероприятий по внедрению системы электронного документооборота. Так как ранее при организации системы дистанционного обучения было приобретено 500 университетских лицензий на программу Lotus Notes, то этот фактор и был принят во внимание при выборе системы, на которой стал разворачиваться электронный документооборот в академии.
Было обозначено 5 этапов в работе по внедрению системы электронного документооборота на базе Lotus Notes.
1-й этап: Разворачивание системы электронного документооборота вуза на 50-70 раб./мест: ректорат, деканаты, секретариат, канцелярия, отдел кадров, основные отделы. Запуск работы почтовой системы Lotus Notes, системы группового календарного планирования, основных баз системы электронного документооборота: "Регистрация", "Оперативно-распорядительные документы (ОРД)", "Поручения", "Мониторинг", "Кадры", "Библиотека".
2-й этап: Расширение масштабов использования системы электронного документооборота до 200-300 раб./мест: кафедры и все подразделения. Постепенный переход к "безбумажной" технологии работы с документами ? от создания проектов до электронного согласования, подписания и ознакомления.
3-й этап: Использование технологии LearningSpace для создания курсов дистанционного обучения преподавателями в русифицированной языковой среде.
4-этап: Увеличение масштабов использования среды LearningSpace для ведения дистанционного обучения (200-300 одновременно обучаемых студентов).
5-й этап: Организация единого однородного информационного пространства вуза за счет интеграции через среду Lotus Notes всех видов компьютерной информации. Полноценные режимы удаленной работы с системой электронного документооборота и системой дистанционного обучения для всего уполномоченного персонала.
Совместно с ООО "Альфа-Спектр" был принят следующий план действий на первом этапе:
1. Внешний анализ существующей системы документооборота и управленческой структуры СибАДИ.
2. Инсталляция серверной части программы Lotus Notes и обучение персонала вычислительного центра по настройке рабочих мест пользователей.
3. Формирование и обучение рабочей группы по внедрению системы электронного документооборота из числа руководителей подразделений и отдельных сотрудников, активно занятых в существующей системе документооборота СибАДИ.
4. Формирование списка сотрудников, однородных функциональных групп (ректорат, деканаты и т.д.), системы цифровой и цветовой кодировки документов, создание шаблонов, используемых в академии документов.
5. Групповое 8-часовое обучение в дисплейном классе однородных функциональных групп с параллельной установкой Lotus Notes на рабочем месте обучаемых.
При реализации этого плана обучение руководства СибАДИ не удалось провести в группе, и использовался индивидуальный график обучения для ректора и проректоров.
Начав работы по принятому плану с 1 февраля 2003 г., 3 апреля уже была произведена инсталляция серверной части системы Lotus Notes, а 10 апреля было установлено программное обеспечение для ведения электронного документооборота как на сервере, так и на рабочих местах первых пользователей.
В настоящий момент прошло обучение 130 человек, из них 114 активно и ежедневно используют систему Lotus Notes в повседневной деятельности. Идет наполнение баз данных совместного использования. Ректором подписан электронной подписью первый приказ. Идет активное наполнение баз данных. Так, база данных "Регистрация документов" 25.08.03 содержала 1 220 документов, а 1.10.03 - 1 784 документов, а 21.01.04 - уже 3 347 документов. Средний прирост составляет 20 документов в день. Подобная динамика наблюдается и по остальным ресурсам. Были созданы 5 удаленных рабочих мест на домашних компьютерах сотрудников академии и одно мобильное на портативном компьютере ректора академии. Было создано боле 40 учебных курсов в среде LearningSpace. Более 300 студентов стали использовать систему при проведении самостоятельной работы в головном вузе и при обучении в филиалах и представительствах академии.
Рост интенсивности использования системы можно оценить по графику на рисунке, где представлено общее время работы всех пользователей с 18.09.03 по 25.09.03. и с 15.01.04 по 22.01.04. Важно отметить, что одним из наиболее активных пользователей системы выступает ректор академии Сальников В.А.
Время работы всех пользователей в системе документооборота.
На графике отражены дни недели. Некоторые пользователи продолжают работать и в выходные дни. Это обеспечивается созданием удаленных рабочих мест. Такая технология наиболее эффективна при работе с филиалами и представительствами. Показательным примером служит Нижневартовский филиал СибАДИ, где по достоинству оценили возможность за сотни километров находиться в единой системе управления головного вуза, оперативно получать и отправлять необходимые документы, принимать участие в коллективной работе по подготовке приказов и пр. В основу технологии удаленной работы положен принцип репликации баз данных, когда для одного файла делается несколько копий с одинаковым кодом (реплик). Репликация - это процесс объединения изменений между репликами. При репликации Lotus Notes обновляет реплики, копируя изменения из одной реплики в другую. В итоге получаются идентичные реплики. Так, на компьютере в Нижневартовском филиале были созданы реплики основных баз данных с сервера в головном вузе. Руководители филиала работают с этими базами данных, где представлен весь комплекс документов, отвечают на письма, готовят резолюции по подготавливаемым приказам. Все эти действия сохраняются в репликах на локальном компьютере. Для того чтобы вносимые изменения стали доступны всем участникам созданного информационного пространства, компьютер филиала подключается к Интернету и система Lotus Notes осуществляет репликацию данных с сервером в головном вузе в Омске. Если репликация данных осуществляется ежедневно, до затраты времени на Интернет, как правило, не превышают 20 минут в день.
В результате проведенных работ на практике было создано единое информационное пространство СибАДИ, которое постоянно расширяется и становится неотъемлемым элементом всей системы университетского менеджмента. Внедренная технология стала платформой для развития методического и организационного обеспечения учебного процесса.
Подводя первые итоги эксплуатации системы, можно отметить:
1. Система "живет" и в настоящий момент становится платформой для всего вузовского управления.
2. Проведение предварительного мониторинга системы документооборота в вузе сторонней организацией стало основой успешного внедрения системы.
3. Система Lotus Notes позволила выполнить основные требования к информационному пространству организации:
3.1. Информация вводится 1 раз.
3.2. Выполняется правило: кто вводит информацию, тот и отвечает за её актуальность и достоверность.
3.3. Обеспечена надежная защита системы.
4. Обеспечена интеграция технологий дистанционного обучения с корпоративной системой документооборота.
5. Без заинтересованности первого руководителя организации комплексное внедрение системы невозможно.
6. Приняв за основу технологию работы, было достигнуто целенаправленное и эффективное использование средств в области информатизации вуза.
7. Принципы построения системы управления и документооборота в высшем учебном заведении подобны любой крупной коммерческой или государственной организации различной сферы деятельности.
Луканкин Г.Л., Диков А.В., Луканкин А.Г.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
Mathematics teachers' to be effierency of information technologies mastering may be improved by creating theoretical materials based on the objective-competent conception of software development and involving it into practice of applied problems teaching.
Наша страна, как и весь мир, находится на пути построения информационного общества, в котором каждый гражданин должен обладать не только общей информационной культурой, но и профессиональной. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования для будущего учителя математики отводит ряд дисциплин, способствующих повышению уровня компьютерной грамотности бывших выпускников общеобразовательной школы до профессиональной информационной культуры. Одной из базовых дисциплин, способствующих этому, является информатика.
Анализируя методику преподавания информатики на протяжении ряда лет, авторы данной статьи согласны с оценками, представленными в работе9 о том, что наблюдается "губительная тенденция приобщения слушателей к конкретному программному продукту или части его функций, вместо привития навыков их освоения и использования". Встречаются учебные пособия, где прописывается последовательность нажатия на клавиши с целью достижения конкретного частного результата вместо формирования общего алгоритма действий. Существует большая вероятность того, что к моменту окончания студентом учебного заведения, выйдет новая версия изучаемого им программного продукта, где сильно изменится пользовательский интерфейс, и тогда возникнут большие проблемы его использования.
Чтобы этого не происходило, необходимо в корне изменить методическую систему формирования профессиональной информационной культуры. В частности, необходимо дать студентам теоретические основы компьютерных технологий, а освоение средств информационных и коммуникационных технологий должно осуществляться не абстрактно, а в сочетании с выполнением актуальных задач, ориентированных на будущую профессию10.
До середины 90-х годов все программное обеспечение было спроектировано, опираясь на понятия функции и алгоритма. Смысл такого проектирования заключался в разбиении систем на взаимодействующие группы логически связанных функций, воздействующих на наборы несопоставимых данных. Сложная задача разбивается на более простые и решается алгоритмически. Каждая простая задача представляет собой процедуру, а совокупность процедур связана между собой в единое целое. Процедуры обрабатывают данные, не учитывая присущие им взаимосвязи.
В настоящее время, благодаря быстрому росту аппаратной мощи компьютера, программное обеспечение стало функционально более сложным. Для гибкого управления была разработана новая методология анализа, проектирования и программирования, которая получила название объектно-ориентированной. Это новый способ решения проблемы, опирающийся на понятие объекта. Устанавливаются логические и семантические связи между объектами, их поведением и их свойствами.
Объект - это самодостаточный программный модуль, который абстрактно описывает физическую или логическую сущность реального мира. Он скрывает детали своей реализации и имеет общедоступный интерфейс11. Объектам присущи состояние и поведение. Состояние объекта - это его внутренние, закрытые данные и детали его реализации. Общедоступный интерфейс формирует поведение объекта и реализован как набор методов.
В объектно-ориентированной концепции термины, которые используются при анализе и проектировании, берутся непосредственно из предметной области. Это позволяет моделировать взаимоотношения реального мира естественным и адекватным образом, сохраняя семантические взаимосвязи между функциями и соответствующими данными.12
Объектно-ориентированная концепция и должна быть положена в методическую основу изложения теоретического материала основных тем курса информатики. Один из авторов попытался реализовать такой подход в своем учебном пособии13. Возьмем, к примеру, одну из тем курса "информатика" - электронные таблицы. На рисунке 1 показана логическая структурная схема изучения темы "Электронная таблица Excel", где присутствует иерархия основных объектов данного приложения. Этот программный инструмент не входит в пакет специализированного программного обеспечения, ориентированного на учителя математики, а является программой широкого профиля. Существует масса примеров эффективного его использования, как в математической области, так и в управлении учебным процессом. Представляется плодотворным в плане повышения эффективности усвоения учебного материала предложить подобные задачи будущим учителям математики.
Рассмотрим другой пример, еще одна тема из курса информатика" - текстовый редактор. На рисунке 2 показана логическая структурная схема изучения темы "Текстовый редактор Word", где присутствует иерархия основных объектов данного приложения. Этот программный инструмент не входит в пакет специализированного программного обеспечения, ориентированного на учителя математики, а является программой широкого профиля. Существует масса примеров эффективного его использования в управлении учебным процессом. Представляется плодотворным в плане повышения эффективности усвоения учебного материала предложить подобные задачи будущим учителям математики. Например, можно на практических занятиях создавать варианты контрольных работ, тесты, раздаточный материал и так далее.
Текстовый редактор может пригодиться и для написания деловых писем, заявлений, создания бланков. Для учителя математики MS Word интересен еще и тем, что в комплекте с ним поставляется редактор формул от компании Design Science, с помощью которого можно легко добавить математическую формулу в создаваемый документ.
Несмотря на то, что MS Word является редактором текстовым, в него встроены мощные графические возможности: автофигуры, рисунки, фигурный текст и так далее. Это значительно расширяет его оформительские возможности, но и, соответственно, увеличивает время знакомства с ним. Для учителя математики интересными автофигурами являются отрезок, стрелка, овал, прямоугольник, цилиндр, куб и так далее. Комбинируя автофигуры и изменяя их форму, можно получать разнообразные математические иллюстрации. Например, при изучении теоремы Пифагора и решении неравенств методом интервалов.
С целью самопроверки приобретаемых знаний и для текущего контроля одним из авторов была разработана система тестов в формате веб-компонента и размещена на сайте регионального провайдера по адресу www.sura.ru/dikov. Студенты могут дистанционно проходить тесты в удобное для них время. При этом на сервере формируется протокол успешности, который ведущий преподаватель может учитывать в текущей аттестации. Отдельная страница сайта предоставляет дидактический материал в поддержку учебного пособия по изучаемому разделу. Студент, таким образом, обеспечен необходимыми для самостоятельной работы средствами. И учебное пособие с практикумом и веб-сайт создают новую среду обучения, позволяющую студенту выстраивать индивидуальную траекторию обучения.
Рис. 2
Рис. 3
Нестерова Л.В.
СТРУКТУРА ГИМНАЗИЧЕСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА И ЕГО РОЛЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
В последнее время пристальное внимание уделяется информатизации образования и, в частности, общеобразовательных учреждений. В МОУ "Гимназия №3" г. Астрахани процесс информатизации реализуется по многим направлениям (см. рис 1), но без преувеличения можно сказать, что одной из самых проблемных областей является информатизация учебного процесса, и причин тому можно выделить несколько:
- во-первых, для проведения компьютеризированных уроков требуется компьютерный класс, который, как правило, занят уроками информатики, вследствие чего подобные занятия могут носить только исключительный характер, и не могут войти в систему;
- во-вторых, в процессе проведения уроков в компьютерном классе учителю-предметнику требуется помощник, хорошо владеющий техникой (лаборант компьютерного класса или учитель информатики), однако механизм учета часов и оплаты рабочего времени помощнику не предусмотрен, и он зачастую выполняет эти функции на общественных началах;
- в-третьих, стандартный компьютерный класс вмещает группу из 10 - 15 человек, а в классе обычно обучается в два раза больше детей.
В гимназии №3 вышеперечисленные проблемы решаются посредством использования в учебном процессе информационного центра, размещенного в большой аудитории, разделенной на зоны. Предусмотрена зона для медиа-лекций, компьютерный класс, медиатека (см. рис. 2). Обслуживают информационный центр заведующий и техник-лаборант, причем в должностные обязанности последнего входит техническая поддержка подготовки и проведения компьютеризированных уроков и медиа-лекций (оказание помощи учителю - предметнику). До занятия лаборант устанавливает нужные программы, проверяет их работоспособность, принимает учителя с классом, в ходе урока помогает им работать с программными и техническими средствами, решает возникающие проблемы, после ухода учителя с учениками из кабинета выключает компьютеры. Такая организация работы позволяет более эффективно использовать время урока, сконцентрировать внимание как учителя так и учеников непосредственно на процессе обучения, а не на технических вопросах. Иногда учитель делит класс на две группы - одна работает в зале для медиа-лекций, а вторая - на компьютерах, и здесь также необходима помощь лаборанта.
К должностным обязанностям заведующего информационным центром относятся: выявление потребности образовательного учреждения в программных и технических средствах, осуществление консультаций учителей и администрации по вопросам использования новых программных средств, взаимодействие с внешними структурами по вопросам информатизации, обеспечение компьютерной поддержки функционирования учебного заведения, осуществления контроля за соблюдением санитарных норм, правил техники безопасности и противопожарной безопасности в информационном центре, создание и пополнение гимназической медиатеки. Кроме этого в обязанности заведующего информационным центром входит работа по повышению квалификации учителей в области использования НИТ в образовательном процессе. В гимназии уже не первый год работают курсы и семинары для учителей по программам: "Пользователь ЭВМ", "Новые информационные технологии в профессиональной деятельности учителя", "Проектирование и разработка педагогических программных средств", "Интернет-технологии для учителя-предметника". Ежегодно силами работников информационного центра проводится мониторинг образовательных ресурсов сети, издательством гимназии выпускаются справочники, в которых приводятся адреса и анонсы наиболее интересных образовательных ресурсов сети Internet. В дальнейшем в штат гимназического информационного центра предполагается введение еще нескольких дополнительных единиц, в частности, администратора сети и медиатекаря.
Рис. 1. Основные направления информатизации общеобразовательного учреждения
Рис. 2. Структура гимназического информационного центра
Поздеева Л.А.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ НИЖНЕВАРТОВСКИМ ФИЛИАЛОМ ИПК И РРО
В настоящее время в округе созданы необходимые условия для повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников. На территории Ханты-Мансийского автономного округа работает Нижневартовский филиал, в котором ежегодно проходят обучение свыше 1500 человек. Филиал укомплектован квалифицированными научно-педагогическими кадрами, около 40% из них имеют ученые степени и звания. В целях обеспечения непрерывного педагогического образования методическую работу с кадрами ведут муниципальные методические кабинеты и центры. Содержание повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования формируется с учетом проблем реформируемой системы образования, обновления содержания школьных программ, введения набора новых учебников, аттестации педагогических работников, новых подходов к управлению образованием. В Нижневартовском филиале института повышения квалификации и развития регионального образования функционирует лаборатория информационных технологий обучения, которая реализует задачи, обозначенные в Федеральной программе по информатизации образования.
- Лаборатория информационных технологий (далее ЛИТО) создавалась в соответствии с Уставом ИПК и РРО.
- Положение о ЛИТО и изменения в нем принимаются на ученом Совете института.
- Заведующий ЛИТО назначается приказом директора филиала на срок, согласованный сторонами.
- ЛИТО осуществляет научную, методическую, научно-исследовательскую деятельность по проблемам информатики и использования информационных технологий в высшем и среднем образовании.
Направления работы:
1. Повышение квалификации учителей информатики:
- Профильная информатика - Казиахмедов Т.Б. Зав ЛИТО к.п.н.
- Базовый курс - Цой Е.А. МНС ЛИТО
- Начальная информатика - Краснопёров И.А. СНС ЛИТО
2. Повышение информационной компетентности администрации школ:
- Информационные технологии в управлении образовательным учреждением.
- Информационные технологии в преподавании учебных дисциплин.
- Информатизация школы.
3. Подготовка учителей-предметников к применению информационных технологий в обучении:
- Руководство экспериментом в гимназии №6 г. Лангепаса по реализации модели "Школы высокой информационной культуры".
- Организация окружных семинаров, мастер-классов по использованию информационных технологий в обучении.
4. Реализация дистанционных форм обучения в системе образования округа:
- Работа по созданию единой сельской интранет в п. Аган (на стадии разработки).
- Курсы для администрации школ на тему "Школьный сервер как виртуальный банк учебно-воспитательной информации".
5. Разработка компьютерных учебных программ:
- Работа по созданию психологических тестов.
- Разработка тестов по информатике в электронном варианте.
Лабораторией информационных технологий предусмотрена следующая работа:
- создание пилотных площадок
- работу с командами-лидерами (все уровни управления, педагогические коллективы, общественные организации);
- разработку научно-методического пакета рекомендаций для будущих партнеров;
В качестве пилотных площадок выбрана пока одна городская СШ№14. В вопросах ресурсного обеспечения основной акцент будет сделан на использовании имеющихся человеческих и финансовых ресурсов.
Для учителей начальных классов реализуется 2-х годичная программа подготовки учителя информатики в начальной школе.
Задачи:
- анализ существующих программ информатики для начальной школы;
- анализ психологических особенностей младшего школьного возраста;
- разработка содержания информатики как предмета в начальной школе;
- конструирование методики урока с использованием компьютера в начальной школе;
- разработка компьютерного, методического сопровождения, раздаточных материалов;
- экспериментальное ведение тем;
- отслеживание результатов (развитие ребёнка, сформированные навыки).
Филиал института повышения квалификации и развития регионального образования принимает участие в разработке программ, научно-методических комплексов регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана, образования, в реализации личностно ориентированного подхода к повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических кадров.
В филиале института повышения квалификации ведется подготовка и повышение квалификации руководящих кадров образовательных учреждений всех типов и видов, муниципальных органов управления образованием. Наряду с учебной деятельностью в последние годы значительно расширилось участие филиала в разработке и реализации региональных программ развития образования. Филиал участвует в экспертизе инновационной образовательной деятельности по экологии, формирует базы данных и педагогической информации, издает материалы о современном педагогическом опыте.
В основу повышения квалификации и переподготовки лягут основные ценностные ориентации проекта:
- деятельностный характер переподготовки;
- добровольность переподготовки;
- форма переподготовки - желаемый результат;
- командный способ работы.
Общая схема повышения квалификации и переподготовки кадров системы образования, (директоров школ, завучей и учителей-методистов) представлена в Плане курсовой подготовке. Особое внимание будет уделено разработке и апробации содержания и форм подготовки и переподготовки управленческих кадров с ориентацией на взаимодействие с образовательными структурами, родительскими попечительскими советами, общественными организациями и др.
Основные направления обучения управленцев будут включать:
- технологию анализа состояния образовательной системы: выявление потребностей, постановку целей, стратегическое планирование;
- технологию мониторинга образовательных систем;
- новые финансово-экономические подходы в управлении образованием;
- рассмотрение международного и отечественного опыта преобразований в сфере образования;
- нормативно-правовую подготовку;
- технологию командной подготовки управленцев на муниципальном уровне.
Степанов В.К.
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КОМПАНИИ "КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ"
Современное образование немыслимо без всеобъемлющей электронной поддержки учебного процесса. Опыт развитых стран и российская практика убедительно доказывают, что обучение с использованием широкого спектра компьютерных приложений повышает эффективность и, одновременно, привлекательность занятий. Во всем мире наблюдается устойчивая тенденция роста числа программных продуктов для учреждений образования. В России безусловным лидером среди производителей образовательных программных продуктов является компания "Кирилл и Мефодий", которая с 1996 года непрерывно занимается разработкой самых различных вариантов обучающих и познавательных программ. Настоящий период ознаменовался созданием принципиально нового поколения программных продуктов. Компанией создан продукт под названием "Электронный учебно-методический комплекс учителя начальной школы" (ЭУМК для учителя начальной школы), в котором воплотились все технологические достижения последних лет и весь опыт, накопленный за предшествующий период.
Разработка данного Электронного учебно-методического комплекса фактически обозначает переход от создания разрозненных модулей, реализующих отдельные задачи учебного процесса, к формированию целостных программных решений для всей системы образования. ЭУМК, по сути, представляет собой электронное (виртуальное, цифровое) рабочее место учителя, с помощью которого реализуются все стандартные процессы деятельности педагога.
Электронный учебно-методический комплекс учителя начальных классов состоит из четырех основных разделов, каждый из которых включает модули отдельных процессов. Общая структура программного продукта имеет следующий вид:
Подготовка урока
Конструктор уроков
Конструктор тестов
Конструктор медиатеки
Проведение урока
Плеер уроков
Плеер тестов
Отбор содержания
Методический кабинет
Индивидуальный портфель
Библиотека
Контроль успеваемости
Журнал успешности.
В совокупности, указанные модули обеспечивают исчерпывающее решение большинства повседневных задач педагога. С помощью модуля "Подготовка урока" учитель получает возможность быстро и эффективно готовится к занятиям. При использовании ЭУМК, главное содержание урока оформляется в виде мультимедийной презентации. Ее подготовка легко осуществляется с помощью функции "Конструктор урока". В состав презентации, помимо текста, могут входить различные мультимедийные объекты, в числе которых иллюстрации, аудио- и видеофайлы, динамические анимации и многое другое. Использование всего набора мультимедийных компонентов позволяет превратить обучение в увлекательный процесс, подкрепляет повествование учителя наглядными примерами и, за счет этого, делает урок более ярким и запоминающимся, дает учащимся более точное представление об изучаемых предметах и явлениях, помогает лучше запомнить материал.
Презентации в ЭУМК могут быть составлены учителем самостоятельно с использованием готовых медиаобъектов или же позаимствованы из числа уроков, подготовленных ранее другими учителями или же входящими в состав комплекса. Учитель может отредактировать существующие презентации в соответствии со своими задачами, установить требуемые акценты или дополнить своим содержанием. В случае отсутствия необходимых информационных объектов, педагог имеет возможность создать таковые с использованием специальной функции "Конструктор медиатеки". Таким образом в перечень объектов могут быть включены сканированные иллюстрации, оцифрованные видео- и аудиофрагменты.
Известно, что в структуре урока значительная часть времени отводится на контроль знаний учащихся. В Электронный учебно-методический комплекс учителя начальной школы включены тестовые задания 14 различных типов. Среди них такие типы, как "Потерянная буква", "Кроссворд", "Магический квадрат". Учитель обладает возможностью выбрать соответствующий тип задания, сформировать на основе предлагаемых шаблонов проверочные тесты и включить их структуру урока. С учетом возрастных особенностей учащихся младших классов, большинство тестов может быть оформлено в яркой игровой форме, призванной увлечь детей при выполнении заданий.
Готовые уроки и задания воспроизводятся в модуле "Проведение урока" с помощью "Плеера уроков" и "Плеера заданий" соответственно. Изображение и звук может подаваться как на экран с помощью проектора, так и на мультимедийные рабочие станции компьютерного класса. При наличии компьютерного класса, презентации могут использоваться учениками в качестве учебников при повторе материала или выполнении домашних заданий. При контроле знаний каждый ученик может выполнять свой вариант задания, или переходить от одного задания к другому, выполняя, таким образом, целый комплекс упражнений.
В структуре ЭУМК значительное внимание уделяется компьютеризации повседневной рутинной деятельности учителя, а также методической поддержке педагога. Эти задачи реализуются с помощью модулей "Отбор содержания" и "Контроль успеваемости". Первый из них предназначен для обеспечения учителя всеми необходимыми инструментами для эффективного ведения преподавательской деятельности. "Методический кабинет" включает полный набор стандартов и методических рекомендаций для начальной школы в виде рубрицированного массива гипертекстовых документов. Помимо этого, в этот раздел включено большое число готовых тематических планов, созданных опытными учителями, которые могут быть применены в собственной практике конкретного учителя, как в изначальном виде, так и с необходимой доработкой.
"Индивидуальный портфель" предназначен для хранения и ведения всех операций с тематическими планами. В нем предусмотрены инструменты для создания собственных темпланов и импорта уже готовых разработок. Программное обеспечение позволяет легко редактировать планы, добавлять или убирать слайды презентаций и контрольные задания.
Функция "Библиотека" предназначена для соединения с электронным каталогом библиотеки школы или электронной коллекции полных текстов для осуществления поиска и получения необходимых источников.
Модуль "Контроль успеваемости" предназначен для эффективной работы со всеми данными, относящимися к учащимся. Базовым компонентом является "Журнал успешности", содержащий полные сведения о составе класса или классов. В специальную форму заносится вся информация о ребенке, включая полные сведения о родителях, состоянии здоровья, рекомендуемом типе обучения и т.д. Этот же список затем система использует для ведения классного журнала и при формировании отчетов. При этом все традиционные функции автоматизированы. В ходе урока учитель вносит сведения о посещаемости, активности на уроке и полученных оценках. На основании этих данных, система самостоятельно генерирует формы отчетов по всем параметрам, принятым в начальной школе. Так, автоматически рассчитывается средний балл, посещаемость, пропущенные учениками темы занятий и т.д. Естественно, что все создаваемые документы, включая тематические планы, контрольные задания и, конечно же, отчеты в любое время могут быть выведены на печать.
Все модули программной среды обладают большой гибкостью и легко настраиваются с учетом особенностей задач конкретного учителя, учебной дисциплины или показателей определенного класса. Использование ЭУМК стимулирует творчество педагога, предлагая множество вариантов проведения занятий и методов контроля знаний. Это позволяет преподавателю полностью реализовать собственный потенциал и в максимальной степени проявить способности учащихся. Применение ЭУМК делает труд учителя еще более интеллектуальным и привлекательным, значительно повышая его эффективность, при одновременном снижении трудозатрат на все виды подготовительной работы.
Естественно, что главным результатом использования данной программной среды является повышение уровня знаний и навыков учащихся. Обогащение материала уроков множеством медиаобъектов, в числе которых уникальные видео, аудио и анимационные приложения, создает на уроках творческую атмосферу и способствует лучшему освоению предметов.
Завершение работ по созданию ЭУМК для учителей начальной школы намечено на второй квартал 2004 года. После этого компания "Кирилл и Мефодий" планирует взять на себя работу по созданию комплексной программы актуализации и развития данного продукта. Эта направление будет включать оснащение ЭУМК новыми функциями и, возможно, новыми модулями. Особое внимание планируется уделить созданию медиаобъектов по всем учебным дисциплинам начальной школы, которые предполагается издавать в виде библиотек электронных наглядных пособий.
Открытость программной среды позволяет легко пополнять базы данных уроков, объекты медиатеки, материалы методического кабинета. Актуализация ЭУМК будет производиться как на компакт-дисках, так и с использованием Интернет-технологий, когда любая школа или конкретный учитель смогут затребовать и получить с сервера "Кирилла и Мефодия" все необходимые данные.
В перспективе ЭУМК, наряду с другими программными модулями, планируется интегрировать в еще более всеобъемлющие программные комплексы, которые составят основу электронной информационно-образовательной среды XXI века.
Чернышенко С.В., Носенко Э.Л., Гутник Ю.Е.
КОНЦЕПЦИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДНЕПРОПЕТРОВСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
В настоящее время существуют различные возможности для перенесения части процесса обучения в среду Интернет. Создаются многочисленные системы для обучения в реальном времени (он-лайн), но электронное обучение понимается по-разному. Чаще всего представление материалов базируется на технологии гипертекста с использованием дополнительных инструментов для тестирования и связи с преподавателем.
Рассмотрим возможность создания электронных обучающих систем не на основе использования отдельных компьютерных технологий, а путем комплексного перенесения особенностей традиционного учебного процесса в среду Интернет. Такая система должна охватывать все аспекты процесса дистанционного обучения, включая образовательные, административные, коммуникативные и методические функции, а также быть универсальной и пригодной для большинства учебных заведений. Предлагается строить "виртуальный университет" по подобию реального вуза в рамках сложившейся образовательной системы и таким образом обеспечить реальную схему перехода от обычной к дистанционной форме образования.
Существующие системы дистанционного обучения в основном базируются на понимании курса как дисциплины, так что слушатель может лишь выбрать предмет из списка нескольких возможных. Но даже таких систем не много представлено на рынке образовательных услуг Украины. Среди российских разработок следует отметить систему дистанционного обучения "Прометей", созданную Научно-исследовательским центром автоматизированных систем конструирования, в ней ключевым элементом является курс как дисциплина, обучение конкретным дисциплинам или группе дисциплин. Наиболее известной дистанционной системой обучения в Украине является виртуальная учебная среда "Веб-Класс-ХПИ", которая создана в проблемной лаборатории дистанционного обучения Харьковского политехнического института. Её задачи: обеспечивать презентацию учебных материалов, поддержку активности пользователей, коммуникацию участников учебного процесса, средства администрирования учебного процесса14. Принципиальное отличие предлагаемого подхода от названных систем состоят в том, что рассматривается более широкая задача - используя элементы дистрибутированного обучения15, перенести в Интернет большую часть образовательного процесса.
Другой важной особенностью систем нового типа должна стать возможность для разработчиков дистанционных учебных курсов создавать электронные курсы дисциплин в среде виртуального университета, не имея специальных навыков программирования. Среди систем организации и поддержки дистанционного обучения следует отметить комплекс "MENTOR", разработанный совместно кафедрой философии ХАИ и Институтом административного менеджмента при УДАУ. В ней предусмотрены разделение пользователей на студентов, тьюторов, преподавателей и администраторов, которое поддерживается и системой ДНУ.
Мы выделили в структуре виртуального университета 4 уровня: уровень университета, уровень курса, уровень определенной дисциплины и уровень электронного учебника (Рис. 1). Мы понимаем электронный учебник как электронное пособие для студентов, которое является базовым элементом для создания электронного курса по определенной дисциплине. Каждый уровень в этой иерархии имеет прототипы в обычном учебном процессе.
Виртуальный университет понимается как веб-сайт со встроенной средой обучения и инструментами для обеспечения учебного процесса в целом - такими, как обеспечение доступа к соответствующим данным виртуального университета в зависимости от статуса пользователя, ведение деканатского учета, учет пользователей системы, контроль усвоения знаний студентами, создание электронных курсов преподавателями в режиме удаленного доступа к системе и т.д. Каждому уровню Виртуального университета соответствует свой набор функций и инструментов.
Рис.1. Структура виртуального университета
Первый, высший уровень - уровень университета - должен обеспечивать конечного пользователя информацией о новостях, списке доступных специальностей и т.п. Главная функция этого слоя - административная и координирующая. Он должен дать доступ к информации, по возможности полной, обо всем университете. Часть данных, представленных на этом уровне, поступает с низших уровней, а часть - вводится операторами, уполномоченными редактировать документы уровня университета (администраторами уровня университета). Главная страница веб-сайта относится к уровню университета, с неё зарегистрированные пользователи переходят на страницы соответствующие их статусу (администраторы сайта; сотрудники администрации университета; преподаватели; студенты).
Вторым уровнем является уровень определенного курса. Студент должен переходить именно на этот уровень, как только он входит в систему с уровня университета. Основной целью этого уровня является организация работы студента в рамках текущего учебного плана. Учебный план курса в большей степени определяется университетом, а частично - самим пользователем, поскольку часть предметов может изучаться по желанию студента. Использование индивидуального учебного плана позволяет студентам иметь собственный набор предметов. Второй слой также предусматривает полную информацию о профиле пользователя. В случае, если это студент, профиль включает: текущие достижения и рейтинг, расписание курса и онлайн-деятельности, новости, относящиеся к этому курсу.
Конференции и чаты, почтовые рассылки могут быть предназначены для пользования на уровне курса, а также отдельной дисциплины. Дискуссии могут быть инициированы преподавателями, научными руководителями, администрацией или студентами или модераторами сайта.
Третий уровень - это уровень определенного предмета (Рис. 2). Каждый предмет должен иметь короткое введение, портфель задний и тестов, которые должны быть выполнены и сданы к определенной дате, набор электронных учебников и расписание курса. Система заданий содержит короткое описание упражнений, тестов и онлайн деятельности. Расписание предмета может быть организовано как расписание с датами или же абстрактный график.
Основными блоками электронного курса по каждой дисциплине являются: введение, блок первичного усвоения материала, блок процедурализации знаний, блок профессионально-ориентированных заданий и блок самоконтроля и контрольных заданий.
Уровень предмета также содержит такие элементы как глоссарий, словарь, дополнительные сведения (например, про выдающихся ученых или про историю развития науки), список рекомендуемых источников информации: литературы (в т.ч. и периодики), полезных интернет-ссылок.
К уровню предмета относится деятельность преподавателей по разработке электронных дистанционных курсов с помощью удаленного клиент-серверного приложения для создания электронных курсов и включения их в систему дистанционного образования - виртуальный университет. Внесение изменений, вызванных введением новой дисциплины в курс изучения (или ее удаление) происходят автоматически и отображается на уровнях курса и университета. Предусматривается модульная структура предмета, которая возможна и на уровне дисциплины, и на уровне электронного учебника.
Четвертый уровень в иерархии - это уровень электронных учебников, который понимается как электронный гипертекстовый документ. Преподаватель может редактировать и даже создавать электронные версии учебных дисциплин, при этом от него требуется не только владение навыками работы с компьютером (но не умение программировать!), но и методическая подготовка. Роли преподавателя могут разделяться, тогда преподавателя, который занимается методической частью разработки курса именуют методистом (или разработчиком), а преподавателя, который ведет занятия со студентами в виртуальном университете - тьютором. Электронные учебники оформляются в виде веб-страниц, как и все элементы виртуального университета.
Рис. 2. Основной интерфейс электронного курса
В соответствии с поставленными задачами для создания Виртуального университета используются Интернет-технологии. Поскольку пропускная способность украинских каналов невысока, некоторые учебные материалы записаны на компакт-диски, которые предоставляются студентам и используются в нашей системе дистанционного обучения. Ввиду необходимости владения создателями курсов некоторыми навыками работы с компьютером, нами разработаны руководства для создателей курсов в нашей системе дистанционного обучения.
Шаронова Е.В.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА
В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами и методами работы. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.
В нашем понимании информационная культура это степень совершенства человека во всех видах работы с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке, в создании качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании.
Неотъемлемой частью информационной культуры являются знания новых информационных технологий и умение применять их как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих творческого подхода.
Большую роль в формирование информационной культуры играет образование.
Повышение уровня информационной культуры массового пользователя современных информационных систем может быть достигнуто в результате специально организованной, планомерной деятельности образовательных учреждений. Для этого необходимо подготовить педагогов, способных использовать ИТ в своей профессиональной деятельности.
Мы выделяем 3 уровня подготовки работников образования в области ИТ:
1 уровень - начинающий пользователь. В соответствии с Концепцией модернизации необходима организация и проведение всеобуча по ИТ.
На этом уровне работники образования должны ознакомится с видами СВТ, с ОС Win, компьютерными технологиями. Должны понимать роль ИТ в образовании и уметь работать в ОС Windows, использовать стандартные операции при работе с текстовым редактором Word, табличным процессором Excel для решения простейших производственных задач.
2 уровень - пользователь специализированных программ (для всех категорий работников образования).
Требования: владение 1 уровнем.
Работники образования должны иметь представление о существующем разнообразии компьютерных программ, информационных систем и их возможностях в сфере образования. Уметь пользоваться ЛВС, электронной почтой и ресурсами Internet, использовать компьютерную программу в профессиональной деятельности и оценить результат ее использования.
3 уровень - организатор информатизации образовательного процесса (для отдельной категории работников образования)
В соответствии с письмом Министерства образования РФ от 13.08.2002 №01-51-088ин "Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в ОУ" в целях координации работ, связанных с использованием ИТ необходимо вводит в штатное расписание ОУ должности заместителя директора по информатизации образовательного процесса. Привлекать на должность заместителя учителей информатики с предварительным повышением квалификации.
Эти специалисты должны имеет представление о реализации политики МО РФ, правительства ХМАО, администрации г. Сургута в области информатизации. Уметь самостоятельно освоить компьютерную программу и использовать ее в образовательном процессе, построить сеть методической, информационной, консультативной и технической поддержки образовательного учреждения и стать связующим звеном ОУ в инфраструктуре информатизации города.
Нами проведено исследование с целью изучения уровня подготовки работников образования в области ИТ в 10 образовательных учреждений. Только 31% от общего числа опрошенных повышали свою квалификацию в области ИТ. 50% - считают, что в ОУ созданы необходимые условия для использования ИТ в профессиональной деятельности. По уровням подготовки получили следующее:
не имеют знаний в области ИТ - 13%;
1 уровень - 64%;
2 уровень - 17%
3 уровень - 6%.
В этих же ОУ проведено анкетирование среди учащихся с 13 до 16 лет. Результаты анкетирования показали следующее:
1. Не пользуются компьютером всего 3% учащихся от числа опрошенных.
2. Чаще всего на компьютере учащиеся работают: дома - 65%, у друзей 18%, в школе - 17%.
3. Пользуются Интернетом: в Интернет-клубе - 12%, у друзей - 20%, в школе - 7%, дома - 53%, не пользуются - 8%.
На сегодняшний день оценка качества информации и ее достоверность формируется у большинства обучающихся без участия педагога. Т.к. большую часть времени работы на компьютере он проводит вне образовательного учреждения. Необходимо использовать новые формы образования в области ИТ: виртуальные клубы, курсы, форумы и др.
Развитие и использование ИТ в ОУ зависит от понимания роли ИТ в образовании административно-управленческим персоналом.
Результаты анкетирования среди административно-управленческого персонала показали, что только 31% имеет компьютерную подготовку, 46% испытывает необходимость в курсовой подготовке, 23% - не видят необходимости.
Поэтому эту категорию работников необходимо в первую очередь включать в программу повышения квалификации.
Вопросы повышения квалификации в области ИТ решаются как педагогом, так и руководителем ОУ. Они совместно должны анализировать условия, отслеживать процесс применения курсов ПК в профессиональной деятельности, обсуждать проблемы и результаты использования ИТ в образовательном процессе.
Наше представление о трехуровневой подготовки работников образования позволяет сформировать и направить заказ (требования к уровню подготовки работников образования в области ИТ для каждой категории работников по выше перечисленным уровням) в учреждения повышения квалификации, которые в свою очередь должны разработать новую модель.
Для успешного развития и грамотного использования ИТ в образовательном процессе, формирования информационной культуры у обучающихся и работников образования необходимо комплексное решение задач:
1. Создание условий для внедрения ИТ в образовательный процесс, а именно:
- обеспечение доступности к СВТ, информационным образовательным ресурсам (ПО, Интернет и др.);
- осуществление научно-методическое сопровождения.
2. Включение в программу повышения квалификации в области ИТ на 1 уровень всех работников образования.
3. Организация подготовки заместителей по ИТ.
Анисимов П.А., Гайдаржи Г.Х.
МОДЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И АБСТРАКТНОГО СИНТЕЗА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
В докладе обсуждаются вопросы синтеза процессов обучения, их острота и актуальность тесно связаны с рядом проблем (философских, гносеологических, экономических и др.) автоматизации, компьютеризации и информатизации учебного процесса. Множество моделей и задач, относящихся к этим вопросам, распределяется по систематизирующим классам, являющихся базами для формирования взаимосвязанных направлений синтеза в "горизонтальном" и "вертикальном" измерениях. К первому измерению относятся логический, технологический и абстрактный синтез, ко второму - синтез процесса на стратегическом, тактическом, оперативном и процессуальном уровнях иерархической структуры ВУЗа.
Логический синтез - это формальное описание информационного и модельных пространств, позволяющих активным элементам (администрации, профессорско-преподавательскому составу, контингенту студентов) реализовать свои основные и вспомогательные функции, а также отношений между этими пространствами. Он позволяет дать точное определение понятиям учебный процесс, логическая модель учебного процесса и поставить ряд оптимальных задач.
Технологический синтез можно и должно рассматривать в двух "ипостасях". Первая - это технологический синтез процесса обуче6ния, вторая - системы обучения, как организационной формы.
Технологический синтез процесса обучения - это отображение логической модели учебного процесса на множество информационно-образовательных технологий. Основными его результатами являются учебно-методическая база и программное обеспечение учебного процесса.
Технологический синтез системы обучения - это отображение учебно-методологической базы, программного обеспечения и логической модели на множества технических средств и организационных министруктур. Основными его результатами являются учебно-образовательная компьютерная сеть и конституциональная база системы обучения.
Абстрактный синтез - это построение математической модели или комплекса математических моделей учебного процесса и системы обучения.
Центральным направлением из рассмотренных выше является технологический синтез. Два других имеют вспомогательный характер и выполняются в интересах первого.
Состав моделей и задач синтеза специфицируется по уровням иерархии.
На процессуальном уровне (уровень кафедры) он описывает ресурсы (данных, знаний, моделей, технологий и т.д.), использующихся в интересах одной и только одной учебной дисциплины.
На оперативном уровне (уровень деканатов) аналогичные модели строятся в интересах циклов дисциплин и учебного плана специальности в целом.
На тактическом уровне синтез связан с планированием и реализацией календарно - развивающихся и терминальных операций по организации и ведению учебного процесса в ВУЗе, восходящим к методологии программно-целевого планирования и управления.
Стратегический уровень (ректорат) представляет совокупность актов принятия решений в сфере целеполагания, стратегического планирования и прогнозирования, определяющих деятельность ВУЗа в пространстве состояний и времени. Принятие решений может относится к процессам стабилизации, регулирования и оптимизации в штатных, нештатных и чрезвычайных ситуациях и поддерживается мониторингом локальных и глобальных процессов функционирования ВУЗа в интересах его устойчивости и/или развития.
В плане реализации этих возможностей рассматривается внешнее и внутреннее описание образовательной системы.
Внешнее описание - это представление системы в терминах ее наблюдаемых свойств и взаимосвязей между ними, оно не затрагивает вопросы внутренней организации. Концептуальной схемой внешнего описания может служить орграф.
С орграфом ассоциируется ряд моделей и функций:
- образовательная функция;
- индикаторная модель;
- модель мониторинга;
- макрообразовательная модель развития ВУЗа;
- маркетинговая модель ВУЗа;
- модель спроса на рынке образовательных услуг;
- модель знаний научно-образовательной системы;
- модель оценки научно-педагогического потенциала;
- модель оценки интеллектуальности ВУЗа;
- модель рынка трудовых ресурсов;
- модель оценки качества научной и методологической продукции;
- модель принятия решений и другие модели и функции.
Большая часть этих моделей составляет содержание внутренней модели ВУЗа на стратегическом уровне.
Каждый из перечисленных уровней имеет логическую, технологическую, конституциональную и абстрактную (математическую) составляющие синтеза. При этом логическая модель определяет облик процесса и системы обучения (технологическую и конституциональную модели), а математическая модель используется как средство оценки устойчивости, качества, эффективности и других характеристик моделей технологического синтеза.
В системе функций, задач и моделей системы и процесса обучения важную роль играют модели знаний и мониторинга. Поэтому в Приднестровском университете активно ведутся работы по идентификации и исследованию моделей этих классов. В частности идентифицированы статические модели знаний, сформулированы основные задачи и модели мониторинга для класса простых организационных систем.