<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 СЕКЦИЯ 1
 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ И СУЗЕ
 
 Абдуллаев С.А.
 НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ. ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА В ВУЗАХ И ССУЗАХ.
 
  В структуре образовательного учреждения Информационная служба до сих пор воспринимается как вспомогательная, роль которой в основном сводится к автоматизации отдельных служб или подразделений, реже - к автоматизации всех основных подразделений предприятия, направленной на повышение эффективности деятельности персонала при выполнении трудоемких операций, решению технических задач обслуживания и сопровождения имеющегося парка вычислительной техники, т.е. решаемые ею задачи напрямую не связываются с процессом обучения. В современных условиях просто нельзя не уделять должного внимания деятельности информационной службы предприятия; ее недооценка может повлечь за собой серьезные проблемы. Однако полного и ясного представления о том, что же такое эта самая информационная служба и, главное, чем она должна заниматься, пока нет.
  Сегодня, в связи с информатизацией образовательного процесса, информационные технологии (ИТ) из вспомогательного ресурса быстро превращаются в один из основных ресурсов, обусловливающих повышение качества образования и, соответственно, конкурентоспособности образовательного учреждения. Их стремительное развитие приводит к тому, что изменения в ИТ, - а значит, и в организации процесса обучения, должны стать постоянным фактором в жизни образовательных учреждений.
  Руководители начинают понимать, что при сегодняшнем сокращении числа потенциальных студентов, под влиянием постоянно усиливающейся конкуренции и за счет снижения стоимости базовых технологических компонентов, ИТ становятся одним из существенных факторов, обеспечивающих выживание учебного заведения и, что для повышения эффективности внутренней деятельности организации, необходимо объединить усилия всех его сотрудников в рамках какой-нибудь системы. Назревшая необходимость в обеспечении повсеместного доступа к информации сотрудников и студентов различных форм обучения, с одной стороны, и все новые возможности Интернет - с другой, приводят к тому, что информационные технологии не просто повышают эффективность работы, а способствуют созданию новых моделей обучения. В этих условиях сфера ответственности подразделения ИТ расширяется, выходя за пределы собственной организации. Таким образом, значимость подразделения ИТ возрастает, из простого вспомогательного оно превращается в одно из основных подразделений.
  Выход службы ИТ на уровень основного подразделения образовательных учреждений предъявляет к ее персоналу и руководству новые требования. При этом направленность подобных требований оказывается несколько противоречивой. Так, поддержка основной деятельности требует от подразделения ИТ создания и достижения максимальной эффективности и надежности работы корпоративной информационной системы, вследствие чего они изначально рассматриваются как центр затрат. Вместе с тем ИТ стимулируют развитие основной деятельности, обеспечивая:
  - эффективное управление учебным процессом через внедрение ИТ в процедуры управления (накопление информации, анализ, принятие решения, доведение решения до исполнения);
  - использование НИТ для реализации сетевых и дистанционных форм и методов обучения;
  - мониторинг качества образования, качества кадрового потенциала, ресурсного обеспечения образовательного процесса, соответствия образовательного учреждения требованиям, принятым законодательством РФ;
  - студентов банками мультимедийных учебных занятий, лекций, другой учебной информацией, электронной библиотекой;
  - преподавателей объектами для моделирования учебных сред на основе так называемого метода моделирования микросред обучения, виртуальными лабораториями по предмету, ИС научных исследований;
  - администрацию оперативной информацией для принятия адекватных управленческих решений;
  Поэтому ИТ службы ВУЗов и ССУЗов должны владеть инженерией знаний, современными информационными технологиями повышения качества образования. Все это заставляет рассматривать деятельность подразделения ИТ как инновационную.
  В складывающейся ситуации начинают меняться и требования к тому, что должен знать и за что должен отвечать руководитель службы ИТ. Так, акцент, который ранее делался на чисто технические знания и навыки все сильнее смещается в сторону знаний и навыков оперативного и стратегического менеджмента. Современный руководитель службы автоматизации должен хорошо разбираться в основной деятельности своей организации, быть в курсе главных тенденций развития информационных технологий и - непременно - сделаться профессиональным менеджером.
  Сегодня навыки менеджмента выходят на первый план, поскольку рассчитывать на силы только собственных специалистов ИТ уже не приходится. Быстрая смена технологий, дефицит кадров в некоторых областях ИТ, высокая стоимость подготовки в сочетании с длительным сроком "становления" специалистов - все это вынуждает искать внешние ресурсы. Для эффективной реализации ИТ-проектов необходимо умение управлять различными категориями персонала: собственными специалистами по аппаратному и программному обеспечению, будущими пользователями из других подразделений и сторонними консультантами.
  Вся эта деятельность требует постоянного повышения квалификации менеджеров. Сюда должно входить следующее.
  Техническое обучение. Для менеджеров его необходимо сконцентрировать на создании базы знаний для выработки правильных технических решений, связанных с вопросами архитектуры и проектирования информационных систем, которые основываются на данных, полученных из различных внутренних и внешних источников. В результате обучения должны повыситься способности менеджеров по принятию решений в области технологической стратегии. При этом им не нужны знания всех технических деталей, необходимые для управления информационными процессами на самом нижнем уровне. Техническое обучение должно охватывать технологии и средства разработки, стратегию, архитектуру, методологию организации информационных систем и оценку совокупной стоимости владения ими.
  Обучение, направленное на повышение эффективности работы. Менеджерам необходимо уметь эффективно управлять как собственным, так и внешним персоналом. Ответственность за эффективность работы своего персонала требует, чтобы менеджера обучали принципам планирования карьеры и преемственности опыта, умению преподавать, развивали у него навыки управления производительностью труда подчиненных. Менеджер должен также хорошо знать внутриведомственные "правила игры". Это включает в себя обеспечение согласованности действий в работе персонала, чьи проблемы и моральное состояние очень часто недооцениваются. Менеджер должен формировать у себя и своих подчиненных те навыки, которые могут потребоваться организации как сегодня, так и в будущем (сюда относятся организационные навыки, навыки по поиску источников комплектования проектов и их планированию и т. д.). Наличие навыков в областях, не связанных с информационными технологиями, (например, финансы, бухгалтерский учет и бизнес-администрирование), дает менеджеру ИТ возможность обучать своих подчиненных, а также позволяет адаптировать ИТ к потребностям подразделений. Кроме того, чрезвычайно важным является и развитие навыков делового общения.
  Обучение процессу управления проектами. Понимание временных рамок очень важно для менеджеров ИТ-проектов. В своих подразделениях они должны становиться лидерами в области управления проектами. В основу процесса управления проектами положено:
  • планирование и оценка проекта;
  • финансирование и распределение ресурсов;
  • составление графиков работ и анализ критических ситуаций;
  • установление приоритетов выполнения проекта;
  • мониторинг;
  • управление выполнением этапов проекта;
  • подведение итогов выполнения проекта.
  Осуществление современных проектов обычно не ограничивается рамками самой компании, поэтому успешное управление ими предполагает поддержку эффективного взаимодействия с поставщиками и пользователями, которые становятся частью "расширенного" предприятия. Важный элемент в деле управления проектами - это умение грамотно излагать изученный материал, что также должно быть доступно менеджерам ИТ.
  Таким образом, менеджеры ИТ должны прекрасно знать современные технологии и принципы управления проектами, уметь организовать команду и обеспечить ее эффективную деятельность.
  Строго говоря, все основные задачи, стоящие перед службой ИТ, можно разделить на три большие пересекающиеся между собой группы:
  • связанные с управлением процессом обучения;
  • связанные с поддержкой и развитием НИТ;
  • связанные с развитием и обслуживанием инфраструктуры.
  Самое главное сейчас - добиться понимания того, что ИТ начинают оказывать существенное влияние на эффективность развития и качество образования, а это, так или иначе, приведет к переосмыслению места и роли подразделений ИТ в деятельности ВУЗов и ССУЗов.
 
 
 Андрианова Е.П.
 ВВЕДЕНИЕ "ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО" ПРИ ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ В
 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
 
  Введение профильного обучения - комплексная задача, связанная с общей модернизацией российского образования. С нового 2003/2004 учебного года некоторые общеобразовательные школы в девяти регионах страны начали работать в режиме эксперимента. С 1 сентября 2004 года начнется эксперимент по введению профильного обучения, участвовать в котором намерены 50 регионов России. В старших классах предлагается обучение по одному из 10-12 профилей обучения, среди которых гуманитарное, социально-гуманитарное и технологическое. Профильное обучение ставит ряд вопросов, среди которых повышение профессиональной квалификации учителей, пересмотр содержания образования в классе с тем или иным профилем, создание индивидуального "портфолио" каждого школьника16.
  Важную роль должно сыграть введение накопительной оценки (портфолио - "портфель достижений"), которая учитывает индивидуальные учебные достижения учащихся, достижения по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты на различных курсах и т.п.
  На уровне Министерства разрабатываются различные модели портфолио.
  Готовятся методические рекомендации (срок I квартал 2005г.) об использовании различных моделей портфеля учебных достижений учащихся основной школы для комплектования 10-х (профильных) классов в условиях фактического конкурса при поступлении в отдельные классы и школы старшей ступени17. Разработка моделей на муниципальном уровне включает:
  Создание в муниципальной образовательной сети (МОС) организационных структур, вводящих в действие механизм портфолио.
  Определение состава портфолио, который может включать широкий набор сертификатов индивидуальных учебных достижений (наряду с дипломами олимпиад и конкурсов, возможно рассматривать сертификаты, полученные в учреждениях дополнительного образования, свидетельства о прохождении определённых курсов (иностранного языка, информационных технологий и др.).
  Ранжирование сертификатов индивидуальных учебных достижений в соответствии с установленными шкалами. Приоритетными являются профильные достижения, т.е. результаты, достигнутые в тех предметных областях, по которым учащийся сдаёт экзамены по выбору, или смежных с ними.
  Определение максимального общего балла портфолио, т.е. его возможный удельный вес в суммарном образовательном рейтинге ученика, а также порядок его исчисления.
  Установление срока актуальности учебных достижений (то, в течение какого времени они накапливаются в портфолио).
  Учёт документов, входящих в портфолио, и определение итогового балла производится школой. Школа выдаёт выпускнику итоговый документ по портфолио, заверенный школьной печатью и подписью представителя администрации (директор, зам. директора).
  Разработка проекта итогового документа по портфолио, дополняющего аттестат. Портфолио может быть представлен в виде вкладыша в аттестат и содержать итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав или представлять собой зачётную книжку, которую ученик получает в школе и в которой помимо итоговых результатов содержится информация об индивидуальной учебной активности школьника и его достижениях за определённый срок (творческие работы, участие в проектах, олимпиадах и т.п.).
  Информирование всех участников образовательного процесса о задачах и возможностях индивидуальной накопительной оценки.
  Решение вопроса о том, какое значение будет придаваться портфолио при зачислении учеников в профильные классы и школы старшей ступени.
  Введение "электронного портфолио" надо планировать в первую очередь для учащихся, выбравших технологический профиль, демонстрирующих высокий уровень подготовки по информатике и информационным технологиям. Для реализации этой деятельности кроме готовности учителя и администрации в школе должно быть:
  - обеспечение компьютерами;
  - наличие компьютерного класса;
  - объединение всех компьютеров в школе в локальную сеть;
  - наличие выхода в интернет;
  - методическое пособие для учащихся по созданию "электронного портфолио".
  Имеющиеся в школе информационные ресурсы необходимо эффективно использовать для организации контроля учителем и администрацией деятельности учащихся и их портфолио18.
 
 
 Богданова С.В.
 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
 ПЕДАГОГА В ВУЗЕ
 
  В современном педагогическом обществе качество информационной подготовки педагога, умения использовать средства коммуникации и управления знаниями играют все более важную роль. Информационные технологии должны оказывать существенное влияние на все без исключения образовательные процессы в Университете, в том числе на перманентное повышение квалификации педагога. Информационная культура особенно в гуманитарной сфере должна стать неотъемлемой частью общей культуры студентов, преподавателей и сотрудников вуза. Повышение квалификации на всех структурных уровнях ВУЗа включает в себя: процессы обучения, научно-педагогические исследования, методы административные и управленческие, способы самообразования, развитие библиотечных и программных фондов и т.д., то есть оно должно стать основополагающим фактором формирования профессионального мастерства педагогов, администраторов и служащих Университета.
  Важнейшей задачей работы информационной переподготовки педагога в вузе является обучение преподавательского состава знаниям и навыкам использования информационно-компьютерными средствами. Это обучение обычно строится на четырех уровнях: 1)обучение преподавателя в качестве пользователя компьютера элементарным пользовательским навыкам; 2) подготовка преподавателя - предметника владению методам и средствами прикладной информатики; 3) подготовка и переподготовка преподавателя в качестве разработчика авторских программ и научно-учебных проектов, включающих работу по организации пилотных проектов.; 4) консультирование и координация по дальнейшей деятельности педагога к внедрению новых средств и технологий в его личной и коммуникационной профессиональной деятельности, включая менеджмент действий участников и популяризацию опыта через Интернет.
  Количество пользователей сети Интернет увеличивается с каждым днем. Количество посетителей сети Интернет достигает 100 миллионов. Очевидный факт: Интернет является самым быстроразвивающимся средством передачи информации и обмена знаниями за всю историю человечества. По оценкам экспертов, количество пользователей сети удваивается каждые полгода. Пользователи сети представляют собой контингент особенного интереса для системы образования. В большинстве своем это прогрессивная часть общества, с очень высокой долей людей, получающих или уже имеющих высшее образование. Сейчас только в Москве более 700 тысяч пользователей Интернет, что составляет около 11% взрослого населения. Пользователь сети Интернет может получать информацию в любое время, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Специфика сети Интернет позволяет добиться такого эффекта, который невозможен ни при использовании радио, ни телевидения, ни прессы. Возможность изучать материалы ВУЗа и постоянно возвращаться к ним, получая актуальные сведения. При этом нет ограничений на представление информации ни по объему, цвету, звуку.
  Кроме того, для поствузовского обучения организуется несколько форм обучения, которые тоже могут рассматриваться в качестве повышения квалификации (далее в тексте-ПК): Работа с аспирантами по ведению практически-ориентированных научных работ, нацеленных на разработку программного обеспечения открытого типа (оболочек) - инструментария преподавателя - предметника для самостоятельного создания курсов, подготовки и ведения занятий как в очном аудиторном, так и в дистанционном режиме, участие в международных проектах через Интернет, Форумы, конференции в чате и ТВ-конференциях. Популяризация опыта внедрения ДО с использованием глобальных и локальных сетей: ТВ информ, Интернета. Проведение учебных телекоммуникационных учебных проектов силами преподавателей ВУЗа. Наиболее перспективным представляется получение в результате выполнения таких проектов учебных программных продуктов, разработанных самим педагогом по предметам. Необходимо использовать применение графических методов в новых информационных технологиях: операционных средах, средствах мультимедиа, гипермедиа, Интернет. Современная инженерная и компьютерная графика как инструмент реализации творческих идей конструктора, проектировщика, дизайнера, специалиста по рекламе и полиграфии использует эти технологии в полном объеме и требует значительной подготовки педагога в области компьютерной техники, компьютерного и геометрического моделирования.
  После тестирование полученного продукта, возможна передача нового учебного продукта на реализацию в портал, виртуальный магазин и т.д.
  Таким образом, ПК в поствузовском образовании педагога имеет следующие цели: информирование преподавателей о новых программах, появляющихся на рынке программной продукции, разработку различных типов программного обеспечения по циклам дисциплин ВУЗа, периодизацию консультирования преподавателей, создающих свои собственные информационные учебные продукты и популяризацию опыта инновационного опыта преподавателей, экспертную оценку методического качества готовых коммерческих программ, распространение разработок преподавателей и аспирантов в коллективе ВУЗа,
  Таким образом, повышение квалификации педагога в информационной среде приводит ее к работке программ по подготовке преподавателей, которые могут участвовать в развитии дистанционных практикумов, создании электронных учебников, чатов и форумах, как средствах телекоммуникационного управления знаниями. Все эти виды деятельности предполагаются как функций работы преподавателя по дистанционному обучению (ДО) в ВУЗе.
  Необходимо обеспечить поэтапное расширение использования компьютерной техники в учебном процессе по всем без исключения специальностям и специализациям ВУЗа с помощью соответствующих профессионально-ориентированных учебных программных продуктов. На опыте ИНИНФО МГОПУ, можно определить несколько этапов подобной работы с педагогами:
  1) этап создания авторской учебной программы, курса, темы научного исследование.
  Если на уровне технических проблем (скорость передачи информации, мультимодальность, мультимедйность, интерактивность и широта охвата населения) уже сейчас имеются вполне осознанные перспективы, то на уровне человеко-машинного интерфейса, эргономики и педагогических технологий (гуманитарные факторы) все обстоит значительно сложнее.
  2) создание рабочего варианта, проекта диссертационного исследования, электронных продуктов, Все, что сегодня предоставляет Интернет, в лучшем случае рассчитано на пользователя, достаточно хорошо знакомого с материалами изучаемого курса, но если преподаватель приступает к использованию средств ИКТ впервые, то у него возникают существенные проблемы.
  3) разработка концепции использования результата разработки, обмен опытом в форумах, чатах,
  4)обсуждение с педагогическим коллективом, публикации в печати,
  5) практическое использование работы в учебном процессе,
  6) усовершенствование и публикации на сайте ВУЗа.
  В свою очередь, педагоги, занимающиеся ДО, также постоянно должны повышать свою квалификацию, так как объем информации, и качество средств ее обработки непрерывно изменяются. В частности, необходима организационо-методическая работа по расширению спектра образовательных услуг ДО, выполняемых ВУЗом: сертификация новых курсов, сопровождение учебных компьютерных курсов, лицензирование новых специальностей, новых структур ВУЗа, разработка электронных учебных материалов и тестов; удаленное консультирование учащихся и педагогов; организация коммуникации в рамках учебных телекоммуникационных проектов; экспертная оценка готовых коммерческих программных продуктов.
  Для упорядочения в ВУЗе использования новых образовательных программных средств необходимо сформировать и развивать Фонд образовательных программ (ФОП) Университета. Современные образовательные программные продукты весьма далеки от совершенства. Для их внедрения и эксплуатацию часто требуются значительные усилия, как со стороны системных программистов, так и со стороны педагогов. Большинство обучающих программ морально устаревают еще на стадии их разработки, потому что компьютерные технологии и средства имеют очень короткие циклы обновления, значительно опережающие циклы разработки обучающих программ.
  Ни базы данных, ни, версии "электронных учебников" сами по себе не создают новой технологии образования новой информационной среды и новых педагогических технологий. Разработка новых педагогических технологий - это интегральный процесс не только в рамках одного ВУЗа, но и в рамках более крупных образовательных структур вплоть до инфраструктурных компонентов общества. Поэтому ПК педагога в ВУЗе должно предусматривать свои индивидуальные пути развития информатизации образования и для этого преподаватели, стремящиеся к повышению квалификации в области информатики, разрабатывают свои собственные образовательные программные продукты. Сейчас нужны специалисты, виртуозно владеющие программным обеспечением, умеющие создавать реалистичные трехмерные модели, использовать звук, анимацию, Информация в этом случае воспринимается сразу и целиком, как образ. Происходит имитация обмена пользователей предметами, хотя на деле передается по информационным каналам особым образом сконструированная информация.
  Использование графических образов принципов композиции и анимации визуальных моделей в ближайшем будущем станут фундаментом в формировании системы гуманитарных знаний в новой информационной среде, умение использовать их в своей практике необходимо преподавателю ВУЗа.
  Таким образом, в современном понимании информационной переподготовки педагога наличествует динамичность знаний и система управляемого развития новой, принципиально междисциплинарной информационной среды, органически включенной в мировую информационную инфраструктуру и глобальную информационную сеть.
  Методологически для разных уровней квалификации педагога в информационной образовательной среде сегодня представляется возможность выбора форм коммуникации, представления педагогических методик, среды программирования, интерфейса и т.д. Необходимо в ПК учитывать динамический фактор в виде функционирующей информационной среды - и использования его в учебном процессе. Учебная среда на базе Интернета, может включать изучение педагогом некоторых версий сред создания учебных продуктов(например, HTML), редактирования в этих средах, работа с текстовыми и графическими объектами и манипуляторами, использование экспертных систем с управлением знаниями Для этого в рамках методологического направления в ВУЗе необходимо иметь Фонд программ на базе обучающих программных средств, понятный студентам и преподавателям. Классификатор должен быть простым в, научно-обоснованным, чтобы позволять четко выполнять функции навигатора в огромном количестве наработанного программного обеспечения для нужд образования. Фонд же ВУЗа должен соответствовать требованиям образовательных стандартов не только отечественного, но и международного уровней и содержать все категории образовательных программных продуктов. Эти ресурсы включают структурированные БД, текстовую информацию, такую как документы, описывающие правила и процедуры, и, что наиболее важно, неявные знания и экспертизу. Информационная образовательная среда ВУЗа должна представлять собой целостную неразрывную и динамическую систему В данном направлении ИНИНФО работает много лет и имеет серьезные наработки.
  Итак, при ПК педагога в новой информационной среде возникает необходимость новой идентификации таких базовых понятий и явлений, как знание, преподаватель, студент, образование как процесс, нужно уметь моделировать механизм их взаимодействия, определять методы и способы функционирования, цели ПК, как эти цели корректируются и достигаются. Например, организовать на базе WWW-сайта Интернет-журнал Университета с целью регулярной публикации научно-педагогической информации в виде научных статей, обзоров, рефератов научных работ и т.п. в электронном виде. В сети можно обновлять информацию несколько раз в сутки - она всегда будет актуальной. Обновление информации на вебсайте ВУЗа требует минимального времени, и минимальных материальных затрат. Существенной функцией вебсайта ВУЗа, связанной с ПК педагога, является его организующая и интегрирующая инфраструктурная функция. В среде гипермедиа будут органично стыковаться и сочетаться все ресурсы дистанционного и открытого образования, различные справочные и информационные материалы, свежие новости, отображающие учебную, научную и общественную жизнь ВУЗа. Например, для МГОПУ им. М.А. Шолохова данный способ рассматривается как основное направление развития WWW-сайта Университета.
  Реализация концепции информатизации создает условия для информационного обеспечения ПК на новых принципах, когда профессионализм и компетенция сотрудников ВУЗа могут быть эффективно реализованы на базе применения НИТ - новых информационных технологий. Последние, предоставляя возможность разных форм сетевого общения, делают реальными современные действенные формы управления коллективными знаниями удаленных друг от друга сотрудников:
  - прозрачность информационных ресурсов организации
  - быстрое нахождение нужного специалиста или источника информации,
  - коллективное мышление групп специалистов,
  - оперативный обмен мнениями и выработка решений.
  Высшей ценностью организации учебной и научной работы в вузе становятся компетентные сотрудники, способные реализовать новые формы сетевого общения, поскольку это именно та новая культура работы, которая сегодня обеспечивает конкурентоспособную работу университета.
  Рассмотрим пример использования телекоммуникаций для ПК педагога на примере МГОПУ:
  Сотрудники МГОПУ используют три типа сетевого взаимодействия - ИНТЕРНЕТ, ИНТРАНЕТ и телевизионную сеть ТВ - информ. Сеть ИНТРАНЕТ используется как сеть корпоративного общения внутриведомственного характера для общения внутри организации и обмена информацией, не выходящей за пределы организации.
  Сеть ТВ-информ предназначена для оперативного информирования внутри университетского, разветвленного по территории страны, комплекса и дополняет сеть ИНТРАНЕТ. Единая телеинформационная система МГОПУ ТВ-Информ
  Поддерживаемая проблематика - все о научных конференциях в России и в мире, руководящие документы, новости филиалов, информация о развитии педагогических информационных ресурсов МГОПУ - портал, банк педагогической информации, информационный ресурс для осуществления дистанционного обучения, работа педагогического виртуального университета, способного обеспечивать самый современный уровень различных форм образования и образовательных услуг, отвечающий насущным потребностям общества.
  Сеть ИНТЕРНЕТ предназначена для организации коммуникативного информационного пространства с внешним миром, а также, наряду с технологией, ТВ-Информ, для дистанционного обучения. С помощью ИНТЕРНЕТ по одному из научных проектов создается система сайтов - педагогический портал, где МГОПУ играет роль подразделение, ответственного за информационные ресурсы педагогических ВУЗов, их развитие, поддержку, общение с потребителями. В рамках повышения квалификации, педагоги-участники проекта через сети ИНТЕРНЕТ, ИНТРАНЕТ, ТВ-Информ могут получать оперативно и обрабатывать требования к документам и типам нормативно-стандартной информации, предоставляемой сотрудниками для распространения по сети, например, информации о конференциях, учебниках, компьютерной программе и т.д.
  Использование НИТ является технологической основой, на которой создаются новые учебные технологии, способные обеспечить значительное ускорение темпа обучения, при одновременном увеличении объемов информации и повышении качества усвоения. Методологически информатизация ПК педагога обеспечивает расширение возможностей интеллекта, повышение культуры и качества умственного труда, повышение качества образования и обучения, обеспечивает развитие морально-этических ценностей и качеств личности педагога, коммуникационно - коллективизма в работе и новых формах коллективного мышления, объединения людей в глобальном масштабе, участие в новых формах производства информационной продукции. Коммуникативные возможности информационной подготовки педагога обеспечивают открытость, доступность, демократизм, повышение роли педагога, как инноватора и творческой личности.
  Реализация информационной подготовки педагога, включая системную интеграцию в традиционный процесс ПК, предполагает глубокое реформирование существующей системы образования: в методах обучения и способах его информационного обеспечения в организационных формах обучения ПК при подготовке педагогических кадров и развитии научного базиса системы повышения квалификации и переподготовки.
  Это обеспечивается путем внедрения системы непрерывного применения компьютеров в учебном процессе, включая периодическое повышение квалификации самих преподавателей ВУЗа. Конечным результатом является возможность обеспечить студентов и преподавателей компьютерными и коммуникационными средствами и технологиями, включая доступ в Интернет в течение нескольких часов в неделю по основным учебным дисциплинам с использованием профессиональных баз данных и информационных систем. Для осуществления такой деятельности в течение необходимо создание и поэтапное развитие распределенной по учебным корпусам) информационной компьютерной сети в крупных ВУЗах с выходом в ИНТЕРНЕТ с любого ее компьютера, что обеспечит компьютеризацию учебной и научной работы. Все студенты вуза должны проходить обучение основам программирования и навыкам пользования информационно-компьютерными средствами в специально оборудованных классах. Информатизация ПК ВУЗа в данном контексте потребует постоянной модернизации обеспечение ведущих кафедр информационно-компьютерными средствами, увеличив парк компьютеров и орг.среств, как в самом ВУЗе, так и в домашнем использовании компьютерных средств наиболее активными педагогами.
  В качестве компонента информатизации для переподготовки педагогов в учебные планы ВУЗа должен быть включен блок дисциплин дополнительной специальности. Перечень дисциплин нового учебного плана, продолжительность их изучения, промежуточный контроль знаний, объем и содержание практик должны соответствовать новым ГОС. По всем учебным дисциплинам должно быть разработано и издано новое поколение образовательных программ. Программы должны быть представлены на кафедрах и в читальных залах библиотеки и доступны преподавателям и студентам по Интернет-сети. Информационная и учебно-методическая обеспеченность программ повышения квалификации должна быть дополнена с помощью современных информационных средств нормативно-методическим обеспечением и программным для ведения образовательной деятельности по специальностям, должна бать расширена номенклатура "компьютерных" специальностей и курсов ВУЗа, ежегодный пересмотр номенклатуры специализации по предложению факультетов и кафедр университета.
  Необходимо периодически осуществлять оценку содержания профессиональных образовательных программ университета и условий их информационной поддержки, качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов в области информатики. Библиотека ВУЗа должна участвовать в формировании электронного банка данных его информационных ресурсов, что поможет определять номенклатуру информационных материалов, передаваемых в электронной форме в банк данных, определять перечень информационных ресурсов, представляющих интерес для педагогической и научной деятельности преподавателей и студентов, что составит основу для самостоятельной работы по совершенствованию их квалификации. В частности, в рамках методологических основ информационной переподготовки педагогов на этой базе возможно - ежегодно проводить методический анализ работы с банком данных и телекоммуникационным сайтом. В библиотечном фонде должны быть доступны результаты работы по ПК работников ВУЗа, а именно- программной и методической продукции, подготовленной в процессе их переподготовки, электронных каталогов диссертационных работ по всем направлениям подготовки научно педагогических кадров в аспирантуре университета.
  В библиотеке преподаватели вуза смогут активно применять в педагогической практике результаты НИР, представлять учебные и методические пособия. Значительное количество профессорско-преподавательского состава сможет обучаться в докторантуре, аспирантуре, оформиться соискателями, что создаст положительную динамику кадрового обеспечения. Для этого необходимо соединить по телекоммуникационной связи все читальные залы и библиотеку ВУЗа, должны быть предусмотрены покупка новых технических средств и введение и подготовка новых кадров для обеспечения и сопровождения фонда в электронном виде.
  Начальный опыт по созданию и использованию новой информационной среды, который уже накоплен в МГОПУ в рамках подразделений ИНИНФО, позволяет говорить о том, что информатизация процесса ПК педагога позволит не просто улучшить учебный процесс, а меняет фундаментальные основы педагогического образования. Сложность вопроса сопоставима с формированием нового принципа, обучения и переподготовки специалистов, переосмыслением фундаментальных понятий в предмете информатики: категории факта, противоречия знания, мышления, принципов самоорганизации, критерия истинности о практических вопросах создания и осмысления реальной информационной среды как области применения науки Управления Знаниями.
  Управление Знаниями - это область, к которой в настоящее время привлечено внимание специалистов и организаций, занимающихся технологическими решениями и консультированием. В мире произошли большие организационные изменения, которые отразились на характере ведении деловой коллективной деятельности. Организации постоянно находятся под влиянием таких факторов, как глобальная конкуренция, ускорение процессов по внедрению нововведений и принятию решений, повышению производительности труда сотрудников и переход к услугам и продуктам, основанным на Управлении Знаниями. Анализ развития информационных технологий в течение последних 15-20 лет показывает тенденцию перехода от технологий обработки данных, к средствам работы с информацией и далее к системам, которые помогают педагогам эффективно анализировать и использовать эту информацию на практике и на этой основе оперативно обновлять содержание курсов обучения, методику обучения и самообучения, а также методы повышения своей квалификации. Информатизация подготовки и переподготовки педагогов должна базироваться на реальное "управление знаниями", как процесс взаимодействия педагогов-профессионалов в качестве команды, использующих информационно-коммуникационные способы, средства и технологии для обмена знаниями, то есть дисциплины, которая обеспечивает интегрированный подход к созданию, сбору, организации, доступу и использованию информационных ресурсов, как основы ПК работников ВУЗа и должна быть связаны со стратегией ВУЗа, оказывать практическое влияние на процесс обучения, его качество и мобильность.
 
 
 
 
 
 
 Гниденко Е.В.
 ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАДАЧ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКЕ
 В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
 
  Повышение эффективности обучения информационным технологиям в учебном процессе студентов медицинских вузов имеет свои особенности. Прежде всего из-за все возрастающих противоречий между резким увеличением объема медицинской информации (например, количество показателей функционального состояния организма, которыми должны пользоваться врачи и исследователи, за последние 50 лет увеличилось более чем в 40 раз, а количество показателей лечебных воздействий - более чем в 100 раз) и ограниченным временем обучения; между традиционными методами и формами обучения и индивидуальным характером формирования знаний, умений и навыков; между большим объемом технической работы, которую необходимо выполнять преподавателю для индивидуализации обучения, и физическими возможностями преподавателя. В этих условиях особое значение приобретает широкое использование различных информационных технологий, которые существенно повышают уровень сформированности информационной культуры врача: во-первых, знаниями об информации, моделях и технологиях, информационных процессах; во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в профессиональной деятельности; в-третьих, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы. Важными особенностями разработанных учебных программ и комплексов является: 1) профессиональная ориентация обучения; 2) использование метода проектов или его отдельных элементов; 3) методическое обеспечение курсов, способствующее активизации самостоятельной работы студентов; 4) комплексный контроль успешности освоения студентами учебной программы.
  Каждый преподаватель при подготовке заданий по информатике в медицинском вузе должен хорошо продумать формулировки предлагаемых вопросов. Ценность обучающих программ резко возрастает, если они состоят не из отдельных вопросов и тестовых заданий, а из комплексных задач, максимально приближенных к практической деятельности врача.
  Комплексные задачи могут быть типовыми. Их условия допускают применение стандартных методов решения, описанных в учебных руководствах (методика обследования больных, методика постановки диагноза, план ведения и лечения больных в типичных случаях). Условия типовых задач не предусматривают конкретных больных, для их решения используются известные, стандартные методы применительно к типовым ситуациям. Поэтому более Ценными являются комплексные, нетиповые задачи, которые определяют особенности групп больных (с их возрастом, конституцией, полом, чувствительностью к лекарственным препаратам), особенности развития болезни и ее клинических проявлений и т.д.
  За период преподавания информационных технологий в медицинском вузе отмечено следующее:
  - использование комплексных задачах, максимально приближенных к практической деятельности врача позволили достичь более высокого результата в освоении учебной программы;
  - наибольшие затруднения у студентов вызывают такие задания, как статистический анализ данных, графическое представление результатов, обработка текстовой информации, интерпретирование полученных результатов;
  - использование метода проектов (или даже его элементов), обучающих программ, позволяет в значительной степени повысить познавательную активность учащихся.
  Таким образом, представляю целесообразным и перспективным использование комплексных задач в учебном процессе для обеспечения качественной подготовки обучения студентов в медицинском вузе.
 
 
 Дегтяренко С.М.
 МУЛЬТИСИСТЕМНАЯ ЗАГРУЗКА
 ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА
 
  При изучении операционных систем возникает необходимость установки на одном жестком диске персонального компьютера нескольких операционных систем, использующих различные файловые системы, и организации загрузки каждой из этих операционных систем. В качестве операционных систем нами выбраны MS-DOS 6.22, WINDOWS-98, WINDOWS-2000 и RED HAT LINUX 9.
  Каждая из этих операционных систем (за исключением MS-DOS) может использовать несколько файловых систем. В данном случае выбраны следующие сочетания операционных и файловых систем: для операционной системы MS-DOS 6.22 - файловая система FAT-16, для операционной системы WINDOWS-98 - файловая система FAT-32, для операционной системы WINDOWS-2000 файловая система NTFS19, для операционной системы RED HAT LINUX 9 - файловая система EXT320.
  Существуют различные способы организации многооперационной работы на одном компьютере. На наш взгляд, наиболее приемлемым в наших условиях при наличии одного жесткого диска на компьютере, является использование менеджера загрузки операционных систем BootWizard российской фирмы Физтех-Софт21.
  Как известно, каждый жесткий диск может быть разбит максимум на четыре физических раздела. Они могут быть первичными и расширенными. Внутри каждого расширенного раздела могут создаваться дополнительные логические разделы. В терминах MS-DOS в расширенном разделе можно создавать несколько логических дисков.
  Каждый первичный раздел может быть активным, т.е. в каждом первичном разделе жесткого диска может быть установлена своя операционная система и загрузка компьютера может быть осуществлена с данного активного раздела. Кроме того, на каждый логический диск в расширенном разделе также может быть установлена операционная система. Таким образом, количество операционных систем, файловых систем, установленных на одном жестком диске может существенно превышать количество разделов на диске.
  Сведения о количестве существующих на диске разделов, о том, какой из них активный помещаются в таблицу разделов (Disk Partition Table), расположенную в главной загрузочной записи (Master Boot Record - MBR), находящейся в первом секторе диска. При загрузке компьютера управление после BIOS передается MBR, которая с диска записывается в память по адресу 7C00h:0000h и продолжает процесс загрузки. Эта небольшая программа анализирует таблицу разделов, определяет какой раздел диска является активным и передает управление начальному загрузчику (BR) этого раздела, т.е. начальному загрузчику операционной системы, установленной в данном разделе диска.
  Программа установки BootWizard записывает в MBR код для загрузки среды менеджера. Поэтому при загрузке MBR передает управление не загрузчику активного раздела, а менеджеру загрузки BootWizard.
  В каждом первичном разделе менеджер может создать директорию BOOTWIZ, содержащий реестр, в которую записывает код загрузочного сектора, системные и конфигурационные файлы операционных систем, установленных в данном разделе. Таким образом, при использовании менеджера BootWizard в одном первичном разделе может быть установлено несколько операционных систем при условии, что они используют одну файловую систему.
  При использовании менеджера BootWizard процедура загрузки осуществляется следующим образом.
  1. При включении компьютера начинает работать BIOS, осуществляющий тестирование компьютера.
  2. Управление передается главному начальному загрузчику. Поскольку код его изменен, то загружается среда BootWizard.
  3. Менеджер загрузки предоставляет пользователю возможность в диалоговом режиме выбрать одну из операционных систем, установленную на диске.
  4. После выбора операционной системы менеджер определяет активный раздел и, если это необходимо, переписывает из реестра начальный загрузчик, системные и конфигурационные файлы операционной системы.
  5. Управление передается начальному загрузчику, который далее производит стандартную загрузку операционной системы.
  Технология установки на одном диске размером 40 Гб четырех операционных систем (MS-DOS, WINDOWS-98, WINDOWS-2000, LINUX) с использованием менеджера загрузки операционных систем BootWizard содержит последовательность операций:
  1. Загрузка компьютера с дискеты, содержащей операционную систему MS-DOS версии 6.22.
  2. Разбиение диска с помощью программы fdisk. При этом создается один первичный раздел размером 800 Мб. Он же определяется как активный. Он же является диском C:.
  3. Форматирование с помощью программы format диска C: и установка на нем файловой системы FAT-16.
  4. Перенос на диск C: операционной системы MS-DOS версии 6.22.
  5. Загрузка компьютера с диска C:.
  6. Установка с дискеты на диск C: менеджера BootWizard.
  7. Загрузка компьютера с дискеты, содержащей операционную систему WINDOWS-98.
  8. Разбиение диска с помощью программы fdisk. При этом создается один расширенный раздел размером 30 Гб. В этом разделе создаются 2 логических диска D: и E: по 15 Гб каждый. Диск D: форматируется с помощью программы format и на нем устанавливается файловая система FAT-32.
  9. Установка на диске D: операционной системы WINDOWS-98.
  10. Установка на диск E: операционной системы WINDOWS-2000 и файловой системы NTFS.
  11. Установка RED HAT LINUX 9. Для установки используется третий и четвертый первичные разделы. На третьем разделе устанавливается файловая система EXT3.
  Таким образом, в результате выполнения данных операций на одном жестком диске будут установлены 4 операционных системы со своими файловыми системами и обеспечена возможность загрузки каждой из них.
 
 
 Енбаева Е.А.
 ГЕОИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ НИЖНЕВАРТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
 
  Геоинформатика возникла, как и информатика из прикладной инженерной дисциплины. На современном этапе развития общества геоинформатика стала метанаукой, объединяющей многие дисциплины, в число которых входят геодезия, картография, вычислительная техника, география, фотограмметрия, дистанционное зондирование, статистика и другие отрасли знаний, имеющие дело с обработкой и анализом пространственно локализованных данных.
  Поэтому основной инструмент геоинформатики - ГИС-технологии являются универсальным средством познания и восприятия окружающего мира. Новые методы пространственно-временного представления информации начинают внедряться в самые разнообразные области (географию, историю, экономику, экологию, социологию и пр.), многие из которых относятся к базовым предметам общего образования современного человека.
  Образование в области геоинформатики проходит этап становления. Основная цель обучения - подготовить специалистов, свободно владеющих и использующих геоинформационные технологии для решения любых практических задач от составления карт до их использования в любой технической или гуманитарной области. В настоящее время разрабатываются государственные образовательные стандарты по изучению геоинформационных технологий для различных специальностей.
  Симонов А.В. в своем исследовании ГИС-образования в России выделяет следующие специализации в области геоинформатики: ГИС-менеджер (общее управление проектами), ГИС-техник (технологическое сопровождение и эксплуатация), ГИС-программист (системное сопровождение и разработка прикладных программ), ГИС-специалист (проектирование и эксплуатация проектов), ГИС-аналитик (постановка и выполнение пользовательских задач). Среди всего множества программ по геоинформационным технологиям разных учебных заведений можно в соответствии с этими специализациями выделить несколько моделей геоинформационного образования22. Некоторые программы делают больший акцент на проблемах проектирования ГИС, другие - на цифровом картографировании или на взаимодействии с аэрокосмическими методами или с комплексом наук о Земле, экологией, общественными науками.
  Первая модель используется для подготовки разработчиков ГИС, специалистов, ведущих адаптацию, использование специализированного программного обеспечения, и разработку приложений в средах ГИС.
  Вторая модель должна использоваться для обучения специалистов пользователей ГИС, для которых ГИС является полезным инструментом в работе и исследованиях некоторой научной дисциплины.
  Третья модель затрагивает переподготовку специалистов, работающих в структурах, которые переходят или должны переходить на использование новой информационной технологии это земельные комитеты разных уровней, управления архитектуры, экологические комитеты и т.д.
  Четвертая модель касается подготовки специалистов, которые должны работать на вводе цифровых моделей местности. Для получения нужной точности и адекватности исходному картографическому источнику (а в настоящее время это главным образом географические карты) требуются специалисты, имеющие картографическое образование и специализацию по геоинформатике.
  В нашем институте геоинформационные технологии изучаются на естественно-географическом факультете для специальности "география". Основная задача курса - научить подготавливать ГИС проекты, использовать ГИС-технологии при решении различных задач, т.е. подготовить именно ГИС-специалистов.
  Согласно мнению специалистов в области ГИС-образования новые геоинформационные технологии эффективнее использовать в обучении на материале регионального содержания. "Весьма эффективным является использование учебных ГИС при составлении тематических карт различного содержания, но охватывающих одну и ту же территорию, будь то материк или небольшой участок местности. Компьютер помогает увидеть те взаимосвязи, которые неочевидны при сопряженном анализе карт атласа".23
  Поэтому для практических занятий был подготовлен ряд заданий на материалах схемы города Нижневартовска и картах Нижневартовского района, включающий все основные этапы работы над проектом ГИС. Задания выполняются в два этапа - первый этап ознакомительный, на котором студенты овладевают основными инструментами приложения ГИС. Второй этап - прикладной, на котором студенты решают задачи прикладного характера с привлечением средств ГИС-систем. В качестве инструментария была выбрана система ArcView GIS 3.2 с приложениями, так как она является одной из самых распространенных, доступных и простых систем, и в то же время имеет четкую упорядоченную структуру и позволяет решать множество прикладных задач.
  Для ознакомительного этапа были составлены задания по подготовке электронной карты города. В качестве первоначальной основы взяли электронную карту-схему города Нижневартовска 1998 года, которая состояла из следующих слоев: кварталы, дома, гидрография, дороги, зоны озеленения.
  Задание 1. Собрать вид из заданных тематических слоев, настроить легенды к темам, добавить подписи к домам и микрорайонам. Цель: закрепить основные навыки настройки электронных карт, подготовки проектов. Закрепляемы умения и навыки: добавление тем в окно вида, правильное расположение всех данных без перекрытий, подбор цветовой гаммы для легенды карты, оптимальный подбор расположения подписей.
 
  Задание 2. Сверить и исправить атрибутивные данные тем "дома" и "кварталам" по последним печатным схемам города. Цель: научить работать с атрибутивной информацией. Закрепляемые умения и навыки: редактирование таблиц, добавление полей, корректировка табличных данных, подсчет площадей, периметров, использование конструктора запросов, калькулятора для вычисления значений полей.
  Задание 3. Составить тематические карты: "Учебные заведения г. Нижневартовска", "Учреждения культуры г. Нижневартовска" и т.п. Цели: научить настраивать разные типы легенд в зависимости от решаемых задач. Закрепляемые умения и навыки: выбор подходящего типа легенды в соответствии с тематикой карт, использование конструктора запросов - выбор необходимой информации, подготовка шаблона компоновок для печати карт.
  Задание 4. Добавить к проекту города растровую карту, привязать, по растровой подложке откорректировать слой "дома". Цели: научить добавлять растровую информацию к проекту. Закрепляемые умения и навыки: сканирование изображения, привязка растрового изображения с помощью модуля Image Analyst, создание и редактирование векторной информации.
  Задание 5. Подготовить карты по городу Нижневартовску с привлечением дополнительной информации из баз данных. Тематика карт: "Отделения операторов сотовой связи", "Банковские отделения, банкоматы" и др. На практических занятиях по информатике студенты готовили базы данных Microsoft Access по этой тематике. Цели: научить присоединять информацию из баз данных, познакомить с операцией геокодирования. Закрепляемые умения и навыки: присоединение таблиц, редактирование табличной информации для приведения в соответствующую форму, проведение геокодирования по адресам домов, подбор легенды карты согласно поставленной задаче.
  Задание 6. Построить 3-мерную модель города. Цели: научить использовать модуль 3D. Закрепляемые умения и навыки: настройка отображения объектов в трехмерном виде.
  На следующем этапе (прикладном) студенты решают специализированные задачи по географии Нижневартовского района с помощью ГИС-технологий, в частности по ландшафтоведению и анализу территорий. Практические работы, выполняемые на занятиях одновременно являются зачетными по предметам специализации.
  Введение курса "Геоинформационные системы" в педагогическом ВУЗе дает возможность не только использовать ГИС-технологии в своей профессиональной деятельности, ГИС могут помочь им при изучении таких предметов, как социология, политология и др. Освоение ГИС-технологий позволит будущим учителям преподавать такие дисциплины, как география, история, информатика, регионоведение и даже литература на качественно новом уровне, позволит разрабатывать интегрированные уроки и лабораторные работы.
 
 
 Жарова Н.Р.
 КРИВЫЕ И ПОВЕРХНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ И ИХ ПОСТРОЕНИЕ ПРИ ПОМОЩИ УНИВЕРСАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ MAPLE
 
  При изучении студентами на занятиях по высшей математике раздела "Аналитическая геометрия", в частности, тем этого раздела "Кривые второго порядка", "Поверхности", "Кривые, заданные в полярной системе координат", "Линии, заданные параметрически" особый интерес у них (а чаще - трудность) представляет их исследование и построение. Кривые и поверхности второго порядка часто встречаются в моделях экономических ситуаций. Будущий экономист должен не только свободно владеть экономическим языком и применять математические методы в научной и практической работе, но и уметь реализовывать их при помощи современных компьютерных средств, в частности, таких как MathCAD и Maple24. Приведем пример построения кривой второго порядка, получаемой при решении экономической задачи.
  Пример Зависимость объема производства z (в стоимостных или натуральных единицах) от затрат x и y ресурсов двух видов, т.е. "производственная функция", имеет вид: . При каких затратах ресурсов объем производства равен 208 единицам?
  Рисунок представляет решение задачи в среде Maple эллипса с центром в точке (5;4), большой осью, равной 6, и малой осью, равной 4. Данный эллипс задается следующей командной строкой
  > with(plots):implicitplot(40*x+72*y-4*x^2-9*y^2-208,x=0..9,y=0..6,title=эллипс);
 
  Для каждого значения переменной x из промежутка (2;8) переменная y принимает два значения, и для каждого значения переменной y из промежутка (2;6) переменная x принимает два значения. Например, если затраты первого ресурса x равны 3, то затраты второго ресурса y примут два значения:
  y=4, т.е. y12,5; y25,5.
  При решении этой задачи преподаватель обращает внимание не только на экономический смысл задачи, но и знакомит студентов с возможностями использования некоторых универсальных математических систем при построении кривых и поверхностей.
  Как показывает практика, наиболее удобной формой проведения занятия у студентов экономических специальностей при изучении указанной темы является компьютерный практикум, на котором студенты выполняют свое индивидуальное задание.
  Приведем пример заданий компьютерного практикума по темам "Кривые в полярной системе координат", "Полярная система координат. Некоторые виды кривых", "Поверхности".
  Построить при помощи Maple:
  а) линии, заданные параметрически;
  б) линии, заданные в полярной системе координат;
  в) график функции, заданной неявно;
  г) график функции, изображающий часть кривой второго порядка;
  д) построить поверхность, определив ее вид.
  Указание. При выполнении заданий в) и д) перед построением графиков заданных функций, необходимо уравнения привести к каноническому виду. При выполнении задания г) перед построением данной кривой необходимо установить, какая линия определяется заданным уравнением, найти область определения этой функции.
  Перед проведением практикума преподаватель предлагает студентам самостоятельно изучить графические средства системы Maple25 по заранее подготовленному методическому указанию к проведению этого практикума.
 
 
 Жданов О.В.
 АНАЛИЗ CASE-СРЕДСТВ ДЛЯ ОПИСАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
 
 Введение
  Прежде чем пытаться выбрать существующую или создать собственную информационную систему, а затем внедрить ее, необходимо проанализировать, как работает организация в настоящее время. Для анализа необходимо знать не только то, как работает организация в целом и как оно взаимодействует с внешними по отношению к ней объектами, но и то, как организована деятельность на каждом рабочем месте. Один человек, как правило, не обладает такой информацией. Действительно, руководитель предприятия хорошо представляет, как работает организация в целом, но не в состоянии знать все особенности деятельности всех рядовых сотрудников. Рядовой же сотрудник хорошо знает свои обязанности, но плохо разбирается в том, как работают его коллеги. Следовательно, для анализа деятельности организации следует собрать знания множества людей в едином месте, то есть создать модель деятельности организации.
  Все эти требования являются существенными и при создании информационной системы автоматизации ССУЗа.
  При проектировании информационных систем в начале проекта возникают следующие вопросы:
  1. Какое программное обеспечение лучше использовать в проекте?
  2. Как моделировать процессы с использованием конкретных CASE-средств?
  3. Как проводить анализ и выявлять проблемы при помощи этого CASE-средства?
  4. Какую методологию использовать для описания процессов?
  В настоящее время на российском рынке представлено достаточно большое количество CASE-систем, многие из которых позволяют, так или иначе, создавать описания (модели) информационных систем. Очевидно, что выбор системы в значительной мере определяет весь дальнейший ход проекта. Рациональный выбор системы возможен при понимании руководством и специалистами нескольких аспектов:
  1) целей проекта;
  2) требований к информации, характеризующей процессы и необходимой для анализа и принятия решений в рамках конкретного проекта;
  3) возможностей CASE-систем по описанию процессов с учетом требований п.2.
  Говорить о преимуществе той или иной системы/нотации бессмысленно, пока не определены тип и рамки проекта, основные задачи, которые данные проект должен решить. В настоящей статье сделана попытка определить необходимые нотации и программные средства для описания информационных систем автоматизации среднего специального учебного заведения.
 Описание нотации IDEF0, IDEF3.
  Нотация IDEF0 была разработана на основе методологии структурного анализа и проектирования SADT, утверждена в качестве стандарта США и успешно эксплуатируется во многих проектах, связанных с описанием деятельности организаций. Нотация IDEF3 была разработана с целью более удобного описания рабочих процессов (Work Flow), для которых важно отразить логическую последовательность выполнения процедур.
  Основная идея методологии SADT- построение древовидной функциональной модели организации. Сначала функциональность организации описывается в целом, без подробностей. Такое описание называется контекстной диаграммой. Взаимодействие с окружающим миром описывается в терминах входа (данные или объекты, потребляемые или изменяемые функцией), выхода (основной результат деятельности функции, конечный продукт), управления (стратегии и процедуры, которыми руководствуется функция) и механизмов (необходимые ресурсы). Кроме того, при создании контекстной диаграммы формулируются цель моделирования, область (то есть описание того, что будет рассматриваться как компонент системы, а что как внешнее воздействие) и точка зрения (позиция, в соответствии с которой будет строиться модель). Обычно в качестве точки зрения выбирается точка зрения лица или позиция объекта, ответственного за работу моделируемой системы в целом.
  Затем общая функция в процессе функциональной декомпозиции разбивается на крупные подфункции. Каждая подфункция, в свою очередь, декомпозируется на более мелкие - и так происходит вплоть до достижения необходимой детализации описания.
  Семантика построения моделей IDEF0 и IDEF3 предполагает соблюдение четких правил. Детальную информацию о построении моделей в IDEF0,3 можно узнать в стандартах и книгах (см. литературу).
  Программный продукт компании Computer Associates BPwin позволяет создавать модели процессов и поддерживает в одной модели три стандарта (нотации) моделирования одновременно - IDEF0, DFD и IDEF3. Каждая из этих нотаций позволяет рассмотреть различные стороны деятельности предприятия. Диаграммы IDEF0 предназначены для описания бизнес-процессов на предприятии, они позволяют понять, какие объекты или информация служат сырьем для процессов, какие результаты следуют из произведенных работ, что является управляющими факторами и какие ресурсы для этого необходимы. Нотация IDEF0 помогает выявить формальные недостатки бизнес-процессов, что существенно облегчает анализ деятельности предприятия. Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming, DFD) используются для описания документооборота и обработки информации. Для описания логики взаимодействия информационных потоков более подходит нотация IDEF3 (называемая также workflow diagramming), - нотация моделирования, использующая графическое описание информационных потоков, взаимоотношений между процессами обработки информации и объектов, которые являются частью этих процессов.
  В результате обследования предприятия строится функциональная модель существующей организации работы AS-IS "как есть". На основе этой модели достигается консенсус между различными единицами бизнеса по вопросам, кто что сделал, и что каждая единица бизнеса добавляет в процесс. Модель AS-IS позволяет выяснить, что следует сделать сегодня, перед тем как решить, что следует сделать завтра. После анализа этой модели необходимо построить модель будущих процессов (ТО-ВЕ).
  Внедрение информационной системы неизбежно приведет к перестройке существующих бизнес-процессов предприятия. Анализ функциональной модели позволяет понять, где находятся самые узкие места, в чем будут состоять преимущества новых бизнес-процессов и насколько глубоким изменениям подвергнется существующая структура организации бизнеса. Детализация бизнес-процессов позволяет выявить недостатки организации даже там, где функциональность на первый взгляд кажется очевидной. Признаками несовершенной деятельности могут быть бесполезные, неуправляемые и дублирующиеся работы, неэффективный документооборот (нужного документа не оказывается в нужном месте в нужное время) отсутствие обратных связей по управлению (проведение работы не зависит от результата) и по входу (объекты или информация используются нерационально) и т.д.
 Описание нотации UML
  "UML (Unified Modeling Language - унифицированный язык моделирования) - это визуальный язык моделирования общего назначения, который используется для спецификации, визуализации, конструирования и документирования артефактов программной системы"26. Язык UML был разработан компанией Rational Software Corporation для унификации лучших свойств, которыми обладали более ранние методы и способы нотации. В 1997 году организация OMG (Object Management Group - группа управления объектами) признала его в качестве стандартного языка моделирования. С тех пор UML получил дальнейшее развитие и широкое признание в области ИТ.
  Язык UML не зависит от применяемого процесса разработки ПО, хотя позже компания Rational Software предложила процесс, соответствующий этому языку, под названием Rational Unified Process (рациональный унифицированный процесс). Процесс, в котором в качестве базового языка принят UML, должен поддерживать объектно-ориентированный подход к созданию программного обеспечения. Язык UML не подходит для несовременных структурных подходов, результатом которых являются системы, реализованные с помощью процедурных языков программирования.
  Язык UML также не зависит от технологий реализации (поскольку они являются объектно-ориентированными). Это делает UML ограниченным в отношении этапа детализированного проектирования жизненного цикла ПО. В то же время это делает UML более устойчивым к частой смене платформ реализации.
  Конструкции языка UML позволяют моделировать статику (структуру) и динамику (поведение) системы. Система представляется в виде взаимодействующих объектов (программных модулей), которые реагируют на внешние события. Действия объектов позволяют выполнить определенные задачи или получить клиентам (пользователям) системы некоторый полезный результат. Отдельные модели отображают определенные стороны системы и пренебрегают другими сторонами, которые охватывают другие модели. Взятые в комплексе модели обеспечивают полное описание системы.
  Модели, создаваемые с помощью языка UML, можно разделить на три группы:
  1. Статические модели - описывают статические структуры данных.
  2. Модели поведения - описывают взаимодействие объектов.
  3. Модели изменения состояний - описывают допустимые состояния системы, которые она принимает с течением времени.
  UML также содержит несколько архитектурных конструкций, которые позволяют придать системе модульную структуру, используемую в процессе итеративной и наращиваемой разработки
  Несмотря на свои достоинства, UML всего лишь язык и является одной из составляющих процесса разработки программного обеспечения. Хотя UML не зависит от моделируемой реальности, лучше всего применять его, когда процесс моделирования основан на рассмотрении прецедентов использования и является итеративным и пошаговым, а сама система имеет четко выраженную архитектуру.
 Выбор CASE-средств
  Разработчики информационных систем в процессе создания программного обеспечения сталкиваются с целым рядом трудновыполнимых задач. Работая с объектно-ориентированными технологиями создания приложений, они создают клиент-серверные приложения, которые должны удовлетворять требованиям надежности, управляемости и высокой производительности. Решение этих задач возможно только при условии высокой эффективности анализа и проектирования. С одной стороны, BPwin позволяет построить адекватную модель (модель работ) существующих в ССУЗе процессов (AS-IS), проанализировать эту модель и построить модель будущих процессов (ТО-ВЕ). С другой стороны, разработчики, использующие такие средства объектно-ориентированного анализа и проектирования, как Rational Rose фирмы Rational Software или AllFusion Component Modeler фирмы Computer Associates, могут описать функциональность информационной системы при помощи диаграмм Use Cases (диаграммы Use Cases являются составной частью объектно-ориентированного языка моделирования информационных систем UML). В результате анализа могут быть описаны работы (activity) и функции (use case), информация о которых получена из самых разных источников, поэтому необходима синхронизация работ и функций. Такая синхронизация позволяет выявить соответствие информационной системы реальным бизнес-процессам и выяснить, обеспечит ли внедряемая информационная система поддержку деятельности ССУЗа. То есть для проектирования адекватной модели информационной системы желательно пользоваться как нотациями IDEF0, IDEF3, DFD так и языком визуального моделирования UML. При этом можно обеспечить наиболее полное описание процессов и структур учебного заведения.
  В последнее время наблюдается тенденция более активного продвижения продуктов компании Rational Software и популяризация унифицированного языка моделирования (UML), на котором основаны продукты Rational. В частности, это выражается в многочисленных заявлениях представителей Rational, что их набор продуктов - стандарт при разработке приложений и бизнес-моделирования.
  С другой стороны, большинство авторитетных российских бизнес-аналитиков, несколько лет работавших на продуктах, основанных на методологии IDEF0, придерживаются другого мнения. Самый распространенный такой продукт - BPwin.
  Наиболее известными CASE-средствами являются Rational Suite (Rational Software), AllFusion Modeling Suite (Computer Associates), Oracle Developer Suite (Oracle).
  Rational Rose и AllFusion Component Modeler основаны на объектно-ориентированном подходе к моделированию и ориентированы на метод UML. Помимо UML поддерживаются и другие методы. Отличия между Rational Rose и Paradigm Plus состоят в основном в доступных пользователю типах диаграмм и методов.
  Если попытаться начать анализировать и сравнивать линейки Rational Software и Computer Associates, то абсолютного первого места отдать нельзя никому.
  Rational Software - это целая линейка продуктов, поддерживающая весь цикл проектирования и создания программного обеспечения. Естественно, в нем производится автоматическое документирование всех этапов разработки, автоматизированный контроль удовлетворения техническим требованиям и управление конфигурациями и версиями, как компонентов, так и готового ПО. В качестве CASE используется объектно-ориентированный CASE под названием Rational Rose. Профессионалы утверждают, что этот продукт почти идеален для моделирования и описания информационной системы, однако уступает BPwin при описании бизнес-логики, не привязанной к процессу информатизации. Для моделирования данных в последнее время начал использоваться Rose Data Modeller, однако по своим возможностям он уступает ERwin, и те же профессионалы используют последний даже при работе с линейкой Rational.
  Последние версии Rational Rose позволяют строить восемь типов диаграмм UML: диаграммы прецедентов (Use Cases Diagrams), диаграммы классов (Class Diagrams), диаграммы последовательности (Sequence Diagrams), диаграммы сотрудничества (Collaboration Diagrams), диаграммы состояний (Statechart Diagrams), диаграммы действий (Activity Diagrams), компонентные диаграммы (Component Diagrams), диаграммы развертывания (Deployment Diagram). Основным типом диаграмм, своеобразным ядром моделирования в UML являются диаграммы классов. Кроме UML предусмотрено использование и других методов (Booch, OMT). Пакет применим на всех стадиях и циклах создания информационной системы.
  Пакет AllFusion Modeling Suite фирмы Computer Associates состоит из трех основных CASE-средств, хорошо интегрированных между собой и с продуктами других компаний. Кроме уже упоминавшегося BPwin (AllFusion Process Modeler), который служит для моделирования и описания бизнес деятельности; используются ERwin (AllFusion Erwin Data Modeler) - моделирование данных (моделирование и реинжиниринг структуры СУБД) и AllFusion Component Modeler - объектно-ориентированный CASE, поддерживающий UML, прямой и очень сильный конкурент Rational Rose.
  CASE-средство AllFusion Component Modeler ориентирован на методологию OOCL (Object Oriented Change and Learning) и компонентную технологию проектирования и разработки. Он поддерживает диаграммы различных методов (UML, CLIPP, TeamFusion, OMT, Booch, OOCL, Martin/Odell, Shlaer/ Mellor, Coad/Yourdon). Пакет может быть использован на всех циклах создания информационной системы.
  Oracle также имеет мощный интегрированный продукт Oracle Developer Suite, включающий в себя прежние Designer и Developer, а также дополнительные продукты. Oracle Developer Suite реализует UML и IDEFX, позволяет моделировать бизнес-логику, данные, информационные системы. Это достаточно мощное CASE-средство, но, как и с большинством продуктов этой компании, могут возникнуть проблемы в освоении и эксплуатации.
  В состав Designer/2000 входят Process Modeller и System Modeller. Process Modeller предназначен для разработки моделей процессов, а System Modeller - для моделей иерархии функций (Function Hierarchy Diagrammer), моделей потоков данных (Dataflow Diagrammer) и моделей типа сущность - отношение (Entity Relationship Diagrammer). Process Modeller позволяет повысить наглядность представления процессов за счет анимации и использования мультимедийных файлов, он пригоден для всех стадий разработки информационной системы.
  Все рассмотренные пакеты относятся к средствам моделирования среднего класса, которые предназначены для выполнения комплексного анализа систем. Средства моделирования средней категории, как правило, основаны на использовании объектно-ориентированного подхода к моделированию и анализу систем. Фактическим стандартом для этой категории инструментальных средств является унифицированный язык моделирования UML. Они могут быть успешно применены при создании малых и средних информационных систем, особенно с этапа анализа спецификаций. Слабая сторона - недостаточные возможности для моделирования и анализа на верхнем уровне (анализ требований).
  Среди локальных и малых инструментальных средств весьма популярными остаются программы, основанные на реализации структурного подхода к анализу и проектированию систем и методологий IDEF. Здесь доминируют пакеты BPwin и ERwin.
  Локальные и малые инструментальные средства могут быть использованы при разработке соответственно локальных и малых информационных систем. Для средних и крупных ИС использование этих средств имеет смысл в качестве дополнения к более универсальному инструментальному средству средней категории.
 Выводы
  Информационную систему автоматизации ССУЗа можно отнести к средним системам, так как учебное заведение включает в себя довольно-таки много различных подразделений связанных с учебным процессом (факультеты, отделение дополнительных образовательных услуг и т.д.) и административных подразделений (отдел кадров, бухгалтерия, отдел технической службы и т.д.).
  Средние интегрированные средства предназначены в основном для уровней анализа спецификаций и внедрения. Они удобны при разработке средних, малых и локальных информационных систем. Недостаточные возможности для анализа на уровне требований могут быть компенсированы путем их использования вместе с локальными или малыми инструментальными средствами.
  Как было сказано выше при проектировании информационной системы автоматизации ССУЗа необходимо пользоваться несколькими методами: структурным (IDEF0, IDEF3) и объектно-ориентированным (UML). Хотя по данным исследовательской компании International Data Corporation, среди инструментальных средств, которые можно отнести к средней категории, лидирующее положение занимает пакет Rational Rose, наиболее подходящим является AllFusion Modeling Suite. Поскольку он включает в себя все необходимые средства для поддержки на протяжении всего жизненного цикла проектирования и разработки информационной системы. Так как в данном пакете реализована интеграция нотаций IDEF0, IDEF3 и UML.
  ERwin поддерживает несколько разновидностей методологии информационного моделирования (IDEF1X), основанной на ER-диаграммах (сущность - связь). Интеграция моделей BPwin с моделями ERwin выполняется путем обмена данными через функции экспорта/импорта.
  Для связи модели процессов BPwin и объектной модели AllFusion Component Modeler используется утилита BpLink, которая вызывается как отдельная программа из среды AllFusion Component Modeler. Целью интеграции моделей AllFusion Component Modeler и BPwin является установление логической связи между работами (activity) и функциями (use case), что позволяет создать единую технологическую цепочку - от анализа бизнес-процессов до генерации кода приложений, включая описание требований к приложению.
  Моделирование работы информационной системы особенно важно на первых этапах её создания. Так как исправление допущенных на этом этапе ошибок обходится наиболее дорого, то и польза на этапе анализа задачи и разработки логической модели её решения значительна.
  Правильный выбор CASE-средств позволит наиболее эффективно описать существующие процессы в организации и разработать необходимые модели информационной системы, которые наиболее полно будут описывать структуру и процессы в конкретном учебном заведении.
  Применение CASE-средств, особенно на ранних этапах разработки и внедрения информационных систем, позволяет качественно спроектировать систему, а также построить оптимальную стратегию внедрения ИС.
 
 
 Захарова Л.Ю.
 НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ФИЛИАЛ ОКРУЖНОГО ИПК И РРО - ОДИН ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ, ГДЕ МОЖНО ПОСТОЯННО ПОВЫШАТЬ СВОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО
 
  Нижневартовский филиал окружного института повышения квалификации и развития регионального образования открылся в 1998 году. Занимается повышением квалификации работников дошкольных, общеобразовательных и средних учебных заведений города и округа. Для педагогов институт повышения квалификации - один из социальных институтов, где можно постоянно повышать свое профессиональное мастерство.
  С 2000 года в Ханты-Мансийском автономном округе (и в г. Нижневартовске) в порядке эксперимента была введена новая модель повышения квалификации на основе именного образовательного чека. Анализ результатов внедрения данной модели свидетельствует об активизации системы повышения квалификации.
  За время работы обучено - 9930 человек, охвачено большинство образовательных областей. В структуре филиала - кафедры "Менеджмент образования", "Развитие образования" и лаборатория информационных технологий обучения.
  Цель деятельности кафедры "Менеджмент образования": создание условий, способствующих повышению качества научной, методологической и методической подготовки слушателей и гуманизации содержания, проводимых ППС кафедры курсов повышения квалификации.
  Направления деятельности кафедры:
  - учебная
  - учебно-методическая
  - организационно-методическая
  - научно-исследовательская
  Задачи по её реализации:
  1. Контроль содержания программ повышения на предмет соответствия их идеям "Концепции модернизации педагогического образования".
  2. Отбор курсов и их разработка, способствующих формированию нового педагогического мышления у слушателей (их надпредметности).
  3. Организация систематической научно-исследовательской деятельности сотрудников кафедры, способствующей перестройке содержания и форм управления в системе образования:
  - обязательное научное консультирование сотрудниками как минимум одного или двух образовательных учреждений;
  - разработка научно-методических разработок и их апробация в этих учреждениях;
  - оказание помощи по систематизации накопленного педагогического опыта в образовательных учреждениях.
  4. Разработка курсов сотрудниками кафедры, содержание которых способствовало бы формированию психологической культуры слушателей и внедрению в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений новейших достижений психологической науки.
  5. Оказание работникам образовательных учреждений научно-методической помощи в форме редактирования и рецензирования их творческого продукта, научно-методического, психологического и организационного консультирования.
 
 Категории слушателей курсов повышения квалификации по кафедре "Менеджмент образования"
  2001-2002 2002-2003 Начальники и специалисты УО 37 Директора ОУ и их заместители 227 156 Заведующие и методисты ДОУ 142 19 Воспитатели ДОУ 610 302 Музыкальные работники ДОУ 30 Инструкторы ФИЗО ДОУ 36 Валеологи 42 Психологи 104 86 Учителя ИЗО 114 36 Учителя музыки 28 115 Учителя труда и мастера ПО 115 68 Учителя черчения 54 22 Экологи 22 15
 Тематика курсов повышения квалификации:
  *Технологии развития познавательных способностей воспитанников ДОУ и учащихся школ.

<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу