<< Пред.           стр. 4 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  *Система личностного развития воспитанников ДОУ и учащихся школ.
  *Информационно-аналитическое сопровождение УВП школы.
  *Качество образования в ДОУ и школе.
  *Проектирование педагогического процесса и образовательной среды.
  *Психологические особенности воспитанников ДОУ и учащихся школ.
 Кафедра "Развитие образования"
 Направления деятельности кафедры:
  Исследовательское:
  - анализ образовательной ситуации в регионе;
  - фундаментально-прикладные исследования в области содержания образования, культуры и традиций населения и коренных народов Севера.
  Проектное:
  - разработка новых образовательных программ и педагогических технологий;
  - разработка новых содержательных программ для слушателей курсов;
  - разработка программ развития образовательных учреждений.
  Образовательное:
  - кадровое обеспечение региональных программ развития образования.
  Управленческое:
  - апробация проектов и разработок в инновационных зонах образовательного комплекса и последующая их адаптация в образовательных учреждениях.
  Анализ заключительного анкетирования слушателей по качеству проводимых курсов (за 2003г.) показывает, что: 95 % - высоко оценивают содержание лекционного и справочного материала; 5 % - удовлетворительно; 98 % - слушателей считают, что материал, полученный на курсах, будет полезен в их практической деятельности.
  Большое внимание в 2003 году было уделено дошкольному и начальному образованию. 18,7% слушателей составили учителя начальной школы и 28,8% - дошкольные работники. В 2003 году количество педагогов общеобразовательных учреждений, повысивших свою квалификацию на кафедре, выросло в 4 раза. Общее число слушателей кафедры увеличилось на 187 человек, что составляет 24%. Данные показатели служат подтверждением того, что кафедра выбрала правильное направление своей деятельности и постепенно начинает зарабатывать положительный авторитет среди образовательных учреждений региона.
  Успех информатизации средней школы во многом определяется кадровой переподготовкой педагогического состава. Современный учитель сегодня должен не только владеть современными компьютерными технологиями, но и уметь творчески использовать эти технологии в своей педагогической практике. Нижневартовским филиалом осуществляются плановые курсы повышения квалификации по информационным технологиям. Этим занимается лаборатория информационных технологий обучения (ЛИТО).
  Направления работы:
  1. Повышение квалификации учителей информатики:
  2. Повышение информационной компетентности администрации школ;
  3. Подготовка учителей-предметников к применению информационных технологий в обучении;
  4. Реализация дистанционных форм обучения в системе образования округа;
  5. Разработка компьютерных учебных программ.
  Результаты работы кафедры ЛИТО:
  - разработан и внедрён проект "Школа высокой информационной культуры" на базе школы-гимназии №6 г. Лангепаса;
  - разработан и внедрён проект "Школа профильной информатики" на базе учебных комбинатов информационных технологий гг. Радужный, Лангепас, Мегион с охватом более 15 профилей;
  - разработан ряд тем информатики для начальной школы:
  - компьютерное сопровождение;
  - методическое сопровождение;
  - тетрадь на печатной основе;
  - в рамках подготовки учителей к ведению информатики в начальной школе организован постоянно действующий семинар, серия открытых уроков, конференции, посвящённые информатизации школы;
  - ряд учителей города приступил к преподаванию информатики в начальной школе.
  Наш филиал сотрудничает с преподавателями ведущих ВУЗов:
  Москва - Дошкольное образ. Нач. школа. Химия. Коррекц. пед-ка . Рус.яз .Лит-ра.
  Математика. Управление образованием.
  Санкт-Петербург - Математика.
  Екатеринбург - Эстетическое воспитание. Психология .Логопедия. Начальная школа.
  Нижневартовскм - Русс.яз. Литература. Дошкольное образ. Экология. Биология. История.
  Психология. Физ-воспитание. Валеология. Информатика. Английский яз.
  Самара - Начальная школа. Рус.яз. Математика. Естествознание.
  Омск - Биология. История. Управление образованием. Начальное образование.
  Новосибирск - Физика. Математика. Химия.
  Тюмень - Психология.
  Челябинск - Дошкольное образование. ИЗО. Музыка. Администрация школ.
  Уфа - Экономическая география.
  Липецк - Немецкий яз. Английский яз.
  Курган - Физика. Технология. Геометрия. География.
  Ижевск - Управление образованием.
  Кемерово - Информатика. Управление образованием.
  В течение 2003 года филиалом обучено 1666 слушателя.
  Были представлены следующие территории Ханты-мансийского АО
 
 
  Помимо преподавания в филиале проводится научно-исследовательская работа по следующим направлениям:
  - преподавание информатики в начальных классах;
  - использование компьютерных информационных технологий в преподавании школьных предметов;
  - методика предпрофильного и профильного обучения.
  Филиал осуществляет научное руководство рядом экспериментальных площадок на базе школ города и района.
  Мощным средством популяризации педагогических инноваций являются семинары и научно-практические конференции, освещающие актуальные темы различных педагогических областей, позволяющие учителям-новаторам представить свои исследования.
  Нижневартовский филиал окружного ИПК и РРО будет продолжать работу по повышению профессионального уровня педагогов по наиболее актуальным направлениям образовательного процесса;
  - обеспечивать высокий научно-методический уровень подготовки слушателей курсов повышения квалификации;
  - создавать возможности оперативной публикации разработок сотрудников филиала;
  - создавать возможности для регулярного повышения квалификации сотрудников филиала.
 
 
 
 
 
 
 Истрофилов К.Г.
 ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УСТАНОВКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНЫХ КАБИНЕТАХ
 
  Любой, кто инсталлировал ПО на компьютеры в компьютерных кабинетах, знает какие усилия стоит приложить для этого. Например, приобретен новый компьютерный кабинет. ПО на компьютерах не установлено, возможно, даже диск не разбит на разделы. Для установки ПО только на один компьютер понадобится приблизительно 2-3 часа. (А в компьютерных классах ВУЗов это время возрастает до 3-4 часов, т.к. необходимо устанавливать большое количество языков программирования: Turbo Pascal, C++, Basic, Delphi, Visual Basic, C++ Builder и др.; пакетов для работы с графикой: Adobe Photoshop, Corel Draw, и др. математических пакетов: MathCAD, Matlab, Mathematica, Maple.) Умножим это число на количество компьютеров, и получаем, что только два - три дня потрачено на установку ПО. Эти проблемы также возникают после работы "добрых" студентов и учеников.
  Для быстрого решения таких проблем необходимо иметь локальную сеть, загрузочный диск с подключением к сети, программу для создания образов диска. Так как локальная сеть уже имеется практически во всех учреждениях, обсуждать эту проблему не будем.
  Всю работу по установке ПО в таких случаях можно разбить на три этапа.
  1 этап. Создание загрузочного диска с подключением сети.
  Для этого можно воспользоваться простым загрузочным диском Windows 98, слегка подправив его. Для начала скачаем с сайта www.microsoft.com сетевой клиент для DOS: Microsoft Network Client for MS-DOS. Последняя доступная версия 3.0. Запустим один из компьютеров, скопируем на него системные файлы Windows 98. Распакуем и установим MNC. При установке MNC необходимо выбрать сетевую карту. Если в перечисленном списке сетевая карта отсутствует, можно поискать драйвера под MS-DOS на дисках с драйверами, поставляемых вместе с компьютерами или в Интернете. После установки перезагружаемся, и пробуем подключиться к какому-либо работающему компьютеру посредствам команды net use t: \\<имя компьютера>\<название ресурса>, где t: имя подключаемого сетевого диска.
  Т.к. сам MNC занимает примерно 1,5 МБ, то дискета в этом случае не подойдет. Придется записывать загрузочный CD. Обратите внимание на то, что при установке MNC были произведены изменения в файлах и config.sys. Проблемы с autoexec.bat не возникнут, а с config.sys придется поработать. Нужно добавить в config.sys на системной дискете в секцию [COMMON] строчку DEVICE = IFSHLP.SYS, при этом скопировать данный файл на системную дискету. Строки, добавленные в autoexec.bat скопируем в какой-нибудь bat файл (например Network.bat). Прописывать их autoexec.bat на системной дискете не нужно. Их лучше будет исполнить потом простым запуском bat файла.
  Приступаем к созданию загрузочного CD, при этом не забудем скопировать папку с установленным MNC на диск. Также советую скопировать на диск Norton Commander.
  2 этап. Создание образа диска.
  Существует ряд программ для создания образов дисков. Бесплатной и наиболее доступной является Norton Ghost. Ее можно найти практически на любом диске с драйверами к материнским платам. Она представляет из себя всего один исполняемый файл ghost.exe. Создаем на каком-либо компьютере (лучше сервере) сетевую папку, в которую будем копировать образ и копируем туда Norton Ghost.
  Устанавливаем на какой-нибудь компьютер операционную систему и все необходимые программы.
  Загружаемся с загрузочного диска созданного на 1 этапе. Подключаемся к сетевой папке и запускаем Ghost.exe. Выбираем Local->Disk->To Image. Сохраняем образ на сетевом диске. Эта процедура займет примерно 20-30 минут.
  3 этап. Установка образов на остальные компьютеры.
  Загружаемся с загрузочного CD с поддержкой CD-ROM. При загрузке создается RAM-Drive. Нам он не понадобится, поэтому удаляем с него все файлы, и копируем на него папку с MNC. Убираем со всех файлов доступ только для чтения. Иначе MNC не будет работать. Запускаем bat файл с командами скопированными из autoexec.bat. Сеть подключена.
  Подключаем сетевой диск. Запускаем Norton Ghost. Выбираем Local->Disk->From Image. Ждем 20-30 минут. Компьютер готов к работе.
  После установки остается только изменить сетевое имя компьютера.
  Для запуска установки сразу на нескольких компьютерах перед запуском bat файла изменяем в файлах MNC файл system.ini. В секции [NETWORK] исправляем COMPUTERNAME на какое-либо другое значение.
  Проблемы могут возникнуть, если компьютеры имеют разную аппаратную конфигурацию. В этом случае, при установке на первый компьютер программ лучше отказаться от установки драйверов, а устанавливать их на каждый компьютер после копирования образа.
  Таким образом, на установку (или переустановку) ПО в кабинете из 20 компьютеров (с готовым загрузочным CD и образом) понадобится примерно 3 часа (при скорости сети 100Мбит/с), а на выполнение всех этих действий достаточно будет 1 рабочего дня.
 
 
 Каткова И.В.
 К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
 
  В связи с модернизацией высшего образования все большее значения приобретают современные информационные технологии. Принятые стандарты и программы должны оставаться постоянными при новых формах образования, в то время как организационные средства обучения могут изменяться и варьироваться в зависимости от применяемой концепции обучения.27 Информатизация экологического образования, являясь одним из организационных средств обучения, дает новые возможности для развития естественнонаучного мышления и формирования научной картины мира.
  Позитивные аспекты информатизации экологии следующие:
  - доступ к любой научной и образовательной информации, циркулирующей в сети Интернет, а также проведение виртуальных интернет - практикумов, круглых столов, конференций.
  - использование электронных учебников по предмету экология в форме диалога между обучающимся студентом и автором учебника через компьютер, где реализуются задания разного уровня сложности, а также контроль их знаний и умений. Медиообразование предоставляет широкие возможности для переработки информации, развития критического мышления, умению понимать скрытый смысл того или иного сообщения, а также находить, передавать и принимать требуемую информацию, с использованием различных технических инструментариев.
  - моделирование на компьютере некоторых явлений и процессов, наблюдения которых невозможно по пространственным и временным причинам. Компьютерный практикум призван помочь студентам в освоении одного из основных вопросов экологии - построении и исследовании стратегий природопользования, устойчивости и стабильности экосистем, возможности прогнозирования их дальнейшего поведения.
  В настоящее время появились отдельные обучающие программы моделирующего характера по экологии и защите окружающей среды (программа "Rost", "Idma", "Island"). В Нижневартовском филиале Сибирской автомобильно-дорожной академии (НВФ СибАДИ) используются программы связанные с будущей специальностью инженера. Так для студентов - автомобильного транспорта - главная задача изучение загрязнения окружающего воздуха выхлопными газами автомобилей (программа "Воздух"), для студентов экономических специальностей - изучение антропогенного воздействия на открытую и закрытую водную систему (программа "River", "Lake"). На сегодняшний день пакет информационных образовательных ресурсов по экологии обширен, но методических пособий по методике использования информационных технологий в преподавании экологии в техническом вузе практически нет, или они изданы малым тиражом.
  Рассматривая информационные технологии как систему мер, направленную на повышение качества преподавания экологии в техническом вузе можно отметить следующее:
  - Студент должен научиться пользоваться современными информационными средствами и системами;
  - Развивать умение анализировать качественные данные, производить отбор количественных показателей, преобразовывать их в другие формы подачи информации;
  - Формировать экологическую компетенцию будущего инженера.
 
 
 
 
 Копыльцов А.В.
 ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ НА БАЗЕ КЛАСТЕРА ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ
 
  Во всем мире проводятся теоретические исследования различных явлений и процессов, а в случае невозможности их проведения переходят к численным расчетам (теоретически "все можно посчитать"), Естественно, теоретические исследования, приводящие к аналитическим результатам лучше, чем расчеты, проведенные на компьютере. Однако расчеты, проводимые на компьютере и результаты, полученные в ходе таких расчетов можно рассматривать как экспериментальные данные (компьютерный эксперимент). В настоящее время оперативная память ЭВМ достаточна практически для любых задач. Что касается скорости расчетов, то это не так. При увеличении скорости расчетов на 1, 2, а тем более на 3 порядка возникают возможности, которые позволяют решать принципиально новые задачи, которые невозможно было решить раньше (в этом проявляется закон перехода количества в качество). Это означает, что принципиальное увеличение скорости расчетов на ЭВМ позволит перейти к решению новых, ранее даже невообразимых задач. Для увеличения скорости расчетов на ЭВМ имеется две возможности. Либо приобретение дорогостоящей ЭВМ типа CRAY, либо создание кластера параллельных высокопроизводительных вычислений, базирующихся на компьютерах типа Pentium. В последнем случае это значительно дешевле и можно достичь большей производительности с минимальными затратами. В настоящее время созданы кластеры с производительностью 10-100 Гфлопс (10-100 миллиардов операций с плавающей точкой в секунду), а через 3-7 лет предполагается создание кластеров с производительностью 10-100 Тфлопс (10-100 триллионов операций с плавающей точкой в секунду). Это говорит о том, что в ближайшие 10 лет во всем мире предпочтение будет отдано разработке высокопроизводительных параллельных вычислительных систем на основе кластеров. Поэтому в настоящее время на базе кафедры информатики РГПУ им. А.И. Герцена создается научно-исследовательская лаборатория компьютерного моделирования, на территории которой установлен кластер высокопроизводительных параллельных вычислений и класс компьютеров. Кластер построен на базе 5 DUAL Pentium IV и имеет производительность более 1 млрд. операций в секунду с плавающей точкой. В лаборатории предполагается проводить научные расчеты на основе математических моделей, имитирующих явления и процессы в различных областях знания (математике, физике, химии, биологии, информатике и т.д.), а также занятия со студентами и аспирантами.
  Создание лаборатории направлено на решение следующих задач:
  1. Чисто научную задачу, т.е. решение научных проблем из разных предметных областей (математики, физики, химии, биологии, информатики и т.д.) с помощью единой методологии (математического моделирования явлений и процессов в соответствующих предметных областях, разработка численных методов и комплексов программ для кластера высокопроизводительных параллельных вычислений);
  2. Чисто образовательную задачу, т.е. знакомство студентов и аспирантов с технологией современных высокопроизводительных вычислений;
  3. Научно-образовательную задачу, т.е. привлечение студентов и аспирантов к научным исследованиям в лаборатории с учетом их научных интересов.
  В будущем планируется: создание городской сети кластеров совместно с СПИИРАН и ФТИ для улучшения условий отладки параллельных программ и предоставления вычислительных ресурсов; разработка объектно-ориентированной технологии проектирования вычислительных задач; развитие и комплектование библиотек поддержки параллельных вычислений; развитие обучающей среды путем разработки курсов по объектному программированию и организация обучения методам распараллеливания.
 
 
 Кривошлыкова С.В.,
 Кузнецова Т.К., Коваленко М.И.
 ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
 
  В учебные планы подготовки студентов факультета Физического воспитания педагогического вуза введено изучение предмета "Информатика". Основное содержание программы курса ничем не отличается от аналогичной программы изучения данного курса на других гуманитарных факультетах: основу курса составляет ознакомление студентов с современными информационными технологиями (так называемый курс пользователя).
  Мотивацией к изучению офисных приложений (Paint, MS Word, MS Excel) у студентов - спортсменов служит привлечение в качестве примеров явлений и предметов, имеющих отношение к спорту.
  Так, при изучении темы "Обработка графической информации" с использованием графического редактора Paint, живейший интерес вызывает задание по созданию изображения, например, разметки футбольного поля и изображения футбольного мяча.
  При ознакомлении студентов-спортсменов с возможностями текстового редактора, обучение наиболее продуктивно происходит, когда в качестве примеров используется информация, отражающая спортивные события - это таблицы чемпионатов, сообщения о достижениях в различных видах спорта. Многих студентов занимает вопрос дальнейшего трудоустройства, в связи с этим, нами используются задания по созданию, на базе вложенных в MS Word, шаблонов различных резюме, оформление деловых бумаг (отчетов, факсов и др.).
  При решении задач с использованием электронных таблиц нами также используются задания, связанные непосредственно со специальностью студентов. Например, произвести расчет количества кругов, которые нужно пробежать спортсмену при беге на N метров, если длина беговой дорожки S метров и построить соответствующий график.
  Особое внимание в подготовке студентов факультета физического воспитания уделяется умению проанализировать состояние здоровья, рассчитать, в связи с этим, уровень физических нагрузок. Поэтому ряд заданий по построению графиков и гистограмм связан с наглядным отображением состояний здоровья в зависимости от физических нагрузок, времени суток, климатических условий при проведении международных соревнований, что объясняет необходимость и важность изучения редактора электронных таблиц.
  Использование набора заданий по информационным технологиям, учитывающим специфику образовательных программ студентов факультета физического воспитания, значительно повысило их интерес к предмету "Информатика" и, что наиболее важно - их успеваемость.
 
 
 Кульмитов Р.Р., Емельянов А.И.
 КОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ИС ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЕННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ ВУЗ-ФИЛИАЛ
 
  Доклад освещает оценку процесса разработки библиотечной системы с помощью компонентной модели построения корпоративных ИС.
  Рассматривается подход к реализации взаимодействия между распределенными частями программного комплекса автоматизации деятельности библиотек Тюм.ГУ.
  Анализируя общую задачу автоматизации учебных заведений, и выделяя из нее как одну из более перспективных, разработку АБИС, можно сказать что эволюция развития последних несколько специфична. Во объясняется это тем, что АБИС развиваются медленнее, чем другие ИС, с другой стороны и сам состав набора получаемого ПО, отличен от других предметных областей. Тем не менее, закладывая разработку на основе компонентного подхода к реализации АБИС, можно предполагать, что разработку и составляющие АБИС можно привести к компонентной модели построения корпоративных ИС.
 
 Рис. 1
  В процессе разработке АБИС учитывается и средства коммуникации, транспортировки данных, диспетчеры и распределенной нагрузки, и обмена данными между подсистемами учебного заведения, системы безопасности и поисковые системы28.
  Начиная с начального этапа в разработке ИС, обычно ее ориентируют в первую очередь на эффективность и способность быстро возвращать вложенные средства. Библиотечные же системы, предназначены для долговременного сохранения и накопления информации. Если же сделать возможность предоставлять эту информацию платно, то подключив несколько модулей библиотечная система превращается в систему подобную обычным ИС. Здесь товаром выступает информация, и возможность ее доставки, обработки.
  Рассматривая разработку подсистем библиотеки посредством COM-объектов29, можно увидеть, что эти элементы лучше состыковывать в более крупные, логически связанные по реализуемой функциональности конструкции, включающие в себя более мелкие конструктивные элементы. Это позволяет делать приложение распределенным и мультиплатформенным. Подобные конструкции реализуются в виде компонентов, содержащие в себе совокупность интерфейсов, переменных, свойств, методов (Рис.1).
  Учитывая то, что приложение, будучи разработанным, для одной подсистемы, может использоваться и для других подсистем, появляется возможность использовать модель шаблонов, настраивая каждую подсистем для реализации необходимых функций (рис.2).
  Это позволяет легко включать в команду новых разработчиков, предоставляя им шаблоны тех подсистем ИС, что они должны создать.
  Отдельно выделяется часть системы АБИС, которая занимается хранением данных, обработки запросов к ней, учет параметров безопасности, предоставления услуг поиска информации и др. Эту часть АБИС разумно выделить в категорию служб, и осуществлять доступ посредством SPI-протоколом взаимодействия, учитывающей особенности служб. Как оказалось на практике службы тоже желательно логически разделить, выделив ядро, и слой сервисов. Изучая принципы построения современных распределенных систем уровня предприятия, можно заметить что более общий и универсальный подход можно осуществить применяя и разнося составные части системы, представляемых службами на слой обеспечения жизнеспособности системы, слой служб поддерживающих работу распределенной системы и слой обеспечивающий взаимодействие распределенных компонентов АБИС, каждый из которых, делится еще на ряд слоев (рис. 3).
 
  Рис. 2.
 
  Таким образом, выделив составные части из ядра и сервисов АБИС, таких как, взаимодействие с поставщиками определенных сервисов, подобных сервисам жизнеобеспечения, доступа к данным, данным коммуникации, безопасности, служб именования, можно определять и конфигурировать отдельные части АБИС (на рис. 3 выделены красным цветом), в том числе и интегрируя их с другими ИС. При необходимости можно заменять одну из составляющих, не влияя на работоспособность в целом. Эта же концепция позволяет и для АБИС применять часть компонентов разных производителей, что позволит упрощать разработку.
 
  Рис.3.
  При таком подходе достаточно легко выделять как этапы разработки, так и новые технологии в реализации компонентов АБИС. Разработчики подсистем АБИС и связанных с ними элементами автоматизации учебных заведений получают доступ, к более привычной им, модели разработки приложений. Им не надо акцентировать внимание на тонкостях учета информации, ее представления, и реализации ее хранения. Для них она будет лишь одной БД, доступный через ряд сервисных средств. Ядро обеспечивающее такую возможность будет включено как одна их служб распределенной системы учебного заведения.
  В результате получается гибкая функциональная система, которую легко анализировать, подвергать реинжинирингу, и применять те же стандартные подходы, что и к обычным ИС.
  С другой стороны, уже готовые ИС учебных заведений, легко дополнить одной такой службой, включив в уже готовую систему новые возможности, что резко позволит улучшить информационное обеспечение учебного заведения и повысить качество образования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 Литвинович О.И.
 ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 (опыт Нижневартовского государственного педагогического института)
 
  Сегодня современным информационным технологиям (ИТ) отводится определяющая роль в оптимизации образовательных систем информационного общества. Именно с информационными технологиями связывают сегодня реальные возможности построения открытой системы образования, изменение способов получения новых знаний, усиления развивающей, личностной ориентации учебного процесса. 30
  Широкое внедрение компьютерных технологий в учебный процесс лежит в основе практически всех концепций реформирования общеобразовательной школы, подтверждая рекомендации Министерства образования РФ об изучении пропедевтического курса информатики со 2 класса общеобразовательной школы в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования.31
  Тенденция раннего обучения информатике в общеобразовательной школе наметилась в начале 90-х годов прошлого века, и на сегодняшнее время внедрение информационных технологий в учебный процесс начальной школы происходит по двум направлениям:
  а) пропедевтический курс ОИВТ;
  б) использование ИТ в рамках базовых курсов программы начальной школы.
  Необходимость решения этой проблемы поставила перед специалистами несколько вопросов:
  Кто должен преподавать этот курс - учитель информатики, учитель начальных классов или они вместе?
  С какого класса целесообразно начинать изучение информатики?
  Каким должно быть содержание пропедевтического курса информатика?
  Какое название курса будет адекватно этому содержанию: "Информатика", "Информационная культура", "Уроки развития" или какое-либо другое?
  Письмо МО РФ "Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе" № 957/13-13 от 17 декабря 2001г32, подвело итог различным мнениям в главном на наш взгляд вопросе "Кому учить?", однозначно определив, что вопросами информатизации начального образования должен заниматься учитель начальных классов, начиная со 2 класса общеобразовательной школы.
  Специалистов, способных качественно обучать детей младшего школьного возраста основным предметам школьной программы, применяя новые информационные технологии, а также вводить детей в сложный мир современной информатики, необходимо специально готовить, так как все мы понимаем, что успех компьютеризации учебного процесса во многом зависит от компетентности преподавателей, конечно же, не в меньшей степени, чем от качества используемых технических средств и содержания компьютерных программ.
  Сегодня основной причиной, препятствующей внедрению информационных технологий в образовательный процесс школы, является отсутствие подготовленных кадров, т.е. учителей, которые не только владеют навыками работы на компьютере, но и знают возможности информационных и коммуникационных технологий и умеют использовать их в процессе обучения.
  Мы полагаем, что определяющую роль в решении проблемы подготовки таких кадров должны играть педагогические вузы.
  На практике ситуация с обеспечением информатизации начального образования складывается следующим образом: в большинстве школ в настоящее время занятия по информатике в начальных классах ведут в основном учителя, которые владеют своим предметом, но не имеют специальной подготовки для работы с детьми младшего возраста. Для учителей информатики (часто имеющего диплом инженера или математика), работающих в среднем и старшем звене, это сопряжено, как правило, с проблемами методического характера, обусловленными возрастными особенностями младших школьников.
  Учитывая интегрирующую функцию предмета информатики, особенно характерную для начальной школы, среди названных проблем можно выделить:
  - Грамотное владение терминологией начальной школы;
  - Методически обоснованный подбор упражнений для бескомпьютерной части урока, который способствует целенаправленному достижению дидактических целей и задач урока, связанных с формированием у детей начальных математических представлений, представлений об окружающем мире, с обучением грамоте и т.д.;
  - Выбор специфических форм и методов работы.
  При этом не малую роль следует отвести личностным качествам педагога, его психологическому настрою и готовности работать с младшими школьниками.
  С другой стороны, учитель начальных классов без соответствующей компьютерной подготовки не сможет чувствовать себя "комфортно" в кабинете информатики, качественно организовать процесс обучения (особенно в аспекте пропедевтики основных понятий информатики), реализовать мировоззренческую направленность курса.
  Исходя из того, что преподавание информатики, как любого учебного предмета в начальном звене должно осуществляться с учётом возрастных особенностей младших школьников, с привлечением специфических для этого этапа методов и форм обучения, очевидно, что процесс обучения станет более продуктивным, если информатика войдет в учебный план факультета начального образования, как компонент общей системы подготовки будущих специалистов.
  В рамках этого компонента должна осуществляться подготовка учителей пропедевтического курса информатики, способных, кроме того, использовать новые информационные технологии в начальном образовании.
 
  Теоретические и экспериментальные исследования в области подготовки по информатике учителя начальных классов позволяют констатировать ряд проблем, требующих своего разрешения:
  - необходимость выявления структуры и принципов формирования содержания обучения;
  - интеграция информационной подготовки с предметной деятельностью будущего педагога;
  - повышение уровня адаптивности специальных и методических знаний учителя, способного проектировать процесс обучения в условиях изменяющейся информационной среды и т.д.33
  В решении проблемы выявления содержания подготовки по информатике учителя начальных классов первоначально мы должны определить:
  - Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать учитель информатики начальных классов в области информатики и информационных технологий
  - Из каких компонентов должна состоять подготовка специалистов в области информатизации начального образования.
  Информатизация начального образования, по нашему мнению, охватывает несколько направлений учебно-воспитательного процесса:
  - формирование информационной культуры студентов;
  - преподавание пропедевтического курса информатики;
  - использование новых информационных технологий при изучении школьных предметов;
  - использование новых информационных технологий в управленческой и научно-методической деятельности педагога.
  Залогом реализации образовательного потенциала информационных технологий в учебном процесс вуза и будущей профессиональной деятельности по нашему мнению, является информационная культура студента педагогического вуза.
  Стремительный рост информационных потоков, развитие новых информационных технологий, их неисчерпаемые возможности, нетрадиционные материалы и устройства, неизвестные ранее способы представления и передачи информации, компьютерные системы связи, - все это ведет к формированию информационного общества и предъявляет свои требования к молодому поколению, которые тесно связаны с понятием "информационной культуры".
  Формирование информационной культуры поколения, входящего в XXI век, является социальным заказом нового общества, а также главной целью изучения курса информатики в общеобразовательной школе, в частности целью начального изучения информатики.
  В литературе термин "информационная культура" трактуется как "совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективную работу с информацией"34 или как "общее представление об информационных процессах в окружающем мире, об источниках той или иной информации, средствах массовой информации, системе морально-этических и юридических норм, ценностная ориентация".
  На наш взгляд, необоснованно сужают понимание этого термина некоторые специалисты в области педагогической информатики, рассматривающие информационную культуру как "культуру работы с информацией при помощи компьютера"35 или как "этику использования компьютера в контексте общечеловеческих ценностей"36.
  Информационная культура предполагает, что человек использует информационные технологии для решения задач, которые он ставит для достижения своей деятельности. Компьютеры и программы при этом служат в качестве средств, на которые опираются информационные технологии. С их помощью человек может планировать последовательность действий, необходимых для достижения поставленной цели. Он должен уметь организовать поиск информации, необходимой для решения задачи, из множества источников (независимо от места их расположения).
  Кроме того, информационно культурный человек должен уметь работать с отобранной информацией, структурировать и систематизировать ее, обобщать и представлять в виде, понятном другим людям, уметь проектировать и строить информационные модели. Он должен полноценно и продуктивно общаться с другими людьми (используя, в том числе и современные средства связи).
  Таким образом, в условиях перехода нашего общества к информационному, в условиях информатизации образования воспитание информационной культуры студентов факультета начального образования является неотъемлемым компонентом их профессиональной подготовки.
  Когда речь идёт о будущем учителе, в содержании понятия "информационная культура" можно выделить три составляющие37:
  Мировозренческую, предполагающую осознание учителем влияния информационных технологий на развитие современного общества и системы образования, структуру и содержание современных профессий, осознание социальных последствий информатизации общества;
  Общеобразовательную, направленную на овладение приемами работы на компьютере, его программным обеспечением, использование информационных технологий как инструмента в учебной и исследовательской деятельности;
  Профессиональную, предполагающую накопление опыта использования информационных технологий в педагогической деятельности.
  Формирование информационной культуры охватывает следующие направления:
  - Пользовательский уровень;
  - Применение новых информационных технологий в обучении;
  - Моделирование учебного процесса на основе новых информационных технологий;
  - Использование новых информационных технологий для изучения особенностей обучаемых;
  - Элементы дистанционных методов.
  Очевидно, что информационную культуру будущего учителя необходимо формировать в течение всего времени его обучения в педагогическом вузе.
  Анализ перечисленных направлений информатизации образования, а также целей и содержания начального обучения информатике позволил нам сформулировать основные группы требований к уровню знаний и умений, необходимых для специалиста в области информатизации начального образования:38
  - знание теоретических основ информатики (системы фундаментальных понятий науки);
  - знания и умения в области технологии постановки задачи и основ алгоритмизации;
  - знание общих закономерностей и методов осуществления информационных процессов (создание, обработки, хранения, поиска и передачи информации);
  - знание архитектуры персонального компьютера;
  - знания и умения в области технологии создания, хранения, поиска и передачи информации с использованием приложений Windows и вычислительной сети Интернет;
  - знание одного из языков программирования для начального изучения среды программирования (лучше всего языка Лого);
  - знания и умения в области проектирования педагогических программных средств (ППС) и разработка компьютерного дидактического материала;
  - умение эффективно использовать ППС при обучении в I -VI классах;
  - знание общей и конкретной методик преподавания пропедевтического курса информатики.
  Также можно воспользоваться классификацией основных знаний и навыков, которыми должен обладать учитель информатики начальных классов в области информатики и ИТ, выделенной Аликиной Екатерина Борисовна из Пермского ГПУ, которая разделила их на два раздела.
  В разделе традиционных дисциплин:
  - знать возможности использования компьютера для обучения и развития детей;
  - владеть методами использования компьютера в организации обучения младших школьников разным дисциплинам;
  - уметь использовать компьютер для организации контроля и самоконтроля освоения школьниками пройденного материала;
  -уметь оптимально сочетать компьютерные и традиционные технологии обучения;
  - использовать новые ИТ для организации творческой деятельности учащихся.
  В области специальных знаний по информатике:
  - иметь целостное представление об информатике, как науке;
  - владеть системой знаний о современных технологических средствах и программном обеспечении;
  - иметь практические навыки работы с современными техническими средствами и программами;
  - иметь навыки работы с информационными системами;
  - знать языки программирования;
  - знать принципы проектирования и разработки педагогических программных средств;
  - уметь работать в системах коммуникаций;
  - знать возможности использования информационных технологий в управлении учебными заведениями, в создании банка педагогической информации.
  Особенность подготовки учителя информатики начальных классов определяется еще и специфическими особенностями предмета. Большую роль играет специфика информатики как школьного предмета, его новизна, неоднозначность учебных планов. Но главное - скорость обновления информационных технологий. Она настольно опережает приобретение знаний в этой области, что вопрос о методике их преподавания всегда будет недостаточно изученным. Это накладывает определенные сложности при формировании содержания обучения информатике будущего учителя начальных классов, содержание некоторых из изучаемых вопросов приходится корректировать каждый учебный год в целях обеспечения опережающей подготовки учителей в области информатизации начального образования.
  Таким образом, можно сделать два важных для нас вывода: во - первых, принципы отбора содержания курса информатики на факультете начального образования должны быть подчинены общей цели, а именно формирование информационной культуры будущего учителя начальной школы.
  Во - вторых, при обосновании принципов построения и отбора содержания курсов необходимо исходить из того, что технология подготовки студентов педагогического вуза к преподаванию информатики в начальной школе должна обеспечить достаточный уровень методической и компьютерной подготовки будущего специалиста к преподаванию информатики в начальной школе с учетом инвариантности программ, целей и задач введения данной дисциплины, а также сформировать устойчивые навыки эффективного применения компьютера как дидактического инструмента в своей профессиональной деятельности.
  На данный момент существует опыт многих педагогических вузов по подготовке специалистов в области информатизации начального образования, анализируя который можно выделить несколько подходов к ее организации:
  1. Создание в педагогическом Вузе соответствующих отделений и специализаций (в Красноярском, Карельском, Петрозаводском и некоторых других педагогических вузах уже сделаны выпуски по специальности "Информатика в начальных классах");
  2. В рамках вузовского компонента и курсов по выбору федерального стандарта специальности "Информатика" введение спецкурса "Методика преподавания информатики и использование информационных технологий в начальных классах";
  3. Переподготовка учителей начальных классов введением спецкурсов "Информатика" на базе педагогических вузов или на базе институтов повышения квалификации39.
  По нашему мнению, подготовку учителя информатики для младшей школы целесообразно осуществлять на базе специальности "031200 - Педагогика и методика начального образования" (третий уровень высшего профессионального образования) в рамках дополнительной специальности.
  Дисциплина дополнительной специальности формируется с учетом требований образовательного стандарта по специальности "030100 - Информатика".
  Общеобразовательные и профессиональные цели введения дополнительной специальности по информатике - формирование информационной компетентности выпускников педагогических вузов и их готовности к проведению занятий по информатике в начальной школе - могут быть, по нашему мнению, реализованы при изучении специальных дисциплин второго блока, введенных в учебный план педагогического вуза.
  Таким образом, система подготовки специалистов в области информатизации начального образования должна обеспечиваться не только базовым курсом информатики, но и циклом спецкурсов. В процессе изучения базового курса "Информатика" у студентов формируется система понятий информатики и основы компьютерной грамотности, а на спец. курсах - специальные знания и умения, необходимые для преподавания информатики и использования компьютерных технологий в обучении.
  При выборе спецкурсов необходимо опираться на следующие основания40:
  - содержание понятия "информатизация начального образования";
  - цели курса информатика в I - VI классах;
  - содержание курса информатики в I - VI классах.
  На основе выявленных знаний и умений, необходимых педагогу - специалисту в области информатизации начального образования, в педагогических вузах занимающихся подготовкой таких специалистов в учебный процесс введены различные спецкурсы для дополнительной специализации.
  К примеру: В Чапаевском педагогическом колледже такими дисциплинами являются:
  - основы информатики и вычислительной техники;
  - новые информационные технологии в начальной школе;
  - методика преподавания информатики в начальной школе.
  Опыт подготовки учителей информатики в Красноярском государственном педагогическом университете позволяет сделать выводы о структуре и содержании дисциплин дополнительной специальности по информатике на факультете начальных классов и их месте в учебном плане.
  Дисциплина "Информатика" (80ч., 5-6 семестры) отнесена в блок общекультурной подготовки, в соответствии с образовательным стандартом основной специальности.
  Дисциплины дополнительной специальности:
  Языки программирования, 96 ч., 7-8 семестры;
  Компьютерное моделирование, 54 ч., 9-10 семестры;
  Методика преподавания информатики, 108 ч., 7-8 семестры;
  Информационные технологии в образовании, 108 ч., 9-10 семестры;
  Дисциплины по выбору ("Издательское дело", "Компьютерная графика" и др.), 54 ч., 9-10 семестры;
  Компьютерный практикум, 100 ч., 7-10 семестры.
  Содержание дисциплин, сохраняя фундаментальную направленность подготовки, приобретает специфические особенности. Оно имеет методическую направленность и нацелено на поддержку основных видов деятельности будущего учителя информатики в начальной школе.
  В Пермском государственном педагогическом университете студенты факультета начальных классов тоже имеют возможность получить дополнительную специальность учителя информатики. Для этого в их программу входят следующие дополнительные предметы:
  - введение в информатику (1 курс)
  - программное обеспечение (2 курс)
  - алгоритмизация и программирование (3 курс)
  - методика преподавания информатики (3, 4 курс)
  - новые информационные технологии в образовании (4 курс).
  В экспериментальной программе курса информатики на факультете начального образования АГПИ им. А.П. Гайдара, подготовку учителя начальных классов к использованию ЭВМ в школе рассматривают как единство профессионального обучения и воспитания. Они предполагают следующие направления применения компьютерной техники учителем начальной школы:
  Использование существующего прикладного программного обеспечения по различным предметам начальной школы: обучающие, контролирующие и другие программы.
  Преподавание начальных элементов информатики, ВТ и программирования для учеников начальной школы.
  Использование существующих инструментальных сред при подготовке и проведению уроков.
  В содержании курса выделено три линии: методическая, научно-техническая, инструментальная. В программу курса входят пять тем: Опыт и перспективы, информация, алгоритмы, программа, ЭВМ в обучении41.
  Как вариант подготовки учителя информатики начального звена многие теоретики и практики предлагают в рамках вузовского компонента и курсов по выбору федерального стандарта специальности "Информатика" введение спецкурса "Методика преподавания информатики и использование информационных технологий в начальных классах".
  В.В. Малев из Воронежского ГПУ предлагает данный спец. курс разделить на такие составляющие:
  - Методика адаптации ребенка к ПЭВМ и информационным технологиям.
  - Методика использования ПЭВМ в предметном обучении.
  - Методика развивающего использования ПЭВМ.
  В Тамбовским государственном университете им. Г.Р. Державина также разработана программа спецкурса "Информационные технологии в начальной школе"42 и апробирована на факультете начальных классов.

<< Пред.           стр. 4 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу