<< Пред.           стр. 6 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  Высшее образование является элементом системы непрерывного образования. Каждое звено этой системы "работает" на вышестоящий блок образовательной пирамиды и на будущее нашего общества. Поэтому образовательная деятельность на каждом этапе должна носить опережающий характер, а для теории и практики непрерывного образования важнейшее значение приобретает категория "прогностичность".
  Прогностический подход к образованию позволяет преодолеть присущую системе образования инерционность, учесть назревающие тенденции в материальной и социальной среде, предвидеть изменения в различных отраслях науки, производства, культуры, техники, подготовить к ним выпускника.
  Целью высшего образования сегодня становится не сообщение студенту суммы знаний, а привитие умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и общественно-политической информации.
  Важнейшими для учителя информатики и специфичными по отношению к деятельности школьного учителя вообще являются новые функции, связанные с изменением образовательной парадигмы, которая характеризуется прежде всего изменением парадигмы информационного взаимодействия между обучаемым, обучающим и средством обучения, функционирующим на основе средств ИКТ, обладающими интерактивностью, возможностью обеспечения незамедлительной обратной связи, обеспечения личностно-ориентированного обучения. Задачи современной школы и, тем более, школы ближайшего будущего, может решать учитель информатики, который должен выступать как в качестве учителя-предметника и воспитателя в условиях информационного общества, так и в качестве организатора процесса информатизации образования школы, координатора внедрения средств ИКТ в образовательный процесс.
  Особое значение такой специальной подготовки будущего учителя информатики к осуществлению функций организатора, координатора процесса информатизации образования в школе обусловлено и перспективными направлениями развития школы. В этой ситуации значительное место в педагогической деятельности, связанной с внедрением информационных и коммуникационных технологий, должны занять не только учебные занятия по школьному курсу информатики, но и связанные с этим другие формы и виды деятельности (выполнение учебных телекоммуникационных проектов, использование ИКТ в процессе изучения всех школьных предметов, в частности, путем организации поиска необходимой учебной информации среди ресурсов Интернет, обеспечение эффективной и безопасной деятельности с использованием средств ИКТ и т.д.)
  Поэтому в качестве основных направлений профессиональной деятельности учителя информатики в современной школе можно выделить следующие:
  - использование и совершенствование методических систем обучения, реализованных на основе современных технологий информационного взаимодействия (мультимедиа, телекоммуникации, ГИС, в перспективе "Виртуальная реальность), ориентированных на развитие личности обучаемых, на формирование умений самостоятельно приобретать новые знания, осуществлять информационную деятельность, осваивать новые интеллектуальные продукты;
  - обеспечение педагогически целесообразного использования потенциала распределенного информационного ресурса Интернет и организации учебного информационного взаимодействия на базе компьютерных сетей (локальных, глобальных);
  - психолого-педагогическая диагностика уровня обученности, продвижения в учении на базе компьютерных тестирующих, диагностирующих методик установления уровня интеллектуального потенциала обучающегося, контроля и оценки их знаний.
  Будущий учитель информатики должен быть готов к решению следующих задач:
  - поддержка и умение направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск, организация совместной работы учащихся;
  - использование педагогики сотрудничества как естественной культурной среды НИТ в сфере образования;
  - пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и лабораторных работ поискового и исследовательского характера, внеаудиторных занятий, которые будут обязательной составной частью целостного учебного процесса;
  - организация самостоятельности учащихся, создания на занятиях атмосферы творческого поиска и делового сотрудничества;
  - приобретение педагогических навыков эффективного использования компьютеров и других средств информатизации, создания электронных библиотек, ведения справочников и архивов;
  - изменение менталитета по отношению к новым технологиям, формирование своего видения использования их в профессиональной деятельности; реализовывать возможность учета национально-региональной компоненты.
 
 
 Опарина Н.М.
 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АСО
 
  Рассматривая чисто физиологические аспекты оптимизации взаимодействия специалистов с техническими средствами обучения, необходимо прежде всего выделить проблему оптимизации рабочих реакций, обеспечивающих получение обучаемых специалистов учебной информации и переработку этой информации на определенном уровне усвоения материала. В литературе выделено четыре основных уровня усвоения учебной информации: феноменологический, аналитико-синтетический, прогностический и аксиоматический. В зависимости от требуемого уровня усвоения материала должны изменяться уровень интеграции учебной информации, предъявляемой обучаемому специалисту, и соотношения временных и энергетических затрат между эвристическими процедурами обработки информации и чисто физическими формами её получения от средств обучения.
  Проблема оптимального приема информации в этом плане связана прежде всего с тем, что обучаемый специалист при организации своего поведения во время занятия должен восприять и обработать в минимальное время большое количество информации, потоком поступающей к нему по различным информационным каналам, чаще всего, по зрительному (от технических средств) и слуховому (от преподавателя). Поэтому в ряде случаев обдумывание, условие и анализ теоретического и практического материала осуществляется в условиях определенного дефицита времени, а проблема оптимизации информационной модели обучаемого специалиста во время подготовки сводится к определению минимально необходимой информации для усвоения на заданном уровне данного материала, выбору информационного кода и его алфавита, определению объемов порций усваиваемого материала, темпа и порядка их подачи. Большую роль здесь может играть статический информационный фон занятия, содержащийся на вывешенных плакатах, стендах, записанный на доску, электронные устройства, дисплеи д.п. Учет этих факторов конкретизируется в виде требований к информационной модели данного занятия, а также к информационным панелям и устройствам тех технических средств, которые используются во время подготовки. Общие положения по этим требованиям частично разработаны физиологами труда и инженерными психологами.
  Оптимизация процесса подготовки с использованием средств автоматизации во многом определяется характером информации, предъявляемой обучаемому специалисту в процессе обучения. Она должна предусматривать не только овладение необходимым набором знаний и навыков, но и умение реализовать эти знания в процессе подготовки при решении специально подобранных задач. В плане повышения эффективности процесса подготовки возрастает роль контроля деятельности обучаемого специалиста, т.е. обратной информации состоянии знаний, навыков и умений обучаемого.
  Очень важен, но, к сожалению, мало изучен в проблеме оптимизации физиологических реакций вопрос об адаптации обучаемого специалиста к процессу подготовки в условиях применения средств автоматизации. Здесь необходимо выделить один главный момент, который должен учитываться при любом виде подготовки - это обеспечение периода ввода в учебную деятельность. Необходимость обеспечения ввода в деятельность обуславливается динамикой физиологического состояния обучаемых специалистов на различных фазах его работоспособности. Согласно используемой в психологической литературе классификации, начальный период деятельности характеризуется двумя фазами - первичной реакции, обусловленной компонентом внешнего торможения от начала деятельности, и гиперкомпенсации, отражающей поиск оптимального алгоритма деятельности в данных конкретных условиях (как сочетание факторов внутреннего состояния обучаемого, отражающих степень его готовности к учебной работе, и факторов конкретной внешней среды, определяющих параметры учебной деятельности на данном этапе). Если фаза первичной реакции, зависящая от состояния предрабочей мобилизации, при нормальных условиях деятельности мала, то фаза гиперкомпенсации в несколько раз больше. Поскольку поиск оптимальной структуры деятельности обучаемым специалистом осуществляется методом проб и ошибок, то для фазы гиперкомпенсации характерны наличие количественных ошибок и нестабильность ритма, что, естественно, сказывается на эффективности подготовки в целом. Выбор рациональной структуры деятельности в тот период может предполагать, например, выбор рациональной структуры контроля вводимой информации, выбор порядка ввода информации, использования функциональной клавиатуры, обращение к справочным табло, порядка выполнения учебного задания, порядка взаимодействия со средствами ввода-вывода информации, порядка считывания и записи исходной и итоговой информации и т.п.
  Таким образом, задача оптимизации деятельности обучаемых специалистов, а следовательно, и повышение эффективности работы средств автоматизации заключается в сокращении времени этой фазы. Эффективным средством решения такой задачи является проведение перед занятием предварительного инструктажа. В ряде случаев для этой же цели может быть организованна работа на тренажерах, решение контрольных задач и т.п.
 
 
 Петров Д.А.
 ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
 
  Современная жизнь характеризуется быстро меняющимися социально-экономическими условиями, возрастающим объемом информации, жесткой конкуренцией на рынке труда. Перед системой образования возникает задача подготовки профессионально компетентного, способного к самообразованию специалиста, успешно адаптирующегося в жизни. Один из путей решения этой задачи - применение компетеностного подхода.
  В рамках данного подхода важной задачей педагогического вуза становится формирование у будущего учителя информатики профессиональной компетентности. В настоящее время, данное понятие имеет в литературе множество трактовок. Будем понимать под профессиональной компетентностью готовность успешно решать теоретические и практические задачи в реальной профессиональной деятельности, основанную на применении полученных знаний, умений, опыта.
  Так же по-разному воспринимается соотношение понятий компетенция и компетентность. Ряд ученых считают эти слова синонимами, другие придерживаются мнения, что понятия могут иметь различный смысл. Так, А. Хуторской предлагает разделять эти понятия там, где это возможно и нужно, понимая под "...компетенцией наперед заданное требование (норму) к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью - уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере"52.
  Профессиональная компетентность учителя информатики - комплексное, многогранное понятие, в основе которого лежат ключевые компетентности, т.е. универсальные, наиболее общие, применимые и формируемые в различных областях жизни. Одной из главных среди них является информационная компетентность, присутствующая практически во всех классификациях ключевых компетентностей зарубежных и отечественных ученых.
  Данная компетентность включает в себя:
  - умения самостоятельно определять объем и содержание нужной информации;
  - умения искать, отбирать, анализировать ее из различных источников (электронных, печатных и др.) при помощи различных средств (включая новые информационные технологии);
  - умения представлять найденную информацию в нужной форме и сохранять ее;
  - умения оценивать полученную информацию;
  - умения применять ее для решения поставленной задачи.
  Все эти умения реализуются педагогом в ходе решения задач из различных областей жизни, т.е. являются надпредметными, базовыми. Основу перечисленных выше навыков составляет владение соответствующими знаниями.
  При подготовке будущего учителя информатики к педагогической работе необходимо выделить более конкретные умения работы с информацией, т.е. ключевую компетентность рассмотреть в контексте профессиональной деятельности. Поэтому возникает задача сформировать у студента набор умений работы с информацией, необходимый ему для осуществления педагогической деятельности. Некоторые авторы употребляют в данной ситуации термин операциональная компетентность, понимая ее как набор действий, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности53. В этом аспекте информационная компетентность учителя информатики понимается нами как, готовность применять информационные технологии в образовательном процессе. Основой ее являются соответствующие знания и умения. Информационная компетентность педагога включает в себя:
  - теоретические знания об информатике как науке:
  - знание принципов работы и устройства компьютерной техники, умение работать с аппаратной и программной частями ПК;
  - владение современными информационными и телекоммуникационными технологиями;
  - умения использовать различные ИС в профессиональной деятельности;
  - знание современных требований к информационным технологиям обучения (ИТО);
  - знание педагогических основ ИТО, дидактических задач, решаемых использованием ИТ;
  - определение параметров оценки эффективности обучения на основе ИТ;
  - использование ИТО для оценки индивидуальных, психофизиологических особенностей учащихся;
  - использование информационного моделирования в учебном процессе;
  - владение навыками организации дистанционных форм обучения.
 
 
 Андропова Е.В.
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ MICROSOFT EXCEL В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ВУЗЕ
 
  Внедрение в учебный процесс новых информационных технологий поднимаете качество образования высшей школы на более высокий уровень. Информационные средства обучения представляют собой позитивное направление в системе высшего образования. Студентам необходимо иметь представление не только о математических методах обработки данных, но и о соответствующих программных средствах. Поэтому представляется оправданным реализованный в курсе информатики подход, основанный на применении математических методов именно с помощью процессора электронных таблиц Microsoft Excel.
  Средства MS Excel оказываются весьма полезны в линейной алгебре, прежде всего для операций с матрицами.
  Пример 1. В диапазон ячеек А1:С3 введена матрица
  а) получить транспонированную матрицу АТ;
  б) вычислить определитель этой матрицы |A|;
  в) найти обратную матрицу А-1.
  Решение: а) Выделите блок ячеек под транспонированную матрицу (3?3), например, А6: С8. В строку формул введите =ТРАНСП (А1:С3), после чего нажмите сочетание клавиш Ctrl+Shift+Enter. В результате в диапазоне А6:С8 появится транспонированная матрица: АТ =.
  б) Табличный курсор поставьте в ячейку, в которой требуется получить значение определителя, например, в А10. В строку формул введите =МОПРЕД(А1:С3). В ячейке А10 появится значение определителя |A| = 31.
  в) Выделите блок ячеек под обратную матрицу, например, А12:С14. В строку формул введите =МОБР(А1:С3) и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Shift+Enter. В результате в диапазоне А12:С14 появится обратная матрица:
  А-1 = .
  В курсе математического анализа изучаются числовые ряды специальными приемами нахождения частичных сумм ряда. Средства MS Excel
  позволяют вычислять частичные суммы напрямую.
  Пример 2. Найти сумму первых 10 членов ряда: .
  Решение: в диапазон ячеек А2:А11 вводим 10 значений аргумента. В ячейку В2 вводим формулу общего члена ряда:
  =(2*А2-1)/(КОРЕНЬ(3)^А2).
  Копируем формулу из ячейки В2 в диапазон В3:В11. Проводим автосуммирование =СУММ(В2:В11).
  В ячейке В12 получаем сумму 10 первых членов исходного ряда: = 4,965.
  А В 1 Аргумент Ряд 2 1 0,577 3 2 1 4 3 0,962 5 4 0,778 6 5 0,577 7 6 0,407 8 7 0,278 9 8 0,185 10 9 0,121 11 10 0,078 12 Сумма= 4,965 Педагогическая целесообразность реализации возможностей MS Excel в процессе обучения студентов и развития их учебных способностей обосновывается, прежде всего, визуализацией учебной информации, что является одним из способов повышения эффективности процесса обучения.
  Пример 3. Построить график функции у = х3 - 3х2 + 4 в диапазоне х?[-5, 4] с шагом ? = 1.
  Решение: диапазон ячеек А1:А10 заполнен значениями х от -5 до 4 с шагом 1 с использованием функции автозаполнения. В ячейку В1 введена формула =х^3-3*x^2+4 для вычисления значения функции, которая скопирована в последующие ячейки. По значениям функции и аргументов построен график, используя Мастер диаграмм на панели инструментов (тип - Точечная).
  Пример 4. Построить плоскость, отсекающую на координатных осях отрезки a = 3, b = 2, c = 1. Диапазоны изменения переменных х и у: х ? [-1; 4] с шагом ? = 0,5, у ? [-1; 3] с шагом ? = 1.
  Решение: уравнение, определяющее данную плоскость, имеет вид z = 1 - (уравнение плоскости в отрезках). Диапазон ячеек А2:А12 заполняем значениями аргумента х, диапазон ячеек В1:F1 заполняем значениями аргумента у (автозаполнением). Далее вводим значения переменной z. В ячейку В2 вводим ее уравнение = 1 - $A2/3 - B$1/2. Распространяем эту формулу в диапазоне ячеек В2:F12. В результате получается таблица значений:
  A B C D E F 1 x -1 0 1 2 3 2 -1 1,833 1,333 0,833 0,333 -0,166 3 -0,5 1,666 1,166 0,666 0,166 -0,333 4 0 1,5 1 0,5 0 -0,5 5 0,5 1,333 0,833 0,333 -0,166 -0,666 6 1 1,166 0,666 0,166 -0,333 -0,833 7 1,5 1 0,5 0 -0,5 -1 8 2 0,833 0,333 -0,166 -0,666 -1,166 9 2,5 0,666 0,166 -0,333 -0,833 -1,333 10 3 0,5 0 -0,5 -1 -1,5 11 3,5 0,333 -0,166 -0,666 -1,166 -1,666 12 4 0,166 -0,333 -0,833 -1,333 -1,833 С помощью Мастера диаграмм на панели инструментов (тип - Поверхность, вид - Проволочная), строим искомую плоскость.
 
 
 Шевелев М.Ю., Шевелев Ю.П., Махутов Б.Н.
 БУЛЕВЫ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТОВ В СИСТЕМАХ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
 
  В автоматизированных обучающих системах (АОС) наибольшее распространение получили контрольные задания, состоящие из ряда вопросов, представленных в системе множественного выбора, когда учащемуся предлагается вопрос и к нему несколько вариантов альтернативных ответов, из которых один является верным. Найти его - задача учащегося. Оценка такого ответа может быть только дихотомической, в виде "Правильно-неправильно".
  Контрольные задания обычно состоят из п вопросов, где п > 1. Выполнив задание, учащийся получит п-значное двоичное число (условимся называть его ?-числом), где единицам соответствуют правильные ответы, а нулям - неправильные. Вполне возможно, что учащийся, верные ответы даст не на все вопросы. Оценка ответа в этом случае может быть как дихотомической, так и многобалльной. Например, в нашей стране наиболее распространена четырехбалльная система ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно"). Чтобы оценить ответ по многобалльной шкале, необходим критерий, в котором была бы представлена полная информация о том, в каких случаях компьютер будет присваивать ответам тот или иной балл. Рассмотрим вариант моделирования такого критерия при помощи булевых функций.
  Пусть вопросы в задании представлены некоторым списком. Пронумеруем их в том порядке, в каком они записаны, и каждому вопросу поставим в соответствие определенный логический аргумент вида Аi, где i = 1, 2, 3, ..., п. Условимся считать, что если учащийся на i-й вопрос дал верный ответ, то Аi = 1. В противном случае Аi = 0. Тогда критерий оценки ответов представится булевой функцией со следующей интерпретацией: если f(А1, А2, А3, ..., Аn) = 1, то ответам присвоен балл, соответствующий этой функции.
  Ограничимся четырехбалльной шкалой. Тогда получим систему четырех булевых функций f1, f2, f3, f4, где f1 - булева функция, описывающая критерий оценки "отлично", f2 - "хорошо", f3 - "удовлетворительно", f4 - "неудовлетворительно". Очевидно, что все четыре функции должны удовлетворять следующим двум условиям:
  а) дизъюнкция всех функций тожественно равна единице:
  f1 + f2 + f3 + f4 = 1, (1)
  где знак "+" обозначает операцию дизъюнкции. Это условие является гарантией того, что всякий ответ получит оценку, то есть какие бы кнопки учащийся ни нажимал, все его действия, даже бессмысленные, будут оценены;
  б) конъюнкция любых двух функций тождественно равна нулю:
  f1f2 = f1f3 = f1f4 = f2f3 = f2f4 = f3f4 = 0.
  Это условие говорит о том, что любому ответу будет поставлена в соответствие точно одна оценка из четырех.
  Из формулы (1) следует, что достаточно задать только три функции, допустим, f1, f2, f3, если четвертую функцию представить в виде:
  f4 =. (2)
  Из формулы (2) следует: всякий ответ, не получивший ни "отлично", ни "хорошо", ни "удовлетворительно", оценивается как "неудовлетворительно".
  Чтобы получить дихотомическую оценку, достаточно объединить знаком дизъюнкции соответствующие функции, например, первые две, обозначающие правильность ответа. Тогда дизъюнкция двух оставшихся функций будет обозначать неправильный ответ.
  Если все вопросы, образующие задание, дидактически эквивалентны, то критерии оценок можно задавать при помощи симметрических булевых функций. Например, при п =10 возможен следующий вариант оценки ответов:
  f1 = S9,10(10); f2 = S7,8(10); f3 = S5,6(10); f4 = S0,1,2,3,4(10), (3)
 где буквой S обозначена симметрическая булева функция 10 аргументов А1, А2, А3, ..., А10. Индексы при символе S представляют собой а-числа, показывающие, сколько аргументов должны принять единичное значение, чтобы симметрическая функция также стала равной единице. Аналитические выражения симметрических функций, зависящих от 10 аргументов, довольно сложны. Например, если функцию S5(10) записать аналитически, то получим выражение, состоящее из 262 конъюнкций по 10 аргументов каждая, среди которых пять аргументов являются инверсными. Однако в аналитическом представлении симметрических функций нет необходимости, достаточно указать для каждой функции число аргументов и а-число. Например, список функций (3) можно задать следующим образом: 10,9,10; 10,7,8; 10,5,6; 10,0,1,2,3,4, где первым всегда стоит число аргументов, от которых зависит симметрическая функция, а после него идут соответствующие а-числа. Алгоритм вычисления значения функции в этом случае сводится к сравнению ?-числа с каждым а-числом с последующим использованием формул (3).
  Если вопросы, образующие задание, дидактически неэквивалентны, то следует ввести приоритеты вопросов. Покажем это на примере функции f1, соответствующей оценке "отлично". Допустим, что первый вопрос в задании является главным. Тогда если учащийся неправильно ответит на первый вопрос, а на все остальные даст правильные ответы, то оценку "отлично" не получит. Математически этот критерий моделируется функцией вида:
  f1 = А1S9(А2, А3, ..., А10).
  Аналогичным образом вводятся приоритетные вопросы для других функций. Подобный способ моделирования оценок симметрическими булевыми функциями предусмотрен в информационно-дидактической системе "Символ", разработанной ТУСУРом с участием НГПИ (в лице доцента Б.Н. Махутова). При этом отдельные вопросы задания могут быть представлены не только в альтернативно-выборочной системе, но и в естественной форме, то есть в той, в какой они получатся в результате решения соответствующих задач.
 
 
 
 СЕКЦИЯ 2
  ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
 
 
 Балицкая Н.В.
 К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
 
  Задача современного профессионального образования - подготовка специалиста нового типа с преобразующим интеллектом, способного решать профессиональные задачи в условиях быстро меняющихся технологий.
  При этом потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств вычислительной техники, превращается в ведущий фактор образовательной политики. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютера, телекоммуникаций и других средств связи.
  В связи с интенсивным процессом информатизации общества, ускоренной автоматизацией и роботизацией всех сфер и отраслей производства и управления, предъявляются высокие требования к качеству труда специалистов, их профессионализму, к наличию творческого отношения к своей профессиональной деятельности. Поэтому, чтобы соответствовать данному уровню, специалисту необходимо постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
  Чтобы система образования смогла готовить граждан информационного общества, она сама должна стать информационной. Поэтому важным направлением информатизации общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных или, как принято называть, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания специалиста.
  Потенциал новых информационных технологий в производстве проявляется многопланово и открывает ряд возможностей, способствующих совершенствованию технологических процессов. Необходимо отметить, что новые информационные технологии в образовании - это методология и технология воспитательно-образовательного процесса с использованием новейших электронных средств обучения и в первую очередь персонального компьютера, прикладной сутью ядра которых являются технологии компьютерного обучения.
  Главной отличительной особенностью компьютерной технологии обучения, является, применение компьютера в качестве нового и динамично развивающегося средства обучения, что кардинально меняет систему форм и методов преподавания как общеобразовательных, так и специальных (профессиональных) дисциплин. Информационные технологии в обучении включают в себя: использование компьютерной техники и использование компьютерных обучающих программ и различного спектра программного обеспечения. Такое обучение развивается в двух основных направлениях. Во-первых, обеспечение компьютерной грамотности учащихся как совокупности знаний, навыков и умений, позволяющих подготовить их к применению средств вычислительной техники в практической деятельности (С.В. Дейнеко, А.П. Ершов и др.). Во-вторых, применение компьютерной техники для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач (А. Ждалалудин, Г.М. Коджаспирова, С.В. Дейнеко, М.П. Лапчик и др.).
  Необходимо также отметить, что учебные задания, применяемые в информационных технологиях обучения - это универсальное средство обучающего воздействия, поскольку именно в деятельности и происходит становление и развитие индивида, формирование и развитие его профессиональных качеств, знаний, навыков и умений. Особо стоит отметить, что на занятиях по информационным технологиям применение профессионально-направленных заданий позволяет установить межпредметные связи между специальными (профессиональными) предметами и информационными технологиями. Тот же эффект достигается если моделируются профессиональные ситуации при помощи профессионального программного обеспечения, все это способствует формированию профессиональных знаний, навыков и умений.
  Профессионально-ориентированное обучение ставит своей целью формирование творческой личности специалиста, способного самосовершенствоваться, изучать новое самостоятельно. При этом перед преподавателем стоит задача сориентировать учащегося на самоконтроль, самооценку, самообучение и визуальное восприятие учебного материала. Таким образом, цель реализации концепции обучения и развития личности - в том, чтобы учебный процесс был направлен на поиски путей и условий для непрерывного, динамичного, многогранного развития самостоятельной и активной личности. На развитие этих направлений в процессе формирования специалиста в наиболее эффективно влияют информационные технологии.
  Однако анализ содержания государственного стандарта по различным специальностям показывает, что дисциплина информатика является обязательным компонентом, а информационных технологий чаще являются дисциплиной по выбору и носят явно теоретических характер, например: для специальности 65141 "Машиностроительные технологии и оборудование" кроме информатики предлагается курс "Компьютерные технологии в инженерной деятельности" этот курс предполагает теоретическое наполнение, для специальности 060400 "Финансы и кредит" кроме "Информатики" включена дисциплина "Информационные системы в экономике", которая не затрагивает вопросы информационных технологий, для специальности 653400 "Организация перевозок на транспорте" предполагается наличие дисциплины "Информационные технологии на транспорте" которая большей частью связана с понятиями АСУ, связи и системами телекоммуникаций на транспорте. Некоторые образовательные стандарты по специальностям вообще не содержат, кроме информатики, дисциплины связанной с информационными технологиям в специальности. Тем самым информатика изучается на первом, втором курсах и после этого изучение информационных технологий зависит от желания и возможностей учащегося (есть компьютер дома или нет) и от желаний и возможностей кафедр (включить или нет информационные технологии как дисциплину по выбору). В связи с перечисленными аспектами нарушается системность знаний по информатике и информационным технологиям, нет накопления опыта работы с информационными технологиями.
  Поэтому необходимо для профессиональной подготовки специалистов, включить раздел по информационным технологиям в учебные планы специальностей высшего и профессионального образования, причем не только гуманитарных и естественнонаучных, но и технических направлений, необходим и обязателен. Изучение информационных технологий вносит элементы гуманизации в образование. В курсе синтезируются знания не только абстрактных наук, таких как математика, кибернетика, информатика, но и наук о человеке: психологии, педагогики, физиологии, социологии и специальных дисциплин. Полученные знания понадобятся специалистам, в потенциале руководителям различных подразделений на предприятиях и в организациях, квалифицированно решать вопросы подготовки и переподготовки кадров. Важно подчеркнуть, что изучение информационных технологий уже на этапе общеобразовательной подготовки способствует рефлексии познавательной деятельности, ориентирует учащихся на использование информационных технологий не только на последующих этапах обучения, но и в профессиональной деятельности и послевузовском образовании.
 
 
 Бурхай Н.Н., Краснопёров И.А.
 ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ УРОКА
 (НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ)
 
  Одним из приоритетных направлений процесса развития общества сегодня является информатизация образования. Сама жизнь предъявляет новые требования подготовки школьных учителей к методическим и организационным аспектам использования в обучении средств информационных и коммуникационных технологий.
  Но низкая компьютерная грамотность педагогов является существенным препятствием на пути применения современных технологий в учебном процессе. Большинство учителей нашего региона не используют новую технику в учебном процессе, поскольку не имеют фундаментальной информационной подготовки. Часть педагогов применяет компьютер как средство, дополняющее традиционные педагогические методы. Некоторые, хотя и не имеют достаточной подготовки в области ИКТ, пытаются создавать программные средства учебного назначения. Как правило, такие программы получаются очень низкого качества. Определенные трудности при использовании компьютера связаны с тем, что учитель либо не изменяет свою деятельность в соответствии с появившимися возможностями, либо ставит слишком высокие для своего уровня цели, обрекая себя на неуспех. Первый неуспешный опыт приводит к тому, что он отказывается от использования информационных технологий, придумывая этому всяческие объяснения.
  Следствием самостоятельного освоения программ часто является эффект привыкания, когда учитель с большими усилиями освоил определенную программу, после чего отказывается от освоения других, даже от перехода на новую версию.
  Эти факторы оказывают негативное влияние на качество обучения и эффективность применения новых информационных технологий в образовании.
  Очевидно, что сегодня подготовка учителей в области информатизации образования должна состоять в раскрытии технических возможностей современных информационных технологий и методик, обеспеченных данными технологиями. Такая подготовка может быть осуществлена только силами коллектива, располагающего специалистами в области вычислительной техники, педагогики и психологии. Комплексный подход может обеспечить достижение определенных педагогически значимых целей:
  - развитие личности обучающегося, его подготовка к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации;
  - реализация социального заказа в условиях информатизации общества;
  - интенсификация всех уровней образовательного процесса системы непрерывного образования.
  По мнению многих исследователей (А.Ю.Кравцова, И.В.Роберт, А.Ю. Уваров)54 при комплексном использовании программных средств учебного назначения можно добиться осуществления разнообразных видов деятельности, существенно повысить эффективность учебного процесса.
  Учитывая вышесказанное, Нижневартовский филиал окружного института повышения квалификации и развития регионального образования осуществляет исследования в области совершенствования подготовки учителей к использованию средств информатизации и коммуникации в профессиональной деятельности, в ходе которых возникла необходимость в выборе программных продуктов, с которых целесообразнее начинать обучение педагогов применению новых информационных технологий на своём профессиональном поле. С этой целью была проведена типология обучающих сред на предмет действий, поддерживаемых ими в учебном процессе, сконструирован порядок освоения учителем форм использования компьютера на уроке.
  В процессе анализа программ существенным, с точки зрения использования их в учебном процессе, оказалось их деление на замещающие учителя и служащие ему инструментом.
  До сих пор предпринимаются попытки создания программных комплексов, осуществляющих "автоматическое", т.е. без участия учителя, формирование тех или иных навыков. У некоторых авторов такие программы предназначены для изучения определённых разделов предмета, другие претендуют на целые курсы. Функции такого типа сред состоят в том, что ученику прописываются на экране определённые правила, после чего даётся контрольное упражнение на применение "изученного" правила. В зависимости от успешности его выполнения предоставляется следующее упражнение или правило. Программы такого типа ведут статистику выполнения заданий, часто выдают ученику рекомендации и оценку.
  Для ученика негативные стороны программированного обучения состоят в том, что он "проводится" программой по материалу, отстранён от выбора траектории обучения, что не способствует развитию целеполагания, адекватной самооценки. Формируется готовность к принятию внешней оценки, к тому же данной вычислительным устройством.
  Со стороны учителя такие программы таят опасность его отстранения от учебного процесса. Его функции, при применении таких сред, сводятся к поддержанию порядка в классе. Объясняет, проверяет, отрабатывает компьютер, но учителя нельзя заменить формальным исполнителем, которым является компьютер.
  Другой подход к использованию информационных технологий можно назвать инструментальным. Здесь компьютеру отводится роль средства, моделирующего те или иные среды с определёнными свойствами и объектами. Учитель подготавливает среду с определёнными методически обусловленными свойствами и организует на уроке деятельность с использованием данной среды по достижению внешних по отношению к ней целей.
  В этом случае компьютер является средством реализации методических целей учителя, ученик осмысленно использует компьютер как средство достижения намеченных им совместно с учителем целей.
  Программные комплексы предоставляют возможность автоматической проверки работы ученика, статистического учёта количества ошибок, снимая с учителя работу по вычитыванию текста - однако такая статистика зачастую оказывается малоинформативной, и учителю приходится возвращаться в текст и выяснять, в каком именно месте и какую ошибку совершил ученик. Практика показывает, что данные, сообщаемые программой, крайне редко анализируются учителем - основную информацию о качестве формируемого действия он получает в ходе непосредственного наблюдения за выполнением заданий. Непосредственный контроль, возможности которого с использованием компьютера у учителя расширяются, намного информативнее и качественнее отсроченной проверки результатов работы. Поэтому использование текстового редактора для выполнения подобных заданий несопоставимо по эффективности с применением специализированных программ, его не нужно специально приобретать, осваивать, к тому же многие специализированные программы имеют ряд ограничений в разработке и выполнении заданий. Наличие возможности орфографической проверки позволяет ученику самостоятельно контролировать свою работу.
  Определив, что обучение применению компьютера в учебном процессе необходимо начинать с рассмотрения возможностей прикладных программ общего назначения, мы приступили к рассмотрению форм использования данных программ. Очевидно, что использование компьютера при подготовке к уроку, проведение урока с использованием нескольких компьютеров и урок в компьютерном классе, где компьютером обеспечен каждый ученик, - разные виды деятельности. Как правило, учитель после овладения минимальными пользовательскими навыками на краткосрочных курсах не готов к организации "компьютерного" урока. Новизна методики, отсутствие навыков, боязнь возникновения нештатных ситуаций являются мощными барьерами на этом пути. Их снятие должно происходить постепенно, поэтому комфортно приобщение учителя к использованию информационных технологий проходит, когда сначала компьютер используется для подготовки к уроку, ведения учёта результатов обучения, статистическая их обработка и др. За это время осваиваются прикладные программы, формируются пользовательские навыки, учитель приобретает качества, необходимые для проведения компьютерного урока.
  Отдельным предметом исследования являются особенности перехода от использования прикладной программы при подготовке к уроку к организации обучения с её использованием на примере текстового редактора.
  Прикладные программы общего назначения, в частности, текстовый редактор, представляют особый интерес в данном контексте в связи с тем, что могут использоваться как при подготовке к уроку, так и при его проведении, при организации как фронтальной, так и индивидуальной работы учеников. Они общедоступны и просты в использовании, отсутствие жесткого ограничения действий обуславливает разнообразные методические возможности, позволяет организовать широкий спектр деятельности.
  В ходе работы были систематизированы всевозможные применения текстового редактора, на основе проведенного анализа выстроена последовательность освоения этих действий, организована работа по формированию технической и методической готовности учителя-предметника к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности.
  Реализация возможностей программного обеспечения на уроках развивает творческий потенциал и ученика, и учителя; повышает мотивацию обучения и самостоятельность; развивает мышление, умение осуществлять исследовательскую деятельность, деятельность по систематизации учебной информации; расширяет наглядность и эстетическое содержание изучаемых тем; развивает культуру учебной деятельности.
  Рассмотрим приемы редактирования данного учителем текста, которые могут быть осуществлены в текстовом редакторе. Их можно разделить на ряд действий, связанных с преобразованием одного символа и работу с блоком.
  Преобразование одного символа:
  - удаление символов;
  - вставка символов.
  Редактирование блоком:
  - удаление символов;
  - перенос символов;
  - копирование символов.
  Изменение свойств символов:
 - изменение размера;
 - изменение цвета;
 - изменение начертания.
  Форматирование абзаца.
  Приведём примеры реализации каждого из описанных выше действий применительно к различным темам русского языка
  I. Преобразование одного символа.
  Удалите ненужный символ, подберите к словам однокоренные или другие формы этих слов, в которых на месте ударного звука был бы безударный
  Кош(ео)лка, деш(ео)вый, пощ(ео)чина,ш(ео)лк, пч(ео)лка, ш(ео)пот, ноч(ео)вка.
  1. Вставьте нужную букву после подчёркнутого символа:
  Раправить, ратегнуть, рабежаться, равесить, раговаривать; бевестный, бежалостный, бешумный, черечур.
  II. Редактирование блоком
  Удаление символов
  1. Удалите из каждого предложения по три слова, не нарушив его смысл.
  Знойное, раскаленное солнце нещадно палило усталых путников.
  В свинцовой воде я видел тусклый расплывчатый силуэт корабля.
  Кумачовая заря разгорается, над сонной речкой расстилается молочно-белый туман.
  2. Удалите уменьшительно-ласкательные суффиксы, по необходимости добавьте или исправьте буквы.
  Речонка, ручонка, бережок, ружьецо, городишко, местечко, стайка, птичка, мешочек.
  Перенос символов
  1. Переставьте слова так, чтобы образовалось предложение.
  Волк, дороге, бродит, проселочной, по, деревни, голодный, возле.
  Жители, друг, знают, маленького, друга, все, поселка, дачного.
  Этих, мало, было, в, пароходищ, этих.
  2. Соберите из данных частей 5 слов
  1
  2
  3
  4
  5
  под за рас чик нос вод ник ый лет нов свет
  Копирование символов
  1. Просклонять по падежам
  И. дом книга мышь материя солярий
  Р.
  Д.
  В.
  Т.
  П.
  III. Изменение свойств символов:
  1. Выделить части речи разным цветом
  В доме пахло ржаным хлебом.
  Лес был закрыт серебряным пологом тумана, трава покрыта росой.
  Подрубленное дерево содрогнулось, наклонилось и быстро выпрямилось.
  2. Выделить корни слов данных предложений курсивом.
  Набежавшие было тучи рассеяны сильным ветром.
  Перед нами расстилалась раскорчеванная поляна.
  Поздней осенью я приехал в город.
  3. Подчеркнуть в предложениях причастия и выделить отглагольные прилагательные жирным шрифтом
  Я не могу надышаться ветром, напоенным ароматом цветов.
  Журчали ручьи от тающего снега.
  Веселым треском трещит затопленная печь.
  Ветер гнал низкие растрепанные облака, сеющие мелким дождичком.
  Эти и другие технические возможности позволяют конструировать различные формы применения текстового редактора в процессе обучения русскому языку. Рассмотрение методических вопросов применения текстового редактора при подготовке и проведении уроков составляет часть разрабатываемого нашим филиалом курса повышения квалификации для учителей - филологов.
 
 
 
 
 Василькевич О.Н., Шевелев Ю.П.
 УСТРОЙСТВО "СИМВОЛ - ВУЗ" В ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
 
  В наше время знать и уметь надо неизмеримо больше, чем раньше, а функциональные возможности организма человека остаются неизменными со времен древнего мира. Все родители хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, умными, добрыми, счастливыми. Как же быть? Могут ли рядовые, но не равнодушные учителя, воспитатели, пытливые родители при скудных средствах достигнуть впечатляющих результатов в воспитании дошкольников, в развитии способностей ребенка к счету, чтению, письму? Как было бы хорошо, если бы одновременно с обучением грамоте дети испытывали радость познания, самоутверждения, получали положительный эмоциональный заряд, который дарит интересное занятие - игра.
  Мечты? Нет, это реальность! Реальность, проверенная опытом работы с детьми 5-6-летнего возраста на базе Томского Дома ученых с группой детей по подготовке к школе, и в обучении чтению детей 2-3 лет в группах детского сада № 33 г. Северска Томской области. Занятия проводились с применением электронного репетитора "Символ-ВУЗ", разработанного в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Устройство "Символ-ВУЗ" входит в состав технических средств информационно-дидактической системы "Символ" (разработка ТУСУРа). Оно представляет собой малогабаритный прибор, внешне похожий на микрокалькулятор. На лицевой панели его содержится 25 кнопок и более 150 знаков: русский, латинский и греческий алфавиты, математические знаки и отдельные слова. Дидактические материалы системы "Символ" от традиционных отличаются только тем, что перед условием каждого вопроса указывается буквенно-цифровой код в виде последовательности нескольких знаков (в некоторых случаях коды могут отсутствовать). В этих кодах заключена информация об ответах. Инструкция по применению электронного репетитора крайне проста: учащийся сначала набирает код задания, а затем вводит ответ. После нажатия кнопки "Контроль" загорается лампочка с надписью "Правильно" в случае верного ответа. Если же введенный ответ был неверным, то загорается лампочка с надписью "Неправильно".
  Благодаря развитой символике электронный репетитор "Символ-ВУЗ" может применяться не только в группах дошкольников, но и в средних общеобразовательных учреждениях, в высшей школе, а также в домашних условиях при изучении любых учебных предметов, входящих в дидактический фонд системы "Символ".
  Занятия с дошкольниками проводились на основе изданных учебных пособий:
  1. Шевелев Ю.П. Учись читать. Учись считать: Сборник упражнений для автоматизированной технологии обучения. - Томск: Томская государственная академия систем управления и радиоэлектроники, 1994. - 128 с.
  2. Магазинников Л.И. Сборник упражнений по математике. 1 класс (для автоматизированной технологии обучения). - Томск: Томская государственная академия систем управления и радиоэлектроники, 1994. - 144 с.
  3. Поздеева С.И., Шевелев Ю.П. Русский язык. 1 класс (для автоматизированной технологии обучения). - Томск: Томская государственная академия систем управления и радиоэлектроники, 1995. - 131 с.
  И с применением книги Волиной "Праздник числа", упражнения которой были закодированы. На уроке первого знакомства с устройством "Символ-ВУЗ" присутствовало 12 человек. Им было выдано 12 приборов. После пятиминутного объяснения дети с удовольствием выполняли задания, быстро и легко манипулируя кнопочками прибора. Было замечено, как дети вдумчиво и старательно работали над заданиями. Сколько же было радости в глазах у ребят, когда загорался глазок "Правильно"!
  Работая с устройством на занятиях, можно было выполнить достаточно много заданий, а главное, проверить и опросить сразу всех детей за короткое время, даже тех, которые по природе своей замкнутые, нерешительные, малоактивные. Работа с устройством развивает у детей устойчивость внимания и мелкую моторику, что способствует развитию речи, ведь наша речь на кончиках пальцев, и на сколько развиты наши пальчики, на столько развита наша речь. В работе с детьми, страдающими дисграфией, нам не нужны ручки и тетради, мы выполняем упражнения на клавиатуре прибора.
  Работа с прибором занимательна и интересна. Даже самые непростые упражнения не кажутся детям скучными, снова и снова они ищут ответ и проверяют его на приборе. Дети с большим удовольствием посещают уроки, они как бы самоутверждаются, становятся взрослыми, уверенными.
  Вы скажете, большая нагрузка? Может быть, это вредно? Конечно же, нет. Потому что, если игра интересна, разнообразна, успех в ней порождает радость. А как важен и нужен успех ребенку! Стойкие, положительные эмоции - прекрасный фон для нормальной активности всех функциональных систем детского организма, верный путь к здоровью.
  В заключение зададим вопрос: не лучше ли проводить занятия на роскошном компьютере, снабженном яркими обучающими программами, которые насыщены интересными картинками и мультипликациями, сопровождающимися звуковыми эффектами? Этот вопрос в настоящее время совершенно не изучен, поэтому на него нет вразумительного ответа. Однако то и дело появляющиеся в печати сообщения о том, что компьютер небезопасен, заставляет проявлять осторожность, особенно, когда речь идет о детях. Вряд ли разумно поступают взрослые, когда пытаются применять компьютеры для обучения детей раннего возраста, это может иметь весьма негативные последствия. Наилучшим пока представляется вариант традиционного обучения в сочетании с минимально необходимой автоматизацией, которую вполне обеспечивает электронный репетитор "Символ-ВУЗ".
 
 
 Епанчинцева М.В.
 РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ В ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
 
  Развивающее обучение - это обучение, которое целенаправленно обеспечивает развитие и активно используется для усвоения знаний, умений и навыков. Развивающее обучение отдает приоритет развивающей функции обучения по отношению к информационной. В основе развивающего обучения лежит так называемая учебная деятельность, которая включает в себя решения учебной задачи, моделирование способа решения и применение к решению конкретной задачи.
  Развивающее обучение на уроках информатики связано с развитием логического мышления и творческих способностей учащихся. Логическое мышление обычно характеризуется умением выводить следствия из данных предпосылок, вычленять частные случаи из некоторого общего положения, теоретически предсказывать конкретные результаты, обобщать полученные выводы и т.п.
  Мышление психологически выступает как деятельность по решению задачи. А.В. Брушлинский пишет, что развитие мышления происходит "именно в ходе решения задач, когда человек сам наталкивается на посильные для него проблемы и вопросы, формулирует их и затем решает". Понятие "задача" в научной литературе определяется с точки зрения двух подходов: психологического (задача как цель и побуждение к мышлению) и дидактическому (задача как форма воплощения учебного материала и средство обучения). Задача в теории обучения понимается в широком смысле. В это понятие можно включить любое задание, требующее осуществления какого-либо познавательного акта, любой учебный текст, подлежащий усвоению.
  Согласно А.Н. Леонтьеву, задача - это есть цель, заданная в определенных условиях. Учебная задача - это такая задача, решая которую ребенок усваивает общие принципы решения (т.е. обобщенный способ решения целого класса задач).
  Развивающие задачи, или задачи с развивающими функциями, - это задачи, содержание которых может отходить от основного курса информатики с посильным осложнением некоторых изученных ранее вопросов школьной программы (запоминание и усвоение этого материала всеми учащимися не обязательно). При решении этих задач ученику недостаточно применять изученные теоретические сведения или уже известные методы решения задач, а необходимо проявить выдумку, сообразительность. К развивающим задачам, или к задачам с развивающими функциями относятся:
  1) задачи, для решения которых не требуются новые знания по предмету, надо применять имеющиеся знания в иной комбинации;
  2) задачи, с помощью и на основе которых приобретаются знания по предмету.
  Формирование у младших школьников умений учиться на уроках информатики происходит в процессе:
  - игры, беседы, обсуждения понятий,
  - совместного поиска и анализа примеров,
  - при работе на ЭВМ.
  Урок информатики разделен на две части. I часть - работа с тетрадью, которая позволяет вести "предкомпьютерную" подготовку, т.е. выявление, осознание и принятие школьниками учебной задачи; планирование ее достижения. Это позволяет более продуктивно использовать время, отведенное для работы за компьютером; дает ребенку опору для контроля и осмысления своей деятельности и ее результатов. II часть - работа за компьютерами с исполнителем или редактором по выполнению определенных заданий, которые зафиксированы в тетради.
  Рабочая тетрадь должна отвечать определенным требованиям: отражать все темы школьного курса учебной дисциплины, быть понятной, доступной и интересной каждому ученику, а значит, содержать дифференцированные задания, рассчитанные на тех, кто с большим трудом воспринимает и усваивает материал. Рабочая тетрадь должна стать "настольной книгой" школьника по данной дисциплине, сочетающей в себе краткий справочник по теории, сборник задач и упражнений, тетрадь для классной или домашней работы, регулярно проверяемой учителем.
  Решение любой задачи происходит обычно на основе теоретических знаний. Дело значительно упрощается, если ученик знает алгоритм решения, т.е. осознает, с чего начать и в какой последовательности продолжать. В свою очередь, учителю необходимо показать возможные пути поиска решения, учить самостоятельно составлять алгоритмы решения задач. Развивающее обучение возможно только в том случае, если между учителем и учащимися устанавливаются отношения сотрудничества и делового партнерства.
 
 
 Коваленко М.И., Пекшева А.Г.
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ
 
  В связи с переходом к профильному обучению55 важным вопросом являются определение уровня готовности перехода ученика к выбранному им направлению обучения.
  Профильная дифференциация заключается в направленной специализации содержания образования с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей школьников, которые в конечном итоге лягут в основу выбранной профессии. Для полной реализации профильного обучения необходимо, на наш взгляд, сочетать уровневую (организация обучения, при которой школьники имеют возможность и право усваивать содержание обучения на различных планируемых уровнях56) и профильную дифференциации, что нашло отражение в понятии внутрипрофильная дифференциация. Внутрипрофильная дифференциация - это организация обучения в соответствии с уровнем развития качеств личности, индивидуальных особенностей учащихся внутри каждого профиля.
  Опираясь на принципы разноуровневого обучения57, мы выделили следующие уровни сложности внутри выбранного профиля: уровень А - базовый (простой), В - продвинутый (средний), С - усложненный. Каждый учащийся может изучать предметы профиля на одном из уровней в зависимости от уровня индивидуальных личностных особенностей. При условии разбиения учебного материала на модули, содержание обучения на каждом этапе состоит из одного и того же набора модулей, но глубина раскрытия содержания модулей на каждом уровне различна.
  Выбор уровня обучения зависит от уровня подготовленности ученика к восприятию учебного материала и его желания.
  Для определения уровня готовности к обучению информатике на профильном этапе, нами разработана экспертная система, цель которой - предоставить возможность обучающемуся возможность выбрать индивидуальную стратегию обучения на основе анализа его базовых знаний по предмету и с учетом его способностей и потребностей.
  Рассматриваемая экспертная система состоит из следующих блоков:
  1. Блок входного контроля, который связан с базой вопросов;
  2. Блок вывода результатов;
  3. Блок обучения;
  4. Блок итогового контроля.
  Блок входного контроля включает в себя регистрационную форму, в которую пользователь вносит личные данные. После регистрации пользователю предлагается ответить на ряд вопросов, организованных в виде тестов. Тестовые задания формируются из базы вопросов, разделенной на две области: предметную и психологическую. В предметной области вопросы по базовому курсу информатики структурируются по темам., отражающим основные содержательные линии, предусмотренные стандартом, причем вопросы разных структурных групп имеют разный удельный вес при подсчете общего количества баллов. Вариант теста формируется из подборки заданий различной сложности по темам.
  Система вопросов для определения уровня развития личностных качеств и свойств, необходимых для внутрипрофильной дифференциации, базируется на ряде психологических методик и тестов (например, Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI), EPQ, Сокращенный Многофакторный Опросник для исследования личности (СМОЛ), опросник Стефансона, Методика Мюнстенберга для оценки внимания, опросник структуры темперамента (ОСТ)).
  Результатом анализа ответов на вопросы теста по информатике является определение уровня базовых знаний, умений и навыков (ЗУН) по информатике. Предусмотрены следующие критерии оценки, позволяющие спрогнозировать дальнейшую стратегию обучения: при низком уровне подготовки система рекомендует обучение в универсальных (непрофильных) классах и школах, (существование которых не исключается Концепцией профильного обучения). Если оценка выше уровня "неудовлетворительно", то проводится дальнейшая диагностика уровня знаний, индивидуальных склонностей и особенностей, которые являются основой дальнейшего выбора профессии, т.е. выявляется внутрипрофильная уровневая дифференциация.
  По результатам тестирования система рекомендует один из следующих профильных курсов: "Электронное делопроизводство", "Издательское дело", " Программирование в управлении", "Моделирование экономических процессов", "Электронный дизайн". Кроме того, рекомендуется уровень, на котором необходимо начать обучение внутри профиля (А, В или С).
  Блок вывода предназначен для сообщения рекомендаций по итогам работы блока внешнего контроля. Здесь же предлагается вариант продолжения обучения по соответствующим уровню и профилю, рекомендуемым экспертной системой (блок обучения).
  Блок итогового контроля реализует проверку уровня ЗУН учащегося с целью определение прогресса на данном уровне.
  Переход к итоговому контролю по уровню становится возможным, если пользователь показал уровень знаний по темам не ниже 60% (система текущего контроля включена в блок обучения).
  По результатам либо рекомендуется переход на следующий уровень, либо возврат к упражнениям данного уровня.
  Данная экспертная система может применяться как модель передачи знаний в дистанционном обучении информатике.
 
 
 Коротаева Н.Е.
 ИЗУЧАЕМ "ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО В СРЕДЕ ТЕКСТОВОГО РЕДАКТОРА WORD"
 
  Профильные курсы информатики, ориентированные на информационные технологии
  Курсы, ориентированные на информационные технологии обычно включают в себя две части:
  • инвариантную, связанную с описанием принципов данной технологии;
  • программно-зависимую, связанную с конкретной реализацией технологии в одной из современных популярных компьютерных программ.
  В настоящее время в школах апробирован ряд учебных пособий по информационным технологиям. Наиболее распространенными являются, по-видимому, книги двух авторских коллективов, возглавляемых соответственно Ю.А. Шафриным и Н.В. Макаровой. В них детально описаны такие разделы информационных технологий, как "Обработка текстов", "Обработка графических изображений", "Электронные таблицы", "Использование баз данных", "Компьютерные телекоммуникации" и др. Для подготовки к урокам я ссылаюсь на эти разработки, хотя оба авторских коллектива скорее всего не рассматривают их как реализацию профильных курсов, следующих за базовым курсом информатики, а считают альтернативой существующему курсу информатики в целом. Отмечу, тем не менее, что указанные книги можно успешно использовать и как пособия по профильно-ориентированным продолжениям базового курса информатики.
  Жесткого временного планирования профильно-ориентированных курсов не приводится, а ограничиваются указанием верхней и нижней границ. Дело в том, что оценка трудоемкости "технологических" курсов неоднозначна. Значительное место в них занимает выработка практических навыков; ясно, что одно дело - ознакомление (например, с технологиями обработки текстов), другое - выработка и закрепление практических навыков, доведение их почти до автоматизма. Определенное значение имеет также наличие или отсутствие у учащихся навыков беглой работы с клавиатурой. Реальную длительность курса определит учитель с учетом поставленных задач и указанных выше обстоятельств.
 Методика обучения обработке текстовой информации
  Нет нужды говорить о важности компьютерной обработки текстов. В любом школьном курсе информатики этот раздел непременно присутствует. Вместе с тем в базовом курсе изучение этого вопроса ограничивается краткими теоретическими сведениями о принципах хранения и обработки текстовой информации и приобретением начальных навыков работы с текстовым редактором. В профильном курсе технологической направленности речь, может идти о приобретении профессиональных навыков машинной обработки текстов, вплоть до введения в издательские системы. Эта тема вовсе не является обязательной для школьного спецкурса по информатике. Ее изучение может быть оправдано, скорее всего, в рамках дополнительного спецкурса, преследующего цели предпрофессиональной подготовки по издательскому делу. По содержанию такого курса, опирающегося на Word, я использую пособие под ред. Н.В. Макаровой.
  Нижняя граница длительности такого курса - 34 часа, рекомендованная авторами данного пособия.
  В связи с нагрузкой 1 час в неделю в X-XI классах я данную тему планирую выдать за 6 академических часов, продуктивного изучения и усвоения в XI классах.
  Я считаю, что данная тема имеет значимость в курсе обучения современных компьютерных технологий, так как ученики приобретают навыки оформления статей, рефератов, докладов, а в дальнейшем курсовых и дипломных работ, что очень важно в предпрофессиональной подготовке.
  Последовательность уроков, требования к знаниям и умениям учащихся по теме "Издательское дело в среде текстового редактора Word" я рассмотрела в технологической карте ученика. С помощью технологической карты я прогнозирую результат обучения.
 
 Краснопёров И.А.
 НОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ЛИНИИ "АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ" В ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
 

<< Пред.           стр. 6 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу