<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  Отсутствие компьютерных классов для начальной школы в подавляющем большинстве образовательных учреждений послужило причиной концентрации основных усилий коллективов, разрабатывающих учебные программы данного предмета вокруг "безмашинных" курсов. Однако нельзя оставлять без внимания изучение вопросов, связанных с использованием информационных технологий при преподавании информатики в начальной школе, поскольку современный компьютер предоставляет возможности рассмотрения многих тем на принципиально более высоком уровне. Например, необходимость использования информационных технологий при рассмотрении вопросов, связанных с понятиями "алгоритм" и "исполнитель", определяется, прежде всего в том, что вычислительная машина позволяет моделировать на экране различные объекты и поддерживает операции по непосредственному и программному управлению ими, предоставляет средства редактирования и отладки программы, что невозможно, либо крайне затруднено при бескомпьютерном обучении.
  Начальная школа постепенно оснащается современной вычислительной техникой. При недостаточном внимании к исследованию вопросов её применения может сложиться парадоксальная ситуация, когда устанавливаемые классы не будут использоваться вследствие отсутствия методик, реализующих потенциал современных информационных технологий.
  Поиск путей применения компьютеров для обучения основам алгоритмизации проводился с момента их появления в школе58, однако необходимо учитывать, что информационные технологии стремительно развиваются, постоянно появляются возможности компьютерной поддержки вопросов, рассматривавшихся ранее теоретически. Объективация исполнителя, возможность моделирования системы исполнителей и задания их взаимообусловленной работы, появление сред, позволяющих программировать без использования переменных, графический, интуитивно понятный интерфейс - эти и другие технические разработки последних лет открывают новые методические возможности.
  Выделим основные темы, рассмотрение которых в контексте формирования понятий "исполнитель" и "алгоритм" является продуктивным, но не проводилось на первых этапах формирования предмета.
  1. Объект - одно из центральных понятий современной информатики. Изучение способов непосредственных и опосредованных действий над объектом - важная для пропедевтического курса тема, преподавание которой стало возможным с появлением объектных компьютерных сред. Действия, которые могут быть осуществлены с объектами, представленными на экране, невозможно определить "с первого взгляда", они выявляются в процессе проведения специально организованных преобразований, часто внешне идентичные объекты обладают разными свойствами.
  На экспериментальных занятиях при освоении первых объектных сред дети очень часто приписывали экранным объектам свойства материальных прототипов, выражали готовность описать свойства объектов до начала работы в среде. Например: "Это машина, она будет ездить, потому, что все машины ездят". По мере продвижения в материале такие фразы встречались все реже, при попытке вовлечения учеников в обсуждение свойств новой среды они отказывались от беседы и просили дать возможность исследовать объектов.
  2. Деятельность по выявлению свойств объектов, в свою очередь, является основой формирования понятия "среда" (в детской терминологии "мир"), в процессе освоения ряда программ необходимо сформировать представление о том, что они отличаются друг от друга свойствами как самой среды, так и содержащихся в них объектов.
  3. Управление - частный случай действия над объектом. С его "открытием", выделением из других способов начинается этап, на протяжении которого рассматриваются два взаимообусловленных блока вопросов, связанных с выбором исполнителя или системы исполнителей и управления ими.
  4. Существующие программы, использующие моделируемых на экране исполнителей, ориентированы на изучение основ алгоритмизации и программирования59, предлагают ученику несколько различных объектов, каждый из которых предназначен для рассмотрения определённого круга вопросов. Ситуацию выбора исполнителя, ориентированную на его функциональные характеристики, можно создать только при условии, что внешне похожие исполнители имеют как одинаковые, так и различные команды.
  5. Написание программы для нескольких объектов востребует конструирование средств, позволяющих из программы обратиться к исполнителю, стимулирует развитие системного мышления.
  6. Использование задач, имеющих единственно правильное решение (Волка, козу и капусту, из ставшей хрестоматийной задачи, можно перевезти только одним способом) не позволяет изучать способы оптимизации, поскольку их нельзя сделать короче или написать по-другому. Рассмотрение в пропедевтическом курсе примеров, допускающих несколько равноценных решений и решения, избыточные по какому-либо из параметров, определяет ориентацию учеников на оптимальность, как основной критерий оценки программы.
  Рассмотрим общую последовательность выделенных нами понятий в порядке их взаимообусловленного формирования:
  объект - среда;
  исполнитель - команда;
  выбор исполнителя - составление программы;
  описание действий нескольких исполнителей;
  редактирование программы;
  вспомогательные средства при программировании;
  упрощение программы.
  Приведённый в данной статье анализ действий, связанных с понятиями "исполнитель" и "алгоритм" был положен в основу построения методики реализации содержательной линии "алгоритмы и исполнители".
 
 
 
 
 
 
 Ливн М.В.
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ
 
  Сегодняшняя реформа школы направлена на гуманизацию образования, она ставит перед школой основную задачу - подготовить школьника к полноценной жизни в современном информационном обществе.
  Одна из основных задач учителя индивидуализировать учебный процесс, дать возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, проявить творчество при выполнении учебных заданий. При изучении информатики этому как нельзя лучше способствует использование метода проекта.
  Проекты делю на монопредметные, межпредметные и надпредметные. В рамках учебного процесса я предпочитаю межпредметные проекты, так как они решают реальные задачи, стоящие перед школьником. Показывают учащемуся, каким образом знания, полученные на уроках информатики, можно применять на других предметах.
  Длительность проекта различна, краткосрочные 2-3 урока, как правило групповые, или более длительные (в течение изучения темы) тогда учащиеся работают самостоятельно либо объединяются в небольшие группы (2-3 человека). В случае групповых проектов необходимо четко распределить обязанности внутри группы.
  Общая тема проекта выбирается исходя из учебных задач, конкретные темы для групп согласовываются с учащимися.
  Когда выполнение проекта идет параллельно с изучением нового материала, приходится уточнять постановку задачи, в соответствии с приобретенными знаниями. Учитель при работе над проектом выступает в роли консультанта, можно использовать в качестве консультантов и учащихся.
  Результаты работы над проектом является публичная защита, в результате которой обобщаются и систематизируются знания, полученные в ходе работы.
  Большинству учащихся такая форма работы нравится, что повышает их учебную мотивацию, качество получаемых знаний. Работа в группах носит характер взаимообучения, взаимокоррекции, взаимообщения. Между мной и учениками устанавливается стиль равноправного партнерства.
  При изучении темы "Обмен данными" в 7 классе был реализован групповой проект "Создание поздравительной открытки".
  Проект был рассчитан на два урока. На первом уроке была прочитана лекция об обмене данными через буфер обмена и по технологии OLE с последующей практической работой, объявлена тема проекта с демонстрацией примерного результата, распределены обязанности в парах между учащимися. В качестве домашнего задания необходимо было приготовить текст поздравления и эскиз рисунка. На втором уроке ребята создавали текстовый документ Word Pad, рисунок Paint и вставляли рисунок в текстовый документ. В конце урока полученные открытки были распечатаны и представлены для всеобщего обсуждения.
  Данный проект оценивается двумя отметками за оформительскую сторону (здесь я доверила ученикам самим оценить работы) и за технику исполнения проекта. Такие краткосрочные проекты очень активизируют познавательную деятельность учеников.
  Традиционно каждый год при изучении темы "Алгоритмизация и программирование" реализуем проект "Моя задача". Перед тем как вводить тему графика в языке программирования Qвasic, объявляю, что результатом работы над темой должна стать собственная, творческая задача, реализованная в виде программы, обязательно демонстрирую задачи учеников прошлого года, убеждаю что все смогут справиться.
  После лекции о графических примитивах и последующей практической работы, прошу дома подготовить рисунок, который можно создать с помощью языка программирования. По мере введения понятий параметризованная графика, оператор цикла, ребята сами корректируют свой рисунок, с целью использования в программе этих возможностей.
  На этом шаге удобнее всего определить с каждым учеником окончательную формулировку его задачи. Более сильным ученикам советую усложнить задание, подсказываю идеи. Критерии для аттестации данного проекта подбираем совместно с учениками.
  Учащиеся, посещающие факультатив по информатике, как правило, ведут проектную деятельность по интересующей их теме. Результатом такой деятельности является участие в научно - практической конференции школьников (школьной, районной, окружной). В таких проектах учащийся посредством информационных технологий реализует знания наиболее близкой ему предметной области.
  Постоянно реализуется в школе надпредметный проект издание журнала "Школьная жизнь". Журнал является продуктом коллективного творчества учителей и учеников. Сбор и систематизация информации, выбор компьютерной технологии для ее обработки, сам процесс обработки текстовой или графической информации, организация проектирования деятельности - это как раз то, чему я учу школьников на уроках информатики.
  Использование технологии метода проекта при изучении информатики стимулирует ребят овладевать современными техническими средствами, программными продуктами, способствует развитию коммуникативного общения.
 
 
 Любина С.Б.
 ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
 
  В настоящее время неоднократно поднимается вопрос об индивидуально-личностном подходе в обучении. Кажется, что эта тема изучена педагогикой глубоко и всесторонне. Необходимость учета индивидуальных возможностей и особенностей ребенка отражена даже в принципе обучения.
  Развитие системы образования в лидирующих странах мира нацелено на личностно-ориентированное образование: такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога. Проблеме индивидуального подхода в воспитании и обучении детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Российская школа на современном этапе также ориентируется на реализацию личностно-ориентированного обучения. В центре школьного образования стоит развитие и воспитание человека культуры. Актуальной проблемой является выявление индивидуальных особенностей учащихся и возможности построения обучения с учетом этих особенностей. Для этого необходимо:
  - изучить и использовать психолого-педагогические основы индивидуально-личностного подхода в обучении информатике;
  - понять и определить роль педагога в осуществлении индивидуально-личностного подхода;
  - сформулировать требования к методике преподавания предмета, направленной на реализацию индивидуально-личностного подхода в обучении;
  - рассмотреть различные способы организации обучения с целью повышения его эффективности.
  Чтобы организовать индивидуально-личностный подход в обучении необходимо иметь обобщенные психолого-валеологические данные по классу, которые помогают разбивать школьников в группы: по ведущей системе восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики), по периоду продуктивной деятельности на уроке. Формировать пары, учитывая тип нервной системы, статус учащегося в группе.
  При построении процесса обучения с учетом индивидуально-личностного подхода следует изучить и применить различные методики психологических исследований. Анализ психолого-педагогических данных учитель информатики может взять у школьного психолога и уже исходя из них строить свою работу с каждым классом и с каждым учеником в отдельности.
  При индивидуально-личностном подходе в обучении особое значение приобретает такая категория, как индивидуальность, которая характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, заметно отличающих одного человека от других, которую учитель должен учитывать в своей деятельности.
  Использование индивидуально-личностного подхода при обучении имеет целью: развитие творческого потенциала личности обучающегося; развитие умения учиться самостоятельно; ликвидацию пробелов в знаниях и оказание помощи слабоуспевающим ученикам; удовлетворение индивидуальных особенностей и потребностей школьника. Акцент в содержании образования следует сместить с обучения на формирование учебной деятельности, воспитание и развитие ребенка.
  Компьютер дает в обучении именно то, чего часто не хватает на уроках: восприятие через визуальный и кинестетический каналы. Здесь в полной мере осуществляется индивидуально-личностный подход к обучению: ребенок сам выбирает темп работы, а часто и вид деятельности (обучение, тренировка, контроль).
  Основные специфические проблемы при обучении информатике: разный уровень знаний, разный уровень умений работы на компьютере, разные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий и удовлетворения своих интересов, связанных с использованием компьютерных технологий (работа с текстовыми редакторами, графическими редакторами, использование электронной почты, использование ресурсов Интернета). Преодоление этих проблем я вижу в индивидуализации обучения.
  В процессе индивидуально-личностного обучения диагностируются потенциальные возможности учащихся, ближайшие перспективы развития. Педагогу нужно опираться на такие индивидуальные особенности, как особенности восприятия, мышления, памяти, речи, темперамента, характера, воли. Доминирующим качеством педагога, на мой взгляд (помимо высокого квалификационного уровня), является отличное знание как возрастной, так и индивидуальной психологии.
  От индивидуальных особенностей, от способности к самоанализу, самооценке зависит развитие склонностей и способностей личности в разных областях, поэтому очень важно найти к каждому ребенку особый подход, дать возможность каждому проявить себя. В процессе обучения учитель должен выявить сильные стороны личности каждого ребенка, и, опираясь на них, помочь ему справиться с его слабыми качествами. При каждом достигнутом успехе в учебе необходимо похвалить ученика, что даст ему импульс на дальнейшие успехи. Обучение следует проводить исходя из запросов и интересов детей.
  Ориентируясь на индивидуальную мотивацию и уровень интеллектуального развития учащегося, нужно стараться подобрать такой вид учебной деятельности, который предоставит возможность проявить максимум творческих способностей. Чтобы каждый ребенок, и сильный, и слабый, почувствовал вкус успеха и обрел уверенность в своих силах.
  Таким образом, применение специальных личностно-ориентированных уроков реально оказывает влияние на повышение уровня знаний и умений учащихся, а, следовательно, и на их успеваемость по информатике.
 
 
 Мечева О.П.
 ТЕХНОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
 
  Самостоятельное и индивидуальное обучение по заранее разработанной обучающей программе с помощью особых средств обучения (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ или микрокомпьютеров и др.), обеспечивающее каждому обучаемому возможность осуществления процесса учения и научения в соответствии с некоторыми индивидуальными особенностями (индивидуальным темпом обучения, особым путем овладения учебным материалом в зависимости от уровня обученности и др.), называется программированным обучением. Обучающая программа состоит из последовательности шагов, каждый из которых представляет собой микроэтап овладения обучаемым определенной единицей знаний или действий. Каждый шаг программы обычно состоит из трех кадров: информационного, в котором дается необходимая информация об изучаемом знании или действии; контрольного, в форме задания для самостоятельного выполнения; управляющего, в котором обучаемый проверяет свое решение задания и на основе результатов проверки получает указание о переходе к какому-то следующему шагу.
  Особенности применения данной технологии:
  - правильный отбор и разбиение учебного материала на небольшие порции;
  - частый контроль знаний: как правило, каждая порция учебного материала заканчивается контрольным вопросом или заданием;
  - переход к следующей порции лишь после ознакомления учащегося с правильным ответом или характером допущенной им ошибки;
  - обеспечение возможности каждому ученику работать со свойственной ему, индивидуальной, скоростью усвоения (т. е. реализацию на деле индивидуального подхода в обучении).
  Рассмотрим алгоритм подготовки и проведения занятий в рамках технологии программируемого обучения. Проанализируем, возможен ли технологический подход к осуществлению каждого из этапов.
  Первый этап.
  В каждом предмете уже на уровне программы определены разделы (темы), изучение каждого (каждой) из которых предусматривает формирование определенных знаний, умений и навыков. Задача преподавателя выделить логически законченную порцию учебного материала
  Второй этап
  Определяются основные понятия, которые необходимы для формирования ЗУН в данном блоке и, самое главное, обосновывается необходимость формирования этих понятий и взаимосвязь этих понятий с другими разделами и темами курса.
  Третий этап
  Для осуществления предыдущих этапов работы в блоках важно определить виды уроков, которые будут использоваться.
  Введение в тему осуществляется по средствам методов - лекция-беседа, самостоятельная работа с учебным материалом: возможно использование машинного и без машинного способа подачи материала. При использовании машинного способа подачи материала необходимо осуществить подготовку компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса. Совместно с учащимися определяются цели и задачи изучения данного блока. Формулируется, что надо знать и уметь при изучении данной порции материала (прогнозируем результат).
  Четвертый этап
  Конкретизация (углубление) отдельных вопросов и проблем изучаемого материала осуществляется с помощью метода выполнения программируемых заданий. Данные формы проведения занятий нацелены на расширение и углубление опорных знаний полученных учащимися при введении в изучаемый материал. На этом этапе важен подбор практических заданий, разумное дозирование теоретического и практического материала, умелая организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).
  Пятый этап
  Контроль уровня знаний и умений учащихся - тест-опрос, воспроизведение теоретического материала в устной, письменной форме или с помощью машинного варианта. При использовании машинного варианта необходимо осуществлять индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный "человеческий" контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы. Своевременный текущий контроль позволяет корректировать работу учащихся и учителя в достижении поставленных целей.
  Следует отметить, что программированное обучение наиболее эффективно при решении следующих дидактических задач:
  - ознакомление учащихся со знаниями пассивного характера, т. е. с информацией, требующей главным образом запоминания;
  - закрепление пассивных знаний;
  - контроль и оценка уровня овладения этими знаниями учащимися при значительной доле самоконтроля и самооценки;
  - преодоление разнообразных видов отставания в учебе путем ликвидации недостатков и пробелов в знаниях учащихся.
  Кроме того, некоторые методы дидактического программирования с успехом можно использовать при детальном анализе содержания обучения, например содержания школьных учебников.
  Автоматизация обучения не превращает преподавателя в фигуру второплановую, полноценным "дидактическим средством" оно становится только в руках преподавателя, причем это должен быть преподаватель, хорошо подготовленный к использованию этого метода в различных дидактических ситуациях.
 
 
 Михайлова А.И.
 ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ"
 
  1. Актуализация темы
  Для нашего времени характерна интеграция наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира. Эти идеи находят отражение в концепции современного школьного образования. Но решить такую проблему невозможно в рамках одного учебного предмета. Поэтому в теории и практике обучения наблюдается тенденция к интеграции учебных дисциплин, которая позволяет учащимся достигать межпредметных обобщений и приближаться к построению модели общей картины мира. Учет межпредметных связей при обучении способствует систематизации и углублению знаний учащихся, формированию у них навыков и умений самостоятельной познавательной деятельности, развивает способность к переносу знаний.
 2. Определение понятия межпредметная связь (МПС)
  Межпредметные связи - есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции.
  3. Классификация МПС
  Цель классификации: отображает закономерности развития классифицируемых понятий, вскрывает связи между ними, способствует созданию научно-практических предпосылок для реализации этих связей в учебном процессе.
 
 Формы МПС Назначение форм МПС По составу: Показывают что используется, трансформируется из других учебных дисциплин при изучении конкретной темы. По направлению: Определяется источник межпредметной информации 1, 2 или несколько учебных предметов;
  Определяются связи между предметами. Временной фактор:
  Определяются какие знания уже получены, а какие нет, привлекаемые из других школьных дисциплин;
  Определяется ведущая и ведомая тема по срокам изучения;
  Определяет продолжительность взаимодействия тем в процессе осуществления МПС.
  4. Технология организации МПС
  Дидактическое явление "межпредметная связь" имеет структуру, состоящую из трех элементов:
  - Знания и умения из первой предметной области;
  - Знания и умения из второй предметной области;
  - Интеграция этих знаний и умений в процессе обучения.
  Таким образом, можно выделить следующие этапы организации МПС
  1. Определить используемые дисциплины;
  2. Провести внутренний60 структурно-логический анализ содержания учебной дисциплины;
 
  Знания и умения первой предметной области
  3. Провести внешний61 структурно-логический анализ содержания учебной дисциплины;
 
  Знания и умения второй предметной области
  4. Выполнить интеграцию знаний и умений в процессе обучения.
  5. Схема организации МПС
 
  6. Проблемы реализации МПС
  1. Несогласованность терминологии, обозначений и в некоторых случаях нюансов в трактовке общих для различных курсов понятий;
  2. Не всегда правильно оценивается роль курса в формировании у учащихся умений и навыков, необходимых для смежных предметов.
  3. При обучении одного курса довольно часто не используются понятия, сформированные при изучении других курсов.
  7. Итоги
  Рассмотренную технологию можно применять при изучении любой темы. Но действовать надо в системе, т.к. только последовательное и систематическое осуществление МПС значительно усиливает эффективность учебно-воспитательного процесса, формирует диалектический способ мышления.
 
 
 
 Мусабеков Р.Б.
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ СЕТИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И МОНИТОРИНГА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
 
  Учителя информатики имеют уникальный педагогический инструмент - компьютер. Его можно использовать на каждом уроке и на любом его этапе. Я проанализировал его возможности относительно применения в процессе обучения и сделал для себя такие выводы, что компьютер может быть востребован при:
  - подаче нового материала;
  - закреплении нового материала;
  - контроле усвоения нового материала;
  - контроле усвоения раздела в целом;
  - самоконтроле и коррекции знаний.
  Я создал программу "Экзаменатор", которая реализует в себе все вышеуказанные направления. Эта программа позволяет:
  - создавать тестовые задания закрытого и открытого типа;
  - проводить тестирование учеников по теме, указанной в компьютере учителя;
  - фиксировать и хранить ответы всех учеников на все вопросы на компьютере учителя;
  - проводить анализ усвоения учениками темы и выделять проблемные вопросы;
  - формировать отчеты в файле электронной таблицы;
  - выдавать ученикам новый материал в форме текстовых документов Word и проверять его усвоение.
  Хочу познакомить учителей со своей программой и особенностями её применения в учебном процессе.
 
 
 Павлова Л.П., Коваленко М.И.,
 Кузнецова Т.К.
 ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
 
  С 2002/2003 учебного года информатика введена в начальную школу как отдельный предмет, являющийся пропедевтикой к изучению базового курса информатики в средней школе. Появление информатики в младшей школе привело к возникновению проблемы: кто должен проводить уроки информатики - учитель начальной школы или учитель информатики?
  Существует мнение, что, исходя из целей обучения информатике в начальной школе (формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера), занятия должны проводиться учителем информатики. Но, есть ряд причин, позволяющих усомниться в этом подходе. Личный опыт преподавания информатики в начальной школе (без базового образования по специальности "Учитель начальной школы") позволил сделать ряд выводов и наблюдений.
  В МОУ СОШ №109 г. Ростова-на-Дону ввели информатику во 2-4 классы в 2003 учебном году. Был принят следующий вариант проведения занятий: класс делится на группы в ходе одного урока. Урок проводят два учителя информатики: один проводит теоретическую часть (в обычном кабинете), а другой учитель в это же время проводит практические занятия в компьютерном классе. Каждая часть (теоретическая и практическая) длится по 20 минут, по истечении времени группы меняются местами. Связано такое проведение занятий в первую очередь с санитарно-гигиеническими нормами и технической оснащённостью школы (в школе только один компьютерный класс).
  Возрастные особенности младших школьников, а именно кратковременное внимание, необходимость в некоторой опеке со стороны учителя обусловливают некоторые сложности в восприятии нового учителя, с которым дети общаются один раз в неделю, в отличии от учителя начальных классов, с которым они общаются каждый день. С этим, по нашему мнению, связаны проблемы дисциплинарного характера, а также нежелание изучать теоретический материал, представленный на уроке.
  Еще одна трудность в обучении младших школьников - нежелание воспринимать компьютер как объект изучения. Это связано с тем, что компьютер стал вполне доступен для большинства семей, то многие младшие школьники имеют компьютеры дома, где используют их только в качестве игрушки, того же они ждут и на уроках информатики. Те, у которых компьютера дома нет, так же хотят только играть.
  В связи с перечисленным выше, был найден, как нам кажется, оптимальный вариант. После 4-5 стандартных уроков, мы проводим интегрированный урок, который нацелен на развитие интереса к предмету. Он заключается в следующем: 2 группы детей объединяются, урок проводится в компьютерном классе. На данном уроке изучаются темы, которые не входят в программу пропедевтического курса, но входят в базовый курс (например, история развития компьютерной техники, устройство ЭВМ, алгоритмы), с последующими творческими заданиями по теме.
  Одними из таких интегрированных уроков, проводимых в компьютерном классе, был урок на тему: "Поколения ПК. Устройство ПК". К этому уроку были разработаны электронные презентации по теме. Каждый слайд презентации сопровождался звуковыми и анимационными эффектами. Теоретический материал в нашей школе изучается по учебно-методическому комплексу "Информатика в играх и задачах " автора А.В. Горячева. Поэтому кроме текста и рисунков, на слайдах были представлены персонажи из комплекта: Робот Боб, Инопланетянин Янт и Незнайка. Урок учитель проводил от имени Робота Боба, как младшего брата современного компьютера, который захотел поделиться секретом мира компьютеров.
  В начале урока перед детьми ставилась задача - запомнить как можно больше информации, не записывая полученные сведения. В конце урока подводились итоги по пройденному материалу в соревновательной форме. Задавалась серия вопросов учащимся, отвечала та группа, представитель которой раньше поднимал руку. За каждый правильный ответ зачитывался 1 балл. Дважды отвечать одному человеку не разрешалось. Победившая группа получала отличные оценки. Примерные вопросы:
  - Как назывался первый компьютер? В какой стране он появился? В каком году?
  - Как назывался первый компьютер в России?
  - Что является мозгом компьютера?
  - Назовите устройства ввода и охарактеризуйте их
  - Назовите устройства вывода и охарактеризуйте их и т.п.
  В конце урока было дано творческое задание: Нарисовать компьютер будущего и описать его характеристики. Лучшие рисунки компьютеров были представлены на школьной выставке рисунков и отмечены призами.
  Испытанные трудности в общении с младшими школьниками были вызваны недостаточной психолого-педагогической подготовкой, ориентированной именно на эту возрастную группу. Поэтому мы пришли к выводу о необходимости подготовки и переподготовки учителей начальных классов по направлению "Информатика в начальной школе". На сегодняшний момент нами разрабатывается программа такой переподготовки, рассчитанная на 140 часов, а также уже разработан спецкурс для студентов Ростовского педагогического университета, обучающихся по специальности "Информатика".
 
 
 Паршакова Е.В.
 СИСТЕМА МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО ТЕМЕ
 "ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР"
 
  Темой моего исследования является проблема выбора методов и приемов обучения в педагогике, так как считаю ее одной из важнейших в современной дидактике.
  Потребность общества и школы, логика развития проблемы, современный уровень психологии и педагогики вызвал необходимость систематического исследования проблемы методов и приемов обучения, чтобы приблизить ее к объективному решению, обеспечить роль методов в достижении всего многообразия целей обучения, обосновать монистический подход к решению проблемы, учитывающий различные аспекты методов обучения, уже обозначенные в литературе.
  Преодоление отмеченных трудностей и достижение целей исследования проблемы возможны только на дидактическом уровне, то есть на уровне рассмотрения черт и процессов, свойственных любому обучению, независимо от специфики содержания.
  Задачи моей работы следующие:
  1) раскрыть понятие метода как многомерное явление;
  2) проанализировать классификацию методов обучения;
  3) сравнить возможности различных методов обучения;
  4) выделить приемы обучения, как составную часть метода и классифицировать их;
  5) разработать систему методов и приемов формирования ЗУН по теме "Текстовый процессор".
  Для повышения качества образования современный учитель, идя на урок, прежде всего должен быть обеспокоен не тем, как подать готовые знания, а как организовать деятельность учащихся.
  Чем богаче представление педагога о многообразии методов и приемов обучения и о возможностях их разумного и целесообразного сочетания, тем более удачным, живым, действительным является избираемый комплекс методов для проведения уроков по определенной теме и каждого урока в отдельности.
  Существуют различные подходы к описанию приемов обучения. Но наиболее рациональным мне представляется подход, при котором приемы будут выделяться в каждом из основных, известных нам методов обучения, а не изолированно от них. Фактически речь идет о приемах деятельности учителя и соответствующих им приемах деятельности учеников, которые, сливаясь воедино, "конструируют" метод обучения.
  Учитывая специфику обучения по профильному курсу можно отметить, что наиболее актуальными в организации процесса обучения являются следующие приемы: выделение главного, существенного в изучаемом материале; при формировании понятия - выделение характерных признаков; приемы классификации, установления аналогии, обобщения, систематизации, конкретизации и др; установление новых связей и отношений данного понятия с другими. (установление межпредметных связей); выполнение на модели преобразование информации (азбука - для текста, алгоритм - на графической модели); при формировании способов действий в прикладных программах использовать алгоритмы (в общей форме, а не в конкретной ситуации); зарисовка графической схемы логики материала; организация учебного материала в таблицу; анализ способа действий, когда разные алгоритмы приводят к единому результату; составление алгоритма в тетради и проверка его с помощью ПК.
  Разработанная мною система методов и приемов по теме "Текстовый процессор" подходит для детей с различными уровнями подготовки, сочетание приемов на каждом уроке позволяют включать всех учащихся в активную познавательную деятельность на уроке. На базе системы методов создаются условия для всестороннего развития познавательных возможностей школьников. Естественно, что при этом должна быть соблюдена мера разнообразия, что бы обучение не превратилось в калейдоскоп меняющихся видов деятельности, отвлекающих внимание учащихся от сути учебного материала. Все это вновь требует от педагогов не просто применять разнообразные методы сами по себе, а отбирать в каждом конкретном случае их оптимальное сочетание. Для этого в первую очередь необходимо осознать ситуацию выбора методов, т.е. осуществить ее продумывание, обоснование, а не стихийное, случайное применение.
  Основные требования к оптимальному выбору методов обучения:
  1. Обеспечить перспективный выбор системы методов. изучения темы.
  2. Определить ведущий метод изучения нового материала с учетом специфики задач урока и содержания учебного материала.
  3. Сочетать его с разнообразием методов обучения в системе уроков, чтобы обеспечить активность учеников с разными типами памяти, внимания, мотивов, отношения к учебе.
  4. Конкретизировать выбор методов с учетом возможностей учеников и учителя, прежде всего уровня учебной подготовленности и отношения к учению коллектива школьников.
  По мере роста реальных учебных возможностей учеников класса обогащать и углублять применение методов, требующих проявления большей самостоятельности и активности учеников.
  В итоге, апробировав, "пропустив через себя" определенное количество приемов обучения, учитель сам становится творцом, разрабатывая свой алгоритм урока, прокладывая свой, часто неповторимый путь к вершинам педагогического мастерства.
 
 
 Поздеева Л.А
 СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
 
  Информатизация образования сегодня является одним из перспективных направлений. На базе нашего филиала в рамках реализации этого направления создана лаборатория информационных технологий, задачами которой являются:
  1. Анализ и популяризация разработок в области информатизации ДОУ, начальной и старшей школы;
  2. Разработка содержания курсов и методов их преподавания;
  3. Установление продуктивного сотрудничества филиала с УО и другими образовательными структурами города;
  4. Организация и сопровождение ряда экспериментальных площадок;
  5. Обеспечение преемственности работы учителей информатики старшей и начальной школы;
  6. Разработка и апробация методических и учебных пособий.
  Работа по информатизации образования ведётся в следующих направлениях:
  1. Формирование готовности учителя начальной школы к преподаванию информатики младшим школьникам
  а) организация постоянно действующего семинара с учителями начальной школы по рассмотрению вопросов преподавания информатики в начальной школе;
  б) создание экспериментальной площадки в опорной школе №14 г. Нижневартовска;
  в) проведение открытых уроков, накопление видеоматериалов и другого материала, позволяющего полнее раскрыть потенциал рассматриваемого предмета;
  г) подготовка и издание методических пособий, в т.ч. тетрадей на печатной основе.
  2. Профилизация обучения в области информатики
  В рамках реализации данного направления намечены и проводятся следующие мероприятия:
  а) исследование методов применения информационных технологий на предметном уроке;
  б) обучение учителей старшей школы методике использования компьютера при подготовке к уроку и во время его проведения.
  3. Формирование базовых пользовательских навыков
  Отдельной проблемой является отсутствие пользовательской подготовки у большинства работников сферы образования. Поэтому до начала рассмотрения возможностей применения информационных технологий в конкретных предметных областях организуются курсы, целью которых является формирование пользовательских навыков, необходимых для применения компьютера в своей профессиональной деятельности. Далее в штатном расписании необходимо предусмотреть дополнительные единицы в области информатизации образования. В округе необходимо создать межведомственную лабораторию информационных технологий, которая будет заниматься проблемами информатизации образования всех типов и видов дошкольных образовательных учреждений, начальной школы, профильной школы по всем циклам учебных предметов, которая будет создавать УМК, интегрированные курсы в соответствии с Концепцией модернизации Российского образования.
  Учреждению в условиях модернизации школьного образования требуется не просто должность < директор школы > или < руководитель>, а сложная профессиональная деятельность. К этой деятельности руководителя необходимо готовить как компетентного профессионала-управленца. Информационные технологии призваны стать эффективным средством обучения в системе повышения квалификации педагогических и руководящих кадров. Для управления школой руководителю необходимо иметь оперативную информацию. Для этой цели необходимо создание в школах, д./с банка оперативной информации. Качественное преобразование процесса управления образовательным учреждением в свою очередь требует качественного роста профессиональных специалистов, осуществляющих этот процесс.
  В настоящее время особое внимание следует уделять повышению квалификации руководящих работников образования, являющихся по сути своей андрагогами. Под их руководством педагогический коллектив школы, ученики и их родители. Каждый из них нуждается в образовательной среде, имеющей необходимую информацию для решения возникающих проблем как в производственном, так и в социальном и личностном плане.
  Совершенно очевидно, что для руководства школой необходим целый комплекс управленческих решений, направленный на обновление профессиональных знаний и умений, приведение их в соответствие с изменяющимися требованиями к современной школе, а также в связи с техническим переоснащением трудового процесса. Очевидно также, что весь педагогический коллектив образовательного учреждения и его руководство должны пройти модернизирующее обучение - обучение тому, что стало необходимо знать и уметь в силу происшедших в жизни изменений для решения актуальных проблем.
  Становятся понятными причины возникновения потребностей в новом содержании, в новых формах подготовки и повышения квалификации руководящих кадров образовательных учреждений. Причем, современные социальные условия диктуют необходимость непрерывного обучения руководящих кадров, так как отработанная годами схема обязательного повышения квалификации один раз в пять лет не устраивает руководителя современной школы. Кроме того, он вынужден осваивать новые направления деятельности, основанные на информационных и компьютерных технологиях, без которых не может эффективно управлять учреждением. Сегодня под руководством Управления образованием и научно-методическим обеспечением филиала ИПК и РРО начата работа в единой концептуальной парадигме с учетом проблем модернизации школьного образования в двух опорных школах (14, 43). Эти школы обеспечены профессиональными кадрами в области информационных технологий и являются пунктами информационного доступа единой региональной образовательной среды.
  4. Проведение серии городских, областных и Всероссийских конференций.
  Рассмотренные выше мероприятия имеют продолжительный характер и охватывают ограниченную категорию учителей региона. Конференция, как форма представления новых передовых технологий, учителей наиболее успешно продвигающихся в их освоении и применении, позволяет охватить большое число заинтересованных педагогов. Нашим филиалом запланирована и проводится целая серия городских и региональных конференций, на который приезжают поделиться опытом работы учителя ближайших городов (Лангепас, Мегион) Логическим продолжением этих мероприятий является Всероссийская научно-практическая конференция, ежегодно проводимая нашим филиалом в апреле месяце.
  Её участниками являются представители ведущих научно-исследовательских институтов и педагогических вузов страны, преподаватели различных кафедр институтов нашего города, представители фирм, разрабатывающих учебные компьютерные курсы, учителя школ. На протяжении трёх дней происходит интенсивный обмен идеями, методиками, завязывается сотрудничество в области информатизации образования.
  5. Популяризация мультимедийных изданий ведущих Российских фирм-производителей школьного программно-методического обеспечения (Кирилл и Мефодий).
  В современном обществе активно идет процесс информатизации всех сфер его жизни. Одним из ключевых направлений этого процесса является информатизация образования. Разработка и использование теории и практики внедрения информационных технологий в образовательном процессе, связанное с информатизацией, изменение задач и условий образовательного процесса, способствует появлению новых методических и организационных средств обучения с использованием компьютера: электронных учебников, учебно-методических комплексов, энциклопедий.
  Ситуация на рынке мультимедийного сопровождения такова, что школьному учителю зачастую бывает трудно разобраться в огромном потоке, имеющихся и постоянно создаваемых образовательных продуктов. Поэтому нами осуществляется работа по информированию учителя о программных продуктах, имеющих то или иное отношение к его образовательной области.
  Над созданием педагогических программных средств работает множество организаций и фирм, одной из известных является "Кирилл и Мефодий" (Образована в 1995г.). Компания (http://www.km.ru/) - крупнейший российский производитель мультимедиа-продукции.
  Продемонстрируем интерактивные обучающие курсы, разработанные компанией для среднего звена старшей школы. Электронные учебники состоят из ряда интерактивных уроков, которые используют принцип тематического планирования. Каждая тема построена как серия уроков, каждый урок разбит на несколько частей, которые включают вопросы для закрепления материала (вопросы для самоконтроля), выводы и задачи к уроку. Уроки предназначены для индивидуального изучения в домашних условиях или в специализированных компьютерных классах. Удобная система статистики успеваемости позволяет учителю корректировать процесс обучения.
  6. Научное сопровождение экспериментальных площадок на базе МОСШ№14 и Гимназии №6 г. Лангепас.
  Для апробации собственных разработок филиалом организованы две экспериментальные площадки
  - школа высокой информационной культуры (гимназия № 6 г. Лангепас)
  - школа информационных технологий обучения (СШ№ 14 г. Нижневартовск),
  - где ведётся разносторонняя подготовка учителей, проводятся экспериментальные занятия, семинары для учителей-предметников и администрации школ округа.
  Третий год подряд проводим совместно с НГПИ, с Академией информатизации образования г. Москвы Всероссийскую НПК "Информационные технологии в высшей и средней школе".
 
 
 
 Ревина Л.В.
 ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ - ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ КУРСОВ ИНФОРМАТИКИ И ИТ
 
  Формирование информационной компетентности относится к числу основных целей образования, сформулированных в документах Правительства РФ. В понятие информационной компетентности вкладывается:
  - комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее;
  - моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты;
  Основой для формирования данной компетентности в нашей гимназии служит:
  - пропедевтический курс информатики в начальной школе;
  - сквозной курс информатики 5-11 классы, построенный на содержательной линии учебников И.Г. Семакина, Н.Д. Угриновича, рекомендованных Министерством образования РФ;
  - включение в учебный план гимназии предмета "Информационные технологии" в 5, 6, 9 - 11 классах;
  - моделирование содержания предметных областей информатики и ИТ;
  - применение современных образовательных технологий;
  - единая информационная среда гимназии.
  Более подробно хотелось бы остановиться на содержании и особенностях процесса обучения, в ходе которого и формируется информационная компетентность.
 
 
  Принципами обучения, которые определяют данную систему требований к содержанию, организации и методике обучения являются:
  - самостоятельность, осознанность, активность;
  - наглядность;
  - последовательность и комплексность;
  - дифференцированный, групповой и индивидуальный подход в обучении.
  Реализацию принципов осуществляю за счет использования современных образовательных технологий, таких как коллективный способ обучения (КСО), Педагогические мастерские, технология проектного и уровневого обучения. Спектр технологий выбран не случайно. Например, метод проектов позволяет организовать учебный процесс, при котором учащиеся получают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Он основывается на концепции прагматической педагогики, провозглашающей "обучение посредством деления".
  Исходя из этого, определяю содержание, которое заключает в себе ряд проектов, связанных между собой таким образом, что сведения, полученные на основе одного опыта, служат развитию и обогащению целого потока информации.
  При таком построении учебного процесса несколько изменяется роль систематизированных знаний, поскольку деятельность учащегося основывается на его интересах. Совместно с учащимися, учителями - предметниками вырабатываем тематику проектов на данный учебный год.
  Метод проектов, на мой взгляд, наиболее эффективно обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, и тем самым решается важная педагогическая проблема - осуществление непосредственной связи между приобретением знаний и применением их на практике.
  Элементы уровневой дифференциации использую при составлении контрольных, практических и лабораторных работ. Наглядность обучения реализуется за счет интерактивных средств обучения.
  В процессе обучения активно используются информационные ресурсы Интернет:
  - в ходе самостоятельной работы на уроках при обращении к виртуальным документам, справочным материалам, картинным галереям, виртуальным музеям;
  - в процессе подготовки к урокам, зачетам, при подготовки к ЕГЭ, при создании проектов;
  - для индивидуальной работы над рефератами и сообщениями;
  - в процессе участия в научно - практических конференциях.
  Соединение данных методик и технических возможностей телекоммуникации позволяет мне широко использовать ИТ в различных сферах образования:
  - организовывать различного рода совместные исследовательские работы учащихся и учителей;
  - используя электронную почту, организовывать консультативную помощь, оперативный обмен информацией, идеями на основе работы локальной городской сети;
  - формировать у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, корректность их поведения в сетях;
  - формировать умения добывать информацию из разнообразных источников;
  - способствовать формированию информационной компетентности ни только учащихся, но и учителей.
  Формирование информационных компетентностей учащихся возможно только на основе деятельностного подхода к обучению и воспитанию.
  Одним из аспектов формирования информационной компетентности является овладение учащимися технологическим блоком, цель преподавания которого - формирование образовательного потенциала, позволяющего внедрять, развивать и использовать знания, полученные на информатике и информационных технологиях, на других учебных дисциплинах. С этой целью были разработаны основные ЗУН и параметры их отслеживания. В результате чего были выделены виды деятельности на каждом этапе обучения при переходе из одного класса в другой, например, ЗУН в 6 классе:
 СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКА ОТСЛЕЖИВАНИЯ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Правила ТБ при работе на ЭВМ, название основных устройств ЭВМ.
 2. Типовые правила построения пользовательского интерфейса (операционная среда Windows...):
 * Выбрать и загрузить нужную программу;
 * Работать в режиме диалога, применяя "меню", запросы о помощи, инструкции к пользованию;
 * Пользоваться клавиатурой, знать назначение основных функциональных клавиш;
 * Организовать хранение информации в памяти ЭВМ, а также на внешних носителях;
 * Вывод на печать;
 * Корректно выйти из программы, выключить ЭВМ. Наблюдение, тест, опрос.
 

<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу